Урок изобразительного искусства №3 в 5 классе. Тема: внутренний мир русской избы. Русская изба внутри рисунок 5 класс


“Убранство русской избы” » Блог крымского учителя Касперович А. И.

 

Предлагаю материал к уроку ИЗО «Убранство русской избы» в 5 классе по программе Б.М.Неменского: презентацию и видео – материал, а так же художественные произведения великих и не очень художников, изображавших интерьер русской избы.
На этом уроке ученики должны понять символическое значение знаков – образов в декоре избы. На уроке для наглядности используется макет русской избы (издательство Умная бумага).
Презентацию сопровождает отрывок из хоровой поэмы «Перезвоны». (По прочтении В. Шукшина) Валерия Гаврилина – Вечерняя музыка. Для настроя на практическую работу ребята слушают песню «Русская изба» (Е.Птичкин – М.Пляцковский) в исполнении Марии Пахоменко.
Задание лучше давать вариативного характера: одни делают причелины, другие полотенце, наличники, лобовую доску, а затем все собирается в единую композицию «Русская изба».

Скачать (PPTX, 6.48MB)

Василий Поленов “Комната командующего Рущукским отрядом Великого князя Александра Александровича в Брестовце” 1878

Чайников Г.Л. “Деревенский интерьер. Август”

Бурдасов “Дом в деревне”

Анохин ” В старом доме Ракитиных”

 

Василий Поленов “Интерьер избы”

 

Борис Михайлович Кустодиев “Комната в доме Прокофия Пазухина” 1914

Панов Эдуард “ Русская изба”  2013 

Куликов И.С. “В крестьянской избе”

Маковский В.Е. “Утренний чай”

Переверзева А. К. “Интерьер. Север”

Травников Г.А. “Кухня” 1985

Максимов ” Внутренний вид избы”

Эллерт ” В избе”

Максимов ” Внутренний вид избы”Василий Перов “Ночью в избе” Эскиз для «Спящие дети»

Илья Репин. “В избе” 1878

Илья Репин. “В избе” 1895

Ополченец 1812 года в крестьянской избе. Лубочная картина

Кто знает автора  и название?

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Shift + Enter или Отправить.

kasper-sudak.ru

Презентация "Внутренний мир русской избы".

    Презентация к уроку изобразительного искусства в 5 классе по программе Б.М.Неменского. Презентаия соответсвует требованиям ФГОС.

    Зрительный ряд презентации позволяет сформировать у  учащихся образные представления об организации, мудром устроении человеком внутреннего пространства избы. Повествовательный ход слайдов способствует развертыванию темы урока: крестьянская изба, женщина-хозяйка дома  в традиционной одежде, крыльцо дома. Далее слайды соответствуют последовательному продвижению по внутреннему пространству дома, представляя жизненно важные центры  (печь, красный угол, женский угол, полати др.). Учащиеся знакомятся с кругом предметов быта,  включенных в пространство дома (ткацкий стан, прялка, люлька, светец и т.п.). Практическая работа на уроке предусматривает обобщенное изображение крестьянского дома. Учащимся предложенны варианты композиционного решения крестьянского интерьера.

Просмотр содержимого документа «Презентация "Внутренний мир русской избы". »

ВНУТРЕННИЙ МИР

РУССКОЙ ИЗБЫ

1 . Из какого материала строили избы на Руси?

Д

Е

Р

Е

В

О

1 . Из какого материала строили дома на Руси?

Д

Е

Р

Е

В

О

2. Как называлась часть крестьянского дома,

сделанная из обработанных бревен?

С

Р

У

Б

2. Как называлась часть крестьянского дома,

сделанная из обработанных бревен?

С

Р

У

Б

3. С какими символическими понятиями

связывали крестьяне разные части дома?

1

2

3

4

3. С какими символическими понятиями

связывали крестьяне разные части дома?

К

О

Н

Ь

Н

Е

Б

О

О

К

О

З

Е

М

Л

Я

ИЗБА – комната отапливаемая печью

«Догадлив крестьянин, на печи избу поставил»

КРАСНЫЙ УГОЛ

БОЖНИЦА

Главное украшение дома была икона.

Иконы ставились на полочку-божницу.

Кроме икон на божнице хранились освящённые в церкви предметы: святая вода, верба, пасхальное яйцо.

ПЕЧНОЙ УГОЛ

ПЕЧЬ-душа дома,

главный оберег семьи,

семейный очаг.

ПЕЧЬ – жилище

домового.

ПОЛАТИ- лежанка между стеной избы и печью

ШЕСТОК – широкая толстая доска, на которой

размещались горшки, чугунки, домашняя утварь

ЖЕНСКИЙ УГОЛ (КУТ)

С чего начать рисунок русской избы?

  • Определить, что Вы будете изображать: женскую половину, красный угол, мужскую половину, печь…
  • Продумать компоновку рисунка.
  • Определить где в рисунке будет изображение пола, потолка, стен.

Приступаем к практической части урока, внимательно прочитайте задание.

Последовательность построения перспективного изображения избы

Выполняя практическую работу обращайтесь к тесту на слайде. На первом уроке по этой теме вы должны выполнить линейное построение рисунка избы и начать расположение предметов быта в графике.

Красный угол

стол

скамейка

Не красна изба углами,

а красна пирогами!

Презентация подготовлена по программе Б.М.Неменского к уроку ИЗО в 5 классе на тему «Внутренний мир русской избы».

Автор: Ефимова Жанна Юриевна, учитель ИЗО МБОУ СОШ №55, г. Нижний Тагил.

kopilkaurokov.ru

Конспект урока по ИЗО "Внутренний мир русской избы" (5 класс)

Разработка урока по изобразительному искусству учителя изобразительного искусства МБОУ СОШ №2

Кокорина Г.Н. Программа: Б.М. Немецкого.

Первая учебная четверть. Урок №3. Класс: 5

Урок изобразительного искусства в 5 классе

Тема: «Дом – космос. Внутренний мир русской избы»

Тип урока: урок комплексного использования знаний

Цели урока: Воспитывать любовь к Родине, к её традициям и народной культуре. Способствовать развитию творческой и познавательной активности. Способствовать формированию практических навыков работы в конкретном материале (акварель, мелки, бумага, кисти).

Предметная цель:

Понимать специфику образного языка ДПИ. Использовать символику древних славян, выразительные средства орнаментальной композиции. Выполнять эскизы интерьера русской избы. Уметь применять графические материалы и выразительные средства орнаментальных композиций (лаконичность, обобщённость, выразительность изобразительного мотива; ритм, симметрия) в творческой работе.

Метопредметная цель:

УУД

Личностные: осознавать необходимость уважительного отношения к культуре народа, произведениям декоративно-прикладного искусства;

- понимать роли культуры и искусства в жизни человека;

- уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм;

- уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

Регулятивные:

уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,

- находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

- уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность,

- уметь организовать место занятий.

Познавательные:

осуществлять поиск и выделение необходимой информации; способность к созданию художественного образа, эстетической оценке значения вещи и интерьера крестьянского жилища, и работ учащихся.

Коммуникативные:

проявлять активность для решения познавательных задач

уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения

Наглядный и дидактический материалы:

Общеклассный: плакаты «Этапы построения интерьера», «Солярные знаки».

Литературный ряд: стихотворения И. Денисов.

Музыкальный ряд: народные песни.

Видео ряд: презентация

Учебные понятия (на доске): декор, конструкция, интерьер, конник, красный угол.

Формы организации обучения: фронтальная, индивидуальная.

План урока:

  1. Организационный момент;

  2. Сообщение нового материала;

  3. Практическая работа;

  4. Выставка работ;

  5. Закрепление новых знаний

  6. Подведение итогов. Презентация

Ход урока:

  1. - Здравствуйте ребята, буду рада сегодня нашему общению и ожидаю удивиться вашим рисункам.

  2. (Учитель демонстрирует классу первый слайд)

-С древних времён человек строил себе жилище. Пройдя путь от пещеры до дворца, люди старались создать безопасное пространство. «ДОМ» почему именно так стало называться это пространство?

(Размышления учащихся)

-На самом деле эти три буквы очень символичны:

Д – похоже на строение, сооружение;

О – практически у всех народов, является символом оберега;

М – напоминает нам забор, ограду, отделяющую от внешнего мира.

(демонстрация второго слайда)

-В восприятии древних славян, наших предков, изба являлась олицетворением вселенной. Их мировоззрение строилось на понятии трёхмерности мира, то есть мир делился на три части:

Правь(верхний мир) – мир богов, где боги разъезжали по небу в колесницах запряжёнными крылатыми конями. Символ этого мира – птица, которая ещё и символизирует в себе женское начало. Как ласково в сказках женщину часто называют? В какой сказке женщину сравнивают с птицей?

(ответы учеников: утушкой, лебёдушкой; Царевна – лебедь) и т.д.

Явь (средний мир) – мир где мы с вами живём. Мы явились на белый свет, чтобы творить добро. Мир Яви – союз неба и земли, рождение рода человеческого. Символом среднего мира является конь – это сила, доблесть, добро и храбрость. Он символизирует мужское начало, вспомните, в каких сказках конь помогает человеку?

(ответы учеников – «Конёк Горбунок»; «Сивка – бурка»)

Навь (нижний мир)- тёмный мир мёртвых, тот свет. Символом этого мира является змея. А каких отрицательных героев сказок вы знаете?

(ответы учащихся: Змей Горыныч, баба Яга, Кощей бессмертный, Вий…)

На самом деле в древних легендах (русских ведах) говорится о князе тьмы, который правил миром Нави, и было у него двое детей: прекрасная, но коварная и злая дочь - Яга Виевна, и жестокий, статный, высокий брюнет, сын - кощей Виевич. Позже в русских сказках народ сделал их не такими красивыми и привлекательными.

- Давайте, попробуем определить, как понятие трёхмерности мира отразилось в архитектуре русского жилища – избы.

(размышления учащихся)

- Крыша дома – почесть небу. Символ небесной колесницы, поэтому каждый хозяин венчал свою крышу коньком (охлупень), Крышу венчает горделивый конь - охлупень. Он парит как птица, которая заботливо накрыла большими крыльями дом – гнездо, где обитают люди.

- Вспомните, что символизировал образ коня? (Солнце).

Свои наблюдения за движением солнца по небосводу наши предки сумели запечатлеть в образном строе фронтона дома. Конёк и солнечные знаки на полотенце символизируют полудённое солнце в зените, левый конец причелин – утреннее восходящее, а правый – вечернее заходящее.

- Рассмотрите узорочье доски – полотенца, доски причелены. Что за изображение вы увидели? (Круги с ромбами, ромбы и прямоугольники, небольшие отверстия, зигзаги, выступы.)

Нарядные орнаментальные ряды на причелинах и есть образное выражение небесной воды. А что вы увидели ещё на фронтоне?

Особенно нарядны фронтон и наличники окон. Поверхность фронтона словно разрослась причудливыми травами, цветущими кустами. На лобовой доске, которая идёт по верху бревенчатого сруба, стелются ветви растений, обитают фантастические существа.

- Какие? Кто скажет? (полулюди – полурыбы, волшебные птицы, добродушные львы, устрашающие гривастые львы-собаки).

Сказочно – диковинные образы олицетворяли нижний, подземный мир, который представлялся человеку таинственным и загадочным. Фронтон крыши обязательно украшался солярными знаками. Потолок в доме красили в голубой цвет, символ неба.

Стены в избе белились белой известью, почесть миру Яви. Окна, как глаза избы, так же украшались знаками оберегами, а оконные рамы изготавливались в виде креста, что являлось защитой и символизировало четыре стороны света и солнце.

Пол – почесть нижнему миру (Нави) – окрашивали в коричнево-охристые тона, отдавая дань уважения матери – Сырой Земле, таинственному нижнему миру.

(демонстрация 3 слайда)

- Внутренняя часть избы, условно, делилась на две половины: женскую и мужскую.

Но по прежнему верю я после мороза,

Русской печке, привету её и теплу,

Где не раз под тулупом,

Тяжёлым как туча,

Благодарный своей человечьей судьбе,

Забываясь от всех неурядиц грядущих,

Засыпал я счастливый под песни в трубе.

И. Денисов.

(Чья половина у печи?)

- Русская печь – домашний очаг, место окружённое почитанием всей крестьянской семьи: она является источником существования и благополучия. Печь – место чистое, нельзя плевать на печь и сжигать в ней мусор. Гость вошедший в избу, первым делом, прислонялся ладонями к печи, таким образом отдавая почесть хозяйке дома и прося благосклонности у домового.

У окна находилась лавка со спинкой с одной стороны (Конник) – это место считалось мужской половиной. В долгие зимние вечера мужчины рукодельничали здесь, плели лапти, вырезали ложки из дерева и тд.

Духовная часть избы располагалась в «красном» углу. Самым главным в избе был левый (красный ) угол, в который помещали ИКОНУ украшенную рушниками. Икону всегда вешали лицевой стороной к востоку, где всходит солнце – воплощение доброты. Этому правилу следовали все: будь то крестьянская изба, царские покои или купеческие хоромы. При любой беде или пожаре первой из избы выносилась икона.

Все значимые события семейной жизни отмечались в красном углу. Здесь ставили стол, за которым проходили как будничные трапезы, так и праздничные застолья, обряды. Во время уборки урожая первые и последние колосья устанавливали в красном углу – это сулило благополучие в семье, дому, всему хозяйству. В красном углу совершались ежедневные моления. Красный угол старались держать всегда в чистоте и нарядно украшали. Красный цвет означает в нашей традиции прежде всего божественный огонь – сравни слова «красный», «красивый» и «крада», т.е. жертвенный огонь. Красный резко амбивалентен. В древности он символизировал божество, жизнь, оберег, силу, очищение, мужское начало, действие, здоро-вье, любовь, владычество, солнце, с одной стороны, и войну, гнев, охоту, молнию, кровь, жертву, огонь подземного мира, смерть – с другой. Его украшали вышитыми полотенцами, лубочными картинками, открытками. На полке возле красного угла ставили самую красивую домашнюю утварь, хранили ценные бумаги, предметы. люди очень заботились о своей душе, так как верили в загробную жизнь.

(демонстрация 4 слайда)

-Словно птицы зазвенели-

Сколько света и тепла…

Бабка радугу постелит

От порога до стола.

Все сомнения отбросте:

Хоть избушка на земле,

Но идут по небу гости

Прямо к солнцу на столе.

Каждый ноги вытирает

И проходит не дыша

Там, где радуга играет,

Словно бабкина душа.

-Радугой называли длинные половички в избе. У русского народа было принято всё укрывать, прятать от чужих глаз. Потому в доме было огромное количество самотканых украшенных вышивкой занавесок, скатертей, полотенец. В мифологии радуга символизирует связь между миром естественным и сверхъестественным, мост между небом и землёй. Радуга является символом плодородия, самой жизни (радуга, посланная Ною после потопа), её многоцветья. Такое многоцветье присуще раю,

идеальному образу природы, праздничной брачной одежде женщины

в традиционных культурах.

(демонстрация 5 слайда)

-В каждой избе на потолке есть крюк, кто знает, зачем он?

(размышления учеников)

-На этот крюк вешалась люлька, где качали младенца.

(демонстрация 6 слайда)

Люлька тоже обязательно украшалась узорами оберегами.

  1. –Сколько интересного мы с вами сегодня узнали, и я предлагаю вам нарисовать интерьер русской избы.

С чего начнём?

(размышления учащихся)

Выбор композиционного решения.

Детальная прорисовка предметов.

Подмалёвок.

Передача в цвете деталей.

-Требования к самостоятельной работе учащихся:

Эстетичность работы.

Передача в рисунке особенностей уклада жизни русских крестьян.

Законченность композиции в цвете.

4. Индивидуальная работа с учащимися.

5. Выставка работ (самооценивание).

Оцените результаты своей работы, способы их достижения (с комментированием)

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГА УРОКА.

В чем проявилась мудрость устроения жилой среды русской избы?

Какие новые термины вы сегодня узнали на уроке?

Д/З - Подобрать иллюстрации к сказкам с изображением внутреннего убранства избы.

infourok.ru

Разработка урока "Декор русской избы" ИЗО 5 класс

Цели деятельности педагога

Познакомить учащихся с понятием изба как традиционного русского жилища, единством её конструкции и декора. Воспитывать любовь к Родине, к её традициям и народной культуре. Способствовать развитию творческой и познавательной активности. Способствовать формированию практических навыков работы в конкретном материале (карандаш, мелки, бумага).

Тип урока

Урок – путешествие, «открытие» нового знания; постановка и решение учебной задачи

Планируемые образовательныерезультаты

Предметные -Понимать специфику образного языка ДПИ. Выполнять эскизы интерьера русской избы. Уметь применять графические материалы и выразительные средства орнаментальных композиций (лаконичность, обобщённость, выразительность изобразительного мотива; ритм, симметрия) в творческой работе

Метапредметные - овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. Овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения творческой работыУметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач; уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность, уметь организовать место занятий.

Личностные: Уважительно относиться к культуре народного искусства; понимать роли культуры и искусства в жизни человека; уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм; уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом; уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения

Методы и формыобучения

Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная

Основные понятия и термины

Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Трёхчастная структура и образный строй избы.

Образовательные ресурсы

http://rodonews.ru/news_1282664628.html, «Изо и художественный труд» книга для учителя. Н.Н Фомина, 1995г

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: Презентация к уроку «Декор русской избы»

Музыкальный ряд: Сен-Санс «Лебедь», русские народные песни

Оборудование

Доска, компьютер, проектор. Материалы и инструменты: бумага, карандаши, мелки

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Формы организации совзаимодействия

Универсальныеучебные действия

Промежуточ-ный контроль

I. Организационный

момент

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Муз. фон Русские народные песни

Проверяет готовность обучающихся

к уроку.

Внимание! Проверь, дружок,Готов ли ты начать урок!Всё ли на месте? Всё ли в порядке:Есть у нас девиз такой:Всё, что надо под рукой!

Учитель спросит – надо встать.Когда он сесть позволит – сядь.Ответить хочешь – не шуми,А лучше руку подними.

Глаголем, кошелем и брусомДом строили с резным крыльцом,С обдуманным мужицким вкусомИ каждый со своим лицом…(слайд 1 )

Прсмотр презентации (слайды 2-5)

- Как назывались основные элементы украшения избы?

-Изучив убранство русской избы, интересно было бы познакомиться с внутренним ее миром, какие предметы интерьера наполняли крестьянский дом?

Как они назывались?

Для чего были нужны?

Где располагались?

(слайд 6) Стих «В низенькой светелке…» Л.Мэй

Выполняют оценку/самооценку готовности по критериям:

правильность выбора учебных принадлежностей,

правильность и аккуратность расположения предметов на парте,

самостоятельность подготовки,

настрой на урок.

Фронтальная работа

Личностные: понимают значение знаний для че-

ловека и принимают его; имеют желание учиться, проявляют эмоциональ-

но-ценностное отношение к внутреннему миру русской избы

Устные ответы

II. Изучение нового материала

III. Творчес-кая практическая деятельность

IV. Итог урока.

Рефлек-сия

Словесно-иллю-

стративный рас-

сказ с элементами беседы по теме «Декор русской избы».

Просмотр мультимедийной

презентации

«Декор русской избы».

Физкультминутка.

Пауза общего воздействия

Выставка работ обучающихся, анализ и эстетическая оценка.

Обобщающая беседа

Домашнее задание

Сколько сил и умений вкладывали наши предки в строительство. Но сруб так и останется срубом, каким бы богатым орнаментом его не украшали. Домом он станет только тогда, когда его согреет тепло очага.

- Действительно, печь – это душа дома. Ребята, как вы понимаете поговорку « Печь без дров – гора»?

В русской избе существовало еще одно важное место – «красный угол».

- Ребята, как вы думаете, почему именно красному цвету крестьяне уделяли такое внимание? Что означает красный цвет? (красивый, главный) В каких еще выражениях вы встречали употребление красного цвета? (красна девица, красный молодец, красные окна, весна красна)

- Но не каждый день семья встречала гостей. В обычные дни здесь, за обеденным столом, сидел глава семьи. - Ребята, я думаю, что вы заметили при просмотре виртуальной экскурсии, что мебели в избе было немного. Главный предмет – стол. Вдоль стен стояли широкие лавки. Н них и сидели и спали. А вы знаете, чем они отличались от скамьи? Лавки прочно прикреплялись к стенам, а скамьи можно было свободно переносить с места на место. Одежду крестьяне хранили в сундуках. Если в семье росла девочка, то с малых лет в отдельном сундуке, ей собирали приданное.

Простая крестьянская изба, а сколько мудрости и смысла в себе она вобрала! Интерьер избы – это столь же высокое искусство, как и все, что создавал талантливый русский народ.

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер роняет росу.

Мы в лес пошли, топор нашли.

Дрова рубили:

– Ах! Ух! Ох! Их!

(Руки – в замок, энергичные наклоны вперед.)

При помощи карандашей или восковых мелков изобразите избу, в которой могла бы жить ваша семья. Сделайте украшения избы затейливыми, нарядными, вплетая в узор знакомые вам образы. Постарайтесь сохранять симметрию.

Схемы интерьера ( слайд 22)

Показ на ватмане построение интерьера.

Во время выполнения практической работы, следить за успешностью выполнения работы учащимися, в случае затруднения оказывать помощь, давать консультацию.

Обобщающая беседа (слайд 23)

– Ребята, что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

Подведите итог, закончив любое предложение…

Сегодня я узнал…

Меня удивило…

Я приобрел…

Я попробую…

Мне захотелось…

Подобрать иллюстрации к сказкам с изображением внутреннего убранства избы.

Просматрива-

ют материал презентации

(слайды 6-21)

Выполняют упражнения.

Выполняют творческую

Работу

Рассматри-вают работы, оценивают работу свою

и одноклас-сников, сравнивая их

Фронтальная работа.

Индивидуальная работа

Фронтальная работа

Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, способность

к эстетической оценке произведений искусства, понимают значимость предмета «Изобразительное искусство».

Познавательные: имеют способность к художественному познанию мира, умеют произвольно и осознанно строить речевое высказывание в устной форме о произведениях искусства; осуществляют поиск существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта) Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание; согласовывать свои действия с партнером; активно слушать одноклассников и учителя; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила; рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их

Познавательные: умеют применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности.

Регулятивные: составляют план и последовательность действий; контролируют сличение способа действия и его результата.

Коммуникативные: задают вопросы для уточнения последовательности работы и техники исполнения рисунка

Личностные: понимают значение знаний для человека, воспринимают произведения искусства; связывают свои наблюдения за природой родного края с оценкой увиденного в произведениях искусства.

Регулятивные: адекватно оценивают свою работу и работу одноклассников

Устные ответы

Наблюдение.

Выполнение творческой работы

Устные ответы

infourok.ru

Конспект урока ИЗО в 5-м классе "Внутренний мир русской избы"

Разделы: МХК и ИЗО

Цель: Сформировать у учащихся образные представления об организации, мудром устроении человеком внутреннего пространства избы.

Зрительный ряд: Рисунки интерьера крестьянского жилища; репродукции; ИКТ-презентация

Литературный ряд: Л.Мей “В низенькой светелке…”, В.Белов – высказывание о русской печи, детские книжки с иллюстрациями русской избы.

Организационный момент

Подготовка к уроку. Настрой на урок.

Актуализация опорных знаний

- По каким принципам украшался внешний облик крестьянской избы.

- Зачем люди украшали свои жилища?

Формирование новых знаний

Презентация

(На экране изображение избы, кадр №5) Русская изба.… С ней мы уже не раз встречались на наших уроках, и вновь возвращаемся к этому образу. Человек, чувствуя себя незащищенным от космических сил и стихий, стремился создать свой мир, свой дом – добрый и уютный. Мы уже знакомы с узорочьем декоративных элементов избы, ее конструкции: фронтон избы - чело, передняя часть – лицо, окна – глаза. Рубленая изба являет собой модель мира – соединение трех космических стихий – неба, земли и подземного мира.

Глаголем, кошелем и брусом Дом строили с резным крыльцом С обдуманным мужицким вкусом И каждый со своим лицом.

В.Федотов

Но давайте, ребята, мысленно войдем в крестьянское жилище (на экране появляется изображение интерьера избы, кадр №6)

В низенькой светелке с створчатым окном Светится лампадка в сумраке ночном: Слабый огонечек то совсем замрет, То дрожащим светом стены обольет. Новая светелка чисто прибрана: В темноте белеет занавес окна; Пол отструган гладко; ровен потолок; Печка развальная стала в уголок. По стенам – укладки с дедовским добром, Узкая скамейка, крытая ковром, Крашеные пяльцы с стулом раздвижным И кровать резная с пологом цветным.

Л. Мей

Здесь существует тот же порядок, который наблюдается в природе, все как в природе, - гармонично и совершенно.

Потолок – небо, пол – земля, подпол – подземный мир, окна – свет.

(Кадр №7) Потолок связывался в народных представлениях с небом; матица (средний брус, несущий деревянный потолок), олицетворяла собой млечный путь. Путь на небе.

(Кадр №8) Под потолком шли полавошники, на них располагалась крестьянская утварь. Посуда обычно была деревянной или глиняной. А около печи укрепляли деревянный настил – полати. На полатях спали.

(Кадр №9) Почти в каждой избе имелся ткацкий станок – красна, на нем женщины ткали.

(Кадр №10) Для новорожденных подвешивали к потолку избы нарядную люльку. Люльку укрепляли на гибком шесте к матице.

(Кадр №11) Пол – землю; домотканые половики – дорожки, посланные в направлении от двери к передним окнам, - были образным выражением идеи пути-дороги.

Подпол символизировал нижний, подземный мир.

(Кадр №12) Окно-око – связь с большим миром, белым светом. Дом смотрел на мир окнами – очами, оно связывало мир домашней жизни с внешним миром.

Для освещения избы в вечернее время использовали лучину или керосиновую лампу. Керосиновая лампа подвешивалась к потолку или ставилась на стол.

Простой крестьянский дом состоял из одного большого помещения, условно поделенного на два основных центра – духовный и материальный.

Под материальным центром мы понимаем мир предметов, предназначенных для нашего тела, здоровья, благосостояния. В крестьянском доме источником всего этого была ПЕЧЬ – кормилица, защитница от холода, лекарь от болезней. Не случайно печь распространенный персонаж, часто встречающийся в русских сказках.

- Назовите сказки, где печь является действующим персонажем.

(“По щучьему велению”, “Гуси-лебеди” )

(Кадр №13) “Что есть в печи – все на стол мечи” – говорит русская пословица. А что же в ней такое есть. Что можно “метать” на стол? Угольки и головешки, что ли? Такой вопрос может задать только человек, никогда не видевший русской печи – отопительного сооружения, популярного на русской земле с начала 15 века. Эта печь служит не только для обогрева жилища, но и для приготовления пищи. На ней можно сушить впрок продукты – грибы, например (а можно высушить и валенки после зимней прогулки). На печи можно было “погреть косточки” старикам – для этого она была снабжена лежанкой. Даже помыться в печке можно было. Обратите внимание на отдельные детали и форму печи. Перед устьем печи устроен шесток, на который размещали чугунки. Небольшие углубления в стенках печи служили для сушки лучины или в зимнюю пору для просушки варежек. Под шестком, снизу печи, можно увидеть углубление для хранения дров.

Горнило печи (сводчатую варочную камеру) можно было разогреть до 200 градусов, а это очень высокая температура – ведь вода закипает уже при 100 градусах. Пекари знают, что это как раз та температура, которая требуется для выпечки хлеба. Специалисты по русской кухне добавят, что разогретое горнило часами хранит тепло – значит, в нем можно “топить” молоко, варить рассыпчатые каши, готовить жаркое, Вкус пищи, приготовленной в русской печи, не забывается.

(Кадр №14) Рядом с устьем печи стоят на вытяжку железные ухваты, которыми ставят в печь и достают из печи чугунки. А так же рядом находится кочерга и лопата для выпечки хлеба.

(Кадр №15) Послушайте, ребята, как сильно, мудро, по-русски глубоко написал о печи знаток крестьянского быта писатель В.Белов: “Печь кормила, поила, лечила и утешала, на ней подчас рожали младенцев, она же, когда человек дряхлел, помогала достойно выдержать краткую смертную муку и навек успокоиться. Печь нужна была в любом возрасте, в любом состоянии, положении. Она остывала вместе с гибелью всей семьи или дома… Тепло, которым дышала печь, было сродни душевному теплу”.

В переднем углу избы находился духовный центр дома. Духовный - от слова “душа”. Это сфера, которая ведает чувствами человека, его мыслями, горестями и радостями, Для того, чтобы поделиться своими бедами, обидами, страхами, попросить любви и счастья, люди обращались к иконам, украшенным вышитыми полотенцами. Рядом стоял стол. За него усаживали дорогих гостей для душевной беседы.

(Кадр №16) Красный угол (передний, большой, святой) – обращен к юго-востоку. С востоком соединялось представление о рае, блаженном счастье, животворящем свете и надежде; на восток обращались с молитвами, заклятьями, заговорами. С эпитетом “красный” очень много связано. Вспомните, красна девица…Красная скамья, красные окна, красный угол.

Красный значит красивый, главный. В красном углу находилась божница, украшенная сухими целебными травами, по праздникам белоснежными полотенцами с вышивкой и кружевами. Красный угол олицетворял зарю. В этой части избы происходили важные события в жизни семьи, самых дорогих гостей усаживали в красном углу, на красную лавку за стол.

(Кадр№17) Простая крестьянская изба, а сколько мудрости и смысла в себе она вобрала! Интерьер избы – это столь же высокое искусство, как и все, что создавал талантливый русский народ.

Давайте рассмотрим изображение деревенской избы по фотографиям и картинам художников.

Практическая работа

Задание:

Нарисовать фрагмент интерьера избы с основными предметами.

Последовательность изображения крестьянского интерьера:

1. Варианты композиционного решения крестьянского интерьера: изображение угла фронтальной стены с двумя прилегающими к ней боковыми стенами. (Кадр №18)

2. вписать в интерьер (по выбору) печь, лавку и т.п.

3. выполнение в цвете (отработать мазок “бревнышко”, выполнение предметов обстановки и быта)

Итог урока

Анализ работ учащихся.

Домашнее задание: Подобрать иллюстрации предметов крестьянского быта.

Дополнение

Презентация по теме урока “Внутренний мир русской избы” - Приложение1

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Урок изобразительного искусства №3 в 5 классе. Тема: внутренний мир русской избы

Музейный урок изобразительного искусства №3 в 5 классе.

Тема: ВНУТРЕННИЙ МИР РУССКОЙ ИЗБЫ.

Цель: Сформировать у учащихся образные представления об организации внутреннего пространства избы.

Задачи:

  • развивать интерес к внутреннему миру человека и умение сопереживать ему через художественно-творческую деятельность учащихся в процессе освоения образного языка русского жилища.
  • формировать художественную культуру и потребность постоянного общения с декоративно – прикладным искусством, местным бытом и художественными традициями Белгородской области
  • воспитывать интерес к народной культуре.

Зрительный ряд: Детские рисунки интерьера крестьянского жилища из школьного фонда. Дидактический материал: «Внутренний мир русской избы» .

^ Л.Мей “В низенькой светелке…”,

Организационный момент. Подготовка к уроку. Настрой на урок.

Актуализация опорных знаний.

Вопрос 1. По каким принципам украшался внешний облик крестьянской избы.

Вопрос 2. Зачем люди украшали свои жилища?

Вопрос 3. С чем сравнивали крестьяне свой дом?

Ответ. Фронтон избы - чело, передняя часть – лицо, окна – глаза. Рубленая изба являет собой модель мира – соединение трех космических стихий – неба, земли и подземного мира.

Вывод.

^

В. Федотов

Формирование новых знаний.

Русская изба... Мы уже знакомы с узорочьем декоративных элементов избы и ее конструкции:

Но давайте, ребята, войдем в крестьянское жилище, которое представлено в нашем школьном музее. Оно воссоздано усилиями учителей и учащихся нашей школы много лет назад. Не последнюю роль в оформлении интерьера сыграло стихотворение Л. Мейя “В низенькой светелке…”

Ученик читает в учебнике (стр. 30):

В низенькой светелке с створчатым окном.Светится лампадка в сумраке ночном:Слабый огонечек то совсем замрет,То дрожащим светом стены обольет.Новая светелка чисто прибрана:В темноте белеет занавес окна;Пол отструган гладко; ровен потолок;Печка развальная стала в уголок.По стенам – укладки с дедовским добром,Узкая скамейка, крытая ковром,Крашеные пяльцы с стулом раздвижным.И кровать резная с пологом цветным.

Л. Мей

Учитель. Устраивая свое жилище, люди не забывали о порядке, существующем в природе – гармоничном и совершенном.

Потолок – небо, пол – земля, подпол – подземный мир, окна – свет.

Под потолком шли полки – полавошники. На них располагалась крестьянская утварь. Посуда обычно была деревянной или глиняной. А около печи укрепляли деревянный настил – полати. На полатях спали.

Для новорожденных подвешивали к потолку избы нарядную люльку. Люльку укрепляли на гибком шесте к матице.

^ покрывали домоткаными половиками. Дорожки были посланы в направлении от двери к передним окнам. Они были образным выражением идеи пути-дороги.

Окно-око было связью домашней жизни с большим миром, белым светом и с внешним миром.

Для освещения избы в вечернее время использовали лучину или керосиновую лампу. Керосиновая лампа подвешивалась к потолку или ставилась на стол.

Простой крестьянский дом состоял из одного большого помещения, условно поделенного на два основных центра – духовный и материальный.

^ мы понимаем мир предметов, предназначенных для нашего тела, здоровья, благосостояния. В крестьянском доме источником всего этого была печь – кормилица, защитница от холода, лекарь от болезней.

“Что есть в печи – все на стол мечи” – говорит русская пословица.

Вопрос. А что же в ней такое есть. Что можно “метать” на стол?

^

Учитель. На ней можно сушить впрок продукты – грибы, например (а можно высушить и валенки после зимней прогулки). На печи можно было “погреть косточки” старикам – для этого она была снабжена лежанкой. Даже помыться в печке можно было. Обратите внимание на отдельные детали и форму печи. Перед устьем печи устроен шесток, на который размещали чугунки. Небольшие углубления в стенках печи служили для сушки лучины или в зимнюю пору для просушки варежек. Под шестком, снизу печи, можно увидеть углубление для хранения дров.

Горнило печи (сводчатую варочную камеру) можно было разогреть до 200 градусов, а это очень высокая температура – ведь вода закипает уже при 100 градусах. Пекари знают, что это как раз та температура, которая требуется для выпечки хлеба. Специалисты по русской кухне добавят, что разогретое горнило часами хранит тепло – значит, в нем можно “топить” молоко, варить рассыпчатые каши, готовить жаркое, Вкус пищи, приготовленной в русской печи, не забывается.

Рядом с устьем печи стоят железные ухваты, которыми ставят в печь и достают из печи чугунки. А так же рядом находится кочерга и лопата для выпечки хлеба.

^ . Духовный - от слова “душа”. Это сфера, которая ведает чувствами человека, его мыслями, горестями и радостями, Для того, чтобы поделиться своими бедами, обидами, страхами, попросить любви и счастья, люди обращались к иконам, украшенным вышитыми полотенцами. Рядом стоял стол. За него усаживали дорогих гостей для душевной беседы.

^ (передний, большой, святой) – обращен к юго-востоку. С востоком соединялось представление о рае, блаженном счастье, животворящем свете и надежде; на восток обращались с молитвами, заклятьями, заговорами. С эпитетом “красный” очень много связано. Вспомните, красна девица…Красная скамья, красные окна, красный угол.

Красный значит красивый, главный. В красном углу находилась божница, украшенная сухими целебными травами, по праздникам белоснежными полотенцами с вышивкой и кружевами. Красный угол олицетворял зарю. В этой части избы происходили важные события в жизни семьи, самых дорогих гостей усаживали в красном углу, на красную лавку за стол.

Простая крестьянская изба, а сколько мудрости и смысла в себе она вобрала! Интерьер избы – это столь же высокое искусство, как и все, что создавал талантливый русский народ.

Учитель. Давайте перейдем в классную комнату и продолжим наш урок. (Одна из форм физкультминутки).

Откройте тетради и учебник на странице 30. Запишите тему урока и рассмотрите фотографии на страницах 31-34.

^ : Запишите в тетради основные предметы быта внутреннего мира русской избы.

Практическая работа.

Задание: Нарисовать фрагмент интерьера избы с основными предметами быта.

Варианты и последовательность изображения крестьянского интерьера представлены на дидактических карточках, которые лежат у вас на столах.

Учитель рисует на доске один из вариантов композиционного решения крестьянского интерьера: изображение угла фронтальной стены с двумя прилегающими к ней боковыми стенами. Вписывает в интерьер (по выбору) печь, лавку и т.п. Затем обращает внимание учащихся на выставку детских рисунков прошлых лет по данной теме.

^ Учитель проверяет записи в тетрадях.

Итог урока.

Анализ и оценка работ учащихся в альбоме и тетрадях.

Домашнее задание: выполнение в цвете (отработать мазок “бревнышко”, выполнение предметов обстановки и быта). Подобрать иллюстрации или фотографии предметов крестьянского быта. Прочитать текст на стр. 30-35.

Красный угол русской избы

Интерьер русской избы

dopoln.ru

Презентация по изобразительному искусству в 5 классе "Внутренний мир русской избы"

Инфоурок › ИЗО, МХК › Презентации › Презентация по изобразительному искусству в 5 классе "Внутренний мир русской избы"

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

«Внутренний мир русской избы» Презентация к уроку изобразительного искусства в 5 классе. Учитель изо Никифорова Р.И. МБОУ Сосновская СОШ№2 Тамбовской области

2 слайд Описание слайда:

Задача урока- сформировать у учащихся образное представление об организации, мудром устроении человеком внутреннего пространсва избы.

3 слайд Описание слайда:

Изба – это жилой дом из бревен. Самый простой тип жилища - отапливаемое жили­ще — истопка. Истопка — потому что отапливалась, в ней можно было истопить печь. Истопка — истобка — изобка — истба — изба. Теперь понятно, почему русское крестьянское жилище называется избой — потому что отапливается. Русская изба как правило состояла из одного жилого помещения. А вот каким оно было мы сейчас с вами и узнаем.

4 слайд Описание слайда:

Справа у входа находилась печь – неотъемлемый атрибут русской избы. Печь сооружалась либо из кирпича, либо из особо прочной глины. Она завершалась плоской поверхностью, в которую обычно встраивалась лежанка – спальное место для детей и стариков. Труб такие печи не имели и топились «по-черному», то есть дым из них шел в избу, а из нее через двор или оконцев выходил на улицу.

5 слайд Описание слайда:

Угол, находившийся напротив печи назывался красным. Красный — потому что почетный, торжественный; святой же — оттого, что здесь расположена божница с образами и перед ними горит лампадка.

6 слайд Описание слайда:

Другой угол, напротив красного, расположенный напротив печного чела — печной или бабий угол или кут (в России угол назывался ~ кут). Здесь проходили женские работы: здесь женщины готовили пищу и пойло скоту, здесь пряли, ткали, шили, вышивали, вязали, здесь нянчили младенцев.

7 слайд Описание слайда:

Третий угол, обычно возле входной двери — мужской угол, называвшийся еще коником. На конике спал хозяин, охраняя избу и имущество, здесь он сидел, выполняя мелкие мужские работы: шорничал, сапожни­чал, плел лапти, корзины.

8 слайд Описание слайда:

Главный предмет мебели — широкие лавки, наглухо вделанные в стены, по меньшей мере, в переднюю и боковую, и сходящиеся в красном углу. Лавки эти были довольно широкими, так что на них можно было не только сидеть, но и лежать.

9 слайд Описание слайда:

По вечерам, после работы в поле, после того, как убрали скотину обычно женщины занимались прядением.

10 слайд Описание слайда:

Загадки

11 слайд Описание слайда: 12 слайд Описание слайда:

Ответить на вопрос:

13 слайд Описание слайда:

Задание выполнить рисунок крестьянской избы.

14 слайд Описание слайда:

Используемые ресурсы: Диск к учебнику «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» http://www.stihi.ru/pics/2015/02/25/10504.jpg http://stabrovsky.ru/photography/2010/urievo-khutyn/006.jpg http://nvologda.ru/wp-content/uploads/2014/11/0011-006-DOM-500-Kakim-byl-vnutrennij-mir-russkoj-izby.jpg http://центр53.рф/upload/medialibrary/7b1/7b1c3c347fd273c54c18c5e4e348e83e.jpg http://img.labirint.ru/images/comments_pic/1449/0_618186a3bde7b06c3b76200c666a859f_1417965295.jpg http://flatik.ru/flax/644/643290/643290_html_1dc930c3.jpg http://ic.pics.livejournal.com/rodnover_vedist/51043655/262460/262460_original.jpg http://4.bp.blogspot.com/-OjnvneJpSYc/UtAkz0qcVKI/AAAAAAAABrw/K4skdvI5Sh0/s1600/9.png

Найдите материал к любому уроку,указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсемирная историяВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеДругоеДругойЕстествознаниеИЗО, МХКИзобразительное искусствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИспанский языкИсторияИстория РоссииИстория Средних вековИтальянский языкКлассному руководителюКультурологияЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМировая художественная культураМузыкаМХКНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирОсновы безопасности жизнедеятельностиПриродоведениеРелигиоведениеРисованиеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФинский языкФранцузский языкХимияЧерчениеЧтениеШкольному психологуЭкология

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДБ-179598

Похожие материалы

Оставьте свой комментарий

infourok.ru