Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 2

Notice: Use of undefined constant DOCUMENT_ROOT - assumed 'DOCUMENT_ROOT' in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 5

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 5

Notice: Use of undefined constant DOCUMENT_ROOT - assumed 'DOCUMENT_ROOT' in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 11

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 11

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 28

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 28

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 28

Notice: Undefined variable: flag in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 28

Notice: Undefined variable: adsense7 in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 39

Notice: Undefined variable: adsense6 in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 40
Рождение киевской руси. Лекция по истории на тему "Рождение Киевской Руси. Крещение Руси"

Лекция по истории на тему "Рождение Киевской Руси. Крещение Руси". Рождение киевской руси


РОЖДЕНИЕ КИЕВСКОЙ ДЕРЖАВЫ - НАЧАЛО РУСИ - ИСТОРИЯ - Каталог статей

Лев Николаевич Гумилёв

ОТ РУСИ ДО РОССИИ

В VI-VIII вв. славяне - народ сильный и энергичный - имели большие успехи. Население множилось не столько за счёт моногамных браков, сколько благодаря пленным наложницам. Славяне распространились на север, где их звали венеды (это слово поныне сохранилось в эстонском языке). На юге их звали склавины, на востоке - анты. Украинским историком М.Ю.Брайчевским установлено, что греческое слово «анты» значит то же, что славянское «поляне». Сохранилось слово женского рода «поляница» в значении «богатырша». Но слово «поляне» в аналогичном значении сегодня не используется, так как тюркское слово «богатырь» вытеснило его из употребления. К VI в. славяне заняли Волынь (волыняне) и южные степи вплоть до Черного моря (тиверцы и уличи). Заняли славяне также и бассейн Припяти, где поселились древляне, и южную Белоруссию, где осели дреговичи («дрягва» - болото). В северной части Белоруссии расселились западные славяне - венеды. Кроме того, уже в VII или VIII в. два других западнославянских племени - радимичи и вятичи - распространились на юг и восток до Сожа, притока Днепра, и до Оки, притока Волги, поселившись среди местных угро-финских племен. Для славян было бедствием соседство с древними ру-сами, которые сделали своим промыслом набеги на соседей. В свое время русы, побежденные готами, бежали частично на восток, частично на юг - в низовья Дуная, откуда они пришли в Австрию, где попали в зависимость от герулов Одоакра (дальнейшая судьба этой ветви нам не интересна). Часть русов, ушедшая на восток, заняла три города, которые стали опорными базами для их дальнейших походов. Это были Куяба (Киев), Арзания (Белоозеро?) и Старая Руса. Русы грабили своих соседей, убивали их мужчин, а захваченных в плен детей и женщин продавали купцам-работорговцам. Славяне селились небольшими группами в деревнях; обороняться от русов, оказавшихся жуткими разбойниками, им было трудно. Добычей русов становилось все ценное. А ценным тогда были меха, мед, воск и дети. Неравная борьба длилась долго и закончилась в пользу русов, когда к власти у них пришел Рюрик. Биография Рюрика непроста. По «профессии» он был варяг, то есть наемный воин. По своему происхождению - рус. Кажется, у него были связи с южной Прибалтикой. Он якобы ездил в Данию, где встречался с франкским королем Карлом Лысым. После, в 862 г., он вернулся в Новгород, где захватил власть при помощи некоего старейшины Гостомысла. (Мы не знаем точно, означает ли слово «Гостомысл» собственное имя человека или нарицательное обозначение того, кто «мыслит», то есть сочувствует, «гостям» - пришельцам.) Вскоре в Новгороде вспыхнуло восстание против Рюрика, которое возглавил Вадим Храбрый. Но Рюрик убил Вадима и вновь подчинил себе Новгород и прилегающие области: Ладогу, Белоозеро и Изборск. Существует легенда о двух братьях Рюрика, Синеусе и Труворе, возникшая в результате непонимания слов летописи: «Рюрик, его родственники (sine hus) и дружинники (thru voring)». Дружинников Рюрик посадил в Избор-ске, родственников отправил дальше, на Белоозеро, сам, опираясь на Ладогу, где был варяжский поселок, сел в Новгороде. Так, путем подчинения окрестных славян, финно-угров и балтов, он создал свою державу. Согласно летописи, Рюрик умер в 879 г., оставив сына, которого звали Игорь, по-скандинавски Ингвар, то есть «младший». Поскольку Игорь, по словам летописца, был «детескъ вельми» («очень мал»), по смерти Рюрика власть принял воевода по имени Хельги, то есть Олег. «Хельги» - это было даже не имя, а титул скандинавских вождей, означавший одновременно «колдун» и «военный вождь». Олег с воинами двинулся по великому пути из «варяг в греки»: из Новгорода к югу по речке Ловать, где была переволока, и дальше по Днепру, попутно заняв Смоленск. Варяги Олега и малолетнего Игоря подошли к Киеву. Тогда там жили славяне и стояла небольшая русская дружина Аскольда. Олег выманил Аскольда и вождя славян Дира на берег Днепра и там предательски убил их. После этого киевляне без всякого сопротивления подчинились новым властителям. Это произошло в 882 г. Олег занял Псков и в 883 г. обручил малолетнего Игоря с псковитянкой Ольгой. Ольга - это женский род имени Олег. Здесь мы, скорее всего, вновь сталкиваемся с титулом, не зная настоящего имени исторического лица. Вероятно, Ольга, как и Игорь, во время обручения была ребенком. К IX в. раскол славянского единства привел к созданию новых, ранее не существовавших народов. В результате смешения славян с иллирийцами появились сербы и хорваты, а во Фракии смешение с пришлыми кочевниками положило начало болгарскому этносу. Какие-то славянские племена проникли в Грецию и Македонию, дойдя до Пелопоннеса, который они назвали Мореей (от слова «море»). Растущая пассионарность славян разбросала их по всей Европе.

еще :

КНИГИ ПО ИСТОРИИ

русь былинная

wikii.ru

Лекция по истории на тему "Рождение Киевской Руси. Крещение Руси"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ № 11

Предмет История Группа 1 СД

Тема занятия: Рождение Киевской Руси. Крещение Руси

Время-90мин

Вид занятия - теоретическое

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:

Учебная: Выяснить предпосылки и значение образования Древнерусского государства;ознакомиться с различными теориями о возникновении государства у восточных славян, используя исторический документ;

Развивающая: развивать умение выделять главное, существенное в изучаемой теме, составляя опорную схему и таблицу;продолжить формирование умений выполнять познавательные и практические задания на использование элементов причинно-следственного анализа; на перевод информации из текста в схему,развивать умение работать в группах.

Воспитательная: воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины;воспитание коллективизма, товарищества.

Методическая:– Создание на уроке условий для проявления познавательной активности обучающихся. Формирование коммуникативных навыков обучающихся на уроках истории

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ:

Обеспечиваемые – Историография, Философия.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ:

Приложение 1. Содержание занятия

Приложение 2. Содержание лекции

Наглядные пособия: Учебная карта, таблицы, схемы

Раздаточный материал: рабочие карточки, исторические документы

Технические средства обучения: презентация 1: Рождение Киевской Руси. Крещение Руси

Учебные места: кабинет

Литература:

Основная-

История России 10 кл./Сахаров, Буганов, М.: Просвещение, 2009 г.;

Дополнительная - Чернова М.Н. Настольная книга учителя истории 5 – 11 кл. М., 2006., Алиева С.К. Всеобщая история в таблицах и схемах. 

Приложение 1

С о д е р ж а н и е з а н я т и я

Этап урока

Содержание этапов урока (основное)

Продолж.

1

1.Организационный момент.

2

2. Проверка д/з:

2.1.Доклады: восточно - славянские племена: поляне2.2. Работа по карточкам:

карточка № 1. 1.назовите источники знаний о прародине славян и их расселении.2.назовите ветви славянских племен.

карточка № 2. 1.перечислите южных славян и западных.

2. чем родовая община отличается от соседской?

2.3. рассказ у доски по плану:

1.Восточно-славянские племена - перечислить.

2.Занятия восточных славян.

3.Кем возглавлялся союз племен, кто его избирал.

4. Какую роль играла военная дружина.

5.Откуда пошло название "русь".

13

2

Целеполагание

3

Изучение нового материала.

-Актуализация знаний.

-Мотивация.

-работа по группам с историческими источниками и картой

-Закрепление изученного материала - тест

3

2

48

10

4

Подведение итога

3

5

Рефлексия: работа по вопросам

3

6

Постановка д/з:(п.15, стр.123-127, п.4), составить синквейн

3

Приложение 2

Древняя Русь (VIII-XI вв).

1. Происхождение и расселение восточных славян. Язычество.

2. Предпосылки образования Киевской Руси. Норманская и

антинорманская теория.

3. Этапы развития Древнерусского государства.

4. Социальное и политическое устройство Древней Руси.

5. Принятие христианства.

Проблемы происхождения и расселения восточных славян в VI – веках. Концепции А.А. Монгейта, И.П. Русановой, В.В.Седова и др. отечественных историков. «Повесть временных лет» - важнейший исторический источник изучения догосударственного строя у славян. Славянские племенные союзы. Строй военной демократии. Хозяйство и быт восточных славян.

Появление первых городов. Складывание в 1Х веке на основе полянского союза государства Киевская Русь. Причины более позднего создания государства у восточных славян, по сравнению с западными. Киевская Русь – многонациональное государство (процесс ассимиляции славян с др. народами).

Религиозно-мистическая окраска, как существенная черта древнеславянской культуры. Язычество и его основные черты.

Экономические и политические предпосылки образования государства Киевская Русь. Политический смысл норманской теории, созданной в XVIII веке немецкими учеными З. Байером, Г.Ф. Миллером, Шлецером. Антинорманская теория М.В.Ломоносова.

Этапы развития Древнерусского государства. 1 этап –первая половина 1Х века –первая половина Х века: Объединение Древнеславянских племен в единое государство, создание аппарата власти и правление первых князей из династии Рюриковичей.

П этап – вторая половина Х – первая половина Х1 века: расцвет Киевской Руси. Правление Ярослава Мудрого (1019-1054) и создание «Русской правды» - первого письменного свода законов.

Ш этап – 60-0 годы Х1 века – начало ХП века. Междоусобные войны и распад государства (начало периода феодальной раздробленности).

Основные черты раннефеодального государства. Политическое устройство Киевской Руси. Социальный состав общества и его неоднородность. Основные категории населения: смерды, закупы, рядовичи, изгои, пущенники, холопы, бояре, дружинники. Особенности рабства (патриархального) в Киевской Руси.

Особенности экономического развития раннефеодального общества, формы землевладения. Основные политические и культурные центры Древней Руси, рост городов, как центра ремесла, торговли, культуры, административных центров.

Принятие христианства на Руси в Х веке и его значение для укрепления княжеской власти, поднятие мирового авторитета Руси и вхождение в мировую культуру.

hello_html_5efc1641.jpg

hello_html_5caf10cb.jpg

hello_html_38f95397.jpg

Резюме:

Создание государства Киевская Русь стало крупнейшим историческим событием рассматриваемого периода. Русь объединила десятки племен: славянских, прибалтийских и др., став самым обширным государством в Европе. Экономическим фундаментом Киевской Руси был огромный фонд «старопахотных земель» в лесостепной и степной зоне и безбрежные лесные угодья с запасами пушнины, меда и воска. Древняя Русь изначально являлась многонациональным государством, в состав которого вошли балты, финно-угорские, и др. племена. Государство у восточных славян сложилось позднее, чем у других народов и причинами тому были сложнейшие климатические условия, огромные территории, затрудняющие общение и постоянное отражение военной угрозы. Образование у славян государства Киевская Русь стало закономерным итогом разложения родоплеменных отношений и зарождение новых феодальных отношений с основными его чертами: феодально-частной собственностью на землю, натуральным хозяйством, личной зависимостью крестьян, низким техническим состоянием.

Создание государства Киевская Русь в 1Х веке было закономерным процессом исторического развития славянского общества. Киевская Русь сформировалась как раннефеодальное государство, во главе которого стоял Великий Киевский князь, управлявший совместно с Боярской Думой (совещательным органом). В Древнерусском государстве еще не было четкого разделения между административными, полицейскими и финансовыми видами управления. Слабо развито законодательство и суд. Продолжало действовать народное вече, превратившееся из племенной сходки в собрание горожан, но по мере укрепления княжеской власти роль вече в политической жизни государства снижается до комплектования народного ополчения и выбора его предводителя.

По мере укрепления государства формируется и древнерусское законодательство «Русская правда», составленная при князе Ярославе Мудром и регулировавшая, в первую очередь, социально-экономические отношения.

Древнерусское общество было многоукладным. Крестьянское общество жило общинами, основную часть которых составляли свободные крестьяне, но по мере появления и роста частного землевладения и развития вотчинного хозяйства крестьяне попадают в непосредственную феодальную зависимость и появляются новые категории крестьян (закупы, рядовичи и др.).

Растет частное землевладение на Руси. Со второй пол. Х1 в. на Руси оно получило название вотчина. Наряду с натуральной и денежной рентой появляется отработочная рента или барщина.

Принятие Русью христианства в Х веке было явлением прогрессивным, т.к. православие (Византийский вариант христианства) в наибольшей степени отвечало политическим и культурным нуждам государства, способствовало поднятию мирового авторитета Руси и приобщению её к сокровищницам мировой культуры, развитию просвещения.

Вопросы для самоконтроля:

1.Происхождение славян и отделение славянской языковой группы от индоевропейского массива.

2.Складывание раннефеодального государства Киевская Русь из славянских племенных союзов. Язычество.

3.Политический смысл норманнской теории.

4.Особенности социального и политического строя Киевской Руси.

5.Формирование Древнерусского законодательства.

6.Особенности развития феодального землевладения.

7.Принятие христианства и его значение.

Глоссарий:

1.Боярская Дума – В Киевском государстве совет при князе членов старшей дружины.

2.Вече - народное собрание славян.

3.Военная демократия – термин, введенный А.Г. Морганом для обозначения власти военных вождей при сохранении остатков первобытного строя на стадии его разложения.

4.Вотчина – вид земельной собственности в России, переходившей по наследству. В пределах вотчины её собственнику принадлежала административная и судебная власть, право взимания налогов, с ХШ века – господствующая форма землевладения в России.

5.Дружина – вооруженные отряды при князе в Древней Руси, участвовавшие в войнах, управлении княжеством и личным хозяйством князя.

6.Закупы – крестьяне, взявшие ссуду у феодала и обязанные отработать её с процентами (временно-зависимые крестьяне).

7.Каган (восточн.) – верховный правитель.

8.Княжеский домен – земли, принадлежащие княжеской династии.

9.Монотеизм – (единобожие), религиозные верования, основанные на представлениях о едином боге.

10.Полигамия – (многобрачие), термин, обозначающий групповой брак (многоженство), свойственна преимущественно для патриархальных обществ.

11.Полюдье – в Киевской Руси объезд князем и дружиной подвластных земель для сбора дани.

12.Посадник – наместник князя в землях Древнерусского государства в 10-11 веках.

13.Рало – пахотное орудие типа примитивного и одна из единиц обложения данью в Древней Руси до Х1V века.

14.Рядовичи – крестьяне, попавшие в зависимость от феодала по ряду (договору).

15.Смерды – крестьяне-общинники (юридически свободные члены общины) в Древней Руси IХ- ХШ веков.

16.Феодализм – социально-экономическая формация, основанная на эксплуатации лично и поземельно зависимых крестьян от господствующего класса земельных собственников. Для феодализма характерны: внеэкономическое принуждение; господство натурального хозяйства, крайне низкое техническое состояние. Феодальный способ производства обуславливает специфические черты социально-политического строя: сословности, монархия, религиозное мировоззрение.

17.Холопы – категория населения на Руси по правовому положению близкая к рабам. Холопами становились в результате пленения, продажи себя за долги, брака с холопкой или холопом.

18.Язычество – традиционное обозначение «многобожия»,

infourok.ru

Лекция по истории на тему "Рождение Киевской Руси. Крещение Руси"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ № 11

Предмет История Группа 1 СД

Тема занятия: Рождение Киевской Руси. Крещение Руси

Время-90мин

Вид занятия - теоретическое

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:

Учебная: Выяснить предпосылки и значение образования Древнерусского государства;ознакомиться с различными теориями о возникновении государства у восточных славян, используя исторический документ;

Развивающая: развивать умение выделять главное, существенное в изучаемой теме, составляя опорную схему и таблицу;продолжить формирование умений выполнять познавательные и практические задания на использование элементов причинно-следственного анализа; на перевод информации из текста в схему,развивать умение работать в группах.

Воспитательная: воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины;воспитание коллективизма, товарищества.

Методическая:– Создание на уроке условий для проявления познавательной активности обучающихся. Формирование коммуникативных навыков обучающихся на уроках истории

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ:

Обеспечиваемые – Историография, Философия.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ:

Приложение 1. Содержание занятия

Приложение 2. Содержание лекции

Наглядные пособия: Учебная карта, таблицы, схемы

Раздаточный материал: рабочие карточки, исторические документы

Технические средства обучения: презентация 1: Рождение Киевской Руси. Крещение Руси

Учебные места: кабинет

Литература:

Основная-

История России 10 кл./Сахаров, Буганов, М.: Просвещение, 2009 г.;

Дополнительная - Чернова М.Н. Настольная книга учителя истории 5 – 11 кл. М., 2006., Алиева С.К. Всеобщая история в таблицах и схемах. 

Приложение 1

Древняя Русь (VIII-XI вв).

1. Происхождение и расселение восточных славян. Язычество.

2. Предпосылки образования Киевской Руси. Норманская и

антинорманская теория.

3. Этапы развития Древнерусского государства.

4. Социальное и политическое устройство Древней Руси.

5. Принятие христианства.

Проблемы происхождения и расселения восточных славян в VI – веках. Концепции А.А. Монгейта, И.П. Русановой, В.В.Седова и др. отечественных историков. «Повесть временных лет» - важнейший исторический источник изучения догосударственного строя у славян. Славянские племенные союзы. Строй военной демократии. Хозяйство и быт восточных славян.

Появление первых городов. Складывание в 1Х веке на основе полянского союза государства Киевская Русь. Причины более позднего создания государства у восточных славян, по сравнению с западными. Киевская Русь – многонациональное государство (процесс ассимиляции славян с др. народами).

Религиозно-мистическая окраска, как существенная черта древнеславянской культуры. Язычество и его основные черты.

Экономические и политические предпосылки образования государства Киевская Русь. Политический смысл норманской теории, созданной в XVIII веке немецкими учеными З. Байером, Г.Ф. Миллером, Шлецером. Антинорманская теория М.В.Ломоносова.

Этапы развития Древнерусского государства. 1 этап –первая половина 1Х века –первая половина Х века: Объединение Древнеславянских племен в единое государство, создание аппарата власти и правление первых князей из династии Рюриковичей.

П этап – вторая половина Х – первая половина Х1 века: расцвет Киевской Руси. Правление Ярослава Мудрого (1019-1054) и создание «Русской правды» - первого письменного свода законов.

Ш этап – 60-0 годы Х1 века – начало ХП века. Междоусобные войны и распад государства (начало периода феодальной раздробленности).

Основные черты раннефеодального государства. Политическое устройство Киевской Руси. Социальный состав общества и его неоднородность. Основные категории населения: смерды, закупы, рядовичи, изгои, пущенники, холопы, бояре, дружинники. Особенности рабства (патриархального) в Киевской Руси.

Особенности экономического развития раннефеодального общества, формы землевладения. Основные политические и культурные центры Древней Руси, рост городов, как центра ремесла, торговли, культуры, административных центров.

Принятие христианства на Руси в Х веке и его значение для укрепления княжеской власти, поднятие мирового авторитета Руси и вхождение в мировую культуру.

Создание государства Киевская Русь стало крупнейшим историческим событием рассматриваемого периода. Русь объединила десятки племен: славянских, прибалтийских и др., став самым обширным государством в Европе. Экономическим фундаментом Киевской Руси был огромный фонд «старопахотных земель» в лесостепной и степной зоне и безбрежные лесные угодья с запасами пушнины, меда и воска. Древняя Русь изначально являлась многонациональным государством, в состав которого вошли балты, финно-угорские, и др. племена. Государство у восточных славян сложилось позднее, чем у других народов и причинами тому были сложнейшие климатические условия, огромные территории, затрудняющие общение и постоянное отражение военной угрозы. Образование у славян государства Киевская Русь стало закономерным итогом разложения родоплеменных отношений и зарождение новых феодальных отношений с основными его чертами: феодально-частной собственностью на землю, натуральным хозяйством, личной зависимостью крестьян, низким техническим состоянием.

Создание государства Киевская Русь в 1Х веке было закономерным процессом исторического развития славянского общества. Киевская Русь сформировалась как раннефеодальное государство, во главе которого стоял Великий Киевский князь, управлявший совместно с Боярской Думой (совещательным органом). В Древнерусском государстве еще не было четкого разделения между административными, полицейскими и финансовыми видами управления. Слабо развито законодательство и суд. Продолжало действовать народное вече, превратившееся из племенной сходки в собрание горожан, но по мере укрепления княжеской власти роль вече в политической жизни государства снижается до комплектования народного ополчения и выбора его предводителя.

По мере укрепления государства формируется и древнерусское законодательство «Русская правда», составленная при князе Ярославе Мудром и регулировавшая, в первую очередь, социально-экономические отношения.

Древнерусское общество было многоукладным. Крестьянское общество жило общинами, основную часть которых составляли свободные крестьяне, но по мере появления и роста частного землевладения и развития вотчинного хозяйства крестьяне попадают в непосредственную феодальную зависимость и появляются новые категории крестьян (закупы, рядовичи и др.).

Растет частное землевладение на Руси. Со второй пол. Х1 в. на Руси оно получило название вотчина. Наряду с натуральной и денежной рентой появляется отработочная рента или барщина.

Принятие Русью христианства в Х веке было явлением прогрессивным, т.к. православие (Византийский вариант христианства) в наибольшей степени отвечало политическим и культурным нуждам государства, способствовало поднятию мирового авторитета Руси и приобщению её к сокровищницам мировой культуры, развитию просвещения.

Вопросы для самоконтроля:

1.Происхождение славян и отделение славянской языковой группы от индоевропейского массива.

2.Складывание раннефеодального государства Киевская Русь из славянских племенных союзов. Язычество.

3.Политический смысл норманнской теории.

4.Особенности социального и политического строя Киевской Руси.

5.Формирование Древнерусского законодательства.

6.Особенности развития феодального землевладения.

7.Принятие христианства и его значение.

Глоссарий:

1.Боярская Дума – В Киевском государстве совет при князе членов старшей дружины.

2.Вече - народное собрание славян.

3.Военная демократия – термин, введенный А.Г. Морганом для обозначения власти военных вождей при сохранении остатков первобытного строя на стадии его разложения.

4.Вотчина – вид земельной собственности в России, переходившей по наследству. В пределах вотчины её собственнику принадлежала административная и судебная власть, право взимания налогов, с ХШ века – господствующая форма землевладения в России.

5.Дружина – вооруженные отряды при князе в Древней Руси, участвовавшие в войнах, управлении княжеством и личным хозяйством князя.

6.Закупы – крестьяне, взявшие ссуду у феодала и обязанные отработать её с процентами (временно-зависимые крестьяне).

7.Каган (восточн.) – верховный правитель.

8.Княжеский домен – земли, принадлежащие княжеской династии.

9.Монотеизм – (единобожие), религиозные верования, основанные на представлениях о едином боге.

10.Полигамия – (многобрачие), термин, обозначающий групповой брак (многоженство), свойственна преимущественно для патриархальных обществ.

11.Полюдье – в Киевской Руси объезд князем и дружиной подвластных земель для сбора дани.

12.Посадник – наместник князя в землях Древнерусского государства в 10-11 веках.

13.Рало – пахотное орудие типа примитивного и одна из единиц обложения данью в Древней Руси до Х1V века.

14.Рядовичи – крестьяне, попавшие в зависимость от феодала по ряду (договору).

15.Смерды – крестьяне-общинники (юридически свободные члены общины) в Древней Руси IХ- ХШ веков.

16.Феодализм – социально-экономическая формация, основанная на эксплуатации лично и поземельно зависимых крестьян от господствующего класса земельных собственников. Для феодализма характерны: внеэкономическое принуждение; господство натурального хозяйства, крайне низкое техническое состояние. Феодальный способ производства обуславливает специфические черты социально-политического строя: сословности, монархия, религиозное мировоззрение.

17.Холопы – категория населения на Руси по правовому положению близкая к рабам. Холопами становились в результате пленения, продажи себя за долги, брака с холопкой или холопом.

18.Язычество – традиционное обозначение «многобожия»,

infourok.ru

Рождение Киевской державы | Становление Киевской Руси

              В VI-VIII вв. славяне — народ сильный и энергичный — имели большие успехи. Население множилось не столько за счет моногамных браков, сколько благодаря пленным наложницам. Славяне распространились на север, где их звали венеды (это слово поныне сохранилось в эстонском языке). На юге их звали склавины, на востоке — анты. Украинским историком М.Ю. Брайчевским установлено, что греческое слово «анты» значит то же, что славянское «поляне». Сохранилось слово женского рода «поляница» в значении «богатырша». Но слово «поляне» в аналогичном значении сегодня не используется, так как тюркское слово «богатырь» вытеснило его из употребления.

На этом изображении: Расселение славян в IX в               К VI в. славяне заняли Волынь (волыняне) и южные степи вплоть до Черного моря (тиверцы и уличи). Заняли славяне также и бассейн Припяти, где поселились древляне, и южную Белоруссию, где осели дреговичи («дрягва» — болото). В северной части Белоруссии расселились западные славяне — венеды. Кроме того, уже в VII или VIII в. два других западнославянских племени — радимичи и вятичи — распространились на юг и восток до Сожа, притока Днепра, и до Оки, притока Волги, поселившись среди местных угро финских племен.

              Для славян было бедствием соседство с древними русами, которые сделали своим промыслом набеги на соседей. В свое время русы, побежденные готами, бежали частично на восток, частично на юг в низовья Дуная, откуда они пришли в Австрию, где попали в зависимость от герулов Одоакра (дальнейшая судьба этой ветви нам неинтересна). Часть русов, ушедшая на восток, заняла три города, которые стали опорными базами для их дальнейших походов. Это были Куяба (Киев), Арзания (Белоозеро) и Старая Руса. Русы грабили своих соседей, убивали их мужчин, а захваченных в плен детей и женщин продавали купцам работорговцам.

              Славяне селились небольшими группами в деревнях; обороняться от русов, оказавшихся жуткими разбойниками, им было трудно. Добычей русов становилось все ценное. А ценным тогда были меха, мед, воск и дети. Неравная борьба длилась долго и закончилась в пользу русов, когда к власти у них пришел Рюрик.

Князь Рюрик. Гравюра 1805 г.              Биография Рюрика непроста. По «профессии» он был варяг, то есть наемный воин. По своему происхождению — рус. Кажется, у него были связи с южной Прибалтикой. Он якобы ездил в Данию, где встречался с франкским королем Карлом Лысым. После, в 862 г., он вернулся в Новгород, где захватил власть при помощи некоего старейшины Гостомысла. (Мы не знаем точно, означает ли слово «Гостомысл» собственное имя человека или нарицательное обозначение того, кто «мыслит», то есть сочувствует, «гостям» — пришельцам.) Вскоре в Новгороде вспыхнуло восстание против Рюрика, которое возглавил Вадим Храбрый. Но Рюрик убил Вадима и вновь подчинил себе Новгород и прилегающие области: Ладогу, Белоозеро и Изборск.

              Существует легенда о двух братьях Рюрика, Синеусе и Труворе, возникшая в результате непонимания слов летописи: «Рюрик, его родственники (sine hus ) и дружинники (thru voring )». Дружинников Рюрик посадил в Изборске, родственников отправил дальше, на Белоозеро, сам, опираясь на Ладогу, где был варяжский поселок, сел в Новгороде. Так, путем подчинения окрестных славян, финно угров и балтов, он создал свою державу.

На этом изображении: В. М. Васнецов. Варяги               Согласно летописи, Рюрик умер в 879 г., оставив сына, которого звали Игорь, по скандинавски Ингвар, то есть «младший». Поскольку Игорь, по словам летописца, был «детескъ вельми» («очень мал»), по словам летописца, власть принял воевода по имени Хельги, то есть Олег. «Хельги» — это было даже не имя, а титул скандинавских вождей, означавший одновременно «колдун» и «военный вождь». Олег с воинами двинулся по великому пути из «варяг в греки»: из Новгорода к югу по речке Ловать, где была переволока, и дальше по Днепру, попутно заняв Смоленск. Варяги Олега и малолетнего Игоря подошли к Киеву. Тогда там жили славяне и стояла небольшая русская дружина Аскольда. Олег выманил Аскольда и вождя славян Дира на берег Днепра и там предательски убил их. После этого киевляне без всякого сопротивления подчинились новым властителям. Это произошло в 882 г.

              Олег занял Псков и в 883 г. обручил малолетнего Игоря с псковитянкой Ольгой. Ольга — это женский род имени Олег. Здесь мы, скорее всего, вновь сталкиваемся с титулом, не зная настоящего имени исторического лица. Вероятно, Ольга, как и Игорь, во время обручения была ребенком.

              К IX в. раскол славянского единства привел к созданию новых, ранее не существовавших народов. В результате смешения славян с иллирийцами появились сербы и хорваты, а во Фракии смешение с пришлыми кочевниками положило начало болгарскому этносу. Какие то славянские племена проникли в Грецию и Македонию, дойдя до Пелопоннеса, который они назвали Мореей (от слова «море»). Растущая пассионарность славян разбросала их по всей Европе.

kiev-rus.ru

Рождение Киевской Руси

Тема: «Принятие Русью Христианства и его влияние на историческую судьбу России»

 

 

План

 

Введение........................................................................................................... 2

1. Рождение Киевской Руси....................................................................... 3

2. Выбор религии, наиболее подходящей для Руси......................... 5

3. Крещение Руси.......................................................................................... 9

4. Последствия принятия христианства на Руси.............................. 11

Заключение................................................................................................... 17

Список использованной литературы................................................... 19

 

 

Введение

IX-XI века – важнейший период истории славянских народов, в который складывалось и в который сложилось древнерусское государство. Это переломная эпоха, много определившая в его дальнейшей судьбе, судьбах его народов. Христианство победно шествует по Европе. В Х веке и Русь принимает новую религию, которая на долгие века станет мировоззрением общества, охватит все сферы его жизни.

Перед историками всегда стояли вопросы: в чем причина хри­стианизации Руси и почему князь Владимир выбрал именно право­славие? Ответ на эти вопросы следует искать как в личности князя Владимира, так и в анализе социально-политических и духовных процессов, которые происходили в то время в Киевской Руси.

Целью написания реферата является изучение процесса принятия Русью Христианства и влияние этого события на историческую судьбу России.

В ходе написания реферата мною решались следующие задачи: 1) дать краткую характеристику предпосылок принятия христианства на Руси; 2) раскрыть причины, повлиявшие на выбор религии; 3) рассмотреть процесс крещения Руси; 4) дать краткий анализ влияния принятия Русью Христианства на историческую судьбу России.

То, что произошло в конце Х в. в Древней Руси, было выдающимся событием в истории нашей Родины. Великий князь Владимир осуществил смелую государственную реформу, имевшую далеко идущие последствия. Однако подлинное ее значение гораздо глубже, чем просто религиозная реформа. Изучение данного вопроса актуально в связи с тем, что принятие Русью Христианства повлияло на историческую судьбу России. Анализ значения данного события для России поможет осмыслить особенности ее исторического развития.

Рождение Киевской Руси

В течение VI-VIII веков сложились основные предпосылки древнерусского государства: распад родового строя, переход к соседской общине, замена родового деления территориальным, возникновение городов, образование племенных союзов, княжеской власти, дружины. На основе полянского союза племенных княжеств к началу IX в. сложилось политическое образование, носившее название Русь. По имени столицы – Киева – ученые стали впоследствии называть его «Киевская Русь».

Объединение восточнославянских племен в государство было вызвано внутренними потребностями. Однако осуществилось оно благодаря активной деятельности древнерусских князей династии Рюриковичей. В соответствии с летописной традицией 882год, когда князь Олег стал новгородским и киевским князем, принято считать годом образования Древнерусского государства.

В 980 году в результате междоусобной борьбы князь Владимир, сын Святослава, оказался во главе непрочного объединения славянских племен, стабильность которого требовала постоянного применения (или угрозы применения) военной силы.

Чтобы укрепить объединение славянских племен, молодой князь Владимир принял два важных решения. Во-первых, он обосновался в Киеве, чтобы не оставлять управления своей державой на многие месяцы или годы. Во-вторых, он постарался идейно объединить союзные славянские племена с помощью общей для всех религии.

Проблему объединения союзных племен он поначалу пытался решить путем «уравнивания в правах» всех основных племенных богов (первая религиозная реформа). Так в Киеве возник пантеон шести языческих богов. Согласно другой точке зрения, в пантеоне были представлены боги, символизировавшие основные элементы древней картины мира славян – небо, землю, солнце и т.п. Возглавлял эту группу великокняжеский бог Перун. Но и в таком случае пантеон имел общеславянский, объединяющий характер.

Однако этот путь вел в тупик. Во-первых, языческая религия и после нововведений Владимира предполагала все же старый образ жизни. Она была уместна для патриархального строя, но серьезно тормозила формирование новых зарождающихся феодальных отношений. Нужны были новое право, новые обычаи, новое общественное сознание, новые оценки событий. Язычество этого дать не могло. Во-вторых, Киевская Русь не могла стать в один ряд с передовыми странами Европы и Востока, не могла выйти «на уровень мировых стандартов», не заимствовав у них ремесел, строительной техники, науки, культуры и многого другого. Все это можно было взять в Византии.

Таким образом, в начале IX в. с разложением первобытнообщинного строя и возникновением классового общества и феодального государства языческие политеистические верования восточных славян пришли в противоречие с интересами класса феодалов, начали сдерживать экономическое и культурно-политическое развитие общества. Государству, которое складывалось на Руси (Киевская Русь), нужен был общегосударственный религиозныйкульт, одна монотеистическая религия. Язычество не обеспечи­вало этнокультурного единства всех племен и земель Киевской Руси. Историческая практика показала, что это единство лучше других обеспечивают так называемые мировые религии: христи­анство и ислам.

 

 



3-net.ru

Рождение Киевской Руси - Рефераты для всех

Тема: «Принятие Русью Христианства и его влияние на историческую судьбу России»

План

Введение........................................................................................................... 2

1. Рождение Киевской Руси....................................................................... 3

2. Выбор религии, наиболее подходящей для Руси......................... 5

3. Крещение Руси.......................................................................................... 9

4. Последствия принятия христианства на Руси.............................. 11

Заключение................................................................................................... 17

Список использованной литературы................................................... 19

Введение

IX-XI века – важнейший период истории славянских народов, в который складывалось и в который сложилось древнерусское государство. Это переломная эпоха, много определившая в его дальнейшей судьбе, судьбах его народов. Христианство победно шествует по Европе. В Х веке и Русь принимает новую религию, которая на долгие века станет мировоззрением общества, охватит все сферы его жизни.

Перед историками всегда стояли вопросы: в чем причина хри­стианизации Руси и почему князь Владимир выбрал именно право­славие? Ответ на эти вопросы следует искать как в личности князя Владимира, так и в анализе социально-политических и духовных процессов, которые происходили в то время в Киевской Руси.

Целью написания реферата является изучение процесса принятия Русью Христианства и влияние этого события на историческую судьбу России.

В ходе написания реферата мною решались следующие задачи: 1) дать краткую характеристику предпосылок принятия христианства на Руси; 2) раскрыть причины, повлиявшие на выбор религии; 3) рассмотреть процесс крещения Руси; 4) дать краткий анализ влияния принятия Русью Христианства на историческую судьбу России.

То, что произошло в конце Х в. в Древней Руси, было выдающимся событием в истории нашей Родины. Великий князь Владимир осуществил смелую государственную реформу, имевшую далеко идущие последствия. Однако подлинное ее значение гораздо глубже, чем просто религиозная реформа. Изучение данного вопроса актуально в связи с тем, что принятие Русью Христианства повлияло на историческую судьбу России. Анализ значения данного события для России поможет осмыслить особенности ее исторического развития.

Рождение Киевской Руси

В течение VI-VIII веков сложились основные предпосылки древнерусского государства: распад родового строя, переход к соседской общине, замена родового деления территориальным, возникновение городов, образование племенных союзов, княжеской власти, дружины. На основе полянского союза племенных княжеств к началу IX в. сложилось политическое образование, носившее название Русь. По имени столицы – Киева – ученые стали впоследствии называть его «Киевская Русь».

Объединение восточнославянских племен в государство было вызвано внутренними потребностями. Однако осуществилось оно благодаря активной деятельности древнерусских князей династии Рюриковичей. В соответствии с летописной традицией 882год, когда князь Олег стал новгородским и киевским князем, принято считать годом образования Древнерусского государства.

В 980 году в результате междоусобной борьбы князь Владимир, сын Святослава, оказался во главе непрочного объединения славянских племен, стабильность которого требовала постоянного применения (или угрозы применения) военной силы.

Чтобы укрепить объединение славянских племен, молодой князь Владимир принял два важных решения. Во-первых, он обосновался в Киеве, чтобы не оставлять управления своей державой на многие месяцы или годы. Во-вторых, он постарался идейно объединить союзные славянские племена с помощью общей для всех религии.

Проблему объединения союзных племен он поначалу пытался решить путем «уравнивания в правах» всех основных племенных богов (первая религиозная реформа). Так в Киеве возник пантеон шести языческих богов. Согласно другой точке зрения, в пантеоне были представлены боги, символизировавшие основные элементы древней картины мира славян – небо, землю, солнце и т.п. Возглавлял эту группу великокняжеский бог Перун. Но и в таком случае пантеон имел общеславянский, объединяющий характер.

Однако этот путь вел в тупик. Во-первых, языческая религия и после нововведений Владимира предполагала все же старый образ жизни. Она была уместна для патриархального строя, но серьезно тормозила формирование новых зарождающихся феодальных отношений. Нужны были новое право, новые обычаи, новое общественное сознание, новые оценки событий. Язычество этого дать не могло. Во-вторых, Киевская Русь не могла стать в один ряд с передовыми странами Европы и Востока, не могла выйти «на уровень мировых стандартов», не заимствовав у них ремесел, строительной техники, науки, культуры и многого другого. Все это можно было взять в Византии.

Таким образом, в начале IX в. с разложением первобытнообщинного строя и возникновением классового общества и феодального государства языческие политеистические верования восточных славян пришли в противоречие с интересами класса феодалов, начали сдерживать экономическое и культурно-политическое развитие общества. Государству, которое складывалось на Руси (Киевская Русь), нужен был общегосударственный религиозныйкульт, одна монотеистическая религия. Язычество не обеспечи­вало этнокультурного единства всех племен и земель Киевской Руси. Историческая практика показала, что это единство лучше других обеспечивают так называемые мировые религии: христи­анство и ислам.

referat-4all.ru