Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 2

Notice: Use of undefined constant DOCUMENT_ROOT - assumed 'DOCUMENT_ROOT' in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 5

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 5

Notice: Use of undefined constant DOCUMENT_ROOT - assumed 'DOCUMENT_ROOT' in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 11

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 11

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 28

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 28

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 28

Notice: Undefined variable: flag in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 28

Notice: Undefined variable: adsense7 in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 39

Notice: Undefined variable: adsense6 in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 40
Родители михаила васильевича ломоносова. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Ломоносов Михаил Васильевич - Вся Биография. Родители михаила васильевича ломоносова


Родители Ломоносова - Музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Отец Ломоносова

Василий Дорофеевич Ломоносов был зажиточным крестьянином, занимался морским и речным рыболовным промыслом, имел мореходное судно. Гукор «Святой Архангел Михаил», получивший за отличные мореходные качества домашнее прозвище «Чайка». Домашнее хозяйство его отличалось образцовою полнотою; её завершал пруд, в котором помещались садки для живой рыбы и летом плавали домашние утки и гуси. Но при всей зажиточности отца Михаил Васильевич видел серенькую деревенскую обстановку, потому что внешнее благосостояние в то время не имело тесного соотношения с утончёнными взглядами на жизнь; и богатый, и бедный крестьянин держались одних порядков и одних обычаев и одинаковых взаимных отношений, вращались почти в одном и том же круге умственного развития. Василию Дорофеевичу могло быть приблизительно лет 30-40, когда родился у него сын Михаил. Так как в семье Василия Ломоносова этот сын был единственным и от первой жены, то это обстоятельство позволяет предполагать рождение Михаила Васильевича в самую цветущую пору благосостояния его отца, которое значительно изменилось с наступлением отрочества Михаила Васильевича, отмеченного в самом начале смертью его родной и горячо любимой матери. Эти лучшие годы детского возраста отца русской литературы, без сомнения, очень глубоко повлияли на его гений. Ближайшим воспитателем этого гения была родная мать Михаила Васильевича, умершая, к сожалению, в расцвете зрелых лет. Когда она вступила с Ломоносовым в супружеский союз, точных данных нет; но из сопоставления времени рождения Михайло Ломоносова с временем второй женитьбы его отца, имея в виду, что у Василия Ломоносова был только один сын и две дочери от первой жены, из коих одна вышла замуж в 1719 году и едва ли позднее, можно придти к тому решительному заключению, что брак их был около 25-летнего возраста Василия Дорофеевича, ничуть же не позднее, если помнить, что в крестьянстве наибольшее количество браков за прежнее время падало на переходное время к зрелости мужчины и что Михаил Васильевич вступил под строгое влияние мачехи в 1723 году, будучи 12-летним отроком.

Родная мать Михаила Васильевича Ломоносова

Сивкова Елена Ивановна до замужества была дочерью псаломщика какой-то Матигорской церкви Холмогорского округа, а этих церквей две, и они отстоят от Курострова к западу в 5 верстах. Как дочь церковнослужителя, она знала в доступной мере грамоту и высоко ценила её. Сверх того, как ни убого было в прежнее время умственное развитие самих церковных дьячков, однако они, в сравнении с крестьянами, были наилучше выработанными людьми, понимали значение благородства, и потому могли в своих семьях выводить добрых, нравственных и даровитых людей со зрелыми и верными взглядами на жизнь или по крайней мере с достаточною подготовкою к разумному восприятию всего лучшего и полезного. Без сомнения, такие добрые начала существовали и в душе родительницы Михаила Васильевича, ибо она развила в сыне своём любовь и усердие к молитве и рвение к полезным знаниям, начиная с грамоты, она дала ему первое ознакомление с буквами, цифирью и складами, она же затем настояла отдать своё детище для полного научения грамоте уже под руководством церковного дьячка, она с плотью и кровью сообщила ему задатки живейших внутренних стремлений, в которых, к сожалению, могла дать очень слабый след по причине скудного развития своих умственных сил, она могла рассказами и песнями породить в сыне своём глубокую любознательность и, может быть, такие вопросы, уяснение которых составило великую научную славу Ломоносова. Влияние этой истинной матери тем более неотразимо действовало на душу Михаила Васильевича, что он был единственным её сыном. Здесь вся её материнская любовь, весь материнский воспитательный труд, руководимый любовью, сосредотачивались на одном лице, да кстати, и отец, естественно, любил исчадие любимой супруги, также сосредотачивая на нём свои ласковые воспитательные заботы, направляя сына своего ко всему наилучшему.

К чести Василия Дорофеевича надобно пояснить, что он обладал весьма хорошими качествами души, был обходителен с домашними, любил жену и сына и, несмотря на незнание грамоты, был многосведущим человеком, почётным и уважаемым лицом в своём обществе. Нельзя думать, чтобы человек, ещё в начинающемся периоде зрелости будучи примерным домохозяином, лучшим землевладельцем, бойким торгово-мореходным промышленником, распорядителем морского судна, не был многосторонне развитым лицом. Естественно, и дети такого отца наиболее развиты в сравнении с детьми заурядных крестьян. Михайло Васильевич Ломоносов имел именно такого родителя, и потому от него приобрёл себе живой, бойкий рассудок, глубокую умственную проницательность, умение самостоятельно соображать и склонность к удивительному трудолюбию. Когда же к этим качествам присоединим мы качества, сообщённые от его матери, и допустим существование личных индивидуальных особенностей в широкой натуре Михаила Васильевича Ломоносова, то из такой комбинации получится пример редкого в крестьянской среде условия к умственному и многостороннему развитию человека ещё с первых дней его сознательного бытия. Столь благополучное слияние наилучших стимулов развития могло бы и не гениальному уму сообщить большой простор, но для гения — это земля, на которой приносит он плод всегда сторицею.

Родословная Ломоносова из статьи Модзалевского Б.Л. «Род и потомство Ломоносова»

 

museum.lomic.ru

Ломоносов Михаил Васильевич

Краткая хронология

-       1730 — 7 декабря в Холмогорской воеводской канцелярии получил паспорт.

-       1730 — 15 декабря отправился пешком в Москву.

-       1731 — 15 января зачислен учеником в Московскую Славяно-греко-латинскую академию.

-       1731—1735 — учёба в Московской Славяно-греко-латинской академии.

-       1734 — учёба в Киево-Могилянской академии.

-       1736 — 12 января зачислен студентом в Санкт-Петербургский академический университет.

-       1736 — 4 октября для обучения горному делу и металлургии направлен в Германию.

-       1736—1739 — обучался в Марбургском университете.

-       1737 — с января слушает курс механики профессора Х. Вольфа и курс теоретической химии профессора Ю. Г. Дуйзинга.

-       1739 — в феврале женился на дочери квартирной хозяйки Елизавете-Христине Цильх.

-       1739 — 8 ноября родилась дочь; 9 ноября — крещена в церкви реформатской общины с именем Екатерина-Елизавета.

-       1739—1740 — под руководством И. Ф. Генкеля обучался горному делу.

-       1740 — 26 мая обвенчался в церкви реформатской общины Марбурга с Елизаветой-Христиной Цильх.

-       1740 — в конце мая, направляясь на родину, под Дюссельдорфом «показался пруссакам годною рыбою на их уду» и обманом «забрит» был в рекруты, но в октябре бежал, прибыл чрез Арнгейм и Утрехт в Амстердам, далее — в Гаагу и, только после возвращения вновь в Амстердам, оттуда отправился морем в Россию.

-       1741 — 8 июня вернулся в Санкт-Петербург.

-       1741 — 22 декабря в Марбурге у Ломоносова родился сын, названный при крещении Иваном.

-       1742 — 8 января определён адъюнктом физического класса Академии наук и художеств.

-       1745 — 25 июля назначен профессором химии Академии наук и художеств.

-       1746 — 20 июня впервые читает на русском языке публичные лекции по физике.

-       1748 — создал первую в России научно-исследовательскую и учебную Химическую лабораторию.

-       1748—1757 — проводил в Химической лаборатории работы по изготовлению цветных стёкол и красок, — анализ руд.

-       1749 — 21 февраля родилась дочь Елена.

-       1752—1753 — в Химической лаборатории читал первый в истории курс лекций по физической химии.

-       1753 — основана стекольная фабрика в Усть-Рудицах.

-       1755 — по проекту М. В. Ломоносова учреждён Московский университет.

-       1757 — назначен Советником Академической канцелярии.

-       1758 — становится руководителем Исторического собрания, Географического департамента, Академических университета и гимназии.

-       1760 — 30 апреля Шведская королевская Академия наук избрала М. В. Ломоносова своим почётным членом.

-       1763 — 10 октября избран членом Академии трёх знатнейших художеств (за мозаичные работы).

-       1764 — 17 апреля (после 2) избран почётным членом Академии наук Болонского института.

-       1765 — 4 апреля скончался в собственном доме на реке Мойка

-       1765 — 8 апреля похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры

Ранние годы

«В 1711 году, в эпоху когда Пётр I совершал свои великие преобразования и когда плод этих преобразований, Полтавская победа, — "наше русское воскресение“, по выражению Петра, — уже решила вопрос о будущности России, как могущественного европейского государства», родился человек, который окончательно разделил науку и искусство, чудесным образом сочетая и объединив их в своём творчестве, «будущий славный русский учёный, вития и поэт» — произошло это 19 ноября в деревне Мишанинской Куростровской волости Двинского уезда Архангелогородской губернии в довольно зажиточной семье крестьянина-помора Василия Дорофеевича (1681—1741) и дочери просвирницы погоста Николаевских Матигор, Елены Ивановны (урождённой Сивковой) Ломоносовых. О первых годах жизни Михаила Ломоносова имеются крайне скудные сведения. Отец, по отзыву сына, был по натуре человек добрый, но «в крайнем невежестве воспитанный». Мать М. В. Ломоносова умерла очень рано, когда ему было девять лет. В 1721 году отец женился на Феодоре Михайловне Усковой, дочери крестьянина соседней Ухтостровской волости. Летом 1724 года она умерла. Через несколько месяцев, возвратившись с промыслов, отец женился в третий раз — на вдове Ирине Семёновне (в девичестве Корельской). Для тринадцатилетнего Ломоносова третья жена отца оказалась «злой и завистливой мачехой».

Деревня Мишанинская, позже слившаяся с деревней Денисовкой, находилась на Курострове, против города Холмогоры, на одном из девяти островов дельты Северной Двины, примерно в 140 км от места её впадения в Белое море. С давних времён эти острова были густо заселены. Здесь имелись хорошие пахотные земли, богатые выгоны для скота, а главное — открытый выход в море.

В начале XVIII века семья Ломоносовых имела средний достаток. Она располагала сравнительно крупным земельным наделом (около 67 мерных саженей — длина пахотной полосы), но главным источником благосостояния являлся морской промысел.

Плавания в суровых северных морях были нелёгким и опасным делом. Поморы объединялись в артели. Почти все Ломоносовы деревни Мишанинской до начала 20-х годов XVIII века жили одной семьёй, мужчины сообща выходили в море. Семья Ломоносовых принадлежала к опытным мореходам. Документы свидетельствуют, что ещё в 1710 году Лука Леонтьевич Ломоносов (1646—1727), двоюродный дед будущего учёного, был кормщиком — старшим в промысловой артели. А это значит, что он хорошо знал морские пути, умел управлять судами, то есть знал навигационное дело. В 1722 году отец Ломоносова, Василий Дорофеевич, получил 34 сажени пашни, построил собственный дом и стал жить самостоятельно, по-прежнему занимаясь в основном морским промыслом. Позже, в 1753 году, М. В. Ломоносов писал, что отец «довольство кровавым по́том нажил».

Лучшими моментами в детстве М. В. Ломоносова были, по-видимому, его походы с отцом в море, оставившие в его душе неизгладимый след. М. В. Ломоносов начал помогать отцу с десяти лет. Они отправлялись на промыслы ранней весной и возвращались поздней осенью. Вместе с отцом будущий учёный в детстве ходил рыбачить в Белое море и до Соловецких островов. Нередкие опасности плавания закаляли физические силы юноши и обогащали его ум разнообразными наблюдениями. Влияние природы русского севера легко усмотреть не только в языке М. В. Ломоносова, но и в его научных интересах: «вопросы северного сияния, холода и тепла, морских путешествий, морского льда, отражения морской жизни на суше — всё это уходит далеко вглубь, в первые впечатления молодого помора». Его окружали предания о великих делах Петра Великого, которых и доселе немало сохранилось на севере.

Грамоте обучил Михайлу Ломоносова дьячок местной Дмитровской церкви С. Н. Сабельников. Он оказывал помощь односельчанам в составлении деловых бумаг и прошений, писал письма. Рано, по-видимому, зародилось в Ломоносове сознание необходимости «науки», знания. «

Страсть к знаниям, тяжёлая обстановка в семье заставили Ломоносова принять решение — оставить родной дом и отправиться в Москву. Узнав, что отец хочет женить его, Ломоносов решил бежать в Москву. Он прикинулся больным, женитьбу пришлось отложить

Годы, проведённые Ломоносовым в Поморье, сыграли большую роль в формировании его мировоззрения, наложили свой отпечаток на интересы и стремления юноши, в значительной степени определили направление его дальнейшего творчества.

Петербургская академия

М. В. Ломоносов прибыл в Петербургскую Российскую Императорскую Академию Наук в период, когда она вступила во второе десятилетие своей деятельности. Это было уже сложившееся научное учреждение, имевшее значительный для того времени штат сотрудников. В Академии были представлены все ведущие научные дисциплины того времени.

Несмотря на длительную переписку по поводу приезда из Москвы новых студентов, Академия Наук не позаботилась об их устройстве. В первые дни пребывания в Петербурге Ломоносов и его товарищи поселились при самой Академии Наук, а в дальнейшем переехали на жительство в снятое Академией каменное здание новгородской епархии на 1-й линии Васильевского острова, около Невы. Здесь Ломоносов прожил почти полгода до отъезда в Германию. По отчётам о расходах за февраль—апрель 1736 года, затраченных на нужды студентов, можно представить их скромный быт в Петербурге. Для них были куплены простые деревянные кровати с тюфяками, по одному маленькому столу и стулу, на всех три платяных и три книжных шкафа. Им были выданы необходимые одежда, обувь, бельё и т. д.

Первое время положение Ломоносова и его товарищей в Петербургской Академии Наук было весьма неопределённым: они не были зачислены ни в Академическую гимназию, ни в Академический университет. Различный уровень знаний учеников Спасских школ не позволял создать единый класс Академического университета. Одним из существенных пробелов в их образовании было то, что они не знали немецкого языка, распространённого в то время в Академии. Занятия начались с изучения немецкого языка, которому их обучал ежедневно учитель Христиан Герман.

Несмотря на тяжёлые условия жизни, любознательный студент Ломоносов с первых дней прибытия в Академию проявил интерес к наукам. Под руководством В. Е. Адодурова он начал изучать математику, у профессора Г. В. Крафта знакомился с экспериментальной физикой, самостоятельно изучал стихосложение. По свидетельству ранних биографов, в течение этого довольно непродолжительного периода обучения в Петербургской академии Ломоносов «слушал начальные основания философии и математики и прилежал к тому с крайнею охотою, упражняясь между тем и в стихотворении, но из сих последних его трудов ничего в печать не вышло. Отменную оказал склонность к экспериментальной физике, химии и минералогии»

В 1735 году в Академии было создано Российское собрание для разработки основ русского языка. Ломоносов, получив в Славяно-греко-латинской академии достаточно хорошую подготовку в области грамматики и стихосложения, вероятно, интересовался занятиями Российского собрания.

Серьёзное отношение Ломоносова к научным занятиям выделяло его из общей массы воспитанников Спасских школ, прибывших в Петербург. В Академии Наук любознательный и трудолюбивый помор, приобщаясь к новой науке, ознакомился с современным подходом к исследованиям, сильно отличавшимся от дисциплин средневекового схоластического образца, которые преподавались в Славяно-греко-латинской академии. В кабинетах и мастерских Академии Наук Ломоносов мог видеть новейшие приборы и инструменты для проведения исследований, в академической лавке познакомиться с только что изданными книгами и журналами. Уже тогда Ломоносов начал изучать европейские языки, и делал пометки на полях книг на французском и немецких языках.

Семья и потомки

С ноября 1736 года (после 4 числа) Михаил Ломоносов жил в доме вдовы марбургского пивовара, члена городской думы и церковного старосты Генриха Цильха, Екатерины-Елизаветы Цильх (урожденной Зергель). Через два с небольшим года, в феврале 1739-го, Михаил Ломоносов женился на её дочери Елизавете-Христине Цильх (1720—1766). 8 ноября 1739 года у них родилась дочь, получившая при крещении имя Екатерина-Елизавета. 26 мая 1740 года Михаил Ломоносов и Елизавета-Христина Цильх обвенчались в церкви реформатской общины Марбурга. Сын М. В. и Е.-Х. Ломоносовых, родившийся в Германии 22 декабря 1741 года, и получивший при крещении имя Иван, умер в Марбурге в январе 1742 года (до 28 числа, когда был погребён). В 1743 году (не позднее ноября) Елизавета-Христина Ломоносова с дочерью Екатериной-Елизаветой и братом Иоганном Цильхом приехала в Санкт-Петербург. Первая дочь Ломоносовых умерла в 1743 году (о третьем их ребёнке, якобы также умершем, сведения недостоверны). 21 февраля 1749 года в Санкт-Петербурге у них родилась дочь Елена. Так как Михаил Васильевич не имел сыновей, линия рода Ломоносовых, которую он представлял, пресеклась.

Единственная оставшаяся в живых дочь Елена Михайловна Ломоносова (1749—1772) вышла замуж за Алексея Алексеевича Константинова, домашнего библиотекаря императрицы Екатерины II. От брака Елены Ломоносовой и Алексея Константинова родился сын Алексей (ок. 1767—1814) и три дочери Софья (1769—1844), Екатерина (ок. 1771—1846) и Анна (ок. 1772—1864). Софья Алексеевна Константинова вышла замуж за Николая Николаевича Раевского-старшего, генерала, героя Отечественной войны 1812 года.

Все дети, внуки, правнуки и последовавшие поколения, происходящие от Алексея Алексеевича и Елены Михайловны Константиновых, являются непрямыми потомками М. В. Ломоносова:

-       Раевские — потомки генерал-лейтенанта Николая Николаевича Раевского-младшего (боковые ветви: Плаутины, Свечины, Шиповы, Звегенцевы, Толстые, фон-Карловы)

-       Ностицы — потомки Александра Николаевича Раевского, друга А. С. Пушкина

-       Орловы — потомки Екатерины Николаевны Раевской и генерал-майора Михаила Федоровича Орлова (боковые ветви: Уваровы, Яшвили, Котляревские)

-       Волконские — потомки Марии Николаевны Раевской и декабриста, князя Сергея Григорьевича Волконского (боковые ветви: Кочубеи, Джулиани).

Научная деятельность

Основной областью своей деятельности М. В. Ломоносов считал химию, но как показывает его наследие, эта дисциплина, вступая на разных этапах его творчества во взаимодействие с другими разделами естествознания, оставалась в неразрывной связи с ними в контексте всего разнообразия его исследований, которые, в свою очередь, пребывали во взаимосвязи между собой. Такое логическое единство является следствием понимания им единства природы и существования немногих фундаментальных законов, лежащих в основе всего целостного многообразия явлений. Это логическое единство демонстрируют не только его труды, относящиеся к естественным наукам и философии — оно прослеживается между ними и его поэтическим творчеством. а учитывая вышесказанное, не только потому, что в отдельных случаях оно становится «прикладным» по отношению к ним, выполняя функцию своеобразной «рекламы» — когда он использовал весь дар своего красноречия, ища поддержки изысканий, в целесообразности которых был твёрдо убеждён и страстно заинтересован и как естествоиспытатель-теоретик, и как последовательный практик («Письмо о пользе Стекла»). Учёный мечтал построить всю свою «Натуральную философию» на основе объединяющих идей, в частности, на основе идеи о «коловратном (вращательном) движении частиц».

Не повторяя уже сказанного об универсальности научного творчества учёного, можно, тем не менее, привести ещё один показательный пример фундаментальной многосторонности его интересов, «дальнобойности ума» — по словам Н. Н. Качалова, причём относится он, этот пример, к области, занимавшей далеко не первостепенное место в круге интересов М. В. Ломоносова. Выдающийся русский геолог и почвовед В. В. Докучаев пишет в своих лекциях, изданных в 1901 году: "На днях проф. Вернадский получил поручение от Московского университета разобрать сочинения Ломоносова, и я с удивлением узнал от проф. Вернадского, что Ломоносов давно уже изложил в своих сочинениях ту теорию, за защиту которой я получил докторскую степень, и изложил, надо признаться, шире и более обобщающим образом.

Педагогические идеи

Научные основы воспитания. Считал главнейшими составными алиментами познания: чувственное восприятие. Теоретические обобщения, и опытную проверку результатов. «Идеями называются представления вещей или действий в уме нашем…». «Из наблюдений установлять теорию, через теорию исправлять наблюдения — есть лучший всех способ к изысканию правды». Природу человека М. В. Ломоносов рассматривал иерархически: «нижняя», чувственная, эгоистическая и «высшая», духовная, патриотическая.

Идеи на которых строится педагогическая теория М. В. Ломоносова.

Положения народа можно улучшить посредством распространения культуры и просвещения. Выступал сторонником бессословной системы образования в плоть до университета. Отстаивал идею светскости образования и получения молодыми поколениями основ научных знаний. Связывал формирования человека с конкретными социально-историческими условиями его жизни, с уровнем развития общества в целом.

Воспитание. Был сторонником принципа природосообразности. Воспитатель должен руководствоваться факторами естественного природного развития ребёнка. «Чаще природное дарование без науки, нежили наука без природного дарования к похвале и добродетели способствовали». Природные особенности детей считал основой и источником их развития, рекомендовал педагогам строить обучения с учётом склонностей детей. Цель воспитания — формирование человека-патриота, главными качествами которого должны быть высокая нравственность, любовь к науке, знаниям, трудолюбие, бескорыстное служение родине. Отводил большую роль воспитанию « … Молодых людей нежные нравы, во все стороны гибкие страсти и мягкие их и воску подобные мысли добрым воспитанием управляются». Исходил в воспитании из принципов гуманизма и народности. Метод и условие воспитания — порядок и дисциплина. Нравственное воспитание. Качества нравственно воспитанного человека: патриотизм, милосердие, трудолюбие. Пороки нравственности: леность, скупость, малодушие, лукавство, злоба, лицемерие, упрямство, самохвальство и др.

Образование. Видел органическую связь воспитания и обучения, ратовал за взаимосвязь физического и нравственного воспитания и умственного развития. Выступил впервые в русской педагогике сторонником синтеза классического, естественнонаучного и реального образования. Был сторонником классно-урочной системы как наиболее продуктивной для развития ума и памяти. Был за домашние задания и экзамены. Отводил в процессе обучения значительное место практике, постановке опытов, отмечал практическое значение знаний. Русский язык ценил очень высоко, выдвинул идею воспитательного значения русского языка.

Вклад в развитие педагогики. Разработал впервые в России педагогическую теорию, методологической основой которой явилось материалистическое мировоззрение, разграничение науки и религии. Был организатором науки и просвещения. Написал первую грамматику на русском языке.



biofile.ru

Биография Ломоносова краткая и не только...

«Любой век, любая эпоха нашей народной жизни всегда приукрашена чьей-либо яркой жизнью, деяниями особо славными. Многие звёзды украшали русское небо XVIII столетия. Звездою первой величины явилась слава Михаила Ломоносова» (Б. Шергин).

« Ломоносов был великий человек … Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом» (А.С. Пушкин).

Ломоносов Михаил Васильевич родился 19 ноября 1711 года в деревне Денисовке Архангельской губернии, вблизи города Холмогоры, который в те времена был экономическим и географическим центром Поморья.

Денисовка, родина Ломоносова   Денисовка, родина М. В. Ломоносова

Биография Ломоносова Михаила Васильевича. Детство

Отец будущего учёного, Василий Дорофеевич Ломоносов, с успехом занимался зверобойным и рыбным промыслом, являлся владельцем собственного судна. Детские годы Михайло Ломоносова прошли в труде не только нелёгком, но иногда и опасном. Михаил Ломоносов вместе с отцом "ходил" по Белому морю, ему приходилось посещать Соловецкие острова и достигать Новой Земли. В этих странствиях крепло мужество завтрашнего учёного, развивалась выносливость, трудолюбие, отвага, наблюдательность, воля, уверенность в себе.

Биография Ломоносова. Отрочество.  

Юность Михайло ЛомоносоваМихайло Ломоносов рано выучился грамоте. Сохранилась легенда о том, что дьячок, обучавший мальчика, вскорости признался: «Не мне отрока, но отроку меня учить подобает». Все свободные время Михаил Ломоносов читал. В 1725 году в руки любознательного подростка попадают «Грамматика» Смотрицкого и «Арифметика» Магницкого. «Грамматика» описывала правила «говорения и письма» и даже некоторые рекомендации по сочинению стихотворений. «Арифметика» была не только учебником по математике, но и популярным изложением основных положений физики, геометрии, астрономии, механики. Обе книги произвели серьёзное впечатление на Ломоносова: «То были врата учёности моей», - признаётся он впоследствии. Василий Дорофеевич сначала одобрял «книжное прилежание» единственного наследника, радовалась и маменька, глядя на смышлёное дитя. Однако после смерти матери Михаилу стало трудно. Отец вновь женился, и мачеха препятствовала пасынку в занятиях. Она «всячески старалась произвести гнев в отце моём, представляя, что я всегда сижу по-пустому за книгами», - с сожалением вспоминал Ломоносов Михаил Васильевич. В душе юноши крепло желание посвятить жизнь наукам. Ломоносов. В Москву

Биография Ломоносова Михаила Васильевича. Юность

В декабре 1730 года, морозной ночью, девятнадцатилетний юноша Михаил Ломоносов оставил родительский дом. В столицу отправился рыбный обоз, и Михайло Ломоносов прибился к нему. Он хотел добраться до Славяно-греко–латинской академии, где «учёности заморской преизбытно». Сейчас может показаться невероятным то, что деревенский юноша пешком ушёл в Москву, чтобы попасть в учебное заведение, куда принимались исключительно «дети дворянского и духовного звания». Но недаром Северное море закаляло характер смелого отрока!

Спасские школыБлагодаря тому, что Михаил Ломоносов скрыл своё крестьянское происхождение, он был принят в Спасские школы (так называли в Москве Славяно - греко – латинскую академию). «Великовозрастный» ученик начинал с младших классов, где занимались ребята 8-10 лет. Михайло Ломоносов стоически сносил «несказанную бедность» своего быта и насмешки одноклассников. Одаренный юноша добился поразительные достижений: за первый год обучения он прошёл три класса, в свободное от занятий время усердно посещал библиотеку и постоянным чтением книг расширял свой запас знаний и кругозор. За пять лет он прошёл двенадцатилетнюю программу академии.

Биография Ломоносова. Будущий ученый

Преподаватели не могли не обратить внимания на способного школяра. Из Сената в это время пришло предписание отправить «в науках достойных учеников» в гимназию при академии наук в Санкт-Петербуг. Среди них оказался и Михайло Ломоносов. Академия наукВ январе 1736 года вместе с одиннадцатью воспитанниками академии Михаил Ломоносов приехал в Петербург. Начался новый, весьма важный этап его жизни. Именно здесь определились его научные интересы и склонности.

Не прошло и года, как студент Михаил Ломоносов оказался в Европе, где «новые науки давно пришли в явленье». России были необходимы горные инженеры и металлурги, и несколько студентов отправили в Германию для изучения химии и горного дела. Ломоносов Михаил Васильевич направился в Марбург, чтобы там прослушать лекции профессора Христиана Вольфа, чьи заслуги признавал ещё Пётр I и по работам которого философию изучала вся Европа. Там он посещал лекции, работал в лабораториях, читал книги – всё это окрыляло юношу. Профессор Вольф был очень доволен достижениями русского студента и в 1738 году докладывал руководству из Петербурга о своих воспитанников учениках: « У господина Ломоносова, по-видимому, самая светлая голова среди них; при хорошем прилежании он мог бы и научиться многому, выказывая большую охоту и желание учиться».

Биография Ломоносова. "Рождение" поэта и знатока русского языка

В Марбурге Михаил Ломоносов создаёт своё «Письмо о правилах российского стихотворства». Он утвердил в русской культуре силлабо-тоническое стихосложение, построенное на правильном чередовании ударных и безударных слогов. Примером является ода поэта Михайло Ломоносова «На взятие Хотина», посвящённая взятию русскими войсками неприступной турецкой крепости на Балканах. Восторг внезапный ум пленил,

Ведёт на верьх горы высокой,

Где ветр в лесах шуметь забыл;

В долине тишины глубокой.

Внимая нечто, ключ молчит,

Который завсегда журчит

Им с шумом вниз с холмов стремится.

С этой оды, по словам Виссариона Григорьевича Белинского, «должно считать начало русской литературы». Александр Сергеевич Пушкин называл Ломоносова «отцом русской поэзии».

 российская грамматикаВелики заслуги Ломоносова в развитии русского литературного языка. Ломоносов Михаил Васильевич боролся за культуру русской речи, он написал первый подлинно научный труд по русскому языку - «Российскую грамматику». Этот ученый труд выдержал больше десяти изданий и стал фундаментом для грядущих учебников, на «теории трёх штилей» получило образование не одно поколение русских писателей.

Созданный Ломоносовым Михаилом Васильевичем учебник «Риторика» - первый русский печатный курс словесности и красноречия. Книга учит строить речь, пользуясь неисчерпаемыми богатствами родного языка.

Закончив обучение в Марбурге, в июле 1739 года будущий великий учёный перебрался в небольшой городок Фрейбург, где изучал горное дело, посещал рудники и шахты.

8 июня 1741 года Ломоносов Михаил Васильевич, полный сил и энергии, возвращается в Россию. Михаил Ломоносов сразу отправился в Академию наук, чтобы узнать о дальнейшем своём устройстве. Но советник академической канцелярии Иоганн Шумахер холодно встретил Ломоносова и отправил его к академику Аману изучать отечественную историю до дальнейшего распоряжения. Беспредельно было разочарование молодого учёного…

Биография Ломоносова. "Рождение" поэта и знатока русского языка

Петр I Ломоносов Михаил Васильевич использовал любую возможность для пропаганды научных и общественно-политических идей. Как талантливый художник, он внёс огромный вклад в дело прославления Отечества. Об этом свидетельствуют его мозаичные работы. Полтавская баталия Учёный – художник возродил древнее искусство мозаичной техники, к тому времени забытое в России, используя новейшие достижения естественных наук. В Эрмитаже хранится собственноручно набранная Ломоносовым мозаика. Это портрет Петра 1.

«Полтавская баталия» - ещё один мозаичный шедевр Михаила Ломоносова – художника, находится в здании Академии наук в Петербурге. Всего он является автором сорока мозаичных картин. Ломоносов был избран членом Петербургской Академии художеств.

Первый русский университет Ломоносов Михаил Васильевич стал инициатором создания первого русского университета, открытого в 1755 году в Москве. Так в России возник ещё один научный центр, просветительская роль которого была чрезвычайна велика. Учёный не только составил программу университета, но и добился того, чтобы право обучения было дано представителям всех сословий. Могила М. В. Ломоносова За полгода до смерти Ломоносов писал: «Я не тужу о смерти: пожил, потерпел и знаю, что обо мне дети отечества пожалеют». Ломоносов Михаил Васильевич скончался в 1765 году, и был погребен в Александро-Невской лавре. Тот, кто не ищет личной славы – к тому она приходит сама. И мы, его потомки, по истечении двух с половиной веков, видим, что слава Ломоносова не отделима от славы нашего отечества. 19 ноября 2011 года исполнилось 300 лет со дня рождения Ломоносова Михаила Васильевича. Отделом обслуживания Кстовской центральной библиотеки имени Александра Сергеевича Пушкина была проведена викторина, посвящённая жизни, творчеству и научному наследию М. В. Ломоносова. В викторине участвовали учащиеся 10 «А» класса средней школы № 7 города Кстово Нижегородской области. Вели викторину сотрудники отдела обслуживания Центральной библиотеки им. А. С. Пушкина Москвина Галина Анатольевна – заведующая сектором юношеского абонемента и Серова Екатерина Александровна, ведущий библиотекарь абонемента. Москвина Г. А. и Серова Е. А.   Серова Е. А. и Москвина Г. А.

Ведущие рассказали о том, как начиналась биография Ломоносова, его жизни и научных достижениях Михаила Васильевича Ломоносова. Повествование сопровождалось показом фото – слайдов, отрывков из фильмов. В исполнении ведущих прозвучали отрывки из оды Михаила Ломоносова «На взятие Хотина», посвящённой взятию русскими войсками неприступной турецкой крепости на Балканах.

По окончании повествования о Ломоносове Михаиле Васильевиче была проведена викторина. Ребята активно отвечали на вопросы ведущих о жизни и научном наследии великого учёного. Викторина проходила эмоционально и увлекательно. На большинство вопросов о биографии Ломоносова учащиеся ответили правильно, что свидетельствует об интересе подрастающего поколения к  нашему гениальному соотечественнику - Михаилу Ломоносову. Победители были награждены призами.

Викторина, посвященная юбилею Ломоносова 

В заключении мероприятия ведущие обратили внимание школьников на книжную выставку, посвящённую жизни, творчеству и научным достижениям М. В. Ломоносова. Многие ребята выразили желание прочесть книги, подробно рассказывающие о Ломоносове-учёном, Ломоносове-художнике, Ломоносове-поэте… Было понятно, что Ломоносов Михаил Васильевич вызывает у нового поколения неподдельный, живой интерес.

Следующая статья: Музыкальный ретро - вечер

kstnews.ru

Михаил Васильевич Ломоносов | Russian Writers

Гражданство: В браке:
Михаил Васильевич Ломоносов
Имя при рождении: Михайло
Дата рождения: 8 (19) ноября 1711
Место рождения: деревня Мишанинская, ныне — село Ломоносово (близ Холмогор), Архангелогородская губерния, Русское царство
Дата смерти: 4 (15) апреля 1765
Место смерти: Санкт-Петербург (Российская империя)
Российская империя
Отец: Василий Дорофеевич Ломоносов
Мать: Елена Сивкова
Елизавета Цильх
Род деятельности: Учёный
Направление: естествознание, химия, физика, минералогия, история, филология, опто-механика и др.
Жанр: Энциклопедия

Михаил Васильевич Ломоносов

Михаил Васильевич Ломоносов (8 (19) ноября 1711 — 4 (15) апреля 1765, Петербург) — первый русский учёный-естествоиспытатель мирового значения, поэт, заложивший основы современного русского литературного языка, художник, историк, поборник развития отечественного просвещения, науки и экономики, основоположник молекулярно-кинетической теории. В его честь назван Московский государственный университет.

Родился 8 ноября 1711 года, в деревне Мишанинской Куростровской волости Двинского уезда Архангельской губернии в довольно зажиточной семье крестьянина-помора Василия Дорофеича и дочери просвирницы погоста Николаевских Матигор Елены Ивановны Ломоносовых. Отец, по отзыву сына, был по натуре человек добрый, но «в крайнем невежестве воспитанный». Мать Ломоносова умерла очень рано, когда Ломоносову было девять лет.

В 1721 году отец женился на Федоре Михайловне Усковой, дочери крестьянина соседней Ухтостровской волости. Летом 1724 года она умерла. Через несколько месяцев, возвратившись с промыслов, отец женился в третий раз на вдове Ирине Семёновне .Для тринадцатилетнего Ломоносова третья жена отца оказалась «злой и завистливой мачехой».

Деревня Мишанская, позже слившаяся с деревней Денисовкой, находилась на Курострове, против города Холмогор, на одном из девяти островов дельты примерно в 140 км от места её впадения в Белое море. С давних времён эти острова были густо заселены. Здесь имелись хорошие пахотные земли, богатые выгоны для скота, а главное — открытый выход в море.

Упоминание о поморской семье Ломоносовых восходит к XVI веку, ко временам Ивана Грозного. Дед будущего учёного, Дорофей Леонтьевич, его отец, Василий Дорофеевич, и многие родственники были жителями Курострова. Как и большинство куростровских крестьян-поморов, они занимались хлебопашеством, но их основным делом были рыбная ловля и зверобойный промысел.

В начале XVIII века семья Ломоносовых имела средний достаток. Она располагала сравнительно крупным земельным наделом — около 67 кв. сажен, но главным источником благосостояния являлся морской промысел.

Плавания в суровых северных морях были нелёгким делом. Поморы объединялись в артели. Почти все Ломоносовы деревни Мишанинской до начала 20-х годов XVIII века жили одной семьёй, мужчины сообща выходили в море. Семья Ломоносовых принадлежала к опытным мореходам.

Документы свидетельствуют, что ещё в 1710 году Лука Ломоносов, двоюродный дед будущего учёного, был кормщиком — старшим в промысловой артели. А это значит, что он хорошо знал морские пути, умел управлять судами, т. е. знал навигационное дело. В 1722 году отец Ломоносова, Василий Дорофеевич, получил 34 кв. сажени пашни, построил собственный дом и стал жить самостоятельно, по-прежнему занимаясь в основном морским промыслом. Позже, в 1753 году, Ломоносов писал, что отец «довольство кровавым по́том нажил».

Лучшими моментами в детстве Ломоносова были его поездки с отцом в море, оставившие в его душе неизгладимый след. Ломоносов начал помогать отцу с десяти лет. Они отправлялись на промыслы ранней весной и возвращались поздней осенью. Вместе с отцом Ломоносов ходил как в дальние плавания — в Северный Ледовитый океан — к Новой Земле и Шпицбергену, так и в ближние — до Соловецких островов.

Нередкие опасности плавания закаляли физические силы юноши и обогащали его ум разнообразными наблюдениями. Влияние природы русского севера легко усмотреть не только в языке Ломоносова, но и в его научных интересах: «вопросы северного сияния, холода и тепла, морских путешествий, морского льда, отражения морской жизни на суше — всё это уходит далеко вглубь, в первые впечатления молодого помора». Его окружали предания о великих делах Петра Великого, которых и доселе немало сохранилось на севере.

Ещё от матери Ломоносов научился читать и получил охоту к чтению; позднее она, по-видимому, была поддержана в нем поморами-старообрядцами. Рано зародилось в Ломоносове сознание необходимости «науки», знания. «Вратами учёности» для него делаются откуда-то добытые им книги: «Грамматика» Смотрицкого, «Арифметика» Магницкого, «Стихотворная Псалтырь» Симеона Полоцкого.

В четырнадцать лет юный помор грамотно и чётко писал. Жизнь Ломоносова в родном доме делалась невыносимой, наполненной постоянными ссорами с мачехой. И чем шире становились интересы юноши, тем безысходнее казалась ему окружающая действительность. Особенно ожесточала мачеху страсть Ломоносова к книгам.

Страсть к знаниям, тяжёлая обстановка в семье заставили Ломоносова принять решение — оставить родной дом и отправиться в Москву.

Годы, проведённые Ломоносовым в Поморье, сыграли большую роль в формировании его мировоззрения, наложили свой отпечаток на интересы и стремления юноши, в значительной степени определили направление его дальнейшего творчества.

ru.writers.wikia.com

Ломоносов Михаил Васильевич - Вся Биография

Biography.su Вся Биография

Михаил Васильевич ЛомоносовРодился: 8 [19] ноября 1711Умер: 4 [15] апреля 1765

Биография

Ломоносов Михаил Васильевич родился 19 ноября (по старому стилю - 8 ноября) 1711, в селе Денисовка Куростровской волости около села Холмогоры Архангельской губернии, в семье крестьянина-помора Василия Дорофеевича Ломоносова, занимавшегося морским промыслом на собственных судах. Мать Ломоносова. умершая очень рано, была дочерью дьякона. Из двух мачех Ломоносова вторая была "злая и завистливая". О первых годах жизни Ломоносова имеются крайне скудные сведения. Лучшими моментами в детстве были поездки с отцом в море. Еще от матери Ломоносов научился читать. "Вратами учености" для него делаются откуда-то добытые им книги: "Грамматика" Смотрицкого, "Арифметика" Магницкого, "Стихотворная Псалтырь" Симеона Полоцкого.

В Москву Ломоносов Михаил Васильевич ушел в декабре 1730, с ведома отца, но, по-видимому, отец отпустил его лишь на короткое время, почему он потом и числился "в бегах". Выдав себя за сына дворянина, в январе 1731 он поступил в Московскую Славяно-греко-латинскую академию при Заиконоспасском монастыре ("Спасские школы"). Пробыл там около 5 лет. Он изучил латинский язык, ознакомился с тогдашней "наукой". В 1735 в числе наиболее отличившихся учеников Ломоносов был отправлен в Петербург для зачисления в Академический университет. В 1736 трое из способных учеников, в том числе Ломоносов, были отправлены Академией Наук в Германию для обучения математике, физике, философии, химии и металлургии. За границей Ломоносов пробыл 5 лет: около 3 лет в Марбурге, около года в Фрейберге, около года провел в переездах, был в Голландии. Женился еще за границей, в 1740, в Марбурге, на Елизавете-Христине Цильх, дочери умершего члена городской думы. Семейная жизнь Ломоносова была, по-видимому, довольно спокойной. Из детей Ломоносова осталась лишь дочь Елена, вышедшая замуж за Константинова, сына брянского священника. Ее потомство, как и потомство сестры Ломоносова. в Архангельской губернии, существует доныне.

В июне 1741 (по другим сведениям в январе 1742) Ломоносов вернулся в Россию и был назначен в академию адъюнктом АН по физическому классу, а в августе 1745 стал первым русским, избранным на должность профессора (академика) химии. В 1745 он хлопочет о разрешении читать публичные лекции на русском языке, а в 1746 - о наборе студентов из семинарий, об умножении переводных книг, о практическом приложении естественных наук. Одновременно занимается физикой и химией, печатает на латинском языке научные трактаты. В 1748 при Академии возникают Исторический Департамент и Историческое Собрание, в заседаниях которого Ломоносов вскоре начинает вести борьбу с Миллером, обвиняя его в умышленном принижении в научных исследованиях русского народа. В этом же году для Ломоносова была построена первая в России химическая научно-исследовательская лаборатория.

В 1749 в торжественном собрании Академии Наук, Ломоносов произносит "Слово похвальное императрице Елизавете Петровне", имевшее большой успех, и начинает пользоваться большим вниманием при Дворе. Он сближается с любимцем Елизаветы графом И.И. Шуваловым, что создает ему массу завистников, во главе которых стоит Шумахер. В 1753, при помощи Шувалова, Ломоносову удается получить привилегию на основание фабрики мозаики и бисера и 211 душ, с землей, в Копорском уезде. В 1755, под влиянием Ломоносова, открывается Московский университет.

В 1756 отстаивает против Миллера права низшего русского сословия на образование в гимназии и университете. В 1758 Ломоносову было поручено "смотрение" за Географическим департаментом, Историческим собранием, университетом и Академической гимназией при АН. Основной задачей Географического департамента было составление "Атласа Российского".

В 1759 он занят устройством гимназии, опять отстаивая права низших сословий на образование. В 1763 избран членом Российской Академии художеств. В 1764, под влиянием его сочинения "О северном ходу в Ост-Индию Сибирским океаном", снаряжается экспедиция в Сибирь. В конце жизни Ломоносов был избран почетным членом Стокгольмской (1760) и Болонской (1764) Академий наук. Весной 1765 Ломоносов простудился. Умер 15 апреля (по старому стилю - 4 апреля) 1765. Незадолго до смерти его посетила императрица Екатерина. Похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге.

Среди работ Ломоносова - работы по филологии, истории, химии, физике (по исследованию атмосферного электричества), астрономии (26 мая 1761 во время прохождения Венеры по диску Солнца открыл существование у нее атмосферы), геофизики (исследования земного тяготения), геологии и минералогии (доказал органическое происхождение почвы, торфа, каменного угля, нефти, янтаря), разработка технологии получения цветного стекла (среди мозаичных портретов его работы - портрет Петра I; монументальная, около 4,8 м 6,44 м, мозаика "Полтавская баталия", 1762 - 1764). Среди научных трудов - "Письмо о правилах российского стихотворства" (1739, опубликовано в 1778), "Размышления о причине теплоты и холода" (1744), "Слово о рождении металлов от трясения Земли" (1757), "О слоях земных" (конец 1750-х годов, опубликована в 1763), "Российская грамматика" (1755, опубликована в 1757; первая научная грамматика русского языка), "О происхождении света, новую теорию о цветах представляющее" (1756), "О рождении металлов от трясения земли" (1757), "Предисловие о пользе книг церковных в российском языке" (1758), "Рассуждения о большой точности морского пути" (1759), "Краткий Российский летописец с родословием" (1760, перечень важнейших событий до эпохи Петра I включительно), "Явление Венеры на солнце наблюденное" (1761), "О сохранении и размножении российского народа" (1761, трактат), "Первые основания металлургии или рудных дел" (1763; руководство было выпущена огромным для того времени тиражом - 1225 экземпляров), "О явлениях воздушных от электрической силы происходящих" (1763), "Древняя Российская история от начала Российского народа до кончины великого князя Ярослава Первого, или до 1054 года" (1 и 2 части, опубликована в 1766). Среди литературного наследия Ломоносова - послания, идиллии, эпиграммы, оды, поэмы, трагедии: "На взятие Хотина" (1739, ода, опубликована в 1751), "Ода на торжественный праздник рождения Императора Иоанна III" и "Первые трофеи Его Величества Иоанна III чрез преславную над шведами победу" (1741, обе оды составляют библиографическую редкость, так как подверглись общей участи - истреблению всего, что относилось ко времени императора Иоанна Антоновича), "Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния" (1743, ода), "Утреннее размышление о Божием величестве" (1743, ода), "Тамира и Селим" (1750, трагедия), "Демофонт" (1752, трагедия), "Письмо о пользе стекла" (1753, стихотворение), "Гимн бороде" (1757, сатира), "Петр Великий" (1760, поэма не закончена)

Достижения

- Внес значительный вклад в развитие учений о теплоте, оптикеэлектричестве, метеорологии, геологии, астрономии. Основные достижения касаются физики, химии и астрономии. Западноевропейские ученые смогли повторить успехи Ломоносова в этих областях лишь спустя несколько десятков лет.- Развитие Ломоносовым науки о стекле позволило создать известную сейчас знаменитую русскую мозаику.- Открыл закон сохранения материи.- Сформулировал принципы кинетической теории газов.- Обнаружил электрическое происхождение северных сияний. Разработал теорию цветов. Развил теорию вертикальных атмосферных течений.- Открыл атмосферу Венеры. Создал уникальный на то время отражательный телескоп-рефлектор.- Высказывал предположение, что поверхность Солнца «кипит», а хвосты комет образованы под воздействием солнечной энергии.- Существенно развил русский научный язык, который появился незадолго до Ломоносова. - упорядочил иностранную терминологию, сделал ее более понятной, адаптировал под русский язык.- Выпустил целый ряд стихотворных произведений, а также поэтических переводов.

Оды

1739 - Ода на блаженныя памяти Государыне императрице Анне Иоанновне на победу над турками и татарами и на взятие Хотина 1739 года 1747 - Ода на день восшествия на всероссийский престол ее Величества Государыни императрицы Елисаветы Петровны 1746 - Ода на день рождения ее Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 - Ода на день рождения ее Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны, самодержицы Всеросийския, 1746 года

Рекомендуем ознакомится: http://biography.su

worldunique.ru

Кадетская школа - Михаил Васильевич Ломоносов

Полезные ссылки:
Историко-мемориальный музей М.В.Ломоносова
Михаил Васильевич Ломоносов
Михаил Васильевич Ломоносов родился 8 ноября 1711 г. в деревне Мишанинской, что расположена была на Курострове в нескольких километрах от города Холмогоры. (Ныне около двух десятков деревень того времени слились в село Ломоносово, а город Холмогоры стал районным центром Архангельской области.) Отец Ломоносова Василий Дорофеевич был черносошным крестьянином — так назывались тогда лично свободные крестьяне, владевшие общинными землями и несшие феодальные повинности. Мать Ломоносова — Елена Ивановна Сивкова — была дочерью дьякона села Матигоры. Михаил был их единственным сыном.   Михайло с малых лет отличался крепким телосложением, силой и упорством. Ему рано пришлось помогать матери, а затем и отцу по хозяйству. Судьба его не баловала. Мать умерла, когда он был еще ребенком. Отец женился вторично. Мачеха не взлюбила пасынка. Возможно, ее раздражали его самостоятельность и упрямство. Отец относился к нему серьезно, как к помощнику. Грамоте Михаил обучался у дьячка местной церкви. Ломоносов быстро научился читать. Голос у него был сильный, произношение ясное. Священник не раз поручал ему чтение в приходской церкви глав из Священного Писания. Мальчики постарше завидовали малолетнему «выскочке». Пару раз его поколотили, чтобы отбить охоту быть первым. Однако Михайло умел постоять за себя. Да и не из тех он был, кого можно было запугать и переупрямить.       Самый ранний из автографов Ломоносова относится к 1726 году: запись в приходской книге. Видно, как старательно выписывает он буквы, украшая их завитками. Нажим очень сильный. И не только — для украшения. Чувствуется, что рука написавшего более привыкла действовать топором и веслом.У соседа-крестьянина Ивана Дудина взял неугомонный Михайло Ломоносов учебники грамматики и этики. Прочитал не один раз, едва ли не наизусть выучил. Юношу, рослого и крепкого не по годам, отец и мачеха пожелали остепенить, женить. У него были другие намерения. Знал, что есть огромный город Москва, где любым премудростям научиться можно. По-видимому, он стал учить латинский язык. Об этом свидетельствует его запись в книге Куростров-ской церкви. Здесь почерк аккуратен и красив; видно, что пишет человек грамотный. В подписи заглавная «Л» изображена на латинский лад. Позже он так подписывался только по-латыни.В Москву Ломоносов ушел в декабре 1730, с ведома отца, но, по-видимому, отец отпустил его лишь на короткое время, почему он потом и числился "в бегах". Выдав себя за сына дворянина, в январе 1731 он поступил в Московскую Славяно-греко-латинскую академию при Заиконоспасском монастыре ("Спасские школы"). Пробыл там около 5 лет. Он изучил латинский язык, ознакомился с тогдашней "наукой". В 1735 в числе наиболее отличившихся учеников Ломоносов был отправлен в Петербург для зачисления в Академический университет. В 1736 трое из способных учеников, в том числе Ломоносов, были отправлены Академией Наук в Германию для обучения математике, физике, философии, химии и металлургии. За границей Ломоносов пробыл 5 лет: около 3 лет в Марбурге, около года в Фрейберге, около года провел в переездах, был в Голландии. Женился еще за границей, в 1740, в Марбурге, на Елизавете-Христине Цильх, дочери умершего члена городской думы. Семейная жизнь Ломоносова была, по-видимому, довольно спокойной. Из детей Ломоносова осталась лишь дочь Елена, вышедшая замуж за Константинова, сына брянского священника. Ее потомство, как и потомство сестры Ломоносова, в Архангельской губернии, существует доныне.М.В. Ломоносов - первый русский учёный-естествоиспытатель мирового значения, энциклопедист, химик и физик; он вошёл в науку как первый химик, который дал физической химии определение, весьма близкое к современному, и предначертал обширную программу физико-химических исследований; его молекулярно-кинетическая теория тепла во многом предвосхитила современное представление о строении материи, — многие фундаментальные законы, в числе которых одно из начал термодинамики; заложил основы науки о стекле. Астроном, приборостроитель, географ, металлург, геолог, поэт, утвердил основания современного русского литературного языка, художник, историк, поборник развития отечественного просвещения, науки и экономики. Разработал проект Московского университета, впоследствии названного в его честь. Открыл наличие атмосферы у планеты Венера Действительный член Академии наук и художеств (адъюнкт физического класса с 1742, профессор химии с 1745).

Хронология  жизни М.В. Ломоносова:

1711, 8 (19) ноября- родился в деревне Мишанинской Куростровской волости Двинского уезда Архангелогородской губернии у черносошного крестьянина помора В. Д. Ломоносова и его жены Елены Ивановны, урождённой Сивковой.1720 г. - умерла мать Ломоносова, и он остался сиротой.1721-1723 - обучался грамоте у Ивана Шубного и дьячка местой церкви Семена Сабельнкова.1721-1722 - начал плавать с отцом по Белому и Баренцеву морям.1723 - вторая женитьба отца.1724, 14 июня - умерла мачеха Ломоносова.1724, 11 октября - третий брак отца Ломоносова с вдовой Ириной Семёновной Корельской.1730, декабрь - получил в Холмогорской воеводской канцелярии паспорт и с рыбным обозом отправился в Москву.1731, 15 января - зачислен в Славяно-греко-латинскую академию в Москве.1733 после июля-1734 до сентября - время возможного посещения Киева и пребывания в Киево-Могилянской академии.1734, сентябрь - попытался принять участие в качестве священника в Оренбургской экспедиции И. К. Кирилова.1735, ноябрь - в числе 12 учеников Славяно-греко-латинской академии назначен для продолжения образования в Петербурге, в Академии наук.1736, января - зачислен студентом при АН без жалованья "на академическом коште".1736, 19 марта - официально уведомлен о предстоящей отправке в Германию для обучения химии и горному делу.1736, 23 сентября - вместе Д. И. Виноградовым и Г. У. Райзером отплыл из Кронштадта в Травемюнде (Германия).1736, 3 ноября - прибыл в Марбург и поселился в доме вдовы Е. Е. Цильх.1738, 6 ноября - вместе с Виноградовым и Райзером зачислен в Марбургский университет.1738, 4 октября - отправил в Петербург, в АН первую свою студенческую диссертацию "Работа по физике о превращении твёрдого тела в жидкое в зависимости от движения предсуществующей жидкости".1739, март - закончил "Физическую диссертацию о различии смешанных тел, состоящем в сцеплёнии корпускул".1739, июль - закончил оучение в Марбургском университете и получил свидетельства об успехах в науках от Ю. Г. Дуйзинга и Хр. Вольфа.1739, 14 июля - вместе с Виноградовым и Райзером прибыл во Фрейберг для обучения у И. Ф. Генкеля горному делу.1739 - написал оду "На взятие Хотина" и составил "Письмо о правилах российского стихотворства"1739, 8 ноября - дочь марбургской квартирной хозяйки Л. Елизавета Христина Цильх родила от Л. дочь, получившую при крещении имя Екатерина Елизавета.

1740, начало мая - после ссоры с Генкелем ушел из Фрейнберга.1740, 26 мая - обвенчался в церкви реформатской общины Марбурга с Елизаветой Христиной Цильх.1740, июнь-октябрь - путешевствовал по Германии и Голландии в попытке вернуться в Петербург.1740, ноябрь-1741, май - жил у своей жены в Марбурге.1741, 8 июня - возвратился в Петербург.1741, 10 июня - направлен к И. Амману "для изучения естественной истории".1741, июль-ноябрь - работал над составлением своего раздела [Каталога камней и окаменелостей Минерального кабинета Кунсткамеры Петербургской Академии наук].1741, август - подал в Академическое собрание "Рассуждение о катопт-рико- диоптрическом зажигательном инструменте" и "Физико-химические рассуждения о соответствии серебра и ртути...".1741, декабрь - закончил работу "Элементы математической химии".1741, 22 декабря - в Марбурге у Л. родился сын, названный при крещении Иваном.1742, 8 января - определен адъюнктом физического класса АН.1742, январь - обратился в Академи ческу ю канцелярию с предложением учредить при АН Химическую лабораторию.1742, 28 января - в Марбурге умер сын Л. Иван.1743 - работал над диссертациями: "Опыт теории о нечувствительных частицах тел и вообще о причинах частных качеств", "О сцеплении и расположении физических монад", "О составляющих природные тела нечувствительных физических частицах, в которых заключается достаточное основание частных качеств". Приступил к систематическому изучению северных сияний, наблюдавшихся в Петербурге. Написал "Краткое руководство к риторике, на пользу любителей слад-коречия", оды "Утреннее размышление о Божием величестве", "Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния".1743, 26 мая - учинил в пьяном виде "предерзости" в помещениях АН, оскорбив профессора X. Н. Винсгейма.1743, 28 мая-1744, 19 января - находился под домашним арестом.1743, август - участвовал в поэтическом соревновании с А. П. Сумароковым и В. К. Тредиаковским, переложив стихами 14-й псалом.1743, октябрь - в Петербург приехала жена Ломоносова с дочерью Екатериной и братом И. Цильхом.1744, 27 января - в Академическом собрании прочел предписанную ему формулу извинения перед профессорами.1744, март-июнь - перевел с немецкого на русский язык "Описание в начале 1744 года явившияся кометы", составленное Г. Гейнзиусом.1744, декабрь - закончил и представил в Академическое собрание три диссертации: "О вольном движении воздуха, в рудниках примеченном", "Размышления о причинах теплоты и холода" и "О действии химических растворителей вообще".1745, февраль - перевел с латинского на русский язык шестой раздел книги Л, Ф. Тюммига, назвав его "Вольфианская экспериментальная физика".1745, март - составил и подал в Академическую канцелярию в третий раз проект и план постройки при АН Химической лаборатории.1745, 25 июля - назначен профессором химии Петербургской АН.1745, 25 октября - подал в Академическое собрание проект и план постройки Химической лаборатории.1746, 20 июня - прочитал первую публичную лекцию по экспериментальнойфизике в аудитории Физического кабинета АН. 1746, 1 июля - подписан указ о постройке Химической лаборатории. 1747 - перевел с немецкого языка книгу Соломона Губерта "Экономическаястратагема", озаглавив ее "Лифляндская экономия".1747, январь - закончил переработку рукописи "Краткое руководство к риторике на пользу любителей сладкоречия", дал ей новое название "Краткое руководство к красноречию. Книга первая...".1747, 11-18 июля - вместе с А. А. Грековым посетил Кронштадт.1748, сентябрь - написал диссертацию "Опыт теории упругости воздуха".1748, 12 октября - закончено строительство первой в России научной и учебной химической лаборатории.1749, январь-февраль - написал "Диссертацию о рождении и природеселитры".1749, 21 февраля - родилась дочь Елена.1749, октябрь-1750, март - принимал участие в обсуждении речиГ.Ф.Миллера "Происхождение имени и народа российского". 1751, март - произведен в коллежские советники. 1751, июль - в Академической типографии отпечатано "Собрание разныхсочинений в стихах и в прозе Михаила Ломоносова. Книга первая". 1751, 6 сентября - в Публичном собрании АН произнес "Слово о пользехимии".1752-1754 - работал над составлением "Курса физической химии". 1752, сентябрь - закончил первую мозаику "Мадонна" с картины римскогоживописца Солимены. 1752, сентябрь - сочинил трагедию "Демофонт", которая была напечатанав том же году.1752, 25 сентября - подал в Сенат предложение об учреждении в России"мозаичного дела".1752, декабрь - вышел Указ о постройке фабрики цветного стекла.1753, 22 февраля-23 марта - поездка в Москву.1753, 15 марта - получает земли и крестьян для постройки фабрики цветного стекла в Усть-Рудицах.1753, 26 ноября - произнес в Публичном собрании АН "Слово о явлениях воздушных, от электрической силы происходящих".1754, июль - в письме к И. И. Шувалову сообщил свои предложения об организации Московского университета1754, ноябрь - написал статью "Рассуждение об обязанностях журналистов при изложении ими сочинений, предназначенное для поддержания свободы философии".1755, 26 апреля - произнес в Публичном собрании АН "Слово похвальное Петру Великому".1756, 15 июня - получил разрешение на постройку дома на набережной р. Мойки.1756, 1 июля - произнес в Публичном собрании АН "Слово о происхождении света, новую теорию о цветах представляющее".1757, 13 января - в Академической типографии отпечатана "Российскаяграмматика". 1757, февраль - в типографии Московского университета начато печатаниепервого тома Собрания сочинений Ломоносова. 1757, 13 февраля - назначен советником Академической канцелярии. 1757, 6 сентября - произнес в Публичном собрании АН "Слово о рожденииметаллов от трясения земли".1757, сентябрь - переехал в собственный дом на набережной р. Мойки.1758, март - назначен руководителем Географического департамента АН.1759, 8 мая - произнес в Публичном собрании АН "Рассуждение о большей точности морского пути".1760, 19 января - назначен руководителем Академических университета и гимназии.1760, 30 апреля - избран почетным членом Шведской королевской Академии наук.1760, июль - закончил работу над "Рассуждением о происхождении ледяных гор в Северных морях" и направил ее в Шведскую Академию наук.1760, 6 сентября - произнес в Публичном собрании АН "Рассуждение о твердости и жидкости тел".1760, ноябрь - в типографии АН напечатан "Краткий Российский летописец с родословием".1761, 26 мая - наблюдал прохождение Венеры по диску Солнца. 1761, 1 ноября - написал первое из намечаемых им 8 писем И. И. Шувалову"О сохранении и размножении Российского народа". 1763, сентябрь - закончил "Краткое описание разных путешествий поСеверным морям и показание возможного проходу Сибирским океаномв Восточную Индию". 1763, 10 октября - избран почетным членом Академии трех знатнейшиххудожеств. 1763 - в типографии АН закончено печатание книги "Первые основанияметаллургии, или рудных дел". 1763, 15 декабря - произведен в статские советники.1763, 20 декабря - в типографии АН отпечатано "Известие о сочиняемой российской минералогии".1764, январь - составил "Роспись сочинениям и другим делам советника Ломоносова".1764, апрель - избран почетным членом Академии наук Болонского института.1765, 28 января - последний раз присутствовал на заседании Академического собрания.1765, 4 апреля - скончался в собственном доме на р. Мойке. 1765, 8 апреля - похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невскойлавры.Источники:http://ru.wikipedia.orghttp://adonay-forum.comhttp://dic.academic.ruhttp://iling.spb.ru/lomonosov/Biography.htm

Северодвинск
Надо знать!
Интерактивная экскурсия о Котове Павле Григорьевиче
...
...
Телефон доверия
Электронный
Школьное питание
Важно!
Экзамены
...
ГТО
Полезно
Внимание!
...
Диалоговая площадка Северо-Западного округа
Полезные ссылки
...
Статистика

Онлайн всего: 1

Гостей: 1

Пользователей: 0

kadet-sevsk.ucoz.ru

Ломоносов Михаил Васильевич

Биография Ломоносова

Михаил Васильевич Ломоносов родился 8 (по старому стилю 12) ноября 1711 года в селе Мишанинская Архангельской губернии Холмогорского уезда. Отец Михаила, Василий Дорофеевич Ломоносов, был зажиточным крестьянином, он занимался рыбной ловлей. Мать Михаила, Елена Ивановна, умерла очень рано, поэтому он воспитывался в основном мачехами (после смерти матери отец женился еще два раза). Нередко отец брал сына в морские плавания (село Мишанинская располагалось на берегу Белого моря), где Михаил начал задумываться над вопросами, которые нашли отражение в его будущих исследованиях в области химии и физики. Мальчик был весьма наблюдателен и любопытен, поэтому с детства заинтересовался природой северного сияния, составом льда, причиной изменения погоды и прочими природными явлениями. Читать и писать Михаил научился очень рано, благодаря матери, которая была довольно образованной женщиной (дочерью местного диакона). Освоив грамоту, Ломоносов увлекся чтением. Жажда знаний у будущего ученого росла с каждым днем, он страстно хотел заниматься наукой. Первая попытка получить образование не увенчалась успехом, его не приняли в Холмогорское училище, так как он был сыном простого крестьянина, а это запрещалось законом. Ломоносов не стал отчаиваться, слишком сильным было желание «выучиться». В 19 лет он ушел из дома в Москву. Ему предстоял долгий и тяжелый путь – пройти вместе с рыбным обозом многие сотни километров, преодолев расстояние от Архангельска до Москвы. В 1731 году М.В. Ломоносова приняли в московскую славяно-греко-латинскую академию. Чтобы поступить туда, ему пришлось утаить свое истинное происхождение. Много горя и нужды претерпел здесь Ломоносов: укоры отца, "несказанная бедность", насмешки школьников. За пять лет обучения Ломоносов постиг основы всех наук, твердо решил посвятить свою жизнь исследованиям и экспериментам. В 1736 году в числе лучших учеников его отправили на дальнейшее обучение в Германию. Двенадцать претендентов отстаивали право на обучение за границей, но только троих отобрала немецкая Академия Наук. Пять лет провел Ломоносов в стенах Академии, изучая химию, физику, горное дело, право и так далее. Глубоко изучая предметы и слушая лекции знаменитых профессоров, Михаил Васильевич стал сам выдвигать теории, делиться своими разработками в области права с другими студентами. В 1741 году Михаил Ломоносов вернулся на родину. Ему дают небольшую должность в лаборатории химии. Через четыре года ученый читает лекции студентам, много времени проводит за исследованиями в области химии и физики. В 1746 году он выпустил огромное количество своих работ на латинском языке, за что получил уважение в ученых кругах. В 1748 году Михаил Ломоносов вступил в долгую борьбу с иноземными учеными, которые, по его мнению, не давали развиваться русской науке, умышленно мешали обучению студентов. В 1749 году Михаил Васильевич выступает на собрании Академии Наук с речью под названием «Слово похвальное императрице Елизавете Петровне». Речь произвела хорошее впечатление, благодаря хорошим отношениям с Елизаветой Петровной Ломоносов смог воплотить в жизнь многие свои проекты. Его главной мечтой было создание в России университета, где все желающие и достойные молодые люди. С помощью императрицы ему это удалось. Михаил Васильевич Ломоносов заложил основы русского литературного языка. Много работал ученый над изучением поэзии, современники называли его «гением стихосложения», великий Пушкин восхищался стихами Ломоносова и продолжал традиции, заложенные ученым. В 1757 году вышел в свет труд Ломоносова «Российская грамматика», где автор представил все свои исследования русского языка. Ломоносов подробно описал все грамматические формы и их употребление в речи (устной и письменной). Вторая работа Михаила Васильевича называлась «Предисловие о пользе книг церковных в российском языке» (вышла в свет в 1758 году). В работе автор подробно разбирает три вопроса: церковно-славянский и русский язык в составе русского литературного языка, жанры русского литературного языка, стили русского литературного языка. Ломоносов оставил после себя огромное количество литературных произведений, на протяжении многих лет, вызывавших восторг как простых читателей, так и поэтов и писателей. М. В. Ломоносов был великим учёным-патриотом. Всю жизнь он неустанно боролся с отсталостью и невежеством, за торжество науки. В конце жизни Ломоносов был избран почетным членом Стокгольмской (1760) и Болонской (1764) Академий наук. Личность Ломоносова, его научная и литературная деятельность сыграли первостепенную роль в развитии сознания русского общества и оставили глубокий след в истории русской культуры.

littlelomonosov.narod.ru