Славянская мифология. Рассказ о перуне


Перун, бог – кратко - Русская историческая библиотека

Перун – в славянской мифологии бог грозы и грома. Культ Перуна восходит общеиндоевропейскому почитанию бога-громовержца (Зевс греков, Индра индусов, Тор скандинавов, Перкунас балтов). Имя Перуна часто связывают с санскритским корнем «par» и сопоставляют с прозвищем Индры – Parjanya-parganya (молниеносная туча). По воззрению славян, Перун в теплые дни весны являлся со своими молниями, оплодотворял землю дождями и выводил из-за рассеянных туч ясное солнце. Его творческой силой пробуждалась природа к жизни. Производитель, творец, он как бы вновь созидал мир.

Но Перун – также божество грозное и карающее, которое возбуждает страх и трепет. У индоевропейцев бог-громовержец постоянно связывался с военной функцией. На Руси Перуна представляли в виде немолодого мужа: по сообщению летописей, голова его деревянного идола в Киеве была серебряной (седина?), а усы – золотыми. Борода громовержца у всех индоевропейских наций играла какую-то особую роль, что отчасти отразилось в русских фольклорных формулах, относящихся к «бороде Ильи-пророка», чей образ (как и образ Георгия Победоносца) заменил Перуна после крещения. Главным оружием Перуна были камни и стрелы (олицетворения молний), палица, плеть, а также топоры.

Славянское язычество

Збручский идол. Возможно, изображение Перуна. Ок. X века

 

В образе всадника на коне или на колеснице Перун поражает своим оружием змеевидного врага (в изначальном варианте мифа – то мифологическое существо, которому соответствует бог Волос-Велес, в поздних текстах – сказочный Зми-улан и т. п.). Тот прячется от Перуна вначале в дереве, потом – в камне, человеке, животных, воде. После победы Перуна над врагом освобождаются воды (в других вариантах мифа – скот, женщина, похищенная противником Перуна – Додола, Марена, Мокошь), и проливается дождь. Миф о Перуне олицетворял нисхождение грома, грозы, плодородного дождя.

 

 

Этому мифу соответствуют общеславянские ритуалы, связанные с культом Перуна и имеющие целью вызывание дождя. Наиболее распространённым из них было обливание женщины, возможно, первоначально связанной с жертвами Перуну. По летописным сообщениям, Перуну также приносились в жертву животные, дети и пленники.

Относимые к Перуну мифы и ритуалы часто связывались с дубами и дубовыми рощами, а также с возвышенностями, на которых в древности ставили идолы этого бога и его святилища. У таких дубов произносились торжественные клятвы. Названия возвышенностей и гор, происходящие от имени Перуна, встречаются по всей древней области расселения славян. В балтийской и славянской мифологиях Перун и Перкунас приурочиваются к четырём сторонам света, что видно, в частности, из названия четверга – четвёртого дня недели – как «дня Перуна» у полабов, и из четырёх(восьми)-членной структуры святилища Перуна на Перыни под Новгородом.

Имя Перуна связано с древнегерманским словом fairguni («скала»). В древнеисландской мифологии Фьёргюн (Fiorgynn) – это имя матери громовержца Тора.

Согласно древнерусскому источнику «Перун есть мног» – этот бог имел несколько географических и сезонных ипостасей, каждая из которых играла и самостоятельную роль. В дохристианской Руси он почитался как высший бог.

Во время крещения киевлян, святой князь Владимир, прежде высоко чтивший Перуна, приказал привязать его идола к хвосту лошади и «влещи с горы по Боричеву на Ручей» в Днепр, приставив 12 мужей бить поверженный кумир жезлами. Народ при виде этого плакал. На Перуновом холме Владимир воздвиг церковь во имя святого Василия.

 

rushist.com

Перун - Мифы, легенды, сказания - Статьи

Перун самый знаменитый из братьев Сварожичей. Он бог грозовых туч, грома и молнии. Очень выразительный портрет Громовержца дал Константин Бальмонт: "У Перуна мысли быстры,Что захочет — так сейчас.Сыплет искры, мечет искрыИз зрачков сверкнувших глаз.2  В древней «Книге Коляды» сказано: «Загремели тогда громы на небе, Засверкали тогда в тучах молнии, И явился на свет, словно молния, Сын Сварога Перун Громовержец».  Не успел младенец подрасти, как его похитил Скипер-зверь (то есть получеловек-полускорпион. Он подробно описан в древней шумеро-вавилонской поэме о Гильгамеше). Чудовище прихватило с собой и сестер Перуна — богинь Живу, Марену и Лелю. Перуна Скипер погрузил в вековечный сон, а богинь превратил в  чудищ. Лада в горе призвала своих старших сыновей и велела им немедленно отправляться на поиски Перуна и сестер. Обернулись те в вещих птиц — Сирина, Алконоста и Стратима, полетели по белу свету. Все облетели, не нашли и следа младенца Перуна. Только заметили сидящего у входа в подземелье Скипер-зверя. Тот, при виде Сварожичей, сразу скрылся. Поняли братья, где им искать пропажу, и опустились в подземелье. Долго пробирались по мрачным проходам и наконец увидели спящего непробудным сном Перуна. За минувшие годы он вырос, стал мужчиной, да вот только пробудить его от  забытья никак не удавалось. Тогда послали Сварожичи птицу Гамаюн в Репейские горы за святой сурьей — живой водой. Обмыли ею брата, и тот встал живой и здоровый. Как пришел в себя Перун, так и сказал, что  сестер обязательно отыщет.  Немало препятствий он преодолел в темном царстве Нави, но все же нашел Живу, Марену и Лелю, превращенных Скипером в чудовищ.Победил Скипера и расколдовал сестер. После этой победы Перун отправился в небесный мир — Правь. Там повстречалась ему прекрасная дочь бога звездного неба Дыя  и богини Луны Дивии — Дива-Додола. Понравилась она Перуну, и предложил он юной богине выйти за него замуж.  Так он пришел в дом Дыя и посватался к его дочке. Отец Дивы не сразу ответил жениху, а пригласил его в дом побеседовать и отобедать. И, пока они беседовали,  из Черного моря выползло чудище — трехглавый змий. Увидел он Диву и решил ее похитить.  Услышали шум Дый с Перуном, метнули молнии и прогнали змия в море.После этой битвы Дый согласился отдать дочь за Перуна. Вскоре они и свадьбу справили. С тех пор Диву стали называть Перыней или Перуницей — женой Перуна.

 Картина художника В. Королькова "Перуница" У них родилась дочь Девана.  От обоих родителей усвоила волшебные умения: могла в любого зверя оборотиться, в рыбу морскую и в могучую птицу. Потому и стала великой охотницей.Она скакала по лесам в сопровождении  волков, которые слушались ее, как обычные собаки, и не знала себе равных в охоте. Потому Девана  решила завоевать небесную обитель богов, свегнуть Сварога и самой править тремя мирами: Правью, Явью и Навью. Узнал о ее планах  Перун и поспешил навстречу дочери. Начал было Перун увещевать дочку, а та знай стоит на своем — захвачу Правь, стану владычицей над мирами, а Сварог будет мне прислуживать. Ничего не оставалось Громовержцу, как вызвать охотницу на бой. Заплакала Девана, стала просить у отца прощения, поклялась впредь слушаться его. На том они и помирились. Многие приключения Перуна известны по мифам разных народов, сказкам и русским былинам об Илье Муромце. В Новгороде было самое известное на Руси святилище Перуна, построенное в виде колеса с шестью спицами, — громового знака. Громовой знак был вырезан и на каждом славянском доме — как защита от молнии Перуна.  Перун упомянут в летописях в договорах русов и славян с ромеями (кн. Олег - 907 год, князь Игорь - 945 год, князь Святослав - 971 год). Сварожич (Перун - в русских летописях, Перунова, Перун, то есть Юпитер - в "Mater Verborum", Пероун - в "Слове и откровении святых апостолов".  Перунов день - Четверг. Особо отмечается день Ильи-пророка (2 августа) и период с 20 июля по 2-4 августа. Также отмечают Перунов день 21 июня ("Федор-Стратилат грозами богат")  Связывался с плодородием, в православии соотнесен с Ильей Пророком, как защитником явьего мира от навьего.  Итак, Перун, сын Сварога старший - : Бог грома и молний, как небесного огня,   Покровитель воинов,   Бог-управитель,    Защитник Яви,   Податель мужской силы. Символика капища - дубовый идол, камень, или два камня по обе стороны от кумира, жертвенный огонь, возжигаемый перед кумиром, шестилучевое колесо на кумире, символ молнии или стрелы, а то и собственно громовая стрела при кумире. Вероятно, язычники не рубили живых деревьев под кумиры - живой, но старый, мощный дуб уже был для них символом поклонения, нанеся на него золотой и серебряной краской черты лица. Дуб, пораженный молнией почитался особенно и обереги, посохи, жезлы, стрелы, сделанные из него считались лучшими хранителями от Нави. 

Рождение Перуна

 Расскажи, Гамаюн, птица вещая, как родился Перун Громовержец. Как на Землю пришел лютый Скипер,  как боги спасли Перуна!-    Ничего не скрою, что ведаю...

Как  велел сам сам Пращур-Род – появился  у Ладошки сын ее и Сварога небесного. Загремели тогда громы на небе, засверкали тогда в  молнии, - и явился на свет сын Сварога Перун Громовержец.Как родился Перун - во весь голос вскричал. И от гласа Перуна могучего на Земле стали горы рушиться, зашатались леса, расплескались моря, Мать Сыра Земля всколебалась. встал Перун на ноги булатные и сказал Сварогу небесному:- Дай мне палицу стопудовую! И коня мне дай, чтоб под стать был мне!Засверкали тогда в тучах молнии, громы на небе загремели.То не пыль в поле распыляется,  то с высоких гор  бежал лютый Скипер-зверь.Как схватил трех сестер лютый Скипер-зверь - Лелю, Живу, Марену в охапочку, и унес с совой в царство темное. Тут увидел он, как у реченьки, у того бел-горючего камешка тихо ребенок похаживает и играет булатною палицей стопудовою! Рядом с ним жеребенок поскакивает, а от скоков его Мать Земля дрожит. То Перун, колыбельку оставивши, у горючего камня похаживалИ сказал тогда лютый Скипер-зверь:-    Отрекись, Перун, от отца своего, поклонись, Перун, зверю-Скиперу! И борись, Перун, послужи-ка царству подземному!Отвечал Перун зверю-Скиперу:-     Ах злодей, Скипер-зверь! Я не буду служить черной нечисти! Я служу только Роду-Пращуру, Ладе-матушке Богородице и отцу Сварогу небесному!Осерчал тут злодей лютый Скипер-зверь, повелел тогда лютый Скипер-зверь закопать его в Землю-матушку. Й тогда слуги  Скипера стали яму рыть во Земле Сырой и  лютый Скипер-зверь   приговаривал:-    Не бывать Перуну на Сырой Земле, не видать Перуну света белого - Солнца Красного! Триста лет с тех пор еще три года Спал Перун мертвым сном во Земле Сырой. А как триста лет миновало - разгулялась непогодушка, из-под тучи  со громами гремучими и дождями ливучими вылетала птица могучая -  Матерь Сва, Лада Матушка. стала звать Сварога на помощь:-    Ты пошли, Сварог, наших сыновей, пусть отыщут они братца милого!По велению Бога Вышнего, по хотенью Сварога-батюшки поднялись из светлого Ирия, из-за гор высоких Рипейских птица Сирин - вещунья печальная с птицей радостной Алконостом, а за ними - Стратим сильнокрылая. Подлетели они к зверю Скиперу.Как увидел их лютый Скипер-зверь, поспешил назад в царство темное. Тут сорвался добрый Перунов конь с привязи у камня горючего. Побежал по чистому полюшку - вслед за ним Сварожичи двинулись. Прибежал на яму глубокую, стал он ржать, плясать да копытом мять те песочки и камешки тяжкие.И Сварожичи братья скорым-скоро раскопали яму глубокую. Им светил бог Хорс - Солнце Красное. Бог Стрибог поднял ветры буйные и разнес пески крутожелтые, а щиты разметал вместе с досками Велес мощный бог.И нашли там  Перуна, спящий мертвым сном.-    Как же нам разбудить братца милого, как поднять нам бога могучего?-    Ты слетай, Гамаюн, ко Рипейским горам за Восточное море широкое! Как во тех горных кряжах Рипейских на горе на той Березани ты отыщешь колодец с Сурьей, что обвит дурманящим Хмелем! Принесешь из колодца живой водыПоднялась Гамаюн быстрее ветра ко Рипейским горам в светлый Ирий.Прилетела она с живою водою,и Перуна водой обмыли.Поднялся сын Сварога небесного, и увидел он яркий белый свет.  Усмехнулся Перун и расправил усы – золотые усы, жаром пышущие, и тряхнул брадой серебристою, головой своей златокудрою. И сказал он братьям Сварожичам:-    Как я долго спал во Земле Сырой!Поднесли Перуну Сварожичи рог глубокий с хмельною Сурьей - той, что принесла Гамаюн. Выпивал Перун тот глубокий рог.-  Как, Перун, теперь себя чувствуешь?-    Я теперь чую силу великую - кабы было кольцо во Сырой Земле, повернул вы я всю Вселенную!-    А теперь отправляйся, могучий Перун, поезжай скорей к зверю Скиперу, разыщи сестер милых!И сверкнула тотчас в туче молния, раскатился по небу гром. 

Подвиги Перуна

 -    Расскажи, Гамаюн, птица вещая, как Перун победил зверя Скипера,  как великие подвиги он совершил и как сестрам своим дал свободу!-    Ничего не скрою,  что ведаю...

Поезжал Перун по Сырой Земле, мимо гор Рипейских и Ирия. Встретил он в горах Ладу-Матушку, Мать небесную.. Поклонилась Перуну матушка,  стала расспрашивать:-    Ты куда, сынок, отправляешься? Держишь путь куда в чистом полюшке?-    Государыня Лада-матушка, Мать небесная, путь неблизок мой в чистом полюшке.Направляюсь я к зверю Скиперу, Чтоб родных сестер, дочерей твоих, из неволюшки вызволить!-    Ах младой Перун, славный мой сынок!   Нелегка путь-дороженька к Скиперу! По дороженьке прямоезжей птица  не пролетывала, зверь рыскучий  не прорыскивал, на коне никто не проезживал! Заколодела дорожка, замуравела...-     Государыня Лада-матушка, Мать небесная! Дай в дорогу мне благословение, отпусти меня к зверю Скиперу!Ехал Перун через леса дремучие, через реки разливистые, через полюшко, грудь свою копьем ограждая и небесный закон утверждая. И наехал на стадо свирепое, звериное стадо,  змеиное.И   пасут то   стадо три   пастыря   - да три девицы, три сестры родные Перуновы: Леля, Жива, Марена, украденные  зверем Скипером. Бела кожа у них – как слова корд, на них волос растет - как ковыль-трава.И сказал Перун трем сестрицлм:-    Вы ступайте, сестрицы, к Рипейским горам, вы пойдите к Ирию светлому. Окунитесь в реку молочную и в сметанное чистое озеро, искупайтеся во святых волнах и омойте-ка лица белые!И сказал перун стаду лютому, что звериному стаду – змеиному:-    Поднимайтеся, звери  звери лютые,   расходитесь по болотам и лесам диким.Все случилась так, как Перун сказал, - та застава его миновала.Вот приехал он в царство темное, горы там в облака упираются и чертог стоит между черных скал.Выступал на него лютый Скипер-зверь, выходил к нему по-звериному, а шипел-свистел по-змеиному.-    Я всей подвселенной царь! Как дойду до столба я небесного, ухвачу за колечко булатное, поверну всю Землю на синее Небо и смешаю земных я с небесными, стану я тогда всей Вселенной царь!Но могучий Перун не страшился, победил он на лютого Скипера. Скипер-зверь  стал уклоняться, приклонился он ко Сырой Земле, стал просить-молить бога мощного:-    Я узнал тебя, праведный Перун!  Дай ты срока мне три минуточки! Я тебе подарю горы золота, я отдам тебе силу всю свою, станешь ты царем поднебесной всей!-    Я не дам тебе сроку-времени! Твое золото все неправое, твоя силушка вся всесильная, в темном царстве же правит Кривда пусть!Тут поднял зверя-Скипера и на Землю Мать уронил его. Мать Сыра Земля расступилась, И Перун могучий тогда завалил то ущелье горами Кавказскими.И забрал Перун трех родных сестер, и повел он их ко Рипейским горам, и привел их к Ирию светлому. И сказал он им:-    Вы, сестрицы мои! Вы снимайте скорей кожу прежнюю, как кора еловая грубую. Искупайтеся во молочной реке и очистите тело белое.И тогда три родные сестрицы кожу скинули заколдованную, во молочной реке купались, в чистых водах тех омывались.Приходил Перун к Ладе-матушке, светлой матери, Богородице.-    Государыня лада-матушка, мать небесная, богородица! Вот тебе три дочки родимые, мне же – три сестрицы любимые!И вернулись так вместе с Лелею - Радость и Любовь в поднебесный мир. Вместе с Живою оживляющей возвратилась Весна со цветами. А с красавицею Мареною -Осень и Зима со снегами. 

Перун и Дива-Летеница

 -    Расскажи, Гамаюн, птица вещая, как женился Перун на Летенице - молодой Додолушке-Диве.-    Ничего не скрою,  что ведаю... Как по морюшку синему одинокая Лебедь плавала. И кружился над ней млад сизой Орел:Обернулася Лебедь белая во Летеницу молодую, обернулся тут млад сизой Орел во Перуна сына Сварожича.Говорил Перун Диве-Лебеди:-    Помни, Дивушка, слово верное! Как придет пора - время летнее, за тебя приду, Дива, свататься!И подъехал Сварожич  ко Сварогу - богу небесному и ко матушке-государыне. Он подал отцу руку правую, ну а матери руку левую. И сказал он им таковы слова:-    Мой отец, Сварог, Лада-матушка, я прошу у вас позволения - дайте мне построить алмазный дворец на горе в саду светлом Ирин. Чтобы видеть мне, как гуляет здесь молодая Дива-Летеница, дочка Дыя..И построил Перун во саду дворец,  На высоком  своде – Красно Солнышко, и как в небе- во дворце есть месяц, и ясны звезды - во дворце есть звезды, и заря, и вся красота поднебесная.Как в ту пору захотелось младой Летенице во зеленом саду прогуляться,  и пошла она во зеленый сад подошла к крылечку Перунову.И увидел Сварожич Летеницу, выходил он к ней во зеленый сад.-    Ты послушай меня, Дива милая! Много времени жил на свете я, много видел девиц-красавиц я, но такую, как Дива Дыевна, никогда, нигде я не видывал. Я желаю к тебе, Дива, свататься!Тут Летеница испугалася и горючими слезами залилась, скоро из дворца ушла. А тем временем молодой Перун полетел к Дыю - батюшке Дивы,и сказал он Дыю и Дивии:-    Мне жениться пришла пора-времечко.  Я пришел к вам Летеницу сватать. За меня отдайте Додолу!Тут подал Дый-Отец руку правую, а Мать-Дивия – руку левую - и отдали Перуну Диву.И назначили вскоре свадьбу, стали к свадебке той готовиться и в обратный путь снаряжались.И поехал Перун в колеснице - шесть коней в колесницу впряжены-    Ах вы, кони мои, кони верные, сослужите мне службу-службишку, повезите меня за невестою по небесному своду синему! Выйди, радость моя, Додола!Выходила тогда Лада-матушка:Вот - возьми, Перун, золоченые стрелы - громовые стрелы, могучие. Ты же, Дива-Додола, - небесный огонь. Вот еще вам - пестрая ленточка. Вы красуйтеся, вы любуйтеся, распускайте вы ленту-радугу после дождика, после светлого, чтобы всем было в мире радостно! И пропела Дива-Перуница:- Пойдем, Перун, погуляем -над полями и над лесами!Ты с грозой пойдешь, а я с молнией!Ты ударишь грозой, а я выпалю!Пойдем, Перун, погуляем -над полями и над лесами!Ты с дождем пойдешь, а я с милостью...Ты польешь водой, а я выращу... В небесах летал млад сизой Орел, вилась рядом с ним Лебедь белая.То не стаи в небе певучих птиц, то кружились в небе три облачка. На одном сидел Громовик-Перун, на другом летала Перуница, а на третьем - Сварог со Сварожичем.Как Перун ударял громом на небе, как огнем палила Перуница, как Сварожич-Стрибог веял ветром!Продолжалася свадьба в Ирии!

Перун и дочка Деванушка

-    Расскажи,  Гамаюн,  птица вещая,  о Деване – дочери Дивы и Перуна  сына  Сварожича. Как она  на  Ирий пошла  войной и с отцом Перуном боролась, а потом отцу покорилась.-    Ничего не скрою,  что ведаю...

Это было рано-ранешенько... Как с восточной дальней сторонушки прилетели Орел со Орлицею – то Перун с женою Перуницей.И тогда Перуница и родила дочку Деванушку.Подрастать Деванушка стала, Обучилась она премудростям. Обернулась Девана Львицей, поскакала она по Сырой Земле. Диких всех зверей завернула, всех куниц и лис с горностаями, черных соболей, малых зайчиков. А потом она обернулась грозной птицей Магур, полетела она по подоблачью. И всех птиц она завернула, всех гусей-лебедей, ясных соколов. Обернулась потом Белорыбицей, и всех рыб завернула в море, всех севрюг, белуг с осетрами. Чистым полем Девана ехала. Поезжала она, потешалася и метала копье в поднебесье. Как одною рукою метала, а подхватывала - другой. Впереди Деваны бежали два свирепейших серых волка. Был на правом плечике сокол, а на левом плече - белый кречет.Выезжал навстречу Деване  Дажьбог могучий Перунович. Он заехал к ней и низко кланялся:-    Уж ты здравствуй, Девана дивная! Ты куда, Деванушка, держишь путь?-    Еще еду я в красный Ирий! Я хочу съесть яблочки Ирия и на трон Сварога усесться!И вскочил Дажьбог на коня верхом, поскакал-полетел он в Ирийский сад к Громовержцу Перуну в терем.-    Уж ты гой еси, грозный бог Перун! Едет в Ирий дочка - Девана! Хочет съесть она златы яблочки! И на трон Сварога усесться!Тут взыграло сердце Перуново. Он седлал коня - Бурю грозную. Конь его бежит - Мать Земля дрожит.Выезжал он навстречу дочке.-    Уж ты гой еси, дочь родимая! Не езжай-ка ты в светлый Ирий! Ты коня назад поворачивай! То Деване бедой показалось, за досаду великую встало: "Буду ль я пред ним унижаться!"И секлися они мечами, исщербилися и мечи, бились палицами тяжелыми, обломались у них и палицы. Обернулась Девана Львицею, а Перун обернулся Львом. Стали биться между собою. Обернулась Девана Соколом, а Перун Орлом обернулся, стал когтить Орел птицу мощную. И тогда Деванушка перышком опускалася в море синее, обернулася Белорыбицей. поймал Перун этим неводом Белорыбицу в синем море.И Девана судьбе покорилась, и Перуну-отцу поклонилась.И теперь Деванушке славу поют, прославляют Перуна с Перуницей, славят также и Макошь-матушку! Расы Ариев могучий Чур! Ты космический огонь могучий!Гром небесный и покров,Правды Свет в Славянский Душах!С нами днесь Перунов Свет,громогласно зычит небо,и поток небесных вод,очищает Матерь- Землю!..

Перун по имени Энтиль

 У Шумеров имя Его было Энлиль – Небесный Царь и «Владыка Земель», Покровитель Законов, Бог-Громовержец, Властелин грозы, бури, ветров и наводнений, покровитель судеб людей и Богов, дарующий счастье или несчастье, беду или благо. Согласно древним шумерским мифам, Энлиль разделил Небо и Земь при помощи мотыги, сотворил Зарю, народил растительность на Земле, изобрёл плуг. Энлиль володеет частью Неба, коя именуется «Путём Энлиля». Энлиль, чьё повеление простирается далеко, чьё слово свято,Бог, чьё решение непреложно, коему вверены судьбыЧей вышний глаз скользит по землям,Чей вышний луч ищет сердце каждой земли,Энлиль, кто сидит широко на белом престоле, на высоком престоле,Кто совершенствует законы власти, главенства и царствия,Боги Земли склоняются в страхе перед ним,Боги Небес смиренны перед ним…  Позднее, во времена Вавилонского царства, все черты Энлиля воспринял на себя Мардук.

 Шесть Явных Сутей Перунова Веданья

 Аз  Перуново Древо, мировое древо

Перуново Древо – Дуб  крепок, стволом могуч, кроною велик. Древо дуб дуб перунова воля – крепость, надёжа,  Силы.В древних писаниях речется о Святилищах, там где Древо Перуново, могучий дуб

«А от той горыдо Перунова дубагоры склон».  Дуб он  Мирового Древа в нем  нерушимость Прави – Вселенского Закона, охраняет  Перуном.

«На Море-Окияне, на Острове Буянестоит Дуб кряковистый,и рубит тот Дуб-Сыродубтопором своим стар матёр человек,и как с того Сыродуба щепа летит– такожде и от чистой души летитстрелы зверей вероломных лютыхпо всякий день, по всякий час и по всякое время…»

БОГОВ  Перунов Цвет Перунов Цвет, перуника – голубой ирис о шести лепестках, самым видом своим вельми напоминающий Громовой Знак. Такоже рекут, что средь Предков наших Перуновым Цветом почитался и Папороть.что цветет цветёт на волшебну  Купальскую Ночь. Тот счастливец, который отыщет Папороть-Огнецвет, даруется особым виденьем Сокрытого –  И в том Перунова Воля проявлена, бо одно из свойств Её – ЯСНОСТЬ. 

ВЕДАЮ  Перунов Камень  Перунов Камень – остроконечный белемнит, называемый також в народе Перуновым Пальцем или Перуновой Стрелой. По поверьям, Стрелы-Молнии, кои Грозный Бог с Неба мечет, попадая в Земь затвердевают и превращаются в то, что учёные мужи именуют «белемнитом». Перуновы камни  Обереги, освящают и воду, исцеляют  ъ

Глаголю Перунов День

В неделе Перуновым Днём является четверток четверг. . Во день сей всенепременно во Красном Куту, иже во дому обустроен, пред Малым домашним Чуром Перуновым возжигается Огнь, воскладаются дары, затем на Огнь приносится Малая Треба.

  

ДОБРО  Перуновы Чиры Чиры Перуна : Громовник, Громовой Знак шести граней, Перуново  Колесо о шести лучах, Перунов Коловрат, Перунов Крест (четырёхконечный в основании крест, каждая оконечность коего раздвоена). Перунова Молонья (Чир, внешне напоминающий скандинавскую зиг-руну).  Громовой Знак ан руси есть в орнаментах, в теремах ларцах прялках одежде.

 

 

ЕСТЬ  Перуново Капище Перуново Капище утверждается непременно на возвышенности либо близ дубрав. Чур Перуну – Ликом грозен, со шеломом на главе, с усами в виде Молний, творится из дуба либо камня.   творить Чур Перуна надобно тако, чтобы люд, к Нему обращающийся, лицом на Восход  либо на Полдень стоял.Пред Чуром воскладается Камень Алатырный.  

Шесть Граней Перунова Веданья

Перун,   Правды Мощь, Взора Свет, Славы Стяг, Молниями владеет, Отец Побед, Златоусый Воевода Небесных Полков, Вышний Покровитель  правды и добраВеды глаголят о сути его в в шести граняхОные суть: Грань первая  Перун Дарящий Оратаям честным – во пору летнюю Секирою Своей Хляби Небесные разрубающий, Земь дождями поливающий да влагою живой питающий. Воям сильным да хоробрым, Духом Его облечённым – Победу дарящий, Силой Своей наделяющий да во сечах лютых пособляющий. Грань вторая Перун Карающий Правду хранящий, нечисть гонящий,  супостатов всяких Молниями Своими разящий. Проявление Перуна Дарящего зримо во Все-Живой Природе Золотыми Молоньями – по народным поверьям  – Жизнь да Благо Белому Свету дарящими, Земле Зарод чинящими. Проявление Перуна Карающего во Все-Живой Природе знаменуется Серебряными (Синими) Молньями – нечисть гонящими и Кривду разящими. Грань третья Перун Ратайский (Бог Воинов)

Прямое проявление Дарящего Лика Перуна.Победою дарующий, воев Силою наделяющий.

  Грань четвёртая  Перун Ротный Охранитель Прави – како Прави Всемирья (Извечных Законов Мирозданья, от веку Самим Родом положенных), такоже и Ряда Природного (проявленного в Годовом Круге) и Ряда промеж людьми. Оттого же и володеет Перун-Батюшка таковыми разнящимися промежду себя Стихиями, как Молнии и Вода, единя в Себе, казалось бы, несовместимое, а тем творя Священный Водокрес.Оттого же и речено было ответом «Колико есть небес?» - «Перун есть мног!» Многосущность Небесного Воеводы знаменует собой всеохватность Извечных Законов Прави, их справедливость по отношении ко всему Сущему и Не-Сущему. Указание же на Небеса есть знаменование Вышнего происхождения Законов Прави. В том суть, а далее всяк сам домыслить сможет…Предки наши, егда ряд, уговор либо зарок какой учинить промеж себя удумывали, завсегда пред Чурами Богов Родных клятвы оные приносили. Опрежь иного же Требы о справном исполнении уговоров Перуну-Батюшке клали. Особливо серьезные решения обсуждались и решались у дуба – Перунова Древа.Такоже и Обряд Свадебный завсегда включал в себя троекратный обход молодыми посолонь вкруг Дуба. При сём у Бога Грома испрашивалось вспоможение соблюсти да укрепить Семейный Ряд Грань пятая  Перун Природный Осмысление Бога Грозы как одного из проявлений Сил Все-Живой Природы, а именно – Володетеля Небесных Вод, Хозяина Грозы, Отца Громам. Потому рекут, что гром во Небе гремит оттого, что Перун-Батюшка с Небесной Дружиной из Чертогов Своих выезжает. «Перун словом дождь держит и низводит» Таковое явление как радуга тоже связнано с Перуном БатюшкойО том рекут: «Радуга – это коромысло, на котором Додола-Перуница, Перунова супружница, носит воду в Сваргу… Грань шестая Перун Кологодный За тем следящий, чтобы Коло Сварожье справно вращалось, чтобы Ряд Природный не нарушался.Потому от веку чествуют сородичи, по Прави живущие, Святодни Кологодные, Перуну-Батюшке посвящённые.

   

Источник -  Энциклопедия мифологи

 

vsegda.moy.su

Бог Перун | Бог Грома | Покровитель воинов

Бог ПерунБог Перун — славянский Бог грома и покровитель воинов. Он считается одним из самых главных персонажей славянского пантеона Богов. Перун почитался многими народами. Культ Бога Перуна был засвидетельствован у южных славян. У полабских же славян он отразился в названии дня недели четверг — «perendan», так же, как, например, Thursday (четверг) — день Тора. К слову, и Тор и славянский Перун являются богами громовержцами, и не случайно их именами называется один и тот же день недели. Перун — бог воины. Сегодня так считают многие. Но на самом деле это не совсем так.

 Легенда о Перуне

Существует  множество современных источников, в которых рассказываются Легенды о Перуне. Но ключевое слово здесь "современные". Нет древних книг, из которых можно вдохновиться мифами о боге громовержце. Все, что описывается сегодня в литературе, скорее всего, является выдумкой современников. Что же нам предлагают? Пишут о том, что бог Перун был сыном Сварога и Лады. Легенда гласит, что рождение Сварожича сопровождалось землетрясением и грозой:

"Загремели тогда громы на небе, Засверкали тогда в тучах молнии, и явился на свет, словно молния, Сын Сварога Перун Громовержец"

Легенда о ПерунеЕще в младенчестве Бог Перун вместе со своими сёстрами богинями Живой, Мареной и Лелей был похищен Скипер-зверем (получеловек-полускорпион) охранником потустороннего мира. Зверь погрузил младенца в вечный сон, а богинь превратил в чудищ. Старшие сыновья Лады отправились спасать своего брата, обернувшись в вещих птиц — Сирина, Алконоста и Стратима по всему белому свету. Долго искали они младенца, но никак не могли найти его. Совсем уже отчаялись Сварожичи, но вдруг заметили Скипер-зверя у входа в подземелье. Тот при виде Сварожичей сразу скрылся... Устремились братья в подземелье, нашли Бога Перуна, спящего непробудным сном. За минувшие годы он вырос и возмужал, но не могли братья пробудить его ото сна.  Тогда послали Сварожичи птицу Гамаюн в Репейские горы за святой сурьей — живой водой. Обмыли ею брата, и тот встал живой и здоровый. Как пришёл в себя Бог громовержец, так сразу и сказал, что отомстит Скипер-зверю и освободит сестёр. Немало препятствий преодолел славянский Перун прежде, чем добраться до логова Скипер-зверя. Отыскал он сестёр своих и расколдовал. Сам же отправился к Скипер-зверю, дабы уничтожить чудище. Долго бились они, но наконец поднял Бог громовержец своего врага и бросил его оземь. Расступилась Земля и навсегда поглотила Скипера. После этой победы Бог Перун вернулся в мир Прави. 

Много еще легенд связано с Покровителем воинов. Как бился с Морским чудищем, чтобы доказать свою доблесть отцу будущей Жены, как Диву-Додолу обратил в божию коровку за предательство, как в мир Нави ходил с детьми Чернобога биться и многое другое.

Бог Грома и Молнии у славян

 Имя бога Перуна происходит от праславянского "перунъ", что означает "разить, поражать". Громовержец почитался у значительной части индоевропейских племен древности. Его ведение можно условно разделить на 2 составляющие. Первая составляющая была связана с земледелием, вторая - с покровительством воинства.  Учитывая стремление славян к земледелию, Бог Перун был божеством, оберегающим урожай и приумножающим его. Рассекая мечом тучи, он проливает на поля дождь, который обеспечивает хороший рост посевов. От Бога Грома зависело, будет у славян голодный год или сытый, поэтому наши предки так почитали его. Иногда можно услышать, что Перуна считают богом огня. Это не совсем так. Полноправным богом огня является Сварог. Но отчасти Бог грома и молнии позаимствовал огненные способности. Ведь молния тоже символизирует огонь.

Покровитель воинов

Покровитель воиновИз-за частых набегов врагов на земли славян, наши предки полагались на защиту Громовержца-Защитника. И тем самым бог громовержец получил еще одну важное предназначение — быть покровителем воинов. Он мечет огненные стрелы и разит недругов огненным мечом-молнией. Особую роль Славянский Перун играл в покровительстве княжеской дружины. Не удивительно, что такая характерная черта бога Перуна, как красный плащ, стала неотъемлемым знаком князей-военочальников. Что же касается образа бога грозы и молнии, то представляли его высоким, статным, светловолосым воином с голубыми глазами. В золотых доспехах, красным плащем, как мы уже говорили, и с топором в руках. Иногда в бою им использовался щит и копье. Появление его сопровождалось раскатами грома и молний. Он оберегал славянских воинов на поле битвы, но не являлся богов войны. Покровитель воинов не жаждал битв, как, например, древнегреческий Арес. Он был только оберегом для воинов Руси.

Историческим примером того, как славянская дружина почитала бога Перуна, можно привести фрагмент договора 945 года Руси с Византией, упомянутого в "Повести временных лет":

"И иже помыслять отъ страны Русьскыя раздрушити таку любъвь… елико ихъ есть не крьщено, да не имуть помощи отъ Бога, ни отъ Перуна, да не ущитяться щиты своими, и да посечени будуть мечи своими и отъ стрелъ и отъ иного оружия своего, и да будуть раби въ сь векъ и въ будущии"

Культ Перуна

Говоря о боге Грома, как покровителе князя и его дружины, следует упомянуть о том периоде, когда славянский Перун по своей значимости вышел на одно из первых мест среди остальных Богов. Период этот относится ко времени Киевской Руси, когда правил Князь Владимир, сын Святослава Игоревича. Русская летопись называет богов, культ которых Владимир "Красное Солнышко" учредил в 980 г. - это Перун, Стрибог, Даждьбог, Хорс, Симаргл и Богиня Макош:

"Нача къняжити Володимер в Кыеве един.

         И постави кумиры на хълме въне двора теремьнаго:

         Перуна древяна, а главу его сьребряну, а ус злат,

         и Хърса,

         и Дажьбога,

         и Стрибога,

         и Семарьгла,

         и Макошь.

      И жьряху им, наричюще я богы и привожаху  сыны  своя  и  дъщери

  и жьряху бесом и осквьрняху землю требами своими"

Зачем Владимир выделил и поставил определенных богов выше остальных остается большим вопросом. Возможно, что такими мерами он пытался заручиться поддержкой этих божеств, чувствуя вину за те проступки, которые известны всем, кто знаком с историей Киевской Руси... Князь Владимир сошел с праведного пути и, не найдя поддержки среди богов своих предков, попытался найти поддержку в другой вере? Может поэтому он решил принять христианство...

Про бога Перуна и Илью Пророка

Илья ПророкПосле прихода христианства, бога Перуна заменил Илья Пророк, ездящий на огненной колеснице по небу. Именно он получил обязанности бога Громовержца и Защитника. Многие знают, что 20 Июля отмечается Ильин день.  В свою очередь на "Глиняном календаре" черняховской культуры 20 июля, отмечен "громовым знаком" (колесом с шестью спицами), который является символом покровителя воинов. Такие громовые знаки в XIX веке вырезали на причелинах изб, чтобы оберегать их от ударов молний. После того, как Владимир принял христианство, богу громовержцу оказали особую почесть. Идола Перуна с серебряной головой и золотыми усами не сожгли, как других идолов, а эскортом из 12 дружинников проводили по Днепру до порогов, где потом возникло село Перуново. 

Атрибуты и знаки Перуна

Самым известным атрибутом бога Перуна является Дуб. Он является крепчайшим и наиболее долговечным деревом. Поэтому именно Дуб является священным деревом Покровителя воинов. Вплоть до XVIII-XIX веков дуб сохранял ведущую роль в обрядности. Так, например, Н. М. Гальковский писал в своих работах, что деревенские свадебные поезда после венчания трижды объезжали одиноко стоящий дуб.  Словом "Дуб" книжники наших предков называли не только конкретную породу деревьев, но и деревья вообще. Чаще всего это встречается в переводах святых писаний, когда русский переводчик, воспитанный в почитании дуба, считал необходимым именовать всякое дерево дубом. Поэтому лес в подобных переводах именовался дубравами.

Константин Багрянородный в 948 году писал о поклонении русов Перунову дубу на острове Хортице:

"Пройдя это место (переправу), они достигают острова, называемого Святым Григорием, и на этом острове совершают свои жертвоприношения, так как там расти огромный дуб. Они приносят в жертву живых петухов, кругом втыкают стрелы, а иные приносят куски хлеба, мясо и что имеет каждый, как требует их обычай. Насчет петухов они бросают жребий - зарезать ли их (в жертву), или съесть или пустить живыми...".

Дуб дерево ПерунаЭто место называлось "Перуня рень". По преданиям именно сюда был выброшен на берег деревянный идол Перуна, который был спущен на воду Князем Владимиром. Даже сегодня у речки Верхней Хортицы можно видеть дуб, возраст которого насчитывает множество сотен лет. Ствол обхватом больше 6 метров, высота около 36 метров — это потрясающее зрелище не оставит равнодушным никого. Такое дерево дает прекрасное представление о Великом Священном Дубе Славянского бога Громовержца и Защитника Перуна.

Если статья Вам понравилась, воспользуйтесь кнопками социальных сетей и поделитесь информацией со своими друзьями! Заранее Благодарны!

xn----ctbjypmbbheq3i7a.xn--p1ai

Перун | Славянские боги

Назад к разделу

Перун

Перун | Славянская мифология

Перун (др.-рус. Перунъ, белор. Пярун) — бог-Громовержец в славянской мифологии, покровитель князя и дружины в древнерусском языческом пантеоне. После распространения христианства на Руси многие элементы образа Перуна были перенесены на образ Ильи-пророка (Ильи Громовника). Имя Перуна возглавляет список богов пантеона князя Владимира в «Повести временных лет».

 

Славянская этимология имени Перун (праслав. *Perunъ) достаточно очевидна. Оно происходит от глагола *perti, *pьr? «ударять, бить» (ср. рус. переть, болг. пера, перем «бью, колочу») и суффикса деятеля -unъ (ср. бегун, прыгун и т. д.). Таким образом, имя Перун имеет значение «бьющий, ударяющий, разящий (громом и молнией)». В пользу этой этимологии говорит ещё и тот факт, что в славянских языках есть идентичные слова, обозначающие гром и молнию — рус. перун «молния», укр. перун, белор. пярун, польск. piorun «гром».

 

О культе Громовержца у славян сообщал ещё Прокопий Кесарийский (VI век -  византийский писатель; секретарь полководца Велизария):

 

"…Они считают, что один из богов, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды."

 

Отсюда делается вывод, что Громовержец-Перун уже тогда был главой славянского пантеона. То, что Перуну в жертву приносили быков, подтверждается позднейшими этнографическими данными: в братчину на Ильин день в честь Ильи-пророка (сменившего Перуна на посту Громовержца) так же закалывались быки и другой скот.  

Апокрифическая «Беседа трёх святителей» называет Перуна, наряду с Хорсом, ангелом грома и молнии, что ещё раз подтверждает его сущность громовержца.  

Первые сведения о Перуне с упоминанием его имени появляются в «Повести временных лет». В частности, клятвы Перуном содержатся в договорах Руси с византийцами, заключённых после походов в 907, 945 и 971 годах.

 

Вот фрагмент договора 945 года:

 

"И если кто с русской стороны помыслит разрушить такую любовь… то некрещёные да не получат помощи ни от Бога, ни от Перуна, да не защитятся щитами своими, и да погибнут они от мечей своих, от стрел и от иного своего оружия, и да будут рабами в этой жизни и в загробной."

 

Далее описывается, как при заключении договора русь-язычники клянутся, положив свои щиты, обнажённые мечи, обручи и прочее оружие. Позже князь Игорь был приведён к присяге греческими послами — он пришёл со своими людьми-язычниками на холм, где стоял Перун, и они сложили своё оружие, щиты и золото, и присягнули.

 

Из договора 971 года мы узнаём следующее:

 

"А если выше сказанного не выполним…, да будем прокляты Богом, в которого веруем, Перуном и Волосом, скотьим богом, да будем желты, как золото, и да будем посечены своим оружием."

 

Вообще же говоря, фигурирование Перуна в клятвах неудивительно: он действительно был для варягов-руси «своим богом», покровителем князя и дружины. Вполне вероятно, что чисто славянский бог Перун заменил для них скандинавского Тора, тоже Громовержца.

 

Перун упоминается в летописном рассказе о так назваемой «языческой реформе» князя Владимира Святославича, когда он установил в Киеве идолы шести важнейших божеств:

 

"И начал княжить Владимир в Киеве один, и поставил идолы на холме, вне теремного двора: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, Хорса (и) Дажьбога, Стрибога, Симаргла и Мокошь."

 

Таким образом, в центре Киева, недалеко от резиденции князя, на холме был установлен деревянный антропоморфный идол Перуна с серебряной головой и золотыми усами. Перун в данном списке упоминается на первом месте, поэтому можно считать, что он стал во главе общерусского языческого пантеона, установленного Владимиром. Мало того, некоторые исследователи полагают, что первоначально в летописи упоминался один лишь Перун, а имена остальных божеств являются позднейшей вставкой (стало быть, на холме в Киеве был установлен только один идол — Перуна). Как бы то ни было, целью реформы действительно была установка общегосударственного культа верховного божества. И неслучайно, что это божество покровительствовало князю и дружине — в молодом формирующемся Древнерусском государстве князь и дружина насущно нуждались в укреплении своих позиций. В рамках той же языческой реформы идол Перуна был установлен и в Новгороде дядей Владимира, Добрыней: «и пришед Добрыня к Новугороду, постави Перуна кумира над рекою Волховом, и жряхуть ему людье новгородьстии акы Богу».  

«Языческая реформа» Владимира не принесла ожидаемых результатов, и насущной необходимостью стало крещение Руси. В связи с этим и в Киеве, и в Новгороде идолы Перуна были свержены и «изгнаны». В Новгороде это произошло так:

 

"В год 6497 (989). Крестился Владимир и вся земля Русская. И поставил в Киеве митрополита, а в Новгороде — архиепископа… И пришёл в Новгород архиепископ Аким Корсунянин, и разрушил капища, идол Перуна посёк и велел его волочить к Волхову. Обвязали его верёвками, и поволокли по грязи, избивая палками. И заповедал никому нигде его не принимать."

 

В фольклоре

 

Определённые сведения о Перуне можно почерпнуть и из фольклора славянских народов. В календарной ритуальной традиции фольклоре южных славян встречается такой персонаж, как Пеперуда (Додола), которая напрямую связывается с Перуном. Девочка, олицетворявшая Пеперуду, участвовала в летних ритуалах вызова дождя. Упоминается она и в ритуальных песнях, исполнявшихся по этому поводу. В фольклоре восточных славян имя Пеперуды забылось, однако в детских закличках по поводу дождя имеется идентичный с нею образ «сироты», способной вызвать дождь, открыв ключиком ворота (подобный сюжет есть и в додольских песнях).

 

Интересные данные о Перуне обнаруживаются и в восточнославянском фольклоре. В частности, в белорусских сказках имеется сюжет о преследовании чёрта Громовержцем. Перун (или его «заместитель») пытается убить чёрта молнией, а тот по очерёдности прячется в человеке, животных, дереве, камне, и наконец уходит в воду («там тебе и место» — говорит Перун). В данном сюжете отражены представления восточных славян о том, что нечисть большую часть года живёт в воде, а на суше прибывает лишь с Ивана Купалы до Ильина дня. Именно поэтому купаться в природных водоёмах разрешается лишь в этот период, и именно поэтому в это время бывает так много гроз — это Перун/Илья-пророк отстреливает молниями нечисть, разгуливающую на суше. В Ильин день нечисть возвращается в реки, делая их опасными для купания.

 

У южных и восточных славян повсеместно в фольклоре и мифологических представлениях Перун заменился христианскими святыми или образом Бога. Воинские черты Перуна во многои перешли Георгию Победоносцу и отчасти Борису и Глебу. В народном же сознании образ Перуна весьма полно и органично заменился Ильёй-пророком. Способствовали этому и отдельные черты этого святого, роднящие его с образом Громовержца — например, колесница как транспортное средство, связь с небом и огнём.  

Атрибуты Перуна

 

Перун, как считается, ассоциировался с возвышенностями — к примеру, его идолы, по данным летописей, стояли на холмах. Есть и лингвистические причины для такой привязки, к которым, однако, следует относиться внимательно, поскольку они могут быть позднейшим сближением по созвучию двух совершенно разных корней.

Одним из важнейших атрибутов Перуна был дуб. Интересно, что в славянских языках не сохранилось индоевропейское название дуба — *perku-. Оно было табуировано, что ещё раз подверждает сакральность дуба для славян.

 

Константин Багрянородный (сер. X века) оставил описание ритуала, связанного с дубом, производившегося на острове Хортица. В данном случае речь идёт не столько о славянах, сколько о «русах» — скандинавах, перенявших славянские обычаи:

 

"На этом острове они совершают свои жертвоприношения, так как там стоит громадный дуб: приносят в жертву живых петухов, укрепляют они и стрелы вокруг [дуба], а другие — кусочки хлеба, мясо и что имеет каждый, как велит их обычай."

 

У южных славян известно поклонение Илье-пророку на холмах с дубравами.

В грамоте галицкого князя Льва Даниловича 1302 года, в которой определяются границы владений епископа Перемышльского, упоминается Перунов дуб как одна из границ: «…а отъ той горы до Перунова Дуба гор? склонъ».

 

Свидетельствуют о культе дубов и данные археологии. Б. А. Рыбаков (советский археолог и историк) пишет:

 

"Дважды наука обогатилась находками подлинных священных дубов языческого времени. Первая находка была сделана в 1909 г. В 8 км от устья Десны близ Никольского монастыря из воды был извлечен ствол дуба около 20 м длины. Дуб погиб сравнительно молодым — судя по годичным кольцам, ему было около 150 лет. В свое время в толщу ствола были врезаны и успели врасти в древесину четыре кабаньих челюсти, расположенные квадратом. Челюсти принадлежали молодым кабанам. Вторая аналогичная находка дубового ствола с кабаньими клыками была сделана в 1975 г., неподалеку от первой в Днепре, ниже устья Десны. На высоте 6 м от корней в ствол дуба были также вживлены 9 кабаньих челюстей, образующих фигуру квадрата со стороной в 34 см. Нижняя часть ствола носит следы огня. Дата по С14 — примерно середина VIII в. н. э."

 

Из цветов Перуну, видимо, принадлежал ирис. Этот вывод делается на том основании, что южнославянские народы называют ирис германский перуника, наряду с богиша «Божий цветок».

 

Оружием Перуна были палица, топор, камни и «громовые стрелы». Славяне считали, что ископаемые моллюски-белемниты, кремневые топоры, наконечники стрел и копий — это «громовые стрелы» Перуна, уходящие в землю при ударе молнии и со временем выходящие на поверхность. Этим артефактам придавались магические свойства, например — они могли исцелять болезни. Данные представления о «громовых стрелках» сохранялось в народе вплоть до недавнего времени. О палице, как артибуте идола Перуна и драк в его честь в Новгороде, упоминает летопись.

 

Важным атрибутом Перуна считался и топор. С данным фактом связываются многочисленные амулеты-«топорики», находимые археологами на древнерусских землях и связываемые с дружинной средой (ведь Перун — покровитель князя и дружины). Считается, что амулеты-«топорики» выдавались отрокам во время постригов, и сначала носились ими как обереги, а по мере входа в дружину — как престижный символ принадлежности к ней.

 

Для более раннего времени больше характерны амулеты «молоточки Тора», которые являются археологическим маркером варягов-руси, ещё не оставивших скандинавские обычаи.

 

Из дней недели Перуну был несомненно посвящён четверг. Об этом свидетельствует, во-первых, индоевропейская традиция, связывающая с богом-Громовержцем именно этот день недели (ср. нем. Donnerstag «день Донара», англ. Thursday «день Тора» и т. д.). Далее, в пользу этого говорит название четверга у полабов — Peräunedån «день Перуна» (хотя вполне вероятно, что это название может быть калькой от нем. Donnerstag). У восточных славян равным по значимости с Ильиным днём считался четверг перед этим праздником. Четверг в славянской традиции считался днём «мужским» и удачным для начинаний. Наконец, именно о связи громовержца с четвергом говорит русская пословица «после дождичка в четверг», в которой идёт речь об исполнении желания (скепсис её, видимо, позднего происхождения).  

Назад к разделу

Labirint.ru - ваш проводник по лабиринту книг

world-of-legends.su

Перун - Русские былины и легенды

Подробности Категория: Русские былины и легенды

Перун

Высшее божество в веровании Древней Руси. Грозный повелитель грома, молнии, дождя. Он повелевал ветрами и бурями, которые сопровождали грозу и неслись со всех четырёх сторон света. Владыка дождевых туч и земных водных источников, он победитель крылатых змеев. Побеждённые, они превращались в грозовые тучи.

* * *

ПерунОднажды бог Род отдал весь белый свет на земле Перуну и Святовиту. Известно, где два хозяина, там никогда порядка нет. Один посылает дождь, а другой – вёдро[2].Плачут тучи, не знают, что делать, кого слушать. Пойдёт дождь – Святовит на них ругается:– Что вы, мокрохвостки, делаете! Зачем мочите сено, люди же теперь косят!– Нам, – отвечают тучи, – Перун приказал.– Я вам покажу Перун! Перун работу начнёт, так завсегда гнилья разведёт!Не унимается гром, молния так блещет, что в глазах темно становится. Такой дождь лить начинает, что не только низины, но и холмы затопляет.Святовит ругает Перуна. А тот оправдывается:– Столько развелось гнилой сушины, что надо её громом побить, молнией спалить и золу от сушины водой с земли смыть. Не то места под пашню не будет.На другой год случилось то же, что и в прошлый. Зарядил изо дня в день дождь на землю. Святовит схватил метлу и принялся разгонять тучи по сторонам. Подмёл небо и давай сушить землю. Весь свет осветило ясное солнышко. Святовит доволен, сел под дерево в тень, да так устал, что сразу и задремал, а про землю забыл.Вот уже подходит время сеять рожь, а земля сухая, как горячая зола, – опять горесть-напасть! Беда, что нет дождя. Тут уж Перун начинает Святовита бранить.

27Не смотрят друг на друга Перун и Святовит, сердятся, боятся даже взглядом встретиться.Вот однажды вздумали они походить по земле, поспрашивать людей, кого те больше любят – Перуна или Святовита. Идут рядом и спорят: Святовит говорит, что его больше любят люди, а Перун говорит, что его.Видят они, человек сеет рожь. Спрашивают:– Скажи, добрый человек, кого вы больше любите – Перуна или Святовита?Мужик снял с плеча севалку, поставил её на землю, почесал затылок:– Перун и Святовит добрые да милостивые, мы их и любим.– А кого больше?– Пожалуй, Святовита!Перун разозлился и говорит Святовиту:– Спалю за это мужику ниву, ничего не уродит.– А я намочу и пошлю урожай, – говорит Святовит.– Коли так, я сделаю вот что: кто первый попробует с этой нивы лепёшку – подавится.Ухмыльнулся Святовит. Пошли они дальше. Выдалось в тот год на редкость доброе лето: днём солнышко, а ночью тёплая роса или небольшой дождик. Растёт всё как на дрожжах. Уродилась рожь по пояс. Набил мужик снопами гумно. Намолотил зерна, намолол. Напекла хозяйка свежих лепёшек.В ту пору приходят в деревню Перун со Святовитом. Заночевали у этого мужика. Перун его не узнал. Сели они ужинать. Хозяин говорит:– Слава тебе, батюшка Род, – уродилась нынче рожь, хватит хлеба на весь год! Попробуйте, дорогие гости, свежих лепёшек.Перун в тот день здорово проголодался. Взял лепёшку, принялся есть и тут же подавился. Он и туда, и сюда, и водою запивать, и кулаком его били в грудь и в спину – хоть бы что. Догадался он, что это про́клятые им лепёшки. Давай просить прощения у мужика и Святовита. Насилу в себя пришёл. И говорит:– Буду посылать дождь, когда люди просят, а не когда люди косят!

28

- КОНЕЦ -

www.planetaskazok.ru

читать сказку для детей, текст онлайн на РуСтих

Перун попросил 6лагословения у Лады-матушки и отправился в Темное царство к Скиперу-зверю. Непросто попасть в Темное царство, ибо на пути стоят заставы.

Подъехал Перун к первой заставе. Путь ему преградили дремучие непролазные леса — там коренье с кореньем свивались и сплетались колючка с колючкою.

Но Перун пригрозил, что разломает леса в мелкие щепки, потому леса расступились. Тогда путь Перуну преградили быстрые реки — там волна с волною сходились, с берегов крутых камни сыпались. Не пройти, не проехать Перуну!

Но Перун приказал рекам расступиться — и они расступились.

Затем Перун наехал на толкучие горы. Горам Перун приказал расшатнуться. И горы расшатнулись.

И тогда путь Перуну преградила Магур — птица Индры. Она сидела на двенадцати сырых дубах, а в когтях держала Чудо-юдо рыбу-кита. Она рычала по-звериному, свистела по-змеиному — все травы-муравы уплетались, лазоревы цветочки осыпались, а темные леса к земле приклонялись.

Однако Перун не испугался птицу Магур, он снял с плеча лук, пустил стрелу и прострелил птице правое крыло. Тотчас птица выпала из гнезда и убралась с дороги Перуна.

Поехал Перун дальше и наехал на чудовищных змей. Те змеи палили Перуна огнем, из ушей у них валил столбом дым. И пасли тех змей три пастыря — то были три сестры Перуна: Жива, Марена и Леля. Их похитил триста лет назад Скипер- зверь и превратил в чудовищ: бела кожа у них как елова, кора, на них волос растет как ковыль трава.

Перун приказал сестрам идти к Рипейским горам и окунуться в молочную реку, в сметанное озеро, дабы очиститься от скверны.

А сам направился ко дворцу Скипера. Наехал Перун на палаты Скипера: стены палат из костей людских, вкруг палат стоит с черепами тын. Скипер встретил его надменной речью:

— Я всей Подвселенной царь! Как дойду до столба я небесного, ухвачу колечко булатное, поверну всю Землю на синее Небо и смешаю земных я с небесными!

Но Перун не страшился Скипера-зверя, наехал на него и стал колоть копьем. Очень изумился Скипер-зверь, выпучил на Перуна свои глазищи:

— Это что за чудо-чудное? Ты витязь или небесный бог? Мне смерть на роду писана только от Перуна Сварожича, да тот Перун — во Земле Сырой.

А Перун ответил ему:

— Я и есть твоя смерть скоропостижная! Стали сражаться Перун и Скипер-зверь. И одолел Перун и поднял он высоко Сипера-зверя, а потом уронил на Матушку Землю.

Земля расступилась и поглотила Скипера. И тогда Перун завалил то ущелье Кавказскими горами. («Книга Коляды», V 6)

Читать сказку "Подвиги Перуна" на сайте РуСтих онлайн: лучшие народные сказки для детей и взрослых. Поучительные сказки для мальчиков и девочек для чтения в детском саду, школе или на ночь.

skazki.rustih.ru

Перун

Перун в Киеве

Перун - божество в древнерусской языческой мифологии, покровитель князя и дружины, вероятно, бог войны. Также, судя по лингвистических данных, бог-громовержец, бог грозы, грома и молнии.

Культ Перуна очень древнее. Считают, что за Владимира Перун был главным божеством Киевской государства и символом государственного единства. Идол Перуна стоял на одном из киевских холмов, он был деревянный, имел железные ноги, серебряную голову и золотые усы. Густынский летопись упоминает, что в руках он держал драгоценный камень: рубин или карбункул. Войско присягалося и божилось Перуном. В договоре 971 г. Святослав клялся именами Перуна и Волоса. Также он упоминается в договорах с Византией и киевскими князьями Олегом ( 907 г.), Игорем ( 945 г.)

Древние славяне верили, что гром-то его речь, а молния-взгляд, также они воспринимали гром и молнию, как небесное вспашка и сев. Считалось, что первый гром и дождь обладают очищающей силой и возвращают земли животворность. Таким образом, бог грома, дающим плодородие, стал также и покровителем браков.

Восточные славяне чествовали Перуна еженедельно в четверг (в Перунов день). В этот день девушки приходили к воде, а зимой-до места, где поклонялись богам, и пели вокруг костра песни о Перуна.

Весной Перуну выбирали "невесту" - Вниз.

Деревом, посвященным Перуну, был дуб. Константин Порфирородного в своих записках отметил, что русы во времени похода на Царьград приносили под большим дубом в жертву птиц, хлеб и мясо. Густинская летопись также свидетельствует, что Перуну приносили жертвы и поддерживали неугасимый огонь из дуба.

Его зельем была папоротник. По легендам, в ночь на Купала на куст папоротника мог упасть огонь Перуна и вспыхнуть ярким сиянием. Если смельчак сумеет овладеть жар-цветком, то знать все тайны мира, обладать чарами и будет вечно молодым.

Животное Перуна - кабан. Их приносили ему в жертву. Археологи временами находят куски окаменевшего дуба с втесанимы в них кабаньими челюстями.

С приходом христианства, функции Перуна взял на себя святой Илья, а также частично архангелы Гавриил и Михаил.

1. Атрибуты Перуна

Оружие Перуна: "громовая стрела" или "чертов палец" (камни-белемниты), копье-молния, меч или сабля, ритуальные топорики-топоры, палки. Когда Перун мечет камни и стрелы на землю, возникает гроза.

Передвижение: колесница Перуна, конь Перуна, колесо Перуна ("громовой знак", т.е. колесо с шестью спицами).

Священное дерево: дуб. В грамоте галицкого князя Льва Даниловича, датируемый 1202 г. и в которой определяются границы владений епископа Перемышльского, упоминается Перунов дуб, как один из границ:

" "... А от той горы до Перунова Дуба горе склон" "

Б. А. Рыбаков пишет: Дважды наука обогатилась находками настоящих священных дубов языческого времени. Первую находку сделано в 1909 г. В 8 км от устья Десны вблизи Никольского монастыря из воды был извлечен ствол дуба около 20 м длины. Дуб погиб сравнительно молодым - судя по годичным кольцам, ему было около 150 лет. В свое время в толщу ствола были врезаны и успели врасти в древесину четыре кабаньих челюсти, расположенные квадратом. Челюсти принадлежали молодым кабанам. Вторая аналогичная находка дубового ствола с кабаньими клыками была сделана в 1975 г., неподалеку от первого в Днепре, ниже устья Десны. На высоте 6 м от корней в ствол дуба были также вживлены 9 кабаньих челюстей, образующих фигуру квадрата со стороной 34 см. Нижняя часть ствола носит следы огня. Дата с С 14 - примерно середина VIII в. н. е.

Связующее звено: птицы, сидящие на ветвях мирового дерева.

День недели: четверг, в полабских славян он назывался "Перунов днем". То, что четверг в архаичной традиции соотносился с грозой, подтверждается устойчивым выражением в современном украинском языке "после дождичка в четверг".

Число: 4, 8, иногда 6 и 12.

Антропоморфный облик: немолодой разгневанный муж с черно-серебряным волосами и огненно-золотой клубьястою бородой, волосы Перуна уподоблялось грозовом облаке, огненно-рыжий цвет бороды Бога Грозы также не случаен. Статуя Перуна, которая когда-то стояла в Киеве, описана в летописи так: "Голова серебряная, ус злат". Оружием Перуна первоначально были камни, в дальнейшем - каменные топоры и наконец - золотая секира.

Зооморфный вид: Дикий тур (огромный, мощный лесной бык).

Ассоциации и посвящения: неугасимый огонь, в нижнем течении Днепра и верхнее течение Волхова, пороги - место битвы с Велесом, которому посвящена другая часть соответствующей реки. Кроме того, с Перуном связывались холмы и горы. Южнославянские топонимы, в которых отражены имя Перуна, по большей части являются названиями лесистых возвышенностей и гор. В Киеве и Новгороде идолы Перуна стояли на холмах. В Третьем Новгородской летописи, датируемой 988 годом, сохранилось название возвышенности Перынь, посвященная Перуну:

" ... И требища уничтожь и Перуна порубите, что в большом Новеграде стоял на Перыни "

Существование этого древнего святилища подтверждается археологическими раскопками, предпринятыми в середине XX века В. В. Седов.

20 июля (по православному календарю - 2 августа) - Перунов день. В этот день вся нечистая сила, спасаясь от огненных стрел Перуна, превращается в различных зверей. В иное время этот день собак и кошек в дом не пускали, чтобы не навести грозу - гнев Перуна.

2. Этимология имени божества

Ближайшая параллель со славянским Перуном - Балтийское обозначения грома perkons, литовское perkūnija (перькуния) - "гроза". Другие индоевропейские параллели: древнеиндийская - Парджанья, хеттских - пор в, греческое обозначения огня - pyr. Название Перуна восходит к образу индоевропейского громовержца, имевшего родственное наименование с основой * Per (k). В поздних летописях XVII века, например в Холмогорский, в рассказе о Волхов говорится, что "Перун" белорусской означает "гром". Слово "piorun" польском означает молнию. В силезском диалекте используется восклицание "Pieruna!" или "Jerunie!".

3. Близкие к Перуну боги других народов

В чешском церковном словаре XIII в. "Mater Verborum" Перун уподоблен Юпитеру. В многочисленных церковных поучениях против язычества, например, в "Слове и откровении святых апостолов" ( XIV в.), Перун выступает как "елинський бог" (намек на греческого Зевса). Часто просто отождествляется с Дивесом, невидимым верховным дневным божеством индоевропейцев, известным у балтов. Однако, в ближайшее божеством до Перуна является балтский Перкунас, распространенный от Пруссии до Волги. Некоторые финно-угорские народы позаимствовали название Перкунас для обозначения черта. Также у мордвы- эрзя громовержец именовался Пургин-паз. Следует упомянуть о непременный звьязкок с Богом Грозы - Тором соседей и родственников славян по индоевропейской семье народов Скандинавов. В индуистском пантеоне богов эквивалент Перуна - Громовержец Индра.

4. Источники сведений о Перуне

Прокопий Кесарийский в VI веке описывает веру славян:

" ... Они считают, что один только Бог, творец молний, ​​является обладателем над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды. "

Перун упоминается в славянских летописях, в том числе и в договорах Руси и Византии (князя Олега - 907, князя Игоря - 945, князя Святослава - 971). Упомянутый в многочисленных поучениях против язычества, в "Слове о мздоимании" (список XVI века) ​​и в "Слове о покаянии" и др..

Сведения о культ Перуна содержатся в "Густинскому летописи":

" Во-первых Перконосъ, си есть Перунъ, бяше у них старший Бог, сотворенный на подобие человек, ему же в руках бяше камень многоценные аки огонь, ему же яко Богу жертву приношаху и огонь неугасающий зъ дубового древия неустанно сваях; аще бы случилось за нерадением "служащаго иерея когда это огня погаснуть, таковаго же иерея без всякого извет и милости убиваху. "

В поучениях против язычества "О идолов Владимировых" находим:

" Первым осанки началнийшаго кумира. Именемъ Перуна бога грома и молнии и облаков дождевых на холме высоком над Буричевим потоком подобию члвечку. Тулов его бе от дерева хитростне изсечен главу имущих слиянии от сребро уши Златы нозе железные. В руках же держаше камен по подобию Перуна палающа. Рубинами. И каръбуклем украшен ... "

Арабские авторы IX-XIII веков, описывающие славян и русов, передают много информации об их обычаях, не называя имен богов, с которыми они связаны. Арабы называют славян и часто русов "огнепоклонниками".

Византийские авторы X века Константин Багрянородный, Лев Диакон и др. рассказывают об обрядах росов.

Для реконструкции мифов о Перуна используются индоевропейские параллели и восточнославянский фольклор, в котором Перуна заменяют Илья, Егорий и другие христианские персонажи.

Археологические источники, такие как раскопки храмов, находки идолов, изучение захоронений и выявления почитаемых мест и предметов, позволяющих воспроизвести элементы культа, сравнить культы разных племен и богов.

5. История культа Перуна

Связь Перун-Велес известен и славян и балтов, поэтому зарождения культа Перуна стоит отнести к периоду балто-славянской общности, есть, как минимум, до I тысячелетия до н. е.

Согласно периодизации истории язычества, имеющейся в "Софийском временник", при переходе к железному веку и солнечному календарю происходит персонификация языческих божеств.

Культ славянского Перуна на Днепре существовал в основных своих чертах уже в период II-IV вв. Некоторые славянские идолы историки пытаются связать с черняховской археологической культурой, но отнести этих идолов к любым богов довольно трудно. Находки идолов говорят о том, что в целом к ​​VI веку процесс персонификации уже завершился. На кувшине IV века из села Ромашки (под Киевом) является календарный орнамент, в котором, по мнению Б. А. Рыбакова, обозначенное праздник Перуна в виде "колеса Юпитера".

В "Повести временных лет" говорится, что лишь поляне придерживаются верных языческих обычаев, а другие народы имеют обычаи "скотское". Это противопоставление говорит о том, что Перун был главным богом племени полян, тогда как другие восточные славяне большей степени уважали другие божества. Археологи связывают происхождение племени и имени полян с черняховской и пеньковская культуры. Современники называли носителей пеньковской культуры антами. Именно в период существования пеньковской культуры (ок. V-VII вв.) В антском среде происходит формирование слоя воинов-профессионалов, для которых Перун становится важнейшим из богов как покровитель войны. Прокопий Кесарийский называет верховным божеством славян и антов громовержца-мироправителей. К антского периода обычно относят основание в земле полян храма князя Кия, который, вероятно, был посвящен Перуну. Вместе с расселением славян и антов в VI-VII вв. культ Перуна распространился далеко на юг и на север, с ним были знакомы на западных и на северных окраинах будущей Руси.

Другим источником культа Перуна на Руси был культ Перкунаса, существовавший у балтийских славян.

Во главе поклонников Перуна в Прибалтике стоял верховный жрец Криве-Кривейтес. С этим титулом возможно связано происхождение названия племени кривичей. По легенде Кривое создал "большой кривой" - своего рода государственное объединение, в которое вошли балты и славяне. Славянские язычники восприняли и веру и религиозное подчинение Кривое. Кривое выступал как верховный жрец и его посох (украинское "каракуля") был символом власти.

В летописях Перун называется богом народа русь. Варяги-русь, продвигаясь из балтийских берегов на восток и на юг, шли под флагом Перуна. Так, под Псковом в X-XVII вв. стояло два идолы. Один из описания был в виде меченосца, поражающего копьем змея-молнией, а второй идол держал в руках крест. Первый идол, по мнению некоторых историков, изображает борьбу Перуна и Велеса. Второй, вероятно, посвященный солнечному божеству.

Характер деятельности русов, связанной с постоянными военными походами, способствовал закреплению за Перуном верховенства среди богов движении. Перун русов носил отчасти схожи с Полянским богом черты, но частично и отличался с ним. Общим для русов и полян оказался культ меча, а различия касались мифологии, служения и погребального обряда.

Попав с севера Руси в Киев, русы восприняли местный культ Перуна и уже в этом виде он стал формироваться как культ главного бога Руси. Руси исключили Купала, знак которого также прочитывается на ромашкинскому календаре, и идол которого, вероятно, стоял в храме Кия (в армянской легенде - идол Деметр), из окружения Перуна, но восприняли идею пантеона разнородных богов. Ближайшими к Перуна в этом пантеоне оказались солнечные небесные боги Хорс и Дажьбог, а связанными с Перуном божествами - Велес и Мокошь. Борьбу за признание Перуна верховным божеством начал князь Олег, продолжил Святослав, а завершил, активно в ней поучаствовав, Владимир.

Олег выступил как яростный противник христианства, скандинавского, финно-угорского и словенского язычества. Он поклонялся Перуну, "богу нашему", и по сообщениям В.Н. Татищева при появлении в небе кометы (в июле 912 года) принес много жертв. Велес в связке с Перуном выступал как "скотий бог", что трактуется не только как "бог скотоводства", но и "бог скота", есть те народы, живущие "по-скотски" (как пишет летописец), слов ' ян, не почитали Перуна и подчиненных русам.

При Святославе прошла новая антихристианская и античародийська волна репрессий. Византийцы описывают обряды, проводившиеся князем в июле 971 года. Владимир создал пантеон богов во главе с Перуном и храм в Киеве, пол которого был засыпан штукатуркой христианской церкви. Были принесены человеческие жертвы из числа христиан. Одновременно в Новгороде был поставлен идол Перуна, как выяснили археологи, на месте изображения местного словенского божества.

Вскоре после первой религиозной реформы Владимир провел крещение Руси. Идолов Перуна были свергнуты и брошены в реки с особыми ритуалами. При крещении было использовано сложившееся у славян и русов представление о верховного всемогущего Бога, мотивом крещения стала идея о идольский обман. Русы и поляне вовсе не меняли бога - менялась форма культа: идолы были отброшены как форма, через которую дьявол обманывал людей.

Этим можно объяснить быстрое исчезновение культа Перуна после крещения. Все сторонники Перуна в момент оказались сторонниками Бога и насильственно утвердили эту веру среди поклоняющихся Велесу и другим богам, которые не вошли в пантеон Владимира. Исключением стали лишь новгородские поклонники Перуна, оказавших сопротивление крещению. Место Перуна в украинском христианстве занял не только Бог (Бог-отец и Бог-дух), но и святые Илья и Георгий (народное - Юрий).

6. Реконструкция мифов о Перуна

М. Пресняков (1998). Перун.

Бог грозы Перун, обитающий на небе, на вершине горы, преследует своего змеевидного врага Велеса, живущего внизу, на земле. Причина их ссор - похищение Велесом скота, людей, а в некоторых вариантах - жены или дочери громовержца, Мокоши. Преследуемый Велес прячется последовательно под деревом, камнем, обращается в человека, коня, корову, других животных и, наконец, в змея, прячась в дупло дуба. Во время поединка с Велесом Перун расщепляет дерево, раскалывает камень, мечет стрелы. Победа завершается освобождением скота и женщины, начинается дождь, приносящий плодородие. Он идет 40 дней, пока не похоронено тело змея. Петух возит землю для похорон.

Распространенным сюжетом является создание мира уткой, плавающей по бескрайнему мировом океана. В одних вариантах (русский, мордовский, марийский, волжско-булгарский) утка (гоголь) достает кусочек земли со дна первичного океана и творит земной мир.

"Перун есть мног", - утверждалось в одном древнерусском произведении XV в. Литовцы также считали, что Перкунаса много - 5, 7 или 9.

Ильин день в украинской народной традиции - один из самых "суровых" праздников. В этот день "даже пустая работа считается великим грехом и может вызвать гнев Ильи". "На Ильин день стогов не мечут, а то спалит грозой." "На Ильин день в поле не работают." "На Ильин день скота не выгоняют в поле, боясь грозы или гадов, которым в этот день дана воля." "На Ильин день собак и кошек не пускают в дом." "На Ильин день дождь - будет мало пожаров; ветер - много." "Ильинская пятницу без дождя - пожаров много." "На Ильин день где-нибудь от грозы загорается." "Суеверные наши крестьяне уверены, что в этот день звери и гады выходят из своих нор и бродят по лугам и лесам. Скот, выпущенная на луг, бывает растерзана или ужаленный змеями. Они думают, что нечистые духи поселяются тогда в зверей и гадов, мстят скоту и людям и только гром в состоянии разогнать этих врагов. " Вместе с тем в народном календаре Ильин день связан с идеей восстановления жизненного цикла, физического и духовного очищения, исцеления от болезней.

nado.znate.ru