Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 2

Notice: Use of undefined constant DOCUMENT_ROOT - assumed 'DOCUMENT_ROOT' in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 5

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 5

Notice: Use of undefined constant DOCUMENT_ROOT - assumed 'DOCUMENT_ROOT' in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 11

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 11

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 28

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 28

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 28

Notice: Undefined variable: flag in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 28

Notice: Undefined variable: adsense7 in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 39

Notice: Undefined variable: adsense6 in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 40
Рассказ о чайковском. Русский композитор Чайковский Петр Ильич. Краткая биография, произведения, интересные факты, женитьба, личная жизнь и творчество

Биография Чайковского кратко самое главное. Рассказ о чайковском


Рассказ о П.И.Чайковском детям

Рассказ о П.И.Чайковском детямПетр Ильич Чайковский – русский композитор, человек, который раскрыл мир вечных ценностей, заложенных самой жизнью. Композитору было подвластно передавать самые тонкие человеческие чувства. Он отзывался своим творчеством на тревоги, проблемы обыкновенных людей.

Петр Ильич Чайковский – музыкант с большой буквы. Какое это великое слово «музыка»! До тех пор, пока слух человека будет готов к восприятию звуков, пока люди будут обладать способностью сопереживать, откликаться, любить, музыка П.И.Чайковского будет им ясна и близка.

П.И.Чайковский боролся за счастье людей, их нужды и заботы всегда были близки душе композитора. Это была поэтическая натура, обаятельная, приковывающая к себе всякого, с кем он встречался. Композитором П.И.Чайковским всегда владело желание общаться посредством музыки с возможно большим количеством людей.

Его мелодии, какую бы форму он для них ни выбрал, — симфонии, оперы, балеты, романсы, ноктюрны – везде находили и находят отклик в сердцах людей.

Кроме долгой композиторской карьеры, длившейся немалых двадцать восемь лет и составляющей основу славы Чайковского, следует упомянуть о трёх других областях его деятельности, из которых одна тоже имеет крупное значение и право на внимание, — это педагогическая. Хотя Чайковский и не особенно любил давать уроки, на это требовалось много сил и отвлекало от композиторской деятельности, тем не менее, он очень добросовестно относился к взятым на себя обязательствам. Он даже давал уроки бесплатно тем из своих учеников, которые или по бедности не в состоянии были платить ему за занятия, или обнаруживали выдающиеся способности.

Особая страница в творческой деятельности Чайковского – дирижерская. К ней он приступил довольно поздно, лишь в 1887 году. Тогда он имел большой успех на концерте, данном под его управлением петербургским филармоническим обществом. Успех на дирижерском поприще Чайковский воспринял как большую личную победу, но не только. Именно благодаря тому, что композитор преодолел свою робость, встал за дирижерский пульт, он посетил Дрезден, Копенгаген, Париж, Лондон, Прагу и везде имел громадный успех, являясь пропагандистом отечественной музыки. Кроме своих произведений, он играл произведения других русских авторов, и в этом нельзя не видеть большой его заслуги.

Одно время он пробовал писать критические статьи. Однако, убедившись в неудобстве совместительства двух непохожих областей, — творчества и критики, — он в скором времени прекратил работу в этой области.

По собственному признанию, Чайковский всегда старался выбирать для своих произведений такие сюжеты, в которых действуют настоящие люди, «чувствующие так же, как и я». Чайковский отрицал всякое «головное» творчество, заявляя, что самые ценные для всякого автора качества – правдивость и искренность. Только пережитое и прочувствованное внутри себя и передавал в звуках Чайковский.

Чайковский явился автором нескольких опер, в том числе «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Чародейка. К числу музыкально-сценических произведений относится также и музыка к пьесе «Снегурочка». Им написано три балета, восемь симфоний, а также сюиты, увертюры, концерты, романсы, песни, произведения для фортепиано и другие.

Чайковский ушел рано, далеко не высказав всего, что он мог ещё сказать. Хотя он и говаривал часто, что пора «перестать писать», тем не менее, он работал до последних дней. Незадолго до его ухода, появились новые романсы и фортепианные пьесы. И мог бы ещё обогатить нашу музыкальную литературу вдохновенными произведениями. Впрочем, сделанное им во всех отраслях композиции уже отвоевало ему почетную и завидную позицию в истории музыки вообще, в русской в особенности.

detskiychas.ru

Доклад о Чайковском

Петр Ильич Чайковский родился 7 мая 1840 года в Камо-Воткинском Заводе (ныне г. Воткинск), в семье просвещенной, с достатком. Музыкантов в семье не было, но были любители музыки, регулярно устраивались музыкальные вечера с фортепианной музыкой, пением.Музыкальные способности у Чайковского проявились рано, в пять лет он уже играл на фортепиано, знал нотную грамоту и записывал свои музыкальные впечатления. Но к серьезным занятиям композицией он приступил уже в 1861 году, после окончания Училища Правоведения в Санкт-Петербурге, куда семья переехала в 1850 году. В 1862 году, окончательно решив посвятить себя музыке, Чайковский поступил в Петербургскую консерваторию, в которой стал одним из лучших студентов по классу композиции. В 1865 году он закончил консерваторию с серебряной медалью. К этому времени он уже создал несколько значимых произведений, некоторые из которых были потом включены в его же оперы. По окоачании консерватории переехал в Москву, где преподавал в только что основанной консерватории.

Сообщение о Чайковском.

Чайковский прожил плодотворную жизнь, оставив в наследие множество произведений, как крупнейших, так и малых форм. Его трудоспособность поражала современников. Его талант требовал выхода и реализации, И, несмотря на частые переезды, — Чайковский в качестве исполнителя своих произведений часто выезжал за границу, на родине он жил в основном летом, — в этот же период, 1875-90 годы, были созданы самые значимые его произведения.

Последние годы жизни П. И. Чайковского были отмечены всемирным признанием его творчества. Это выражалось не только в восторженном принятии его произведений. В 1892 году он был избран членом-корреспондентом парижской Академии изящных искусств, в 1893 — почетным доктором Кембриджского университета. В эти годы, завершающие непрерывную, двадцативосьмилетнюю композиторскую деятельность, были созданы оперы «Пиковая дама» и «Иоланта», балет «Щелкунчик», струнный секстет «Воспоминание о Флоренции» , Симфония № 6, «Патетическая», утвердившая место Чайковского в ряду величайших симфонистов истории музыки.

Жизнь Петра Ильича Чайковского часто оказывалась окруженной тайнами, слухами. Согласно одной из легенд, он покончил с собой в ноябре 1893 года, в рассвете творческих сил. Назывались и разные причины этого поступка, довольно серьезное обвинение для христианина, которым Чайковский, без сомнения, был. Так ли это? Трудно разбираться в сплетнях более чем вековой давности. И слухи эти распускались, скорее. с целью «низвергнуть» гения с пьедестала, чтобы на фоне его не так остро чувствовать свою серость.

Так или иначе — Петр Ильич Чайковский скончался в Санкт-Петербурге 6 ноября 1893 года, оставив огромное количество гениальных произведений во всех музыкальных жанрах, и останется навсегда самым известным в мире русским композитором.

Если это сообщение тебе пригодилось, буда рада видеть тебя в группе ВКонтакте. А ещё — спасибо, если ты нажмёшь на одну из кнопочек «лайков»:

Вы можете оставить комментарий к докладу.

www.doklad-na-temu.ru

Пётр Чайковский краткая биография | Kratkoe.com

Пётр Чайковский краткая биография

Пётр Ильич Чайковский — русский композитор, дирижёр, педагог, музыкально-общественный деятель, музыкальный журналист; доктор музыки. Считается одним из величайших композиторов в истории музыки.

Пётр Чайковский родился 7 мая (25 апреля) 1840 года в городе Воткинске, находившемся тогда в составе Вятской губернии в многодетной семье инженера. В доме Чайковского часто звучала музыка. Его родители увлекались игрой на фортепиано, органе.

Первоначальное образование Чайковским было получено дома. Затем Петр два года занимался в пансионе.

В 1852-1859 годах Пётр Чайковский обучался в Императорском училище правоведения, по окончании которого получил чин титулярного советника и стал работать в Министерстве юстиции.В 1862 году он становится одним из первых студентов консерватории в Санкт-Петербурге, а в 1865 году оканчивает её с серебряной медалью и сразу же переезжает в Москву, где получает профессорскую должность в консерватории. С 1872 по 1876 годы П. И. Чайковский трудится музыкальным критиком в газете «Русские ведомости».

Всемирную славу Чайковскому принесли балеты «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица», оперы «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Орлеанская дева» и другие.

В 1885 году он становится директором отделения российского музыкального общества в Москве. В 1893 году Чайковский удостоен звания Почётного доктора Кембриджского университета. 16 октября 1893 года состоялось последнее выступление великого композитора, он дирижировал своей Шестой симфонией.

(25 октября) 6 ноября 1893 года в Санкт-Петербурге Чайковский скончался от холеры. Похоронен в Александро-Невской лавре в Некрополе мастеров искусств.

Величайший русский композитор, дирижёр, педагог оставил после себя 10 опер, 76 опусов, три балета, 7 симфоний, 4 сюиты.

kratkoe.com

Биография Чайковского кратко самое главное, читать краткий пересказ

Детство

Чайковский Петр Ильич родился в 25 апреля 1840 году в поселке Воткинск. Жил он в семье, где было много детей. В его доме всегда играла музыка. Чайковские увлекались музыкой, поэтому он с ранних лет хорошо имел талант игры на фортепиано, а некоторое время спустя чудесно разбирался и играл по нотам.

Через 9 лет они переезжают в Алапаевск. Недолго пожив там, перебираются в Петербург.

Начальное образование Чайковский получил дома, последующее в пансионе, где проучился 2 года, а следом в школе правоведения.

Музыкальная деятельность

С 1860 по 1865 обучался в консерватории, которую закончил с серебряной медалью (наивысшая награда тех времен). Позже уезжает в Москву, где ему предлагают место педагога по музыке. Пробыв в Москве 10 лет, он собирает вещи и перебирается за границу. Композитор очень тесно общается с Надеждой фон Мекк – его фанаткой, которая к тому же и очень богата.

За время путешествий он напишет много произведений. В основном, вальсы, увертюры, сюиты. Самые знаменитые постановки мы знаем и по сей день.

Смерть

Ушел из жизни Петр Чайковский 25 октября 1893 в Петербурге от холеры. Похоронен там же.

Его именем названы улицы и консерватории в Киеве и Москве. Много памятников было установлено в его честь.

Биография по датам и интересные факты

Другие биографии:

  • Заболоцкий Николай Алексеевич

    Н. А. Заболоцкий появился на свет 24.04.1903г. возле Казани. Папа у него агроном, а мама – учительница. Талант к творчеству проявился еще в детстве.

  • Лиханов Альберт

    Альберт Анатольевич Лиханов – известный деятель, автор многих детских произведений, журналист, академик, лауреат множества наград.

  • Вознесенский Андрей Андреевич

    Андрей Андреевич Вознесенский родился 12 мая 1933 года в Москве. Раннее детство провел в родном городе матери Киржаче Владимирской области. Был эвакуирован с матерью в Курган во времена Великой Отечественной войны.

  • Рублев Андрей

    Андрей Рублев русский иконописец, чье имя и работы дошли до наших дней. К сожалению, по его биографии мало что известно. Несколько раз он упоминается в летописях при монастырях, когда ему поручают расписать собор или храм.

  • Карнеги Дейл

    «Верь, что ты добьешься успеха – и ты его добьешься» - это главный принцип, которого придерживался всю жизнь известный американский оратор Дейл Карнеги.

chitatelskij-dnevnik.ru

Русский композитор Чайковский Петр Ильич. Краткая биография, произведения, интересные факты, женитьба, личная жизнь и творчество

Автор множества музыкальных произведений (опер, балетов, симфоний, романсов) и один из величайших русских композиторов Петр Ильич Чайковский родился в городе Воткинске (в Удмуртии) 7 мая 1840 г. в многодетной семье. Отец композитора был горным инженером (сыном полкового лекаря Петра Чайки, который учась в Киевской академии приукрасил свою фамилию и стал зваться Чайковским), мать, которая была гораздо моложе своего мужа, прекрасно образованной женщиной (внучкой французского скульптора) из высокопоставленной чиновничьей семьи. Всего в семье Чайковских появилось на свет шестеро детей (у Петра Ильича было четыре брата и одна сестра). В доме Чайковских любили музицировать и будущий композитор умел неплохо играть на фортепиано уже в пятилетнем возрасте.

Чайковский – жизнь, биография и творчество, краткое содержание

В годы детства и юности живший в Петербурге, Чайковский, как губка, впитывал впечатления, которые позднее проявятся в его и светлых и драматических творениях. Слишком многое в его жизни и творчестве связано с городом, окрещенным русскими литераторами «Северной Пальмирой». Здесь на Невском проспекте и в Лештуковом переулке находились дома родных Чайковского, а во флигеле демидовского особняка - консерватория, где он учился. В Александринском театре юный композитор смотрел постановки комедий Гоголя, Грибоедова и Островского, а в Михайловском театре (на сцене которого сегодня идут «Лебединое озеро» и «Евгений Онегин») с упоением внимал звукам музыки на Университетских концертах, устраиваемых для небогатой публики.

Недаром осенью 1861 года композитор в письме делился с сестрой:

«...как я был глубоко счастлив, когда возвратился в Петербург! Все, что дорого сердцу, - в Петербурге, и вне его жизнь для меня невозможна».

Правда, позже, с не меньшей теплотой он отзывался и о годах московской жизни: «Нет сомнения, что если б судьба не толкнула меня в Москву, где я прожил 12 с лишним лет, то я бы не сделал того, что сделал». Но, аристократичный Петербург подавлял Чайковского строгими музыкальными предписаниями. Антона Рубинштейна, наставника юного композитора, просто в исступление ввергли звуки английского рожка, барабана и тарелок (возбраненных для учеников) которые Чайковский использовал в увертюре к драме Островского «Гроза». А Москва же, славная купцами-меценатами, формировавшими «лицо» города и бывшими предметом шуток горожан за свои чудачества и кутежи, была воспринята Чайковским как место отступничества от общепринятых традиций.

И если в «Северной Пальмире» композитор создал не так много произведений, то переехав в «Первопрестольную», где по рекомендации своего учителя Антона Рубинштейна получил профессорскую должность в консерватории, за неспешные годы московской жизни с лихвой наверстал упущенное.

Петр Ильич Чайковский – история создания произведений

В Москве были созданы Первая и Вторая и симфонии и первая опера – «Опричник», а так же опера "Кузнец Вакула" (получившая первый приз на конкурсе Императорского русского музыкального общества), увертюра «Ромео и Джульетта», написанная под впечатлением от трагедии Шекспира, Первый фортепианный концерт, «Лебединое озеро». Здесь же композитор вдохновенно трудился над мелодией симфонической фантазии к произведению Шекспира «Буря» (замысел Чайковскому подсказал музыкальный критик В. В. Стасов). В Москве издавна любивший «народный дух» Чайковский (еще живя в Воткинске вечерами он слушал мелодичные и грустные народные песни в исполнении рабочих завода, где служил его отец, и крестьян) так же посещает Артистический кружок (созданный группой литераторов, художников, музыкантов и театралов) где сближается с русским писателем А. Н. Островским. По мотивам его мифологической сказки композитор создает музыкальное произведение «Снегурочка» (у Мороза и Весны рождается дочь, горячий бог Солнца Ярило, разгневавшись на такой союз, клянется погубить Снегурочку и предрекает – когда в её сердце зажжётся огонь любви, он и растопит красавицу).

А позже, стремясь к уединению, в Подмосковье композитор напишет еще несколько выдающихся произведений. В их числе «Пятая симфония», проникнутые светом «Спящая красавица» и «Щелкунчик», драматическая «Пиковая дама» и лирическая «Иоаланта». Итогом московского периода творчества Петра Ильича станут наполненные неисчерпаемой трагедией человеческих чувств опера «Евгений Онегин» и Четвертая симфония. Трудясь над этими произведениями композитор, с грустью подмечавший, что «единственное спасение в душевном горе - это работа», смог выйти из жестокого творческого и жизненного кризиса (после неудачной женитьбы).

Чайковский Петр Ильич – женитьба, интересные факты из личной жизни

Будучи уже немолодым человеком, Чайковский получил любовное письмо от женщины, с которой прежде был знаком (впервые они встретились 4 года назад в доме ее брата). По признанию Петра Ильича, «письмо было написано так искренно, так тепло, что я решился на него ответить». Его ответ не подавал надежды на взаимность, но между 37-леним Чайковским и Антониной Милюковой (родилась в обедневшей дворянской семье) возникла переписка. Чайковский согласился на просьбу побывать у нее, впоследствии замечая, что сам не понимал, для чего он это сделал «будто какая-то сила рока влекла меня». Возможно, произошло это потому, что как сам композитор писал своему приятелю: «Молодости не осталось ни на грош. Жизнь страшно пуста, скучна и пошла. Сильно подумываю о женитьбе». На женитьбе же настаивали и его близкие. И хотя Чайковский не испытывал чувств к влюбленной женщине, но уверился в том, что отказ приведет к ее гибели – «гибель здесь не пустое слово, она в самом деле меня любит беспредельно». «Жить без Вас я не могу, а потому скоро, может, покончу с собой...Так дайте же мне посмотреть на Вас и поцеловать Вас так, чтобы и на том свете помнить этот поцелуй...», - писала ему молодая женщина. Честно объяснив «свою раздражительность, неровность темперамента, свое нелюдимство — наконец, свои обстоятельства», признавшись, что никогда в жизни не любил ни одну женщину и, обещая лишь «тихую любовь брата», Петр Ильич, тем не менее, получил утвердительный ответ на вопрос, желает ли она и теперь стать его женой: «недостатки Ваши ровно ничего для меня не значат. Может быть, если бы Вы были совершенством, то я и осталась бы совершенно хладнокровной к Вам».

Решился Чайковский на этот брак, с одной стороны, желая «женитьбой зажать рты разной презренной твари, мнением которой я вовсе не дорожу, но которая может причинить огорчения людям мне близким», с другой, «поступить подобно Онегину (герою оперы, над которой в то время композитор вплотную работал) казалось просто недопустимым». «Я в такой степени сжился с образом Татьяны, что для меня она стала рисоваться как живая... Я страшно негодовал на Онегина, представлявшегося мне холодным, бессердечным. Получив второе письмо г-жи Милюковой, я устыдился... за мое отношение к ней...». Венчание состоялось в Москве в июле 1877 года. На свадьбе не было ни отца, ни братьев (кроме Анатолия, приглашенного на свадьбу), ни сестры Чайковского, которые были оповещены обо всем позже. А свадебный обед, по воспоминаниям сестры Антонины Милюковой, скорее походил на поминальный.

Едва женившись, Чайковский страшно разочаровался, «как в голове, так и в сердце у нее абсолютная пустота» – напишет он о своей жене, «она ни единого раза не обнаружила ни малейшего желания узнать, в чем состоят мои занятия... она очень порядочная музыкантша (примечание редакции - некоторое время Милюкова училась в Московской Консерватории, где преподавал и Чайковский). Представьте, что при этих условиях она не знала ни единой ноты из моих сочинений». Спокойной любви брата его супруге оказалось слишком мало, да и постоянные разговоры о потерявших от нее голову мужчинах изводили Чайковского. Композитор понял, что совершил ошибку «На меня нашло какое-то безумие. Я вообразил себе, что непременно тронусь ее любовью ко мне... и полюблю ее. Теперь я получил необоримое внутреннее убеждение: она меня никогда не любила... Она приняла свое желание выйти за меня замуж за любовь». Чтобы понять, какой матерью станет его избранница, Чайковский спросил ее, любит ли она детей и услыхал в ответ: «Да, когда они умные!». Впоследствии всех своих детей от нового, гражданского брака (с Чайковским они так и не смогли развестись, хотя жили раздельно) Антонина Милюкова отдала в воспитательный дом.

Позже Чайковский напишет: «как только я очутился наедине с своей женой с сознанием, что теперь наша судьба — жить неразлучно друг с другом, я вдруг почувствовал, что не только она не внушает мне даже простого дружеского чувства, но что она мне ненавистна... мне показалось, что я, или по крайней мере лучшая, даже единственно хорошая часть моего я, то есть музыкальность, погибла безвозвратно. Дальнейшая участь моя представлялась мне каким-то жалким прозябанием и самой несносной, тяжелой комедией». Под разными предлогами он сбегал из дома, а спустя несколько недель после женитьбы Чайковский в состоянии нервного расстройства покинул свою супругу.

Недаром после композитор напишет Надежде фон Мекк (русской меценатке покровительствовавшей многим талантливым композиторам и оказавшей Чайковскому значительную поддержку, благодаря которой он оставил преподавательскую работу в консерватории, где по 27 часов в неделю занимался учениками, и вплотную занялся творчеством): «...вся жизнь есть чередование тяжелой действительности со сновидениями и грезами о счастье... Пристани нет... Плыви по этому морю, пока оно не охватит и не погрузит тебя в глубину свою». Неслучайно Четвёртую симфонию, которая была криком его души, композитор посвятил Надежде фон Мекк, указав из уважения к ее скромности на титульном листе партитуры лишь «Посвящается моему лучшему другу».

В последние несколько лет своей жизни русский Чайковский получил самое полное признание, концертируя не только в России, но и на лучших сценах Европы. И если прежде, как он сам же писал, композитору «приходилось хлопотать, просить, делать несноснейшие визиты к театральным тузам, дабы опера была принята», то теперь его оперы и балеты постоянно шли на знаменитой петербуржской Мариинской сцене. Последним же произведением Чайковского, о котором он говорил, что вложил в него всю свою душу без преувеличения - стала знаменитая Шестая (патетическая) симфония. Приступая к ее созданию, композитор признавался: «Мне ужасно хочется написать какую-нибудь грандиозную симфонию, которая была бы завершением всей моей сочинительской карьеры... Надеюсь не умереть, не исполнив этого намерения». Премьера Патетической симфонии прошла в середине осени 1893 года в Петербурге, Петр Ильич дирижировал в последний раз в своей жизни. Через несколько дней он скончался в возрасте 53 лет в доме своего младшего брата Модеста.

healthy-families.ru

Композитор Пётр Ильич Чайковский

Добро пожаловать!

Петр Ильич Чайковский На одном из первых мест среди композиторов, чьи произведения, по свидетельству неумолимой статистики, звучат наиболее часто во всем мире, стоит имя Петра Ильича Чайковского.

Монументальная фигура этого композитора-симфониста, патриота и гражданина, поднявшего русское музыкальное искусство на недосягаемую высоту, возвышается среди великих художников XIX века. Но вместе с тем благодаря высокому строю своего гуманизма и художественных идеалов, удивительной доходчивости, доступности воплощения человеческих чувств и мыслей, подлинной народности и демократизму музыка Чайковского стала неотъемлемой частью нашей жизни.

В своем творчестве Чайковский создал музыкальный язык, органически связанный с народной стихией, с музыкальной жизнью и бытом современной эпохи. Однако национальная ограниченность была чужда Чайковскому. Он считал, что ценность любой национальной культуры возрастает по мере ее доступности всем народам. И действительно, его музыка стала подлинно интернациональной, завоевав мировое признание.

Что касается вообще русского элемента в моей музыке, то есть родственных с народной песнью приемов в мелодии и гармонии, то это происходит вследствие того, что я вырос в глуши, с детства самого раннего проникся неизъяснимой красотой характеристических черт русской народной музыки, что я до страсти люблю русский элемент во всех его проявлениях, что, одним словом, я русский в полнейшем смысле этого слова.П. И. Чайковский

Избранное:

  • Оперы
  • Воевода Ундина Опричник Евгений Онегин Орлеанская дева Мазепа Черевички Чародейка Пиковая дама Иоланта
  • Балеты
  • Лебединое озеро Спящая красавица Щелкунчик
  • Симфоническое творчество
  • «Гроза», увертюра к драме Первая симфония «Зимние грезы» Четвертая симфония Пятая симфония Шестая симфония «Патетическая» «Манфред», симфония «Фатум», фантазия «Ромео и Джульетта», увертюра-фантазия «Франческа да Римини», симфоническая фантазия по Данте «1812 год», торжественная увертюра Славянский марш
  • Концерты и концертные пьесы
  • Первый концерт для фортепиано с оркестром Вариации на тему рококо Концерт для скрипки с оркестром
  • Музыка к спектаклям драматического театра
  • «Снегурочка», музыка к сказке А. Н. Островского
  • Хоровое творчество
  • Духовная музыка Литургия Святого Иоанна Златоустого Девять духовно-музыкальных сочинений
  • Камерно-инструментальная музыка
  • Первый квартет, Op. 11 Трио «Памяти великого художника» Секстет «Воспоминание о Флоренции»
  • Фортепианная музыка
  • Времена года Детский альбом 12 пьес средней трудности, Op. 40 18 фортепианных пьес, Op. 72
  • Романсы и песни
  • Романсы Мой гений, мой ангел, мой друг... 16 песен для детей, Op. 54 6 романсов, Op. 73
  • Переписка с Н. Ф. фон Мекк
  • 1876 год | 1877 год | 1878 год (I часть) | 1878 год (II часть) | 1879 год (I часть) | 1879 год (II часть) | 1880 год (I часть) | 1880 год (II часть) | 1881 год (I часть) | 1881 год (II часть) | 1882 год | 1883 год | 1884 год | 1885 год | 1886 год | 1887 год | 1888 год | 1889 год | 1890 год

  • Воспоминания о Чайковском: I | II
  • Чайковский М. «Жизнь Петра Ильича Чайковского». Том I: I — III | IV
  • Заметки С. И. Танеева на полях клавира «Пиковой дамы»
  • www.tchaikov.ru

    Биография композитора Петра Ильича Чайковского

    Биография

    Автор — Галина Алексеевна Прибегина

  • К читателю
  • «...Нет другой дороги, как музыка»
  • В Москве: 1 | 2 Путь в Музыку: 1 | 2 | 3 «Зимние грезы»: 1 | 2
  • Многогранное дарование
  • Труд, познание, скромность: 1 | 2 «Могучая кучка»: 1 | 2 Музыкальный просветитель Дезире Арто «Задаток огромной будущности»: 1 | 2 | 3
  • Талант принадлежит народу
  • Дорогая награда «Журавель» «Весенняя сказка» Снова — Шекспир «Урок оперного композиторства» На гоголевский сюжет «Общее достояние публики» «Слишком русская симфония»
  • Неустанный поиск
  • Симфония в балете: 1 | 2 «Времена года»: 1 | 2 Байрёйтские торжества За право на счастье: 1 | 2 Лучший друг: 1 | 2
  • «...Пойду своим путем»
  • Женитьба: 1 | 2 Отголосок пережитого: 1 | 2 Роман в музыке: 1 | 2 | 3 Сочинять музыку — наслаждение: 1 | 2
  • По завету Глинки
  • Легендарная Жанна: 1 | 2 Итальянские впечатления: 1 | 2 | 3 «Памяти великого художника»: 1 | 2 «За родимый край...» Музыкальный драматург: 1 | 2
  • Артист — своей родине
  • Музыкант — общественный деятель Трагедия современного героя Народная музыкальная драма Старина в современной обработке Дирижер — пропагандист русской музыки: 1 | 2 | 3 Посвящение Желанной Навеки с Россией «Выразитель своей эпохи»: 1 | 2 Французская сказка на русский лад
  • В зените славы
  • «Неслыханный подвиг»: 1 | 2 | 3 | 4 Воспоминание о Флоренции: 1 | 2 Всемирное признание: 1 | 2 | 3 «Чудный дар природы...»: 1 | 2 Поэма о юности и любви Встреча с прошлым Исповедь в музыке: 1 | 2 | 3 | 4
  • Великое наследие: 1 | 2 | 3 | 4
  • Основные даты жизни и деятельности

    1840. — 25 IV. В семье начальника Камско-Воткинского завода Ильи Петровича Чайковского родился сын Пётр.

    1844—45. — Знакомство с произведениями В. А. Моцарта, Дж. Россини, В. Беллини, Г. Доницетти, исполнявшимися оркестрионом в доме родителей. Особенно сильное впечатление от отрывков из оперы «Дон Жуан» Моцарта.

    1845. — XI-XII. Начало обучения игре на фортепиано у М. П. Пальчиковой.

    1849. — Переезд семьи Чайковских в Алапаевск в связи с назначением отца управляющим Алапаевскими и Нижнекамскими заводами.

    1850. — VII. Отъезд Чайковского с матерью в Петербург — VIII. Посещение спектакля «Жизнь за царя» Глинки. — IX. Поступление в Училище правоведения.

    1852. — V. Переезд всей семьи Чайковских в Петербург в связи с назначением отца на должность директора Технологического института.

    1854. — 13 VI. Смерть матери Чайковского — Осень. Первая мысль о сочинении оперы (создание поэтом В. И. Ольховским для Чайковского либретто шуточно-фантастической оперы «Гипербола»). — Уроки пения у Г. Я. Ломакина и участие в церковном хоре Училища правоведения.

    1855. — Начало занятий у Р. В. Кюндингера (фортепиано) и А. В. Кюндингера (генерал-бас).

    1857-58. — Сочинение романса «Мой гений, мой ангел, мой друг» на слова А. А. Фета.

    1859. — 13 V. Окончание Училища правоведения. — 3 VI. Поступление на службу в Министерство юстиции.

    1861. — VII-IX. Поездка за границу (Берлин, Гамбург, Антверпен, Брюссель, Лондон, Париж) в качестве переводчика с инженером В. В. Писаревым. — Осень. Начало занятий в Музыкальных классах РМО по теории музыки у Н. И. Зарембы.

    1862. — IX. Занятия в Петербургской консерватории, созданной на основе Музыкальных классов РМО (по гармонии и контрапункту — у Зарембы, по инструментовке и сочинению — у А. Г. Рубинштейна). — X. Знакомство с Г. А. Ларошем.

    1863. — III-IV. Выступления в концертах в качестве пианиста-аккомпаниатора. — V. Уход со службы. — Осень. Чайковский даёт частные уроки игры на фортепиано и теории музыки. — 3 XII. Огромное впечатление от интродукции к опере «Руслан и Людмила», услышанной Чайковским в симфоническом собрании РМО.

    1864. — VII-VIII. Работа над увертюрой «Гроза» по драме А. Н. Островского. — Осень. Знакомство с А. Н. Серовым.

    1865. — Лето. Работа над переводом с французского языка «Руководства к инструментовке» Ф. О. Геварта. — 30 VIII. Исполнение «Характерных танцев» для оркестра Чайковского в Павловске (дирижер И. Штраус). — Исполнение квартета B-dur на ученическом концерте Петербургской консерватории. — 14 XI. Первое выступление в качестве дирижёра (исполнение увертюры F-dur для малого оркестра). — 29 XII. Исполнение на публичном выпускном экзамене в Петербургской консерватории кантаты Чайковского «К Радости» (слова Ф. Шиллера). — 31 XII. Окончание консерватории с большой серебряной медалью.

    1866. — 5 I. Переезд в Москву в связи с поступлением на должность преподавателя музыкальных классов Московского отделения РМО. — Начало дружбы с Н. Г. Рубинштейном. — 10-18 I. Посещение Артистического кружка, организованного А. Н. Островским и Н. Г. Рубинштейном. — 4 III. Исполнение увертюры F-dur (2-я редакция — для большого симфонического оркестра) в Москве (дирижер Н. Г. Рубинштейн). — VII. Нервное заболевание, вызванное переутомлением во время работы над 1-й симфонией. — 1 IX. Торжественное открытие Московской консерватории, на котором Чайковский исполнил на фортепиано увертюру к опере «Руслан и Людмила». — XI. Знакомство с В. Ф. Одоевским. — Начало дружбы с Н. Д. Кашкиным, П. И. Юргенсоном. — 10 XII. Исполнение в Москве скерцо из 1-й симфонии (дирижер Н. Г. Рубинштейн).

    1867. — III. Начало работы над оперой «Воевода» с автором либретто Островским. — XII. Речь Чайковского (на французском языке) на торжественном обеде в честь Г. Берлиоза. — Знакомство с В. В. Стасовым.

    1868. — I. Знакомство с М. А. Балакиревым в Москве. — 3 II. Первое исполнение 1-й симфонии в Москве (дирижер Н. Г. Рубинштейн). — 19 II. Выступление Чайковского как дирижёра на концерте в пользу пострадавших от неурожая. — 10 III. Публикация в газете «Современная летопись» первой музыкально-критической статьи Чайковского «По поводу „Сербской фантазии“ г. Римского-Корсакова». — III-IV. Встреча с композиторами — членами «Могучей кучки» в Петербурге. — Посещение А. С. Даргомыжского. — X. Начало дружбы с французской певицей Д. Арто.

    1869. — 30 I. Премьера оперы «Воевода» в Большом театре в Москве. — 15 II. Первое исполнение симфонической поэмы «Фатум» в Москве (дирижер Н. Г. Рубинштейн). — 6 VIII. Передача партитуры оперы «Ундина» в дирекцию императорских театров (не была поставлена).

    1870. — 4 III. Первое исполнение увертюры-фантазии «Ромео и Джульетта» в Москве (дирижер Н. Г. Рубинштейн). — VI. Поездка в Мангейм на музыкальный фестиваль в честь 100-летия со дня рождения Л. Бетховена. — 18 XII. Исполнение хора эльфов из оперы «Ундина» в Москве (дирижер Н. Г. Рубинштейн).

    1871. — Концерт из произведений Чайковского в Благородном собрании в Москве (в программе — 1-й струнный квартет, фортепианные пьесы, романсы и др.). — XI. Начало сотрудничества в газете «Современная летопись» в качестве музыкального критика.

    1872. — 31 V. Исполнение Кантаты, посвященной 200-летию со дня рождения Петра I, на открытии Политехнической выставки в Москве (дирижер К. Ю. Давыдов).

    1873. — 26 I. Первое исполнение 2-й симфонии в Москве (дирижер Н. Г. Рубинштейн). — 11 II. Премьера «Снегурочки» Островского с музыкой Чайковского в Малом театре в Москве. — 7 XII. Первое исполнение симфонической фантазии «Буря» в Москве (дирижер Н. Г. Рубинштейн).

    1874. — 10 III. Первое исполнение 2-го квартета в Москве. — 12 IV. Премьера оперы «Опричник» в Мариинском театре в Петербурге. — 22 XI. Исполнение увертюры к опере «Кузнец Вакула» в Москве (дирижер Н. Г. Рубинштейн).

    1875. — 4 V. Премьера оперы «Опричник» в Большом театре в Москве. — 13 (25) X. Первое исполнение 1-го концерта для фортепиано с оркестром в Бостоне (пианист X. фон Бюлов; в России впервые исполнен Г. Г. Кроссом — 1 XI в Петербурге). — 7 XI. Первое исполнение 3-й симфонии в Москве (дирижер Н. Г. Рубинштейн).

    1876. — 1 (13) I. Исполнение 1-го квартета в Бостоне. — Огромное впечатление от оперы «Кармен», слышанной в Париже 8 (20) II. — II. Отказ от сотрудничества в газете «Современная летопись». — 11 III. Исполнение 1-го концерта для фортепиано с оркестром в Лондоне (пианист Э. Данрейтер). — 14 III. Исполнение кантаты Чайковского в честь юбилея О. А. Петрова в Петербурге. — VIII. Поездка в Байрёйт на вагнеровские торжества — 31 VII (12 VIII). Знакомство с Р. Вагнером. — 1 (13) VIII. Знакомство с Ф. Листом. — 24 XI. Премьера оперы «Кузнец Вакула» в Мариинском театре в Петербурге. — 30 XI (12 XII). Исполнение увертюры-фантазии «Ромео и Джульетта» в Вене (дирижер X. Рихтер.) — XII. Знакомство с Л. Н. Толстым в Москве. — Начало переписки с H. Ф. фон Мекк.

    1877. — 20 II. Премьера балета «Лебединое озеро» в Большом театре в Москве. — 25 II. Первое исполнение симфонической фантазии «Франческа да Римини» в Москве (дирижер Н. Г. Рубинштейн). — 6 VII. Женитьба на А. И. Милюковой. — IX-X. Разрыв с женой и отъезд за границу. — 18 XI. Первое исполнение «Вариаций на тему рококо» в Москве (виолончелист В. Ф. Фитценгаген). — Начало материальной поддержки со стороны фон Мекк.

    1878. — 10 II. Первое исполнение 4-й симфонии в Москве (дирижер Н. Г. Рубинштейн). — 28 VIII (9 IX). Исполнение 1-гo концерта для фортепиано с оркестром в 1-м русском концерте на Парижской выставке в зале Трокадеро (пианист Н. Г. Рубинштейн) — 2 (14) IX. Исполнение симфонической фантазии «Франческа да Римини» в Берлине (дирижер Б. Бильзе). — 8 (20) IX. Исполнение «Меланхолической серенады» и «Вальса-скерцо» Чайковского в 3-м русском концерте на Парижской выставке в зале Трокадеро (скрипач С. К. Барцевич, дирижер Н. Г. Рубинштейн). — 2 X. Уход из Московской консерватории. — 9 (21) XII. Испонение симфонической фантазии «Франческа да Римини» в Нью-Йорке.

    1879. — 27 I (8 II). Исполнение 3-й симфонии в Нью-Йорке. — 25 II (9 III). Исполнение симфонической фантазии «Буря» в Париже. — 17 III. Премьера оперы «Евгений Онегин» в Малом театре в Москве силами учащихся Московской консерватории под управлением Н. Г. Рубинштейна. — VI. Исполнение 1-го концерта для фортепиано с оркестром и «Вариаций на тему рококо» на Музыкальном фестивале в Висбадене. — 21 X. Первое исполнение «Большой сонаты» для фортепиано в Москве Н. Г. Рубинштейном. — 8 XII. Первое исполнение 1-й сюиты для оркестра в Москве (дирижер Н. Г. Рубинштейн).

    1880. — 13 (25) I. Исполнение 4-й симфонии в Париже (дирижер Э. Колонн). — 25 III. Концерт из произведений Чайковского в Петербурге (дирижер Э. Ф. Направник). — 6 XII. Первое исполнение «Итальянского каприччио» в Москве (дирижер Н. Г. Рубинштейн). — 18 XII. Первое исполнение Литургии св. Иоанна Златоуста хором под управлением Сазарова.

    1881. — 11 I. Премьера оперы «Евгений Онегин» в Большом театре в Москве. — 13 II. Премьера оперы «Орлеанская дева» в Мариинском театре в Петербурге. — VI-X. Работа по подготовке Полного собрания духовных сочинений Д. С. Бортнянского. — 24 XI (6 XII). Посещение концерта в честь 70-летия Листа в Риме. — 22 XI (4 XII). Первое исполнение концерта для скрипки с оркестром в Вене (скрипач А. Д. Бродский; в России впервые исполнен им же 8 VIII 1882).

    1882. — 16 I. Исполнение серенады для струнного оркестра в Москве (дирижер М. Эрдмансдерфер). — 18 V. Первое исполнение 2-го концерта для фортепиано с оркестром в Москве (пианист С. И. Танеев). — 16 (28) VII. Премьера оперы «Орлеанская дева» в Праге. — 8 VII. Концерт из произведений Чайковского на Всероссийской промышленно-художественной выставке в Москве (дирижер И. К. Альтани). — 18 X. Первое исполнение трио «Памяти великого художника» (Танеев, И. В. Гржимали, В. Ф. Фитценгаген).

    1883. — 25 IV. Постановка оперы «Евгений Онегин» силами Музыкально-драматического кружка в Петербурге. — 15 I. Исполнение кантаты «Москва» в Грановитой палате оркестром и хором Большого театра под управлением Направника. — 22 X. Исполнение «Торжественной увертюры «1812 год» в Москве (дирижер Эрдмансдерфер).

    1884. — 3 II. Премьера оперы «Мазепа» в Большом театре в Москве. — 4 II. Первое исполнение 2-й сюиты для оркестра в Москве (дирижер Эрдмансдерфер). — 6 II. Премьера оперы «Мазепа» в Мариинском театре в Петербурге. — 19 X. Премьера оперы «Евгений Онегин» в Мариинском театре. — 30 X. Получение от М. А. Балакирева программы для симфонии «Манфред» — XI. Присуждение Чайковскому Глинкинской премии за увертюру-фантазию «Ромео и Джульетта».

    1885. — 12 I. Первое исполнение 3-й сюиты для оркестра в Петербурге (дирижер Бюлов). — 10 II. Избрание Чайковского одним из директоров Московского отделения РМО. — 14 II. Переезд в с. Майданово (окрестности Клина). — 22 II. Первое исполнение «Концертной фантазии» для фортепиано с оркестром в Москве (пианист Танеев).

    1886. — 20 I. Открытие по инициативе и при материальной поддержке Чайковского школы в Майданово. — 11 III. Первое исполнение симфонии «Манфред» в Москве (дирижер Эрдмансдерфер). — 19 IV. Концерт из произведений Чайковского в Тбилиси, на котором присутствовал автор (дирижер М. М. Ипполитов-Иванов). — VI. Знакомство Чайковского с Л. Делибом, А. Тома, Г. Форе, Л. А. Бурго-Дюкудре и другими французскими музыкантами в Париже. — 10 (22) XI. Исполнение симфонии «Манфред» в Нью-Йорке (дирижер Т. Томас). — XI. Присуждение Чайковскому Глинкинской премии за симфоническую фантазию «Франческа да Римини».

    1887. — 19 I. Премьера оперы «Черевички» в Большом театре в Москве (дирижер Чайковский). — II. Концерт из произведений Чайковского в Париже с участием Л. Дьемера, Ж. Марсика, А. А. Брандукова. — 20 X. Премьера оперы «Чародейка» в Мариинском театре в Петербурге (дирижер Чайковский). — 14 XI. Первое исполнение сюиты «Моцартиана» в Москве (дирижер Чайковский).

    1888. — III. Триумфальная концертная поездка по городам Европы (Лейпциг, Гамбург, Берлин, Прага, Париж, Лондон), во время которой Чайковский дирижировал исполнением своих произведений. Знакомство с Э. Григом, Р. Штраусом, Г. Малером, А. Дворжаком, Ш. Гуно и др. выдающимися европейскими музыкантами. — IV. Переезд из Майданово в с. Фроловское. — 5 XI. Первое исполнение 5-й симфонии в Петербурге (дирижер Чайковский). — 10 XI. Первое исполнение увертюры «Гамлет» в Петербурге (дирижер Чайковский). — 24 XI (6 XII). Премьера оперы «Евгений Онегин» в Праге (дирижер Чайковский). — 10 и 11 XII. Концерты из произведений Чайковского в Москве (дирижер Чайковский). — 17 XII. Исполнение фантазии «Буря» в Русских симфонических концертах (дирижер Чайковский).

    1889. — III. Вторая зарубежная концертная поездка Чайковского (Кёльн, Франкфурт-на-Майне, Дрезден, Берлин, Женева, Гамбург, Лондон). — Знакомство с И. Брамсом в Гамбурге. — 25 IV (7 V). Концерт из произведений Чайковского в Париже. — V. Присутствие на экзаменах в Московской консерватории: Чайковский особо выделил С. В. Рахманинова (поставил ему отметку 5+, окружив её крестами со всех сторон). — 14 X. Визит к А. П. Чехову, который посвятил Чайковскому сборник рассказов «Хмурые люди». — 28 X. Концерт под управлением Чайковского в Москве (в программе — произведения В. А. Моцарта, Танеева, Глинки и собственные). — 11 XI. Концерт под управлением Чайковского в Москве. — 19 и 20 XI. Концерт из произведений А. Г. Рубинштейна в связи с 50-летием его артистической деятельности (в Петербурге, дирижер Чайковский). — 25 XI. Концерт под управлением Чайковского в Москве в пользу вдов и сирот артистов.

    1890. — 3 I. Премьера балета «Спящая красавица» в Мариинском театре в Петербурге. — 19 I. Начало работы над оперой «Пиковая дама» (опера сочинена в 44 дня; партитура окончена 8 VI). — XI. Чествование Чайковского в Петербургской консерватории по поводу 25-летия его музыкальной деятельности. — 5 XII. Премьера оперы «Пиковая дама» в Мариинском театре в Петербурге. — 17 XII. Премьера оперы «Пиковая дама» в Киеве, на которой присутствовал Чайковский — XII. Прекращение переписки с фон Мекк.

    1891. — 3 II. Участие Чайковского как дирижёра в концерте в пользу школ Санкт-Петербургского женского патриотического общества. — 9 II. Постановка «Гамлета» Шекспира с музыкой Чайковского в Михайловском театре в Петербурге. — 24 III (5 IV). Концерт из произведений Чайковского в Париже (дирижер Чайковский). — IV — V. Концертная поездка в США (Нью-Йорк, Балтимор, Филадельфия). — 14 X. Постановка «Гамлета» с музыкой Чайковского в Малом театре в Москве. — 4 XI. Премьера оперы «Пиковая дама» в Большом театре в Москве. — 6 XI. Первое исполнение симфонической баллады «Воевода» в Москве (дирижер Чайковский). — 1 XII. Участие Чайковского как дирижёра в концерте в пользу голодающих (Петербург). — 21 и 22 XII. Концерты из произведений Чайковского в Москве (дирижер Чайковский).

    1892. — 2 I. Концерт из произведений Чайковского в Варшаве (дирижер Чайковский). — 7 (19) I. Премьера оперы «Евгений Онегин» в Гамбурге (дирижер Г. Малер). — 7 III. Участие Чайковского в концерте РМО в Петербурге, где он дирижировал своими произведениями — 20, 22 и 26 IV. Спектакли «Фауст», «Демон» и «Евгений Онегин» в Оперном твариществе И. П. Прянишникова в Москве, которыми дирижировал Чайковский — IV. Переезд в Клин, где Чайковский арендовал дом. — 30 IX (12 X). Премьера оперы «Пиковая дама» в Праге. — XI. Избрание Чайковского членом-корреспондентом парижской Академии изящных искусств. — 25 XI. Первое исполнение секстета «Воспоминание о Флоренции» в Петербургском обществе камерной музыки. — 6 XII. Премьера оперы «Иоланта» и балета «Щелкунчик» в Мариинском театре в Петербурге.

    1893. — 16 I. Концерт из произведений Чайковского в Одессе (дирижер Чайковский). — 21 I. Участие Чайковского как дирижёра в концерте в пользу нуждающихся учеников Ришельевской гимназии (Одесса). — 22 I. Участие Чайковского как дирижёра в благотворительном концерте Славянского общества (Одесса). — 24 I. Участие Чайковского в концерте РМО в Одессе в качестве дирижёра. — 4 II. Начало работы над 6-й симфонией (окончена 24 III). — 14 II. Участие Чайковского в качестве дирижёра в концерте в пользу вдов и сирот артистов в Москве. — 7 III. Исполнение сюиты из балета «Щелкунчик» в Москве (дирижер Чайковский). — 14 III. Концерт из произведений Чайковского в Харькове (дирижер Чайковский). — 20 V (1 VI). Исполнение 4-й симфонии в Лондоне (дирижер Чайковский). — 1 (13) VI. Избрание Чайковского почётным доктором Кембриджского университета. — 16 X. Первое исполнение 6-й симфонии в Петербурге (дирижер Чайковский). — 21 X. Тяжёлое заболевание. — 25 X. Смерть Чайковского в Петербурге. — 29 X. Похороны на кладбище Александро-Невской лавры (ныне — Некрополь мастеров искусств в Санкт-Петербурге).

    www.tchaikov.ru