Презентация по истории России на тему " Куликовская битва". Проект на тему куликовская битва


Исследовательская работа по теме "Куликовская битва."

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

Тема: Куликовская битва (8 сентября 1380 года).

Гипотеза: Была ли в действительности Куликовская битва? Существовали ли события битвы, изложенные в летописях и  исторической литературе.

Метод исследования: наглядный, сравнительный, анализ, исследовательский, моделирования.

Ход Работы:

1.Исследование учебной  исторической литературы, текстов древнерусских летописей.

1 часть: учебники истории 6-10класс

2 часть: летописи о Куликовской битве

В последнее  время развернулась полемика историков вокруг Куликовской битвы.

Приступая к изучению вопроса о Куликовской битве, мы подвергли исследованию учебники истории России  для

6-11классов.

Исследованию подверглись  учебники:

А.А.Данилов  Л.Г.Косулина 6 класс « Русь с древнейших времен до конца 16 века»

Т.В.Черникова  «История России» 7 класс Под редакцией академика А.Н.Сахарова

Учебник проф. С.Ф.Платонова «Россия с древнейших времён»

Л.А.Кацва  А. Л.Юрганов «История России 8-15 веков»

А.И.Сахаров В.И.Буганов «Россия с древнейших времен до конца 17 века»

Во всех учебниках, события, изложенные по вопросу о Куликовской битве совпадают.

Это была борьба Руси с Золотой Ордой вступающей в период феодальной раздробленности. Собрав войско, князь Дмитрий Иванович 8 сентября   1380 года дал сражение хану Золотой Орды Мамаю.

На Куликовом поле у реки Непрядвы ,что впадает в Дон. Учебники повествуют о Сергии Радонежском, который благословил  Дмитрия Ивановича и дал ему двух монахов Александра Пересвета и Ослябу.

Противоборствующие стороны

Московское княжество                             Золотая Орда

Командующий

Князь  Дмитрий Иванович                          Хан Мамай

Силы сторон

40-70          тыс.                                            100-150        тыс

Потери.

20тыс                                             8\9 всего состава

Победа  ускорила распад Золотой Орды , Русь крепла  ,центром объединения становится Москва.

Происхождение названия Куликово поле:

-Якобы водилась здесь в изобилии птичка кулик

-по Далю -Это «ровное место, чистое и безлесное.»

На втором этапе работы исследованию подверглись «Повести древней Руси-это летописи времён Дмитрия Ивановича Донского.

Обнаружено из дошедшего до нас четыре летописи о Куликовской битве:

1.Краткая летописная повесть о Куликовской битве.

2.Пространная летописная повесть о Куликовской битве.

3. «Задонщина»-80-е годы 14века (Создана ещё при жизни Дмитрия Ивановича Донского)

4. «Сказание о Мамаевом побоище»-1 четверть15 века.(Содержит значительное число литературных подробностей, сомнительной достоверности или попросту легенд.)

Таким образом, за основу достоверных фактов берём летопись, созданную при жизни Дмитрия Донского  -  «Задонщина» 80е годы 14 века.

         «Задонщина» не сообщает нам о поединке  в начале битвы Пересвета   с       Челубеем и ни слова о Сергии Радонежском. Поэтому мы можем предположить, что это красивые  легенды созданные позже.

Пространная летописная повесть о Куликовской битве  нам повествует, что «пошёл он (Дмитрий Донской)  в церковь Пречистой к епископу Герасиму и сказал ему: «Благослови меня, отче, против окаянного …Мамая…»Святитель же Герасим благословил князя и всех воинов его на поход..» «Великий же князь пришёл к реке к  Дону за два дня до рождества святой  Богородицы. И тогда подоспела грамота от преподобного игумена Сергия – от святого старца   благословение.»(стр194-195.) Следовательно, Дмитрий Иванович посетил епископа Герасима, а от Сергия Радонежского он получил благословение, будучи на поле боя.

Возникают сомнения по поводу места захоронения погибших. Из «Задонщина» мы узнаём  ,что трупов было столько, что « борзые кони в крови по колено бродят» стр.175. «лежат трупы христианские словно сенные стога у Дона Великого, а Дон река три дня кровью текла» стр177.

«Посечено Мамаем 253 тысячи, татар пало бесчисленное множество»

(178 стр. «Задонщина»)

Совсем недавно в  «Аналитической газете» появилась статья

М. Голосёнков, автор, которой с уверенностью утверждал, что «Следов Куликовской битвы на Тульском, Куликовском поле – нет»

Нет ни старого оружия, ни захоронений. Нет костных останков. Мы можем с уверенностью заявить, что оружие в то время было очень дорогим и его после битвы забрали те кто остался в живых.

              Где же останки воинов?

В 2006 г. Состоялась верхняя Донская археологическая экспедиция Государственного исторического музея под руководством Олега Двуречинского. Эта экспедиция использовала геородар новой конструкции, который выявил шесть объектов расположенных  с запада на восток, с интервалом 100 – 200 метров.

Это и есть захоронения. А отсутствие костных останков учёные объяснили тем, что после битвы тела погибших закапывали на не большую глубину и под воздействием осадков произошло разложение тел и костей погибших.

Сотрудники, занимающиеся судебно-медицинской  идентификацией личности подтвердили наличие праха но они так же  могут являться следами какой – либо  агротехнического мероприятия, например, внесение в почву костной муки.

Схема Куликовской битвы (перерисовали)! Но если на Куликовом поле битвы не было, то где она была? Отдельные исследователи  объявили битву – мифом.

Академик Сахаров заявил, что

«Летописи писали монахи, и врать для них был большой грех.»                                                                             Появилась версия ,что битва происходила на территории сегодняшней       Москвы.

Что же показывает на это?

  1. Храм. Всех Святых, где Дмитрий Донской заложил  часовню в память жертв Куликовской битвы
  2. Район, где стоит церковь Кулиши от слова «кулик». Московские Кулиши захватывали площадь Покровских ворот. Именно в этом районе и произошла Куликовская битва.
  3. Согласно версии Ставка Мамая на красном Холме, в Москве к Яузским воротам спускается крутой холм, красный холм и на его вершине Таганская площадь.
  4. В начале битвы войско Мамая остановилось на « Кузьмин гати»- известный район Кузьминки.
  5. Войско перешло через Дон. Этимологический словарь М. Фасмера. Дон = река. Так в древние времена называли все реки так, как , самого слова «река» не было.
  6. Трубная гласы на Куликовом поле и Трубная площадь в Москве.

Братская могила героев Куликовской битвы в Старом Смоленском Монастыре в Москве. Исследование территории Монастыря потвердело это. Вся земля вокруг  Старого Смоленского Монастыря в Москве в радиусе 100 метров и на глубину  в несколько метров буквально забита человеческими черепами и костями.

Рабочие говорили: тела в беспорядке в черепах все зубы, следовательно-это были молодые люди.

В самой церкви  слева от входа надгробие над могилами героев  Пересвета и Осляби т.о. Куликовская битва, возможно, состоялась на территории сегодняшней Москвы.

             Прошли годы,   но интерес к Куликовской битве  не утихает. Всё новые и новые исследователи, историки и учёные занимаются этой темой, но как бы то ни было каждый год 21 сентября по новому стилю, чтут память павших героев в день Рождества Пресвятой  Богородицы.

         А. Блок создав цикл стихотворений «На Куликовом поле» не случайно считает, что «Куликовская битва принадлежит к символическим событиям русской истории. Таким событиям суждено возвращаться…»

Мы считаем, что разгадка тайны ещё впереди!

                                            Список литературы.

А.А.Данилов  Л.Г.Косулина 6 класс « Русь с древнейших времен до конца 16 века»М,2008г.

Т.В.Черникова  «История России» 7 класс Под редакцией академика А.Н.СахароваМ.2005г.

Учебник проф. С.Ф.Платонова «Россия с древнейших времён»М.2000г.

Л.А.Кацва  А. Л.Юрганов «История России 8-15 веков»М.2005г.

А.И.Сахаров В.И.Буганов «Россия с древнейших времен до конца 17 века»М.2007г.

«Аналитическая газета»2007г.

 Газета «СЛОВО» 17сентября 2010г.

«Воинские повести Древней Руси» Лениздат 1985г.

nsportal.ru

Презентация по истории России на тему " Куликовская битва"

Презентация к уроку по истории России (6, 10 класс) на тему "Куликовская битва".Данная разработка может быть использована на уроках Отечественной истории в 6 и в 10 классах, во внеурочной деятельности по теме " Дни воинской славы".

Куликовская битва. 1380 г.

1380 г. – темник Мамай пришел в власти в Орде. Попытался восстановить господство Золотой Орды над Русью.

Союз с литовским князем Ягайлом и Олегом Ивановичем Рязанским. Повели войска на Русь, а потом вернулись назад (ой!).

Княжеские дружины и ополчение – в Коломне.

Двинулись навстречу татарам, пытаясь опередить их.

Дмитрий: решение переправиться через Дон на чужую территорию и принять бой там.

Поставил цель не дать войскам Ягайло и Мамая объединиться до боя.

 

8 сентября 1380 г. – Куликовская битва.

Начало – в 4 утра. Туман рассеялся в 11 утра.

Сражение Челубея и Пересвета. Не победил никто. Оба погибли.

Татары в начале битвы почти уничтожили русский передовой полк, вклинились в ряды большого полка, но тут ударил фланговый засадный полк русских во главе с вовеводой Дмитрием Боброком-Волынским и кн. Владимиром Серпуховским.

Татары панически бежали с поля битвы.

Дмитрий сам участвовал в боях и за храбрость прозван Донсим.

Значение Куликовской победы.

-         После победы народ уверовал в скорое освобождение от татар.

-         Орда потерпела первое крупное поражение.

-         Мощь и сила Москвы как экономического и политического центра – организатора борьбы с игом и объединения русских земель.

-         Уменьшен размер дани.

-         Признание политического главенства Москвы.

-         Объединение народа в борьбе за правое дело.

 

Разгром Москвы Тохтамышем. 1382.

Мамай бежит в Кафу (Феодосию), где  и был убит.

Власть над Ордой – у хана Тохтамыша.

1382 г. – рязанский князь Олег Иванович указал броды через Оку; Тохтамыш внезапно нападает на Москву.

Дмитрий Донской еще до нападения ушел нас север собирать ополчение.

Бояре в панике уходят из города, население восстало против них.

Москвичи отбили 2 штурма. Использование кованых железных пушек русского производства – «тюфяки».

Тохтамыш: сказал, что пришел воевать с Дмитрием, а москвичей не тронет.

Москвичи: поверили, впустили, а Тохтамыш все разгромил.

Москвичи вновь обязаны платить дань хану.

 

Дмитрий Донской ® великое княжение Владимирское сыну Василию I (1389-1425), “как отчину” московских князей, не спрашивая права на ярлык в Орде.

Слияние княжества Владимирского и Московского.

Процесс объединения вокруг Москвы продолжен наследниками ДД.

 

infourok.ru

Презентация "Куликовская битва" - Начальные классы

 Прошло более 100 лет после нашествия Батыя. В Москве княжил внук Ивана Калиты – Дмитрий Иванович . При нём Московское княжество ещё больше укрепилось и возвысилось над другими. Он возвёл надёжный Кремль из белого камня вместо дубового.

Прошло более 100 лет после нашествия Батыя. В Москве княжил внук Ивана Калиты – Дмитрий Иванович . При нём Московское княжество ещё больше укрепилось и возвысилось над другими. Он возвёл надёжный Кремль из белого камня вместо дубового.

 Толщина стен была 2-3 метра. И когда очередной враг напал на Москву, то Кремль блестяще выдержал осаду. Более 100 лет служили надёжной защитой Москве белокаменные стены и башни Кремля. К середине XV века стены сильно обветшали и в некоторых местах были заделаны брёвнами. Вот тогда и был возведён тот Кремль, который мы знаем.

Толщина стен была 2-3 метра. И когда очередной враг напал на Москву, то Кремль блестяще выдержал осаду. Более 100 лет служили надёжной защитой Москве белокаменные стены и башни Кремля. К середине XV века стены сильно обветшали и в некоторых местах были заделаны брёвнами. Вот тогда и был возведён тот Кремль, который мы знаем.

 Между тем, некогда могущественная Золотая Орда приходила в упадок. Видя её слабость, московский князь перестал считаться с волей хана и посылал ему всё меньше и меньше дани. Разгневанный правитель Орды Мамай решил проучить непокорного князя и снарядил против него большое войско.

Между тем, некогда могущественная Золотая Орда приходила в упадок. Видя её слабость, московский князь перестал считаться с волей хана и посылал ему всё меньше и меньше дани.

Разгневанный правитель Орды Мамай решил проучить непокорного князя и снарядил против него большое войско.

 Князь Дмитрий Иванович хорошо понимал, что для успешной борьбы с монголо-татарами все русские княжества должны объединить свои силы.

Князь Дмитрий Иванович хорошо понимал, что для успешной борьбы с монголо-татарами все русские княжества должны объединить свои силы.

 Князь Дмитрий разослал по всей Русской земле скорых гонцов со своими грамотами. За 30 дней собралось такое войско, какое ещё никогда не собиралось на Руси. Тут были дружины почти всех русских князей , а также ополчения разных городов .

Князь Дмитрий разослал по всей Русской земле скорых гонцов со своими грамотами. За 30 дней собралось такое войско, какое ещё никогда не собиралось на Руси. Тут были дружины почти всех русских князей , а также ополчения разных городов .

 На битву князя благословил Сергий Радонежский – основатель Троицкого монастыря под Москвой. Он дал Дмитрию двух монахов своего монастыря, прославленных на Руси воинов – Пересвета и Ослябю .

На битву князя благословил Сергий Радонежский – основатель Троицкого монастыря под Москвой.

Он дал Дмитрию двух монахов своего монастыря, прославленных на Руси воинов – Пересвета и Ослябю .

 Князь Дмитрий стремительно повёл свою рать на юг – навстречу монгольскому правителю Мамаю. Сошлись войска на Куликовом поле, там, где река Непряда впадает в Дон. 8 сентября 1380 года разгорелась битва .

Князь Дмитрий стремительно повёл свою рать на юг – навстречу монгольскому правителю Мамаю. Сошлись войска на Куликовом поле, там, где река Непряда впадает в Дон. 8 сентября 1380 года разгорелась битва .

 Русские войска вышли из Московского княжества и направились на Куликово поле. Войска монголо-татар вышли из Астраханского ханства, перешли Волгу и Дон, после битвы на Куликовом поле вернулись обратно.

Русские войска вышли из Московского княжества и направились на Куликово поле.

Войска монголо-татар вышли из Астраханского ханства, перешли Волгу и Дон, после битвы на Куликовом поле вернулись обратно.

 Существует легенда, что сражение началось с поединка двух воинов-богатырей. Татарский воин Челубей и русский ратник Пересвет с копьями наперевес помчались друг на друга и сшиблись на всём скаку. Кони их едва устояли, а оба воина насмерть поразили друг друга.

Существует легенда, что сражение началось с поединка двух воинов-богатырей. Татарский воин Челубей и русский ратник Пересвет с копьями наперевес помчались друг на друга и сшиблись на всём скаку. Кони их едва устояли, а оба воина насмерть поразили друг друга.

 И сразу же началась жестокая сеча. Князь Дмитрий сражался наравне со всеми. Звон оружия, стоны раненых, ржанье коней – всё слилось в один гул. Тучи пыли поднялись над полем брани и закрыли солнце.

И сразу же началась жестокая сеча. Князь Дмитрий сражался наравне со всеми. Звон оружия, стоны раненых, ржанье коней – всё слилось в один гул. Тучи пыли поднялись над полем брани и закрыли солнце.

 Начали враги теснить русских ратников. И тогда внезапно из леса вылетела и ударила по врагу русская конница , находившаяся в засаде. Растерялся неприятель и вскоре обратился в бегство.

Начали враги теснить русских ратников. И тогда внезапно из леса вылетела и ударила по врагу русская конница , находившаяся в засаде. Растерялся неприятель и вскоре обратился в бегство.

 Мамай стоял на высоком холме и в смятении наблюдал разгром своих полчищ.

Мамай стоял на высоком холме и в смятении наблюдал разгром своих полчищ.

 С победой у русского народа появилась крепкая надежда освободиться от власти Орды. Эту надежду люди связывали с именем Дмитрия Донского – так народ в память победы на Дону стал называть тридцатилетнего князя.

С победой у русского народа появилась крепкая надежда освободиться от власти Орды.

Эту надежду люди связывали с именем Дмитрия Донского – так народ в память победы на Дону стал называть тридцатилетнего князя.

 Но лишь 100 лет спустя после Мамаева побоища обрели русские земли полную независимость от Орды. Несмотря на поражение на Куликовом поле, враг был ещё силён и многочислен.

Но лишь 100 лет спустя после Мамаева побоища обрели русские земли полную независимость от Орды. Несмотря на поражение на Куликовом поле, враг был ещё силён и многочислен.

 Куликовская битва имеет великое значение в истории русского народа: Русь впервые почувствовала свою силу, ободрилась и поняла, что окончательное свержение ига недалеко. Русский народ наглядно убедился в том, что его главная сила должна заключаться в соединении его разрозненных частей.

Куликовская битва имеет великое значение в истории русского народа:

  • Русь впервые почувствовала свою силу, ободрилась и поняла, что окончательное свержение ига недалеко.
  • Русский народ наглядно убедился в том, что его главная сила должна заключаться в соединении его разрозненных частей.
 Спустя 100 лет правнук Дмитрия Донского Иван III окончательно избавился от монголо-татарского ига . А внук Ивана III Иван Грозный завоевал 3 татарских княжества: Казанское, Астраханское и Сибирское.

Спустя 100 лет правнук Дмитрия Донского Иван III окончательно избавился от монголо-татарского ига . А внук Ивана III Иван Грозный завоевал 3 татарских княжества: Казанское, Астраханское и Сибирское.

Подведём итоги: Какое событие произошло 8 сентября 1380 года? В чём значение победы русского войска на поле Куликовом?

Подведём итоги:

  • Какое событие произошло 8 сентября 1380 года?
  • В чём значение победы русского войска на поле Куликовом?

multiurok.ru

Урок с презентацией по окружающему миру на тему "Куликовская битва"

Тема:  «Страницы истории Отечества. Куликовская битва»

Цели:  - познакомиться с важным историческим событием в жизни российского народа – Куликовской битвой;

  - развивать умение  извлекать информацию из текста и сообщений;

- развивать коммуникационные навыки детей через организацию групповой работы;

- через содержание урока формировать чувство патриотизма и любви к Родине.

 Формируемые УУД:

Познавательные: осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

Коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Регулятивные: формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, оценивать качество и уровень усвоения материала;

Личностные: проявлять внимание, желание больше узнать.

Оборудование: раздаточный материал на партах с текстами, таблица с временными датами на доске и у детей, карточки с вопросами-заданиями, компьютер, экран.

Ход урока.

         1 этап урока: организационный. 

К нам на урок пришли гости. Поприветствуйте их. Хорошо. Тихо сели. Я  с нетерпением ждала этого урока, так как мне очень хочется снова отправиться вместе с вами в путешествие по страницам истории нашей родной страны. На уроке вы будете работать в группах. Чему вас учит такая форма работы?

(Предполагаемые ответы детей:  мы научимся сотрудничать, договариваться, общаться)

Выберите командира. Покажите сигналом, если вы готовы к путешествию?  Хорошо. Тогда в путь.

  2 этап урока.  Мотивация учебной деятельности.      

- Говорят, что нельзя считать культурным того человека, который не знает истории своей Родины, своего народа. В истории нашего Отечества было всё: и взлёты, и падения, и триумф, и поражения. Каждое поколение, как и каждый человек, учится на своём собственном опыте, на своих ошибках. И всё же история былых времён должна учить всех нас. Ведь в этом заключается её главное предназначение. Важно лишь правильно воспринять её уроки. Знать прошлое – это значит, во многом понять настоящее и уметь предвидеть будущее. А сейчас обратимся к прошлому и вспомним, главные события, с которыми мы с вами уже познакомились.

3 этап урока: Проверка домашнего задания.   -На доске  вы видите даты и события, связанные с ними.  И у вас на столах это задание. Соедините их  прямой линией и обоснуйте краткими ответами. (Слайд 1) (На подготовку 1 мин и представители от групп по очереди отвечают) - Спасибо, вы молодцы. Хорошо усвоили все изученные даты. -А  все ли они  вам известны? С каким событием вы ещё не знакомы? (Предполагаемый ответ: Мы не знакомы с событием 1380 года – Куликовской битвой.) Это будет тема нашего урока. (Слайд 2)  - Что бы вы хотели узнать о ней? (Предполагаемые ответы детей: Кто участники этой битвы? Что защищали или что завоёвывали те, кто участвовал в ней?  Где она состоялась ? Были ли использованы какие-то военные приёмы для победы? Кто победил? Какое историческое  значение имела эта битва? - У вас много интересных вопросов на которые нам надо ответить - это и будут задачи нашего урока. (Слайд 3)

 4этап урока: Подготовка к восприятию нового материала.

 А сейчас, я предлагаю всем совершить заочное путешествие в 1380 год.(Презентация)         Проблемный вопрос, на который вам предстоит ответить в конце урока: Какое значение имела победа на Куликовском поле для Руси? -Посмотрите на местоположение Москвы. В чем выгодность её географического положения? (Она находилась в центре русских княжеств, которые прикрывали её от ударов из вне; в Москву со всех сторон стекались люди, и это увеличивало численность её населения; Москва находилась на пересечение важных торговых путей: водных и сухопутных; торговые пошлины стали важным источником пополнения княжеской казны).

 В 1380 году в Москве княжил внук Ивана Калиты - Дмитрий Иванович Донской. (Сообщение ученика: Юность Дмитрия Ивановича прошла в боях и походах. Поэтому военачальником он был опытным. Из-за ранней смерти отца князь Дмитрий вступил на престол уже в девятилетнем возрасте и уже в десять лет возглавлял московскую рать. Командовали, конечно, опытные воеводы, но присутствие князя поднимало дух воинов.) -Представьте, ребята, что вы живете в то время в Московском княжестве… На протяжении 100 лет ваши предки регулярно платили дань Золотой Орде. Ей было очень хорошо, а вам? Вот и решил Дмитрий Донской не выплачивать дань. Отношения Дмитрия с Ордой всё время обострялись. -Предположите, как отреагировали татары на эту дерзость московского князя? (Ответы детей). – Да, Мамай пришёл в ярость. И задумал нагнать на русских такого страха, чтобы навсегда отбить у них охоту противиться ханской воле. В 1380 году огромное ордынское войско численностью – 100-150 тысяч человек во главе с Мамаем двинулось на Русь. - Что делать в этой ситуации русскому князю? (Ответы детей)  - Московский князь Дмитрий Иванович хорошо понимал, что для успешной борьбы с монголо-татарами все русские княжества должны объединить свои силы. Князь Дмитрий разослал по всей Русской земле гонцов со своими грамотами. За 30 дней собралось такое войско, какое ещё никогда не собиралось на Руси. Тут были дружины почти всех русских князей. 36 городов участвовали в собирании рати, готовили снаряжения, ковали мечи. Давайте послушаем и посмотрим как выглядели воины, участвующие в сражении. (Сообщение ученика: Вооружение того времени было очень тяжёлое, с головы до ног воины были покрыты доспехами из меди и железа. Кроме кольчатых доспехов, употреблялись ещё дощатые кафтаны или одни только нагрудники из сукна или бархата  с нашитыми на них маленькими железными или медными  дощечками. На голове носили разного рода шлемы. Однообразия в вооружении не было, всякий имел доспехи по своему желанию и по своему достатку. Главным наступательным оружием были копья и стрелы. Они были у каждого воина. Кроме стрел и копий употреблялись мечи, кинжалы, ножи, сабли, топоры. Почти такое – же вооружение было и у воинов орды.) - Незадолго до выступления войска Дмитрий Иванович отправился за советом к Сергию Радонежскому. Его молитвам приписывают большую силу. Сергий благословил их и дал Дмитрию двух монахов своего монастыря, прославленных на Руси воинов – Пересвета  и  Ослябю. Это означало, что дело освобождения Родины свято даже для тех, кто давал клятву не брать в руки оружия. И вот великий князь Дмитрий двинул свою рать - 40 - 70 тысяч человек против непобедимого до того врага. Он сам выбрал место для решающей битвы, переправив войско через Дон в ночь с 7 на 8 сентября 1380г. После переправы русских войск через реку Дмитрий Иванович приказал сжечь мосты. Как вы считаете, с какой целью это было сделано? (Чтобы никто и не думал о возможности отступления. Чтобы войско противника не смогло зайти в тыл русскому войску.) (Работа по карте — схеме.) Посмотрите на карту – почему именно это поле? В чем его преимущество? Давайте проведём исследование. С трех сторон: запада, севера и востока – поле ограничено реками Дон и Непрядва. За рекой Смолка находился лес, в котором можно было поставить засадный полк. Настало утро 8 сентября 1380 год. День встречи враждующих войск совпал с православным праздником Рождества Богородицы. Рассеивается утренний туман. Русичи увидели перед собой несметные ордынские полчища. Давайте рассмотрим как расположил Дмитрий свои войска на поле битвы?    Дмитрий стал строить войска таким образом, чтобы не дать монголам использовать свою грозную конницу,а в лесу поставил — засадный полк. Такое расположение русских войск затрудняло маневр конницы Мамая. Что ещё предпринял князь московский? Сам Дмитрий, переодевшись в доспехи простого ратника, стал в ряды воинов большого полка. Существует легенда, что сражение началось с поединка двух воинов – богатырей. Что такое поединок , найдите в толковом словаре объяснение этого слова.(Работа со словарём) Поединок – не просто единоборство двух воинов. По понятиям тех времён – в поединке решалась судьба, а судьба – не что иное, как суд бога, а потому и побеждает представитель того воинства, на чьей стороне бог. По преданию, бой начали поединком богатырей.

Был у Мамая любимый батыр по имени Челубей. По сказанию, он был непобедим. Сила его была подобна силе древнего гиганта- Голиафа. Справится с ним можно было только с Божией силою. В этом состоит мотив посыла именно монахов-воинов. Храбрый Пересвет, со стороны русских — славный богатырь, имел великую силу и крепость духа. Их поединок был недолог — С копьём наперевес мчались всадники друг на друга сблизившись, они нанесли друг другу смертельные удары копьями. Удары их были страшны, щиты разлетелись вдребезги. Кони их едва устояли. Пронзенные друг другом богатыри были мертвы. И тут же русские и ордынские полки сошлись в кровавой схватке. Стрелы падали дождём, копья ломались. Задыхаясь от тесноты, многие воины гибли под копытами коней. Стоял такой великий стон,Шел бой с такою кровью,Что был в багрец окрашен Дон До самого низовья. Мамай, наблюдавший издали за ходом сражения и увидев поражение, бежал с малыми силами, как только засадный полк русских вступил в бой. Оставшись без командования всё татарское войско побежало с поля битвы. Русские конные отряды преследовали противника. Одним из первых пал на поле брани любимый друг Дмитрия, принявший обличие князя. — А что же великий князь? Великий князь лежал под ветвями срубленного кем-то дерева. Шлем и доспех его были иссечены, сам он подняться не мог. Его подняли, сняли с него шлем и доспехи, а под ними на теле обнаружили следы ударов оружия под доспехами, то есть ссадины и ушибы. Прочность доспехов спасла жизнь великому князю. Дорогой ценой досталась победа в Куликовской битве. Но к чувству торжества и ликования примешались горечь и скорбь по убитым. Многие славные сыны Родины полегли на поле Куликовом, погибших хоронили восемь дней. С Куликова поля возвращалось уже единое войско земли русской. В погожий осенний день князь Дмитрий Иванович с войском торжественно, под колокольный звон вступил в Москву. Долгожданную победу праздновали долго и широко. Повсюду славили князя Дмитрия Иоанновича и прозвали его Донским. Сейчас вы попробуете ответить на наш проблемный вопрос, который был задан в начале урока. 1. Определите значение Куликовской битвы.(Выросло значение Москвы и московского князя. Куликовская битва дала народу веру, что зависимость не будет вечной). 5 этап урока: Физкультминутка.  6этап урока: Усвоение  новых знаний. -Вообразите, что вы –  ученые –историки. Вы собрались на заседание исторического совета по вопросам Куликовской битвы. Предлагаю уточнить или дополнить свои знания при помощи учебника и текстов, которые лежат у вас на столах. Вопросы для закрепления:  Карточка 1. 1.Почему хан Мамай пошёл войной на московского князя? 2.Какова была численность войск? У кого было преимущество победы? 3.Что послужило победе русских воинов?

Карточка 2.

1.Как поступил князь Дмитрий, чтобы защитить Русь от татарского нашествия? 2.Когда и где была Куликовская битва? 3. Что приказал сделать после   переправы   русских   войск   через   реку Дмитрий Иванович. Зачем?

Карточка 3. 1. Куда и зачем незадолго до выступления войска отправился Дмитрий Иванович ? 2.Как вели себя полководцы во время великого сражения? 3. Когда русский народ окончательно избавился от монголо-татарского ига? 7 этап урока: рефлексия.  Задача: подвести итоги урока. 1.Что защищали или что завоёвывали те, кто участвовал в битве? 2.Где происходила битва? 3. Были ли использованы какие-то военные приёмы для победы? 4.Кто победил? 5. Какое историческое  значение имела эта битва?) Д.З: Ответить на вопросы в учебнике и каждой группе подготовить сообщение по картинам, которые художники посвятили победе в Куликовской битве. Этим ещё раз показать великое значение победы в этой битве. Но сначала я хочу вас заинтересовать созданием этих картин. Например, историческая картина «Утро на Куликовом поле» писалась Александром Павловичем Бубновым 4 года. Чтобы получилась целая картина, выполнялись сначала части картины. А монументальное историческое полотно «Бой Челубея с Пересветом» было написано Михаилом Ивановичем Авиловым в тяжёлые годы Великой Отечественной войны, в период событий, связанных с обороной Сталинграда и сражениями на Курской дуге.

В честь всех погибших на Куликовом поле поставлен этот памятник-музей. Куликовская битва навсегда останется одним из свидетельств русской доблести и славы. Пока мы храним память о героях, отстоявших русскую землю, пока живём так, как они — честно и с любовью к Родине, будет жить наша страна и её народ. Наш урок подходит к концу, и я хочу закончить его словами поэта и военного летчика Алексея Афанасьевича Чумакова

Вовеки славься, Русь, Россия! И будь всегда сама собой.   Твои народы вместе – сила!

Никто не справится с тобой!

infourok.ru