21 сентября 862 года произошло призвание на княжение Рюрика, Синеуса и Трувора. Призвание варягов во главе с рюриком дата


21 сентября 862 года произошло призвание на княжение Рюрика, Синеуса и Трувора

08:39 Сен. 21, 2015 7591 0

Согласно легенде о призвании варягов приходившие «из-за моря» варяги собирали дань с племён чуди, веси, словен и кривичей, чинили им насилие и были изгнаны ими.

Из-за возникших усобиц эти племена решили поискать себе князя, который владел бы ими «по праву». Они отправились к варягам, звавшимся русь, и призвали их на княжение: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Придите княжить и владеть нами» (эта летописная формула совпадает с формулой призвания саксов бриттами, согласно «Деяниям саксов», написанным в 10-ом веке,  что позволяет предполагать общий эпический   источник).  

Так или иначе, на  княжение избрались три брата, Рюрик,  Синеус и Трувор «с родами своими» и, взяв с собой «всю русь»  (характерное обозначение дружины как «всего народа»), утвердились в города: старший Рюрик в Новгороде, Синеус  в Белоозере, Трувор  в  Изборске. Братья  Рюрика вскоре умерли, он же стал основателем династии.  Это событие традиционно считается началом русской государственности,  которая с тех пор не прерывалась.

Существует также мнение, что Синеуса и Трувора не существовало, а известие о них — результат неправильно прочитанного русским летописцем иностранного текста, который сообщает, что Рюрик пришел в землю славян со своим домом (сине-хус) и верной дружиной (тру-вор).

Оппоненты гипотезы призвания Рюрика «из-за моря» считают, что князь правил сначала в Ладоге.  В 862 захватил власть в Новгороде, воспользовавшись внутренними усобицами. Это вызвало восстание против варягов во главе с Вадимом Храбрым. Рюрик казнил Вадима и его советников, другие новгородцы бежали в Киев. Легенда о «призвании» варягов, сложившаяся в Новгороде или Ладоге в 11-ом веке, была использована при редактировании «Повести временных лет» в начале 12-го века для объяснения происхождения и прославления правящей русской княжеской династии, основателем которой стал считаться Рюрик. Эта версия и легла в основу норманнской теории.

Кроме того, сторонники этой гипотезы считают, что история о создании Рюриком Древнерусского государства опровергается многочисленными данными источников, которые говорят о складывании государственности у славян задолго до 9-го века и о становлении Древнерусского государства вследствие внутреннего общественного развития.

О других памятных датах читайте в журнале «Историк».

govoritmoskva.ru

Призвание варягов — Википедия РУ

Призвание варягов — легендарное призвание племенами ильменских словен, кривичей, мери и чуди варяга Рюрика с братьями Синеусом и Трувором на княжение в Новгород в 862 году.

Традиционно считается отправной точкой русской государственности. Древнейшим источником сведений о событии является основанное на устном предании «Сказание о призвании варягов», содержащееся в «Повести временных лет» и в предшествующем ей летописном своде конца XI века, (текст которого частично сохранился в Новгородской первой летописи).

Русские учёные XVIII и XIX веков обычно относились с полным доверием к летописному рассказу о призвании варягов в 862 году и спорили лишь по вопросу об этнической принадлежности пришельцев. В 1904 году А. А. Шахматов в своём исследовании «Сказание о призвании варягов: (Посвящается памяти А.Н. Пыпина)»[1] показал, что «Сказание о призвании варягов» это поздняя вставка, составленная летописцами из нескольких северорусских преданий, подвергнутых ими глубокой переработке[2]. Андрей Амальрик считал, что летописная хронология является выдуманной, сказание о призвании варягов было сагой, бытовавшей среди скандинавов в Новгороде и было записано составителем Новгородского свода 1050 года, а Рюрик мог появиться в Новгороде и Старой Ладоге в 920-х — 930-х годах[3].

Предыстория призвания варягов

Согласно «Сказанию», в середине IX века славянские и финские племенные союзы словен, кривичей, чуди и мери платили дань варягам, приходившим из-за «Варяжского» моря[4]. В 862 году эти племена изгнали варягов, и после этого между ними самими начались усобицы — по сообщению Новгородской первой летописи, «въсташа сами на ся воевать, и бысть межи ими рать велика и усобица, и въсташа град на град, и не беше в нихъ правды»[5].

Для прекращения внутренних конфликтов представители славянских и финских племён решили пригласить князя со стороны («И реша себе: князя поищемъ, иже бы владелъ нами и рядил ны по праву»). В ряде поздних источников появление варягов, их последующее изгнание и начало межплеменных усобиц связывается со смертью новгородского князя (или посадника) Гостомысла, после смерти которого в конфедерации племён наступил период безвластия. Согласно этим же источникам, на межплеменном сходе предлагались разные кандидатуры — «от варяг, или от полян, или от хазар, или от дунайчев»[6][7]. По изложению Иоакимовской летописи, достоверность которой является дискуссионной, Гостомысл перед смертью указал, что наследовать ему должен сын его средней дочери Умилы, выданной замуж за князя одного из племен западных славян Гоцлава. Этот сын и был Рюрик. По краткому и наиболее авторитетному изложению «Повести временных лет», было решено пойти искать князя за море, к варягам-руси.

Призвание

Согласно «Повести временных лет» (в переводе Д. С. Лихачёва):

«В год 6370 (862 по современному летоисчислению). …И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а ещё иные готландцы, — вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: „Земля наша велика и обильна, а наряда[8] в ней нет. Приходите княжить и воладети нами“. И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, — на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же — те люди от варяжского рода, а прежде были словене…»[9]

Существует точка зрения, впервые высказанная А. Куником, что Синеус и Трувор — это вымышленные имена, возникшие под пером летописца в результате буквального перевода древнешведских слов «сине хус трувор», что означает «с домом и дружиной». Однако специалисты по скандинавистике считают данный вариант маловероятным и указывают на то, что данные личные имена встречаются в скандинавских источниках[10].

Знаменитые слова послов: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет» являются одним из возможных вариантов перевода текста летописи на современный язык. Выражение «порядка нет» часто понимается буквально, как указание на хаос от безвластия. Однако в первоисточнике слово «порядок» отсутствует. В летописи по Ипатьевскому списку[11] на древнерусском языке написано: «земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет». В ряде других списков (например в Четвёртой Новгородской летописи) написано «земля наша добра и велика есть, изобильна всем, а нарядника в ней нет». При этом под словом наряд исследователями (например, И. Я. Фрояновым[12]) понимаются полномочия на определенную деятельность, в данном случае на осуществление властных функций, а под нарядником — судья, правитель княжества. В то же время в древних языках одно слово несло больше значений, чем сегодня. Так слово "наряд" можно понимать и как "порядок", в смысле "благополучие", "благообразность" и даже ещё проще и ближе к современному значению - "красота".

Княжеская власть подразумевала сбор дани для обеспечения дружины, которая должна обеспечить защиту подвластных племен от внешнего нападения и внутренних усобиц. В средневековом Новгороде существовал обычай приглашать князей со стороны в качестве наёмных правителей города, однако не известно о такой практике среди славян в более раннее время. В свидетельстве арабского писателя X века Ибн Русте русы описываются как народ, который совершает набеги на славян и продаёт их хазарам и булгарам.

Некоторые исследователи отмечали значительное смысловое совпадение летописного «Призвания варягов» с цитатой из сочинения «Деяния Саксов» Видукинда Корвейского, в которой бритты обращаются к трем братьям-саксам Лоту, Уриану и Ангуселю с предложением о передаче им власти над собой: «Обширную, бескрайнюю свою страну, изобилующую разными благами, готовы вручить вашей власти…»

Д. С. Лихачёв полагал «призвание варягов» вставкой в летопись, легендой, созданной печерскими монахами с целью укрепления независимости Древнерусского государства от византийского влияния.[13][14]

Участие руси в призвании

В Лаврентьевском[15], Ипатьевском[16] и Троицком списке «Повести временных лет», а также в русской редакции XIII века «Никифорова летописца вскоре», помещённого в «Новгородской Кормчей» (1280) русь названа в числе племен, приглашавших варягов: «придоша русь, чюдь, словене, кривичи к варягом, реша: земля наша велика и обилна» или как в «Повести временных лет»: «реша Русь, Чудь, Словени и Кривичи» — указывали Нейман И. Г., Д. И. Иловайский, Потебня А. А., М. Н. Тихомиров[17] и Вернадский Г. В.[18]. Проблему вызывает склонение слова «русь» во фразе — «сказали руси чудь, словене, кривичи и весь» в традиционном переводе летописи, или «сказали русь, чудь, словене, кривичи и весь». В остальном тексте сказания о призвании варягов прямо говорится о руси как варяжском народе за морем.

Причины замены «реша Русь» на «реша Руси» исследовал Егор Иванович Классен:

«Старая Руса на реке Русе существовала ещё до пришествия варягов, принадлежала к Новогородской области; следовательно, Руссы уже были в этой вольной области до призвания князей варяжских. Эти Руссы могли точно так же участвовать в призвании варягов, как и прочие племена Новогородской области. Они, Руссы, и действительно участвовали в этом призвании, ибо в Лаврентьевском или старшем списке Несторовой летописи сказано: „и реша Русь, Чудь, Словене и Кривичи (варягам-Руси): вся земля наша и пр.“ То есть варягов-Руссов призывали к себе четыре племени Новгородской области, в числе которых, во главе, стоят Руссы. На основании этого мы можем слова летописи выразить так: Руссы вольные, или Новогородские, жившие в старой Русе, призывали из-за моря Руссов, княживших в том краю и бывших варягами.»[19]

.

Следует отметить, что изначальное предположение Классена о существовании Старой Руссы в IX веке не подтверждается археологическими данными. Но в последние годы в двух актах научно-исследовательской экспертизы Института Российской Истории РАН было обращено внимание, что «вопрос о времени возникновения города Старая Русса Новгородской области до сих пор не может считаться решённым… археологически Старая Русса изучена крайне недостаточно»[20]. По исследованным памятникам археолог Г. С. Лебедев датировал возникновение Старой Руссы на рубежах X—XI вв.[21]. Существование Старорусской руси ещё до призвания Рюрика В. В. Фомин напрямую связывает не только со Старой Руссой, но и с территорией всего Южного Приильменья, «где встречаются мощные соляные источники, в изобилии дающие соль, без которой невозможна сама жизнь» [22].

Академик А. А. Шахматов, разбирая измененный текст «призвания варягов» (по Лаврентьевскому списку) «Реша Руси Чудь Словени и Кривичи» в примечании делает существенное уточнение: «вносим несколько поправок, предложенных издателем»[23].

Участие руси в призвании варягов фиксируется в более поздних, чем Повесть временных лет, источниках: «Владимирском летописце»[24] и «Сокращённом Новгородском Летописце»[25], а также в «Степенной книге» митрополита Макария: «послаша русь к варягом… и придоша из-за моря на Русь»[26] и в Летописце Переславля Суздальского (Летописец Русских Царей): «Тако реша русь, чудь, словене, кривичи, и вся земля реша…»[27] и некоторых других.

Столица Рюрика

См. также

Примечания

  1. ↑ Шахматов А. А. Сказание о призвании варягов: (Посвящается памяти А.Н. Пыпина) // Известия Отделения русского языка и словесности Императорской Академии наук. — СПб., 1904. — Т. IX, Кн. 4 — С. 284—365.
  2. ↑ Фроянов И. Я. Исторические реалии в летописном сказании о призвании варягов // Вопросы истории. 1991, № 6. Стр. 3—15.
  3. ↑ Верхотуров Д. Н. Андрей Амальрик: рефутация советского антинорманизма
  4. ↑ Повесть временных лет. Ч. 1 М., 1950, стр. 18
  5. ↑ Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. М., 1950, стр. 106
  6. ↑ Послание Спиридона-Саввы//Сказание о князьях Владимирских п/р Дмитриевой Р. П. М.-Л., 1955, стр. 162
  7. ↑ Мельникова, 2000, Никоновская летопись, с. 154-156.
  8. ↑ Неточный перевод. Смотрите первоисточник — Повесть временных лет
  9. ↑ «Повесть временных лет» в переводе Д. С. Лихачева
  10. ↑ Мельникова, 2000, с. 148-149.
  11. ↑ Іпатіївський літопис. До лЂта 6414 [906]
  12. ↑ Фроянов И. Я. реалии в летописном сказании о призвании варягов
  13. ↑ Лихачёв Д. С. Великое наследие // Лихачёв Д. С. Избранные работы в трех томах. Том 2. — Л.: Худож. лит., 1987 По мнению Д. С. Лихачёва, как и в случае с призванием саксов в Британию, легенда отразила средневековую традицию искать корни правящих династий в древних иноземных правителях, что должно повышать авторитет династии среди местных подданных.
  14. ↑ Другие историки считают, что варяжская легенда вполне соответствует традиционному фольклорному сюжету о происхождении государственной власти и правящей династии. Подобные сюжеты прослеживаются у разных народов. — Петрухин В. Я. Начало этнокультурной истории Руси 9-11 веков. М., 1995 г., гл.4 Архивировано 11 августа 2016 года.
  15. ↑ Лаврентьевская летопись. 862 г.
  16. ↑ Ипатьевская летопись. 862 г.
  17. ↑ Фомин В. В. «Варяги и Варяжская Русь. К итогам дискуссии по варяжскому вопросу» М., 2005. с. 278, 282 и 295.
  18. ↑ Историк Г. В. Вернадский о Старой Руссе IX века
  19. ↑ Классен Е. И.. Новые материалы для древнейшей истории Славян вообще и Славяно-Руссов до Рюриковского времени в особенности
  20. ↑ ПРИЛОЖЕНИЕ к Акту научно-исследовательской экспертизы Института российской истории РАН о времени основания города Старой Руссы Новгородской области.
  21. ↑ Официальный сайт Администрации города Старая Русса
  22. ↑ Официальный сайт Администрации города Старая Русса
  23. ↑ Шахматов А. А. «Разыскания о русских летописях» изд. «Кучково Поле». 2001. с.11.
  24. ↑ «Владимирский летописец». М., 2009. с. 14.
  25. ↑ «Новгородская Четвёртая Летопись» М., 2000. с. 581.
  26. ↑ Фомин В. В. «Варяги и Варяжская Русь. К итогам дискуссии по варяжскому вопросу» М., 2005. с. 278.
  27. ↑ Летописец Переславля Суздальского (Летописец Русских Царей)стр. 8
  28. ↑ Ипатьевская летопись

Литература

  • Арбман Хольгер. Викинги = The Vikings / Науч. ред. А. А. Хлевов. — СПб.: Евразия, 2003. — 320 с. — 2000 экз. — ISBN 5-8071-0133-2.
  • Викинги и славяне. Ученые, политики, дипломаты о русско-скандинавских отношениях: Сб. / Под ред. Андерса Хедмана, А. Н. Кирпичникова. — СПб.: Изд-во «Дмитрий Буланин», 1998. — 96 с. — ISBN 5-86007-095-0
  • Гедеонов С. А. Варяги и Русь. Разоблачение норманнского мифа. — М.: Эксмо; Алгоритм, 2012. — 288 с. — Серия «Подлинная история Руси». — ISBN 978-5-699-56960-1
  • Джаксон Т. Н. Исландские королевские саги как источник по истории Древней Руси и её соседей. X-XIII вв. // Древнейшие государства на территории СССР. 1988-1989 гг. — М.: Наука 1991. — С. 5-169.
  • Изгнание норманнов из русской истории. Сборник. — М.: Русская панорама, 2010. — 536 с. — 1,000 экз. — ISBN 978-5-93165-203-0.
  • Кирпичников А. Н. Сказание о призвании варягов. Легенды и действительность (недоступная ссылка)
  • Клейн Л. С. Спор о варягах. История противостояния и аргументы сторон. — СПб.: Евразия, 2009. — 400 с [1].
  • Кузьмин А. Г. Варяги и Русь (недоступная ссылка)
  • Кузьмин А. Г. Варяги и Русь на Балтийском море
  • Кузьмин А. Г. Об этнической природе варягов // Гедеонов С. А. Варяги и Русь. М., 2004. С. 576—620.
  • Ласкавый Г. В. Викинги: Походы, открытия, культура. — Минск: МФЦП, 2004. — 322 с. — Серия «Народы Земли».
  • Лебедев Г. С. Эпоха викингов в Северной Европе. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1985. — 286 с. — 10 000 экз.
  • Леонтьев А. И., Леонтьева М. В. Биармия. Северная колыбель Руси. — М.: Алгоритм, 2007. — 256 с.
  • Леонтьев А. И., Леонтьева М. В. Походы норманнов на Русь. Истоки Руси Изначальной. — М.: Вече, 2009. — 320 с. — Серия «Тайны Земли Русской».
  • Ловмяньский Хенрик. Русь и норманы / Пер. с пол. под ред. В. Т. Пашуто. — М.: Прогресс, 1985. — 304 с.
  • Мавродин В. В. Образование древнерусского государства. — СПб. Изд-во С.-Петербург. ун-та, 2008. — 2-е изд. — 591 с.
  • Мельникова Е. А. Рюрик, Синеус и Трувор в древнерусской историографической традиции // Древнейшие государства Восточной Европы. 1998 г / Отв. ред. Т. М. Калинина. — М.: Вост. лит., 2000. — 494 с. — 1000 экз. — ISBN 5-02-018133-1.
  • Мюссе Люсьен. Варварские нашествия на Западную Европу: Волна вторая. — СПб.: Евразия, 2001. — 352 с. — Серия «Barbaricum».
  • Никитин А. Л. Королевская сага // В кн.: Никитин А. Л. Костры на берегах: Записки археолога. — М.: Молодая гвардия. 1986. — С. 333-493.
  • Николаев Д. С. Легенда о призвании варягов и проблема легитимности власти в раннесредневековой историографии // Именослов: история языка, история культуры / отв. ред. Ф.Б. Успенский. М., 2011. С. 183–198.
  • Петрухин В. Я. Глава 4. К начальной истории Русского государства // Начало этнокультурной истории Руси IX-XI вв.. М., 1995.
  • Петрухин В. Я. Легенда о призвании варягов и балтийский регион // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2008. № 2 (32). С. 41-46.
  • Петухов Ю. Д. Норманны — Русы Севера. — М.: Вече, 2008. — 368 с. — Серия «Тайны Земли Русской».
  • Пчелов Е. В. Рюриковичи. История династии: 1000 лет одного рода. — М.: Олма-Пресс, 2001. — 479 с. — Серия «Архив».
  • Пчелов Е. В. Рюрик. — М.: Молодая гвардия, 2010. — 316 с. — Серия «Жизнь замечательных людей».
  • Рыдзевская Е. А. Древняя Русь и Скандинавия в IX — XIV вв. Материалы и исследования. — М.: Наука, 1978. — 240 с. — Серия «Древнейшие государства на территории СССР».
  • Седов В. В. У истоков восточнославянской государственности. — М.: УРСС, 1999. — 144 с.
  • Славяне и скандинавы / Под ред. Е. А. Мельниковой. М.: Прогресс, 1986. [Ориг. изд.: Wikinger und Slawen: Zur Frühgeschichte der Ostseevölker. — Akademie-Verlag, Berlin, 1982]
  • Стриннгольм Андерс Магнус. Походы викингов / Пер. с нем. А. Шемякина. Под ред. А. А. Хлевова. — М.: ООО «Изд-во АСТ», 2002. — 736 с. — Серия «Историческая библиотека»[2].
  • Тиандер К. Ф. Поездки скандинавов в Белое море. — СПб.: Тип. И. Н. Скороходова, 1906. — 464 с.
  • Фетисов А. А., Щавелев А. С. Викинги. Между Скандинавией и Русью. — М.: Вече, 2009. — 336 с. — Серия «Terra Historica». — ISBN 978-5-9533-2840-1
  • Филиппов В. В., Елисеев М. Б. Русь против варягов. «Бич Божий». — М.: Яуза, Эксмо, 2015. — 384 с.: ил. — Серия «Запрещенная Русь». — ISBN 978-5-699-81213-4
  • Фроянов И. Я. Исторические реалии в летописном сказании о призвании варягов // Вопросы истории. 1991. № 6. С. 3-15.
  • Шахматов А. А. Сказание о призвании варягов // Известия общества русского языка и словесности. Т. 9. Вып. 4. СПб., 1904.

Ссылки

http-wikipediya.ru

История России в датах от 862 до 2008 года (Легендарное призвание братьев-варягов Рюрика, Синеуса и Тувора в Новгород. Выборы Президента Российской Федерации)

862 — легендарное призвание братьев-варягов Рюрика, Синеуса и Тувора в Новгород.

882 — поход новгородского князя Олега на Киев. Объединение Киева и Новгорода. Подчинение большинства восточнославянских племен власти киевского князя.

988 — крещение Руси в правление киевского князя Владимира I.

1147 — первое упоминание о Москве в летописи.

1223, 31 мая — битва на реке Калке между русскими и монгольскими отрядами. Разгром русских дружин.

1240—1480 — монголо-татарское иго.

1240, 15 июля — Невская битва. Разгром князем Александром Ярославичем шведских войск.

1242, 5 апреля — Ледовое побоище. Разгром Александром Невским немецких крестоносцев.

1359—1389 — княжение в Москве Дмитрия Ивановича.

1380, 8 сентября — Куликовская битва. Победа русских войск.

1478 — присоединение Новгорода к Москве.

1480 — «стояние на реке Угре». Падение монголо-татарского ига.

1485 — присоединение Твери к Москве. Иван III стал именоваться «великим князем всея Руси».

1533—1584 — правление Ивана IV.

1547 — венчание Ивана IV Грозного на царство.

1552 — присоединение Казанского ханства к Москве.

1556 — присоединение Астраханского ханства к Москве.

1558—1583 — Ливонская война.

1589 — учреждение патриаршества в России. Провозглашение первым русским патриархом Иова.

1598—1604 — царствование Бориса Годунова.

1605—1606 — правление Лжедмитрия I.

1606—1607 — восстание И. Болотникова.

1611—1612 — второе ополчение во главе с Д. Пожарским и К. Мининым. Освобождение Москвы.

1613—1645 — царствование Михаила Федоровича.

1649 — Соборное Уложение. Отмена Урочных лет и введение бессрочного сыска беглых крестьян.

1654 — Переяславская Рада. Решение о переходе Украины под московское покровительство.

1667—1669 — казацко-кпестьянское восстание Степана Разина.

1682—1725 — царствование Петра I (до 1696 года совместно с Иваном V).

1695, 1696 — Азовские походы.

1700, август —1721 — Северная война со Швецией.

1703, 16 мая — основание Санкт-Петербурга.

1709, 27 июня — Полтавская битва. Разгром шведской армии.

1721, 22 октября — принятие Петром I императорского титула.

1741—1761 — царствование Елизаветы Петровны (дочь Петра I и Екатерины I).

1755 — основание Московского университета.

1762 — манифест о вольности дворянства.

1762—1796 — царствование Екатерины II (жена Петра III).

1768—1774 — русско-турецкая война.

1773—1775 — крестьянская война под предводительством Е. Пугачева.

1787—1791 — русско-турецкая война.

1790, декабрь — взятие русскими войсками Измаила.

1798—1799 — итальянский и швейцарский поход А. В. Суворова, рейд эскадры Ф. Ф. Ушакова. Победы русской армии в сражениях на рейдах Адде и Треббии, у Нови.

1801—1825 — царствование Александра I (сын Павла I).

1812, 12 июня — начало Отечественной войны. Вторжение войск Наполеона в Россию.

1812, 26 августа — Бородинское сражение.

1813—1814 — заграничные походы русской армии. Освобождение Европы от французского господства.

1825—1855 — царствование Николая I (сын Павла I).

1825, 14 декабря — восстание декабристов в Петербурге.

1853—1856 — Крымская война.

1855—1881 — царствование Александра II (сын Николая I).

1861, 19 февраля — отмена крепостного права.

1877—1878 — русско-турецкая война.

1881, 1 марта — Убийство Александра II народовольцами.

1881—1894 — царствование Александра III (сын Александра II). Период контрреформ.

1894—1917 — царствование Николая II (сын Александра III).

1905—1907 — первая русская революция.

1905, 9 января — «Кровавое воскресение» в Петербурге. Расстрел мирной манифестации рабочих и жителей столицы.

1905, 17 октября — Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка»: провозглашение политических свобод, создание законодательной Государственной Думы, обещание расширить избирательное право.

1907, 3 июня — государственный переворот: разгон Государственной Думы и принятие нового избирательного закона. Фактическое окончание I русской революции.

vunivere.ru