Причины, условия и последствия крещения Руси. Последствия крещения руси


Последствия принятия Русью христианства

988 год вошел в историю как время крещения Руси, обращения славян, собранных под рукой киевского князя, в православную веру. Крещение — единственный в мировой истории пример быстрого и относительно безболезненного внедрения нового вероисповедания на территории огромного государства.

Крещение Руси

Христианизация далеко не всегда протекала гладко. С X века сохранилось множество свидетельств насильственного внедрения новой веры в народные массы.

Склонить славянские племена к православию князь Владимир поручил своим воеводам, среди которых особым доверием пользовался дядя князя, Добрыня. Да-да, тот самый Добрыня Никитич, хорошо известный нам по былинам и сказаниям. «Крестил Добрыня мечом, а Путятя огнем» — эти слова весьма точно описывают процесс насильственной христианизации населения. Показательные казни язычников, отрицавших новую веру, и породили эту поговорку.

Но у сопротивления крещению есть своя подоплека: с приходом на славянские земли Церкви на крестьянские подворья и хозяйства налагался новый налог – церковная десятина. Одна десятая часть от полученной прибыли, от собранного урожая или приплода скота должна была отдаваться в пользу церковников. Многие историки полагают, что десятина стала одним из основных «камней преткновения» в процессе христианизации.

Однако сопротивление процесс внедрения христианства встречал далеко не везде. Благодаря исконной веротерпимости и миролюбию славян, а также из-за долгого соседства с христианскими проповедниками, которых Византия охотно отправляла на славянские земли, во множестве мест массовое крещение проходило достаточно мирно. Конечно, если бы на активное содействие центральной власти, не силовой нажим князя Владимира, то христианизация Руси растянулась бы, вероятно, на столетия. Русская Церковь с момента своего появления всегда опиралась на центральную власть, полагаясь на мощь государства, взамен оказывая содействие его интересам.

Последствия христианизации Руси

Многие исследователи полагают, что принятие православия было не только хорошо продуманной акцией со стороны князя Владимира, но и неким душевным порывом, признаком раскаянья за братоубийство и разгул. Как бы то ни было, но не сказать о тех политических и социальных последствиях, которые принесла христианизация Киевской Руси как государству, нельзя.

Благодаря мощной поддержке Византии, которую Русь получила после крещения, славянское государство обрело немалый вес на политической арене как Европы, так и Азии. Помимо этого, принятие христианства позволило активно начать налаживать отношения с теми государствами, которые исповедовали ту же веру. Получив новый статус «цивилизованного», а не языческого, государства, славяне начали развивать торговые отношения с европейскими странами. Впоследствии эти контакты принесут не только экономическую, но и политическую выгоду, сделав Киевскую Русь весомым игроком на мировой арене.

Начав крещение «сверху», то есть сначала окрестив себя, свою семью и ближайшее свое окружение, Владимир создал центральную вертикаль власти. Церковь стала той силой, которая объединила разрозненные славянские племена и укрепила княжескую власть. Существуя независимо друг от друга, эти два института – церковь и государство – всегда действовали сообща. Церковь направляла свои силы на устроение государства и поддержку центральной власти, государство же, в свою очередь, способствовало процветанию церкви.

Именно христианство стало центральной духовной силой, сплотившей народ. И даже в период государственной раздробленности XII века Церковь оставалась неизменной, помогая славянам чувствовать себя единой нацией.

Еще одним немаловажным последствием можно назвать общее смягчение нравов. Церковь предпринимала массу усилий для искоренения языческих обычаев. Прекращение жертвоприношений и кровавых обрядов – прямая заслуга новой веры. Просвещение и нравственное воспитание народа стали настоящей обязанностью христианского духовенства.

Влияние христианства на культуру Древней Руси

Появление христианства с его богатыми традициями не могло не оказать влияния на культуру славян. Новая вера требовала новых обрядов – и по всей стране активно строились храмы и монастыри. Храмовая архитектура, изначально копировавшая византийский стиль, очень быстро попала под влияние исконных славянских традиций. И памятники древнего зодчества наглядно это демонстрируют. Хорошим примером такого влияния может стать Софийский собор в Новгороде.

Христианизация распахнула двери и литературному творчеству. Благодаря трудам Кирилла и Мефодия богослужение велось на понятном всем языке, соответственно, и вся церковная литература тоже переводилась на старославянский. Очень быстро монастыри и храмы обзавелись собственными библиотеками, причем далеко не все труды в них были переводными – на Руси появились свои авторы духовной литературы.

С распространением письменности толчок к развитию получила и история. Фиксирование происходящих событий или летописание стало добровольной обязанностью православных монахов. Именно потому до нас дошли письменные свидетельства о становлении христианства и о развитии русской государственности с X-XII веков.

Но главную свою роль христианство сыграло в процессе единения Руси. Православие стало тем стержнем, вокруг которого из разрозненных славянских племен начала формироваться единая нация. Духовное, культурное, социальное единение, которые обеспечивало христианство, стало катализатором объединения Руси, создания единого государства с единым народом на его территории.

histerl.ru

Значение и последствия крещения Руси

Федеральное Агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Тверской государственный университет»

Кафедра теории и истории культуры

«Значение и последствия крещения Руси»

Выполнил: студентка 13 группы ДО Бондаренко В.Н.

Проверил: доцент кафедры теории и истории культуры Герасимов Н. И.

Тверь, 2005

Содержание:

1. Введение………………………………………………………….……... 3

2. Выбор веры………………………………………………………….….. 4

3. Христианизация Руси………………………………………………….. 6

4. Значение и последствия крещения Руси……………………………... 8

5. Заключение……………………………………………………………. 15

6. Библиография…………………………………………………………. 16

Введение.

Становление и укрепление Древнерусского государства, борьба с племенной раздробленностью, развитие феодальных отношений порождали необходимость в принятии новой идеологии.

Первой попыткой Владимира была религиозная реформа 980 года – суть её в создании единого пантеона языческих богов во главе с Перуном и предания ему стройной иерархической системы.

Реформа потерпела поражение, но она расшатала племенные религиозные верования и тем самым подготовила почву для принятия христианства.

Официальной датой принятия на Руси христианства (православной его ветви) считается «Крещение Руси» в 988 году.

Значение принятия христианства велико, оно давало идеологическое обоснование развившимся феодальным отношениям. Церковь сразу же вступила в борьбу с язычеством, способствовавшим племенной раздробленности.

Укрепился международный авторитет Руси, оно способствовало дальнейшему развитию древнерусской культуры, более тесными стали связи Руси с Византией.

Выбор веры.

Важнейшим событием культурной жизни этого периода является принятия Русью христианства. Характер исторического выбора, сделанного в 988 году князем Владимиром, был, безусловно, не случайным. Местоположение Руси между Востоком и Западом, перекрестное влияние на нее различных цивилизаций плодотворно воздействовало на духовную жизнь и культуру русского народа. Однако неоднократно создавало и критические моменты в ее истории. Несмотря на географическую близость Западной Европы, основой обмен идеями и людьми для восточнославянских племен шел в северном и южном направлении, следуя течениям рек восточно-европейской равнины. По этому пути с юга, из Византии, христианство стало проникать на Русь задолго до его официального утверждения, что во многом предопределило выбор князя Владимира, так же как до него – княгини Ольги, а еще ранее – киевских князей Аскольда и Дира.

Самые ранние о проникновении христианства в восточнославянские земли восходят еще к первым векам новой эры, когда в Малой Азии, на Балканском полуострове, в Северном Причерноморье и Крыму вели свои проповеди первые христианские апостолы и их ученики. В Крыму и на Таманском полуострове от тех времен сохранились тайные катакомбные церкви. Первые подступы крещению Русь сделала в ΙX веке. Тогда дважды руссы принимали крещение. Но языческая реакция бесследно поглощала эти первые попытки русских князей приобщить свой народ к христианству. И все же христианство медленно, но верно вербовало себе сторонников. Под влиянием Византии христианские храмы были построены на Таманском полуострове, в Керчи. Христианские проповедники обращали в христианство руссов, живших в Крыму. Херсонес стал центром христианства во всем Северном Причерноморье. Здесь с незапамятных времен существовала самостоятельная митрополия, то есть церковная организация во главе с митрополитом. Мощное влияние оказали проповеди и широкая просветительская деятельность «славянских апостолов» Кирилла и Мефодия, которых высоко чтили на Руси даже в языческие времена.

Во времена Игоря в Киеве уже было немало христиан и стояла церковь святого Ильи. После крещения Ольги христианизация пошла более быстрыми темпами. Связи киевского двора с западными христианами показывают, что в ту пору Русь не хотела ориентироваться на какую-то одну из церковных сторон: добрые отношения поддерживались и с византийской, и с римской церковью. Тесные экономические, политические и культурные связи с Византией, проникновение на Русь в качестве альтернативы язычеству христианства в его византийском варианте достаточно жестко обусловили выбор новой религии.

Не менее важным был и другой фактор, связанный с религиозной психологией народа, особенностей его художественно-эмоционального восприятия мира. Весьма примечательно, что именно на этом акцентирует внимание «Повесть временных лет». В ней приводится большой рассказ о сомнениях Владимира и его бояр при выборе веры. Рассказывается о прибытии миссионеров из Византии, мусульман – из Дунайской Болгарии, иудаистов – из Хазарии, о том, что князь был неудовлетворен проповедями всех, кроме византийца, о том. Как он послал бояр в разные страны для выбора лучшей веры, а затем принял решение остановиться на христианстве византийского обряда. Византийское богослужение произвело на русских, впервые знакомившихся с христианством, сильное впечатление. По мнению игумена Иоанна Экономцева, столь свойственное русским образно-символическое восприятие мира, их максимализм, стремление достигнуть абсолюта одним порывом воли нашли благоприятную почву.

Формально Русь стала христианской. Погасли погребальные костры, огни Перуна, но долго еще по деревням насыпали языческие курганы, молились огню-Сварожичу, справляли буйные праздники старины. Язычество начало свой долгий путь сияния с христианством.

Христианизация Руси.

В 988 году Владимир принял христианство. Обстоятельства, предшествовавшие этому событию и сопровождавшие его, рассказываются с баснословными чертами, которые вполне свойственны устным преданиям, записанным уже довольно долгое время спустя после означенного события. Достоверно только то, что Владимир крестился и в то же время вступил в брак с греческой царевной Анной, сестрой императоров Василия и Константина. Крещение его, вероятнее всего, происходило в Корсуне или в Херсонесе, греческом городе на юго-западном берегу Крыма; оттуда Владимир привез в Киев первых духовных и необходимые принадлежности для христианского богослужения. В начале крещение приняло население Киева. В один из летних дней по приказу Владимира были опрокинуты языческие идолы во главе с Перуном. На следующее утро все жители города явились к реке. Там все они вошли в воду, и над ними священники провели обряд крещения. Тут же великий князь приказал начать строительство церквей. А первую из них – церковь святого Василия – он указал поставить на холме, где прежде возвышалось изображение Перуна. Следом за этим началось обращение в христианство других русских городов и земель. Этот процесс занял несколько лет.

Христианизация Новгорода была поручена дяде князя Добрыне. Языческий Новгород выступил против прихода Добрыни со священниками и крестами. Лишь после ожесточенных стычек, в которых язычники разгромили двор Добрыни и убили его близких, новгородскому наместнику удалось сломить сопротивление восставших. Много людей было жестоко наказано. С таким же трудом вводилось христианство в Ростове и в других землях. В сельских, лесных районах язычество еще долго сохраняло свои позиции.

Христианизация Руси проводилась не только путем княжеских указов, но и другими путями. В Киев из Византии привозились иконы, священные книги; был организован их перевод на славянский язык, повсюду воздвигались христианские храмы.

Одной из особенностей византийского христианства являлось то, что оно разрешало вести церковную службу в землях новообращенных народов на их родном языке, в отличие от римской церкви, которая допускала богослужение лишь на латинском языке. Это приближало новую религию к народу, делало ее частью его духовой жизни, быта и культуры.

Владимир не мог не учитывать еще одной особенности византийской церковной организации. Во главе ее стоял не церковный служитель, как римский папа, а глава светской власти – император, ему подчинялся патриарх. Эта традиция переносилась на Русь.

Митрополит и епископы для управления церковными делами были присланы из Византии. Но по мере распространения христианства стало необходимо резко увеличить количество священнослужителей. Было открыто большое количество школ, в которых готовили главным образом священников и прочих церковников, необходимых для "совершения треб и для научного просвещения паствы". Конечно, эти школы в значительной степени содействовали общему делу просвещения.

Во главе Русской церкви стоял митрополит, назначаемый Константинополем. В крупных городах находились епископы, ведавшие всеми церковными делами большой округи - епархии. С обособлением отдельных княжеств каждый князь стремился к тому, чтобы его столица имела своего епископа. Митрополит и епископы владели землями, селами и городами: у них были свои слуги, холопы, изгои и даже свои полки. Князья на содержание церкви давали десятину. Одной из важнейших церковных организаций стали монастыри, строй жизни которых и идеология были целиком перенесены из Византии.

mirznanii.com

Причины, условия и последствия крещения Руси

Причины, условия и последствия крещения Руси.

Владимир, как и его предки, продолжал расширять территорию Древней Руси. По мере территориального роста и усложнения этнического состава острее ощущалась проблема духовного единства.

Недостатки язычества:

  1. Я. культы требуют жертвоприношений

  2. Я. мешало активному развитию отношений с Европой (политика, торговля)

  3. Я. сдерживало проход миссионеров и паломников их христианства.

  4. Я. затрудняло объединение страны, т. к. у всех свои боги.

Попытки Владимира упрочить духовное единство в рамках язычества — церковная реформа 980 года. В Киеве перед теремом князя было создано капище, которое представляло официальные языческий пантеон с верховным божеством в виде Перуна.

Три цели Владимира, когда он выстраивал пантеон:

  1. Подчеркивание суверенности молодого русского государства по отношению к Византии

  2. Пантеон укреплял положение князя как главного военачальника. (Ко времени правления Владимира часть дружинников становятся христианами под давлением Ольги и византийских представителей)

  3. Реформа расширила религиозно-идеологическое воздействие богов, которые были назначены в пантеон (Боги верхнего уровня: Перун (ритуально-юридическая, военная, хозяйственно-природная функции), Хорс, Даждьбог (бог летнего солнца и благополучия), Стрибог (бог ветра), Симаргл (покровитель семян и корней, охранитель растительности — но вообще неизвестно до сих пор, какие были его функции), Мокошь (женские дела, домашние очаг)

Перун был в основном богом северян и полян, поэтому остальные не особо признавали его. Следовательно, реформа не удалась.

Что побудило Владимира и его окружение отказаться от язычества?

    1. Несоответствие новому строю государства. С образованием Древнерусского государства произвошли серьезные перемены в социально-политической жизни общества, а духовная жизнь строилась на языческих установках, что не соответствовало потребностям власти. Поклонение родоплеменным богам характерно для родового стоя. Язычество воспроизводило: племенной сепаратизм, порождало коллективную ответственность за все поступки, оправдывало кровную месть. Новый условия предполагали личную ответственность за совершенные поступки.

    2. Политические причины.

Новая религия должна была: духовно упрочить государства, дать законные и священные основания княжеской власти. Язычество с его политеизмом (многобожием) уступало христианскому монотеизу (единобожию). Единый бог и единый правитель содействубт политическому укреплению державы.

    1. Социальные причины. Язычество было лишено универсализма. Людям необходимы были ответы на все жизненно важные вопросы.

    2. Территориальные причины. Соседние государства — христианские (или монотеистические).

Христианство — Византия, Германия, Моравия, Дунайская Болгария. Ислам — Арабский халифат, Волжская Булгария. Иудаизм — Хазария. В течение 10 века все пытались навязать свою религию. Владимир понял, что если не создать собственный этноч, то русские просто растворятся в остальных религиях. (скандинавы, из которых вошли рюриковичи, тоже были язычниками, поэтому воссоединение прошло мирно)

Исторические предпосылки религиозного выбора Древней Руси:

  1. Геополитическое положение – нахождение между Западом и Востоком и связанная с этим постоянная подверженность перекрестному влиянию различных цивилизаций

  2. Географический фактор: это нахождение между лесами и болотами северо-запада и бескрайним открытым пространством юго-востока; в основном обмен идеями и людьми на протяжении веков шел в южном и северном направлениях следуя течениям рек

  3. Государственно-политический и этнический факторы: Необходимо было достичь национального сплочения разрозненных восточнославянских племен и самоопределиться в координатах «Запад-Восток» и Север-Юг, выбрать наиболее естественных союзников.

  4. Менталитет русской культуры: восточнославянская мифология, культурные традиции. На нас оказывали влияние зороастрийцы, ислам, иудаизм.

  5. Толчком к принятию христианства послужили события, происшедшие в Византии. В конце 90-х годов 10 века В. Переживала трудные времени. Центральная власть была ослаблена мятежами. Император Василий Второй обратился за помощью к Владимиру. Тот согласился помочь лишь при условии женитьбы с сестрой Василия — Анной. Они вынуждены были ответить согласием, но при условии крещении Владимира. (там греки сначала не выполнили соглашение, но потом Владимир вернулся в Крым и захватил Херсонес (Корсунь), короче с угрозой женился). + дружина тоже приняла христианство

Факторы, привлекавшие славян в восточных религиях:

  1. Обе эти восточные религии являлись действенным и эффективным выходом народов из состояния первобытного язычества кочевнического быта

  2. Это были идеологии, способствовавшие становлению единого сплоченного народа и сильной централизованно государственности.

  3. Это были религии изначально ориентированные на преодоление локальных связей и стягивание воедино огромных территорий и различных традиций, создание духовной общности из весьма разнородных и разобщенных компонентов.

  4. В обеих религиях средством такого единения и сплочения людей и народностей выступало сакрализированное Слово, священные тексты.

  5. Общим элементом этих религий было стремление обнаружить связь людей через национальную историю.

Ислам – пространственный характер религиозной общности, требовалась покорность божественной воле.

Иудаизм – божественное избранничество конкретного народа, претерпевающего на своем историческом пути к спасению различные коллизии и испытания, подъемы и спады.

Что не устраивало в этих религиях:

  1. Ислам постоянно вел войну за веру.

  2. У Киевской Руси было стремление к надплеменному строению. Иудаизм этого не предусматривал. Связка между национальностью и идеологией.

  3. Запрет на свинину и алкоголь (ислам).

  4. Молитва с оружием на поясе (ислам).

  5. То, что иудеи рассеяны по миру, так как не смогли спасти свою землю.

В конце концов, Владимир останавливает свой выбор на христианстве. Но выбран был не западный, а восточный вариант христианства. Потому что, когда Русь выбирала религию, уже появился Папа Римский и он хотел получить власть над Европой. Владимира же категорически не устраивало, что кто-то будет иметь над ним власть. Поэтому он выбрал не католичество, а цезарепапизм (?), что значит, что царь (исторически сократилось от цезаря) выше папы.

Причины выбора (?):

  1. Большая активность православных миссионеров на территории восточных славян.

  2. Пример славян-соседей (Болгария, Сербия).

  3. Языковой барьер отсутствовал в православии.

Культурное содержание и значение крещения Руси:

  1. Это религиозная форма, в которой шли социально-экономические и политические процессы образование Киевского государства.

  2. Это приобщение Руси к культуре и миросозерцанию христианизированных стран Европы. В связи с этим произошел рост международного авторитета, дипломатических, торговых, политических и культурных связей Киева

  3. Образование единого феодального государства, объединенного новой, передовой по тому времени культурой, писаными законами и развитой религией. В результате реформ Русь окончательно встала вровень со всем цивилизованным миром.

  4. Это предопределило важнейшие факторы будущей культуры.

  5. Начали выстраиваться церковь и церковная иерархия; строительство храмов.

Выбором религии Русь связала себя с Западом, впитывала его культурные достижения, Вскоре стало понятно, что принятие христианство в восточном византийском варианте имело свои особенности для России.

Католицизм

Православие

  1. Отразились особенности римской цивилизации

  2. Римская цивилизации была, по мнению Данилевского, была политической, поэтому религия римлян получила рациональный характер.

  3. Римская церковь бдительно следила за земным устройством и порядком в церкви, вырабатывала железную организацию и иерархию церкви

  4. Во главе католической церкви стоит Папа – непогрешимый глава, обладающий светской и церковной власть.

  5. На Западе – движение ума к истине шло через цепь логических понятий, так родилась схоластика (scola - школа). На Западе – университеты.

  1. Отразились особенности греческой цивилизации

  2. Греческая цивилизация, по мнению Данилевского, была художественно-культурной, поэтому религия греков получила эстетический характер

  3. Греческая церковь вела споры с еретиками по поводу великих идей, наполняющих христианство

  4. Православная церковь не приписывает непогрешимости ни одному человеку, непогрешима вся православная церковь. За несколькими исключениями православная церковь не стремилась к политической власти, она сосредоточие на душах людей.

  5. На Востоке – стремление постичь истину через духовное возвышение, через жертвенность. На Востоке (в России) - монастыри

988 год — год крещения Руси, утверждение христианства в качестве государственной религии.

Новая религия утвердилась не сразу. Язычество входило в быт населения и остается до сих пор частью культуры. Следовательно, существовало своеобразное двоеверие как историко-культурный феномен народной жизни средневековой Руси.

До середины пятнадцатого века Русь находилась под влиянием Византии. Нам постоянно присылали митрополитов, однако это помогало впитывать культурный опыт Запада. Русская церковь становится в середине пятнадцатого века автокефальной (собственная голова – греч.). В конце шестнадцатого века это приведет к тому, что у нас появится собственный патриарх

studfiles.net

Значение и последствия крещения Руси

Цивилизационное значение

Цивилизационное значение Крещения Руси трудно переоценить. Известный филолог В. Н. Топоров, оценивает значение принятия христианства для Русской цивилизации, как сыгравшее исключительную роль в истории страны и предопределившие на многие столетия ее место в истории, как событие вселенского характера. Принятие христианства на Руси приобщило к уже христианскому миру обширную и самую отдаленную часть единого пространства – Восточную Европу, открыло новый огромный мир, который должен был христианизироваться с помощью русских христиан, «тружеников одиннадцатого часа».

Религии имеют свою непростую историю, и, в частности, переход Киевской Руси от язычества к христианству следует оценивать положительно, как переход к «цивилизованной» религии. Обязательным элементом языческого культа населявших Европу племен, в том числе и славян, были человеческие жертвоприношения. При похоронах женатого человека убивали его жену, а если он был достаточно состоятельным, то и рабыню, иногда даже нескольких рабынь и рабов. Бывало, что перед сражением в жертву приносили одного из воинов. Известны и жертвоприношения, связанные с благодарственными богослужениями. Например, после победы Владимира над одним литовским племенем киевское жречество решило ознаменовать победу принесением в жертву юноши и девушки. В летописях: «… и приносили им жертвы… и приводили к ним своих сыновей и дочерей… и осквернялась кровью земля Русская».

Открывая Международную конференцию «Крещение Руси в судьбах Беларуси, России и Украины: выбор цивилизационного пути» Митрополит Минский и Слуцкий Филарет летом текущего года сказал: «Крещение Руси явилось судьбоносным событием не только для нашей Церкви, но и предопределило цивилизационный вектор развития народов исторической Руси, составляющих ныне пространство Беларуси, России и Украины. В духовном смысле благодаря акту Крещения Русь, с одной стороны, была приобщена к семье европейских христианских народов, а с другой – Крещение стало основанием для формирования у наших предков духовно-культурной и национальной идентичности.

Историю Древней Руси необходимо рассматривать не с точки зрения постоянно менявшихся внутренних и внешних государственно-политических границ, а как первоначальное культурное «ядро» огромной и единой «русско-сибирской», «евразийской» цивилизации. Подобный «цивилизационный», научный подход к изучению культуры и истории народа был впервые предложен в России отечественным мыслителем Н. Я. Данилевским.

Продуманная и энергичная политика Владимира ввела Русь в систему европейских христианских государств. Быстрый темп преобразований эпохи Владимира все же не смог обеспечить завершения феодальной реформы при его жизни. Для этого требовалось больше времени, и его дело завершил сын – Ярослав Мудрый. Как сказано в летописи, Владимир вспахал, Ярослав засеял, а мы пожинаем плоды.

Культурные последствия

Сливаясь воедино, в русском миропонимании язычество касалось взаимоотношений человека с природой, с традициями, а христианство взаимоотношений между людьми.

Принятие христианства содействовало проникновению византийской культуры как наследницы античной традиции. Особенно важным было распространение кириллической письменности и книжной традиции: именно после крещения Руси возникли первые памятники древнерусской письменной культуры, пришла на Русь письменность. Появилось гражданское законодательство и судопроизводство.

Переход Древней Руси в конце 10 века к «книжному учению» явился огромным событием в истории мировой культуры. Русская средневековая культура, образование и воспитание развивались под воздействием двух факторов, а точнее симбиоза язычества и христианства. Язычество придавало специфические, присущие лишь русскому народу черты, в то время как распространившееся христианство привнесло новшества в жизнь русичей. Церковь стимулировала развитие отдельных сфер культуры: письменности, архитектуры, живописи.

Существенное значение имело то, что христианство было принято в его восточном, православном варианте, допускавшем, в отличие от католичества, богослужение на национальных языках. Это создавало благоприятные условия для развития письменности на родном языке. Вместе с богослужебными книгами и богословской литературой на Русь из Болгарии, принявшей христианство на 120 лет раньше, проник и первый межславянский язык, возникший на основе одного из диалектов древнеболгарского языка. Этот язык, именуемый обычно старославянским (или церковнославянским), стал языком культа и религиозной литературы. На местной восточнославянской основе сформировался древнерусский язык, обслуживавший различные сферы культурной, общественной и государственной жизни. Это язык деловой письменности, исторической и повествовательной литературы, оригинальной и переводной. Вопреки сложившимся стереотипам все же письменность на Руси имеет дохристианскую историю. Еще до принятия христианства русичи использовали греческие и латинские буквы: в фундаменте церкви Выдубецкого монастыря в Киеве обнаружены «черты и резы».

Развитие письменности на родном языке привело к тому, что русская церковь с самого начала не стала монополистом в сфере грамотности и образования. О распространении грамотности среди демократических слоев городского населения свидетельствуют берестяные грамоты, обнаруженные во время археологических раскопок в Новгороде и других городах. Это письма, памятные записки, владельческие записи, учебные упражнения. Письмо, таким образом, использовалось не только для создания книг, государственных и юридических актов, но и в быту. Нередко встречаются надписи на ремесленных изделиях. Простыми горожанами оставлены многочисленные надписи-граффити на стенах Церквей Киева, Новгорода, Смоленска, Владимира и других городов.

Монастыри, осуществляя свое социальное служение обществу, предоставляли возможность нуждающимся трудом зарабатывать средства к существованию. Опека и нравственное исправление нищих, а не содержание на собственные средства, – это было и остается одним из основных призваний монашествующих в деле социального служения. В средние века единственным местом, где человека обеспечивали всем необходимым и давали возможность заниматься науками, были монастыри. Они играли роль не только религиозных центров, но и своего рода академии наук и университетов. Здесь писались трактаты на самые разнообразные темы, и воспитывалось новое поколение образованных людей. Князья и цари ездили в монастыри не только для молитвы, но и для совета – ведь нередко тут были самые знающие соотечественники. Неудивительно, что при Ярославе возникает русское монашество, появляются русские монастыри. Описи 15-17 веков (более ранние погибли) показывают, что большинство книг монастырских библиотек носило не богослужебный, а иной характер.

В центре всех христианских обрядов стоит книга, где Слово воспринималось как носитель премудрости Божьей, а книга – как источник Слова. Христианизация по византийскому обряду потребовала от древне-киевского правительства организации «книжного дела», налаживания переводов церковной литературы на русский язык. С принятием христианства началось систематическое обучение правящей элиты. Христианство к 10 веку имело обширную литературу: Священное писание, сочинения «Отцов церкви», книги о порядке богослужения, об истории церкви. На Русь завозилось много разнообразной религиозной литературы. В монастырях собирали книги, переводили и переписывали разные сочинения, вели летописание. Большинство памятников письменности до монгольского времени погибло во время многочисленных пожаров и иноземных нашествий. Сохранилась лишь их незначительная часть – всего около 150 книг. Древнейшими из них являются «Остромирово Евангелие», написанное дьяконом Григорием для новгородского посадника Остромира в 1057 г., и два «Изборника» князя Святослава Ярославича 1073 и 1076 гг. Высокий уровень профессионального мастерства, с которым исполнены эти книги, свидетельствует о налаженном производстве рукописных книг.

Русское православное христианство в процессе развития стало отличаться от христианства католического и от христианства византийского образца. С одной стороны, оно заимствовало из славянского язычества отдельные его элементы. Например, поклонение иконам, моления – «о дожде» и др., культ многих святых (при исповедании единого бога в трех лицах – Святой Троицы): Николая Угодника, Ильи Пророка, Параскевы Пятницы и пр. С другой стороны, именно православие считается истинной религией сохранившей в себе богословскую традицию в первозданном виде: именно об этом говорит тот факт, что во всем мире православных называют «ортодоксами», а православная Церковь – переводится как «Ортодоксальная». Об истинности и не поврежденности православной веры говорят и такие факты: чин Литургии – главного богослужения остается без изменения с 4 века. Можно сказать, что русичи до такой степени сблизили свое христианство с язычеством, что Крещение Руси стало симбиозом двух родственных мироощущений. Православная Церковь приняла лишь те языческие традиции, которые не разрушали складывающуюся церковную иерархию. Между светской и церковной властью устанавливается тесная взаимосвязь, причем первая главенствует над второй. Это уникальное отличие того времени для всех европейских стран.

Под влиянием язычества христианство становится все более «мирским», «обрядовым». Это дает возможность утверждать о появлении, в этих условиях, новой исторической категории – Русского Православия, особенностью которого явилось сочетание понятий «крест» и «совесть». Русское православие развивалось вместе с национальным сознанием и национальным духом русского человека. Прибывшее духовенство не только служит в новых храмах, но и готовит «национальные кадры» для церкви.

Началом становления школы как социального института принято считать период с 988 года, поскольку в «Повести временных лет» указано, что по приказу Владимира собирали детей из лучших семей и посылали их в школы в книжное учение. Дабы «посеять книжное слово в сердце верных людей». Правда, нелегко было расставание родителей со своими чадами, и зачастую их провожали как на войну заранее оплакивая: «Матери горько оплакивали своих детей, потому что они еще не сильны в вере, и плакали по ним, как по мертвым». При Ярославе в Новгороде в учение уже было отдано 300 человек. В княжение Ярослава Мудрого (1015-1054) создана при дворе своеобразная средневековая академия, слава о которой распространилась далеко за пределами Руси.

В отличие от многих стран Европы, принявших христианскую веру в римско-католическом варианте, официальным языком средневековой науки стала непонятная широкому кругу людей по фонетике, лексике и грамматическому строю латынь. Церковнославянский же язык русского православия был доступен широким слоям населения Древней Руси. Следовательно, Русь с самого начала вступила на путь создания собственной оригинальной литературы.

С религией обычно связаны все виды искусств. Христианство позволяло использовать опыт резьбы по камню, росписи стен. Германские авторы выражают удивление, по поводу качества красок в росписях языческих храмов балтийских славян. Во всяком случае, красок такого качества у католических западноевропейских художников не было.

Вклад православного христианства в архитектуру и строительное дело бесспорен. На Руси ранее не практиковалось каменное строительство. Приглашенные из Византии мастера строят каменные здания и храмы, расписывают их, украшают фресками, мозаикой, иконами, а рядом с ними работают русские, которые учатся неизвестному ранее мастерству. Ярослав продолжает интенсивную строительную деятельность, явно стремясь сделать Киев не хуже Константинополя. Если Константинополь знаменит своим собором Софии, то величественный Софийский собор возводится и в Киеве; и тут и там городские укрепления украшают Золотые ворота. Уже следующее поколение будет возводить сложные сооружения в русских городах, почти не прибегая к помощи иностранцев.

Вводится летописание. Как всякое развитое государство, Киевская Русь начинает чеканить золотую и серебряные монеты. Изменяется и сельское хозяйство – на Руси появляется огородничество.

Духовное значение

Начальная русская летопись передает красивую легенду об испытании вер Владимиром. Посланные Владимиром послы были у магометан, затем у немцев, служивших свою службу по западному обычаю, и наконец пришли в Царьград к грекам. Испытание вер имело в виду не то, какая вера красивее, а то, какая вера истинная. А главным аргументом истинности веры русские послы объявляют ее красоту. И это не случайно!.

Православие ставит во главу угла требование, чтобы люди любили друг друга как самих себя, что является основой в системе воспитания. На практике, в древнерусском государстве, дух христианской любви проявлялся в институте милостыни, связанном с христианским культом. Причем милостыня была двоякого рода – по отношению к частным лицам и по отношению к общине, к которой христианин принадлежал. Складывающийся институт общины брал на себя выполнение социально значимых функций: в оказании помощи вдовам и сиротам, ее больным, слабым и неспособным к работе членам, а также учителям и должностным лицам общины. Крещение Руси оказало сильное влияние на развитие благотворительности, которая при активном участии князей, монастырей, приходов все более превращалось в будущую систему социального служения. Появились первые учебные заведения, возрастало общественное внимание к проблемам сиротства. Обычная щедрость становилась милосердием. Это различные акты, ибо акт добро деяния переносился с человека дающего на тех, кому давалось, а это и было христианским милосердием.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в своей речи подчеркивает значение Крещения Руси для развития духовности: «…первично было соединение людей с Богом Живым через Господа Иисуса Христа. Если бы Крещение Руси было только культурным актом, то, наверное, ничего бы от него не осталось – все было бы разрушено в ходе трагической истории наших народов, все бы сгорело в огне войн, междоусобных браней, все бы разрушилось под влиянием мощных интеллектуальных сил, которые воздействовали на наш народ, нередко желая оторвать его от Бога. Чего стоило только XX столетие… Мы знаем, что в числе первых принявших крещение после Киева была Полоцкая земля, которую символически сегодня представляете вы как народ Беларуси. Вот почему мы празднуем Крещение Руси в Москве, в Киеве и в Минске – там, где живут народы-наследники этого крещения.



biofile.ru

Последствия крещения Руси кратко - Краткое содержание истории древнего мира, средневековья, нового и новейшего времени

Одним из наиболее знаковых моментов в славянской истории является крещение Киевской Руси. Однако процесс этот вовсе не был быстрым и легким, он был сопряжен с большими сложностями. Несмотря на то, что христианство медленно распространялось по Руси и без поддержки князя, после введения Христианства в качестве государственной религии во многих городах народ выражал недовольство, поэтому последствия крещения Руси кратко можно назвать неоднозначными. Чаще всего смута возглавлялась волхвами, служителями языческого культа.

Новая церковь при Владимире находилась еще в зачаточном состоянии, и не имела четкой структурной организации. Однако во время правления Ярослава Мудрого церковь построила иерархичную систему, на которой она продолжает базироваться до сих пор. В Киеве создали митрополию, которую на тот момент возглавлял византийский митрополит. Митрополия разделялась на несколько епархий, каждую из которых в большинстве случаев также возглавляли византийцы. Всего в княжествах Киевской Руси, вплоть до вторжения монголо-татар, наличествовало 16 епархий.

С момента создания и вплоть до 1447 года русская церковь во всем подчинялась Константинопольскому патриархату, все высшие духовные лица назначались из Византии. За это время лишь два выходца из народа Руси, Иларион и Климент Смалятич, становились предстоятелями.

При Владимире Великом началось активное строительство монастырей и церквей, была выстроена Десятинная церковь. Впоследствии монастыри появились практически во всех городах древней Руси. Князья активно поддерживали церковное строительство, чтобы ускорить христианизацию, и донести официальную веру до всех уголков государства. В 1037 году началось строительство собора святой Софии, в 1050 году одноименный начали строить в Новгороде.

В 13 веке большая часть земель Руси оказалась во власти Золотой Орды. Здесь последствия крещения Руси, кратко говоря, приняли неожиданный характер. Монголы не пытались искоренить церковь и священнослужителей. Для них священники были людьми, близкими к демонам, которых монголо-татары опасались. Там, где языческая вера славян потерпела бы поражение, и не позволила бы сохранить самобытность народов, образовавшихся на месте Киевской Руси, это сумело сделать Христианство.

antiquehistory.ru

Последствия крещения Руси

Поиск Лекций

Крещение Руси

Летом 988 года произошло официальное Крещение Руси князем Владимиром Святославичем.

Причины крещения Киевской Руси

Принято считать, что христианство становится государственной религией Киевской Руси в 988 году. Однако христианизацию русских земель нельзя свести к единовременному акту, она продолжалась длительное время, сведения о ней порой принимают мифологическую окраску. Существует легенда о том, что христианство на русские земли принес апостол Андрей, который якобы на пути из Константинополя в Рим доехал по Днепру до Киева и Новгорода. Исследователи считают, что эта легенда появилась уже в XII в. для подтверждения идеи о раннем появлении христианства на Руси.

Другая легенда повествует о том, что Владимир посылал гонцов в разные страны для того, чтобы они ознакомились с существующими там религиями. Выслушав рассказы послов, Владимир склонился к принятию православия.

В действительности христианизация происходила на протяжении нескольких столетий и была обусловлена прежде всего политическими причинами. Христианами становились киевские купцы, торговавшие с Византией, воины, посещавшие христианские страны. Христианство приняли киевские князья Аскольд и Ольга.

В X в. Киевская Русь была сильным феодальным государством с высоким уровнем ремесла и торговли, духовной и материальной культуры. Дальнейшее развитие требовало консолидации сил внутри страны, а это было трудно сделать в условиях, когда разные города поклоняются разным богам. Нужна была объединяющая идея единого Бога. Международные отношения также требовали принятия христианства, так как Русь поддерживала постоянные контакты с христианскими странами Западной Европы и Византией. Для упрочения этих контактов нужна была общая идейная платформа.

Получение крещения от Византии также было не случайным. Киевскую Русь связывали с Византией более тесные торговые и культурные связи, чем с другими странами. Подчинение церкви государству, характерное для Византии, также импонировало княжеской власти. Принятие христианства от Византии давало возможность совершать богослужение на родном языке. Византии также было выгодно совершить крещение Руси, так как она получала при этом союзника в борьбе за расширение своего влияния.

Год крещения Руси

Акт крещения в Киеве и Новгороде, совершившийся в 988 году, еще не исчерпывал собой принятие христианства целым народом. Этот процесс растянулся на столетия.

Князь с дружиной крестился в Корсуне (Херсонес). Крещение было подкреплено бракосочетанием князя с сестрой визаитийкого царя Василия III. По возвращении князя Владимира с дружиной и новоявленной княгиней в Киев он отдал приказ о ниспровержении старых богов и о необходимости собраться всему населению Киева в определенный день и час к берегу Днепра, где и было совершено крещение. Крещение Новгорода было более сложной задачей, так как Новгород постоянно проявлял сепаратистские тенденции и воспринимал крещение как попытку подчинить его воле Киева. Поэтому в летописях можно прочитать о том, что «Путятя крестил новгородцев огнем, а Добрыня мечем», т.е. новгородцы оказали ожесточенное сопротивление крещению.

Последствия крещения Руси

В течение XI в. в разных концах Киевской Руси возникали очаги сопротивления христианизации. Они имели не столько религиозный, сколько социальный и политический смысл; были направлены против угнетения и распространения власти киевского князя. Во главе народных возмущений, как правило, стояливолхвы.

После принятия христианства, уже при Ярославе Мудром, в Киеве была создана митрополия во главе с присланным греком-митрополитом. Митрополия делилась на епархии во главе с епископами — в основном греками. До татаро-монгольского нашествия Русская православная церковь насчитывала 16 епархий. С 988 по 1447 г. церковь находилась в юрисдикции Константинопольского патриархата, ее предстоятели назначались в Константинополе. Известны только два случая назначения предстоятелями русских — Иларион (XI в.) иКлимент Смалятич (XII в.). Уже при Владимире церковь стала получать десятину и скоро превратилась в крупного феодала. Появляются монастыри, выполняющие оборонительные, просветительские, благотворительные функции. В правление Ярослава были основаны монастырисв. Георгия (христианское имя Ярослава) исв. Ирины (небесной покровительницы жены Ярослава). В 50-е гг. XI в. появляется самый значительный из древнерусских монастырей -Киево-Печерский, основанный Антонием и Феодосием Печерскими, основоположниками русского монашества. В начале XII в. этот монастырь получил статуславры. Ко времени татаро-монгольского нашествия монастыри были почти в каждом городе.

Благодаря материальной поддержке князей строятся церкви. В 1037 году был заложен соборсв. Софии — главный соборный храм в Киеве, построенный по образцу константинопольского. В 1050 году строится одноименный собор в Новгороде.

В условиях феодальной раздробленности церковь оказалась в непростой ситуации. Ей приходилось играть роль посредника в улаживании споров и противоречий, роль примирителя враждующих князей. Князья часто вмешивались в дела церкви, решая их с точки зрения собственной выгоды.

С конца 30-х гг. XIII в. русские земли оказались порабощенными татаро-монгольскими завоевателями. Церковь характеризовала это бедствие как наказание за грехи, за недостаточность религиозного рвения и призывала к обновлению. К моменту нашествия на Русь татаро-монголы исповедовали примитивный полидемонизм. Они относились к служителям православной церкви как к людям, связанным с демонами, которые могут навести на них порчу. Эту опасность, по их мнению, можно было предотвратить или обезвредить хорошим обращением со служителями православия. Даже когда татаро-монголы в 1313 г. приняли ислам, это отношение не изменилось.

poisk-ru.ru

7) Крещение Руси: причины и последствия

В

7

ажнейшим этапом развития Руси явилось принятие христианства. Согласно исторической традиции это событие датируется 988 годом и связано с именем князя Владимира Святославовича. Летопись рисует Владимира, как типичного языческого князя, проводившего время в военных походах, любителя пиров и «наслаждений чувственных». У Владимира было 300 наложниц в Вышеграде, 300 в Белгороде, 200 в селе Берестове. Н.М. Но именно ему Русь обязана принятием христианства.Основной причиной принятия христианства была задача объединения славянских народов в единое государство. Единое государство требовало единой идеологии. Однако каждое славянское племя поклонялось своему богу. Первоначально Владимир пытался преодолеть это противоречие в рамках старой религии. В 980 г. он провёл церковную реформу. Он поставил в Киеве близ княжеского двора кумиров всех языческих идолов, которым киевляне приносили жертвы. Тем самым он пытался превратить Киев в идеологический центр русских земель. Однако реформа закончилась неудачей — единой религии создать не удалось, каждый народ продолжал поклоняться своему богу. Тогда Владимир решил заимствовать религию у соседей. Владимир послал послов в Рим и в Константинополь с тем, чтобы они лично присутствовали на богослужении. Наибольшее впечатление на послов произвело богослужение в Константинопольском Соборе Святой Софии. Выслушав послов, Владимир принял решение принять христианство из Византии. Но крещение Руси растянулось на долгие годы. Принятие христианства имело для Руси исключительное значение. Во-первых, единая религия способствовала объединению русских земель, выработке единого национального самосознания. Во-вторых. Принятие христианства сделало Русь полноправным членом мирового сообщества христианских государств, включило её в систему политических культурных связей. Отношения между государствами в средние века укреплялись с помощью династических браков, что было возможно лишь при условии единой веры. В-третьих, исключительно важным было культурное влияние христианства. Византия сохранила в неприкосновенности античную культуру - греческую и римскую. На русский язык переводились книги не только духовного, но и светского содержания - научные трактаты, исторические сочинения, литературные произведения. При монастырях создавались школы, библиотеки, велись летописи. Церковь положила начало русскому искусству и архитектуре. Русская иконопись, известная во всём мире, первоначально создавалась по византийским образцам. Русские церкви строились по образцу византийских. Церковь воздействовала на мораль народа, осуждая языческие пережитки - многоженство, кровную месть и др. В то же время принятие христианства из Византии впоследствии действительно способствовало определённой изоляции Руси (уже Московской) от Запада. После разделения церквей и падения Византийской империи Московская Русь осталась единственным православным государством, что обусловило специфику её развития.

8) Политическая раздробленность русских земель. Основные центры раздробленности

Ф

8

еодальная раздробленность Руси: причины, сущность, последствия.

Можно выделить две группы причин упадка Киевской Руси - внешние и внутренние. К внешним причинам следует отнести, в первую очередь, перемещение торговых путей. Во-вторых, после того, как князь Святослав разбил хазар и разрушил их столицу Итиль набеги кочевников из Азии возобновились. В результате набегов кочевников жизнь в южных русских землях становилась опасной. Началась миграция славян на запад в предгорье Карпат и на Северо-восток под защиту лесов. Но главную роль в ослаблении Киевской Руси сыграли внутренние причины. Русь вступила в период феодальной раздробленности. Единое государство превращалось в своеобразную федерацию княжеств во главе с великим князем, причём его власть постоянно слабела и была фактически номинальной. Феодальная раздробленность - объективный процесс, которого не избежала практически ни одна страна, это закономерный этап перехода от раннефеодального государства к централизованному, но созданному уже на ином социально-экономическом фундаменте. Именно в это время происходит созревание феодальных отношений, усугубляется общественное разделение труда, развиваются земледелие, города, ремёсла. В раннефеодальном государстве власть князя сводилась практически лишь к сбору дани с зависимого населения. Причины перехода к феодальной раздробленности лежат, прежде всего, в появлении и распространении феодального землевладения. Основой экономической мощи господствующего класса становится не дань, а эксплуатация феодально-зависимого крестьянства внутри боярских вотчин. Другой важнейшей причиной становится рост городов и развитие отдельных земель. Рост производительности труда в земледелии ведёт к повышению его товарности, к производству товаров на рынок. В городах ремесленники производили на продажу свои изделия. Постепенно складываются местные рынки вокруг городов, что так же способствовало децентрализации. Для эпохи феодальной раздробленности были характерны длительные, кровопролитные междоусобные войны между князьями за расширение земельных владений, за крестьян. Однако нельзя рассматривать период феодальной раздробленности как время регресса, движения вспять. Местные князья уделяли основное внимание развитию хозяйства в своих землях. Наблюдался подъём земледелия. Росли быстрыми темпами города. Развивались ремёсла, торговля, наблюдался расцвет культуры. В целом развитие экономики ускорилось по сравнению с периодом раннефеодального государства. По мнению историков, в период раздробленности появились разные модели государственного развития русских земель. Варианты различных политических систем прослеживаются в истории Владимиро-Суздальского, Галицко-Волынского и Новгородского княжеств. Владимиро-Суздальские князья вели завоевательную политику, активно колонизировали новые земли на востоке. Это обстоятельство обусловило определенную специфику государственного устройства Севере - Восточной Руси. Княжеская власть была здесь сильнее, чем в других княжествах. Они рассматривали все завоеванные земли, как свою вотчину, а всех, кто селился на этих землях, как зависимых людей. Князь считался собственником всех земель. Наследники старшего князя получали в полную собственность "удел" земли и становились удельными князьями. Основной формой феодального землевладения оставались боярские вотчины. Их хозяйство было почти полностью натуральным, все основные потребности удовлетворялись за счет продукции, производимой внутри вотчины. Наряду с вотчинами князей и бояр огромными земельными угодьями владели монастыри. Их владения по размерам не уступали боярским вотчинам. Появляется и новая форма феодального землевладения поместье. Постепенно формируются новое сословие "служилых людей" или дворян По отношению к крестьянам дворяне имели такие же права, как и бояре, в частности получали право кормления, сбора налога с крестьян. Особенностью Владимиро-Суздальской Руси было то, что городов там было значительно меньше, чем в Киевских землях и представляли они из себя в основном небольшие укреплённые поселения на завоёванных землях. Галицко-Волынская земля располагалась на крайнем юго-западе Древней Руси. Специфика юго-западной Руси состояла в складывании здесь мощного, противостоящего князю боярства. Первоначально Галицкое и Волынское княжества были самостоятельны, но в 1199 г. они объединились под властью Романа Мстиславовича. Именно ему удалось прекратить антикняжеекие выступления бояр, а затем занять Киев и стать великим князем. Своеобразным развитием отличалась и Новгородская земля. В своей внешней политике новгородцы ориентировались на укрепление отношений с Западом. Политическое устройство Новгорода резко отличалось от устройства других русских княжеств, но имело много общего с торговыми городами Западной Европы - Генуей, Венецией Новгород представлял из себя «феодальную республику». Высшим органом власти было народное собрание и вече. Полновластными же правителями Новгородской земли были наследственные бояре - «300 золотых поясов». На вече избирались основные городские власти: посадник (ведал делами внешней политики, заключал соглашения с князьями), тысяцкий (отвечал за сбор налогов) и архиепископ (глава новгородской церкви). Функции князя сводились к функциям наёмного военачальника. Он приглашался вечем с дружиной для защиты Новгорода от врагов. Князь не имел права владеть землями на территории Новгорода. В случае недовольства его деятельностью он мог быть изгнан вечем. С 1095 по 1304 гг. смена княжеской власти происходила 58 раз. Новгород был старейшим и богатейшим городом Руси. Но он не стал центром объединения русских земель, так как ориентировался на торговлю с Западом, и вопросы объединения его не интересовали. Политическая раздробленность ослабляла способность Руси противостоять внешним врагам. Особенно разрушительно сказалось это в XIIIв., когда на русские земли обрушились орды Батыя.

8

studfiles.net