Дмитрий Донской. Великая победа на Куликовом поле. Победа на куликовом поле


Дмитрий Донской. Великая победа на Куликовом поле

Тема: Дмитрий Донской. Великая победа на Куликовом полеТип урока: изучение нового материалаЦель: Познакомить учащихся с деятельностью русского князя Дмитрия Донского, историческим событием Куликовская битва. Задачи:
  1. Сформировать у учащихся представление о закономерности объединения русских земель вокруг Москвы, выяснить причины победы русских войск на Куликовом поле, историческое значение битвы, доказать необходимость дальнейшего объединения русского государства.
  2. Развивать умения: работать с картой, историческим документом, выступать перед классом, высказывать свое мнение, анализировать и оценивать историческое событие.
  3. Воспитывать чувство патриотизма, гордости за свой народ, вставший на защиту Родины

Личность в истории: Дмитрий Донской

Основные понятия: тактика, воинское искусство, национальное самосознание, патриотизм, единое Русское государство.Формировать ключевые компетенции учащихся:

  1. Учебно-познавательную, коммуникативную;
  2. Информационную;
  3. Личного совершенствования;
  4. Гражданскую.

Оборудование:

  1. Презентация «Великая победа на Куликовом поле»
  2. Мультимедийное оборудование: ПК, мультимедийный проектор, экран.
  3. Карточки с заданиями
  4. Учебник: Данилов А.А., Косулина Л.Г. «История России. С древнейших времен до конца XVI века». М., Просвещение, 2011 г

План урока.

  1. Начало правления Дмитрия Донского.
  2. Русь и Орда накануне решающего столкновения.
  3. Куликовская битва и ее значение

Ход урока

  1. Постановка целей и задач урока.
- Обратимся к теме и эпиграфу урока:

“Стоял такой великий стон,Шёл бой с такою кровью,Что был в багрец окрашенДон до самого низовья”… Н. Кончаловская

- Подумайте, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

Задание на урок: Почему историки называют Куликовскую битву «Великой»? В чем историческое значение битвы?

  1. Личность в истории. Начало правления Дмитрия Донского.
Сообщение учащегося

- После смерти Ивана II Красного в 1359 г на московском престоле внук Ивана Калиты 9- летний Дмитрий Иванович. В 1362 г. стараниями московского боярства и митрополита Алексея он получил ярлык на великое княжество Владимирское.

Достигнув совершеннолетия, Дмитрий начинает вести смелую политику. При нем был построен белокаменный кремль в Москве. ( первая каменная крепость на северо-востоке) Он расширяет пределы своего княжества, присоединяет Углич, Галич, Белоозеро . Ведет успешную борьбу против своих соперников рязанского и тверского князей. В 1375 г. осадил Тверь. Тверской князь Михаил признал себя « малодшим братом» Дмитрия, а владимирский престол признан наследственным владением московских князей. Но главной целью политики Дмитрия было объединение Руси.

Вопросы учащимся:

- Что вы узнали о Дмитрии Донском?

- Какова главная цель политики Дмитрия Ивановича?

2.Мамай. Сражение на р. Воже

-В Золотой Орде в это время происходили смуты и междоусобия. В начале14 века в Орда распалась на две части: западную и восточную. Ханы постоянно менялись. Москва перестала платить дань Орде. В конце 60-х гг.14 века власть перешла в руки темника Мамая. Ханом Мамай не мог стать, так как не был потомком Чингисхана.

-Какие события происходят в Золотой Орде?Работа с учебником. Чтение отрывка о битве на р. Воже.

- Каково значение этой битвы?

- Каковы причины победы Дмитрия над Мамаем?- Сформулируйте цель Дмитрия Ивановича и Мамая в Куликовской битве?3. Силы сторон. Работа с учебником и в тетради

Задание: выписать численность войск и союзников с обеих сторон

Мамай Дмитрий Иванович
Вопрос: Почему князь Рязанского княжества согласился поддержать Мамая?4. Работа с картой

( Определение места битвы, место сбора войск Дмитрия)5. Благословение Сергия Радонежского. Сообщение учащегося

Перед битвой Дмитрий посетил Троице-Сергиев монастырь. Там он получил благословение на великую битву от Сергия Радонежского. С молодых лет посвятил себя служению Богу. Под Москвой основал Троице- Сергиев монастырь. Его авторитет был очень велик. Он учил справедливой жизни в труде и молитвах. Сергий благословил Дмитрия Ивановича на битву и отправил с ним на бой двух богатырей-монахов: Пересвета и Ослябю.

- Что показал этим поступком великий старец?

6. Работа с документом Поэма «Задонщина»

О Куликовской битве сохранился ярчайший памятник древнерусской литературы конца XIV века. Автор Сафоний Рязанец.

«Тогда князь великий Дмитрий Иванович вступил в золотое стремя, сел на своего борзого коня и взял свой меч в правую руку, и помолился богу и пречистой его матери…И сказал ему князь Дмитрий Иванович: « Брат Владимир Андреевич! Два брата мы с тобой, а внуки мы великого князя Владимира Киевского. Воеводы у нас уже поставлены - семьдесят бояр, и отважны князья белозерские… а воинов с нами триста тысяч латников. А воеводы у нас надежные, а дружина в боях испытанная, а кони с нами борзые, а доспехи на нас золоченые… А пути им известны, а переправа для них наведены, а все как один готовы головы свои положить за землю Русскую и за веру христианскую. Словно живые трепещут стяги, жаждут воины себе честь добыть и имя свое прославить…»

  • Какой момент описан в отрывке?
  • Каков настрой у воинов?

7. Куликовская битва.

Рассказ учителя. Дмитрий расположил свои войска в следующем порядке: в центре большой полк, впереди передовой полк, по флангам - полки правой и левой руки, а за полком левой руки, в лесу, - засадный полк. Во главе засадного полка поставил опытного полководца Дмитрия Боброка-Волынского и своего двоюродного брата Владимира Андреевича, князя Серпуховского. Дмитрий решил упорной обороной передового и большого полка измотать основные силы врага, а затем ударами полков правой и левой руки и засадного полка завершить разгром ордынцев. Сам Дмитрий переоделся в доспехи простого ратника, встал в ряды воинов большого полка.

Утром 8 сентября 1380 началась битва. По преданию, бой начался поединком русского ратника Пересвета и ордынца Челубея. Разогнав коней, всадники сшиблись копьями и оба упали замертво.

После поединка монголы атаковали русские полки. Вскоре сторожевой и передовой полки были уничтожены. Остатки воинов отступили.

Настала очередь сражаться большому полку, и он устоял под натиском ордынцев. Усиливая натиск, монголы стали обходить большой полк, словно подставляя свой фланг и тыл засадному полку.

За сражением из зеленой дубравы наблюдали воины засадного полка. Они рвались в бой, ведь их глазах гибли собратья. Но воевода Дмитрий Боброк ждал урочного часа. Он настал во второй половине дня, когда татары обходили позиции русских. Вихрем обрушился засадный полк на врага.

Ордынцы, не ожидавшие появления свежих русских сил стали отступать. Ордынский полководец и сам бежал с поля боя. Русская конница преследовала и добивала остатки войск Мамая 50 верст от поля Куликова. В честь этой победы Дмитрия прозвали Донским, а Владимира Серпуховского Храбрым.

Вопросы учащимся:

- В чем проявился полководческий талант Дмитрия Донского?

( использование засадной тактики, тактика изматывания врага, хорошо знал тактику противника)

- Каковы причины победы русского войска над монголо-татарами

в Куликовской битве? ( объединение сил, психологический настрой, полководческий талант Дмитрия)8. Работа с документом. Поэма « Задонщина».

«Черна земля под копытами, костями татарскими поля засеяны, а кровью политы. Сильные полки сходились вместе, протоптали холмы и луга, возмутили реки и озера. Кликнуло Диво в Русской земле, велит слушать разным землям. Понеслась слава к Железным Воротам ( на р. Дунай), и к Риму, и к Кафе ( Крым) по морю, и к Тырнову ( Болгария), а оттуда к Царьграду. Слава русским князьям: Русь Великая одолела Мамая на поле Куликовом, на реке Непрядве.»

  • О каком «Диве» говорится в поэме?
  • Насколько широко разнеслась весть о победе на Куликовом поле?

9. Историческое значение битвы.

Вернемся к заданию: - Почему Куликовскую битву историки называют «Великой»

-В чем историческое значение победы на поле Куликовом?(Запись значения битвы в тетрадь)

- Впервые русские войска нанесли сокрушительное поражение ордынскому войску.

- Восстановлена вера народа в свои силы.

- Битва доказала, что избавиться от ордынского владычества поможет объединение земли Русской.

-Возросла роль Москвы в образовании единого русского государства.

10. Домашнее задание

§ 18

1) Прочитать

2) Приготовить рассказ о Куликовской битве

3) Ответить на вопрос:

- Почему Дмитрий Донской в 1382 г. возобновил выплату дани?

lit.na5bal.ru

Победа русского духа на Куликовом поле

8 сентября 1380 года Дмитрий Донской разгромил войска Мамая на Куликовом поле.

8 сентября 1380 года Объединенное войско русских князей под командованием князя Дмитрия Донского разгромило на Куликовом поле татарское войско хана Мамая, и освободило русские земли от татаро-монголов. Благословленные Сергием Радонежским русские воины одержали великую победу над своими врагами и укрепились в православной вере. В бой на Куликовом поле русское войско Дмитрия Донского шло под чермным, то есть темно-красным знаменем, с золотым ликом Иисуса Христа. 8-сент-бой Пересвета с Челубеем на Куликовом поле- (1943-Авилов)

В летописи записано: «Тут пришли к нему (Дмитрию Донскому) посланцы от игумена Сергия Радонежского с благословением и с таким письмом: «Да будет тебе помощником Господь Бог, и пречистая Богородица, и святой чудотворец Петр!» Прислана была ему просфора пречистой Богородицы». Благословение Сергия Радонежского на великую битву с татарским войском получил не только Дмитрий Донской и всё его объединённое войско, но и два монаха-воина Троице-Сергиевского монастыря. Брянский боярин богатырь Александр Пересвет и Родион Ослябя, с благословения великого Святого Сергия Радонежского были пострижены им в высший монашеский чин – Великую схиму, стали иноками Троице-Сергиевского монастыря и отправились вместе с объединённым русским войском на бой с захватчиками земли русской.

8-сент-Васнецов-битва пересвета и челубея перед куликовской битвой

Согласно легенде, сама битва началась с боя один на один между легендарным монахом-воином Александром Пересветом и татарским воином Челубеем.

8-сент-Монах-воин Александр Пересвет (1943-Авилов)

До той поры считалось, что татарина вообще нельзя победить в битве, и это смущало умы русской рати. Александр Пересвет перед боем снял доспехи, оставшись лишь в мягких монашеских одеждах, украшенных крестом. В этом был не только духовный подвиг, но и военная хитрость. Дело в том, что копье Челубея было почти на метр длиннее русских копий, поэтому-то он и побеждал в поединках, выбивая противника из седла до того, как его самого успевали поразить копьем. Монах снял доспехи, чтобы татарское копье прошло сквозь тело, а он, пожертвовав собою, смог поразить насмерть Челубея. Расчёт инока Пересвета оказался верным, Челубей был сражён ударом копья и выбит из седла. Оба едино борца пали мертвыми, боевой конь Пересвета вернулся с погибшим богатырём в русские ряды, и только после этого начался главный бой русского войска с татарами.

1380-чёрное знамя возить за бренком

В том великом сражении была принята и ещё одна мученическая смерть, исполненная героизма. Московский боярин Михаил Андреевич Бренок поменялся своими одеждами с Дмитрием Донским и принял на себя всю ярость татарского воинства, стремившегося уничтожить главного русского воеводу и вдохновителя русского войска.  В летописи записано: «и то большое черное знамя велел рынде своему возить над Михаилом Андреевичем Бренком. И взял он святой крест, на котором были изображены страсти Христовы,— в кресте том была частица животворящего древа Христова,— и сказал со слезами: «На тебя вся моя надежда, Христе Боже! Дай же мне силою твоего креста победу над моими врагами, как некогда Константину!»

Михаил Андреевич погиб в бою, рядом с ним погибло множество московских, рязанских, суздальских бояр и князей, оборонявших ненастоящего Дмитрия Донского, но настоящего русского героя.

История второго воина-инока Родиона Ослябя, направленного с Дмитрием Донским на Куликово поле, толкуется по-разному. Одни историки полагают, что Ослябя, как и Пересвет, погиб в на Куликовом поле, другие же считают, что он пережил битву, сам отнёс уже раненного Дмитрия Донского в безопасное место и продолжил сражение в его доспехах, командуя войском. Известно, что некий Ослябя сопровождал посольство Дмитрия Донского в Царьград многими годами позже, когда великий русский князь отправился в Византию для оказания помощи, и защиты Царьграда и Византии от многочисленных набегов турок. Дмитрий Донской, Александр Пересвет, Родион Ослябя погребены в Старом Симонове рядом с храмом Пресвятой Богородицы.

карта-куликовской битвы

Разбитые в ходе великой Куликовской битвы, татарское войско бежало до самого Крыма. Не смотря на то, что русское войско лишилось чуть ли не половины воинов, оно ещё 50 верст гнало разрозненные отряды Мамая прочь с русской земли. Куликовская битва стала переломной в ходе освобождения русских земель от набегов кочевников из Азии. Некоторые историки полагают, что единственным выгодополучателем после Куликовской битвы стал хан Золотой орды Тохтамыш, добившийся ослабления обеих сторон конфликта — большие потери понесло войско русского князя Дмитрия Донского, и было разбито войско татарского хана Мамая.

Однако, именно после этой битвы на Куликовом поле верховенство Дмитрия Донского над всеми русскими землями признали не только в Твери, но и в Рязани и других удельных русских княжествах. Русские князья стали непреодолимой стеной на пути Золотой Орды дальше на запад, подарив Европе защищённость границ и свободу от набегов диких кочевников.

Куликовская битва занимает важное место и в укреплении православной веры на Руси.

Донская икона Божией Матери.

В Куликовской битве была обретена одна из величайших православных святынь Руси – Донская икона Божией Матери. «И когда благоверный великий князь Дмитрий с победой в радости с Дону-реки, и тогда тамо, народ христианский, воинского чину живущий, зовомый казаций, в радости встретил его со святой иконой и с крестами, поздравил его с избавлением от супостатов агарянского языка и принес ему дары духовных сокровищ, уже имеющиеся у себя чудотворные иконы, во церквах своих. Вначале образ Пресвятой Богородицы Одигитрии, крепкой заступницы из Сиротина городка из церкви Благовещения Пресвятой Богородицы», – сказано в «Гребневской летописи, или Повествовании об образе чудотворном Пресвятой Владычицы и Приснодевы Марии».

Сколь бы ни был силен враг, сколько бы огня, копий и стрел не извергал он на наши головы – не победить ему, поскольку наши воины идут на бой под знаменем Иисуса Христа. Долго ещё грозили русским княжествам татары, не раз совершали набеги на русские земли и сжигали Москву, грабили русские купеческие обозы на востоке, а на западе грабежами торговых обозов промышляли литовцы, всему этому пришёл конец, и покорились русской воле и те, и другие, и следующие покорятся.

«С нами Бог, разумейте языцы и покоряйтеся яко снами Бог» (Пс.15:59)

Статьи по теме:

Both comments and pings are currently closed.

www.evpatori.ru

Ценой каких жертв досталась русским победа на Куликовом поле?

Ценой было, само самостоятельное существование русских княжеств. Династические распри, шедшие 30 лет в Орде кончались, На востоке появился законный хан, чингизид Тохтамыш, его и признала Москва царём. Мамай ,ставка которого находилась в Крыму, долгое время пользовался распрями в Орде, и правил там через своих ставленников. Теперь он спешил, в союзе с давним врагом Москвы ,литовским князем Ягайло, армия которого должна присоединиться к Мамаевой орде, разбить русские войска, до прихода хана Тохтамыша. Тохтамыш в отличии от Мамая, был прямым потомком Чингисхана, и не потерпел бы узурпатора Мамая.

Мамай рассчитывал на то, что после победы над Москвой,его авторитет возрастёт. Москву же он вообще намеревался отдать Ягайле, которому пришлось бы вместе с Мамаем выступить против Тохтамыша, видимо к ним присоединились бы и некоторые русские князья, враги Московского князя. При таких обстоятельствах князь Дмитрий конечно ждать не мог. Тохтамыш был ещё слишком далеко. Ягайло же напротив, со дня на день мог соединиться с Мамаем, и в ночь с 7 на 8 сентября 1380 года, русские полки, не дожидаясь прихода литовского князя, перешли реку Дон. Это был русский Рубикон.

Орда Мамая была разбита. Ягайло, не успевший прийти вовремя, повернул назад, сам Мамай бежал, и был добит Тохтамышем, по иронии судьбы на той самой реке Калке, где в 1223 году ,русские князья были разбиты, передовыми отрядами Чингисхана...

Избавиться от ордынской зависимости, Москва тогда ещё не смогла ,хан Тохтамыш, недовольный непослушанием князя Дмитрия, который видимо под впечатлением победы над Мамаем, стал проявлять самостоятельность, спустя два года после Куликовской битвы ,сжёг Москву....

Но Тохтамышу не давала покоя слава Чингисхана, и добыть её он решил, к счастью для Москвы ,в войне с другим завоевателем ,эмиром Тимуром.

В 1388 году, золотоордынские войска вошли в Мавераннахр ,владения Тимура.

Война Тохтамыша и Тимура окончилась поражением Тохтамыша. Чингисханом он не был. В 1395 году, на реке Терек, орде Тохтамыша было нанесено поражение,после которого она уже никогда не станет прежней.

Тимур повернёт на Русь, но неожиданно остановится, у города Елец...

По легенде ,Тимуру во сне явилась женщина, в сверкающих одеждах, и предрекла ему гибель, в случае похода на Русь. Придворные колдуны и жрецы, которых всюду возил с собой Тимур, объяснили сновидение тем, что Тимуру явилась мать русского Бога.

Как ни странно, в это самое время, из Владимира в Москву, была привезена икона Владимирской Богоматери,Москва готовилась к битве с новым врагом ...

Как бы то ни было, но Тимур повернул назад, и даже более того, стал действовать на руку православной Руси. Разбил турецкого султана Баязида, тем самым отсрочив гибель Византии, добил в Сибири ,хана Тохтамыша, последнего реального хана Золотой Орды, с которой московские князья будут считаться всё меньше и меньше, но Орда никогда уже больше не решиться напасть на Русь в открытом поле , в 1480 году, Иван Третий растопчет ханскую басму ,а ещё спустя сто лет, и сама золотая Орда, распавшаяся к тому времени на отдельные ханства, войдёт в состав Московского государства.

Но начало всему этому, было положено на поле Куликовом, 8 сентября, (21 сентября по новому стилю) 1380 года.

С 9 по 16 сентября, целую неделю , хоронили погибших русских воинов .

В память этих воинов, великий князь Димитрий установил вечно, в ближайшую субботу ко дню своего ангела совершать поминовение. Эта суббота называется в народе Димитровской, а сам князь получил прозвание Донской.

www.bolshoyvopros.ru