Станция метро "Площадь Восстания" в Санкт-Петербурге. Площадь восстания метро


Станция метро "Площадь Восстания" в Санкт-Петербурге

Все всегда имеет свое начало. Так было и с петербургским метрополитеном в бытность его Ленинградом. Его история началась с открытия первой - красной ветки и первой станции, которой и стала станция метро "Площадь Восстания".

Начало

Открытие станции метро "Площадь Восстания" Санкт-Петербурга - Ленинграда состоялось осенью 1955 г., через десять лет после окончания войны. А еще через пять лет был оборудован второй выход из вестибюля, который вел в здание Московского вокзала. Еще через семь лет "Площадь Восстания" стала крупным пересадочным узлом с Кировско-Выборгской на Невско-Василеостровскую линию. Переход осуществляется как пешеходным способом - по подземному комфортабельному переходу, так и с помощью короткого тройного эскалатора, две лестницы которого поднимаются на станцию "Маяковская", а одна ведет обратно. Нужно отметить, что переход "Площадь Восстания" - "Маяковская" - один из самых загруженных в петербургском метрополитене.площадь восстания закрыта

Работа станции начинается ежедневно в 5.40 утра. Станция метро Санкт-Петербурга "Площадь Восстания" закрыта на вход с 0.25 часов. Это не очень удобно для горожан и гостей города, так как поезда на Московский вокзал прибывают круглосуточно. Кроме того, "Площадь Восстания" закрыта и на выход с 0.45, что создает дополнительные неудобства для отъезжающих. Согласитесь, что не хочется провести ночь в зале ожидания, если твой поезд уходит незадолго до открытия метро.

Историческое место

Главный павильон станции метро "Площадь Восстания" открывает свои двери на пересечении Невского проспекта и улицы Восстания (бывшей Знаменской), а с другой стороны - Лиговского проспекта, и выходит на круглую площадь перед зданием Московского вокзала. Рядом расположены корпуса гостиницы "Октябрьская", первое здание которой до сих пор существует на углу улицы Восстания и Невского проспекта. В центре площади высится обелиск, открытый к 40-летию со Дня Победы в Великой Отечественной войне и посвященный защитникам города. В этом месте находился стык двух участков Невского проспекта, которые при Петре I начали одновременно прокладывать навстречу друг другу от Адмиралтейства и от Александро-Невского монастыря (позже - лавры).площадь восстания станция метро

Сам же павильон был возведен на месте разрушенной перед войной деревянной Знаменской церкви работы Демерцова, о чем на его фасаде напоминает прохожим черная мемориальная доска.

Особенности архитектуры и декора

Павильон станции метро "Площадь Восстания" Санкт-Петербурга имеет округлую форму с пристроенными к ней выступами-ризалитами. Сверху его венчает башенка-ротонда, украшенная небольшого размера шпилем.

Нижний зал имеет две платформы и оформлен в двуцветной бело-коричневой гамме. Для облицовки использован искусственный коричневый с прожилками мрамор. Надписи сделаны золотыми буквами. Вестибюль украшен барельефами, связанными по тематике с революционными событиями 1917 года, происходившими в Петрограде, и вождем большевиков Владимиром Ильичом Лениным. Основные сюжеты рассказывают горожанам и гостям города о выступлении Ленина перед рабочими у Финляндского вокзала, о выстреле "Авроры" и Октябрьском восстании, а точнее, о штурме Зимнего дворца, а также о пребывании Ленина в его шалаше в Разливе под Петроградом.площадь восстания станция метро санкт петербург

Место в инфраструктуре и городском пространстве

На данный момент станция метро Санкт-Петербурга "Площадь Восстания" - одна из самых проходимых и самых загруженных. Она находится почти в центре красной ветки метрополитена между станцией "Чернышевская" и крупным пересадочным узлом "Владимирская" - "Достоевская", который дает возможность пересадки на оранжевую ветку. Через станцию "Площадь Восстания" можно добраться как на Выборгскую сторону, так и в Московско-Нарвскую часть города.  площадь восстания станция метро санкт петербург закрыта

Вокруг на поверхности станцию окружают достопримечательности - доходные дома и особняки преимущественно XIX века, возведенные в архитектурном стиле эклектика. Также неподалеку на улице Восстания в здании бывшего Павловского института разместилась одна из старейших элитных гимназий города. Если двигаться в сторону Аничкова моста, то по правую руку будет здание, связанное с историей распространения в Петербурге-Петрограде кинематографа - доходный дом Дернова, во дворе которого размещался знаменитый кинотеатр "Паризиана", по левую руку - доходный дом Кожевникова, где располагался петербургский кинотеатр "Мулен-Руж".

fb.ru

Станция метро "Площадь Восстания" в Санкт-Петербурге

Станция Петербургского метрополитена "Площадь Восстания" расположена в Центральном районе города между станциями "Владимирская" и "Чернышевская", на 1-ой красной — Кировско-Выборгской линии. Станция служит пересадочным узлом к поездам 3-й линии на станцию метро "Маяковская".

Здание метро "Площадь Восстания" возводилось во время сооружения 1-ой очереди Ленинградского метрополитена "Автово" — "Площадь Восстания". Станция была открыта 15 ноября 1955 года и названа по одноимённой площади.

Архитектура здания

Павильон северного выхода располагается на пересечении проспектов Невского и Лиговского, а также улицы Восстания, на месте Знаменской церкви, снесённой в 1941 году. Он был оформлен в классическом стиле по проекту архитекторов — Веры Владимировны Ганкевич, Бориса Николаевича Журавлёва, Игоря Ивановича Фомина, инженера Евгения Алексеевича Эрганова.

Наземный вестибюль станции "Площадь Восстания" представляет собой здание круглой формы с ризалитами, пристроенными по сторонам. Архитектурный ансамбль завершает ротонда со шпилем. Изначально он был увенчан звездой в лавровом венке. Но в апреле 1985 года эту звездно-лавровую композицию на шпиле станции метро заменили на букву "М", что означало "Метро".

Поводом для данной замены послужило открытие тут же на площади Восстания 8 мая 1985 года Обелиска "Городу-Герою Ленинграду", стела которого была увенчана "Золотой Звездой Героя". Позже и букву "М" убрали со шпиля здания метро в связи с опасностью обрушения. Высота подъёма в северном вестибюле — около 57 метров. Здание метро "Площадь Восстания" является одним из символов Петербургского метро.

В 1960 году в боковом крыле Московского вокзала открыли 2-ой южный вестибюль метро "Площадь Восстания-2" с выходами на вокзал и Лиговский проспект. "Площадь Восстания" стала 1-ой станцией с 2-мя выходами. Высота подъёма в южном вестибюле составляет примерно 54 метров. Его построили по проекту архитекторов — Арона Соломоновича Гецкина и Валентины Петровны Шуваловой. В вестибюлях работают трёхленточные эскалаторные марши с эскалаторами типа ЛТ-1.

Когда в 1967 году открыли Невско-Василеостровскую линию, "Площадь Восстания" стала пересадочной станцией на "Маяковскую". Были обустроены 2 перехода. Тоннель, который находится в противоположной стороне от выхода "Площадь Восстания-2", ведет в центр перрона станции "Маяковская". Над путями 4 эскалатора поднимают пассажиров к торцу станции "Маяковская".

Внутреннее убранство

"Площадь Восстания" — это пилонная станция глубокого заложения. Глубина заложения составляет 58 метров. Подземный зал был выполнен по проекту архитекторов Веры Владимировны Ганкевич, Бориса Николаевича Журавлёва, Игоря Ивановича Фомина и инженера Евгения Алексеевича Эрганова.

Темой оформления послужила история Октябрьской революции 1917 года. При проектировании архитекторы, придерживаясь традиции, преобладающей в советской архитектуре 1950-х годов, применяли классические методы формообразования.

Архитекторы сохранили конфигурацию тоннеля и постарались использовать пространство зала с наибольшей эргономичностью. Так, цоколь, который поднимается на высоту чуть больше одного метра, является самым низким среди станций Петербургского метрополитена. Он облицован красным уральским мрамором. Сверху его ограничивает лепной карниз.

Свод центрального зала украшают пересеченные белые лепные арки со встроенными в них световыми дугами. Декоративная отделка отличается богатством, для неё авторы заимствовали элементы архитектуры эпохи классицизма. В центральном зале пилоны оформлены декоративными решётками в круглых вентиляционных отверстиях. Также здесь можно увидеть барельефные медальоны, которые представляют большую художественную ценность.

Пол центрального зала выполнен из красного гранита, возле пилонов вкраплены полосы из чёрного лабрадорита. При строительстве станции платформы были заасфальтированы. В 1993 году асфальт на полах заменили на гранит, и на 2-х разных платформах он отличается. На платформе в сторону станции метро "Чернышевская" пол выложен из серого гранита, на платформе в сторону "Владимирской" — из красного.

Стена напротив эскалаторного наклона облицована мрамором. Раньше на ней был размещен текст указа Президиума Верховного совета СССР о присвоении метрополитену имени Владимира Ильича Ленина. Но он был снят со стены в 1992—1993 годах, когда проводилась реконструкция здания для устройства перехода на станцию "Маяковская".

Путевые стены также оформлены красным мрамором и декоративным лепным карнизом. В их нижней части прослеживается полоска из плитки чёрного цвета, как и на всех станциях 1-ой очереди. На дверях стен размещены декоративные решётки с надписью "1955", в честь года открытия станции.

Посадочные платформы богато декорированы люстрами, в оформлении которых была использована советская символика — серп, молот и пятиконечные звёзды. В 2016 году на стенах боковых залов установили дополнительные светильники в виде светящихся полос. В отделке тоннеля использовали плитку 2-х цветов, что перекликается с оформлением всей станции.

Культурная ценность станции

Пилоны центрального подземного зала метро "Площадь Восстания", между пересадочным эскалатором и выходом на Московский вокзал, декорированы 4-мя барельефами:

  • "Выступление В. И. Ленина в Таврическом дворце", созданный скульптором Алексеем Ильичом Далиненко. Уникальный объект, сохранивший изображение Иосифа Виссарионовича Сталина в Санкт-Петербурге.
  • "В. И. Ленин у шалаша в Разливе" работы скульптора Вениамина Борисовича Пинчука.
  • "Выстрел „Авроры", выполненный скульптором Александром Васильевичем Разумовским.
  • "Штурм Зимнего дворца" дело рук скульптора Владимира Игнатьевича Татаровича.

Поначалу на торцевой стене центрального зала был размещен барельеф с изображением портрета Ленина. Его создали скульпторы Арон Плискин и Владимир Сычёв. Но при обустройстве 2-го вестибюля барельеф был демонтирован.

На здании станции метро "Площадь Восстания" можно увидеть мемориальную доску, установленную в 2000-м году на средства Андрея Георгиевича Ананова, генерального директора ЗАО "Русское ювелирное искусство" в Санкт-Петербурге. Она гласит:

На этом месте находилась церковь входа Господня в Иерусалим (Знаменская). Деревянный храм был построен в 1765-1768 гг. Каменная церковь возведена в 1794-1804 гг. архитектором Фёдором Ивановичем Демерцовым. В ней находилась чтимая икона Божией Матери "Знамение" XIII века. Закрыта в 1938 г. Взорвана весной 1941 г.

Станция метро "Площадь Восстания" попала в кадр старого доброго советского полнометражного цветного фильма "Улица полна неожиданностей", поставленного на киностудии "Ленфильм" в 1957 году режиссёром Сергеем Сиделёвым.

15 декабря 2011 года Совет по сохранению культурного наследия внёс станцию метро "Площадь Восстания" в единый государственный реестр объектов культурного наследия регионального значения.

 

Правильное произношение некоторых слов:

ЗнАменская церковь, Автово, ЭргАнов, лабрадорИт, РазумОвсий, ТатарОвич, АнАнов, СиделЁв

peterburg.center

Станция метро «Площадь Восстания» | Достопримечательности и интересные факты о станции метро «Площадь Восстания»

Главная » Станции » Станции » В России » Питер » Кировско-Выборгская линия » Станция метро «Площадь Восстания» | Достопримечательности и интересные факты о станции метро «Площадь Восстания»

Расположение

«Площадь Восстания» – станция Кировско-Выборгской линии Санкт-Петербургского метрополитена, расположенная между станциями «Чернышевская» и «Владимирская».

История станции

Открытие станции состоялось 15 ноября 1955 года. Станция запущена в составе первой очереди Ленинградского метрополитена «Площадь Восстания» – «Автово».

История названия

Название станции связано ее местоположением, она находится рядом  с Площадью Восстания (бывшей Знаменской).

 

Описание станции

Для отделки пола центрального зала использован красный гранит, возле пилонов пол украшен полосами чёрного лабрадорита. Стены выложены красным мрамором и декорированы лепным карнизом. Станция освещается при помощи люстр, в оформлении которых используется советская символика: пятиконечные звёзды, серп и молот. Пилоны центрального подземного зала украшены барельефами, изображающими сцены из революционного прошлого Ленинграда: «Выступление В.И. Ленина в Таврическом дворце», «В.И. Ленин у шалаша в Разливе», «Выстрел „Авроры“», «Штурм Зимнего дворца». На путевых стенах установлены декоративные решётки с надписью «1955» – год открытия станции. Ранее торцевую стену центрального подземного зала украшал барельеф В.И. Ленина работы скульпторов А. Г. Плискина, В. И. Сычёва, который был демонтирован в ходе сооружение второго выхода из станции.

Технические характеристики

«Площадь Восстания» – пилонная станция глубокого заложения. Приблизительная глубина – 58 м. Подземный зал выполнен по проекту архитекторов В. В. Ганкевич, Б. Н. Журавлёва, И. И. Фомина, инженера Е.А. Эрганова. За станцией есть оборотный тупик, который одновременно служит  служебной соединительной ветвью с Невско-Василеостровской линией.

 

Вестибюли и пересадки

Станция имеет два вестибюля, в обоих действуют трёхленточные эскалаторные марши. Первый вестибюль расположен на пересечении Невского и Лиговского проспектов и улицы Восстания, он находится на месте снесённой Знаменской церкви.  13 августа 1960 года был открыт выход к Московскому вокзалу.

Станция является пересадочной на станцию «Маяковская» Невско-Василеостровской линии. Переход на другую линию осуществляется по пешеходному тоннелю и при помощи эскалаторов, связывающих середину станции «Площадь Восстания» и восточный торец «Маяковской». Изначальный проект предусматривал три эскалатора, после реконструкции в 1993 году их количество увеличили до четырёх.

 

Полезные факты

Для входа пассажиров станция открыта: Площадь Восстания-1 с 05:44 до 00:25; Площадь Восстания-2 с 05.44 до 00:25.

 

Интересно

«Владимирская» – «Площадь Восстания» – самый короткий перегон в метрополитене Санкт-Петербурга. Его протяженность составляет 720 метров.

«Площадь Восстания» стала первой станцией Ленинградского метрополитена с двумя выходами: в 1960 году была построена «Площадь Восстания – 2» с выходом в западное крыло Московского вокзала.

 

На карте

proezdmetro.ru

Станции метро “Площадь Восстания” и “Маяковская”

Станции метро “Площадь Восстания” и “Маяковская” расположены в центральной части Санкт-Петербурга, в восточной части Невского проспекта. Рядом с этими станциями расположены такие объекты как Московский вокзал, торговый центр Галерея, ТЦ Невский центр, визовый центр.Станции метро Площадь Восстания и Маяковская являются пересадочным узлом между Кировско-Выборгской и Невско-Василеостровской линиями.

Станция метро “Площадь Восстания”

Станция метро “Площадь Восстания” расположена на Кировско-Выборгской линии Петербургского метрополитена (красная линия), между станциями “Владимирская” и “Чернышевская”. Станция открыта 15 ноября 1955 года. Глубина заложения станции 58 метров. Подземный вестибюль станции имеет оригинальное оформление. Станция внесена в государственный реестр объектов культурного наследия регионального значения.

Схема метро Петербурга и полезная информация Станция метро расположена у пересечения Невского проспекта с улицами Лиговский проспект и улица Восстания. Станция соединена как с Московским вокзалом, так и с наземным вестибюлем на площади Восстания.Наземный павильон станции расположен в северо-западной части площади Восстания, напротив Московского вокзала, между Лиговским проспектом и улицей Восстания. Станция имеет также выход на Московский вокзал (на территории Московского вокзала имеется наземный вестибюль станции метро).

Станция является пересадочным узлом к поездам Невско-Василеостровской линии. Перейти на станцию Маяковская (Невско-Василеостровская линия) можно по эскалатору (расположен в центре зала) или через тоннель.

Станция метро Площадь Восстания вестибюль

Станция метро Маяковская

Станция метро Маяковская расположена на Невско-Василеостровской линии (зелёная линия), между станциями “Гостиный двор” и “Площадь Александра Невского”. Наземный вестибюль станции встроен в расположенный на пересечении Невского проспекта и улицы Марата дом (дом № 71, напротив улицы Маяковского). Со станции можно также пройти на станцию метро Площадь Восстания и на Московский вокзал.Мозаика поэт Маяковский

Станция открыта 3 ноября 1967 года. Глубина заложения станции 51 метр. В оформлении станции использованы портреты и цитаты из стихов известного поэта Маяковского.

На станцию Площадь Восстания можно пройти по тоннельному переходу или по эскалатору в торце зала.

Рядом со станциями метро Площадь Восстания и Маяковская расположены:

  • Московский вокзал. Главный вокзал Санкт-Петербурга. С вокзала отправляются поезда в Москву и многие другие города России.
  • Торговый центр Галерея. Большой торговый центр рядом с Московским вокзалом. Популярное место для шоппинга.
  • Торговый центр Невский Центр. В торговом центре расположено много магазинов, в том числе магазины финской компании Стокманн.
  • Гостиница Октябрьская. Гостиница имеет два корпуса, которые расположены недалеко от вокзала.
  • Визовый центр. Визовый центр занимается оформлением виз в Финляндию. Рядом можно оформить страховку, которая необходима для получения визы (сфотографироваться можно прямо в визовом центре).

схема пересадки

Станция метро Маяковская имеется также в Москве.

Гостиницы рядом с Московским вокзалом и станциями метро

Рядом со станциями метро Маяковская и Площадь Восстания (Московским вокзалом) в Петербурге имеется несколько отелей. Если вас по каким-либо причинам не устраивают эти отели, вы наверняка сможете найти подходящий отель или апартаменты поблизости по доступной для вас цене с помощью любого онлайн-сервиса поиска и бронирования отелей.

www.visit-plus.com

Площадь Восстания (станция метро, Санкт-Петербург)

Материал из Энциклопедия нашего транспорта

Линия 1 (Кировско-Выборгская)

«Площадь Восстания» — пересадочная станция линии 1 Петербургского метрополитена.

Открыта 15 ноября 1955 года в составе участка «Площадь Восстания» — «Автово».

Разработчики проекта

Архитекторы станции

В. В. Ганкевич, Б. Н. Журавлев, И. И. Фомин.

Архитекторы северного вестибюля

В. В. Ганкевич, Б. Н. Журавлев, И. И. Фомин.

Архитекторы южного вестибюля

А. С. Гецкин, В. П. Шувалова.

Инженер-конструктор северного вестибюля

Е. А. Эрганов.

Конструкция

Пилонная трёхсводчатая глубокого заложения.

На станции два наклонных трехленточных хода, начинающиеся из торцов станции. Время поездки на эскалаторе 2 мин. 20 сек.

Название

Станция получила название по одноименной площади, на которой в 1917 году разворачивались масштабные манифестации и восстания (до 17 ноября 1918 года — Знаменская).

Пересадки

Из центра зала начинается переход на станцию Маяковская по четырем эскалаторам, причем три из них работают на подъем, а один на спуск. Ранее их было три, при реконструкции в 1993 году были использованы узкие баллюстрады.

Кроме того, перейти на станцию Маяковская можно по тоннелю, начинающемуся в южном торце станции (совмещен с выходом к Московскому вокзалу).

Оба перехода были сооружены в 1967 году. Для организации пассажиропотоков два прохода, ближайших к переходу в центре зала, к поездам в сторону станции Чернышевская были закрыты фальшстеной.

Выход в город

  • На площадь Восстания, Лиговский проспект, Невский проспект, к улице Восстания и Гончарной улице.
  • К остановочным пунктам наземного транспорта.

Южный выход был открыт 13 августа 1960 года.

Путевое развитие

Станция с путевым развитием.

Станция Площадь Восстания строилась как конечная станция первой очереди Кировско-Выборгской линии, за ней расположен оборотный тупик, который продолжается в ССВ с Невско-Василеостровской линией.

Перспективы развития

Планируется, что Площадь Восстания станет пересадочной на станцию Знаменская Красносельско-Калининской линии.

Художественное оформление

Памятный жетон

Тема оформления станции — «Октябрьское вооружённое восстание 1917 года»

Северный наземный вестибюль представляет собой ротонду в классическом стиле с пристроенными по сторонам ризалитами. Композицию завершает большая ротонда со шпилем, на котором сначала находилась звезда, затем, после установки на площади Восстания обелиска, красовалась буква «М» в лавровом венке. Ее убрали в связи с опасностью обрушения. Стены теплого оттенка, белые колонны и такой же потолок хорошо гармонируют друг с другом. Южный наземный вестибюль встроен в правом крыле Московского вокзала.

В зале станции «Площадь Восстания» светло и нарядно, сверкают белизной полукруглые своды, если на них взглянуть издали, со стороны эскалаторов, они напоминают кружевное плетение. На «Площади Восстания» самый низкий цоколь — мраморная облицовка — поднимается в высоту всего на 60 сантиметров. Свод пересечен ослепительно белыми лепными арками. Они кажутся легкими, почти невесомыми благодаря встроенным в них световым дугам. Осветительное устройство на этой станции не является деталью интерьера (внутреннего убранства) как любая подвесная арматура. Оно входит в архитектурное решение зала в качестве его неотъемлемой органической части. Со стороны центрального зала пилоны украшены декоративными решетками в круглых вентиляционных отверстиях и рельефами круглой формы. Последние повествуют о событиях 1917 года. Это «Выступление В. И. Ленина у Финляндского вокзала» (скульптор А. И. Долиненко), «В. И. Ленин у шалаша в Разливе» (скульптор В. Б. Пинчук), «Выстрел „Авроры“» (скульптор А. В. Разумовский) и «Штурм Зимнего дворца» (скульптор В. И. Татарович). На первом из них сохранилось изображение И. В. Сталина. Это единственный в петербургском метро его образ, оставленный после 1961 года. Торцевую стену центрального подземного зала украшал барельефный портрет В. И. Ленина (скульпторы А. Г. Плискин, В. И. Сычёв), он был демонтирован при обустройстве второго выхода.

Путевые стены украшены красным мрамором и декоративным лепным карнизом. В нижней части полоса плитки чёрного цвета, как и на остальных станциях первой очереди. На путевых стенах установлены декоративные решётки с надписью «1955», по году открытия станции. Это единственная станция в Петербургском метрополитене с изогнутыми путевыми стенами. Посадочные платформы освещаются богато декорированными люстрами, в оформлении которых используются серп и молот, а также пятиконечные звёзды (аналогичные установлены на станции Новослободская Московского метрополитена). В 1993 году полы на платформах были заменены с асфальтовых на гранитные, причём гранит на двух разных платформах неоднородный — платформа в сторону «Чернышевской» выложена серым гранитом, а платформа в сторону «Владимирской» — красным.

Стена напротив эскалаторного наклона была отделана мрамором, на ней висел текст указа Президиума Верховного совета СССР о присвоении метрополитену имени В. И. Ленина. После падения Советской власти во время реконструкции перехода на «Маяковскую» в 1992 году этот указ был снят.

Фотогалерея

Центральный зал

Центральный зал

Центральный зал

Центральный зал

Техническая дверь

Светильники у выхода

Медальоны и декоративные решётки

Выступление В. И. Ленина у Финляндского вокзала

В. И. Ленин у шалаша в Разливе

Выстрел «Авроры»

Штурм Зимнего дворца

В центральном зале

В боковом зале

Северный вестибюль

Южный вестибюль

Ссылки

wiki.nashtransport.ru

Площадь Восстания (станция метро - это... Что такое Площадь Восстания (станция метро?

Станция «Площадь Восстания» Кировско-Выборгская линия Петербургский метрополитен

Координаты: 59°55′53.62″ с. ш. 30°21′38.04″ в. д. / 59.931561° с. ш. 30.360567° в. д. (G)59.931561, 30.360567

Дата открытия 15 ноября 1955
Проектное название Московская
Тип пилонная
Глубина заложения, м ~ 58
Архитекторы Б. Н. Журавлёв,И. И. Фомин,В. В. Ганкевич
Архитекторы вестибюлей Б. Н. Журавлёв,И. И. Фомин,В. В. Ганкевич;А. С. Гецкин,В. П. Шувалова
Инженеры-конструкторы Е. А. Эрганов
Выход к улицам улица Восстания, Московский вокзал
Переходы на станции «Маяковская»
Работающие операторысотовой связи «МегаФон», «МТС»,«БиЛайн», «Tele2»
Код станции ВС

«Пло́щадь Восста́ния» — станция Петербургского метрополитена. Расположена на 1 (Кировско-Выборгской) линии, между станциями «Владимирская» и «Чернышевская».

Станция открыта 15 ноября 1955 года в составе первой очереди метрополитена «Автово» — «Площадь Восстания». Название связано с близостью Площади Восстания (бывшей Знаменской площади).

Пересадка на общественный транспорт

  • Автобусные маршруты: №№ 3, 7, 15, 22, 24, 26, 27, 54, 65, 74, 76, 91, 105, 141, 181, 191.
  • Троллейбусные маршруты: №№ 1, 5, 7, 10, 11, 22.

Вестибюли

Наземный вестибюль украшен к празднованию Нового 2006 года Эскалаторный наклон выхода на Московский вокзал

Наземный павильон станции выполнен по проекту архитекторов В. В. Ганкевич, Б. Н. Журавлёва, И. И. Фомина, инженера Е. А. Эрганова и располагается на пересечении Невского и Лиговского проспектов и улицы Восстания, на месте снесённой Знаменской церкви.

Павильон оформлен в классическом стиле — круглое здание с пристроенными по сторонам ризалитами, и этим напоминает компоновку храма. Круглое здание, являющееся одним из символов Петербургского метро, завершает ротонда со шпилем, который с момента постройки был увенчан звездой в лавровом венке. После возведения на площади Восстания монумента, также увенчанного звездой [1], звезда на шпиле станции метро была заменена буквой «М» (то есть «Метро»).

13 августа 1960 года был открыт выход к Московскому вокзалу. Архитекторы наземного павильона: А. С. Гецкин, В. П. Шувалова, в 2004 году он был реконструирован, панели эскалаторов на наклонном ходе были заменены с бордовых пластмассовых на металлические.

В обоих вестибюлях действуют трёхленточные эскалаторные марши.

Архитектура и оформление

«Площадь Восстания»— пилонная станция глубокого заложения (глубина ~ 58 м). Подземный зал сооружён по проекту архитекторов В. В. Ганкевич, Б. Н. Журавлёва, И. И. Фомина, инженера Е. А. Эрганова.

При строительстве станции произошло первое проникновение грунтовых вод в Ленинградский метрополитен.

Центральный зал

Тема оформления подземного зала — Октябрьское вооружённое восстание 1917 года. При проектировании подземой части станции архитекторы применяли

классические методы формообразования, что соответствовало традиции, которая преобладала в советской архитектуре 1950-х годов[1]

Архитекторы сохранили конфигурацию тоннеля, стараясь как можно ближе подойти к габаритам конструкции, и использовали пространство зала с максимальной полнотой. Задумав сохранить такое очертание станции, архитекторы подчинили этому замыслу всё:

  • Цоколь, облицованный красным уральским мрамором, поднимается в высоту всего на 60 сантиметров, и его верхней границей является лепной карниз. Этот цоколь самый низкий среди станций петербургского метрополитена.
  • Свод центрального зала пересечён белыми лепными арками, со встроенными в них световыми дугами. В богатой декоративной отделке использованы элементы архитектуры эпохи классицизма.
  • Со стороны центрального зала пилоны украшены декоративными решётками в круглых вентиляционных отверстиях и рельефами круглой формы.

Между пересадочным эскалатором и выходом на Московский вокзал на пилонах центрального подземного зала размещены 4 барельефа:

Торцевую стену центрального подземного зала украшал барельефный портрет В. И. Ленина работы скульпторов А. Г. Плискина, В. И. Сычёва. Был демонтирован при обустройстве второго выхода на поверхность.

Путевая стена станции

Пол центрального зала выложен красным гранитом, возле пилонов имеются полосы из чёрного лабрадорита, со стороны центрального зала украшенные закономерно расположенными декоративными зубчиками, ограниченными белой полосой.

Посадочные платформы

Путевые стены украшены тем же красным мрамором и декоративным лепным карнизом, как и остальная станция. В нижней части полоса плитки чёрного цвета, как и на остальных станциях первой очереди. На путевых стенах установлены декоративные решётки с надписью «1955», по году открытия станции. Посадочные платформы освещаются богато декорированными люстрами, в оформлении которых используются Серп и молот, а также пятиконечные звёзды.

Платформа направления в сторону станции «Автово» существенно сужена в месте эскалаторного наклона размещённой над перроном пересадки. На противоположной платформе в середине станции потолок поддерживают балки, также разделяя объём платформы на две части.

В 1993 году полы на платформах были заменены с асфальтовых на гранитные, причём гранит на двух разных платформах неоднородный — платформа в сторону «Чернышевской» выложена серым гранитом, а платформа в сторону «Владимирской» — красным.

Пересадка

Станция является пересадочным узлом к поездам Невско-Василеостровской линии (на станцию «Маяковская»).

Значительный пассажиропоток на пересадке привёл к тому, что на станции используется два направления пересадки.В отличие от пересадочного узла «Гостиный двор»←→«Невский проспект» пассажиропотоки при пересадке двухсторонние, однако для пересадки со стороны «Маяковской» дежурные по станции всё чаще и чаще рекомендуют пользоваться пешеходным тоннелем, что впоследствии может привести к окончательному разграничиванию этих двух способов пересадки.

Для перехода на станцию «Площадь Восстания» пользуйтесь пешеходным переходом в центре зала. На спуск работает один пересадочный эскалатор. Пользуйтесь пешеходным переходом в центре зала.

Малые эскалаторы

Связывают середину станции «площадь Восстания» и восточный торец «Маяковской». Изначальный проект предусматривал три нитки эскалатора, после реконструкции в 1993 году количество эскалаторов увеличено до четырёх.Эскалаторный наклон оформлен упрощённо, повторяя первоначальную отделку станции. Стены и потолок оштукатурены, освещение внизу — закарнизное, наверху — по периметру свода утоплены лампы дневного света.

Стена напротив эскалаторного наклона была отделана мрамором, на ней висел текст указа Президиума Верховного совета СССР о присвоении метрополитену имени В. И. Ленина. Это можно увидеть на странице сайта «Размышления о питерском метро».После падения Советской власти во время реконструкции перехода на «Маяковскую» в 1992 году этот указ был снят. По состоянию на лето 2007 года на мраморной отделке стены видны следы протечек, большая часть стены закрыта рекламными плакатами. На полу станции белый узор заменён на прямую полосу.

Пешеходный тоннель перехода

Пешеходный тоннель

Тоннель ведёт от лестницы в южном торце платформы станции «Площадь Восстания», где сходятся пассажиропотоки станции и эскалаторного подъёма на Московский вокзал, к лестничным спускам в центре «Маяковской».

Отделка тоннеля простая, применена плитка двух цветов. Оформление тоннеля пропорциями низкого цоколя и красным цветом перекликается с оформлением станции «Площадь Восстания». Освещение выполнено в виде двух ниток ламп дневного света, положенных на металлические подложки. В тоннеле находится медпункт и служба управления движением.

Под перегонными тоннелями станции «Маяковская» тоннель разделён стенкой на два, под лестничным спуском со станции находится оригинальный металлический указатель.

Особенности проекта и станции

  • Длина перегона «Владимирская» — «Площадь Восстания» 720 метров[2]. Это самый короткий перегон в Петербургском метрополитене.
  • За станцией в тоннеле в сторону станции «Чернышевская» есть оборотный тупик, который также является служебной соединительной ветвью, ведущей на Невско-Василеостровской линию.

Галерея фотографий

Балки потолка в перонном зале

Центральный зал

Светильники на лестнице перехода по пешеходному тоннелю на станцию метро «Маяковская»

См. также

Ссылки

Перспективы развития

Со станции «Площадь Восстания» будет будет сделана пересадка на проектируемую станцию «Знаменская».

Также под площадью предполагается построить трёх- или четырёхуровневый торговый комплекс, из которого будет сделан вход в метро - либо на «Пл. Восстания», либо на проектируемую «Знаменскую».

Примечания

  1. ↑ Любош Г. А. Ленинградский метрополитен имени В. И. Ленина. Л., 1980. 70 с.: ил.
  2. ↑ Петербургский метрополитен. Линия 1, Станции и тоннели на сайте Санкт-Петербургская интернет-газета

Литература

  • Под ред. Гарюгина В. А. Метрополитен Северной Столицы (Альбом). — СПб: Лики России, 1995. — ISBN 5-87417-020-0
  • Петербургский метрополитен: от идеи до воплощения. Альбом-каталог / cост. В.Г. Авдеев и др. — СПб.: ГМИСПб, 2005. — 160 с. — 1800 экз. — ISBN 5-902671-21-3

dic.academic.ru

Площадь Восстания (станция метро, Санкт-Петербург)

Координаты: 59°55′53.62″ с. ш. 30°21′38.04″ в. д. / 59.931561° с. ш. 30.360567° в. д. (G) (O) (Я)59.931561, 30.360567

Павильон станции, украшенный к празднованию Нового 2006 года

«Пло́щадь Восста́ния» — станция Петербургского метрополитена. Входит в состав Кировско-Выборгской линии, расположена между станциями «Владимирская» и «Чернышевская».

Станция открыта 15 ноября 1955 года в составе первой очереди метрополитена «Автово» — «Площадь Восстания». Название связано с расположением на Площади Восстания (бывшей Знаменской площади).

15 декабря 2011 года Советом по сохранению культурного наследия станция внесена в единый государственный реестр объектов культурного наследия регионального значения[1].

Наземные сооружения

Эскалаторный наклон выхода на Московский вокзал

Павильон станции выполнен по проекту архитекторов В. В. Ганкевич, Б. Н. Журавлёва, И. И. Фомина, инженера Е. А. Эрганова и располагается на пересечении Невского и Лиговского проспектов и улицы Восстания, на месте снесённой Знаменской церкви.

Павильон оформлен в классическом стиле — круглое здание с пристроенными по сторонам ризалитами, и этим напоминает компоновку храма. Здание, являющееся одним из символов Петербургского метро, завершает ротонда со шпилем, который с момента постройки был увенчан звездой в лавровом венке. За месяц до открытия возведённого на площади Восстания монумента, также увенчанного звездой [1], звезда на шпиле станции метро была заменена буквой «М» (то есть «Метро»). Позднее буква была утрачена.

13 августа 1960 года был открыт выход к Московскому вокзалу. Архитекторы наземного павильона — А. С. Гецкин и В. П. Шувалова. В 2004 году вестибюль был реконструирован, оригинальные бордовые панели эскалаторных балюстрад на наклонном ходе были заменены на металлические.

В обоих вестибюлях действуют трёхленточные эскалаторные марши с эскалаторами типа ЛТ-1. Высота подъёма в северном вестибюле составляет ≈ 57 м, в южном ≈ 54 м.

Подземные сооружения

«Площадь Восстания» — пилонная станция глубокого заложения (глубина ≈ 58 м). Подземный зал сооружён по проекту архитекторов В. В. Ганкевич, Б. Н. Журавлёва, И. И. Фомина и инженера Е. А. Эрганова.

При строительстве станции произошло первое[источник не указан 656 дней] проникновение грунтовых вод в Ленинградский метрополитен.

Центральный зал

Тема оформления подземного зала — Октябрьское вооружённое восстание 1917 года. При проектировании подземной части станции архитекторы применяли

классические методы формообразования, что соответствовало традиции, которая преобладала в советской архитектуре 1950-х годов[2]

Архитекторы сохранили конфигурацию тоннеля, стараясь как можно ближе подойти к габаритам конструкции, и использовать пространство зала с максимальной эффективностью. Задумав сохранить такое очертание станции, архитекторы подчинили этому замыслу всё:

  • Цоколь, облицованный красным уральским мрамором, поднимается на высоту всего 60 сантиметров, сверху его ограничивает лепной карниз. Этот цоколь является самым низким среди станций Петербургского метрополитена.
  • Свод центрального зала пересечён белыми лепными арками, со встроенными в них световыми дугами. В богатой декоративной отделке использованы элементы архитектуры эпохи классицизма.
  • Со стороны центрального зала пилоны украшены декоративными решётками в круглых вентиляционных отверстиях и барельефными медальонами.

Между пересадочным эскалатором и выходом на Московский вокзал на пилонах центрального подземного зала размещены четыре барельефа:

Торцевую стену центрального подземного зала украшал барельефный портрет В. И. Ленина работы скульпторов А. Г. Плискина и В. И. Сычёва. Был демонтирован при обустройстве второго выхода на поверхность.

Путевая стена станции

Пол центрального зала выложен красным гранитом, возле пилонов имеются полосы из чёрного лабрадорита, со стороны центрального зала украшенные закономерно расположенными декоративными зубчиками, ограниченными белой полосой.

Посадочные платформы

Путевые стены украшены тем же красным мрамором и декоративным лепным карнизом, как и остальная станция. В нижней части стен проходит полоса плитки чёрного цвета, как и на остальных станциях первой очереди. На дверях путевых стен установлены декоративные решётки с надписью «1955», по году открытия станции. Посадочные платформы освещаются богато декорированными люстрами, в оформлении которых используются серп и молот, а также пятиконечные звёзды.

Платформа в сторону станции «Автово» существенно сужена в месте эскалаторного наклона, размещённого над перроном. На противоположной платформе в середине станции потолок поддерживают балки, также разделяя объём платформы на две части.

В 1993 году полы на платформах были заменены с асфальтовых на гранитные, причём гранит на двух разных платформах разный — платформа в сторону «Чернышевской» выложена серым гранитом, а платформа в сторону «Владимирской» — красным.

Пересадка

Станция является пересадочным узлом к поездам Невско-Василеостровской линии, на станцию «Маяковская».

Значительный пассажиропоток на пересадке привёл к тому, что на станции используется два направления пересадки.В отличие от пересадочного узла «Гостиный двор» ←→ «Невский проспект» пассажиропотоки при пересадке двухсторонние, однако для пересадки со стороны «Маяковской» дежурные по станции всё чаще[источник не указан 656 дней] рекомендуют пользоваться пешеходным тоннелем.

Для перехода на станцию «Площадь Восстания» пользуйтесь пешеходным переходом в центре зала. На спуск работает один пересадочный эскалатор. Пользуйтесь пешеходным переходом в центре зала.

Малые эскалаторы

Связывают середину станции «Площадь Восстания» и восточный торец «Маяковской». Изначальный проект предусматривал три ленты эскалаторов, после реконструкции в 1992—1993 годах количество эскалаторов увеличено до четырёх.Эскалаторный наклон оформлен упрощённо, повторяя первоначальную отделку станции. Стены и потолок оштукатурены, освещение внизу закарнизное, наверху по периметру свода утоплены лампы дневного света.

Стена напротив эскалаторного наклона отделана мрамором. На ней висел текст указа Президиума Верховного совета СССР о присвоении метрополитену имени В. И. Ленина.[3]Во время реконструкции перехода на «Маяковскую» в 1992—1993 годах этот указ был снят. По состоянию на лето 2007 года на мраморной отделке стены видны следы протечек, большая часть стены закрыта рекламными плакатами. На полу станции белый узор заменён на прямую полосу.

Пешеходный тоннель

Пешеходный тоннель

Тоннель ведёт от лестницы в южном торце платформы станции «Площадь Восстания», где сходятся пассажиропотоки станции и эскалаторного подъёма на Московский вокзал, к лестничным спускам в центре «Маяковской».

Отделка тоннеля простая, применена плитка двух цветов. Оформление тоннеля пропорциями низкого цоколя и красным цветом перекликается с оформлением станции «Площадь Восстания». Освещение выполнено в виде двух полос ламп дневного света, положенных на металлические подложки. В тоннеле находится медпункт и служба управления движением.

Под станционным тоннелем станции «Маяковская» пешеходный тоннель разделён стенкой надвое, под лестничным спуском со станции находится оригинальный металлический указатель.

Особенности проекта и станции

  • Длина перегона «Владимирская» — «Площадь Восстания» 720 метров[4]. Это самый короткий перегон в Петербургском метрополитене.
  • За станцией в тоннеле в сторону станции «Чернышевская» находится оборотный тупик, который также является служебной соединительной ветвью (ССВ), ведущей на Невско-Василеостровскую линию.

Привязка общественного транспорта

Возле станции проходят следующие маршруты городского общественного транспорта[5]:

  • Автобусные социальные маршруты: № 1М, 1Мб, 3, 3М, 3Мб, 4М, 4Мб, 7, 15, 22, 24, 26, 27, 54, 65, 74, 76, 91, 105, 141, 181, 191.
  • Троллейбусные маршруты: № 1, 5, 7, 10, 11, 22.

Перспективы развития

Со станции «Площадь Восстания» будет сделана пересадка на планируемую станцию «Знаменская».

Также под площадью предполагается построить трёх- или четырёхуровневый торговый комплекс, из которого будет сделан вход в метро — либо на «Площадь Восстания», либо на планируемую «Знаменскую».

Примечания

Литература

  • Под ред. Гарюгина В. А. Метрополитен Северной Столицы (Альбом). — СПб: Лики России, 1995. — ISBN 5-87417-020-0
  • Петербургский метрополитен: от идеи до воплощения. Альбом-каталог / cост. В.Г. Авдеев и др. — СПб.: ГМИСПб, 2005. — 160 с. — 1800 экз. — ISBN 5-902671-21-3

См. также

Ссылки

dic.academic.ru