Как возникла письменность Древнего Египта: глиняные таблички. Письменность древнего египта


Письменность Древнего Египта: история создания

В Древнем Египте письменность возникла на стыке IV-III тыс. до н.э. Древняя письменность Египта представлена в виде изображений и текстов на стенах гробниц и пирамид.

Тексты египетского письма стойко хранили тайны. Ключом к разгадке древней письменности Египта стал Розеттский камень, найденный в 1799 году при Розетте недалеко от Александрии. На фрагменте увесистой плиты в 760 кг, высотой 1,2 м, шириной около 1 м и толщиной 30 см разместились три идентичных текста на разных языках письменности Древнего Египта. В верхней части на 14 строках расположились древнеегипетские иероглифы, в середине камня 34 строки занимало демотическое письмо, а в нижней части вытесаны 14 строк текста на древнегреческом языке. Находка стала отправной точкой для исследований истории древней письменности Египта. С 1822 года лингвисты смогли расшифровать надписи на стенах гробниц.

древний египет история письменностиДревний Египет: история письменности

Письменность древнего Египта: иероглифы

Египтяне считали, что письмо было изобретено богом мудрости Тота. «Божественное слово» передавалось в виде иероглифов. Понятие иероглифа происходит от греческого hieros (священная) и glypho.(надпись). «Священное письмо» исследователи-египтологи определили как рисуночное письмо с дополнением фонетических знаков. Иероглифы писали в колонках слева направо. Иероглифические знаки высекали на камнях, вырезали на коже, наносили кисточкой на папирус. Иероглифические письма использовали в гробницах и для религиозных целей до IV века н.э.

Древний Египет и история письменности: иератические знаки

В истории письменности древнего Египта одновременно с иероглифическим письмом существовало иератическое. Этот вид древнеегипетской письменности, как и демотическое письмо в дальнейшем, было скорописным письмом. Для письма использовали папирус, кожу, глиняные черепки, ткани, дерево. Пометки делали чернилами. Употреблялись иератические знаки для написания хозяйственных документов и литературных трактатов древнеегипетскими жрецами. Письмо «иератика» просуществовало до III века н.э. и отличалось по способу написания: справа налево.

проект история древней письменности египтаПроект — история древней письменности Египта

История письменности древнего Египта: демотические символы

Постепенно иератическое письмо развилось в демотическое. Это была упрощенная форма иероглифической письменности периода поздней иератики. Дематика считалась народным письмом. Демотические тексты описывали разные сферы деятельности египтян. Периодизации использования демотической письменности датируется VII веком до н.э. — V века н.э. Демотическая письменность – это наиболее прогрессивный вид древней египетской письменности. Постепенно появилось демотическое «слоговое письмо». Сложность демотической письменности заключалась в многозначной трактовке знаков.

Проект история письменности Древнего Египта в видео:

Смотрите также:

Иероглифы Древнего Египта

Что означают древние буквы Египта

drevniy-egipet.ru

Таинственная письменность Древнего Египта и ее расшифровка :: SYL.ru

Письменность и знания Древнего Египта долгое время представляли для европейцев (да и прочих людей, в том числе местного арабоязычного населения) абсолютную загадку. Можно было только догадываться, что изображено на стенах гробниц и высечено в барельефах Абу-Симбела и дворца фараонов в Луксоре. Заинтригованные исследователи пытались придать найденным текстам символические трактовки, которые позже оказались далекими от реальности. Основная сложность заключалась в том, что иероглифическое письмо древних египтян не походило ни на один современный язык. Изображение могло означать как один звук, так и несколько, а также идею. К тому же иероглифы размещались в произвольном порядке, а не читались слева направо, как привычно нам. Как же все-таки расшифровали загадочные письмена? Об этом читайте в статье.

История письменности Древнего Египта

Она зародилась на самой заре человеческой цивилизации. Вначале это были примитивные пиктограммы, то есть изображение по возможности точно передавало зримый предмет. Такие схематические картинки сохранялись и в позднейшем письме. Это в основном касалось животного мира: лев, змея, сова или заяц очень узнаваемы. Приблизительно в четвертом тысячелетии до нашей эры письменность Древнего Египта стала отходить от примитивных пиктограмм, которые, кроме непосредственных предметов, стали обозначать глаголы или абстрактные понятия, а также звуки. Появились иероглифы – очень схематические рисунки-символы. Так, глаз стал обозначать не только орган зрения, но и возможность видеть, смотреть (на что-либо) и даже «божественную милость». Треугольник символизировал холм, гору, но также и пустыню, и зарубежные страны. Изображение сокола передавало звук «а». Такое сложное письмо греки в третьем столетии до нашей эры назвали иероглификой. Отсюда пошел и известный нам термин.

Развитие письменности

Шли годы, сплетаясь в века. Иероглифы сначала высекались в камне или наносились краской на стены гробниц. Позже их стали рисовать тростниковыми палочками на папирусе, а для черновиков использовать провощенные или глиняные дощечки. Таким образом, поскольку письменность Древнего Египта развивалась, иероглифы стали видоизменяться. Требовались более простые изображения, чтобы быстро наносить их. Но поскольку древние египтяне считали, что письменность им даровал бог Тот, иероглифы оставались неизменными на протяжении многих веков. Просто их стали употреблять исключительно для написания святых текстов. В этом можно провести аналогию со средневековой Европой: «Муде-нетчер» (Святой язык) был сродни латыни, тогда как для ежедневных записей использовалась иератическая скоропись, похожая на вульгату.

Культура Древнего Египта

Письменность во многом передает мировоззрение и религиозные верования людей этой великой античной цивилизации. Без прочтения «Книги мертвых» или «Текстов саркофагов» невозможно до конца понять изображения на гробницах, да и саму необходимость их возведения. Можно сказать, что египтяне оказали неоценимое влияние на античных греков. Можно лишь вскользь упомянуть «Книги медицины» Имхотепа (2700 до н. э.), «Поучения» Каджемми (2350 до н. э.) или «Поучения Птаххотепа» (2400 до н. э.). В Третьем переходном периоде письменность Древнего Египта пополнилась демотикой. В ней иероглифы были максимально упрощены.

Забвение

В начале нашей эры в Египет проникают христианские миссионеры, для распространения текстов Евангелий использующие более простой греческий алфавит. Однако они, часто местные уроженцы, продолжают говорить на древнеегипетском наречии. То есть записывают звуки древнего языка греческими буквами. Так рождается коптское письмо, которое использовалось египетскими христианами вплоть до начала двадцатого века. Эллинистическая эпоха и завоевание Римом внесли свой вклад в то, что древнеегипетская письменность была постепенно забыта. Последние иероглифы были выбиты на стене храма Изис на острове Просопитида. К пятисотому году нашей эры никто уже не знал этого письма.

Шампольон и Розеттский камень

Лишь в 1824 году молодой ученый из Гренобля смог расшифровать письменность Древнего Египта. А помог ему в этом… камень! Его обнаружил в 1799 году недалеко от Александрии французский дипломат Бушард. Этот обломок черной каменной плиты имел на своем отполированном боку царский декрет Птолемея V. Еще один текст, который мы не можем прочесть? Нет! Эпоха правления Птолемеев относится к эллинистическому периоду, когда греческий язык ходил наравне с египетским и имел статус официального. А потому царский декрет был написан трижды. Вверху - древними иероглифами, посередине - упрощенной демотикой, и внизу – по-гречески. Имея ключ (классический эллинистический язык), французский ученый Шампольон смог расшифровать и тайну древнеегипетских письмен.

Одной загадкой стало меньше, однако у ученых, работающих с египетскими текстами, остается еще очень много работы.

www.syl.ru

История возникновения древних иероглифов Египта

Слово «иероглиф» происходит от греческого «Хиерос» («священный») и «глифос» («слова» или «знаки»). Впервые обозначения были использованы философом Климентом Александрийским в период с 150 по 230 г. н.э.

Что означают иероглифы древнего Египта

Древние египтяне называли их «мджу нетжер», что означало «божественные слова». Первые знаки иероглифического письма Древнего Египта были найдены на украшениях и посуде, изготовленной из слоновой кости, керамических сосудов и глиняных оттисков. Датируются знаки додинастическим периодом правления (приблизительно с 3400 по 3200 г. до н.э.). Последняя надпись нанесена на фрески храма Филе в 394 г. н.э.

Чтение иероглифов Древнего Египта так и осталось бы загадкой для человечества, если бы в начале XIX века француз Жан-Франсуа Шампольон (1790-1832) не перевел запись на Розеттском камне и не составил систему египетского письма.

Возникновение древних иероглифов в Египте

О зарождении и развитии египетского письма известно немного. Во время возведения храмов в Абидосе уже использовалиьсь короткие фразы. Они предвещали появление полноценного языка. Однако многие проектировщики не владели в совершенстве языком и нуждались в обучении. Из-за этого возникли теории о том, что строительство в Египте вели представители внеземных цивилизаций.

Некоторые ученые полагают, что древние египтяне заимствовали идею письма из Месопотамии. Поскольку на товар, привезенный из соседних государств, были нанесены знаки маркировки – веса и производства, они посчитали этот способ удобным для передачи информации. Но их письмо претерпело существенные изменения и совершенно не походило на скриптические шифры соседей.

Другие считают, что иероглифическая письменность зародилась в Древнем Египте и потом распространилась на территории других государств. Доказательством этого служат папирусы, датируемые периодом правления царя Скорпиона I примерно 3400 г. до н.э.

Письменность в Месопотамии формировалась протяженный период времени. «Логограмм» (картинка, обозначающая слово) был изобретен еще в 8000 г. до н.э. Путь от логограмм до фонетической письменности занял около 5 тысяч лет. Иероглифические записи получили широкое распространение только в 3200-3100 г. до н.э. Короткие словосочетания на египетском языке можно обнаружить в Абидосе. Однако смысл их зачастую перевести невозможно. Одним из самых узнаваемых иероглифических знаков были «зигзагообразные линии», обозначающие «воду». О существовании письменности в Древнем Египте в ранне династический период свидетельствуют артефакты времен правления фараона Нармера. Окончательно сформировался язык к моменту строительства пирамид пятой династии.

Иероглифы Древнего Египта фотоРасшифровка иероглифов Древнего Египта

Влияние Меспотамии на письменность Древнего Египта

Прямой связи между сценарием развития иероглифического языка в Месопотамии и Египте не выявлено. Не исключено, что египтяне решили разработать собственную систему письма после того, как увидели, как полезно примение этого изобретения на практике. Существуют некоторые доказательства влияния Месопотамиии на додинастическую культуру Египта. Это использование цилиндрических печатей и изображений мифических зверей на артефакта Нармера. Также вполне возможно, что развитие письменности на каждой территории шло параллельно. В основном, этому способствовало улучшение торговых связей.

Написание иероглифов занимает много времени и требует мастерства и знаний. Во времена правления I династии фараонов (примерно в 2900 г. до н.э.) древние египетяне разработали упрощенную систему письма, известную как «иератическое». Знаки в ней были значительно упрощены и наносились на папирус. Сфера их применения – религиозная и монументальная архитектура, учет расходов и доходов государства. В VII в. до н.э. в обществе зародился «простонародный язык», который был похоэ на иератическое письмо и использовался для художественных и экономических текстов.

Древние иероглифы Египта фотоДревние иероглифы Египта

Строительство Александрийской библиотеки в Египте

В период правления династии Птолемеев (305-330 г. до н.э.) Египет находился под властью греческих правителей, род которых восходил к освободителю Александру Македонскому. Александрия стала единственным городом древнего мира, который мог конкурировать по величию и славе с Римом. Птолемеей I построил Великую Библиотеку, поскольку он верил в то, что греческая культура будет величайшей в мире, и мечтал о том, чтобы соединить египетскую культуру с греческими достижениями. Смешение культур привело к возникновению новых иероглифических знаков, владели знаниями о которых только высокие священники. Язык усложнился, создавались новые коды и сочетания, смысл которых был доступен только немногим избранным.

Римский амфитеатр Александрии (Египет). ФотоРимский амфитеатр Александрии (Египет)

Последняя запись на иероглифах Древнего Египта

В 206 г. до н.э. на территории Верхнего Египта произошло восстание. Сила греческой династии, которая была достаточно непопулярна у египетского народа, ослабла. Для того чтобы сохранить порядок власть прибегла к помощи Римской империи. И эта стратегия достаточно хорошо работала, пока Клеопатре не изменила удача, и она потерпела поражение в битве при Акции от Октавиана (императора Августа) в 30 г. до н.э. Египет стал провинцией Рима. Граждан обложили непомерными налогами и предоставили даже меньше автономии, чем другим территориям.

В 391 г. н.э. римский император Феодосий приказа закрыть все языческие храмы в Египте. Это, по сути, означало уничтожение иероглифического языка, который использовался при проведении религиозных обрядах и при строительстве архитектурных памятников. Последние иероглифы Древнего Египта были использованы при написания текста в 394 г. до н.э.

Гробница фараона Рамзеса IIIГробница фараона Рамзеса III

drevniy-egipet.ru

История письменности древнего Египта: письма Амарны

Письма Амарны Древний Египет фотоПисьма Амарны

В 1887 году на сельскохозяйственных полях во время сбора урожая одна женщина случайно нашла глиняную доску. После проведения экспертизы оказалось, что это таблица букв Амарны. Содержание текста на клинописи Вавилона указывало на наличие дипломатической переписи между Эхнатоном и его отцом Аменхотепом III и другими царями. Письма отражают важный период в истории письменности древнего Египта.

Что такое письма Амарны

Письма Амарны представляют собой глиняные таблички в форме письма периода Нового царства. Документы были составлены при фараонах Аменхотепе III и Эхнатоне. Некоторые строки написы во время правления Тутанхамона.

Подписывались документы с другой стороны царями Сирии и Палестины, а также египетскими феодалами. Заключение сделок касалось обмена подарками, решения споров, заключения брака. Впервые они были были найдены в конце XIX века крестьянами при проведении работ в Амарне, недалеко от восточного берега Нила, между древними столицами Мемфис и Фивы (современные Каир и Луксор).

Перед археологами встал сложный вопрос: если в этом месте была обнаружена одна табличка, тогда другие могут найти местные жители и продать их. Было решено инициировать раскопки на месте существования древней столицы  — Амарна. Всего было найдено 382 подобных письма, которых назвали «Таблицы Амарны». Артефакты с 2300-летней историей письменности древнего Египта разместили в музеях Египта и Америки.

Только за 1891-1892 годы были найдены 21 фрагмента писем Амарны. Полная версия из 358 писем была опубликована в 1907 и 1915 годах. В 1970 ученый Энсон Р.Рейни опубликовал оставшиеся письма.

В Музее древностей Берлина размещено в коллекциях около 200 писем.

Хотя Египет прославился иероглифами и папирусами, большинство документов Амарны были привезены из других государств. Написаны они были аккадской клинописью на глиняных табличках. Большинство найденных из них в 1887 году датируются временем правления фараона – еретика Эхнатона. Его сопровителем называют его прекрасную жену Нефертити.

Переписка касается вопросов торговли, семейных отношений и социальной иерархии. Некоторые из них имеют форму приказа, исходящего от царей. Другие – от придворных и написаны более простым языком.

В письмах Амарны указаны данные про качество образования в Сирии и княжестве Ханаана. Послание царя Ябирити к Аменхотепу III рассказывает о времени получения им образования в Египте. Оно открывает характер взаимоотношения между царственными особами, смирение перед фараоном Египта. Он пишет: «раба Твоего, прах ног твоих, у ног господина моего, царь мой, семь раз и еще семь раз я падаю ниц пред тобой».

История письменности Долины царей Египта

Египет фото. Долина царейИ сегодня египетские секреты продолжают открывать случайно. Совсем недавно нога одного путешественника случайно скользнула и провалилась в могиле в Западной пустыне. Так были открыты письма Амарны в Фивах. Дата их составления около 1391 – 1353 г. до н.э. — правление Аменхотепа III) и 1353 – 1336 г. до н.э. – Эхнатона. Кроме 382 табличек, переданных в музеи, предполагаются, что существуют и другие. Скорей всего они хранятся в частных коллекциях.

В основном, их содержание можно разделить на две части. Написаны письма правителями Ассирии, Арцавы, Вавилонии, Хеттского царства и Алашия (современный Кипр) с обращением к царям Египта.

Вторая более крупная группа источником письменности Древнего Египта описывает порядок разрешения споров между Египтом, Сирией и Палестиной. В них содержаться условия ведения политики, совершения дипломатических браков, торговли стеклом, железом и золотом. Указано, что Аменхотеп III был могущественным царем, о чем свидетельствуют переговоры о его женитьбе на дочери иностранного правителя. Также очевидно, что каждый правитель имел равное положение с другими. Многие письма начинаются со слов «брат». Например:

«Для Нафурурия, царя египетского, моего брата. Пишет Бурнабуриаш, царь Кардуниаш, твой брат. Благословен дом твой, жены ваши и дети, ваши лошади и ваши колесницы… привет!«

Сначала на важность писем Амарны не обращали внимание. До того как одна женщина, обрабатывая землю вдоль реки Нил в деревне нашла глиняную табличку и заявила об этой находке, было найдено несколько артефактов, которые были проданы частным лицам по цене от 10 пиастров.

Профессор Арчибальд Генри Сейс, ответственный за факт установления исторической ценности письменных источников Египта, заявил, что они являются фальшивками. После того как проведение экспертизы было поручено Уоллису Баджу, который был помощником куратора Британского музея, было установлено, что письма Амарны являются важным археологическим материалом:

«На крупном фрагменте я смог разобрать слова: «На-ни-му-рия-я Шар Мату Ми», что означает «Ниммурия, царь Египта». Я был уверен, что эти таблички подлинные и имеют большое значения для истории письменности Древнего Египта».

Нибмуария был известен не иначе как Аменхотеп III,  как отец фараона – еретика Эхнатона (Аменхотепа IV).

После аутентификации ряда документов Бадэем, Египетский музей, Лувр в Париже и Берлинский музей попросили предоставить им часть экспонатов.

После, исследователь Флиндер Петри открыл реальное место, где были первоначально найдены таблички – в Амарне. Город был построен при Эхнатоне и являлся столицей Египетской империи до смерти фараона. Этот район Министерство древностей Египта определило как «Дом переписки фараона», то есть в современном понимании кабинет внешней политики при царе.

Таблички Амарны собраны в музеях:

  • Музелери, Стамбул (Турция). Найдены в Тель-эль-Хеси, Палестина.
  • Музей Ашмола, Оксфорд.
  • Британский музей, Лондон (Великобритания).
  • Музей Ашмола, Оксфорд
  • Британский музей, Лондон
  • Каирский музей
  • Лувр, Париж
  • Музей Метрополитен, Нью-Йорк
  • Музей дю Синкунтенэр, Брюссель
  • Восточный институт, Чикаго
  • Пушкинский музей, Москва
  • Музей древностей, Берлин

Письма содержат:

  • Царь Вавилона предлагает в обмен на свою дочь золото (экспонат EA 3)
  • Бурнабуриаш жалуется Эхнатону на купцов (EA 8)
  • Бурнабуриаш пытается получить больше золота от Эхнатона (EA 7)
  • Бурнабуриаш просит больше золота (EA 9)
  • Письмо от короля Кипра (EA 35)
  • Письмо Тушратта, царя Митанни (EA 17)
  • Тушратта подарил статую культа Иштар Аменхотепу III (EA 23)
  • Тушратта отправил письмо царице Тии (EA 26)
  • Тушратта желает Эхнатону здоровья
  • Обмен подарками с Ашур-убаллит (EA 16)

Другая переписка отражает обращения государств, которые формально были под властью Египта. Они содержат обращение за помощью к фараону:

  • Азиатский князь Ябитири информирует фараона Египта
  • Тирский царь Аби-Милку и царь Сидон
  • Риб-Адди из Губла неоднократно умолял прислать ему подмогу (EA 75, EA 79, EA 137)
  • Япаху Газера предупреждает фараона о мятеже (EA 298)
  • Абду-Хеба из Иерусалима защищает свое имя и образается с просьбой о помощи против Хапиру (EA 286)
  • Паби, князь Лахисский, информирует Эхнатона о заговоре.

drevniy-egipet.ru

Письменность и знания древних египтян. Этапы развития языка. Эволюция науки и медицины

Цивилизация, которая возникла вдоль берегов Нила более 4000 лет тому назад, хранит в себе множество тайн. Благоприятные условия этой области, мягкий климат способствовали очень раннему развитию различных отраслей науки и искусства. Письменность и знания древних египтян - предмет исследования многих ученых мира. Первые тексты из числа дошедших до нас были созданы примерно в 3000 году до н. э., более поздние эволюционировали и представляют собой памятники искусства и истории. Что же, рассмотрим их более подробно и разберемся с тем, какие тайны оставила после себя древнейшая цивилизация.

Общие представления о языке и навыках

Все сведения, которые мы сегодня имеем о Древнем Египте, получены в результате археологических раскопок. Были найдены различные документы, составленные на мертвых языках. Их дешифровкой занимались не одно десятилетие. В них содержалась информация обо всех сферах жизни в рамках этой цивилизации, начиная с законов и церковной службы, заканчивая рецептами приготовления блюд. Получается, что письменность и знания древних египтян, которые мы можем изучать сейчас, неразрывно связаны между собой. Дешифровав грамматику этого народа, мы сможем открыть большую часть его тайн. Потому именно с истории письма мы и начнем, разделив ее на четыре основных периода.письменность и знания древних египтян

Период первый: иероглифы

Древняя письменность египтян появилась еще в додинастический период, когда как такового государства даже не существовало. Однако боги и жрецы для этого народа были чем-то сакральным и неприкосновенным всегда, и именно благодаря представлениям об этих «властелинах мира» египтяне создали свою первую систему письменности. Иероглифика Древнего Египта сильно отличалась от современной китайской или японской. Это были разноцветные картинки (сегодня мы находим их одноцветными из-за разрушительного влияния времени), которые изображали предметы, события, людей. Словом, люди рисовали то, что видели, немного упрощая объекты. Написание иероглифов могло иметь любое направление – справа налево или наоборот, иногда даже сверху вниз. Главное, чтобы результат был красивым.

Период второй: иератика

Эллинистический период для Египта тесно связан с Грецией и Римской империей. Помимо обменов военным опытом, произошла языковая ассимиляция. Письменность и знания древних египтян систематизировались благодаря алфавиту, который пришел из античной Европы. Появился первый тип скорописи – иератика. Тогда этот новый литературный язык был доступен лишь сливкам общества, и на нем составлялись священные тексты и юридические акты.древняя письменность египтян

Третий этап развития: демотика

На рубеже эр ассимиляция уже происходила в населении Древнего Египта. Сюда нахлынули арабы, принесшие свои традиции, верования и, конечно же, язык. Среди всех слоев народа стал популярен принципиально новый тип письма – демотический, который по внешнему виду напоминает современный арабский. На нем и составлялись публичные документы, литература общего доступа, биографии и памятки. Тем не менее иератика до сих пор была официальным письмом страны и использовалась в богослужении и юрисдикции.

Четвертый период: коптский язык

Это последний этап развития древнеегипетской речи и письменности, который пришел на смену демотике. В отличие от предшественников, коптское письмо имело свой алфавит, иную манеру произношения, написания, сложения слогов и слов в предложение. Во многом этот язык похож на греческий, но его относят к афразийской языковой семье. Письменность и знания древних египтян, которые относятся к более ранним периодам, ученые смогли расшифровать лишь благодаря коптской скорописи. На этот язык египтяне переводили более старинные документы и сводки своих предков. До 19 столетия язык коптов использовался в богослужении, а позже уже был определен в ряды мертвых.знания древних египтян

Пирамида – хранилище тайн

Знания древних египтян стали основой для современной науки. Ни одна из цивилизаций так не продвинулась, как эта, и ни в одной точке мира в то время не существовало столь развитой бытовой системы. Именно в записях, которые хранились в этих сооружениях, мы находим первые медицинские пособия. В них рассказывается о том, как врачевать черепно-мозговые травмы, расписано, какие травы лечат нас от тех или иных недугов. Египтяне знали, что такое звезды на небе, почему они появляются ночью и куда пропадают днем. Кроме того, древнеегипетская математика – это то, что мы учим сегодня в школе. Объемы фигур, соотношение массы и параметров, уравнения с неизвестными и дроби – все это было изобретено именно в долине Нила.

fb.ru

Как возникла письменность Древнего Египта: глиняные таблички

Слоновые кости, керамические сосуды и глиняная печать, содержащие древнюю письменность Египта раннего периода, были найдены в Абидосе, в 300 км к югу от Каира. Датированы артефакты 3400-3200 до н.э., что означает, что находка представляет одним из самых старых примеров египетской письменности.

Рисунки, каждый размером 2 на 1,5 см, содержат один из четырех иероглифов, найдены исследователями из Немецкого археологического института в Каире в гробнице додинастического царя Скорпиона I.

Дата возникновения экспонатов выявлена после проведения радиоуглеродного анализа чернил на керамическом сосуде – 3200 г. до н.э.  Другие предметы – 3400 г. до н.э. Эта находка подвердила теорию о том, что ранние логографы, пиктографические символы, появились как первые сложные фонетические символы в Месопотамии до возникновения иероглифов.

Древние иероглифы Египта фотоДревние иероглифы Египта

Денис Шмандт-Бессарат, профессор Техаского университета в Остине, объясняет следующим образом причины распространения письма из Месопотамии в Египет. Существует научные доказательства зарождения эволюции на территории Месопотамии примерно в 8000 г. до н.э. Развитие шло шаг за шагом. Глиняные таблички различных форм были использованы для подсчета товара при проведении обмена среди сельскохозяйственных общин с 8000 до 3000 до н.э. Обнаруженные срипты совпадают по времени возникновения с зарождениемгосударства древний Египет около 3200 г. до н.э. Жетоны и письма выполняли однородную функцию.

Оба вида служили для учета одних видов товаров: рогатового скота, масла, текстиля, зерновых. Письменность впервые появляется на жетонах, имюющих определенную маркировку. Вероятно, около 3100 г. до н.э. в Месопотамии возникает класс чиновников, которые вносили данные в бухгалтерские табличны, получали и распределяли товары. Их имена записывались в форме логографических надписей. Имена писали фонетическими звуками. Это привело к тому, что в течение нескольких столетий была разработана клинописная система письма (1 знак = 1 слог). Использовалась она в древнем Вавилоне и ассирийцами.

В данный период времени в древнем Египте еще не существовало данных бухгалтерского учета в письменном виде. Логично предположить, что фонетическое письмо пришло в Египет около 3100 г. до н.э. Написание было заимствовано у Месопотамии. Кроме того, существуют исторические данные о влиянии культуры Месопотамии на развитие древней цивилизаии около IV тыс до н.э. Об этом свидетельствует присутствие в искусстве Древнего Египта черт, присущих природе Месопотамии. Изображение фантастических животных, обитающих на территории Месопотамии,  наличие цилиндрических печатей, уникальные символы власти.

Иероглифы Древнего Египта фотоИероглифы Древнего Египта

На слоновой кости, обнаруженной в Абидосе, указано количество и географическое происхождение конкретных товаров. Эти описания являлись прототипами современных этикеток, прикрепляемых к контейнерам и коробках На них указывался обменный товар: зерно или ткани.

На глиняной печати и в чернильных надписях также указано происхождение товара. Данная информация свидетествует о политической организации и системе распределения ресурсов в додинастическом Верхнем Египте.

Сегодня около 70% додинастических иероглифов переведены. Джим Аллен, сотрудник музея Метрополитен в Нью-Йорке, рассказал, что подобные иероглифы представляют собой ребус подобный современному японскому письму. Значения изображались на них в виде рисунков. Вначале фонетические символы указывались, например, как «я верю» — пчела, глах, лист.

Иероглифы Абидоса предшествовали сложным иероглифическим формам, обнаруженным на более поздних достопримечательностях, как Турин и Метжен.

В археологии принято считать, что новые раскопки создают множество новых вопросов и проблем, которые необходимо решать. Среди них: основывалось ли позднее фонетическое письмо на иероглифах, пришедших из Месопотамии в 3200 г. до н.э.? Однако ученые неизменно движутся к разгадке тайны: пришло ли письмо в древний Египет из Шумерии или развивалось самостоятельно?

drevniy-egipet.ru

Письменность Древнего Египта: три основные системы

письменность Древнего ЕгиптаТуристы, приезжающие в современный Египет, часто с трудом могут поверить, что именно эта земля, где сейчас построено множество отелей, а крикливые торговцы навязывают свой товар, когда-то была колыбелью интереснейшей культуры. Письменность Древнего Египта и по сей день интригует исследователей неразгаданными тайнами.

alt

Три системы

системы письма в Древнем ЕгиптеВ Древнем Египте использовали сразу три системы письма: помимо известных всем иероглифов применялись также иератическое и демотическое письма. Ни одна из разновидностей письма не замещала остальные, все они использовались в течение долгих веков. Однако основным видом египетского письма принято считать иероглифику – просто потому, что примеров ее до наших дней дошло больше, поскольку иероглифы выбивались обычно на камнях, которых сохраняются куда лучше, чем папирусы.

В религии древних египтян была богиня письменности Сишат, что говорит о том, что письменность имела для людей в то время большое значение. Кроме того, письму покровительствовал бог Тот. Писцы тщательно следили за чистотой письменной речи и уберегали ее от влияния речи разговорной. Конечно, живой язык со временем все равно менялся, но в письменности процесс этот происходит гораздо медленнее, чем в устной речи. Это относится, прежде всего, к консервативной иероглифике, которая использовалась для написания священных, религиозных текстов.

В традиционном понимании египетское письмо представляет собой рисуночное письмо, дополненное фонетическими знаками. Система сложилась на рубеже третьего и четвертого тысячелетий до нашей эры. Самые ранние образцы египетского письма – так называемые «протоиероглифы» - были обнаружены на глиняных табличках в гробнице еще додинастического правителя. Ученые полагают, что эти таблички относятся к XXXIII веку до нашей эры.

alt

Развитие египетской письменности

развитие египетской письменностиПоначалу письменность была пиктографической – использовались миниатюрные изображения предметов. Но со временем значения рисунков стали расширяться, и письмо получило статус идиоматического (смыслового). Например, значок Солнца обозначал уже не просто небесное светило, но и время суток, когда светит Солнце, то есть день. Еще позднее появились знаки, обозначающие не смысл слова, а звуки, из которых оно состоит.

Изначально было около 800 иероглифов, однако уже во время греко-римского владычества в Египте их количество достигло шести тысяч. Иероглифы использовались преимущественно для записи священных текстов и надписей на монументах. В быту применялось более удобное и быстрое иератическое письмо. Иероглифика же постепенно приходила в упадок. С принятием христианства осталось совсем немного людей, умевших пользоваться этой сложной системой. А когда были закрыты языческие храмы, то иероглифическое письмо окончательно пришло в упадок.

alt

Иератическое письмо

письмо в Древнем ЕгиптеНаписание, а, вернее, рисование классических иероглифов требовало времени и сосредоточения. Поэтому уже по время правления первой династии появилось иератическое письмо – своеобразная скоропись. Принципиально близкое к иероглифике, такое письмо имело свои особенности. Например, тексты всегда писали справа налево (лишь поначалу практиковалось вертикальное написание).

Поначалу от традиционных иероглифов отличался лишь внешний вид знаков, обусловленный быстротой написание и использованием для этого специальной кисти. В дальнейшем изменились способы употребления знаков. Это письмо использовалось для написания документов, текстов по медицине, математике, религии. Одним словом, сфера применения скорописи была очень широкой. Однако до наших дней дошли лишь немногие образцы текстов, написанных таким образом – это связано с тем, что писали их преимущественно на папирусе или коже, то есть материалах, которые сохраняются совсем не так хорошо, как камень, использовавшийся для нанесения иероглифов.

Иератика была не столь консервативным стилем, как иероглифика, поэтому от эпохи к эпохе способы начертания знаков и их форма менялось. Это позволяет легко датировать находки, определяя, к какому времени они относятся.

В VII веке до нашей эры на смену иератике пришла иная форма египетской скорописи, которая была названа демотикой. Для времени греко-римского владычества характерным стало широкое употребление греческого письма. Это привело к тому, что постепенно иератика пришла в упадок: сначала сфера употребления этой разновидности письма стала ограничиваться лишь религиозными текстами, а затем письмо и вовсе вышло из употребления.

alt

Демотика

древнеегипетская письменность использовалось более тысячи лет, начиная с седьмого века до нашей эры. Название этого вида письма имеет греческое происхождение и переводится как «народное письмо». Знаки писались по горизонтали справа налево. По сравнению с иератикой было увеличено число лигатур, а также слов, для написания которых применялись алфавитные знаки. Также было сокращено до 270 количество самих знаков. В демотике появились и первые опыты по передаче гласных звуков, причем при этом использовались знаки, обозначавшие звуки согласные.

Пользоваться демотическим письмом было, возможно, и просто, а вот дешифровщики сталкивались с серьезными трудностями, пытаясь разобрать древнеегипетские письмена. Почти каждый знак имел по несколько значений и по несколько вариантов написания, что сильно затрудняет дешифровку.

Поначалу демотическое письмо применялось в бытовых целях, а также для написания хозяйственных или юридических документов. Позднее, в эпоху Птоломеев, письмо получило широкое распространение, его использовали для написания самых разных текстов на различные тематики.

Со временем письмо постепенно выходит из употребления: в римский период для написания официальных текстов применяется уже только греческий язык. Существуют памятники письменности, где используются сочетания греческих букв с демотическим письмом, а позже демотика выходит из употребления.

Статьи по теме

www.chuchotezvous.ru