Князь Олег: биография основателя Древнерусской державы. Олег вещий биография


Князь Олег: биография основателя Древнерусской державы

С прихода на земли Киевской Руси князя Олега Новгородского обычно начинают отчислять становление древнерусской державы. Фигура его действительно знаковая, поскольку определила начало новой эпохи, новой эры. Его жизнь, как и смерть, имеет много загадок для историков. Но все же князь Олег Вещий, краткая биография которого будет рассмотрена ниже, – личность довольно интересная для исследователей и обычных любителей старины.князь олег биография

Появление на Руси

Князь Олег, биография которого нам известна лишь вкратце, считается основателем Древнерусского государства. Он являлся родственником легендарного варяга Рюрика, то есть был братом Ефанды – жены полководца. Есть мнение, что был он обычным воеводой, которому викинг безмерно доверял. Иначе разве поручил бы ему увезти своего малолетнего сына? Стоит полагать, что Олег действовал по соглашению с Рюриком, а может, и имел определенную свободу. Так или иначе, но довольно быстро он завладел Смоленском и Любечем, а затем и Киевом. К слову, златоверхий город был им захвачен хитростью: варяг выманил из-за стен Аскольда и Дира (которые также вероятно были викингами) и убил их, объявив себя князем.

князь олег краткая биография

Достижения и успехи

Князь Олег, биография которого рассматривается в данной статье, укрепил власть то ли заручившись поддержкой соседних с Киевом племен славян, то ли покорив их. Он установил для них дань, которая не сильно тяготила людей. Но его воинские успехи были действительно впечатляющими. Походы против хазар избавили русские земли от необходимости платить каганату полюдье. Пал великий Царьград, на вратах которого, согласно летописи, князь прибил свой щит. В результате русские купцы могли без пошлин торговать с Византией, получать от нее всяческую поддержку. Таким образом, князь Олег Вещий, краткая биография которого рассмотрена выше, имеет больше заслуг перед Русью, чем Рюрик. Тем более, что о родоначальнике княжеской династии практически ничего не известно.

Поход на Царьград

Князь Олег, краткая биография которого освещена в Повести временных лет, – личность незаурядная. Он организовал знаменитый поход на Константинополь, после которого получил свое прозвище – Вещий. Летопись гласит, что он отправил в город огромное войско на двух тысячах ладьях. В каждой лодке помещалось по четыре десятка дружинников. Император велел закрыть ворота столицы, оставив на растерзание врагам пригороды и деревни. Но киевский князь велел прицепить к кораблям колеса, на которых войско дошло до ворот Царьграда. Византийцы были в недоумении, поэтому сдались, предлагая Олегу щедрую дань и мир.князь олег вещий краткая биография

А был ли поход?

Князь Олег, краткая биография которого найдется практически в каждом учебнике истории, – фигура противоречивая. У исследователей есть больше вопросов, нежели ответов о его жизни. Например, факт похода на Византию кажется недостоверным. Все потому, что авторы из Константинополя детально описывали все нападения на их страну, но о походе Олега они не упоминают. Кроме того, возвращение из Царьграда Олега и Владимира Великого очень похожи. Возможно, это описание одного и того же события. В то же время после Олега в южный город ходил и Игорь, который также одержал победу. Об этом заявляют и европейские авторы, которые вели хроники тех лет.киевский князь олег биография

Была ли змея?

Киевский князь Олег, биография которого известна еще и с уроков литературы, умер так же загадочно, как и появился на Руси. В той же Повести временных лет описывается, что когда-то волхв предрек ему смерть от любимого коня. Варяг был суеверным, поэтому сел на другое животное, а любимца поручил слугам, приказывая заботиться о нем до его смерти. Вспомнил правитель о нем во время пира, но оказалось, что лошадь давно погибла. Печалясь о любимце и злясь, что поверил волхвам, князь отправился к костям. Но когда он наступил на череп, увидел змею, которая тут же ужалила его в ногу. Олег скончался от яда.русский князь олег биография

Князь Олег, биография которого давно изучена, мог погибнуть другой смертью. А сказание о лошади и змее, возможно, позаимствовано из саги об Орварде Одде. Хотя некоторые ученые считают, что герой скандинавских сказаний и Вещий Олег являются одним и тем же лицом. Но есть несколько фактов, которые позволяют задуматься о том, мог ли быть сюжет о гибели князя правдивым. Среди них следующие:

- Могла ли змея прокусить кожаный сапог, который носили знатные люди на Руси? Скорее всего, нет, или Олег пришел на гору к костям коня босым?

- А что если змея прыгнула и укусила князя выше голенища сапог? Но на территории Украины в районе Киева таких гадюк нет!

- Как правило, змея, прежде чем ужалить, шипит и пытается уползти. Мог ли это не заметить Олег или его приближенные?

Как вариант, князь погиб от яда, но змею ему подсунули нарочно либо отравили Олега заранее. Установить, где истина, к сожалению, невозможно.князь олег биография

Еще несколько интересных фактов

Русский князь Олег, биография которого читателю уже известна, упоминается не только в летописях Киева и Новгорода. Аль-Масуди (арабский автор) говорит о неудачном походе русов (500 кораблей!) на челе с Олвангом и Ал-диром на Персию. Часть добычи они отдали хазарам, но последние предали их и перебили всех. Там погибло около тридцати тысяч дружинников, а кто отступил за Каспий, были перебиты волжскими булгарами. Таким образом, легендарный князь погиб в походе, как и подобает отважному варягу.

Вот такой он, умный и воинственный князь Олег. Биография его полна белых пятен, из-за которых вокруг этой фигуры сохраняется ореол загадочности и таинственности. Возможно, время найдет ответы на все вопросы.

fb.ru

Олег Вещий - биография

Князь Олег – первый правитель Древнерусского государства. После смерти Рюрика с 879 г. властвовал на территории Северной Руси, захватил в 882 г. Киев и объединил земли Северной и Южной Руси в единое государство – Киевскую Русь.

Олег – биография (жизнеописание)

Политическая деятельность Олега оказалась удачной: он расширил территорию Киевского княжества, подчинив многие народы Восточной Европы, а также совершил успешный поход на Константинополь в 907 г., после которого заключил выгодный торговый договор с греками.

Образ князя Олега, прозванного русским летописцем Вещим, стал чрезвычайно популярным в русской культуре – поэзии, литературе и изобразительном искусстве, но вместе с тем эта историческая фигура является одной из самых спорных и сложных для научного исследования. Даже считающиеся наиболее достоверными самые ранние русские летописи, составленные на рубеже XI – XII вв., некоторые основные факты биографии Олега сообщают противоречиво. Многие летописные сюжеты, связанные с этим князем, отражают исторические предания устного, фольклорного и даже мифоэпического характера, имеющие параллели в культуре других народов.

Князь или воевода?

Как заметил В. Я. Петрухин, наиболее полно жизнь Олега освещена в летописи Повесть временных лет (нач. XII в.). В 879 г. в связи со смертью Рюрика в этой хронике впервые сообщается об этом князе. Княжение перешло к нему как к «родичу» Рюрика и опекуну над Игорем – малолетним сыном северорусского правителя. О степени их родства в большей мере, видимо, позволяет судить Иоакимовская летопись (XVII в.), на основании сведений которой В. Н. Татищев считал, что Олег был шурином Рюрика, «урманским князем» из Швеции.

В Новгородской первой летописи, наиболее близкой к Начальному своду 1090-х гг., лежащему в основе самых древних русских хроник, Олег – не князь, а воевода при уже вполне взрослом князе Игоре. Соответственно, и захват Киева – совместное мероприятие Игоря и Олега.

Хронология событий, в которых участвует Олег, в новгородском летописании «запаздывает» по отношению к той, которую отражает Повесть временных лет. Так, знаменитый поход Олега на Константинополь 907 г. здесь датируется 922 г. Впрочем, исследователями давно признана условность ранних летописных датировок и их «зависимость» от дат греческих хронографов, с которыми «сверялись» древнерусские авторы.

Первая «столица» Олега?

Этот вопрос напрямую связан со статусом Олега и возрастом Игоря. Так, крупнейший исследователь русского летописания А. А. Шахматов полагал, что Олег и Игорь независимо друг от друга правили: один в Киеве, другой – в Новгороде. Предания об обоих соединил автор Начального свода, который и «сделал» Олега воеводой при Игоре. Составитель же Повести временных лет «вернул» ему княжеский титул. Для того чтобы объяснить одновременность двух князей, летописец и показал Игоря младенцем на руках Олега.

Но где же «сидел» Олег до захвата Киева? Летописи об этом прямо не говорят. Подразумевается, что после смерти Рюрика там же, где находился последний, то есть в Новгороде. Но ведь есть источники, например, Ипатьевская летопись, которые указывают и на Ладогу, как первую резиденцию Рюрика. Да и «одна из могил» Олега летописным рассказом приурочена к Ладоге.

Известный польский ученый Х. Ловмяньский предположил, что первой резиденцией Олега была Ладога, а затем он сделал местом своего пребывания Смоленск, учитывая его роль как важного торгового центра. Правда, сам же историк и указал на слабое место в своей гипотезе: Смоленск не был упомянут летописью в списке важнейших городов, подвластных Киеву (907 г.). Да и подчинил себе Олег Смоленск незадолго до киевских событий.

Как Киев стал «матерью городам русским»

По сообщению Повести временных лет Олег в 882 г., собрав воинов от многих народов, проживавших на севере Руси, выступил в поход на юг. «Приняв власть» в Смоленске и «посадив в нем своего мужа», захватил далее Любеч. Теперь путь Олега лежал на Киев. В Киеве правили Аскольд и Дир, бывшие дружинники Рюрика, отпущенные им в 866 г. в поход на Византию и осевшие здесь после возвращения из похода. Олег спрятал своих воинов в ладьях и на берегу, а сам послал за варягами, велев им передать, что они, мол, купцы, идут к грекам от Олега и княжича Игоря, «придите к нам, к родичам своим». В Никоновской (Патриаршей) летописи (XVI в.) для убедительности добавлено, что Олег сказался больным и, видимо, поэтому приглашает к себе правителей Киева.

Когда Аскольд и Дир явились на место встречи, Олег, обвинил их в том, что они не имеют прав на княжение в Киеве, в отличие, как раз, от него и Игоря – сына Рюрика. По его знаку выбежавшие из засады воины убили Аскольда и Дира. Далее, судя по всему, уже бескровно Олег утвердил свою власть над Киевом.

Военная хитрость Олега, а именно западня, устроенная «лжекупцами», находит аналогии в эпосе других народов (египетские, иранские, античные, западноевропейские параллели), что позволило некоторым исследователям видеть не историческую достоверность, а фольклорный характер соответствующего предания о взятии Киева Олегом.

Оценив выгодное стратегическое положение Киева и на пути «из варяг в греки», и в центре нового объединенного государства, Олег сделал этот город столицей. Стольных городов на Руси было немало, но именно Киев с легкой руки князя стал «матерью городам русским». Как показал известный исследователь А. В. Назаренко, это летописное выражение было калькой с греческого эпитета Константинополя и его использование «указывало на значение цареградской парадигмы для столичного статуса Киева».

Последующие годы (883–885) Олег посвятил завоеванию соседних с Киевом славянских народов на правом и левом берегах Днепра – полян, древлян, северян, радимичей, забирая их из под дани «неразумных хазар» и включая в состав Древнерусского государства. Но для честолюбивого русского правителя главным соперником и самой желанной добычей, конечно же, был Константинополь.

Щит на вратах Царьграда

В 907 г. по сообщениям Повести временных лет Олег, собрав огромное, 80-тысячное, войско из варягов и воинов подвластных Руси славянских и неславянских народов, на кораблях, число которых достигало 2000, двинулся на Царьград.

Греки перекрыли цепью доступ вражеским кораблям в гавань Константинополя. Тогда изобретательный Олег приказал водрузить корабли на колеса. Попутный ветер погнал неисчислимую армаду к стенам византийской столицы по суше. Греки испугались и запросили мира. Коварные ромеи вынесли Олегу угощение – вино и яства, но русский князь отказался от них, подозревая, что они отравлены. Он потребовал большую дань – по 12 гривен на каждого воина и в знак победы повесил свой щит на вратах Царьграда. После этого похода прозвали Олега Вещим.

Но состоялся ли поход Олега?

В историографии издавна утвердились кардинально противоположные мнения по поводу того, состоялся ли в действительности поход Олега на Константинополь. Приверженцы идеи о том, что поход имел место, в качестве доказательства ссылаются на достоверность заключенного после него русско-византийского договора 911 г. Но есть серьезные аргументы в пользу мнения о легендарности похода:

  • О походе 907 г. говорят только русские источники, но молчат греческие. А ведь византийские авторы часто и красочно описывали многочисленные вражеские осады и нападения, которым подвергался Константинополь на протяжении веков, в том числе и нападения Руси в 860 и 941 гг.
  • Но и русские источники, описывающие поход Олега, содержат противоречия. Это и разные даты события, и различающийся состав участников войска Олега.
  • Описание похода 907 г. по многим деталям и стилю напоминает описание русской летописью похода князя Игоря на греков в 941 г., а они оба обнаруживают «зависимость» от текста греческой хроники Амартола, рассказывающей о нападении русских 941 г. на Византию.
  • В изложении русского летописца о походе Олега в 907 г. содержатся элементы, признающиеся рядом исследователей фольклорно-эпическими. Например, щит победителя на вратах византийской столицы – эпизод, содержащийся в древнем эпосе других народов, но не встречающийся больше в русских источниках. Большие «подозрения» ученых в искусственности описания похода вызывает сюжет кораблей на колесах, и об этом нужно сказать особо.

Корабли на колесах: метафора или средство передвижения?

Уже на самых древних памятниках искусства – египетских, вавилонских, античных, дальневосточных, можно встретить изображения кораблей на колесницах. Присутствуют они и в эпосе многих народов. Ближайшая по времени аналогия сюжету о кораблях на колесах Олега встречается в произведении Саксона Грамматика «Gesta Danorum» (XII в.), рассказывающем о легендарном датском конунге Рагнаре Лодброке. Многие исследователи сближают два этих сказания.

Но у Саксона вместо кораблей упомянуты медные кони на колесах. О том, что автор метафорически подразумевал корабли, говорят исследователи. В изложении Саксона весь эпизод выглядит неопределенно и туманно, в отличие от ясного и понятного рассказа русского летописца.

Безусловно, права Е. А. Рыдзевская в том, что предание о походе Олега сложилось на Руси, а не в скандинавском мире, его использовал летописец для эффектного рассказа о нападении Олега на Царьград. Другое дело, что предание могло быть занесено варягами в Скандинавию и отразиться в соответствующем эпизоде с Рагнаром у Саксона Грамматика. Но этой же исследовательнице принадлежит мысль о том, что появление кораблей на колесах в летописном сюжете – не дань эпической культовой традиции, а отражение вполне реальной практики в описываемую эпоху. И викинги, и славяне могли рассматривать корабли на колесах как усовершенствованный способ передвижения судов волоком.

Вещий, потому что Олег?

Среди загадок, заданных русскими летописями в отношении Олега, одна из главных – его прозвище. Вещий – предвидящий будущие события! Но если Повесть временных лет дает некоторое основание полагать, что Олег так назван, потому что провидел смертельную угрозу в угощении греков, то новгородская летопись не указывает даже и этого мотива. Читатель летописи не может не задаться вопросом: Как случилось, что Олег, будучи Вещим, свою смерть от коня своего, к тому же предсказанную волхвами, не предотвратил? Что стоит за словом Вещий? Способности? Так он, получается, их не проявил. А может имя?

Древнескандинавская этимология имени Олег – Helgi, не вызывает сомнений у большинства современных исследователей. Оно восходит к слову, общее значение которого – «священный, сакральный» и которое отражало в языческую эпоху сакральность верховной власти. В древнегерманском именослове оно встречается нечасто, потому что давалось только представителям знатных родов. Семантическим ядром корня *hail были понятия телесной целостности и личной удачи. То есть, те качества, которыми должен был обладать конунг, правитель.

Попав в славянскую языковую среду, скандинавское имя неизбежно переосмысливалось. В условиях славянского языческого мировоззрения, для которого представления о личной удаче и судьбе не характерны, на первый план выступили колдовские способности правителя, умение провидеть, предсказывать. Таким образом, по мнению Е. А. Мельниковой, скандинавское имя князя Helgi в восточнославянском мире приобрело двойное отражение: и как фонетическое – в виде имени Ольгъ/Олегъ, и как смысловое – в виде прозвища «Вещий».

Интерпретации прозвища Вещий неминуемо приводили ученых к исследованию обстоятельств смерти князя Олега.

Несчастный случай?

Пожалуй, рассказ о смерти Вещего Олега – это самая интригующая часть летописной биографии русского князя и по сравнению с остальными сведениями в наибольшей степени носит мифоэпический характер.

В Повести временных лет под 912 г. помещен пространный рассказ о том, что еще до византийского похода волхвы предрекли смерть князю от его собственного любимого коня. Олег поверил волхвам, приказал лошадь кормить, но к себе уже не подпускал. Вернувшись из похода, князь узнает, что его конь умер и велел привести себя на место его захоронения. Олег толкнул конский череп ногой, из него выползла змея и смертельно ужалила князя.

По Новгородской первой летописи Олег также умирает от укуса змеи (без упоминания коня), но это происходит в 922 г. и не в Киеве, а в Ладоге. Эта же летопись, по реконструкции А. А. Шахматова, сообщает, что Олег «ушел за море» и умер там. Данные известия летописцы подтверждают и упоминанием о захоронениях Олега – соответственно, в Киеве и Ладоге. Похожий сюжет (смерть от змеи, прятавшейся среди останков любимого коня) существует и в скандинавской саге о норвежце Орвар-Одде. Е. А. Рыдзевская аргументировано показала, что русское летописное повествование о смерти Олега первично по отношению к рассказу саги.

Любопытен лишенный эпических «наслоений» рассказ о смерти русского князя Олега в булгарской летописи Гази-Бараджа (1229–1246 гг.), помещенной в свод «Джагфар тарихы» Бахши Имана (XVII в.). Салахби (так передает восточный источник имя Олега) купил боевого «тюркменского коня по кличке Джилан». При покупке он выронил под ноги коня монету и необдуманно нагнулся за ней. Ахалтекинец, обученный в условиях боя топтать пеших, тут же ударил его копытом и убил наповал.

В исследованиях летописного рассказа о смерти Олега в последние годы наметилась перспективная тенденция рассматривать его мифоэпические истоки сквозь призму распределения властных функций первых русских князей.

Месть Велеса и волхвов

Появление варягов в Восточной Европе внесло серьезные изменения в религиозную жизнь местного восточнославянского населения. Скандинавское общество в этот период исповедовало культ воинской силы и сильной светской власти. Жречество было слабым, а функции жрецов, колдунов и даже знахарей часто брали на себя военные предводители, которые свою власть ни с кем не хотели делить. Известно, что чем больше успех военного вождя, тем больше он стремится узурпировать функции «духовного» сословия. В сагах часто присутствуют мотивы колдовства и знахарства конунгов.

Варяжские князья на Руси также стали брать на себя функции «колдовского» сословия. Судя по прозвищу, первым на роль князя-жреца претендовал уже Олег. Возможно, что он, как и князь Владимир семь десятилетий позднее, руководил жертвоприношениями языческим идолам. Ведь о Владимире «Повесть временных лет» рассказывает под 983 г., что он «пошел к Киеву, принося жертвы кумирам с людьми своими».

Придя к славянам, где сильным было влияние волхвов, варяжские «князья-колдуны» должны были неминуемо вступить с последними в конфликт. Но, нуждаясь в привлечении местных словен, кривичей и чуди в качестве военной силы для решения внешнеполитических задач собирания новых земель, Олег, как пишет Д. А. Мачинский, «принял вместе с «пришлой Русью» местную славяно-русскую религию, основанную на культе Перуна и Велеса». И клятвы Руси в русско-византийских договорах и другие многочисленные источники указывают, что элита древнерусского общества – князь и его окружение, дружина, бояре, отдавала предпочтение «громовержцу» Перуну, покровителю светской воинской власти.

В то же время «остальная Русь», славяне находились в большей мере под влиянием «скотьего бога» Велеса (Волоса). Культ Велеса, бога подземного мира, покровителя сакральной власти, имевшего змееподобный вид, осуществляли на Руси волхвы.

Ответ на вопрос, почему в эпическом предании о смерти Олега, последний умирает от укуса змеи, а саму смерть предвещают русскому князю волхвы, содержится в иллюстрированной Радзивиловской летописи. Миниатюры последней скопированы с миниатюр Владимирского свода 1212 г. Присутствие змеи на миниатюре, когда она выползает из черепа коня и жалит князя, можно при желании понимать только в буквальном смысле. Но присутствие змеи на миниатюре, на которой воспроизведена клятва мужей Олега, позволяет считать, что змея на обеих миниатюрах символизирует змееподобного Велеса (Волоса).

«Несомненно, летописец и художник начала XIII в. были уверены в антропоморфности кумира Перуна и змееобразности Волоса, – пишет Д.А. Мачинский, – Вероятно, миниатюрист также полагал, что Волос-змей, покровитель скота и особенно коней, и змея, жившая в черепе коня и ужалившая Олега, – существа тождественные или родственные». Видимо прав был гениальный Александр Сергеевич Пушкин, что волхвы не боятся могучих владык… особенно при поддержке могущественного Велеса.

Роман Рабинович, канд. ист. наук,специально для портала BankGorodov.RU

Список источников и литературы: см. статью «Рюрик»

www.bankgorodov.ru

Вещий Олег: биография

О князе Олеге, которого называют Вещим, известно очень мало. Большую часть сведений мы можем почерпнуть из летописей: о Вещем Олеге очень много написано в «Повести Временных Лет» и Новгородских летописях.

По одной из версий, Олег был родственником Рюрика и регентом при сыне легендарного варяга – Игоре. По второй - воеводой Рюрика. В 882 году он захватил города Смоленск и Любеч. А потом и Киев, в котором правили братья Рюрика Аскольд и Дир. Хитростью варяги были выманены из города, а затем убиты. Киев же Олег сделал новой столицей Древнерусского государства.

А следом он занялся расширением границ государства. Власть Олега признали поляне, северяне, древляне, ильменские словены, кривичи, вятичи, радимичи, уличи и тиверцы.

Согласно «Повести Временных Лет», в 907 году Олег предпринял успешный поход на Царьград. Византийскую столицу – Константинополь. Именно за эту победу Олег и получил свое прозвище – Вещий. Согласно летописи, он снарядил 2000 ладей по 40 воинов в каждой, что было внушительной армией для тех времен. К самому же штурму он подошел очень нестандартно: приказал поставить ладьи на колеса. Когда подул попутный ветер, на ладьях подняли паруса, и армия двинулась прямиком к стенам города. Летопись говорит нам, что византийцы настолько сильно были впечатлены и испуганы, что сдали город без боя.  В знак победы Олег прибил свой щит к воротам Царьграда и обязал греков выплачивать дань. Но главным достижением этого похода стал торговый договор о беспошлинной торговле между Русью и Византией.

Однако же, многие ученые ставят под сомнение реальность этого похода, считая его легендой. Это связано с тем, что у византийских авторов этого периода нет ни одного упоминания о данных событиях, хотя очень подробно описаны похожие набеги в 860-м и 941-м годах.

В разных летописях сообщаются разные причины смерти Вещего Олега. Самая известная описана в «Повести Временных Лет». Олегу было предсказано, что смерть свою он примет от своего любимого коня. Князь был суеверным, а потому решил сменить скакуна, а любимца поручил слугам. Они должны были заботиться о нем до самой его смерти. Вспомнил Олег о своем любимце во время одного из пиров и задал слугам вопрос о его судьбе. Но оказалось, что лошадь уже давно умерла. Опечалившись и разозлившись на волхвов, сделавших неверное предсказание, Олег отправился к костям. Там Вещего Олега и поджидала его смерть – змея выползла из черепа коня и укусила князя. Легенда о лошади и змее, возможно, имеет более ранние фольклорные корни. Подобная смерть встречается в исландской саге об Орварде Одде.

В Новгородской Летописи упоминается другая причина смерти Вещего Олега – «за морем». Новгородская летопись считается учеными списком еще более ранней летописи, чем «Повесть Временных Лет». И может иметь более достоверные данные о биографии Олега. Тем более, в ее пользу говорят и другие исторические документы -  в сочинениях арабского автора Аль-Масуди, который сообщал о флоте русов из 500 кораблей, вторгшемся в Керченский пролив приблизительно после 912 года.

musei-smerti.ru

Краткая биография Вещего Олега

Олег Вещий (?—912 или 922), князь новгородский (с 879 г.), великий князь киевский (с 882 г.), объединитель Руси.

Варяг по происхождению. Получил Новгородское княжение от Рюрика с наказом позаботиться о его сыне Игоре.

Три года Олег укреплял дружину и собирал ополчение окрестных племён. Выступив из Полоцка (ныне в Белоруссии) с войском, состоявшим из словен, варягов, чуди, мери, веси и части кривичей, по пути «из варяг в греки» он достиг Днепра, мирно подчинил города Смоленск и Любеч (ныне посёлок в Черниговской области, Украина). А затем, подойдя к Киеву, заманил к себе на корабли правивших там князей Аскольда и Дира и убил их.

В 883 г. князь пошёл на запад от Днепра и покорил племя древлян. На следующий год двинулся на восток, в землю племени северян, плативших дань хазарам, установил им «дань лёгкую», а в 885 г. повторил то же с радимичами. Он быстро победил хазар, зато покорение живших по Днестру и Дунаю славянских племён дулебов, хорватов, тиверцев и уличей заняло 20 лет.

Посадив во всех городах свои дружины и защитив Древнюю Русь крепостями, в 911 г. (по русской летописи, в 907 г.) князь двинулся на Константинополь.

Две тысячи кораблей по 40 мужей на каждом ужаснули византийцев. Ограбив окрестности Константинополя, Олег испугал императоров Льва VI и Александра, перевозя по суше свой флот в обход заграждения в заливе Золотой Рог. Князь взял для дружины и всех русских городов выкуп в 48 тыс. гривен золотом, заключил с императорами выгодный для Руси торговый договор и, согласно легенде, прибил на вратах Константинополя свой щит.

По подсчётам летописца, Вещий Олег правил на Руси 33 года. Объединённые племена исправно платили ему дань, на которую содержалась сильная дружина, защищавшая страну от набегов. Богатства Руси прирастали и вольным торгом с Византией.

В Новгородской летописи сказано, что перед смертью Олег пришёл на север и был похоронен в городе Ладога (ныне село Старая Ладога Волховского района Ленинградской области).

Киевский летописец записал предание о смерти Олега близ столицы от укуса змеи.

Именно оно использовано в стихотворении А. С. Пушкина «Песнь о Вещем Олеге».

citaty.su

Олег Вещий — Циклопедия

Олег

Олъг

 

Князь Новгородской Руси

1-й Князь Киевской Руси

Предшественник

Правитель Киева

Дата смерти 912 (922) г.

Олег Вещий — один из известнейших князей Руси, первый из правителей Новгородской Руси. Стал править в Ладоге и будущем Новгороде Великом после смерти Рюрика в Кореле (Карелии) в 879 году. В 882 году объединил её с Полянским Княжеством, которое базировалось в Киеве, названном им «матерью городов русских».

Олег и Игорь при захвате Киева.

[править] Юность и служба

Прибыл с Рюриком в Ладогу и Приильменье между 858 и 862 гг. После смерти Рюрика в 879 году Олег стал единоличным князем Новгородской Руси.

[править] Правление

В 882 году Вещий Олег ходил в походы на Смоленск и Любеч, которые вскоре присоединил к княжеству. Далее он спустился по Днепру и вошёл в киевский порт. Представившись купцом, он позвал к себе князей Киева Аскольда и Дира, последних Рюриковичей, и сказал им:

«Вы неста кнѧзѧ ни роду кнѧжѧ, но азъ єсмь роду кнѧжѧ.» («Вы не князья и не княжего роду, а я - княжего роду.»)

— Олег Вещий

После чего вместе со своей дружиной убил их и захватил Киев. Расширенная Новгородская Русь стала именоваться Киевской Русью. Тогда же Олег произнёс знаменитую фразу:

«... се буди мт҃и градомъ рускими.» («... да будет это (Киев) мать городам русским.»)

— Олег Вещий

882-907 гг. были посвящены расширению княжества. В 883 году были покорены древляне, в 884 — северяне, в 885 — радимичи, а также уличи и тиверцы. Последние два племени были вассалами хазар. Олег значительно понизил налоги, чтобы племена процветали. Подчинение уличей и тиверцев завершило объединение восточных славян.

В 898 году под Киевом проходили угры в ходе миграции на запад. По данным венгерской хроники, князь Альмош разгромил Олега, осадив его в Киеве, и ушёл, лишь когда ему дали 10 тыс. марок серебром.

В 907 году Олег выступил в поход на Константинополь. Его армия состояла из 2 000 ладей по 40 воинов в каждой, то есть на его стороне воевало 80 000 ратников. Император Византии Лев VI Философ приказал закрыть ворота города и загородить цепями гавань, предоставив таким образом войскам Олега возможность грабить и разорять пригороды Константинополя. Несмотря на это, Олег начал штурмовать крепость.

Страница из летописи. Завоевание Киева.

И повелел Олег своим воинам сделать колёса и поставить на колёса корабли. И когда подул попутный ветер, подняли они в поле паруса и пошли к городу.

Испуганные византийцы предложили Олегу мир и дань. Согласно договору, Олег получил по 12 гривен за каждую уключину, и Византия обещала платить дань русским городам. В знак победы Олег прибил свой щит к вратам Константинополя. Главным результатом похода стал торговый договор о беспошлинной торговле Киевской Руси с Византийской империей.

В 911 году князь Олег отправил в Константинополь посольство, чтобы заключить обновлённый договор, правда, не включив в него беспошлинную торговлю.

[править] Встреча с мудрецом

В 909 году волхв предсказал Олегу смерть от собственного коня. Тогда Олег отказался от коня и взял себе нового. В 912 году ему сообщили, что конь мёртв. Олег приехал к его костям, взглянул на череп и сказал:

От этого, что ли, коня я смерть приму?

Из черепа тотчас выползла змея и укусила князя. Тот заболел и умер. По всей Руси, и в Киеве, и в Новгороде, была справлена большая тризна. Народ оплакивал усопшего князя, как ни одного последующего.

[править] Смерть

Согласно легенде, князь Олег погиб в 912 году от укуса змеи, как предсказали ему волхвы. По другой версии он ушёл из Киева в Ладогу, затем — «за море» (в Норвегию), где умер в 922 году.

Поход Олега на Константинополь 907 г. Картина Тихоновского В. Г.

[править] Достижения Олега

В государство Олега входили варяги, чудь, меря, словене,весь, кривичи, поляне, древляне, северяне, уличи, тиверцы. Перед ним трепетала Византия.

[править] Дань

Для Новгорода в 882 году была установлена дань в 300 гривен:

И ѹста́ви варѧ́гомъ дань даꙗ́ти · Ѿ Но́ваго̀рода т҃ гривенъ на лѣто · мира дѣлѧ єже до смерти Ꙗрославлѧ даꙗшє варѧгомъ

В 883 году была установлена дань древлянам:

В лето 6391 начал Олег воевать против древлян и, покорив их, брал дань по чёрной кунице.

[править] Поэма Пушкина

Вещий Олег стал главным героем одноимённой поэмы А. С. Пушкина.

[править] Летописи

Вещий Олег упоминается в «Повести временных лет».

[править] Музыка

«Песня о Вещем Олеге» В. Высоцкого

Также князь Олег — главный герой известной композиции Владимира Высоцкого «Песня о вещем Олеге».

[править] Кино и документальные фильмы

Князь Олег. 01. Первые князья
Новгородские князья Киевские великие князья Владимирские великие князья Московское княжество Русские цари Российские императоры Главы Временного правительства Советский период Президенты Российской Федерации Разное
Рюрик (862—879) • Олег Вещий (879—882) 
Олег Вещий (882—912) • Игорь Рюрикович (912—945) • Ольга (945—957) • Святослав Игоревич (957—972) • Ярополк Святославич (973—978) • Владимир Святославич (978—1015) • Святополк Окаянный (1015—1016) • Ярослав Мудрый (1016—1018) • Святополк Окаянный (1018—1019) • Ярослав Мудрый (1019—1054) • Изяслав Ярославич (1054—1068) • Всеслав Брячиславич (1068—1069) • Изяслав Ярославич (1069—1073) • Святослав Ярославич (1073—1076) • Всеволод Ярославич (1076—1077) • Изяслав Ярославич (1077—1078) • Всеволод Ярославич (1078—1093) • Святополк Изяславич (1093—1113) • Владимир Мономах (1113—1125) • Мстислав Великий (1125—1132) • Ярополк Владимирович (1132—1139) • Вячеслав Владимирович (1139) • Всеволод Ольгович (1139—1146) • Игорь Ольгович (1146) • Изяслав Мстиславич (1146—1149) • Юрий Долгорукий (1149—1150) • Изяслав Мстиславич (1150) • Юрий Долгорукий (1150—1151) • Изяслав Мстиславич (1151—1154) • Вячеслав Владимирович (1151—1154) (соправитель) • Ростислав Мстиславич (1154) • Изяслав Давыдович (1154—1155) • Юрий Долгорукий (1155—1157) • Изяслав Давыдович (1157—1159) • Ростислав Мстиславич (1161—1167) • Мстислав Изяславич (1167—1169) • Глеб Юрьевич (1169—1170) • Мстислав Изяславич (1170) • Глеб Юрьевич (1170—1171) • Владимир Мстиславич (1171) • Михалко Юрьевич (1171) • Роман Ростиславич (1171—1173) • Всеволод Большое Гнездо, Ярополк Ростиславич (соправитель) (1173) • Рюрик Ростиславич (1173) • Ярослав Изяславич (1173—1174) • Святослав Всеволодович (1174) • Роман Ростиславич (1174—1176) • Святослав Всеволодович (1176—1181) • Рюрик Ростиславич (1181) • Святослав Всеволодович (1181—1194) • Рюрик Ростиславич (1194—1201) • Ингварь Ярославич (1201—1203) • Ростислав Рюрикович (1204—1205) • Рюрик Ростиславич (1205—1206) • Всеволод Святославич Чермный (1206) • Рюрик Ростиславич (1206—1207) • Всеволод Святославич Чермный (1207) • Рюрик Ростиславич (1207—1210) • Всеволод Святославич Чермный (1210—1212) • Мстислав Романович (1212—1223) • Владимир Рюрикович (1223—1235) • Изяслав Мстиславич (или Владимирович) (1235) • Владимир Рюрикович (1235—1236) • Ярослав Всеволодович (1236—1238) • Михаил Всеволодович (1238—1239) • Ростислав Мстиславич (1239—1240) • Даниил Романович (1240—1241) • Михаил Всеволодович(1241—1243) • Ярослав Всеволодович (1243-1246) • Александр Невский (1249—1263) 
Андрей Боголюбский (1157—1174) • Михалко Юрьевич (1174) • Ярополк Ростиславич (1174—1175) • Всеволод Большое Гнездо (1176—1212) • Юрий Всеволодович (1212—1216) • Константин Всеволодович (1216—1218) • Юрий Всеволодович (1218—1238) • Ярослав Всеволодович (1238—1246) • Святослав Всеволодович (1246—1248) • Михаил Ярославич Хоробрит (1248—1249) • Андрей Ярославич (1249—1252) • Александр Невский (1252—1263) • Ярослав Ярославич Тверской (1263—1272) • Василий Ярославич Костромской (1272—1277) • Дмитрий Александрович Переяславский (1277—1281) • Андрей Александрович Городецкий (1281—1283) • Дмитрий Александрович Переяславский (1283—1293) • Андрей Александрович Городецкий (1293—1304) • Михаил Ярославич Тверской (1305—1317) • Юрий Данилович (1318—1322) • Дмитрий Грозные Очи (1322—1325) • Александр Михайлович Тверской (1325—1327) • Иван Калита (1328—1340), Александр Васильевич Суздальский (соправитель, 1328—1331) • Семён Гордый (1340—1353) • Иван Красный (1353—1359) • Дмитрий Константинович Суздальско-Нижегородский (1360—1362) • Дмитрий Донской (1362—1389) 
Даниил Александрович (ок.1283—1303) • Юрий Даниилович (1303—1325) • Иван I Калита (1325—1340) • Семён Гордый (1340—1353) • Иван II Красный (1353—1359) • Алексий (Бяконт) (регент), Дмитрий Донской (1359—1389) • Василий I Дмитриевич (1389—1425) • Василий II Васильевич Тёмный (1425—1433) • Юрий Дмитриевич Звенигородский (1433) • Василий II Васильевич Тёмный (1433—1434) • Юрий Дмитриевич Звенигородский (1434) • Василий Юрьевич Косой (1434) • Василий II Васильевич Тёмный (1434—1445) • Дмитрий Юрьевич Шемяка (1445) • Василий II Васильевич Тёмный (1445—1446) • Дмитрий Юрьевич Шемяка (1446—1447) • Василий II Васильевич Тёмный (1447—1462), Иван III (соправитель, 1450—1462) • Иван III Васильевич Великий (1462—1505) • Василий III Иванович (1505—1533) • Елена Глинская (регентша, 1533—1538) • Иван IV Васильевич Грозный (1533—1547) 
Рюриковичи: Иван Грозный (1547—1584) • Фёдор I Иванович (1584—1598)

Годуновы: Борис Годунов (1598—1605) • Фёдор II Борисович (1605)Смутное время: Лжедмитрий I (Ю. Б. Отрепьев) (1605—1606) • Василий Шуйский (1606—1610) • Владислав IV (1610—1612)Династия Романовых: Михаил Фёдорович (1613—1645), Филарет (соправитель, 1619—1633) • Алексей Михайлович (Тишайший) (1645—1676) • Фёдор III Алексеевич (1676—1682) • Софья Алексеевна (правительница, регентша 1682—1689) • Иван V Алексеевич (1682—1696) (правил совместно с Петром I) • Пётр I Великий (1682—1721) 

Пётр I Великий (1721—1725) • Екатерина I (1725—1727) • Пётр II (1727—1730) • Анна Иоанновна (1730—1740) • Иван VI (1740—1741), Анна Леопольдовна (правительница, регентша 1740—1741) • Елизавета Петровна (1741—1761) • Пётр III (1761—1762) • Екатерина II Великая (1762—1796) • Павел I (1796—1801) • Александр I Благословенный (1801—1825) • Николай I (1825—1855) • Александр II Освободитель (1855—1881) • Александр III Миротворец (1881—1894) • Николай II (1894—1917) 
Львов Георгий Евгеньевич (2(15).3 — 8(21).7.1917) • Керенский Александр Федорович (8(21).7. — 25.10(7.11)1917) 
Председатель Совета народных комиссаров РСФСР: Владимир Ленин (27 октября (ст. ст.) 1917—21 января 1924)

Руководители Советского государства: Лев Каменев (27.10(9.11) — 8(21).11.1917) • Яков Свердлов (8(21).11.1917 — 6.03.1919) • Михаил Владимирский (и.о. 16.03.1919 — 30.03.1919) • Михаил Калинин (1919—1946) • Николай Шверник (1946—1953) • Климент Ворошилов (1953—1960) • Леонид Брежнев (1960—1964) • Анастас Микоян (1964—1965) • Николай Подгорный (1965—1977) • Леонид Брежнев (1977—1982) • Юрий Андропов (1983—1984) • Константин Черненко (1984—1985) • Андрей Громыко (1985—1988) • Михаил Горбачёв (1 октября 1988—25 декабря 1991)Генеральные секретари ЦК РКП(б), ВКП(б), КПСС: Иосиф Сталин (3 апреля 1922 — 5 марта 1953) • Никита Хрущёв (7 сентября 1953 — 14 октября 1964) • Леонид Брежнев (14 октября 1964 — 10 ноября 1982) • Юрий Андропов (12 ноября 1982 — 9 февраля 1984) • Константин Черненко (13 февраля 1984 — 10 марта 1985) • Михаил Горбачёв (11 марта 1985 — 24 августа 1991)Президенты СССР: Михаил Горбачёв (15 марта 1990 — 25 декабря 1991) 

Ельцин Борис Николаевич (10 июля 1991 — 31 декабря 1999) • Путин Владимир Владимирович (и.о. 31 декабря 1999 — 7 мая 2000, президент 7 мая 2000 — 7 мая 2008) • Медведев Дмитрий Анатольевич (7 мая 2008 — 7 мая 2012) • Путин Владимир Владимирович (7 мая 2012 — настоящее время) 
Время нахождения у власти правителей России • Лысый — Волосатый • Бабье царство • Встреча четверых генсеков • Пятилетка пышных похорон • «Тройка» Зиновьев-Каменев-Сталин • Узкое руководство

cyclowiki.org

Кратко о князе Олеге (биография, правление, деятельность)

Удобная навигация по статье:

Краткая биография и характеристика правления князя Олега

Князь Олег один из наиболее выдающихся правителей Древней Руси, который объединил под своей властью Киев и Новгород, подписал торговые соглашения с Византией и сделал еще немало дел в деле становления российской государственности. Проект FOX-calculator рад представить вам краткую биографию и описание основных вех деятельности этого выдающегося исторического деятеля!

Краткая биография и основные вехи правления князя ОлегаКраткая биография и основные вехи правления князя Олега

Примерно в 879 году, оставив малого сына Игоря княжить славянскими землями, скончался первый князь Рюрик. Так как Игорь был в малолетнем возрасте правление на себя взял Олег, являвшийся позже князем новгородским и первым великим киевским князем. Желая расширить славянские территории князь собрал довольно мощную дружину в которую входили представители финских племён, ильменские славяне и кривичи. После этого князь выдвинул войско на юг, присоединив города Любеч и Смоленск. Но в планах молодого правителя было более масштабное действо. Отдав власть верным людям из дружины в завоёванных городах, Олег выдвинулся на Киев. Данный военный поход увенчался успехом. Так, уже в 882 году воинствующему князю удалось захватить город  и убить его правителей Аскольда и Дира. Так Олег взошёл на великий киевский престол и этот же год историки считают фактической датой формирования государства Киевская Русь.

Правление князя Олега в городе началось с возведения множества защитных сооружений и укрепления городских стен. Кроме того, князь укреплял границы славянских земель, возводя на них «заставы», представляющие собой небольшие крепости с живущими там дружинниками. С 883 по 885 годы князю Олегу удаётся совершить ряд успешных военных походов в результате которых он смог подчинить славянские племена, которые были расселены по берегам Днепра, Днестра, Сожа и Буга. После побед великий князь отдавал приказ о возведении на захваченных территориях новых городов. Покорённые племена обязывались выплачивать ему дань. Собственно, как и у всех последующих князей, у Олега вся внутренняя политика сводилась к сбору подати и укреплению границ.

Очень успешна была и внешняя политика князя Олега. Самым важным его военным походом считается поход 907 года на Византию. Для этой военной операции князем было собрано огромное мощное войско, которое насчитывало по некоторым сведениям более 80 тысяч человек. Несмотря на стратегию и оборону, Византия была захвачена, а её пригороды сожжены и разграблены. Результатом византийского похода князя Олега была богатая дань и льготы для торговли русских купцов. Спустя пять лет между Киевской Русью и Византией был подписан мирный договор. После данного похода князь Олег получил за свою проницательность и стратегию имя Вещий, то есть чародей.

Умер первый киевский князь в 912 году, а его кончина окутана легендами. Согласно самой известной из них, Олег был укушен змеёй.

Любопытный факт! Острый ум и выдающееся проницательность принесла князю Олега прозвище “вещий”.

Основные хронологические даты времени правления князя Олега Вещего:

882 год Убийство Аскольда и Дира. Объединение Новгорода и Киева под своей властью. Покорил многие славянские племена и объединил их под своей властью. Провозгласил Киев “матерью городов русских”
907 год Победоносный поход русский войск на Царьград (современный Стамбул). Вошел в историю тем, что прибил щит на ворота Царьграда. 
911 год Выгодные для Руси торговые соглашения с Византийским государством

 

Видео-лекция: краткая биография князя Олега

fox-calculator.ru

Олег Вещий — WiKi

Оле́г (Ве́щий Оле́г, др.-рус. Оль́гъ, Ѡль́гъ, ум. 912) — князь новгородский с 879 года и великий князь киевский с 882 года.

В Википедии есть статьи о других людях с именем Олег.

Получив власть над новгородскими землями после смерти Рюрика, как регент его малолетнего сына Игоря, Олег захватил Киев и перенёс туда столицу, объединив, тем самым, два главных центра восточных славян. Поэтому нередко именно он, а не Рюрик, рассматривается как основатель Древнерусского государства.

В летописи «Повесть временных лет»[1] приводится его прозвище Вещий[2] (знающий будущее, предвидящий будущее[3]). Назван так сразу по возвращении из похода 907 года на Византию.

Происхождение Олега

В летописях излагаются две версии биографии Олега: традиционная (в «Повести временных лет») и по Новгородской Первой летописи. Новгородская летопись сохранила фрагменты более раннего летописного свода (на котором основывается и «Повесть временных лет»), однако содержит неточности в хронологии по событиям X века.

Согласно «Повести временных лет», Олег был родичем (соплеменником) Рюрика. В. Н. Татищев со ссылкой на Иоакимовскую летопись считает его шурином — братом жены Рюрика, которую называет Ефандой[4]. Точное происхождение Олега в «Повести временных лет» не указывается. Предания, связанные с его личностью, сохранились также в полумифической скандинавской саге об Одде Орваре (Стреле), что свидетельствует о широкой известности князя в Скандинавии[5].

После смерти основателя княжеской династии Рюрика в 879 году Олег стал княжить в Новгороде как опекун малолетнего сына Рюрика Игоря[6].

Вокняжение в Киеве

Согласно Повести временных лет, в 882 году Олег, взяв с собой много воинов: варягов, чудь, словен, мерю, весь, кривичей, — взял города Смоленск и Любеч и посадил там мужей своих. Далее по Днепру спустился к Киеву, где княжили соплеменники Рюрика, варяги Аскольд и Дир. Олег отправил к ним посла со словами:

Купцы мы, едем в греки от Олега и от Игоря княжича, да приходите к роду своему и к нам.

Когда Аскольд и Дир вышли из города, Олег объявил им: «Вы нє́ста кнѧзѧ́ ни ро́ду кнѧ́жѧ · но азъ єсмь ро́ду кнѧ́жѧ» («Вы не князья и не княжего роду, а я княжего роду») и предъявил наследника Рюрика, малолетнего Игоря, после чего Аскольд и Дир были убиты.

Никоновская летопись, компиляция различных источников XVI века, приводит более подробный рассказ об этом захвате. Олег высадил часть своей дружины на берег, обговорив тайный план действий. Сам, сказавшись больным, остался в ладье и послал к Аскольду и Диру извещение, что везёт много бисера и украшений, а также имеет важный разговор к князьям. Когда те взошли на ладью, Олег сказал им: «Азъ єсмь Оль́гъ кнѧзь · а сє єсть Рю́риков И́горь кнѧ́жичь»[7] — и тут же убил Аскольда и Дира.

Расположение Киева показалось Олегу весьма удобным, и он перебрался туда с дружиной, объявив: «Да будет это мать городов русских». Тем самым он объединил северный и южный центры восточных славян. По этой причине именно Олега, а не Рюрика иногда считают основателем Древнерусского государства. Вокняжившись в Киеве, Олег установил для Новгорода дань варягам в 300 гривен: «и ѹста́ви варѧ́гомъ дань даꙗ́ти · Ѿ Но́ваго̀рода гривенъ на лѣто · мира дѣлѧ єже до смерти Ꙗрославлѧ даꙗшє варѧгомъ».

Следующие 25 лет Олег был занят расширением подвластной территории. Он подчинил Киеву древлян (883), северян (884), радимичей (885). Два последних племенных союза были данниками хазар. Повесть временных лет оставила текст обращения Олега к северянам: «Я враг хазарам, поэтому и вам незачем платить им дань». К радимичам: «Кому дань даёте?». Те ответили: «хазарам». И говорит Олег: «Не давайте хазарам, но мне давайте». «И владел Олег деревлянами, полянами, радимичами, а с — уличами и тиверцами имъяше рать».

898 годом Повесть временных лет датирует появление под Киевом угров (венгров) в ходе их миграции на запад, фактически произошедшее несколькими годами ранее.

Поход на Византию

В 907 году, снарядив 2000 ладей по 40 воинов в каждой (ПВЛ), Олег выступил в поход на Царьград. Византийский император Лев VI Философ приказал закрыть ворота города и загородить цепями гавань, предоставив таким образом варягам возможность грабить и разорять пригороды Константинополя. Однако Олег пошёл на необычный штурм:

И повелел Олег своим воинам сделать колёса и поставить на колёса корабли. И когда подул попутный ветер, подняли они в поле паруса и пошли к городу.[8]

Испуганные греки предложили Олегу мир и дань. Согласно договору, Олег получил по 12 гривен за каждую уключину, и Византия обещала платить дань на русские города. В знак победы Олег прибил свой щит к вратам Царьграда. Главным результатом похода стал торговый договор о беспошлинной торговле Руси в Византии.

Многие историки считают этот поход легендой. О нём нет упоминаний у византийских авторов, достаточно подробно описавших подобные походы в 860 и 941[9]. Есть сомнения и в отношении договора 907 года, текст которого представляет собой почти дословную компиляцию договоров 911 и 944 гг. Возможно, поход всё же был, но без осады Царьграда. Повесть временных лет в описании похода Игоря Рюриковича в 944 году передаёт «слова византийского царя» к князю Игорю: «Не ходи, но возьми дань, какую брал Олег, прибавлю и ещё к той дани».

В 911 году Олег отправил в Константинополь посольство, которое подтвердило «многолетний» мир и заключило новый договор. По сравнению с договором 907 года из него исчезает упоминание о беспошлинной торговле. Олег именуется в договоре «великим князем русским». В подлинности соглашения 911 года сомнений не возникает: она подкрепляется как лингвистическим анализом, так и упоминанием в византийских источниках.

Осенью 912 года, как сообщает Повесть временных лет, князь Олег погиб от укуса змеи.

Новгородская версия биографии. Восточные походы Олега

В Новгородской первой летописи Олег представлен не князем, а воеводой при Игоре. Убивает Аскольда, захватывает Киев и идёт войной на Византию тоже Игорь, а Олег возвращается обратно на север, в Ладогу, где умирает не в 912, а в 922 году.

«Идѣ Ольгъ къ Новугороду · и отътуда въ Ладогу ⁙ Друзии жє сказаютъ · ꙗко идущє єму за морє · и уклюнѫ змиꙗ въ ногу · и съ того умрє · єсть могила єго въ Ладозѣ»

Эти сведения противоречат русско-византийскому договору 911 года[10], где Олег именуется великим князем русским и заключает договор от своего имени, но в то же время они лучше согласуются с восточными известиями о Руси этого периода (см. ниже).

Приблизительно после 912 года, согласно сообщению арабского автора Аль-Масуди[11], флот русов из 500 кораблей вошёл в Керченский пролив. Хазарский царь разрешил русам пройти через Дон на Волгу, а оттуда спуститься в Каспийское море. В результате русы разорили побережье Азербайджана. Половину добычи по условию договора они отдали хазарскому царю, однако царская гвардия, состоящая из мусульман, потребовала мести за гибель единоверцев. Царь не смог или не захотел спасать русов, но послал им предупреждение об опасности. Битва длилась три дня и закончилась победой мусульман. 30 тысяч русов погибло. Уцелевшие 5 тысяч бежали вверх по Волге, где были истреблены буртасами и булгарами[12].

Имя русского предводителя в сообщении не названо и в русских летописях поход не упомянут. Возможно, смутным намёком на него является фраза Новгородской летописи об Олеге «другии сказывают, будто ушёл он за море…».

С личностью Олега иногда пытаются связать некого русского предводителя H-l-g-w, который, по данным хазарского источника (так называемого «Кембриджского документа»), захватил по договорённости с Византией хазарский город Самкерц на Таманском полуострове, но был разбит наместником Самкерца Песахом и отправлен оным на Константинополь. Византийцы сожгли греческим огнём суда русов и тогда H-l-g-w отправился в Персию, где погиб сам со всем войском. Имя H-l-g-w восстанавливают как Хлгу, Хелгъ, Хелго[13]. Он именуется в документе правителем Русии, что делает очень заманчивым его отождествление с Олегом. Однако описываемые события относятся к правлению Игоря — поход русов на Византию совпадает по описанию с походом 941 года, а поход на Персию — с набегом русов в 944 году на богатый закавказский город Бердаа близ реки Куры. В историографии были попытки трактовать это сообщение как свидетельство дуумвирата Игоря и Олега, в этом случае жизнь Олега продлевается до середины 40-х годов X века, а начало его правления предполагается более поздним, чем указано в летописи.

Упоминание об Олеге иногда видят в сообщении арабского географа аль-Масуди о двух могущественных славянских правителях. Первый из них носит имя ал-Дир и отождествляется с летописным князем Диром, имя второго в некоторых рукописях читается как Олванг: «Вслед за ним (Диром), следует царь ал-Олванг, у которого много владений, обширные строения, большое войско и обильное военное снаряжение. Он воюет с Румом, франками, лангобардами и другими народами. Войны между ними ведутся с переменным успехом»[14].

Смерть

Обстоятельства смерти Вещего Олега противоречивы. «Повесть временных лет» сообщает, что смерти Олега предшествовало небесное знамение — появление «звезды великой на западе копейным образом»[15]. По киевской версии, отражённой в «Повести временных лет», его могила находится в Киеве на горе Щековице. Новгородская первая летопись помещает его могилу в Ладоге, но в то же время говорит, что он ушёл «за море».

В обоих вариантах присутствует легенда о смерти от змеиного укуса. По преданию, волхвы предсказали князю, что он умрёт от своего любимого коня. Олег приказал увести коня и вспомнил о предсказании только через четыре года, когда конь уже давно умер. Олег посмеялся над волхвами и захотел посмотреть на кости коня, встал ногой на череп и сказал: «Его ли мне бояться?» Однако в черепе коня жила ядовитая змея, смертельно ужалившая князя.

Эта легенда находит параллели в исландской саге о викинге Орваре Одде[16], который также был смертельно ужален на могиле любимого коня[17]. Неизвестно, стала ли сага поводом для создания древнерусской легенды об Олеге или, напротив, обстоятельства гибели Олега послужили материалом для саги. Однако если Олег является исторической личностью, то Орвар Одд — герой приключенческой саги, созданной на основе устных преданий не ранее XIII века. Колдунья предсказала 12-летнему Одду смерть от его коня. Чтобы не дать свершиться предсказанию, Одд с другом убили коня, бросили в яму, а труп завалили камнями. Вот как погиб Орвар Одд спустя годы[18]:

И когда они быстро шли, ударился Одд ногой и нагнулся. «Что это было, обо что я ударился ногой?» Он дотронулся острием копья, и увидели все, что это был череп коня, и тотчас из него взвилась змея, бросилась на Одда и ужалила его в ногу повыше лодыжки. Яд сразу подействовал, распухла вся нога и бедро. От этого укуса так ослабел Одд, что им пришлось помогать ему идти к берегу, и когда он пришёл туда, сказал он: «Вам следует теперь поехать и вырубить мне каменный гроб, а кто-то пусть останется здесь сидеть подле меня и запишет тот рассказ, который я сложу о деяниях своих и жизни». После этого принялся он слагать рассказ, а они стали записывать на дощечке, и как шёл путь Одда, так шёл рассказ [следует виса]. И после этого умирает Одд[19].

Некоторое время было принято отождествлять Олега с былинным богатырём Вольгой Святославичем.

Г. Ловмянский доказывал, что утвердившееся в научной литературе мнение о первоначальном правлении Олега в Новгороде сомнительно. По версии Г. Ловмянского, Олег был смоленским князем, а его связь с Рюриком — поздняя летописная комбинация[20]. А. Лебедев высказал догадку, что родственником Рюрика мог быть представитель местных нобилей[21]. Факт возложения Олегом дани на Новгород Киеву и варягам может свидетельствовать против версии о новгородском княжении Олега[22].

  В. М. Васнецов. Тризна на могиле Вещего Олега (1899). По мотивам произведения А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге».

Дата смерти Олега, как и все летописные даты русской истории до конца X века, носит условный характер. Историк А. А. Шахматов отметил, что 912 год является также годом смерти византийского императора Льва VI — антагониста Олега. Возможно летописец, знавший, что Олег и Лев были современниками, приурочил окончание их правлений к одной и той же дате. Аналогичное подозрительное совпадение — 945 — и между датами смерти Игоря и свержения с престола его современника, византийского императора Романа I. Учитывая к тому же, что новгородская традиция относит смерть Олега к 922 году (см. выше), дата 912 становится ещё более сомнительной[23]. Продолжительность княжения Олега и Игоря составляет по 33 года, что вызывает подозрение в былинном источнике этих сведений.

Польский историк XVIII века Х. Ф. Фризе выдвигал версию, что у Вещего Олега был сын, Олег Моравский, который после смерти отца был вынужден покинуть Русь в результате борьбы с князем Игорем. Родственник Рюриковичей Олег Моравский стал последним князем Моравии в 940 году, согласно сочинениям польских и чешских писателей XVI—XVII веков, однако его родственная связь с Вещим Олегом является лишь предположением Фризе.

Русское произношение имени Олег возникло, вероятно, от скандинавского имени Helge[24], что означало изначально (на протошведском — Hailaga) «святой», «обладающий даром исцеления»[25]. Из саг известны несколько носителей имени Helgi, время жизни которых датируют VI—IX веками[26]. В сагах также встречаются близкие по звучанию имена Ole, Oleif, Ofeig. Саксон Грамматик называет имена Ole, Oleif, Ofeig, но их этническая принадлежность остаётся неясной.

Среди историков, не поддерживающих норманскую теорию, предпринимались попытки оспорить скандинавскую этимологию имени Олега и связать его с исконно славянскими, тюркскими[27] или иранскими[28] формами. Некоторые исследователи также отмечают, что, учитывая факт написания «Повести временных лет» в XI веке христианскими монахами, прозвище «Вещий» не может считаться аутентичным[29]. Современные историки видят в нём христианские мотивы или даже христианскую пропаганду[30]. Так, в частности, российский историк и археолог В. Я. Петрухин считает, что прозвище «Вещий» и легенда о гибели князя Олега были внесены монахами в летопись с целью показать невозможность языческого предвидения будущего[31][32].

Образ Вещего Олега в искусстве

В драматургии

  • Львова А. Д. Драматическая панорама в 5 действиях и 14 картинах «Князь Олег Вещий» (премьера 16 сентября 1904 на сцене Народного Дома Николая II), музыка Н. И. Привалова с участием хора гусляров О. У. Смоленского[33].

В литературе

Летописный рассказ о смерти Олега положен в основу литературных произведений:

В кино

Памятники

  • В 2007 году был открыт памятник Олегу в Переяславе-Хмельницком, поскольку город впервые упомянут в 907 году в договоре Олега с Византией.
  • В сентябре 2015 года был открыт памятник Рюрику и Олегу в Старой Ладоге (Россия).

Примечания

  1. ↑ «Повесть временных лет» \\ «Древнерусская литература» в переводе Д. С. Лихачёва
  2. ↑ Олег // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 т. — СПб., 1907—1909.
  3. ↑ Вещий — происходит от слова «ведающий», родственные слова «вещун», «ведьма». См., напр., Словарь М. Фасмера [1].Словарь Даля — Вещий, кому всё ведомо и кто вещает будущее; прорицатель, предсказатель; умный, мудрый, смотрок, предусмотрительный.
  4. ↑ Татищев В. Н. История Российская. — Т. 1. — С. 113.
  5. ↑ Пчёлов Е. В. Рюриковичи. История династии. — С. 48—50.
  6. ↑ Фурсенко В. Олег Вещий // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.—М., 1896—1918.
  7. ↑ Лурье Я. С. История России в летописании.
  8. ↑ «Повесть временных лет». Год 907.
  9. ↑ Походы 860 и 941 гг. отражены также и в западноевропейских источниках. Литературные параллели с походом Вещего Олега в 907 году можно найти только в датских легендах, записанных Саксоном Грамматиком в XII веке: легендарный викинг середины IX века Рагнар Лодброк в сражении против жителей Геллеспонта поставил бронзовых коней (поэтический образ корабля викингов) на колёса и направил их на врагов.
  10. ↑ Повесть временных лет. В год 6420.
  11. ↑ Аль-Масуди так указывает дату набега: «и год известен; это было после 300 (хиджры), только от меня ускользнуло определение года.» На основании рассказа историки определяют дату 913—914.
  12. ↑ См. Каспийские походы русов. Поход 913/914.
  13. ↑ Перевод Кембриджского документа
  14. ↑ Новосельцев А. П. Образование Древнерусского государства и его первый правитель // Древнейшие государства Восточной Европы. 1998. — М., 2000. — С. 472.
  15. ↑ Шайкин А. А. «Сица знаменья не на добро» // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. — 2002. № 3 (9). — С. 107.
  16. ↑ Одд, сын Грима с острова Рамстад. Родители назвали его Хрольв; приёмный отец — Одд.
  17. ↑ Коня, согласно саге, звали Факси («Грива»).
  18. ↑ Вариант саги:

    Бродя и вспоминая, оказался он на том месте, где был похоронен конь его. Протекавший ручей подмыл берег, и кости коня оказались видны. Увидав череп, Одд сказал: «Не моего ли коня Факси этот череп?» — и с силой ударил по черепу копьём. Череп отлетел прочь, а из-под него метнулась потревоженная змея и укусила Одда чуть выше щиколотки…

    «Древняя Русь в свете зарубежных источников». — М., 1999.
  19. ↑ Отрывок из саги про Орвара Одда
  20. ↑ Ловмяньский X. Русь и норманны. — М., 1985. — c. 135—140.
  21. ↑ Лебедев Г. С. Эпоха викингов в Северной Европе. — Л., 1985. — С. 245.
  22. ↑ «Ярославу сущу в новѣгородѣ и оурокомъ дающю . ҂в҃ . гривенъ . ѿ года до года . кыєву . а тысѧщю новѣгородѣ гривенъ раздаваху . и тако даху вси посадницѣ новьгородьстии»; «и оустави варѧгом̑ дань даӕти . ѿ новагорода . т҃ . гривенъ на лѣт . мира дѣлѧ єже до см҃рти Ярославлѧ даӕше варѧгом». См. Полное собрание русских летописей. — Москва, 1962. — Т. 2: Ипатьевская летопись. — Стб. 17, 114—115.
  23. ↑ О приёмах вычисления летописцами дат событий русской истории IX—X вв. см. статьи В. Г. Лушина «Некоторые особенности хронологической сегментации ранних известий Повести временных лет», «Симметричность летописных дат IX — начала XI вв.» и «882 — 862—852» в сборнике «Историко-археологические записки». [Кн.] I. 2009. — С. 22—44.
  24. ↑ См. этимологический словарь М. Фасмера, со ссылкой на В. Томсена
  25. ↑ Per Vikstrand,Pre-Christian Sacral Personal Names in Scandinavia during the Proto-Scandinavian Period. Proceedings of the 23rd International Congress of Onomastic Sciences August 17—22, 2008, York University, Toronto, Canada
  26. ↑ См. список в статье Helge
  27. ↑ Кузьмин А. Г. Об этнической природе варягов со ссылкой на древнеболгарскую надпись 904 года, в которой употребляется титул византийского императора «олгу таркан», где олгу означает великий.
  28. ↑ Галкина Е. С. Тайны Русского каганата. — М.: «Вече», 2002. — С. 365. Халегу — иран. «творец», «создатель».
  29. ↑ Е. А. Мельникова. Ольгъ/Олег Вещий. К истории имени и прозвища первого русского князя. // Ad fontem: У источника// Сб. ст. в честь С. М. Каштанова. — Москва: Наука, 2005. — С. 138. — 494 с.
  30. ↑ Данилевский И. Н. Повесть временных лет: герменевтические основы изучения летописных текстов (с. 151) — М., 2004.
  31. ↑ Рагнарёк Лекция В. Я. Петрухина на портале ПостНаука
  32. ↑ Петрухин В. Я. К дохристианским истокам древнерусского княжеского культа. // Политропон. Сб. ст. к 70-летию В. Г. Топорова. — М., 1998. — С. 886.
  33. ↑ Акулович В. И., Брунцев В. А. Гусли в музыкальной культуре России конца XIX — начала XX века: Николай Иванович Привалов и Осип Устинович Смоленский // в сборнике Труды Санкт-Петербургского Государственного Института Культуры. Том 207. Русские народные музыкальные инструменты в современной культуре России.— С. 131, 143.

Литература

  • Пчелов Е. В. Рюриковичи. История династии. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. — 479 с. — ISBN 5-224-03160-5.
  • Татищев В. Н. Собрание сочинений: В 8-ми томах: Т. 1. История Российская. Часть 1: — Репринт с изд. 1963, 1964 гг.. — М.: Ладомир, 1994. — 500 с.
  • Славянская энциклопедия. XVII век: в 2 т., Т. 1, А—М / Автор-составитель В. В. Богуславский. — М.: ОЛМА-ПРЕСС; ОАО ПФ «Красный пролетарий», 2003. — 3000 экз. — ISBN 5-224-02249-5.

Ссылки

ru-wiki.org