Исследовательская работа по теме "Образы бабы Яги". Образ бабы яги


Образ Бабы Яги в русских народных сказках

 

Где живет сказка? Сказка родилась с человеком, и пока живет человек, жива и сказка. Сказки любят и взрослые и дети.

А задумывался ли кто-нибудь над тем, как попала в сказку Баба Яга? Кто её придумал? Это вымышленный сказочный персонаж? А может быть, Баба Яга-мифологическое существо?

Я решила на примере сказок проследить за образом Бабы Яги в русских народных сказках и сделать вывод о её сущности. Для этого я прочитала сказки в которых присутствовал персонаж Баба Яга. Составила вопросы и провела анкетирование среди учеников своего класса, чтобы узнать, как другие представляют образ Бабы Яги.

Результаты опроса учащихся представлены в таблице № 1

Таблица 1

ВОПРОС

ОТВЕТ

1.Кто такая Баба Яга?

1.Вымышленный персонаж

 

2.Ведьма, колдунья

 

3.Злая сварливая старуха

 

4.Пожилая женщина

 

5.Старушка с метлой

2.Какой вы её представляете?

 

1.Злой, сердитой, плохой, неуклюжей

 

2.Доброй, гостеприимной

3.Где она живет?

1.На болоте, в лесу в избушке

 

2.По соседству с лешим

4.Чем она занимается?

1.Летает в ступе, крадет детей

 

2.Варит зелья, колдует, прядет нить

5.Как выглядит костяная нога?

1.Сделана из кости, как у скелета

 

2.Уродливо, как корявая палка

 

3.Волшебная нога

 

Общая характеристика Бабы Яги.

Баба Яга- старая горбатая колдунья с длинным носом и растрепанными волосами. Она не ходит пешком, а разъезжает на ступе, погоняя её пестом, заметая следы метлой. В православном сознании- воплощение сил зла, выражение ненависти ко всему русскому.

Сказка всегда предваряет миф.

Баба Яга (Буря-Яга, Яза)- лесная старуха волшебница, ведьма, которой подвластны вихри и вьюги. Обитает в дремучем лесу. Избушка Бабы Яги стоит в чаще леса или на опушке на курьих ножках. В глубине леса она собирает коренья, травы, сушит их и делает различные настойки и зелья.

Заглянув в историю племени Ягга в Африке я узнала, что женщина Яга из того племени носила оружие и участвовала в сражениях. Обычай не разрешал иметь детей. Запрет на рождение детей объясняет причину, по которой Баба Яга ворует детей. В племени процветал, каннибализм это объясняет, почему Баба Яга старалась всех усадить в печь.

Основные черты образа Бабы Яги.

Эта женщина, старуха у неё необычная(чаще всего костяная) нога. Во всех сказках упоминается, в единственном числе. Можно предположить, что Баба Яга одноногая. Её одноногость является основанием, чтобы предположить, что она входит в круг божеств, ведущих свой род от змеи.

Далее я проанализировала прочитанные мною сказки и по результатам составила таблицу № 2

Таблица 2

Образ Бабы Яги в русских народных сказках

Название сказки

Место обитания

Внешний вид

Животные служащие

Волшебные вещи

Персонаж сказки

«Гуси лебеди»

«...стоит избушка на курьей ножке, с одним окошком, вокруг себя поворачивается»

«...морда жилиная, нога глиняная»

Мышка, гуси-лебеди

Золотые яблочки, молочные реки.

Отрицательный похищает детей, чтобы съесть.

«Заколдованная королева»

Три Бабы Яги.

«Стоит избушка, а дальше тьма кромешная».

Баба Яга-костяная нога, старая, беззубая»

Ковер-самолет, сапоги-скороходы,

шапка невидимка

Положительный помогла найти королеву

«Марья Моревна»

«За тридевять земель, в тридесятом царстве, за огненной рекой стоит дом её»

«Во весь дух скачет на железной ступе»

Кони

Волшебный платочек

Отрицательный, хотела убить Ивана царевича

«Финист-ясный сокол»

«Стоит избушка на поляне на курьих ножках — вертится»

Три Бабы Яги.

«Сама черная, а во рту клык торчит».

Кот, серый волк, собака

Золотое яичко, блюдечко, пяльцы, золотая игла

Положительный, все трое помогли найти Марьюшку

«Иван- царевич и Белый Полянин»

«В глубокой пропасти под землей»

Баба Яга золотая нога

-

Волшебная игла, шило

Отрицательный, т. к билась с богатырями

Сказка о молодиль — ных яблоч-ках и живой воде»

«Избушка на курьей ножке об одном окошке»

_

Кони

Молодиль-ные яблоки,.живая вода

Положительный, дала совет, как найти воду и яблоки.

«Поди, туда — не знаю куда, принеси, то не знаю что»

«Избушка на курьих ножках»

«Седая старуха сидит кудель прядет»

Лягушка

Волшебный клубок, дубинка, топор, дудка

Положительный, помогла Андрею- стрельцу.

«Царевна лягушка»

«Стоит избушка на курьих ножках, кругом себя поворачивая

«…зубы — на полке, а нос в потолок врос»

-

Волшебный клубок

Положительный, дает совет, как одолеть Кощея

 

Итак, Баба Яга, предстает перед нами в трех воплощениях:

Яга- богатырь, бьется с богатырями. Яга-похитительница,крадет людей. Яга- дарительница, дарит волшебные вещи.

Из этого я сделала вывод, что

  1. Баба Яга ведает судьбой.
  2. Баба Яга связана со смертью и подземным миром
  3. Баба Яга повелительница зверей и леса
  4. Баба Яга связана с воздушной стихией

Моё исследование показало, что Баба Яга- вымышленный сказочный персонаж. Ёе прообразом является славянская богиня смерти.

Мне очень понравилось анализировать сказки. Я поняла, что только вдумчивое чтение позволит сделать какие-нибудь новые открытия.

 

Литература:

 

  1. Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. 1996г.
  2. Сборник русских народных сказок. 1997г.
  3. Большая энциклопедия Русского Народа. Святая Русь. 2004г.
  4. Хрестоматия школьника. 1999г.
  5. Ю. Медведев, Е. Глушков –«Энциклопедия славянской мифологии»
  6. Ресурсы интернета.

yun.moluch.ru

Исследовательская работа по теме "Образы бабы Яги"

МБОУ «Таушинская основная общеобразовательная школа»

Реферат  

Образы Бабы Яги

в русских сказках

Выполнила: Нагорная Олеся, ученица 6 класса, МБОУ «Таушинская ООШ»

Подготовила:Азанова Л.С., учитель русского языка и литературы

Тауш, 2013 г.

Содержание

  1. Введение
  1. «Портрет» Бабы Яги:
  2. Основные образы Бабы Яги в волшебных сказках:
  1. Яга воительница
  1. Яга похитительница
  1. Яга дарительница
  1. Яга советчится
  1. Яга повелительница
  1. Яга прародительница
  1. Заключение

Введение.

В мир сказок мы вступаем в самом раннем детстве, как только начинаем говорить.

Русская волшебная сказка создала таинственный, замысловатый мир. Всё в нём необыкновенно: топор сам рубит лес; печка разговаривает; яблоня укрывает своими ветвями детей, бегущих от посланных Ягой гусей-лебедей. А кто же такая Баба яга?

Слушая сказки, мы привыкли считать Бабу Ягу необходимым персонажем. Что в этом мифологическом существе такого, что пугает, но одновременно и притягивает к сказкам слушателей и читателей?

Цель работы: на примере сказок А.Н. Афанасьева проследить эволюцию образа Бабы Яги, определить её роль в жизни сказочного героя.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Найти истоки образа Бабы Яги;
  2. Показать связь образа Яги с одноногими божествами;
  3. Установить генеалогию образа
  4. Проследить, как происходит приобщение сказочного героя к миру мёртвых;
  5. Реконструировать обрядовый смысл и последовательность действий Бабы Яги по отношению к сказочному герою.

Для решения поставленных задач в работе используются методы наблюдения, классификации, обобщения.

Материалом исследования послужили тексты сказок А. Н.Афанасьева.

«Портрет» Бабы Яги.

Баба Яга обычно изображается мерзкой, злобной, жестокой старухой. Возможно, всегда чувствовалось, что это лишь маска, а не истинная суть.

Если обратиться к аналогу Большого энциклопедического словаря - энциклопедии Britannica, то можно найти информацию, ненамного отличающуюся от  нашей: «Бабы Яга-это старая злая женщина, которая занимается колдовством. Является популярным персонажем в сказках славянских народов».

Оказывается, Баба Яга существует не только в русском фольклоре. Пожалуй, не только любой украинский или польский ребёнок был бы очень расстроен и обделён, если бы вдруг не оказалось в сказках его любимой Бабы Яги. В сказаниях любого народа мира есть персонаж, родственный русской Бабе Яге.

Достойное место данный образ занимает в Мифологическом словаре: «Баба Яга, Яга Ягишна, Яга Виевна, Яга Змиевна - сказочный персонаж; род ведьмы или злой дух под личиною безобразной старухи».

Баба-первая часть имени показывает, что персонаж преклонного возраста. Ведь наши слова «баба», «бабушка» предназначены для обозначения людей старшего поколения.

У неё необычная, чаще всего костяная нога, упоминающаяся почти всегда в единственном числе.

Добрые молодцы входят в избушку – на печи лежит Баба Яга, костяная нога. («Иван Быкович».)

Долго ли,  коротко ли - прилетает к избушке, входит - в избушке сидит Баба Яга, костяная нога, старая, беззубая. («Заколдованная Королева».)

Вошёл в избушку Иван, гостиный сын, а там лежит Баба Яга, костяная нога. («Сказка о Василисе Премудрой».)

В сказках Баба Яга обитает чаще всего в густой и непроходимой лесной чаще, в избе на курьих ножках, вокруг которой – забор из человеческих костей, и на заборе вместо засовов – нога, вместо запоров – руки.

Вышла Марьюшка на поляну, а на поляне избушка на курьих ножках, вокруг тын, а на кольях лошадиные черепа. («Финист - ясный сокол».)

Ехал по долам, по горам, по зелёным лугам  и приехал в дремучий лес, в том лесу стоит избушка,  на курьих ножках, на бараньих рожках. («Иван Быкович».)

Побежала – стоит избушка на курьих ножках, стоит, поворачивается. («Гуси – лебеди».)

Передвигается Баба Яга обычно подобно ведьме или нечистому духу.

Так, в сказках она ездит в железной ступе, погоняя ее пестом и заметая следы помелом: «Яга ездит за человеческим мясом, похищает детей, ступа ее железная, везут ее черти; под поездом этим страшная буря, все стонет, скот ревет». Иногда она может перемещаться с места на место, принимая облик вихря или бури; как и ведьма, может оборачиваться змеей, кобылой или коровой, деревом, различными предметами, природными явлениями.

Слугами Бабы Яги, как и слугами ведьмы, считали гадов (змей, лягушек, ящериц), черных котов, воронов; считалось также, что у неё в подчинении находятся черти и всякая другая нечистая сила (например, сказочный кот Баюн, наделённый голосом, слышимым за семь вёрст, и способный своим мурлыканьем напускать колдовской сон, почти неотличимый от смерти).

Такой образ Бабы Яги, злобной колдуньи, был характерен для многих, но далеко не для всех народных сказок.

Основные образы Бабы Яги в волшебных сказках.

Волшебная сказка знает несколько образов Бабы Яги.

Яга-воительница.

Сражается с героями и побеждает многих из них. Прилетев в избу и застав в ней постороннего человека, избивает его до полусмерти.  Во  многих сказках Яга сама ездит верхом на коне и сражается подобно богатырю: она выступает против приехавших в её царство богатырей, причём, в отличие от змея, который обычно выступает единолично (хотя, благодаря своей многоголовости, является символом множественности нападающих), нападает во главе целого воинства. Её «рать – сила несметная».

Баба Яга накинулась на собак, на ворота, на берёзку, и на работницу, давай всех ругать и колотить. (Баба Яга».)

Яга – похитительница.

Это наиболее распространённый образ, характерный для сказок северных областей.

В сказках Яга часто похищает детей и стремится изжарить их в печи, что напоминает известный во многих местах обряд «перепекание ребёнка», совершавшийся над больными или слабыми детьми: ребёнка символически уничтожали, чтобы он возродился вновь уже другим человеком. Возможно даже, что сказки о Яге – похитительнице возникли на основе древнего колдовского обряда, посвящения юношей  в охотники, введения их в определённую возрастную группу.

Обряд заключался обычно в том, что подростков, мальчиков 10-12 лет, на некоторое время уводили из селения и подвергали различным испытаниям, проводя своеобразный экзамен по всем практическим охотничьим навыкам; при этом юноши как бы «умирали» для племени, чтобы вместо их «родились» мужчины, воины, охотники. Всем этим руководил, видимо, мужчина, охотник.

Однако могла руководить и женщина – ведунья, которая символически представляла собой повелительницу и прародительницу животных, связанную с потусторонним миром мёртвых.

Яга – дарительница.

Этот образ целесообразно подразделить на несколько функциональных подтипов.

Пошла Марьюшка, а лес стал ещё темнее. За ноги её цепляет, за руки хватает,…идёт Марьюшка, идёт и назад не оглядывается.

Долго ли, коротко ли шла, башмаки железные износила, посох железный поломала, колпак железный порвала.

Вышла на полянку, а на полянке избушка на курьих ножках, вокруг тын, а на кольях лошадиные черепа, каждый череп огнём горит.

Говорит Марьюшка:

- Избушка, избушка, встань к лесу задом, а ко мне передом.

Повернулась избушка к лесу задом, а к Марьюшке передом.

Зашла Марьюшка  в избушку и видит:  сидит там Баба Яга – костяная нога, ноги из угла в угол, губы на грядке, а нос к потолку прирос. Сама чёрная, а во рту один клык торчит. Увидела Баба Яга Марьюшку, зашумела:

-Тьфу, тьфу, русским духом пахнет! Красна девушка, дело пытаешь аль  от дела лытаешь?

 -Ищу, бабушка,  Финиста – ясна сокола.

-Трудно, красавица, тебе будет его отыскать, да я тебе помогу. Вот тебе серебряное донце, золотое веретенце, бери в руки, само прясть будет, потянется нитка не простая, а золотая.

- Спасибо тебе, бабушка!

- Ладно, спасибо потом скажешь, а теперь слушай, что я тебе накажу: будут золотое веретенце покупать – не продавай,  а просись Финиста – ясна сокола повидать.

Поблагодарила Марьюшка Бабу Ягу и пошла, а лес зашумел, загудел; поднялся свист, совы закружились, мыши из нор повылезли – да всё на Марьюшку. («Финист – ясный сокол», русская народная сказка.)

Такой нам с детства знакома Баба Яга.

Яга – советчица.

Яга сама ничего не делает для героя, но указывает, к кому обратиться за помощью, к примеру, к своей старшей сестре.

- Послушай же, ступай по тропинке и дойдёшь до пруда, спрячься за деревом и выжидай время. («Василиса Премудрая».)

Яга – повелительница.

Яге подчиняются силы природы и животный мир, ей подвластны утро и ночь, вихри и вьюги (в народных сказках типа «Заколдованная королева», «Василиса Прекрасная» повелевает волками, медведями, другим лесным зверьём).

Баба Яга вышла и говорит своей работнице:

- ступай, истопи баню, да вымой племянницу, да смотри хорошенько. («Баба Яга».)

Стала Баба Яга спать ложиться и говорит: «Когда завтра я уеду, ты смотри – двор вычисти, избу вымети, обед состряпай,  бельё приготовь». («Василиса Прекрасная».)

Яга – прародительница.

Следит с помощью своих волшебных помощников (совы,  блюдечка и т.п.) за похождениями героя.

Мать – бабка для нескольких  своих дочерей – внучек – ягишн, хозяйка лесных зверей (аналог лешего), тетка. (Сказка «Баба Яга».)

В сказках, где одновременно фигурируют Баба Яга и Кощей Бессмертный, Яга выступает в роли покровительницы и дарительницы, а Кощей - в роли воителя и похитителя.

 Иногда функции Яги выполняют ее женские заместители-аналоги:

  1. Ягишна, ведьма.
  2. Старуха, колдунья, бабка.

А иногда - мужские: Кощей; колдун; старик САМ с ноготок, борода с локоток; леший; Идолище Поганое;  Морозко.

Кощей Бессмертный в волшебных сказках обычно предстает как похититель девицы, а иногда - как пленник суженой главного героя, случайно освобожденный любопытным героем, в этом качестве он может замещаться Змеем.

Заключение.

Во время работы пришлось познакомиться с образом Бабы Яги настолько близко, что почти «побывали в гостях в тридевятом царстве», «узнали в лицо» ее родных и близких, с уважением и почтением хочется относиться к их «семейным традициям». Все это позволило лучше понять и принять неоднозначный объект изучения - Бабу Ягу.

Еще многие поколения детишек вырастут на русских сказках, где Баба Яга зла и коварна, но при этом смешна, забавна, отзывчива на чужую беду. И пугать Бабой Ягой совсем не стоит, потому что это хоть и старая «дряхлая бабуся», но она бабушка. И ни одно сказочное представление, где есть образ Яги не обходиться без этого смешного, веселого образа.

Библиография:

1.Афанасьев А.Н. Народные русские сказки// А.Н.Афанасьев.-М.Просвещение,1999 г.

2.Гуси-лебеди – фольклор для детей от колыбельных до былин// В.И.Калугигина-М. Правда, 1990 год

3.Пропп В.Я. История изучения сказки// М.Просвещение, 1986 год

4.Томашевский Б.В. Теория литературы.// М

nsportal.ru

Ведический образ Бабы Яги.

Если исходить из украинских народных сказок, то в Украине бабы Яги вроде как и не было. Нет в сказках такого персонажа, вся потусторонняя нечисть ограничивается чертями да ведьмами. Но, если немножечко копнуть вглубь истории, то и сама Украина - государство чрезвычайно молодое -лишь в 1919м году были объединены земли раздробленной юго-западной Руси, или иначе - Малороссии, а украиной (окраиной) до того времени назывались любые пограничные области Руси, в т.ч. и земли Сибири. Великая Русь, как известно, вышла из

Руси Киевской, а следовательно и корни русских сказок логично было бы искать именно здесь. Да только не удалось сохранить в этих землях столь архаичные сказания, потому как после распада Киевской Руси кто только не владел этой территорией. Да не буду я углубляться в историю Украины - это совсем другая тема. Я лишь хотела показать, почему я считаю героев русской сказки теми же украинскими, не смотря на то, что в фольклоре они не сохранились. Поэтому и начну я обзор ведических сказочных образов с такого, пожалуй, самого калоритного персонажа, как Баба Яга.

Нам всем с детства известен образ старой, косматой ведьмы с длиннм крючоватым и бородавчатым носом и костяной ногой. Баба-Яга - самый загадочный и самый притягательный персонаж русских сказок... Удивительно, но злая колдунья, пожирательница маленьких детей, при более близком знакомстве оказывается не совсем такой, какой представлается на первый взгляд. Для наших далеких предков Баба-Яга выполняла очень важную функцию – она была хранительницей границы между миром живых и миром мертвых. Но чтобы понять ее роль, недостаточно ограничиться чтением только одной сказки. Это можно сделать, только аккуратно сложив отдельные эпизоды, наиболее полно описанные в разных сказках и преданиях, и сравнивая их со знанием обычаев и обрядов древних славян - наших предков. Присмотримся же повнимательнее к этой странной старухе, - то злой, то доброй, но без которой человеку, если он попал в беду, не обойтись.

«Сказка - ложь...» А так ли это..? Наши предки относились к сказкам не в пример серьезнее. Да и сам это слово вошло в литературный обиход не так давно, а до того рассказы о чудесах носили название «баек-побаек», а рассказчики назывались «бахари» - от слова «баять», то есть говорить. Ни о какой «сказочной небывальщине» и речи не было, все воспринималось всерьез. В древности мир человека делился на две абсолютно равные части - добрый мир, реальность, где человек мирно жил, любил и растил детей. И был злой, дальний, потусторонний, но также абсолютно реальный, существующий где-то не здесь, где-то за тридевять земель мир..

Трудна и полна опасностей была дорога в Тридесятое царство, и было известно, что вход в таинственный мир находится где-то на границе земли и неба, в дремучем непроходимом лесу, куда еще не ступала нога человека. Так и появилась в сказках Баба Яга, живущая ровно посередине между мирами и знающая путь в неизвестное. У кого спросить дорогу в невиданную страну, у кого узнать правду о случившемся с тобой? Толко у нее..

Она живет в самом сердце дремучего леса. Этот лес в сказках представляет собой совсем иной мир, отличный от мира живых. Иногда граница между ними подчеркивается рекой, и не простой, а огненной. Перейти ее можно только по Калиновому мосту. Этот мост также попал в русские сказки не случайно. Он, по древним верованиям разделял мир реальный - явь и нереальный - навь. Ну а ягоды калины могут долго храниться под снегом. Поэтому куст калины как бы связывал годичные циклы жизни природы: весны, лета, осени и ее временной смерти - зимы. А Калиновый мост связывал мир жизни и смерти.

"Наниче ся годины обратиша..". Есть такие слова в "Слове о полку Игореве". А. Андреев, исследователь русской культуры, так расшифровывает эту фразу: "Время понимается в народной культуре как своего рода течение, ток жизни. А когда времена обращаются в наничь, целый народ оказывается в изнаночном, зазеркальном мире, где все не так, все наоборотс все против правил. Попавший в наничье народ теряется и может погибнуть, поскольку наничь вывернута. Вывернута оказывается и вся его культура и система ценностей, которую он создавал тысячелетиями".

Времена эти в славянской траиции именуются ночью Сварога - тогда рушатся все устои и "вержеся Дивъ на землю"( Див был у Славян олицетворением неба). Таким образом, фраза о наничье означает, что происходит нечто, что расценивается автором "Слова" как глобальная катастрофа. Все, что составляло смысл жизни людей было забыто, утеряно, обращено в ничто. Вот так произошло забвение образа Великой Богини и обращение ее в злую ведьму русских сказок. Но А. Андреев, долгое время проживший у стариков - хранителей Традиции пишет: "Старик, бывший моим первым учителем, подарил мне инструмент для возвращения утерянного времени. Он сказал: если времена вывернулись наизнанку, значит, чем страшнее в сказке чудовище, тем чудеснее, тем значимее было это божество в том, ушедшем мире"

Но, появление божеств - это изобретение более позднего времени. В древние ведические времена всё было гораздо проще и интереснее, не было необходимости обращаться к кому бы то ни было за помощью в овладении какими-то знаниями. Каждый с детства обладал и сапогами - скороходами (умением быстро перемещаться с одного-места на другое и телепортироваться), и скатертью - самобранкой (питание было естественным, земля была обильна и плодородна в любое время года), и волшебным путеводным клубочком (знания человек получал не из внешних истчников, а с помощью внутреннего видения).

С наступлением образного периода, когда человек обожествляет всё, с чем сталкивается в своей жизни, кода он переносит волшебные способности с внутренего мира на внешний, появляются жрецы и волхвы, которые, видя, к чему может привести такая смена позиций, стремятся сохранить ведические знания, составляя сказочные образы в виде сказаний и легенд, и эти образы всё больше отличаются от тех божественных существ, которые которые породила фантазия челевека, удаляющегося от истинного знания.

Одной из таких жриц была прекрасная юная Йогиня. И была у нее особая миссия. Йогиня отыскивала в селениях осиротевших деток. Вечнопрекрасная, любящая, добросердечная, представляется теперь как Богиня - покровительница детей-сирот и детей вообще. Эта дева странствовала по Мидгард-Земле то пешком, носимая своими чудными ножками, то на Огненной Небесной Колеснице, то верхом на коне, собирая безпризорных детей-сирот .

В каждой Славяно-Арийской Веси, даже в каждом многолюдном граде или поселении, Богиню-Покровительницу узнавали по излучающейся доброте, нежности, кротости, любви и ее нарядным сапожкам, украшенным золотыми узорами, и показывали Ей, где живут дети-сироты.

Простые люди называли Богиню по-разному, но обязательно с нежностью. Кто - Йогой Златой Ногой, а кто и совсем по-просту - Йогиней- Матушкой. Детей-сирот Йогиня доставляла в свой предгорный Скит, который находился в самой чаще леса, у подножия Ирийских гор (Алтай... а может, Гималаи?). Она делала это для того, чтобы спасти от неминуемой гибели последних представителей древнейших Славянских и Арийских Родов. Впоследствии из них воспитывали Жрецов и Жриц, а когда они становились взрослыми, юноши и девушки создавали семьи и продолжали свой род.

В оккультный период языческая вера становится всё мрачнее, весь мир переворачивается наничь, образы прекрасныхх богов и богинь становятсяа злобными и коварными. Тем, кто во всех бедах пытается обвинить христианство, скажу так: не было бы здесь и христианства, еслиб не было тому предпосылок. Язычество превратилось в обрядовую культуру, а знания к тому времени, те самые, внутренние знания, которыми в древности владел каждый ребёнок, были потеряны. Теперь образ красивой молодой Богини подменили Образом старой, злой и горбатой старухи со спутанными волосами, которая крадет детей, жарит их в печи в лесной избе, а потом поедает их. Даже Имя Йогини-Матушки исказили и стали пугать Богиней всех детей.

В языческие времена наука йога становится ягой, и всех жриц, владеющих этими высшими знаниями называют Ягами. Это по праву, пивилегия женщин, даже в современной йоге считается, что учителя - женщины в 7 раз сильнее учителей - мужчин. Откуда в йоге такая дискриминация сказать не могу, тем более, что в остальных вопросах там абсолютное равноправие. А вот в вопросе передачи знаний, женщины - сильнее. Поэтому именно Бабе Яге, а не Кащею Бессмертному, например, была отведена великая миссия воспитывать и обучать осиротевших детей сокровенным знаниям.

Она прекрасо владеет всем арсеналом жреческой магии, и любимым инструментом её колдовства является мантра. Никто не знает, что за слова она произносит, но она с их помщью может превращаться в любое животное или птицу, становиться молодой девицей или старой старухой.

Она - заботливая берегиня, которая живёт на краю двух миров - яви и нави. Хотя, в сказке её жильё представляется ввиде избушки на курьих ножках, это скорее всего, духовная миссия жрицы - быть стражем двух миров. При этом, в трудную минуту она помочь может каждому: от Ивана - царевича до Иванушки - дурачка, Но, чтобы добиться её благосклонности, нужно пройти испытания: то ее табун нужно выпасти, то свиней раскормить. Женщины же в сказках к Бабе Яге попадают редко, и только очень специфичные женщины. Это либо красавицы, либо царевны, либо рукодельницы. Говоря языком науки, по представлениям наших предков к ней попадают только те женщины, которые могут стать лидерами в обществе  – женами князей или сами претендуют на роль правителя. Оно и понятно, ведь умения простых девушек вполне могла проверить любая из ее родственниц. Но если женщина претендовала на большее – ее экзаменовала все та же Баба Яга. Только задания менялись – убрать, спрясть, сшить, сготовить и прочее.

Не вина Бабы Яги в том, что не каждому дано пройти их. Сокровенные знания не всем пользу приносят; тот, кто неправильно их использует, может много вреда принести людям, вот и приходится жрице испытывать обратившегося к ней на чистоту помыслов, целеустремлённость. Вот и создался образ злобной бабы, вокруг избушки которой частокол из костей с черепами, да прочими атрибутами чёрной магии. А страх человека необразованного и вобще чудеса творит. Но мы-то с вами уже можм отличить правду от кривды, а значит, если внимательно отнесёмся ко всему, что написано в сказках, можно многое познать из жизни наших арийских пращуров.

skazka.mirtesen.ru

Образ Бабы Яги в сказках и мифах

Ба́ба-Яга́ — персонаж славянской мифологии и фольклора (особенно волшебной сказки) славянских народов, старуха-чародейка, наделённая магической силой, ведунья, оборотень. По своим свойствам ближе всего к ведьме. Чаще всего — отрицательный персонаж.Баба-Яга («лесная баба», ср. старосерб. ега, «болезнь», «кошмар» и т. п.), в славянской мифологии лесная старуха-ведьма.В славянском фольклоре Баба-Яга обладает несколькими устойчивыми атрибутами: она умеет колдовать, летать в ступе, живёт в лесу, в избушке на курьих ножках, окружённой забором из человеческих костей с черепами. Баба Яга обладает способностью уменьшаться в размерах - таким образом она и перемещается в ступе. Она заманивает к себе добрых молодцев и маленьких детей и зажаривает их в печи (Баба-яга занимается каннибализмом).Согласно сказкам восточных и западных славян, В. Я. Пропп высказал и другое предположение. Он отметил, что основная деятельность Бабы Яги обусловлена ее тесной связью с дикими зверями и лесом. Она живет в глухой чащобе, ей подчиняются звери и птицы. Поэтому исследователь связал происхождение Бабы Яги с образом хозяйки зверей и мира мертвых, распространенным в сказках и мифах многих народов. Так, легко заметить сходство Бабы — Яти и злой Лоухи, хозяйки сказочной страны Похъелы из финских сказок. В целом же В. Я. Пропп пришел к выводу о том, что в образе Бабы — Яги соединились черты многих древних персонажей. Поэтому столь различны функции, которые Баба -Яга выполняет в разных сюжетах.В сказках западных и восточных славян говорится, что Баба — Яга живет в дремучем лесу или на краю леса, в «избушке на курьих ножках. Окружает избушку забор из человеческих костей с черепами на столбах. На воротах вместо запора — руки. Вместо замка — рот с острыми зубами. Избушка Бабы — Яги может поворачиваться вокруг оси, но в основном она обращена к лесу передом, к «этому свету» задом. Чтобы попасть в избушку, герою необходимо произнести заклинание: «Встань по старому, как мать по-ставила! К лесу задом, ко мне передом».Баба — Яга может выступать и в функции вредителя (тогда она старается погубить героя или героиню, пришедших к ней по той или иной надобности), и в функции дарителя, волшебного помощника (тогда она, распросив героя, попарив его в бане и накормив, одаривает необходимой вещью или дает необходимые сведения. В данных ритуалах отразилась схема погребального обряда). Только после этого герой заклинаниями разворачивает избушку из мира мертвых в мир живых и доказывает свое право пройти в иномир: осуществляет омовение и принятие ритуальной погребальной пищи. Баба — Яга — соглашается оказывать ему помощь. Нередко герой поочередно попадает к трем сестрам и получает необходимую помощь лишь у последней Бабы — Яги.Она — антагонист героя сказки: прилетев в избу и застав в ней героя, вырезает у него из спины ремень и т. п. Кроме образов Бабы-Яги воительницы и похитительницы, сказка знает и образ дарительницы, помощника героя.У Бабы-Яги одна нога — костяная, она слепа (или у неё болят глаза), Иногда у нее бывают огромные груди, которые она закидывает на спину. В частности, распространено такое описание — Баба — Яга, костяная нога, сидит «на печи, на девятом кирпичи», и у нее «зубы на полке, а нос в потолок врос».Связь с дикими зверями и лесом позволяет выводить её образ из древнего образа хозяйки зверей и мира мёртвых. Вместе с тем такие атрибуты Бабы-Яги как лопата, которой она забрасывает в печь детей, согласуются с обрядовой интерпретацией сказок о ней как о жрице в обряде посвящения подростков. Персонажи, сходные с Бабой-Ягой, известны в германской, греческой и других мифологиях.Образ Бабы-Яги связан с легендами о переходе героя в потусторонний мир (Тридевятое царство). В этих легендах Баба-Яга, стоящая на границе миров (костяная нога) служит проводником, позволяющим герою проникнуть в мир мёртвых, благодаря совершению определённых ритуалов. Ещё одним вариантом прототипа сказочной старухи можно считать и одетые в меховые одежды куклы-иттармы, которые устанавливаются ещё и в наши дни в культовых избушках на опорах.С точки зрения сторонников славянского (классического) происхождения Бабы-Яги, немаловажным аспектом этого образа видится принадлежность её сразу к двум мирам — миру мёртвых и миру живых. Известный специалист в области мифологии А. Л. Баркова трактует в связи с этим происхождение названия курьих ног, на которых стоит изба знаменитого мифического персонажа: «Её избушка „на курьих ножках“ изображается стоящей то в чаще леса (центр иного мира), то на опушке, но тогда вход в неё — со стороны леса, то есть из мира смерти.Название „курьи ножки“ скорее всего произошло от „курных“, то есть окуренных дымом, столбов, на которых славяне ставили „избу смерти“ небольшой сруб с прахом покойника внутри (такой погребальный обряд существовал у древних славян ещё в VI—IX вв.). Баба-Яга внутри такой избушки представлялась как бы живым мертвецом — она неподвижно лежала и не видела пришедшего из мира живых человека (живые не видят мёртвых, мёртвые не видят живых). Она узнавала о его прибытии по запаху — „русским духом пахнет“ (запах живых неприятен мёртвым)». «Человек, встречающий на границе мира жизни и смерти избушку Бабы-Яги, продолжает автор, как правило, направляется в иной мир, чтобы освободить пленную царевну. Для этого он должен приобщиться к миру мёртвых. Обычно он просит Ягу накормить его, и она даёт ему пищу мёртвых. Есть и другой вариант — быть съеденным Ягой и таким образом оказаться в мире мёртвых. Пройдя испытания в избе Бабы-Яги, человек оказывается принадлежащим одновременно к обоим мирам, наделяется многими волшебными качествами, подчиняет себе разных обитателей мира мёртвых, одолевает населяющих его страшных чудовищ, отвоёвывает у них волшебную красавицу и становится царём».Благодаря текстам сказок можно реконструировать и обрядовый, сакральный смысл действий героя, попадающего к Бабе-Яге. В частности, В. Я. Пропп, исследовавший образ Бабы-Яги на основе массы этнографического и мифологического материала, обращает внимание на очень важную по его мнению деталь. После узнавания героя по запаху (Яга слепа) и выяснения его нужд, она обязательно топит баню и выпаривает героя, совершая таким образом ритуальное омовение. Затем кормит пришедшего, что тоже представляет собой обрядовое, «покойницкое», угощение, непозволительное живым, чтобы те случайно не проникли в мир мёртвых. А, «требуя еды, герой тем самым показывает, что он не боится этой пищи, что он имеет на неё право, что он „настоящий“. То есть пришелец через испытание едой доказывает Яге искренность своих побуждений и показывает, что он-то и есть действительный герой в отличие от лжегероя, самозванца-антагониста».Ещё одним прототипом Бабы-Яги могли послужить ведуньи и знахарки, которые жили вдали от поселений в глубине леса. Там они собирали различные коренья и травы, сушили их и делали различные настойки, в случае необходимости помогали жителям деревень. Но отношение к ним было неоднозначным: многие считали их соратниками нечистой силы, так как живя в лесу они не могли не общаться с нечистой силой. Так как в основном это были нелюдимые женщины, но однозначного представления о них не было.

http://www.awareness-way.ru/content/1455-baba-yaga------------------------------------------------------Связь архетипа Матери-Земли и Бабы-Яги.------------------------------------------------------

Еще одним мифологическим персонажем, связанным с древнейшими верованиями о Матери-Земле является образ Бабы-Яги, восходящий ко всесильному божеству эпохи матриархата. Изначально в мифологии восточных славян она олицетворяла мать-родоначальницу. Мифологические представления нашли отражения в волшебный сказках, в которых ее женские признаки иногда подчеркиваются, но делается это уже с насмешкой: «нос в потолок, титьки через порог», «титечками потрясла и молочка принесла». Избушка Яги стоит на курьих ножках, что отражает представление славян об устойчивой связи женского плодородия с курицей, приносящей много потомства. В.Я. Пропп считал, что образ Бабы-Яги относился к стадии, когда плодородие мыслилось через женщину без участия мужчины. Считаясь прародительницей рода, она являлась хранительницей его жизненного пространства, обычаев и традиций, жизненного уклада, присматривавшей при этом и за подрастающим поколением, была одной из наиболее значимых берегинь.В большинстве текстов Яга выступает одним из главных действующих лиц, проводящих обряд инициации - введение детей в определенную половую и/или возрастную группу: юноши посвящались в охотники, девушки принимались в круг матерей. В.Я. Пропп отмечал, что образ Богини-Матери, стерегущей дорогу инициаций, в русском фольклоре сохранился в виде образа сказочной Бабы-Яги, встречающей инициируемого на границе обжитого пространства и темного леса – архетипического иносказательного образа границы между миром живых и миром мертвых. От реального мира мир иной всегда отделялся какой-либо границей, чаще всего - избушкой Бабы-Яги. Даже внешний вид этого жилища напоминает о смерти своим сходством с домовиной, которая часто бывает окружена человеческими останками. Инициация предполагала определенную мифологическую интерпретацию пространства: выход за пределы своей территории приравнивался к смерти, а нахождение в ином мире воспринималось как пребывание на «том» свете . В древнейшие времена церемонией инициации могла руководить женщина-ведунья. Образ такой «ведающей» женщины вполне мог послужить основой для создания образов Бабы-Яги как «похитительницы», уводящей детей для обряда инициации и «дарительницы», дающей советы и помогающей выдержавшим испытания. На наш взгляд, это позволяет интерпретировать Бабу-Ягу как жрицу Макоши в обряде инициации. В дальнейшем с исчезновением матриархата ведущая роль переходит к жрецам-мужчинам, аналогично тому, как и роль женского божества – к мужскому.С древнейшими представлениям о Великой Матери мира, Матери-Земли – прародительницы всего живого, ведающей судьбами людей и хозяйки зверей может быть связан и образ Яги – владелицы леса, к которой по ее зову «бежит всякий зверь», «ползет всякий гад», «летит всякая птица». Связь Бабы-Яги со смертью также можно объяснить этим первообразом, так как у древних существовало представление о смерти как о превращении в животных, поэтому именно хозяйка зверей охраняет вход в царство мертвых (т.е. в царство животных – лес) и обладает властью над ними. Именно в этом качестве выступает Яга. Вместе с тем, Баба–Яга связывалась в народном воображении не просто со смертью, но и с обрядом перерождения, с идеей умирания и воскрешения. Этот образ мог символически представлять Великую Богиню-Мать, Мать-Землю – повелительницу и прародительницу всего живого, связанную с потусторонним миром мертвых.Таким образом, архетип Матери в культуре восточных славян наиболее полно репрезентирован в образе Матери-Земли – целостном, но обладающим множеством функций. Этот образ как Вселенской Матери, богини плодородия и божества подземного мира зародился в архаическое время, сопровождался различными ритуалами, обрядовыми действиями и был тесно связан с аграрной деятельностью. Постепенно функции Матери-Земли стали переходить к другим женским божествам. Амбивалентность, двойственность, неоднозначность восприятия самого образа Матери-Земли были перенесены и на связанные с ним женские образы. В процессе исторического развития, в первую очередь, в связи с переходом от матриархата к патриархату, от потребляющего хозяйства к производящему, от язычества к христианству произошло разрушение высших уровней мифологии восточных славян. Эти же причины одновременно способствовали усилению негативных черт в женских образах. Лишь в некоторых случаях происходило слияние функций языческих божеств с христианскими святыми, как в случае с богиней Макошью. Большинство же женских божеств – русалки, Баба Яга и прочие - стали восприниматься как демонические существа низшего уровня. Архетип Матери, репрезентированный в мифологических представлениях восточных славян, наиболее полно сохранился лишь в образе Матери-Земли, преимущественно в обрядах и ритуалах, связанных с аграрной традицией.

См.: Юнг К.Г. Понятие коллективного бессознательного. // Аналитическая психология: Прошлое и настоящее / К.Г. Юнг, Э. Сэмюэлс, В. Одайник, Дж. Хаббэк: Сост. В.В. Зеленский, А.М. Руткевич. – М.:Мартис, 1997. – 320 с.Юнг К.Г. Психологические аспекты архетипа матери // Юнг К.Г. Душа и миф: шесть архетипов. Пер. с англ. – М. – К.: ЗАО «Совершенство» - «Port-Royal», 1997. - С. 218.Домников С.Д. Мать-земля и Царь-город. Россия как традиционное общество. - М.: Алетейя, 2002. - С. 60.Афанасьев А.Н. Мифы, поверья и суеверия славян. Поэтические воззрения славян на природу. В 3-х томах. Т.1.- М.: ЭКСМО, СПб.: TERRAFANTASTICA, 2002. - С. 136-142.Шапарова Н.С. Краткая энциклопедия славянской мифологии. - М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Русские словари», 2001. - С. 350-351.Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. - М.: СОФИЯ, ИД «Гелиос», 2002. - С. 361-369.Померанцева Э.В. Мифологические персонажи в русском фольклоре. - М.: Наука, 1975. - С.78.Шапарова Н.С. Краткая энциклопедия славянской мифологии. - М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Русские словари», 2001. - С.460.Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1986. - С. 75.См.: Там же. С. 52-111.О.И. Пушкинаhttp://info-grad.com/svyaz-arkhetipa-materi-zemli-i-baby-yagi/

carljung.ru

Описание Бабы яги | Мистические Факты

Описание бабы яги

Избушка быбы яги

Одним из наиболее известных сказочных персонажей является баба яга. Этим отрицательным персонажем славянских народных сказок и советских мультфильмов родители любят пугать своих детей, особенно если они чем-то провинились. Итак, что же из себя представляет эта ужасная особа.                                                                                                                                                                                                                                      

 

 

Общее описание

Как правило, распространенное описание бабы яги напоминает большую горбатую старуху, отличительной особенностью которой был длинный и горбатый нос с крючком. Согласно славянскому фольклору баба яга обладает колдовскими навыками, а средством передвижения для нее служит деревянная ступа. В погоне за своими жертвами, она активно пользуется для ускорения пестом, а чтобы избавиться от следов – метлой. Местом обитания старушки является избушка на курьих ножках. Основным объектами для нападения бабы яги считаются добрые молодцы и маленькие дети, которых она заманивает к себе в избушку для съедения.

Описание бабы яги из сказок

Баба яга картинкаДовольно распространенным сказочным персонажем является баба яга, которая в некоторых случаях выступает в роли хитроумной похитительницы детишек, а иногда предстает в роли умной помощницы. Ее возраст составляет более 100 лет от роду. Зачастую в сказках ее описывают с уродливой и отталкивающей внешностью. Откуда появилась эта загадочная лесная колдунья? Многие древние славяне были язычниками, в результате чего поклонялись природе и духам своих предков. На тот момент люди верили, что после смерти человек появлялся в царстве мертвых, где обитали существа – нави. Как гласят легенды, баба яга принадлежала и к миру людей, и к миру мертвых.В некоторых сказках баба яга предстает в образе старой женщины, которая ведет уединенно живет в избушке на «курьих ножках» в лесной глуши и обладает способностью повелевать зверями. В других произведениях народного творчества этот персонаж является ведьмой. Именно второй вариант, где баба яга дружит с нечистой силой, целиком соответствует утверждению, что она относится к миру живых и мертвых.

 

В народном творчестве внешнее описание бабы яги символично и поражает воображение. Например, находится старуха в доме и «лежит на печи», положив зубы на полку. Ее «нос в потолок врос», а также крылатое выражение «костяная нога» рисуют в воображении образ живого мертвеца. Именно нога бабы яги, является еще одним элементом, который портит ее внешность. Как считают некоторые исследователи, в мифологи разных народов некоторые существа обладали конечностями животных. А так как баба яга считается представителем мира усопших, то у нее вместо обычной ноги – костяная, которая свойственна только мертвецам. Особенность внешности старухи также заключается в резко подчеркнутых женских признаках, которые не в меру преувеличены. Многие сказочники не описывают детально внешность бабы яги, останавливаясь только на ее старинном возрасте, отсутствии зубов и ужасном облике.

О появлении «гостя» в своей избе баба яга узнает при помощи своего фирменного крючковатого и длинного носа. Ее коронная фраза «русским духом пахнет» свидетельствует о плохом зрении или полном его отсутствии. Как гласят старинные предания, живые не могут видеть духов, а те, в свою очередь, не имеют возможности узреть людей. Однако обитатели мира мертвых могут различить живых по запаху, который для них является неприятным.

В некоторых сказках постоянным атрибутом бабы яги является ее пест или палка, которая обладала магическими свойствами. С ее помощью старуха могла справиться любым русским богатырем. Находясь в полете над землей, баба яга специально подгоняла свою ступу пестом, чтобы догнать беглецов.

Колдовские навыки бабы яги позволяли ей совершать невероятные чудеса. Она могла передавать силу с одного живого существа на другое, а также усыплять героев. Стоит отметить, что в народе зачастую сон ассоциируется с временной смертью. Особенность наводить сон живым людям лишний раз говорит о принадлежности бабы яги обоим мирам.

Место обитания Бабы-яги

Баба яга для детейПрактически каждый человек из сказок или мультфильмов знает о том, что постоянным местом проживания бабы яги является изба на курьих ножках, которая расположена на границе леса. Вокруг домика установлен устрашающий забор из человеческих костей и черепов. В одной из сказок они сыграли ключевую роль. Василиса с помощью черепа сумела сжечь дотла дом своей мачехи. У древних славян подобное обрамление жилища имело символическое значение. Во времена язычества наши предки относились к душам умерших людей с должным почтением. После смерти человека его тело подвергалось кремации, а прах помещался в урну, которую на хранение ставили в домовину. Именно такие сооружения для усопшего внешне очень напоминали избушку. Зачастую древние славяне размещали домовину в лесу на высоких пнях, корни которых практически ничем не отличались от «куриной ножки». Таким образом, дух обретал новое жилище. Поэтому сказочную избу на курьих ножках можно сопоставить с домовиной древних славян, а вместо душ умерших людей – бабу ягу.

Отношения Бабы-яги со сказочными персонажами

Баба яга из сказокЕсли судить по сюжетам сказок, то баба яга не особо ладит с людьми и часто относится к ним недружелюбно. Когда главный герой, спустя некоторые время и после невероятных усилий отыскивает в дремучем лесу избу, то внутрь зайти он не может. Тогда произносится фраза, повелевающая домику повернуться к лесу задом, а к человеку передом. Таким образом, главный герой хочет из мира живых перейти в пристанище мертвых.

Баба яга не является добродушной старушкой, которая готова просто так всем помочь. Главному герою необходимо сильно постараться и пройти различные испытания, чтобы хозяйка удовлетворила его просьбу. Представителю мира живых следует пройти специальный погребальный обряд, который позволит ему приобщиться к дому мертвых. Баба яга готовит для героя баньку, а также потчует его погребальными яствами. Только после удовлетворения всех своих требований, хозяйка избушки оказывает помощь человеку, который стал на время представителем мира мертвых. Такие наиболее популярные описания Бабы яги бытуют в поверьях.

mistich.ru

Что означает образ Бабы Яги в нашем сознании

Как извесно, большая часть мифических созданий, совершенно не просто появились на свет из сознания наших предков. Чаше всего драконами, колдунами и демнами, объяснялись внутренние метафоричные страхи. По психологическим тестам академиков РАН, в сознании наших сограждан, эмоции связанные со страхом, чаще всего визуализируются именно с образом ведьмы или старухи. Ну а как известно, главная ведьма всего славянского мира, это Баба Яга.

Какой ее только не представляли и смешной и непутевой и коварной и злой и даже становящейся доброй.

Однако образ этой старухи, более чем интересен. Как пишет историк Иван Забылин

И почему именно гуси-лебеди служат ей?

«Баба-яга — является в двух мотивах: доброй старушкой, показывающей заблудившемуся молодцу дорогу и отсылающей его к своим братьям ветру, месяцу и солнцу.В других сказках Баба-яга, костяная нога, злая старуха, живет в дремучем лесу в избушке на курьих ножках, летает по воздуху в ступе, погоняя пестом и заметая след метлой. Она ворует детей, жарит и ест их, сторожит источники живой воды и прячет у себя медь, серебро и золото; у нее прут, которым можно все живое превратить в камень; она владеет небесными конями, сапогами-скороходами, ковром-самолетом и гуслями-самогудами».

По утверждению некоторых фольклористов, сказка, это не что иное как метафорически пересказанный обряд инициации. Инициации мальчика в мужчину, ведь для того чтоб из ребенка превратиться в взрослого, дитя внутри нас должен был уйти, умереть.

Большинство сказок о Бабе Яге, начинаются с  похода в дремучий лес или царство мертвых, где встречает избушку на курьих ножках, которую невозможно обойти, а можно только войти при помощи заветного слова.

Кстати, «куриные ножки» вовсе не означают «куриные», они происходят от слова «окурять». Древние славяне, ставили прах мертвых на стол и окуряли его травами. Эти факты, дают нам понимание «избушки на курьих ножках» как дома мертвых, куда должен был зайти молодец, для проведения обрядной смерти.

Войдя в избу, герой видит Ягу, лежащую на печи, — нос в потолок врос, одна нога в окне, другая в углу. Это во все не Яга такая большая и не дом маленький. Это гроб.

«Русским духом запахло», — произносит Яга. В действительности, она героя не видит, так как принадлежит другому царству, царству смерти, а мертвые не могут видеть живых. Яга — это живой мертвец (об этом может сказать ее костяная нога — нога скелета), хозяйка и проводник в мир умерших, и именно она должна убить гостя.

Далее следует ритуальная (обрядная) смерть, чаще через принятие пищи «напоила, накормила», но могут быть и варианты сожжения или превращения в неодушевленный предмет.

Потом следуют расспросы «зачем ты явился сюда» и обычно молодец покидал дом Бабы Яги с каким то подарком. То — есть пройдя обряд ритуальной смерти, человек возвращался в  мир людей немного другим.

«Немного другим» означает, что в сказке он обычно получал либо могущество, либо мудрость, либо любовь в виде подарка от Бабы Яги (коня, волшебного клубка, гусли).

В некоторых вариантах сказок, этап встречи с Ягой, считался промежуточным, между битвой со смертью (Кощеем Бессмертным).

Возможно вам будет интересно почитать

None

sovet-kak.ru

Образ Бабы Яги в русских народных сказках

Слайд №2
Тема моего исследования: «Образ Бабы Яги в русских народных сказках».Цель исследования: выяснить Баба Яга добрая старушка или злая ведьма.
Слайд №3
Результаты социологического опроса:

75%75 %Не знаютДобраяЗлаяВ опросе участвовали 12 человек из 5 – х классовЗнаютПочему у Бабы Яги такой необычныйвид и образ жизни?Злым или добрым являетсясказочный персонаж Баба Яга?50 %50 %25 %

Слайд №4
Баба Яга в волшебных сказках действует в четырёх воплощениях: Яга-богатырша Яга-похитительница Яга-дарительница Яга – хранительница
Слайд №5
Яга-богатырша Обладает мечом-кладенцом и на равных бьётся с богатырями.
Слайд №6
Баба Яга-дарительница Она принимает героя, иногда испытывает его и вручает ему чудесного огнедышащего коня, богатые дары, чудесные предметы: сапоги-скороходы, ковер-самолет, меч — кладенец, волшебный клубок.
Слайд №7
Яга-похитительница Яга крадет детей, иногда бросая их, уже мертвых, на крышу родного дома, но чаще всего унося в свою избушку на курьих ножках, или в чистое поле, или под землю.Из этой диковинной избы дети, да и взрослые, спасаются, перехитрив Ягу.
Слайд №8
Яга – хранительница Ягу можно считать некой «привратницей» , стерегущей границу между миром живых и мёртвых.Яга – хранительница пути между Жизнью и Смертью, Добром и Злом, Светом и Тьмой.
Слайд №9
Как же пришла в народную сказку «избушка на курьих ножках»?Избушка на курьих ножках это широко известный на Севере «лабаз» или «чамья» – тип хозяйственной постройки на высоких гладких столбах, предназначенный для сохранения снастей и припасов от мышей и хищников. Избушка смоделирована по образу славянского погоста – маленького домика мёртвых на опорах-столбах. В сказках они представлены как куриные ножки не случайно. Курица — священное животное, непременный атрибут многих магических обрядов.
Слайд №10
В «урах» — культовых амбарчиках обычно находились куклы — иттармы в меховой национальной одежде. Кукла занимала собой почти весь амбарчик; может быть, именно поэтому избушка в сказках всегда мала для Бабы Яги, у которой «нос в потолок врос». Эта кукла была одета в меховую «шубу», которую жители этой местности называли «ягой». Со временем всё это благополучно перекочевало в сюжеты народных сказок про Бабу Ягу.
Слайд №11
Избушка это пограничный пост, расположенный в сказках на границе двух миров: светлого и тёмного. Вход в неё недоступен для героев из мира живых, поэтому приходится «поворачивать» её к себе, произнося слова как заклинания: «Избушка, избушка, встань ко мне передом, а к лесу задом». Войдя в избушку, герой готов ко всем испытаниям, ведь это его добровольный выбор: жить счастливо или умереть. Избушка на курьих ножках (на куриной лапке три пальца) объясняется тем, что в волшебных сказках герой, отправляясь в дальний путь за своим счастьем, обязательно оказывается на распутье, то есть на пересечении дорог. Поэтому «куриная лапка» – это символ выбора, возможность самостоятельно решить свою судьбу.
Слайд №12
На службе у Бабы — Яги ветры и лесные звери. Дружит она только со Змеем да Кощеем, общается с чёрным котом, змеями, жабами, вороном, летучими мышами. Чёрный кот символизирует неудачу, болезнь. Змея, как существо «убивающее», означает смерть и уничтожение. Ворон, будучи говорящей птицей, символизирует пророчество, в фольклоре – мрак и умерщвление. Такое окружение позволяет ей спокойно проживать на границе двух миров: мира живых и мира мёртвых.
Слайд №13
Баба Яга в волшебных сказках выступает в них не только как добрая колдунья-помощница в пути между Жизнью и Смертью, Добром и Злом, Светом и Тьмой. Внешность у неё соответственная: длинные распущенные волосы – признак нечеловеческой силы и необъяснимых колдовских способностей; она не ходит, а летает в ступе, заметая помелом свой след, потому что она ближе к царству мёртвых и появление её в мире живых не должно быть замеченным.
Слайд №14
Яга — пограничница: у неё «костяная нога». Выражение «одной ногой в гробу» позволяет нам говорить о Яге ещё и как о «живом трупе», проживающем как раз на границе двух миров.
Слайд №15
Со временем представление о Бабе Яге как о «живом трупе» рассеялось, и мы видим её в сказках чаще всего в образе доброй лесной старухи.

volna.org