Николай Гастелло – подвиг, которого не было (стр. 1 из 2). Николай гастелло


Николай Гастелло – подвиг, которого не было

Платонов Артем

26 июня летчик капитан Гастелло Н. Ф. с экипажем - Бурденок, Скоробогатый и Калинин - повел ДБ-3 бомбить ворвавшихся фашистов по дороге Молодечно-Радошковичи. У Радошкович показалась вереница танков противника. Гастелло, сбросив бомбы на скопившиеся на заправке немецкие танки, и, расстреливая из пулеметов экипажи фашистских машин, стал уходить от цели. В это время фашистский снаряд догнал машину капитана Гастелло. Получив прямое попадание, самолет, объятый пламенем, не мог уйти на свою базу. Гастелло развернул горящий самолет и повел его в самую гущу вражеских танков. Столб огня объял пламенем танки и фашистские экипажи. Дорогой ценой заплатили немецкие фашисты за смерть летчика героического экипажа.

26 июня 1941 года. Четвертый день Великой Отечественной войны. Танки Гота и Гудериана рвутся вперед по территории Белоруссии, делая в сутки до 100 километров. Советское командование всеми силами пытается остановить их дальнейшее вклинивание в боевые порядки Юго-Западного фронта.

Утром с аэродрома Боровское под Смоленском в воздух поднимается эскадрилья дальних бомбардировщиков 207-ого авиационного полка под командованием капитана Николая Гастелло – три самолета ДБ-3Ф. Разведка сообщила, что в районе шоссе Радошковичи-Молодечно наблюдается концентрация танков противника. Задачей эскадрильи было отбомбиться по обнаруженным немецким машинам.

Жители близлежащего села видели, как в 12:00 над шоссе показались три бомбардировщика с красными звездами на крыльях. Из открытых бомболюков на танки, броневики и автомашины противника посыпались бомбы. В небо поднялись жирные столбы дыма – три тонны бомб зря не пропали. Однако немцы сразу же открыли плотный зенитный огонь, и два из трех бомбардировщиков заполыхали.

Самолет старшего лейтенанта Воробьева, единственный не подбитый, после выполнения задачи ушел за линию фронта, на аэродром. Второй ДБ-3 с тянущимся за ним дымным шлейфом “ушел в неизвестном направлении”, как засвидетельствовали потом местные крестьяне. Третий бомбардировщик совершил разворот и направил горящую машину прямо на скопление немецкой бронетехники...

Федор Воробьев, командир единственного выжившего в том налете экипажа, благополучно вернулся на аэродром в Брянске (из-за стремительных темпов немецкого наступления советские самолеты часто взлетали с одних аэродромов, а садились уже на другие, в тылу). В его рапорте было написано, что он и штурман лейтенант Рыбас видели, что самолет, ведомый командиром эскадрильи Гастелло, совершил наземный таран. 27-ого июня командир авиаполка Лобанов пишет о подвиге в Москву, а 28-ого числа за подписью Калинина выходит указ о присвоении капитану Гастелло звания Героя Советского Союза. С этого момента история начинает казаться немного странной, если учесть, что письмо от Лобанова из Белоруссии в Москву должно добираться как минимум неделю, а затем еще около месяца ждать своего череда в канцелярии... Впрочем, позже “очевидцы” ничего не могли сказать по этому поводу – лейтенант Рыбас вскоре пропадет без вести, а Федор Воробьев через пять месяцев погибнет. Впрочем, через два дня после знаменитого вылета, 28 июня 1941-ого года, 207-ой авиационный полк перестает существовать. Пятого июля остатки персонала перекинули под Орел, а в сентябре полк был окончательно расформирован.

Долгое время считалось, что подвиг совершил именно экипаж Николая Гастелло. Вместе с ним в бомбардировщике тогда находились штурман лейтенант Анатолий Бурденюк, основной стрелок старший сержант Алексей Калинин и нижний (люковый) стрелок лейтенант Григорий Скоробогатый. Почему-то звание Героя Советского Союза было присвоено только одному Гастелло посмертно. Про третий самолет, где командиром был Александр Маслов (тот самый, который “ушел в неизвестном направлении”) советская пропаганда забыла. Только в мае 1942-гo родственникам Маслова, а также родственникам членов его экипажа – штурмана лейтенанта Владимира Балашова, младшего сержанта стрелка-радиста Григория Реутова и младшего сержанта воздушного стрелка Бахтураза Бейскбаева командование 207-го авиаполка отправило извещения, что их мужья (дети) “пропали без вести”. Вплоть до начала 90-х годов подобная формулировка – “пропал без вести” считалась фактически синонимом “предательства”. Ведь неизвестно, чем занимались пропавшие без вести? Может, они сдались в плен, то есть подали пример трусости и паникерства? А может, они служили полицаями или вообще – воевали за фашистов?

Когда жена капитана Маслова Софья Евграфовна Маслова в 1944 году вернулась домой, в Коломну, ее дочку Иру отказались принимать в детский сад – детишек, отцы которых погибли на фронте, и так было много. А отец Иры не погиб, а пропал без вести. По этой же причине пенсию по потере кормильца семья Маслова не получала.

Как к жене потенциального предателя, к Софье Евграфовне стали плохо относиться все соседи. Перестал с ней общаться и отец Александра, бывший в то время председателем колхоза "Проводник". Софья много плакала – жить с маленькой дочкой в охваченной войной стране было очень тяжело. Казалось, судьба выкинула очередной несправедливый фортель – Николай Гастелло (его самого и его жену Аню Софья хорошо знала, они дружили семьями) в одночасье стал кумиром мальчишек и Героем Советского Союза, а ее Саша – чуть ли не предателем. Но, как оказалось, судьба может фантастически трансформироваться – что и стало видно на участниках того легендарного вылета...

Настоящий герой

В 1951-ом году Беларусь решила увековечить подвиг Николая Гастелло, белоруса по национальности. К деревне Декшняны, около которого и был совершен таран (ночью на 27-ое июня местные жители наспех похоронили пилотов с разбившегося бомбардировщика в братской могиле, завернув их в парашюты) отправилась большая комиссия. Процессом перезахоронения прахом героев руководил райвоенком поселка Радошковичи подполковник Котельников.

На месте оказалось, что бомбардировщик упал не на колонну бронетехники, как написано во всех советских учебниках истории, а в 180 метрах от дороги в поле – то ли не дотянул, то ли таранил не танки, а зенитную батарею... Впрочем, это было не так уж и важно. При огромном скоплении народа, 26-ого июня 1951-ого года братская могила была торжественно вскрыта. Котельников тут же заинтересовался содержимым планшетки одного из пилотов, которая за 10 лет почти не пострадала. Оказалось, что в ней содержатся документы на имя... капитана Александра Спиридоновича Маслова. Также на одном из пилотов был обнаружен медальон на имя стрелка-радиста Григория Реутова, члена экипажа капитана Маслова. Выходит, это бомбардировщик Маслова совершил таран, а самолет Николая Гастелло как раз и “ушел в неизвестном направлении”?

Подполковник Котельников не стал делиться с окружающими своими находками, и прах “отважного экипажа Гастеллло” был благополучно перезахоронен в сквере поселка Радошковичи. Самому Николаю Гастелло над могилой поставили бронзовый памятник.

В тот же вечер Котельников под грифом “Секретно” отправил письмо в ЦК КП(б) Белоруссии, где он извещал о находке и спрашивал – что делать? Вскоре, также под грифом “Секретно” пришел ответ под подписью зав. административным отделом ЦК Перепелицына: “Обращайтесь в отдел по учету потерь Советской Армии”.

Получив “добро” на выявление сведений о подробностях гибели экипажа Александра Маслова, Котельников начал собирать информацию. Вскоре в архивах он обнаружил интересный документ – список “Безвозвратных потерь начальствующего и рядового состава 42-й авиадивизии с 22.06 по 28.06.41 (серия "Б" №138)”. Подписан он был помощником начальника отдела строевой части старшиной Боковым. В списке значился и экипаж Гастелло: сам капитан, а также Бурленюк, Скоробогатый и Калинин. В графе “примечания” сказано, что “один человек из этого экипажа выпрыгнул с парашютом с горящего самолета, кто – неизвестно”. По всему выходило, что таранил немцев все-таки экипаж Маслова, а не Гастелло...

Результатами своих исследований Котельников поделился с коломенским райвоенкомом полковником Гладковым. Тот в 1952-ом связался с женой Маслова и передал ей все материалы расследования. Предъявленную планшетку, а также чудом сохранившиеся летные очки и расческу мужа она тут же опознала. Вскоре Софья Евграфовна направляет ходатайство в Верховный Совет СССР, в котором просит восстановить ее семью в гражданских правах и присвоить ее мужу звание Героя Советского Союза, поскольку это именно он (и его экипаж) совершил подвиг.

Вскоре, 22 ноября (в день рождения Александра Маслова) Софье Евграфовне приходит справка: “Считать капитана Маслова не пропавшим без вести, а погибшим при выполнении боевого задания 26.06.41 г.”. Спустя день к Масловой приходит чекист и вежливо просит больше не беспокоить Верховный Совет своими домыслами. О присвоении Маслову Героя речь даже и не заходит...

Но у Котельникова есть еще вопросы, на которые пока нет ответов. Например, почему всей стране известно, что единственным спасшимся экипажем был экипаж лейтенанта Воробьева. Тогда как в архиве Министерства Обороны СССР значится, что Рыбас и Воробьев служили в 96-ом авиаполку. Однако известно, что знаменитый вылет совершала эскадрилья 207-ого авиаполка. Может быть, бомбардировщиков было не три, а два – Маслова и Гастелло?

Нет, уверен Котельников, бомбардировщиков было именно три. Жители деревни Декшняны, около которой и был совершен подвиг, утверждают, что видели три самолета. Также чудом выживший авиатехник 207-ого авиаполка Бородин, 26-ого июня готовивший ДБ-3 эскадрильи Гастелло к вылету, уверенно рассказал, что самолетов было три. Командирами их были Гастелло, Маслов и “кто-то еще”, фамилии которого Бородин не помнит. Значит, Рыбас и Васильев видеть ничего не могли, а показания особому отделу давали неизвестные, пилотировавшие уцелевший бомбардировщик?

Впрочем, на этом удивительные открытия для Котельникова не закончились. Вскоре он узнал, что 27-ого июня жители деревни Декшняны и поселка Радошковичи отправились в Мацковские болота – туда, куда улетел “в неизвестном направлении” подбитый бомбардировщик. Вскоре были обнаружены обломки самолета, а также два обгоревших трупа. В кармане одного из них было найдено письмо на имя Скоробогатой – лейтенант Скоробогатый (а это был он) не успел отправить его жене. У второго погибшего был найден медальон, на котором удалось разобрать инициалы “А.А.К.”. Судя по всему, он принадлежал стрелку-радисту Алексею Александровичу Калинину. Так как найдено было два из четырех члена экипажа Николая Гастелло, это означало что, во-первых, упавший в болото бомбардировщик пилотировал именно он (а не Маслов), и во-вторых, Гастелло либо успел выброситься с парашютом и выжить, либо его труп так и не был обнаружен.

mirznanii.com

Николай Гастелло - биография и семья

Биография

Звание Героя Советского Союза Николаю Францевичу Гастелло присвоено посмертно26 июля 1941 года за наземный таран.

Николай Францевич Гастелло капитан, командир 2-й авиационной эскадрильи 42-й дальнебомбардировочной авиационной дивизии. Родился 6 мая 1908 года в Москве в семье рабочего. Белорус. Работал слесарем на Муромском паровозостроительном заводе и Государственном механическом заводе строительных машин. В маt 1932 года по специальному набору был призван в ряды РККА. В 1933 году окончил Луганскую военную авиационную школу летчиков. Служил в бомбардировочной авиационной бригаде в Ростове-на-Дону. Воевал на Халхин-Голе в составе 150-го скоростного бомбардировочного авиационного полка. Участник советско-финлядской войны 1939-1940 годов. В мае 1941 года капитан Гастелло назначен командиром 4-й эскадрильи 207-го дальнебомбардировочного авиационного полка (42-я дальнебомбардировочная авиационная дивизия, 3-й бомбардировочный авиационный корпус, ДБА).

Участник Великой Отечественной войны с первого дня. Первый свой боевой вылет совершил 22 июня 1941 года в 5.00. В первые дни войны полк понес большие потери. Оставшиеся летчики и самолеты 24 июня были сведены в две эскадрильи. Капитан Гастелло стал командиром 2-й эскадрильи.

Звание Героя Советского Союза Николаю Францевичу Гастелло присвоено посмертно 26 июля 1941 года за наземный таран.

26 июня 1941 года во второй половине дня Гастелло вылетел во главе звена ДБ-3Ф для нанесения удара по немецким войскам в районе Молодечно - Радошковичи, наступающим на Минск. Истребительного прикрытия не было. Наши летчики обнаружили немецкую колонну, двигавшуюся по шоссе. Снизившись до 400 м, они сбросили бомбы на танки и автомобили притивника. После выхода из атаки Гастелло приказал своим ведомым лейтенантам Воробьеву и Рыбасу возвращаться на аэродром, а сам направился к другой дороге, проселочной. По ней тоже шла колонна. Снизившись до предельно малой высоты, он прошел вдоль нее. Стрелки Калинин и Скоробогатый, ведя огонь из пулеметов, вывели из строя 12 автомобилей (включая легковые и штабной автобус). Немецкие зенитки открыли по самолету огонь. От попадания зенитного снаряда ДБ-3Ф загорелся. Гастелло повернул на свою территорию. Пожар разгорался все сильнее. Сбить пламя скольжением не удавалось. Гастелло понял, что до своих не дотянуть, и решил направить горящий самолет на расположившуюся в деревне Моцки немецкую воинскую часть. Он развернул над лесом свой самолет, но до деревни не дотянул - самолет упал на опушке леса. Вместе с Гастелло погибли члены экипажа: штурман лейтенант А.А.Бурденюк, стрелок-радист старший сержант А.А.Калинин и стрелок лейтенант Г.Н.Скоробогатый (летчик того же полка, он напросился в боевой вылет вместо штатного стрелка). Все они посмертно награждены орденом Отечественной войны 1 степени.

Взрыв видели ведомые, когда подлетали к Радошковичам (довольно крупному населенному пункту, нанесенному на карту) и в донесении привязали к нему бой. Долгое время считалось, что экипаж капитана Гастелло погиб, совершая таран вражеской колонны на шоссе Молодечно - Радошковичи. На этом месте был даже установлен ему памятник. Спустя много лет после войны выяснилось, что там погиб другой экипаж 207 дбап - командира 1 эскадрильи капитана А.С.Маслова (в 1996 году все члены экипажа удостоены звания Героя России).

Приказом министра обороны СССР капитан Н.Ф.Гастелло навечно зачислен в списки одного из авиационных полков. Памятники ему были установлены в Москве, Минске, в пгт Радошковичи Молодечненского района Минской области и на территории Ворошиловградского высшего военного авиационного училища штурманов. На здании московской школы ¦270, в которой он учился, установлена мемориальная доска. Его именем назывались колхозы, совхозы, фабрики, заводы, улицы, пионерские дружины, шахта ¦30 в городе Кизел Пермской области, теплоход.

facecollection.ru

Гастелло Николай Францевич

Родился в 1908 году в Москве. Белорус. Член КПСС с 1928 года. Герой Советского Союза (26.7.1941). Награжден орденом Ленина.

Николай Гастелло вырос в семье рабочего, выходца из белорусских крестьян. Его детские годы прошли в Москве в рабочей среде. Здесь начал формироваться твердый, недюжинный характер будущего летчика-героя. Первым учителем Николая, его главным наставником был отец – мастер литейного цеха.

Николай с детства мечтал стать летчиком. В 1932 году исполнилось его страстное желание: по партийной путевке Гастелло был направлен в Луганскую военную школу летчиков, которую успешно закончил в 1933 году. После выпуска молодого летчика послали служить в бомбардировочную авиацию. Здесь он быстро прошел путь от командира экипажа тяжелого воздушного корабля до командира эскадрильи.

Хорошую боевую практику и закалку Николай Гастелло прошел в 1939 году в Монголии, в сражениях с японскими милитаристами на реке Халхин-Гол и в боях в период советско-финляндской войны 1939–1940 года.

...Весной 1941 года капитана Гастелло назначили командиром эскадрильи 207-го дальнебомбардировочного авиационного полка 42-й бомбардировочной авиационной дивизии 3-го бомбардировочного авиационного корпуса дальнебомбардировочной авиации.

Для капитана Гастелло война началась 22 июня 1941 года в пять часов утра. Взлетев со своего аэродрома в районе Смоленска, самолеты пошли на запад на бомбежку гитлеровских войск.

Но на третий день войны, когда экипажи на стоянках самолетов изучали боевое задание, над аэродромом появился немецкий разведчик Ю-88. Выпустив шасси, будто собираясь сесть, он промчался на малой высоте и обстрелял наши бомбардировщики. Уверенный в своей безнаказанности, фашист решил повторить заход. Но просчитался. Николай Гастелло под пулями бросился в кабину своего самолета и метким огнем из турельного пулемета подбил гитлеровца. Перепуганный экипаж совершил вынужденную посадку неподалеку от аэродрома и был взят в плен.

26 июня полку было приказано бомбардировать мотомеханизированные колонны врага в районе Молодечно, Радошковичи – северо-западнее Минска. Из-за больших потерь самолетов в полку осталось мало. Поэтому на задание двумя группами вылетело всего четыре бомбардировщика, как и прежде без истребительного прикрытия. Одну из групп возглавил командир эскадрильи капитан Гастелло, ведомым у него шел заместитель старший лейтенант Воробьев. В экипаже Гастелло – штурман-лейтенант Анатолий Бурденюк, стрелок-радист младший сержант Алексей Калинин и стрелок лейтенант Григорий Скоробогатый, взятый на задание после настойчивых просьб.

В районе Радошковичей, в деревне Декшанцы, группа Гастелло обнаружила сотни танков, цистерны с горючим, колонны автомашин с пехотой. По команде ведущего оба наших бомбардировщика пошли на цель. Чтобы эффективнее выполнить боевое задание и нанести врагу наибольший урон, бомбили с высоты 400–500 метров, рискуя быть сбитыми зенитным огнем. С такой высоты все бомбы попали в цель: вспыхнули цистерны с бензином, загорелись танки, автомашины, в панике разбегалась пехота. Удачно совершив и повторный заход, самолеты легли на обратный курс. Но тут, еще не успев набрать высоту, они попали под ураганный огонь зенитных орудий и пулеметов.

Один из снарядов попал в бензобак самолета Гастелло. Машина вспыхнула. Летчик пытался сбить пламя стремительными маневрами. Огонь, охватив почти весь самолет, подбирался к кабине. Экипаж мог спастись, лишь выпрыгнув с парашютами. Но это означало плен. Гастелло и его экипаж приняли иное решение.

Члены экипажа старшего лейтенанта Воробьева стали свидетелями бессмертного подвига своих боевых товарищей. Они видели, как горящий самолет командира эскадрильи, все более теряя высоту, развернулся обратно и вновь оказался над вражеской колонной. Минуя разбитую технику и опустевшие автомашины, Гастелло из последних сил рвался к голове колонны, где у бензозаправщиков скопились танки. Добравшись до них почти на бреющем полете, летчик бросил пылающую машину в скопление вражеской боевой техники. Оглушительный взрыв потряс землю. Море огня взметнулось над колонной. Рвались снаряды, полыхали автомобили и цистерны...

Николай Гастелло повторил подвиг военкома 150-го скоростного бомбардировочного авиаполка М. А. Ююкина, совершенный на глазах Николая Францевича в Монголии в августе 1939-го. В годы Великой Отечественной войны этот подвиг – огненный таран наземных целей – повторили свыше 500 советских летчиков.

На месте подвига экипажа Гастелло близ Радошковичей на шоссе Минск – Вильнюс героическому экипажу установлен памятник-мемориал. В Москве, в поселке городского типа Радошковичи Молодечненского района Минской области и на территории Ворошиловградского высшего военного авиационного училища штурманов, имя Гастелло также увековечено памятниками. Во многих других городах нашей страны, так как в Москве и Муроме, его именем названы пионерские отряды и дружины, школы и улицы, морские и речные суда, колхозы, совхозы, фабрики, заводы, городски поселки, шахта в городе Кизел Пермской области, теплоход. На северо-западной окраине Ростова на здании одной из улиц установлена мемориальная доска с надписью: «В 1934–1939 годы в Ростовской авиационной бригаде служил летчик Герой Советского Союза Николай Францевич Гастелло. В период службы он проживал в этом доме».

Приказом министра обороны Союза ССР имя капитана Гастелло занесено навечно в списки части, в которой он служил.

Литература:

Герои огненных лет. М., 1975. Кн. 1. С. 113–120.

Криворучко М. Г., Мишин П. И., Смирнов И. Г. Москва – героям Великой Отечественной. М., 1981. С. 250–252.

Орлов Ф. Н. Огненные рейсы голубой «двойки». Чебоксары, 1975. С. 82.

gorenka.org

Последний полет Николая Гастелло - Тайны войны

ЗАГАДКИ И ТАЙНЫ ХХ ВЕКА

ТАЙНЫ ВОЙНЫ

Последний полет Николая Гастелло

Лет двадцать пять назад любой советский школьник, разбуженный среди ночи, на вопрос "Кто такой Гастелло?" мог без запинки ответить: "Это летчик, который направил свой объятый пламенем самолет в самую гущу фашистских захватчиков, нанеся тем самым существенный урон противнику". Образ героя, созданный в самом начале войны, целенаправленно поддерживался на протяжении нескольких десятилетий. Ни о каких альтернативных версиях обстоятельств его подвига не могло быть и речи. С началом перестройки все изменилось. Стали доступны архивы, в СМИ в моду вошли журналистские расследования. В многополосных газетных материалах авторы обрушивали на своих читателей десятки фактов, идущих в разрез с тем, что долгое время писалось в учебниках истории. Не раз газеты обращались и к теме подвига Николая Гастелло. О нем писали и в 80-х и 90-х. Не угас интерес СМИ к легендарной фигуре и в новом тысячелетии.

Справка: Николай Францевич Гастелло родился 06.05.1908 в Москве в семье рабочего. Работал слесарем на Муромском паровозоремонтном заводе и Государственном механическом заводе строительных машин. С мая 1932 служит в Советской Армии. В 1933 окончил Луганскую военную школу летчиков, служил в частях бомбардировочной авиации. В 1939 участвовал в боях на реке Халхин-Гол (награжден орденом Ленина) и советско-финляндской войне 1939 - 1940. В действующей армии с июня 1941.

Командир эскадрильи 207-го дальнебомбардировочного авиационного полка (42-я бомбардировочная авиационная дивизия, 3-й бомбардировочный авиационный корпус, ДБА). За совершенный подвиг 26.07.41 присвоено звание Героя Советского Союза посмертно. Награжден орденом Ленина.

Официальную версию обстоятельств гибели экипажа Николая Гастелло неоднократно излагал в своих воспоминаниях сын легендарного летчика - Виктор Гастелло. Его очерки публиковали "Крестьянские ведомости" (26.06.2001), "Правда России" (18.06.2003) и еще ряд изданий.

Вкратце она выглядит следующим образом. В пятый день войны, 26 июня 1941 года, 3-й дальнебомбардировочный авиационный корпус в течение дня наносил удары по войскам противника в районе Радошковичи - Молодечно у деревни Декшаны (Белоруссия). Немногочисленный по своему составу 207-й авиаполк, входящий в состав корпуса, выполнял в тот день второй боевой вылет. В воздух поднялось звено в составе двух самолетов. В экипаж капитана Николая Гастелло входили штурман лейтенант Анатолий Бурденюк, заменивший тяжело раненного штурмана эскадрильи, стрелок-радист сержант Алексей Калинин и подсевший в последний момент в качестве нижнего люкового стрелка адъютант эскадрильи лейтенант Григорий Скоробогатый.

О втором экипаже Виктору Гастелло было известно только то, что пилотировал самолет старший лейтенант Федор Воробьев, а в качестве штурмана с ним летел лейтенант Анатолий Рыбас. Через час с небольшим полета звено обнаружило южнее Радошковичи большую вражескую моторизованную колонну. После выполнения боевого задания на аэродром базирования Воровское вернулся лишь бомбардировщик старшего лейтенанта Воробьева. Он со своим штурманом лейтенантом Рыбасом и подал рапорт по команде с описанием подвига экипажа капитана Гастелло. Они, как пишет в своих воспоминаниях сын легендарного летчика, видели и подтвердили, как объятый пламенем самолет капитана Гастелло врезался во вражескую колонну мотобронетехники, и "мощный взрыв потряс скопление вражеской бронетехники, огненный смерч перекинулся на другие танки противника".

На протяжении нескольких десятков лет изложенная выше версия была единственной. Однако, начиная с середины 90-х периодически стали предприниматься попытки ее скорректировать. Так, например, в 1994 году в "Известиях" была опубликована статья "Экипаж капитана Маслова достоин звания героев", из которой следовало, что 26 июня 1941 года с аэродрома в Боровском, что под Смоленском, поднялся на выполнение боевого задания 207-й авиаполк 42-й авиационной дивизии дальних бомбардировщиков. Командиром 4-й эскадрильи был Николай Францевич Гастелло, а 3-ю вел в бой капитан Александр Спиридонович Маслов. Из боя не вернулись два экипажа.

Автор материала утверждал, что в 1951 году в связи с десятилетием подвига Гастелло было решено перенести останки членов экипажа самолета от места гибели в сквер в центре поселка Радошковичи. При перезахоронении был обнаружен пластмассовый патрончик (медальон) с документом, принадлежащим ст. сержанту Григорию Васильевичу Реутову - воздушному стрелку-радисту самолета А. Маслова. В результате все четыре члена экипажа Маслова, считавшиеся "пропавшими без вести", стали "погибшими при выполнении боевого задания". Но главное, делали тогда вывод "Известия", стало очевидно, что подвиг, который зовется "подвигом Гастелло", совершил экипаж самолета капитана Маслова.

Автором сенсационной публикации был майор ВВС в отставке Эдуард Васильевич Харитонов, долгое время занимавшийся исследованием обстоятельств случившегося у деревни Декшаны.

Спустя несколько лет, в сентябре 2001 года, та же версия была изложена Харитоновым в статье "Тайна двух капитанов", опубликованной на страницах "МК-Московия". В ней также утверждалось, что первый огненный таран колонны вражеских войск 26 июня 1941 года совершил друг Николая Гастелло - капитан Маслов из подмосковной Коломны.

"Я убежден, - цитирует "МК-Московия" слова Эдуарда Васильевича, - что первый огненный таран совершил капитан Маслов. А капитан Гастелло - военный преступник. В том бою он выпрыгнул с парашютом. А это ст. 262 УК РСФСР: "Оставление погибающего военного корабля". Как пилот бомбардировщика Гастелло должен был сначала выбросить с парашютами экипаж. А потом уже прыгать сам..."

События по версии Харитонова развивались следующим образом. 26 июня с аэродрома Воровское под Смоленском поднялись три советских бомбардировщика ДБ-З "Ф". Пилотами этих самолетов, были капитаны: Николай Гастелло, Александр Маслов и ст. лейтенант Федор Воробьев. Около 12.00 самолеты благополучно атаковали немецкую танковую колонну. Самолет ст. лейтенанта Воробьева, сбросив бомбы, развернулся и ушел к своим - за линию фронта. Два других бомбардировщика по дороге "домой", были подбиты немецкими зенитками. Один из них (горящий, со шлейфом густого дыма) "ушел в неизвестном направлении". А второй, также горящий, сделал разворот, дотянул до вражеской колонны и спикировал в самую гущу немецких танков. При этом таран, по версии Харитонова, совершил не самолет Гастелло, как это было принято считать, а самолет капитана Маслова.

В подтверждение своей правоты Эдуард Васильевич привел список "Безвозвратных потерь начальствующего и рядового состава 42-й авиадивизии с 22.06 по 28.06.41 г." (серия "Б", N138), найденный им в 1996 году в Центральном военном архиве Минобороны, что в Подольске. В списке, как пишет "МК-Московия", значится экипаж Гастелло: сам капитан, а также Анатолий Бурденюк, Григорий Скоробогатый и Алексей Калинин. При этом в графе "примечания" сказано, что "один человек из этого экипажа выпрыгнул с парашютом с горящего самолета, кто - неизвестно".

Ссылаясь на данные, собранные Харитоновым, газета пишет, что еще в июле 41-го группа крестьян пошла в лес, на Мацковские болота. В сторону того самого "неизвестного направления", куда ушел горящий советский бомбардировщик. Среди обломков самолета они якобы обнаружили обгоревший труп, а в кармане гимнастерки - письмо на имя Скоробогатой, которое лейтенант Скоробогатый не успел отправить своей жене. Помимо этого был также найден солдатский медальон. Тщательная послевоенная экспертиза (где и кем она проводилась из статьи не ясно, - ред.) прочитала на нем: А.А.К. Такие инициалы были у стрелка-радиста Алексея Александровича Калинина. И Скоробогатый, и Калинин - члены экипажа Гастелло.

Кроме того, в материале, опубликованном в "МК-Московия", снова упоминалась история с перезахоронением останков Николая Гастелло и его экипажа (штурмана Скоробогатого, воздушного стрелка Бурденюка и стрелка-радиста Калинина) в братскую могилу в сквере Радошковичей. До 1951 г. Гастелло с экипажем покоились в том самом месте, где героически погибли, останавливая колонну немецких танков - в дер. Декшняны. Тогда, в 41-м в деревне уже хозяйничали немцы, останки экипажа ночью похоронили местные жители - наспех завернув их в парашюты. При этом "МК-Московия" как бы между прочим отмечает, что послевоенное расследование подвига показало, что советский бомбардировщик таранил не колонну танков, а немецкую зенитную батарею: он упал в 180 метрах от дороги, где шла техника.

26 июня 1951 г. при огромном скоплении народа вскрыли старую братскую могилу. В сохранившейся планшетке пилота, которую сразу открыл участвовавший в церемонии райвоенком подполковник Котельников, были обнаружены документы на имя капитана Александра Спиридоновича Маслова. А также чудом уцелевшие летные очки и расческу. Еще в могиле был найден медальон на имя стрелка-радиста Григория Реутова, члена экипажа капитана Маслова.

Но и этого автору публикации показалось мало, а потому, ссылаясь на рассказ одного из жителей деревни Мацки, которому в 1941 г. было 15 лет, он утверждает, что с левого крыла горящего бомбардировщика, "ушедшего в неизвестном направлении", выпрыгнул парашютист, который после приземления был пленен немцами. А поскольку из бомбардировщика типа ДБ-З с крыла мог прыгать только пилот, издание делает вывод, что Николай Гастелло, по всей вероятности, попал в плен к немцам.

Естественно, что появление столь сенсационных публикаций не осталось без внимания. В мае 2002 года, накануне Дня победы, в заочную дискуссию с Харитоновым, и опять же на страницах "Московского комсомольца", вступил журналист Кирилл Экономов. В статье под заголовком "Искушение "св. Эдуарда" он буквально по пунктам опроверг все утверждения отставного майора-исследователя.

В своих выкладках автор руководствовался имевшимися в его распоряжении документом "Общий учет боевых вылетов 207 авиаполка по дням за период с 22.6 по 1.9.1941 г." и официальным письмом на имя Б.В.Громова от директора Белорусского государственного музея Великой Отечественной войны Г.И.Баркуна. В них говорилось об одном и том же: 26 июня поднялись в воздух не 3 самолета, а 3 звена самолетов (по два в каждом), и не одновременно, а с интервалом в полтора-два часа. Командирами звеньев были капитан Маслов - вылетел со своим звеном первым в 8.30, ст. лейтенант Висковский - в 10 часов вторым. В полдень вылетело звено капитана Гастелло и старшего лейтенанта Воробьева (штурман лейтенант Рыбас).

Таким образом, у построений Харитонова сразу выпадает первое звено. Кроме того, как отмечалось в статье, единственным свидетельством гибели и подвига Гастелло является рапорт вернувшихся на базу Воробьева и Рыбаса. Никаких оснований сомневаться в их словах нет - в страшные первые дни войны было не до интриг или ревности - и Рыбас, и Воробьев вскоре сами не вернутся с боевого задания. Тем более что их донесение было проверено. По данным "МК", на следующий день по приказу командования указанное летчиками место тарана было сфотографировано самолетом-разведчиком. На фотографии была видна черная характерная воронка, а рядом большое количество сгоревшей вражеской техники.

Вызывает большие сомнения и еще целый ряд утверждений Харитонова. Так, например, по информации Кирилла Экономова, Гастелло и Маслов, вопреки утверждениям майора-исследователя, никогда не были закадычными друзьями и не дружили семьями, хотя бы потому, что в Боровском Гастелло появился в мае 1941 года.

Кстати, судьбе капитана Маслова в статье "Искушение "св. Эдуарда" уделяется отдельное внимание. И начинает автор с утверждения Харитонова о том, что Маслов протаранил не танковую колонну, а, из личной мести, находящуюся в стороне немецкую зенитную батарею. Дело в том, что в первые дни войны никаких специальных зенитных батарей немецкие сухопутные части вдоль дорог не выставляли. Прикрытие колонн вермахта, как пишет "МК", осуществлялось самоходными малокалиберными установками (ЗСУ), которые двигались по дороге вместе с техникой в общей колонне.

Не выдерживают критики, по мнению Экономова, и сведения о том, что "останки экипажа ночью похоронили местные жители, завернув в парашюты". При падении и взрыве самолета останки найти практически невозможно, тем более что 26 июня 41-го был огненный таран. "Кого же заворачивали в парашют крестьяне и чьи очки, планшетку, "обгоревшее тело без рук и ног" нашли 10 лет спустя?" - задается вопросом автор. И тут же делает вывод: если это капитан Маслов, как доказывает Харитонов, то факт нахождения его тела является главным доказательством того, что он этот таран не совершал. Его совершил Гастелло. Маслов же был подбит на несколько часов раньше (напомним, его звено вылетело в 8.30, а звено Гастелло в 12.00) и потерпел крушение на бреющей траектории.

У читателя может возникнуть вопрос: зачем ворошить дела давно минувших дней? Возможно, кто-то даже усмотрит в этом материале желание очернить память легендарных героев войны, переписать историю. Вовсе нет. И дело здесь вот в чем. Настоящий обзор - не более чем попытка собрать в одном месте как сенсационные факты современных исследователей, идущие вразрез с тем, что было известно ранее, так и мнения их оппонентов, придерживающихся и отстаивающих традиционную версию событий, имевших место быть шестьдесят с лишним лет назад.

При подготовке материала использована информация с сайта Smi.Ru

в ТАЙНЫ ВОЙНЫ

в ЭНЦИКЛОПЕДИЮ

в КАРТУ САЙТА

 

ЗАГАДКИ И ТАЙНЫ ХХ ВЕКА

macbion.narod.ru

О подвиге Николая Гастелло

Николай Францевич Гастелло родился в 1907 году в Москве в семье белоруса Франца Гастылло, семь лет как приехавшего в Белокаменную на заработки. В 1923-м Николай начал работать, в 1932-м его призвали в Красную Армию. После учебы в Луганской авиашколе Гастелло служил в 82-й тяжелобомбардировочной эскадрилье 21-й тяжелобомбардировочной авиабригады, летал на четырехмоторных ТБ-3.

Дальнейшую службу нес в 1-м тяжелобомбардировочном авиаполку, с которым участвовал в боевых действиях на Халхин-Голе и советско-финской войне. В 1940 г. Николай получил звание капитана авиации, а 24 мая 1941-го стал командиром эскадрильи 207-го дальнебомбардировочного авиаполка, оснащенного бомбардировщиками ДБ-ЗФ. Уже на третий день войны капитан Гастелло отличился — из пулемета стоящего на аэродроме самолета он сбил «Юнкерс-88». Но обессмертил имя летчика подвиг, совершенный им 26 июня 1941-го.

Постараемся восстановить хронологию того дня, когда Николай Гастелло вошел в бессмертие — 26 июня 1941 года. На четвертый день войны немецкие танки Гота и Гудериана продвигались по Белоруссии со скоростью 100 километров в сутки. А уже 29 июня 3-я, 4-я, 10-я и 13-я советские армии Юго-Западного фронта были окружены. Перед нашими войсками стояла задача хоть как-то, любой ценой остановить врага.

26 июня с аэродрома Боровское под Смоленском поднялись три советских бомбардировщика ДБ-3 «Ф». Они должны были отбомбиться в районе шоссе Радошковичи — Молодечно, где наблюдалось большое скопление немецких танков. Пилотам этих самолетов, по донесению командования, были капитаны Николай Гастелло, Александр Маслов и старший лейтенант Федор Воробьев.

Жители поселка видели, как около 12.00 26 июня немецкую колонну благополучно атаковали три «сталинских сокола». Самолет Воробьева, сбросив бомбы, развернулся и ушел к своим — за линию фронта. Два других бомбардировщика уже после выполнения боевой задачи, т.е. по дороге «домой», были подбиты немецкими зенитками. Один из них (горящий, со шлейфом густого дыма) «ушел в неизвестном направлении». Так свидетельствуют донесения 207-го авиаполка 42-й авиадивизии и местные жители.

А второй, также горящий, сделал разворот, дотянул до вражеской колонны и спикировал в самую гущу немецких танков. Федор Воробьев, который вернулся на аэродром в Брянск (т.к. наши войска отступали, то 207-й авиаполк в тот же день, 26 июня, перебазировался в Брянск), тогда же в рапорте указал: он и штурман лейтенант Рыбас видели, что бесстрашный самолет, совершивший огненный таран, вел капитан Гастелло.

Капитан Гастелло Н.Ф.

Капитан Гастелло Н.Ф.

«26 июня 1941 г. беспримерный героический подвиг совершил капитан Николай Гастелло, который свой подбитый самолет направил на колонну вражеских танков и цистерн. Десятки машин были уничтожены на месте от взрыва самолета отважного летчика» (История СССР. М., «Политиздат», 1970, с. 241).

Правда, долгое время считалось, что Гастелло — летчик-истребитель, даже марки, выпущенные в его честь, изображали отважного пилота на фоне истребителя. Почему же звание Героя присвоили только ему, ведь в бомбардировщике экипаж — 4 человека? Надо заметить, что остальные члены героического экипажа — лейтенанты Бурденюк и Скоробогатый и старший сержант Калинин — были посмертно награждены орденами Отечественной войны I степени только в 1958 году. Но вернемся к тем событиям. Один бомбардировщик успешно вернулся на свою базу и продолжал громить фашистов. Лейтенант Рыбас впоследствии пропадет без вести, а старший лейтенант Воробьев погибнет в ноябре 1941 г.

Командир второго, Николай Гастелло, совершил беспримерный подвиг — первым в истории войны пошел на таран наземной цели и стал Героем Советского Союза. О нем слагались стихи, исполнялись песни, на его подвиге было воспитано ни одно поколение советских граждан.

Тайна, покрытая мраком, долгие годы окутывала судьбу экипажа третьего советского бомбардировщика, который 26 июня вместе с Гастелло и Воробьевым улетел бомбить немецкую технику. И который вел пилот, капитан Александр Маслов, призванный в Красную Армию из подмосковной Коломны. Вышло все таким образом. Самолет был подбит немецкими зенитками и загорелся в воздухе. Но у Маслова не хватило духа развернуть бомбардировщик на вражеские позиции. И повторить подвиг своего боевого товарища Николая Гастелло.

Самолет Маслова «ушел в неизвестном направлении». Только в мае 1942-го родственникам Маслова в Коломну, а также родственникам членов его экипажа — штурмана лейтенанта Владимира Балашова, младшего сержанта стрелка-радиста Григория Реутова и младшего сержанта воздушного стрелка Бахтураза Бейскбаева — командование 207-го авиаполка отправило извещения, что их мужья (дети) «пропали без вести». Формулировка эта вплоть до начала 1990-х годов коммунистическими властями воспринималась как предательство и измена Родине.

Действительно, где гарантия, что «пропавший без вести» солдат или офицер погиб смертью храбрых, а не сдался немцам в плен? Когда жена капитана Маслова Софья Евграфовна в 1944 году вернулась в Коломну, ее дочку Иру отказались принять в детский сад: было много детишек, чьи папы погибли на фронте. А ее отец еще неизвестно кто — может, и враг народа. Пенсию по потере кормильца семья Маслова также не получала. Соседи рассказывают, что от Софьи Евграфовны отвернулись даже родители ее мужа. Отец Маслова, бывший в военное и послевоенное время председателем коломенского колхоза «Проводник», отказал ей в помощи.

Софья Евграфовна часто плакала и жаловалась на судьбу. Ведь ее супруг и Николай Гастелло служили в одном авиаполку, были закадычными друзьями, она сама прекрасно знала и Колю, и его супругу Аню, дружили семьями. И вот один день все перевернул. Николай Гастелло стал Героем Советского Союза, кумиром всех мальчишек и девчонок. А ее Саша превратился в изгоя, о котором не хотели слушать ни в коломенском райвоенкомате, ни в коломенском райкоме партии. Не знала тогда еще Софья Евграфовна, какую фантастическую метаморфозу уготовила судьба 26 июня 1941 года участникам того легендарного вылета.

В 1951 году, по случаю 10-летия подвига Николая Гастелло (белоруса по национальности), братская республика решила увековечить память своего великого земляка, поставить ему в поселке Радошковичи памятник. И перезахоронить его останки вместе с членами экипажа (штурманом Скоробогатым, воздушным стрелком Бурденюком и стрелком-радистом Калининым) в братскую могилу в сквере Радошковичей.

До 1951 года их тела покоились в том самом месте, где героически погибли, останавливая колонну немецких танков — в деревне Декшняны. Тогда, в 41-м в деревне уже хозяйничали немцы, останки экипажа ночью похоронили местные жители — наспех завернув их в парашюты. Кстати, послевоенное расследование подвига показало, что советский бомбардировщик таранил не колонну танков, а немецкую зенитную батарею: он упал в 180 метрах от дороги, где шла техника. Но это, естественно, нисколько не умаляет самого подвига.

Всю процедуру по торжественному перезахоронению праха героев должен был проделать радошковичский райвоенком подполковник Котельников. 26 июня 1951 года при огромном стечении народа вскрыли старую братскую могилу. В сохранившейся планшетке пилота, которую сразу открыл райвоенком, он обнаружил… документы на имя капитана Александра Спиридоновича Маслова. А также чудом уцелевшие летные очки и расческу. Еще в могиле был найден медальон на имя стрелка-радиста Григория Реутова, члена экипажа капитана Маслова.

Мозг военкома работал четко. Получалось, что вражеские войска таранил не всенародный герой капитан Гастелло, а капитан Маслов и его экипаж. Не бомбардировщик Маслова «ушел в неизвестном направлении», как считалось до сих пор, а самолет Гастелло! Ведь ДБ-3 «Ф» Воробьева в тот день благополучно вернулся на свой аэродром. О найденных документах и о появившихся сомнениях подполковник Котельников на церемонии рассказывать не стал. «Отважный экипаж Гастелло» со всеми воинскими почестями торжественно перезахоронили в сквере пос. Радошковичи. А самому Николаю Гастелло открыли бронзовый памятник.

Но вечером того же дня под грифом «Секретно» подполковник отправил письмо в ЦК КП(б) Белоруссии. Видимо, он понимал, что обращение в Минобороны СССР никаких результатов не даст, там просто «похоронят» его письмо. В нарушение воинской этики Котельников о находках проинформировал ЦК: что делать? Вскоре оттуда (также под грифом «Секретно») за подписью зав. Административным отделом ЦК Перепелицына поступил ответ: обращайтесь в отдел по учету потерь Советской Армии. Первая информация о подвиге Николая Гастелло в сводках Совинформбюро появилась 5 июля 1941 года.

В те дни советские люди, как военные, так и гражданские, гибли тысячами и сотнями тысяч. Партии и ее ленинскому Политбюро срочно требовались «маяки самопожертвования». Чтобы боец не просто падал, скошенный пулеметной очередью, а закрывая амбразуру своей грудью. Не просто был раздавлен немецким танком, а бросался под гусеницы со связкой гранат. У немцев инструкция гласила: если твой танк подбит, ты должен принять меры к спасению экипажа. Наша — если танк загорелся, ты обязан превратить его в долговременную огневую точку. Только такой «массовый героизм» мог спасти отцов нации от позора и прекращал бы всякие разговоры о геноциде своего собственного народа.

Воздушный бой в районе поселка Радошковичи и беспримерный таран вражеских войск как нельзя лучше вписывались в ту сталинскую идеологию. Вот почему никто не стал разбираться — кто же на самом деле герой? Героем — и это истинная правда — была вся страна. В коломенской квартире Эдуарда Васильевича Харитонова царит военный порядок. И все документы о подвиге его земляка Александра Маслова разложены «по полочкам».

Эдуард Васильевич — майор ВВС в отставке. Делом этим вплотную занялся в 1990 году, когда стал помощником народного депутата СССР Владимира Стадника. И когда под давлением общественности Минобороны было вынуждено открыть если не все, то часть своих секретных архивов.

— Я убежден, — говорит Эдуард Васильевич, — что первый огненный таран совершил капитан Маслов. А капитан Гастелло — военный преступник. В том бою он выпрыгнул с парашютом. А это ст. 262 УК РСФСР: «Оставление погибающего военного корабля». Как пилот бомбардировщика, Гастелло должен был сначала выбросить с парашютами экипаж, А потом уже прыгать сам.

В Центральном военном архиве Минобороны, что в Подольске, в 1996 году Эдуард Васильевич обнаружил список «безвозвратных потерь начальствующего и рядового состава 42-й авиадивизии с 22.06 по 28.06.41 г.» (серия «Б», № 138). Подписан он помощником начальника отдела строевой части старшиной Боковым. В списке значится экипаж Гастелло: сам капитан, а также Анатолий Бурденюк, Григорий Скоробогатый и Алексей Калинин.

В графе «примечания» сказано, что «один человек из этого экипажа выпрыгнул с парашютом с горящего самолета, кто — неизвестно». Еще один момент. Какое-то время у памятника Гастелло была братская могила. Сообщалось, что там похоронен сам Гастелло, и назывались фамилии экипажа. Только фамилии эти были — Маслов, Балашов, Реутов, Бейскбаев. Ни одной из экипажа Гастелло там не значилось. Когда Харитонов в 1991 году поехал в Радошковичи, эту самую братскую могилу перенесли уже в другое место (перезахоронив во второй раз!) — в еще более братскую могилу, где захоронено много советских солдат и офицеров, не имевших никакого отношения к авиации.

Только после войны выяснилось, что первым лётчиком, совершившим «огненный таран» 22 июня, в первый день войны, был командир звена 62-го истребительного авиаполка старший лейтенант Чиркин П.С. Он направил свой горящий самолет на скопление вражеских танков. 27 июня направил свой подбитый бомбардировщик на мотоколонну захватчиков командир 21-го бомбардировочного авиазвена лейтенант Тарасов Д.С. 29 июня уничтожил «огненным тараном» колонну танков замкомэска 128-го бомбардировочного авиаполка старший лейтенант Пресайзен И.З., 4 июля — капитан Михайлов Л.В.

5 июля 1941 г. был совершен двойной «огненный таран». В донесении говорилось: «Сегодня экипажи совершили коллективный подвиг при нанесении удара по переправе в районе г. Борисова. Ведущий звена старший лейтенант С. Карымов по радио дал лейтенанту Н. Булыгину команду покинуть горящий бомбардировщик. Булыгин ответил ведущему: «Идем на таран» — и направил свою машину на переправу. А через несколько минут по примеру Булыгина второй экипаж этого же 53-го дальнебомбардировочиого авиаполка под командованием капитана Ковальца А.С. врезался в колонну гитлеровских танков, выходящих из Борисова».

Всего в годы войны нашими летчиками было совершено 506 «огненных таранов». Но только 50 летчикам было присвоено за них звание Героя Советского Союза, остальные посмертно награждались различными орденами. Известно 6 случаев, когда совершавшие «огненные тараны» летчики оставались в живых. Например, командир звена 74-го штурмового авиаполка лейтенант Колдыбин С.И., 24 августа 1941 г. таранивший переправу через Днепр, был выброшен взрывной волной из кабины самолета и остался жив.

Статья написана по материалам книги Непомнящий Н.Н. «100 великих тайн Второй мировой», М., «Вече», 2010 г., с. 148-152.

voynablog.ru

Николай Гастелло - ГЕРОИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ - Каталог статей

Николай Францевич Гастелло родился в мае 1908 года в Москве. Отец был немцем, долгое время проживающим в России. В 1933 году Николай стал выпускником Луганской летной школы и стал служить в авиации на бомбардировщике. Во время Советско-Финской войны принимал участие в воздушных боях. Участвовал в боях на реке Халхин-Гол, за участие в которых был награжден орденом Ленина. И к началу Великой Отечественной войны уже являлся командиром эскадрильи в авиации.

Виктор Гастелло, сын летчика, неоднократно рассказывал о гибели своего отца и его экипажа. Эту версию публиковали в известных российских изданиях.

Данная версия выглядит следующим образом. 26 июня 1941 года, в самом начале войны, в течение всего дня 3-й корпус дальнебомбардировочной авиации наносил удары по противнику. Военные действия происходили в Белоруссии, в районе Радошковичи-Молодечино близ деревни Декшаны. 207-й авиационный полк выполнял второй за день боевой вылет. В составе полка было два самолета. Экипаж Николая Гастелло состоял из четырех человек: штурмана лейтенанта Анатолия Бурденюка, стрелка-радиста сержанта Алексея Калинина и стрелка адъютанта эскадрильи лейтенанта Григория Скоробогатого. О втором самолете мало что известно, только лишь то, что его пилотом был старший лейтенант Федор Воробьев, а штурманом был лейтенант Анатолий Рыбас. Спустя чуть более часа после начала полета с высоты была обнаружена колонна вражеской боевой техники. На базу вернулся только один самолет, пилотируемый лейтенантом Воробьевым. По прибытии он и штурман подали рапорт, в котором описали подвиг командира Гастелло и его экипажа. По их словам, подбитый самолет врезался в колонну бронетехники, и мощным взрывом была уничтожена основная часть бронетехники.

Много лет существовала только эта версия произошедшего в тот день. Но в 90х годах прошлого столетия начали выдвигать и другие. Так, в 1994 году в газете «Известия» вышла статья «Экипаж капитана Маслова достоин звания героев», в которой говорилось о том, что в тот день с боевого задания не вернулись два бомбардировщика. 1-й под командованием Николая Гастелло, а второй – капитана Александра Спиридоновича Маслова, командующего 3-й эскадрильей 42-й авиационной дивизии.

В статье также говорится о том, что когда в 1951 году, в день гибели летчика, останки членов экипажа решили перезахоронить в сквере поселка Радошковичи. Тогда и был обнаружен медальон, принадлежавший старшему сержанту Григорию Васильевичу Реутову, который во время войны был стрелком-радистом на бомбардировщике Маслова.

До этого экипаж Маслова считали пропавшим без вести. И самым главным являлось то, что в результате стало очевидным, что подвиг был совершен именно экипажем Маслова.

Эту статью написал майор ВВС в отставке Эдуард Васильевич Харитонов, который на протяжении многих лет исследовал события, произошедшие в первые дни войны у деревни Декшаны.

Через несколько лет в 2001 году в газете «МК-Московия» была опубликована статья «Тайна двух капитанов», автором которой был Харитонов. Автор также утверждал, что первым направил свой самолет на противника капитан Маслов, а затем уже самолет под командованием капитала Гастелло. Более того, Харитонов утверждал, что Гастелло успел катапультироваться с парашютом, считая это военным преступлением. По его словам, прежде всего капитан должен был помочь катапультироваться своему экипажу, а потом уже думать о себе.

В этой статье была подробно описана следующая версия случившегося 26 июня 1941 года. По словам автора, на боевое задание было отправлено три бомбардировщика, под командованием капитанов Николая Гастелло, Александра Маслова и старшего лейтенанта Федора Воробьева. Около полудня все три самолета нанесли удары по немецкой колонне бронетехники. Первым нанес удар самолет Воробьева и, совершив разворот, направился на аэродром за линию фронта. Два других самолета успели подбить противники, когда те возвращались обратно. Один подбитый самолет, по его словам, потерпел крушение. А другой, капитаном которого являлся Маслов, успел совершить разворот и врезался в колонну противника.

В своей статье Харитонов ссылался на некоторые факты, которые якобы подтверждали его слова. Так, при исследовании, в 1996 году им были найдены документы в Подольском Центральном военном архиве Министерства обороны, в которых был приведен список погибших с 22 по 28 июня 1941 года, в том числе и в составе 42-й авиационной дивизии. В списке был приведен полный состав погибших экипажа Николая Гастелло: Анатолий Бурденюк, Григорий Скоробогатый, Алексей Калинин и сам капитан. Ниже имелось примечание, в котором было сказано, что один человек экипажа успел катапультироваться перед взрывом, но кто это был, неизвестно.

По материалам статьи, в 1941 году крестьянами был обнаружен самолет Гастелло на Мацковских болотах, которые находятся немного в стороне от предполагаемого крушения. Крестьянами, по словам автора, среди обломков бомбардировщика был найден труп солдата, в кармане которого было письмо, адресованное жене Григория Скоробогатого. Он не успел его ей отправить. А также был найден медальон, на котором были выгравированы инициалы А.А.К. Такие же инициалы были у стрелка-радиста Алексея Александровича Калинина, который также являлся членом экипажа капитана Гастелло.

Также в статье снова затрагивалась тема перезахоронения останков экипажа Николая Гастелло в сквере поселка Радошковичи. До перезахоронения в 1951 году останки экипажа покоились в том месте, где в 1941 году их похоронили жители в деревне Декшняны. Тогда, ночью, чтобы не заметили немцы, местные жители захоронили останки летчиков, завернув их в парашюты. В статье отмечается, что в результате послевоенного расследования выяснилось то, что самолет врезался не в колонну бронетехники, а в зенитную батарею. А колонна осталась в 180 метрах от места падения самолета.

Автор пишет, что 26 июня 1951 года вскрыли братскую могилу при огромном количестве людей. И якобы в планшетке одного из членов экипажа нашли документы Александра Маслова, а также летные очки и расческу. Также нашли медальон, принадлежавший стрелку-радисту Григорию Реутову, который также являлся членом экипажа капитана Маслова.

Но это еще не все аргументы, которые были приведены в статье. Здесь также приводится рассказ жителя соседней деревни, которому в 1941 году было пятнадцать лет. По словам жителя, в тот день он видел, как с крыла горящего самолета спрыгнул человек с парашютом. После приземления его захватили в плен немцы. И ссылаясь на технические характеристики самолета, с крыла которого мог, по всей вероятности, спрыгнуть только пилот, автор подводит итог того, что капитан Гастелло, скорее всего, был пленен врагами.

Неудивительно, что столь сенсационное заявление не осталось незамеченным. И в следующем 2002 году, в майском выпуске газеты «Московский комсомолец» было выдвинуто опровержение словам Харитонова. Автором статьи выступал журналист Кирилл Экономов. Статья под названием «Искушение св. Эдуарда» полностью опровергла все утверждения, заявленные в своей статье Харитоновым.

В качестве основных документов, которыми он руководствовался при написании статьи, выступали «Общий учет боевых вылетов 207 авиаполка по дням за период с 22.6 по 1.9.1941 г.» и официальное письмо от директора Белорусского государственного музея ВОВ Баркуна Г.И. на имя Громова Б.В. В них шла речь об одном и том же, что в тот день, 26 июня 1941 года совершили боевые вылеты не три самолета, как писал Харитонов, а 3 звена бомбардировщиков по 2 в каждом. К тому же вылеты были совершены не в одно и то же время, а с интервалом в 1,5 – 2 часа. Командирами звеньев выступали капитан Маслов, вылет которого был первым в 8:30 утра; за ним в 10 часов утра вылетел со своим звеном старший лейтенант Висковский; и последним был вылет звена капитана Гастелло и ст. лейтенанта Воробьева, который пришелся на полуденное время.

Получается, что уже в этом наблюдаются несовпадения с заявлением Харитонова. К тому же Кирилл Экономов в своей статье указывает, что главным доказательством гибели Гастелло и его экипажа являлся рапорт Воробьева и Рыбаса, которые написали его, как только вернулись на базу в тот день. В страшные первые дни войны ни у кого и в мыслях не было скрывать информацию. К тому же вскоре и они сами погибли, выполняя боевой вылет. Более того, информация, занесенная в рапорт, была проверена на следующий же день после трагического подвига. Тогда командованием был отправлен самолет-разведчик, который сфотографировал место крушения самолета. На фотографии четка была воронка от падения самолета и много сгоревшей вокруг боевой техники противника.

В новой статье также были опровергнуты многие другие утверждения Харитонова. Так, например, утверждение Харитонова о том, что капитаны Гастелло и Маслов являлись друзьями, также не имеет под собой реального основания. Это уже доказывает то, что в Боровское капитана Гастелло направили только в мае 1941 года.

В данной статье также много внимания уделяется экипажу капитана Маслова. По утверждению Харитонова, капитан Маслов 26 июня 1941 года направил подбитый самолет не на колонну бронетехники, а на батарею вражеских зенитных установок, которая находилась в отдалении от колонны. Но на самом деле это вряд ли было возможно. Все дело в том, что в начале войны немцы не размещали специальных зенитных батарей вдоль дороги. Роль прикрытия для колонн бронетехники выполняли так называемые самоходные малокалиберные установки (ЗСУ), которые перемещались в общих колоннах.

Полное несоответствие действительности, по словам Экономова, выявляется в описании захоронения останков экипажа местными жителями, которые завернули их в парашюты. Экономов пишет, что при взрыве бомбардировщика невозможно было найти тела, к тому же, как известно, в тот день был огненный таран. Автор делает вывод, что местными жителями была захоронена команда Маслова. Тогда этот факт выступает главным доказательством того, что именно экипаж Гастелло совершил героический подвиг, направив самолет в колонну противника. А бомбардировщик Маслова был подбит несколькими часами ранее и упал в лесу, в стороне от дороги.

orxeologia.ucoz.ru

Гастелло, Николай Францевич - это... Что такое Гастелло, Николай Францевич?

 Гастелло, Николай Францевич

(06.05.1908—26.06.1941) — летчик-бомбардировщик, Герой Советского Союза (1941, посмертно), капитан. Участник боев на Халхин-Голе и советско-финской войны. На фронтах Великой Отечественной войны с первого дня. Воевал в составе 207 дбап, был командиром 4 аэ, затем 2 аэ. В воздушном бою в районе Радошковичи (Белоруссия) был подбит. Попытался направить горящий ДБ-3Ф на расположение немецкой части в д. Мацки, но не дотянул. Самолет упал в лес, экипаж погиб. Вместе с ним погибли члены экипажа: лейтенанты А. А. Бурденюк, Г. Н. Скоробогатый и старший сержант А. А. Калинин (все посмертно награждены орденом Отечественной войны 2 степени).

Гастелло,

Николай Францевич

Род. 1908, ум. (геройски погиб) 1941. Летчик (капитан), совершивший в первые дни Великой Отечественной войны (26 июня) беспримерный подвиг, направив свой подбитый самолет в скопление машин и танков противника. Герой Советского Союза (1941, посмертно).

Большая биографическая энциклопедия. 2009.

  • Гастелло, Виктор Николаевич
  • Гастингс, Мария

Смотреть что такое "Гастелло, Николай Францевич" в других словарях:

  • Гастелло, Николай Францевич — Николай Францевич Гастелло Дата рождения …   Википедия

  • Гастелло Николай Францевич — Н. Ф. Гастелло Гастелло Николай Францевич (1908—1941) — советский лётчик, капитан, Герой Советского Союза (1941, посмертно). Окончил Луганскую Военную авиационную школу лётчиков (1933). Участник боёв в районе р. Халхин Гол, советско… …   Энциклопедия «Авиация»

  • Гастелло Николай Францевич — Н. Ф. Гастелло Гастелло Николай Францевич (1908—1941) — советский лётчик, капитан, Герой Советского Союза (1941, посмертно). Окончил Луганскую Военную авиационную школу лётчиков (1933). Участник боёв в районе р. Халхин Гол, советско… …   Энциклопедия «Авиация»

  • Гастелло Николай Францевич — Н. Ф. Гастелло Гастелло Николай Францевич (1908—1941) — советский лётчик, капитан, Герой Советского Союза (1941, посмертно). Окончил Луганскую Военную авиационную школу лётчиков (1933). Участник боёв в районе р. Халхин Гол, советско… …   Энциклопедия «Авиация»

  • Гастелло Николай Францевич — Н. Ф. Гастелло Гастелло Николай Францевич (1908—1941) — советский лётчик, капитан, Герой Советского Союза (1941, посмертно). Окончил Луганскую Военную авиационную школу лётчиков (1933). Участник боёв в районе р. Халхин Гол, советско… …   Энциклопедия «Авиация»

  • ГАСТЕЛЛО Николай Францевич — (1908 41) летчик, Герой Советского Союза (1941, посмертно), капитан (1940). В начале Великой Отечественной войны, 26 июня, геройски погиб, направив свой подбитый самолет в скопление машин и танков противника …   Большой Энциклопедический словарь

  • Гастелло Николай Францевич — [23.4(6.5).1907, Москва, 26.6.1941], советский лётчик, Герой Советского Союза (26.7.1941, посмертно), капитан. Член КПСС с 1928. Родился в семье рабочего. По окончании школы военных лётчиков участвовал в боях на р. Халхин Гол и в советско… …   Большая советская энциклопедия

  • Гастелло Николай Францевич — (1908 1941) советский лётчик, капитан, Герой Советского Союза (1941, посмертно). Окончил Луганскую Военную авиационную школу лётчиков (1933). Участник боёв в районе р. Халхин Гол, советско финляндской и Великой Отечественной войн. 26 июня 1941 во …   Энциклопедия техники

  • Гастелло Николай Францевич — (1908 1941), лётчик, Герой Советского Союза (1941, посмертно), капитан (1940). В начале Великой Отечественной войны, 26 июня 1941, погиб, направив свой подбитый самолёт в скопление машин и танков противника. * * * ГАСТЕЛЛО Николай Францевич… …   Энциклопедический словарь

  • Гастелло Николай Францевич — (1907, Москва  1941), Герой Советского Союза (1941, посмертно), лётчик, капитан. Работал слесарем (1930 32) на Государственном механическом заводе строительных машин имени Первого Мая. Участвовал в боях на Халхин Голе (1939). В начале Великой… …   Москва (энциклопедия)

dic.academic.ru