Жуковский Николай Егорович. Николай егорович жуковскии


Николай Егорович Жуковский

Николай Егорович Жуковский Основоположник аэродинамики

Николай Егорович Жуковский Основоположник аэродинамики

Человек всегда мечтал о том, что ему не дано природой. Парить в небе как птица. Решение именно таких задач движет цивилизацию вперёд. Самолётами восхищаются на авиа шоу, но сегодня уже мало кто задумывается, что удерживает самолёт в воздухе. В своё время эту тайну разгадал и тем самым открыл человеку дорогу в небо Николай Егорович Жуковский. В 1904-м году в Кучинской лаборатории Николай Егорович Жуковский сделал замечательное открытие, послужившее основой всего дальнейшего развития аэродинамики и её приложение к теории авиации. Жуковский не работал, только когда спал. За всю свою жизнь он ни разу не летал на самолёте. После первых в мировой истории успехов авиации, перед учёными возникла задача — выяснить ИСТОЧНИК происхождения ПОДЪЁМНОЙ СИЛЫ и пути её увеличения, найти МАТЕМАТИЧЕСКИЙ метод её РАСЧЁТА. В 1905-м году 15-го ноября Николай Егорович Жуковский дал ФОРМУЛУ для расчёта подъёмной силы, являющейся основой всех АЭРОДИНАМИЧЕСКИХ РАСЧЁТОВ самолёта.

Николай Егорович Жуковский Отец русской авиации

Николай Егорович Жуковский Отец русской авиации

В 1910 году в Санкт-Петербурге проводился всероссийский праздник воздухоплавания. Именно на нём появился первый воздушный пассажир. Этим пассажиром оказался Председатель Совета Министров, Пётр Аркадьевич Столыпин! Первый в истории полёт с пассажиром привлёк не меньшее, а может и большее внимание, чем пилотаж самолётов и прыжки с парашютом. Потому, что пилотаж самолётов и прыжки с парашютом тогда были доступны только испытателям, а прокатиться на самолёте может каждый! Правда, на следующий день желающих прокатиться на самолёте поубавилось. Любимец публики, лётчик Лев Мациевич, прокативший на самолёте накануне Петра Аркадьевича Столыпина, разбился на своём самолёте на глазах у публики. В начале появления авиации многие считали, что аэроплан не машина и рассчитать его невозможно, но один из московских учёных, Николай Егорович Жуковский заявил, что это не так. Рассчитать аэроплан не только можно, но и нужно, чтобы спасти тысячи жизней энтузиастов, которые каждый день поднимаются в воздух, и начать новую эру – эру ОСВОЕНИЯ НЕБА. Вызов был брошен человеком, который впоследствии войдёт в историю как ОТЕЦ РУССКОЙ АВИАЦИИ. Его звали Николай Егорович Жуковский.

Николай Егорович Жуковский студент университета

Николай Егорович Жуковский студент университета

Николай Егорович Жуковский родился 17-го января 1847-го года во Владимирской области в селе Орехово в семье инженера путей сообщения. В 1858-м году поступил в 4-ю московскую мужскую классическую гимназию и в 1864-м году окончил её. В этом же году поступил в Московский университет на физико-математический факультет, который окончил в 1868-м году по специальности «прикладная математика». В 1882-м году Николаю Егоровичу Жуковскому была присуждена учёная степень доктора прикладной математики.

Пётр Аркадьевич Столыпин Председатель Совета Министров

Пётр Аркадьевич Столыпин Председатель Совета Министров

За несколько месяцев до памятного полёта П.А.Столыпина на самолёте Мациевича, Столыпину был представлен проект организации первого в России научного авиационного института. Одним из авторов идеи стал профессор Московского Университета Николай Егорович Жуковский. Дело в том, что он не просто об этом мечтал. НЕОБХОДИМОСТЬ создания такого научного авиационного института стала уже ОЧЕВИДНОЙ. К этому времени уже больше 10-ти лет газеты с восторгом публиковали статьи об освоении человеком воздуха, что человек летит в воздухе, ПОЛЁТ продлился полторы минуты, полёт на высоте 50 метров. Однако было и много заметок о том, что например, при перелёте через Альпы погиб лётчик Гео Шавель, в Китае при испытаниях своего летательного аппарата разбился лётчик номер 1, Фэн Кру, во Франции в катастрофе аэроплана покалечился, Леон Маран.

Россия не осталась в стороне. Русские лётчики летали на аэропланах братьев Райт, Сантос-Дюмона, Блерио, Фармана, Вуазена. В начале 20-го века Россия НЕ СТРОИЛА СВОИ летательные аппараты??? Аэропланы закупали заграницей, причём это была уже серьёзно устаревшая техника. Лётчики даже называли заграничные аэропланы «летающими гробами». Однажды моноплан выполнял планирующий спуск с высоты 1 000 метров. Вдруг после выключения двигателя он неожиданно стал клевать носом. Это произошло из-за НЕПРАВИЛЬНОЙ ЦЕНТРОВКИ самолёта. Экипаж состоял из 2-х человек. Их спасла находчивость механика. Он быстро выбрался из кабины и лёг на хвост самолёта! Благодаря такому перемещению веса удалось моноплан посадить благополучно! Первые летательные аппараты были слишком несовершенны для их применения.

Николай Егорович Жуковский Основоположник аэродинамики за работой

Николай Егорович Жуковский Основоположник аэродинамики за работой

В то время никто точно и ясно НЕ понимал, за счёт чего аппарат тяжелее воздуха держится в воздухе. Николай Егорович Жуковский считал, что для получения ответа на этот вопрос необходимы эксперименты, опыты, исследования. Но правительство России решило по-другому. Зачем тратить деньги на то, что не имеет перспективы??? К этому времени уже 20 лет на вооружении армии стояли воздушные шары и аэростаты, а отдачи практически никакой. Правительство склонялось заниматься развитием аэростатов. Но Николай Егорович Жуковский понимал, что воздухоплавание на аэростатах – это вчерашний день. На подходе время, когда победит авиация и человек уже не будет зависеть от ветра. Николаю Егоровичу Жуковскому принадлежит знаменитое высказывание: «Человек не имеет крыльев и по отношению веса своего к весу мускулов в 72 раза слабее птицы, но я думаю, что он полетит, опираясь не на силу своих мускулов, а на силу своего разума».

Николай Егорович Жуковский в первые годы своей педагогической деятельности

Николай Егорович Жуковский в первые годы своей педагогической деятельности

Ещё в 1880-е годы 19-го века Николай Егорович Жуковский заинтересовался полётами. В это время он уже был известным учёным, читал лекции по механике в Московском Университете и в Московском Высшем Техническом Училище. Каждое лето он уезжал в своё имение во Владимирской области. Там он часами наблюдал за полётом птиц и пытался понять, в чём же секрет их парения? Жители села Орехово каждый день видели как, по тропинке с холма ехал чудной аппарат – велосипед с крыльями, и велосипедист отчаянно крутил педали. Велосипедистом был взрослый человек с солидной бородой. Жители села знали, что Николай Егорович Жуковский мечтает создать аппарат тяжелее воздуха, на котором человек смог бы полететь! Но его считали чудаком.

Всё изменилось в 1892-м году, когда Николай Егорович Жуковский, наконец, понял, что держит птицу в воздухе и даже доказал, что человек может совершить полёт как птица на специальном аппарате! После этого он написал небольшую книгу «О парении птиц». В ней он изложил многие свои предвидения. Например, когда ещё не существовало ни одного самолёта, Николай Егорович Жуковский уже говорил о виражах и мёртвых петлях. Тогда это мало кто понял. Об этих фигурах высшего пилотажа широко заговорили только лет через 12-13, когда Пётр Николаевич Нестеров выполнит эту «мёртвую петлю». А пока все повторяли только одну строку из этой книги «человек может летать». С этого момента Николай Егорович Жуковский думал только о механизме полёта. Тогда этим вопросом занялся весь мир, но каждый занимался этим в изоляции друг от друга. Узнавали о достижениях своих коллег только из газетных сообщений. В то время ещё не существовало правило перевода на несколько европейских языков каждой научной работы. Идею перевода научных работ на европейские языки подал Николай Егорович Жуковский. Сейчас без таких переводов нельзя даже представить мировую науку.

Николай Егорович Жуковский с дочерью Еленой

Николай Егорович Жуковский с дочерью Еленой

В дальнейшем Николай Егорович Жуковский узнал о воздухоплавателе Отто Лилиентале и его полётах на планерах. Он заинтересовался полётами Лилиенталя и поехал знакомиться с ним в Германию. Там Жуковский наблюдал за полётами Лилиенталя и потом решил приобрести один планер для себя. Проделав опыты с одним из планеров Лилиенталя в Москве, Жуковский обнаружил ошибку в расчётах немецкого инженера. Благодаря этому Николай Егорович сделал шаг вперёд, сделав переход от планеров к АЭРОПЛАНАМ! Николай Егорович Жуковский проделывал различные опыты и в комнатных условиях. Например, он брал тонкую бумажную или картонную ленту, держа на вытянутых руках, закручивал ленту, отпускал её и наблюдал, как она приземляется. В конце падения выходило, что лента приземлялась не вертикально, а планировала. Это наводило его на мысль, что может быть это и есть ПОДЪЁМНАЯ СИЛА!

Сенсация произошла в 1905-м году. На заседании Московского Математического Общества, Николай Егорович Жуковский впервые рассказал о том, что ему удалось ВЫЧИСЛИТЬ подъёмную силу крыла аэроплана и главное вывести ФОРМУЛУ расчёта подъёмной силы! По ней можно строить совершенные и безопасные летательные аппараты! Так появилась новая наука – АЭРОДИНАМИКА.

Крыло самолёта в разрезе Аэродинамика крыла самолёта

Крыло самолёта в разрезе Аэродинамика крыла самолёта

Здесь пару слов скажем, откуда у крыла самолёта вообще возникает подъёмная сила. Дело в том, что крыло самолёта имеет НЕ ПЛОСКУЮ форму, а ВЫПУКЛУЮ форму, причём, СВЕРХУ крыло БОЛЕЕ ВЫПУКЛОЕ, чем снизу. Также нижняя поверхность крыла может быть и не слегка выпуклой, а совсем плоской или даже вогнутой. Ввиду того, что ВЕРХНЯЯ поверхность крыла БОЛЕЕ ВЫПУКЛАЯ, чем нижняя, воздух НАД КРЫЛОМ проходит БОЛЬШИЙ ПУТЬ, чем ПОД крылом. Соответственно СКОРОСТЬ течения воздуха НАД КРЫЛОМ всегда БОЛЬШЕ, чем СКОРОСТЬ течения воздуха ПОД КРЫЛОМ. Научно установлено, что чем БОЛЬШЕ СКОРОСТЬ ТЕЧЕНИЯ потока, тем МЕНЬШЕ ДАВЛЕНИЕ ПОТОКА на поверхность. Соответственно ДАВЛЕНИЕ воздуха ПОД КРЫЛОМ всегда БОЛЬШЕ, чем НАД крылом – это и есть ПОДЪЁМНАЯ СИЛА. Кстати заметим, что даже при ОДИНАКОВОЙ ПЛОЩАДИ крыла, крыло с ВОГНУТОЙ ФОРМОЙ нижней поверхности крыла имеет подъёмную силу всегда БОЛЬШЕ, чем крыло с плоской, а тем более выпуклой формой нижней поверхности крыла.

По формуле Николая Егоровича Жуковского, величина подъёмной силы пропорциональна плотности среды, скорости потока и циркуляции скорости потока. А также подъёмная сила всегда направлена перпендикулярно к набегающему потоку. Коэффициент подъёмной силы – безрамерная величина, характеризующая подъёмную силу крыла определённого профиля при известном угле атаки. Коэффициент подъёмной силы определяется или опытным путём в аэродинамической трубе или по формуле Николая Егоровича Жуковского:

F=C p V V/2 S                                                                                                     

где F—подъёмная сила (Н), С-коэффициент подъёмной силы, p—плотность воздуха на высоте полёта (кг/м^2), V—скорость набегающего потока (м/с), S—характерная площадь крыла (м^2).

При расчётах по этой формуле важно не перепутать ВЕСОВУЮ и МАССОВУЮ плотность воздуха. Весовая плотность воздуха при стандартных атмосферных условиях (на уровне моря при температуре +15 градусов Цельсия) равна p=1,225 кг/м^3. Но в аэродинамических расчётах чаще используют массовую плотность воздуха, которая равна p=0,125 кгс^2/м^4. В этом случае подъёмная сила F получается не в Ньютонах (Н), а в килограммах (кг).

Павел Павлович Рябушинский Предприниматель банкир

Павел Павлович Рябушинский Предприниматель банкир

Теперь любой инженер и даже простой любитель мог РАССЧИТАТЬ по формуле Николая Егоровича Жуковского подъёмную силу крыла и создать летательный аппарат, который не просто оторвётся от земли, но и будет ДЕРЖАТЬСЯ в воздухе. Так было сделано главное открытие, но самолёт состоит не только из крыльев. Затем, когда возник вопрос о постройке самолёта, Николай Егорович Жуковский сказал, что мы не можем начать строить самолёты потому, что пока у нас нет возможности проводить испытания. В этот момент предложил свою поддержку предприниматель, банкир Павел Павлович Рябушинский, который профинансировал строительство ПЕРВОГО аэродинамического института в Кучино под Москвой. Для Николая Егоровича Жуковского это была невероятная удача! Наконец то, он получил базу для своих масштабных исследований!

Аэродинамическая труба времён Николая Егоровича Жуковского

Аэродинамическая труба времён Николая Егоровича Жуковского

К этому времени у него уже были представления, как он будет испытывать будущие самолёты. Над решением этой задачи он работал уже несколько месяцев. Он продумывал, как определить лётные характеристики самолёта без поднятия его в воздух. Выход оказался достаточно простым. Надо создать механизм на земле, который обеспечит такие же условия полёта как в небе. Для этого должен двигаться не самолёт, а воздух вдоль него. В 1902-м году студенты своими силами по чертежам Николая Егоровича Жуковского построили первую в Европе АЭРОДИНАМИЧЕСКУЮ ТРУБУ. Внутрь трубы помещали испытуемую модель, и вентилятор внутри трубы прогонял воздух. Поначалу не было даже названия – аэродинамическая труба, а было название «галерея для протока воздуха».

Современная аэродинамическая труба

Современная аэродинамическая труба

По тем временам в Кучино построили гигантскую аэродинамическую трубу. Сразу начали продувать фюзеляжи, крылья, целые модели самолётов. Однако сотрудники кучинского аэродинамического института не всё время занимались только самолётами. Также здесь проводили исследования по гидродинамике, метеорологии, физике атмосферы. Каждый опыт исследовал конкретные нужды промышленности или жизни! Например, с помощью аэродинамической трубы Николая Егоровича Жуковского исследовали проблему заноса в зимнее время снегом железнодорожных рельсов. Рассматривали, как в зависимости от направления и скорости ветра рельсы заносило снегом. И как, соответственно в зависимости от завихрений устанавливать заграждения от снега, чтобы рельсы оставались чистыми.

Владимирская область Село Орехово дом-музей усадьба Николая Егоровича Жуковского

Владимирская область Село Орехово дом-музей усадьба Николая Егоровича Жуковского

Заслугой Николая Егоровича Жуковского было разнообразие исследуемых тем и нацеленность их на конкретный результат. Ещё до интенсивного увлечения аэродинамикой он работал во многих отраслях, от судостроения до астрономии! Его исследования никогда не оставались только на бумаге, Жуковский был ПРАКТИКОМ! В этом ему помогал многолетний опыт работы в политехническом обществе. Там приходилось общаться с инженерами из разных отраслей промышленности. Так, например именно Жуковский придумал, чтобы увеличить вес железнодорожного состава, при той же мощности локомотива, надо чтобы локомотив начинал тащить не весь состав сразу, а постепенно, сначала один вагон потом два и так далее. В результате того, что Николай Егорович Жуковский занимался теорией качки, он разработал новую форму морских судов. Занимаясь теорией подпочвенных вод, он вывел способ определения подземных потоков. Его выводы по теории фильтрации используются в системе добычи нефти до сих пор.

Владимирская область Село Орехово дом-музей усадьба Николая Егоровича Жуковского с установленным рядом МиГ-15

Владимирская область Село Орехово дом-музей усадьба Николая Егоровича Жуковского с установленным рядом МиГ-15

Мировую известность Николаю Егоровичу Жуковскому принесли работы по гидравлическому удару. В конце 19-го века в Москве строили новый водопровод и по какой-то причине начали происходить случаи прорыва труб под землёй. Никто не мог понять причину аварий с водопроводными трубами. Место разрыва было не видно потому, что оно находилось под землёй, за исключением тех случаев, когда сила напора воды была такой, что из-под земли начинал бить фонтан! За помощью обратились к Николаю Егоровичу Жуковскому. Дело в том, что длина некоторых труб доходила до 1-го километра и больше, а вентили на этих трубах применялись по типу самоварных, которые закрывались моментально. Соответственно масса воды, обусловленная длиной трубопровода при закрытии вентиля била в заглушку вентиля и труба в каком-то месте не выдерживала давления. Именно после этого в результате определения причины разрывов труб водопровода, появились ВЕНТИЛИ закрывающиеся не моментально, а ПОСТЕПЕННО. С тех пор мы пользуемся такими водопроводными кранами.

Взлёт балансирного планера построенного участниками студенческого кружка Николая Егоровича Жуковского

Взлёт балансирного планера построенного участниками студенческого кружка Николая Егоровича Жуковского

Николай Егорович Жуковский оставил богатое наследие, около 200 научных работ по различным темам! Основное количество научных работ посвящено АЭРОДИНАМИКЕ. К 1910-м годам Жуковский со студентами уже проводил комплексные расчёты самолётов. Но правительство России отказывалось создавать единый центр по аэродинамике. Строительство самолётов продолжало оставаться делом КУСТАРНЫМ. Всё изменил случай. К единственному тогда в России специалисту по аэродинамике, Николаю Егоровичу Жуковскому обратился Великий князь Александр Михайлович, который курировал армию, с просьбой проверить технические расчёты самолёта «Святогор», который собирались запустить в массовое производство в Санкт-Петербурге. Для России только что вступившей в Первую Мировую войну постройка такого самолёта являлась крайне актуальной.

Современная аэродинамическая труба Продувка истребителя МиГ-29

Современная аэродинамическая труба Продувка истребителя МиГ-29

Святогор являлся разработкой одного из любимых учеников Николая Егоровича Жуковского, Василия Андриановича Слесарёва. Это Жуковский рекомендовал Слесарёва в качестве руководителя новой аэро лаборатории в Санкт-Петербурге. Там Слесарёв задумал гигантский по тем временам самолёт, поднимающий в воздух до 6-ти тонн груза! Это было бы серьёзным техническим достижением, которое можно было бы противопоставить противнику, а для Николая Егоровича Жуковского появилась возможность поставить вопрос о создании в стране хотя бы расчётного бюро, без технического разрешения которого в воздух не должен подниматься ни один самолёт. В Первую Мировую войну просто не проводились комплексные расчёты самолётов. Конструкторы погнались за скоростью и совсем забыли о прочности самолёта. В результате в полёте у самолётов нередко просто складывались крылья, мог отвалиться хвост или даже двигатель. В те годы самолёты проверяли на прочность примитивно. Для этого самолёт укладывали на землю вверх колёсами, сверху накладывали мешки с песком. Вес мешков должен был в 2 раза превышать вес самолёта и если самолёт выдерживал такую нагрузку, его признавали пригодным для полётов.

Современная аэродинамическая труба Продувка самолёта Ту-144

Современная аэродинамическая труба Продувка самолёта Ту-144

Николай Егорович Жуковский полагал, что нужно искать золотую середину между аэродинамикой и прочностью самолёта. Он считал, что это возможно только в комплексной работе. Например, так как он и его студенты спроектировали Святогор. Сначала построили точную уменьшенную копию Святогора. Потом её продули в аэродинамической трубе. В заключении проверили полученные данные. Это был ПЕРВЫЙ в истории авиации ПОЛНЫЙ АЭРОДИНАМИЧЕСКИЙ РАСЧЁТ многомоторного самолёта. Николай Егорович Жуковский отправил своего студента Александра Архангельского с докладом к Великому князю. Заданием Архангельского было не только доставить расчёт по самолёту Слесарёва, но и передать прошение по созданию расчётно-исследовательского аэро бюро. Через несколько месяцев аэро бюро начало работать при Московском Высшем Техническом Училище! Главой одного из отделов аэродинамического расчёта стал А.Н.Туполев (смотри статью «Андрей Николаевич Туполев»). В это время Николай Егорович Жуковский сказал: «Приближается то время, когда аэропланы и дирижабли будут строиться с таким же верным расчётом, с каким теперь строятся пароходы и автомобили».

Современная аэродинамическая труба Продувка экспериментального американского самолёта Х-48

Современная аэродинамическая труба Продувка экспериментального американского самолёта Х-48

Но Жуковский не ограничивался только лишь одними расчётами. После начала Первой Мировой войны возникли новые задачи. Например, Жуковский рассчитывал даже метод бомбометания, как рассчитывается полёт бомбы, чтобы точно попасть в цель. Николай Егорович даже нашёл ошибку в расчётах по бомбометанию у немецких инженеров. Война выявила ещё одну острую проблему – отсутствие в России профессиональных лётчиков. До этого лётчиками в основном были изобретатели и испытатели. Теперь встал вопрос о создании отдельного подразделения войск. Для этого стали нужны специально обученные люди. Тогда даже те лётчики, которые летали, не понимали, что такое аэродинамика и не знали, какую пользу, и какие проблемы она может предоставить. Тогда Николай Егорович Жуковский организовал курсы для русских лётчиков, на которых он объяснял законы аэродинамики, как ведёт себя летательный аппарат в небе и какая может быть опасность. Позже эти курсы преобразовали в авиатехникум, а потом в ПЕРВУЮ в МИРЕ Академию Воздушного Флота.

Современная аэродинамическая труба Продувка самолёта Ту-204

Современная аэродинамическая труба Продувка самолёта Ту-204

В годы Первой Мировой войны Николай Егорович Жуковский сделал очень много. Его аэро бюро работало на полную мощность, но всё равно потенциал сложившегося коллектива был значительно выше! Необходимо было развиваться дальше, но отсутствовали крупные аэродинамические трубы, не было водного канала для испытаний гидросамолётов, одним словом необходимой экспериментальной базы. Сразу после революции Николай Егорович Жуковский обратился к новой власти с проектом создания аэрогидродинамического института. Проект был принят и в России появился ЦЕНТРАЛЬНЫЙ АЭРОГИДРОДИНАМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (ЦАГИ). Даже сегодня ЦАГИ является мировым центром авиационной науки! Здесь проходили испытания все российские летательные аппараты и не только они. Оказалось, что научные выводы Николая Егоровича Жуковского по аэродинамике применимы к любым объектам каким-либо образом, связанным с воздушным потоком. К таким объектам относятся также все высотные постройки. Сегодня аэродинамические испытания обязательно проходят вообще все высотные конструкции такие как, например здания, памятники, мосты. Например, до этого был случай в Крыму, там шло строительство высотного сооружения БЕЗ аэродинамических исследований. В одну из ночей начался сильный ветер, в сооружении возникла такая вибрация, от которой сооружение полностью рассыпалось.

Современная аэродинамическая труба Размеры трубы

Современная аэродинамическая труба Размеры трубы

НАУКА, придуманная для исследования самолётов, может нас защитить и в повседневной жизни! Всё это существует благодаря тому, что Николай Егорович Жуковский сумел собрать вокруг себя увлечённых студентов. Существует, так называемая, приемственность поколений в обучении. Жуковский был руководителем дипломного проекта А.Н.Туполева. В свою очередь А.Н.Туполев руководил дипломным проектом С.П.Королёва. А С.П.Королёв руководил дипломным проектом Ю.А.Гагарина. Известно, что Николай Егорович Жуковский был мягким и доброжелательным человеком. Например, если у студентов не получалось решить какую-либо техническую задачу и они обращались за помощью к Жуковскому, то он мог сказать: «Вы знаете, я пытался заняться этой задачей, у меня ничего не получилось. Может быть, у Вас получится? Попробуйте». То есть он никогда НЕ говорил: «Если у меня не получилось, то вам и пробовать не стоит». На лекции Николая Егоровича Жуковского невозможно было попасть! Это происходило благодаря удивительной способности Жуковского легко и доступно объяснять очень сложные задачи. В его кабинете в университете находилась огромная коллекция различных моделей всевозможных аппаратов и механизмов. Часто по пути на лекцию он захватывал с собой до 10-ти моделей. Николай Егорович Жуковский говорил: «Математическая истина только тогда должна считаться вполне отработанной, когда она может быть объяснена каждому из публики, желающему её усвоить».

Современная аэродинамическая труба Размеры трубы

Современная аэродинамическая труба Размеры трубы

ШКОЛА Николая Егоровича Жуковского была БОЛЬШОЙ ШКОЛОЙ! Наиболее способные ученики впоследствии стали выдающимися авиаконструкторами! Например, ученик Жуковского, Борис Николаевич Юрьев стал академиком. Юрьев первым в мире изобрёл ОДНООСНЫЙ вертолёт! Все современные одновинтовые вертолёты делаются по схеме Юрьева. Ещё один ученик Жуковского, Борис Михайлович Бубекин изобрёл МИНОМЁТ! Борис Сергеевич Стечкин разработал РЕАКТИВНЫЙ двигатель! Алексей Михайлович Черёмухин сконструировал и построил самую большую в мире аэродинамическую трубу, которая работает в ЦАГИ и сегодня! А.Н.Туполев спроектировал около 150-ти типов самолётов и других видов техники! Владимир Петрович Ветчинкин создавал ВЕТРОВЫЕ электростанции! Ветчинкин выпустил первый в мире учебник по теории авиации, «Теоретические основы воздухоплавания». Учебник состоял из записанных лекций Николая Егоровича Жуковского и Жуковский даже предлагал Ветчинкину стать соавтором, но тот отказался.

Николай Егорович Жуковский вообще высоко ценил помощь студентов и практически о них заботился! Однажды на испытаниях по бомбометанию Жуковский увидел, что на самолёте бомба не отцепилась с крючка – это грозило взрывом бомбы при посадке. Николай Егорович не на шутку перепугался и даже расплакался! Но в том случае всё к счастью обошлось. Летчик сумел очень аккуратно посадить самолёт. Учитель необычайно обрадовался благополучному завершению инцидента! Когда у А.Н.Туполева возникли проблемы с властями (смотри статью «Андрей Николаевич Туполев»), Николай Егорович Жуковский писал положительные отзывы о Туполеве, чтобы помочь его освободить из заключения.

Памятник на могиле русского учёного Николая Егоровича Жуковского

Памятник на могиле русского учёного Николая Егоровича Жуковского

Из стен университета и училища Николая Егоровича Жуковского вышли тысячи учеников. Все они занимались одним делом, но все вместе собрались только однажды, 17-го марта 1921-го года. В этот день научная школа отца русской авиации осиротела. Многотысячная толпа собралась у стен Домовой церкви при Техническом Училище. Николай Егорович Жуковский отправился в последний путь, на взятом на прокат с военного аэродрома на Ходынском поле, списанном самолёте без мотора. В последний путь Николая Егоровича Жуковского провожали конструкторы, инженеры, лётчики, которые и должны были продолжить дело своего учителя.

на Ваш сайт.

krasvozduh.ru

Жуковский Николай Егорович - это... Что такое Жуковский Николай Егорович?

 Жуковский Николай Егорович Жуковский Николай Егорович (1847—1921) — русский учёный в области механики, основоположник современной гидроаэродинамики. Окончил физико-математический факультет Московского университета (1868). С 1870 преподаватель физики 2 й Московской женской гимназии, с 1872 преподаватель математики, с 1874 доцент кафедры аналитической механики Императорского технического училища (ИТУ, с 1917 — Московское высшее техническое училище). В 1876 защитил магистерскую диссертацию «Кинематика жидкого тела». За исследование «О прочности движения» Ж. была присуждена степень доктора прикладной математики (1882). С 1885 преподавал теоретическую механику в Московском университете. В Московском высшем техническом училище и Московском университете Ж. работал до конца жизни. В 1894 Ж. был избран член-корреспондентом Петербургской АН; в 1900 выдвинут кандидатом в действительные члены Петербургской АН, но снял свою кандидатуру, не желая оставлять преподавание в Московском университете и ИТУ, так как избрание означало бы переезд в Петербург. В 1905 избран президентом Московского математического общества. Под руководством Ж. при механическом кабинете Московского университета в 1902 была сооружена одна из первых в Европе аэродинамических труб, а в 1904 в поселке Кучино под Москвой создан первый в мире аэродинамический институт. В том же году Ж. организовал воздухоплавательную секцию в Обществе любителей естествознания, антропологии и этнографии. В 1910 при непосредственном участии Ж. в ИТУ была открыта аэродинамическая лаборатория. В 1910—1912 Ж. прочитал в ИТУ курс лекций «Теоретические основы воздухоплавания», в котором были систематизированы теоретические работы самого Ж., его ученика С. А. Чаплыгина, а также экспериментальные исследования аэродинамических лабораторий Московского университета, ИТУ и зарубежных лабораторий. С 1913 преподавал на курсах офицеров-лётчиков при ИТУ, там же было создано Авиационное расчётно-испытательное бюро, в котором под руководством Ж. разрабатывались методы аэродинамического и прочностного расчёта самолётных конструкций. Во время Первой мировой войны Ж. разрабатывал теорию бомбометания, занимался вопросами баллистики артиллерийских снарядов, читал курсы по баллистике, воздухоплаванию, специальным вопросам гидромеханики и работал над различными проблемами теоретической механики. После Октябрьской революции 1917 Ж. и коллектив учёных, руководимый им, включились в дело создания советской авиации. В декабре 1918 Советским правительством по предложению Ж. был учреждён Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ), руководителем которого он был назначен. Основанные Ж. теоретические курсы для лётчиков были реорганизованы в Московский авиационный техникум, на базе которого в 1920 создан Институт инженеров Красного Воздушного Флота (ныне Военно-воздушная инженерная академия имени профессора Н. Е. Жуковского). Ж. заложил основы единой научной дисциплины — экспериментальной и теоретической аэродинамики, оказавшей впоследствии огромное влияние на развитие авиации. Первые исследования Ж. по теории полёта относятся к 1890. Работа «О парении птиц» (1891), в которой исследуется механизм парения с набором высоты и впервые рассматриваются возможные эволюции при парении, в том числе «мёртвая петля», и статья «О наивыгоднейшем угле наклона аэропланов» (1897) послужили основанием для создания методов аэродинамического расчёта самолёта. В статье «К теории летания» (1890), «О крылатых пропеллерах» (1898), «О полезном грузе, поднимаемом геликоптером» (1904) рассматриваются вопросы тяги винта. В работах «О падении в воздухе лёгких продолговатых тел, вращающихся около своей продольной оси» (1906) и «О присоединённых вихрях» (1906) Ж. изложил открытый им в 1904 принцип образования подъёмной силы крыла аэроплана и сформулировал теорему, позволяющую определять её значение. Теорема Ж., устанавливающая связь подъёмной силы с циркуляцией скорости, является основой прикладной аэродинамики. В цикле работ Ж. 1910—1912 «О контурах поддерживающих поверхностей аэропланов» (1910), «Геометрические исследования о течении Кутта» (1911—1912) и других и в ряде работ Чаплыгина предложен способ определения циркуляции, основанный на условии плавного схода потока с острой кромки профиля. Эти исследования завершили создание теории профиля крыла. В этих работах также развит математический аппарат для решения задач обтекания крыла, дан метод построения теоретических «профилей Жуковского». В 1912—1918 Ж. опубликовал 4 статьи под общим название «Вихревая теория гребного винта», в которых, опираясь на разработанную им теорию крыла, установил законы распределения скоростей у лопасти винта, послужившие теоретической основой для проектирования воздушных винтов. В работах «Динамика аэропланов в элементарном изложении (1913—1916), «Аэродинамический расчет аэропланов» (1917), «Исследование устойчивости конструкций аэропланов» (1918), «К задаче о прочности аэропланов» (1918), «Элементарная теория устойчивости аэропланов» (1920) Ж. создаёт основы аэродинамического расчёта самолётов, расчёта динамической продольной устойчивости и прочности самолётов. Ж. — автор многочисленных оригинальных исследований в области механики твёрдого тела, астрономии, математики, гидродинамики и гидравлики, прикладной механики, теории регулирования машин и др. Для его работ характерно сочетание глубоких теоретических изысканий с инженерным подходом к решению технических задач. Он был также автором классических учебников по теоретической механике для университетов и технических вузов. В ознаменование пятидесятилетия научной деятельности Ж. и больших заслуг его как «отца русской авиации» в 1920 правительством был издан декрет об учреждении премии имени профессора Н. Е. Жуковского «За наилучшие труды по математике и механике», об издании трудов Ж., а также о ряде льгот для самого учёного. В связи со 100-летием со дня рождения Ж. в январе 1947 Совет Министров СССР учредил 2 ежегодные премии имени профессора Н. Е. Жуковского с вручением золотой и серебряной медалей, а также стипендии имени Н. Е. Жуковского для студентов старших курсов Московского государственного университета, Московского авиационного института, Московского высшего технического училища. Именем Ж. названы город в Московской области, Центральный аэрогидродинамический институт, Харьковский авиационный институт; Военно-воздушная инженерная академия. В городах Москва, Жуковский и Железнодорожный сооружены памятники учёному, создан научно-мемориальный музей Ж. в Москве.

Авиация: Энциклопедия. — М.: Большая Российская Энциклопедия. Главный редактор Г.П. Свищев. 1994.

.

  • Жуков Александр Иванович
  • Жуковского премии и медали

Смотреть что такое "Жуковский Николай Егорович" в других словарях:

  • Жуковский, Николай Егорович — профессор Моск. унив. и Имп. технического училища, род. в 1847 г.. Воспитывался в 5 й моск. гимназии, а затем получил высшее образование в Моск. унив. Окончив курс в 1868 г. со степенью кандидата по математическому разряду, поступил в Имп.… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Жуковский, Николай Егорович — Николай Егорович Жуковский. ЖУКОВСКИЙ Николай Егорович (1847 1921), один из основоположников аэродинамики. Организатор первых отечественных авиационных научно исследовательских учреждений. Инициатор создания (1918) и первый руководитель… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Жуковский Николай Егорович — Н. Е. Жуковский Жуковский Николай Егорович (1847—1921) — русский учёный в области механики, основоположник современной гидроаэродинамики. Окончил физико математический факультет Московского университета (1868). С 1870 преподаватель… …   Энциклопедия «Авиация»

  • Жуковский Николай Егорович — Н. Е. Жуковский Жуковский Николай Егорович (1847—1921) — русский учёный в области механики, основоположник современной гидроаэродинамики. Окончил физико математический факультет Московского университета (1868). С 1870 преподаватель… …   Энциклопедия «Авиация»

  • ЖУКОВСКИЙ Николай Егорович — (1847 1921) Русский учёный в области механики, основоположник современной гидроаэродинамики. Окончил физико математический факультет Московского университета (1868). С 1870 преподаватель физики 2 й Московской женской гимназии, с 1872… …   Военная энциклопедия

  • Жуковский Николай Егорович — Жуковский (Николай Егорович) профессор Московского университета и Императорского технического училища, родился в 1847 г. Воспитывался в 5 й московской гимназии, а затем получил высшее образование в Московском университете. Окончил курс в 1868 г.… …   Биографический словарь

  • Жуковский Николай Егорович — [5(17).1.1847, с. Орехово, ныне Владимирской области, 17.3.1921, Москва], русский учёный в области механики, основоположник современной гидроаэродинамики. Родился в семье инженера путейца. В 1868 окончил физико математический факультет… …   Большая советская энциклопедия

  • ЖУКОВСКИЙ Николай Егорович — (1847 1921) российский ученый, основоположник современной аэродинамики, член корреспондент РАН (1917; член корреспондент Петербургской АН с 1894). Труды по теории авиации, многие исследования по механике твердого тела, астрономии, математике,… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Жуковский, Николай Егорович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Жуковский. Николай Егорович Жуковский Дата рождения: 5 (17) января 1847 …   Википедия

  • Жуковский Николай Егорович — (1847 1921), основоположник современной аэродинамики, член корреспондент Петербургской АН (1894), РАН (1917). Труды по теории авиации, многочисленные исследования по механике твёрдого тела, астрономии, математике, гидродинамике и гидравлике,… …   Энциклопедический словарь

dic.academic.ru

Жуковский Николай Егорович - это... Что такое Жуковский Николай Егорович?

Н. Е. Жуковский

Жуко́вский Николай Егорович (1847—1921) — русский учёный в области механики, основоположник современной гидроаэродинамики. Окончил физико-математический факультет Московского университета (1868). С 1870 преподаватель физики 2-й Московской женской гимназии, с 1872 преподаватель математики, с 1874 доцент кафедры аналитической механики Императорского технического училища (ИТУ, с 1917 — Московское высшее техническое училище). В 1876 защитил магистерскую диссертацию «Кинематика жидкого тела». За исследование «О прочности движения» Ж. была присуждена степень доктора прикладной математики (1882). С 1885 преподавал теоретическую механику в Московском университете. В Московском высшем техническом училище и Московском университете Ж. работал до конца жизни. В 1894 Ж. был избран член-корреспондентом Петербургской АН; в 1900 выдвинут кандидатом в действительные члены Петербургской АН, но снял свою кандидатуру, не желая оставлять преподавание в Московском университете и ИТУ, так как избрание означало бы переезд в Петербург. В 1905 избран президентом Московского математического общества.

Под руководством Ж. при механическом кабинете Московского университета в 1902 была сооружена одна из первых в Европе аэродинамических труб, а в 1904 в поселке Кучино под Москвой создан первый в мире аэродинамический институт. В том же году Ж. организовал воздухоплавательную секцию в Обществе любителей естествознания, антропологии и этнографии. В 1910 при непосредственном участии Ж. в ИТУ была открыта аэродинамическая лаборатория. В 1910—1912 Ж. прочитал в ИТУ курс лекций «Теоретические основы воздухоплавания», в котором были систематизированы теоретические работы самого Ж., его ученика С. А. Чаплыгина, а также экспериментальные исследования аэродинамических лабораторий Московского университета, ИТУ и зарубежных лабораторий. С 1913 преподавал на курсах офицеров-лётчиков при ИТУ, там же было создано Авиационное расчётно-испытательное бюро, в котором под руководством Ж. разрабатывались методы аэродинамического и прочностного расчёта самолётных конструкций. Во время 1-й мировой войны Ж. разрабатывал теорию бомбометания, занимался вопросами баллистики артиллерийских снарядов, читал курсы по баллистике, воздухоплаванию, специальным вопросам гидромеханики и работал над различными проблемами теоретической механики.

После Октябрьской революции 1917 Ж. и коллектив учёных, руководимый им, включились в дело создания советской авиации. В декабре 1918 Советским правительством по предложению Ж. был учреждён Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ), руководителем которого он был назначен. Основанные Ж. теоретические курсы для лётчиков были реорганизованы в Московский авиационный техникум, на базе которого в 1920 создан Институт инженеров Красного Воздушного Флота (ныне Военно-воздушная инженерная академия имени профессора Н. Е. Жуковского).

Ж. заложил основы единой научной дисциплины — экспериментальной и теоретической аэродинамики, оказавшей впоследствии огромное влияние на развитие авиации. Первые исследования Ж. по теории полёта относятся к 1890. Работа «О парении птиц» (1891), в которой исследуется механизм парения с набором высоты и впервые рассматриваются возможные эволюции при парении, в том числе «мёртвая петля», и статья «О наивыгоднейшем угле наклона аэропланов» (1897) послужили основанием для создания методов аэродинамического расчёта самолёта. В статье «К теории летания» (1890), «О крылатых пропеллерах» (1898), «О полезном грузе, поднимаемом геликоптером» (1904) рассматриваются вопросы тяги винта. В работах «О падении в воздухе лёгких продолговатых тел, вращающихся около своей продольной оси» (1906) и «О присоединённых вихрях» (1906) Ж. изложил открытый им в 1904 принцип образования подъёмной силы крыла аэроплана и сформулировал теорему, позволяющую определять её значение. Теорема Ж., устанавливающая связь подъёмной силы с циркуляцией скорости, является основой прикладной аэродинамики. В цикле работ Ж. 1910—1912 «О контурах поддерживающих поверхностей аэропланов» (1910), «Геометрические исследования о течении Кутта» (1911—1912) и др. и в ряде работ Чаплыгина предложен способ определения циркуляции, основанный на условии плавного схода потока с острой кромки профиля. Эти исследования завершили создание теории профиля крыла. В этих работах также развит математический аппарат для решения задач обтекания крыла, дан метод построения теоретических «профилей Жуковского». В 1912—1918 Ж. опубликовал 4 статьи под общим названием «Вихревая теория гребного винта», в которых, опираясь на разработанную им теорию крыла, установил законы распределения скоростей у лопасти винта, послужившие теоретической основой для проектирования воздушных винтов.

В работах «Динамика аэропланов в элементарном изложении (1913—1916), «Аэродинамический расчет аэропланов» (1917), «Исследование устойчивости конструкций аэропланов» (1918), «К задаче о прочности аэропланов» (1918), «Элементарная теория устойчивости аэропланов» (1920) Ж. создаёт основы аэродинамического расчёта самолётов, расчёта динамической продольной устойчивости и прочности самолётов.

Ж. — автор многочисленных оригинальных исследований в области механики твёрдого тела, астрономии, математики, гидродинамики и гидравлики, прикладной механики, теории регулирования машин и др. Для его работ характерно сочетание глубоких теоретических изысканий с инженерным подходом к решению технических задач. Он был также автором классических учебников по теоретической механике для университетов и технических вузов.

В ознаменование пятидесятилетия научной деятельности Ж. и больших заслуг его как «отца русской авиации» в 1920 правительством был издан декрет об учреждении премии имени профессора Н. Е. Жуковского «За наилучшие труды по математике и механике», об издании трудов Ж., а также о ряде льгот для самого учёного. В связи со 100-летием со дня рождения Ж. в январе 1947 Совет Министров СССР учредил 2 ежегодные премии имени профессора Н. Е. Жуковского с вручением золотой и серебряной медалей, а также стипендии имени Н. Е. Жуковского для студентов старших курсов Московского государственного университета, Московского авиационного института, Московского высшего технического училища. Именем Ж. названы город в Московской области, Центральный аэрогидродинамический институт, Харьковский авиационный институт; Военно-воздушная инженерная академия. В городах Москва, Жуковский и Железнодорожный сооружены памятники учёному, создан научно-мемориальный музей Ж. в Москве.

Сочинения:Полное собрание сочинений, т. 1—9, М.—Л., 1935—37;Полное собрание сочинений, Лекции, в. 1—7, М.—Л., 1938—39;Собрание сочинений, т. 1—7, М.—Л., 1948—50;Теоретическая механика, 2 изд., М.—Л., 1952.

Литература:Келдыш М. В., Научное наследство профессора Н. Е. Жуковского, «Техника воздушного флота», 1947, № 1;Лейбензон Л. С., Н. Е. Жуковский, М.—Л., 1947;Голубев В. В., Н. Е. Жуковский, М., 1947;Xристианович С. А., Научное наследие Н. Е. Жуковского, М., 1951;Свищев Г. П., Научные исследования Н. Е. Жуковского и авиация, Ученые записки Центрального аэрогидродинамического института, 1972, № 1;Космодемьянский А. А., Н. Е. Жуковский, М., 1984.

Энциклопедия «Авиация». - М.: Большая Российская Энциклопедия. Свищёв Г. Г.. 1998.

avia.academic.ru

Жуковский Николай Егорович - это... Что такое Жуковский Николай Егорович?

Никола́й Его́рович Жуко́вский (5 (17) января 1847, с.

Орехово (ныне Владимирской области) — 17 марта 1921, Москва) — выдающийся русский учёный, создатель аэродинамики как науки.

Биография

Родился в деревне Орехово под Владимиром (ныне Собинский район Владимирской области) в семье инженера. Учась в гимназии Жуковский мечтал стать инженером-путейцем, учиться в Петербургском институте путей сообщения, но этого не позволяли весьма ограниченные средства его родителей.

Н. Е. Жуковский поступил в Московский университет на физико-математический факультет. По окончании университета в 1868 году, пытался учиться в Петербургском институте путей сообщения, но неуспешно. Работает над диссертацией, преподаёт в женской гимназии, в Московском высшем техническом училище. Здесь он создал кафедру «Теоретическая механика», аэродинамическую лабораторию, обучил множество известных впоследствии конструкторов самолётов, авиационных двигателей. Среди его учеников Я. Д. Аккерман, А. А. Архангельский, Н. Б. Делоне, Л. С. Лейбензон.

Работы Жуковского в области аэродинамики явились источником основных идей, на которых строится авиационная наука. Он всесторонне исследовал динамику полёта птиц, теоретически предсказал ряд возможных траекторий полёта. В 1904 году Жуковский открыл закон, определяющий подъёмную силу крыла самолёта; определил основные профили крыльев и лопастей винта самолёта; разработал вихревую теорию воздушного винта.

При его активном участии были созданы Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ), Военно-воздушная инженерная академия (ныне носит имя Жуковского).

В ознаменование 50-летия научной деятельности Жуковского и больших заслуг его как «отца русской авиации» в 1920 году был издан декрет Совета Народных Комиссаров за подписью В. И. Ленина об учреждении премии им. Н. Е. Жуковского за лучшие труды по математике и механике, об издании трудов Жуковского, а также о ряде льгот для самого учёного. В связи со 100-летием со дня рождения Жуковского в январе 1947 года Совет Министров СССР учредил 2 ежегодные премии им. Н. Е. Жуковского, стипендии им. Н. Е. Жуковского для студентов старших курсов Московского университета, Московского авиационного института и МВТУ им. Н. Э. Баумана; в Москве и городе Жуковском Московской области сооружены памятники учёному, создан научно-мемориальный музей Жуковского в Москве, реставрирован музей на родине Жуковского.

Похоронен на кладбище Донского монастыря в Москве.

Отрицание теории относительности

В своей речи «Старая механика в новой физике», произнесённой 3 марта 1918 г. в Московском математическом обществе, Жуковский, в частности, сказал:

…Эйнштейн в 1905 г. стал на метафизическую точку зрения, которая решение прилегающий к рассматриваемому вопросу идеальной математической проблемы возвела в физическую реальность. …Я убежден, что проблемы громадных световых скоростей, основные проблемы электромагнитной теории разрешатся с помощью старой механики Галилея и Ньютона. … Мне сомнительна важность работ Эйнштейна в этой области, которая обстоятельно была исследована Абрагамом на основании уравнений Максвелла и классической механики. [1]

Жуковский поддержал деятельность Н. П. Кастерина по выводу уравнений Максвелла в классической форме. Жуковский упомянул доклад Кастерина в Петроградскую Академию наук об анализе опытов Бехерера над полетом β-частиц, выделяющихся из радия, и их несоответствие формуле Эйнштейна. Жуковский предположил в этой речи, что механику эфира можно построить на основе классических представлений, используя аналогию трубок Фарадея с вихрями несжимаемой жидкости. [1]

Галерея

См. также

Ссылки

Примечания

  1. ↑ 1 2 Н. Е. Жуковский «Старая механика в новой физике» (1918 г.) //Н. Е. Жуковский, Полное собрание сочинений в 10 томах, под редакцией проф. А. П. Котельникова, издательство ОНТИ НКТП СССР, М-Л., 1937 г., т.9, с. 245—260. [1]

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Жуковский Николай Егорович

Общая информация

Николай Жуковский родился 5 января 1847 года в дворянской семье, в селе Орехове Покровского уезда ныне Владимирской области. Его отец работал на строительстве железной дороги. Детские годы Николай Егорович провел в деревне и потом часто сюда приезжал. После окончания 4-й Московской гимназии будущий ученый поступил в Московский Университет. В 1868 году он окончил физико-математический факультет по специальности прикладная математика.

С 1870 года молодой математик преподавал физику во 2-й Московской женской гимназии, с 1872 года – математику в Московском техническом училище (МТУ, позднее МВТУ). С 1874 года Жуковский был доцентом кафедры аналитической механики МТУ. В 1876 году молодой ученый защитил магистерскую диссертацию на тему «Кинематика жидкого тела»

Н.Е.ЖуковскийН.Е.Жуковский

В 1882 году за исследование «О прочности движения» ему присудили степень доктора прикладной математики. С 1885 года Жуковский преподавал в Московском Университете теоретическую механику, с 1888 года стал профессором кафедры прикладной математики, а с 1887 года временно возглавлял так же кафедру механики МТУ.

Параллельно преподавательской деятельности Жуковский занимался научной работой.

Основной темой он избрал движение тел в потоке жидкости или газа, что со временем сделало ученого основоположником теоретической и экспериментальной аэромеханики.

Н.Е.Жуковский

В 1885 году Николай Егорович выполнил работу под названием «О движении твердого тела, имеющего полости, наполненные однородной капельной жидкостью». Разработанная методика позволила вести расчеты и для тел, полости котороых не полностью заполнены жидкостью. За эту работу Московский университет удостоил автора премии профессора Брашмона. В авиации дана работа важна при расчетах запаса горючего в баках самолета.

 Покров. Усадьба ЖуковскогоПокров. Усадьба Жуковского

В 1890 году ученый начал разрабатывать теорию определения подъемной силы крыла или винта в работе «К теории летания». В работе « О парении птиц» (1891 год) он исследовал парение птиц с набором высоты и впервые вычислил различные возможные траектории полета, включая знаменитую «мертвую петлю», которую в 1913 году первым осуществил П.Н.Нестеров.

В 1893 году Жуковского избрали председателем подкомиссии по воздухоплаванию при отделе прикладной физики Политехнического музея, в 1894 году – членом-корреспондентом Петербургской академии наук.

Покров. Усадьба Жуковского Покров. Усадьба Жуковского

В 1895 году Жуковский в Германии наблюдал за полетами на планерах немецкого инженера и авиатора О.Лилиенталя и разговаривал с ним о путях развития воздухоплавания. Тронутый вниманием профессора, планерист подарил ему свой планер. Этот планер позднее использовался кружковцами МТУ, потом он стал экспонатом музея Н.Е.Жуковского.

Основываясь на экспериментальных данных Лилиенталя, Николай Егорович в работе «О наивыгоднейшем угле наклона аэропланов» (1897) показал как выбирать оптимальный угол атаки при экономичном режиме горизонтального полета самолета.

К началу 20-го столетия экспериментально-испытательная база рождающегося авиастроения только появлялась. И здесь Жуковский оказался впереди. В 1902 году он основал при Московском Университете аэродинамическую лабораторию, в которой была создана одна из первых в мире аэродинамических труб ( сечением 0.75 х 0,75 метра и со скоростью потока воздуха от 1,5 до 20 метров в секунду). Ученый с помощниками создавал приборы и методы проведения измерений распределения давления по контуру обтекаемого тела.

Н.Е.ЖуковскийН.Е. Жуковский проводит эксперимент в аэродинамической трубе, построенной А. Туполевым

В 1904 году на средства ученика Жуковского Д.П.Рябушинского в имении Рябушинских Кучино под Москвой был создан под руководством Николая Егоровича первый в Европе аэродинамический институт, в котором группа его учеников занималась исследованием основ будущего самолетостроения. Он организовал воздухоплавательную секцию при Обществе любителей естествознания.

Н.Е.Жуковский

Взлет балансирного планера построенного участниками студенческогго кружка Н.Е.Жуковского

В том же году Жуковский опубликовал работу «О полезном грузе, поднимаемом геликоптером», которая стала одной из основополагающих для расчета винтокрылых машин; он открыл также принцип образования подъемной силы крыла самолета и сформулировал теорему, которая легла в основу аэродинамики.

Опираясь на эксперименты, ученый высказал идею о вихревом характере причины появления подъемной силы крыла самолета. Н.Е.Жуковский доказывал, что из-за несимметрии тела, обтекаемого жидкостью, возникают вихри, создающие циркуляцию скорости по контуру тела. Если скорость потока над крылом выше, чем под ним, возникает подъемная сила.

Свои открытия ученый изложил в работах «О падении в воздухе легких продолговатых тел, вращающихся около своей продольной оси» и «О присоединенных вихрях», появившихся в 1906 году.

Н.Е.Жуковский в 1916 годуН.Е.Жуковский в 1916 году

Совместно со своим учеником математиком-аналитиком С.А.Чаплыгиным, Н.Е.Жуковский в 1910-1911 годах решил проблему определения величины циркуляции скорости при известной форме профиля крыла, что составило основу теоретической аэродинамики. В работах «О контурах поддерживающих поверхностей аэропланов» (1910), «Геометрические исследования о течении Кутта» (1911-19120 и других Жуковский разработал математический аппарат для решения задач обтекания крыла самолета. Вместе с Чаплыгиным он предложил теорию крыла бесконечного размера.

Пользуясь расчетами и экспериментальными данными, Жуковский в 1910-1911 годах определил наивыгоднейшие профили крыльев и винтов. Профили эти были названы инициалами профессора «профиль НЕЖ». Для этих профилей были получены простые формулы определения подъемной силы и положения центра давления.

Н.Е.Жуковский

Н.Е.Жуковский не ограничивался изучением проблем и подготовкой инженеров. Как один из немногих людей, знавших теорию полета, он стал одним из первых преподавателей для летчиков возникавшей отечественной авиации. В 1911 -1912 годах ученый подготовил труд «Теоретические основы воздухоплавания» С 1913 года он преподавал на созданных при МТУ «Кратких теоретических курсах авиации» для офицеров-летчиков, с начала 1-й мировой войны – на курсах летчиков-добровольцев. С 1916 года ученый организовал при МТУ авиационное расчетно-испытательное бюро, где были разработаны основы аэродинамики и прочного расчета конструкции самолетов.

В советское время уважаемый ученый. Несмотря на трудные годы Гражданской войны, получил поддержку. Жуковский предложил программу развития отечественной авиации. Уже 15 декабря 1918 года был создан под его руководством Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ). Николай Егорович организовал также авиационный отдел в эксперементальном институте путей сообщения.

По инициативе Н.Е.Жуковского в 1919 году летные курсы при МВТУ реорганизовали в Московский Авиационный техникум, на базе которого в 1920 году возник Институт инженеров Красного Воздушного флота, в 1922 году переименованный в Академию воздушного флота. Превым ректором академии стал Н.Е.Жуковский. Позднее академия была названа Военно-воздушная инженерная академия им. Профессора Н.Е.Жуковского.

Из 170 работ Н.Е.Жуковского около 60 относятся к аэродинамике и летательным аппаратам.

Академия Н.Е.ЖуковскогоАкадемия Н.Е.Жуковского

В честь 50-летия научной деятельности Н.Е.Жуковского, 1920 году была утверждена премия его имени за лучшие труды по математике и механике. Жуковского со слов В.И.Ленина именовали «отцом русской авиации» Скончался Н.Е.Жуковский 17 марта 1921 года в Москве.

olymp.aviaschool.net

Николай Егорович Жуковский - это... Что такое Николай Егорович Жуковский?

Никола́й Его́рович Жуко́вский (5 (17) января 1847, с.

Орехово (ныне Владимирской области) — 17 марта 1921, Москва) — выдающийся русский учёный, создатель аэродинамики как науки.

Биография

Родился в деревне Орехово под Владимиром (ныне Собинский район Владимирской области) в семье инженера. Учась в гимназии Жуковский мечтал стать инженером-путейцем, учиться в Петербургском институте путей сообщения, но этого не позволяли весьма ограниченные средства его родителей.

Н. Е. Жуковский поступил в Московский университет на физико-математический факультет. По окончании университета в 1868 году, пытался учиться в Петербургском институте путей сообщения, но неуспешно. Работает над диссертацией, преподаёт в женской гимназии, в Московском высшем техническом училище. Здесь он создал кафедру «Теоретическая механика», аэродинамическую лабораторию, обучил множество известных впоследствии конструкторов самолётов, авиационных двигателей. Среди его учеников Я. Д. Аккерман, А. А. Архангельский, Н. Б. Делоне, Л. С. Лейбензон.

Работы Жуковского в области аэродинамики явились источником основных идей, на которых строится авиационная наука. Он всесторонне исследовал динамику полёта птиц, теоретически предсказал ряд возможных траекторий полёта. В 1904 году Жуковский открыл закон, определяющий подъёмную силу крыла самолёта; определил основные профили крыльев и лопастей винта самолёта; разработал вихревую теорию воздушного винта.

При его активном участии были созданы Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ), Военно-воздушная инженерная академия (ныне носит имя Жуковского).

В ознаменование 50-летия научной деятельности Жуковского и больших заслуг его как «отца русской авиации» в 1920 году был издан декрет Совета Народных Комиссаров за подписью В. И. Ленина об учреждении премии им. Н. Е. Жуковского за лучшие труды по математике и механике, об издании трудов Жуковского, а также о ряде льгот для самого учёного. В связи со 100-летием со дня рождения Жуковского в январе 1947 года Совет Министров СССР учредил 2 ежегодные премии им. Н. Е. Жуковского, стипендии им. Н. Е. Жуковского для студентов старших курсов Московского университета, Московского авиационного института и МВТУ им. Н. Э. Баумана; в Москве и городе Жуковском Московской области сооружены памятники учёному, создан научно-мемориальный музей Жуковского в Москве, реставрирован музей на родине Жуковского.

Похоронен на кладбище Донского монастыря в Москве.

Отрицание теории относительности

В своей речи «Старая механика в новой физике», произнесённой 3 марта 1918 г. в Московском математическом обществе, Жуковский, в частности, сказал:

…Эйнштейн в 1905 г. стал на метафизическую точку зрения, которая решение прилегающий к рассматриваемому вопросу идеальной математической проблемы возвела в физическую реальность. …Я убежден, что проблемы громадных световых скоростей, основные проблемы электромагнитной теории разрешатся с помощью старой механики Галилея и Ньютона. … Мне сомнительна важность работ Эйнштейна в этой области, которая обстоятельно была исследована Абрагамом на основании уравнений Максвелла и классической механики. [1]

Жуковский поддержал деятельность Н. П. Кастерина по выводу уравнений Максвелла в классической форме. Жуковский упомянул доклад Кастерина в Петроградскую Академию наук об анализе опытов Бехерера над полетом β-частиц, выделяющихся из радия, и их несоответствие формуле Эйнштейна. Жуковский предположил в этой речи, что механику эфира можно построить на основе классических представлений, используя аналогию трубок Фарадея с вихрями несжимаемой жидкости. [1]

Галерея

См. также

Ссылки

Примечания

  1. ↑ 1 2 Н. Е. Жуковский «Старая механика в новой физике» (1918 г.) //Н. Е. Жуковский, Полное собрание сочинений в 10 томах, под редакцией проф. А. П. Котельникова, издательство ОНТИ НКТП СССР, М-Л., 1937 г., т.9, с. 245—260. [1]

Wikimedia Foundation. 2010.

dik.academic.ru

Жуковский, Николай Егорович Википедия

Дата рождения Место рождения Дата смерти Место смерти Страна Научная сфера Место работы Альма-матер Учёная степень Учёное звание Научный руководитель Известные ученики Известен как Награды и премии
Николай Егорович Жуковский
5 (17) января 1847 или 17 января 1847(1847-01-17)[1]
с. Орехово, Покровский уезд, Владимирская губерния, Российская империя
17 марта 1921(1921-03-17)[2][1][3](74 года)
  • Москва, РСФСР[2]
Российская империя Российская империя, РСФСР (1917—1922)
механика
Московский университет, МВТУ,МГУ
ИМУ (1868)
доктор математики (1882)
член-корреспондент СПбАН (1894), заслуженный профессор (1911)
А. Ю. Давидов
Я. Д. АккерманА. А. АрхангельскийЛ. В. АссурН. Б. ДелонеА. А. МикулинЛ. С. ЛейбензонБ. С. СтечкинА. Н. ТуполевС. А. ЧаплыгинВ. В. Шулейкин
создатель аэродинамики как науки

ru-wiki.ru