Украинский национальный костюм. Народный украинский костюм


Украинский национальный костюм Википедия

Украинский национальный костюм — костюм украинцев, используется с древних времён и до наших дней. Имеет заметные особенности в зависимости от конкретного региона, особенно в Карпатах. Подразделяется в зависимости от пола (мужской и женский), возраста (младенческий, детский, подростковый, предсвадебного периода, взрослый и старческий) и нарядности (повседневный, нарядный, для больших праздников и свадебный).

Народный украинский костюм, как мужской, так и женский, отличается большим разнообразием. Общими характерными его чертами являются простота форм, стройность силуэта, богатство отделки, насыщенный колорит[1].

Только малороссиянки да парижанки умеют одеваться со вкусом! Вы не поверите, как обворожительно одеваются дивчата, парубки тоже ловко: … это действительно народный, удобный и грациозный костюм, несмотря на огромные сапожищи. А какие дукаты, монисты!! Головные повязки, цветы!! А какие лица!!! А какая речь!!! Просто прелесть, прелесть и прелесть!!!

— Илья Репин[2]

Мужской костюм

Традиционный мужской костюм украинцев имеет большое сходство с другими восточнославянскими — русским и белорусским. Основу мужской одежды составляют рубаха, шитая из конопляного или льняного полотна и суконные (шерстяные) штаны. Рубаха, надеваемая на тело, часто служит и верхней одеждой.

Отличительной особенностью мужской украинской рубахи является разрез спереди (пазушка), украшенный вышивкой. По конструкции ворота рубахи различаются — со стоячим, отложным воротником или без воротника. Вариант рубахи в этом случае собирают в сборку, её обшивают тесьмой или узкой полоской материи, таким образом получается низкий стоячий воротник, который украинцы пришивают к вороту рубахи не сверху, а снизу. Известен украинцам и широкий отложной воротник. Рубаху застегивают или завязывают у ворота с помощью пуговиц или тесёмок.

Украинские мужчины в большинстве регионов носят рубаху, заправляя подол её в штаны; в этом также просматривается отличие от способа ношения рубахи поверх штанов у русских и белорусов, что объясняется заимствованиями украинцев от восточных кочевых народов. В покрое рубахи у всех восточнославянских народов были известны вставки под мышками из трех- четырёхугольных кусков ткани. Однако донские казаки считали отсутствие ластовиц признаком отличия от «мужиков», то есть от крестьян, которым казаки всегда противопоставляли себя. На плечах украинские рубахи имели нашивки, напоминающие погоны или вышитые вставки — «уставки».

Штаны (укр. штани, гачi, споднi, шаровари, холошi, ногавки, портки, убрання, портяницi) украинцы закрепляли на теле с помощью шнурка или ремня (укр. очкур, гачник), — его украинцы носили с пряжкой. Украинские штаны, особенно штаны казаков, отличались очень большой шириной. Между штанинками (холоша, ногавиця) вшивалась матня. Она изготовлялась из прямоугольных кусков материи с подшитым внизу параллелограммом, таким образом образовывалось подобие мешка. Штаны шились из холста или сукна. Украинские гуцулы украшали с изнанки вышивкой нижний край красных суконных штанов; вышивали светло-жёлтыми и зелёными шерстяными нитками, вышитые концы штанин всегда отгибали наверх.

Женский костюм

Женский традиционный костюм украинцев имеет множество локальных вариантов. Этнографические особенности историко-культурных районов Украины в одежде проявились в силуэте, крое, отдельных частях одежды, способах её ношения, цветовом декоре, украшениях. Архаичные элементы одежды более всего сохранялись в Полесье; классической украинской считается одежда Среднего Приднепровья; в южных регионах Украины наблюдалось взаимовлияние традиционной одежды различных народов; в костюме населения Подолья заметно этнокультурное взаимодействие украинцев с молдаванами, а в северо-западных — с поляками; своими особенностями характеризовалась и одежда украинских горцев. Женщины носят длинные юбки, рубахи и венки.

Вместе с тем, традиционная одежда украинцев обладает своей этничностью, сложившейся на общеславянской основе в XVI—XVIII вв. Наиболее типичный комплекс традиционного украинского костюма бытовал в Среднем Поднепровье, частично захватывая районы Полесья, Слобожанщины и Подолья. Верхняя одежда мужчин и женщин была сходна по покрою. Одно из этнографических описаний останавливается на их характеристике:

верхним платьем как для мужчин, так и для женщин служили узкие, совершенно прямые, уродливо обтягивавшие тело, кожухи и свиты, с очень узкими стоячими воротниками, не закрывавшими даже шеи. Свита делалась из самого толстого, самодельного сукна: у женщин — всегда белого, у мужчин — серого, чёрного цвета, а кожухи — из недублёных овчин. Кожухи и свиты, смотря по надобности, делались разной длины, и самые длинные из них были несколько ниже колен. К дорожным свитам, надевавшимся на кожухи, назади пришивались мешки, служившие во время холода или непогоды вместо башлыков.

Основу украинского женского костюма составляет рубашка — кошуля, сорочка. Она длиннее мужской и состоит из двух частей — нижняя часть (укр. пiдтичка) шьётся из более грубой материи. Рубахи украинских горцев-бойков и лемков кроились из двух частей и надевались отдельно. Встречаются у украинцев и цельные рубахи (укр. додiльнi) — именно они считаются у женщин нарядными и праздничными.

См. также

Примечания

Литература

  • Агафонова Т. А. Одежда украинского населения Юго-Западной Украины XIX — начала XX вв. // Записки історичного факультету Одеського державного університету ім. І. І. Мечникова. — Одеса, 1997. — Вип. 5. — С. 44-49.
  • Воропай О. Звичаї нашого народу: Етнографічний нарис. — Харків: Фоліо, 2004. — 508 с.
  • Маслова Г. С. Народная одежда в восточнославянских традиционных обычаях и обрядах XIX — начало XX вв. — М.: Наука, 1984. — 216 с.
  • Ніколаєва Т. Історія українського костюма. — К.: Либідь, 1996. — 176 с.
  • Шмелева М. Н. Типы женской народной одежды украинского населения Закарпатской области // Советская этнография. — 1948. — № 2. — С. 130—146.

wikiredia.ru

Украинский национальный костюм — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Украинский национальный костюм — костюм украинцев, используется с древних времён и до наших дней. Имеет заметные особенности в зависимости от конкретного региона, особенно в Карпатах. Подразделяется в зависимости от пола (мужской и женский), возраста (младенческий, детский, подростковый, предсвадебного периода, взрослый и старческий) и нарядности (повседневный, нарядный, для больших праздников и свадебный).

Народный украинский костюм, как мужской, так и женский, отличается большим раз­нообразием. Общими характерными его чертами являются простота форм, стройность силуэта, богатст­во отделки, насыщенный колорит[1].

Только малороссиянки да парижанки умеют одеваться со вкусом! Вы не поверите, как обворожительно одеваются дивчата, парубки тоже ловко: … это действительно народный, удобный и грациозный костюм, несмотря на огромные сапожищи. А какие дукаты, монисты!! Головные повязки, цветы!! А какие лица!!! А какая речь!!! Просто прелесть, прелесть и прелесть!!!

— Илья Репин[2]

Мужской костюм

Традиционный мужской костюм украинцев имеет большое сходство с другими восточнославянскими — русским и белорусским. Основу мужской одежды составляют рубаха, шитая из конопляного или льняного полотна и суконные (шерстяные) штаны. Рубаха, надеваемая на тело, часто служит и верхней одеждой.

Отличительной особенностью мужской украинской рубахи является разрез спереди (пазушка), украшенный вышивкой. По конструкции ворота рубахи различаются — со стоячим, отложным воротником или без воротника. Вариант рубахи в этом случае собирают в сборку, её обшивают тесьмой или узкой полоской материи, таким образом получается низкий стоячий воротник, который украинцы пришивают к вороту рубахи не сверху, а снизу. Известен украинцам и широкий отложной воротник. Рубаху застегивают или завязывают у ворота с помощью пуговиц или тесёмок.

Украинские мужчины в большинстве регионов носят рубаху, заправляя подол её в штаны; в этом также просматривается отличие от способа ношения рубахи поверх штанов у русских и белорусов, что объясняется заимствованиями украинцев от восточных кочевых народов. В покрое рубахи у всех восточнославянских народов были известны вставки под мышками из трех- четырёхугольных кусков ткани. Однако донские казаки считали отсутствие ластовиц признаком отличия от «мужиков», то есть от крестьян, которым казаки всегда противопоставляли себя. На плечах украинские рубахи имели нашивки, напоминающие погоны или вышитые вставки — «уставки».

Штаны (укр. штани, гачi, споднi, шаровари, холошi, ногавки, портки, убрання, портяницi) украинцы закрепляли на теле с помощью шнурка или ремня (укр. очкур, гачник), — его украинцы носили с пряжкой. Украинские штаны, особенно штаны казаков, отличались очень большой шириной. Между штанинками (холоша, ногавиця) вшивалась матня. Она изготовлялась из прямоугольных кусков материи с подшитым внизу параллелограммом, таким образом образовывалось подобие мешка. Штаны шились из холста или сукна. Украинские гуцулы украшали с изнанки вышивкой нижний край красных суконных штанов; вышивали светло-жёлтыми и зелёными шерстяными нитками, вышитые концы штанин всегда отгибали наверх.

Женский костюм

Женский традиционный костюм украинцев имеет множество локальных вариантов. Этнографические особенности историко-культурных районов Украины в одежде проявились в силуэте, крое, отдельных частях одежды, способах её ношения, цветовом декоре, украшениях. Архаичные элементы одежды более всего сохранялись в Полесье; классической украинской считается одежда Среднего Приднепровья; в южных регионах Украины наблюдалось взаимовлияние традиционной одежды различных народов; в костюме населения Подолья заметно этнокультурное взаимодействие украинцев с молдаванами, а в северо-западных — с поляками; своими особенностями характеризовалась и одежда украинских горцев. Женщины носят длинные юбки, рубахи и венки.

Вместе с тем, традиционная одежда украинцев обладает своей этничностью, сложившейся на общеславянской основе в XVI—XVIII вв. Наиболее типичный комплекс традиционного украинского костюма бытовал в Среднем Поднепровье, частично захватывая районы Полесья, Слобожанщины и Подолья. Верхняя одежда мужчин и женщин была сходна по покрою. Одно из этнографических описаний останавливается на их характеристике:

верхним платьем как для мужчин, так и для женщин служили узкие, совершенно прямые, уродливо обтягивавшие тело, кожухи и свиты, с очень узкими стоячими воротниками, не закрывавшими даже шеи. Свита делалась из самого толстого, самодельного сукна: у женщин — всегда белого, у мужчин — серого, чёрного цвета, а кожухи — из недублёных овчин. Кожухи и свиты, смотря по надобности, делались разной длины, и самые длинные из них были несколько ниже колен. К дорожным свитам, надевавшимся на кожухи, назади пришивались мешки, служившие во время холода или непогоды вместо башлыков.

Основу украинского женского костюма составляет рубашка — кошуля, сорочка. Она длиннее мужской и состоит из двух частей — нижняя часть (укр. пiдтичка) шьётся из более грубой материи. Рубахи украинских горцев-бойков и лемков кроились из двух частей и надевались отдельно. Встречаются у украинцев и цельные рубахи (укр. додiльнi) — именно они считаются у женщин нарядными и праздничными.

См. также

Напишите отзыв о статье "Украинский национальный костюм"

Примечания

  1. ↑ [school-trud.ru/oznakomlenie-shkolnikov-s-nacionalnoj-odezhdoj-narodov-rossii-i-sng.html Ознакомление школьников с национальной одеждой народов России и СНГ]. Школа и труд.
  2. ↑ [books.google.com.ua/books?id=WzLhAAAAMAAJ&q=малороссиянки+да+парижанки+умеют+одеваться&dq журнал Слово]. — 1988. — Вып. 1—6. — С. 50.

Литература

  • Агафонова Т. А. Одежда украинского населения Юго-Западной Украины XIX — начала XX вв. // Записки історичного факультету Одеського державного університету ім. І. І. Мечникова. — Одеса, 1997. — Вип. 5. — С. 44-49.
  • Воропай О. Звичаї нашого народу: Етнографічний нарис. — Харків: Фоліо, 2004. — 508 с.
  • Маслова Г. С. Народная одежда в восточнославянских традиционных обычаях и обрядах XIX — начало XX вв. — М.: Наука, 1984. — 216 с.
  • Ніколаєва Т. Історія українського костюма. — К.: Либідь, 1996. — 176 с.
  • Шмелева М. Н. Типы женской народной одежды украинского населения Закарпатской области // Советская этнография. — 1948. — № 2. — С. 130—146.

Отрывок, характеризующий Украинский национальный костюм

Пфуль был невысок ростом, очень худ, но ширококост, грубого, здорового сложения, с широким тазом и костлявыми лопатками. Лицо у него было очень морщинисто, с глубоко вставленными глазами. Волоса его спереди у висков, очевидно, торопливо были приглажены щеткой, сзади наивно торчали кисточками. Он, беспокойно и сердито оглядываясь, вошел в комнату, как будто он всего боялся в большой комнате, куда он вошел. Он, неловким движением придерживая шпагу, обратился к Чернышеву, спрашивая по немецки, где государь. Ему, видно, как можно скорее хотелось пройти комнаты, окончить поклоны и приветствия и сесть за дело перед картой, где он чувствовал себя на месте. Он поспешно кивал головой на слова Чернышева и иронически улыбался, слушая его слова о том, что государь осматривает укрепления, которые он, сам Пфуль, заложил по своей теории. Он что то басисто и круто, как говорят самоуверенные немцы, проворчал про себя: Dummkopf… или: zu Grunde die ganze Geschichte… или: s'wird was gescheites d'raus werden… [глупости… к черту все дело… (нем.) ] Князь Андрей не расслышал и хотел пройти, но Чернышев познакомил князя Андрея с Пфулем, заметив, что князь Андрей приехал из Турции, где так счастливо кончена война. Пфуль чуть взглянул не столько на князя Андрея, сколько через него, и проговорил смеясь: «Da muss ein schoner taktischcr Krieg gewesen sein». [«То то, должно быть, правильно тактическая была война.» (нем.) ] – И, засмеявшись презрительно, прошел в комнату, из которой слышались голоса. Видно, Пфуль, уже всегда готовый на ироническое раздражение, нынче был особенно возбужден тем, что осмелились без него осматривать его лагерь и судить о нем. Князь Андрей по одному короткому этому свиданию с Пфулем благодаря своим аустерлицким воспоминаниям составил себе ясную характеристику этого человека. Пфуль был один из тех безнадежно, неизменно, до мученичества самоуверенных людей, которыми только бывают немцы, и именно потому, что только немцы бывают самоуверенными на основании отвлеченной идеи – науки, то есть мнимого знания совершенной истины. Француз бывает самоуверен потому, что он почитает себя лично, как умом, так и телом, непреодолимо обворожительным как для мужчин, так и для женщин. Англичанин самоуверен на том основании, что он есть гражданин благоустроеннейшего в мире государства, и потому, как англичанин, знает всегда, что ему делать нужно, и знает, что все, что он делает как англичанин, несомненно хорошо. Итальянец самоуверен потому, что он взволнован и забывает легко и себя и других. Русский самоуверен именно потому, что он ничего не знает и знать не хочет, потому что не верит, чтобы можно было вполне знать что нибудь. Немец самоуверен хуже всех, и тверже всех, и противнее всех, потому что он воображает, что знает истину, науку, которую он сам выдумал, но которая для него есть абсолютная истина. Таков, очевидно, был Пфуль. У него была наука – теория облического движения, выведенная им из истории войн Фридриха Великого, и все, что встречалось ему в новейшей истории войн Фридриха Великого, и все, что встречалось ему в новейшей военной истории, казалось ему бессмыслицей, варварством, безобразным столкновением, в котором с обеих сторон было сделано столько ошибок, что войны эти не могли быть названы войнами: они не подходили под теорию и не могли служить предметом науки. В 1806 м году Пфуль был одним из составителей плана войны, кончившейся Иеной и Ауерштетом; но в исходе этой войны он не видел ни малейшего доказательства неправильности своей теории. Напротив, сделанные отступления от его теории, по его понятиям, были единственной причиной всей неудачи, и он с свойственной ему радостной иронией говорил: «Ich sagte ja, daji die ganze Geschichte zum Teufel gehen wird». [Ведь я же говорил, что все дело пойдет к черту (нем.) ] Пфуль был один из тех теоретиков, которые так любят свою теорию, что забывают цель теории – приложение ее к практике; он в любви к теории ненавидел всякую практику и знать ее не хотел. Он даже радовался неуспеху, потому что неуспех, происходивший от отступления в практике от теории, доказывал ему только справедливость его теории. Он сказал несколько слов с князем Андреем и Чернышевым о настоящей войне с выражением человека, который знает вперед, что все будет скверно и что даже не недоволен этим. Торчавшие на затылке непричесанные кисточки волос и торопливо прилизанные височки особенно красноречиво подтверждали это. Он прошел в другую комнату, и оттуда тотчас же послышались басистые и ворчливые звуки его голоса.

Не успел князь Андрей проводить глазами Пфуля, как в комнату поспешно вошел граф Бенигсен и, кивнув головой Болконскому, не останавливаясь, прошел в кабинет, отдавая какие то приказания своему адъютанту. Государь ехал за ним, и Бенигсен поспешил вперед, чтобы приготовить кое что и успеть встретить государя. Чернышев и князь Андрей вышли на крыльцо. Государь с усталым видом слезал с лошади. Маркиз Паулучи что то говорил государю. Государь, склонив голову налево, с недовольным видом слушал Паулучи, говорившего с особенным жаром. Государь тронулся вперед, видимо, желая окончить разговор, но раскрасневшийся, взволнованный итальянец, забывая приличия, шел за ним, продолжая говорить: – Quant a celui qui a conseille ce camp, le camp de Drissa, [Что же касается того, кто присоветовал Дрисский лагерь,] – говорил Паулучи, в то время как государь, входя на ступеньки и заметив князя Андрея, вглядывался в незнакомое ему лицо. – Quant a celui. Sire, – продолжал Паулучи с отчаянностью, как будто не в силах удержаться, – qui a conseille le camp de Drissa, je ne vois pas d'autre alternative que la maison jaune ou le gibet. [Что же касается, государь, до того человека, который присоветовал лагерь при Дрисее, то для него, по моему мнению, есть только два места: желтый дом или виселица.] – Не дослушав и как будто не слыхав слов итальянца, государь, узнав Болконского, милостиво обратился к нему: – Очень рад тебя видеть, пройди туда, где они собрались, и подожди меня. – Государь прошел в кабинет. За ним прошел князь Петр Михайлович Волконский, барон Штейн, и за ними затворились двери. Князь Андрей, пользуясь разрешением государя, прошел с Паулучи, которого он знал еще в Турции, в гостиную, где собрался совет.

wiki-org.ru

Отдыхай с нами! — Национальный костюм Украины

В последние годы национальный костюм Украины все больше и больше набирает популярности. Его разновидности можно встретить в продаже не только на рынках, но и в специализированных магазинах и торговых точках.

Всего лишь год назад я удивлялась, будучи в Норвегии, популярности национального костюма в этой стране. Помню, как гид рассказывала, что норвежским выпускникам родители дарят полный комплект национального убранства, как особый ценный подарок. Это было удивительно. На улицах, правда, мы не видели, чтобы кто-то щеголял в такой одежде. Так в Норвегии норвежца вообще не особо-то увидишь, одни туристы кругом! Но вот специализированные магазины поражали богатым выбором.

Витрина норвежского магазина национальных костюмов в г. Берген

Содержание статьи

Народные праздники и национальный костюм Украины

И вот прошел год, было 1 сентября, мне с утра довелось довольно много курсировать по улицам города. Школьники как раз стекались на торжественную линейку, или как это сейчас называется. Как я была изумлена, что в моем Днепропетровске, никогда не отличающимся особым пристрастием к национальным атрибутам, так много людей одело украинские вышиванки! И старшеклассники, и первоклашки, и их родители, и девушки, и юноши, очень много вариантов различной стилизованной национальной одежды я увидела.

Я очень сокрушалась, что у меня не было с собой фотоаппарата. Правда, его наличие тоже не гарантировало, что этот пост был бы снабжен фотографиями. Мне неудобно фотографировать незнакомых людей, не гожусь я в папарацци! Зато имеется чужая фотография, совершенно дивная и по сюжету, и по качеству. Вот ее-то я предоставлю вам с удовольствием. Она взята со страницы украинского телеканала ТВi, это фото 1-месячного младенца из нигерийской семьи, проживающей в Украине. Вот он — маленький афроукраинец в национальном костюме Украины.

Маленький афроукраинец

Ну, хорошо-хорошо, первое сентября — праздник всенародный, можно сказать, что он всех касается. Но все-таки это не тот праздник, который называют народным. А вот с народными праздниками — ничего не скажу. В нашем регионе их не сильно отмечают специальными народными традициями. Ну разве что на Пасху люди идут в церковь святить паски и другую еду. В последнее время многие обзавелись для этого праздника специальными корзинками и вышитыми рушниками. На вербное воскресение — много всякой специальной зелени в ходу. Вот пожалуй и все, что я знаю о народных праздниках Украины, сочинять не буду.

Символика национального костюма Украины

После увиденного «бенефиса» украинских вышиванок в Днепропетровске я припомнила различные интересные подробности на эту тему. В частности, мне всегда нравилась магия отдельных элементов национального костюма.

Смотрите, у всех славян особой силой обладал символ замкнутого круга. Вспомните, как защищался от нечистой силы Хома в гоголевском «Вие»? Рисовал круг. Какую форму имели ритуальные хороводы? Форму круга. И так далее, и так далее. И в национальном костюме Украины  самое большое значение имеют элементы, которые окольцовывают, опаясывают.

Девичий венок

Необыкновенно декоративная часть убранства, без него невозможно представить национальный украинский костюм. Он и украшал, и придавал девушке необыкновенные чары, и защищал от сглаза. Венки плели из живых цветов, но они недолговечны. Поэтому существовали стационарные варианты из бумажных или восковых цветов, а также из птичьего пера! На свадьбе венок украинской девушки когда-то означал то же, что сейчас фата. То есть это элемент сугубо девичьего туалета, замужняя дама или женщина в возрасте украсить свою голову венком уже не имела права. Из старинных литературных источников известно, что когда-то имели место народные волнения из-за того, что некая пожилая княгиня водрузила на голову венок…

Николай Рачков «Дiвчина-украiнка» Черниговский областной исторический музей

Намисто

Бусы или ожерелье, а по-украински намисто — это еще один неизменный, очень важный атрибут женского национального костюма Украины. Для богатых панянок были доступны намиста из стекла, раковин или даже из натурального коралла. Вот эти последние получили название «доброго намиста». В поэзии Шевченка встречаем: У доброму намистечку в садочку гуляе… Намисто берегли, каждый день все свои ценности не одевали. Не только потому, что страшились материальной потери. Гораздо больше боялись, что намисто разорвется и рассыплется. Это был верный признак беды. Но и совсем без намиста нельзя было обойтись. Поэтому будничным вариантом было: одна-две нитки. Девушки из небогатых семей использовали всякие природные материалы: косточки ягод, зерна, овощные коробочки. Иногда в эту низку вставляли волчий зуб, как надежный оберег.

«Добре намисто» стилизация

Пояса

Подпоясывались и женщины, но особое значение пояс имел в мужском национальном костюме. Для украинца пояс — своего рода символ мужественности и доблести. Показаться на людях не подпоясанным было нарушением этикета и всячески осуждалось. Обвязываясь поясом, мужчины и юноши несколько раз оборачивали стан. Издавна в Украине существовали разные способы опоясываться. Они намекали на статус владельца: мирный сельский или воинский казацкий.

Способ завязывания пояса

Способ завязывания пояса

Национальный костюм Украины очень живописен, впрочем, как и все народные костюмы. И пусть в полном комплекте он используется только как сценический. Все равно, даже одна только его часть — вышитая сорочка очень гармонично вписывается в нашу современную жизнь.

Не правда ли — очень стильно?!

Национальный костюм Украины

5 (100%) 5 голос[ов]

turov.top

Украинский национальный костюм Вики

Украинский национальный костюм — костюм украинцев, используется с древних времён и до наших дней. Имеет заметные особенности в зависимости от конкретного региона, особенно в Карпатах. Подразделяется в зависимости от пола (мужской и женский), возраста (младенческий, детский, подростковый, предсвадебного периода, взрослый и старческий) и нарядности (повседневный, нарядный, для больших праздников и свадебный).

Народный украинский костюм, как мужской, так и женский, отличается большим разнообразием. Общими характерными его чертами являются простота форм, стройность силуэта, богатство отделки, насыщенный колорит[1].

Только малороссиянки да парижанки умеют одеваться со вкусом! Вы не поверите, как обворожительно одеваются дивчата, парубки тоже ловко: … это действительно народный, удобный и грациозный костюм, несмотря на огромные сапожищи. А какие дукаты, монисты!! Головные повязки, цветы!! А какие лица!!! А какая речь!!! Просто прелесть, прелесть и прелесть!!!

— Илья Репин[2]

Мужской костюм[ | код]

Традиционный мужской костюм украинцев имеет большое сходство с другими восточнославянскими — русским и белорусским. Основу мужской одежды составляют рубаха, шитая из конопляного или льняного полотна и суконные (шерстяные) штаны. Рубаха, надеваемая на тело, часто служит и верхней одеждой.

Отличительной особенностью мужской украинской рубахи является разрез спереди (пазушка), украшенный вышивкой. По конструкции ворота рубахи различаются — со стоячим, отложным воротником или без воротника. Вариант рубахи в этом случае собирают в сборку, её обшивают тесьмой или узкой полоской материи, таким образом получается низкий стоячий воротник, который украинцы пришивают к вороту рубахи не сверху, а снизу. Известен украинцам и широкий отложной воротник. Рубаху застегивают или завязывают у ворота с помощью пуговиц или тесёмок.

Украинские мужчины в большинстве регионов носят рубаху, заправляя подол её в штаны; в этом также просматривается отличие от способа ношения рубахи поверх штанов у русских и белорусов, что объясняется заимствованиями украинцев от восточных кочевых народов. В покрое рубахи у всех восточнославянских народов были известны вставки под мышками из трех- четырёхугольных кусков ткани. Однако донские казаки считали отсутствие ластовиц признаком отличия от «мужиков», то есть от крестьян, которым казаки всегда противопоставляли себя. На плечах украинские рубахи имели нашивки, напоминающие погоны или вышитые вставки — «уставки».

Штаны (укр. штани, гачi, споднi, шаровари, холошi, ногавки, портки, убрання, портяницi) украинцы закрепляли на теле с помощью шнурка или ремня (укр. очкур, гачник), — его украинцы носили с пряжкой. Украинские штаны, особенно штаны казаков, отличались очень большой шириной. Между штанинками (холоша, ногавиця) вшивалась матня. Она изготовлялась из прямоугольных кусков материи с подшитым внизу параллелограммом, таким образом образовывалось подобие мешка. Штаны шились из холста или сукна. Украинские гуцулы украшали с изнанки вышивкой нижний край красных суконных штанов; вышивали светло-жёлтыми и зелёными шерстяными нитками, вышитые концы штанин всегда отгибали наверх.

Женский костюм[ | код]

Женский традиционный костюм украинцев имеет множество локальных вариантов. Этнографические особенности историко-культурных районов Украины в одежде проявились в силуэте, крое, отдельных частях одежды, способах её ношения, цветовом декоре, украшениях. Архаичные элементы одежды более всего сохранялись в Полесье; классической украинской считается одежда Среднего Приднепровья; в южных регионах Украины наблюдалось взаимовлияние традиционной одежды различных народов; в костюме населения Подолья заметно этнокультурное взаимодействие украинцев с молдаванами, а в северо-западных — с поляками; своими особенностями характеризовалась и одежда украинских горцев. Женщины носят длинные юбки, рубахи и венки.

Вместе с тем, традиционная одежда украинцев обладает своей этничностью, сложившейся на общеславянской основе в XVI—XVIII вв. Наиболее типичный комплекс традиционного украинского костюма бытовал в Среднем Поднепровье, частично захватывая районы Полесья, Слобожанщины и Подолья. Верхняя одежда мужчин и женщин была сходна по покрою. Одно из этнографических описаний останавливается на их характеристике:

верхним платьем как для мужчин, так и для женщин служили узкие, совершенно прямые, уродливо обтягивавшие тело, кожухи и свиты, с очень узкими стоячими воротниками, не закрывавшими даже шеи. Свита делалась из самого толстого, самодельного сукна: у женщин — всегда белого, у мужчин — серого, чёрного цвета, а кожухи — из недублёных овчин. Кожухи и свиты, смотря по надобности, делались разной длины, и самые длинные из них были несколько ниже колен. К дорожным свитам, надевавшимся на кожухи, назади пришивались мешки, служившие во время холода или непогоды вместо башлыков.

Основу украинского женского костюма составляет рубашка — кошуля, сорочка. Она длиннее мужской и состоит из двух частей — нижняя часть (укр. пiдтичка) шьётся из более грубой материи. Рубахи украинских горцев-бойков и лемков кроились из двух частей и надевались отдельно. Встречаются у украинцев и цельные рубахи (укр. додiльнi) — именно они считаются у женщин нарядными и праздничными.

См. также[ | код]

Примечания[ | код]

Литература[ | код]

  • Агафонова Т. А. Одежда украинского населения Юго-Западной Украины XIX — начала XX вв. // Записки історичного факультету Одеського державного університету ім. І. І. Мечникова. — Одеса, 1997. — Вип. 5. — С. 44-49.
  • Воропай О. Звичаї нашого народу: Етнографічний нарис. — Харків: Фоліо, 2004. — 508 с.
  • Маслова Г. С. Народная одежда в восточнославянских традиционных обычаях и обрядах XIX — начало XX вв. — М.: Наука, 1984. — 216 с.
  • Ніколаєва Т. Історія українського костюма. — К.: Либідь, 1996. — 176 с.
  • Шмелева М. Н. Типы женской народной одежды украинского населения Закарпатской области // Советская этнография. — 1948. — № 2. — С. 130—146.

ru.wikibedia.ru

Украинский национальный костюм

украинский национальный костюм, украинский национальный костюм украиныУкраинский национальный костюм — костюм украинцев, используется с древних времён и до наших дней. Имеет заметные особенности в зависимости от конкретного региона, особенно в Карпатах. Подразделяется в зависимости от пола (мужской и женский), возраста (младенческий, детский, подростковый, предсвадебного периода, взрослый и старческий) и нарядности (повседневный, нарядный, для больших праздников и свадебный).

Народный украинский костюм, как мужской, так и женский, отличается большим раз­нообразием. Общими характерными его чертами являются простота форм, стройность силуэта, богатст­во отделки, насыщенный колорит.

Только малороссиянки да парижанки умеют одеваться со вкусом! Вы не поверите, как обворожительно одеваются дивчата, парубки тоже ловко: … это действительно народный, удобный и грациозный костюм, несмотря на огромные сапожищи. А какие дукаты, монисты!! Головные повязки, цветы!! А какие лица!!! А какая речь!!! Просто прелесть, прелесть и прелесть!!!

— Илья Репин

Содержание

  • 1 Мужской костюм
  • 2 Женский костюм
  • 3 См. также
  • 4 Примечания
  • 5 Литература

Мужской костюм

Традиционный мужской костюм украинцев имеет большое сходство с другими восточнославянскими — русским и белорусским. Основу мужской одежды составляют рубаха, шитая из конопляного или льняного полотна и суконные (шерстяные) штаны. Рубаха, надеваемая на тело, часто служит и верхней одеждой.

Отличительной особенностью мужской украинской рубахи является разрез спереди (пазушка), украшенный вышивкой. По конструкции ворота рубахи различаются — со стоячим, отложным воротником или без воротника. Вариант рубахи в этом случае собирают в сборку, её обшивают тесьмой или узкой полоской материи, таким образом получается низкий стоячий воротник, который украинцы пришивают к вороту рубахи не сверху, а снизу. Известен украинцам и широкий отложной воротник. Рубаху застегивают или завязывают у ворота с помощью пуговиц или тесёмок.

Украинские мужчины в большинстве регионов носят рубаху, заправляя подол её в штаны; в этом также просматривается отличие от способа ношения рубахи поверх штанов у русских и белорусов, что объясняется заимствованиями украинцев от восточных кочевых народов. В покрое рубахи у всех восточнославянских народов были известны вставки под мышками из трех- четырёхугольных кусков ткани. Однако донские казаки считали отсутствие ластовиц признаком отличия от «мужиков», то есть от крестьян, которым казаки всегда противопоставляли себя. На плечах украинские рубахи имели нашивки, напоминающие погоны или вышитые вставки — «уставки».

Штаны (укр. штани, гачi, споднi, шаровари, холошi, ногавки, портки, убрання, портяницi) украинцы закрепляли на теле с помощью шнурка или ремня (укр. очкур, гачник), — его украинцы носили с пряжкой. Украинские штаны, особенно штаны казаков, отличались очень большой шириной. Между штанинками (холоша, ногавиця) вшивалась матня. Она изготовлялась из прямоугольных кусков материи с подшитым внизу параллелограммом, таким образом образовывалось подобие мешка. Штаны шились из холста или сукна. Украинские гуцулы украшали с изнанки вышивкой нижний край красных суконных штанов; вышивали светло-жёлтыми и зелёными шерстяными нитками, вышитые концы штанин всегда отгибали наверх.

Женский костюм

Женский традиционный костюм украинцев имеет множество локальных вариантов. Этнографические особенности историко-культурных районов Украины в одежде проявились в силуэте, крое, отдельных частях одежды, способах её ношения, цветовом декоре, украшениях. Архаичные элементы одежды более всего сохранялись в Полесье; классической украинской считается одежда Среднего Приднепровья; в южных регионах Украины наблюдалось взаимовлияние традиционной одежды различных народов; в костюме населения Подолья заметно этнокультурное взаимодействие украинцев с молдаванами, а в северо-западных — с поляками; своими особенностями характеризовалась и одежда украинских горцев. Женщины носят длинные юбки, рубахи и венки.

Вместе с тем, традиционная одежда украинцев обладает своей этничностью, сложившейся на общеславянской основе в XVI—XVIII вв. Наиболее типичный комплекс традиционного украинского костюма бытовал в Среднем Поднепровье, частично захватывая районы Полесья, Слобожанщины и Подолья. Верхняя одежда мужчин и женщин была сходна по покрою. Одно из этнографических описаний останавливается на их характеристике:

верхним платьем как для мужчин, так и для женщин служили узкие, совершенно прямые, уродливо обтягивавшие тело, кожухи и свиты, с очень узкими стоячими воротниками, не закрывавшими даже шеи. Свита делалась из самого толстого, самодельного сукна: у женщин — всегда белого, у мужчин — серого, чёрного цвета, а кожухи — из недублёных овчин. Кожухи и свиты, смотря по надобности, делались разной длины, и самые длинные из них были несколько ниже колен. К дорожным свитам, надевавшимся на кожухи, назади пришивались мешки, служившие во время холода или непогоды вместо башлыков.

Основу украинского женского костюма составляет рубашка — кошуля, сорочка. Она длиннее мужской и состоит из двух частей — нижняя часть (укр. пiдтичка) шьётся из более грубой материи. Рубахи украинских горцев-бойков и лемков кроились из двух частей и надевались отдельно. Встречаются у украинцев и цельные рубахи (укр. додiльнi) — именно они считаются у женщин нарядными и праздничными.

См. также

  • Вышиванка
  • Одежда запорожских казаков
  • Русский национальный костюм
  • Белорусский национальный костюм

Примечания

  1. ↑ Ознакомление школьников с национальной одеждой народов России и СНГ. Школа и труд.
  2. ↑ журнал Слово. — 1988. — Вып. 1—6. — С. 50.

Литература

  • Агафонова Т. А. Одежда украинского населения Юго-Западной Украины XIX — начала XX вв. // Записки історичного факультету Одеського державного університету ім. І. І. Мечникова. — Одеса, 1997. — Вип. 5. — С. 44-49.
  • Воропай О. Звичаї нашого народу: Етнографічний нарис. — Харків: Фоліо, 2004. — 508 с.
  • Маслова Г. С. Народная одежда в восточнославянских традиционных обычаях и обрядах XIX — начало XX вв. — М.: Наука, 1984. — 216 с.
  • Ніколаєва Т. Історія українського костюма. — К.: Либідь, 1996. — 176 с.
  • Шмелева М. Н. Типы женской народной одежды украинского населения Закарпатской области // Советская этнография. — 1948. — № 2. — С. 130—146.
  Украинцы Культура Диаспора Субэтносы Отношение к религии(алфавитный порядок) Украинский язык Разное
Литература • Музыка • Кухня • Изобразительное искусство • Кинематограф • Интернет • Театр • Архитектура • Имена • Танец • Костюм • Алфавит • Спорт • Свадебный обряд
Австралия • Австрия • Аргентина • Белоруссия • Бельгия • Бразилия • Великобритания • Венгрия • Испания • Казахстан • Канада • Киргизия • Латвия • Молдавия • Польша • Россия • Румыния • США • Узбекистан • Уругвай
Бойки • Волыняне • Гуцулы • Лемки • Литвины • Ополяне • Пинчуки • Полещуки • Русины
Греко-католицизм • Православие (УПЦ (МП) • УПЦК • УПЦ в США • УАПЦ • УПЦ КП) (основные)Католицизм • Протестантизм • Ислам (малочисленные)
Украина • В диаспоре • Диалекты • Суржик
Национальное движение • Всемирные форумы украинцев • Голодомор • Украинская эмиграция • История • Правители • Расселение • Этногенез • Этнокультурные регионы • Этнонимы

украинский костюм, украинский национальный костюм, украинский национальный костюм австрии, украинский национальный костюм башкир, украинский национальный костюм молдованов, украинский национальный костюм русских, украинский национальный костюм украинцев, украинский национальный костюм украины, украинский национальный костюм франции, украинский национальный костюм шотландии

Украинский национальный костюм Информацию О

Украинский национальный костюм Комментарии

Украинский национальный костюмУкраинский национальный костюм Украинский национальный костюм Вы просматриваете субъект

Украинский национальный костюм что, Украинский национальный костюм кто, Украинский национальный костюм описание

There are excerpts from wikipedia on this article and video

www.turkaramamotoru.com

Украинский народный костюм - Национальный костюм

Набор открыток «Украинский народный костюм» был выпущен издательством «Державне видавництво образотворчого мистецтва і музичної літератури УССР» г. Киев в 1959 году.

девичий украинский костюм, Буковина. Дивочий одяг.девичий украинский костюм, Черниговщина

мужской украинский костюм, Гуцульщина

женский украинский костюм, Гуцульщина

женский украинский костюм, Харьковщина

раздничный девичий костюм, Карпаты

мужской украинский костюм, Киевщина

девичий украинский костюм, Киевщина

женский украинский костюм, Львовская область

мужской украинский костюм, Подолье

мужской костюм, Подолье

девичий украинский костюм, Подолье

мужской костюм, Полтавщина

праздничный девичий костюм, Полтавщина

девичий костюм, Полтавщина

женский костюм, Полтавщина

женский украинский костюм, Волынь

источник - http://russianpostcards.ru/nabor-otkrtok-sssr-2/ukrainskiy-narodny-kostyum.html

n-costume.livejournal.com

Украинский национальный костюм Википедия

Украинский национальный костюм — костюм украинцев, используется с древних времён и до наших дней. Имеет заметные особенности в зависимости от конкретного региона, особенно в Карпатах. Подразделяется в зависимости от пола (мужской и женский), возраста (младенческий, детский, подростковый, предсвадебного периода, взрослый и старческий) и нарядности (повседневный, нарядный, для больших праздников и свадебный).

Народный украинский костюм, как мужской, так и женский, отличается большим разнообразием. Общими характерными его чертами являются простота форм, стройность силуэта, богатство отделки, насыщенный колорит[1].

Только малороссиянки да парижанки умеют одеваться со вкусом! Вы не поверите, как обворожительно одеваются дивчата, парубки тоже ловко: … это действительно народный, удобный и грациозный костюм, несмотря на огромные сапожищи. А какие дукаты, монисты!! Головные повязки, цветы!! А какие лица!!! А какая речь!!! Просто прелесть, прелесть и прелесть!!!

— Илья Репин[2]

Мужской костюм[ | код]

Традиционный мужской костюм украинцев имеет большое сходство с другими восточнославянскими — русским и белорусским. Основу мужской одежды составляют рубаха, шитая из конопляного или льняного полотна и суконные (шерстяные) штаны. Рубаха, надеваемая на тело, часто служит и верхней одеждой.

Отличительной особенностью мужской украинской рубахи является разрез спереди (пазушка), украшенный вышивкой. По конструкции ворота рубахи различаются — со стоячим, отложным воротником или без воротника. Вариант рубахи в этом случае собирают в сборку, её обшивают тесьмой или узкой полоской материи, таким образом получается низкий стоячий воротник, который украинцы пришивают к вороту рубахи не сверху, а снизу. Известен украинцам и широкий отложной воротник. Рубаху застегивают или завязывают у ворота с помощью пуговиц или тесёмок.

Украинские мужчины в большинстве регионов носят рубаху, заправляя подол её в штаны; в этом также просматривается отличие от способа ношения рубахи поверх штанов у русских и белорусов, что объясняется заимствованиями украинцев от восточных кочевых народов. В покрое рубахи у всех восточнославянских народов были известны вставки под мышками из трех- четырёхугольных кусков ткани. Однако донские казаки считали отсутствие ластовиц признаком отличия от «мужиков», то есть от крестьян, которым казаки всегда противопоставляли себя. На плечах украинские рубахи имели нашивки, напоминающие погоны или вышитые вставки — «уставки».

Штаны (укр. штани, гачi, споднi, шаровари, холошi, ногавки, портки, убрання, портяницi) украинцы закрепляли на теле с помощью шнурка или ремня (укр. очкур, гачник), — его украинцы носили с пряжкой. Украинские штаны, особенно штаны казаков, отличались очень большой шириной. Между штанинками (холоша, ногавиця) вшивалась матня. Она изготовлялась из прямоугольных кусков материи с подшитым внизу параллелограммом, таким образом образовывалось подобие мешка. Штаны шились из холста или сукна. Украинские гуцулы украшали с изнанки вышивкой нижний край красных суконных штанов; вышивали светло-жёлтыми и зелёными шерстяными нитками, вышитые концы штанин всегда отгибали наверх.

Женский костюм[ | код]

Женский традиционный костюм украинцев имеет множество локальных вариантов. Этнографические особенности историко-культурных районов Украины в одежде проявились в силуэте, крое, отдельных частях одежды, способах её ношения, цветовом декоре, украшениях. Архаичные элементы одежды более всего сохранялись в Полесье; классической украинской считается одежда Среднего Приднепровья; в южных регионах Украины наблюдалось взаимовлияние традиционной одежды различных народов; в костюме населения Подолья заметно этнокультурное взаимодействие украинцев с молдаванами, а в северо-западных — с поляками; своими особенностями характеризовалась и одежда украинских горцев. Женщины носят длинные юбки, рубахи и венки.

ru-wiki.ru