Презентация "Народные промыслы России". Народные промыслы россии картинки с названиями


Гжель, городецкая, хохломская, жостовская, мезенская роспись, лаковая миниатюра в Федоскино и Палехе.

Всегда ли гжельская посуда была сине-белой, какая традиционная роспись родилась после Октябрьской революции и почему расписные шкатулки светятся? Разбираемся в секретах народных художественных промыслов.

Золотые чаши. Хохломская роспись

Узоры русских росписей. Галерея 1

Золотые чаши. Хохломская роспись

Узоры русских росписей. Галерея 1

Золотые чаши. Хохломская роспись

Узоры русских росписей. Галерея 1

Золотые чаши. Хохломская роспись

Родиной хохломской росписи стала Нижегородская губерния. Считается, что первыми украшать деревянную посуду стали старообрядцы-иконописцы в середине XVII века. Изделия продавали в деревне Хохлома — отсюда и название народного промысла.

Мастер начинал работу с битья баклуш — готовил деревянные бруски (баклуши) из липы, осины или березы. Из них вытачивали деревянные ложки и ковши, чашки и солонки. Еще не украшенную росписью посуду называли бельем. Белье несколько раз грунтовали и просушивали, а потом расписывали в желтых, красных и черных тонах. Популярными мотивами были растительные орнаменты, цветы, ягоды, кружевные веточки. Лесные птицы на хохломской посуде напоминали крестьянам Жар-птицу из русских сказок, они говорили: «Пролетала Жар-птица мимо дома и задела крылом чашу, и стала чаша золотой».

После нанесения рисунка изделия два-три раза покрывали олифой, втирали в поверхность оловянный или алюминиевый порошок и сушили в печи. После закалки жаром они приобретали медовый оттенок и действительно сияли, словно золотые.

В начале XVIII века посуду стали привозить на Макарьевскую ярмарку, куда съезжались продавцы и покупатели со всей России. Хохломские изделия оказались известны всей стране. С XIX века, когда на нижегородскую ярмарку начали съезжаться гости со всей Европы и Азии, расписная посуда появилась во многих уголках мира. Русские купцы продавали изделия в Индии и Турции.

Снежный фон и синие узоры. Гжель

Узоры русских росписей. Галерея 7

Снежный фон и синие узоры. Гжель. Фотография: rusnardom.ru

Узоры русских росписей. Галерея 7

Снежный фон и синие узоры. Гжель. Фотография: gzhel-spb.ru

Узоры русских росписей. Галерея 7

Снежный фон и синие узоры. Гжель. Фотография: Сергей Лаврентьев / Фотобанк Лори

Гжельская глина известна со времен Ивана Калиты — с XIV века. Местные мастера создавали из нее «сосуды для аптекарских нужд», посуду и детские игрушки. В начале XIX века в Гжельской волости появились заводы, на которых изготавливали фарфор. Первое предприятие здесь основал в 1810 году купец Павел Куличков. Сначала роспись по фарфоровой посуде была цветной, но в середине XIX века в Россию пришла мода на бело-голубые голландские изразцы и китайский фарфор тех же оттенков. Вскоре синие узоры на снежном фоне стали отличительной чертой гжельской росписи.

Чтобы проверить качество фарфора, перед росписью изделие окунали в фуксин — красную анилиновую краску. Фарфор окрашивался в ровный розовый цвет, и на нем была заметна любая трещинка. Мастера рисовали кобальтовой краской — до обжига она выглядит черной. С помощью особых техник, работая только кистью и краской, художники создавали более 20 оттенков синего цвета.

Гжельские сюжеты — это пышные розы (их здесь называли «агашками»), зимние пейзажи, сцены из народных сказок. Дети катаются на санках, Емеля ловит щуку в пруду, деревенские жители празднуют Масленицу... После нанесения рисунка посуду покрывали глазурью и обжигали. Розовые изделия с черными узорами приобретали свой традиционный вид.

Светящиеся броши и шкатулки. Федоскинская лаковая миниатюра

Узоры русских росписей. Галерея 2

Светящиеся броши и шкатулки. Федоскинская лаковая миниатюра

Узоры русских росписей. Галерея 2

Светящиеся броши и шкатулки. Федоскинская лаковая миниатюра

Узоры русских росписей. Галерея 2

Светящиеся броши и шкатулки. Федоскинская лаковая миниатюра

История Федоскинской лаковой миниатюры берет начало в XVIII веке. Купец Петр Коробов в 1795 году основал в подмосковной деревне Данилково (рядом с селом Федоскино) фабрику. Здесь из папье-маше изготавливали козырьки для военных фуражек. Когда в страну пришла европейская мода на табакерки, на фабрике стали выпускать табакерки и шкатулки.

Вскоре ассортимент расширился — появились пудреницы, броши и коробочки для чая. Сначала их украшали печатными рисунками-гравюрами, а позже стали расписывать масляными красками и покрывать лаком. Художники во время работы добавляли в краски металлический порошок — так цвета становились «светящимися». Традиционными мотивами федоскинской миниатюры стали русская тройка, пейзажи, сказочные сюжеты и сцены из народной жизни: гулянья, пляски и чаепития.

На изящные миниатюрные изделия давали гарантию в 100 лет: при высушивании папье-маше становилось тверже дерева, а сияющие краски не тускнели годами. Секрет заключался в том, что лак для миниатюр выдерживали на солнце. Этим «прокаленным» составом мастер покрывал каждое изделие до 30 раз.

Три мира узоров. Мезенская роспись

Узоры русских росписей. Галерея 3

Три мира узоров. Мезенская роспись. Фотография: patlah.ru

Узоры русских росписей. Галерея 3

Три мира узоров. Мезенская роспись. Фотография: open-collection.com

Узоры русских росписей. Галерея 3

Три мира узоров. Мезенская роспись. Фотография: patlah.ru

Мезенская роспись появилась в XIX веке в низовьях реки Мезень Архангельской губернии. Самое древнее изделие с мезенскими узорами — расписная прялка — относится к 1815 году. Местные жители украшали сундуки, туеса (круглые берестяные короба) и посуду — ковши, чаши, бочонки и тарелки. К началу ХХ века центром мезенской росписи по дереву стала деревня Палащелье.

Подготовленную посуду мезенские мастера расписывали охрой по чистому негрунтованному дереву с помощью особой деревянной палочки — тиски. Пером глухаря или тетерева делали черную обводку, а потом уже наносили красные и черные узоры кисточкой. Мастер делил рисунок на три части: небо, землю и подземный мир. Их границы он обозначал прямой линией, узоры располагал в строгом порядке. Главными элементами росписи были животные и птицы: конь, олень и утка. Обрамляли рисунки геометрические орнаменты из прямоугольников и ромбов, дисков и решеток.

Мезенской росписью по традиции занимались только мужчины, навыки мастера передавали по наследству. Сначала начинающему художнику рассказывали о символах и их сочетаниях в узоре, учили размечать изделие и наносить контуры. Прежде чем рисовать орнаменты, будущие умельцы долго тренировались — писали палочки и линии.

«Здесь живут подносами». Жостовская роспись

Узоры русских росписей. Галерея 4

«Здесь живут подносами». Жостовская роспись. Фотография: art.mirtesen.ru

Узоры русских росписей. Галерея 4

«Здесь живут подносами». Жостовская роспись

Узоры русских росписей. Галерея 4

«Здесь живут подносами». Жостовская роспись. Фотография: art.mirtesen.ru

Роспись по металлу зародилась в подмосковной деревне Жостово. В 1825 году Филипп Вишняков открыл первую «лакерную мастерскую». В ней изготавливали и расписывали табакерки, шкатулки и подносы из папье-маше. Осип Вишняков продолжил отцовское дело, но папье-маше заменил металлическими изделиями. В 1830-е в деревне появились новые фабрики декоративной росписи, на которых художники украшали подносы букетами цветов. Нарядные изделия быстро обрели популярность.

Главным мотивом жостовской росписи стал цветочный букет на черном фоне. Традиционно мастера выполняли четыре вида рисунков: «Букет собранный», «Букет враскидку», «Венок» и «Ветка с угла». В центре изделия художники обычно располагали яркие крупные растения. Тень и мелкие цветы по краям рисунка создавали иллюзию объема. Чтобы рисунок светился изнутри, мастера добавляли в краски металлический порошок, сусальное золото или делали вставки из перламутра.

«Здесь живут подносами, ими мыслят и только о них рассуждают», — говорили о Жостово. Все в деревне напоминает о народном промысле: даже вместо адресных табличек используют расписные подносы с номерами домов. Так же мастера изготовили и указатели к деревне.

Конь-качалка, конь-каталка. Городецкая роспись

Узоры русских росписей. Галерея 5

Конь-качалка, конь-каталка. Городецкая роспись. Фотография: Фотобанк Лори

Узоры русских росписей. Галерея 5

Конь-качалка, конь-каталка. Городецкая роспись. Фотография: Фотобанк Лори

Узоры русских росписей. Галерея 5

Конь-качалка, конь-каталка. Городецкая роспись. Фотография: Фотобанк Лори

Городецкая роспись известна со второй половины XIX века. В 1870 году на Поволжье, в деревню Курцево Городецкой волости, приехал иконописец Николай Огуречников. Он научил местных ремесленников изготавливать краски и оживлять рисунок штрихами белого цвета. Сначала художники расписывали донца — плоские дощечки, на которых сидели домашние хозяйки, когда пряли шерсть и лен. Украшенное резьбой и цветным рисунком донце служило и как украшение интерьера.

Городецкая роспись отличалась контрастными яркими цветами. Художники изображали вороных коней с длинными шеями и тонкими ногами, петухов с гордо поднятой головой и пышным хвостом, рисовали сценки из купеческой жизни — семейные чаепития, прогулки барышень с кавалерами. Обязательный элемент расписного городецкого изделия — объемные букеты и венки из розанов, ромашек, купавок.

Цветными рисунками украшали ложки и шкатулки, ларцы и хлебницы, мебель и ставни. Также умельцы изготавливали из деревянной щепы и расписывали детские игрушки: куколок, лошадки-качалки и даже миниатюрные наборы для маленьких хозяюшек — прялки, веретенца, утюжки. Особо популярен был конь-каталка. В расписные саночки впрягали деревянных лошадей, в повозку усаживали кучера. Игрушечных дел мастера не использовали в работе ни клей, ни гвозди: с ювелирной точностью они подгоняли детали, которых иногда было более тридцати. «Чтоб изготовить каталку, надо с бесами знаться», — говорили в Городце.

«Чудо, созданное революцией». Палехская лаковая миниатюра

Узоры русских росписей. Галерея 6

«Чудо, созданное революцией». Палехская лаковая миниатюра. Фотография: palekh.su

Узоры русских росписей. Галерея 6

«Чудо, созданное революцией». Палехская лаковая миниатюра. Фотография: lacquerbox.ru

Узоры русских росписей. Галерея 6

«Чудо, созданное революцией». Палехская лаковая миниатюра. Фотография: kanon-tradition.ru

История палехской лаковой миниатюры начинается в XVIII столетии. В те годы художники-иконописцы из небольшого села Палех во Владимирской губернии были известны всей России. С 30-х годов XIX века до Октябрьской революции здесь работали иконописные мастерские.

Родоначальником палехского стиля считается Иван Голиков — в 1920 году он создал первую лаковую миниатюру «Адам в раю». В 1924 году в Палехе открылась Артель древней живописи, а спустя год художники получили Гран-при на Всемирной выставке декоративных искусств в Париже.

Палехские мастера создавали шкатулки, броши, портсигары, табакерки. Они использовали в работе иконописные приемы: писали на черном фоне темперными красками, изготовленными на основе яичного желтка и воды, и твореным золотом (так называли золотой порошок, разведенный в воде). Основными сюжетами были сцены из сельской жизни, былин и русской литературы. Вдохновляли мастеров герои народных и авторских сказок: Иван-царевич и Жар-птица, Серебряное Копытце и царь Салтан.

«Когда мы организовывали артель, у нас на семь человек было только одно собрание сочинений Пушкина… Этим в значительной степени объясняется тот факт, что большинство своих миниатюр мы писали на пушкинские сюжеты».

В 1932 году палехские художники встретились с Максимом Горьким, который назвал палехскую лаковую миниатюру «одним из чудес, созданных Октябрьской революцией». По его просьбе Иван Голиков нарисовал миниатюры для подарочного издания «Слова о полку Игореве».

www.culture.ru

Презентация "Народные промыслы России"

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Народные промыслы России Описание слайда:

Народные промыслы России

2 слайд Чем знаменито Дымково? Описание слайда:

Чем знаменито Дымково?

3 слайд  Дымковская игрушка Описание слайда:

Дымковская игрушка

4 слайд  Описание слайда: 5 слайд Филимоновская игрушка Описание слайда:

Филимоновская игрушка

6 слайд  Описание слайда: 7 слайд Каргопольская игрушка Описание слайда:

Каргопольская игрушка

8 слайд Жостовская роспись Описание слайда:

Жостовская роспись

9 слайд  Описание слайда: 10 слайд Город Гжель расположен недалеко от Москвы. Пришло это название из седой стари Описание слайда:

Город Гжель расположен недалеко от Москвы. Пришло это название из седой старины от слова «жечь, обжигать».

11 слайд Гжельская роспись Описание слайда:

Гжельская роспись

12 слайд  Описание слайда: 13 слайд Хохломская роспись Описание слайда:

Хохломская роспись

14 слайд  Описание слайда: 15 слайд Городец основан в 1152 году князем Юрием Долгоруким. Описание слайда:

Городец основан в 1152 году князем Юрием Долгоруким.

16 слайд Городецкая роспись Описание слайда:

Городецкая роспись

17 слайд  Описание слайда: 18 слайд Село Палех — старинное русское село Владимиро-Суздальской земли, один из цент Описание слайда:

Село Палех — старинное русское село Владимиро-Суздальской земли, один из центров древнерусского искусства. Население — 6400 человек, из них 500 художников. ПАЛЕХ

19 слайд ПАЛЕХ Описание слайда:

ПАЛЕХ

20 слайд  Описание слайда: 21 слайд Вологодские кружева Описание слайда:

Вологодские кружева

22 слайд  Описание слайда: 23 слайд  Описание слайда: 24 слайд Ростовская финифть Описание слайда:

Ростовская финифть

25 слайд  Описание слайда:

Найдите материал к любому уроку,указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсемирная историяВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеДругоеДругойЕстествознаниеИЗО, МХКИзобразительное искусствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИспанский языкИсторияИстория РоссииИстория Средних вековИтальянский языкКлассному руководителюКультурологияЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМировая художественная культураМузыкаМХКНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирОсновы безопасности жизнедеятельностиПриродоведениеРелигиоведениеРисованиеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФинский языкФранцузский языкХимияЧерчениеЧтениеШкольному психологуЭкология

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

loading

Краткое описание документа:

Презентация "Народные промыслы России" составлена для использования на уроках окружающего мира по теме "Имя города, села, посёлка" в системе "Перспективная начальная школа" с целью ознакомления учащихся промыслами разных народов нашей необъятной Родины. Эту работу можно использовать также на уроках изобразительного искусства или технологии в любом классе начальной школы.

Общая информация

Номер материала: 256251

Похожие материалы

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

Доклад "Народные промыслы России" - Творчество детей - Творчество педагогов и детей школы № 48 г. Кирова

Знаменитые центры народных промыслов России

Богородская резная игрушка.

Подмосковное село Богородское расположено недалеко от г. Сергиева Посада. Промысел резной деревянной игрушки возник в 16-17 веках. Можно выделить два вида игрушек: игрушки-скульптуры и движущиеся игрушки. Манера богородской резьбы точная, резкая, хорошо заметен след резца. Как правило, игрушку не расписывали, сохраняя натуральный теплый цвет дерева, но иногда делали раскрашенные игрушки. Тематика разнообразна: крестьяне, охотники, военные, звери и птицы, сценки из повседневной жизни, сказочные сюжеты.

Городецкая роспись.

Этот художественный промысел сложился к середине 19 века в старинном волжском городе Городце. Обычай украшать предметы быта, прялки, ставни, ворота резьбой, росписью и инкрустацией сложился очень давно. Позднее стали расписывать сундуки, мебель, посуду и деревянные игрушки. Особенности городецкой росписи – чистые яркие краски, четкий контур, белые штрихи, придающие условный объем и живописность. Городецкие мастера изображали не только растительный орнамент (цветы, листья, траву, древо жизни), но и сказочных персонажей, жанровые сценки: чаепития, катания на лодках и каруселях…

Хохломская роспись.

Уже в 17 веке в селе Хохлома проходили ярмарки, где торговали деревянной расписной посудой, изготовленной в селах и деревнях Нижегородского края. Хохломская роспись отличается характерным сочетанием золотого цвета с черным, красным, зеленым, иногда коричневым и оранжевым. Изображают растения, ягоды, плоды, птицы и рыбы. Узор заполняет практически всю поверхность. Фон может быть золотым, красным, черным.

Гжельская керамика.

В селе Гжель в нескольких десятках километров от Москвы издавна жили искусные гончары. С середины 18 века гжельские мастера освоили производство майолики с росписью по белому фону. Роспись часто дополнялась скульптурными изображениями людей, животных, птиц. С 19 века роспись (цветочный узор) стали делать, в основном, синим кобальтом по белому. Иногда кроме цветочных гирлянд гжельские художники изображают сказочных птиц, пейзажи, картинки из народной жизни.

Скопинская керамика.

Археологические исследования показали, что уже в 17 веке в районе города Скопина, Рязанской области, уже существовал гончарный промысел. Особенность скопинской керамики в том, что изделия ручной работы дополнялись лепными изображениями птиц, рыб, фантастических животных. Иногда само издели было в форме зверя или птицы. Кроме этого посуда (горшки, крынки, кувшины, миски, кружки, подсвечники) украшалась растительным орнаментом и покрывалась глазурью коричневого, зеленого или желтого цвета. Внешне изделия напоминают ветви старого дерева, покрытого толстой рельефной корой.

Филимоновская игрушка.

Деревня Филимоново находится в Тульской области. Издавна здесь делали посуду и игрушки из местной светлой гончарной глины. Формы игрушек оригинальные, необычные. Фигурки несколько вытянуты, в росписи преобладает 3-4 цвета. Сама роспись – чередование горизонтальных полос по белому, желтому фону. В орнаменте используются также круги, «розетки», треугольники, зигзаги, точки. Игрушки изображали птиц, сказочных животных, всадников, барынь, бытовые сценки (жених и невеста, катание на тройке и т.д.)

Дымковская игрушка.

Название промысла связано с Дымковской слободой близ города Вятки (сейчас Дымково – окраина Кирова). Изображаются всадники, дамы в красивых нарядах с цветными оборками, кавалеры, сказочные персонажи, животные, бытовые сценки. Позы и сами фигурки несколько условны, упрощены. В росписи используются яркие краски, как правило, по белому фону, позолота. В орнаменте используются круги, волнистые линии, полоски, клеточки.

Жостовские подносы.

Жостовский художественный промысел – это декоративная живопись на металлических подносах. Промысел возник в деревне Жостово (Подмосковье). Сначала жостовские мастера расписывали изделия из папье-маше, затем стали делать металлические подносы с росписью масляными красками и лаковым покрытием. Сюжеты росписи – цветочные, растительные орнаменты, пейзажи, сценки из народной жизни. Изображались розы, пионы, маки, астры, георгины, незабудки, фиалки и другие цветы, гроздья винограда, корзины спелых фруктов и ягод. Форма подносов разнообразная.

Каслинское чугунное литье.

Плавильный и сталелитейный завод в городе Касли, Челябинской области работает с середины 18 века. На заводе изготовляли ограды, решетки, посуду и даже мебель. Каслинские литейщики создавали не только монументальные сооружения, но и мелкие скульптуры, декоративные предметы. Чугунные скульптуры получались изящными: мягко струится одежда, перекатываются упругие мышцы – чугун словно оживает.

school48kirov.ucoz.ru

народные промыслы — National Geographic Россия

По легенде, первые дымковские игрушки слепили к весеннему празднику «Свистопляска», который сопровождался трёхдневной ярмаркой. Своё название они получили в честь слободы Дымково (сейчас микрорайон в Кирове).

«Всю зиму дымковские мастерицы лепили поделки для вятской ярмарки, — рассказывает Надежда Копосова, генеральный директор Центра народных промыслов и ремёсел «Вятка». — Глину брали на берегу реки Вятки, смешивали с песком. Изделие сушили до 50 дней, после чего обжигали. Затем его белили в специальном растворе из молока и мела, чтобы убрать следы копоти, которая образуется при обжиге. Игрушки расписывали красками, замешенными на яйце. Обязательный элемент — квадратик сусального золота. Это солнышко, которого в наших краях так мало».

Более 700 дымковских изделий собрано в кировском музее «Дымковская игрушка». Помимо экскурсии музей предлагает получасовую встречу с мастерицей, во время которой она демонстрирует процесс создания игрушки. Можно также записаться на мастер-класс — за час вас научат лепить дымковскую птичку.

«Золотошвейный промысел известен на Руси с Х века благодаря княгине Ольге. Она привезла это искусство из Византии, где подсмотрела, как местные мастерицы при дворе вышивают золотом, — говорит Галина Шарапкова, заместитель гендиректора по туризму фабрики «Торжокские золотошвеи». — Торжок — историческая родина этого промысла в России. Мы храним традицию золотного шитья с XII века».

В такой нити содержится 5−8% золота. Её не пропускают сквозь ткань, а нашивают поверх изделия шёлковыми нитками, что экономит драгоценный материал. Местные мастерицы расшивали золотом иконы, одежду, обувь и головные уборы, им заказывали изделия члены правящей династии. Золотным шитьём было декорировано платье Екатерины Великой, а также костюмы царской семьи для коронации Александра II.

Об этих и других фактах подробно рассказывают в Музее золотного шитья при фабрике «Торжокские золотошвеи», здесь же мастерицы делятся секретами ремесла.

Варежки

Псковская область

На Псковщине варежки, или «дьянки», изготавливали с давних времён. Они защищали руки от холода, в них кололи дрова, работали и даже гадали. Накануне Рождества незамужние подбрасывали варежку: если она упадёт пальцем вниз — девушка выйдет замуж, а если пальцем вверх — нет.

«В силу приграничного положения региона узоры впитали в себя прибалтийские, скандинавские и русские мотивы, — говорит Альбина Лебедева, сооснователь веб-журнала про Изборск irboska.info. — Наши варежки вяжут на тонких спицах из грубой непушистой шерсти — для контрастного узора. Самые узнаваемые варежки региона — изборские — с пёстрыми цветами и птицами. А также варежки финно-угорского народа сето. В таких повторяется геометрический узор, характерный для Прибалтики».

Сравнить узоры варежек можно в Музее памяти крестьян сето (работает с 1 мая по 4 ноября) и Музее-усадьбе народа сето. Оба находятся в деревне Сигово Печорского района.

Финифть

Ярославская область

В XVIII веке, когда в Ростове только зародилась финифть, мастера декорировали эмалью иконы и образки. А после революции им пришлось перейти на цветочные сюжеты, по которым финифть и известна сейчас.

«В 1918 году из сети артелей появляется наша фабрика «Ростовская финифть», — рассказывает её директор, Андрей Полион. — Техника финифти непростая. Вначале выковывается медная пластинка. Она всегда выпуклая — при многократном обжиге такая не деформируется. С двух сторон её посыпают истолчённой в порошок белой эмалью, после чего обжигают трижды при температуре +800 °С. На этот «холст» наносят рисунок надглазурной краской. Изделие опять обжигают несколько раз. Бесконечно это делать нельзя, иначе эмаль становится жидкой и стекает».

0306gostevoj.bacfbbd5f2b390d23ee0a25113529724206.d3ef9f3a229fa9d76f6a147b061e94ff206.jpg

В Музее финифти в Ростове можно посмотреть на 2,5 тысячи миниатюр разных веков, а в музее при фабрике «Ростовская финифть» — изготовить собственную эмалевую миниатюру.

Палех

Ивановская область

В истории палехской миниатюры немалую роль сыграла революция. До 1917 года в Палехе существовала традиция иконописи. Впоследствии мастерам пришлось переквалифицироваться: бывшие иконописцы создали Палехскую художественную декоративную артель, где стали экспериментировать с отточенной веками техникой темперной живописи. Так появились палехские лаковые миниатюры — сюжеты, расписанные на тёмном фоне с использованием золота. Как правило, ими украшали шкатулки из папье-маше. Новый промысел в скором времени оценили за границей — во время Всемирной выставки в Париже в 1925 году.

DSC_2007.jpg

Среди почитателей этого ремесла был Максим Горький. Именно он посодействовал созданию Государственного музея Палехского искусства. Сегодня здесь собрана большая коллекция лаковых миниатюр и палехских икон.

Пуховые платки

Оренбургская область

«Наши степи холодные и продуваемые, поэтому в старину скотоводы поддевали пуховые изделия, — объясняет Валентина Савенко, сотрудница комбината «Оренбургский пуховый платок». — Пух оренбургских коз имеет полость, которая заполнена воздухом — такого больше нет нигде в мире! Наших коз даже вывозили за границу, но там они не давали такого пуха. Вначале животное вычёсывают. Оно плачет, но по-другому нельзя — если козу стричь, пух смешивается с волосом. Затем пух долго вычищают, а потом из него делают пряжу. Наши мастерицы вяжут платки зимними вечерами на дому в своих деревнях. Правда, узоры похожи на иней на окне? ».

Полюбоваться невесомыми пуховыми изделиями можно в специальной галерее «Оренбургский пуховый платок» местного областного музея.

Елецкое кружево

Липецкая область

Официальную дату рождения елецкого кружева связывают с появлением первой мастерской в имении князя Куракина в 1813 году. Но кружевоплетением в Ельце занимались и раньше: местные мастерицы плели гарус — шерстяной шнур для отделки солдатских мундиров. Для этого использовали коклюшки — деревянные катушки с ручкой. Такие же, но более изящные применяются и сейчас. Когда военная форма изменилась и в гарусе отпала потребность, мастерицы окончательно переключились на кружево.

В конце XIX века в Елец протянули железную дорогу. Это отразилось на спросе: кружевоплетением стали заниматься не только в городе, но и в радиусе 30 километров от него. Настоящее же мировое признание елецкое кружево получило на выставке в Вене в 1873 году.

  • Открываем Россию: народные промыслы

    Фото: eletskruzheva.ru

Посмотреть на коллекцию ажурных изделий стоит в Музее елецкого кружева. А понаблюдать за тем, как мастерицы плетут кружево под перестук деревянных коклюшек, можно во время экскурсии на фабрику «Елецкие кружева».

Великоустюжское чернение по серебру

Вологодская область

Этот промысел развивается в Великом Устюге с XVII столетия. Процесс чернения по серебру сложный. На готовое металлическое изделие вручную наносят гравировку. Затем углубления заполняют чернью — сплавом из серебра и сульфидов металлов.

Кувшин бокалы астра.jpg«Особенность промысла — в правильной пропорции элементов и в прочном сцеплении черни с серебром, — объясняет Ирина Хохлова, сотрудник завода «Северная чернь». — Старые мастера передавали секрет черневого дела детям по мужской линии. Последний потомственный мастер, хранитель секрета черни Михаил Чирков восемь лет обучался у деда. В 1933 году он организовал артель «Северная чернь». Сегодня на заводе работают 400 человек, и только двое умеют варить чернь».

На заводе секрет черни, конечно, не раскроют, но проведут экскурсию в цеха, а также покажут, как происходит ручная гравировка. На мастер-классе помогают выгравировать снежинку на память.

Хохлома

Нижегородская область

По одной из легенд, хохлому придумали старообрядцы из заволжских лесов. Они расписывали иконы особым способом: наносили оловянный порошок и льняное масло, а после обжига фон становился золотым. Затем иконы покрывали растительным узором, похожим на хохлому. Первые упоминания об этом промысле относятся к XVII веку. А официальной родиной хохломы считают город Семёнов — столицу деревянной ложки.

«Всё началось с ложки. Её здесь делают больше 500 лет, — рассказывает Валерий Здоров, заместитель директора предприятия «Промысел». — В дерево- втирали льняное масло, после чего сушили в печи для крепости. Получался золотистый цвет — потому-то хохлому и называют золотой. Уже потом изделия расписывали цветами, листочками и ягодами».

Узнать больше о хохломе можно в музейно-туристическом центре «Золотая хохлома», где представлены экспонаты XIX—XX вв.еков. Там же можно самому расписать ложку, матрёшку или досочку на мастер-классе. Экскурсии на предприятие проходят на заводе «Хохломская роспись» и «Промысел» (запись за 2−3 дня).

Художественная обработка бересты

Республика Коми

В Коми много лесов, поэтому местные жители с давних времён научились обрабатывать берёзовую кору. Этот природный материал эластичен и не боится влаги — из бересты делали посуду, украшения, игрушки, музыкальные инструменты, обувь и даже головные уборы. Кору заготавливают в июне-июле, когда её легче отделить от ствола, и высушивают в тени — на солнце она сворачивается. Перед тем как приступить к обработке, бересту делят на слои. Как с ней работать, можно узнать в Национальном музее Республики Коми.

«На мастер-классе мы делаем музыкальные инструменты и украшения из бересты, — говорит Надежда Фефилова, научный сотрудник музея. — Материал я добываю сама. Работаем прямо в музее, в интерьере избы. Во время занятия я показываю экспонаты из фонда, которые не представлены в основной экспозиции».

Гжель

Московская область

Посёлок Гжель издавна считался гончарным центром: здесь делали глиняную посуду, а после того, как в окрестностях нашли серую глину, стали производить полуфаянс.

«Изделия расписывали цветными красками, а узнаваемую сине-белую гжель стали осваивать с 1946 года, — говорит Сергей Симонов, главный художник Гжельского фарфорового завода. — Гжель делают из жидкой фарфоровой массы. Изделие сохнет день, после чего его обжигают при 850 градусах-, расписывают окисью кобальта, а поверх покрывают глазурью и опять помещают в печь — на восемь часов. При 1350 градусах глазурь становится прозрачной, а фарфор — прочным. Гжель остывает целые сутки. Последний штрих — проверка качества».

  • Открываем Россию: народные промыслы

Увидеть процесс своими глазами можно на экскурсии по Гжельскому фарфоровому заводу (будние дни, запись за неделю). Также стоит посетить музей при заводе «Объединение Гжель», где собрано более двух тысяч экспонатов. Здесь же на мастер-классе учат лепить или расписывать изделия.

www.nat-geo.ru

Топ 10 народных промыслов России

Автор: OnlyUniqИспокон веков на русской земле были мастера, способные творить своими руками красивые вещи. К народным промыслам относятся фарфоровые изделия, декоративная роспись, глиняные игрушки, пуховые платки, лаковые миниатюры. В исконно русских произведениях промыслового искусства отражается душа народа.1 Матрешка

МатрешкаМатрешка – это символ художественных промыслов нашей страны. Деревянная расписная кукла родом из г. Сергиев Посад, ей всего около 100 лет. Но популярность матрешки огромна.

2 Гжель

ГжельГжель является народным керамическим промыслом. Всем знаком знаменитый сине-белый узор, запечатленный на необыкновенной фарфоровой посуде.

3 Хохлома

ХохломаХохлома – это уникальное искусство росписи деревянных изделий красками. Необыкновенную красоту детской мебели, декоративным блюдам придает специальная технология покрытия лаком.

4 Оренбургский платок

Оренбургские пуховые платкиОренбургские пуховые платки ручной работы дарят тепло золотых рук мастериц, искусно создавших их из нежного козьего пуха.

5 Дымковская игрушка

Дымковская игрушкаДымковская игрушка, изготовленная из глины, расписанная и обожженная в печи, несомненно, является символом русского мастерства.

6 Палехская миниатюра

Палехские лаковые миниатюрыПалехские лаковые миниатюры хранят традиции искусства иконописи Древней Руси. Шкатулки и броши из папье-маше мастера искусно расписывают золотой темперой на черном фоне.

7 Тульский самовар

Тульские самоварыТульские самовары – гордость русских мастеров самоварного дела. Тульские умельцы способны создать самовар любой сложности и из любого материала, к тому же красиво расписать его.

8 Скань

СканьСкань – это ювелирная техника создания ажурного узора из золотой, серебряной или медной проволочки. Уникально каждое изделие, выполненное в этой изящной технике.

9 Каслинское литье

Каслинское литьеКаслинское литье из бронзы или чугуна – это сложные технологии отливки и формовки изделий, графическая четкость силуэта и чеканка вручную высокохудожественных изделий.

10 Пушнина

ПушнинаПушнина – продукция пушного промысла — высоко ценится во всем мире. Русский мех согревает душу и тело в самые лютые морозы.

dekatop.com