Готы. Ранняя история (до 376 г.). Народ готы


Народ Готы

Среди народов, населявших Крым в позднеантичное и средневековое время, пожалуй самым загадочным для историков является восточногерманское племя готов.

Название "германцы" впервые употребил греческий философ, географ и астроном Поседоний, живший во второй половине II - первой половине I в. до н.э. Так Поседоний называл небольшое племя, жившее в верховьях Рейна и имевшее варварский обычай запивать жареное мясо смесью молока с вином. Ситуация изменилась после 58 г. до н.э., когда римский полководец Гай Юлий Цезарь во главе своих легионов вторгся в Галлию (современная Франция), которую населяли кельты. Здесь ему пришлось столкнуться с сильными племенами, приходящими из-за Рейна и отличающимися от кельтов. В своих "Записках о галльской войне" Цезарь оставил описание этих племен, называя их германцами. С тех пор этим именем античные писатели именовали все племена к северу от среднего Дуная и к востоку от Рейна, вплоть до Скандинавии.

Готы, жившие до III в. н.э. на периферии известного грекам и римлянам варварского мира, были обойдены вниманием античных писателей. Поэтому мы очень мало знаем о раннем периоде их истории. Тем не менее, некоторые данные древних авторов о германцах вполне применимы и к готам. Наиболее подробные и интересные сведения о них оставил римский историк I-начала II в. н.э. Корнелий Тацит. По словам Тацита, "…населяющие Германию племена… исконе составляют особый, сохранивший изначальную чистоту и лишь на себя самого похожий народ. Отсюда, несмотря на такое число людей, всем им присущ тот же облик: жесткие голубые глаза, русые волосы, рослые тела, способные только к кратковременному усилию; вместе с тем им не хватает терпения, чтобы упорно и напряженно трудиться, и они совсем не выносят жажду и зноя, тогда как непогода и почва приучили их легко претерпевать холод и голод". Сведения о происхождении готов имеют легендарный характер. Ведь по словам римского историка, "германцам известен только один… вид повествования о былом" - "древние песнопения".

И действительно, готский историк VI в. н.э. Иордан, написавший труд о происхождении и истории своего народа, уточняет, что описанные им события вспоминаются "в древних… песнях как бы наподобие истории и для всеобщего сведения".

Иордан повествует о переселении готов на трех кораблях из Скандинавии через Балтийское море в область нижней Вислы и их, наполненном битвами и героическими деяниями, пути на юг, к Черному морю, где они достигли желанной земли в Скифии. "С этого самого острова Скандзы (Скандинавия), как бы из мастерской, изготовляющей племена или, вернее, как бы из утробы, порождающей племена, по преданию, вышли некогда готы с королем своим по имени Бериг. Лишь только, сойдя с кораблей, они ступили на землю, сразу же дали прозвание тому месту. Говорят, что до сего дня оно так и называется Готискандза (устье Вислы)… Когда там выросло великое множество люда, а правил всего только пятый после Берига король Филимир, сын Годарига, то он постановил, чтобы войско готов вместе с семьями двинулось оттуда. В поисках удобнейших областей и подходящих мест для поселения он пришел в земли Скифии, которые на их языке назывались Ойум. Филимир, восхитившись великим обилием тех краев, перекинул туда половину войска, после чего, как рассказывают, мост, переброшенный через реку, непоправимо сломался, так что никому больше не осталось возможности ни прийти, ни вернуться… Та же часть готов, которая была при Филимире, перейдя реку, оказалась перемещенной в область Ойум и овладела желанной землей. Тот час же без замедления подступают они к племени спалов и, завязав сражение, добиваются победы. Отсюда уже, как победители, движутся они в крайнюю часть Скифии, соседствующую с Понтийским морем".

Рассказ о переселении готов на трех кораблях символичен. Три корабля как бы указывают на разделение готов на три особых племени: гепидов, везеготов и остроготов. Причем, разделение на отроготов и везеготов произошло позже, уже в Причерноморье. Остроготами правили короли из рода Амалов, а везеготами - из рода Балтов.

Рассказ Иордана подтверждается, в значительной степени, данными археологии. Действительно, в первом веке н.э. в низовьях Вислы отмечается появление большой группы нового населения, обладавшего многими чертами материальной и духовной культуры, характерной для Скандинавии. С конца II в. н.э. фиксируются продвижение готов на юг. Результатом миграции готов и их взаимодействия с местными племенами стало появление на обширной территории от Нижнего Подунавья до Подонья, включающей в себя земли Румынии, Молдовы, Украины и юга России, огромного количества удивительно похожих друг на друга поселений и могильников, представляющих археологическую культуру, называемую черняховской.

Оказавшись в Северном Причерноморье, готы стали соседями Римской империи, ослабленной политическим кризисом. Воинственных готских вождей и их дружины манили богатства Империи. В представлении варваров этой эпохи война ради добычи и славы была единственным достойным свободного человека занятием. В этой связи вспомним слова Тацита о германцах: "…Если община, в которой они родились, закосневает в длительном мире и праздности, множество знатных юношей отправляется к племенам, вовлеченным в какую-нибудь войну, потому что покой этому народу не по душе, и так как среди превратностей битв им легче прославиться, да и содержать большую дружину можно не иначе, как только насилием и войной…". По словам Тацита, германцы полагали, что "…постыдно вождю уступать кому-либо в доблести, постыдно дружине не уподобляться доблести своему вождю. А выйти живым из боя, в котором пал вождь, - бесчестье и позор на всю жизнь; защищать его, оберегать, совершать доблестные деяния, помышляя только о его славе, - первейшая их обязанность: вожди сражаются ради победы, дружинники - за своего вождя… ведь от щедрости своего вождя они требуют боевого коня, того же жаждущего крови и победоносного копья. Что же касается их пропитания и хоть простого, но обильного угощения на пирах, то они у них вместо жалования. Возможности для подобного расточительства доставляют им лишь войны и грабежи. И гораздо труднее убедить их распахать поле и ждать целый год урожая, чем склонить сразиться с врагом и претерпеть раны; больше того, по их представлениям, п?том добывать то, что может быть приобретено кровью, - леность и малодушие".

Первое столкновение готов с Римом произошло в 238 г. н.э. В дальнейшем готы регулярно совершали грандиозные грабительские походы, в которые были вовлечены другие германские и негерманские племена (бораны, гепиды, герулы и другие). Римские императоры считали за честь носить почетное звание "Готский" в ознаменование побед над грозным противником. В битвах с готами погибли два римских императора. Первоначально вторжения варваров были направлены на балканские владения римлян, но в дальнейшем готы и их союзники устремили свои взоры и на богатые города побережья Кавказа и Малой Азии. Для этих целей готы, по-видимому, силой принудили правителей Боспора предоставить им свой флот. Особенно масштабным был поход 267-268 гг. н.э. По мнению современников, в нем участвовало более 320 тысяч человек. Достигших Греции варваров остановил император Галлиен, разгромивший их в кровопролитной битве. Тем не менее, походы продолжались до 276 г. н.э.

В эту эпоху непрерывных войн часть германцев поселяется в Юго-Западном Крыму. Здесь археологами изучены могильники с погребениями, совершенными по характерному для германцев обряду трупосожжения. Подобные некрополи исследованы у подножья горы Чатыр-Даг и на мысе Ай-Тодор. Погребения совершались как в урнах, для которых использовались керамические сосуды (амфоры, краснолаковая и лепная посуда), так и просто в ямах. Умерших сопровождали вещи, служившие им при жизни: оружие (мечи, топоры, кинжалы, наконечники копий, щиты), орудия труда (серпы, ножи, рыболовные крючки), украшения и детали костюма (пряжки, фибулы, серьги, браслеты, перстни, бусы), монеты, стеклянные и глиняные сосуды. Во многом представления, полученные в результате археологических исследований, совпадают с описанием погребального обряда германцев, которое содержится в труде Тацита: "Похороны у них лишены всякой пышности, единственное, что они соблюдают, это чтобы при сожжении тел знаменитых мужей употреблялись определенные породы деревьев. В пламя костра они не бросают ни одежды, ни благовоний; вместе с умершим предаются огню только его оружие, иногда также его конь. Могилу они обкладывают дерном. У них не принято воздавать умершим почет сооружением тщательно отделанных и громоздких надгробий, так как, по их представлениям, они слишком тяжелы для покойников. Стенаний и слез они не затягивают, скорбь и грусть сохраняют надолго. Женщинам приличествует оплакивать, мужчинам - помнить". В некоторых случаях готы, жившие рядом с аланами, хоронили на одних с ними могильниках.

Во время походов в Малую Азию готы возвращались с огромным количеством пленников, за которых потом требовали выкуп. Среди последних было много христиан. Вместе с ними христианство распространилось и среди готов. Уже в 325 г. н.э. под документами Вселенского Собора, состоявшегося в городе Никее, свою подпись рядом с подписью Кадма, епископа Боспора, поставил некий Феофил, епископ Готии. Но единого мнения, где располагалось это епископство, - в Крыму, на Нижнем Дунае или на территории черняховской культуры, - не существует.

Во второй половине IV в. н.э. король остроготов Германарих объединил многие племена и создал в Северном Причерноморье сильную державу. Начались процессы становления готской государственности и образования единой готской народности. Однако они были прерваны в 70-х гг. IV в. н.э. вторжением кочевников гуннов, разгромивших объединение Германариха. Началась эпоха Великого переселения народов. В результате бесконечных войн и переселений, везеготы достигли Испании, а остроготы - Италии, где основали свои королевства. Та же часть готов, которая обосновалась в Крыму, не покинула своих мест.

Под воздействием христианства готы постепенно отказались от обряда трупосожжения и переняли у алан обряд трупоположения. Материалы погребений свидетельствуют, что в V в. н.э. у населения Юго-Западного Крыма получает распространение характерный для готов женский костюм, в гарнитур которого входила пара фибул, скреплявших на плечах верхнюю одежду, и пояс с большой пряжкой. Подобная мода существовала там, где жили готы: в Испании у везеготов и в Италии у остроготов. По мнению ученых, женский костюм в древних обществах являлся одним из наиболее показательных этнических признаков. Этот костюм от готов восприняли и крымские аланы.

Наследники Римской империи - византийские императоры - стремились укрепить свое влияние в Таврике. С этой целью они привлекали живших в Юго-Западном Крыму готов и аланов на военную службу в качестве федератов (союзников) и возводили в стратегически важных районах укрепления. В VI в. н.э. были выстроены крепости на плато Мангупа и Эски-Кермена, призванные защищать подступы к византийскому Херсону (античному Херсонесу). Службу в гарнизонах этих крепостей несли федераты. Важные сведения об их образе жизни оставил выдающийся византийский историк VI в. н.э. Прокопий Кесарийский, называвший местность, где жили готы-федераты областью Дори, под которой, вероятно, следует понимать весь Юго-Западный Крым: "Здесь же, на этом побережье, есть страна по имени Дори, где с древних времен живут готы, которые не последовали за Теодорихом, направлявшимся в Италию. Они добровольно остались здесь и в мое еще время были в союзе с римлянами, отправлялись вместе с ними в поход, когда римляне шли на своих врагов… когда императору было это угодно. Они достигают численностью до трех тысяч бойцов, в военном деле они превосходны, и в земледелии, которым они занимаются собственными руками, они достаточно искусны; гостеприимны они больше всех людей. Сама область Дори лежит на возвышенности, но она не камениста и не суха, напротив, земля очень хороша и приносит самые лучшие плоды. В этой стране император (Юстиниан I) не построил нигде ни города, ни крепости, так как эти люди не терпят быть заключенными в каких бы то ни было стенах, но больше всего любили они жить всегда в полях. Так как казалось, что их местность легко доступна для нападения врагов, то император укрепил все места, где можно врагам вступить, длинными стенами и таким образом отстранил от готов беспокойство о вторжении в их страну врагов. Таковы были его дела здесь". Среди ученых нет единого мнения о том, где располагались построенные византийским императором Юстинианом I (527-565 гг.) упомянутые Прокопием Кесарийским "длинные стены".

В VIII в. была создана, просуществовавшая до XVIII в., Готская епархия, центр которой находился сначала в Партените, а затем в Доросе (на Мангупе), Несмотря на вторжение в Таврику различных завоевателей - хазар, печенегов, половцев, татар, - готы на протяжении всего средневековья сохраняли свой язык и этническое самосознание. Побывавший в Крыму в 1253 г. монах Рубрук сообщает, что "на море от Керсоны (Херсон) до устья Танаида (Дон) находятся высокие мысы, а между Керсоной и Солдайей (Судак) существует сорок зaмков, почти каждый из них имел особый язык; среди них было много готов, язык которых немецкий".

С другой стороны, происходило постепенное слияние готов и алан, что нашло отражение в появлении термина "готаланы". Достаточно точную характеристику сложившейся этнической ситуации дал венецианский купец Иософат Барбара в XV в.: "…За Каффой, по изгибу берега, на Великом море, находится Готия, за ней - Алания, которая тянется по острову… Готы говорят по-немецки. Я знаю это потому, что со мной был мой слуга немец; они с ним говорили и вполне понимали друг друга подобно тому, как поняли бы один другого фурланец и флорентинец. Я думаю, что благодаря соседству готов с аланами, произошло название готаланы. Первыми в этом месте были аланы, затем пришли готы; они завоевали эти страны и смешали свое имя с именем аланов. Таким образом, ввиду смешения одного племени с другим они называют себя готаланами. И те, и другие следуют обрядам греческой церкви".

Любопытные сведения о готах середины XVI в. оставил посол германского императора в Османской империи Бузбек, встретивший в Константинополе двух выходцев из Крыма: гота и грека, знавшего готский язык. Он записал несколько десятков готских слов и несколько фраз. У современных ученых готский характер этих слов не вызывает сомнений.

Таким образом, в Крыму дольше всего сохранялись осколки некогда могущественного племени.

В. В. Масякин



biofile.ru

Готы. Ранняя история (до 376 г.)

Так как восточногерманские племена, к которым относятся и готы, вступили в контакт с римлянами довольно поздно, их ранняя история известна нам лишь по сведениям, происходящим из их собственной традиции, иногда неотличимой от германских героических сказаний и саг. Остготский историк Иордан, труды которого основываются на утраченной истории готов Кассиодора, называет прародиной готов "остров Скандза" (Иордан, О происхождении и деяниях гетов, пер. Е. Ч. Скржинской, СПб 1997, 25. Далее - Иордан)). При этом до сих пор продолжаются споры, следует ли идентифицировать этот остров с островом Готланд или Естер- и Вестерготландом (Иордан, 9. Ср. также Wenskus, S. 442ff. Ср. Wagner, Getica, S. 214). Из этой страны в дохристианскую эпоху значительная часть готов переселилась через Балтийское море в область Вислы, хотя какая-то их часть осталась в Скандинавии: (Wenskus, S. 434). еще в начале VI века между остготами в Италии и скандинавскими готами существовало постоянное сообщение (Иордан, 24). Сходные события - переселение части готов и оседание другой части в прежней области поселений - еще не раз повторятся в будущем. По данным погребений, приход готов в область Вислы следует относить к I веку до н. э. Прежнее население было покорено или изгнано со своих земель. Около середины II века н. э. готы обратили свои взоры на юг. Иордан считает основной причиной перенаселение. И на сей раз какое-то число готов осталось на месте: из них, по-видимому, образовалось племя гепидов (Wenskus, S. 469). Новая миграция, вероятно, растянувшаяся на долгие годы, привела готов в Южную Россию, где они закрепились в области между Днепром и Доном, (Иордан, 30 и сл.). хотя относящиеся к этому периоду археологические данные с трудом поддаются однозначной интерпретации (Thompson, S. 2).

По всей видимости, во время миграций и расселения на обширной территории связи между частями когда-то единого готского племени ослабли (Schmidt, S. 197). Ко времени императора Клавдия II (268-270) впервые появляются упоминания об остготах и вестготах как отдельных племенах (Wenskus, S. 472). Иордан считает, что они получили свои названия по географическому признаку. Однако скорее всего первый компонент слова "остготы" происходит от *austra (сияющий), а в имени "вестготы" следует выделять индоевропейское *uesu (хороший), так что в конечном итоге речь может идти о хвалебных самоназваниях. Поэтому корректнее было бы говорить об остроготах и визиготах (Schmidt, S. 203). Однако мы будем следовать общепринятому словоупотреблению. Между остготами и вестготами на протяжении многих столетий сохранялись тесные отношения. Неоднократно засвидетельствованы переходы из одного племени в другое, а также браки между представителями этих двух племен. Поэтому мы имеем полное право говорить о двух разных народностях одного готского племени (Wenskus, S. 475).

Когда в Римской империи в 30-х годах III в. н. э. разразился тяжелый кризис, готы переправились через нижний Дунай и опустошили соседние земли (Schmidt, S. 203). Набеги прекратились лишь тогда, когда римляне согласились выплачивать готам ежегодную дань. После прекращения выплат готы - на сей раз вместе с другими восточногерманскими племенами - вновь обрушились на империю (Иордан, 90 и сл.). На протяжении нескольких десятилетий земли по нижнему Дунаю, а также весь Балканский полуостров оставались ареной ожесточенной борьбы. Особенно большую угрозу для империи представляли готские нападения на Малую Азию, а также пиратские походы, которые вело понтийское племя боранов при существенной готской поддержке и которые наносили значительный урон почти всему восточному побережью Средиземного моря. Положение империи улучшилось только после того, как император Клавдий II в 269 г. нанес готам тяжелое поражение при Нише. При императоре Аврелиане, победившем вестготов в 271 г. во Фракии и Иллирии, на дунайские земли вернулся мир; впрочем, не в последнюю очередь этому способствовал уход римлян из провинции Дакии. После того как гарнизоны, имперские служащие, аристократия и, вероятно, значительная часть прежнего населения были отведены на южный берег Дуная, готы без боя заняли оставленные земли (C. Daicoviciu, La Transsylvanie dans l'antiquit, Bukarest 1945). На рубеже III и IV веков н. э. готы населяли территорию, границами которой были Дунай на юге, Олт (левый приток Дуная) на западе и, скорее всего, Днестр на севере (Thompson, S. 4). При Константине Великом ничто не нарушало стабильности границы по Дунаю. В 322 г. был заключен договор, предоставлявший вестготам статус федератов, согласно которому они обязались за ежегодные выплаты оборонять границы империи и поставлять военные части для службы в императорских войсках (Stein, S. 198). Благодаря этому условию договора возросло римское влияние на германцев, так как готские вспомогательные войска за время своей службы должны были ближе познакомиться с римским образом жизни.

То, что после заключения договора в 322 г. в источниках за три с половиной десятилетия не появляется ни одного упоминания о вестготах, говорит о довольно дружественых отношениях; впрочем, судя по различным косвенным свидетельствам, римская власть в пограничных землях заметно ослабла (Thompson, S. 13).

Исход готов из Скандинавии, по всей видимости, сопровождался значительными изменениями в организации общества (Wenskus, S. 467). Так, следует предполагать, что уже в то время существовал некий социальный правящий класс. Иордан сообщает, что переселение произошло при короле Бериге; таким образом, неоспоримым кажется существование сакрального по своему происхождению института королевской власти. Так как о могуществе и власти готского короля говорит и Тацит, переезд через Балтийское море, должно быть, способствовал дальнейшему возвышению королей у готов (Тацит, Германия, 42).

В Южной России готы попали под влияние сарматских кочевых племен и стали настолько сходны с ними по своему образу жизни, что римские источники не всегда различают германские и сарматские племена Южной России (Wenskus, S. 469). Характерный ландшафт, широкие южнорусские равнины, наверное, также способствовали "окочевливанию" готов. Сарматскому влиянию, возможно, также следует приписывать введение в военную организацию десятичной системы. Эволюция королевской власти в течение южнорусского периода неясна. Иордан сообщает имена нескольких королей, не вошедших в генеалогическое древо Амалов, поздней остготской королевской династии (Иордан, 26). Король Острогота (возможно, легендарный), согласно Иордану правивший остготами, тем не менее появляется в генеалогии Амалов (Иордан, 82; ср. однако 98). Возможно, имела место смена династий, сопровождавшаяся политическим разрывом остготов и вестготов, так как Остроготе не удалось добиться признания от всех готских народностей (Wenskus, S. 472).

Несколько лучше мы информированы о ситуации, сложившейся после захвата Дакии. Если до тех пор племя вступало лишь в мимолетные и всегда враждебные контакты с римским миром, то теперь оно поселилось на земле, на протяжении полутора столетий принадлежавшей империи. Хотя неверно было бы утверждать, что уже в то время начались заимствования из римской культуры, находившейся на более высокой ступени развития, тем не менее именно тогда произошло первое мирное соприкосновение вестготов и провинциальных римлян. Таким образом было положено начало процессу романизации, закончившемуся только в VII веке. Как развивались взаимоотношения пришельцев-готов и оставшихся на своих землях римлян, неизвестно. По всей видимости, вестготы избегали селиться в римских городах. На кладбище Сатана-де-Муреш обнаружена керамика, орнамент которой представляет собой смешение германских и римских мотивов. Другие находки из того же места говорят о культурном влиянии римлян на вестготов (Thompson, S. 34). Этот процесс заметно усилился благодаря интенсивной торговле вестготов с пограничными провинциями империи.

В этот период уже нельзя говорить о единой королевской власти, которой подчинялись все группы вестготов. В качестве политических вождей выступают царьки, получившие в римских и греческих источниках названия reguli и basiliskoi (Schmidt, S. 243). и, по-видимому, передававшие свою власть по наследству (Об этом говорит тот факт, что Атарид был сыном царька Ротестея (Thompson, S. 54). Королева Гаата передала власть своему сыну Аримеру (Thompson, S. 158) Они правили небольшими родами, а их могущество по большей части основывалось на дружине (Thompson, S. 43, 52).

Все племя могло в особых ситуациях объединяться под руководством одного вождя. Таким вождем после 364 г. стал Атанарих, которого наши источники называют "судьей" (iudex, dikastes) (Thompson, S. 44). Уже ко времени миссионерской деятельности Вульфилы. мы обнаруживаем некоего безымянного "судью", которого вполне можно считать вождем всего племени (Thompson, S. XVIII). Вероятно, в основании словоупотребления источников лежит какой-то неизвестный нам готский термин. Атанарих сам требовал от римлян называть его не королем, а судьей, так как первое предполагает авторитет, а второе мудрость. По всей видимости, вестготы считали, что королю присуща не только власть, которой, несомненно, обладал Атанарих, но и определенная сакральность (Wenskus, S. 322). Функции Атанариха по большей части заключались в военном руководстве, так что его можно было бы назвать герцогом, если понимать это слово в его исконном значении, то есть полководцем (W. Schlesinger, uber germanisches Heerkoenigtum, в: Beitrage zur deutschen Verfassungsgeschichte des Mittelalters, Bd. I, Gottingen, 1963, S. 57f. Ср. также H.-D. Kahl, Europaeische Wortschatzbewegungen im Bereich der Verfassungsgeschichte, ZRG germ. 77, 1960, S. 198). Атанарих командовал дружиной, которая осталась с ним и после того, как в результате поражения от гуннов вестготы покинули его (Schmidt, S. 418). Если Атанарих был единоличным военным предводителем вестготов, то более древние источники позволяют сделать вывод о том, что первоначально вестготы выбирали двух герцогов. Во времена Константина Великого упоминаются два вождя, Ариарих и Аорих, преемником которых был, впрочем, один Геберих (Иордан, 112). "Судьи" назначались на свою должность собранием племени. В "Страстях св. Сабы" упоминается собрание "мегистанов" (знати), которое вынесло решение о преследовании христиан (Passio S. Sabae, ed. H. Delehaye, Analecta Bollandiana 31, 1912, S. 216-221). Это собрание состояло из людей, пользовавшихся наибольшим уважением у соплеменников или отличавшихся знатностью происхождения (Thompson, S. 49). С уверенностью можно говорить о том, что в собраниях участвовали царьки. Неясен вопрос об участии широких народных кругов. Е. А. Томпсон отрицает существование народного собрания и придерживается мнения, что центральным органом всех вестготских родов было только собрание мегистанов; (Thompson, S. 49). Л. Шмидт, напротив, приравнивает собрание мегистанов к народному собранию (Schmidt, S. 244). Когда в 376 г. готы приняли решение просить Римскую империю принять их на римской земле, этому решению предшествовали долгие обсуждения (Аммиан Марцеллин, Римская история, пер. Ю. А. Куликовского, А. И. Сонни, СПб 1994, 31, 3, 8. Далее - Аммиан Марцеллин). Иордан говорит об "общем решении" (communi consilio) вестготов вступить в переговоры с императором Валентом (Иордан, 131). Остается неясным, указывают ли эти сообщения на всенародное собрание. В "Страстях св. Сабы" далее упоминается совет деревни, обладавший, впрочем, очень узкими полномочиями (Thompson, S. 66). Вестготы познакомились с христианством в III веке. В ходе своих грабительских набегов на Римскую империю они захватили множество пленных, среди которых были и христиане. Обращением готов занимались прежде всего христиане из Каппадокии. Какую роль наряду с этим при распространении христианства играло дакороманское население, неизвестно (Schmidt, S. 235). Скорее всего, христианство еще долгое время оставалось религией низших слоев вестготского общества, состоявших из инородцев.

Существование христианских общин подтверждается просьбой христиан готских земель о назначении епископа. В ответ на эту просьбу константинопольский патриарх послал Вульфилу, родители которого, происходившие из Каппадокии, были захвачены в рабство вестготами и который сам родился в вестготском государстве. Он провел несколько лет в Константинополе, где и был посвящен в священники (Thompson, S. XIV). Вульфиле не было суждено проявить себя у вестготов: приблизительно через 7 лет после своего назначения, около 348 г., он был вынужден покинуть страну вместе со своей общиной. Он и его последователи нашли убежище в Римской империи, где по указанию императора Констанция они поселились в области Никополя на Истре (ныне Тырново, Болгария). Потомки переселенцев жили там еще в середине VI века. Их называли малыми готами (Gothi minores), они вели в этой скудной местности очень бедную жизнь и считались неспособными к войне (Иордан, 267). Так как потомков общины Вульфилы называли готами, следует предположить, что значительную часть изгнанных около 348 г. христиан составляли именно готы. Вульфила и после поселения в пределах Римской империи продолжал ревностно стремиться к распространению среди вестготов истинной веры. Он разработал готский алфавит, что позволило ему переводить на готский язык книги. До этого времени готам был известен только рунический алфавит, использовавшийся скорее для религиозной и магической практики, чем для литературных целей (Thompson, S. 31). Писательская деятельность Вульфилы приняла значительные размеры (Thompson, S. 115). Его главным трудом стал перевод Библии на готский язык, от которого до нас дошли только фрагменты в так называемом Серебряном кодексе. Остальные произведения Вульфилы не дошли до нас: так как их автор был еретиком, они были уничтожены. Вульфила жил во время христологических споров, когда церковь волновали вопросы о соотношении божественной и человеческой природы в Христе (M. Werner, Die Entstehung des christlichen Dogmas, 1959). Несмотря на то, что готский епископ занимал в этой дискуссии срединную позицию, позднее он был осужден как арианин (Thompson, S. XXI). Возможно, именно его деятельность привела к тому, что через некоторое время вестготы обратились в арианство.

С изгнанием общины Вульфилы христианство, тем не менее, вовсе не было искоренено. Наряду с арианами среди готов были и ортодоксы, и аудиане. Секта аудиан, основатель которой Аудий особенно подчеркивал антропоморфное явление Бога, даже добилась крупных успехов и основала множество монастырей (Schmidt, S. 236).

В период с 369 по 372 гг. по решению совета мегистанов проходило всеобщее преследование христиан, в основе которого лежали антиримские настроения, чрезвычайно сильные среди вестготов. По-видимому, все христиане, вне зависимости от того, к какому течению в церкви они принадлежали, считались вражескими приспешниками (Thompson, S. 99). В одной церкви мученической смерти было предано 26 христиан. Жертвами преследований стали также готы Саба, Инна, Пина и Рима, так что можно предположить, что христианское вероучение небезуспешно распространялось среди готов.

Готское язычество оставило после себя лишь скудные следы. Культ богов организовывался отдельными родами, у которых были свои идолы и свои жрецы (Schmidt, S. 248; Thompson, S. 60). По всей видимости, никогда не существовало культа, общего для всех вестготов. Богу, которого Иордан называет римским именем Марс, приносились человеческие жертвоприношения (Иордан, 41). Во время преследования христиан 369-372 гг. Атанарих возил по стране деревянного идола, которому принуждал поклоняться христиан. В "Страстях св. Сабы" засвидетельствовано проведение культовых трапез (Thompson, S. 99). Кроме этого нам вряд ли известно что-либо еще об обрядах и содержании готских верований.

Источники:

1. Дитрих Клауде. История вестготов (enoth.narod.ru)

См. также:

www.world-history.ru

Готы

Начиная с XV века, жители Австрии и Швеции всерьёз начали задумываться над своим происхождением. Придворный историк Фердинанд I Вольфанг Лациус говорил о переселении готов как о возможности создания нового государства, и это значило, что весь род Габсбургов мог во время своего правления подчинить себе ту территорию, которую занимала эта страна. Профессор Олад Рудбек полагал, что Швеция с её готами относится к Атлантиде, описанной Платоном. Он нашёл сходство одного из акрополей Атлантиды с храмом Аполлона в древней Упсале. Французы, несмотря на некоторое идеологическое отторжение от готов, считают их всё же своими предками. Даже англо-американские народы думают, что готы причастны к судьбе их прошлого. Так или иначе, до сих поря неясно, какому из ныне живущих народов выпала честь быть потомками готского племени, и такая ли это честь, иметь неизвестных предков, около которых собрано немало страшных легенд.

Упоминания о готах с античности до раннего средневековья

Исторические источники предлагают множество вариантов названия готов: гутоны, визиготы, австроготы, тервинги и грейтунги. Это лишь несколько версий наименований народа, заставивших историков сломать голову, выясняя, насколько огромна разница между этими словами. Несмотря на то что этому вопросу уделялось много внимания, на сегодняшний день собрано очень мало материала по истории готов, который дал бы понять, с чем связана эта пестрота в названии племени. Слово «готы» очень часто встречается в сочинениях IV–V вв., рассказывающих о внешней политике на Балканах в то время.

Весь материал о готах учёные разделяют на два типа. Первый тип документов очень подробно описывает некоторые события из жизни народа. Такие сочинения представляют большую ценность для историков, потому что их писали люди, непосредственно связанные с событиями, рассказываемыми в книгах. Другой тип включает в себя заметки, замечания или упоминания о племени. Опираясь на эти данные, можно составить лишь общее представление о начале расселения готов. Однако, они позволяют составить ряд гипотез, затрагивающих важнейшие вопросы, касающиеся готской жизни. Например, можно предположить, что понятие «готы» — это не только этнический термин, но и собирательное слово всех германских племён с IV в. Подтверждением этого является географический труд неизвестного автора, в котором готы относились к германцам. Аврелий Виктор, римский историк и писатель, также относит готское племя к немецкому. Эти источники ещё плохо изучены, так как их текст с трудом поддаётся прочтению, и пройдёт ещё очень много времени, когда историки полностью смогут перевести книгу.

Иногда древние писатели упоминали термин «готы» в качестве союза нескольких однородных племён. Так, в записях Анонима Валезия сообщается о борьбе Константина Великого с множеством сильнейших народов готского происхождения. Это свидетельствует о том, что автор представляет готов как несколько объединённых наций. Христианский писатель Сальвиан в своих трудах упоминал о варварах-готах и варварах среди готов, что также указывает на неоднозначность значения слова «готы».

Во многих древних источниках такие обозначения готов, как «везеготы», «остготы», «грейтунги» и «тервинги» переплетаются самым непонятным образом. У историков возникло мнение, что везеготы и остготы являются двумя частями одного племени, жившего в Северном Причерноморье. Некоторые учёные считают, что название произошло ещё до переселения готов на юг, кроме этого, принято отождествлять тервингов с визиготами, а остроготов с грейтунгами. В настоящее время эта гипотеза перепроверяется, так как некоторые её части базируются на сомнительном источнике.

Но как бы там ни было, проблема многочисленности этнонимов связывается с разделением готов. Все исследователи согласны с тем, что, передвигаясь с северных районов в южные, народ разделился. Этот процесс формирования новых объединений закончился около V века.

Кроме точки зрения учёных существует так называемая традиционная теория, согласно которой, по мнению Иордана – древнего историка, готы разделились в тот момент, когда они пришли в земли Скифии. В начале III в. племя поделилось на везеготов, поклоняющихся Балтам, и остроготов, служивших Амалам. Достоверность этой гипотезы очевидна. Слова Иордана указывают на некоторую стадию развития готов, которую давно заметили историки, ведь деление народа — это новый этап жизни племени.

Готы в Северном Причерноморье и Балканах

Ссылаясь на исторические источники, можно с точностью утверждать, что родиной готов была Скандинавия. В IV–II вв. до н. э. они уплыли на трёх разных кораблях на материк, и уже во II–I вв. до н. э. достигли среднего течения Вислы. На юг готы начали передвигаться во II в. до н. э. Учёные не сомневаются, что это было именно переселение, в книгах древних историков говорится о миграции народа с целью найти подходящий климат. В каких направлениях двигались готы, исследователи не знают, но они смогли выдвинуть несколько гипотез, более или менее подходящих под описанное древними писателями. В первой гипотезе утверждается, что готы шли к Дунаю, по пути встречая родственные племена. Во втором варианте готская народность отправилась на юг по реке Висла в район Поднепровья. Источники, содержащие в себе информацию о переселении, очень скудны и ограничиваются писаниями Иордана, который утверждает, что племя поселилось в трёх различных местах. Первое расселение готов происходило в Скифии около Меотийского болота, второе — в Дакии, Мизии и Фракии, третье — около Понтийского моря, с противоположной стороны от Скифии.

У исследователей возникла масса вопросов по поводу правдивости этой информации. Каких именно готов имеет ввиду Иордан? И готы ли это вообще? Ведь если речь идёт о готах в общем, то- это то племя, которое относится к Амалам. И если это так, то второе место расселения, которое было указано в книге, было названо лишь для того, чтобы породнить готов с гетами, народом Фракии. Если эта теория правдива, то получается, что готы были тесно переплетены ещё с одним независимым народом, который жил на территории современных Болгарии, Греции и Турции. Многие учёные несогласны с мнением Иордана, и в ходе исследований было выяснено, что готский историк присоединял к жизни готов те факты, которые их не касались. Однако, его труды ссылаются на историю Кассиодора, римского историка, написавшего сочинение в 12 томах. Сам Кассиодор писал свои книги, опираясь на устные рассказы и на историю остроготов и вестготов, написанную Аблабием и ещё одним неизвестным историком. Такое большое количество трудов, написанное в разное время, даёт современным историкам понять, что Иордан всё-таки говорил об общем племени готов, потому как разделённые готы расселились в различных районах континента. В связи с этим историки допускают, что готы могли прийти на земли Меотиды.

Везеготы путешествовали отдельно от остроготов. Древние писатели связывали этот факт с Балканами. Грекоязычный историк Олимпиадор написал о том, что вандалы назвали везеготов «трулами». Как известно, в древние времена этим словом называли Днестр. Поэтому Днестр для учёных явился той границей, которую, по их мнению, везеготы никогда не пересекали.

В книге Иордана не описан точный путь готов, но зато известно, что народ совершал поход на юг во главе с королём Филимером. Но в скором времени часть людей отделилась от основной группы. Что с ними произошло дальше, трудно сказать, ведь до сих пор исследователи не располагают достаточным количеством информации. После деления остроготы направились в Ойум, место, о расположении которого было высказано множество мнений. Вернадский сообщил, что Ойум находится около Киева, Е. Шварц относил эту территорию к южнорусской степи. Г. Ловмянский посчитал, что Ойум локализован в районе Днепра и около Азовского моря. Сам Иордан связывает это место со скифскими землями. После завоевания Скифии готы направились к Меотскому болоту. В Северном Причерноморье готы опять разделились. «Восточные» готы остались около Меотиды, а «западные» предпочли Балканы.

Согласно историческим источникам, поселение готов располагалась около Меотского болота. Все остальные районы возможного расселения племени хоть и учитываются в истории, но не являются точными местами проживания готского народа.

Особенности культуры готов

Готская культура имеет три важных особенности своего развития. Первая особенность культурной эпохи готов заключается в том, что она имеет архаический характер. Особенно хорошо это прослеживается при чтении документов племени, в которых строго соблюдена система употребления фонетических структур. Виторре Пизани, итальянский лингвист, считает, что готский язык стал основополагающим для всех германских народов. Несмотря на политические распри, протоготские племена сумели сохранить единство и самобытность своей культуры. Когда готы начали своё переселение, на материке существовала своя классическая культура, которую нельзя было переломить. И все же готы оказались очень развитым на то время племенем. Их культура отличается энергией и жизненностью, которой нет ни у одного западноевропейского племени. Когда как другие германские народы следили за выходом литературы на своём языке, готы уже читали христианские книги. После распада греко-римской цивилизации, культура готов стала основополагающей для других народов, но она не смогла заменить культурные устои, существовавшие задолго до появления скандинавских народов. Готов учёные всегда рассматривали как носителей своей культуры. Вначале этот мир скандинавских народов взаимодействовал с северными племенами, впоследствии их влияние передалось и на «немцев», а через некоторое время многие германские нации находились во власти готской культуры.

Через некоторое время готы стали ощущать на себе влияние Рима. Племя приняло христианство, далее создало собственный алфавит, послуживший началу появления церковной литературы. Также археологам удалось найти несколько записей готских купцов V–VI вв. Иордан в своей книге говорит о том, что помимо духовных книг у готов существовала и своя светская историография на готском языке.

Если углубиться в начало зарождения готской культуры, можно увидеть, что в первые века существования готов на скандинавской земле начали происходить изменения. Так, в могилы нельзя было класть оружие, трупы чаще всего сжигали или подкладывали в яму два трупа. Изменилась форма посуды, теперь она стала маленькой и аккуратной, красили её чаще всего в жёлтый цвет. Формы керамики стали разнообразнее, поменялась техника росписи ваз.

В Средние века, будучи готским княжеством, народ получил независимость благодаря правителю Алексею, который кинул все силы на спасение государства. Население к XVI–XVIII вв. стало довольно пёстрым. Теперь в готской земле проживали потомки хазар, армяне, евреи, греки и татары. Официальным языком считался греческий, на нём велись службы и печатались книги. Кроме христианства были распространены индуизм и мусульманство. За период средневековья поменялась и готская мода, так любимые готами фибулы и пряжки ушли в прошлое. Теперь женское население отдавало предпочтение византийским и салтовским стандартам.

Готский народ, по мнению учёных, очень удивителен. Его нельзя отследить ни по одним археологическим данным, но его присутствие чувствуется в каждой европейской стране.

✔ Данная авторская статья принадлежит сайту ancientcivs.ru. При копирование материала обратная ссылка на сайт - обязательна!

ancientcivs.ru

Готы - Древние Германцы

Наука. Древние племена Африки

Люди племени Сан более известны как бушмены. Это общее название для некоторых коренных южноафриканских охотников-собир...

КУЛЬТУРНЫЙ ОБЛИК ДРЕВНЕЙ МЕКСИКИ

Территория Мексики во времена, предшествовавшие ее «открытию», конкисте, колонизации, переименованию, разорению и засе...

Ремесленники

Материалы из сохранившихся источников, рассмотренные в научной литературе, позволяют сделать вывод, что ряд черт сближ...

Австралийцы

В начале 60-х годов Д. Томсон сообщил о биндибу - одном из наиболее изолированных племен Центральной Австралии, соверш...

Объединение сасперов

Среди племен Восточной Грузии наибольшего расцвета к этому времени достигло племя, обитавшее в бассейне верхнего течен...

Камни Ики

Житель Перу доктор Кабрера с начала 1960 годов собирает в окрестностях небольшого городка Ики, расположенного в 150 ки...

НАРЕЧЕННАЯ БОГУ

Это было в месяц Кайяб, когда обычно начинается период дождей. Уже давно индейцы подготовили землю для посева, отобрал...

Неразгаданные тайны африканских племен

Гроздья бус и браслетов, яркие накидки, львиные шкуры, многочисленные амулеты и оригинальные прически, обнаженные разу...

plemenamira.ru

найти 10 отличий — Naked Science

Сравнить их попытались специалисты Германо-Славянской археологической экспедиции ХНУ им. В.Н. Каразина Кирилл Мызин и Марина Филатова.  

История происхождения

 Готы-племена. Готский историк Иордан описывает легенду их происхождения так: «С острова Скандзы (Южная Швеция, о. Готланд – NS), кузницы народов, или, вернее, как из утробы, порождающей племена, по преданию вышли некогда готы…» Выйдя «из утробы» в начале I века н.э., эти воинственные племена переселились на Большую землю, и в начале III века они уже были на территории современной Украины. После неизбежных столкновений с Римской империей, к границе которой они подошли, мир был подписан только в начале IV века. С этого периода и начинается «золотая эра» готов. Они расселяются по Восточной Европе. Однако в 375 году, как гласит предание, появившиеся в этих местах племена гуннов заставляют готов покинуть «родные» края. В V веке готы появляются в Испании, Южной Франции и Италии, а разгромив Западную Римскую империю, основывают королевства вестготов и остготов. После этого готы постепенно исчезают с исторической арены.  

Древние готы / ©Alamy

 Готы-субкультура. Пугающие сердобольных старушек, одетые в черное мужчины и женщины – это последователи субкультуры, зародившейся в 1970-х годах в Великобритании. (Подробнее о готах и других субкультурах, а также о будущем неформальных движений читайте в материале "Павел Горюнов: «Сегодня огромное количество неформальных групп существует только в киберреальности»" – NS). Конкретный основатель этого движения, по сути, неизвестен. Готы появились на основе панк-движения. После того как влияние панка в Англии начало ослабевать, появился принципиально новый музыкальный жанр, который получил название пост-панк, а позже – готик-рок. Со временем вокруг этого музыкального движения сформировалось и движение молодежное, которое не только слушало готик-рок, но и подражало музыкантам в одежде и стиле. Июль 1982 года считается предположительной датой возникновения субкультуры: именно в этот день был открыт музыкальный клуб Batcave.  

Современные готы / ©Wikimedia Commons

 

Происхождение названия

 Готы-племена. В письменных источниках приводится множество вариантов написания названия готов. Встречается и много значений этого слова, основные из которых два: «выливающий» (либо – живущий у реки, либо – изливающий порождающее семя) и «человек» – такое «самоназвание» встречается у многих народов, которые именуют себя просто «людьми», но на своем языке, а потому другим кажется, что они произносят название своего народа.  Готы-субкультура. Автор названия этого движения не установлен. Впрочем, впервые этот термин по отношению к музыке употребляется журналистами Melody Maker и NME. Причем поначалу название имело сатирический оттенок: этим словом журналисты хотели указать на гротескную мрачность готических мелодий и их композиционную простоту (слово «готический» в английском языке означает «варварский, грубый»).  

Собор в Эксетере - образец готической архитектуры (Великобритания) / ©Flickr

  «Другое дело, что само слово «готический» у большинства людей ассоциируется не с племенами готов, а с готическим архитектурным стилем – довольно строгим и мрачным», – пишут вышеназванные авторы этой статьи. В свою очередь происхождение самого словосочетания «готическая архитектура» тоже весьма туманно. По одной из версий оно произошло от итальянского gotico (букв. «варварский»), по другой – от немецкого Gott («Бог»).  

Антропология

 Готы-племена. Римский офицер и историк Тацит описывает их так: «Жесткие голубые глаза, русые волосы, рослые тела... Они вырастают с таким телосложением и таким станом, которые приводят нас в изумление». Однако, как указывают авторы, готы – это общее название многих германских племен, поэтому едва ли они отличались таким однообразием.  Готы-субкультура. Преимущественно европеодиды, причем разновозрастные: от14 до 45 лет и старше. Уровень образования «среднестатистического» гота – выше среднего.  

«Ареал» распространения

 Готы-племена. Много раз меняли место жительства, поэтому и названы «блуждающим народом» (см. выше). Впрочем, все странствия готов происходили только на территории Европы.  Готы-субкультура. По большей части встречаются на Западе: в Англии, США, Франции, Германии, Скандинавии, есть в Канаде, Австралии, не так давно появились в Сингапуре и Эстонии. Распространены в Японии, а также в некоторых других странах.  

Карта древней Германии / ©Flickr

 

Агрессивность

 Готы-племена. Эксперты заключают: были очень агрессивны. Это и не удивительно. Готы воевали всегда и со всеми. Даже всемогущие римляне нередко нанимали на работу готских воинов, при этом щедро платили им. Но ближе к концу своего существования – к середине IV века – готы успокоились и стали вполне миролюбивыми гражданами, просто имеющими свою дружину. «Просто воевать было не с кем. К этому времени готы и так всех изрядно запугали…» – заключают эксперты.  Готы-субкультура. Несмотря на устрашающий вид, по мнению большинства социологов, готы совсем не агрессивны – скорее, экспрессивны и «депрессивны». Черный цвет и ужасающий макияж являются, видимо защитным панцирем «белых и пушистых» по натуре готов.  

Одежда

 Готы-племена. Тацит, рассказывая о германцах II века, писал: «Верхняя одежда у всех — короткий плащ, застегнутый пряжкой, а если ее нет, то шипом. (...) Наиболее богатые отличаются тем, что, помимо плаща, на них есть и другая одежда, но не развевающаяся, как у сарматов или парфян, а узкая и плотно облегающая тело. Носят они и шкуры диких зверей… Одежда у женщин не иная, чем у мужчин, разве что женщины чаще облачаются в льняные накидки, которые они расцвечивают пурпурною краской, и с плеч у них не спускаются рукава, так что их руки обнажены сверху донизу, как открыта и часть груди возле них».  

Одежда готов / ©Flickr

 

Разумеется, мода за почти шесть веков истории существования готов существенно менялась. Неизменными элементами были застежка или две (фибулы), скрепляющие плащ, пояс; к поясу мужчины могли подвешивать нож, а девушки и женщины – подвески или мешочки с «женским» скарбом. Готки одевали различные металлические подвески и бусы (янтарные, стеклянные или из полудрагоценного сердолика), а в волосы втыкали костяной гребень. Конечно, стиль одежды очень зависел и от места обитания тех или иных племен готов.  

Одежда готов / ©Flickr

 Готы-субкультура. Внешний вид является одним из основных составляющих образа гота, поэтому останавливаться долго на нем мы не будем: наверняка все и так понимают, о чем идет речь:  

©Flickr

 

©Flickr

 

Музыка

 Готы-племена. В отличие от их кажущихся «собратьями» современных готов, о музыке древнегерманских готов известно очень немного, точнее – почти ничего. Тот же Тацит пишет о неких песнях, с которыми воины отправлялись в бой, а еще об особом напеве без слов (так называемый «бардит»), который представлял собой сильный и непрерывный гул, служащий устрашением для врагов.  Готы-субкультура. О жанре готик-рок, сформировавшем готов как движение, мы уже упоминали выше. Сегодня к готической музыке относится много разных стилей: дэт-рок, дарквейв, готик-металл и т.д.  

Мифология

 Готы-племена. Как и у любого древнего народа, у готов была обширная мифология, но собственно о готской мифологии известно немного. Скорее, о ней можно судить по раннесредневековым скандинавским источникам. Она рассматривается как часть германо-скандинавской мифологии. А верховным богом германцев, как известно, был Один (Вотан). В его «свиту» входили Тор, Бальдр, Тюр, Хеймдалль, Браги, Хёд, Видар, Вали, Улль, Ньёрд Фрейр, Локи (подробнее о германо-скандинавской мифологии можно прочесть здесь).  

Бог Один в представлении художника / ©Wikimedia Commons

 Готы-субкультура. Провести параллель между молодежным движением готов и какими-либо религиозными и мифологическими течениями очень сложно, ведь представители этого движения могут принадлежать к совершенно разным конфессиям, увлекаться оккультизмом и магией или вовсе быть атеистами. Духовные взгляды готов проявляются по преимуществу в музыке.  

Нравы и обычаи

 Готы-племена. Об их нравах, как и о многом другом из повседневной жизни готов, тоже, увы, почти ничего не известно. Однако Тацит сообщает нам о «строгости нравов» и «крепости семейных уз». Известно также, что древние германцы были людьми гостеприимными, большими охотниками до выпивки и азартных игр.  

©Getty Images

 Готы-субкультура. «Одной из психологических основ готического движения является «пассивный» эстетический протест против устоявшихся стереотипов, норм морали и культуры поведения, – пишут авторы статьи. – Для представителей субкультуры зачастую характерны замкнутость и немногословность». Тем не менее разные представители субкультуры имеют и разное мировоззрение. Большинство готово успешно интегрировано в социум. Они уважают другие неформальные движения и особенно трепетно относятся к представителям сексуальных меньшинств, хотя сами, чаще всего, являются гетеросексуалами. У них есть своеобразное понимание мужественности и женственности и взаимоотношений между полами.  

Отношения с окружающими

 Готы-племена. Мы уже говорили о воинственности этого народа. Главным врагом готов во все времена был могущественный Рим. В то же время с сарматами готы, вероятно, быстро нашли взаимопонимание и заключили равноправный союз, так же как и с другими родственными германскими племенами, вместе с которыми готы успешно грабили несчастных римлян. Не самыми лучшими были у готов отношения, видимо, и со славянами, которых они гнали в леса, забирая себе славянских женщин. Несмотря ни что, готов в древнем мире уважали. Вероятно, потому что, боялись.  Готы-субкультура. Устрашающий вид готов сделал свое дело: бабушки в метро их боятся, все остальные – относятся с недоверием. СМИ и кинематограф сформировали образ готов как агрессивных и склонных к суициду. Некоторые религиозные представители также обвиняют многострадальных готов в сатанизме. Все это, разумеется, совсем не является истиной. Неудивительно, что не окружающие чаще страдают от готов, а готы от окружающих.

naked-science.ru

Готы | ВикиВоины | FANDOM powered by Wikia

Леонид сожалеет. Это незавершённая статья. Ей существенно не хватает текста, изображений и ссылок. Вы можете помочь ВикиВоинам, дополнив или исправив статью.

Готы

Тип:

Пехота, кавалерия

Род занятий:

Завоевание новых земель

Время деятельности:

II - IX века

Родина:

Германия

Место действия:

Европа

Готы — германский народ II—IX веков, до VIII века игравший значительную роль в истории Европы. Это были германские племена, вероятно, скандинавского происхождения, говорившие на восточногерманском готском языке (для которого епископ Ульфила в IV веке разработал готское письмо). В первые века нашей эры они проделали путь из Швеции к Чёрному морю и реке Дунай, достигнув самых аванпостов Римской империи.

    Ранняя история готов Править

    Готы сформировались в Скандинавии, в области, которую Иордан называет Скандза. Хотя вопрос о родстве готов с протошведским племенем гётов спорен, под Скандзой в историографии принято понимать юг современной Швеции и остров Готланд. При короле Бериге они переправились через Балтийское море и заняли во II веке низовья Вислы (Иордан именует эту область Готискандза).

    С переправы готов со Скандинавского полуострова на основную территорию Европы некоторые историки начинают отсчёт Великого переселения народов. Вытесненные готами с территории современной Польши вандалы и руги начали движение на юг, заставляя местное население смещаться в сторону Средиземноморья. Отсюда — первый натиск варваров на северо-восточные границы Римской империи, который она ощутила при Марке Аврелии.

    Пятый после Берига король готов Филимер привёл их в Приднепровье, где на территории нынешней Украины возникло готское государство Ойум. До этого Приднепровье предположительно занимал народ спалов, имя которого сохранилось в славянском слове "исполин". В археологическом плане пребыванию готов в Приднепровье соответствует черняховская культура, с центром на среднем Днестре, а более раннему периоду их истории — культура вельбарская.

    Письменные источники по истории Ойума поздние и ненадёжные — "Гетика" Иордана и скандинавские саги (в первую очередь, "Сага о Хервёр"), которые повествуют о борьбе готов с гуннами. Столицей единого готского государства в скандинавском фольклоре считался город на Днепре — буквально Данпарстад. В саге о Хервёр столичным назван "речной дом" — Археймар.

    Около 230 года готы спустились в Причерноморье. Когда с готами впервые столкнулись римляне, они уже разделились на две ветви — восточную (остготы) и западную (вестготы). К числу готских племён относились также скиры, таифалы и крымские готы, от которых позднее отделились готы-трапезиты Тамани.

    • В III веке готы вытеснили римлян из Дакии (нынешняя Румыния), тогда же произошло разделение готов на западных (вестготы) и восточных (остготы).
    • В 257 году отряды готов достигли восточного Крыма и, частично разграбив Боспорское царство (Пантикапей и Нимфей) и захватив флот, отправились к берегам Малой Азии. Этим они уничтожили скифское царство с центром в Крыму.
    • Весной 258 года днестровская флотилия готов достигла Боспора и разграбила Халкедон и Никею.
    • В 262 году нападению подверглась Фракия.
    • В 267 году, выйдя из устья Дона, готский флот достиг Коринфа и Афин.
    • В 269 столкновение готов с армией римского императора около города Ниш (Сербия). Аврелиан вынужден оставить Дакию варварам.
    • В IV веке готы принимают арианскую модель христианства и обретают собственную письменность, — готский алфавит, изобретённый епископом Вульфилой, который перевёл на готский библейские тексты (Серебряный кодекс).
    • В 375 гунны уничтожают королевство готов в Причерноморье.
    • В 376 готы форсируют Дунай и переселяются на Балканы.
    • В 378 готы разбивают армию римского императора при Адрианополе.

    ru.warriors.wikia.com

    Готы. II–IV век. От Гипербореи к Руси. Нетрадиционная история славян

    Общая картина истории Евразии во II веке н. э. стала очень подвижной в связи с началом Великого переселения народов после вторжения готов в Европу.

    Как отмечалось уже, некоторые историки считают, что готы – это осколки киммерийского союза индоевропейцев, вытесненные скифами в VIII веке до н. э. из Причерноморья. Часть их стала кельтами, а другая заселила Скандинавию.

    (http://www.archaeology.ru/EREMENKO/kimbri/kim_index.html)

    Появление киммерийцев в разных районах морского побережья Балтики зафиксировано археологическими материалами. А на северо-западе района лужицкой культуры в это же время выделяется особая поморская культура, которая по мнению ряда исследователей могла быть занесенной с юга.

    Из Скандинавии кимвры – потомки киммерийцев и тевтоны – потомки кельтов в I веке н. э. с боями обрушились на Европу. А по Иордану начинался этот процесс с того, что от берегов южной Швеции (которая в то время называлась Готия) отошли три готские эскадры с храбрыми воинами готами и гепидами, возглавляемые вождем Беригом, и завоевали племена славян «ульмеругов» и «подчинили их соседей вандалов» на южном побережье Балтики. Ко второй половине II в. н. э. готы появились на нижней Висле, дошли до ее истоков в Карпатах и затем пошли на свою историческую родину в Причерноморские степи.

    Историки давно отметили, чтовынужденные переселения каких-то племен почти наверняка оставляли желание вернуться к покинутым местам. Это стремление возвратиться на свою родину могло быть причиной миграции спустя столетия.

    Плутарх отмечал у готов-кимвров «высокий рост и голубой цвет глаз» и пояснял, что «кимврами германцы называли разбойников. С одной стороны, кимвры вышли из северных земель Европы, с другой – они пришли на Балтику и в Скандинавию откуда-то с востока, от Меотиды, из Скифии». Нетрудно заметить, что исходная область, в которой размещает кимвров Плутарх, находится в зоне распространения скифов, а ранее – киммерийцев.

    Мауро Орбини в труде «Славянское царство» пишет, что из Скандинавии под именем «готфов» вышли славяне и после завоевания Сарматии они разделились и получили разные имена: «Венеды, Славяне, Анты, Верлы или Ерулы, Аланы или Массагеты, Гирры, Скирры, Сирбы, Эминклены, Даки, Шведы, Фенны или Финны, Прусы, Вандалы, Бургондионы, Готфы, Остроготфы, Визиготфы, Геты, Гепиды, Маркоманны, Квады, Авары, Певкины, Баштарны, Роксоляны или Руси, Ляхи, Боеми или Чехи, Шлёнцы, и Булгары, которые все были един той же род Славенской».

    То есть Мауро Орбини считал готов конгломератом славянских племен, подтверждая таким образом их первоначальное происхождение из степей Причерноморья. Готы – чистокровные индоевропейцы, тоже часть наших предков, которых другие западные историки неправильно относят к германским племенам. В русских летописях говорится: «Кимры. Предки русов, отцы наши, римлян потрясали и греков разметали». Подобного же мнения придерживается Ю. И. Венелин. [62]

    Согласно скандинавским легендам мифическим родоначальником всего готского народа является «Гаут», то есть первый гот, но Гаут также одно из имен Одина в скандинавских сагах. А Один – эпический прародитель германцев, считается представителем сонма богов древних асов-ариев. Скандинавские мифы описывают жизнь асов и их переселение в Скандинавию из Великой Холодной Швеции (Свитьод), через которую протекает река Ванаквисль (Дон). В устье этой реки была страна ванов, с которыми люди Одина сначала вели войну, но потом побратались. Из ванов были набраны первые жрецы. Согласно Эддам, Один имел владения в Азии (на востоке от реки Танаис (Дон), «в стране турок»), и переселился в Данию, оставив свою столицу Асгард. Асы, потомки Одина, расселившись по Стране Саксов, принесли туда древний язык из Азии.

    По традиционной истории вторжение готов из Скандинавии в центральную Европу и движение их к Черному морю явилось началом Великого переселения народов Европы. Готы во второй половине II в. н. э. достигли устья Вислы и с боями поднялись к ее верховьям в Карпатах. Готы в своём движении увлекли многие племена Прибалтики и Восточной Европы и возглавили большое межплеменное объединение, в которое вошли славянские племена, обитавшие на исконно славянских землях в Южной Прибалтике и в бассейне Вислы и Одера. Часть славянских племен венедов и ругов, вытесненная с территории современной Польши, бежала от готов на юг и на восток. К этому времени относится появление венедов у озера Ильмень и в Приднепровье, а скиров, герулов и ругов на Дунае.

    В начале III века готы миновали предгорья Карпат и хлынули в степи Причерноморья. Они глубоко проникли в славянские земли. Пятый после Берига король готов Филимер привёл их в Приднепровье, где на территории нынешней Украины возникло готское государство Ойум. Столицей этого готского государства в скандинавском фольклоре считался город на Днепре – буквально Данпарстад. В одной из скандинавских саг – саге о Хервёр – упомянута готская столица на Днепре – Археймар. Расположение этих городов не известно.

    Иордан упоминает спалов, племя, на которое напали готы, когда пришли со своим вождем Филимером в область Ойум. Название «спалы» перекликается с названием «спалеи» («Spalaei»), записанным Плинием, который относил расселение племени к реке Танаису. Но особенно название «спалы» сближается с названием «споры», упоминаемым Прокопием. Последний относит имя споров к склавенам и антам вместе: «Имя же как у склавенов, так и у антов было вначале одно – и те и другие исстари назывались спорами».

    В то же время венеты (по Иордану) и споры (по Прокопию) являлись общими именами для двух позднейших славянских разветвлений – склавенов и антов.

    Готы по пути к Азовскому и Черному морям дошли до Днепра, где разделились. Форсировав Днепр, часть готов преодолевала места расселения спалов, о которых пишет Иордан. Оставшиеся на правом берегу Днепра готы продвинулись к берегам Черного моря. Быть может, они остановились где-то на его побережье западнее Крыма. Иордан упоминает Ольвию– одну из древнейших греческих колоний на северном побережье Черного моря. Она была основана выходцами из Милета еще в первой половине IV в. до н. э. и, будучи расположена на Буге (на его правом берегу, около современного села Парутина) у его впадения в Днепро-Бугский лиман, долго сохраняла доминирующее положение в торговле с населением Скифии, став крупным ремесленным и культурным центром в Северном Причерноморье.

    Переправившиеся через Днепр племена готов из области спалов (которые можно идентифицировать с антскими племенами Северского Донца) миновали донские степи и дошли до Азовского моря. Иордан говорит, что готы с вождем своим Филимером около 230 года поселились около Меотиды. В дальнейшем готские племена расселились по северным берегам Черного моря. Таким образом, готывернулись через 9 веков на свою прежнюю киммерийскую родину в Причерноморье. Владычество над Южной Русью от сарматов перешло к готам.

    Другое объединение готов и гепидов с Карпат двинулось на юг и в III веке, воспользовавшись кризисом римской государственности, после нескольких десятилетий борьбы потеснило римлян и в 210–250 гг. осело на севере Балкан. Тогда же произошло разделение готов на западных и восточных. Восточные – остроготы (Ostrogothi) или остготы заняли левобережье нижнего Днепра, западные – визиготы (Wisigothi) или вестготы – его правобережье. Третью, совершенно обособившуюся часть составили готы, ушедшие в Тавриду; от них позднее отделились готы-трапезиты (тетракситы Прокопия), передвинувшиеся на Таманский полуостров.

    В Причерноморье готы сокрушили антов и сарматов, которые после скифов имели господство на всем пространстве степей от Дуная до Волги. У готов осталась память о прежних поражениях от скифов в VII веке до н. э. Они стали христианами-ариантами и испытывали неприязнь к сарматам-язычникам, поклонникам ведизма.

    К средине III века готы контролировали все северное побережье Черного моря.

    В 237 г. готы дошли до устья Дона и овладели Танаисом. В 257 году отряды остроготов уничтожили скифское царство в Крыму. Тогда же вождь германцев и венедов Книв, он же Кий Готский (правл.251–283 гг.) завоевал «Семиградье» (видимо, город Новгород Скифский в Крыму). Постепенно сложился союз готов со славянами против сарматов. В начале IV века готы в союзе со славянами достигли восточного Крыма и разгромили Боспорское царство (Пантикапей и Нимфей), где правил царь Савромат IV (275–318 гг.) и римский наместник Тиберий Юлий Тейран. Затем захватили Тамань. Весной 258 года днестровская флотилия готов достигла Босфора и разграбила Халкедон и Никею в Малой Азии.

    В 262 году нападению вестготов подверглась Фракия. В 269 г. в столкновении готов с армией римского императора около города Ниш (Сербия) римляне потерпели поражение и были вынуждены уступить готам Дакию. Вестготы, закрепившись на Балканах, ведут с начала V в. продолжительные войны с Римской Империей. В 410 г. король вестготов Аларих разрушает Рим. В течение 412–418 гг. вестготы вторгаются в Галлию, Испанию и Аквитанию. В 451 г. при Каталаунских полях союз готов и других племён разбил гуннов и остановил их продвижение на запад. После того, как в 476 году прекратила свое существование Римская империя, в кровавой борьбе за Рим в 493 г. побеждает король остготов Теодорих, который основывает королевство в Италии. Его имя войдет в средневековый европейский эпос как Тетрик Бернский и станет образцом мудрого и сильного правителя. В предместье своей столицы Равенны Теодорих построил в 519 году мавзолей для своей будущей усыпальницы.

    Рис. 24. Мавзолей Теодориха

    Из Фракии визиготы с 248 года стали беспокоить земли Римской империи на Дунае и совершать набеги на бывшую Элладу, захватывая и грабя города и угоняя население в плен. В 251 г. готы и славяне, возглавляемые Остроготой и Книвом, разгромили в битве при Абрите римского императора Деция, который сам погиб в битве. Гото-славянское государство Остроготия захватило все Черноморские степи от Дона до Дуная. Готы стали хозяевами всей юго-восточной Европы.

    Территорию от Днестра до Дона контролировали остроготы. В середине четвертого века восточные готские племена сформировали сильную Федерацию, возглавляемую одним из племенных вождей из рода Амалов Германарихом, которого избрали королем остготов (ок.350–375).

    Установившиеся вначале дружественные отношения между готами и славянами в Южной Руси длились около двух столетий, от начала III в. до второй половины IV века. Они предпринимают совместные походы против римлян. В 267 году после разгрома Боспорского царства и захвата его судов готский флот, выйдя из устья Дона, прорывается в Эгейское море. Готы захватывают и грабят греческие города Афины и Коринф, находившиеся под владычеством Рима.

    По свидетельству Иордана готы под руководством короля Германариха захватили и подчинили себе всю Восточную Европу от верхнего течения Волги (земли меря и мордвы), все Поднепровье и степи Причерноморья, включая Крым, объединив под своей властью все племена Причерноморья и соседние сармато-аланские племена Северного Кавказа. Первая кампания Германариха была против герулов, тевтонского племени, поселившегося в регионе Азова, которые подчинились Германариху.

    Иордан так описывал события после этого: «После избиения герулов Германарих двинул войско на венетов, которые, хотя и достойны презрения из-за плохого вооружения, но могучие численностью, сперва пробовали сопротивляться… Они же, как было сказано… в каталоге народов, происходят из одного корня, породили три народа, то есть венетов, антов и склавинов, которые теперь свирепствуют всюду, по грехам нашим, тогда все они, однако, подчинились власти Германариха».

    Около 370 г. у низовьев Дона появились гунны и бросились на богатые владения остготов. Германарих повёл войска против гуннов, но был разбит. До гуннского нашествия готы поддерживали союзные отношения со славянскими племенами. Согласно «Книге Велеса» для укрепления этого союза династическим браком князь Русколани Бус Белояр выдал свою сестру Лебедь за престарелого Германариха. После того, как молодая жена попыталась сбежать вместе с его сыном Рандвером, оба были схвачены и казнены. Мстя за убийство Лебеди, ее соплеменники (представители племени росомонов, отождествляемые с роксоланами и позднейшими русами-россами) убили в сражении 375 г. 110-летнего Германариха. Война между готами и славянами вспыхнула вновь.

    По свидетельству Аммиана Марцеллина после смерти Эрманариха королём остготов в 375 году стал Витимир (по Иордану – амал Винитарий), который напал на страну антов и приказал распять их вождя Боза (Божа), его сыновей и 70 старейшин «для устрашения, чтобы трупы распятых удвоили страх покоренных». Об этом же говорит и «Велесова Книга», где имя распятого вождя славян Бус Белояр. Там говорится: «И бога Буса и семьдесят иных князей распяли на крестах». Известна также кавказская легенда об убийстве «Баксана со всеми своими братьями и восемьдесятью знатнейшими нартами готфским царем».

    Можно отметить разрыв в несколько лет между распятием Витимиром антского вождя Буса Белояра (Боза) 21 марта 368 года, дата которого связана с лунным затмением, и приходом Витимира к власти после смерти Германариха только в 375 году. Оставим это на совести древних летописцев. А возможно, это следствие разных летоисчислений.

    Иордан в своём труде «О происхождении и деяниях гетов», опиравшемся на несохранившуюся книгу «Истории готов» римского писателя и учёного Кассиодора (Флавий Магн Аврелий Кассиодор, 487–578 гг.), совершенно ничего не говорит о Витимире, а излагает историю следующим образом: после смерти Эрманариха и отделения от вестготов остготы якобы остались у себя на родине в «древних их скифских местах поселения», под властью гуннов. Однако Винитар из германо-венедского рода Амалов сохранил «знаки своего княжеского достоинства» и попытался избежать подчинения гуннам. Для этого он напал на союзную гуннам страну антов, но последние нанесли ему поражение. В ответ на это Винитар при вторичном вторжении в земли антов велел для устрашения распять вождя антов Божа и 70 антских старейшин. Считается, что имя Винитар, буквально «Потрошитель венедов», было присвоено этому готскому королю потомками. «Велесова Книга» называет преемника Германариха Вендом из рода Амалов.

    Иордан, рассказывая об остроготах после смерти их вождя Германариха, описал поход преемника Германариха Витинара на антов: «Он двинул войско в пределы антов. Народы, которые тут живут [Северное Приазовье], в древности назывались киммерийцами, теперь же зовутся утигурами. Дальше, на север от них, занимают земли бесчисленные племена антов. Анты же – сильнейшие из обоих [славянских племен] – распространяются от Данастра до Данапра».

    Остроготы, оказавшиеся под властью гуннов, попытались освободиться и во главе с наследником Германариха Винитарием (по Иордану) или Витимиром (по Аммиану) вели ожесточенную войну с гуннами. В одной из скандинавских саг – саге о Хервёр описана битва гуннов и готов.

    На стороне гуннов выступали и анты, и ильменские словене во главе с их князем Словеном. В битве объединенного гунно-анто-словенского войска с готами на реке Эрак на Кубани (возможно, это Терек) в 376 г. предводитель готов был убит и потерпевшие поражение готы были вынуждены покинуть Ойум. Часть остготов во главе с вождями Алатеем и Сафраком сумела бежать на Балканы в границы Римской империи, прихватив и малолетнего наследника готских королей Видерика. Вместе с вестготами они переправляются через Дунай и затем в 378 г. в борьбе за выживание сражаются против римской армии под Адрианополем. Гунны настигают готов и на Дунае и окончательно устанавливают свое господство в Великой степи. Дальнейшая судьба готов прослеживается по истории гуннов.

    Многие готские военачальники и даже потомки амалов встречаются потом среди полководцев Аттилы, к походам которого присоединились племена готов. Часть готов поселилась в Лидии и Фригии. После смерти Аттилы готы расселились в Паннонии. Здесь они восстали против ослабевших гуннов под руководством трёх братьев из рода амалов, Валамира, Теодемира и Видимира, имена которых выдают их славянские корни.

    Закончить рассказ о готах хочу тем, с чего начал.

    Языковеды и историки культуры пришли к заключению об изначальном единстве религиозных представлений древних германцев и славян, почитавших одних и тех же богов. Знаменитый путешественник и учёный-антрополог Тур Хейердал выдвинул гипотезу, что Один, князь Асгарда, был реальной исторической личностью. Он жил на рубеже нашей эры в Приазовье в городе Танаис и переселился в Скандинавию со своим народом асами из-за давления внешних сил. В отношении Приазовья, как прародины готов, есть и доказательство.

    Иордан, ссылаясь на свидетельство готского писателя Аблавия, подтверждает, что готы шли на свою историческую родину: «движутся они в крайнюю часть Скифии, соседящую с Понтийским морем, как это и вспоминается в древних их песнях как бы наподобие истории и для всеобщего сведения».[34]

    Так замыкается цепь исторических событий, связанных с готами, потомками киммерийцев.

    Критика Иордана

    Иордан перечисляет летописные названия завоеванных Германарихом племен северо-восточной Руси, которые не могли у готов IV века почти полностью соответствовать древнерусским названиям этих племен IX–XI веков. Это нонсенс.

    За такой период племена неоднократно должны были поменять названия, если вообще сохраниться. Да и не мог причерноморский царь завоевать все эти очень далекие лесные племена. Какой же вывод? Иордан жил в более поздний период, а в своей книге использовал германо-европейский эпос о вожде Германарихе, приписав тому победу над племенами, названия которых он почерпнул у древних славян и русов, благо готы жили в Крыму по соседству с частью русов.

    Германарих же во многом отождествляется с гунном (или булгаром) ханом Ернахом, прожившим 108 лет (Германарих, напомню, прожил 110 лет). Иначе как можно объяснить, что о могущественном государстве Германариха молчат ВСЕ остальные византийские авторы? (albertmaximov.ru/pervaya.htm)[48]

    Получается, что это фантомный персонаж, как и его империя. Однако у нас нет пока другого столь подробного источника по истории готов, кроме Иордана.

    К месту можно сослаться на мнение Ю. И. Венелина, который считал, что готы на самом деле являлись мощным объединением полабских племён – лужицких сербов, завоевания которых в Восточной Европе так ясно описал Аммиан Марцеллин, что «любой мужик без труда поймёт, что сербы и готы это одно и то же, а учёный историк россиянин, немец или француз будет твердить, что это готы, потому что греки их называли готами». [62, стр.598] Можно ли верить этим ребятам историкам?

    Поделитесь на страничке

    Следующая глава >

    history.wikireading.ru