Русский народный костюм. Национальный русский костюм картинки


Фотографии из коллекции Лидии Мельниковой «Русский народный костюм» » Перуница

Фотографии из коллекции Лидии Мельниковой «Русский народный костюм»Коллектив "Акварель" в русских костюмах

Коллектив современной хореографии Акварель. Руководитель Наталья Валерьевна Бородихина

Курская и Харьковская губернии. Русский костюм конца XIX векаПеред выходом на показ коллекции русского костюма
Хореографический коллектив АкварельРусский традиционный женский и девичий костюмСибирские посиделки в ОЦНТиД, июль 2008 года. Показ костюмов из коллекции "Прикосновение к родникам" Лидии Мельниковой.Костюм Харьковской губернии. Девичья повязкаДевичья повязка курской губернии, Шамшура русский север и сибирь, женский кокошник-сборник, нижегородская повязка (коллективная работа студентов Иркутского политехнического колледжа)По мотивам русского традиционного народного костюма Рязанской губернии
Коллектив современной хореографии Акварель в русских костюмах ...Шамшура (Самшура). Традиционный головной убор крестьянок Русского Севера и СибириРязанская кичка и шейно-нагрудное украшение гайданЖенский кокошник-сборникПо мотивам смоленского традиционного народного девичьего костюма. Пестрядинный сарафан.Русский народный костюм из коллекции Лидии Мельниковой «Русский костюм : Прикосновение к родникам»
Русский женский и девичий народный костюм по мотивам Рязанской, Нижегородской, Нижегородский, Курской и Харьковской губернийПоказ русского костюма. Ансамбль современной хореографии Акварель в русских костюмахТрадиционный русский костюм. Коллекция Лидии Мельниковой «Русский костюм : Прикосновение к родникам»По мотивам русского красного сарафанаПо мотивам нижегородского девичьего костюма. Коллективная работа студентов ИрПК. Рубаха, сарафан, душегрея-коротёна, повязка, ожерелье.
Русский народный костюм. Показ коллекции традиционного русского костюма в центре народного творчества.Демонстрация коллекции русского народного костюма во дворе иркутского центра народного творчества.Русский народный костюм из коллекции Лидии Мельниковой «Русский костюм : Прикосновение к родникам»Женские русские костюмы Рязанской губернииНаталья Валерьевна Бородихина готовит показ русского костюма (коллекция Лидии Мельниковой)Руководитель хореографического коллектива "Акварель" (Иркутск) Наталья Валерьевна Бородихина

«Русский костюм : Народный». Фотографии из коллекции Лидии Мельниковой «Русский народный костюм : Прикосновение к родникам». Коллекция русского костюма - результат неоднократных энографических экспедиций по районам Иркутской области. Создовалась коллекция русского народного костюма в течении нескольких лет.

www.perunica.ru

как сложился русский народный костюм, картины, фотографии.

Русские женщины, даже простые крестьянки, были редкими модницами. В их объемных сундуках хранилось множество — не менее трех десятков — самых разных нарядов. Особенно наши прародительницы любили головные уборы — простые, на каждый день, и праздничные, вышитые бисером, украшенные самоцветами. А уж как они любили бусы!..

На формирование любого национального костюма (будь то английский, китайский или племени бора-бора), его покроя и орнамента всегда влияли такие факторы, как географическое положение, климат, основные занятия народа.

«Чем пристальнее изучаешь русский народный костюм как произведение искусства, тем больше находишь в нем ценностей, и он становится образной летописью жизни наших предков, которая языком цвета, формы, орнамента раскрывает нам многие сокровенные тайны и законы красоты народного искусства».

В русских костюмах. Муром, 1906–1907 годы. Частное собрание (архив Казанковых)

Вот и в русском костюме, который начал складываться к XII веку, заложена подробная информация о нашем народе — труженике, пахаре, земледельце, веками живущем в условиях короткого лета и долгой лютой зимы. Что делать бесконечными зимними вечерами, когда за окном завывает вьюга, метет метель? Наши прародительницы-рукодельницы ткали, шили, вышивали. Творили. «Бывает красота движения и красота покоя. Русский народный костюм — это красота покоя», — писал художник Иван Билибин.

Рубаха

Главный элемент русского костюма. Составная или цельнокроеная, из хлопка, льна, шелка, кисеи или простая холщовая, рубаха непременно доходила до щиколоток. Подол, рукава и ворот рубах, а иногда и нагрудная часть украшались вышивкой, тесьмой, узорами. Причем цвета и орнаменты различались в зависимости от области и губернии. Воронежские женщины предпочитали вышивку черного цвета, строгую и изысканную. В Тульской и Курской областях рубахи, как правило, плотно вышиты красными нитями. В северных и центральных губерниях преобладали красный, синий и черный, иногда золотой.

Рубахи надевали разные в зависимости от того, какую работу предстояло выполнить. Были рубахи «покосные», «пожнивные», была и «рыболовка». Интересно, что рабочая рубаха для жатвы всегда богато украшалась и приравнивалась к праздничной.

Русские женщины часто вышивали на рубахе заклинательные знаки или молитвенный оберег, поскольку верили, что, используя плоды земли для пропитания, отбирая жизнь у пшеницы, ржи или рыбы, они нарушают естественную гармонию, вступают с природой в конфликт. Перед тем как убить животное или скосить траву, женщина произносила: «Прости, Господи!»

Женский костюм. Рубаха

Рубаха-«рыболовка». Конец XIX века. Архангельская губерния, Пинежский уезд, Никитинская волость, село Шардонемское.

Женский костюм. Рубаха

Покосная рубаха. Вологодская губерния. II половина XIX века

Женский костюм. Рубаха

Рубаха из авторской коллекции художников Карелиных

Кстати, об этимологии слова «рубаха». Оно происходит вовсе не от глагола «рубить» (хотя колоть дрова в такой одежде, безусловно, удобно), а от древнерусского слова «рубь» — рубеж, край. Стало быть, рубаха — сшитое полотнище, с рубцами. Раньше говорили не «подшить», а «подрубить». Впрочем, это выражение встречается и сейчас.

Сарафан

Слово «сарафан» произошло от персидского «саран па» — «через голову». Впервые оно упоминается в Никоновской летописи от 1376 года. Как правило, трапециевидного силуэта, сарафан надевался поверх рубахи. Сначала это было чисто мужское одеяние, парадное облачение князей с длинными откидными рукавами, сшитое из дорогих тканей — шелка, бархата, парчи. От вельмож сарафан перешел к духовенству и лишь после закрепился в женском гардеробе.

Сарафаны были нескольких видов: глухие, распашные, прямые. Распашные сшивались из двух полотнищ, которые соединяли при помощи красивых пуговиц или застежек. Прямой (круглый) сарафан крепился на лямках. Популярен был и глухой косоклинный сарафан с продольными клиньями и скошенными вставками по бокам.

Женский костюм. Сарафаны

Костюм из авторской коллекции художников Карелиных.

Женский костюм. Сарафаны

Сарафаны с душегреями

Женский костюм. Сарафаны

Воссозданные праздничные сарафаны

Самые распространенные цвета и оттенки для сарафанов — темно-синий, зеленый, красный, голубой, темно-вишневый. Праздничные и свадебные сарафаны шили в основном из парчи или шелка, а повседневные — из грубого сукна или ситца. Впрочем, заморское слово «сарафан» в русских деревнях звучало редко. Чаще — костыч, штофник, кумачник, синяк или косоклинник.

«Наряжались красавицы разных сословий почти одинаково — разница была лишь в цене мехов, тяжести злата и блеске каменьев. Простолюдинка «на выход» надевала длинную рубаху, поверх нее — расшитый сарафан и душегрейку, отделанную мехом или парчой. Боярыня — рубаху, верхнее платье, летник (расширяющаяся книзу одежда с драгоценными пуговицами), а сверху еще и шубку для пущей важности».

Поверх сарафана надевалась короткая душегрея (что-то наподобие современной кофты), которая для крестьян была праздничной одеждой, а для знати повседневной. Душегрейка (кацавейка, телогрейка) шилась из дорогих, плотных тканей — бархата, парчи.

Женский костюм. Царица

Портрет Екатерины II в русском платье. Картина Стефано Торелли

Женский костюм. Царица

Портрет Екатерины II в шугае и кокошнике. Картина Вигилиуса Эриксена

Женский костюм. Царица

Портрет великой княжны Александры Павловны в русском костюме». Неизвестный художник. 1790 годjavascript:void(0)

Императрица Екатерина Великая, слывшая законодательницей мод, вернула в обиход русский сарафан, одежду, порядком подзабытую отечественным высшим сословием после реформ Петра, который не только брил бороды боярам, но и запретил ходить в традиционной одежде, вменив подданным следовать европейскому стилю. Государыня считала необходимым воспитывать в российских подданных чувство национального достоинства и гордости, ощущение исторической самодостаточности. Едва сев на русский трон, Екатерина начала одеваться в русское платье, подавая пример придворным дамам. Однажды на приеме у императора Иосифа II Екатерина Алексеевна появилась в алом бархатном русском платье, унизанном крупным жемчугом, со звездою на груди и в бриллиантовой диадеме на голове. А вот еще одно документальное свидетельство: «Государыня была в русском наряде — светло-зеленом шелковом платье с коротким шлейфом и в корсаже из золотой парчи, с длинными рукавами», — писал англичанин, побывавший при русском дворе.

Понева

Женский костюм. Понева

Женский костюм. Понева

Женский костюм. Понева

Женский костюм. Понева

Женский костюм. Понева

Костюм из авторской коллекции художников Карелиных

Попросту юбка. Обязательная часть гардероба замужней женщины. Понева состояла из трех полотнищ, могла быть глухой или распашной. Как правило, ее длина зависела от длины женской рубахи. Подол поневы украшался узорами и вышивкой. Чаще всего понева изготавливалась из полушерстяной ткани в клетку.

Надевалась на рубаху и оборачивалась вокруг бедер, а на талии ее держал шерстяной шнур (гашник). Спереди часто надевали еще передник. На Руси для девушек, которые достигли совершеннолетия, существовал обряд надевания поневы, который говорил о том, что девушка могла быть уже просватанной.

Пояс

Женский костюм. Пояс

Женские пояса из шерсти

Женский костюм. Пояс

Пояса со славянскими узорами

Женский костюм. Пояс

Станок для ткачества поясов

Неотъемлемая часть не только русского костюма, обычай носить пояс распространен среди многих народов мира. На Руси издавна было принято, чтобы нижняя женская рубашка всегда была подпоясана, существовал даже обряд опоясывания новорожденной девочки. Пояс — магический круг — защищал от нечисти, и поэтому даже в бане его не снимали. Ходить неподпоясанным считалось большим грехом. Отсюда значение слова «распоясаться» — обнаглеть, забыть о приличиях. К концу XIX века в некоторых южных областях стало допускаться ношение пояса просто под сарафан. Пояса были шерстяные, льняные и хлопковые, их вязали крючком или ткали. Иногда кушак мог достигать в длину трех метров, такие носили незамужние девицы; покромку с объемным геометрическим узором — замужние женщины. Желто-красным поясом из шерстяной ткани, украшенной тесьмой и лентами, оборачивались в праздники.

Передник

Женский костюм. Передник

Костюм из авторской коллекции художников Карелиных

Женский костюм. Передник

Женский городской костюм в народном стиле: кофта, передник. Россия, конец XIX века

Женский костюм. Передник

Женский костюм Московской губернии. Реставрация, современная фотография

Не только предохранял одежду от загрязнения, но и служил дополнительным украшением праздничного наряда, придавал ему законченный и монументальный вид. Передник носили поверх рубахи, сарафана и поневы. Впрочем, на Руси в ходу больше было слово «запон» — от глагола «запинати» (закрывать, задерживать). Определяющая и самая обильно украшенная часть наряда — узорами, шелковыми лентами и отделочными вставками. Край оформлен кружевом и оборками. По вышивке на переднике можно было, как по книге, прочесть историю женской жизни: создание семьи, число и пол детей, почивших родственников и предпочтения владелицы. Каждый завиток, каждый стежок подчеркивал индивидуальность.

Головной убор

Женский костюм. Головные уборы

Костюмы из авторской коллекции художников Карелиных

Женский костюм. Головные уборы

Костюмы из авторской коллекции художников Карелиных

Женский костюм. Головные уборы

Костюмы из авторской коллекции художников Карелиных

Головной убор зависел от возраста и семейного положения. Он предопределял всю композицию костюма. Девичьи головные уборы оставляли часть волос открытыми и были довольно простыми: ленты, повязки, обручи, ажурные венцы, сложенные жгутом платки.

После венчания и обряда «расплетения косы» девушка приобретала статус женщины и носила «кичку молодухи». С рождением первенца ее сменяла рогатая кичка или высокий лопатообразный головной убор, символ плодородия и способности деторождения. Замужние женщины должны были полностью покрывать свои волосы под головным убором. По древнерусскому обычаю поверх кички надевали платок (убрус).

Кокошник был парадным головным убором замужней женщины. Кичку и кокошник замужние женщины надевали, когда выходили из дома, а дома носили, как правило, повойник (чепец) и платок.

Красный

Женский костюм. Красный цвет

Костюм из авторской коллекции художников Карелиных

Женский костюм. Красный цвет

Женский костюм. Красный цвет

Женский костюм. Красный цвет

Женский костюм села Сумерки Пронского уезда Рязанской губернии и костюм крестьянки села Ветчаны Касимовского уезда. Конец XIX — начало XX века. Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник

Этот цвет предпочитали в одежде и крестьяне, и бояре. Цвет огня и солнца, символ власти и плодородия. До 33 оттенков красного можно увидеть в традиционных костюмах Руси. Каждый оттенок имел свое название: мясной, червчатый, червонный, багрецовый, кровавый, чермной, кумач...

Красивая одежда что рекомендательное письмоМузей кружеваДом елецкого кружеваПлатки и шали в русском народном костюмеМосковский историко-этнографический театрФольклорно-этнографический театр «Кресень»

Возраст владельцев без труда определялся по цветовой гамме. Наиболее колоритно одевались молодые девушки до рождения ребенка. Скромной палитрой отличались костюмы пожилых и детей.

Женский костюм изобиловал узорами. Вышивки на сарафанах и рубахах перекликались с резным обрамлением деревенской избы. В орнамент вплетали изображение людей, животных, птиц, растения и геометрические фигуры. Преобладали солнечные знаки, круги, кресты, ромбические фигуры, олени, птицы.

Стиль «капуста»

Отличительная черта русского национального костюма — его многослойность. Повседневный костюм был максимально простым, он состоял из самых необходимых элементов. Для сравнения: праздничный женский костюм замужней женщины мог включать в себя около 20 предметов, а повседневный — всего семь. Трехчастный ансамбль девушки надевали на каждый выход в свет. Рубаху дополняли сарафаном и кокошником либо поневой и сорокой. По поверьям, многослойная просторная одежда предохраняла хозяйку от сглаза. Ношение менее трех слоев платьев считали неблагопристойным. Многослойность одеяний у знати подчеркивала их достаток.

Основными тканями, применявшимися для народной крестьянской одежды, были домотканые холст и шерсть, а с середины XIX века — фабричные шелк, атлас, парча с орнаментом, кумач, ситец, сатин. Трапециевидный или прямой монументальный силуэт, основные виды покроя, живописное декоративное и цветовое решение, кички, сороки — все это бытовало в крестьянской среде вплоть до середины — конца XIX века, когда традиционный костюм начинает вытеснять городская мода. Одежду все чаще приобретают в магазине, реже шьют на заказ.

Благодарим за предоставленные фотографии художников Татьяну, Маргариту и Таис Карелиных - лауреатов международных и городских конкурсов национального костюма и педагогов.

www.culture.ru

Русский костюм. Мужская одежда. - История красоты

Нет, други мои! Я не забыла вас, просто весна и начало лета выдались ну очень нервные, а потом я в отпуск ушла, а после отпуска понадобилось ещё месяц - в себя прийти. Но я всегда помнила о том, что серию очерков в сообществе надо закончить. И потому продолжаю. Итак, сегодня разговор о мужской одежде. Мужской костюм, в отличие от женского, на всей территории России был, практически одинаковым и состоял из рубахи, портов, обуви, головного убора и пояса.

Это женщинам вечно надо выпендриться, а мужчин, в первую очередь, во все времена интересовала практичность и удобство. "Первым делом - самолёты!"Богато украшалась только праздничная одежда, да ещё молодые мужчины и неженатые парни могли наряжаться в яркие расшитые рубашки. Они же могли носить многочисленные украшения - яркие ленты на шляпах, шейные платки, браслеты, цепочки. В Курской губернии молодые мужики и холостые парни из богатых семей носили серебряные браслеты, называвшиеся "бугак" - признак достатка. Взрослые солидные мужчины и старики одевались куда скромнее. Праздничная одежда отличалась от повсдневной только качеством материала - её могли шить из более дорогих покупных тканей, а не из домотканины.Мужская рубаха, как правило, имела туникообразный покрой. Её шили из одной точи холста, перегнутой по утку, в центре прорезали отверстие для головы и делали разрез. В бока могли вставлять клинья, или прямые куски ткани для расширения подола. Классическая мужская рубашка - котоворотка с разрезом на левую сторону. Но могли быть и рубахи с разрезом справа, или посередине. Рубахи с разрезом справа бытовали в среднем поволжье, в местах контакта русских с коренными народами Поволжья и Приуралья - мордвой, марийцами, удмуртами. У них, как раз бытовали рубахи с разрезом справа. Рубахи с разрезом по центру бытовали в некоторых южных губерниях - в местах расселения казачества и смешанного русско-украинского, или русско-белорусского населения. Этот тип рубах считался наиболее архаичным.Ворот был невысоким - 1-2 см и застёгивался на одну пуговицу. В местах бытования смешанного русско-украинского и русско-белорусского населения бытовали рубахи с прямым вырезом, с поликами, пришитыми по утку, или по основе и с отложным воротником. Такие рубахи были известны и западным славянам - чехам и полякам.В местах проживания казачьего населения и в Воронежской губ. были известны рубахи без ворота - "голошейки" с вырезом по центру. Они бытовали в местах, где был распространён комплекс с глухой панёвой и рубахой, расшитой чёрным узором.Неженатым парням и молодым мужчинам рубахи шили выше колен, зрелым мужчинам и старикам - ниже колен. Но в некоторых губерниях молодёжь - и парни, и девушки, могли до вступления в брак ходить в одних длинных рубахах. Штаны парень получал только женившись. Это вызывало протесты церкви и образованной части населения - помещиков и сельской интиллигенции - фельдшеров, учителей. В литературе такие случаи тоже описаны. В повести В. Липатникова "Наш маленький Париж" - о жизни Кубанского казачества до революции, старый казак, бывший конвоец Его Императорского Величества Конвоя Лука Костогрыз вспоминает, что до свадьбы он носил длинную рубаху до пят и без штанов, а штаны ему дали только в день венчания. На утро после свадьбы новобрачный попытался опять одеться так, как привык - в одну рубаху, но отец сказал ему :"Нет. Раз женился - надо в штанах ходить!"А вообще - первые штаны мальчики получали обычно в 6-7 лет - после первого причастия. Штаны состояли из двух узких штанин - колош, или порточин, которые кроили из двух перегнутых по основе точ холста и двух ромбовидных вставок-ластовиц в шагу.На бёдрах штаны поддерживались тесёмкой-гашником. Отсюда и выражение: "держать в загашнике". Карманы - явление болеее позднее. Впрочем - в некоторых местах мужчины могли привешивать к поясу небольшой карман для мелочи. Вся одежда шилась, в большинстве мест, в основном из тканей собственного изготовления - из льняного, или конопляного холста и понитчины - так называлась смесовая ткань, у которой основа была льняная, или конопляная, а уток из шерсти.Впрочем, в тех местах, где были широко распространены отхожие промыслы и ремёсла, где население располагало свободными деньгами - в Поволжье, на Севере и в Петербургской губ. домотканая одежда уже к середине XIX века вышла из употребления. Её носили только нищие, бурлаки и, иногда, староверы. Иногда у стариков одежда из домотканины служила погребальной.В тех местах, где русские не являлись коренным населением и контактировали с местными народами - в Сибири, на Урале, в Поволжье - были широкие заимствования из одежды местных народов. Но в основном это касалось рабочей и промысловой одежды. Так у народов Севера и Сибири русскими были позаимствованы охотничий жилет-лузан, малица, совик, доха и обувь - торбаза, унты. В местах контактирования с тюркскими народами и народами Кавказа в русский мужской костюм вошли штаны-шаровары и бешмет, ставший у кубанских казаков форменной одеждой. Бешмет так же назывался "черкеской".Согласно представлениям русских - мужчине принадлежал весь внешний мир, а женщине - весь домашний мир. В Вологодской области бытовала, и до сих пор бытует пословица, что "от хозяина должно пахнуть ветром, а от хозяйки - дымом".Поэтому мужским местом в избе всегда считалась лавка у входа - "коник". На фото - группа крестьян-"коновалов". Моих коллег))) Коновал - так раньше звали ветеринарного врача, должен был иметь специальную бляху - знак, что ему дозволено заниматься его ремеслом и сумку с инструментами.Костюм охотника. Архангельская губ. Кожаные штаны и жилет-лузан.К середине XIX века в крестьянский костюм стали входить заимствования из городской одежды. Это было вызвано развитием капиталистических отношений, отходничества, массовым отъездом мужчин на заработки в города.Ещё одним важным элементом крестьянского костюма был пояс. "Без пояса ходить - грех" - говорили крестьяне. До сих пор в русском языке существует выражение "распоясаться". Это значит - перейти всякие границы приличия.Рубаху русские мужчины носили навыпуск поверх штанов и подпоясывали. Пояс что мужчины, что женщины, обязательно завязывали под левую руку. На поясе висели карман для мелочи, кошелёк, ключи, предметы личной гигиены - гребешок и копоушка - палочка для чистки ушей.Пояса были тканые, или вязаные, в начале ХХ века пояс всё чаще заменялся обычным ремнём. Поясу придавалось сакральное значение. Его считали оберегом, девушка дна свадьбе одаривала гостей поясами. Нередко таких поясов надо было заготовить около сотни! Особенный пояс она дарила жениху. нередко на поясах - особенно это было у старообрядцев распространено - ткались имена и слова молитв, цитаты из Писания.Старообрядцы надевали младенцу пояс при крещении. Его носили прямо на тело и не снимали всю жизнь.Считалось, что без пояса христианскую душу не пустят в рай. Хотя саму погребальную одежду не подпоясывали, она была лишена застёжек.Обувь была обычно кожаная, но широко были распространены и лапти. По некоторым сведениям - лапти носили ещё в 50-начале 60-х гг ХХ века. Надевали их обычно на сенокос, или в лес за ягодами. Служила такая обувь недолго - недели 2-3. Способов плетения было несколько, но основных было два - прямое, или "русское" плетение - такие лапти плели без различия на правую и левую ногу и "косое", или мордовское. Такие лапти бытовали в Поволжье, в местах контакта русских с коренными поволжскими народами - мордвой, удмуртами и так далее. Косые лапти плелись уже на каждую ногу отдельно и были прочнее "прямых". Кстати - лапти обувь очень гигиеничная! Наши крестьяне не знали, что такое грибок на ногах! Кроме лаптей была широко распространена кожаная обувь. Она была или самая простая - "моршни" - это обувь типа постол, известных украинцам, белорусам и прибалтийским народам, или кроеная - сапоги, бахилы, бродни. Последние два вида считались промысловой обувью. Сапоги шились обычно из кожи молодых телят. Самыми лучшими считались "опойковые" - на них шла кожа молочных телят первого месяца жизни. Подошва делалась из нескольких слоёв толстой свиной кожи. "Для форсу" многие молодые парни и мужики заказывали сапоги "со скрипом". Для этого в подошву между слоями кожи подкладывалась береста.Продолжение следует...

bellezza-storia.livejournal.com

Традиционный народный костюм

 

Крестьянка в поневе. Девушка в сарафане.

 Рисунки Мейерберга. XVII в. // Короткова М. В. Традиции русского быта : [энциклопедия]. – М., 2008. – С. 62.

скачать

Тропинин В. А. Портрет Е. И. Корзинкиной в русском костюме

 // Василий Андреевич Тропинин: альбом. – Л., 1987. – С. 87.

скачать

Левицкий Д. Г. Портрет А. Д. Левицкой, дочери художника, в русском костюме

 // Русский народный костюм : из собрания Государственного музея этнографии народов СССР : альбом. – Л. : Художник РСФСР, 1984. – 222 с.

скачать

Суриков В. И.. Портрет Н. Ф. Матвеевой.

 1909. На девушке надеты повязка и душегрея // Шангина И. И. Русские девушки. – СПб., 2007. – С. 35.

скачать

Неизвестный художник. Портрет молодой женщины в русском костюме

 // Русский народ. Кн. 3. Старинный быт : строительство и убранство дома, костюм, травник, русский стол, музыка / сост. М. Забылин. – М., 2007. – С. 131.

скачать

Билибин И. Я. Вологодская молодуха в праздничном наряде.

 1906. Открытка // Шангина И. И. Русский народ : будни и праздники : энциклопедия. – СПб., 2003. – С. 261.

скачать

Группа крестьянок в праздничных костюмах.

 1940. Вологодская область. Фото // Шангина И. И. Русский народ : будни и праздники : энциклопедия. – СПб., 2003. – С. 163.

скачать

Девичий будничный костюм.

 Конец XIX века. Вологодская губерния, среднее течение реки Вычегды. // Северный русский народный костюм конца XIX – начала XX века : из собрания Арх. гос. музея деревянного зодчества и народного искусства : комплект из 18 открыток. – Б. м., 1993. – 1 л.

подробнее

Женский костюм.

 Женский костюм. XIX в. Вологодская губерния. Набойка, ткачество, вышивка // Мастера Русского Севера. Вологодская земля : фотоальбом. – М., 1987. – С. 274.

скачать

Женский костюм.

 Женский костюм. XIX в. Вологодская губерния. Женский костюм. XIX в. Вологодская губерния. Ткачество, вышивка // Мастера Русского Севера. Вологодская земля : фотоальбом. – М., 1987. – С. 274.

скачать

Деталь сарафана.

 Деталь сарафана. XIX в. Грязовецкий уезд. Набойка, ткачество // Мастера Русского Севера. Вологодская земля : фотоальбом. – М., 1987. – С. 276.

скачать

Юбка.

 Юбка. Конец XIX в. Грязовецкий уезд. Набойка, ткачество // Мастера Русского Севера. Вологодская земля : фотоальбом. – М., 1987. – С. 277.

скачать

Костюм молодой женщины осенний праздничный.

 Вторая половина XIX в. Вологодская губ., Кадниковский у., Зубковская в. // Русский народный костюм : из собрания Гос. музея этнографии народов СССР : Альбом. – Л. : Художник РСФСР, 1984. – 222 с.

подробнее

Женские рубахи.

 Детали. Вторая половина XIX в. Северная Россия. // Русский народный костюм : из собрания Государственного музея этнографии народов СССР : альбом. – Л. : Художник РСФСР, 1984. – 222 с.

подробнее

Фрагмент рукава рубахи.

 // Русский народный костюм. – М., 1989. – С. 67.

скачать

Праздничная одежда.

 Вологодская губерния. Вторая половина XIX в. // Русский народный костюм : [альбом]. – М., 1989. – С. 59.

скачать

Фрагмент убранства

 // Русский народный костюм : [альбом]. – М., 1989. – С. 60.

скачать

Костюм просватанной девушки.

 Вторая половина XIX в. Вологодская губ., Сольвычегодский у. Воротушка (верхняя часть рубахи) // Русский народный костюм : из собрания Государственного музея этнографии народов СССР : альбом. – Л. : Художник РСФСР, 1984. – 224 с.

скачать

Костюм просватанной девушки.

 Вторая половина XIX в. Вологодская губ., Сольвычегодский у. Воротушка (верхняя часть рубахи) // Русский народный костюм : из собрания Государственного музея этнографии народов СССР : альбом. – Л. : Художник РСФСР, 1984. – 224 с.

подробнее

Костюм просватанной девушки

 // Андреева А. Ю. Русский народный костюм : путешествие с севера на юг / А. Ю. Андреева; [худож. А. Ю. Андреева] . – СПб. : Паритет, 2005. – 134 с.

скачать

Костюм просватанной девушки

 // Андреева А. Ю. Русский народный костюм : путешествие с севера на юг / А. Ю. Андреева; [худож. А. Ю. Андреева] . – СПб. : Паритет, 2005. – 134 с.

скачать

Костюм просватанной девушки

 // Андреева А. Ю. Русский народный костюм : путешествие с севера на юг / А. Ю. Андреева; [худож. А. Ю. Андреева] . – СПб. : Паритет, 2005. – 134 с.

скачать

Костюм просватанной девушки

 // Андреева А. Ю. Русский народный костюм : путешествие с севера на юг / А. Ю. Андреева; [худож. А. Ю. Андреева] . – СПб. : Паритет, 2005. – 134 с.

скачать

Костюм просватанной девушки

 // Андреева А. Ю. Русский народный костюм : путешествие с севера на юг / А. Ю. Андреева; [худож. А. Ю. Андреева] . – СПб. : Паритет, 2005. – 134 с.

скачать

Костюм просватанной девушки

 // Андреева А. Ю. Русский народный костюм : путешествие с севера на юг / А. Ю. Андреева; [худож. А. Ю. Андреева] . – СПб. : Паритет, 2005. – 134 с.

скачать

Свадебная одежда крестьянки.

 // Вологодская губ., Сольвычегодский уезд. Середина XIX // Русский народный костюм : [альбом]. – М., 1989. – С. 58.

скачать

Свадебная одежда крестьянки.

 Вологодская губ., Великоустюжский уезд. Конец XIX в. // Русский народный костюм : [альбом]. – М., 1989. – С. 61.

скачать

Молодая женщина в сарафане у колыбели.

 Вологодская губ., Пермогорье. XIX в. // Русский народный костюм : [альбом]. – М., 1989. – С. 233.

скачать

Понева.

 // Короткова М. В. Традиции русского быта : [энциклопедия]. – М., 2008. – С. 61.

скачать

Рубаха девичья.

 // Короткова М. В. Традиции русского быта : [энциклопедия]. – М., 2008. – С. 61.

скачать

Сарафан

 // Короткова М. В. Традиции русского быта : [энциклопедия]. – М., 2008. – С. 62.

скачать

Крестьянка в нарукавниках за прялкой

 // Русский народный костюм : [альбом]. – М., 1989. – С. 234 – 235.

скачать

Крестьянка за шитьем

 // Русский народный костюм : [альбом]. – М., 1989. – С. 234 – 235.

скачать

Передник. Деталь.

 Конец XIX в. Вологодская губ., Вельский у., д. Стешинская // Русский народный костюм : из собрания Государственного музея этнографии народов СССР : альбом. – Л. : Художник РСФСР, 1984. – 224 с.

скачать

Нагрудник (передник).

 Вторая половина XIX в. Вологодская губ., Никольский у., река Юг. // Русский народный костюм : из собрания Государственного музея этнографии народов СССР : альбом. – Л. : Художник РСФСР, 1984. – 224 с.

скачать

Передник.

 Передник. XIX в. Великоустюжский уезд. Ткачество // Мастера Русского Севера. Вологодская земля : фотоальбом. – М., 1987. – С. 278.

скачать

Мужские и женские рубахи Вологодской губ.

 Женские рубахи из Сокольского р-на // Русская народная одежда : историко-этнографические очерки. – М., 2011. – С. 310.

скачать

Мужские и женские рубахи Вологодской губ.

 Женские рубахи из Сокольского р-на // Русская народная одежда : историко-этнографические очерки. – М., 2011. – С. 310.

скачать

Женский костюм

 // Северный русский народный костюм конца XIX-начала XX века : из собрания Архангельского государственного музея деревянного зодчества и народного искусства : комплект из 18 открыток. – [Б. м.], 1993. – 1 л.

подробнее

Борушки.

 Вологодская губерния, Тотемский уезд, начало XX в. [Электронный ресурсъ]. – Режим доступа : http://fotki.yandex.ru/users/hor-j/view/202371

скачать

Женские праздничные костюмы

 из Великоустюжского у. конца XIX – начала XX в. Сарафан, рубаха, косынка, белый фартук-сенокосный // Русская народная одежда : историко-этнографические очерки. – М., 2011. – С. 308.

скачать

Женские праздничные костюмы

 из Великоустюжского у. конца XIX – начала XX в. Сарафан, рубаха (стан и вороток), пояс, фартук // Русская народная одежда : историко-этнографические очерки. – М., 2011. – С. 308.

скачать

Женские праздничные костюмы

 из Великоустюжского у. конца XIX – начала XX в. Сарафан, рубаха с запясьями (манжетами), фартук, косынка // Русская народная одежда : историко-этнографические очерки. – М., 2011. – С. 308.

скачать

Повседневный женский костюм

 из Великоустюжского уезда : сарафан, рубаха, косынка, пояс // Русская народная одежда : историко-этнографические очерки. – М., 2011. – С. 309.

скачать

Женщина в будничном костюме.

 1911. Фотография. Вологодская губерния // Русский народный костюм : из собрания Государственного музея этнографии народов СССР : альбом. – Л. : Художник РСФСР, 1984. – 222 с.

скачать

Женские костюмы.

 Повседневный костюм из д. Холка Кичменгско-Городецкого р-на: рубаха и сарафан из набойки // Русская народная одежда : историко-этнографические очерки. – М., 2011. – С. 307.

скачать

Женские костюмы.

 Сарафан и жакетка из сукна из д. Горы Тотемского р-на // Русская народная одежда : историко-этнографические очерки. – М., 2011. – С. 307.

скачать

Женские костюмы.

 Праздничный костюм из Великоустюжского уезда: Сарафан, пестрядная рубаха, фартук, косынка, пояс // Русская народная одежда : историко-этнографические очерки. – М, 2011. – С. 307.

скачать

Одежда крестьянки.

 Вологодская губ., район Северной Двины. Конец XIX – начало XX в. // Русский народный костюм : [альбом]. – М., 1989. – С. 69.

скачать

Мужской и женский костюм и пояса

 Вологодской губ. Красноборские тканые пояса // Русская народная одежда : историко-этнографические очерки. – М., 2011. – С. 309.

скачать

Женские пояса-покромки Вологодской губ. :

  слева-из д. Полюдово Бабушкинского р-на, в середине-из д. Анохино Грязовецкого р-на, справа-из Кичменгско-Городецкого р-на // Русская народная одежда : историко-этнографические очерки. – М., 2011. – С. 309.

скачать

Рукавицы и перчатки

 XIX – XX вв. Европейская Россия. Русский Север // Шангина И. И. Русские девушки. – [Науч.-популяр. изд. ]. – СПб., 2007. – С. 45.

скачать
 

www.booksite.ru

Русский национальный костюм. Фото из цифровой коллекции Эрмитажа.

DX1PAEU9TKO4U9WJ3Платье крестьянки, городского типа: лиф, юбкаВерхнее Поволжье. Начало 20 в. Шелк;XUELDGH8TN_40PFUME3Костюм женский городской в народном стиле: кофта, передникРоссия. Конец 19 в.Хлопчатобумажная, льняная нити; ткачество, вышивка крестом, плетение многопарное.

LUE6380LJWHXN2OZ3Верхняя одежда крестьянкиТульская губерния. Начало 20 в.Шерстяная ткань; дл. 90 см

B35LGLYHQ0M2S7UD3Верхняя одежда крестьянки: "шубка"Курская губерния. Конец 19 - начало 20 вв.Сукно, ситец; машинная строчка. Дл. 115 см

YG51S16JMTSDYEPM3Женская верхняя одежда "Одежина"Нижегородская губерния. 19 в.

KEVRCVCWCLRCXDOJ3Женский народный костюм. Сарафан, рубаха, передникНижегородская губерния. 19 в.Бордовый сатин, красный шелк и полосатый сатин;

E2O38$QYM1_23NDSAG3Костюм женский: панёва, рубаха, передник, головной убор "сорока", ожерелье, поясВоронежская губерния. Конец 19 - начало 20 вв.Шерстяная ткань, полотно, ситец, тесьма, шерстяная, шелковая и металлическая нити, бусы; ткачество, вышивка, плетение.

HI_23UG_23YPHM3G9L9B3Костюм женский: панёва, рубаха, передник, платокОрловская губерния. Вторая половина 19 в.Шерстяная ткань и нить, тесьма, полотно, хлопчатобумажная нить, атлас, шелк; браное ткачество, вышивка, узорное ткачество.

YSAD7UK6O4_40PFUG63Костюм женский: панёва, рубаха, шушпан, цепочка, передник, головной убор "сорока"Рязанская губерния. Вторая половина 19 в.Шерстяная ткань, полотно, хлопчатобумажная ткань, металлическая, хлопчатобумажная нити, бисер; ткачество, вышивка, плетение.

S_23MYMOCFS5K0Q5OU3Костюм женский: сарафан, пояс, рубаха, повязка, ожерельеАрхангельская губерния. Вторая половина 19 в.Набойка по холсту, кумач, полотно, шелковая лента, цветная нить, галун, янтарь; шитье, набивка, огранка.

IZ04UE27QUQ6W$YQ3Костюм казачки праздничный: сарафан, "рукава", пояс, косынкаУрал, г. Уральск. Конец 19 - начало 20 вв.Атлас, шелк, миткаль, галун, золоченая нить, бить, хрусталь, серебро, серебряная нить; вышивка.

RFSY5P0SN_40EUKZIB3Костюм крестьянки, городского типа: сарафан, кофта, кокошник, платокАрхангельская губерния. Начало 20 в.Шелк, сатин, миткаль, галун, бахрома, тесьма, искусственный жемчуг, металлическая нить; вышивка

Z$NLJST$M1K0Q5R_233Костюм крестьянки: сарафан, передник, пояс, рубаха, платокКурская губерния. Конец 19 - начало 20 вв.Шерстяная, льняная, шелковая ткань, галун, бархат, парча, кумач, тесьма; ткачество

FR_23UL3DFBON3T8R33Костюм крестьянки: сарафан, рубаха, передник, головной убор "сборник"Вологодская губерния. Конец 19 в.Хлопчатобумажная ткань, холст, шелковые ленты, кружево; ткачество, вышивка, плетение

U77G5TJ_40RW5I$N$h4Костюм крестьянки: сарафан, рубаха, поясСмоленская губерния. Конец 19 в.Сукно, ситец, хлопчатобумажная ткань, шерстяная, хлопчатобумажная нити; вышивка, ткачество.

QOGP0CVET0JZP4NR3Пояса к народному костюмуРоссия. Конец 19 - начало 20 вв.Шерстяная, льняная, шелковая нити; ткачество, вязание, плетение. 272х3.2 см, 200х3.6 см

J5TRWJPGI1IYO3P33Костюм девичий: панёва, рубаха, "навершник", пояс, гайтан, "связка"Тульская губерния. Конец 19 - начало 20 в.Шерстяная, льняная ткань, полотно, кумач, ситец, галун, бахрома, шерстяная нить; ткачество, вышивка, плетение.

QKW4WIGMGM2F8K$R3Украшение нагрудное: цепочкаЮжные губернии. Вторая половина 19 в. Бисер, льняная нить; плетение.

RO6EJTYOGF7KAP_2393Костюм девичий праздничный: сарафан, рубахаСеверные губернии. Начало 19 в.Тафта, кисея, серебро, металлическая нить; вышивка.

NM_23RAY0WCF8LBQI23Костюм "мамки": сарафан, душегрея, бусыСанкт-Петербург. Конец 19 - начало 20 вв.Шелк, металлическая нить, бахрома, аграмант, искусственный жемчуг;

YI_40A_409G2ZWZC5HYQ3Костюм девичий праздничный: сарафан, "рукава", повязка, ожерельеВерхнее Поволжье. Вторая половина 18 в.Штоф, ситец, парча, перламутр, жемчуг, галун, плетеное кружево; вышивка, низание.

L7W52O12GTGWM1Kh4Костюм женский праздничный: сарафан, рубаха, кокошник, платокВерхнее Поволжье. 19 в.Шелк, парча, кисея, металлическая и хлопчатобумажная нити, галун, бусы; плетение, вышивка.

Q7ZQ02SOFX9MCRJ63Костюм женский праздничный: сарафан, телогрея, кокошник "головка", платокТверская губерния Вторая половина 19 в.Камка, шелк, парча, бархат, бахрома, металлическая нить, перламутр, бисер; плетение, вышивка

MSHH71J_40SKHXN2BF3Девичий головной убор: венецАрхангельская губерния. Вторая половина 19 в.Холст, стеклярус, бусы, галун, шнур, металл; вышивка. 35х24 см

N_40U_23A6MLUCQBWCNF3Девичий головной убор "Ленка"Россия. 19 в. Ткань, золотая нить;; вышивка.

DDZW8FV8G4IYO3CI3Девичий головной убор: венецКостромская губерния Начало 19 в.Холст, шнур, медь, фольга, перламутр, стекло, блестки, льняная нить; плетение, вышивка. 28х33 см

JQ_40YQWSMVMQ6W$K83Девичий головной убор: венецСеверо-западный регион. Первая половина 19 в.Холст, шнур, стразы, речной жемчуг; вышивка. 13х52 см

EE8KD_40VQQ1M2S7GV3Девичий головной убор: корунаВологодская губерния. Вторая половина 19 в.Холст, галун, шнур, фольга, бисер, канитель, атлас, кумач, набойка; вышивка. 36х15 см

D544DUPSYRGWM1AC3Девичий головной убор: повязкаАрхангельская губерния. Вторая половина 19 в.Галун, кумач, серебряная нить, бахрома, искусственный жемчуг; вышивка. 92х21.5 см

S79FOVZ5GBR7X_40L_403Девичий головной убор: повязкаВерхнее Поволжье. Первая половина 19 в.Парча, фольга, жемчуг, бирюза, стекло; вышивка, низание. 28х97.5 см

QI5FVZ5JMFJZP4DL3Женский головной убор: кокошникВерхнее Поволжье.19 в.Бархат, ситец, тесьма, металлическая нить; вышивка. 14х24 см

LF8FWT19H5DTJY_2353Женский головной убор: кокошникЦентральные губернии. 19 в.Парча, галун, перламутр, искусственный жемчуг, стекло; вышивка. 40х40 см

IDLIMUI8OCP5V_23J43Женский головной убор: кокошникКостромская губерния. Конец 18 - начало 19 в.Бархат, холст, хлопчатобумажная ткань, галун, жемчуг, стекло, металлическая нить; вышивка. 32х17х12 см

KA_23PGVOUM7IYO3MO3Женский головной убор: кокошникПсковская губерния. Вторая половина 19 в.Парча, белый бисер, холст; вышивка. 27х26 см

J0_23HV99IXOFVL0_40_403Женский головной убор: кокошник "головка"Тверская губерния. 19 в.Бархат, перламутр, бисер, металлическая нить; плетение, вышивка. 15х20 см

M$W0_23ZN5D57KAPAO3Женский головной убор: повойникРязанская губерния. Начало 20 в.Ситец, холст, металлические блестки, бисер; вышивка. 20х22 см

IYQQSKGNCA2F8K4N3Женский головной убор: позатыленьЮжные губернии. 19 в.Кумач, холст, хлопчатобумажная ткань, металлическая нить, бисер, пронизки; вышивка, низание. 31.5х52 см

MNUAFA$QTAL1R6FS3Женский головной убор: сборникСеверные губернии. Вторая половина 19 в.Холст, кумач, ситец, золоченая металлическая нить, стекло, бусы; вышивка. 23х17.7 см

G1Q_40DYKPA_40AQGVDT3Женский головной убор: сорокаВоронежская губерния. Конец 19 - начало 20 вв.Холст, бархат, атлас, ситец, шерстяная, металлическая нити, блестки, галун; вышивка.

BGB15$WVAG5I$NCV3Нижегородская губерния. Вторая половина 19 в.Шелк, металлическая нить, бить; вышивка. 160х77 см

JM56TTR6ZF7KAPHY3Косынка "головка"Нижегородская губерния. Вторая половина 19 в.Тафта, металлическая нить, хлопчатобумажная ткань; вышивка. 133х66 см

EKDQ5PHVZ4YB4G6C3Кошелёк. Конец 18 в.Шелк, металлическая нить, набойка; вышивка. 11х8 см

LQOCWIKQS00D6I8I3Кошелёк в форме кувшинчикаРоссия. Вторая треть 19 в.Шелковая, хлопчатобумажная нить, бисер, медь; вязание крючком. 12х6.7 см

CK1JG6LJCUIYO3ZN3ОжерельеРоссия. Вторая половина 19 в.Бисер, стеклянные бусы, льняная нить, шелковая тесьма; плетение. 52х2 см

WVIHJ4EGENHXN2YJ3Серьги. Россия. Вторая половина 19 в.Жемчуг, стекло, медь, конский волос; плетение, огранка, штамповка. 7.8х4.1 см

LF8VCN_234E0FVL0WC3Серьги и ожерелье. Россия. Конец 18 - начало 19 вв.Льняная нить, перламутр, стеклянные бусы, жемчуг, медь; плетение

UMPHRA30UW_40PFUCO3Украшение нагрудное: "грибатка"Воронежская губерния. Конец 19 - начало 20 вв.Шерстяная, металлическая нити, блестки, стеклярус; низание. Дл. 130 см

TXTW2EAXBTGWM1NU3Передник к женскому праздничному костюмуТульская губерния. Вторая половина 19 в.Полотно, кружево, льняная и хлопчатобумажная нити; вышивка, плетение. 121х105 см

F4I334YLKTU_230C223Платок головнойРоссия. Вторая половина 19 в. Шелковая нить; ткачество. 100х100 см

ELFRX3HLCP6J_40OFT3Платок головной Россия. 19 в. Ситец; печать. 131х123 см

NQV49EVVSQFVL0JE3Шаль Московская губерния Россия. 1860 -1880-е гг.Шелк; ткачество. 170х170 см

Источник: Цифровая коллекция Эрмитажа

kivaanna.livejournal.com

Русский национальный костюм. Фото из цифровой коллекции Эрмитажа.

DX1PAEU9TKO4U9WJ3Платье крестьянки, городского типа: лиф, юбкаВерхнее Поволжье. Начало 20 в. Шелк

XUELDGH8TN_40PFUME3Костюм женский городской в народном стиле: кофта, передникРоссия. Конец 19 в.Хлопчатобумажная, льняная нити; ткачество, вышивка крестом, плетение многопарное.

LUE6380LJWHXN2OZ3Верхняя одежда крестьянкиТульская губерния. Начало 20 в.Шерстяная ткань; дл. 90 см

B35LGLYHQ0M2S7UD3Верхняя одежда крестьянки: "шубка"Курская губерния. Конец 19 - начало 20 вв.Сукно, ситец; машинная строчка. Дл. 115 см

YG51S16JMTSDYEPM3Женская верхняя одежда "Одежина"Нижегородская губерния. 19 в.

KEVRCVCWCLRCXDOJ3Женский народный костюм. Сарафан, рубаха, передникНижегородская губерния. 19 в.Бордовый сатин, красный шелк и полосатый сатин;

E2O38$QYM1_23NDSAG3Костюм женский: панёва, рубаха, передник, головной убор "сорока", ожерелье, поясВоронежская губерния. Конец 19 - начало 20 вв.Шерстяная ткань, полотно, ситец, тесьма, шерстяная, шелковая и металлическая нити, бусы; ткачество, вышивка, плетение.

HI_23UG_23YPHM3G9L9B3Костюм женский: панёва, рубаха, передник, платокОрловская губерния. Вторая половина 19 в.Шерстяная ткань и нить, тесьма, полотно, хлопчатобумажная нить, атлас, шелк; браное ткачество, вышивка, узорное ткачество.

YSAD7UK6O4_40PFUG63Костюм женский: панёва, рубаха, шушпан, цепочка, передник, головной убор "сорока"Рязанская губерния. Вторая половина 19 в.Шерстяная ткань, полотно, хлопчатобумажная ткань, металлическая, хлопчатобумажная нити, бисер; ткачество, вышивка, плетение.

S_23MYMOCFS5K0Q5OU3Костюм женский: сарафан, пояс, рубаха, повязка, ожерельеАрхангельская губерния. Вторая половина 19 в.Набойка по холсту, кумач, полотно, шелковая лента, цветная нить, галун, янтарь; шитье, набивка, огранка.

IZ04UE27QUQ6W$YQ3Костюм казачки праздничный: сарафан, "рукава", пояс, косынкаУрал, г. Уральск. Конец 19 - начало 20 вв.Атлас, шелк, миткаль, галун, золоченая нить, бить, хрусталь, серебро, серебряная нить; вышивка.

RFSY5P0SN_40EUKZIB3Костюм крестьянки, городского типа: сарафан, кофта, кокошник, платокАрхангельская губерния. Начало 20 в.Шелк, сатин, миткаль, галун, бахрома, тесьма, искусственный жемчуг, металлическая нить; вышивка

Z$NLJST$M1K0Q5R_233Костюм крестьянки: сарафан, передник, пояс, рубаха, платокКурская губерния. Конец 19 - начало 20 вв.Шерстяная, льняная, шелковая ткань, галун, бархат, парча, кумач, тесьма; ткачество

FR_23UL3DFBON3T8R33Костюм крестьянки: сарафан, рубаха, передник, головной убор "сборник"Вологодская губерния. Конец 19 в.Хлопчатобумажная ткань, холст, шелковые ленты, кружево; ткачество, вышивка, плетение

U77G5TJ_40RW5I$N$h4Костюм крестьянки: сарафан, рубаха, поясСмоленская губерния. Конец 19 в.Сукно, ситец, хлопчатобумажная ткань, шерстяная, хлопчатобумажная нити; вышивка, ткачество.

QOGP0CVET0JZP4NR3Пояса к народному костюмуРоссия. Конец 19 - начало 20 вв.Шерстяная, льняная, шелковая нити; ткачество, вязание, плетение. 272х3.2 см, 200х3.6 см

J5TRWJPGI1IYO3P33Костюм девичий: панёва, рубаха, "навершник", пояс, гайтан, "связка"Тульская губерния. Конец 19 - начало 20 в.Шерстяная, льняная ткань, полотно, кумач, ситец, галун, бахрома, шерстяная нить; ткачество, вышивка, плетение.

QKW4WIGMGM2F8K$R3Украшение нагрудное: цепочкаЮжные губернии. Вторая половина 19 в. Бисер, льняная нить; плетение.

RO6EJTYOGF7KAP_2393Костюм девичий праздничный: сарафан, рубахаСеверные губернии. Начало 19 в.Тафта, кисея, серебро, металлическая нить; вышивка.

NM_23RAY0WCF8LBQI23Костюм "мамки": сарафан, душегрея, бусыСанкт-Петербург. Конец 19 - начало 20 вв.Шелк, металлическая нить, бахрома, аграмант, искусственный жемчуг;

YI_40A_409G2ZWZC5HYQ3Костюм девичий праздничный: сарафан, "рукава", повязка, ожерельеВерхнее Поволжье. Вторая половина 18 в.Штоф, ситец, парча, перламутр, жемчуг, галун, плетеное кружево; вышивка, низание.

L7W52O12GTGWM1Kh4Костюм женский праздничный: сарафан, рубаха, кокошник, платокВерхнее Поволжье. 19 в.Шелк, парча, кисея, металлическая и хлопчатобумажная нити, галун, бусы; плетение, вышивка.

Q7ZQ02SOFX9MCRJ63Костюм женский праздничный: сарафан, телогрея, кокошник "головка", платокТверская губерния Вторая половина 19 в.Камка, шелк, парча, бархат, бахрома, металлическая нить, перламутр, бисер; плетение, вышивка

MSHH71J_40SKHXN2BF3Девичий головной убор: венецАрхангельская губерния. Вторая половина 19 в.Холст, стеклярус, бусы, галун, шнур, металл; вышивка. 35х24 см

N_40U_23A6MLUCQBWCNF3Девичий головной убор "Ленка"Россия. 19 в. Ткань, золотая нить;; вышивка.

DDZW8FV8G4IYO3CI3Девичий головной убор: венецКостромская губерния Начало 19 в.Холст, шнур, медь, фольга, перламутр, стекло, блестки, льняная нить; плетение, вышивка. 28х33 см

JQ_40YQWSMVMQ6W$K83Девичий головной убор: венецСеверо-западный регион. Первая половина 19 в.Холст, шнур, стразы, речной жемчуг; вышивка. 13х52 см

EE8KD_40VQQ1M2S7GV3Девичий головной убор: корунаВологодская губерния. Вторая половина 19 в.Холст, галун, шнур, фольга, бисер, канитель, атлас, кумач, набойка; вышивка. 36х15 см

D544DUPSYRGWM1AC3Девичий головной убор: повязкаАрхангельская губерния. Вторая половина 19 в.Галун, кумач, серебряная нить, бахрома, искусственный жемчуг; вышивка. 92х21.5 см

S79FOVZ5GBR7X_40L_403Девичий головной убор: повязкаВерхнее Поволжье. Первая половина 19 в.Парча, фольга, жемчуг, бирюза, стекло; вышивка, низание. 28х97.5 см

QI5FVZ5JMFJZP4DL3Женский головной убор: кокошникВерхнее Поволжье.19 в.Бархат, ситец, тесьма, металлическая нить; вышивка. 14х24 см

LF8FWT19H5DTJY_2353Женский головной убор: кокошникЦентральные губернии. 19 в.Парча, галун, перламутр, искусственный жемчуг, стекло; вышивка. 40х40 см

IDLIMUI8OCP5V_23J43Женский головной убор: кокошникКостромская губерния. Конец 18 - начало 19 в.Бархат, холст, хлопчатобумажная ткань, галун, жемчуг, стекло, металлическая нить; вышивка. 32х17х12 см

KA_23PGVOUM7IYO3MO3Женский головной убор: кокошникПсковская губерния. Вторая половина 19 в.Парча, белый бисер, холст; вышивка. 27х26 см

J0_23HV99IXOFVL0_40_403Женский головной убор: кокошник "головка"Тверская губерния. 19 в.Бархат, перламутр, бисер, металлическая нить; плетение, вышивка. 15х20 см

M$W0_23ZN5D57KAPAO3Женский головной убор: повойникРязанская губерния. Начало 20 в.Ситец, холст, металлические блестки, бисер; вышивка. 20х22 см

IYQQSKGNCA2F8K4N3Женский головной убор: позатыленьЮжные губернии. 19 в.Кумач, холст, хлопчатобумажная ткань, металлическая нить, бисер, пронизки; вышивка, низание. 31.5х52 см

MNUAFA$QTAL1R6FS3Женский головной убор: сборникСеверные губернии. Вторая половина 19 в.Холст, кумач, ситец, золоченая металлическая нить, стекло, бусы; вышивка. 23х17.7 см

G1Q_40DYKPA_40AQGVDT3Женский головной убор: сорокаВоронежская губерния. Конец 19 - начало 20 вв.Холст, бархат, атлас, ситец, шерстяная, металлическая нити, блестки, галун; вышивка.

BGB15$WVAG5I$NCV3Нижегородская губерния. Вторая половина 19 в.Шелк, металлическая нить, бить; вышивка. 160х77 см

JM56TTR6ZF7KAPHY3Косынка "головка"Нижегородская губерния. Вторая половина 19 в.Тафта, металлическая нить, хлопчатобумажная ткань; вышивка. 133х66 см

EKDQ5PHVZ4YB4G6C3Кошелёк. Конец 18 в.Шелк, металлическая нить, набойка; вышивка. 11х8 см

LQOCWIKQS00D6I8I3Кошелёк в форме кувшинчикаРоссия. Вторая треть 19 в.Шелковая, хлопчатобумажная нить, бисер, медь; вязание крючком. 12х6.7 см

CK1JG6LJCUIYO3ZN3ОжерельеРоссия. Вторая половина 19 в.Бисер, стеклянные бусы, льняная нить, шелковая тесьма; плетение. 52х2 см

WVIHJ4EGENHXN2YJ3Серьги. Россия. Вторая половина 19 в.Жемчуг, стекло, медь, конский волос; плетение, огранка, штамповка. 7.8х4.1 см

LF8VCN_234E0FVL0WC3Серьги и ожерелье. Россия. Конец 18 - начало 19 вв.Льняная нить, перламутр, стеклянные бусы, жемчуг, медь; плетение

UMPHRA30UW_40PFUCO3Украшение нагрудное: "грибатка"Воронежская губерния. Конец 19 - начало 20 вв.Шерстяная, металлическая нити, блестки, стеклярус; низание. Дл. 130 см

TXTW2EAXBTGWM1NU3Передник к женскому праздничному костюмуТульская губерния. Вторая половина 19 в.Полотно, кружево, льняная и хлопчатобумажная нити; вышивка, плетение. 121х105 см

F4I334YLKTU_230C223Платок головнойРоссия. Вторая половина 19 в. Шелковая нить; ткачество. 100х100 см

ELFRX3HLCP6J_40OFT3Платок головной Россия. 19 в. Ситец; печать. 131х123 см

NQV49EVVSQFVL0JE3Шаль Московская губерния Россия. 1860 -1880-е гг.Шелк; ткачество. 170х170 см

Источник: Цифровая коллекция Эрмитажа

otevalm.livejournal.com

Русский народный костюм — Славянская культура

Русский народный костюм

Статью эту можно озаглавить и так: «Одежда русской деревни». На протяжении многих веков абсолютное большинство населения России составляли крестьяне. Они вели натуральное хозяйство, обеспечивая себя всем необходимым, включая одежду. Самой судьбой своей неотделимый от жизни земли, пахарь был частью родной природы, и костюм его в наибольшей степени отвечал особенностям российского климата. 

Русский народный костюм

Праздничный девичий костюм из Вологодской губернии. Известный русский художник И. Билибин изобразил девушку из северной деревни. Ее наряд — сарафан клинник и душегрея перо сшиты из покупного штофа с богатым узором. Такую ткань привозили из стран Востока. А вот головной убор венец — русской золотошвейной работы.

Праздничный женский костюм из Вологодской губернии. Снова И. Билибин, и снова вологодская крестьянка. Только на сей раз молодуха — так называли женщину в раннюю пору замужества, чаще до появления первенца. Богато украшенный костюм ее символизировал этот цветущий возраст, как бы призывая на будущую мать благодать неба и земли. Сарафан и душегрея сшиты из узорного штофа, причем последняя отделана полосами золотного шитья. Высокий золотошвейный кокошник убран каменьями. Поверх его повязана врос-пуск шелковая шаль, превратившаяся в накидку.

Важно и другое. Крестьянин лишь по крайней нужде отлучался из своего селения, чужедальние гости тоже были редки. Поэтому в его одежде, избежавшей внешних влияний, ярко выразились миропонимание, обычаи, характер, вкус — внутренняя суть коренного русского человека. Вот отчего в течение долгих веков прежде всего крестьянство являлось хранителем национальных традиций в костюме. Особенно же после знаменитого указа Петра, обязавшего всех, кроме крестьян и духовенства, носить платье европейского образца. Горожане вынуждены были перейти на «немецкую» одежду, и только жители деревни продолжали носить народный костюм.

Русский народный костюм

«Привески» — элемент головного убора девушки. Томская губерния. Конец XIX — начало XX века.

Каким же он был? Очутившись лет сто назад на крупной ярмарке где-нибудь в Макарьеве или Ирбите, вы бы поразились разнообразию нарядов, особенно женских: и двух одинаковых не сыскать! Действительно, за века чуть не в каждом селе необъятной России сложились собственные традиции — так что по расцветке или узору одежды можно было узнать, откуда хозяйка родом. Более всего разнились костюмы северных и южных губерний, своеобразно одевались сибирячки. Об этих ансамблях и расскажем.

Традиционный женский наряд русского Севера часто называют «сарафанным комплексом», так как основные его части — рубаха и сарафан. Рубаху наши предки носили с незапамятных времен — это подтверждается множеством связанных с ней поверий. Например, собственную сорочку не продавали: считалось, что заодно продашь и свое счастье. Не потому ли так ценились в народе люди, готовые отдать нуждающемуся последнюю рубашку? Это была главная, а порой и единственная одежда: по обычаю деревенские парни и девушки еще в XIX веке кое-где до самой свадьбы ходили в одних рубахах, перехваченных пояском. 

Праздничная женская рубаха. Олонецкая губерния. Начало XIX века. Украшая рубаху щедрой вышивкой, мастерица использовала бумажную, шелковую и золотную нити. Особенно интересен узор на подоле: Древо Жизни с птицами по бокам.

Праздничная женская рубаха. Олонецкая губерния. Начало XIX века. Украшая рубаху щедрой вышивкой, мастерица использовала бумажную, шелковую и золотную нити. Особенно интересен узор на подоле: Древо Жизни с птицами по бокам.

В старину рубаху шили из льняного или конопляного холста, пропуская цельное полотнище от ворота до подола. Отсюда и название — проходчица, бытовавшее в Вологодской губернии. Но уже в прошлом столетии такая одежда встречается лишь как свадебная и похоронная, в обычное же время носят рубаху из двух частей. Верхнюю называли на Севере рукава и шили из более тонкой, даже покупной материи, нижнюю — стан — из обычной домотканины.

В русской деревне украшали не всякую одежду, а только праздничную и обрядовую. Самую богатую, годовую, надевали три-четыре раза в году, в самые торжественные дни. Ее очень берегли, старались не стирать и передавали по наследству. Готовя нарядную рубаху, деревенские рукодельницы показывали все, на что способны. Рукава, плечи и ворот, не закрытые сарафаном, расшивали красными нитками. Часто украшали и подол. У особых рубах, которые с пояском надевали на покос или жатву, его почти сплошь покрывал вышитый или тканый узор. Шли с песнями — ведь для крестьян сбор урожая не только тяжкий труд, но и великий праздник. В Олонецкой губернии бытовала нарядная плакальная рубаха, или махавка, с очень длинными и узкими рукавами. Невеста надевала ее в день свадьбы и, прощаясь с родителями, махала концами рукавов вокруг головы и по полу, причитая обушедшем девичестве и будущей жизни в чужой семье...

Юбка «подольница»

Юбка «подольница». Олонецкая губерния. Начало XX века. Удивительно красива эта юбка, почти сплошь покрытая тканым узором. Приглядевшись к нему, можно увидеть, как мерно шествуют вокруг солнечных ромбов олени с ветвистыми рогами. Сюжет выбран не случайно. Такая юбка отделилась от рубахи покосницы, подол которой щедро украшали браным ткачеством. На первый выгон скота молодые женщины надевали по две, а то и три подольницы, показывая солнышку и подружкам свое богатство.

Интересно, что слово «сарафан» впервые встречается на Руси в документах XIV века применительно к мужской одежде. Наиболее древний тип женского сарафана — шушпан со сплошным передним полотнищем. Но уже в прошлом веке его донашивали пожилые крестьянки, а молодежь освоила распашной сарафан, застегивающийся на ажурные металлические пуговицы. Из-за большого числа клиньев, сильно расширяющих его в подоле, он получил название клинник. Впрочем, встречались и другие названия — по ткани: кумашник, набоешник, штофник — ведь клинники шили не только из окрашенной в синий или красный цвет домотканины, но и из покупных материй. Необыкновенно популярен был кумач, который шел на праздничную одежду. На самую же нарядную брали шелковые ткани — атлас и штоф, а в наиболее зажиточных семьях — парчу. Во второй половине XIX века на смену косо-клинному пришел прямой сарафан из пяти-шести полотнищ с узкими лямками: лямошник, круглый, раздувай, москвич, шубка.

Помнится, не так давно были модны широкие платья без пояса, выдержанные будто бы «в русском стиле». Но так ли? Ведь на Руси никогда не ходили распояской, и первой «одеждой», которую получал новорожденный, был именно пояс: считалось, что он оберегает от бед. Известны самые разные опояски: тканые, вязаные, плетеные. Широкие — для верхней одежды и поуже — для горничной, праздничные и повседневные. Из гарусной шерсти ткали узорные пояса с пышными махрами на концах. Многие были «со словесами» — искусно вытканной строкой молитвы или посвящения. А то просто: «Кого люблю, того дарю», и имена...

Праздничный костюм девушки из Архангельской губернии.

Праздничный костюм девушки из Архангельской губернии. Наряд кажется поначалу простоватым. Но почему он так притягивает взгляд? Своедельская рубаха из беленого холста расшита красными нитками. С ней хорошо сочетается сарафан набоешник с яркими пятнышками рябинок и зубчиками красной тесьмы на подоле. А желтая перекликается по цвету с головной повязкой, шитой жемчугом и каменьями. Ансамбль, создающий образ девической чистоты, довершает тканый поясок — древний символ целомудрия. Да, за внешней простотой — тонкий вкус и рукодельный навык, большой труд и великое терпение!

Наконец, головной убор, без которого костюм русской крестьянки просто немыслим. Ведь по древнему обычаю замужняя женщина не показывалась на людях простоволосой — это считалось большим грехом. Девушки могли не покрывать волос. Отсюда различие уборов: у замужней это глухая шапочка, у девушки — перевязка, оставляющая верх головы незакрытым.

Великолепны праздничные кокошники северянок, расшитые золотной нитью и речным жемчугом (до XVIII века Русь им была очень богата). Своей формой они походили на распушившуюся курочку, но кое-где имели иные очертания. Скажем, нижегородские — с высоким гребнем в виде полумесяца или островерхие костромские. Нарядная девичья коруна действительно напоминала старинный царский венец с причудливыми зубцами, которому вторил парчовый косник, также отделанный жемчугом и шитьем. В будни девушки носили ленточку или платок.

Праздничный женский костюм из Рязанской губернии.

Праздничный женский костюм из Рязанской губернии. Недаром традиционный русский костюм называют «многослойным»: рубаха, понева, навершник, занавеска, кичка, платок... И совершенно непривычное для нас обилие украшений! Возьмите прямой, как мешок, длинный навершник. Холста, из которого он скроен, не видно — практически весь он закрыт нашивками из тесьмы и позумента. Но что удивительно: немыслимый преизбыток одежд и пестрота красок непостижимым образом приведены в гармонию.

Что еще дополняло основной костюм? С богатым сарафаном надевали для тепла парчовую душегрею, собранную на спине красивыми складками. С рукавами — называлась епанёчка, на лямках — коротенька. Вышитый передник тоже мог иметь рукава, но чаще надевался на шею или повязывался над грудью. Ну и в праздник — красивый платок или шаль, скажем, каргопольский золотой плат с узорами. Таков наряд крестьянок русского Севера.

Костюм южных губерний заметно отличался от него. И по составу — это так называемый «поневный комплекс». И по материалам — здешние крестьяне жили беднее и не покупали дорогих тканей. И по стилю — южнорусский костюм ярче и пестрее, чему причиною иной климат и соседство степных народов.

Праздничный женский костюм из Воронежской губернии.

Праздничный женский костюм из Воронежской губернии. Это тоже жительница южной Руси — видите, как ярок наряд! Да и состав костюма иной: основа его — клетчатая понева с синей прошвой. По подолу тесьма и рядок тканого узора; шерстяной пояс с концами из разноцветного бисера. Из него же нагрудное украшение. А венчает фигуру рогатая кичка с золотошвейным налобником и шерстяными розетками у висков.

Основу его составляет древняя поясная понева. Представьте себе три сшитых полотнища с продетым вверху шнуром — гашником. Их обертывают вокруг бедер и укрепляют на талии, причем полы не сходятся и в просвете видна рубаха. Это старинная распашная понева. Глухая появилась позже, когда прореху стали закрывать полотнищем другой материи — прдшвой.

Делали поневу обычно из шерстяной домотканины, синей или черной, в крупную клетку. Этот орнамент дополняли вышитым или тканым узором, молодухи к тому же нашивали ленты, кисти, пуговицы, блестки. Для здешнего наряда вообще характерна повышенная узорность. Скажем, на плечи рубахе, и без того насыщенной вышивкой и ткачеством, часто нашивали красные прямоугольники — налёты. Сама рубаха суцельная и очень длинная. Ее подтягивали до колен, и у пояса образовывался большой напуск, который использовали как карман. Из-за этого мешка рязанок в старину часто дразнили «косопузыми».

В полный ансамбль входили еще навершник древнего туникообразного покроя и передник, прикрывающий прореху или прошву. Все это вы увидите на иллюстрациях. А вот о головном уборе замужней женщины — кичке следует сказать особо. Это целое сооружение, состоявшее порой из десяти частей, а по весу достигавшее семи килограммов. Кое-где ее называли «сорокой» — по верхней части, напоминающей в разложенном виде птицу с крыльями.. Сначала надевали собственно кичку — холщовую шапочку на вздержке с твердым остовом. В передней части ее нередко возвышались рога. Видимо, они свя

заны с какими-то весьма древними представлениями, ибо раскопанные в Киеве глиняные женские фигурки тоже имеют двурогие уборы. Поверх кички надевали расшитые золотом или бисером налобник, позатыльник, сороку, наушники... Как ни странно, русские женщины долго не хотели расставаться со всем этим. И. С. Тургенев рассказывает, как один помещик велел крепостным заменить «тяжелые и безобразные» кички на кокошник, но крестьяне носили его... поверх кичек. Известна и задорная частушка: «Рязанские рога не кину никогда: буду есть одну мякину, а рога свои не кину!..»

Праздничный женский костюм. Забайкалье. Середина XX века.

Праздничный женский костюм. Забайкалье. Середина XX века. Предки этой женщины переселялись в Сибирь целыми семьями, отсюда и название — «семёйекие Забайкалья». В большой чистоте пронесли они через века старинные обычаи и обряды и едва ли не до сего дня носят традиционную одежду. На рисунке мы видим обычный для Руси ансамбль: рубаха, сарафан, передник, кичка, шаль. Правда, все это с подробностями, свойственными именно семейским. Скажем, шаль повязана особым образом — наподобие чалмы, а на груди несколько ниток янтарных бус. Порой их набиралось до двенадцати, а отдельные янтарины были столь массивны, что получили название фунтовых.

Своеобразен сибирский костюм. Русские люди переселялись в Сибирь из самых разных мест европейской России. Со временем их привычные наряды менялись в новых природных условиях. Причем многое переселенцы заимствовали у местных народов, особенно теплую одежду и обувь. Так, в низовьях Оби мужчины и женщины носили ненецкую малицу из оленьего меха шерстью внутрь с капюшоном и рукавичками. Осваивали и новые ткани, ибо лен и конопля росли не везде. Например, в Забайкалье повседневные сарафаны шили из синей хлопчатобумажной дабы, которую привозили из Китая, для праздничных же широко использовали восточные шелка. Однако в целом традиционный костюм сохранился в Сибири и даже обрел неповторимые черты, особенно там, где переселенцы жили большими селами, свято храня обычаи отеческой старины.

Состав мужской одежды был повсюду одинаков. А вот о пестряди, из которой наравне с холстом шили рубахи и порты, стоит рассказать. Это клетчатая или полосатая ткань из крашеной пряжи. Расцветка и узор порой восхитительны — недаром деревенские щеголихи носили сарафаны пестрядинники. Клетка шла на рубахи, а полоска на штаны, которые так и назывались — синеполосые.

Праздничный мужской костюм из Архангельской губернии.

Праздничный мужской костюм из Архангельской губернии. Примерно так одевались крестьяне по всей России: рубаха, порты и пояс. На голове грёшневик— широко распространенный убор из валяной шерсти. Иногда его украшали лентами и цветами.

Наконец, обувь. Мы привыкли к мысли, что в деревне все ходили в лаптях. А ведь их носили преимущественно в центральночерноземных губерниях, где сильнее сказалось крепостное право. Тут даже венчали и хоронили в лаптях. Зато степняки, поморы, сибиряки их вовсе не знали. На Севере лапти плели для работы, ибо на покосе или жатве они незаменимы : удобные, легкие и ногу не наколешь. В праздники же надевали обувь кожаную — сапоги, полсапожки, башмаки. И еще коты с красной оторочкой — что-то вроде туфель попросторнее, чтобы нога в шерстяном чулке вошла. Вязаные чулки до колен с узорной опиской носили и мужчины и женщины, но с лаптями — обычно холщовые или суконные онучи белого цвета. Кажется, самая незамысловатая деталь костюма, а сколько и тут выдумки! Оборы, которыми привязывали обувь к ноге, часто плели из черной шерсти — представьте, как красиво перекрещивались они поверх праздничных онуч!

Праздничная мужская рубаха. Семипалатинская губерния.

Праздничная мужская рубаха. Семипалатинская губерния. Конец XIX — начало XX века. Весьма красочной была мужская одежда так называемых «бухтар-минских старообрядцев», живших на Южном Алтае. По богатству украшений рубаха, которую вы видите, мало чем уступает женской: кумачовые ластовки и нашивки, вышивка и мережка. Готовя подарок жениху, невеста с особым старанием вышивала верх груди, где, по древним поверьям, обитала душа. Находившийся там узор в виде решетки называли оконышком и украшали бисером.

Красота и польза никогда не расходились в народном искусстве со смыслом. Вспомним узоры на рубахах, поневах, передниках: Женщины с воздетыми руками, неотцветающее Древо Жизни, солнечные ромбы с крестами посредине... Ученые доказали, что все они выражают идею плодородия матери-земли, столь близкую душе земледельца. А верхняя часть костюма была связана с идеей неба. Взять хотя бы названия головных женских уборов, напоминающие о птицах: сороке, курице (по-старому кокоши), лебеде («кичет лебедь белая»). Таким образом, одетая в свой праздничный многослойный наряд, русская крестьянка представляла собой образ целой вселенной, как ее тогда люди представляли. Выглядела величаво, представительно; выступала торжественно.

Праздничные мужские порты.

Праздничные мужские порты. Семипалатинская губерния. Конец XIX — начало XX века. Переселившись в XVIII веке на склоны Алтая, «бухтарминцы» были вынуждены приспосабливаться к иным условиям жизни. И со временем в костюме их появились новые черты. Например, вышивки на мужских штанах, в европейской России встречающиеся крайне редко. Причем орнамент часто сочетал русские и казахские мотивы. В нашем примере традиционному Древу Жизни предстоят вполне реалистические кони, игравшие в жизни переселенцев столь важную роль.

Всегда очень важно, что за человеком стоит. Русский крестьянин много бедствовал, часто был неграмотен. Но за ним стояла родная природа, от которой он себя не отделял, великий народ с его историческим и духовным опытом, древнейшая из культур — земледельческая. Им крестьянин служил, их представителем был. Это и выразилось с такой силой в его костюме.

Мужской и женский костюмы для зимних поездок

Мужской и женский костюмы для зимних поездок. Центральные губернии России. На бабе овчинная шуба, на мужике суконный зипун. Художник несколько модернизировал его: у русских одежда застегивалась только на левую сторону. Шубы и тулупы делались с очень глубоким запахом, так что мать могла даже укутать ребенка. На голове у мужчины свое-делъекая валяная шапка, у женщины поверх кокошника фабричная шаль. Лапти с теплыми онучами либо катанки, варежки узорной вязки. Кнут в руку — и пошел!

Передник с земледельческими календарями-«месяцами».

Передник с земледельческими календарями-«месяцами». Олонецкая губерния. Конец XIX века. Затейливые узоры, вышитые на каргопольском переднике, не что иное, как древние земледельческие календари. Шесть лепестков и шесть ростков внутри круга обозначают 12 месяцев, а условные значки снаружи — важнейшие вехи годичного круга полевых работ. Например, 2 мая — «Борис-Глеб — сею хлеб», 31 мая — «Придет Федот — земля примется за свой род». Подобные месяцесловы вышивали еще на подолах рубах и на полотенцах. Можно понять, как дорожили этими вещами, бережно передавая их по наследству. А. ЛЕБЕДЕВА, кандидат исторических наук Рисунки Н. Виноградовой, Г. Вороновой

Похожие статьи:

Русский народный костюм → Одежда невесты и жениха у восточных славян

Русский народный костюм → Русский народный костюм Пензенской губернии

Русский народный костюм → Национальный костюм мордвы

Русский народный костюм → Славянская одежда для детей

Русский народный костюм → Женские костюмы Московской Руси

Рейтинг

последние 5

slavyanskaya-kultura.ru