Электронная библиотекапубликации о музее-заповеднике «Кижи». Национальный костюм карелы картинки


Сарафан / Ferezi - "Республика"

Уроки карельского - СарафанУроки карельского - Сарафан

Фото: ИА «Республика» / Николай Смирнов

В самом конце позапрошлого века, в 1899 году, этнограф Михаил Круковский собрался в Олонецкую губернию — посмотреть, как живут русские и карелы. Посетил четыре уезда: Петрозаводский, Олонецкий, Повенецкий и Пудожский. В окрестностях Олонца и Кондопоги встретил карел. И описал для нас тогдашние моды.

Народный костюм / Rahvahalline soba

Карел-крестьянин в те годы одевался просто: домотканые штаны заправлены в высокие (до колен) кожаные сапоги, на теле — рубаха и жилет. Подол рубашки из-под жилета выпускался на пару десятков сантиметров. На голове картуз, а если совсем уже старик — валяная шляпа в форме усеченного конуса.

А еще элегантный карел любил носить шарф или шейный платок. Шейные платки вышивались замысловато, с использованием сложных орнаментов.

 

Похолодало? Крестьянин надевал на широкие плечи кафтан, доходивший до колена. Иногда — суконный пиджак с отложным воротником и прорезным карманом с левой стороны.

Вообще, этнограф Круковский с присущей ему наблюдательностью заметил, что карелы обычно запахивали правую полу верхней одежды на левую. Православные карелы считали, что застежку на правую сторону мог поместить только представитель недремлющей нечисти.

Почти всю одежду карелы шили из небольшого набора тканей — льна, пестряди, поскони и шерсти. Сами сеяли лён и коноплю, разводили овец. Северные карелы лён и коноплю закупали у южных братьев (не росло). Праздничный костюм шился из покупной материи — парчи, штофа, гаруса, нанки, тафты и муара.

Ткани красили с помощью местных натуральных красителей (сок красных ягод, настой ивовой коры, ольхи, луковой шелухи). Иногда закупали индиго и анилиновые краски.

Фабричные ткани (ситец и кумач) покупали на ярмарках в Тихвине и Шуньге, у коробейников. Из дорогих материалов (парчи и шелка) богатые карелы шили сарафаны, повойники и сороки (головные уборы).

Главной женской одеждой были прямой на лямках сарафан и рубаха с пышным рукавом до локтя.

Saraffana / ferezi / košto

Русская (заонежская) и карельская версии женского костюма различались. У карелок рубаха имела более глубокий вырез ворота, а сарафан — более широкую и низкую грудную часть.

Кроме сарафана и рубахи карелки могли надевать передник и головной убор. Молодые девушки носили платки, завязанные узлом под подбородком, или ходили с непокрытой головой. Замужние убирали волосы под небольшую шапочку на мягкой ткани — повойник.

Эскиз художника-дизайнера Ирины ПорошинойЭскиз художника-дизайнера Ирины Порошиной

Эскиз художника-дизайнера Ирины Порошиной

Михаил Круковский сделал учёное наблюдение: молодые девушки-карелки чаще одевались в одежду светлых тонов, пожилые предпочитали темные цвета.

Девочки двух-четырех лет носили рубашки до колена, пяти-шестилетние надевали также юбку или сарафан. Как взрослые девочки одевались лет с двенадцати.

В Россию сарафан пришел еще в XVI веке. В Карелии стал популярен во второй половине XIX-го. Носили его и русские, и карельские, и вепсские девушки. Причем финно-угорские народы восприняли сарафан как главный элемент повседневной одежды именно от русских, в пользу чего говорит и карельское название сарафана — saraffana. Само это слово, кстати, в русский язык пришло из персидского.

Повседневные сарафаны в Карелии шили из беленого холста, крашенины или набойных тканей, праздничные — из плотных нарядных тканей.

Вокнаволок / Vuokkiniemi

Карельский быт и костюм изучали не только русские этнографы. Когда Элиас Лённрот издал «Калевалу», финские художники, фотографы и писатели бросили все дела и отправились в русскую Карелию. За вдохновением. Романтическое течение конца XIX века в Финляндии назвали карелианизмом.

Основоположники карелианизма Луис Спарре и Аксели Галлен-Каллела по возвращении из путешествия
Основоположники карелианизма Луис Спарре и Аксели Галлен-Каллела по возвращении из путешествия

Основоположники карелианизма Луис Спарре и Аксели Галлен-Каллела по возвращении из путешествия. Источник: Деревянная архитектура Карелии

Спарре и Галлен-Каллела проехали по северно-карельским деревням в 1892 году. В поездке Спарре вел записи, зарисовывал детали быта и костюмы карелов. В деревне Кимасозеро в его дневнике появился рисунок хозяйки дома в красном сарафане.

Хозяйка из КимасозераХозяйка из Кимасозера

Хозяйка из Кимасозера. 1892. Деревянная архитектура Карелии

Пару лет назад в Вокнаволоке — деревне на севере Карелии, неподалёку от финской границы — устроили этнокультурный центр.

Для экспозиции мастер Наталья Денисова сделала историческую реконструкцию по рисунку Спарре. Проще говоря, сшила точную копию этого женского костюма, используя традиционные ткани и технологии.

Экспозиция в Вокнаволоке. Фото: Игорь ГеоргиевскийЭкспозиция в Вокнаволоке. Фото: Игорь Георгиевский

Экспозиция в Вокнаволоке. Фото: Игорь Георгиевский

Национальный музей / Kanzalline muzei

В коллекции Национального музея Карелии хранятся несколько десятков настоящих исторических сарафанов (есть и редкие образцы). Хотите — приходите и разглядывайте традиционный костюм в витрине. Хотите — закажите индивидуальную тематическую экскурсию.

Но есть способ лучше: в Музее для семьи (здание на Энгельса, 5) вы достанете карельский сарафан из сундука и сможете примерить. Одежда сшита по старинным канонам той самой Натальей Денисовой — она работает с Нацмузеем постоянно.

 

Посетители музея порой принимают эти костюмы за столетние образцы. Нарядить можно всю семью: порты, рубахи, жилетки, пояса. И, конечно же, сарафаны.

Кижи / Kizhi

Наталья Михайлова в карельском сарафане ходит на работу — руководить фольклорно-этнографическим ансамблем музея «Кижи». Как-то раз пришла в обычной одежде, так охранник её и пускать не хотел: не узнал.

Наталья Михайлова с мужем Евгением. Фото из архива музея "Кижи"Наталья Михайлова с мужем Евгением. Фото из архива музея "Кижи"

Наталья Михайлова с мужем Евгением. Фото из архива музея «Кижи»

В летний туристический сезон (с начала мая по конец сентября) участники ансамбля в концертном облачении практически живут . Муж Натальи Евгений — гармонист, обе дочери выросли на Кижах, старшая Екатерина уже выступает вместе с родителями.

Участники фольклорно-этнографического ансамбля — только во вторую очередь артисты, певцы и музыканты. А в первую — сотрудники отдела фольклора. Ездят по карельским деревням с диктофоном и блокнотом, записывают песни и наигрыши на музыкальных инструментах. Задача — достоверная реконструкция народной культуры, в том числе и костюма.

Кижские пейзане. Фото: Павел ПелевинКижские пейзане. Фото: Павел Пелевин

Кижские пейзане. Фото: Павел Пелевин

Повседневный сарафан — клетчатый или однотонный, из плотной хлопчатой ткани (сверху серый передник). Северянки, кстати, очень любили «клетку». А в праздничном варианте сарафан обычно богатый, яркий (бордовый или коричневый), а передник ещё ярче — изумрудно-зелёный.

Нижняя часть рубахи-рядчины могла быть домотканой, а всё остальное шилось уже из готовых тканей, которые жительницам северных карельских деревень обычно привозили отцы и мужья из Финляндии. Никаких воланов, складок, рюшей в одежде северных карелок мы не видим: всё очень просто, надёжно и функционально.

Кижская регата. Фото из архива музея "Кижи"Кижская регата. Фото из архива музея "Кижи"

Кижская регата. Фото из архива музея «Кижи»

Головной убор — отдельная тема для исследований. Платок в повседневной одежде вроде был простой, но завязывался строго определённым образом. По элементам костюма (в том числе и по головному убору) сотрудник отдела фольклора музея «Кижи» точно скажет: вот так носили на севере Карелии, так — на юге. Это поморки, а это заонежские барышни.

В праздники замужняя северянка надевала на голову сороку — мягкую шапочку, всегда из яркой ткани. Сорока была самым дорогим элементом костюма: создавалась из лоскутков, что остались от пошива облачения церковного настоятеля. Заведёт себе батюшка новую рясу или мантию, а остатки ткани бабам отдаст — на сороки!

Кстати, эту традицию соблюдают и участники кижского фольклорного ансамбля: отец Николай Озолин (бывший настоятель Спасо-Кижского прихода) лоскутами щедро делился. Так что головной убор Натальи Михайловой (как и всё остальное в её народном костюме) сшито по правилам.

Одеваемся по-карельски / Šuorita karjalakse

 

Современный карельский сарафан — он какой?

Разный. В представительском министр культуры едет на форум в Суоми. В сценическом пляшет финскую польку блондинка из «Кантеле». В форменном официантка «Карельской горницы» несёт на стол настойку «Третья песня» горькую.

Ирина Порошина

Ирина Порошина

Ирина Порошина, художник-дизайнер национального костюма, может спроектировать и сшить любой. И шьёт уже не один десяток лет.

Ирина — член Союза художников России, член Санкт-Петербургского союза дизайнеров, член Союза русских художников в Финляндии «Триада».

— Национальный костюм сегодня не обязательно должен шиться так же, как в старину, — считает Ирина. — Мы создаем его на основе традиционного кроя и декора, используем современные ткани и фурнитуру. Важны современные цветовые сочетания и посадка на фигуре — чтобы подчеркнуть индивидуальность.

Крой традиционной рубахи и сарафана, юбки и душегреи всегда был прост и экономичен. Обусловлен цельными полотнищами ткани, ширина которых варьировалась от 35 до 50 см (в зависимости от размеров ткацкого стана).

Поэтому в основе конструкции народной одежды лежит уникальная система геометрического кроя, основанная на составлении деталей костюма из простых фигур (прямоугольник, квадрат, треугольник). Эти же фигуры лежат в основе народных орнаментов.

Из этих фигур, несущих еще и важную смысловую нагрузку, составлены более сложные и символические фигуры кроя: крест (рубаха), трапеция (косоклинный сарафан, юбка), полукруг и круг (душегрея, коротена, верхняя одежда).

Мы попросили Ирину провести мастер-класс для «Уроков карельского» — сшить косоклинный сарафан — современный, но и традиционный.

В магазине нас слегка занесло: купили аж четыре вида вискозной фланели (однотонной и в клетку). Так что пришлось шить целый комплект с косоклинным сарафаном во главе.

Приятные мелочи. Фото: ИА «Республика» / Николай Смирнов

 

Шитьё сарафана — дело не быстрое. Но мы никуда и не торопились.

Зацени лук! / Kuibo olen?

Думаете, в костюме от Порошиной только на Съезд карелов можно пойти? А вот и нет. «Уроки карельского», весенняя коллекция / 2016:

К уроку готовились:Евгений Лисаков, журналистТатьяна Бердашева, научный сотрудник Национального музеяЕлена Малишевская, сотрудник музея «Кижи»Ирина Порошина, художник-дизайнер по костюмуНиколай Смирнов, фотографИгорь Георгиевский, фотографСергей Беляев, операторИлья Дедюшко, режиссер монтажаПавел Степура, дизайнерЕлена Фомина, редактор проекта «Уроки карельского»

При поддержке Министерства Республики Карелия по вопросам национальной политики, связям с общественными, религиозными объединениями

«Уроки карельского», национальный проект «Республики». Мы рассказываем о народе, который столетиями жил на берегах Онежского и Ладожского озер, о наших предках и современниках — о людях. История и природоведение, литература и география, труды и физкультура: всё о карелах, финнах, вепсах.

 

18-04-2016

«Республика»«Республика» Абзац

rk.karelia.ru

Традиционная одежда карел — Славянская культура

Одежда любого народа может много рассказать и о его хозяйственных занятиях, и о культурных контактах с проживающими по соседству народами. В одежде карел можно выделить два слоя, отражающие хронологически разные исторические эпохи. Более древний — это одежда, близкая по покрою и материалу к одежде западных финнов, води, вепсов. Более поздними по времени являются русские заимствования в одежде.

Благодаря раскопкам мы располагаем довольно ранними сведениями об одежде карел. Археологические материалы из могильников позволяют установить не только сорта тканей, формы украшений, но и дать реконструкции типов одежды. Хорошая сохранность одежды в значительной мере объясняется обилием бронзовых украшений и нашивок, консервирующих текстильную основу.

Восстановленная по материалам могильников женская одежда отличалась индивидуальностью, зависящей не только от личных вкусов, но и от возрастных и социальных показателей. Например, одна из женщин из могилы Кекомяки-1 была одета в тонкую льняную рубаху, отделанную тесьмой с серебряной нитью и застегнутую у ворота орнаментированной пластинчатой фибулой. Поверх нее было одето белое шерстяное одеяние без рукавов, скрепленное на плечах выпуклыми фибулами со «звериным» орнаментом, от которых спускались железные цепи, заканчивающиеся с левой стороны ножом с орнаментированной рукоятью в ножнах. Костюм дополнялся темно-серым шерстяным передником, который был украшен по низу широкой полосой из медно-бронзовых пронизок. Однако, к сожалению, между описанными археологическими материалами и этнографическими данными об одежде существует пробел в несколько веков. Достоверные сведения о костюме карел мы имеем лишь с конца XIX века.

Женская одежда в ее наиболее традиционном старинном варианте выглядит так: туникообразная рубаха с прямыми вшитыми рукавами и разрезом посередине груди и несшитая юбка из трех полотнищ, расширявшихся книзу, закреплявшихся либо лямками на плечах, либо завязками на талии. Задолго до XIX века такая юбка уже исчезла из обихода. Начиная с XVIII века, а возможно и раньше, основной одеждой женщин становится сарафан, покрой и название которого было заимствовано у русского населения северной России. Сарафан представлял собой длинную до земли свободную одежду без рукавов. Ширина подола сарафана равнялась от 3,5 до 4,5 метров. В начале XX века наблюдается переход к другому комплексу одежды — юбке с кофтой, что было связано с городским влиянием. Называли такой костюм «парочкой». Поверх юбки носили передники, которые каждая женщина имела и для будней и для праздников. Довольно широко было распространено ношение наплечных платков. В праздничные дни набрасывали платок свободно, причем часто 3—4 платка, один поверх другого, чтобы показать свою состоятельность. Особенно следует остановиться на головных уборах. Они традиционно различались у девушек и женщин. Девушки носили на голове ленту, спереди украшенную вышивкой, бисером, жемчугом. Замужние женщины надевали головной убор типа сороки, которая также была украшена и полностью закрывала волосы. С непокрытой головой замужняя женщина не могла появляться даже в кругу своей семьи. Из украшений женщины и девушки носили серьги, бусы и разного рода перстни и кольца.

Мужчина-карел в повседневной жизни носил холщовую рубаху, холщовые, — а в холодную погоду полусуконные — штаны с узким шагом и без разреза-ширинки спереди. Рубаху носили навыпуск, подпоясывая узким кожаным ремнём или плетеным кушаком. На поясе, обычно с левой стороны, носили нож. Материалами для одежды карелы в основном обеспечивали себя сами. Они сеяли лен и коноплю, держали овец, к тому же охота давала теплые меха. Основные виды ткани, из которых шили одежду, — холст, полусукно и сукно домашней выделки. На ярмарках у коробейников покупала ситец, сатин, люди побогаче — парчу и шелк.

С одеждой у карел было связано немало обрядов, так по их представлениям, правую полу всегда следовало запахивать на левую, чтобы обезопасить себя от нечистой силы. Магические представления карел касались и рубах. В основе этих представлений лежит, по всей видимости, то, что рубаха непосредственно соприкасается с телом человека, поэтому к подолу рубахи нередко прикрепляли булавки и различные обереги.

Жуковская Н. Л., Мокшин Н. Ф. От Карелии до Урала: Рассказы о народах России. — М.: Флинта: Наука, 1998. — 320 с., с.22 — 25Кочкуркина С. И. Народы Карелии: история и культура. — Петрозаводск: Карелия, 2004. — 208 с., с.135Прибалтийско-финские народы России. — М.: Наука, 2003. — 671 с., с. 241 — 242, 244, 246, 248

0 просмотров0 комментариев

slavyanskaya-kultura.ru

Национальный костюм карелов (53 фото): женские и мужские карельские костюмы, история

Республика Карелия – край удивительной природы, красивых живописных мест. Именно на таком колоритном уголке земли живут люди многих национальностей: русские, карелы вепсы и другие.

Национальный костюм карелов (53 фото): женские и мужские карельские костюмы, история

Немного истории

Издавна повелось, что каждая хорошая хозяйка должна была обладать определенными навыками рукоделия: шитье, ткачество, вышивка, вязание. Девушки и женщины создавали роскошные сарафаны и платья, украшенные бесподобной вышивкой тамбурным швом. Отделка изделий обязательно имела кружево, атласные ленты и тесьму с ярким рисунком.

Национальный костюм карелов (53 фото): женские и мужские карельские костюмы, история

Народный национальный карельский костюм отражал жизнь и быт обычных жителей, привыкших много трудиться и заниматься любимым делом.

Национальный костюм карелов (53 фото): женские и мужские карельские костюмы, история

Свободный крой был основой всей одежды. Сарафаны, платья шились из следующих материалов: лен, пестрядь, шерсть, посконь. Ткань часто местные жители делали сами. Карелы высеивали лен, коноплю, держали овец. Во многих домах присутствовали домашние ткацкие станки и прялки. Умелые мастерицы проводили много времени за таким ремеслом, как ткачество и прядение различных нитей. Одежда изготавливалась из ситца, кумача, которые покупались на ярмарках и у ремесленников.

Национальный костюм карелов (53 фото): женские и мужские карельские костюмы, история

Национальный карельский костюм являлся повседневной и праздничной одеждой. Что входит в подобный костюм? Следующая глава подробно раскроет детали и особенности костюма. Сегодня национальный костюм используют исключительно для проведения праздничных мероприятий, связанных с историей, традициями республики Карелия.

Национальный костюм карелов (53 фото): женские и мужские карельские костюмы, история

Особенности

Узнать карельский костюм можно некоторым выразительным деталям костюма. Рукодельницы всегда украшали платье или сарафан потрясающей вышивкой. Это были вышитые мотивы крестиком или тамбурным швом.

Национальный костюм карелов (53 фото): женские и мужские карельские костюмы, история

На вышивке присутствовали животные и растения, орнамент, напоминающий снежинки и другие геометрические фигуры. Как, правило, рукодельницы использовали красную нить для выполнения красивых мотивов. Красная нить символизировала праздничное украшение для всех нарядов. Повседневные платья украшались вышивкой белой или бежевой нитью.

Национальный костюм карелов (53 фото): женские и мужские карельские костюмы, история

Сегодня такое украшение используется при изготовлении столового белья, домашнего текстиля и сувенирной продукции, сценических костюмов.

Национальный костюм карелов (53 фото): женские и мужские карельские костюмы, история

Яркий цвет сарафана, платья еще одна отличительная особенность национального костюма Карелии.

Национальный костюм карелов (53 фото): женские и мужские карельские костюмы, история

Рассматривая фасон платья, стилисты отмечают и особенную отделку рукавов. Многие варианты карельского платья имеют рукава, собранные на резинку и украшенные пышным воланом.

Национальный костюм карелов (53 фото): женские и мужские карельские костюмы, история

Цвета и оттенки

Цвет являлся в национальном костюме определяющим фактором. Большинство карельских праздников проходит с вождением хороводов, пением песен. Зимой юноши и девушки катались на санях, на масленицу прыгали через костер. Поэтому платье должно было быть ярким, заметным нарядом.

Национальный костюм карелов (53 фото): женские и мужские карельские костюмы, история

Помимо красной вышивки на изделии, многие хозяйки предпочитали шить красные, синие платья, но обязательно в сочетании с белым фоном. Удивительно нежно, красиво и роскошно смотрелось такое платье.

Национальный костюм карелов (53 фото): женские и мужские карельские костюмы, история

Ткани и крой

Соприкасаясь с вехами карельской истории и культуры, можно проследить, что одежда женщин и мужчин всегда была свободной, не стесняющей движений.

Национальный костюм карелов (53 фото): женские и мужские карельские костюмы, история

Платья, сарафаны, мужские рубахи шились прямого фасона. Множество оборок, воланов дополняли и украшали одежду.

Национальный костюм карелов (53 фото): женские и мужские карельские костюмы, история

Целомудренность карельских народов подтверждалась и длиной женской одежды — она шилась длинной, в пол.

Национальный костюм карелов (53 фото): женские и мужские карельские костюмы, история

Разновидности

Национальный костюм – одежда, которую носили от мала до велика. Что включала в себя мужская, женская и детская одежда? Следующий обзор ознакомит с национальной, карельской одеждой.

Национальный костюм карелов (53 фото): женские и мужские карельские костюмы, история

Мужчины, как истинные джентльмены были галантны и привлекательны. Мужской костюм состоял из белой рубахи с вышивкой, цветных штанов, портов, черной жилетки и шляпы.

Национальный костюм карелов (53 фото): женские и мужские карельские костюмы, история

Шляпу мог заменить и другой головной убор (фуражка). Высокие черные сапоги роскошно дополняли мужской костюм. Рубаху юноши и мужчины подвязывали поясом. Рубаха шилась 2-х видов: длина первой доходила до колен (выполнялась она из домотканого полотна) и короткая (из красного коленкора, с узким воротником — стойкой). Шейный платок был обязательным предметом карельского костюма для мужчин.

Национальный костюм карелов (53 фото): женские и мужские карельские костюмы, история

У женщин костюм был более разнообразным. Рукодельницы составляли свой наряд из сарафана и свободной кофты, либо юбки и холщовой рубашки. Легкий клеш присутствует на каждом сарафане.

Национальный костюм карелов (53 фото): женские и мужские карельские костюмы, история

Очень часто хозяйка украшала подобный наряд красивым фартуком. Фартук декорировался воланом, традиционной вышивкой и даже бахромой.

Национальный костюм карелов (53 фото): женские и мужские карельские костюмы, история

Прическу женщины украшали старинными головными уборами. Девушки повязывали свою голову повязкой или платком. Повязка часто выполнялась из бересты и имела красивое переплетение. Замужние женщины в качестве головного убора выбирали повойники или кокошники. Роспись жемчугом таких уборов подчеркивала благосостояние местных жителей.

tuladnt.ru

Традиционный костюм Южной Карелии конца XIX века по материалам "Этнографической экскурсии" М.А. Круковского | Кижский вестник №6| Электронная библиотека

В фондах Российской Национальной библиотеки в Санкт-Петербурге хранится фотоархив этнографа М.А.Круковского, датируемый 1899 годом [1] . Фотоархив представляет собой отчет поездки исследователя по Олонецкой губернии, результатом которой стала публикация в 1904 году его книги «Олонецкий край» [2] . За время экспедиции Круковский побывал на территории Петрозаводского, Олонецкого, Повенецкого и Пудожского уездов. В сфере его интересов оказались и районы проживания карел: это окрестности Олонца и Кондопоги.

Фотоархив М. Круковского носит название «Этнографическая экскурсия. Виды и типы Олонецкой губернии» [3] . Первая часть посвящена архитектуре карельских и русских деревень, вторая и третья дают представление об одежде жителей, населяющих данные деревни. На основании фотографий Круковского можно составить общее представление о крестьянском костюме Олонецкого уезда и Кондопожской волости Петрозаводского уезда конца XIX века. Особое внимание исследователь уделил фиксации праздничного девичьего наряда [4] .

Костюм Кондопожской волости представлен в экскурсии 19-ю фотографиями (крестьяне д. Сопоха, Кяппесельга, Тивдия, Усть-Суна, Суна, Вороново, Косалма) [5] , костюм Олонецкого уезда – 35-ю (жители д. Видлица, Большая гора, Колатсельга, Рыпушкалицы, Ильинский погост) [6] .

Фотоматериалы М. Круковского свидетельствуют, что повседневный костюм южнокарельского крестьянина состоял из домотканых штанов (люд. kuaddad, лив. kuadiet [7] ), заправленных в высокие до колен кожаные сапоги (люд. paid, лив. paidu). Сверху на рубаху зачастую надевали жилет [8] . Подол рубахи выпускался из-под жилета на высоту 30-40 см. Головным убором служил картуз [9] , Неотъемлемой деталью костюма южнокарельского крестьянина был шарф или шейный платок (люд. kaglpaikk, лив. kaglupaikku).

Южнокарельская рубаха-косоворотка – прямая, с рукавом без манжет и ластовицами под мышкой. Рукав у плеча часто присборен и приспущен. Расцветка темная или светлая. Излюбленный узор – в прямую клетку или в горошек. Застежка на одну или две пуговицы на стойке ворота [10] (фото 1).[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Фото 1. Кантелист из д.Большая гора Олонецкого уездаФото 1. Кантелист из д.Большая гора Олонецкого уезда

Шейные платки разнообразной орнаментации. На одной из фотографий запечатлен белый платок с узором в виде окружностей [11] .

В качестве образца вязаного изделия конца XIX века можно привести фуфайку, зафиксированную на крестьянине из деревни Кяппесельга [12] . Фуфайка связана на спицах: рукава в резинку, перед декорирован узором «коса». Ворот вывязан изнаночными петлями. Край передней полочки обшит темной тесьмой.

Верхней наплечной одеждой крестьянина был кафтан из холста домашней выделки (люд., лив. kauhtan), имевший длину до колена или суконный пиджак с отложным воротником и прорезным карманом с левой стороны [13] . В верхней мужской одежде карел правая пола за редким исключением запахивалась на левую. По свидетельству Р. Ф. Тароевой «по представлению карел застежка на правой стороне была только на одежде нечистой силы – лешего» [14] .

Для рыбной ловли и для работы в лесу карелы использовали балахоны (люд. balaffon, лив. balahonu), которые шили из белого грубого холста и надевали на рубаху [15] (фото 3). Кафтан, балахон и сама рубаха обязательно подпоясывались.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Фото 3. Ночлег рыбаков на берегу СуныФото 3. Ночлег рыбаков на берегу Суны

В состав рабочей одежды ремесленника (сапожника, мастера по выделке мраморных изделий) входили передник и узкий кожаный ремешок для подвязки волос [16] . Передники надевали также рыбаки во время рыбной ловли [17] .

Среди головных уборов самым распространенным был картуз. Пожилые крестьяне предпочитали носить валяные шляпы с отворотом, имевшие форму усеченного конуса [18] (см. фото 2).

Фото 2. Старик из д.КяппесельгаФото 2. Старик из д.Кяппесельга

Прическа у взрослых мужчин – традиционная: волосы остриженные под горшок и расчесанные на прямой пробор [19] . Неотъемлемой принадлежностью мужской внешности являлись усы и борода (фото 4).[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Фото 4. Крестьянин из д.Сопоха Петрозаводского уездаФото 4. Крестьянин из д.Сопоха Петрозаводского уезда

Состав детской одежды зависел от возраста ребенка. Мальчики полутора — четырех лет портов не носили. Им одевали рубашки с разрезом по середине груди, длиной чуть ниже колена [20] . Рубашки шились из разнообразных материалов (однотонные, с рисунком). Мальчики-подростки 10-15 лет одевались как взрослые мужчины: косоворотки, порты, заправленные в сапоги, пояс [21] .

Женский повседневный костюм южной Карелии составляли прямой на лямках сарафан (люд., лив. saraffana, ferezi) и рубаха (люд., лив. raccin) с пышным рукавом до локтя. По свидетельству Р.Ф.Тароевой прямой сарафан у карел, также как и у русских, получил распространение со второй половины XIX века и был связан с широким бытованием в крестьянском обиходе покупных тканей [22] . По сравнению с русским заонежским вариантом южнокарельские рубаха и сарафан обладали специфическими особенностями кроя. Рубаха, в отличие от заонежской имела более глубокий вырез ворота [23] , сарафан – более широкую и низкую грудину и соответственно более широко поставленные лямки [24] . На отдельных олонецких фотографиях с изображением трудовых процессов (работа по доставке дров на барках [25] , работа с ручной мельницей [26] ) крестьянки одеты в рубахи с длинным узким рукавом. Одна из таких рубах – пестрядинная [27] . Судя по фотоколлекции Круковского из домотканой клетчатой и полосатой пестряди могли быть изготовлены рукава и станушки женских рубах [28] , передники [29] , мужские порты [30] и детские рубахи [31] .

Дополнением к женскому и девичьему костюму служили передник (люд. peredniekku, лив. perenniekku) и головной убор. Молодые девушки в будни носили платки, завязанные узлом под подбородком [32] или ходили с непокрытой головой [33] . Замужние женщины убирали волосы под повойник (люд. povoiniek, лив. povoiniekki) – небольшую шапочку на мягкой ткани, имеющую круглое донце с пришитым к нему по краю околышем. К раздвоенным сзади крылышкам околыша пришивалась тесьма, фиксирующая повойник на голове. Такие головные уборы мы можем увидеть на фотографиях «Мать с сыном из д. Тивдия» [34] (фото 5) и «Девушки из д. Усть-Суна» [35] .

Фото 5. Мать с сыном из д.Тивдия Петрозаводского уездаФото 5. Мать с сыном из д.Тивдия Петрозаводского уезда

На последней фотографии пышные рукава рубахи, сшитой из материала в любимую карелами мелкую полоску, выкроены по-разному: на одном полоски идут в продольном направлении, на другом – в поперечном. Это свидетельствует о том, что одежду молодые девицы шили себе сами, а качество сшитой одежды зависело исключительно от их портновского умения.

На основании анализа коллекции черно-белых фотографий М. Круковского можно сформулировать выводы о тональности в одежде молодой и пожилой женщины. Девушки и молодые женщины чаще одевались в светлые тона, пожилые – в темные. В этом отношении показательны фотографии, на которых запечатлены молодые женщины в процессе работы: крестьянки из Олонецкого уезда, мнущие лен [36] , занимающиеся перевозкой дров [37] , перемоткой ниток [38] , переработкой зерна на ручной мельнице [39] , берущие воду из колодца [40] , работающие за ткацким станком [41] , стирающие белье [42] . На них – светлые сарафаны и белые головные платки. В светлые тона одета девушка из кондопожской деревни Усть-Суна. И напротив, в темные тона облачена пожилая крестьянка из Ильинского погоста [43] . В темный сарафан одета старуха из д. Видлица [44] (фото 6). На семейной фотографии из д. Суна женщина лет 65-ти снята в темной с набивным белым рисунком кофте, темной юбке, темном платке и переднике [45] (фото 7).

Фото 6. Старуха из д.Видлица Олонецкой губернииФото 6. Старуха из д.Видлица Олонецкой губернииФото 7. Семья крестьянина из д.Суна Петрозаводского уездаФото 7. Семья крестьянина из д.Суна Петрозаводского уезда

Девочки одевались в соответствии с возрастом: 2-х – 4-хлетние носили рубашечки до колена [46] , 5–6-тилетние – рубашечки с юбкой или сарафаном [47] . Именно так одета девочка лет пяти из олонецкой деревни Видлица: на ней рубаха в горошек и домотканая юбка с завязками впереди. На плечи накинут платок [48] . Девочка лет двенадцати, занятая сучением ниток, одета как взрослая: в рубаху и сарафан [49] . На фотографии, запечатлевшей олонецких девушек, танцующих кадриль, среди зрителей мы замечаем девочек лет одиннадцати – двенадцати в сарафанах и передниках [50] . На одной из них фартук с закрытой грудкой, отделанной рюшами по краям [51] . В таком же закрытом фартуке изображена девочка трех – четырех лет на фотографии крестьянской семьи из д. Суна [52] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Праздничный девичий и женский костюм южной Карелии имел различия у кондопожских и у олонецких карел. Особый интерес представляет праздничный девичий костюм из кондопожского села Суна [53] (фото 8). Он состоит из светлой рубахи пышным рукавом до локтя, с оборкой, отделанной кружевом. Воротничок кружевной в виде собранной в сборку стойки. Рукав у локтя перехвачен широкой лентой, завязанной бантом. Сарафан прямой, штофный [54] , сборчатый.

Фото 8. Девушка из д.Суна Петрозаводского уездаФото 8. Девушка из д.Суна Петрозаводского уезда

Особое внимание в костюме девушки привлекает форма головного убора, встречавшаяся у славянских и прибалтийско-финских народов, но не зафиксированная более никем из исследователей на территории Олонецкой губернии. Это шитая золотом повязка с прикрепленным к ней по верху венком из искусственных цветов с позатыльем в виде широкой ленты, спускающейся почти до пояса (фото 9). Исследователь народного костюма Л. Н. Молотова отмечает, что девичьи уборы в виде венца и обруча были самыми распространенными на территории всей России [55] . В северно-русских районах это были жемчужные или шитые золотом перевязки, в южнорусских губерниях – это был налобень, венок, выполнявшийся из бумажных или сделанных из ткани цветов [56] . По свидетельству, относящемуся к 1863 году, в составе наряда вологодской невесты упоминается головной убор в виде «малиновой бархатной повязки и венка из цветов» [57] . Обручи-венки были распространены как свадебные головные уборы на территории Литвы, Латвии, Эстонии [58] . Широкое позатылье, декорированное цветочным орнаментом, выполненным черным шелком, зафиксировал исследователь Маннинен на свадебном головном уборе XIX века из Эстонии [59] .

Фото 9. Девушка из д.Суна Петрозаводского уезда в праздничном нарядеФото 9. Девушка из д.Суна Петрозаводского уезда в праздничном наряде

В варианте сунского головного убора лента позатылья декорирована цветами и листьями, вырезанными из материи. В свете всего вышесказанного можно предположить, что на голове девушки из села Суна одет свадебный головной убор, имеющий сходство с прибалтийско-финским и с северно-русским свадебными головными уборами. Убор сочетается с жемчужной сеткой-поднизью. Подобная форма головного убора в виде повязки с широкой лентой, расшитой цветами, зафиксирована Круковским также на снимке из села Спасская Губа [60] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

В Олонецком уезде праздничные костюмы девушек были несколько иными (фото 10). В комплексе с сарафаном и рубахой молодые девушки носили корону и поднизь: сетку, сплетенную из белого конского волоса, унизанную мелким речным жемчугом [61] . Сзади, у основания косы, прикреплялся большой бант и множество лент, ниспадавших до пояса. Дополнением к праздничному костюму служили разнообразные украшения: серьги, броши, браслеты, жемчужные и стеклярусные нити. Количество жемчужных нитей доходило до пятидесяти [62] . Броши и серьги тоже чаще всего декорировались жемчугом. Интересно отметить, что золотые и серебряные серьги со вставкой из жемчуга местного происхождения в конце XIX – начале XX века продолжали изготовливать мастера из олонецкой деревни Онкулицы Неккульской волости, хотя расцвет этого ювелирного промысла остался далеко позади и был связан с началом XIX столетия [63] .

Фото 10. Праздничные костюмы девушек Олонецкого уездаФото 10. Праздничные костюмы девушек Олонецкого уезда

Еще одной разновидностью праздничного костюма молодой олончанки был комплекс, состоящий из рубахи, юбки и жилетки. На фотографии, зафиксировавшей бытование такого костюма, девушки одеты в сборчатые шелковые юбки, светлые рубахи и черные приталенные короткие жилетки с воротом «каре» и широкими лямками. Грудина и наружные края лямок отделаны рюшами из черного кружева [64] .

С юбочным комплексом связан еще один вариант праздничного костюма южной Карелии – «парочка», т. е. юбка и казачок (люд., лив. puaru), возникший под влиянием городской моды и получивший повсеместное распространение по всей России [65] (фото 11).

Фото 11. Девушки из окрестностей ОлонцаФото 11. Девушки из окрестностей Олонца

О параллельном существовании в южной Карелии в конце XIX века всех упомянутых разновидностей праздничного девичьего костюма свидетельствует фотография «Гулянье в д. Рыпушкалицы Олонецкого уезда на Иванов день» [66] (фото 12). На одной из фотографий запечатлены девять девушек, гуляющих вдоль улицы деревни Рыпушкалицы. Четверо из них одеты в сарафаны, остальные в платья-парочки с казачками или жилетками [67] . На голове у восьмерых девушек сетки-поднизи: у четверых сетки сочетаются с повязками, у остальных – с коронами.

Фото 12. Гулянье в д.Рыпушкалицы Олонецкого уезда на Иванов деньФото 12. Гулянье в д.Рыпушкалицы Олонецкого уезда на Иванов день

Сравнивая традиционный праздничный костюм кондопожской карелки с олонецким, следует отметить, что кондопожский костюм более тесно связан с русским заонежским, тогда как в олонецких нарядах сильнее ощущается влияние прибалтийско-финской традиции и городской моды (стилизованный сарафан) [68] . Наблюдается различие и в форме олонецкой и кондопожской поднизи. Последняя имеет три одинаковых по высоте волана-«борка» и по форме идентична заонежской, в олонецкой же центральный «борок» поднят значительно выше боковых. Это придает поднизи своеобразный запоминающийся облик.

Обобщая анализ фотоматериалов Круковского по одежде южных карел, следует отметить широкое бытование у них одежды, сшитой из серого и белого льняного холста, пестряди, сукна, вязаных шерстяных изделий, что объясняется высоким уровнем развития в этом регионе льноводства и овцеводства. Необходимо подчеркнуть тесную связь повседневной и праздничной мужской и женской одежды южной Карелии с русским заонежским традиционным костюмом. Она сказалась в бытовании у карел кафтана из серого домашнего сукна, широко распространенного по всему Русскому Северу, рубахи-косоворотки, мужской валяной шляпы в форме усеченного конуса, таких элементов праздничного девичьего костюма как жемчужная сетка-поднизь, штофный сарафан, атласные ленты, предназначенные для подвязки рукавов. Тесная связь южнокарельского костюма с заонежским объясняется географическим соседством южной Карелии с Заонежьем, несомненно усилившим процессы взаимопроникновения двух культур.

Существует также целый ряд национальных особенностей, роднящих одежду южных карел с одеждой других прибалтийско-финских народов: юбочный комплекс, бытование праздничной женской жилетки, мужских шарфов и шейных платков, тяготение к клетчатой и полосатой расцветке тканей. Интересными деталями являются специфический край южнокарельского сарафана (с более низкой, чем в Заонежье, грудиной и более широко поставленными лямками) и своеобразная форма олонецкой поднизи (с высоко поднятым средним борком).[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Особое внимание привлекает форма кондопожского праздничного (возможно, свадебного) головного убора, встречавшегося и у славянских, и у прибалтийско-финских народов, но не зафиксированная более никем из исследователей на территории Олонецкой губернии. Это шитая золотом повязка с прикрепленным к ней венком из искусственных цветов и широкой лентой, спускающейся почти до пояса. Убор зафиксирован на фотографии девушки из д. Суна.

Таковы самые общие наблюдения по поводу традиционного костюма южных карел, сделанные на основе фотографий, входящих в состав «Этнографической экскурсии» М. Круковского 1899 года.

  • [1] Этнографическая экскурсия М.А.Круковского. Виды и типы Олонецкой губернии.// Российская Национальная библиотека. Отдел эстампов. Шифр Э АЛ ЭТН 63 / 3-К222/1; Э АЛ ЭТН 63 / 3-К222/2; Э АЛ ЭТН 63 / 3-К222/3. В музее-заповеднике «Кижи» хранится часть коллекции Круковского: НВФ – 13581 Дубль-негативы: 2-6, 13-44; НВФ – 13623/29-33.
  • [2] Круковский М.А. Олонецкий край. СПб., 1904.
  • [3] Общее число фотографий в коллекции 310 (из них 116 относится к первой части экскурсии, 194 – ко второй).
  • [4] 3/12, 13, 14, 17, 28, 29, 30, 32, 33, 34, 36, 39. (Далее для удобства пользования разделы экскурсии будут обозначаться арабскими цифрами 1, 2, 3. В числителе – раздел экскурсии, в знаменателе - № фотографии.)
  • [5] 1/37; 2/35, 37; 105; 3/1б, 2, 3, 4, 5, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 85, 87.
  • [6] 1/22; 3/2; 2/1; 2; 3; 4; 5; 7; 8; 9; 10; 23; 24; 3/21, 22, 23, 24, 25, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 41, 42, 43, 44.
  • [7] Здесь и далее карельские названия приводятся по книге: Тароева Р.Ф. Материальная культура карел. М.-Л., 1965.
  • [8] 1/32.
  • [9] 1/22, 32; 2/1, 5.
  • [10] 3/4, 5, 21, 22, 23, 24, 25.
  • [11] 3/1.
  • [12] 3/2.
  • [13] Фотографии крестьян из д. Вороново (3/2), Сопоха (3/1), Косалма (3/4, 5).
  • [14] Тароева Р.Ф. Материальная культура карел. М.-Л., 1965. С.149.
  • [15] Фотографии рыбаков из д. Суна (3/85), ловли рыбы ловушками на Киваче (1/14).
  • [16] Фотографии сапожника из д. Кяппесельги (2/37) и мастера по выделке мраморных изделий из д. Тивдия (2/34, 35).
  • [17] Ловля рыбы на Киваче (1/14).
  • [18] 3/2.
  • [19] 3/22.
  • [20] 2/24; 3/16.
  • [21] 1/22; 2/1.
  • [22] Тароева Р.Ф. Указ. соч. С.161.
  • [23] 2/1, 2, 3, 7, 8; 3/18, 19.
  • [24] 2/1, 3, 7, 8, 24.
  • [25] 1/61.
  • [26] 2/9.
  • [27] 2/9. Пестрядь – домотканый холст клетчатой или полосатой расцветки.
  • [28] 1/23.
  • [29] 2/24.
  • [30] 1/5.
  • [31] 1/5.
  • [32] Фотография девушки из д. Усть-Суна (3/15).
  • [33] 3/17.
  • [34] 3/19.
  • [35] 3/18.
  • [36] 2/2.
  • [37] 1/16.
  • [38] 2/7.
  • [39] 2/9.
  • [40] 2/23.
  • [41] 2/8.
  • [42] 2/3.
  • [43] 3/30.
  • [44] 3/31.
  • [45] 3/16.
  • [46] 3/16; 2/5; 24.
  • [47] 3/44, 36.
  • [48] 3/37.
  • [49] 2/1.
  • [50] 3/44.
  • [51] 3/44.
  • [52] 3/16.
  • [53] 3/12, 13, 14.
  • [54] Штоф – тяжелый шелковый материал, затканный цветами.
  • [55] Русский народный костюм в собрании ГМЭ народов СССР. Авторы текста и составители Л.Молотова и Н.Соснина. Л., 1984. С.27, 159.
  • [56] Маслова Г.С. Народная одежда в восточнославянских традициях, обычаях и обрядах XIX-начала XXв. М., 1984. С. 51.
  • [57] Маслова Г.С. Указ. соч. С. 164.
  • [58] Историко-этнографический атлас Прибалтики. Рига, 1986. С.76.
  • [59] Manninen Y. Forbewegung und Transportmitbel. Die Kleidung. Helsinki. 1958. S. 67-68.
  • [60] 2/105.
  • [61] 3/28.
  • [62] 3/33.
  • [63] Кустарные промыслы и ремесленные заработки крестьян Олонецкой губернии. Петрозаводск, 1905. С.155.
  • [64] 3/34.
  • [65] 3/32.
  • [66] 3/36б, 39а, б.
  • [67] 3/36б.
  • [68] 3/28.

// Кижский вестник №6Отв. ред. Мельников И.В.Музей-заповедник «Кижи». Петрозаводск. 2001.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

kizhi.karelia.ru

Национальная одежда жителей Карелии - Лумииваара

Карелия — удивительный уголок планеты, где до сих пор сохранилась нетронутая природа, где царит атмосфера невероятной простоты и добра. Однажды приехав сюда, вы обязательно ощутите все могущество и волшебство соснового бора, густого чистого воздуха, сказочных ландшафтов, кристальных рек и озер. Понять всю прелесть Карелии сможет только человек, пообщавшийся с местными жителями, познакомившийся с легендами и мифами этого очаровательного края. И конечно, как и в любом другом уголке страны, здесь существуют свои национальные традиции, обереги и обряды, которые олицетворяют чистоту и непосредственность жителей.

Национальные костюмы Карелии как отражение традиций народа

Национальная одежда карельского народа полностью соответствует укладу его жизни. Свободный и удобный крой, натуральные ткани, пастельные оттенки с яркими вкраплениями декоративных элементов — все это основные характеристики национальной одежды народа. Для одежды использовали лен, поскон, пестрядь и шерсть. Традиционный карельский костюм, относящийся к ХIХ—ХХ векам, схож с национальным костюмом народов, проживающих в северных широтах. Но можно выделить и особенные детали, присущие только одежде жителей Карелии. Самыми яркими деталями можно назвать загнутые носы обуви и разрез на спине рубахи.

Женский национальный костюм

У каждого народа свои представления о красоте. У карельских жителей долгое время эталоном красоты считались женщины крепкие и плотные, даже немного полноватые. Обладательница подобных форм считалась дамой трудолюбивой и серьезной. Чтобы продемонстрировать не только свою внешнюю красоту, но и навыки рукоделия, каждая женщина дополняла свой наряд элементами вышивки, шитья, вязания и другими элементами собственноручного изготовления. Можно выделить два комплекта традиционных костюмов для женщин. В первый комплект входят сарафан и холщовая рубаха. Вначале был длинный косоклинный сарафан с широкими проймами, а в дальнейшем его сменил прямой сарафан с шерстяными или хлопчатобумажными лямками. Второй комплект национальной женской одежды состоял из рубахи и юбки. Такую одежду носили представительницы ливвиков — одного из народов Южной Карелии. Чаще всего юбку шили из пяти-шести полотнищ, в результате чего получалось полосатое изделие. Некоторые представительницы прекрасного пола предпочитали несшитые юбки из полусукна или домотканого холста. Обязательным атрибутом национального карельского костюма считается передник, который повязывали поверх юбки или сарафана. Нижнюю часть передника украшали спиральные нити. Жительницы Северной Карелии дополняли свой образ большим платком, накинутым на плечи. Головные уборы у девушек и у замужних женщин заметно отличаются: незамужним девушкам полагалось украшать голову платком или повязкой, а головной убор замужних дам состоял из двух слоев: повойника и платка. Все головные уборы были богато украшены жемчугом и другими яркими элементами. В каждом уезде Карелии костюмы имеют свои нюансы. Сетка из белого конского волоса, жемчужные серьги, повязка из жемчуга, надевавшаяся поверх косынки, ленты и широкие рукава, затянутые на уровне локтя, — все эти атрибуты показывают принадлежность обладательницы костюма к определенному уголку Карелии. Обязательным дополнением женского наряда считался отнюдь не женский предмет — нож с медной рукоятью, украшенный орнаментом. Крепился такой нож к одной из нагрудных цепочек. Такие женские костюмы были популярны в Карелии вплоть до тридцатых годов, а у пожилых женщин — до конца семидесятых.

Мужской национальный костюм

Национальный костюм карельских мужчин не столь разнообразен. В комплект входит туникообразная широкая рубаха (короткая или длинная, до колен), порты, пояс, обувь и головной убор. На голову карелы летом надевали фуражки и шляпы, а в зимнее время года — меховые шапки или шапки из сукна. Представителям мужского пола приходилось работать в лесу, и, чтобы не мешали комары и другие насекомые, поверх одежды надевали балахоны, а на голову — кукель (накомарник).

Верхняя национальная одежда

И мужскую, и женскую верхнюю одежду в Карелии шили из сукна домашней выделки или холста. Распашные кафтаны серого цвета, балахоны, шубы и тулупы из натуральной овчины сверху подпоясывали кожаными или вязаными поясами. Руки от мороза защищали теплыми рукавицами, сделанными из собачьего меха, кожи или материи, а варежки вязали из шерсти овцы.

Обувь

Национальная зимняя обувь жителей Карелии — сапоги без каблука с мягкой цельной подошвой, выполненные из сыромятной кожи. Носы на меховых сапогах неизменно загнуты вверх. У жителей Южной Карелии были распространены лапти и сапоги из бересты. Для работы использовали прочные сапоги с широким голенищем, сделанные из кожи.

otdyhvkarelii.ru

Национальный костюм — Славянская культура

Традиционный костюм отвечал укладу жизни карельского народа: одежда была свободной, удобной, шилась из доступных тканей (лён, пестрядь, посконь, шерсть и других). Традиционный карельский костюм рубежа XIX-XX веков близок к севернорусскому. Специфические детали одежды собственно карел - это рубаха с разрезом на спине и обувь с загнутым носом.

Особенность традиционного женского костюма была продиктована представлениями народа о красоте. Красивой считалась та женщина, которая была крепкого телосложения, которая была трудолюбива и могла свои способности к рукотворчеству продемонстрировать в рукоделии (шитьё, тканьё, вышивка, вязание).

Существовало 2 женских комплекса: с сарафаном и с юбкой. Первый состоял из холщовой рубахи ratcina и сарафана kosto, sferezi, saraffana. Старинный косоклинный сарафан с широкими проймами был вытеснен “прямым” или “круглым” сарафаном на лямках kosto из шерстяных и хлопчатобумажных покупных тканей.

В Южной Карелии, преимущественно у ливвиков, вместо сарафана носили пару puaru: юбку dupku, сшитую из пяти-шести полотнищ, и кофту в талию kazacku. Здесь же бытовала несшитая юбка hurstut из домотканого холста или полусукна, она могла быть поперечно или продольно полосатой.

Наиболее архаичной одеждой была туникообразная рубаха. Её сменила одежда из двух частей: нижней — станушки emust из домотканого холста, верхней - рукавов hiemat — из более тонкой покупной ткани, чаще всего ситца. Особенностью севернокарельских женских рубах pialishiemat являлся разрез на спине.

Поверх сарафана или юбки повязывали передник perednikka, украшенный по подолу спиральными нитями. На севере Карелии в состав женского костюма входил большой наплечный платок.

Головной убор девушек - повязка и платок paikka, замужних женщин - повойники sorokka, povoinikkа, сверху - платки. Женские головные уборы богато украшались. Старинные кокошники ливвиков делались с поднизями из жемчуга zemcugat.

Костюм каждого уезда имел свои локальные особенности. В Заонежье, например, девушки носили сетку-поднизь, сплетённую из белого конского волоса и унизанную мелким жемчугом, дополнением к заонежскому костюму были серьги бабочки. Девушки Поморья любили носить повязку перо, которая была выполнена из жемчужных нитей и крепилась на сложенную косынку. В комплекс девичьего поморского костюма входила рубаха с «польскими» рукавами и лентами, которые завязывались поверх рубахи на уровне локтя, а также кружевной воротник – борок, шаль с брошками. Поморки очень любили носить жемчужные бусы, кольца, браслеты и цепочки.

Широкое распространение имели различные украшения - подвески, медальоны, фибулы.

Женский наряд дополняли ножи с медными орнаментированными рукоятями в ножнах, которые прикреплялись к одной из нагрудных цепочек.

Традиционный женский костюм бытовал до 1930-х годов, а у пожилых его элементы сохранялись до 1970-х годов.

Мужской традиционный костюм не был столь разнообразен как женский. В комплекс мужской одежды входила рубаха-косоворотка paida туникообразного покроя, порты, головной убор, обувь, обязательно пояс vyo. Рубаха носилась навыпуск поверх узких холщовых и суконных штанов kyadat, puksut, stanit. Рубахи у карел были двух типов: длинная до колен из домотканого холста туникообразного кроя и рубаха, более короткая, сшитая из красного коленкора или льняного полотна с узким стоячим воротником. Характерной особенностью являлось ношение шейных платков.

В качестве головных уборов летом карелы носили шляпы, фуражки, а в зимнее время суконные и меховые шапки. Широкое распространение имели зимние шапки с четырёхугольным плисовым (длинноворсовый бархат) верхом и меховым околышем.

Для работы в лесу карелы имели балахоны и головной убор – кукель – накомарник. Кукель иногда дополнялся сеткою из конского волоса. Промысловый костюм был дополнен подвешенным к поясу ножом и огнивом. В зимнее время большое распространение у карел имели вязаные шерстяные фуфайки.

Верхняя одежда мужчин и женщин была сходна. Её шили из холста или сукна домашней выделки, из фабричных покупных тканей и меха. Чаще всего носили распашные кафтаны kauhtanat, чаще серого цвета, с застежкой на левую сторону и длинными рукавами, без воротника, обшитый по бортам тонкой кожей. Повсеместно носили балахоны balafonat туникообразного покроя из грубого холста. Носили также шубы и тулупы из овчины. В конце XIX века распространились пальто palto.

Свою одежду карелы подпоясывали поясами – кожаными, плетёными и вязаными. Рукавицы шили матерчатые, кожаные, меховые; у северных карел шили из собачьего меха. Варежки вязали из овечьей шерсти.

Обувь — сапоги kengat делали из сыромятной кожи с мягкой цельной подошвой без каблука. Отличительной обувью северных карел были меховые сапоги с загнутыми кверху носами. Использовалась валяная обувь. Носили также берестяные лапти virzut. Лапти имели широкое распространение у южных карел, в средней Карелии плели берестяные сапоги. В качестве рабочей обуви у карел бытовали кожаные сапоги с широкими голенищами – бахилы. Их называли «выворотными», т.к. их шили на одну ногу с изнанки, а затем выворачивали.

В настоящее время повсеместно распространена фабричная обувь.

Материал для одежды карелы делали сами, поскольку сеяли лен, коноплю, держали овец. Полушерстяную на льняной основе ткань для верхней одежды ткали на домашних станах. Ткань для рабочей одежды (юбки, балахоны) ткали из конопляной нити. Фабричные ткани (ситец, кумач и др.) покупали на ярмарках в Тихвине и Шуньге, в лавках и у коробейников. Из дорогих тканей (парчи, шелка) состоятельные карелы шили сарафаны, кофты-«казачки», повойники, сороки. Шкуры животных шли на шитье обуви, шуб, шапок, поясов, рукавиц.

0 просмотров0 комментариев

slavyanskaya-kultura.ru

Костюм южной Карелии

Л.В.Трифонова

ТРАДИЦИОННЫЙ КОСТЮМ ЮЖНОЙ КАРЕЛИИ КОНЦА XIX ВЕКА

ПО МАТЕРИАЛАМ «ЭТНОГРАФИЧЕСКОЙ ЭКСКУРСИИ» М. А. КРУКОВСКОГО

В фондах Российской Национальной библиотеки в Санкт-Петербурге хранится фотоархив этнографа М. А. Круковского, датируемый 1899 годом [1]. Фотоархив представляет собой отчет поездки исследователя по Олонецкой губернии, результатом которой стала публикация в 1904 году его книги «Олонецкий край» [2]. За время экспедиции Круковский побывал на территории Петрозаводского, Олонецкого, Повенецкого и Пудожского уездов. В сфере его интересов оказались и районы проживания карел: это окрестности Олонца и Кондопоги.

Фотоархив М. Круковского носит название «Этнографическая экскурсия. Виды и типы Олонецкой губернии» [3]. Первая часть посвящена архитектуре карельских и русских деревень, вторая и третья дают представление об одежде жителей, населяющих данные деревни. На основании фотографий Круковского можно составить общее представление о крестьянском костюме Олонецкого уезда и Кондопожской волости Петрозаводского уезда конца XIX века. Особое внимание исследователь уделил фиксации праздничного девичьего наряда [4].

Костюм Кондопожской волости представлен в экскурсии 19-ю фотографиями (крестьяне д. Сопоха, Кяппесельга, Тивдия, Усть-Суна, Суна, Вороново, Косалма) [5], костюм Олонецкого уезда – 35-ю (жители д. Видлица, Большая гора, Колатсельга, Рыпушкалицы, Ильинский погост) [6].

Фотоматериалы М. Круковского свидетельствуют, что повседневный костюм южнокарельского крестьянина состоял из домотканых штанов (люд. kuaddad, лив. kuadiet [7]), заправленных в высокие до колен кожаные сапоги (люд. paid, лив. paidu). Сверху на рубаху зачастую надевали жилет [8]. Подол рубахи выпускался из-под жилета на высоту 30—40 см. Головным убором служил картуз [9], Неотъемлемой деталью костюма южнокарельского крестьянина был шарф или шейный платок (люд. kaglpaikk, лив. kaglupaikku).

Южнокарельская рубаха-косоворотка – прямая, с рукавом без манжет и ластовицами под мышкой. Рукав у плеча часто присборен и приспущен. Расцветка темная или светлая. Излюбленный узор – в прямую клетку или в горошек. Застежка на одну или две пуговицы на стойке ворота [10].

Шейные платки разнообразной орнаментации. На одной из фотографий запечатлен белый платок с узором в виде окружностей [11].

В качестве образца вязаного изделия конца XIX века можно привести фуфайку, зафиксированную на крестьянине из деревни Кяппесельга [12]. Фуфайка связана на спицах: рукава в резинку, перед декорирован узором «коса». Ворот вывязан изнаночными петлями. Край передней полочки обшит темной тесьмой.

Верхней наплечной одеждой крестьянина был кафтан из холста домашней выделки (люд., лив. kauhtan), имевший длину до колена или суконный пиджак с отложным воротником и прорезным карманом с левой стороны [13]. В верхней мужской одежде карел правая пола за редким исключением запахивалась на левую. По свидетельству Р. Ф. Тароевой «по представлению карел застежка на правой стороне была только на одежде нечистой силы – лешего» [14].

Для рыбной ловли и для работы в лесу карелы использовали балахоны (люд. balaffon, лив. balahonu), которые шили из белого грубого холста и надевали на рубаху [15]. Кафтан, балахон и сама рубаха обязательно подпоясывались.

В состав рабочей одежды ремесленника (сапожника, мастера по выделке мраморных изделий) входили передник и узкий кожаный ремешок для подвязки волос [16]. Передники надевали также рыбаки во время рыбной ловли [17].

Среди головных уборов самым распространенным был картуз. Пожилые крестьяне предпочитали носить валяные шляпы с отворотом, имевшие форму усеченного конуса (рис.) [18].

Прическа у взрослых мужчин – традиционная: волосы остриженные под горшок и расчесанные на прямой пробор [19]. Неотъемлемой принадлежностью мужской внешности являлись усы и борода.

Состав детской одежды зависел от возраста ребенка. Мальчики полутора — четырех лет портов не носили. Им одевали рубашки с разрезом по середине груди, длиной чуть ниже колена [20]. Рубашки шились из разнообразных материалов (однотонные, с рисунком). Мальчики-подростки 10-15 лет одевались как взрослые мужчины: косоворотки, порты, заправленные в сапоги, пояс [21].

Женский повседневный костюм южной Карелии составляли прямой на лямках сарафан (люд., лив. saraffana, ferezi) и рубаха (люд., лив. raccin) с пышным рукавом до локтя. По свидетельству Р. Ф. Тароевой прямой сарафан у карел, также как и у русских, получил распространение со второй половины XIX века и был связан с широким бытованием в крестьянском обиходе покупных тканей [22]. По сравнению с русским заонежским вариантом южнокарельские рубаха и сарафан обладали специфическими особенностями кроя. Рубаха, в отличие от заонежской имела более глубокий вырез ворота [23], сарафан – более широкую и низкую грудину и соответственно более широко поставленные лямки [24]. На отдельных олонецких фотографиях с изображением трудовых процессов (работа по доставке дров на барках [25], работа с ручной мельницей [26]) крестьянки одеты в рубахи с длинным узким рукавом. Одна из таких рубах – пестрядинная [27]. Судя по фотоколлекции Круковского из домотканой клетчатой и полосатой пестряди могли быть изготовлены рукава и станушки женских рубах [28], передники [29], мужские порты [30] и детские рубахи [31].

Дополнением к женскому и девичьему костюму служили передник (люд. peredniekku, лив. perenniekku) и головной убор. Молодые девушки в будни носили платки, завязанные узлом под подбородком [32] или ходили с непокрытой головой [33]. Замужние женщины убирали волосы под повойник (люд. povoiniek, лив. povoiniekki) – небольшую шапочку на мягкой ткани, имеющую круглое донце с пришитым к нему по краю околышем. К раздвоенным сзади крылышкам околыша пришивалась тесьма, фиксирующая повойник на голове. Такие головные уборы мы можем увидеть на фотографиях «Мать с сыном из д. Тивдия»[34] и «Девушки из д. Усть-Суна» [35].

На последней фотографии пышные рукава рубахи, сшитой из материала в любимую карелами мелкую полоску, выкроены по-разному: на одном полоски идут в продольном направлении, на другом – в поперечном. Это свидетельствует о том, что одежду молодые девицы шили себе сами, а качество сшитой одежды зависело исключительно от их портновского умения.

На основании анализа коллекции черно-белых фотографий М. Круковского можно сформулировать выводы о тональности в одежде молодой и пожилой женщины. Девушки и молодые женщины чаще одевались в светлые тона, пожилые – в темные. В этом отношении показательны фотографии, на которых запечатлены молодые женщины в процессе работы: крестьянки из Олонецкого уезда, мнущие лен [36], занимающиеся перевозкой дров [37], перемоткой ниток [38], переработкой зерна на ручной мельнице [39], берущие воду из колодца [40], работающие за ткацким станком [41], стирающие белье [42]. На них – светлые сарафаны и белые головные платки. В светлые тона одета девушка из кондопожской деревни Усть-Суна. И напротив, в темные тона облачена пожилая крестьянка из Ильинского погоста [43]. В темный сарафан одета старуха из д. Видлица [44]. На семейной фотографии из д. Суна женщина лет 65-ти снята в темной с набивным белым рисунком кофте, темной юбке, темном платке и переднике [45].

Девочки одевались в соответствии с возрастом: 2-х – 4-хлетние носили рубашечки до колена [46], 5–6-тилетние – рубашечки с юбкой или сарафаном [47]. Именно так одета девочка лет пяти из олонецкой деревни Видлица: на ней рубаха в горошек и домотканая юбка с завязками впереди. На плечи накинут платок [48]. Девочка лет двенадцати, занятая сучением ниток, одета как взрослая: в рубаху и сарафан [49]. На фотографии, запечатлевшей олонецких девушек, танцующих кадриль, среди зрителей мы замечаем девочек лет одиннадцати – двенадцати в сарафанах и передниках [50]. На одной из них фартук с закрытой грудкой, отделанной рюшами по краям [51]. В таком же закрытом фартуке изображена девочка трех – четырех лет на фотографии крестьянской семьи из д. Суна [52].

Праздничный девичий и женский костюм южной Карелии имел различия у кондопожских и у олонецких карел. Особый интерес представляет праздничный девичий костюм из кондопожского села Суна [53]. Он состоит из светлой рубахи пышным рукавом до локтя, с оборкой, отделанной кружевом. Воротничок кружевной в виде собранной в сборку стойки. Рукав у локтя перехвачен широкой лентой, завязанной бантом. Сарафан прямой, штофный [54], сборчатый.

Особое внимание в костюме девушки привлекает форма головного убора, встречавшаяся у славянских и прибалтийско-финских народов, но не зафиксированная более никем из исследователей на территории Олонецкой губернии. Это шитая золотом повязка с прикрепленным к ней по верху венком из искусственных цветов с позатыльем в виде широкой ленты, спускающейся почти до пояса (рис.). Исследователь народного костюма Л. Н. Молотова отмечает, что девичьи уборы в виде венца и обруча были самыми распространенными на территории всей России [55]. В северно-русских районах это были жемчужные или шитые золотом перевязки, в южнорусских губерниях – это был налобень, венок, выполнявшийся из бумажных или сделанных из ткани цветов [56]. По свидетельству, относящемуся к 1863 году, в составе наряда вологодской невесты упоминается головной убор в виде «малиновой бархатной повязки и венка из цветов» [57]. Обручи-венки были распространены как свадебные головные уборы на территории Литвы, Латвии, Эстонии [58]. Широкое позатылье, декорированное цветочным орнаментом, выполненным черным шелком, зафиксировал исследователь Маннинен на свадебном головном уборе XIX века из Эстонии [59].

В варианте сунского головного убора лента позатылья декорирована цветами и листьями, вырезанными из материи. В свете всего вышесказанного можно предположить, что на голове девушки из села Суна одет свадебный головной убор, имеющий сходство с прибалтийско-финским и с северно-русским свадебными головными уборами. Убор сочетается с жемчужной сеткой-поднизью. Подобная форма головного убора в виде повязки с широкой лентой, расшитой цветами, зафиксирована Круковским также на снимке из села Спасская Губа [60].

В Олонецком уезде праздничные костюмы девушек были несколько иными (рис.). В комплексе с сарафаном и рубахой молодые девушки носили корону и поднизь: сетку, сплетенную из белого конского волоса, унизанную мелким речным жемчугом [61]. Сзади, у основания косы, прикреплялся большой бант и множество лент, ниспадавших до пояса. Дополнением к праздничному костюму служили разнообразные украшения: серьги, броши, браслеты, жемчужные и стеклярусные нити. Количество жемчужных нитей доходило до пятидесяти [62]. Броши и серьги тоже чаще всего декорировались жемчугом. Интересно отметить, что золотые и серебряные серьги со вставкой из жемчуга местного происхождения в конце XIX – начале XX века продолжали изготовливать мастера из олонецкой деревни Онкулицы Неккульской волости, хотя расцвет этого ювелирного промысла остался далеко позади и был связан с началом XIX столетия [63].

Еще одной разновидностью праздничного костюма молодой олончанки был комплекс, состоящий из рубахи, юбки и жилетки. На фотографии, зафиксировавшей бытование такого костюма, девушки одеты в сборчатые шелковые юбки, светлые рубахи и черные приталенные короткие жилетки с воротом «каре» и широкими лямками. Грудина и наружные края лямок отделаны рюшами из черного кружева [64].

С юбочным комплексом связан еще один вариант праздничного костюма южной Карелии – «парочка», т. е. юбка и казачок (люд., лив. puaru), возникший под влиянием городской моды и получивший повсеместное распространение по всей России [65].

О параллельном существовании в южной Карелии в конце XIX века всех упомянутых разновидностей праздничного девичьего костюма свидетельствует фотография «Гулянье в д. Рыпушкалицы Олонецкого уезда на Иванов день» (рис.) [66]. На одной из фотографий запечатлены девять девушек, гуляющих вдоль улицы деревни Рыпушкалицы. Четверо из них одеты в сарафаны, остальные в платья-парочки с казачками или жилетками [67]. На голове у восьмерых девушек сетки-поднизи: у четверых сетки сочетаются с повязками, у остальных – с коронами.

Сравнивая традиционный праздничный костюм кондопожской карелки с олонецким, следует отметить, что кондопожский костюм более тесно связан с русским заонежским, тогда как в олонецких нарядах сильнее ощущается влияние прибалтийско-финской традиции и городской моды (стилизованный сарафан) [68]. Наблюдается различие и в форме олонецкой и кондопожской поднизи. Последняя имеет три одинаковых по высоте волана-«борка» и по форме идентична заонежской, в олонецкой же центральный «борок» поднят значительно выше боковых. Это придает поднизи своеобразный запоминающийся облик.

Обобщая анализ фотоматериалов Круковского по одежде южных карел, следует отметить широкое бытование у них одежды, сшитой из серого и белого льняного холста, пестряди, сукна, вязаных шерстяных изделий, что объясняется высоким уровнем развития в этом регионе льноводства и овцеводства. Необходимо подчеркнуть тесную связь повседневной и праздничной мужской и женской одежды южной Карелии с русским заонежским традиционным костюмом. Она сказалась в бытовании у карел кафтана из серого домашнего сукна, широко распространенного по всему Русскому Северу, рубахи-косоворотки, мужской валяной шляпы в форме усеченного конуса, таких элементов праздничного девичьего костюма как жемчужная сетка-поднизь, штофный сарафан, атласные ленты, предназначенные для подвязки рукавов. Тесная связь южнокарельского костюма с заонежским объясняется географическим соседством южной Карелии с Заонежьем, несомненно усилившим процессы взаимопроникновения двух культур.

Существует также целый ряд национальных особенностей, роднящих одежду южных карел с одеждой других прибалтийско-финских народов: юбочный комплекс, бытование праздничной женской жилетки, мужских шарфов и шейных платков, тяготение к клетчатой и полосатой расцветке тканей. Интересными деталями являются специфический край южнокарельского сарафана (с более низкой, чем в Заонежье, грудиной и более широко поставленными лямками) и своеобразная форма олонецкой поднизи (с высоко поднятым средним борком).

Особое внимание привлекает форма кондопожского праздничного (возможно, свадебного) головного убора, встречавшегося и у славянских, и у прибалтийско-финских народов, но не зафиксированная более никем из исследователей на территории Олонецкой губернии. Это шитая золотом повязка с прикрепленным к ней венком из искусственных цветов и широкой лентой, спускающейся почти до пояса. Убор зафиксирован на фотографии девушки из д. Суна.

Таковы самые общие наблюдения по поводу традиционного костюма южных карел, сделанные на основе фотографий, входящих в состав «Этнографической экскурсии» М. Круковского 1899 года.

[1] Этнографическая экскурсия М.А.Круковского. Виды и типы Олонецкой губернии.// Российская Национальная библиотека. Отдел эстампов. Шифр Э АЛ ЭТН 63 / 3-К222/1; Э АЛ ЭТН 63 / 3-К222/2; Э АЛ ЭТН 63 / 3-К222/3. В музее-заповеднике «Кижи» хранится часть коллекции Круковского: НВФ – 13581 Дубль-негативы: 2-6, 13-44; НВФ – 13623/29-33.

[2] Круковский М.А. Олонецкий край. СПб., 1904.

[3] Общее число фотографий в коллекции 310 (из них 116 относится к первой части экскурсии, 194 – ко второй).

[4] 3/12, 13, 14, 17, 28, 29, 30, 32, 33, 34, 36, 39. (Далее для удобства пользования разделы экскурсии будут обозначаться арабскими цифрами 1, 2, 3. В числителе – раздел экскурсии, в знаменателе - № фотографии.)

[5] 1/37; 2/35, 37; 105; 3/1б, 2, 3, 4, 5, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 85, 87.

[6] 1/22; 3/2; 2/1; 2; 3; 4; 5; 7; 8; 9; 10; 23; 24; 3/21, 22, 23, 24, 25, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 41, 42, 43, 44.

[7] Здесь и далее карельские названия приводятся по книге: Тароева Р.Ф. Материальная культура карел. М.-Л., 1965.

[8] 1/32.

[9] 1/22, 32; 2/1, 5.

[10] 3/4, 5, 21, 22, 23, 24, 25.

[11] 3/1.

[12] 3/2.

[13] Фотографии крестьян из д. Вороново (3/2), Сопоха (3/1), Косалма (3/4, 5).

[14] Тароева Р.Ф. Материальная культура карел. М.-Л., 1965. С.149.

[15] Фотографии рыбаков из д. Суна (3/85), ловли рыбы ловушками на Киваче (1/14).

[16] Фотографии сапожника из д. Кяппесельги (2/37) и мастера по выделке мраморных изделий из д. Тивдия (2/34, 35).

[17] Ловля рыбы на Киваче (1/14).

[18] 3/2.

[19] 3/22.

[20] 2/24; 3/16.

[21] 1/22; 2/1.

[22] Тароева Р.Ф. Указ. соч. С.161.

[23] 2/1, 2, 3, 7, 8; 3/18, 19.

[24] 2/1, 3, 7, 8, 24.

[25] 1/61.

[26] 2/9.

[27] 2/9. Пестрядь – домотканый холст клетчатой или полосатой расцветки.

[28] 1/23.

[29] 2/24.

[30] 1/5.

[31] 1/5.

[32] Фотография девушки из д. Усть-Суна (3/15).

[33] 3/17.

[34] 3/19.

[35] 3/18.

[36] 2/2.

[37] 1/16.

[38] 2/7.

[39] 2/9.

[40] 2/23.

[41] 2/8.

[42] 2/3.

[43] 3/30.

[44] 3/31.

[45] 3/16.

[46] 3/16; 2/5; 24.

[47] 3/44, 36.

[48] 3/37.

[49] 2/1.

[50] 3/44.

[51] 3/44.

[52] 3/16.

[53] 3/12, 13, 14.

[54] Штоф – тяжелый шелковый материал, затканный цветами.

[55] Русский народный костюм в собрании ГМЭ народов СССР. Авторы текста и составители Л.Молотова и Н.Соснина. Л., 1984. С.27, 159.

[56] Маслова Г.С. Народная одежда в восточнославянских традициях, обычаях и обрядах XIX-начала XXв. М., 1984. С. 51.

[57] Маслова Г.С. Указ. соч. С. 164.

[58] Историко-этнографический атлас Прибалтики. Рига, 1986. С.76.

[59] Manninen Y. Forbewegung und Transportmitbel. Die Kleidung. Helsinki. 1958. S. 67-68.

[60] 2/105.

[61] 3/28.

[62] 3/33.

[63] Кустарные промыслы и ремесленные заработки крестьян Олонецкой губернии. Петрозаводск, 1905. С.155.

[64] 3/34.

[65] 3/32.

[66] 3/36б, 39а, б.

[67] 3/36б.

[68] 3/28.

www.narodko.ru