Первый космонавт планеты. Подлинная хроника исторического полета Гагарина. На какой ракете полетел гагарин в космос


РАКЕТА, ПОДНЯВШАЯ В КОСМОС Ю. ГАГАРИНА

Мы вынуждены исказить текст в ответ на заблокированную вами рекламу.Друзья! Проект modelist-konstruktor.com существует благодаря рекламе. Просьба добавить сайт в исключения блокировщика и обновить страницу.

Посвящается создателям и испытателям космической техники. Будничное утро 12 апреля 1961 года. Первые часы трудового дня. И вдруг по радио — позывные важного правительственного сообщения. В эфир врывается торжественный и взволнованный голос известного диктора Ю.Левитана: «Внимание, говорит Москва!!! Работают все радиостанции Советского Союза!!! Передаем сообщение ТАСС. О первом в мире полете человека в космическое пространство… В Советском Союзе выведен на орбиту вокруг Земли первый в мире космический корабль-спутник «Восток» с человеком на борту. Пилотом-космонавтом космического корабля… является гражданин Союза Советских Социалистических Республик летчик майор Гагарин Юрий Алексеевич!»

Сбылась мечта основоположника современной космонавтики К.Э.Циолковского: представитель человечества вырвался в космическое пространство. И первым космонавтом Земли стал наш соотечественник! Это было великое достижение ученых, конструкторов и рабочих, ставшее по праву праздником для нашего народа, да и всего мира! С тех пор этот апрельский день вся планета отмечает как Международный день авиации и космонавтики.

Для полета человека в космос был создан не только космический корабль «Восток», но и транспортное средство — многоступенчатая ракета-носитель, позже также получившая имя корабля.

В 1956 году в ОКБ-1, где создавалась межконтинентальная баллистическая ракета Р-7 и которым руководил главный конструктор С.П. Королев — выдающийся ученый в области ракетно-космической техники и один из крупнейших пионеров космонавтики, приступили к разработкам аппаратов для космических полетов. Уже в следующем год

modelist-konstruktor.com

5 интересных фактов о первом космическом полете Гагарина

5 интересных фактов о первом космическом полете ГагаринаНевероятные факты

Больше 50 лет назад 12 апреля 1961 года российский космонавт Юрий Гагарин стал первым человеком в космосе, начав эру полета людей в космос. Ракета-носитель Восток-1 с Юрием Гагариным на борту стартовала с космодрома Байконур в 9:07 по московскому времени.

Достигнув беспрецедентной скорости для полета человека в то время, космический корабль вырвался из гравитационного притяжения Земли и вышел на орбиту вокруг нашей планеты, сделав оборот один раз перед тем, как вновь войти в атмосферу и приземлиться на советской земле.

Вот 5 интересных фактов об этой исторической миссии:

1. Как долго Гагарин находился в космосе?

Вся миссия длилась 108 минут, а полет вокруг Земли на скорости 28 260 км/ч занял меньше полутора часов. За это время Восток-1 завершил не совсем круговой оборот на максимальной высоте 327 км, перед тем как замедлиться до точки, когда капсула отсоединилась в атмосферу для баллистического возвращения.

2. Что за аппарат был Восток-1?

Восток-1 представлял собой сферическую капсулу, которая была разработана для того, чтобы устранить изменения в центре тяжести. Таким образом, корабль должен был обеспечить комфорт экипажа состоящего из одного человека, независимо от направления. А вот для чего он не был предназначен, так это для приземления с человеком на борту.

В отличие от более поздних российских космических аппаратов, таких как современный Союз, Восток-1 не был оснащен двигателем для его замедления по мере направления к Земле, и потому Гагарин должен был катапультироваться до того, как достичь Земли на высоте примерно 7 км.

Но так как достижение могли не засчитать как первый успешный пилотируемый полет в космос, если он не включал в себя пилотируемую посадку, эту деталь держали в секрете от официальной информации для печати.

3. Что мешало более ранним миссиям достичь орбиты?

Одним словом можно сказать - скорость. Чтобы избежать гравитационного притяжения Земли, кораблю нужно было достичь скорости 28 260 км/ч или около 8 км/с. До Востока-1 ни одна ракета не была достаточно мощной, чтобы двигаться с такой скоростью. Капсула Востока-1 в форме пушечного ядра помогла ракете и космическому кораблю достичь необходимой скорости.

4. Как тестировали Восток перед миссией Гагарина?

-

За несколько недель до полета, прототип корабля на котором отправился Гагарин – Восток 3КА-2, завершил полет, на борту которого находился манекен ростом с человека, которого назвали Иван Иванович, и собака Звездочка. Ивана продали на аукционе Сотбис в 1993 году, а капсулу продали в прошлом году на том же аукционе за 2,88 миллиона долларов.

5. Что было до слов "Поехали"?

Гагарин больше всего известен своей фразой "Поехали!", которую он произнес, когда Восток оторвался от Земли. Но в прошлом году появились записи последних слов Гагарина перед первым полетом. Эти данные с бортового магнитофона, куда Гагарин записывал свои мысли во время полета. До всем известных слов "Поехали", на стенограмме был записан любопытный диалог с Сергеем Королевым:

Королев: Там в укладке тубы - обед, ужин и завтрак.

Гагарин: Ясно.

Королев: Понял?

Гагарин: Понял.

Королев: Колбаса, драже там и варенье к чаю.

Гагарин: Ага.

Королев: Понял?

Гагарин: Понял.

Королев: Вот.

Гагарин: Понял.

Королев: 63 штуки, будешь толстый.

Гагарин: Хо-хо.

Королев: Сегодня прилетишь, сразу все съешь.

Гагарин: Не, главное - колбаска есть, чтобы самогон закусывать.

Все смеются.

Королев: Зараза, а ведь он записывает ведь все, мерзавец. Хе-хе.

Перевод: Филипенко Л. В.

www.infoniac.ru

в каком году гагарин полетел в космос

12 апр., 1961 года

Полёт Макет спускаемого аппарата Гагарина в мемориальном музее космонавтики Участие СССР в космической гонке привело к тому, что при создании корабля Восток был выбран ряд неоптимальных, но зато простых и быстро осуществимых решений.[23] Некоторые компоненты создать вовремя не успели, в результате пришлось отказаться от: 1) системы аварийного спасения на старте, 2) системы мягкой посадки корабля. Кроме того, из конструкции строящегося корабля Восток-1 была убрана дублирующая тормозная установка. Последнее решение было обосновано тем, что при запуске корабля на низкую 180—200 километровую орбиту, он в любом случае в течение 10 суток сошёл бы с неё вследствие естественного торможения о верхние слои атмосферы и вернулся бы на землю. На эти же 10 суток рассчитывались и системы жизнеобеспечения. Старт корабля «Восток-1» был произведён 12 апреля 1961 года в 09:07 по московскому времени с космодрома Байконур; позывной Гагарина был «Кедр». Ракета-носитель Восток проработала без замечаний, но на завершающем этапе не сработала система радиоуправления, которая должна была выключить двигатели 3-й ступени. Выключение двигателя произошло только после срабатывания дублирующего механизма (таймера), но корабль уже поднялся на орбиту, высшая точка которой (апогей) оказалась на 100 км выше расчётной. Сход с такой орбиты с помощью «аэродинамического торможения» мог занять по разным оценкам от 20 до 50 дней[24][25][26]. На орбите Гагарин провёл простейшие эксперименты: пил, ел, делал записи карандашом. «Положив» карандаш рядом с собой, он случайно обнаружил, что тот моментально начал уплывать. Из этого Гагарин сделал вывод, что карандаши и прочие предметы в космосе лучше привязывать. Все свои ощущения и наблюдения он записывал на бортовой магнитофон. До полёта ещё не было известно, как человеческая психика будет вести себя в космосе, поэтому была предусмотрена специальная защита от того, чтобы первый космонавт в порыве помешательства не попытался бы управлять полётом корабля. Чтобы включить ручное управление, ему надо было вскрыть запечатанный конверт, внутри которого лежал листок с кодом, набрав который на панели управления можно было бы её разблокировать. В конце полёта тормозная двигательная установка (ТДУ) конструктора Исаева проработала успешно, но с недобором импульса, так что автоматика выдала запрет на штатное разделение отсеков. В результате, в течение 10 минут перед входом в атмосферу корабль беспорядочно кувыркался со скоростью 1 оборот в секунду. Гагарин решил не пугать руководителей полёта (в первую очередь — Королёва) и в условном выражении сообщил о нештатной ситуации на борту корабля. Когда корабль вошёл в более плотные слои атмосферы, то соединяющие кабели перегорели, а команда на разделение отсеков поступила уже от термодатчиков, так что спускаемый аппарат наконец отделился от приборно-двигательного отсека. Спуск происходил по баллистистической траектории (как и у остальных космических кораблей серий Восток и Восход), то есть с 8-10 кратными перегрузками, к которым Гагарин был готов. Сложнее было пережить психологические нагрузки — после входа капсулы в атмосферу загорелась обшивка корабля (температура снаружи при спуске достигает 3-5 тысяч градусов), по стёклам иллюминаторов потекли струйки жидкого металла, а сама кабина начала потрескивать. На высоте 7 км в соответствии с планом полёта Гагарин катапультировался, после чего капсула и космонавт стали спускаться на парашютах раздельно (по такой же схеме происходила посадка и остальных 5 кораблей из серии Восток). После катапультирования и отсоединения воздуховода спускаемого аппарата, в герметичном скафандре Гагарина не сразу открылся клапан, через который должен поступать наружный воздух, так что Гагарин чуть не задохнулся.[24][26] Последней проблемой в этом полёте оказалось место посадки — Гагарин мог опуститься на парашюте в ледяную воду Волги. Юрию помогла хорошая предполётная подготовка — управляя стропами, он увёл парашют от реки и приземлился в 1,5-2 кил

"День космонавтики" 12 апреля 1961года

Он полетел в день космонавта 12 апреля 1961 года

Первый полет советского космонавта в космос. Юрий Гагарин совершил полет в космос, на борту космического корабля Восток-1 12 апреля 1961 года сделав один оборот вокруг орбиты Земли. Гагарин родился в Смоленской области бывшего Союза Советских Социалистических Республик (СССР). Его семья переехала во время Второй мировой войны (1939-1945) в город Гжатск в северо-восточной части Смоленска. В 1949 году Юрий Гагарин поступил в производственное ремесленное училище в Люберцах. В 1951 году он учился на слесаря ​​на промышленном техникуме в Саратове, к юго-востоку от Москвы. Пока он был в Саратове, он присоединился к аэроклубу и научал летать на самолетах. Его инструктор рекомендовал его военно-воздушным силам, и Гагарин начал посещать советские ВВС в качестве курсанта школы подготовки на Чкалова (ныне Оренбург) в 1955 году. Окончил академию с отличием в 1957 году, вскоре после запуска первого искусственного спутника Земли 1. Гагарин привлекается для шестинедельного процесса отбора космонавтов в 1960 году с 230 часовым налетом, что не является таким уж и большим опытом. Он и 19 других были отобраны стать космонавтами. Из этих 20 мужчин, 12 в конечном счете проведут в дальнейшем космические полеты. Гагарин и его коллега космонавт Герман Титов, самые лучшие в своем классе, оба были претендентами на первый рейс Восток 1. В итоге Гагарин был выбран к полетам на кораблях Восток-1 всего за четыре дня до даты запуска. Он сел на корабль Восток примерно 90 минут до старта 12 апреля 1961 года. На площадке, он слушал музыку и получил известие, что он был повышен до звания майора. Была, по крайней мере, одна задержка обратного отсчета, из-за неисправного клапана. В 9:07 утра, Восток-1, после обратного отчета стартовал в свой 108-минутный полет. Гагарин испытал примерно в шесть раз превышающей нормальную норму силу тяжести на Земле во время фазы запуска и примерно в восемь раз нормальной силы тяжести во время приземления. Во время облета одной орбиты вокруг Земли, он ел и пил (никто никогда не делал это в невесомости до того времени), мониторинг систем капсулы оценивали его способность организма реагировать на внеземные условия окружающей среды (он не имел камеру). Панели управления капсулы были заблокированы, так как все было автоматизированным или контролируемым с земли, но у Гагарина был код, чтобы разблокировать элементы управления в запечатанном конверте в случае, если произойдет чрезвычайная ситуация. Восток-1 приземлился в поле недалеко от Саратова, что наблюдали только несколько крестьян. Информация, которая появилась в конце 1980 года о советской космической программе представлено, что Гагарин на самом деле покинул капсулы Восток-1 на высоте около 6 км и спустился на парашюте отдельно от капсулы. Приветствие героя Гагарина ждали во всем мире, когда он вернулся в Москву. Он был назначен депутатом Верховного Совета, награжден орденом Ленина, и назван Героем Советского Союза. Фанфары, в конце концов, начали спадать, и он снова стал активным инструктором в подготовке космонавтов. Он погиб во время регулярного полета в марте 1968 года. Останки Гагарина были преданы земле под Кремлевской стеной. Титановый обелиск, который достигает в высоту 40 метров, был возведен на месте посадки Восток 1. Город Гжатск был переименован Гагарин. Кратер на обратной стороне Луны назван в честь Гагарина. Кроме того, основным центром подготовки космонавтов в Звездном городке, России, называется Центр подготовки космонавтов Гагарин.

РРРРРРРРРРРРРРРРРРРРРРРРРРРРРРРРРРРРРРРРРРРРРРРРРРРРРР

<a rel="nofollow" href="https://ru.wikipedia.org/wiki/Гагарин,_Юрий_Алексеевич" target="_blank">https://ru.wikipedia.org/wiki/Гагарин,_Юрий_Алексеевич</a>

touch.otvet.mail.ru

Десять из 108 минут полета Юрий Гагарин находился на краю гибели — Российская газета

12 апреля 1961 сбылась самая фантастическая и дерзкая мечта человечества - полет в космос. Старший лейтенант Юрий Гагарин на корабле "Восток-1" облетел Землю на высоте 302 километра со скоростью около 28 тысяч километров в час.

Он был первым, кто увидел, что Земля, в самом деле, круглая, голубая. И - очень красивая.

Полет Гагарина длился всего 108 минут. Но эти минуты перевернули весь мир, все представления о возможном невозможном. Далекий и неведомый космос заговорил! Заговорил по-русски. Планета рукоплескала Гагарину, советским ученым и конструкторам, триумфу великой страны. "Всем показана цель. Не придется ли теперь начать летоисчисление с того дня, когда человек одним прыжком поднялся выше пределов воображения?" - сказал тогда французский писатель Луи Арагон.  

Всего за 108 минут жизнь Юрия Гагарина перестала ему принадлежать. Буквально каждая минута - от рождения и до самой смерти - стала частью легенды о великом советском человеке, который первым полетел в космос.

За девять месяцев до легендарного полета отборная шестерка летчиков встретилась с академиком Королевым. Он показал первый космический корабль. Все сгрудились у серебристо-белого шара диаметром около двух с половиной метров. Королев спросил: "Есть желающие познакомиться с кабиной?"

"Разрешите?" - сделал шаг вперед Юрий Гагарин. Снял ботинки и в носках поднялся по стремянке к люку... Сергей Павлович подтолкнул локтем своего заместителя: "Этот, пожалуй, и полетит первым".

Юрий Гагарин прекрасно понимал, что вернуться из полета к звездам можно на колеснице славы, но так же легко превратиться и в летающий саркофаг. Поэтому он оставил письмо жене Валентине: "В технику я верю полностью. Она подвести не должна. Но бывает ведь, что на ровном месте человек падает и ломает себе шею. Здесь тоже может что-нибудь случиться". Вот так просто. Это письмо Валентине Ивановне передали семь лет спустя. Уже  после трагической гибели мужа в 1968 году.

На первой гагаринской фотографии после приземления - осунувшееся лицо, усталые глаза. 108 минут - не один миг.

Почему первый полет человека в космос состоялся именно 12 апреля? Во многом потому, что старт американца Шепарда был назначен на конец апреля. Соревнование между Советским Союзом и США было очень жестким. И Главный конструктор спешил: он не имел права отдавать первенство в космосе заокеанским коллегам...

"Спешить" - не значит быть первыми "любой ценой". Хотя риск, действительно, был огромный. Из семи полетов кораблей "Восток" до Гагарина лишь три были успешные. А на Землю вернулись - два. "Но по уровню наших знаний и наших возможностей для безопасности полета было сделано все. Больше просто придумать уже не могли, - говорит ведущий конструктор космических кораблей "Восток" Олег Ивановский. Последний, кто закрывал крышку люка за Гагариным.

Сейчас это трудно понять, но тогда все были озабочены одной проблемой: что будет? Вынесет ли человек невесомость? Не пострадает ли его психика? И ответов на большинство вопросов не знали даже ведущие специалисты.

Многие всерьез думали: психика первого космонавта может не справиться с одиночеством в безбрежной черноте космоса. Конструкторы решили подстраховаться - придумали секретный код. Цифра "25" была под строжайшим грифом. Впрочем, как выяснилось, перед стартом ее шепнули Юрию Гагарину практически все "посвященные". Почему? Да потому что верили ему, как себе.

Трудно сказать, узнаем ли мы когда-нибудь абсолютно все детали того полета. Оказывается, первый старт едва не сорвался из-за технической неполадки. Пока спецы разбирались, Юрий тихонько насвистывал: "Родина слышит, Родина знает..."

А из рассекреченного не так давно доклада первого космонавта на заседании Государственной комиссии стало известно: десять из 108 минут Юрий Гагарин находился на краю гибели. Спускаемый аппарат не отделялся от космического корабля.

Первому космонавту пришлось пережить и еще одно испытание - после полета его тяготила жесткая опека "сверху". Чтобы заночевать у родственников, он должен был брать разрешение у Каманина. Иногда все это чертовски надоедало, и  он позволял себе озорные мальчишеские выходки.  Его любили таким, каким он был, видели в нем "своего"...

Мало кто знает, что  еще в 1964 году Юрий Гагарин одним из первых предложил восстановить разрушенный большевиками храм Христа Спасителя. И прозвучало это не где-нибудь - на заседании пленума ЦК. Мотив у Гагарина был очень простой: нельзя поднимать патриотизм, не зная своих корней. Рассказывают, реакция была потрясающая, раздались бурные аплодисменты. Президиум, конечно, был серьезно напуган, но ничего сделать против Юрия Алексеевича они, разумеется, не могли.

Полет Гагарина в космос предопределил будущее не одного поколения землян. Перед людьми открылась дорога за пределы того, что принадлежит Земле. Дорога в новый мир. И теперь это - уже навсегда. Как сказал американский астронавт Нейл Армстронг, ступивший первым на Луну, земляне будут в космосе, входя через ту дверь, которую открыл Гагарин.  

Как сказать, возможно без полёта Гагарина, не состоялся бы и американский блиц спурт к Луне.

Для россиян Юрий Гагарин - любимый герой отечественной истории XX века. По данным исследования ВЦИОМ, ему принадлежит 35 процентов голосов. Следом идут Владимир Высоцкий и маршал Жуков, Лев Толстой, Александр Солженицын, Иосиф Сталин, Владимир Ленин.

rg.ru

Потрясающие детали космического полета Юрия Гагарина рассекречены спустя десятки лет

Вероятность благополучного возвращения первого космонавта на Землю оценивалась всего в 46%

11.04.2018 в 16:18, просмотров: 160135

На случай, если бы первый советский космонавт сошел с ума на орбите, предусмотрели блокировку связи, автоматическое закрытие скафандра и фиксацию в кресле. А космический корабль оборудовали шифр-замком... Страховались по всем параметрам — ведь мы были первыми! Уникальный специалист космической отрасли, работавший с Королевым и Гагариным, рассказал нам о неизвестных деталях советских побед.

Потрясающие детали космического полета Юрия Гагарина рассекречены спустя десятки лет

Юрий Гагарин и Герман Титов в автобусе по дороге на старт. Фото из архива Владимира Ярополова.

57 лет с момента первого полета человека в космос отмечает 12 апреля человечество. Наш День космонавтики давно стал всемирным. И, казалось бы, нет уже ни одной темы, ни одного факта, связанного с тем великим временем, о котором бы мы не слышали. Однако это не так. Пока живы ветераны космонавтики, мы не перестанем раскрывать новое для себя.

Один из таких людей — доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации главный научный сотрудник Центра подготовки космонавтов им. Ю.А.Гагарина Владимир Ярополов.

Лейтенант Ярополов. Таким он прибыл на полигон в 1959 году. Фото из архива Владимира Ярополова.

«Школу окончил со справкой... о золотой медали»​

— Владимир Ильич, расскажите немного о себе. Как получилось, что вы, 23-летний паренек, в 1959 году были направлены сразу после окончания Военной академии на самый секретный полигон страны?

— До Академии связи я окончил школу в родном Зеленодольске со справкой... о награждении золотой медалью. Так торопился поступить в академию (там экзамены начинались очень рано), что самого вручения медали так и не дождался.

В период службы на Байконуре начиная с конца 1959 года и до конца 1965-го я работал в непосредственном контакте с Сергеем Павловичем Королёвым, с его замами, поучаствовав более чем в 200 запусках нашей прославленной ракеты Р-7. В общей сложности я прослужил на Байконуре 13 лет.

Кстати, наш полигон в первое время назывался не Байконуром, а Научно-исследовательским испытательным полигоном №5 Министерства обороны СССР. Байконуром он стал называться после полета Гагарина — надо же было обозначить, откуда его запустили. Название перешло от поселка Байконур, расположенного на внушительном расстоянии от реальной стартовой площадки. Там в первые годы существовал ложный космодром с камуфляжными постройками для дезориентации вероятного противника.

Когда я только приехал на настоящий полигон, сразу попал на испытания нашей первой межконтинентальной баллистической ракеты МБР. Как раз шли ее отработка и последующая сдача на вооружение. Эта была единственная межконтинентальная баллистическая ракета, которой мы угрожали американцам в период Карибского кризиса. (Смеется.)

Многое шло не слишком гладко, ракете этой очень нравилось взрываться на 40-й секунде после запуска... Но после каждого неудачного пуска мы бросали силы на устранение причин и каждый головой отвечал за свой участок деятельности. Я участвовал тогда в отработке системы аварийного подрыва головной части ракеты, которая предназначалась для блокирования взрыва головной части, если ей вдруг вздумалось бы падать не туда, куда положено.

— Сколько раз применяли подрыв?

— Ни разу не пришлось.

Как перед стартом «Востока» над космодромом пронесся разрушающий «метеорит»​

— Параллельно с испытаниями МБР мы производили запуски первых космических аппаратов на той же самой Р-7, — говорит Владимир Ильич. — Помню первый мой запуск гражданского космического аппарата Е3 для фотографирования обратной стороны Луны, который был назначен на 16 апреля 1960 года. К тому времени первый облет и фотографирование были уже проведены, но ученым хотелось произвести новые, более детальные съемки.

Однако тот ночной запуск окончился неудачей: когда ракета выходила из стартовой системы, у нее оторвался один из четырех блоков, произошел перекос тяги, и она, по-прежнему вертикально направленная, полетела боком.

Первым делом, проходя над стартовой системой, ракета вывела из строя фермы обслуживания. Потом пошла дальше бреющим полетом прямо к измерительному пункту, что находился в километре от стартовой позиции (там она потеряла еще одну боковушку). Дальше, словно разрушительный метеорит, направилась к жилым постройкам, пронеслась над столовой, казармами, выдувая где стекла из окон, где двери. В конце концов направилась к самому монтажно-испытательному корпусу (МИКу), где проходят испытания ракет и космических аппаратов.

Ракета полностью взорвалась в нескольких десятках метров от него. Когда мы вышли из бункера, нашим взорам предстала нерадостная картина: стартовый комплекс горит, измерительный пункт горит, стекла и двери в МИКе повыбивало, а из-за взрыва у служебного здания отошла от корпуса одна стена. «Господи, что же мы натворили!» — только и смогли произнести.

Как раз в это время к нам пришел первый отработочный аппарат нового пилотируемого корабля «Восток», он назывался 1 КП (что означало «корабль простейший»). Мне посчастливилось принимать участие в отработке корабля «Восток» не в качестве рядового испытателя, а в качестве руководителя комплексных испытаний этого корабля от космодрома. Вот такое тогда было отношение к молодым — нам доверяли самые ответственные виды работ. И мы старались не подводить.

Ярким примером, можно сказать, вожаком для нас был Сергей Павлович Королёв. Он был удивительным руководителем. Задумал отправить человека в космос в 1958 году, и уже через два года корабль был готов, а еще через год взмыл в небо с Юрием Гагариным. Хотя условия для подготовки запуска порой оставляли желать лучшего.

Цветков М. М., Шмелев В.В., Некряч Б.Е., Каменев В.В., Ярополов В., Солдатов А.Е. Сотрудники отдела комплексных испытаний космических аппаратов под руководством В.Ярополова (второй справа) в поисках «боба». «Бобом» на сленге испытателей называли неисправность, обнаруженную в космической технике. Фото из архива Владимира Ярополова.

Вот, к примеру, как мы готовили испытания первого корабля. МИК, заваленный рамами и стеклами после взрыва ракеты с лунным спутником, мы очистили, работать внутри было сложно — оставалось много пыли. В итоге приняли решение натянуть над очищенной площадкой ткань от парашюта — под ней и испытывали «Восток». В то время испытания проводились только на Байконуре (на предприятии-разработчике, как это делается сейчас, технику не испытывали). Несмотря на все сложности, корабль к полету подготовили, стартовую систему с новыми фермами, заправочными коммуникациями, кабелями восстановили за месяц (!) и уже 15 мая запустили.

— Каким же был первый «Восток»?

- Следует отметить, что при запуске первого отработочного аппарата в задачу не входила его посадка — главное было посмотреть, как он будет вести себя в полете. 1 КП не имел системы жизнеобеспечения, системы приземления и теплозащиты.

В процессе полета из-за неисправности инфракрасной вертикали (прибор для точной ориентации на Землю. — Авт.) корабль вместо тормозного получил разгонный импульс, перешел на более высокую орбиту высотой до 690 км. В результате после завершения работы и разделения на приборный отсек и спускаемый аппарат он пролетал в космосе дольше запланированного. Приборный отсек просуществовал на орбите 2,5 года, а спускаемый аппарат — 5,5 года.

Разработчики корабля ужаснулись, когда представили, что в такой ситуации может оказаться космонавт. По результатам этого полета в систему автоматической ориентации корабля добавили резервную систему солнечной ориентации и ввели датчик, разрешающий включать тормозную двигательную установку только при правильной ориентации корабля. А вообще орбита, на которую выводился корабль «Восток», была рассчитана так, чтобы корабль мог через 10 суток вернуться на Землю за счет торможения в плотных слоях атмосферы. Таков был резервный вариант спуска на случай отказа тормозной двигательной установки.

Как отказавшая катапульта спасла Жульку и Альфу

С 28 июля 1960 года начались запуски корабля «Восток» с собаками на борту (изделие называлось 1 К). Ни ученые, ни медики не знали тогда, что будет в космосе с живым организмом. Они были первопроходцами, которые двигались вперед с учетом опыта проб и ошибок.

— Помню, как погибли в результате взрыва двигательной установки ракеты на 38-й секунде полета Лисичка и Чайка, — продолжает Владимир Ильич, — как сработала система аварийного подрыва третьего изделия с Пчелкой и Мушкой на борту (из-за отказа системы стабилизации корабля во время работы тормозной двигательной установки траектория спуска была такова, что он вполне мог приземлиться за пределами территории Советского Союза, что было недопустимо). В космосе взорвалось тогда 32 кг тротила, животные, конечно, не выжили.

Сергей Павлович, по словам многих его соратников, очень переживал каждый неудачный пуск, однако никого не разносили в пух и прах — все понимали, что идут неизведанным путем и может произойти что угодно. А конструкторы и инженеры, чувствуя огромное доверие и ответственность, не спали по нескольку ночей напролет, но находили причины неисправностей. Новые аппараты, стартовавшие с Байконура, были совершеннее предыдущих.

Так они все-таки добились успешного возвращения первых живых существ на Землю. Это были всем известные героини Белка и Стрелка, а также стартовавшие на последнем корабле модификации 1 К Жулька и Альфа.

С ними, кстати, сработала поговорка «Не было бы счастья, да несчастье помогло». Спускаемый аппарат с Жулькой и Альфой приземлился в незапланированном районе Красноярского края. Животные были спасены благодаря тому, что не сработала система катапультирования и они остались в спускаемом аппарате, иначе в 40-градусный мороз замерзли бы.

Старт корабля «Восток». Фото из архива Владимира Ярополова.

Розыгрыш для Королёва и не только

После собак стали запускать в космос манекены. С ними уже после полета Гагарина была связана одна интересная история. В американской прессе появились статьи, в которых говорилось о том, что до Юрия Алексеевича русские уже отправляли в космос людей. Якобы их радисты перехватывали разговоры космонавтов с Землей.

— Мы связывали это только с тем, что во время полетов наших манекенов (их звали Иванами Ивановичами) они действительно «разговаривали» человеческими голосами, — говорит Ярополов. — В рты были вмонтированы динамики, на которые подавался сигнал от бортового магнитофона. Воспроизведение речи было необходимо для отработки связи с Центром управления полетами.

Вообще манекены были настолько похожими на живых людей, что однажды сам Королёв спутал их с сотрудниками в МИКе и даже устроил разнос за... курение на испытательной площадке.

Во время испытаний корабля на полигоне мы не сажали манекен в кресло космонавта спускаемого аппарата, было удобнее проверять все системы, когда он просто сидел в кресле рядом с кораблем. Ну и народ измывался над ними: то посадят, положив Ивану Ивановичу ногу на ногу, то папиросу ему вставят, да еще и книжку на колени положат.

Королёв пришел однажды и принял манекен за живого человека, вальяжно расположившегося в кресле. Что тут началось! «Как это так? Что это, испытатели на площадке вместо испытаний книжки читают?!» Когда выяснилось, что перед ним манекен, он расхохотался.

«Скорпион-4» — тайный позывной главного конструктора​

— А вообще Королёв был очень строг с вами?

- Сергей Павлович непримиримо относился к недобросовестному выполнению своих обязанностей сотрудниками испытательной бригады. Однажды при осмотре пилотируемого космического аппарата, готового к запуску, представитель главного конструктора по катапультируемому креслу космонавта обнаружил свободно болтающийся фал и принял решение обрезать его. Как выяснилось, это была часть парашютной системы космонавта. В результате пришлось выполнить большой объем работ на стартовой позиции по устранению нештатной ситуации.

Когда об этом узнал Королёв, он вызвал к себе виновника этого происшествия и с присущей ему жесткостью устроил ему разнос с использованием излюбленной фразы: «Убирайся отсюда по шпалам до самой Москвы, и чтобы я тебя больше никогда здесь не видел!». Его после этого действительно не видели.

Надо сказать, что Королёв мог так устраивать разносы (на полигоне их называли «втыками»), что ни у кого и никогда не появлялось желание попасть под этот пресс. Как писали тогда средства массовой информации: «У людей головы втягивались в плечи, когда Королёв «высказывал» им свое недовольство».

В те времена был еще один большой специалист по «втыкам» — генерал Мрыкин, который довольно часто бывал на полигоне по роду своей службы, поскольку тогда занимал должность первого заместителя начальника Главного управления ракетного вооружения (ГУРВО) Ракетных войск стратегического назначения. На полигоне даже ввели эталонную единицу измерения «втыка» — «один мрык». При этом «втык» от своего начальства считался равным одному «микромрыку». А вот единица «втыка» от Королёва размером в «один король» приравнивалась на полигоне к одному «мегамрыку».

Страх перед Королёвым привел к появлению на свет такой команды, как «Скорпион-4», которая по сети оповещения передавалась дежурным по управлению, когда он узнавал о приближении главного конструктора к монтажно-испытательному корпусу.

История появления этой команды такова. В то время все мы работали в режиме строгой секретности. И когда недалеко от полигона проходили пассажирские поезда или пролетали гражданские самолеты, на которых могли оказаться представители иностранных государств со средствами радиоперехвата, на полигоне объявлялся режим радиомолчания командами оповещения «Скорпион-1», «Скорпион-2» и «Скорпион-3» в зависимости от необходимого уровня секретности. Например, при получении команды «Скорпион-3» полностью запрещался выход в эфир.

Конечно, появление Королёва никакого влияния на выход в эфир радиосредств не оказывало, но при поступлении команды «Скорпион-4» все понимали, что Королёв с минуты на минуту будет здесь. (Смеется.)

При всей его жесткости по отношению к работе он был очень человечным в жизни. Был у нас капитан на космодроме, у его маленькой дочки одна ножка была длиннее другой. Он все бился, как бы этот дефект исправить. Когда выяснил, что такая возможность существует, подошел к Сергею Павловичу и попросил помочь. Королёв записал все, что нужно. И через несколько дней звонит ему из Москвы, объясняет, куда ему надо подъехать, к кому обратиться и т.д. «Да, — добавляет, — я распорядился, чтобы вас вместе с дочкой и женой посадили на мой самолет и доставили в Москву».

Юрий Гагарин в самолете после возвращения на Землю. Фото из архива Владимира Ярополова.

— Вернемся к манекенам. Пуски с ними в марте 1961 года были успешными?

— В целом да. Был там только один дефект, который мы никак не могли устранить: спускаемый аппарат по завершении работы не мог отделиться от приборного отсека — держала связка из кабелей. В итоге конструкция сильно закручивалась, доставляя условным космонавтам дополнительные перегрузки. Несмотря на то что спускаемый аппарат в итоге все-таки освобождался от дополнительного груза (кабели сгорали во время прохождения плотных слоев атмосферы), проблема оставалась нерешенной.

— Гагарину это было известно?

— Я об этом не знаю.

Зачем в корабле Гагарина стоял шифр-замок

Как будет происходить первый полет человека в космос, что он будет ощущать там, в сотнях километрах от Земли, никто тогда не знал.

- Помню, что ответил мне отвечавший за медицинское сопровождение космонавтов полковник Владимир Яздовский, — вспоминает Владимир Ильич. — «Я ничего не знаю, — ответил он. — Вполне возможно, что он свихнется там». Этот вариант развития событий принимали на полном серьезе. А потому корабль готовили максимально автоматизированным.

У нас был один товарищ с королёвской фирмы, который так подчеркивал высокий уровень автоматизации: «Если бы мне пообещали квартиру в Москве, я бы согласился лететь вместо Гагарина: сел, по минутной готовности потерял сознание и очнулся в кремлевской больнице». Но шутки шутками, а во время полета потеря сознания и уж тем более потеря адекватности восприятия происходящего грозили серьезными проблемами.

На случай, если космонавт вдруг сошел бы с ума и начал болтать что попало, было предусмотрено блокирование связи с Землей. На случай неадекватных действий с его стороны был предусмотрен вариант автоматического закрытия скафандра и фиксации космонавта в кресле.

Также во избежание осуществления неправильных действий со стороны космонавта, к примеру посадки на территории наших «заклятых друзей», на борту стоял шифр-замок, блокирующий систему ориентации корабля. При необходимости перехода на ручное управление кораблем (при условии, что космонавт находится в своем уме) шифр кода разблокировки могли сообщить Гагарину с Земли. При этом было только четыре человека, знающих его: это ведущий конструктор Олег Ивановский, Николай Каманин, руководивший отбором и подготовкой первых советских космонавтов, сам Королёв и председатель Госкомиссии Константин Руднев.

— Были ли сюрпризы перед самым стартом?

— Уже в последний момент обнаружилось, что на скафандре отсутствуют яркие опознавательные знаки. И чтобы после приземления Юрия Алексеевича не приняли за шпиона (всем был памятен инцидент со сбитым в 1960 году американским летчиком Пауэрсом), на уже надетом на Гагарина шлеме красной краской была нанесена надпись: «СССР».

Когда космонавта номер один усадили в корабль, я находился в командном бункере. Помню, что установленный там самописец постоянно писал параметры организма Гагарина. Меня сильно поразило то, что пульс его почти не менялся и составлял 64 удара в минуту. Потом первый космонавт Земли затянул песню, протяжную русскую народную, что также говорило об отсутствии волнения.

Зато сердечные или успокоительные таблетки через определенные промежутки времени регулярно клал под язык главный конструктор. В 9 часов 30 минут Сергей Павлович поинтересовался у Гагарина самочувствием. Тот ответил, что все в порядке.

До пуска оставалось около 80 минут, и тут случилось непредвиденное: при закрытии люка корабля один из трех датчиков не сработал, что могло свидетельствовать о негерметичности люка. Что делать? Отменять старт первого человека в космос? Королёв принимает решение заново открыть люк и закрутить каждый из 30 замков повторно. Пока шли эти переговоры, пока принималось решение, на всю работу, до момента расхождения ферм оставалось минут 30. Но монтажники уложились в 20 минут, и все датчики показали полное закрытие люка. Все причастные к этому получили потом благодарности.

Удивительно, но даже тогда, когда люк открывали, пульс у Гагарина не участился. Сергей Павлович сказал ему: «Сейчас будем открывать люк, но ты не волнуйся, это так надо, все нормально», — и космонавт ему верил.

Пуск состоялся, и вскоре возникла новая проблема — пропала связь с «Востоком». Почему-то не сработал измерительный пункт в Колпашево, расположенный в Томской области.

У Королёва было шоковое состояние, у него начали дергаться мускулы на лице, голос срывался, он страшно переживал отсутствие связи: с Гагариным за эти несколько минут могло произойти все что угодно. Потом связь восстановилась, Юрий Алексеевич передал, что его корабль вышел на орбиту.

Следующее ЧП было еще более неприятное.

Когда все, кто отвечал за старт, связь и полет, ходили в приподнятом настроении в ожидании успешного завершения миссии, «приземленец», бледный и сосредоточенный, все еще нервничал.

И не зря он волновался. В процессе спуска с орбиты произошла задержка выключения тормозного двигателя и отделения спускаемого аппарата от приборного отсека. В итоге корабль сильно закрутило. «Восток» с Гагариным совершал по одному обороту каждые 12 секунд.

На высоте около 7 тысяч метров произошел отстрел крышки главного люка спускаемого аппарата. Вслед за этим — катапультирование космонавта. Гагарин стал спускаться на основном парашюте.

И тут внезапно произошло открытие ранца запасного парашюта, который сначала повис, не наполнившись воздухом. Однако при прохождении облака его немного поддуло, он раскрылся, наполнился, и дальше Гагарин спускался на двух парашютах. Это было очень опасно, поскольку запасной парашют при попадании внутрь основного перекрывал бы поток воздуха для основного парашюта. Основной парашют начинал бы складываться, и человек, летящий вниз, получал бы большое ускорение. К счастью для Гагарина, купол запасного парашюта не попал внутрь купола основного.

Фото из архива Владимира Ярополова.

Из-за того что изначально двигатель недоработал всего одну секунду, посадка произошла далеко от запланированного места, Гагарин едва не угодил на ледоход на Волге. К тому же у него не сразу открылся клапан, который подавал воздух для дыхания. Гагарин приземлялся с закрытым забралом скафандра и только на земле смог открыть его. Трудность открытия клапана дыхания в воздухе возникла из-за того, что во время одевания этот клапан попал под демаскирующую оранжевую оболочку скафандра.

«Нас никто не должен был видеть»

— Расскажите про ваши отношения с космонавтами. Вы были знакомы со всеми, кого отправляли на орбиту?

- Мы их знали, они нас — нет. Когда членов первого отряда приводили в зал МИКа для знакомства с кораблем, всех испытателей убирали. Установка была такая: нас никто не должен был видеть, никто не должен был знать испытателей в лицо, чтобы противник нас не похитил.

Когда делались съемки того же «Востока» для газет и телевидения, нас снова выгоняли и заводили людей, не имеющих никакого отношения к испытанию кораблей, надевали на них белые халаты, и они изображали работу в монтажно-испытательном корпусе.

Постановкой, правда, с реальными действующими лицами, были и документальные кадры из бункера в момент запуска Юрия Алексеевича. Помните, когда Королёв по радиосвязи напутствует Гагарина и тот произносит коронную фразу «Поехали!»? Нам показывают, что в бункере сидят только Королёв, его заместитель Воскресенский — у перископа, третий — Борис Чикунов — за пультом управления ракетой-носителем, поворачивает ключ на старт... Я тоже находился в этот торжественный момент в бункере.

Владимир Ярополов. Фото из архива Владимира Ярополова.

На самом деле, когда происходил запуск, народу было битком. Королёв всегда собирал всех специалистов, чтобы в сложной ситуации было у кого проконсультироваться. Но для широкой телевизионной аудитории всех решили не показывать.

Таким же образом снимали и заседание Госкомиссии перед полетом, где объявляли основного и дублирующего космонавтов, обсуждали все проблемы, состояние работ. Реальную работу комиссии никто не снимал, потом специально на следующий день собрали ее участников и проводили парадное заседание для истории.

Секретность была такая, что Сергея Павловича не пустили даже на трибуну Кремля, когда шла демонстрация, посвященная полету Гагарина! С нами он своими чувствами не делился, но близкие к нему люди говорили, что он переживал этот факт.

Запуск первого человека в космос был шагом в неведомое. Спустя годы специалисты по надежности вычислили истинную вероятность благополучного исхода полета Юрия Гагарина и получили всего... 46 процентов.

Мужество и героизм космонавта, самоотверженная работа конструкторов, инженеров, медиков дали человечеству очень ценную информацию: оно могло быть уверенным, что человек может существовать в космосе и возвращаться к нормальной жизни на Земле.

Читайте материал: День космонавтики — 2018: к празднику рассекречены уникальные документы о Гагарине

www.mk.ru

Первый космонавт планеты. Подлинная хроника исторического полета Гагарина | Наука | Общество

Старт

Старт корабля «Восток-1» был произведен в 9.07 12 апреля 1961 года по московскому времени с космодрома Байконур. В этот день Юрия Гагарина и Германа Титова подняли в 5.30. После физзарядки и завтрака облачили в скафандры. Первым одели Титова. Гагарина — вторым, чтобы меньше париться (вентиляционное устройство можно было подключить к источнику питания только в автобусе). Когда Юрий был одет, работники космодрома попросили у него автографы. Юрий удивился — к нему с такой просьбой обращались первый раз в жизни.

Космонавты вышли из домика — их встретил Сергей Павлович Королёв.

— Он дал мне несколько рекомендаций и советов, которых я еще никогда не слышал и которые могли мне пригодиться в полете, — поделился позже Гагарин. — Мне показалось, что, увидев нас и поговорив с нами, он стал несколько бодрее...

Через несколько минут специальный автобус голубого цвета повез их к стартовой площадке. В 6 часов 50 минут Гагарин вышел из автобуса. Каждый хотел на прощанье его обнять. Андриян Николаев, забыв впопыхах, что Гагарин уже в шлеме, хотел поцеловать его и стукнулся лбом о козырек гермошлема.

После доклада о готовности председателю Государственной комиссии Юрий сделал заявление для печати и радио. Спустя пять часов оно стало сенсацией...

Гагарин поднялся в кабину корабля. Когда подготовка к старту шла к завершению, выяснилось, что нет сигнала от специальных контактов в кабине космонавта. Отсутствие сигнала означает или неисправность самих контактов, или неисправность в установке крышки люка. Это значит — есть опасность разгерметизации кабины.

Королев попросил ведущего конструктора кабины «Востока» Олега Ивановского сделать невероятное: снять крышку люка, проверить контакты и снова задраить люк. Позже Ивановский вспоминал, что, когда сняли крышку, Гагарин через зеркальце, прикрепленное к рукаву скафандра, наблюдал за ними. При этом и напевал что-то. Когда они встретились после удачного приземления, Гагарин пояснил: пел вполголоса, чтобы успокоить работавших у люка, помочь им справиться.

Они справились. И вот — исторический диалог.    

9 часов 6 минут.

Королев: Минутная готовность, как вы слышите?

Гагарин: Вас понял — минутная готовность. Занял исходное положение.

9 часов 7 минут.

Королев: Дается зажигание, «Кедр».

Гагарин: Вас понял — дается зажигание.

Королев: Предварительная ступень... Промежуточная... Главная... Подъем!

Гагарин: Поехали!..

После взлета имел место еще один неприятный случай.

Зафиксировав отделение первой ступени, Гагарин должен был доложить об этом. Но доклада не было. Королев требовал связь, но эфир молчал. Что случилось? Внезапная разгерметизация? Обморок от растущих перегрузок? Неожиданно из динамика донесся голос Гагарина:

— Сброс головного обтекателя... Вижу Землю.

Позже выяснилось, что произошел сбой в линии связи. Но эти секунды стоили седых волос Королёву.

Позже Гагарин так опишет свои ощущения от начала полета: «Я услышал свист и все нарастающий гул, почувствовал, как гигантский корабль задрожал всем своим корпусом и медленно, очень медленно оторвался от стартового устройства. Началась борьба ракеты с силой земного тяготения. Гул был не сильнее того, который слышишь в кабине реактивного самолета...»

Начали расти перегрузки. По словам Гагарина, какая-то непреоборимая сила все больше и больше вдавливала его в кресло. Было трудно пошевелить рукой и ногой. Космонавт знал, что это стояние продлится недолго. И потому терпеливо ждал, пока корабль, набирая скорость, выйдет на орбиту.

Когда корабль пронзал плотные слои атмосферы, был автоматически сброшен головной обтекатель. В иллюминаторах показалась земная поверхность. Никакой паники, приступов страха, проявления которых так боялись медики, Гагарин не испытывал. Напротив. В это время «Восток» пролетел над широкой сибирской рекой, и Юрий, отчетливо видя освещенные солнцем воду, берега, поросшие тайгой, не удержался и воскликнул:

— Красота-то какая!

И хотя перегрузки еще росли, Гагарин заметил, что на центрифуге приходилось переносить и не такое.

Наконец, одна за другой, использовав топливо, отделились ступени ракеты, и на землю поступил доклад:

— Произошло разделение с носителем согласно заданию. Самочувствие хорошее. Параметры кабины: давление — единица, влажность — 65 процентов, температура — 20 градусов, давление в отсеке — единица, в системах ориентации — нормальное.

Когда корабль вышел на орбиту — наступила невесомость. И снова медикам пришлось признаться в том, что они попросту перестраховались. Космонавт быстро привык к этому состоянию и продолжал выполнять заданную программу.

Ракета-носитель «Восток»
Это почти 39 метров, 287 тонн, ракетные двигатели общей мощностью в 20 миллионов лошадиных сил, около 250 электронных ламп, более 6000 различных транзисторов, более 50 электродвигателей, 1500 электрических реле, переключателей и штепсельных разъемов. Все это оборудование соединяется электрическими проводами общей длиной в 15 километров.

— Я оторвался от кресла, повис между потолком и полом кабины, испытывая исключительную легкость во всех членах, — написал позже Гагарин, — Переход к этому состоянию произошел очень плавно. Когда стало исчезать влияние гравитации, я почувствовал себя превосходно. Все вдруг стало делать легче. И руки, и ноги, и все тело стали будто совсем не моими. Не сидишь, не лежишь, а как бы висишь в кабине. Все незакрепленные предметы тоже парят, и наблюдаешь их словно во сне. И планшет, и карандаш, и блокнот... А капли жидкости, пролившиеся из шланга, приняли форму шариков, они свободно перемещались в пространстве и, коснувшись стенки кабины, прилипали к ней, будто роса на цветке.

Так было установлено, что невесомость не сказывается на работоспособности человека. Все время полета Юрий Алексеевич работал. Следил за оборудованием корабля, наблюдал через иллюминаторы, вел записи в бортовом журнале. Обо всем увиденном он наговаривал на магнитофон, а также поддерживал радиосвязь с Землей по нескольким каналам в телефонных и телеграфных режимах.

— «Заря» поинтересовалась, что я вижу внизу, — вспоминал позже Гагарин, — и я рассказал, что наша планета выглядит примерно так же, как при полете на реактивном самолете на больших высотах. Отчетливо вырисовываются горные хребты, крупные реки, большие лесные массивы, пятна островов, береговая кромка морей.

В 9 часов 22 минуты радиосигналы советского космического корабля запеленговали наблюдатели с американской радарной станции шамия, расположенной на Алеутских островах. Пятью минутами позже в Пентагон ушла шифровка. Ночной дежурный, приняв ее, тотчас же позвонил домой доктору Джерому Вейзнеру — Главному научному советнику президента Кеннеди. Заспанный Вейзнер взглянул на часы. Было 1 час 30 минут по вашингтонскому времени. С момента старта «Востока» прошло 23 минуты. Предстоял доклад президенту — русские опередили американцев.

Приземление

«Восток» двигался строго по намеченной орбите. Время выдерживалось точно. Причем скорость была близкой к 28 000 км/ч. Это трудно представить на Земле.

В полете Гагарин не чувствовал ни голода, ни жажды. Но по заданной программе в определенное время ел приготовленные для космического полета продукты и пил воду из специальной системы водоснабжения. Никаких отклонений опять же не наблюдалось. Гагарин в который раз убедился и доложил на Землю, что в условиях невесомости пульс и дыхание остаются нормальными, самочувствие — хорошим, мышление и работоспособность сохраняются полностью.

И вот — заключительный этап полета. Бортовые приборы вывели корабль на нужную траекторию полета. Используя Солнце в качестве ориентира, «Восток» начал свой стремительный спуск. В 10 часов 25 минут произошло автоматическое включение тормозного устройства.

В своем отчете Гагарин написал:

— ...Точно в заданное время прошла третья команда. Я почувствовал, как заработала ТДУ... Включение прошло резко. Время работы ТДУ составило точно 40 секунд. Как только включилась ТДУ, произошел резкий толчок, и корабль начал вращаться вокруг своих осей с очень большой скоростью. Скорость вращения была градусов около 30 в секунду, не меньше. Все кружилось.

Между тем, разделения не произошло. По расчетам это должно было произойти через 10–12 секунд после включения ТДУ. Но шли минуты, а разделения не было. Но даже в такой критической ситуации Гагарин не поддался панике.

— Я доложил по КВ-каналу, что ТДУ сработала нормально. — вспоминал Гагарин. — Прикинул, что... где-нибудь сяду. Шум не стоит поднимать. По телефону, правда, я доложил, что ТДУ сработала нормально, и доложил, что разделение не произошло. ...Как мне показалось, обстановка не аварийная, ключом я доложил «ВН» — все нормально.

В это время температура вокруг корабля повысилась настолько, что кабели сгорели и модули наконец разделились. Только поэтому миновала угроза катастрофы. Тем не менее до земли было еще далеко.

                                                                          Непревзойденный рекорд
Международная авиационная федерация (ФАИ) в мае 1961-го зарегистрировала: первый пилотируемый космический полет совершил гражданин СССР майор Юрий Алексеевич Гагарин. Из официальных документов ФАИ следует, что корабль «Восток» стартовал с космодрома Байконур в 6 часов 7 минут по Гринвичу и приземлился вблизи деревни Смеловка Терновского района Саратовской области через 108 минут. Протяженность маршрута — 40 868,6 км, максимальная скорость полета — 28 260 км/ч, максимальная высота полета — 327 км. Последняя цифра рекордной остается и сегодня. Никто на одноместных кораблях не поднимался выше, чем Юрий Гагарин.

— Разделение я резко почувствовал, — читаем в отчете космонавта No 1, — Такой хлопок, затем толчок, вращение продолжалось. Все индексы на ПКРС погасли. Включилась только одна надпись: «Приготовиться к катапультированию». ...Здесь я уже занял позу для катапультирования, сижу — жду.

Корабль вошел в плотные слои атмосферы. В эти мгновенья сквозь шторки, прикрывающие иллюминаторы Гагарин видел жутковатый багровый отсвет пламени, бушующего вокруг корабля. Невесомость исчезла, нарастающие перегрузки прижали его к креслу. Они все увеличивались и стали значительнее, чем при взлете.

Но Гагарин и здесь дал адекватную, взвешенную оценку происходящего.

— Свист слышен, как обычно в самолетах, когда они пикируют, — написал он в отчете. — Понял, что сейчас будем катапультироваться. Настроение хорошее. Ясно, что это я не на Дальнем Востоке сажусь, а где-то здесь вблизи. Разделение, как я заметил (и там глобус остановился у меня), произошло приблизительно на середине Средиземного моря. Значит, все нормально... Жду катапультирования...

Почему Гагарин должен был катапультироваться? Дело в том, что конструкторы сочли, что приземление внутри спускаемого аппарата будет слишком жестким, и избрали, как им казалось, более безопасный способ посадки. Кстати, и после Гагарина космонавты приземлялись не в спускаемом аппарате, а парашютным способом. НАСА длительное время пыталось настаивать на позиции, согласно которой полным космическим полетом нужно считать полет, при котором возвращение проходит с аппаратом, но данная позиция была не принята мировым общественным мнением.

Но вернемся в 12 апреля на высоту 7000 метров. Система сработала мягко.

— ...Вылетел с креслом, — вспоминал Гагарин, — ввелся в действие стабилизирующий парашют. На кресле сел, как на стуле. Сидеть на нем удобно, очень хорошо, и вращает в правую сторону.

Он спускался на основном парашюте, когда вдруг произошло открытие ранца запасного парашюта.

— Он раскрылся, наполнился, и на двух парашютах дальше я спускался, — написал в отчете Гагарин.

Но это еще не все. Сразу не открылся клапан, что подавал воздух для дыхания. По словам Гагарина, когда его одевали перед полетом, этот клапан попал под демаскирующую оболочку. Пришлось расстегнуть демаскирующую оболочку, с помощью зеркала вытащить специальный тросик и открыть клапан нормально.

                                                                          Сообщение ТАСС
После успешного проведения намеченных исследований и выполнения программы полета 12 апреля 1961 года в 10 часов 55 минут московского времени советский космический корабль «Восток» совершил благополучную посадку в заданном районе Советского Союза. Летчик-космонавт майор Гагарин сообщил: «Прошу доложить партии и правительству, что приземление прошло нормально, чувствую себя хорошо, травм и ушибов не имею». Осуществление полета человека в космическое пространство открывает грандиозные перспективы покорения космоса человечеством.

ТАСС, 12 апреля 1961 года.

Тем не менее приземление получилось очень мягкое.

Первыми людьми, которые встретили космонавта после полета, оказались жена лесника Анна Акимовна Тахтарова и ее шестилетняя внучка Рита. Вскоре к месту событий прибыли военные из близлежащей части. Одна группа военных взяла под охрану спускаемый аппарат, а другая повезла Гагарина в расположение части. Оттуда Гагарин по телефону отрапортовал командиру дивизии ПВО: «Прошу передать главкому ВВС: задачу выполнил, приземлился в заданном районе, чувствую себя хорошо, ушибов и поломок нет. Гагарин».

Затем он лично доложил Брежневу и Хрущеву о выполнении полета. После чего полетел в Куйбышев.

Первоначально никто не планировал грандиозной встречи Гагарина в Москве. Все решил в последний момент Никита Сергеевич Хрущев. Он потребовал, чтобы Гагарину подготовили достойную встречу.

За Гагариным прилетел «Ил-18», а на подлете к Москве к самолету присоединился почетный эскорт истребителей, состоящий из МИГов. Самолет прилетел в аэропорт Внуково, там Гагарина ожидал грандиозный прием. Огромная толпа народа, руководство страны, журналисты и операторы. Самолет подрулил к центральному зданию аэропорта, спустили трап, и первым по нему сошел Гагарин. От самолета до правительственных трибун была протянута ярко-красная ковровая дорожка, по ней и пошел Юрий Гагарин. Подойдя к трибуне, Юрий Гагарин отрапортовал Хрущеву:

— Товарищ первый секретарь Центрального Комитета Коммунистической партии Советского Союза, председатель Совета Министров СССР! Рад доложить вам, что задание Центрального Комитета Коммунистической партии и Советского правительства выполнено...

Дальше была поездка в открытой машине, Гагарин стоял во весь рост и всех приветствовал. Кругом слышались поздравления, многие махали плакатами. Никита Хрущев вручил Гагарину на Красной площади Золотую звезду «Героя Советского Союза» и присвоил новое звание «Летчик-космонавт СССР».

108 минут полета навсегда изменили жизнь Юрия Гагарина. Летчик истребительного авиационного полка в одночасье стал одним из самых знаменитых людей в мире. Гагарин посетил немало стран, ему вручали национальные ордена и золотые ключи от городов, его принимала королева Британии. Имя первого космонавта планеты навсегда останется в истории.

Мы благодарим издательство «Эксмо» за предоставленный отрывок из книги «7 побед в космосе и еще 42 главных события отечественной космонавтики».

Смотрите также:

www.aif.ru

на каком корабле полетел Гагарин в космос?

Космический корабль "Восток" "Восток" — наименование серии советских космических кораблей, предназначенных для полётов по околоземной орбите. Cоздавались под руководством генерального конструктора ОКБ-1 Сергея Павловича Королёва с 1958 по 1963 год. Первый пилотируемый «Восток» , запуск которого состоялся 12 апреля 1961 года, стал одновременно и первым в мире космическим аппаратом, позволившим осуществить полёт человека в космическое пространство. Сегодня этот день (12 апреля) отмечается в России и во многих других странах мира, как Всемирный день авиации и космонавтики. Если первый «Восток» , пилотируемый Юрием Алексеевичем Гагариным совершил только 1 оборот вокруг Земли, облетев нашу планету за 108 минут, то полёт корабля «Восток-5» с космонавтом Валерием Фёдоровичем Быковским продолжался уже около 5 суток. За это время корабль и космонавт 81 раз обогнули Землю. Основными научными задачами решаемыми на кораблях «Восток» были изучение воздействий условий орбитального полёта на состояние и работоспособность космонавта, отработка конструкции и систем, и проверка основных принципов построения космических кораблей. Несмотря на завершение основной программы, модификации базовой конструкции «Востоков» продолжали использоваться и дальше, и стали основой разнообразных советских и российских спутников, предназначенных для военной разведки, картографии, изучения земных ресурсов и биологических исследований.

восток-2 кажись

На космическом!

ВОСТОК друг мой! Эта ИСТОРИЯ, такого не знать НЕЛЬЗЯ!

Корабль "Восток" Старт корабля "Восток" был произведён в 09:07 12 апреля 1961 года по московскому времени с космодрома Байконур.

На космическом!

Это было 12 апреля 1961 года на "ВОСТОКЕ" со словами поехали.

<a rel="nofollow" href="https://ru.wikipedia.org/wiki/Гагарин,_Юрий_Алексеевич" target="_blank">https://ru.wikipedia.org/wiki/Гагарин,_Юрий_Алексеевич</a>

ивпачччччччччыывчпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпачпа1333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333

touch.otvet.mail.ru