Гастелло Николай Францевич. Н ф гастелло


Украденный подвиг. Мифический Гастелло и реальный Пресайзен

1881

Среди канонизированных героев Великой Отечественной войны капитан Николай Гастелло — один из наиболее известных. Десятки лет считалось, что он совершил первый наземный таран, направив горящий самолёт на скопление вражеской бронетехники. Его посмертная слава достигла гигантских размеров. Но с годами после тщательных исследований выяснилось: автором знаменитого тарана был лётчик Исаак Пресайзен.

Сотворение легенды

Начнём с фактов.5 июля 1941-го в вечерней сводке Совинформбюро сообщалось:«Героический подвиг совершил командир эскадрильи капитан Гастело. Снаряд вражеской зенитки попал в бензиновый бак его самолёта. Бесстрашный командир направил охваченный пламенем самолёт на скопление автомашин и бензиновых цистерн противника. Десятки германских машин и цистерн взорвались вместе с самолётом героя».

Как видим, подробностей подвига мало. Что за самолёт — истребитель, бомбардировщик — неясно. Нет даты события. Нет даже имени лётчика, а в фамилии пропущена буква. В подготовке публикации чувствуется спешка.

10 июля в «Правде» появляется очерк П.Павленко и П.Крылова «Капитан Гастелло». Здесь уже есть имя-отчество — Николай Францевич, — в фамилию вставлена пропущенная буква, сообщаются и некоторые биографические данные (вместе с отцом работал на одном из московских заводов, уже лётчиком участвовал в боях на реке Халхин-Гол и в финской кампании, с первого дня Великой Отечественной отважно сражался). Что же касается самого тарана, — не более того, что сказано в сводке Совинформбюро. Вместо подробностей — риторический пафос. А дата события обозначена 3 июля. Видимо, авторы очерка за его основу взяли ту же сводку: коль она от 5 июля, то таран, рассудили они, произошёл двумя днями раньше. Вскоре дата официально поменяется: самолёт капитана Николая Гастелло не вернулся с боевого задания 26 июня 41-го.

Но кто тогда обращал внимания на даты! Для читателей — это всего лишь деталь, главное что совершил названный лётчик. Очерк в главной газете страны имел большой резонанс. Первый огненный таран с начала войны, ярчайший пример самопожертвования во имя будущей Победы. Конечно же, такой подвиг на фоне невесёлых, можно сказать, удручающих сводок с фронтов, перемещающихся под ударами немецких танковых клиньев c каждым днём на восток, ого, как впечатлял! Его уже широко использовала советская пропаганда. Однако заметим: Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении капитану Гастелло звания Героя Советского Союза состоялся лишь 26 июля 41-го. Почему такая пауза?Об этом несколько ниже.

А теперь обратимся к наградному листу, подписанному командиром 207-го дальне-бомбардировочного авиационного полка капитаном Лобановым и полковым комиссаром Кузнецовым.

«26 июня капитан Гастелло с экипажем — Бурденюк, Скоробогатый и Калинин — повёл звено ДБ-3 бомбить зарвавшихся фашистов по дороге Молодечно — Радошковичи. У Радошковичи показалась вереница танков противника. Звено Гастелло, сбросив бомбы на груду скопившихся на заправку горючим танков и расстреливая из пулемётов экипажи фашистских машин, стало уходить от цели. В это время фашистский снаряд догнал машину капитана Гастелло. Получив прямое попадание, объятый пламенем, самолёт не мог уйти на свою базу, но в этот тяжёлый момент капитан Гастелло и его мужественный экипаж были заняты мыслью не допустить врага на родную землю.По наблюдению старшего лейтенанта Воробьёва и лейтенанта Рыбаса, они видели, как как капитан Гастелло развернулся на горящем самолёте и повёл его в самую гущу танков. Столб огня объял пламенем танки и фашистские экипажи…».

Если в вечерней сводке Совинформбюро от 5 июля и очерке П.Павленко — П.Крылова сказано, что Гастелло атаковал «скопление автомашин и бензиновых цистерн противника», то в наградном листе — уже танки. Раз уж названы очевидцы произошедшего, которые якобы видели, как всё это произошло, то вполне резонны вопросы: почему такой разнобой в их свидетельствах? Так всё-таки целью тарана были автомашины с цистернами или танки? Спутать одно с другим опытным лётчикам-бомбардирам — маловероятно. Если вначале назвали одно, а через какое-то время другое, то можно ли им верить как свидетелям? Взяв курс на свой аэродром, достаточно ли хорошо видели, что объятый пламенем самолёт Гастелло врезался именно в скопление вражеской техники?

Усомниться в этом побудил «Список безвозвратных потерь начальствующего и рядового состава 42-й авиадивизии с 22.06. по 28.06. 41 г.» за подписью начальника отдела строевой части старшины Бокия. Там перечислен поименно экипаж Гастелло В строке «Примечания» значится: «Один человек из этого экипажа выпрыгнул с парашютом, кто — неизвестно».

Откуда взялась эта запись по свежим следам событий? Не со слов ли тех же Воробьёва и Рыбаса? Увидеть в небе парашют они вполне могли. Но тогда почему, в документе этот факт есть, а вот о самом главном — об «огненном таране» — ни слова? Как же при этом не усомниться: а был ли таковой?

Пройдут годы и жители деревни Мацки, возле которой 26 июня 41-го упал горящий советский бомбардировщик, примечание в архивном документе подтвердят, дополнив подробностями: самолёт упал на краю болота (примерно около двух километров от шоссе Молодечно — Радошковичи). С крыла самолёта выпрыгнул с парашютом лётчик. Когда приземлился, к нему на машине подъехали немцы и пленили.

С крыла ДБ-3 мог выпрыгнуть только пилот. Значит, это был Гастелло? А как же экипаж? Спасая свою жизнь, бросил его на погибель? На все эти вопросы однозначно ответить теперь невозможно. Не исключено, что экипаж уже погиб, и пилот решил использовать последний шанс.

Дальнейшая его судьба неизвестна. Скорее всего, был расстрелян, как гитлеровцы обычно поступали в первые недели войны со взятыми в плен советскими лётчиками.

На месте гибели бомбардировщика местные жители нашли полуистлевшую гимнастёрку, а в ней — не отправленное письмо на имя Скоробогатой (по-видимому, жена лейтенанта Скоробогатова), а также медальон с инициалами «А.А.К» (сержант Алексей Александрович Калинин). И, наконец, ещё одно подтверждение, что это самолёт Гастелло: обломок с биркой от двигателя с серийным номером 87844 — именно такой номер был на его самолёте. Что же касается самого пилота — никаких материальных следов его.

Да, всё сошлось. Очень похоже, что он в последний момент выпрыгнул с парашютом.Теперь понятно, почему понадобился месяц, чтобы раскрутить «героический подвиг» капитана Гастелло. Довольно невнятные, без каких-либо подробностей, рапорты Воробьёва и Рыбаса, по всей видимости, не давали оснований командованию и полка, и дивизии усмотреть таковой в происшедшем. Дивизия несла большие потери: самолёты вынуждены были вылетать на очередную бомбёжку без сопровождения истребителей, значительная часть которых погибла на аэродромах в первые же часы войны. А начальство требовало результат, который хоть как-то оправдывал бы потери. Возможно, в той нервной сумятице и сработали рапорты двух названных лётчиков. Уходя после бомбёжки, видели столб дыма от упавшего самолёта Гастелло? Ага, вот она зацепка. А что, если представить его гибель, как огненный таран? И «наверх» пошло донесение. А дальше, как уже говорилось, вечерняя сводка о «героическом подвиге», очерк в «Правде»… И пошло-поехало. Не исключено, что Воробьёва и Рыбаса заставили переделать рапорты.

Других сколько-нибудь убедительных свидетельств — был таран или не был — не оказалось. Воробьёв и Рыбас погибли в том же 41-м. Рапорты исчезли. Остались только упоминания о них. Вскоре из-за больших потерь 207-й ДБАП был расформирован, большинство его документов утрачено.

А слава о «героическом подвиге» теперь уже Героя Советского Союза Николая Гастелло продолжала греметь по стране. Причём, только его одного. Об экипаже — полное молчание. В 1947-м драматург Исидор Шток написал пьесу «Гастелло», в которой герой совершил свой «огненный таран» в одиночку — на истребителе. И только в 1958-м официально вспомнили о его подчинённых: посмертно наградили орденом Отечественной войны 1 степени штурмана лейтенанта Анатолия Бурденюка, стрелка-радиста сержанта Алексея Калинина и нижнего люкового стрелка, адъютанта эскадрильи лейтенанта Григория Скоробогатова. Но в официальной пропаганде упоминали их редко. Зато Гастелло возвели в ранг национального героя. Его именем назвали десятки улиц, фабрик, шахт, заводов, пионерских дружин, в Уфе — стадион, в Хабаровске — сквер, в посёлке Зелёное Минской области — детский оздоровительный лагерь — перечислять тут можно долго.

Таранов не совершили, но Героев получили

Накануне 10-летия «огненного тарана» решено было торжественно перезахоронить останки экипажа Гастелло. Жители деревни Декшняны тогда ещё хорошо помнили, куда упал горящий самолёт и показали то место — в 170 -180 метрах от шоссе. О том, что это действительно был «огненный таран» немецкой бронетехники, никто из селян не говорил, потому как 26 июня 1941-го такого не видели. А высказывать какие-либо сомнения в этом таране в то время было опасно. Эксгумацией руководил военком Радошковичей подполковник Котельников. Предполагаемую могилу раскопали. Нашли полуистлевшую планшетку с бумагами… полкового сослуживца Гастелло командира эскадрильи капитана Александра Маслова и в пластмассовом патроне — медальон стрелка-радиста младшего сержанта Григория Реутова. Экипаж Маслова вылетел на бомбёжку вместе с Гастелло и считался без вести пропавшим.

Можно себе представить смятение подполковника Котельникова. Так что же получается: таран совершил не Гастелло, а Маслов?

Подполковник обратился за указаниями в райком, оттуда ушёл запрос ещё выше. Ответ поступил весьма категоричный: ничего не менять, принадлежность находок засекретить.

Вот так! Коль «подвиг капитана Гастелло» утверждён на самом «верху», и слава о нём разнеслась по стране, — никакого обратного хода!

Останки экипажа Маслова без огласки перезахоронили сначала в сквере Радошковичей, а затем на кладбище. Фрагменты бомбардировщика отправили в музеи страны — приписав их к самолёту Гастелло. В центре Радошковичей ему поставили бронзовый памятник, а затем на месте гибели самолёта Маслова — стеллу высотой 9 метров с бюстом наверху… опять же Гастелло.

Все эти «нюансы» открылись в 1990-е годы в пору объявленной гласности. В 1992-м после публикаций в СМИ о находках при эксгумации останков экипажа упавшего возле деревни Декшняны бомбардировщика капитан Александр Маслов, штурман лейтенант Владимир Балашов, основной стрелок-радист младший сержант Григорий Реутов и нижний (люковый) стрелок Бахтурас Бейскбаев были посмертно награждены орденами Отечественной войны 1 степени. А в 1996-м указом президента Ельцина всем четверым присвоили звания Героев России.

Это впечатляло. Дескать, наконец-то победила справедливость! Но указ указом, а убедительных доказательств «огненного тарана» и этого экипажа, как не было, так и не появилось. Зато возникли новые вопросы. Место падения самолёта, как уже упомянуто, — в 170 -180 метрах от шоссе. Что за цель там была?

Поборник этой версии майор в отставке Эдуард Харитонов в публикации «Тайна двух капитанов» («Московский комсомолец» 2001) утверждал: зенитная батарея. После того, как экипаж успешно отбомбился, но бомбардировщик был подожжён, командир экипажа решил расправиться с этой батареей и направил на неё свой самолёт. Но из каких источников автор заключил, что так было? Стационарные зенитные батареи, как правило, прикрывали аэродромы, штабы, склады и другие важные объекты. Так чем тогда привлекла немцев деревня Декшняны для того, чтобы установить возле неё зенитные орудия? Э.Харитонов об этом умалчивает. А между тем известно: на марше немцы вполне обходились мобильными зенитными установками. В первые дни войны их наступление было настолько стремительным (70 — 80 км. в сутки!), что не было никакой необходимости в первых эшелонах тащить на тягачах зенитные орудия по дорогам и без того забитым боевой техникой. Подгонка «деталей» под выбранную версию видна и в публикации накануне Дня Победы в том же «Московском комсомольце» (2002) Кирилла Экономова «Искушение «св. Эдуарда». Утверждение Э.Харитонова о таране зенитной батареи самолётом Маслова он решительно опровергает, но тут же протаптывает другую дорожку к «бессмертному подвигу», возвращая его Гастелло. Да, соглашается К.Экономов, его самолёт, действительно, упал на краю болота возле деревни Мацки. Но тому есть объяснение: отбомбившись на шоссе, обнаружил на просёлочной дороге вражескую автоколонну. Атаковал, много машин было расстреляно из пулемётов, но самолёт от зенитного огня загорелся. И тогда Гастелло решил направить его к деревне Мацки, где скопилось много немецкой техники. Однако горящий самолёт до неё не дотянул и рухнул у болота.

Если так, то опять же вопросы: а кто из местных жителей это подтвердил и почему тогда экипаж бомбардировщика старшего лейтенанта Воробьёва, летевшего, как утверждалось, в одном звене с Гастелло, ни автоколонну, ни скопление техники в деревне не видел? И опять же, как тогда понимать уже упомянутый архивный документ — «список безвозвратных потерь начальствующего и рядового состава 42-й авиадивизии», в котором отмечается: один из членов экипажа Гастелло выпрыгнул с парашютом?

Не слишком ли много нестыковок?

В полемике на «гастелловскую тему» активное участие принял и сын Николая Францевича полковник в отставке Виктор Гастелло. На какие-то убедительные доказательства не опирался. Уповал лишь на «свидетельства» сослуживцев отца старшего лейтенанта Воробьёва и лейтенанта Рыбаса — с них всё и началось. Их письменных свидетельств он, разумеется, не видел, но в своих многочисленных публикациях непреклонен: подвиг капитана Гастелло уже вошёл в Историю, так что нечего!.. Одну из своих статей так и назвал: «Оставьте героев в покое!».Звучит пафосно. Только где же правда в том пафосе?

Весьма характерно: в этой полемике ни один из её участников даже не упомянул подлинного автора именно того подвига, который столь высоко вознесён.

А истинный герой так и остался без высшей награды

То, что именно он это совершил, не нуждается ни в каком домысливании.

Из биографической справки:Пресайзен Исаак Зилович (Зиновьевич) — уроженец г. Проскурова (ныне г. Хмельницкий). Работал формовщиком литейного цеха на заводе «Красный партизан». Был направлен на рабфак Ленинградского завода «Электроаппарат». На заводе трудился по прежней специальности. В 1932-м по спецнабору призван в авиацию. В 1934-м успешно окончил высшую школу лётчиков в г. Энгельсе. Служил в Белоруссии. В боях с немецко-фашистскими захватчиками с первых часов войны.

Из наградного листа:«Товарищ Пресайзен возглавлял боевую работу эскадрильи, постоянно был примером бесстрашия, мужества и геройства… С 22 июня 1941 года эскадрилья под его руководством имеет 78 боевых вылетов, 160 часов боевого налёта…Сам тов. Пресайзен водил в бой на бомбардирование своё подразделение на самые ответственные участки в районе Гродно, Вильно, Борисов, Плещаница.27 июня 1941 г. при бомбардировке крупных скоплений танковых частей противника, прикрытых исключительно сильным огнём зенитной артиллерии и истребителями, он со своим экипажем был подбит и с горящим самолётом обрушился в гущу скопления танков.По докладу исполняющих задание экипажей, Пресайзен погиб смертью героя. Достоин присвоения звания Герой Советского Союза.Командир 128-го авиационного полка скоростных бомбардировщиков майор Чучев.Начальник штаба полка капитан Дробышев».«С представлением командира АП к правительственной награде согласен.Командир 12-й авиадивизии полковник Аладинский.За командующего ВВС Запфронта полковник…» ( подпись неразборчива).

Вместе с пилотом погибли механик военнтехник 2 ранга П.Ф. Акинин и стрелок-радист старшина А.В. Баранов. Перед тем, как направить горящий самолёт на скопление бронетехники противника, командир крикнул им: «Прыгайте!». Такая договорённость с членами экипажа на случай загорания самолёта в воздухе уже была. Но они, видимо, уже не смогли воспользоваться парашютами. И надо же такое совпадение — этот таран (действительный, а не мнимый!) Исаак Пресайзен совершил в том же районе недалеко от Радошковичей возле деревни Рогово, именно на шоссе, по которому двигались танковые и механизированные колонны гитлеровцев, в 6 километрах севернее места падения самолёта Гастелло.

Прежде, чем было написано представление на Пресайзена к званию Героя, на следующий день после тарана к этому месту вылетел заместитель командира полка В.А.Сандалов, чтобы убедиться в реальности совершённого.

Убедился. Увидел на шоссе длинную чёрную полосу и груду растерзанной вражеской бронетехники. Движение противника на этом участке шоссе на какое-то время прекратилось. Сандалов сфотографировал увиденное. Снимок, как подтверждающий документ, был приложен к наградному представлению.

Казалось бы, подвиг столь доказателен, что уже никаких сомнений в нём быть не должно. Но Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении Исааку Пресайзену звания «Герой Советского Союза» так и не появился.

А дальше произошло мерзкое: приказом по 128-му авиаполку № 22 за сентябрь 1942 г. Пресайзен был отнесен к числу… без вести пропавших. В то время это означало для семьи фронтовика подозрения властей (не сдался ли в плен?) и вместо пенсии и льгот какие-то жалкие крохи.

В январе 1942-го жена лётчика Лидия получила от начальника штаба 128-го АП капитана Дробышева письмо. Того самого, чья подпись зафиксирована под представлением Пресайзена к званию Героя.

«Уважаемая товарищ Пресайзен!До сих пор нам не верится, что мы навсегда потеряли Вашего мужа и нашего боевого товарища. Будем ждать победного конца войны, когда судьбы товарищей станут определёнее. Но даже если и погиб товарищ Пресайзен, то он отдал жизнь очень дорого.Желаем бодрости, веры в победу. Наше дело правое, победа будет за нами».

Лукавил начальник штаба. «Даже если и погиб…» Какие могут быть «если», когда он прекрасно знал, как было на самом деле! Но, видимо, воздавая должное герою-сослуживцу, хотел этим письмом хоть как-то успокоить свою совесть.

Что же касается совести тех, кто принял решение зачислить автора подвига в «без вести пропавшие», — тут можно быть категоричным: чего нет, того нет.

Так почему же произошла заведомая фальсификация?Давайте вернемся к июлю 41-го.Итак, преставление Пресайзена к званию «Герой Советского Союза» написано и подписано авиационными начальниками вплоть до командующего ВВС Западного фронта и, надо полагать, поступило в Москву. А тут — донесение об «огненном таране» капитана Гастелло, вечерняя сводка от 5 июля и через пять дней очерк о нём в «Правде»… Слава об объявленном на всю страну герое уже набирала обороты.

Таран самолётом наземной цели — случай незаурядный. В Главпуре, разумеется, понимали: для пропаганды возможности огромные. Национальный герой в первые же дни войны ещё как нужен! Так кому же отдать предпочтение: Гастелло или Пресайзену? Доказательства тарана Гастелло — довольно хлипкие, Пресайзена — очевидные. Есть и убедительный аэрофотоснимок. Но еврейская фамилия, да ещё имя Исаак — и в национальные герои? Такое в мозгах тех, кто решал этот вопрос, не укладывалось. А вот Николай Гастелло вполне для этого подходил: мать русская, отец белорус. Экипаж у него интернациональный — вот она дружба народов СССР на практике. К тому же лётчик уже с заслугами: воевал на Халхин-Голе, в Финляндии. При налёте «юнкерса» на аэродром сбил его с земли из пулемёта. Словом, благодатный материал для последующего прославления. И решение было принято: в герои — Гастелло! А как быть с Пресайзеном? Да очень просто: зачислить его «в без вести пропавшие», чтобы не бросал тень на сына русского и белоруского народов. И начальство 128-го авиаполка взяло «под козырёк».

Аэрофотоснимок последствий тарана Пресайзена был приложен к наградному листу на… Гастелло.

Так украли подвиг.Конечно же, и Николай Гастелло, и Александр Маслов со своими экипажами достойны светлой памяти: отдали свои жизни за Родину. Но не надо лгать, приписывая им то, что они не совершили. Как сказал Александр Твардовский: «Одна неправда нам в убыток».

Два десятилетия о Пресайзене — глухое молчание. Но упрятать свершённое им навсегда идеологическим начальникам не удалось. Осенью 1959-го журналисты В.Гапонов и В.Липатов разыскали в Москве бывшего механика 128-го авиаполка Александра Николаевича Рыбакова, готовившего самолёт Пресайзена к последнему вылету. Он рассказал, что о его таране знал весь полк. Исаак воевал с первых часов войны и считался одним из лучших лётчиков полка.

Очерк «Подвиг» ни в одну из центральных газет не попал, был опубликован лишь в газете «Советское Подолье» на родине героя в г. Хмельницком. Авторы тогда не знали, что «огненный таран» капитана Гастелло — пропагандистский вымысел, и причислили Пресайзена к числу «гастелловцев». Но, тем не менее, эта публикация была прорывом в плотной завесе, закрывавшей подвиг. Живший в Хмельницком старший брат Исаака Моше (Михаил) переслал газету племяннику Дмитрию Пресайзену, тоже лётчику, служившему в Амурской области.

Моше и Дмитрий разыскали нескольких ветеранов 128-го авиаполка. Среди них был и сделавший снимок последствий тарана Пресайзена В.Сандалов, теперь уже генерал-майор, Герой Советского Союза. В 1975-м он полностью подтвердил этот таран.

После запроса в Центральный архив Министерства обороны оттуда прислали копию наградного листа на заместителя командира эскадрильи И.З.Пресайзена. На документе отказа в присвоении звания Героя Советского Союза не было.

Куда только ни обращались, брат и сын Исаака, пытаясь добиться справедливости! Приходили вежливые отписки Истинная их причина объяснялась не только чиновным равнодушием. В стране, где антисемитизм стал неотъемлемой частью государственной политики, и речи не могло быть о присвоении лётчику-еврею звания Героя.

Накануне отъезда на постоянное местожительство в Израиль в августе 1989-го Моше с документами, не оставляющими никаких сомнений в подвиге брата, обратился к народному депутату СССР по Хмельницкому избирательному округу, заместителю министра обороны генералу армии В.М.Шабанову: дайте, наконец, делу ход!

И только через 10 месяцев в райвоенкомате по этому поводу произошло «шевеление». На Пресайзена был заполнен наградной лист и отправлен в Москву. 23 октября 1991-го появился президентский указ, по которому он был посмертно награждён орденом Отечественной войны 1 степени. Эта награда стала уже дежурной: её получали все бывшие фронтовики, имевшие ранения. Останься Пресайзен жив, получил бы этот орден по общему военкоматовскому списку.

Как идеологические начальники ни замалчивали его таран, о нём уже появились публикации — в журнале «История СССР» (Издание АН СССР № 3, 1960), в израильском журнале «Алеф» (август 1988) и в других изданиях. Но всюду значилось: Пресайзен повторил подвиг Гастелло.

Писатель Сергей Смирнов, широко известный популяризацией обороны Брестской крепости в 41-м, не остался безучастным, когда узнал о таране возле деревни Рогово. Но и он не смог «пробить» посмертное присвоение Пресайзену звания Героя. Однако настоял на установлении там мемориала с именами членов экипажа.

Власть и в России, и в Беларуси не торопится в этой истории поставить справедливую точку. В фундаментальном справочнике «Кто есть кто в российской авиации» (под редакцией А.Е.Мельникова 2003), хотя и говорится, что ни Гастелло, ни Маслов тараны не совершили, однако о Пресайзене — ни слова. Не упоминается он и в музее ВВС России в г. Монино.И по сей день неподалёку от белорусского городка Радошковичи на месте падения самолёта Александра Маслова высится помпезный памятник Николаю Гастелло, а наградной лист с представлением Исаака Пресайзена к званию Героя остаётся в архиве так и не реализованным.

Там, где история пишется по заказу, где правду делят на «выгодную» и «невыгодную», где заведомое чиновное враньё и подтасовки стали обычным явлением, манипуляции с мнимыми таранами Гастелло и Маслова и подлинным — Пресайзена уже не удивляют. Без фальши неправедная власть не может.

Появится ли имя Исаака Пресайзена, наконец, в когорте героев, уже признанное на государственном уровне? Верю: рано или поздно это свершится. Как бы ни распылялась тьма, света ей не победить.Потому что всегда были честные и отважные. А иначе бы этот мир давно бы развалился.

Михаил Нордштейн ILTerritory.com

grimnir74.livejournal.com

Гастелло Николай Францевич - родился 06.05.1907. Краткая биография

Гастелло Николай Францевич6 мая 1907

Его имя знала вся страна - он совершил подвиг, погиб, но на него стали равняться тысячи. Имя его стало символом мужества и героизма.

Гастелло Николай Францевич родился 6 мая 1907 года в Москве. Отец — Франц Павлович Гастыло (в начале XX века сменил фамилию на более благозвучную Гастелло), белорус, вагранщик. Мать — Анастасия Семеновна Кутузова, русская, белошвейка. 1941 года в вечерней сводке Советского информбюро впервые был упомянут подвиг Н. Гастелло.  На основе сообщения Совинформбюро корреспондентами П. Павленко, П. Крыловым был написан очерк «Капитан Гастелло», который опубликовали в газете «Правда» 10 июля 1941 года: «Героический подвиг совершил командир эскадрильи капитан Гастело . Снаряд вражеской зенитки попал в бензиновый бак его самолёта. Бесстрашный командир направил охваченный пламенем самолёт на скопление автомашин и бензиновых цистерн противника. Десятки германских машин и цистерн взорвались вместе с самолётом героя 1941 года. А дело было так. 26 июня 1941 года на боевой вылет в район Радошковичи — Молодечно вылетело звено под командованием капитана Н.Ф. Гастелло, состоящее из двух тяжелых бомбардировщиков ДБ-3ф. Вторым самолетом управлял старший лейтенант Ф. Воробьев, в качестве штурмана с ним летел лейтенант Анатолий Рыбас (имена еще двух членов экипажа Воробьева не сохранились). Во время атаки скопления немецкой техники самолёт Гастелло был подбит. Согласно рапортам Воробьева и Рыбаса, горящий самолет Гастелло совершил таран механизированной колонны вражеской техники. Ночью крестьяне из близлежащей деревни Декшняны извлекли трупы летчиков из самолета и, обернув тела в парашюты, похоронили их рядом с местом падения бомбардировщика. Усилиями советской пропаганды подвиг Гастелло стал одним из самых известных в истории Великой Отечественной войны, а имя летчика — нарицательным. «Гастелловцами» стали называть летчиков, совершивших таран. Всего за период Великой Отечественной войны было совершено 14 морских таранов, 52 танковых, 600 воздушных и 506 наземных.  

Гастелло Николай Францевич — советский военный лётчик, участник трёх войн, командир 2-й эскадрильи 207-го дальнебомбардировочного авиационного полка Мемориальная доска на улице Гастелло   

Кликните на фото для просмотра Фото к статье: 2

22-91.ru

Тайна одного тарана. Кто на самом деле совершил «подвиг Гастелло»? | История | Общество

Легенда началась с рапорта

26 июня 1941 года летчики полка бомбардировочной авиации старший лейтенант Фёдор Воробьёв и лейтенант Анатолий Рыбас подали командованию рапорт об обстоятельствах гибели командира 2-й эскадрильи 207-го дальнего бомбардировочного авиационного полка капитана Николая Гастелло.

Согласно рапортам Воробьева и Рыбаса, во время боевого вылета в район  Радошковичи — Молодечно бомбардировщик ДБ-3Ф, который пилотировал Гастелло, был подбит. Капитан Гастелло совершил  таран механизированной колонны вражеской техники.

В первые дни войны, на фоне тяжелых неудач, случаи героизма советских воинов, о которых становилось известно из официальных рапортов, получали широкое освещение в прессе.

Подвиг Гастелло был упомянут в сводке Совинформбюро от 5 июля, а уже 10 июля очерк о Гастелло вышел в «Правде».

25 июля 1941 года капитан Николай Гастелло был представлен к званию Героя Советского Союза, и уже на следующий день оно было присвоено ему посмертно.

За время Великой Отечественной войны советские летчики совершили несколько сотен подобных таранов, и про каждого из них говорили - «повторил подвиг Гастелло».

Летчик, Герой Советского Союза (посмертно) Николай Гастелло. Довоенная фотография. Летчик, Герой Советского Союза (посмертно) Николай Гастелло. Довоенная фотография. Фото: РИА Новости

Командир и его экипаж

Капитан Гастелло вошел в число наиболее известных и самых почитаемых героев войны. Но в 1990-х годах его подвиг был поставлен под сомнение. Более того, возникла версия о том, что Гастелло мог оказаться в немецком плену.

Первая странность, касающаяся подвига Николая Гастелло, связана с его экипажем. В экипаж бомбардировщика входили четыре человека. Вместе с Гастелло в его последнем боевом вылете участвовали штурман Анатолий Бурденюк, летчик-наблюдатель Григорий Скоробогатый и стрелок-радист Алексей Калинин.

Их фамилии упоминались в представлении на награждение Гастелло, однако члены экипажа к награде представлены не были. Это породило путаницу – в некоторых послевоенных произведениях о Гастелло и его подвиги он оказывался пилотом истребителя.

Лишь в 1958 году Бурденюк, Скорбогатый и Калинин были посмертно награждены орденами Отечественной войны I степени.

К этому моменту стало известно об еще одной, куда более серьезной нестыковке, про которую, правда, знал лишь узкий круг лиц.

Закрытая информация

Считалось, что погибших летчиков  похоронили жители деревни Декшняны. В 1951 году, к 10-летию подвига, было решено эксгумировать останки и торжественно перезахоронить.

Однако в захоронении были обнаружены вещи командира 1-й эскадрильи  207-го дальнего бомбардировочного авиационного полка Александра Маслова и стрелка-радиста Григория Реутова. Экипаж Маслова числился пропавшим без вести при выполнении боевого задания 26 июня 1941 года – в тот же день, когда совершил свой подвиг капитан Гастелло.

После секретного совещания было принято решение – останки Маслова и Реутова без огласки похоронить на кладбище поселка Радошковичи, на месте гибели самолета установить памятник подвигу Гастелло, и на этом тему закрыть.

В 1990-х годах история с эксгумацией могилы всплыла, после чего появилась новая версия событий, в которой Николай Гастелло героем уже не являлся.

Маслов – забытый герой, Гастелло – в плену?

Сторонники новой версии полагали, что таран колонны противника на самом деле совершил экипаж Александра Маслова. Рапорты Воробьева и Рыбаса либо изначально были ошибочны, поскольку летчики не видели тарана и ориентировались по косвенным признакам, либо были подделаны во время кампании по восхвалению Гастелло, который показался командованию более подходящим кандидатом в герои, чем Маслов.

Что касается, самолета Гастелло, то он, согласно новой версии, упал в Мацковском болоте близ села Мацки. При поисковых работах там якобы были обнаружены вещи и предметы, указывающие на то, что речь идет об экипаже Гастелло.

При этом появилась информация о том, что местные жители видели, как из самолета, затем упавшего в болото, выпрыгнул с парашютом один из членов экипажа. Свидетели утверждали, что он прыгал с крыла, что, с учетом конструкции ДБ-3Ф, мог сделать только командир, то есть Николай Гастелло.

Спасшийся член экипажа был захвачен немцами в плен.

Итак, согласно этой версии получается, что капитан Гастелло не только не герой, но трус, бросивший членов экипажа погибать в горящем бомбардировщике, и угодивший в руки гитлеровцев.

Дальний бомбардировщик ДБ-3ф (Ил-4). На самолёте этого типа совершил свой подвиг экипаж Н. Ф. Гастелло Дальний бомбардировщик ДБ-3ф (Ил-4). На самолёте этого типа совершил свой подвиг экипаж Н. Ф. Гастелло Фото: Commons.wikimedia.org/ Mike1979 Russia

Несостоявшийся триумф доктора Геббельса

Сторонники новой версии событий оказались людьми настойчивыми – Александр Маслов и Григорий Реутов вначале были посмертно награждены орденами Отечественной войны I степени, а в 1996 году им было посмертно присвоено звание Героев России.

Но ставить точку в этой истории рано. Новая версия событий имеет нестыковок не меньше.

Подвиг Гастелло уже в 1941 году активно использовался советской пропагандой, о чем было хорошо известно немецкому командованию. Получить в свои руки якобы погибшего героя и затем предъявить его живого и во вражеском плену – для ведомства доктора Геббельса это было бы невероятным успехом.

Но даже намека на что-то подобное не было. Нет никаких доказательств того, что Николай Гастелло был в немецком плену. Теоретически это мог быть кто-то из его экипажа, но опять-таки ни одного свидетельства в подтверждение этой версии нет. Больше того, даже если считать показания местных жителей достоверными, то неподготовленный человек с земли вряд ли мог точно сказать, с какого именно самолета прыгнул летчик, а, тем более, из какой именно части.

Более того, скептики говорят о том, что нет достоверных свидетельств, говорящих о том, что самолет, упавший в Мацковское болото – это самолет Гастелло. В частности, письмо одного из летчиков, якобы найденное там, затем было утрачено.

За что наградили экипаж Маслова

С тараном Маслова тоже не все складно. Состояние останков, найденных в захоронении, не говорит о том, что экипаж погиб в результате мощного взрыва. Исследователи полагают, что самолет не врезался в колонну машин с горючим и боеприпасами, а упал на мягкий грунт. Есть версия, что Маслов пытался совершить таран, но промахнулся.

Звание Героя России Александру Маслову присвоено с формулировкой: ««За мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов». О таране не говорится потому, что нет никаких его доказательств, кроме умозаключений и предположений.

Достоверно можно сказать, что экипаж Александра Маслова погиб при выполнении боевого задания 26 июня 1941 года у села Декшняны. Удалось установить весь состав экипажа Маслова: штурман лейтенант Владимир Балашов, стрелок-радист младший сержант Григорий Реутов, стрелок младший сержант Бахтурас Бейскбаев.

Владимир Балашов и Бахтурас Бейскбаев также посмертно стали Героями России, а казаху Бейксбаеву в 1998 году также было присвоено звание «Народный герой Казахстана».

Свидетели тарана погибли в 1941 году

Вернемся к экипажу Николая Гастелло. Несмотря ни на что, каноническую версию событий нельзя считать полностью опровергнутой.

На самом деле, самыми достоверными доказательствами в этой истории можно считать рапорты Федора Воробьева и Анатолия Рыбаса. С военной точки зрения, этих двух свидетельств было достаточно, чтобы считать подвиг достоверным. Однако оригиналы рапортов не сохранились, они известны лишь в описании, которое присутствовало в документах следующих инстанций.

Говорить о том, что командование «выбирало героя» между Масловым и Гастелло тоже не приходится: никто 26 июня 1941 года не мог точно знать, какой резонанс получит история с тараном немецкой колонны. Оба летчика были опытными, числились на хорошем счету, и нет оснований считать, что один годился в герои больше, чем другой.

Памятник экипажу Н. Ф. Гастелло на месте гибели бомбардировщика А. С. Маслова Памятник экипажу Н. Ф. Гастелло на месте гибели бомбардировщика А. С. Маслова Фото: Commons.wikimedia.org

О том, что случилось с Масловым, никто не знал, и его экипаж числился в списках пропавших без вести, а об обстоятельствах гибели Гастелло рассказали Воробьев и Рыбас.

Старший лейтенант Федор Воробьев при возвращении с боевого задания погиб в районе города Орел 23 августа 1941 года. Лейтенант Анатолий Рыбас погиб при выполнении боевого задания 15 ноября 1941 года. В первые месяцы войны наша авиация несла огромные потери, и 207-й полк был расформирован, а многие его документы утрачены.

Герои все. А подвиг - Гастелло

На сегодняшний день можно с уверенностью сказать, что экипажи Николая Гастелло и Александра Маслова погибли 26 июня 1941 года при выполнении боевого задания в районе деревни Декшняны. То, что в захоронении, которое считалось могилой экипажа Гастелло, оказались останки членов экипажа Маслова, не означает, что таран совершил именно Маслов, а не Гастелло.

Возможно, окончательно прояснить эту историю уже не удастся. Все члены экипажей Николая Гастелло и Александра Маслова по праву могут считаться героями.

Но в истории войны огненный таран немецкой колонны останется «подвигом Гастелло». Так уж исторически сложилось.

www.aif.ru

Гастелло Николай Францевич - Библиотека семейного чтения город Ковров

Родился 6 мая 1908 г. в г. Москве. В 1924 г. вместе с семьей переехал в г. Муром, где работал на паровозоремонтном заводе. В 1930 г. вернулся в Москву и поступил  работать на завод имени 1-го Мая. В мае 1932 г. поступил в Луганское военное авиационное училище. После его окончания служил в тяжелой бомбардировочной авиа­ции летчиком. В 1939 г. участвовал в боях на р. Халхин-Гол и в совет­ско-финляндской войне 1939 -1940 гг. В действующей армии Ве­ликой Отечественной войны - с июня 1941 г. Звание Героя Советского Союза присвоено 26 июля 1941 г. посмертно.

Выходец из семьи рабочих, Николай с ранних лет стал приобщаться к труду. В свободное от работы вре­мя его отец подолгу вечерами рассказывал подростку о своих трудовых буднях, о нелегкой рабочей жизни. Захватывающие рассказы отца навсегда остались в памяти пытливого юноши. И еще у него была завет­ная мечта: стать летчиком.

В 1924 г. родители Николая покинули Москву и переехали в город Муром. Трудное то было время - сказывались последствия гражданской войны. Все это не проходило мимо пытливого ума 17-летне­го Николая Гастелло. Молодые крепкие руки Нико­лая искали настоящего дела. Вскоре он поступает на паровозоремонтный завод.

В 1932 г. в жизни Николая произошло памятное событие, которое и определило дальнейшую его судь­бу: он поступил в военное авиационное училище. Про­стившись с Муромом, который он успел полюбить, с заводскими товарищами, к которым успел привязать­ся, Николай влился в дружную армейскую семью, свя­зав свою жизнь с авиацией.

Трудолюбивый и любознательный юноша был од­ним из лучших курсантов. Сдав отлично выпускные экзамены, Николай Гастелло стал военным летчиком. Вот и сбылась его заветная мечта.

Участие в 1939 г. в боях с японцами в районе реки Халхин-Гол было первым боевым крещением уже возмужавшего к этому времени летчика-бомбардира Николая Гастелло. А на следующий год, закаленный в предыдущих боях воздушный ас принимал активное участие в советско-финляндской войне.

Когда началась Великая Отечественная война, Ни­колай Гастелло был уже капитаном и командовал авиа­ционной эскадрильей 207-го дальнебомбардировочного авиационного полка 42-й авиационной дивизии.

Всего пять дней сражался отважный сокол. Только три боевых вылета успел со­вершить капитан Гастелло. Но их достаточно, чтобы убе­диться, как искусно умел воевать храбрый сокол. Пер­вые десятки бомб Николай Гастелло сбросил на головы фашистов 22 июня в районе Брестской крепости.

Гастелло всегда был верен воинскому долгу и свято выполнял правило: "Сам погибай, а товарища выру­чай". Вот что, например, рассказал однополчанин Гас­телло 3. Лобанов: "В борьбе с численно превосходящим врагом са­молет Гастелло был подбит: один мотор выведен из строя, повреждена бензо-система и механизм выпуска шасси. В этих условиях командование разрешило экипажу оставить самолет. Но Гастелло знал, что раненый штурман не сможет воспользоваться парашютом. И ради спасения бое­вого товарища он принимает решение дотянуть до своего аэродрома во что бы то ни стало. И этого он добился: машина с ходу зашла на посадку и благопо­лучно приземлилась".

А на третий день войны Николай Гастелло над аэродромом, где находились Гастелло и его товарищи в ожидании боевого задания, внезапно появился немецкий самолет "юнкере". Уве­ренный в безнаказанности, фашистский летчик снизился до 80 -100 метров. Пролетая над аэродромом, воздушный пират открыл из передних и люкового пуле­метов стрельбу, сосредоточив огонь по самолету, в ко­тором находился Гастелло. Искусный летчик меткой пулеметной очере­дью вывел из строя правый мотор вражеского самолета и тяжело ранил пилота. Враг пытался уйти, но не смог. Совершив вынужденную посадку, он попал в руки на­ших воинов.

А главное событие произошло 26 июня. Капитан Га­стелло с членами экипажа: штурманом А. А. Бурденюком, вторым пилотом Г. Н. Скоробогатовым и стрел­ком-радистом старшим сержантом С. А. Калининым - в третий раз с начала войны повел звено бомбардиров­щиков на штурм вражеских войск. Находясь в воздухе, Гастелло заметил на шоссейной дороге Молодечно - Радошковичи вражескую моторизованную колонну. Не раздумывая, он развернулся и пошел в пике. Сбросив бомбы в самую гущу скопившихся на заправку фашистских танков и обстреляв колонну из пулеметов, советские летчики ста­ли уходить в сторону своего аэродрома. Но в это самое время вражеский зенитный снаряд догнал самолет Гас­телло. Машина вспыхнула и окуталась пламенем. Лет­чики могли выброситься на парашютах. Но, преиспол­ненные жгучей ненависти к врагу, они этого не сдела­ли.

Бесстрашный сокол раз­вернул свой пылающий воздушный корабль вдоль до­роги и на бреющем полете пошел над вражеской ко­лонной, буквально цепляясь за танки и бензозаправ­щики, наводил страх и ужас на фашистов. Из проби­тых баков самолета Гастелло лился горящий бензин, оставляя за собой огненный след. Один за другим вспы­хивали и взрывались бензозаправщики. Взрываясь, они уничтожали все вокруг себя. Пронесшись от голо­вы огромной колонны до ее хвоста, герой направил охваченный пламенем самолет в группу вражеских танков и автомашин. Раздался огромной силы взрыв. Это видели ведомые им летчики - старший лейтенант Воробьев и лейтенант Рыбас.

Дорого в тот день враг заплатил за смерть Гастелло и его боевых товарищей - вся колонна была объята огнем и окутана дымом.

Но герои не умирают. Они живут в памяти на­родной. Молодые летчики, ведя в бой самолеты, всегда помнили имя своего старшего товарища по оружию. И не случайно, что в годы минувшей войны легендарный под­виг Гастелло - огненный таран - был повторен сотни раз.

О Гастелло написаны книги, стихи, картины, сло­жены песни.

Имя Гастелло носят села, поселки, улицы, тепло­ходы, школы. На далеком острове Сахалин есть же­лезнодорожная станция и поселок Гастелло. У ис­тока реки Колымы есть поселок Гастелло. В древнем белорусском городе Родошковичи, око­ло которого совершил подвиг и погиб Гастелло, воз­двигли ему памятник. Там же установлен бронзовый бюст Героя. Именем Гастелло названы улицы в горо­дах нашей области - Владимире, Муроме, Коврове, Струнино. Особенно свято чтут память Гастелло муромцы. В Муроме установлен монумент. В Муромской средней общеобразовательной школе № 33, где учился Николай Гастелло, которая те­перь носит его имя, открылся мемориальный музей.

Николая Гастелло считают своим земляком мос­квичи - потому, что он родился в Москве; владимирцы - потому, что он жил, учился и работал на Владимирщине; белорусы - потому, что он сын бе­лоруса и свой подвиг совершил на Белорусской зем­ле. Но и это не совсем точное определение. Леген­дарного Гастелло считают своим земляком жители каждого города России, каждого поселка и каж­дой деревни. Считают потому, что Гастелло - на­родный Герой.

libfamily.jimdo.com

Улица имени Н.Ф. Гастелло | Централизованная библиотечная система

Улица имени Героя Советского СоюзаН. Ф. Гастеллорасположена в поселке Боково Ленинского округа  г. Иркутска

Николай Францевич Гастелло

Николай Францевич Гастелло родился в Москве 6 мая 1907 года в семье рабочего. С детских лет он мечтал стать лётчиком, увлекался футболом, неплохо рисовал. После окончания школы работал на заводе, в свободное время занимался конструированием самолётов и планеров.

В августе 1932 года осуществилась мечта Николая Гастелло – его направили на учёбу в Луганское лётное училище, по окончании которого он получил звание младшего лётчика и был направлен в бомбардировочную часть. Он участвовал в боях на Халкин–Голе и в русско–финской войне 1939 – 1940 гг. По воспоминаниям сослуживцев, Николай Францевич был человеком широких знаний, а его жизненный опыт помогал ему в общении с сослуживцами.

С 24 мая 1941 года капитан Н. Гастелло стал командиром эскадрильи 207 – го дальнебомбардировочного авиаполка. В первые дни войны экипажи этого полка наносили мощные удары по группировкам танковой дивизии и мотопехоте гитлеровской армии в районе Бреста. Было уничтожено несколько десятков вражеских танков и автомобилей.

Почтовая марка, посвящённая подвигу Н. Ф. Гастелло. Обычная почта, 30 коп.

23 июня 1941 года экипажи эскадрильи Н. Гастелло особенно отличились. В результате прямого попадания  был сильно повреждён самолёт, командиром которого был Николай Гастелло. До своей военной базы экипажу пришлось дотягивать на одном моторе, но лётчики сумели совершить сложную и опасную посадку. Однако самолёт был больше не пригоден к полётам и экипаж капитана Гастелло подготовил для полётов новую машину. 24 июня лётный состав авиаполка находился на аэродроме, ожидая приказа к началу боевых действий. В это время  на высоте около 100 метров появился немецкий самолёт и открыл стрельбу по  расположению эскадрильи Гастелло. Н. Ф. Гастелло быстро сориентировался, открыл огонь по противнику из бортового пулемёта и вывел из строя правый мотор вражеского самолёта, экипаж которого был взят в плен. А 26 июня, на пятый день войны, экипаж капитана Гастелло совершил подвиг, о котором узнала вся страна, а имя Гастелло стало символом беззаветной смелости.

26 июня 1941 года во время бомбёжки немецкой танковой колонны на дороге Радошковичи – Молодечно у самолёта Гастелло был пробит бензобак, в результате чего возник пожар. Экипаж принял решение не покидать самолёта на парашютах, а направить горящую машину на скопление вражеских танков, автоцистерн, которые взорвались вместе с самолётом. Николаю Гастелло было 34 года. Вместе с ним героически погибли   члены экипажа – Анатолий Бурденюк, Алексей Калинин и Григорий Скоробогатов.

28 июля 1941 года в газете «Правда» был опубликован указ Президиума Верховного Совета СССР, в котором говорилось: «За образцовое выполнение боевого задания командования на фронте борьбы с германским фашизмом и проявления при этом отваги и геройства, присвоить звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина капитану Гастелло Николаю Францевичу».

Подвиг капитана Гастелло стал примером для многих лётчиков. В последующие годы войны огненный таран применялся более 200 раз, лётчики ценой своей собственной жизни поражали большое число военных сил противника. 

По решению Иркутского горсовета от 20 декабря 1946 года новой улице в Иркутске-II было присвоено имя героя- лётчика.

 

Литература

Гастелло Н. Ф.: [биогр. справка] // БСЭ. – 3-е изд. – М., 1971. –Т. 6. —  С. 138.

Гастелло Николай // Герои Советского Союза: ист.-стат. очерк / под ред. И. Н. Шкадова. – М., 1984. – С. 36.

Гастелло Николай Францевич // Великая Отечественная война, 1941 – 1945 / Н. Г. Андроников [и др.]; под ред.М. М. Кирьяна. – М., 1985. – С. 124.

Гастелло Николай Францевич // Кто был кто в Великой Отечественной войне. Люди. События. Факты: крат. справ. — М., 1995. – С. 66-67. –  Примеч.: на обл. «Кто был кто в Великой Отечественной войне, 1941-1945».

Гастелло, В. Н. Два брата / В. Н. Гастелло // Наш современник. – 2003. — № 6. – С. 115-122.

Пономарёва, Н. С. Мемориальные доски и памятники, памятные знаки, скульптуры и образцы техники г. Иркутска: аннот. каталог. – Иркутск, 2008. – С. 160.

Сурмина, И. О. Николай Францевич Гастелло / И. О. Сурмина // Самые знаменитые герои России. — М., 2003. — С. 404-407.

 

Материал подготовили:Р.Г.Михеева , Е.М. Кустова,А.А. Мамонтова, Ф.Д. Ножнинова

cbs.irkipedia.ru

Гастелло Н. Ф. - это... Что такое Гастелло Н. Ф.?

  • гастелло́й — гастеллой, я [тэ] …   Русское словесное ударение

  • Гастелло — Гастелло, Николай Францевич Николай Францевич Гастелло 23 апреля (6 мая) 1907(19070506) 26 июня 1941 …   Википедия

  • Гастелло — пгт, Сахалинская обл. До возвращения Юж. Сахалина России селение называлось Напора из айнск. nai река, ручей, долина , ого быть в или на , что в целом означало поречье , приречье . В 1947 г. селение получило статус пос. гор. типа и название… …   Географическая энциклопедия

  • ГАСТЕЛЛО — Николай Францевич (1908 41), лётчик, Герой Советского Союза (1941, посмертно), капитан (1940). В начале Великой Отечественной войны (26 июня) геройски погиб, направив свой подбитый самолёт в скопление машин и танков противника. Источник:… …   Русская история

  • Гастелло — I Гастелло         Николай Францевич [23.4(6.5).1907, Москва, 26.6.1941], советский лётчик, Герой Советского Союза (26.7.1941, посмертно), капитан. Член КПСС с 1928. Родился в семье рабочего. По окончании школы военных лётчиков участвовал в боях… …   Большая советская энциклопедия

  • ГАСТЕЛЛО — Николай Францевич (23.IV.1907 26.VI.1941) сов. воен. летчик. Герой Сов. Союза (посмертно, 26. VII. 1941), капитан. Чл. Коммунистич. партии с 1928. До воен. службы работал на Московско Казанской ж. д. вагранщиком и ж. д. мастером в Муроме. Окончил …   Советская историческая энциклопедия

  • Гастелло — пгт, Сахалинская обл. До возвращения Юж. Сахалина России селение называлось Напора из айнск. nai река, ручей, долина , ого быть в или на , что в целом означало поречье , приречье . В 1947 г. селение получило статус пос. гор. типа и название… …   Топонимический словарь

  • Гастелло —    пгт, Сахалинская обл. До возвращения Южного сахалина России селение с айнск. названием Найоро (nai «река, ручей, долина», oro «быть в или на», что в целом означало «поречье», «приречье»). В 1947 г. селение получило статус пгт и название… …   Географические названия Дальнего Востока России

  • Гастелло Н. Ф. — …   Википедия

  • Гастелло Н. — …   Википедия

  • velikaya_otechestvennaya_voyna.academic.ru

    Гастелло Википедия

    Дата рождения Место рождения Дата смерти Место смерти Принадлежность Род войск Годы службы Звание Часть Командовал Сражения/войны Награды и премии
    Николай Францевич Гастелло
    23 апреля (6 мая) 1907(1907-05-06)
    Москва,Российская империя
    26 июня 1941(1941-06-26) (34 года)
    между деревнями Мацки и Шепели, Молодечненский район,Вилейской области,Белорусская ССР, СССР
    СССР СССР
    СССР СССР ВВС РККА
    1932—1941
    Капитан
    207-й дальнебомбардировочный авиационный полк
    4-я и 2-я эскадрильи
    Бои на Халхин-Голе, Советско-финская война, Великая Отечественная война
     Николай Францевич Гастелло на Викискладе

    ru-wiki.ru