Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 2

Notice: Use of undefined constant DOCUMENT_ROOT - assumed 'DOCUMENT_ROOT' in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 5

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 5

Notice: Use of undefined constant DOCUMENT_ROOT - assumed 'DOCUMENT_ROOT' in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 11

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 11

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 28

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 28

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 28

Notice: Undefined variable: flag in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 28

Notice: Undefined variable: adsense7 in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 39

Notice: Undefined variable: adsense6 in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 40
Личная жизнь петра ильича чайковского. Петр Чайковский: история тайных страстей

Интимная драма Петра Чайковского. Личная жизнь петра ильича чайковского


Интимная драма Петра Чайковского

«Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик», «Евгений Онегин» и «Пиковая дама». Вряд ли найдется человек, который не восторгался этими произведениями Петра Чайковского. К сожалению, этот красивый и одаренный мужчина был несчастен в личной жизни и не мог иметь нормальных отношений с женщинами. Он умер в 53 года, испытав столько разочарований в любовных отношениях, что их хватило бы на десятерых.

Из-за писем матери едва не попал в дурдом

Сложно представить, что автор романтичной музыки всю жизнь страдал неврастенией. Маленького Петю Чайковского с раннего детства преследовали звуки, и нередко они доводили его до тяжелых срывов.

Мальчик рано начал играть на рояле. Но матушка, обеспокоенная здоровьем сына, часто не подпускала его к инструменту, и тогда тот начинал выстукивать мелодии на чем придется.

Ряд потрясений у будущего композитора случился в детстве. Сначала – когда дом покинула любимая гувернантка Чайковского Фани Дурбах. К ней мальчик был очень привязан. Когда не стало его любимой матери Александры Андреевны Ассиер, Чайковскому было 14 лет. Для мальчика это было страшным потрясением. Даже когда через 25 лет Петр Ильич нашел ее письма, он плакал несколько дней и едва не попал в психиатрическую больницу.

Надо заметить, успехи Чайковского напрямую были связаны с сильными эмоциональными всплесками. Одна из причин: многие произведения он писал от любовных переживаний.

Однажды молодой Петр Ильич, дирижируя оркестром, исполняющим его произведение, так переволновался, что в следующий раз взял дирижерскую палочку лишь спустя 10 лет.

Скрытую от посторонних глаз сторону своей жизни композитор называл Z. Этим обозначением он пользовался в дневнике и в письмах к брату Модесту, когда говорил о своей гомосексуальности. «Совершенно измучен не просто Z, а тем, что она во мне», – писал он.

Петр Ильич тщательно скрывал своих партнеров, поэтому точно их указать невозможно. Наиболее вероятным кандидатом на роль мужчины сердца Чайковского называют его ученика Владимира Шиловского. С ним мастер тайно путешествовал.

Немцы верят в легенду, что балет «Лебединое озеро» написан в предгорьях Альп. Вероятно, вдохновением послужили тихие вечера, когда Чайковский катался по озеру на лодочке со своим любовником. По другой версии, Петр Ильич написал легендарный балет в Швейцарии, в городе Монтрё, и плавал он по Женевскому озеру.

Одним из партнеров композитора считается и его племянник Владимир Давыдов. Символично, что ему музыкант посвятил свой «Детский альбом». Во время болезни Чайковский отказывался от встреч с юношей, боясь, что тот увидит его в жалком виде. Давыдов в итоге покончил жизнь самоубийством.

Жена родила детей от разных любовников

Но не только мужчины сыграли важную роль в интимной жизни композитора. Петр Чайковский пытался найти счастье и с женщинами. Впервые он обручился с оперной французской певицей Дезире Арто. Но со свадьбой решил повременить. Это было его ошибкой. Арто предложил руку и сердце певец из Испании, и она пошла под венец с ним. Чайковский, узнав об этом, получил очередной нервный срыв.

В 37 лет музыкант решил связать себя узами брака со своей ученицей Антониной Милюковой. Несмотря на признание Чайковского, что он гомосексуалист, Антонина согласилась выйти за него. Уже в скором времени после свадьбы Петр Ильич захотел выгнать вон свою избранницу. Ему надоели ее измены и разговоры о том, что все мужчины хотят ее соблазнить. К тому же супруга совершенно не вникала в дела мужа. Она даже не могла назвать ни одного его произведения. Мэтр до конца жизни пытался избавиться от обязательств, взятых по отношению к горе-жене. Антонина на деньги мужа жила припеваючи, даже родила двоих детей от разных любовников. А он боялся просить развода – вдруг взбалмошная Антонина расскажет о его гомосексуальных пристрастиях.

Однажды после очередных переживаний из-за поведения жены Чайковский пытался покончить жить самоубийством. Способ был выбран оригинальный. Осенней ночью Петр Ильич простоял в Москве-реке, вода доходила ему до горла. Он надеялся заболеть воспалением легких и покинуть этот мир. Но не судьба была.

Еще одна знаковая женщина в судьбе Чайковского – богатая вдова Надежда фон Мекк, она была страстной поклонницей его музыки. С композитором Надежда вела интимную переписку 14 лет. Они общались посредством писем, даже когда Чайковский жил в Италии. Она разрешила композитору занять ее дом, а сама отправилась жить на виллу. Причина внезапного разрыва их дружбы осталась их тайной. Но перед смертью в своем доме в Санкт-Петербурге он повторял имя фон Мекк. По словам Модеста Чайковского, оно звучало из уст брата укоризненно.

Что касается супруги Чайковского Антонины, после смерти музыканта ее упекли в психушку, где она умерла в 1917 году.

Смертельная загадка

По одной из устоявшихся версий, до царя Александра III дошли слухи о том, что Петр Чайковский нежно отнесся к одному из юных великих князей. И Александр Александрович сказал: «Надоел мне этот попник!» Тогда композитора увезли в какой-то ресторан и там под угрозой публичной огласки заставили принять яд.

Интересно

В 1852 году, ровно 160 лет назад, Петр Чайковский поступил в Императорское училище правоведения. Здание находится в Санкт-Петербурге на набережной Фонтанки. Студенты училища носили форму, напоминающую окрас птицы чиж, поэтому горожане называли будущих юристов чижиками-пыжиками.

Во время гулянок учащихся этого учебного заведения содрогались окна в близлежащих домах. Легко представить, что вытворяли юноши, если народ сложил о них песню: « – Чижик-пыжик, где ты был? – На Фонтанке водку пил».

Гораздо позднее на пересечении Мойки с Фонтанкой появился самый маленький в городе на Неве памятник чижику.

Марина ФРОЛОВА

sobesednik.ru

Петр Чайковский: история тайных страстей

С юности Петр Чайковский был подвержен приступам депрессии.

В царской России их называли «дети лунного света». Они, как могли, скрывали свою позорную тайну от остальных людей. В случае огласки немедленно следовала жестокая травля, а иногда — и судебное разбирательство. 995-я статья царского свода законов приравнивала гомосексуализм к скотоложству, а за это преступление подчас следовало самое суровое наказание.

Петр Ильич Чайковский был одним из них. Отверженным, усталым и надломленным человеком, который безумно стыдился своего порока. Единственным оправданием для него стала музыка. Ради нее он жил и продолжал страдать. Ради нее готов был отказаться от «лунной» любви, грозившей навсегда запятнать безупречную партитуру.

Стеклянный мальчикДома его называли именно так — стеклянный мальчик. Родители порой боялись общаться с сыном. Он чутко реагировал на любое изменение интонации, на окрик, резкость или грубость. Когда Чайковский-младший чувствовал, что его не любят, он впадал в оцепенение или, наоборот, бился в конвульсиях, напоминавших эпилептический припадок.

Советские биографы Чайковского рисовали идиллическую картинку: самое послушное чадо в семье, чей талант проявился уже в раннем детстве. Способности малыша вовремя заметили его любящие родители и сделали все, чтобы развить их должным образом. Увы, в действительности дело обстояло далеко не так. Как только руки пятилетнего мальчика коснулись черно-белых клавиш, и те неуверенно издали дрожащий звук, что-то сломалось в душе Пьера. Он в горячке метался по ночам и кричал, что музыка не дает ему дышать. Он пока не мог выразить этого давящего на грудь чувства: ноты, звучавшие в нем, не давали жить и причиняли боль.

Перепуганная мать запретила сыну даже близко подходить к роялю и, как только позволил возраст, отправила его учиться в Санкт-Петербург, решив, что область правоведения будет куда как полезнее для неокрепшего организма.

В училище началась эпидемия скарлатины. И Петю взяли к себе друзья отца — семейство Вакаров. Однако спустя несколько дней скарлатиной заболел их пятилетний сын. Петя ночью и днем дежурил у дверей детской. Его никто ни в чем не упрекал, но все равно он чувствовал: ничего бы не случилось, если… Если бы Чайковский остался в училище. Смерть Коли Вакара стала для него не просто сильным душевным потрясением, это была нечеловеческая боль, бившая по нервам и сердцу. Десятилетний Чайковский смотрел на маленький синюшный трупик и с каждой минутой все отчетливей понимал: он никому не нужен, даже самому себе. Так он впервые познал ощущение несправедливости и обиды на судьбу.

Ошибка природыТо, что он не такой, как все, Чайковский осознал еще в юности. Хорошеньких барышень он воспринимал лишь как интересных собеседниц, не более того. Сперва над ним подшучивали, старались вывозить в свет и знакомить с миловидными девушками на выданье. Он отнекивался, каждый раз придумывая новый повод, чтобы остаться дома. И все-таки был какой-то червячок сомнения, терзавший начинающего композитора. Когда это, наконец, случилось, Чайковский пришел в ужас. Теперь он боялся позора, боялся стать посмешищем для друзей и родных. Чайковский тщательно скрывал свои мимолетные связи с мужчинами и мечтал, что однажды появится женщина, к которой он почувствует не только дружеское участие, но и физическую страсть. Так и произошло.

ЖеланнаяОт певицы Дезире Арто сходила с ума вся Европа. Ее боготворили, ее носили на руках и осыпали цветами. Чайковский же влюбился в голос Дезире: сильный, чарующий, как и сама музыка. Эта белокурая, несколько вульгарная сирена полностью поработила воображение далеко уже не юного композитора. Впервые в жизни Петр хотел обладать женщиной. Касаясь ее руки, Чайковский не испытывал никакого отвращения, он хотел целовать эти насмешливые губы, хотел слушать ее голос и полностью в ней раствориться. У Дезире был поистине мужской характер, и эта черта еще больше пленяла почти исцелившегося от позорного недуга композитора. Он сделал предложение. Арто не сказала ни «да», ни «нет» и уехала на гастроли. Она не вернулась. Незадолго до отъезда к ней с визитом явился лучший друг Петра Ильича и в доступных выражениях объяснил, что к чему. Иностранка была в шоке и, поблагодарив того за правду, уехала. А Чайковский потерял свой единственный шанс стать таким, как другие.

Ангелочек во плотиПо Петербургу поползли слухи о противоестественных наклонностях композитора, и он во избежание скандала уехал в имение к своей сестре Саше, в замужестве Давыдовой. Прелести помещичьего уклада, очаровательный ландшафт и чистый воздух — истинный отдых души и тела… Петр Ильич резвился вместе с племянниками, особо выделяя из кучи ребятишек самого младшего — Владимира Давыдова, Боба. Сперва Чайковский уверял себя, что мальчик очень похож на него, так приветлив и очарователен, что не полюбить его просто невозможно; потом приписывал вспыхнувшие чувства комплексу нерастраченной отцовской любви, но затем вдруг понял… И испугался. Он испытывал к своему юному племяннику ту самую «нехорошую» и постыдную страсть, которую безуспешно стремился в себе подавить. А Боб словно нарочно дразнил дядю, усаживался на колени, целовал в седеющую бороду и просил рассказать на ночь сказку. Пытка оказалась невыносимой. Однажды утром, никого не предупредив, Чайковский покинул гостеприимный дом сестры.

Безумный бракОн решил жениться. Только таким способом можно было погасить светские сплетни и избавиться от дурной склонности. Петр Ильич начал подыскивать себе невесту — немолодую, фригидную, некрасивую и, желательно, богатую. Чувственных львиц он сторонился, как чумы, женщины-вамп вызывали в нем панический страх. И вдруг, как на заказ: композитор начал получать любовные письма. Страстные объяснения увядающей девушки, которой к тому времени исполнилось ровно 28 лет. Современную Татьяну звали Антониной Милюковой. Сперва композитор читал эти признания с брезгливым вниманием, потом увлекся и, наконец, решил встретиться. Спустя недели две после очного знакомства он сделал ей предложение, весьма своеобразное по форме и содержанию: «Я вас не люблю и не полюблю никогда. Быть вашим мужем не могу, но обязан в силу определенных обстоятельств. Я прошу вас, Антонина Ивановна, стать моей женой». Она ответила согласием — а что касается любви, то у кого она сейчас есть? Сказки все это.

В церкви произошел неприятный инцидент. После венчания, когда нужно было целовать невесту, Чайковскому стало дурно. К горлу подкатила тошнота, он с трудом удержался, чтобы грубо не оттолкнуть счастливую новобрачную.

Шли дни, а Петр Ильич вел себя очень странно и как-то не спешил исполнять свой супружеский долг. Молодая жена была в нетерпении, она принимала соблазнительные позы, ходила перед ним в нижнем белье, но вместо восторга ловила лишь гримасы отвращения. Наконец, она решилась и, забравшись к мужу на колени, запечатлела на его челе страстный поцелуй. В следующий момент она уже летела в другой конец комнаты, а Чайковский с омерзением полоскал рот водой из графина.

Она все поняла гораздо позднее, уже зимой, когда весь обледеневший Петр Ильич вернулся домой и рассказал, что случайно упал в Неву. На самом деле он пытался покончить с собой, но вовремя одумался и с трудом выбрался из воды. У композитора началась горячка, он метался и бредил. Однажды ночью он внезапно очнулся и увидел подле себя жену, которая флегматично полировала ногти. И тут композитора, как говорится, прорвало. Он рассказал Антонине Ивановне все. Ей ничего не оставалось сделать, как согласиться на развод. Хотя практичная мадам Чайковская не упустила своей выгоды: она начала шантажировать несостоявшегося мужа, угрожая поведать страшную тайну родным и газетчикам. И он платил, а деньги брал у другой женщины, пламенно и беззаветно его любившей.

Стареющий композитор боготворил своего племянника Владимира Давыдова

Заочный вариантСудьба и тут распорядилась весьма странно. Единственная женщина, питавшая к композитору необъяснимую страсть, была гораздо его старше. У нее уже подрастали внуки. Надежда Филаретовна фон Мекк из года в год исправно снабжала Петра Ильича деньгами, оплачивала его счета и увеселительные поездки. Что она хотела взамен? Ничего. Ей было достаточно знать, что он есть на свете, счастлив и ни в чем не нуждается. Оба панически боялись встречи, поэтому виделись один лишь раз, да и то мельком. Она смотрела на себя в зеркало и понимала — ничего не будет. Годы, репутация, осуждение взрослых дочерей… Он сходил с ума от мысли, что его добрый друг может неожиданно узнать, что он за чудовище, и с негодованием отвернуться. Эта удивительная полулюбовь, полу-дружба растянулась на многие годы. И все же однажды страхи Чайковского стали реальностью: кто-то рассказал Надежде Филаретовне о тайных грешках ее эпистолярного возлюбленного. Фон Мекк была оскорблена и разорвала с композитором всяческие отношения. Правда, на финансовом состоянии Чайковского это не особенно отразилось — его музыкальные детища позволяли вести вполне достойный образ жизни, не ограничивая себя ни в чем.

Потом он узнал, что Надежда Филаретовна была разорена и медленно, мучительно умирала в нищете и одиночестве. Ее сын скончался незадолго до этого от сифилиса, проиграв фамильное состояние в карты, а дочери были слишком заняты своими делами. Чайковский попытался помочь, но его помощь фон Мекк с негодованием отвергла. Она не смогла простить одного — не порока, а отсутствия доверия.

Стакан водыОн стал знаменитым. Его музыке рукоплескали в лучших залах России и Европы, с нетерпением ожидая «чего-нибудь новенького» от именитого композитора. Чайковский постепенно погружался в зыбучий песок депрессии, он все реже выезжал в свет, проводя все свободное время дома. С ним неотлучно находился Боб, его племянник, наследник и единственная любовь. Петр Ильич не раз пытался найти в себе силы, чтобы отослать нахального красивого юнца, но не мог. Он боготворил этого выросшего мальчика, но по-прежнему боялся разоблачения и суда. Иногда Чайковский просыпался в холодном поту, увидев во сне газетные заголовки: «Великий композитор — гомосексуалист», «Обвиняется по 995-й статье». К нему все чаще приходила опустившаяся бывшая жена (теперь она сильно пила), требуя то любви, то денег, то внимания, но при этом она неизменно шантажировала экс-супруга. После ее визитов Чайковский бился в эпилептических припадках и мечтал об одном: умереть раньше, чем его тайна станет всем известна.

Почему-то память постоянно возвращалась к смерти маленького Коли Вакара: постаревший композитор воспринимал давнюю трагедию как точку отсчета всех своих бед и мучений. Даже любовь к Бобу он отчасти воспринимал как своеобразное искупление прошлой вины. Племяннику Чайковский старался дать все, что только мог: состояние, образование, карьеру; наконец, просто нежность.

Однажды вечером за ужином Чайковский выпил сырой воды. Его останавливали, говорили, что пить не кипяченую воду в разгар эпидемии холеры — это чистое безумие. Болезнь не заставила себя долго ждать. Уже на второй день Чайковский почувствовал себя плохо. Однако не боль вынуждала его страдать, а то, что Боб мог стать свидетелем не прекращающихся приступов рвоты и поноса. Правда, вскоре он впал в забытье, навсегда погрузившись в черный омут кошмаров и призраков прошлого… 25 октября 1893 года в 3 часа утра Петр Ильич Чайковский скончался от холеры.

После смерти Чайковского его личная жизнь стала достоянием гласности. Ходили слухи, что он покончил с собой, приняв быстродействующий яд. Дескать, приговор Петру Ильичу вынесли шесть человек, членов петербургского клуба. Они обвиняли его в совращении малолетних юнцов. Однако сплетни эти распускала чересчур впечатлительная дама, в свое время отвергнутая композитором. Тот факт, что Чайковский умер от холеры, не подлежит сомнению. Другое дело, что он действительно хотел умереть, безумно устав от «лунного света».

Анастасия Монастырская

www.wmnspb.ru

Личная драма Петра Чайковского | Календарь Трагедий

6 ноября (25 октября по старому стилю) 1893 года в Петербурге скончался великий русский композитор и дирижёр, автор множества бессмертных музыкальных произведений – Пётр Ильич Чайковский.

 

Биография Чайковского

 

Пётр Чайковский появился на свет в удмуртском городе Воткинск. Это произошло 7 мая (25 апреля) 1840 года. Его отец был горным инженером. Музыку в дружной многодетной семье Чайковских очень любили, даже устраивали музыкальные вечера. Мама пела и играла на фортепьяно.

 

Когда мальчику исполнилось пять лет, стало очевидно, что у него есть музыкальные способности. Уже тогда он стал играть на фортепьяно, а ещё через три года научился читать ноты. Несмотря на это, родители видели своего сына юристом, и в 1850 году отдали его в петербургское Училище правоведения, но и там он продолжил брать уроки музыки.

 

Юный Пётр был очень ранимым и впечатлительным ребёнком. Кончина матери в 1854 году от холеры сильно потрясла будущего композитора и оставила неизгладимый след в его душе на всю оставшуюся жизнь.

 

Первые музыкальные шаги

 

Свои первые музыкальные произведения Пётр Ильич начал писать в 17-летнем возрасте; это были сочинения с посвящениями. В 1859 году, по окончании училища, Пётр Чайковский начал работать в Министерстве юстиции, продолжая заниматься музыкой.

 

В созданной в 1862 году в Петербурге консерватории, куда Пётр Ильич поступил после учёбы в музыкальных классах, он был одним из первых студентов. За время учёбы там Чайковский написал много пьес для фортепьяно, в том числе и увертюру «Гроза».

 

В 1963 году Чайковский понял, что чиновником ему не быть, и бросил службу. В 1865 году, окончив консерваторию, он переехал в Москву, куда его пригласил Николай Рубинштейн, и начал преподавать.

 

Совмещая преподавательскую деятельность с сочинением музыки, Чайковский очень быстро обрёл широкую известность - как в России, так и за её пределами. Вместе со своей первой симфонией «Зимние грёзы» он вошёл в круг тогдашней интеллигенции и познакомился со многими артистами и писателями. С А. Н. Островским его связывала не только дружба, но и творчество - их совместным проектом стала опера «Воевода» в 1869 году.

 

В 1870-х годах у Петра Ильича Чайковского начался очень плодотворный период. В 1876 году он написал симфоническую фантазию «Франческа да Римини», посвящённую Сергею Танееву, в 1877 - Четвёртую Симфонию, а в 1888 – свою первую оперу на стихи Пушкина, «Евгений Онегин».

 

Личная жизнь и творческая деятельность

 

Нетрадиционная сексуальная ориентация Петра Ильича Чайковского непосредственно влияла на творческую и личную жизнь композитора. В 1877 году, стремясь победить природу, он вступил в брак с А. И. Милюковой, который не просто не удался, но и сделал глубоко несчастными обоих супругов.

 

Пётр Ильич от сильных переживаний едва не свёлсчёты с жизнью. Он ушёл из консерватории, уехал из Москвы, а в 1878 году покинул и Россию, начав период странствий и творческих исканий.

 

Надежда фон Мекк – богатейшая женщина России – по доброй воле стала для Чайковского меценатом. Она оказывала ему финансовую помощь вплоть до 1890 года, благодаря чему он смог не только вернуться в Россию в середине 80-х, но и спокойно заниматься творчеством и вести общественную деятельность. В этот период он начал дирижировать и много гастролировал по Европе.

 

Пётр Чайковский был одним из немногих русских композиторов, кому удалось добиться мирового признания задолго до смерти. На протяжении последних пятнадцати лет своей жизни он был на пике славы.

 

Он создал десять замечательных опер («Евгений Онегин», «Орлеанская дева», «Пиковая дама» и другие) и три грандиозных балета («Лебединое озеро», «Щелкунчик» и «Спящая красавица»). Не менее известны его симфонические произведения («Шестая патетическая симфония»,  увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта»), а также скрипичные и фортепьянные концерты.

 

Тайна смерти Чайковского

 

21 октября 1893 года врач диагностировал у Петра Ильича холеру. Двумя днями ранее, несмотря на эпидемию в городе, он выпил стакан некипячёной воды. Через несколько дней после заражения у Петра Ильича началась агония, и 25 октября (6 ноября по новому стилю) 1893 года он скончался.

 

После смерти Чайковского ходили слухи, что это могло быть самоубийство, и композитор умышленно выпил заражённую воду. Но официальных подтверждений они так и не получили.

 

Расходы на погребение, которое состоялось 28 октября, взял на себя император Александр III. Пётр Ильич Чайковский похоронен в Петербурге на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры в Некрополе Мастеров искусств.

calendie.ru