Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 2

Notice: Use of undefined constant DOCUMENT_ROOT - assumed 'DOCUMENT_ROOT' in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 5

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 5

Notice: Use of undefined constant DOCUMENT_ROOT - assumed 'DOCUMENT_ROOT' in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 11

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 11

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 28

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 28

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 28

Notice: Undefined variable: flag in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 28

Notice: Undefined variable: adsense7 in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 39

Notice: Undefined variable: adsense6 in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 40
Л толстой.     Список произведений Л.Н.Толстого

Книги Лев Толстой читать онлайн. Л толстой


Книги Лев Толстой читать онлайн бесплатно

Толстой Лев Николаевич (09.09.1828 - 20.11.1910).

Родился в усадьбе Ясная Поляна. Среди предков писателя по отцовской линии — сподвижник Петра I — П. А. Толстой, одним из первых в России получивший графский титул. Участником Отечественной войны 1812 г. был отец писателя гр. Н. И. Толстой. По материнской линии Толстой принадлежал к роду князей Болконских, связанных родством с князьями Трубецкими, Голицыными, Одоевскими, Лыковыми и другими знатными семьями. По матери Толстой был родственником А. С. Пушкина. Когда Толстому шел девятый год, отец впервые повез его в Москву, впечатления от встречи с которой живо переданы будущим писателем в детском сочинении "Кремль". Москва здесь названа "величайшим и многолюднейшим городом Европы", стены которого "видели стыд и поражение непобедимых полков Наполеоновых". Первый период московской жизни юного Толстого продолжался менее четырех лет. Он рано осиротел, потеряв сначала мать, а затем и отца. С сестрой и тремя братьями юный Толстой переезжает в Казань. Здесь жила одна из отцовских сестер, ставшая их опекуншей. Живя в Казани, Толстой два с половиной года готовился к поступлению в университет, где учился с 1844 г. сначала на восточном, а затем на юридическом факультете. Изучал турецкий и татарский языки у известного тюрколога профессора Казембека. В зрелую пору жизни писатель свободно владел английским, французским и немецким языками; читал на итальянском, польском, чешском и сербском; знал греческий, латинский, украинский, татарский, церковнославянский; изучал древнееврейский, турецкий, голландский, болгарский и другие языки. Занятия по казенным программам и учебникам тяготили Толстого-студента. Он увлекся самостоятельной работой над исторической темой и, оставив университет, уехал из Казани в Ясную Поляну, полученную им по разделу отцовского наследства. Затем он отправился в Москву, где в конце 1850 г. началась его писательская деятельность: незаконченная повесть из цыганского быта (рукопись не сохранилась) и описание одного прожитого дня ("История вчерашнего дня"). Тогда же была начата повесть "Детство". Вскоре Толстой решил поехать на Кавказ, где его старший брат, Николай Николаевич, офицер-артиллерист, служил в действующей армии. Поступив в армию юнкером, позже он сдал экзамен на младший офицерский чин. Впечатления писателя от Кавказской войны отразились в рассказах "Набег" (1853), "Рубка леса" (1855), "Разжалованный" (1856), в повести "Казаки" (1852—1863). На Кавказе была завершена повесть "Детство", в 1852 г. напечатанная в журнале "Современник". Когда началась Крымская война, Толстой перевелся с Кавказа в Дунайскую армию, действовавшую против турок, а затем в Севастополь, осажденный объединенными силами Англии, Франции и Турции. Командуя батареей на 4-м бастионе, Толстой был награжден орденом Анны и медалями "За защиту Севастополя" и "В память войны 1853—1856 гг.". Не раз Толстого представляли к награде боевым Георгиевским крестом, но однако "Георгия" он так и не получил. В армии Толстой пишет ряд проектов – о переформировании артиллерийских батарей и создании штуцерных, вооруженных нарезными ружьями батальонов, о переформировании всей русской армии. Вместе с группой офицеров Крымской армии Толстой намеревался выпускать журнал "Солдатский вестник" ("Военный листок"), но его издание не было разрешено императором Николаем I. Осенью 1856 г. вышел в отставку и вскоре отправился в полугодичное заграничное путешествие, посетив Францию, Швейцарию, Италию и Германию. В 1859 г. Толстой открыл в Ясной Поляне школу для крестьянских детей, а затем помог открыть более 20 школ в окрестных деревнях. Чтобы направить их деятельность по верному, с его точки зрения, пути, он издавал педагогический журнал "Ясная Поляна" (1862). С целью изучить постановку школьного дела в зарубежных странах писатель в 1860 г. вторично отправился за границу. После манифеста 1861 Толстой вошел в число мировых посредников первого призыва, стремившихся помочь крестьянам решать их споры с помещиками о земле. Вскоре в Ясной Поляне, когда Толстой находился в отъезде, жандармы произвели обыск в поисках тайной типографии, которую писатель якобы завел после того, как общался в Лондоне с А. И. Герценом. Толстому пришлось закрыть школу и прекратить издание педагогического журнала. Всего его перу принадлежат одиннадцать статей о школе и педагогике ("О народном образовании", "Воспитание и образование", "Об общественной деятельности на поприще народного образования" и другие). В них он подробно описал опыт своей работы с учениками ("Яснополянская школа за ноябрь и декабрь месяцы", "О методах обучения грамоте", "Кому у кого учиться писать, крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят"). Толстой-педагог требовал сближения школы с жизнью, стремился поставить ее на службу запросам народа, а для этого активизировать процессы обучения и воспитания, развивать творческие способности детей. Вместе с тем, уже в начале творческого пути Толстой становится поднадзорным писателем. Одними из первых произведений писателя стали повести "Детство", "Отрочество" и "Юность", "Молодость" (которая, однако, не была написана). По замыслу автора, они должны были составить роман "Четыре эпохи развития". В начале 1860-х гг. на десятилетия устанавливается порядок жизни Толстого, его быт. В 1862 г. он женился на дочери московского врача Софье Андреевне Берс. Писатель работает над романом "Война и мир" (1863—1869). Завершив "Войну и мир", Толстой несколько лет изучал материалы о Петре I и его времени. Однако, написав несколько глав "петровского" романа, Толстой отказался от своего замысла. В начале 1870-х гг. писателя вновь увлекла педагогика. Много труда вложил он в создание "Азбуки", а затем и "Новой азбуки". Тогда же им были составлены "Книги для чтения", куда он включил много своих рассказов. Весной 1873 г. Толстой начал и через четыре года закончил работу над большим романом о современности, назвав его по имени главной героини — "Анна Каренина". Духовный кризис, пережитый Толстым в конце 1870 — нач. 1880 гг., завершился переломом в его мировоззрении. В "Исповеди" (1879—1882) писатель говорит о перевороте в своих взглядах, смысл которого он видел в разрыве с идеологией дворянского класса и переходе на сторону "простого трудового народа". В начале 1880 гг. Толстой переехал с семьей из Ясной Поляны в Москву, заботясь о том, чтобы дать образование своим подраставшим детям. В 1882 г. проходила перепись московского населения, в которой писатель принял участие. Он близко увидел обитателей городских трущоб и описал их страшную жизнь в статье о переписи и в трактате "Так что же нам делать?" (1882—1886). В них писатель сделал основной вывод: "...Так нельзя жить, нельзя так жить, нельзя!". "Исповедь" и "Так что же нам делать?" представляли собой произведения, в которых Толстой выступал одновременно и как художник и как публицист, как глубокий психолог и смелый социолог-аналитик. Позднее этот род произведений — по жанру публицистических, но включающих в себя художественные сцены и картины, насыщенные элементами образности,— займет большое место в его творчестве. В эти и последующие годы Толстой пишет также религиозно-философские сочинения: "Критика догматического богословия", "В чем моя вера?", "Соединение, перевод и исследование четырех Евангелий", "Царство божие внутри вас". В них писатель не только показал перемену в своих религиозно-нравственных воззрениях, но и подверг критическому пересмотру главные догматы и принципы учения официальной церкви. В середине 1880 гг. Толстой и его единомышленники создали в Москве издательство "Посредник", печатавшее для народа книги и картины. Первым из произведений Толстого, напечатанным для "простого" народа, был рассказ "Чем люди живы". В нем, как и во многих других произведениях этого цикла, писатель широко воспользовался не только фольклорными сюжетами, но и выразительными средствами устного творчества. С народными рассказами Толстого тематически и стилистически связаны его пьесы для народных театров и, более всего, драма "Власть тьмы" (1886 г.), в которой запечатлена трагедия пореформенной деревни, где под "властью денег" рушились вековые патриархальные порядки. В 1880 гг. появились повести Толстого "Смерть Ивана Ильича" и "Холстомер" ("История лошади"), "Крейцерова соната" (1887—1889). В ней, а также в рассказе "Дьявол" (1889—1890) и повести "Отец Сергий" (1890—1898) ставятся проблемы любви и брака, чистоты семейных отношений. На основе социального и психологического контраста строится повесть Толстого "Хозяин и работник" (1895), связанная стилистически с циклом его народных рассказов, написанных в 80 гг. Пятью годами ранее Толстой написал для "домашнего спектакля" комедию "Плоды просвещения". В ней также показаны "хозяева" и "работники": живущие в городе дворяне-землевладельцы и приехавшие из голодной деревни, лишенные земли крестьяне. Образы первых даны сатирически, вторых автор изображает как людей разумных и положительных, но в некоторых сценах и их "подает" в ироническом свете. Все эти произведения писателя объединены мыслью о неминуемой и близкой по времени "развязке" социальных противоречий, о замене изжившего себя общественного "порядка". "Какая будет развязка, не знаю,— писал Толстой в 1892 г.,— но что дело подходит к ней и что так продолжаться, в таких формах, жизнь не может,— я уверен". Этой идеей одухотворено крупнейшее произведение всего творчества "позднего" Толстого — роман "Воскресение" (1889—1899). Менее десяти лет отделяют "Анну Каренину" от "Войны и мира". "Воскресение" отделено от "Анны Карениной" двумя десятилетиями. И хотя многое отличает третий роман от двух предыдущих, их объединяет истинно эпический размах в изображении жизни, умение "сопрягать" в повествовании отдельные человеческие судьбы с судьбой народной. Толстой сам указывал на единство, существующее между его романами: он говорил, что "Воскресение" написано в "старой манере", имея, прежде всего, в виду эпическую "манеру", в которой были написаны "Война и мир" и "Анна Каренина". "Воскресение" стал последним романом в творчестве писателя. В начале 1900 гг. Святейшим Синодом Толстой был отлучен его от православной церкви. В последнее десятилетие жизни писатель работал над повестью "Хаджи-Мурат" (1896— 1904), в которой стремился сопоставить "два полюса властного абсолютизма" — европейский, олицетворяемый Николаем I, и азиатский, олицетворяемый Шамилем. В это же время Толстой создает одну из лучших своих пьес — "Живой труп". Ее герой — добрейшей души, мягкий, совестливый Федя Протасов уходит из семьи, рвет отношения с привычной ему средой, попадает на "дно" и в здании суда, не вынеся лжи, притворства, фарисейства "добропорядочных" людей, выстрелом в себя из пистолета сводит счеты с жизнью. Остро прозвучала написанная в 1908 г. статья "Не могу молчать", в которой он протестовал против репрессий над участниками событий 1905–1907 гг. К этому же периоду относятся рассказы писателя "После бала", "За что?". Тяготясь укладом жизни в Ясной Поляне, Толстой не раз собирался и долго не решался ее покинуть. Но жить по принципу "вместе-врозь" уже не мог и в ночь на 28 октября (10 ноября) тайно покинул Ясную Поляну. По дороге он заболел воспалением легких и вынужден был сделать остановку на маленькой станции Астапово (ныне Лев Толстой), где и умер. 10(23) ноября 1910 г. писателя похоронили в Ясной Поляне, в лесу, на краю оврага, где в детстве он вместе с братом искал "зеленую палочку", хранившую "секрет", как сделать всех людей счастливыми.

knijky.ru

Лев Николаевич Толстой — биография и творчество

Родился в дворянской семье Марии Николаевны, урожденной княжны Волконской, и графа Николая Ильича Толстого в усадьбе Ясная Поляна в Крапивенском уезде Тульской губернии четвертым ребенком. Счастливый брак его родителей стал прототипом героев в романе «Война и мир» - княжны Марьи и Николая Ростова. Родители рано умерли. Воспитанием будущего писателя занималась Татьяна Александровна Ергольская, дальняя родственница, образованием - гувернеры: немец Ресельман и француз Сен-Тома, ставшие героями повестей и романов писателя. В 13 лет будущий писатель и его семья переехали в хлебосольный дом сестры отца П.И. Юшковой в Казани.

В 1844 году Лев Толстой поступил в Императорский Казанский университет на отделение восточной словесности Философского факультета. После первого курса не сдал переходный экзамен и перевелся на юридический факультет, где проучился два года, окунувшись в светские развлечения. Лев Толстой, от природы застенчивый и некрасивый, приобрел в светском обществе репутацию «умствующего» о счастье смерти, вечности, любви, хотя сам желал блистать. И в 1847 году он ушел из университета и уехал в Ясную Поляну с намерением заниматься наукой и «достигнуть высшей степени совершенства в музыке и живописи».

В 1849 году в его имении была открыта первая школа для крестьянских детей, где преподавал Фока Демидович, его крепостной, бывший музыкант. Учившийся там Ермил Базыкин рассказывал: «Нас, мальчиков, было человек 20, учителем был Фока Демидович, дворовый человек. При отце Л.Н. Толстого он исполнял должность музыканта. Старик хороший был. Учил нас азбуке, счету, священной истории. Заходил к нам и Лев Николаевич, тоже с нами занимался, показывал грамоту. Ходил через день, через два, а то и каждый день. Учителю он завсегда приказывал нас не обижать...».

1851 году под влиянием старшего брата Николая Лев уезжает на Кавказ, уже начав писать «Детство», и осенью становится юнкером в 4-й батарее 20-й артиллерийской бригады, расквартированной в казачьей станице Старогладовской на реке Терек. Там он закончил первую часть «Детства» и отослал в журнал «Современник» его редактору Н.А.Некрасову. 18 сентября 1852 года рукопись была напечатана с огромным успехом.

Лев Толстой прослужил три года на Кавказе и, имея право на почетнейший Георгиевский крест за храбрость, «уступил» его сослуживцу-солдату, как дающий пожизненную пенсию. В начале Крымской войны 1853-1856 гг. перевелся в Дунайскую армию, участвовал в сражениях при Ольтенице, осаде Силистрии, обороне Севастополя. Тогда написанный рассказ «Севастополь в декабре 1854 г.» был прочитан императором Александром II, повелевшим беречь талантливого офицера.

В ноябре 1856 года уже признанный и известный писатель оставляет военную службу и уезжает путешествовать по Европе.

В 1862 году Лев Толстой женится на семнадцатилетней Софье Андреевне Берс. В их браке родилось 13 детей, пятеро умерли в раннем детстве, были написаны романы «Война и мир» (1863-1869) и «Анна Каренина» (1873-1877), признанные великими произведениями.

В 1880-е гг. Лев Толстой пережил мощный кризис, приведший к отрицанию официальной государственной власти и ее институтов, осознанию неизбежности смерти, вере в Бога и созданию своего учения – толстовства. Он утратил интерес к привычной барской жизни, у него начали возникать мысли о самоубийстве и необходимости жить правильно, вегетарианствовать, заниматься просвещением и физическим трудом – он пахал, шил сапоги, учил детей в школе. В 1891 году публично отказался от авторских прав на свои литературные произведения, написанные после 1880 г.

В течение 1889-1899 гг. Лев Толстой писал роман «Воскресение», чей сюжет основан на реальном судебном деле, и хлесткие статьи о системе государственного управления – на этом основании Святейший Синод отлучил графа Льва Толстого от православной церкви и предал анафеме в 1901 году.

28 октября (10 ноября) 1910 года Лев Толстой тайно покинул Ясную Поляну, отправившись в путешествие без конкретного плана ради своих нравственно-религиозных идей последних лет в сопровождении врача Д.П. Маковицкого. В дороге простудился, заболел крупозным воспалением легких и был вынужден сойти с поезда на станции Астапово (сейчас станция Лев Толстой Липецкой области). Лев Толстой скончался 7 (20) ноября 1910 года в доме начальника станции И.И. Озолина и похоронен в Ясной Поляне.

um.mos.ru

Биография Л.Н.Толстого

        Толстой Лев Николаевич (1828 – 1910), прозаик, драматург, публицист. Родился 9 сентября (по старому стилю 28 августа) в имении Ясная Поляна Тульской губернии. По происхождению принадлежал к древнейшим аристократическим фамилиям России. Среди предков писателя по отцовской линии — сподвижник Петра I — П. А. Толстой, одним из первых в России получивший графский титул. Участником Отечественной войны 1812 г. был отец писателя гр. Н. И. Толстой. По материнской линии Толстой принадлежал к роду князей Болконских, связанных родством с князьями Трубецкими, Голицыными, Одоевскими, Лыковыми и другими знатными семьями. По матери Толстой был родственником А. С. Пушкина.

        Получил домашнее образование и воспитание. Когда мальчику шел девятый год, отец впервые повез его в Москву, впечатления от встречи с которой живо переданы будущим писателем в детском сочинении "Кремль". Первый период московской жизни юного Толстого продолжался менее четырех лет.

        После смерти родителей  (мать умерла в 1830 г., отец в 1837 г.)  будущий писатель с тремя братьями и сестрой переезжает в Казань, к одной из отцовских сестёр  П.Юшковой, ставшей их опекуншей . Шестнадцатилетним юношей Лев поступает в Казанский университет, сначала на философский факультет по разряду арабско-турецкой словесности, затем учится на юридическом факультете (1844 – 1847 гг.). В 1847 году, не окончив курс, уходит из университета и приезжает в Ясную Поляну, полученную им в собственность по разделу отцовского наследства.Последующие четыре года проводит в исканиях: пытается переустроить быт крестьян Ясной Поляны (1847), живет светской жизнью в Москве (1848), едет в Петербургский университет держать экзамены на степень кандидата права (весна 1849 г.), определяется на службу канцелярским служащим в Тульское дворянское депутатское собрание (осень 1849 г.).          В 1851 году поступил на военную службу на Кавказе, где всерьез начинает заниматься литературным творчеством, пишет повесть «Детство», которая получает одобрение Некрасова и печатается в журнале «Современник». Позже там будет напечатана повесть «Отрочество"(1852 – 1854 гг.). В 1854 году Толстой участвовал в обороне Севастополя. Награждён орденом св. Анны с надписью «За храбрость» и медалями «За защиту Севастополя». В «Севастопольских рассказах» нарисует беспощадно достоверную картину войны, что произведет огромное впечатление на русское общество. В эти же годы пишет последнюю часть трилогии – «Юность» (1855 – 1856 гг.). В 1855 году, приехав в Петербург, сближается с сотрудниками журнала «Современник», знакомится с И.С. Тургеневым, И.А. Гончаровым, А.Н. Островским, Н.Г. Чернышевским.           Осенью 1856 года вышел в отставку («Военная карьера – не моя…», – пишет он в дневнике) и в 1857 году отправился в полугодичное заграничное путешествие по Франции, Швейцарии, Италии, Германии.          В 60-х гг. открыл у себя в уезде ряд школ, главным центром которых стала первая в России экспериментальная яснополянская школа. Он учил детей без принуждения, видя в них таких же свободных людей, как он сам; создал оригинальную методику обучения, до настоящего времени не потерявшую своего значения.          В мае 1861 году возвращается в Ясную Поляну, принимает должность мирового посредника и активно защищает интересы крестьян. В 1862 году Сенат издает указ об увольнении Толстого. Начинается тайное наблюдение за ним со стороны III отделения.         В 1862 году жизнь Толстого, его быт упорядочиваются на долгие годы: он женится на дочери московского врача Софье Андреевне Вере и ведет патриархальную жизнь в своем имении как глава все увеличивающейся семьи. Толстые воспитали девятерых детей.          1860 – 70-е годы были отмечены появлением в свет двух произведений Толстого, которые обессмертили его имя: «Война и мир» (1863 – 1869 гг.), «Анна Каренина» (1873 – 1877 гг.). В начале 1880-х семья Толстых переехала в Москву, чтобы дать образование подраставшим детям. С этого времени зимы Толстой проводит в Москве.        Новое миросозерцание Толстой выразил в произведении «Исповедь» (1879 – 1882 гг.), где рассказывает о перевороте в своих взглядах, смысл которых он видел в разрыве с идеологией дворянского класса и переходе на сторону «простого трудового народа».         В этот период приходит к полному отрицанию своей предшествующей литературной деятельности, занимается физическим трудом, пашет, шьет сапоги, переходит на вегетарианскую пищу. В 1891 году публично отказывается от авторской собственности на все свои сочинения, написанные после 1880 года. Под влиянием друзей и истинных поклонников его таланта, а также личной потребности в литературной деятельности Толстой в 1890-е годы изменяет свое отрицательное отношение к искусству. В эти годы создает драму «Власть тьмы» (1886), пьесу «Плоды просвещения» (1886 – 1890 гг.), роман «Воскресенье» (1889 – 1899 гг.). В 1891, 1893, 1898 участвует в помощи крестьянам голодающих губерний, организует бесплатные столовые.           В последнее десятилетие занимается, как и всегда, напряженным творческим трудом. Написаны повесть «Хаджи-Мурат» (1896 – 1904 гг.), драма «Живой труп» (1900), рассказ «После бала» (1903). В начале 1900 года пишет ряд статей, разоблачающих всю систему государственного управления. Правительство НиколаяII выносит постановление, по которому Святейший Синод (высшее церковное учреждение России) отлучает Толстого от церкви как «еретика», чем вызывает волну возмущения в обществе.           В 1901 году живет в Крыму, лечится после тяжелой болезни, часто встречается с А.Чеховым и М.Горьким.          В последние годы жизни, когда Толстой составлял завещание, он оказался в центре интриг и раздоров между «толстовцами», с одной стороны, и женой, которая защищала благополучие своей семьи, детей – с другой. Стараясь привести свой образ жизни в соответствие с убеждениями и, тяготясь барским укладом жизни в усадьбе, Толстой 10 ноября 1910 года тайно покидает Ясную Поляну. Здоровье 82-летнего писателя не выдержало путешествия. Он простудился и, заболев, 20 ноября скончался в пути на станции Астапово (ныне Лев Толстой) Рязанско-Уральской железной дороги. Льва Николаевича похоронили в Ясной Поляне 10(23) ноября 1910 г., в лесу, на краю оврага, где в детстве он вместе с братом искал "зеленую палочку", хранившую "секрет", как сделать всех людей счастливыми.

 

www.nizrp.ru

Список произведений Л.Н.Толстого

Романы

Трилогия: Детство, Отрочество и Юность

·        Детство (1852)

·        Отрочество (1854)

·        Юность (1857; вся трил.—1864)

Повести:

Рассказы

  • История вчерашнего дня (1851)
  • Набег (1853)
  • Святочная ночь (1853)
  • Дяденька Жданов и кавалер Чернов (1854)
  • Как умирают русские солдаты (1854)
  • Записки маркёра (1855)
  • Рубка леса (1855)
  • Цикл «Севастопольские рассказы» (1855-56)
  • Метель (1856)
  • Разжалованный (1856)
  • Две лошади
  • Люцерн (1857)
  • Три смерти (1859)
  • Отрывки рассказов из деревенской жизни (1860—1862)
  • Кавказский пленник (1872)
  • Холстомер (1863—85)
  • Суратская кофейная (1887)
  • Франсуаза (пе­ределка рассказа Г. де Мопассана «Порт», 1891)
  • Кто прав? (1891—93, опубл. 1911)
  • Дорого стоит (переделка отрывка из очерка Г. де Мопассана «На воде», 1890; опубл. 1899 в Англии, в России 1901)
  • Карма (1894)
  • Сон молодого царя (1894)
  • После бала (1903, опубл. 1911)
  • Прыжок
  • Рассказ Аэронавта
  • Фальшивый купон (кон. 1880-х гг. — 1904, опубл. 1911)
  • Алеша Горшок (1905, опубл. 1911)
  • Бедные люди (1905)
  • Корней Васильев (1906)
  • Ягоды (1906)
  • За что? (1906)
  • Божеское и человеческое (1906)
  • Что я видел во сне (1906, опубл. 1911)
  • Отец Василий (1906)
  • Сила детства (1908)
  • Разговор с прохожим (1909)
  • Проезжий и крестьянин (1909)
  • Песни на деревне (1909)
  • Три дня в деревне (1909)
  • Ходынка (1910, опубл. 1912)
  • Нечаянно (1910, опубл. 1911)
  • Благодарная почва (1910)

Драматические произведения 1864—1910 гг.

Стихотворения

Рассказы и сказки для детей и народного чтения

  • Азбука (кн. 1—4, 1872)
  • Новая азбука (1875)
    • Три медведя
    • Как дядя Семен рассказывал про то, что с ним в лесу было
    • Корова
    • Филипок
Четыре «Русских книги для чтения» (1875)
Переводы басен Эзопа

1.    Волк и журавль

2.     Волк и кобыла

3.     Волк и ягнёнок

4.     Ворон и лисица

5.     Галка и голуби

6.     Голова и хвост змеи

7.     Зайцы и лягушки

8.     Камыш и маслина

9.     Комар и лев

10.    Курица и золотые яйца

11.    Курица и ласточка

12.    Лгун

13.    Лев, волк и лисица

14.    Лев и мышь

15.    Лев, медведь и лисица

16.    Лисица и виноград

17.    Лисица и козёл

18.    Лягушка и лев

19.    Муравей и голубка

20.    Олень и ланчук

21.    Осёл в львиной шкуре

22.    Осёл и лошадь

23.    Отец и сыновья

24.    Пчёлы и трутни

25.    Рыбак и рыбка

26.    Собака и волк

27.    Собака и её тень

28.    Собака, петух и лисица

29.    Стрекоза и муравьи

30.    Черепаха и орёл

Философско-нравоучительные рассказы и притчи

Статьи

www.nizrp.ru

Рассказы, басни, сказки и повести Льва Толстого

Акула
Астрономы
Баба и курица
Белка и волк
Бог правду видит, да не скоро скажет
Большая печка
Булька
Визирь Абдул
Водяной и жемчужина
Волга и Вазуза
Волк и журавль
Волк и кобыла
Волк и коза
Волк и коза (2)
Волк и лук
Волк и охотники
Волк и собака
Волк и старуха
Волк и ягненок
Волчица и свинья
Воробей и ласточка
Ворон и воронята
Ворон и лисица
Вредный воздух
Галка и голуби
Галка и кувшин
Галчонок
Глупый мужик (Бестолковый мужик)
Голова и хвост змеи
Гуси и павлин
Два брата
Два купца
Два товарища
Две лошади
Девочка и грибы
Девочка и разбойники
Делёж наследства
Дикий и ручной осёл
Для чего ветер ?
Догадливый баран
Дойная корова
Дома
Дуб и орешник
Дурак и нож (Как дурак кисель резал)
Ёж и заяц
Жилетка
Зайцы
Зайцы и лягушки
Заяц и гончая собака
Избушка и дворец (Царь и избушка)
Индеец и англичанин
Кавказский пленник
Как в городе Париже починили дом
Как волки учат своих детей
Как вор сам себя выдал
Как гуси Рим спасли (древнеримская легенда)
Как мальчик рассказывал о том как он дедушке нашел пчелиных маток
Как мальчик рассказывал о том, как он перестал бояться слепых нищих
Как мальчик рассказывал про то, как его в лесу застала гроза
Как мальчик рассказывал про то, как его не взяли в город
Как мужик гусей делил
Как мужик убрал камень
Как научились бухарцы разводить шелковичных червей
Как тётушка рассказывала о том, как она выучилась шить
Как я выучился ездить верхом
Камень
Камыш и маслина
Китайская царица Силинчи
Комар и лев
Корова
Корова и козёл
Косточка
Кот и мыши
Кот с бубенцом
Котенок
Кошка и лисица
Кристаллы
Кто прав ?
Куда девается вода из моря ?
Курица и золотые яйца
Курица и ласточка
Лгун
Лев и лисица
Лев и мышь
Лев и собачка
Лев, волк и лисица
Лев, медведь и лисица
Лев, осел и лисица
Ленивая дочь
Летучая мышь
Липунюшка
Лиса и журавль
Лисица
Лисица и виноград
Лисица и козёл
Лисица и обезьяна
Лошадь и конюх
Лошадь и хозяева
Лягушка и лев
Лягушка, мышь и ястреб
Магнит
Медведь на повозке
Мудрый старик
Мужик и водяной
Мужик и лошадь
Мужик и огурцы
Муравей и голубка
Мыши
Мышь под амбаром
Мышь, петух и кот
Наседка и цыплята
Ноша
Обезьяна
Обезьяна и горох
Обезьяна и лисица
Олень
Олень и виноградник
Олень и ланчук
Орел
Орёл
Осёл в львиной шкуре
Осёл и лошадь
Осязание и зрение
От скорости сила
Отец и сыновья
Откуда взялся огонь, когда люди не знали огня ?
Отчего бывает ветер ?
Отчего в морозы трещат деревья ?
Отчего в темноте видно ?
Охота пуще неволи
Охотник и перепел
Павлин
Павлин и журавль
Первый перелёт
Перепёлка
Пётр I и мужик
Подкидыш
Пожар
Пожарные собаки
Правда всего дороже
Праведный судья
Прыжок
Птицы и сети
Птичка
Пчелы и трутни
Работник Емельян и пустой барабан
Работницы и петух
Ровное наследство
Русак
Рыбак и рыбка
Самые лучшие груши
Сан-готардская собака
Святогор-богатырь
Сколько людей?
Слепой и молоко
Слон
Смерть Олега
Собака и волк
Собака и вор
Собака и её тень
Собака Якова
Собака, петух и лисица
Собаки и повар
Сова и заяц
Сокол и петух
Солдат
Солнце и ветер
Спорщики
Старая лошадь
Старик и смерть
Старый дед и внучек
Страшный зверь (Кто страшнее)
Стрекоза и муравьи
Строгое наказание
Сырость
Теленок на льду
Тонкие нитки
Топор и пила
Три вора
Три калача и одна баранка
Три медведя
Удача
Удельный вес
Уж
Уж и ёж
Упрямая лошадь (Как мужик лошадь переупрямил)
Утка и месяц
Учение Христа, изложенное для детей
Ученый сын
Федотка
Филипок
Хозяин и петух
Хозяин и собака
Цапля, рыбы и рак
Царские братья
Царь и рубашка
Царь и слоны
Царь и сокол
Черепаха и орел
Чутьё
Шакалы и слон
Шат и Дон
Ястреб и голуби

www.planetaskazok.ru

Л. Н. Толстой. Полное собрание сочинений. Том 1

ГЛАВА XVI. СТИХИ.

Почти месяц после того, как мы переехали в Москву, я сидел наверху бабушкиного дома, за большим столом и писал; напротив меня сидел рисовальный учитель и окончательно поправлял нарисованную черным карандашем головку какого-то турка в чалме. Володя, вытянув шею, стоял сзади учителя и смотрел ему через плечо. Головка эта была первое произведение Володи черным карандашем и нынче же, в день ангела бабушки, должна была быть поднесена ей.

— А сюда вы не положите еще тени? сказал Володя учителю, приподнимаясь на цыпочки и указывая на шею турка.

— Нет, не нужно, сказал учитель, укладывая карандаши и рейсфедер в задвижной ящичек: — теперь прекрасно, и вы больше не прикасайтесь. Ну, а вы, Николенька, прибавил он, вставая и продолжая искоса смотреть на турка: — откройте, наконец, нам ваш секрет, что́ вы поднесете бабушке? Право, лучше было бы тоже головку. Прощайте, господа, сказал он, взял шляпу, билетик и вышел.

В эту минуту я тоже думал, что лучше бы было головку, чем то, над чем я трудился. Когда нам объявили, что скоро будут именины бабушки и что нам должно приготовить к этому дню подарки, мне пришло в голову написать ей стихи на этот случай, и я тотчас же прибрал два стиха с рифмами, надеясь также скоро прибрать остальные. Я решительно не помню, каким образом вошла мне в голову такая странная для ребенка мысль,45  46 но помню, что она мне очень нравилась, и что на все вопросы об этом предмете я отвечал, что непременно поднесу бабушке подарок, но никому не скажу, в чем он будет состоять.

Против моего ожидания, оказалось, что кроме двух стихов, придуманных мною сгоряча, я, несмотря на все усилия, ничего дальше не мог сочинить. Я стал читать стихи, которые были в наших книгах; но ни Дмитриев, ни Державин не помогли мне; напротив, они еще более убедили меня в моей неспособности. Зная, что Карл Иваныч любил списывать стишки, я стал потихоньку рыться в его бумагах и в числе немецких стихотворений нашел одно, русское, принадлежащее, должно быть, собственно его перу.

Г-же Л...... Петровской, 1828, 3 июни.

Помните близко,

Помните далеко,

Помните моего

Еще отнине и до всегда

Помните еще до моего гроба

Как верен я любить имею.

Карл Мауер.

Стихотворение это, написанное красивым, круглым почерком, на тонком почтовом листе, понравилось мне по трогательному чувству, которым оно проникнуто; я тотчас же выучил его наизусть и решился взять за образец. Дело пошло гораздо легче. В день именин поздравление из 12 стихов было готово, и, сидя за столом, в классной, я переписывал его на веленевую бумагу.

Уже два листа бумаги были испорчены.... не потому, чтобы я думал что-нибудь переменить в них: стихи мне казались превосходными; но с третьей линейки концы их начинали загибаться кверху всё больше и больше, так что даже издалека видно было, что это написано криво и никуда не годится.

Третий лист был так же крив, как и прежние; но я решился не переписывать больше. В стихотворении своем я поздравлял бабушку, желал ей много лет здравствовать и заключал так:

Стараться будем утешать

И любим как родную мать.

Кажется, было бы очень недурно, но последний стих как-то странно оскорблял мой слух.

— И лю-бим, как родну-ю-мать, твердил я себе под нос. — Какую бы рифму вместо мать? играть? кровать?... Э, сойдет! все лучше карл-иванычевых!46

47 И я написал последний стих. Потом в спальне я прочел вслух все свое сочинение, с чувством и жестами. Были стихи совершенно без размера, но я не останавливался на них; последний же еще сильнее и неприятнее поразил меня. Я сел на кровать и задумался....

«Зачем я написал: как родную мать? ее ведь здесь нет, так не нужно было и поминать ее; правда, я бабушку люблю, уважаю, но все она не то.... зачем я написал это, зачем я солгал? Положим, это стихи, да все-таки не нужно было».

В это самое время вошел портной и принес новые полуфрачки.

— Ну, так и быть! сказал я в сильном нетерпении, с досадой сунул стихи под подушку и побежал примеривать московское платье.

Московское платье оказалось превосходно: коричневые полуфрачки с бронзовыми пуговками были сшиты в обтяжку — не так, как в деревне нам шивали, на рост — черные брючки, тоже узенькие, чудо как хорошо обозначали мускулы и лежали на сапогах.

«Наконец-то и у меня панталоны со штрипками, настоящие!» мечтал я, вне себя от радости, осматривая со всех сторон свои ноги. — Хотя мне было очень узко и неловко в новом платье, я скрыл это от всех, сказал, что напротив, мне очень покойно, и что ежели есть недостаток в этом платье, так только тот, что оно немножко просторно. После этого я очень долго, стоя перед зеркалом, причесывал свою обильно напомаженную голову; но сколько ни старался, я никак не мог пригладить вихры на макушке: как только я, желая испытать их послушание, переставал прижимать их щеткой, они поднимались и торчали в разные стороны, придавая моему лицу самое смешное выражение.

Карл Иваныч одевался в другой комнате, и через классную пронесли к нему синий фрак и еще какие-то белые принадлежности. У двери, которая вела вниз, послышался голос одной из горничных бабушки; я вышел, чтобы узнать, что ей нужно. Она держала на руке туго накрахмаленную манишку и сказала мне, что она принесла ее для Карла Иваныча, и что ночь не спала для того, чтобы успеть вымыть ее ко времени. Я взялся передать манишку и спросил, встала ли бабушка.

— Как же-с! уж кофе откушали и протопоп пришел. — Каким вы молодчиком! прибавила она, с улыбкой, оглядывая мое новое платье.47

48 Замечание это заставило меня покраснеть; я перевернулся на одной ножке, щелкнул пальцами и припрыгнул, желая ей этим дать почувствовать, что она еще не знает хорошенько, какой я действительно молодчик.

Когда я принес манишку Карлу Иванычу, она уже была не нужна ему: он надел другую и, перегнувшись перед маленьким зеркальцем, которое стояло на столе, держался обеими руками за пышный бант своего галстуха и пробовал, свободно ли входит в него, и обратно, его гладко выбритый подбородок. Обдернув со всех сторон наши платья и попросив Николая сделать для него то же самое, он повел нас к бабушке. Мне смешно вспомнить, как сильно пахло от нас троих помадой, в то время, как мы стали спускаться по лестнице.

У Карла Иваныча в руках была коробочка своего изделия, у Володи — рисунок, у меня — стихи; у каждого на языке было приветствие, с которым он поднесет свой подарок. В ту минуту, как Карл Иваныч отворил дверь залы, священник надевал ризу, и раздались первые звуки молебна.

Бабушка была уже в зале: сгорбившись и опершись на спинку стула, она стояла у стенки и набожно молилась; подле нее стоял папа. Он обернулся к нам и улыбнулся, заметив, как мы, заторопившись, прятали за спины приготовленные подарки и, стараясь быть незамеченными, остановились у самой двери. Весь эффект неожиданности, на который мы рассчитывали, был потерян.

Когда стали подходить к кресту, я вдруг почувствовал, что нахожусь под тяжелым влиянием непреодолимой, одуревающей застенчивости, и, чувствуя, что у меня никогда недостанет духу поднести свой подарок, я спрятался за спину Карла Иваныча, который, в самых отборных выражениях, поздравив бабушку, переложил коробочку из правой руки в левую, вручил ее имениннице и отошел несколько шагов, чтобы дать место Володе. Бабушка, казалось, была в восхищении от коробочки, оклеенной золотыми каемками, и самой ласковой улыбкой выразила свою благодарность. Заметно, однако, было, что она не знала, куда поставить эту коробочку, и, должно быть, поэтому предложила папа посмотреть, как удивительно искусно она сделана.

Удовлетворив своему любопытству, папа передал ее протопопу, которому вещица эта, казалось, чрезвычайно понравилась: он покачивал головой и с любопытством посматривал то на коробочку, то на мастера, который мог сделать такую прекрасную48  49 штуку. Володя поднес своего турка и тоже заслужил самые лестные похвалы со всех сторон. Настал и мой черед: бабушка с одобрительной улыбкой обратилась ко мне.

Те, которые испытали застенчивость, знают, что чувство это увеличивается в прямом отношении времени, а решительность уменьшается в обратном отношении, то есть: чем больше продолжается это состояние, тем делается оно непреодолимее и тем менее остается решительности.

Последняя смелость и решительность оставили меня в то время, когда Карл Иваныч и Володя подносили свои подарки, и застенчивость моя дошла до последних пределов: я чувствовал, как кровь от сердца беспрестанно приливала мне в голову, как одна краска на лице сменялась другою и как на лбу и на носу выступали крупные капли пота. Уши горели, по всему телу я чувствовал дрожь и испарину, переминался с ноги на ногу и не трогался с места.

— Ну, покажи же, Николенька, что̀ у тебя — коробочка или рисованье? сказал мне папа. — Делать было нечего: дрожащей рукой подал я измятый, роковой сверток; но голос совершенно отказался служить мне, и я молча остановился перед бабушкой. Я не мог прийти в себя от мысли, что, вместо ожидаемого рисунка, при всех прочтут мои, никуда негодные стихи и слова: как родную мать, которые ясно докажут, что я никогда не любил и забыл ее. Как передать мои страдания в то время, когда бабушка начала читать вслух мое стихотворение и когда, не разбирая, она останавливалась на середине стиха, чтобы с улыбкой, которая тогда мне казалась насмешливою, взглянуть на папа, когда она произносила не так, как мне хотелось, и когда, по слабости зрения, не дочтя до конца, она передала бумагу папа и попросила его прочесть ей все сначала? Мне казалось, что она это сделала потому, что ей надоело читать такие дурные и криво написанные стихи, и для того, чтобы папа мог сам прочесть последний стих, столь явно доказывающий мою бесчувственность. Я ожидал того, что он щелкнет меня по носу этими стихами и скажет: «дрянной мальчишка, не забывай мать.... вот тебе за это!», но ничего такого не случилось; напротив, когда все было прочтено, бабушка сказала: charmant!25 и поцаловала меня в лоб.49

50 Коробочка, рисунок и стихи были положены рядом с двумя батистовыми платками и табакеркой с портретом maman, на выдвижной столик вольтеровского кресла, в котором всегда сиживала бабушка.

— Княгиня Варвара Ильинична, доложил один из двух огромных лакеев, ездивших за каретой бабушки.

Бабушка, задумавшись, смотрела на портрет, вделанный в черепаховую табакерку, и ничего не отвечала.

— Прикажете просить, ваше сиятельство? повторил лакей.

tolstoy.ru

ТОЛСТОЙ Лев Николаевич - это... Что такое ТОЛСТОЙ Лев Николаевич?

 ТОЛСТОЙ Лев Николаевич ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ(1828-1910), русский писатель. Родился 28 августа 1828 в Ясной Поляне, семейном поместье в Тульской губернии. Его родители, родовитые российские дворяне, умерли, когда он был ребенком. В 16 лет, воспитанный домашними учителями, Толстой поступил на факультет восточных языков Казанского университета. Однако недоверие ко всякому авторитету вынудило его поставить под сомнение достоинство формального обучения, и в 1847 он бросил университет и вернулся в Ясную Поляну управлять своим имением и самостоятельно завершать образование. Толстому не слишком удалось ни то, ни другое, и несколько лет его более или менее устраивала рассеянная светская жизнь в Москве и Санкт-Петербурге. Он описал свою неудачу в качестве управляющего в рассказе Утро помещика (1854), а светское безделье, равно как и угрызения совести по этому поводу отражены в дневнике, который он вел с редкими перерывами до конца жизни. В 1851 Толстой уехал на Кавказ к брату Николаю, офицеру российских войск. Получил армейскую должность и между делом занимался сочинительством. В 1852 закончил свою первую повесть Детство, опубликованную в журнале "Современник". В 1854 Толстого перевели на Дунайский фронт, и ему довелось пережить осаду Севастополя во время Крымской войны. Этот опыт вдохновил его на блистательно реалистические Севастопольские рассказы (1855-1856). Вскоре после завершения боевых действий Толстой оставил военную службу и некоторое время жил в Санкт-Петербурге, где имел чрезвычайный успех в литературных кругах. От него ждали поддержки определенного рода социально-политических взглядов и эстетических установок. Однако он не оправдал ничьих ожиданий и удалился в Ясную Поляну, где с головой ушел в проблемы народного образования. Толстой дважды побывал за границей, в 1857 и 1860-1861, отчасти из любопытства, но также с целью изучения западноевропейской методики образования. Он пришел к выводу, что российское образование неправильно в корне, в особенности образование крестьянства. Толстой оставил литературный труд и учредил школу для крестьянских детей в Ясной Поляне. Начал издавать педагогический журнал, где проповедовал свои образовательные теории, и составил несколько учебников для начального обучения. В 1862, 34 лет от роду, Толстой женился на Софье Берс, восемнадцатилетней девушке из дворянской семьи. Следующие пятнадцать лет могут считаться счастливейшими в его жизни. Он оставил педагогические опыты и со всей страстью своей пылкой натуры отдался радостям семейной жизни, став отцом 13 детей. Имением он теперь управлял с завидной практичностью и с немалой выгодой. В этот же период он написал Войну и мир (1863-1869) и Анну Каренину (1873-1877). На вершине литературной славы, вскоре после завершения Анны Карениной, Толстой вступил в период глубоких сомнений и нравственных исканий. История моральных и духовных терзаний, которые едва не довели его до самоубийства, когда он тщетно стремился найти смысл жизни, рассказана в Исповеди (1879-1882). Затем Толстой обратился к Библии, в особенности к Новому Завету, и уверился, что нашел ответ на свои вопросы. В каждом из нас, утверждал он, есть способность распознавать добро. Она является живым источником разума и совести, и цель нашей сознательной жизни - в повиновении ей, то есть в делании добра. Толстой сформулировал пять заповедей, которые, как он считал, были истинными заветами Христа и которыми человек должен руководствоваться в своей жизни. Вкратце они таковы: не впадай в гнев; не поддавайся похоти; не связывай себя клятвами; не противься злому; будь равно хорош с праведными и неправедными. И будущее учение Толстого, и его жизненные поступки так или иначе соотносятся с этими заповедями. Толстой отрицал личное бессмертие и отвергал церковный авторитет, за что был отлучен от церкви; он не признавал в правах государство, поскольку оно зиждется на насилии и принуждении. Отрицал он и всякую частную собственность, ибо для ее защиты может потребоваться государственное принуждение и даже насилие. Собственное имение он отписал членам семьи и отказался от гонораров за сочинения. Единственное исключение было сделано для романа Воскресение (1899), доход от которого целиком пошел на помощь духоборам. Фактически он отрекся почти от всех своих сочинений, опубликованных до обращения, считая их никчемными, то есть чуждыми представлению о подлинном значении жизни. После обращения Толстой попытался привести свою повседневную жизнь в соответствие с новыми воззрениями. Он стал вегетарианцем, бросил курить и пить, одевался очень просто. Следуя убеждению, что каждый человек должен по мере сил сам обеспечивать себя всем необходимым, он часто трудился на полевых работах и освоил ремесло сапожника, чтобы шить себе обувь. В отношениях с женой стремился свести до минимума чувственную сторону, прежде очень существенную, чтобы приблизиться к поставленному перед собой идеалу воздержания. Толстой написал ряд статей и книг о религии, войне, патриотизме, государственном принуждении, непротивлении злу насилием и других социальных и экономических проблемах, а также занимался благотворительной деятельностью. Новое учение Толстого привлекало множество последователей, которые становились его учениками, а в некоторых случаях создавали "поселения толстовцев", чтобы общими усилиями жить в согласии с его заповедями. Однако он не доверял столь организованным действиям, так как полагал, что истина, равнозначная счастью, не может быть внушена; каждому человеку дано открыть ее лишь самому - ибо "Царство Божие внутрь вас есть" (Лк, 17:21). Люди со всего света съезжались в Ясную Поляну, чтобы увидеть и услышать седобородого мудреца. Старания Толстого жить согласно новоутвержденным заповедям привели к раздорам с женой и почти со всеми членами его многочисленной семьи. Толстой остро чувствовал болезненное противоречие между своей уютной жизнью в Ясной Поляне и той, какой он хотел бы жить - свободной от мирских забот, ясной и простой жизнью религиозного отшельника. Это противоречие, усиленное издевками над его верой, и невыносимая обстановка в семье наконец вынудили его в возрасте 82 лет тайком бежать ночью из дому в надежде обрести прибежище, где он сможет жить не по лжи и приблизиться к Богу. Через несколько дней, 7 ноября 1910, на небольшой железнодорожной станции Астапово (ныне станция Лев Толстой, Липецкая область) Толстой умер от пневмонии. В его первом опубликованном произведении, повести Детство, частью действительной, частью воображаемой истории своего детства, Толстой предстает реалистом, разве что иногда вдаваясь в философские отступления. В этом произведении явственно обнаруживается характерное свойство большинства его творений - автобиографичность. Материал для них, как правило, дает либо его собственная жизнь, либо жизнь окружающих. Продолжения этой повести - Отрочество (1854) и Юность (1857) - отчасти утрачивают волшебное очарование первой части, быть может, потому, что автор слишком сосредоточен на нравственном анализе юношеского лицемерия. Военная тема впервые появляется в кавказских рассказах Толстого Набег (1853) и Рубка леса (1855), которые предвосхищают четкостью анализа и реалистичностью жестоких описаний более разработанное изобличение романтики войны в Севастопольских рассказах. Во второй половине 1850-х и начале 1860-х годов Толстой написал несколько рассказов (Записки маркера, Два гусара, Альберт, Люцерн, Три смерти, Семейное счастье, Поликушка и Холстомер: История лошади), где его художественный пафос сосредоточивается на сугубо дидактической обработке нравственных тем. Контраст между естественным человеком и его образом жизни, с одной стороны, и испорченным, переусложненным порождением цивилизации - с другой обрел наиболее яркое художественное воплощение в повести Казаки. Негармоничная личность и городские добродетели Оленина, вчерашнего студента, сильно проигрывают в сравнении с естественностью и свободолюбием вольных казаков - обитателей станицы, в которой ему пришлось поселиться. После женитьбы Толстой около семи лет писал Войну и мир, ставший вершиной реалистического изображения в художественной словесности и одним из величайших романов в мировой литературе. В Войне и мире рассказывается история жизни пяти семейств в 1805-1814, описывается общенародное противодействие вторжению французов. На страницах эпопеи появляются аристократы и крестьяне, офицеры и рядовые армии во время боевых действий и на отдыхе, дипломаты и придворные, сцены городской и сельской жизни, сватовство, балы, охота, даже реформаторское движение и исполненные сурового реализма батальные сцены. Картины мира, семейной жизни преобладают над эпизодами войны, в их изображении сказывается тогдашняя толстовская убежденность - жизнеутверждающая, счастливая и оптимистичная - в достоинстве всех стадий естественной жизни человека: рождения, детства, созревания, любви, супружества, снова рождения и смерти. Следующий великий роман Толстого - Анна Каренина. Несмотря на то, что здесь описывалась современная жизнь, а Война и мир - роман о прошлом, повествовательный метод Толстого, стиль и обрисовка характеров не изменились. По мере развития сюжета трагическая атмосфера, окружающая внебрачную связь Анны и Вронского, постепенно сгущается. "Мне отмщение, и аз воздам" - таков эпиграф романа, а также лейтмотив всего произведения. Недозволенная любовь Анны нарушает нравственные и социальные запреты, и ее ждет расплата - отчаяние, утрата любви, а в конце концов и самоубийство. Толстой противопоставляет греховную связь Анны и Вронского счастливой любви и супружеству Левина и Кити. Однако внутренний конфликт Левина, вызванный поисками смысла жизни, его неотступные сомнения и мысли о самоубийстве, его желание уподобиться крестьянам явственно свидетельствуют о душевных муках Толстого, начавшихся еще до завершения Анны Карениной. После своего обращения в 1880 Толстой на некоторое время оставил художественную литературу и посвятил себя созданию публицистических трактатов, излагавших его религиозные, философские, нравственные и социальные воззрения. Хотя этим произведениям недостает напряженности личного переживания, характерной для Исповеди, они написаны тем же изумительным слогом и обнаруживают исключительный дар рациональной, логической и убедительной аргументации. Пожалуй, наиболее значительными из них являются Исследование догматического богословия (1879-1880) - критика церкви; В чем моя вера (1884) - обобщение буквально всех накопленных Толстым к этому времени мыслей и сочинений по вопросам религии; Так что же нам делать? (окончено в 1886) - описание наблюдений и переживаний Толстого в московских трущобах и убийственное обличение, вскрывающее причины нищеты в современном обществе; Царство Божие внутри вас (1893), где Толстой доводит до логического предела свои взгляды. Средоточием этого трактата является его теория непротивления злу насилием, и, применяя ее к деятельности различных правительств, он приходит к выводу, что все они в сущности аморальны и служат интересам богачей и сильных мира сего, угнетая народные массы посредством воинской повинности, тюремного заключения и собирания налогов. Многие сочинения направлены против того, что Толстой считал общественными пороками или злодеяниями властей: таковы статьи Для чего люди одурманиваются? (1890) - против употребления спиртных напитков и курения табака; Не могу молчать (1908) - обличение царского правительства, чинившего массовые расправы над участниками революции 1905; нередко он призывает к практическим реформам, как в Письмах о Генри Джордже (1897), где исследуется возможность решения проблемы российского землевладения посредством единого земельного налога, предложенного американским экономистом Г.Джорджем. В 1898 Толстой опубликовал трактат Что такое искусство? Произведение является искусством, утверждал он, только если оно "заражает" читателя, слушателя или зрителя душевным состоянием его творца. Если же такого сообщения соответствующих чувств не происходит, если отсутствует достигаемое путем "заражения" единение творчества и его восприятия, значит произведение искусства не состоялось. Толстой различал несколько уровней искусства; высшего достигало искусство религиозное, заражавшее людей чувствами, "проистекающими из любви к Богу и человеку". Однако, руководствуясь своими критериями, он отказывал в праве называться искусством произведениям таких авторов, как Шекспир и Р.Вагнер, а многих признавал лишь с оговорками. Большую часть своих прежних сочинений Толстой также искусством не считал - они, по его мнению, не отвечали ни нравственным, ни эстетическим требованиям. Когда же он вновь обратился к художественной литературе (еще до написания Что такое искусство?), то попытался писать в согласии со своими новыми идеалами. В этой новой манере написан целый ряд рассказов-притч Толстого - таких, как Чем люди живы (1881), Два старика (1885), Вражье лепко, а Божье крепко (1885), Много ли человеку земли надо? (1886) и Три вопроса (1903). Были написаны и рассказы в иной манере, предназначенные для образованного читателя. По стилю они ближе к прежней прозе: в них допускается обилие реалистических подробностей и психологический анализ. Лучшие из них - Записки сумасшедшего (1884-1886, не закончен) - впечатляющее, на грани мистицизма, изображение человеческого отчаяния перед лицом жизненной тщеты, и Смерть Ивана Ильича (1886), где герой - воплощение обычного человека. Осознавший неизбежность смерти, он в конце концов озаряется внутренним светом веры и любви. Одна из проблем, которые в особенности тревожили Толстого после его обращения, - проблема половая, тем более в свете его твердого убеждения, что человеческое благополучие в большой степени зависит от способности человека приближаться к идеалу воздержания. Эта тема стала центральной в двух рассказах, один из которых - Крейцерова соната (1887-1889, опубл. 1991) - приобрел всемирную известность. Весьма замечателен в художественном отношении рассказ Дьявол (1889-1890), в основу которого легло реальное происшествие в жизни Толстого, стоившее ему немалых нравственных терзаний. Это история человека, глубоко любящего свою молодую жену и все же не способного справиться с похотливым влечением к красавице-крестьянке. Самое большое и, быть может, самое известное произведение Толстого, созданное после его обращения, - роман Воскресение (1899). Это история знатного дворянина Нехлюдова, соблазнившего дворовую девушку Катюшу Маслову. Она становится проституткой, затем - осужденной за преступление, которого не совершала, и совестливый герой следует за нею в Сибирь. Его любовь спасает ее, но выйти замуж за него она отказывается. Собрание неопубликованных сочинений Толстого появилось в 1911, через год после его смерти. Иные из них, которые он сам не пускал в печать, должны быть признаны высшими достижениями его художественного творчества. Такова, например, повесть Хаджи Мурат (окончена в 1904), героем которой является неукротимый кавказский горец-воин, покидающий своих и переходящий на сторону русских, убитый при попытке пробраться домой, чтобы повидаться с сыном. Посмертное собрание включает также несколько пьес Толстого. Власть тьмы (1887), его, по всей видимости, высочайшее драматическое достижение, представляет собой жестокую трагедию из крестьянской жизни, которую Толстой считал иллюстрацией одной из своих излюбленных после обращения тем, сформулированной в подзаголовке пьесы: "Коготок увяз, всей птичке пропасть". Это означает, в частности, что проступок крестьянина Никиты, его внебрачная связь, влечет за собой один грех за другим, вплоть до смертного греха убийства. Плоды просвещения (1891) представляют собой, как ни странно, полнейшую противоположность: это - светская комедия, где Толстой использует живой, реалистичный диалог для шуточно-сатирического изображения капризов и причуд аристократического общества. Пьеса И свет во тьме светит осталась незаконченной. Заслуживает отдельного упоминания и его последняя пьеса Живой труп (1902) - история запойного пьяницы, который, терзаясь совестью по поводу своей беспутной жизни и желая хоть как-нибудь возместить вред, нанесенный его многострадальной жене, инсценирует собственную смерть, чтобы она могла выйти замуж за любимого человека.ЛИТЕРАТУРАЭйхенбаум Б.М. Лев Толстой: Книга первая: Пятидесятые годы. Л., 1928 Эйхенбаум Б.М. Лев Толстой: Книга вторая: Шестидесятые годы. М. - Л., 1931 Эйхенбаум Б. Лев Толстой: Семидесятые годы. Л., 1960 Гудзий Н.К. Л.Толстой, 3-е изд. М., 1960 Шкловский В.Б. Лев Толстой, 2-е изд. М., 1967 Л.Н.Толстой в воспоминаниях современников, 2-е изд., тт. 1-2. М., 1978 Толстой Л.Н. Собрание сочинений, тт. 1-22. М., 1978-1986 Ломунов К. Жизнь Л.Толстого. М., 1981 Галаган Г. Л.Н.Толстой: Художественно-этические искания. М., 1981 Эйхенбаум Б. Молодой Толстой. - В кн.: Эйхенбаум Б. О литературе. М., 1987

Энциклопедия Кольера. — Открытое общество. 2000.

  • ТОРО Генри Дейвид
  • ТРОЛЛОП Антони

Смотреть что такое "ТОЛСТОЙ Лев Николаевич" в других словарях:

  • Толстой Лев Николаевич — [28.8(9.9).1828, Ясная Поляна, ныне Щёкинского района Тульской области, 7(20).11.1910, станция Астапово Рязано Уральской железной дороги, ныне станция Лев Толстой Липецкой области; похоронен в Ясной Поляне], граф, русский писатель. Отец Т. граф… …   Большая советская энциклопедия

  • Толстой Лев Николаевич — (1828 1910), рус. писатель. Дневники, письма, записанные современниками беседы Т. содержат многочисл. суждения о Л. Первое знакомство Т. с Л. непосредств. юношеское восприятие его произв. («Хаджи Абрек», «Измаил Бей», «Герой нашего времени»).… …   Лермонтовская энциклопедия

  • Толстой Лев Николаевич — (1828—1910), граф, писатель. Связи Толстого с литературной, общественной и культурной жизнью Петербурга (в котором писатель бывал около 10 раз, впервые в 1849) были особенно интенсивны в 50 е гг.; здесь он впервые выступил в литературе в… …   Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

  • ТОЛСТОЙ Лев Николаевич — (1828 1910) рус. писатель, публицист, философ. В 1844 1847 учился в Казанском ун те (не окончил). Художественное творчество Т. в значительной своей части философично. Помимо размышлений о сущности жизни и предназначении человека, выраженных в… …   Философская энциклопедия

  • ТОЛСТОЙ Лев Николаевич — (1828 1910) граф, русский писатель, член корреспондент (1873), почетный академик (1900) Петербургской АН. Начиная с автобиографической трилогии Детство (1852), Отрочество (1852 54), Юность (1855 57), исследование текучести внутреннего мира,… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Толстой Лев Николаевич —       (1828 1910), граф, писатель. Связи Т. с литературной, общественной и культурной жизнью Петербурга (в котором писатель бывал около 10 раз, впервые в 1849) были особенно интенсивны в 50 е гг.; здесь он впервые выступил в литературе в журнале… …   Санкт-Петербург (энциклопедия)

  • Толстой, Лев Николаевич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Толстой. В Википедии есть статьи о других людях с именем Толстой, Лев. Лев Николаевич Толстой …   Википедия

  • Толстой, Лев Николаевич — Л.Н. Толстой. Портрет работы Н.Н. Ге. ТОЛСТОЙ Лев Николаевич (1828 1910), русский писатель, граф. Начиная с автобиографической трилогии “Детство” (1852), “Отрочество” (1852 54), “Юность” (1855 57) исследование “текучести” внутреннего мира,… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Толстой Лев Николаевич — (1828 1910), граф, русский писатель, член корреспондент (1873), почётный академик (1900) Петербургской АН. Начиная с автобиографической трилогии «Детство» (1852), «Отрочество» (1852 54), «Юность» (1855 57), исследование «текучести» внутреннего… …   Энциклопедический словарь

  • Толстой Лев Николаевич — Толстой (граф Лев Николаевич) знаменитый писатель, достигший еще небывалой в истории литературы XIX в. славы. В его лице могущественно соединились великий художник с великим моралистом. Личная жизнь Толстого, его стойкость, неутомимость,… …   Биографический словарь

dic.academic.ru