Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 2

Notice: Use of undefined constant DOCUMENT_ROOT - assumed 'DOCUMENT_ROOT' in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 5

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 5

Notice: Use of undefined constant DOCUMENT_ROOT - assumed 'DOCUMENT_ROOT' in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 11

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 11

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 28

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 28

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 28

Notice: Undefined variable: flag in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 28

Notice: Undefined variable: adsense7 in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 39

Notice: Undefined variable: adsense6 in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 40
Красная горка праздник. Красная горка 2018: суть праздника, приметы, традиции и обычаи

Что означает праздник "Красная горка": приметы и описание. Красная горка праздник


суть праздника, приметы, традиции и обычаи

Красная горка — веселый народный праздник, в котором тесно переплелись православные и языческие традиции. Праздник привязан к Светлому Воскресению Христову и отмечается в первое воскресенье после Пасхи.

Православная церковь в этот день отмечает Антипасху или Фомино воскресенье.

Sputnik Грузия расскажет Вам о празднике и его традициях, а также о значении всех трех его названий.

Красная горка

Слово "красный" на славянских наречиях означает "красивый, цветущий, веселый". Сама весна и лето именуются красными, потому что погода стоит ясная, и природа является во всей своей красе.

Красная горка означает красивая по местоположению и увеселительная по играм. Во многих местностях горки или пригорки, на которых собирался народ весной, называли красными горками.

Праздник символизирует возрождение, победу жизни над смертью, весны над долгой зимой. Суть праздника – встреча и приветствие весны в ее полной силе и красоте. В старину считали, что природа к этому дню уже полностью находится во власти яркой цветущей весны, а впереди ждет летняя страда и сбор урожая.

С большим нетерпением ожидала праздник молодежь, которая издревле встречала праздничную зарю на красивой возвышенности. Восход солнца запевала приветствовал традиционной песней, а затем пели все хором. В конце оставляли подношение Весне – круглый каравай и крашеное яйцо.

Антипасха

Православная церковь придала празднику новый смысл, связав его с христианскими событиями. "Антипасха" — греческое слово, и приставка "анти" значит не "против", а "вместо", то есть повторение праздника на восьмой день после Пасхи.

Это как дополнение к Пасхе, ведь именно в этот день после окончания длительного поста можно венчаться — Церковь после долгого перерыва начинает совершать таинство бракосочетания.

© photo: Sputnik / И. Зенин

Обряд венчания

На Красную горку традиционно празднуется огромное количество свадеб. Считается, что свадьба, сыгранная именно в это день, станет залогом долгой счастливой семейной жизни.

Первое упоминание об Антипасхе содержится в антиохийских "Апостольских постановлениях", которые датируются примерно 380 годом, а описание Иерусалимского богослужения в этот день — в "Паломничестве Эгерии", примерно в 400 году.

Богослужение Антипасхи, по действующему Иерусалимскому уставу совершается по чину двунадесятых (главных) праздников, хотя формально сам день к таким праздникам не причислен.

Фомина неделя

В память о чуде уверения апостола Фомы этот день называют Фоминой неделей. В церковнославянском языке словом "неделя" именуется воскресенье — день, когда нужно отдыхать и посвятить время Богу.

В этот день богослужение связано с воспоминанием двух явлений Воскресшего Господа Иисуса Христа апостолам. Первое произошло вечером на Пасху, когда Христа увидели только десять апостолов, среди которых не было Фомы.

Второе — на восьмой день после Пасхи, когда Спаситель явился всем одиннадцати апостолом, в том числе и Фоме.

Согласно Писанию, апостол Фома, отсутствующий во время первого явления, не поверил в то, что Иисус Христос воскрес, поэтому Спаситель явился к нему на восьмой день после своего чудесного воскрешения.

Природе человеческой свойственно желание быть уверенным, получив подтверждение, поэтому часто люди требуют логических, осязаемых доказательств.

Фома, увидев Христа, воскликнул: "Господь мой и Бог мой!". Эти его слова означали не только веру в Воскресение Христово, но и веру в Него как в Бога. На что Иисус ему ответил: "ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие".

Традиции и обычаи

Красная горка считалась днем любви, зарождения чувств и надежд. Она имеет языческие корни и традиции — многие из них утеряны со временем, но некоторые сохранились по сей день.

Раньше на Красную горку знакомились девушки и парни. Они выбирали себе суженых и в игровой, шутливой форме оглашали и выказывали свою привязанность и симпатию.

К празднику готовились заранее, так как на Красную горку было принято наряжаться в самые красивые наряды и одежды. Молодые девчата всячески старались привлечь к себе внимание – вплетали в косы яркие ленты и надевали красочные платки.

Красная горка считалась девичьим праздником.

В этот день проводились массовые гуляния, игры, хороводы, сватовство, песнопения. Плохой приметой считалось для молодых людей сидеть в праздник дома, поскольку поговаривали, что те, кто не вышел на гуляния в Красную горку, не смогут найти себе пару.

В этот день также проводились обряды, призванные отгородить село от невзгод и привлечь счастье и хороший урожай. Для проведения обряда все женщины затемно собирались на краю села, впрягались в плуг и делали борозду вокруг всего селения, читая при этом молитвы.

Если при замыкании круга образовывался крест – это считалось хорошей приметой. Глубокая борозда символизировала защиту поселения от болезней, засухи, неурожая и других напастей. Мужчины в этом обряде не участвовали.

После проведения обряда начинались гуляния, в которых активное участие принимали девушки и юноши со всего села. Молодежь старалась с наилучшей стороны показать свои умения и таланты — девушки пели и танцевали, а парни демонстрировали свою ловкость и силу в небольших состязаниях.

На Красную горку также проводили обряд на счастье – люди скатывали крашенные яйца с небольших пригорков. Считалось, что если яйцо скатится ровно и не разобьется, то его владельца ожидает счастье и удача.

Красная горка в 2017 году, в отличие от прошлого, благоприятствует традиционным свадьбам – она выпадает на апрель. Согласно народному поверью, май — худший месяц для брака. Подтверждением тому служила и поговорка: "В мае жениться – всю жизнь маяться".

Приметы на Красную горку

Красная горка, как и многие другие праздники, связана с различными приметами, в которые многие люди верят по сей день. Наиболее распространенные из них — на богатство, счастье и здоровье.

Так, чтобы не знать недостатка в деньгах, на Красную горку необходимо умыться перед иконой. При этом самый старший в семье должен умыть тех, кто помоложе.

Для привлечения счастья люди в этот день загадывали желание на монетку и бросали ее в колодец или водоем. Считалось, что это принесет счастье, а загаданное желание обязательно сбудется.

Чтобы получить долголетие и крепкое здоровье, на Красную горку было принято молиться Господу. Люди верили, что в данный праздник их молитвы слышит не только Бог, но и усопшие родственники, которые также будут помогать молящимся.

Тем, кто соблюдает приметы на Красную горку, год сулит материальное благополучие и счастливое супружество. Но следует помнить, что эти суеверия, как и любые другие, церковь не одобряет.

Материал подготовлен на основе открытых источников

sputnik-georgia.ru

Что означает праздник "Красная горка": приметы и описание

Праздник "Красная горка" отмечается восточными славянами. История его начинается в Киевской Руси. День Красная горка приурочили к воскресенью, следующему за Пасхой. В одних местах он отмечается в Юрьев день (непосредственно воскресенье), в других — в понедельник, в третьих — накануне. О том, почему праздник "Красная горка" имеет такое название, что означает и какие приметы с ним связаны, читайте ниже.праздник красная горка

История

Для осознания значимости этого дня стоит углубиться в Библию. Почему праздник «Красная горка» (Антипасха, Кликушное Воскресенье) так важен и так массово празднуется? Отмечается он, как мы уже упоминали, следом за Пасхой. Если точнее — на восьмой день. Всю неделю церковью вспоминается Фома — апостол, не поверивший в то, что Спаситель воскрес. Христос, согласно сюжету Евангелия, появился перед ним, дабы доказать, что чудо действительно свершилось. Именно отсюда, кстати, пошло всем известное выражение «неверующий Фома». Обновление воскресения Христа стали связывать с именем этого апостола. Многими верующими считается, что Фому нельзя упрекнуть в неверии. Он не сомневался в том, что Христос действительно является спасителем. Апостол лишь жаждал встречи со своим воскресшим Учителем, желал почувствовать торжество, радость, причем не со слов свидетелей, а лично. Это понятно — поверить на слово (пусть даже близким) не всегда возможно, а вот если увидеть лично, то сомнений уже не будет.

Бывший рыбак Фома, один из двенадцати апостолов, обошел с проповедью множество стран. Согласно преданию, именно им были основаны христианские церкви в Индии, Палестине, Эфиопии, Парфии, Месопотамии. И умер святой апостол за веру после жестоких пыток. Мощи его хранятся сейчас на Афоне, в Венгрии и Индии.

Антипасха

праздник красная горка свадьбаСогласитесь, странное название... С одной стороны — великий и светлый этот праздник - «Красная горка», что означает тогда такое противоречие? Оказывается, есть в нем элементы язычества. Наши предки еще до обозначения церковью Фомина воскресенья встречали в это время весну. Время прошло, традиции остались. В народных гуляньях осталось много элементов из языческих обрядов (о них еще будет рассказано), поэтому церковь относится к этому празднику довольно прохладно и даже несколько неодобрительно.

В слове «антипасха» нет частицы отрицания, как думают многие. Напротив, «анти-» означает не что иное, как «вместо». Поэтому народное название праздника трактуется как «вместо Пасхи».

Христианство или все-таки язычество?

И по сей день на этот вопрос однозначно не ответить – настолько сильно переплелись здесь исторические подтексты. О «Красной горке», как о событии церковном, мы уже говорили. Но почему этот праздник является одновременно еще и языческим? Во-первых, возник он задолго до христианства. Во-вторых, это праздник Солнца (точнее, его обновления). Люди, собравшиеся на холме (горке) закликали: «Яриле слава! Здравствуй, красно Солнце!» Произносились заклинания на погоду, на обильный урожай. Песни-веснянки славили Ярилу (бога Солнца), приход тепла, зарождение новой жизни (будущих плодов природы). Народ собирался еще затемно, а на рассвете произносились заклинания. праздник красная горка приметы

Народные гулянья

О возникновении самого названия гадать можно долго — вариантов действительно много. Вероятнее всего, слово «красная» означает «светлая, красивая», а вот под «горкой» имеется ввиду именно возвышенность.

Весна начинается с теплого солнышка и таяния снега. И первыми «открываются» возвышенности, то есть пригорки. Что получается в совокупности? Правильно - «красная» (красивая, уже начавшая зеленеть) горка. Именно эти возвышенности, прогревшиеся и просохшие после схода снега и отступающего половодья, наиболее пригодны для массовых гуляний.

Праздник молодежи

Народные гулянья начинались затемно и продолжались почти сутки, до заката. Праздновали все. Но больше всего этот день ждала молодежь. В окрестностях гуляли долго и весело – были и песни, и хороводы, и катания на больших качелях. Парни на «Красную горку» встречались с девушками. Участие молодых людей брачного возраста (обоих полов) считалось обязательным. Тем, кто от гуляний отказывался, придумывали неприятные и обидные прозвища. Их высмеивали и называли «непутешными». Мало того, отказ от принятия участия в народном гулянии считался очень дурной приметой. Люди верили, что девушка, будучи на выданье и не пришедшая на празднество, замуж не выйдет, а парень, если и женится, то только на самой никудышной «дурнушке». Таким «непутешным» людям пророчили несчастья. праздник красная горка в коломне

Время свадеб

Считается, что женитьба, пришедшаяся на праздник «Красная горка», самая удачная. По народным поверьям, обручившиеся в этот день молодые не расстанутся никогда. Кроме того, в это время заканчиваются посты и можно позволить себе настоящий праздник для желудка. Кто ж откажется от пира на весь мир? В праздник «Красная горка» свадьба обязательно проходила под венчальные песни, исполняемые парами, поженившимися в этом году. Таких людей специально звали на торжество. Песни, спетые ими, должны были привлечь к молодым парам достаток, взаимопонимание и удачу. Именно поэтому, кстати, «Красную горку» называют в народе «Кликушным воскресеньем».

Тем, кто пел венчальные песни, обязательно по традиции выносили чарочку и традиционные яйца.

Готовились к «Красной горке» всерьез и основательно: заранее приглашались гости, накрывались праздничные столы — жарились яичницы, пеклись караваи в форме круга (символ Солнца). И именно на этом празднике было принято знакомить парней с девушками. Молодежь одевала лучшие, самые нарядные одежды. Многочисленные гости имели возможность оценить невест и женихов.

Поскольку жизнь земледельцев зависела от графика земельных работ, то свадьбы игрались либо осенью, либо ранней весной.

Как проходила «Красная горка»?

Сейчас, к сожалению, многие обычаи просто забыты. Остались, наверное, только застолья. Раньше этот праздник был настоящим весельем. Гулянье начиналось обычно со смотрин невест, когда девушки, одетые в праздничные наряды, ходили по деревням, распевая песни, давая возможность потенциальным женихам (и, конечно, их родителям) рассмотреть себя получше. Лишь обойдя всю деревню (а зачастую и близлежащие селения), будущие невестки отправлялись к тому месту, где намечалось гулянье. Его оборудованием занимались парни. Они выравнивали площадки для танцев и хороводов, ставили скамейки, качели, «аттракционы». праздник красная горка что означает

Танцевальная часть праздника начиналась (открывалась) девичьими хороводами. Вариантов было много, но в основу всегда вкладывали темы возрождения земли, солнца, посевных работ. Девушки должны были выглядеть неприступно и целомудренно. Однако длилось это недолго. Постепенно в хороводах и играх появляются элементы заигрывания. Все это время танцуют лишь девушки. Парни приглядываются и позволяют себе отпускать комплименты, показывая таким образом, что в ком-то заинтересовались. Грубоватые шутки и напрашивания на поцелуи наступают гораздо позже, а пока можно позволить лишь небольшие вольности. Например, катать девушек на качелях. Карусели, бегунки, гигантские шаги и так называемые подкидки устанавливались заранее, на Пасху. В городах и больших селах ставились крупные и яркие сооружения, в мелких — попроще. Для качелей зачастую брали обычные доски. Их крепили толстыми веревками к столбам или деревьям. Подкидки делали из таких же досок, но подлиннее. Последние укладывали на высокие чурбаки (их до сих пор часто используют в цирковых трюках).

Кататься на качелях могли только те девушки, которые были приглашены парнями. Чтобы платья не развивались на ветру, подолы подвязывались у колен специальными поясками. Только после этого девушки могли вставать на качели (не без помощи парней). Первое время молодые люди выполняли все просьбы своих потенциальных избранниц: раскачать посильнее, остановиться, катать потише. Однако позднее желания исполнялись лишь за поцелуй. Особенно это касалось остановки качелей. На подкидках с гигантскими шагами ухарство демонстрировалось лишь парнями. Такое «показательное выступление» требовало немалых сил, ловкости и умения концентрироваться. Конечно, риск получить травму был высок, однако молодые люди шли на него ради того, чтобы привлечь взгляды девушек. Пожалуй, среди молодежи самым значимым был всегда праздник «Красная горка».какого числа красная горка

Приметы

Одни считают их суеверием, другие убеждены в том, что основа большинства убеждений — многовековой опыт наших предков. Например, семьи, сыгравшие свадьбу в этот день, должны были быть самыми крепкими и счастливыми. Кстати, даже в нынешнее время молодые пары стараются заранее узнать, какого числа «Красная горка» – многие хотят не только расписаться в ЗАГСе, но и обвенчаться именно в этот день.

Еще одно поверье связано с исполнением самого заветного желания. Считается, что если на «Красную горку» бросить в колодец одну монетку, то загаданное непременно сбудется.

Говорят, что если парень (девушка) не придет на празднование «Красной горки», то судьба обязательно от него (нее) отвернется.

Накануне «Красной горки» было принято мыть иконы. Делалось это всегда над тазиком. Воду не выливали, оставляя до праздника. Люди верили, что умывшийся водой с иконы обязательно разбогатеет и будет весь год жить в достатке. О ритуале, если он проводился, не рассказывали, чтобы не спугнуть удачу.день красная горка

Народные традиции возвращаются

К сожалению, обычаи стали стираться в памяти современных людей. Далеко не все помнят историю возникновения праздника, его смысл и цели. Но, похоже, народные традиции возвращаются. Праздник «Красная горка» в Коломне — яркий пример. 26 апреля в Коломне, в сквере «Блюдечко», что расположен на территории Коломенского кремля, прошел областной фольклорный праздник «Красная горка в Коломне», организаторами которого выступили Министерство сельского хозяйства и продовольствия Московской области, администрация города Коломны, Данилов патриарший монастырь и Центр возрождения традиций. После Божественной литургии, проведенной в Успенском соборе, и крестного хода на Соборной начались выступления фольклорных ансамблей, народные забавы и игры. Среди развлечений — старая игра, заключающаяся в метании яиц. Основными участниками, конечно же, стали дети и молодежь. На потеху всем разбили 10196 яиц, что должно войти в книгу рекордов Гиннеса.

fb.ru

история и традиции — Щи.ру

праздник Красная горка

С давних пор на Руси слово «красный» означало «весенний, цветущий, красивый, радостный». Неудивительно присутствие этого цвета в названии русского праздника Красная горка. Традиционно с этого дня в народе встречали настоящую весну и начинали весенние игры и хороводы.

Красной горкой называют первое воскресенье от Пасхи, она завершает течение пасхальной недели и с давних пор имеет множество обрядов и обычаев. Расскажем о них подробнее.

История праздника в дохристианской Руси

Красная горка водят хоровод

История празднования Красной горки уходит своими корнями в далекое прошлое дохристианской Руси. Наши предки-язычники отдавали холмам и пригоркам особую роль – там оборудовались языческие храмы-капища и приносились жертвы богам. Такие места чаще всего назывались красными горками. До сих пор среди названий сел и деревень нашей страны можно встретить немало подобных наименований.

Праздник Красной горки с давних пор имел увеселительный характер и был посвящен приходящей весне. Весной именно пригорки первыми освобождались из-под снега и именовались в народе красными, то есть весенними.

Весна и красное лето были любимыми временами года молодежи, когда она могла водить хороводы, плести венки, играть в игры. Как правило, такие молодежные встречи происходили на пригорках и название Красная горка отражало название места для веселья.

В этот день девушки с угощениями выбирались на пригорки и пели закликанья весне. Этот день с древних времен считался именно девичьим праздником и объединял в себе смотрины и сватанья невест. Считалось дурной приметой просидеть на Красную горку дома – в этом случае девушке или парню пророчили несчастливую семейную жизнь или вовсе отсутствие таковой.

Позднее на Красную горку стали играть свадьбы, объединяя веселье по поводу пришедшей весны с радостью создания новой семьи.

Красная горка в православии

Красная горка в Православии

С приходом на Русь православия праздник Красной горки не утратил своего значения, а наоборот, усилил его. Этот день совпал с окончанием светлой пасхальной недели и по своему значению приблизился к Пасхе. Осталась традиция играть в этот день свадьбы, запрещенные во время Великого Поста.

В православном календаре следующее от Пасхи воскресенье носит название Антипасха или воскресенье Фомы. Евангельский рассказ о неверующем Фоме и явлении Иисуса после воскрешения апостолам содержит важную христианскую мысль о вере. Фома, не присутствовавший при явлении Христа апостолам после своего воскрешения, не верит своим товарищам на слово и хочет своими глазами увидеть Христа и раны на его руках. Спустя несколько дней такая возможность ему предоставляется. Христос, протягивая ему свои руки, дает Фоме важное наставление: «не будь неверующим, а верующим».

Еще один важный момент в православном каноне, связанный с пасхальной неделей, это ее соотнесение с творением Богом мира. В этом ракурсе Красная горка является восьмым днем и своего рода прообразом Царства Божьего на земле.

Этот день считается благословенным для создания семьи. После долгого перерыва из-за Великого Поста вновь начинает проводиться обряд венчания. Свадьба, сыгранная в этот день, по поверьям сулит молодым долгие годы жизни в счастье, любви и достатке.

Красная горка является началом еще одного важного периода в православном календаре – Радоницкой недели, когда принято поминать предков. Раньше в эти дни было принято ходить на кладбища и угощать упокоенных родственников крашеными яйцами. Позднее традиция красить яйца переместилась на Пасху.

На Радоницкой неделе продолжались молодежные гуляния. Девушек, которые засиделись в невестах, выводили на прогулку на показ молодым парням.

Старинные традиции и обряды Красной горки

традиции на Красную горку

В разных регионах нашей страны имеются различные традиции празднования Красной горки:

  • С давних пор в этот день организовывали балаганы, потешные бои, водились хороводы. В этот день было принято красить яйца и ходить с ними в гости;
  • Так как в саму Пасху посещение кладбищ не рекомендуется церковью, то это делалось на Красную горку;
  • Старинная пословица говорит: «Кто на Красну горку женится, тем век жить в любви и достатке»;
  • Другое поверье говорило, что молодые люди, которые не выходили на всеобщие гулянья, обрекали себя на несчастливую судьбу и одиночество;
  • Существовало особое гадание: в этот день катали яйца красного цвета с горы. Чем дальше укатится яйцо, тем более долгая жизнь ждет его обладателя;
  • В этот день молодые люди поливали своих избранниц водой. Традиция велела свататься к облитой девушке. Если этого не следовало, то родственники несостоявшейся невесты могли побить горе-жениха;
  • Старинная поговорка говорит: «На Красную горку из могилы родители теплом дышат». Считалось, что в этот день усопшие могут навестить своих родственников;
  • В этот день девушки складывали крашеные яйца в центр хоровода и пели закликанья весне, приглашая ее прийти. Одна из старинных пословиц говорит: «Весну красну на Красну горку святой Георгий приносит».

Празднование Красной горки сейчас

свадьба на Красную горку

Далеко не все традиции празднования этого праздника дошли до наших дней. Многие из них переместились к другим праздничным дням, например, традиция ходить в гости с яйцами на Красную горку трансформировалась в христосованье на Пасху.

Прочной остается традиция играть в этот день свадьбы и венчаться. Сотрудники ЗАГСов отмечают, что современная молодежь специально подает заявление на регистрацию брака именно на этот день. Из-за этого дворцы бракосочетания в следующее воскресенье после Пасхи работают в усиленном режиме.

Нетронутой остается традиция поминания в этот день усопших предков. Традиционно русский народ отправляется семьями на кладбища и после таянья снега приводит в порядок могилы родственников и приносит им угощенья.

Праздник Красной горки имеет очень далекие корни и за время своего существования много раз трансформировался. При этом суть праздничного дня осталась неизменной и заключалась в радости по поводу пришедшей весны и обновления природы.

schci.ru

23 апреля праздник Красная горка (обряды и традиции) » Женский Мир

1:502

 

1:512

Красная горка /Фомино воскресенье — первое воскресенье после Пасхи, в редких случаях Красной горкой называлась вся Фомина неделя; также под этим названием в некоторых местах выступают молодежные гуляния и хороводы Фоминого воскресенья

1:955

 

1:965

Красная Горка — праздник очень необычный, яркий и веселый. Он включает в себя как древнеславянские, так и христианские традиции.

1:1208

По древнеславянскому обычаю считалось, что в этот день всему покровительствуют добрые силы — этот праздник образно можно представить, как праздник света и тепла.

1:1514

 

1:9

2:514

 

2:524

Красная горка или «Кликушное воскресенье» в древней Руси символизировала обновление Солнца-Ярило — главного божества славян и победу весны над зимой, жизни над смертью.

2:896

 

2:906

Главенствующая роль в нем отводилась женской половине общины: с утра женщины и девушки собирались, выходили на самую высокую горку, где встречали Красно Солнышко, затем шли поклониться предкам, а потом возвращались на ту же горку, где уже собиралась вся община и наступала пора всеобщего гулянья и веселья.

2:1474

 

2:1484

Народ веселился вовсю, по преданию: чем больше веселья, тем больше будет успехов и богаче урожай. К вечеру наступало время гулянья молодежи, время знакомств парней и девушек, свадебных сговоров.

2:1842

Во многих местах Красной Горкой считали не один день, а целую неделю. Так что, сговорившись на Красную Горку, в нее же можно было и пожениться!

2:264

 

2:274

3:779

 

3:789

История — во многом, причудливое переплетение случайностей и древних обычаев, накладываемых на поступки людей, зачастую независящие от их воли.

3:1110

Так получилось, что календарная традиция волхвов и Пасхалия (христианский свод правил для определения даты Пасхи) очень близко сошлись между собой. Восточно-славянская Красная Горка совпадает с православным Фоминым Днем.

3:1525

В этот день обновляется память воскресения Христова, поэтому следующая седмица называется «неделей обновления».

3:225

 

3:235

На этой неделе в церкви вспоминают апостола Фому, который пожелал лично удостовериться в воскресении Спасителя, не поверив ученикам, поведавшим ему чудесную весть.

3:544

По христианской традиции в этот день впервые после долгого перерыва, связанного с Великим постом, можно было проводить венчания.

3:788

 

3:798

Во многих отдаленных местностях священнослужителю, чтобы объехать весь приход и провести все обряды венчания едва хватало и недели. Даже в этом опять совпадение — Красная Горка и пора начала венчаний и свадеб могут продолжаться целую неделю!

3:1251

 

3:1261

Но почему для многих так важно заключить брак именно в это время?

3:1387

Дело в том, что существует древнее поверье-примета, выражаемое народной поговоркой: «Кто на Красну Горку женится — тот во век не разженится!»

3:1663

 

3:9

4:514

 

4:524

5:1029

 

5:1039

В православной традиции Фомино воскресенье посвящено воспоминанию явления Христа апостолу Фоме на восьмой день после воскресения. Когда Христос явился апостолам, апостола Фомы среди них не было, поэтому, услышав радостную весть, он не поверил в ее истинность.

5:1524

Через неделю он встретился с воскресшим Спасителем, но опять усомнился, тогда Христос показал ему свои раны и предложил ощупать их. Только после этого Фома уверовал в воскресение и признал в Христе, распятого Учителя.

На этом, восьмом, дне заканчивается Светлая седмица: последний раз служится литургии по праздничному пасхальному чину, закрываются царские врата. Воскресенье после Пасхи называется Антипасха — «вместо Пасхи».

 В русском народном быту Красная горка была в большей степени связана не с христианской, а с древней языческой традицией празднования начала весны. В Древней Руси в этот день на холмах зажигали костры в честь Даждьбога. Рядом с этими огнями совершались мольбища и жертвоприношения, а также вершился суд — «полюдье».

5:1418

В XIX в. Красная горка отмечалась широко и празднично: во многих местах именно к ней приурочивалось начало девичьих хороводов или окончание первых весенних, начинавшихся с Пасхи, ярмарки невест, праздничные угощения девушек и женщин, обряды встречи весны, а также обходы дворов с поздравлением — «окликанием» молодоженов.

 

5:2104

6:508

 

6:518

С этого воскресенья начинается период свадеб, так как Фомино воскресенье — первый день после Великого Поста, когда в церкви разрешены венчания.

 

6:800

1. Традиция «красногорочных» свадеб

По традиции полагается, что свадьба, заключенная в день Красной горки будет точно залогом счастливой и весьма долгой жизни молодых влюбленных. На самом деле, все дело в том, что Красная горка есть самый первый день после достаточно длительного Великого поста и пасхальной недели, когда священники могли снова венчать абсолютно всех кто пожелает. И именно тот, кто успел пожениться, в этот день, а это было достаточно тяжело, так как батюшка просто физически не успевал поженить всех желающих, то молодые, в свою очередь, просто обязаны были быть ну очень счастливыми в семейной жизни.

6:1951

 

6:9

Со стороны язычества, в этот день свадьбы играли лишь потому, что он был посвящен Яриле – богу солнца. То есть все браки, заключенные в этот воскресный день, благословлялись с неба. Семейные пары освящались Солнцем и поистине должны были быть весьма богатыми, искренне счастливыми, а также с обильным потомством.

6:586

 

6:596

2. Традиция показать себя и найти пару

Также традицией Красной горки считалось в этот день демонстрировать все свои самые лучшие качества, и конечно таланты, тем самым приглядываться друг к другу. В этот день ни в коем случае нельзя было девушкам и парням просто сидеть дома, так как считали просидеть дома - остаться одиноким, и не найти себе пару.Игры и хороводы на Красную горку молодежь старалась не пропускать, кое-где даже считалось дурной приметой, если парень или девушка сидели весь праздник дома. Говорили, что из-за этого парень женится на рябой, уродине или так и останется холостым, а девушка выйдет за некудышного жениха или останется старой девой. Если же им удастся жениться, то оба непременно умрут вскоре после свадьбы.

6:1946

 

6:9

Но впрочем, на следующий год наступала новая красная горка, и кто не нашел себе второй половинки ранее, мог это сделать в наступившем году.

6:265

 

6:275

3. Традиция "Посещение молодых"

Еще одной весьма хорошей традицией, которая в свою очередь соблюдается не только на Красную горку, но и на Масленицу, является посещение молодых, которые уже поженились именно вначале этого года. Тем самым считали, что семейная жизнь у посетивших гостей сложится очень складно, и они также в скором времени сыграют свадьбу. Таких дорогих гостей, угощали всеми блюдами, которые напрямую связаны с яйцами, то есть – крашеными яйцами, яичницей и так далее. Этот выбор блюд, исходил из того, что яйцо в свою очередь символизировало необычайную гармонию и мир в его красоте.

6:1382

 

6:1392

4. Традиция делать яичницу

Красная горка считалась девичьим праздником. Рано утром после завтрака девочки-подростки собирались в саду, на берегу реки и в складчину делали яичницу из принесенных с собой яиц, молока и масла. Яичницу жарили на сковороде, которую ставили между двух кирпичей; собравшись вокруг костра, девушки ели яйчницу принесенными из дома ложками.

 

6:2079

Возможно, совместная трапеза не только начинала период молодежных гуляний, приходившийся на время, насыщенное девичьей и женской обрядностью, но также должна была очертить границы и закрепить единство девичьей социовозрастной группы.

5. Хороводные игры

Во время хоровода происходил символический переход вышедших недавно замуж девушек в круг замужних женщин. После возращения с кладбища девушки и молодушки переодевались в праздничные наряды и собирались вечером на первое весеннее гуляние.

 

6:935

Разделившись на две группы, они становились друг напротив друга в два ряда, и начиналась хороводная игра «А мы просо сеяли...», во время которой каждая из линий, которая пела очередной куплет, приближалась к другой, а за тем отходила на свое место. В песне, сопровождавшей хоровод, пелось о том, что одни просо посадили, а другие угрожали его вытоптать конями, им предлагали различные подарки, чтобы они не делали этого, но они соглашались отступить только тогда, когда им обещали дать в качестве выкупа девушку; в завершение игры девушки пели.

6. Смотрины невест

Во многих местах в Фомино воскресенье утраивались смотрины невест: прогулки заневестившихся девушек по улице в лучших нарядах на глазах у предполагаемых женихов; часто тогда же происходил свадебный сговор и рукобитье.Девушки и парни собирались на улице и играли в «А мы просо сеяли», разделившись на две партии. При этом приведенные выше слова игры имели несколько иную окраску: девушку в качестве невесты требовали парни.

6:2769

 

6:9

7. Встреча весны

 

6:55

В южнорусских губерниях на Красную горку приходилась встреча весны. Кликание весны начиналось рано утром и обычно происходило с вершины холма, отчего возможно и произошло название праздника «Красная горка».

Девушки, собравшись на ближайшем холме, становились в хоровод, в центр выходила запевальщица-«хороводница» и, благословясь, начинала произносить заговор:

 

6:762

«Здравствуй, красное солнышко! Празднуй, ясное ведрышко! Из-за гор-горы выкатайся, на светел мир воздивуйся, по траве-мураве, по чветикам по лазоревым, подснежникам лучами-очами пробегай, серце девичье лаской согревай, добрым-молодцам в душу загляни, дух из души вынь, в ключ живой воды закинь. От этого ключа ключи в руках у красной девицы, зорьки-заряницы. Зоренька-ясынька гуляла, ключи потеряла. Я, девушка (имя-рек), путем-дорожкой шла-пошла, золот ключ нашла. Кого хочу, того люблю, кого сама знаю — тому и душу замыкаю. Замыкаю я им, тем золотым ключом, доброго молодца (имя-рек) на многие годы, на долгие весны, на веки веченские заклятьем тайным нерушимым. Аминь!»

Все присутствующие повторяли за ней слова, вставляя свое имя и имена полюбившихся парней. Затем девушка, положив на землю посредине круга красное яйцо и хлеб, затягивала веснянку: «Весна-красна! На чем пришла...». Весь хоровод подхватывал, затем пели другие песни, а завершала празднование веселая пирушка.

Во многих местах женщины и девушки закликали весну, собираясь в обычных местах молодежных гуляний, в том числе на площади перед церковью. Так, в Пензенской губернии девушки и молодые женщины пели заклички на деревенской площади вечером праздничного дня…

8. Опахивание села

Чтобы огородиться от несчастий на весь предстоящий год, женщины и девушки в первое воскресенье после Пасхи опахивали село. В полночь все деревенские бабы и девки выходили за околицу с песнями.За деревней их поджидали три молодые женщины с сохой и три старые с иконой Казанской Божьей Матери. Девушки расплетали косы, бабы снимали платки, затем несколько женщин садилось на доски, положенные поверх сохи, которую придерживали сзади девушки, остальные брались за привязанные к сохе веревки и тащили ее вокруг села, останавливаясь на всех перекрестках, чтобы чертить кресты.

6:4144

 

6:9

Впереди процессии шли молящиеся старухи с иконой. Обойдя деревню и возвратясь на исходное место, женщины угощались и праздновали, при этом к ним присоединялись парни. Пирушка продолжалась до трех часов, а затем все расходились по домам, так как гулять после третьих петухов считалось грехом. Крестьянки верили, что после совершения обряда все бедствия и несчастья должны оставаться за бороздой и не будут иметь силы ее переступить.

 

6:813 С Красной Горкой поздравляем! В этот праздник вам желаем, Чтоб водили хороводы, Чувства внутренней свободы,

Чтоб в душе жило веселье, Чтоб сегодня песни пели, Это праздник позитива,

Так отпразднуйте красиво.

 

7:1810

Обряд Красной горки на счастье

 

7:73

В день праздника совершенно все крестьяне устраивали разнообразные гуляния на пригорке, в том числе и катали крашеные яйца. И тот, у кого такое яйцо скатится с горки ровненько и также останется целым при этом, тот человек считался настоящим везунчиком и счастливчиком на весь год.

7:589

 

7:599

Обряд Красной горки на замужество

 

7:679

Для данного обряда необходимо испечь в день Красной горки самый простой каравай. После надо взять совершенно новые две иголочки и заговорить их следующими словами:

7:984

 

7:994

на первую иголочку: «Купец-молодец, принеси мне свадбишный венец. Как тебя величают, о том сватья знают. А мне молодухе кольцо на руку, да хлеб соль на стол. Истина словам моим по веку отмерянному!».

7:1367

 

7:1377

на вторую иголочку: «Я краса девица румяна да пригожа. Веретеном играла, жениха зазывала. Гой, еси молодец, аль боярин, аль купец, аль заезжий молодец. Заходи на хлеб-соль. Истина словам моим по веку отмерянному!».

7:1777

 

7:9

После того как заговорили иголочки, необходимо их воткнуть именно крестом в каравай, посыпанный в свою очередь четверговой солью. И потом поставить каравай в коридор на порог до самого утра. Утром хлеб надо забрать и положить в доме на самое высокое место, и пусть он там целый год лежит.

7:536

 

7:546

Обряд Красной горки на плодородие

 

7:626

Ранее данный обряд служил как своеобразный оберег. Совершенно все женщины впрягались в плуг и пропахивали довольно глубокую полосу вокруг села. И ни в коем случае к данному обряду Красной горки не допускались мужчины. Весьма добрым знаком считалось, если при замыкании круга получался крест. И только после завершения обряда на плодородие начинались гуляния. А смыслом этого обряда было как бы отгораживание села совершенно от любой беды и напастей, а борона, которая, в свою очередь использовалась в обряде, далее служила символом всего урожайного года.

7:1646

 

7:9

Обряд Красной горки на богатство

 

7:87

Данный обряд на богатство считается достаточно сильным. Для этого берут икону именно с изображением Иисуса на троне. Далее держа икону над тазиком, поливают ее водой. Воду можно брать для данного обряда совершенно любую. А после необходимо умыться данной водой, но перед этим еще один важный момент: воду необходимо заговорить.

7:689

 

7:699

Над водой прочитайте следующее:

7:763

«В Семи Храмах есть семь столбов, И в одном только есть Подажь Боже, К той Подажь Боже есть истинное слово. Положил Подажь Боже сам Соломон. Кто до Подажь Боже дотронется, С этих слов со святой иконы умоется, Тому богатая судьба откроется, обнажатся сокровища, Злато, серебро, запечалится по Рабу Божьему (Имя) Истинно есть, истинно будет, Подажь Боже Раба Божиего (имя) во веки веков не забудет. Во имя Отца, Сына и Святого духа. Аминь».

7:1564

 

7:9

Воду, которую останется после, надо вылить под совершенно любое дерево. Такой ритуал на богатство надо проводить именно три года подряд. И не забудьте умываться надо лишь только одному человеку. А также абсолютно никому не стоит обо всем рассказывать.

7:472

 

7:482

Обряд Красной горки на любовь

 

7:554

Данный ритуал поможет впустить в вашу жизнь искреннюю и взаимную любовь. Для этого необходимо опустить пальцы в совершенно любую емкость с розовой водой, при этом на лбу нарисовав знак Венеры. Воду, которая останется необходимо вылить полностью на порог своего дома. А в том случае если вы живете в квартире, то обрызгайте данной водой ручку входной двери и звонок входной двери, при этом постарайтесь себе как можно четче представить, что ваш любимый человек подходит к вашей двери и звонит, либо стучится.

7:1483

 

7:1493

jenskiymir.com

Красная горка (праздник) - это... Что такое Красная горка (праздник)?

Статья — о народной обрядности. О церковном праздновании см. статью Антипасха Красная Горка
Ф. В. Сычков. Танец.
Тип народно-православный
иначе Кликушное воскресенье, «Ярылавіца» (белор.)
также Антипасха, Фомино воскресенье (христ.)
Значение окончательный приход весны
Установлен вероятно имеет древние дохристианские корни
Отмечается восточными славянами, христианами
Дата первое воскресенье после Пасхи
В 2012 году 22 апреля
В 2013 году 12 мая
Празднование весенние девичьи хороводы, трапеза с яичницей, молодёжные игры
Связан с Пасхой

Кра́сная го́рка (белор. Ярылавіца[1]) — народный весенний праздник у восточных славян, известный с древнерусских времён.

С распространением христианства был приурочен к первому воскресенью после Пасхи (так называемому Фомину воскресенью или Фомину дню) — первому дню Радоницкой недели.

В некоторых местах праздновался на следующий день — в понедельник, где-то — накануне или в сам весенний Юрьев день[2].

Народные обряды

Красная горка символизирует полный приход весны, этим праздником встречали эту пору года.

Красная горка — это праздник веселья, хороводов, в этот день проводились многочисленные балаганы и торжества.

Этот праздник, помимо всего прочего, символизирует встречу парней и девушек, сродни тому, что весна — это начало новой жизни для всей природы, поэтому Красная горка — это еще и первое весеннее гуляние молодых девушек. Игры и гулянья происходили на пригорках, раньше других освобождавшихся от снега, отсюда название — «красная» (то есть красивая) горка. Обычно в России к Красной горке приурочивались свадьбы, в некоторых местах она начиналась поминанием покойников (на кладбище), после чего устраивался праздник.

По всей Украине в этот день ходили дети по домам славить «ярь и зеленачку». Дети носили с собою в руках деревянную ласточку. Девушки ходили по улицам и пели веснянки[3].

Красная горка была одним из самых любимых праздников в дореволюционной России. Кроме того, Красная горка — это самый популярный день для заключения браков, для венчания и соединения новых пар перед лицом Бога. Старинная русская пословица говорила: «Кто на Красной горке женится, тот вовек не разведётся».

Поговорки и приметы

  • В Красную горку родители из могилы теплом дохну́т.
  • Сочтёмся весной на брёвнах — на Красной весёлой Горке; сочтёмся-посчитаемся, золотым венцом повенчаемся.
  • Кто на Красной горке женится, тот вовек не разведётся.
  • Св. Георгий Красную весну на Красную горку начинает, пророк Илья лето кончает, жито зажинает.

См. также

Примечания

Литература

  1. Лозка А. Ю. Беларускі народны каляндар. — Мн.: Полымя, 2002. — 238 с. — ISBN 98507-0298-2  (белор.)
  2. Громыко М. М. Мир русской деревни. — М.: Молодая гвардия, 1991. — 446 с. — ISBN 5-235-01030-2
  3. Сахаров И. П. Сказания русского народа. — СПб.: Издание А. С. Суворина, 1885.

Ссылки

dic.academic.ru

Праздник Красная горка: традиции и ритуалы празднования

Есть особенные дни в годичном кругу жизни, имеющие сакральное значение, связанные с культурной или религиозной традицией людей. Их называют праздниками.

Некоторые пришли в сегодняшний день из глубины веков, какие-то являются отражением новых веяний времени.

Радость жизни в Воскресении

Красная горка праздник, который отмечается в первое воскресенье после Пасхи Христовой. В православной христианской традиции, этот важный день называют Антипасхой, то есть вместо Пасхи.

Второе церковное название, которое носит праздник — Фомино воскресенье.

Это, как своеобразный подарок апостолу Фоме. Поверил он в Воскресение своего учителя только после встречи с Ним, в аккурат через неделю. Можно рассматривать этот праздник, как подарок для всех чествующих радость жизни.

Через время

1

Праздники, имеющие древние корни, связаны с наблюдением наших предков за сменой времен года, силами земных стихий, небесными светилами и их тесной связи и влиянием на условия выживания. В процессе исторического и культурного развития, с зарождением религиозных течений, происходило слияние обычаев и праздников, посвященных силам природы, с новыми убеждениями и верованиями.

Во все времена, человечество почитало приход весны. Существовала такая традиция и у славян, людей, занимавших обширные территории европейской части света.

В день весеннего равноденствия, они, собираясь на первых, обнаживших землю и прогретых яркими лучами солнца местах, славили силы природы, дающие им богатую пищу и тепло.

Как кровь красного цвета дает жизнь человеческому телу, так солнце и весна дают возможность радостного существования. Эти обряды положили основу праздника Красная горка.

Традиции и ритуалы празднования

2

Несмотря на некоторые территориальные различия в традициях и ритуалах, сутью праздника оставалось величание солнца, как источника жизни и богов, покровительствующих силам стихий. В дохристианские времена, славяне праздновали Красную горку примерно с 22 апреля по 10 мая.

Начинался этот период с девичьего праздника Ляльника — величания богини весны Лады, покровительницы любви и семейного очага и ее дочери Лели, попечительницы молодых дев и зарождающихся отношений. И, дабы они не задерживались в пути, зазывали их веселыми песнями.

По традиции, молодые женщины наряжались в яркие красивые одежды, забирались на самое высокое место в округе, дабы быть ближе к небу и богам и возносили хваления силам природы — Ладе и Лели. Весной и осенью, у славян, по традиции, отмечались свадьбы.

В празднование Красной горки, во время игр, хороводов и гуляний, молодежь приглядывала себе пары. Существовал обычай обливать водой понравившегося парня или девушку, в игровой и шутливой форме высказывать свою привязанность. Незамужние девушки творили любовные заговоры и гадания на встречу и соединение с суженным.

Занимательным занятием для детей и взрослых было катание яиц. Это игра, смысл которой в соревновании. Кто яйцо с горочки пускал, да при движении оно другое задевало, забирал крашенку себе. Яйца, расписанные на разные лады, назывались писанками. Крашеные во всевозможные цвета — крашенки.

Самым популярным цветом признавался красный, как символ возрождающейся жизни. Использовали яйца и в гадании. Считалось, что если яйцо скатиться с горочки или возвышенности и не разобьется, пустившего ждет счастливая семейная жизнь.

В день Ярилы Вешняго, 23 апреля, совершалось Отмыкание Земли — Зарод. Это, своего рода, оплодотворение земли.

Проводились обряды на открытой площадке или холме. Вырывался четырех-крестный Коловрат-Посолонь. Затем, в центре перекрестия лучей, копалась лунка. Предварительно принеся бескровную жертву матушке-Земле и Духам места, в нее засыпалось зерно, наливалась вода, пиво или медовуха.

Под бубны, дуделки, колокольчики и песни, в лунку опускается Ярилин Гой (отесанный ствол небольшого дерева) не мене восьми раз (по числу лучей восьми крестного Коловрата). После, деревянный Ярилов Гой сжигают.

Особый день отводился для поминовения усопших – Радуницу. Угощения готовили и почишвим и живым. Угощение для умерших сродников относилось на могилы, пелись поминальные песни.

В течение всего периода Красной горки, следовал праздник за праздником, имеющий сакральное значение для народа: первый выгон скота, опахивание полей и даже целых деревень, дабы заручиться поддержкой у богов и оберечь себя от неприятностей, неурожая.

После крещения Руси, праздник встречи весны не канул в Лету. В укладе жизни христианской Византии и славянской Руси было много общего.

Поэтому, традиции и обряды, принятые на Руси, достаточно легко слились с христианством и православной верой. Язычество уступило свои позиции, хотя и не искоренилось сразу.

По-прежнему, праздник Красная горка связан с весельем и радостью, с победой жизни над смертью, а также с Воскресением Христовым. В эти дни, принято одаривать друг друга пасхальными праздничными подарками и отправлять открытки.

После долгого перерыва, православная церковь стала возрождаться в России. А молодые люди, вступающие в брак, стараются приурочить свадьбу именно к Красной горке. Многие пары изъявляют желание совершить обряд венчания именно в эту дату.

Приметы, связанные с праздником

3

Основные приметы:

  • для привлечения счастья, люди загадывают желание на монетку и бросают в открытые водоемы;
  • чтобы не испытывать недостатка в деньгах, нужно умыться водой, слитой с иконы;
  • катание по земле, в этот день, защитит от болезней на целый год;
  • солнечная погода, на Красную горку, сулит богатый урожай и удачный год.

Интересные факты:

  • считалось, что птицы, слуги богини Лады, в празднование Красной горки приносят весну на крыльях — отсюда пошел обычай украшать утварь и одежду изображениями птиц, призывая в жизнь радость и удачу;
  • хоровод — ритуальный танец, во время которого, в некоторых губерниях России, происходил  символический переход в круг замужних женщин, недавно вышедших замуж;
  • на Смоленщине, место проведения обрядов называли Толпищем.

Праздник Красная горка, пришедший в современный мир из глубины веков и по сей день несет в себе взгляд и понимание наших предков на окружающий их мир.

 

vanguem.ru

Красная горка (праздник) Википедия

Эта статья — о славянской обрядности. О церковном праздновании см. Антипасха.

Кра́сная го́рка — народное название первого воскресенья после Пасхи[1]. В церковной традиции праздник называется Антипасхой или Фоминым воскресеньем и посвящён воспоминанию явления Христа апостолу Фоме на восьмой день после воскресения. У восточных славян был праздником начала весны — с кострами, хороводами, ярмарками невест, закликанием весны. Считался преимущественно девичьим праздником[2].

Где-то Красной горкой назывался вторник[3]Радоницкой недели, порой и вся неделя[4], а кое-где под этим подразумевают весенний Юрьев день[5] или его канун[6].

Другие названия

рус. Фомино воскресенье, Антипасха[7], Радостное воскресенье[8]; белор. Ярылавіца[9], Фаміна нядзеля, Хамова нядзеля, Правадная нядзеля[10]; укр. Красна гірка, Ляля[6]; серб. Антипасха, Мали васкр, Томина недеља.

Название «Красная горка» известно у всех восточных славян. «Красной», то есть красивой, также называли Весну-красну и Пасху — «красный праздник». Горками называли места сельских гуляний, которые первыми просыхают весной. Красной горкой могло называться и вообще народное гулянье на Пасхальной неделе или в Юрьев день, или в любой день от Фомина понедельника до весеннего Юрьева дня[5].

Церковные традиции

В Православных церквях Фомино воскресенье посвящено воспоминанию явления Христа апостолу Фоме на восьмой день после Воскресения. Когда Христос явился апостолам, то Фомы среди них не было, поэтому, услышав весть о воскрешении, Фома (именуемый ещё в Евангелии - Близнец) не поверил в это. Почему и получил в истории прозвище Фома Неверующий, ставшее нарицательным. Через неделю он встретился со Спасителем, но опять усомнился, тогда Христос показал ему свои раны и предложил самому ощупать их. Только после этого Фома уверовал в Воскресение и признал в Христе распятого Учителя. В церковной традиции сей день именуется также Антипасха, т. е. вместо Пасхи, поскольку все последующие воскресные дни церковного годового круга называются Малой Пасхой и празднуются столь же радостно, как и сама Пасха, с взаимным приветствием Христос Воскрес! - Воистину Воскрес! В церкви в этот день последний раз служится Литургия по Пасхальному чину и закрываются Царские врата.

Народные обычаи

«Красной горкой» у восточных славян называется первый день Радоницкой недели. Красная горка была днём молодёжных гуляний, хороводов и сватовства.

По мнению Российского этнографического музея, у русских крестьян Красная горка была в большей степени связана не с христианской традицией, а с языческим празднованием начала весны. В Древней Руси в этот день на возвышенностях жгли костры в честь Даждьбога[2][11].

Свадьбы

В дореволюционной России на Красную горку традиционно праздновалось много свадеб[12]. Считалось, что свадьба, сыгранная именно в это день, станет залогом долгой счастливой семейной жизни. Если в селе была свадьба на Красную горку, то праздничные игрища и свадьба сливались в одно «мероприятие»[13]. В Моравии также с этого дня начинали играть свадьбы[14].

«Окликанье молодых»

У русских в Среднем Поволжье (Костромской, Нижегородской, Владимирской, Ярославской губерниях)[15] проходили молодёжные или женские обходы дворов с поздравлением — «окликанием» молодожёнов, называвшееся также вьюнством, вьюнитством, вьюнишником, юнцом, юнинами, вьюнинами[16]. Подробная картина его представлена в описании, относящемся к Гороховецкому уезду (Владимирская губерния). На пасхальной неделе, в субботу накануне Красной горки, до восхода солнца, в каждой деревне собирались партии парней — по 5, 10, 15 и более человек. Окликальщики одевались в праздничные рубахи, плисовые шаровары, лучшие бекеши. Окликать полагалось молодых, поженившихся после предыдущей Пасхи. Начинали со своей деревни, а потом переходили в другие, не пропуская ни одной молодой четы. Под окнами молодых окликальщики пели. Во время пения плясали. Песню пели одну и ту же, непосредственно связанную по содержанию с данным обычаем. В ней описывался самый приход окликальщиков, подчеркивалось множество их: «сила — армия валит». После каждого двустишья, в качестве припева, дружный мужской хор (нередко очень многочисленный) «окликал» в предрассветной тишине: «Вьюнец молодой, вьюница молодая!» — обращение к молодожёнам. Песня рассказывала о вьюнцовском дворе, который стоит «на семи верстах», «на чугунных столбах, на медных цепях, на серебряных крючках», окруженный белокаменной оградой с железным тыном, «где на каждой на тычининке по маковке цветёт», а «на каждой-то на маковке соловушко поёт», о молодой жене («новы сенечки смела, звончаты гусли нашла, под полою пронесла, свому мужу отдала»), о вьюнце-молодце, который тешит молодую жену игрой на гуслях. Он утешает её, плачущую, ещё и тем, что сегодня приедут её родственники: «Придёт батюшка и со матушкою, придёт дядюшка и со тётушкою, придёт милый брат со невестушкою, придёт милый зять со милой сестрой, придёт дедушка и со бабушкою»[17][18].

Закликание весны

В этот день «закликали весну». На Русском Севере на заре на возвышенном красивом месте молодёжь встречала восход солнца. Выбиралась «хороводница», которая при первом проблеске солнца, благословясь, выходила на середину круга и произносила заклинание, сохранившееся на северо-восточной Руси[19]:

Здравствуй, красное солнышко! Празднуй, ясное вёдрышко! Из-за гор-горы выкатайся, на светел мир воздивуйся, по траве-мураве, по цветикам по лазоревым, подснежникам лучами-очами пробегай, сердце девичье лаской согревай, добрым молодцам в душу загляни, дух из души вынь, в ключ живой воды закинь. От этого ключа ключи в руках у красной девицы, зорьки-заряницы. Зоренька-ясынька гуляла, ключи потеряла. Я, девушка (имярек), путём-дорожкой прошла, золот ключ нашла. Кого хочу — того люблю, кого сама знаю — тому и душу замыкаю. Замыкаю я им, тем золотым ключом, добраго молодца (имярек) на многие годы, на долгая вёсны, на веки веченские заклятьем тайным нерушимым. Аминь!

Все присутствующие при заклинании повторяли каждое слово за хороводницей, вставляя полюбившиеся каждому имена. Затем заклинавшая солнышко девушка, положив наземь посредине круга крашеное яйцо и круглый хлебец, затягивала песню-веснянку. Весь хоровод подхватывал. Эту песню сменяла другая; ту — третья. После песен принимались за угощенье, начиналась весёлая пирушка[20].

Поселяне Тульской губернии на Красную горку закликали весну с хороводными песнями. При восхождении солнца они выходили на холм или пригорок, ведомые хороводницей. Обращаясь на восток, хороводница, проговорив молитву, входили в круг с хлебцем в одной руке и с красным яйцом в другой и пели веснянку[21]:

Весна-красна!На чём пришла,На чём приехала?На сошечке,На бороночке! …

В Калужской губернии поселяне также зазывали весну с песнями. Соломенное чучело, укреплённое на длинном шесте, ставили на горке; вокруг него собирались как женщины, так и мужчины. После песен садились вокруг горки, угощали друг друга яичницей. Вечером сжигали чучело с песнями и плясками[21].

В Буйском уезде (Костромская губерния) для встречи весны девушки и холостые ребята при восходе солнца обливали себя водой на открытом воздухе. Самые смелые купались в реках. После сходились вместе и пели песни, некоторые перепрыгивали чрез плетень огорода, взлезали на деревья, водили хороводы вокруг стогов сена. В это время они пели[21]:

Весна, весна красная!Приди, весна, с радостью…

У украинцев ещё в начале XX века в этот день ходили дети по домам и славили «ярь и зеленачку». Дети носили в руках деревянную ласточку. Повсеместно девушки ходили по улицам и пели веснянки[21].

Гулянья

Праздник в деревне. Неизвестный художник, конец XVIII века

Молодёжь собиралась в компании: плясали, водили хороводы[22], пели песни («Не бела заря», «По двору-двору», «В саду яблонька лесная», «Расцветала сирень»)[23], играли в игры («Гуси», «Чижик», «Челнок», «Прятки», «Кандалы, раскуйте нас», «А мы просо сеяли», «Зайчик, что с тобой», «Разлуку», «Вдовушки», «Лапту»)[22].

Гулянья проходили на деревенской улице, на площади или за околицей деревни. Каждая девушка и каждый парень, достигшие брачного возраста, обязательно принимали участие во всех деревенских праздниках и молодёжных развлечениях. Уклонение от участия в них порицалось общественным мнением, вызывало насмешки сверстников и даже рассматривалось как большой грех, за который можно поплатиться безбрачием, бездетностью или ранним вдовством[24][14].

Крашеные яйца

В дореволюционной России считалось, что на Красную горку «люд крещёный с покойничками христосуется», поэтому к этому дню красили яйца[25][26], но уже не в красный, а в жёлтый или зелёный «поминальные» цвета[27]. До сих пор во сёлах по могилкам раскладывают крашеные яйца[25], кое-где они катаются в виде креста и/или их закапывают в могилку, отдают нищим[27]. Существовал также обряд гадания, при котором «катали яйца с горки»[28], скатывали крашеные яйца с небольших пригорков. Считалось, что если яйцо скатится ровно и не разобьётся, то его владельца ожидают в текущем году счастье и удача. На Русском Севере на Красную горку девушка одаривала своего парня крашеным яйцом[29].

Поминки

Русские местами в этот день ходят на кладбища, чтобы помянуть предков в этот день («с покойничками похристосоваться»), так же как в Родительские субботы[30]. По могилкам расставляются оставшиеся со Светлой недели еда, напитки, раскладываются крашеные яйца[25]. Это не принято было в церковной традиции, но народный календарь поминовения усопших несколько отличается от христианского[31]. Поминовение умерших посвящается всем умершим предкам и включает, как правило, церковное поминовение, посещение кладбищ и поминальную трапезу у могил и дома; в этот день «кормили души»: готовили особую поминальную пищу (коливо, кутья, блины, хлеб и др.), варили пиво и соблюдали многочисленные запреты[32].

В конце XIX века в Спасске-Рязанском девушки и женщины в траурном («жаленом») платье шли на кладбище поклониться своим родителям. Сначала они причитали на могилах со словами о житье-бытье покойников, потом раскладывали по могилам кушанья и напитки. Родные и знакомые ходили по могилам в гости: старики угощали, а молодые катали по могилам крашеные яйца. Остатки вина выливали на могилы. С кладбищ в праздничных платьях шли разыгрывать Красную горку в хороводах[21].

Другие обычаи

В эти же дни было принято на Руси одаривать родню — делать подарки зятьям и невесткам[33].

В селе Хомутино на Алтае на Красную горку «Пасху зажигали» — привозили на гору солому и зажигали её, таким образом провожая Пасху[34].

Поговорки и приметы

  • «В Красную горку родители из могилы теплом дохну́т»[3].
  • Красная горка — сватать спо́рко.
  • «Сочтёмся весной на брёвнах — на Красной весёлой Горке; сочтёмся-посчитаемся, золотым венцом повенчаемся»[33].
  • На Масленицу — сватовство, на Красную горку — свадьба[35].
  • «Святой Георгий Красную весну на Красную горку начинает, пророк Илья лето кончает, жито зажинает»[36].

См. также

Примечания

  1. ↑ Громыко, 1991, с. 234.
  2. ↑ 1 2 Холодная // Красная горка.
  3. ↑ 1 2 Даль-Горка, 1880—1882.
  4. ↑ Даль-Фома, 1880—1882.
  5. ↑ 1 2 Забылин, 1880, с. 54.
  6. ↑ 1 2 Воропай, 1958, с. 17.
  7. ↑ Шангина, Некрылова, 2015.
  8. ↑ Щербакова, 2005, с. 69.
  9. ↑ Лозка, 2002, с. 112.
  10. ↑ Васілевіч, 1992, с. 607.
  11. ↑ Коринфский, 1901, с. 243.
  12. ↑ Беловинский, 2003, с. 368.
  13. ↑ Белкин, 1975, с. 5.
  14. ↑ 1 2 Агапкина, 2012, с. 403.
  15. ↑ Холодная // Вьюнишник.
  16. ↑ Агапкина, 1995, с. 480.
  17. ↑ Громыко, 1991, с. 243–244.
  18. ↑ Баранова и др., 2001, с. 100.
  19. ↑ Коринфский, 1901, с. 243–244.
  20. ↑ Коринфский, 1901, с. 244.
  21. ↑ 1 2 3 4 5 Сахаров, 1885, с. 187.
  22. ↑ 1 2 Щербакова, 2005, с. 70.
  23. ↑ Христова, Ревнева, 2005, с. 96.
  24. ↑ Шангина, 2007, с. 98.
  25. ↑ 1 2 3 Коринфский, 1901, с. 245.
  26. ↑ Афанасьев, 1869, с. 290.
  27. ↑ 1 2 Агапкина, Белова, 2012, с. 629.
  28. ↑ Христова, Ревнева, 2005, с. 96, 97.
  29. ↑ Морозов, Слепцова, 2004, с. 133.
  30. ↑ Даль-Поминать, 1880—1882.
  31. ↑ Власов, 1993, с. 126.
  32. ↑ Толстая, 2009, с. 161.
  33. ↑ 1 2 Коринфский, 1901, с. 242.
  34. ↑ Щербакова, 2005, с. 69–70.
  35. ↑ Соколова, 2014.
  36. ↑ Даль-Егорий, 1880—1882.

Литература

  • Вьюнишник / Т. А. Агапкина // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 1995. — Т. 1: А (Август) — Г (Гусь). — С. 480–481. — ISBN 5-7133-0704-2.
  • Фомина неделя / Т. А. Агапкина // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 2012. — Т. 5: С (Сказка) — Я (Ящерица). — С. 402–404. — ISBN 978-5-7133-1380-7.
  • Яйцо пасхальное / Агапкина Т. А., Белова О. В. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 2012. — Т. 5: С (Сказка) — Я (Ящерица). — С. 626–632. — ISBN 978-5-7133-1380-7.
  • Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. — М.: Тип. Грачёва и комп., 1869. — Т. 3. — 851 с.
  • Баранова О. Г., Зимина Т. А., Мадлевская Е. Л. и др. Русский праздник. Праздники и обряды народного земледельческого календаря. Иллюстрированная энциклопедия / Науч. ред. И. И. Шангина. — СПб.: Искусство-СПБ, 2001. — 668 с. — (История в зеркале быта). — ISBN 5-210-01497-5.
  • Белкин А. А. Русские скоморохи. — М.: Наука, 1975. — 192 с. — (Институт истории искусств Министерства культуры СССР).
  • Красная горка // Беловинский Л. В. Энциклопедический словарь российской жизни и истории: XVIII — начало XX в. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003. — С. 93. — ISBN 5-224-04008-6.
  • Власов В. Г. Формирование календаря славян. Ранний период // Календарь в культуре народов мира: Сборник статей / ред. Н. Л. Жуковская, С. Я. Серов. — М.: Наука. Издательская фирма «Восточная литература», 1993. — С. 102–144. — ISBN 5-02-017090-9.
  • Громыко М. М. Мир русской деревни. — М.: Молодая гвардия, 1991. — 446 с. — ISBN 5-235-01030-2.
  • Горка // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880—1882.
  • Егорий — ленивая соха // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880—1882.
  • Поминать // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880—1882.
  • Фома // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880—1882.
  • Забылин М. Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. — М.: Издание книгопродавца М. Березина, 1880. — 607 с.
  • Коринфский А. А. Радоница — Красная Горка // Народная Русь : Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа. — М.: Издание книгопродавца М. В. Клюкина, 1901. — С. 241—248.
  • Максимов С. В. Красная горка; Фомино воскресенье // Нечистая, неведомая и крестная сила. — СПб.: Товарищество Р. Голике и А. Вильворг, 1903. — С. 421—422, 423—424.
  • Морозов И. А., Слепцова И. С. Круг игры. Праздник и игра в жизни севернорусского крестьянина (XIX-XX вв.). — М.: Индрик, 2004. — 920 с. — (Традиционная духовная культура славян. Современные исследования). — ISBN 5-85759-295-X.
  • Сахаров И. П. Сказания русского народа. Народный дневник. — СПб.: Издание А. С. Суворина, 1885.
  • Снегирёв И. Русские простонародные праздники и суеверные обряды. (Выпуск 3). — М.: Университетская типография, 1838. — 214 с.
  • Соколова А. Л. Традиции русской народной свадьбы. — М., 2014. — 292 с.
  • Поминальные дни / Толстая С. М. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 2009. — Т. 4: П (Переправа через воду) — С (Сито). — С. 161—162. — ISBN 5-7133-0703-4, 978-5-7133-1312-8.
  • Холодная В. Г. Вьюнишник. Русские праздники и обряды. Российский этнографический музей.
  • Холодная В. Г. Красная горка. Русские праздники и обряды. Российский этнографический музей.
  • Христова Г. П., Ревнева С. Н. Календарные праздники и обряды Воронежской области // Календарные обряды и обрядовая поэзия Воронежской области. Афанасьевский сборник. Материалы и исследования. — Вып. III / Сост. Т. Ф. Пухова, Г. П. Христова. — М.: Издательство ВГУ, 2005. — С. 7—21.
  • Шангина И. И. Разгуляйтесь, девицы, разгуляйтесь, милые! // Русские девушки. — СПб.: Азбука-классика, 2007. — 352 с. — ISBN 978-5-352-02194-1.
  • Шангина И., Некрылова А. Русские праздники. — СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2015. — 464 с. — (Русская энциклопедия). — ISBN 978-5-389-11816-4.
  • Щербакова О. С. Фольклорно-этнографические и песенные традиции русских Алтая: Учебное пособие и хрестоматия. В 2-х частях. Часть 1. — Барнаул: Изд-во АлтГАКИ, 2005. — 188 с. — ISBN 5-901897-25-0.
  • Васілевіч Ул. А. Беларускі народны каляндар // Паэзія беларускага земляробчага календара. Склад. Ліс А.С.. — Мн., 1992. — С. 554-612. (белор.)
  • Воропай О.[uk]. Звичаї нашого народу. — Мюнхен: Українське видавництво, 1958. — Т. 2. — 310 с. (укр.)
  • Лозка А. Ю. Беларускі народны каляндар. — Мн.: Полымя, 2002. — 238 с. — ISBN 98507-0298-2. (белор.)
  • Сапіга В. К. Українські народні свята та звичаї. — К.: Т-во «Знання України», 1993. — 112 с. — ISBN 5-7770-0582-9. (укр.)

Ссылки

wikiredia.ru