Биография Вячеслава Котеночкина. Котеночкин вячеслав


Вячеслав Котеночкин. Жизнь и судьба "русского Диснея". — Славянская культура

Свой материал о Вячеславе Михайловиче Котеночкине я публикую немного раньше — за день до дня его памяти. 20 ноября 2000 г. его не стало. С тех пор прошло ровно 15 лет, а он по праву носит звание "русского Диснея". Любимый всеми детьми и взрослыми мультсериал "Ну, Погоди!" сделал его не просто знаменитым; своим шедевром он отобрал пальму первенства у Уолта Диснея, а творение всей его жизни давно стоит выше любой диснеевской бестолковщины. Спустя 5 лет после его смерти, сын мультипликатора, Алексей снял еще 2 выпуска "НП!", доведя их число до круглого счета — до 20! Почти 25 лет жизни понадобилось режиссеру, чтобы его творение и сегодня транслировали по всем телеканалам страны. "Ну, Погоди!" — это не просто мультсериал, это гимн всей отечественной мультипликации наряду с озеровской эпопеей "Освобождение". Я считаю его королем не только отечественной, а вообще — мировой анимации, чье имя никогда не будет поколеблено. Ему было 73 года, когда он нас покинул, оставив после себя замечательное художественное наследство.  

Советский режиссёр-мультипликатор, художник и художник-мультипликатор. Постановщик мультфильмов «Котёнок с улицы Лизюкова», «Попался, который кусался!», «Баня», «Лягушка-путешественница», «Странная птица», «Ну, погоди!», «Старая пластинка». Народный артист РСФСР (1987). Лауреат Государственной премии СССР (1988) — все это о нем. Вячеслав Михайлович Котёночкин родился 20 июня 1927 года в Москве. Одно из самых ярких воспоминаний его детства – новогодняя ёлка в Колонном зале, где показывали мультфильмы. Тогда он увидел их впервые. Нельзя сказать, что в тот же миг он принял решение посвятить свою жизнь анимации, но след в душе это событие оставило.

Котёночкин рано остался без отца – отец его умер от туберкулёза перед самой войной. Как и многие мальчишки, Слава мечтал оказаться на фронте, и поступил в артиллерийское училище. Там он приобрёл военную специальность, и друзей на всю жизнь. А ещё научился играть на маленькой трубе под названием «корнет-а-пистон». Война закончилась раньше, чем закончилась учёба в училище. Надо было устраивать свою жизнь. И тут произошла встреча, которая определила судьбу будущего аниматора. Котёночкин познакомился с выдающимся мультипликатором Борисом Дёжкиным, который, узнав о том, что его новый знакомый когда-то занимался в изостудии при Дворце пионеров и немного рисует, посоветовал ему попытаться поступить на курсы художников-мультипликаторов при студии «Союзмультфильм». Конкурс был огромный, но Котёночкину повезло, его приняли, и, что самое главное, он закончил эти курсы. Не всем принятым художникам это удалось – слишком специфическая это профессия – художник-мультипликатор. Кроме того, что надо отлично рисовать, надо чувствовать движение, обладать актёрским талантом, быть музыкальным… Увлечение рисованием — и, по его собственному признанию, «легкомысленная фамилия» — привели Котёночкина на студию «Союзмультфильм». В 1947 году окончил курсы мультипликаторов при киностудии «Союзмультфильм» и начал работать на студии сначала художником-мультипликатором, а затем художником-постановщиком. С 1962 года — режиссёр.
Принимал участие в создании более 80-ти картин. Увлекался «одушевлением» ритмических, «быстрых» эпизодов. Как режиссёр часто снимал сюжеты для киножурнала «Фитиль», делал мультипликационные вставки для художественных фильмов «Путешествие в апрель» и «Всё для вас». Большую популярность заслужил у зрителей мультфильм «Лягушка-путешественница» (1965), однако слава пришла к Котёночкину после создания мультфильма «Ну, погоди!» (1969). Приключения Волка и Зайца пользовались огромной любовью зрителей, и по многочисленным просьбам и взрослых, и детей создатели сериала не раз снимали новые серии. Началась работа на Студии. Котёночкин участвовал как мультипликатор в огромном количестве фильмов, работал с разными выдающимися режиссёрами, классиками советской анимации, учился у них. В начале 1960-х годов Котёночкин пробует себя в качестве режиссёра. Дебют был удачным – один из первых его фильмов – «Следы на асфальте», получает серебряную медаль на фестивале в Будапеште. А в 1968 году выходит первая серия «Ну, погоди!». Ни до, ни после ни один отечественный мультфильм не имел такого оглушительного успеха у зрителя. Мешками приходили письма, проводилось бесчисленное количество творческих встреч во всех уголках страны. Зрители просили продолжения. И фильм, который изначально не планировался как сериал, стал самым длинным мультсериалом советских времён.
Параллельно с «Ну, погоди!» Котёночкин создал ещё несколько замечательных фильмов. Персонажам одного из них – «Котёнок с улицы Лизюкова» даже установлен памятник. В Воронеже, на улице Лизюкова – там, где разворачиваются события фильма. Тогда авторы и не думали о сериале, сняли лишь одну десятиминутную новеллу про хулигана Волка и обаятельного Зайца. Но после того как фильм показали по телевидению, пришло очень много писем с просьбами о продолжении. Мультфильм был интересен не только детям, но и взрослым. Вячеслав Котеночкин сам подбирал для мультфильма музыку, которая, как известно, сыграла свою немаловажную роль. Например, в одной из сцен Волк насвистывает мелодию из фильма "Вертикаль" — это отсылка к Владимиру Высоцкому, который изначально должен был озвучивать Волка. Его кандидатуру как "слишком одиозной фигуры" не одобрили на худсовете.
Со Светозаром Русаковым Вячеслав Котёночкин мечтал когда-нибудь создать большой, полнометражный фильм, и в конце 1980-х, начале 1990-х годов началась работа над «Русланом и Людмилой». Совместно с замечательным художником Геннадием Новожиловым была проделана огромная подготовительная работа. Но времена были тяжёлые, и проект не состоялся. Жаль.С супругой, Тамарой Вишневой Но и того, что сделано, хватило бы и на две жизни. Глядя на фильмографию Котёночкина поражаешься – как много успел сделать этот человек! И сколько улыбок он подарил нескольким поколениям зрителей. У него было много правительственных наград, званий, но больше всего он гордился Орденом Улыбки, который ему в конце 1980-х годов вручили польские дети. Cерия фильмов «Ну, погоди!» принесла Вячеславу Котёночкину славу не только в СССР, но и практически во всех социалистических странах. В Болгарии появилось кафе «Ну, погоди!»"Дружба начинается с Улыбки". Орден Улыбки, подаренный польскими детьми В.М. Котеночкину. Стоит добавить, что создавая своих анимационных персонажей, Котеночкину очень ловко удавалось угадывать людей изнутри. Например, образ Волка был "списан" с одного из случайных прохожих на улице Москвы с неряшливым внешним видом. "Заяц и Волк — существа творческие, они обязательно еще вылезут на экран", — говорил Котеночкин в одном из последних интервью в 2000 году.Семья режиссера-мультипликатора Жена — Вишнева, Тамара — балерина Сын — Котёночкин, Алексей Вячеславович — режиссёр-мультипликатор Дочь — Котёночкина, Наталья ВячеславовнаВнучка — Екатерина Котёночкина, певица
Работы в качестве художника-мультипликатора: «Лев и заяц» (1949) «Полкан и шавка» (1949) «Чужой голос» (1949) «Волшебный клад» (1950) «Дедушка и внучек» (1950) «Крепыш» (1950) «Олень и волк» (1950) «Высокая горка» (1951) «Лесные путешественники» (1951) «Помни и соблюдай правила пожарной безопасности» (1951) «Аленький цветочек» (1952) «Каштанка» (1952) «Снегурочка» (1952) «Волк и семеро козлят» (1953) «Братья Лю» (1953) «Ворона и лисица, кукушка и петух» (1953) «Золотая антилопа» (1954) «Козёл-музыкант» (1954) «Опасная шалость» (1954) «Оранжевое горлышко» (1954) «Стрела улетает в сказку» (1954) «Необыкновенный матч» (1955) «Ореховый прутик» (1955) «Пёс и кот» (1955) «Храбрый заяц» (1955) «Это что за птица?» (1955) «Кораблик» (1956) «Маленький Шего» (1956) «Миллион в мешке» (1956) «Старые знакомые» (1956) «Шакалёнок и верблюд» (1956) «В некотором царстве» (1957) «Волк и семеро козлят» (1957) «Полкан и шавка» (1949) «Чужой голос» (1949) «Волшебный клад» (1950) «Дедушка и внучек» (1950) «Крепыш» (1950) «Олень и волк» (1950) «Высокая горка» (1951) «Лесные путешественники» (1951) «Помни и соблюдай правила пожарной безопасности» (1951) «Аленький цветочек» (1952) «Каштанка» (1952) «Снегурочка» (1952) «Волк и семеро козлят» (1953) «Братья Лю» (1953) «Ворона и лисица, кукушка и петух» (1953) «Золотая антилопа» (1954) «Козёл-музыкант» (1954) «Опасная шалость» (1954) «Оранжевое горлышко» (1954) «Стрела улетает в сказку» (1954) «Необыкновенный матч» (1955) «Ореховый прутик» (1955) «Пёс и кот» (1955) «Храбрый заяц» (1955) «Это что за птица?» (1955) «Кораблик» (1956) «Маленький Шего» (1956) «Миллион в мешке» (1956) «Старые знакомые» (1956) «Шакалёнок и верблюд» (1956) «В некотором царстве» (1957) «Волк и семеро козлят» (1957) «Знакомые картинки» (1957) «Привет друзьям!» (1957) «Храбрый оленёнок» (1957) «Чудесница» (1957) «Грибок-теремок» (1958) «Кошкин дом» (1958) «Лиса и волк» (1958) «Первая скрипка» (1958) «Сказка о Мальчише-Кибальчише (мультфильм)» (1958) «Спортландия» (1958) «Тайна далёкого острова» (1958) «Янтарный замок» (1959) «Три дровосека» (1959) «Ровно в три пятнадцать» (1959) «Похитители красок» (1959) «День рождения» (1959) «Лиса, бобёр и другие» (1960) «Непьющий воробей. Сказка для взрослых» (1960) «Светлячок № 1»(Весёлые картинки) (1960) «Старик перекати-поле» (1960) «Человечка нарисовал я» (1960) «Дорогая копейка» (1961) «Стрекоза и муравей» (1961) «Баня» (1962) «Дикие лебеди» (1962) «Королева Зубная Щётка» (1962) «Следы на асфальте» (1964) «За час до свидания» (1965) «Иван Иваныч заболел» (1966) «Маугли. Похищение» (1968) «Приключения волшебного глобуса, или Проделки ведьмы» (1982)
Режиссер: «Путешествие в апрель» (1962) «Мы такие мастера» (1963) «Следы на асфальте» (1964) «Лягушка-путешественница» (1965) «Межа» (1967) «Пророки и уроки» (1967) «Фальшивая нота» (1969) «Ну, погоди! (выпуск 1)» (1969) «Ну, погоди! (выпуск 2)» (1970) «Ну, погоди! (выпуск 3)» (1971) «Ну, погоди! (выпуск 4)» (1971) «Ну, погоди! (выпуск 5)» (1972) «Песня о юном барабанщике» (1972) «Ну, погоди! (выпуск 6)» (1973) «Ну, погоди! (выпуск 7)» (1973) «Ну, погоди! (выпуск 8)» (1974) «На лесной тропе» (1975) «Мы такие мастера» (1963) «Следы на асфальте» (1964) «Лягушка-путешественница» (1965) «Межа» (1967) «Пророки и уроки» (1967) «Фальшивая нота» (1969) «Ну, погоди! (выпуск 1)» (1969) «Ну, погоди! (выпуск 2)» (1970) «Ну, погоди! (выпуск 3)» (1971) «Ну, погоди! (выпуск 4)» (1971) «Ну, погоди! (выпуск 5)» (1972) «Песня о юном барабанщике» (1972) «Ну, погоди! (выпуск 6)» (1973) «Ну, погоди! (выпуск 7)» (1973) «Ну, погоди! (выпуск 8)» (1974) «На лесной тропе» (1975) «Ну, погоди! (выпуск 9)» (1976) «Ну, погоди! (выпуск 10)» (1976) «Ну, погоди! (выпуск 11)» (1977) «Ну, погоди! (выпуск 12)» (1978) «Кто получит приз» (1979) «Ну, погоди! (выпуск 13)» (1980) «Он попался!» (1981) «Старая пластинка» (1982) «Попался, который кусался!» (1983) «Ну, погоди! (выпуск 14)» (1984) «Ну, погоди! (выпуск 15)» (1985) «Ну, погоди! (выпуск 16)» (1986) «Котёнок с улицы Лизюкова» (1988) «Ну, погоди! (выпуск 17)» (1993) «Ну, погоди! (выпуск 18)» (1993) «Попались все» (1998)
Сценарист: «На лесной тропе» (1975) «Старая пластинка» (1982)

Художник-постановщик: «Мы такие мастера» (1963) «Лягушка-путешественница» (1965) «Странная птица» (1969) «Весёлая карусель № 18. Под ёлкой» (1986)

Сюжеты из киножурнала «Фитиль»

Режиссёр: «Вирус равнодушия. Реваншист» («Фитиль № 3») (1962) «Собачий бред» («Фитиль № 54») (1967) «А вот и я!» («Фитиль № 58») (1967) «Зайкины рога» («Фитиль № 61») (1967) «Дважды два» («Фитиль № 71») (1968) «Есть ли жизнь на Марсе» («Фитиль № 80») (1969) «Бегуны и опекуны» («Фитиль № 84») (1969) «Безответственный ответственный» («Фитиль № 100») (1970) «Весёлые ребята» («Фитиль № 126») (1972) «Музыкальный эксперимент» («Фитиль № 134») (1973) «Зубок» («Фитиль № 141») (1974) «Сюрприз» («Фитиль № 145») (1974) «Средняя индивидуальность» («Фитиль № 310») (1988) «Нечистая сила (мультфильм)» («Фитиль № 315») (1988)

Сценарист: «Сюрприз» («Фитиль № 145») (1974) В 1999-ом вышла книга его мемуаров "Ну, Котеночкин, погоди!". Похоронен режиссер на Ваганьковском кладбище."Ну, Погоди! Продолжение следует..." Интервью с Алексеем Котеночкиным. — Алексей, мы знаем, что спустя тридцать семь лет после выхода первой серии «Ну, погоди!» вернулось. Уже отсняты 19 и 20-я серии. Кто первым предложил «заварить» это дело вновь? — Александр Курляндский. Оптимизма это у меня не вызвало, и согласился я далеко не сразу: если бы что-то не сложилось, было бы очень стыдно. Когда мы только начинали, мне сон приснился, что иду я по парку и вижу, как Волк и Заяц сидят на скамейке и со значением на меня смотрят… А потом, когда первую цветную сцену собрали, я понял, что Волк и Заяц опять живы.

— Сколько лет вам было, когда вышла первая серия? — Десять. Я воспринимал этот фильм точно так же, как и все дети нашей страны, — он мне безумно нравился.

— И поэтому решили стать мультипликатором? — Нет, после школы было Строгановское училище. Специальность называлась «промышленный дизайн», а в Советском Союзе его не было. Поэтому после института я оказался в НИИ, где плакатным пером и красной тушью писал соцобязательства. И как-то вечером отец, оторвавшись от газеты, сказал: «Я тут фильм запускаю. Не хочешь стать художником-постановщиком?» Это была «Старая пластинка». Я, недолго думая, согласился, и потом мне это дело так понравилось, что я им до сих пор и занимаюсь.

— К сожалению, ушли из жизни Анатолий Папанов и Клара Румянова, блистательно озвучивавшие Волка и Зайца. В работе над новыми сериями вы используете их голоса? — Просто есть актер Игорь Христенко и актриса Ольга Зверева. По моей просьбе они сохранили интонации любимых артистов, фамилии которых мы, конечно, упомянули в титрах.

— Кажется, «Ну, погоди!» — это не первая совместная работа вашего отца с Папановым? — Еще до «Ну, погоди!» они работали на фильме «Межа». Там Папанов был Змеем Горынычем. Отец очень любил Анатолия Дмитриевича, ласково называл его «Папаныч». Если, переключая телевизионные программы, отец натыкался на фильм с участием Папанова, обязательно досматривал его до конца. А в работе у них всегда было полное взаимопонимание. Кстати, мало кому известно, что первоначально отец предлагал озвучивать роль Волка Высоцкому, но вышестоящие товарищи отвергли Владимира Семеновича как сомнительную личность.

— Успех фильма во многом был вызван узнаваемостью персонажей. Вам известно, где Вячеслав Михайлович нашел своих героев? — Район, в котором мы жили в 60-е годы, — Звездный бульвар, панельные пятиэтажки. Из каждой подворотни там выползала колоритная публика. Выглядели они потрясающе: малиновые клинья вставляли в брюки-дудочки, получался клеш. В районе колена навешивали золотые цепочки с якорьками из табачных киосков. Особо отличавшиеся в кармане держали батарейки, а в штаны вшивали лампочки, и вечером все это у человека на ходу светилось. Прически, тельняшка, которая из рубашки виднелась, раздолбанные гитары с наклеенными красотками… В принципе, это и были прототипы Волка. К тому же после войны отец жил в районе Малаховки. Нравы там были, как у героев фильма «Место встречи изменить нельзя». В общем, полная малина. Широкая походка, «бычок» в углу рта — собственно, характер Волка так и возник.

— Почему романтический, приблатненный герой — лохматый, с гитарой, типа «пэтэушник», — оказался вдруг всем таким близким? — Дело в том, что до «Ну, погоди!» мультфильмы были либо сказками с моралью, либо эстетскими поисками для взрослых. А тут начался психоз. Я сам видел, как тетенька в первом ряду в кинотеатре «Баррикады» во время сеанса упала со стула и корчилась в конвульсиях от хохота.

— Разве в «Ну, погоди!» мораль совсем отсутствует? Волк — разгильдяй и курит, это плохо. Заяц — маленький, но смелый и находчивый, это хорошо. — Если подумать, то Заяц тоже вызывает некоторые вопросы. Он вроде бы ребенок, но живет самостоятельно, имеет квартиру, ездит на курорты. И потом… Непонятно, он мальчик или девочка. Это дало кому-то повод в интернете фантазировать на «голубую» тему. Тем более что между Волком и Зайцем случаются и объятия, и поцелуи. Я, конечно, шучу. Отец на полном серьезе делал фильм на тему «Не обижай маленького, а то сам попадешь в смешную историю». А уж что получилось...

— Как вы считаете, Алексей, если бы Вячеслав Михайлович увидел вашу работу, ему понравилось бы? — Не так давно был день его памяти. Пришли друзья-аниматоры. Мы съездили на кладбище, а потом посидели в ресторане. Была возможность посмотреть DVD. Мультфильм оценили высоко, сказали, что это настоящее «Ну, погоди!» и отец был бы доволен.

— Дочь Катя видела эту вашу работу? — Кате в конце ноября исполнилось двадцать четыре года. Закончила Институт современного искусства и сейчас — солистка музыкального театра. Посмотрев «Ну, погоди!», Катерина сказала: «Молодец, папа!» Но особенных обсуждений не было.

— Она ведь тоже Котёночкина? — Вы знаете, все говорят: «Ой, ну понятно — такая фамилия...» А фамилия эта всю жизнь давит. Потому что у любого известного человека есть огромное число друзей, но, как правило, врагов еще больше. И по наследству тебе достается вместе с друзьями полный комплект завистников, недругов и так далее. Ты при встрече вежливо раскланиваешься и уверен, что перед тобой приятный, хороший человек, а потом выясняется, что это твой лютый враг. Все это было и никуда не делось, до сих пор есть. Но сейчас я взрослый и мне гораздо проще с этим существовать, чем в то время, когда мне было, допустим, семнадцать-восемнадцать лет… Сегодня имидж у меня сложился что надо. А тогда… Нынче все знают, что такое «черный пиар». Двадцать пять лет назад такого словосочетания никто не слышал. Но явление существовало! И когда я пришел на студию, некоторые граждане бегали по съемочным группам и обливали меня помоями: «Тупой, бездарный… Да и чего ждать от детей гениев?»

— А когда вы впервые ощутили, что Котеночкин — это круто? — Наверное, когда в нашем придворном, как я всегда его называю, кинотеатре «Космос» на Звездном бульваре была творческая встреча с отцом и показывали первые серии «Ну, погоди!». Было это в зимние каникулы, и в «Космосе» собрались все дети окрестных школ. И Василий Борисович Ливанов со сцены говорил теплые слова в адрес моего отца, который на этой же сцене находился. Мне было лет тринадцать-четырнадцать, я сидел в зале, и, конечно же, было безумно приятно. Матушка сидела рядом и просто рыдала, потому что она тоже была в восхищении от того, какой Вячеслав Михайлович, со слов Василия Борисовича, хороший. Умилительная была сцена.

— При существующем в те годы дефиците на все фамилия Котеночкин помогала в решении каких-то бытовых проблем? — Для того чтобы фамилия помогала, ее обладатель должен был прикладывать некие усилия и иметь к этому талант. Отец совершенно не умел ничего этого делать. Поэтому никаких материальных прибытков мы не получили.

— А по Москве ходили слухи, что Котеночкин — миллионер. Что у него какие-то роскошные машины американские и прочее? — На самом деле ближе лишь к четвертой серии «Ну, погоди!» с трудом наскребли денег на «Запорожец». На нем Котеночкин потом долгие годы и разъезжал.

— Как ваша мама относилась к отсутствию материальных благ? Споры по этому поводу происходили? — Да мама сама была точно такой же. Всегда безумно стеснялась, если надо было врачу, допустим, коробку конфет подарить. Иногда, конечно, конфликты возникали. Отец был натурой широкой, мог снять свою фамилию из титров для того, чтобы его сотрудник получил премию побольше, совсем не задумываясь о том, что сам-то в результате получит меньше. Он отказался от своей очереди на квартиру, так как уже подходила мамина. И та квартира, от которой он отказался, была гораздо лучше. Но ни отец, ни мать потом об этом не жалели. А наша квартира была жилой площадью 24 метра. И в ней жили папа, мама, я и еще бабушка на раскладушке.

— Как вы считаете, какую роль сыграл Вячеслав Михайлович в вашем становлении? Каким он был отцом? — Отец знал стольких людей! Например, он брал меня погулять, и мы шли куда-нибудь в детский парк. И там оказывалось, что он прекрасно знаком с хозяином пневматического тира, и мне давали бесплатно пострелять. Или в парке Горького лучший его друг оказывался надзирателем за всеми каруселями, и я до посинения на этих каруселях крутился. Или в саду «Эрмитаж» какой-нибудь приятель был киномехаником, и мне показывали фильм «Тарзан», который нигде никому не показывали. Все это было удивительно и забавно… Ну и, естественно, хождения по музеям тоже были. У меня сохранился цветной слайд — мы с отцом в зоопарке. Я его отсканировал, и теперь у меня есть цветная фотография из тех времен, большая редкость.

— Есть у вас какое-нибудь яркое воспоминание детства, связанное с Вячеславом Михайловичем? — Мне было уже семнадцать лет. В 1975 году в связи с полетом «Союза-Аполлона» между нами и Америкой наступило потепление. И отцу удалось попасть в Штаты в составе туристической группы от Союза кинематографистов. Я попросил его привезти пластинку какой-нибудь из моих любимых групп. Тогда купить их было невозможно. Или возможно, но за космические деньги. Средней зарплаты советского человека с трудом хватало на один виниловый диск. Я составил список из восьми групп, не веря, что в Америке в магазине есть все… Через 20 дней отец вернулся и сунул мне в руки толстую пачку неподъемного веса: «На!». Я не понял, стал распаковывать и оказалось, что там восемь дисков всех моих любимых групп. И все последнего, 1975 года. Я затрудняюсь припомнить, когда еще испытывал такое счастье. Но это не было широким жестом. Просто в магазине отец, как говорится, «попал». Он достал мою бумажку и впихнул продавцу: «One disk». Тот удалился и принес восемь уже упакованных дисков! А отказываться от них папе, как советскому человеку, было стыдно.

— Алексей, а когда вы в последний раз видели своего отца? — Это было 18 ноября 2000 года. Осень, опавшие листья, больничная палата и серое небо за окном. Он сильно болел — произошла закупорка кровеносных сосудов. Кровь не поступала к ногам, и началась гангрена. Нужно было проводить ампутацию, но в его возрасте это смертный приговор. Отец страдал, нервничал, случился инсульт и паралич половины тела. Последние полгода были кошмарными, но он очень стоически ко всему относился. Никогда не жаловался, был в полном уме и замечательной памяти, все прекрасно понимал и очень по этому поводу грустил...

— Как вы оцениваете сегодняшнее состояние российской анимации? — Мультфильмов сейчас делается больше, чем в советское время. В РСФСР ведь было всего две такие студии — «Союзмультфильм» и творческое объединение «Экран» в Останкине. За последние годы появилось много симпатичных работ, в том числе полнометражных: «Щелкунчик», «Алеша Попович»… Эти фильмы ездят по всему миру и на всех фестивалях занимают какие-то призовые места.

— Если сравнить нашу фестивальную анимацию с зарубежной, за последние годы есть какие-то изменения? — Абсолютно никаких. В прошлом году я был на фестивале в Чехии и удивился, что все по-прежнему. В эстетской анимации нет сдвигов ни в лучшую, ни в худшую сторону. А что касается коммерческой, которую показывают в кинотеатрах, то тут нам трудно конкурировать: нет денег. Дайте десять процентов американского бюджета, выделяемого на один фильм, и мы сделаем гораздо круче…

Похожие статьи:

Политика → Уничтожим «Совок»!

Вторая мировая война → Вторая мировая началась не в 39-м

Политика → За что Запад ненавидит Русских

Вторая мировая война → Две капитуляции Германии

Видеоролики → "Что делать?" СССР: Опыт, нуждающийся в осмыслении

slavyanskaya-kultura.ru

Котёночкин, Вячеслав Михайлович - это... Что такое Котёночкин, Вячеслав Михайлович?

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Котёночкин.

Вячесла́в Миха́йлович Котёночкин (20 июня 1927 — 20 ноября 2000) — советский режиссёр, художник и аниматор.

Постановщик мультфильмов «Котёнок с улицы Лизюкова», «Попался, который кусался!», «Баня», «Лягушка-путешественница», «Странная птица», «Ну, погоди!», «Старая пластинка». Народный артист РСФСР (1987). Лауреат Государственной премии СССР (1988).

Биография

Вячеслав Михайлович Котёночкин родился 20 июня 1927 года в Москве. В годы Великой Отечественной войны (с 1942 года) учился в артиллерийской спецшколе. Был направлен в противотанковое артиллерийское училище в Пензе, которое окончил в 1945 году.

Почтовая марка СССР

Увлечение рисованием — и, по его собственному признанию, «легкомысленная фамилия» — привели Котёночкина на студию «Союзмультфильм». В 1947 году окончил курсы мультипликаторов при киностудии «Союзмультфильм» и начал работать на студии сначала художником-мультипликатором, а затем художником-постановщиком. С 1962 года — режиссёр.

Принимал участие в создании более 80-ти картин. Увлекался «одушевлением» ритмических, «быстрых» эпизодов. Как режиссёр часто снимал сюжеты для киножурнала «Фитиль», делал анимационные вставки для художественных фильмов «Путешествие в апрель» и «Всё для вас».

Большую популярность заслужил у зрителей мультфильм «Лягушка-путешественница» (1965), однако слава пришла к Котёночкину после создания мультфильма «Ну, погоди!» (1969). Приключения Волка и Зайца пользовались огромной любовью зрителей, и по многочисленным просьбам и взрослых, и детей создатели сериала не раз снимали новые серии.

В 1988 году Вячеслав Котёночкин был удостоен Государственной премии СССР. В 1999 году вышла книга воспоминаний прославленного режиссёра-мультипликатора «Ну, Котёночкин, погоди!».

Скончался Вячеслав Котёночкин 20 ноября 2000 в Москве. Он похоронен в г. Москве на Ваганьковском кладбище (23 уч.).

Семья

Призы

Фильмография

Художник-мультипликатор

Режиссёр

  • «Путешествие в апрель» (1962)
  • «Мы такие мастера» (1963)
  • «Следы на асфальте» (1964)
  • «Лягушка-путешественница» (1965)
  • «Межа» (1967)
  • «Пророки и уроки» (1967)
  • «Ну, погоди! (выпуск 1)» (1969)
  • «Фальшивая нота» (1969)
  • «Ну, погоди! (выпуск 2)» (1970)
  • «Ну, погоди! (выпуск 3)» (1971)
  • «Ну, погоди! (выпуск 4)» (1971)
  • «Ну, погоди! (выпуск 5)» (1972)
  • «Песня о юном барабанщике» (1972)
  • «Ну, погоди! (выпуск 6)» (1973)
  • «Ну, погоди! (выпуск 7)» (1973)
  • «Ну, погоди! (выпуск 8)» (1974)
  • «На лесной тропе» (1975)
  • «Ну, погоди! (выпуск 9)» (1976)
  • «Ну, погоди! (выпуск 10)» (1976)
  • «Ну, погоди! (выпуск 11)» (1977)
  • «Ну, погоди! (выпуск 12)» (1978)
  • «Кто получит приз» (1979)
  • «Ну, погоди! (выпуск 13)» (1980)
  • «Он попался!» (1981)
  • «Старая пластинка» (1982)
  • «Попался, который кусался!» (1983)
  • «Ну, погоди! (выпуск 14)» (1984)
  • «Ну, погоди! (выпуск 15)» (1985)
  • «Ну, погоди! (выпуск 16)» (1986)
  • «Котёнок с улицы Лизюкова» (1988)
  • «Ну, погоди! (выпуск 17)» (1993)
  • «Ну, погоди! (выпуск 18)» (1993)

Сценарист

Художник-постановщик

Аниматор

Сюжеты из киножурнала «Фитиль»

Режиссёр
  • «Вирус равнодушия. Реваншист („Фитиль“ № 3)» (1962)
  • «Собачий бред („Фитиль“ № 54)» (1967)
  • «А вот и я! („Фитиль“ № 58)» (1967)
  • «Зайкины рога („Фитиль“ № 61)» (1967)
  • «Дважды два („Фитиль“ № 71)» (1968)
  • «Есть ли жизнь на Марсе („Фитиль“ № 80)» (1969)
  • «Бегуны и опекуны („Фитиль“ № 84)» (1969)
  • «Безответственный ответственный (Фитиль № 100)» (1970)
  • «Весёлые ребята („Фитиль“ № 126)» (1972)
  • «Музыкальный эксперимент („Фитиль“ № 134)» (1973)
  • «Зубок („Фитиль“ № 141)» (1974)
  • «Сюрприз („Фитиль“ № 145)» (1974)
  • «Средняя индивидуальность („Фитиль“ № 310)» (1988)
  • «Нечистая сила (мультфильм) („Фитиль“ № 315)» (1988)
Сценарист
  • «Сюрприз („Фитиль“ № 145)» (1974)

См. также

Ссылки

Литература

  • Котёночкин В. М. Ну, Котёночкин, погоди! — М.: Алгоритм, 1999. — 269 с — ISBN 5-88878-026-X.

dic.academic.ru

Котеночкин Вячеслав Михайлович, подробная биография

(1927-2000) русский режиссер-мультипликатор, режиссер

Имя режиссера ассоциируется прежде всего с сериалом «Ну, погоди!», вот уже более тридцати лет идущим на экранах страны. Однако за свою долгую кинематографическую жизнь, Котеночкин Вячеслав Михайлович принимал участие в создании более 80 картин. Поэтому не будет преувеличением назвать его мэтром отечественного мультипликационного кино, который активно участвовал в его становлении и развитии.

Вся жизнь Котеночкина связана с Москвой, здесь — в окрестностях Лефортово — он родился, вырос, получил профессию. Его отец работал бухгалтером, мама занималась домом и детьми. Большая семья жила дружно, а главной в ней была бабушка.

Традиционным досугом довоенной детворы были занятия спортом: летом — велосипед, купание, рыбалка, зимой — коньки. Позже детские впечатления отразились в мультфильме «Старая пластинка» — рисунках конькобежцев, мальчика на велосипеде, колесящего по московским улицам в фильме «Следы на асфальте».

Но главным увлечением, конечно, было кино. Воодушевленный фильмом «Чапаев», Вячеслав рисовал свои варианты подвигов любимого героя. А потом стал ходить в изостудию при Дворце пионеров и однажды даже получил премию за картину, написанную масляными красками на сюжет поэмы М. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

Начавшаяся война внесла свои коррективы в жизнь Вячеслава. В 1941 году от туберкулеза умер его отец, мама пошла работать в столовую. Когда начались бомбежки, Вячеслав Котеночкин со сверстниками был эвакуирован в Подмосковье, помогал местным жителям. Потом учился в школе на станции Удельная и, наконец, стал учеником артиллерийской школы, где начал играть в духовом оркестре. Его военные переживания позже отразятся в фильме «Пророки и удоды».

Но главной страстью оставалось рисование. Он стал главным оформителем и главным художником стенной газеты, а в свободное время придумывал иллюстрации к комедии А. Грибоедова «Горе от ума», за которые получил премию.

Оказавшись в шахтерском городке Прокопьевске, Вячеслав Котеночкин сражался на трудовом фронте: работал в колхозе, на разгрузке вагонов, в шахте. И позже был награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».

Артиллерийскую школу Вячеслав Михайлович Котеночкин закончил в Москве, и перед ним встал вопрос о выборе будущего пути: полагалось идти в военное училище, но врачи признали юношу негодным к службе в армии из-за сильного истощения организма. Как раз в это время Котеночкин посмотрел мультфильм студии У.Диснея «Бемби» и в течение долгого времени находился под впечатлением от увиденного. Решение пришло, когда он услышал о наборе на курсы художников-мультипликаторов в студию «Союзмультфильм». Перед поступлением на студию Котеночкин в течение недели рисовал животных в зоопарке, именно эти рисунки и привлекли к себе внимание членов комиссии.

В свои девятнадцать лет, Вячеслав Котеночкин отличался живым и неуемным характером: проводил вечера в ЦДСА, где танцевал на веранде, осваивал навыки вождения яхты на Химкинском водохранилище, старался не пропускать новинки американского кино и московские театральные премьеры.

Возможно, поэтому его привлекло игровое, динамичное мультипликационное кино. Котеночкину предстояло стать членом высокопрофессионального коллектива: тогда на «Союзмультфильме» работали А. Иванов, И. Иванов-Вано, В. и 3. Брумберг, М. Пащенко.

Учителем Вячеслава Михайловича Котеночкина на курсах стал И. Иванов-Вано. Он разрешил начинающему художнику сделать несколько кадров для фильма «Чужой голос».

Впервые в качестве художника-мультипликатора Котеночкин попробовал себя в работе над сказкой «Серая шейка» (1948) по повести Дмитрия Мамина-Сибиряка, где создал интерпретации практически всех персонажей фильма: Серой Шейки, Зайца, Старого Зайца, Лисы. Позже режиссеры картины Л. Амальрик и В. Полковников пригласили Котеночкина и в свой следующий фильм «Высокая горка» (1951).

В «Чудеснице» (1957) он уже работал как художник, создающий главный рисунок: придумывал облик действующих героев, их характеры.

Впервые как режиссер он выступил в картине «Мы такие мастера» (1962). Первоначально сюжет планировался для «Фитиля», но не уложился в жестко ограниченное время и превратился в самостоятельный мультфильм.

На студии «Союзмультфильм», Вячеслав Михайлович Котеночкин прошел путь от художника-мультипликатора до художника-постановщика и затем стал режиссером-постановщиком. Освоив все стадии создания рисованного фильма, он смог собрать команду, сделавшую первый отечественный сериал «Ну, погоди!», к которому было изготовлено 270 тысяч рисунков.

Режиссер считал, что успех картины был предопределен: сюжет динамичный, все действие происходит в хорошо знакомой среде, музыкальным фоном служили шлягеры тех лет, основная мысль картины — не нужно обижать маленьких — была простой и понятной.

Режиссер был удостоен звания заслуженного деятеля искусств, народного артиста, лауреата Государственной премии, ордена Дружбы народов и польского «Ордена улыбки».

Вячеслав Котеночкин вырастил и своего преемника, сына Алексея, также ставшего художником-мультипликатором. Вместе они работали в «Старой пластинке», последних сериях «Ну, погоди!», делали сатирические сюжеты для «Фитиля».

biografiivsem.ru

Котеночкин, Вячеслав - это... Что такое Котеночкин, Вячеслав?

 Котеночкин, Вячеслав русский режиссёр-мультипликатор Дата рождения: Место рождения: Дата смерти: Место смерти: Награды и премии:
Вячеслав Михайлович Котёночкин

20 июня 1927

Москва

20 ноября 2000

Москва

Вячесла́в Миха́йлович Котёночкин (20 июня 1927 — 20 ноября 2000), советский режиссёр, художник и аниматор. Постановщик мультфильмов «Баня», «Лягушка-путешественница», «Странная птица», «Ну, погоди!», «Старая пластинка». Народный артист России (1987). Лауреат Государственной премии СССР (1988).

Биография

Вячеслав Михайлович Котёночкин родился 20 июня 1927 года в Москве. В годы Великой Отечественной войны учился в артиллерийской школе.

Почтовая марка СССР

Увлечение рисованием — и, по его собственному признанию, «легкомысленная фамилия» — привели Котёночкина на студию «Союзмультфильм». В 1947 году окончил курсы мультипликаторов при киностудии «Союзмультфильм» и начал работать на студии сначала художником-мультипликатором, а затем художником-постановщиком. С 1962 года — режиссёр.

Принимал участие в создании более 80-ти картин. Увлекался «одушевлением» ритмических, «быстрых» эпизодов. Как режиссёр часто снимал сюжеты для киножурнала «Фитиль», делал анимационные вставки для художественных фильмов «Путешествие в апрель» и «Всё для вас».

Большую популярность заслужил у зрителей мультфильм «Лягушка-путешественница» (1965), однако слава пришла к Котёночкину после создания мультфильма «Ну, погоди!» (1969). Приключения Волка и Зайца пользовались огромной любовью зрителей, и по многочисленным просьбам и взрослых, и детей создатели сериала не раз снимали новые серии.

В 1988 году Вячеслав Котёночкин был удостоен Государственной премии СССР. В 1999 году вышла книга воспоминаний прославленного режиссёра-мультипликатора «Ну, Котёночкин, погоди!».

Скончался Вячеслав Котёночкин 20 ноября 2000 в Москве.

Семья

Призы

Фильмография

Художник-мультипликатор

Режиссёр

  • «Путешествие в апрель» (1962)
  • «Мы такие мастера» (1963)
  • «Следы на асфальте» (1964)
  • «Лягушка-путешественница» (1965)
  • «Межа» (1967)
  • «Пророки и уроки» (1967)
  • «Ну, погоди! (Выпуск 1)» (1969)
  • «Фальшивая нота» (1969)
  • «Ну, погоди! (Выпуск 2)» (1970)
  • «Ну, погоди! (Выпуск 3)» (1971)
  • «Ну, погоди! (Выпуск 4)» (1971)
  • «Ну, погоди! (Выпуск 5)» (1972)
  • «Песня о юном барабанщике» (1972)
  • «Ну, погоди! (Выпуск 6)» (1973)
  • «Ну, погоди! (Выпуск 7)» (1973)
  • «Ну, погоди! (Выпуск 8)» (1974)
  • «На лесной тропе» (1975)
  • «Ну, погоди! (Выпуск 9)» (1976)
  • «Ну, погоди! (Выпуск 10)» (1976)
  • «Ну, погоди! (Выпуск 11)» (1977)
  • «Ну, погоди! (Выпуск 12)» (1978)
  • «Кто получит приз» (1979)
  • «Ну, погоди! (Выпуск 13)» (1980)
  • «Он попался!» (1981)
  • «Старая пластинка» (1982)
  • «Попался, который кусался» (1983)
  • «Ну, погоди! (Выпуск 14)» (1984)
  • «Ну, погоди! (Выпуск 15)» (1985)
  • «Ну, погоди! (Выпуск 16)» (1986)
  • «Котёнок с улицы Лизюкова» (1988)
  • «Ну, погоди! (Выпуск 17)» (1993)
  • «Ну, погоди! (Выпуск 18)» (1993)

Сценарист

  • «На лесной тропе» (1975)
  • «Старая пластинка» (1982)

Художник-постановщик

Аниматор

Сюжеты из киножурнала «Фитиль»

Режиссёр
  • «Вирус равнодушия. Реваншист („Фитиль“ № 3)» (1962)
  • «Собачий бред („Фитиль“ № 54)» (1967)
  • «А вот и я! („Фитиль“ № 58)» (1967)
  • «Зайкины рога („Фитиль“ № 61)» (1967)
  • «Дважды два („Фитиль“ № 71)» (1968)
  • «Есть ли жизнь на Марсе („Фитиль“ № 80)» (1969)
  • «Бегуны и опекуны („Фитиль“ № 84)» (1969)
  • «Безответственный ответственный (Фитиль № 100)» (1970)
  • «Весёлые ребята („Фитиль“ № 126)» (1972)
  • «Музыкальный эксперимент („Фитиль“ № 134)» (1973)
  • «Зубок („Фитиль“ № 141)» (1974)
  • «Сюрприз („Фитиль“ № 145)» (1974)
  • «Нечистая сила („Фитиль“ № 315)» (1988)
  • «Средняя индивидуальность („Фитиль“ № 310)» (1988)
Сценарист

См. также

Ссылки

Литература

  • Котёночкин В. М. Ну, Котёночкин, погоди! — М.: Алгоритм, 1999. — 269 с — ISBN 5-88878-026-X.

Мультфильмы Вячеслава Котёночкина

 

Wikimedia Foundation. 2010.

  • Котеночкин Алексей Вячеславович
  • Котеночкин, Вячеслав Михайлович

Смотреть что такое "Котеночкин, Вячеслав" в других словарях:

  • Котеночкин, Вячеслав Михайлович — Род. 1927, ум. 2000. Режиссер мультипликатор, художник. Выпускник курсов художников при киностудии "Союзмультфильм" (1947). Работы: "Мы такие мастера" (1963), "Лягушка путешественница" (1965), "Межа" (1966) …   Большая биографическая энциклопедия

  • КОТЕНОЧКИН Вячеслав Михайлович — (р. 1927) российский кинорежиссер мультипликатор, художник, народный артист России (1987). Поставил фильмы: Мы такие мастера (1963), Лягушка путешественница (1965), многосерийный Ну, погоди! (1969 92), Он попался (1981) и др. Государственная… …   Большой Энциклопедический словарь

  • КОТЕНОЧКИН Вячеслав Михайлович — (20.06.1927 20.11.2000, Москва), режиссер. Народный артист РСФСР;Лауреат Государственной премии СССР. Окончил противотанковое артиллерийское училище в Пензе (1945), курсы художников при киностудии «Союзмультфильм» (1947). С 1947 худжник, затем… …   Энциклопедия кино

  • Котеночкин, Вячеслав Михайлович — Вячеслав Михайлович Котёночкин русский режиссёр мультипликатор Дата рождения: 20 июня 1927 Место рождения: Москва Дата смерти: 20 ноября 2000 Место смерти …   Википедия

  • Котеночкин Вячеслав Михайлович — Вячеслав Михайлович Котёночкин русский режиссёр мультипликатор Дата рождения: 20 июня 1927 Место рождения: Москва Дата смерти: 20 ноября 2000 Место смерти …   Википедия

  • Вячеслав Котеночкин — Биография Вячеслава Котеночкина Режиссёр мультипликатор Вячеслав Михайлович Котеночкин родился 20 июня 1927 года в Москве. В 1942 году, окончив семь классов, поступил в артиллерийскую спецшколу, где проучился до десятого класса и где прошел… …   Энциклопедия ньюсмейкеров

  • Вячеслав Котеночкин режиссера "Ну погоди!" — Вячеслав Котеночкин родился 20 июня 1927 года. В 1942 году, окончив семь классов, поступил в артиллерийскую спецшколу, где проучился до десятого класса и где прошел военную подготовку (позднее такие спецшколы были преобразованы в суворовские… …   Энциклопедия ньюсмейкеров

  • Котеночкин В. — Вячеслав Михайлович Котёночкин русский режиссёр мультипликатор Дата рождения: 20 июня 1927 Место рождения: Москва Дата смерти: 20 ноября 2000 Место смерти …   Википедия

  • Котеночкин В. М. — Вячеслав Михайлович Котёночкин русский режиссёр мультипликатор Дата рождения: 20 июня 1927 Место рождения: Москва Дата смерти: 20 ноября 2000 Место смерти …   Википедия

  • Котеночкин — Котёночкин (Котёночкина) Известные носители фамилии Котёночкин Котёночкин, Вячеслав Михайлович (1927 2000) известный российский режиссёр и художник мультфильмов. Котёночкин, Алексей Вячеславович (род. 1958) российский режиссёр и художник… …   Википедия

Книги

  • Дед мороз и лето. Ремастированный (DVD), Караваев В., Хитрук Федор Савельевич, Котеночкин Вячеслав, Качанов Роман Абелевич, Сокольский Г., Дежкин Б., Данилевич В., Самсонов В.. Сборник мультфильмов: "Дед Мороз и лето""Варежка""Серебряное копытце""Снежные дорожки""Мы с Джеком""Топтыжка""Ну, погоди!""Поросенок в колючей шубке" Цветной. Звук: русский DD 5. 1, 1. 0 … Подробнее  Купить за 677 руб
  • Ну, погоди! 9-16 серии. Ремастированный (DVD), Котеночкин Вячеслав. …Вот уже много лет с устрашающим возгласом "Ну, погоди!"Волк преследует симпатичного Зайца, который, используя всевозможные ухищрения, удирает рот своего грозного преследователя, по… Подробнее  Купить за 677 руб
Другие книги по запросу «Котеночкин, Вячеслав» >>

dic.academic.ru

Биография Вячеслава Котеночкина - РИА Новости, 20.06.2012

20 июня - 85 лет назад родился Вячеслав Михайлович Котеночкин, кинорежиссер-мультипликатор, художник, создатель знаменитой мультсерии "Ну, погоди!".

20 июня - 85 лет назад родился Вячеслав Михайлович Котеночкин, кинорежиссер-мультипликатор, художник, создатель знаменитой мультсерии "Ну, погоди!".

Режиссёр-мультипликатор Вячеслав Михайлович Котеночкин родился 20 июня 1927 года в Москве.

В 1942 году, окончив семь классов, поступил в артиллерийскую спецшколу, где проучился до десятого класса и где прошел военную подготовку. Оттуда его направили в противотанковое артиллерийское училище в Пензе.

В 1947 году окончил курсы художников-мультипликаторов при киностудии "Союзмультфильм" и был зачислен в штат студии художником.

С 1948 года Котеночкин работал как художник-мультипликатор, с 1962 - и как режиссер.

Первой его режиссерской работой был фильм "Мы такие мастера" (1963). Широкую популярность заслужили у зрителей мультфильмы "Аленький цветочек" (1952), "Необыкновенный матч" (1955), "Лягушка-путешественница" (1965), многосерийный "Ну, погоди!". Вячеслав Котеночкин снял 18 серий мультфильма. Первая серия вышла на экраны в 1969 году, заключительная, 18-я серия, в 1993 году.

19-ю и 20-ю серии мультфильмов снял сын режиссера Вячеслава Котеночкина Алексей в 2005 году.

В 1967 году мультипликационный фильм Котеночкина "Следы на асфальте" (1964) получил серебряную медаль в категории кукольных и рисованных фильмов на IV Международном фестивале фильмов соцстран по охране труда в Будапеште (Венгрия).

В 1971 году четвертый выпуск "Ну, погоди!" был удостоен приза на кинофестивале спортивных фильмов в Кортина-д-Ампеццо (Италия).

Серия фильмов "Ну, погоди!" принесла Котёночкину славу не только в СССР. В Болгарии появилось кафе "Ну, погоди!", а польские дети в 1985 году присудили Котёночкину награду "Орден улыбки".

Как режиссёр Котеночкин часто снимал сюжеты для киножурнала "Фитиль", делал анимационные вставки для художественных фильмов "Путешествие в апрель" (1962) и "Всё для вас" (1964).

В 1987 году Котёночкину было присвоено звание народного артиста РСФСР.

В 1988 году Вячеслав Котеночкин был удостоен Государственной премии СССР.

В 1999 году вышла книга его воспоминаний "Ну, Котеночкин, погоди!".

Котеночкин был президентом студии "Союзмультфильм" и детского анимационного фестиваля "Золотая рыбка".

В 2003 году в Воронеже была открыта скульптурная композиция "Котенок с улицы Лизюкова" в честь героя одноименного мультфильма, созданного в 1988 году Вячеславом Котеночкиным.

За творческую жизнь Вячеслав Котеночкин участвовал в создании более 80 картин.

Вячеслав Котеночкин был женат на балерине Тамаре Вишневой, сын режиссера Алексей – аниматор, режиссер; дочь – Наталья (от первого брака).

Умер Вячеслав Котеночкин 20 ноября 2000 года.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

ria.ru

Котёночкин, Вячеслав Михайлович — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Котёночкин.

Вячесла́в Миха́йлович Котёночкин (20 июня 1927, Москва — 20 ноября 2000, Москва) — советский режиссёр-мультипликатор, художник и художник-мультипликатор. Постановщик мультфильмов «Котёнок с улицы Лизюкова», «Попался, который кусался!», «Баня», «Лягушка-путешественница», «Странная птица», «Ну, погоди!», «Старая пластинка». Народный артист РСФСР (1987). Лауреат Государственной премии СССР (1988).

Биография

Вячеслав Михайлович Котёночкин родился 20 июня 1927 года в Москве. В годы Великой Отечественной войны (с 1942 года) учился в артиллерийской спецшколе. Был направлен в противотанковое артиллерийское училище в Пензе, которое окончил в 1945 году.

Увлечение рисованием — и, по его собственному признанию, «легкомысленная фамилия» — привели Котёночкина на студию «Союзмультфильм». В 1947 году окончил курсы мультипликаторов при киностудии «Союзмультфильм» и начал работать на студии сначала художником-мультипликатором, а затем художником-постановщиком. С 1962 года — режиссёр.

Принимал участие в создании более 80 картин. Увлекался «одушевлением» ритмических, «быстрых» эпизодов. Как режиссёр часто снимал сюжеты для киножурнала «Фитиль», делал мультипликационные вставки для художественных фильмов «Путешествие в апрель» и «Всё для вас».

Большую популярность заслужил у зрителей мультфильм «Лягушка-путешественница» (1965), однако слава пришла к Котёночкину после создания мультфильма «Ну, погоди!» (1969)[1]. Приключения Волка и Зайца пользовались огромной любовью зрителей, и по многочисленным просьбам и взрослых, и детей создатели сериала не раз снимали новые серии.

В 1988 году Вячеслав Котёночкин был удостоен Государственной премии СССР. В 1999 году вышла его книга воспоминаний «Ну, Котёночкин, погоди!».

Скончался Вячеслав Котёночкин 20 ноября 2000 г. в Москве. Похоронен в г. Москве на Ваганьковском кладбище (уч. № 23).

Семья

Награды

Призы на фестивалях

Фильмография

Художник-мультипликатор

Режиссёр

  • «Путешествие в апрель» (1962)
  • «Мы такие мастера» (1963)
  • «Следы на асфальте» (1964)
  • «Лягушка-путешественница» (1965)
  • «Межа» (1967)
  • «Пророки и уроки» (1967)
  • «Фальшивая нота» (1969)
  • «Ну, погоди! (выпуск 1)» (1969)
  • «Ну, погоди! (выпуск 2)» (1970)
  • «Ну, погоди! (выпуск 3)» (1971)
  • «Ну, погоди! (выпуск 4)» (1971)
  • «Ну, погоди! (выпуск 5)» (1972)
  • «Песня о юном барабанщике» (1972)
  • «Ну, погоди! (выпуск 6)» (1973)
  • «Ну, погоди! (выпуск 7)» (1973)
  • «Ну, погоди! (выпуск 8)» (1974)
  • «На лесной тропе» (1975)
  • «Ну, погоди! (выпуск 9)» (1976)
  • «Ну, погоди! (выпуск 10)» (1976)
  • «Ну, погоди! (выпуск 11)» (1977)
  • «Ну, погоди! (выпуск 12)» (1978)
  • «Кто получит приз» (1979)
  • «Ну, погоди! (выпуск 13)» (1980)
  • «Он попался!» (1981)
  • «Старая пластинка» (1982)
  • «Попался, который кусался!» (1983)
  • «Ну, погоди! (выпуск 14)» (1984)
  • «Ну, погоди! (выпуск 15)» (1985)
  • «Ну, погоди! (выпуск 16)» (1986)
  • «Котёнок с улицы Лизюкова» (1988)
  • «Ну, погоди! (выпуск 17)» (1993)
  • «Ну, погоди! (выпуск 18)» (1993)
  • «Попались все» (1998)

Сценарист

Художник-постановщик

Сюжеты из киножурнала «Фитиль»

Режиссёр
Сценарист
  • «Сюрприз» («Фитиль № 145») (1974)

Напишите отзыв о статье "Котёночкин, Вячеслав Михайлович"

Литература

См. также

Примечания

  1. ↑ Сергей Капков. Вячеслав Котёночкин // [web.archive.org/web/20070713143622/books.interros.ru/index.php?book=mult&id=21&mode=print Наши мультфильмы] / Арсений Мещеряков, Ирина Остаркова. — Интеррос, 2006. — ISBN 5-91105-007-2.
  2. ↑ [graph.document.kremlin.ru/page.aspx?1155567 Указ Президента Российской Федерации от 2 мая 1996 года № 617 «О награждении государственными наградами Российской Федерации»]

Ссылки

Внешние изображения
[andreygoncharov.users.photofile.ru/photo/andreygoncharov/150080043/xlarge/152483026.jpg Надгробный памятник на Ваганьковском кладбище.]
  • [film.ru/sk-news/article.asp?ID=1992 Одно из последних интервью Вячеслава Котёночкина]
  • [animator.ru/articles/article.phtml?id=3 Е. Мигунов. Про Славу Котёночкина]
  • [www.animator.ru/db/?p=show_person&pid=1062 Котёночкин, Вячеслав Михайлович] на «Аниматор.ру»
  • Vyacheslav Kotyonochkin (1927–2000) (англ.) на сайте Internet Movie Database
  • [russiancinema.ru/names/name467/ Котёночкин Вячеслав Михайлович — Энциклопедия отечественного кино]

Отрывок, характеризующий Котёночкин, Вячеслав Михайлович

Несколько десятков тысяч человек лежало мертвыми в разных положениях и мундирах на полях и лугах, принадлежавших господам Давыдовым и казенным крестьянам, на тех полях и лугах, на которых сотни лет одновременно сбирали урожаи и пасли скот крестьяне деревень Бородина, Горок, Шевардина и Семеновского. На перевязочных пунктах на десятину места трава и земля были пропитаны кровью. Толпы раненых и нераненых разных команд людей, с испуганными лицами, с одной стороны брели назад к Можайску, с другой стороны – назад к Валуеву. Другие толпы, измученные и голодные, ведомые начальниками, шли вперед. Третьи стояли на местах и продолжали стрелять. Над всем полем, прежде столь весело красивым, с его блестками штыков и дымами в утреннем солнце, стояла теперь мгла сырости и дыма и пахло странной кислотой селитры и крови. Собрались тучки, и стал накрапывать дождик на убитых, на раненых, на испуганных, и на изнуренных, и на сомневающихся людей. Как будто он говорил: «Довольно, довольно, люди. Перестаньте… Опомнитесь. Что вы делаете?» Измученным, без пищи и без отдыха, людям той и другой стороны начинало одинаково приходить сомнение о том, следует ли им еще истреблять друг друга, и на всех лицах было заметно колебанье, и в каждой душе одинаково поднимался вопрос: «Зачем, для кого мне убивать и быть убитому? Убивайте, кого хотите, делайте, что хотите, а я не хочу больше!» Мысль эта к вечеру одинаково созрела в душе каждого. Всякую минуту могли все эти люди ужаснуться того, что они делали, бросить всо и побежать куда попало. Но хотя уже к концу сражения люди чувствовали весь ужас своего поступка, хотя они и рады бы были перестать, какая то непонятная, таинственная сила еще продолжала руководить ими, и, запотелые, в порохе и крови, оставшиеся по одному на три, артиллеристы, хотя и спотыкаясь и задыхаясь от усталости, приносили заряды, заряжали, наводили, прикладывали фитили; и ядра так же быстро и жестоко перелетали с обеих сторон и расплюскивали человеческое тело, и продолжало совершаться то страшное дело, которое совершается не по воле людей, а по воле того, кто руководит людьми и мирами. Тот, кто посмотрел бы на расстроенные зады русской армии, сказал бы, что французам стоит сделать еще одно маленькое усилие, и русская армия исчезнет; и тот, кто посмотрел бы на зады французов, сказал бы, что русским стоит сделать еще одно маленькое усилие, и французы погибнут. Но ни французы, ни русские не делали этого усилия, и пламя сражения медленно догорало. Русские не делали этого усилия, потому что не они атаковали французов. В начале сражения они только стояли по дороге в Москву, загораживая ее, и точно так же они продолжали стоять при конце сражения, как они стояли при начале его. Но ежели бы даже цель русских состояла бы в том, чтобы сбить французов, они не могли сделать это последнее усилие, потому что все войска русских были разбиты, не было ни одной части войск, не пострадавшей в сражении, и русские, оставаясь на своих местах, потеряли половину своего войска. Французам, с воспоминанием всех прежних пятнадцатилетних побед, с уверенностью в непобедимости Наполеона, с сознанием того, что они завладели частью поля сраженья, что они потеряли только одну четверть людей и что у них еще есть двадцатитысячная нетронутая гвардия, легко было сделать это усилие. Французам, атаковавшим русскую армию с целью сбить ее с позиции, должно было сделать это усилие, потому что до тех пор, пока русские, точно так же как и до сражения, загораживали дорогу в Москву, цель французов не была достигнута и все их усилия и потери пропали даром. Но французы не сделали этого усилия. Некоторые историки говорят, что Наполеону стоило дать свою нетронутую старую гвардию для того, чтобы сражение было выиграно. Говорить о том, что бы было, если бы Наполеон дал свою гвардию, все равно что говорить о том, что бы было, если б осенью сделалась весна. Этого не могло быть. Не Наполеон не дал своей гвардии, потому что он не захотел этого, но этого нельзя было сделать. Все генералы, офицеры, солдаты французской армии знали, что этого нельзя было сделать, потому что упадший дух войска не позволял этого. Не один Наполеон испытывал то похожее на сновиденье чувство, что страшный размах руки падает бессильно, но все генералы, все участвовавшие и не участвовавшие солдаты французской армии, после всех опытов прежних сражений (где после вдесятеро меньших усилий неприятель бежал), испытывали одинаковое чувство ужаса перед тем врагом, который, потеряв половину войска, стоял так же грозно в конце, как и в начале сражения. Нравственная сила французской, атакующей армии была истощена. Не та победа, которая определяется подхваченными кусками материи на палках, называемых знаменами, и тем пространством, на котором стояли и стоят войска, – а победа нравственная, та, которая убеждает противника в нравственном превосходстве своего врага и в своем бессилии, была одержана русскими под Бородиным. Французское нашествие, как разъяренный зверь, получивший в своем разбеге смертельную рану, чувствовало свою погибель; но оно не могло остановиться, так же как и не могло не отклониться вдвое слабейшее русское войско. После данного толчка французское войско еще могло докатиться до Москвы; но там, без новых усилий со стороны русского войска, оно должно было погибнуть, истекая кровью от смертельной, нанесенной при Бородине, раны. Прямым следствием Бородинского сражения было беспричинное бегство Наполеона из Москвы, возвращение по старой Смоленской дороге, погибель пятисоттысячного нашествия и погибель наполеоновской Франции, на которую в первый раз под Бородиным была наложена рука сильнейшего духом противника.

Для человеческого ума непонятна абсолютная непрерывность движения. Человеку становятся понятны законы какого бы то ни было движения только тогда, когда он рассматривает произвольно взятые единицы этого движения. Но вместе с тем из этого то произвольного деления непрерывного движения на прерывные единицы проистекает большая часть человеческих заблуждений. Известен так называемый софизм древних, состоящий в том, что Ахиллес никогда не догонит впереди идущую черепаху, несмотря на то, что Ахиллес идет в десять раз скорее черепахи: как только Ахиллес пройдет пространство, отделяющее его от черепахи, черепаха пройдет впереди его одну десятую этого пространства; Ахиллес пройдет эту десятую, черепаха пройдет одну сотую и т. д. до бесконечности. Задача эта представлялась древним неразрешимою. Бессмысленность решения (что Ахиллес никогда не догонит черепаху) вытекала из того только, что произвольно были допущены прерывные единицы движения, тогда как движение и Ахиллеса и черепахи совершалось непрерывно. Принимая все более и более мелкие единицы движения, мы только приближаемся к решению вопроса, но никогда не достигаем его. Только допустив бесконечно малую величину и восходящую от нее прогрессию до одной десятой и взяв сумму этой геометрической прогрессии, мы достигаем решения вопроса. Новая отрасль математики, достигнув искусства обращаться с бесконечно малыми величинами, и в других более сложных вопросах движения дает теперь ответы на вопросы, казавшиеся неразрешимыми. Эта новая, неизвестная древним, отрасль математики, при рассмотрении вопросов движения, допуская бесконечно малые величины, то есть такие, при которых восстановляется главное условие движения (абсолютная непрерывность), тем самым исправляет ту неизбежную ошибку, которую ум человеческий не может не делать, рассматривая вместо непрерывного движения отдельные единицы движения. В отыскании законов исторического движения происходит совершенно то же. Движение человечества, вытекая из бесчисленного количества людских произволов, совершается непрерывно. Постижение законов этого движения есть цель истории. Но для того, чтобы постигнуть законы непрерывного движения суммы всех произволов людей, ум человеческий допускает произвольные, прерывные единицы. Первый прием истории состоит в том, чтобы, взяв произвольный ряд непрерывных событий, рассматривать его отдельно от других, тогда как нет и не может быть начала никакого события, а всегда одно событие непрерывно вытекает из другого. Второй прием состоит в том, чтобы рассматривать действие одного человека, царя, полководца, как сумму произволов людей, тогда как сумма произволов людских никогда не выражается в деятельности одного исторического лица. Историческая наука в движении своем постоянно принимает все меньшие и меньшие единицы для рассмотрения и этим путем стремится приблизиться к истине. Но как ни мелки единицы, которые принимает история, мы чувствуем, что допущение единицы, отделенной от другой, допущение начала какого нибудь явления и допущение того, что произволы всех людей выражаются в действиях одного исторического лица, ложны сами в себе. Всякий вывод истории, без малейшего усилия со стороны критики, распадается, как прах, ничего не оставляя за собой, только вследствие того, что критика избирает за предмет наблюдения большую или меньшую прерывную единицу; на что она всегда имеет право, так как взятая историческая единица всегда произвольна. Только допустив бесконечно малую единицу для наблюдения – дифференциал истории, то есть однородные влечения людей, и достигнув искусства интегрировать (брать суммы этих бесконечно малых), мы можем надеяться на постигновение законов истории. Первые пятнадцать лет XIX столетия в Европе представляют необыкновенное движение миллионов людей. Люди оставляют свои обычные занятия, стремятся с одной стороны Европы в другую, грабят, убивают один другого, торжествуют и отчаиваются, и весь ход жизни на несколько лет изменяется и представляет усиленное движение, которое сначала идет возрастая, потом ослабевая. Какая причина этого движения или по каким законам происходило оно? – спрашивает ум человеческий. Историки, отвечая на этот вопрос, излагают нам деяния и речи нескольких десятков людей в одном из зданий города Парижа, называя эти деяния и речи словом революция; потом дают подробную биографию Наполеона и некоторых сочувственных и враждебных ему лиц, рассказывают о влиянии одних из этих лиц на другие и говорят: вот отчего произошло это движение, и вот законы его. Но ум человеческий не только отказывается верить в это объяснение, но прямо говорит, что прием объяснения не верен, потому что при этом объяснении слабейшее явление принимается за причину сильнейшего. Сумма людских произволов сделала и революцию и Наполеона, и только сумма этих произволов терпела их и уничтожила.

wiki-org.ru

Котёночкин Вячеслав Михайлович Википедия

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Котёночкин.

Вячесла́в Миха́йлович Котёночкин (20 июня 1927, Москва — 20 ноября 2000, там же) — советский режиссёр-мультипликатор, художник и художник-мультипликатор. Постановщик мультфильмов «Котёнок с улицы Лизюкова», «Попался, который кусался!», «Баня», «Лягушка-путешественница», «Странная птица», «Ну, погоди!», «Старая пластинка». Народный артист РСФСР (1987). Лауреат Государственной премии СССР (1988).

Биография

Вячеслав Михайлович Котёночкин родился 20 июня 1927 года в Москве. В годы Великой Отечественной войны (с 1942 года) учился в артиллерийской спецшколе. Был направлен в противотанковое артиллерийское училище в Пензе, которое окончил в 1945 году.

Увлечение рисованием — и, по его собственному признанию, «легкомысленная фамилия» — привели Котёночкина на студию «Союзмультфильм». В 1947 году окончил курсы мультипликаторов при киностудии «Союзмультфильм» и начал работать на студии сначала художником-мультипликатором, а затем художником-постановщиком. С 1962 года — режиссёр.

Принимал участие в создании более 80 картин. Увлекался «одушевлением» ритмических, «быстрых» эпизодов. Как режиссёр часто снимал сюжеты для киножурнала «Фитиль», делал мультипликационные вставки для художественных фильмов «Путешествие в апрель» и «Всё для вас».

Большую популярность заслужил у зрителей мультфильм «Лягушка-путешественница» (1965), однако слава пришла к Котёночкину после создания мультфильма «Ну, погоди!» (1969)[1]. Приключения Волка и Зайца пользовались огромной любовью зрителей, и по многочисленным просьбам и взрослых, и детей создатели сериала не раз снимали новые серии.

В 1988 году Вячеслав Котёночкин был удостоен Государственной премии СССР. В 1999 году вышла его книга воспоминаний «Ну, Котёночкин, погоди!».

Скончался Вячеслав Котёночкин 20 ноября 2000 г. в Москве. Похоронен в г. Москве на Ваганьковском кладбище (уч. № 23).

Семья

Награды

Призы на фестивалях

Фильмография

Экспозиция «Режиссёры киностудии „Союзмультфильм“. В. М. Котёночкин». 2014 год. Скульптурная композиция Волка и Зайца из «Ну, погоди!» Почтовая марка СССР «Ну, погоди!»

Художник-мультипликатор

Режиссёр

  • «Путешествие в апрель» (1962)
  • «Мы такие мастера» (1963)
  • «Следы на асфальте» (1964)
  • «Лягушка-путешественница» (1965)
  • «Межа» (1967)
  • «Пророки и уроки» (1967)
  • «Фальшивая нота» (1969)
  • «Ну, погоди! (выпуск 1)» (1969)
  • «Ну, погоди! (выпуск 2)» (1970)
  • «Ну, погоди! (выпуск 3)» (1971)
  • «Ну, погоди! (выпуск 4)» (1971)
  • «Ну, погоди! (выпуск 5)» (1972)
  • «Песня о юном барабанщике» (1972)
  • «Ну, погоди! (выпуск 6)» (1973)
  • «Ну, погоди! (выпуск 7)» (1973)
  • «Ну, погоди! (выпуск 8)» (1974)
  • «На лесной тропе» (1975)
  • «Ну, погоди! (выпуск 9)» (1976)
  • «Ну, погоди! (выпуск 10)» (1976)
  • «Ну, погоди! (выпуск 11)» (1977)
  • «Ну, погоди! (выпуск 12)» (1978)
  • «Кто получит приз» (1979)
  • «Ну, погоди! (выпуск 13)» (1980)
  • «Он попался!» (1981)
  • «Старая пластинка» (1982)
  • «Попался, который кусался!» (1983)
  • «Ну, погоди! (выпуск 14)» (1984)
  • «Ну, погоди! (выпуск 15)» (1985)
  • «Ну, погоди! (выпуск 16)» (1986)
  • «Котёнок с улицы Лизюкова» (1988)
  • «Ну, погоди! (выпуск 17)» (1993)
  • «Ну, погоди! (выпуск 18)» (1993)
  • «Попались все» (1998)

Сценарист

Художник-постановщик

Сюжеты из киножурнала «Фитиль»

Режиссёр
  • «Вирус равнодушия. Реваншист» («Фитиль № 3») (1962)
  • «Собачий бред» («Фитиль № 54») (1967)
  • «А вот и я!» («Фитиль № 58») (1967)
  • «Зайкины рога» («Фитиль № 61») (1967)
  • «Дважды два» («Фитиль № 71») (1968)
  • «Есть ли жизнь на Марсе» («Фитиль № 80») (1969)
  • «Бегуны и опекуны» («Фитиль № 84») (1969)
  • «Безответственный ответственный» («Фитиль № 100») (1970)
  • «Весёлые ребята» («Фитиль № 126») (1972)
  • «Музыкальный эксперимент» («Фитиль № 134») (1973)
  • «Зубок» («Фитиль № 141») (1974)
  • «Сюрприз» («Фитиль № 145») (1974)
  • «Руками не трогать» («Фитиль № 182») (1977)
  • «Удивительные башмачки» («Фитиль № 183») (1977)
  • «Запрещённый приём» («Фитиль № 206») (1979)
  • «Средняя индивидуальность» («Фитиль № 310») (1988)
  • «Нечистая сила» («Фитиль № 315») (1988)
Сценарист
  • «Сюрприз» («Фитиль № 145») (1974)

Литература

См. также

Примечания

Ссылки

wikiredia.ru