Корнилов, Константин Николаевич. Корнилов к н


Корнилов Константин Николаевич | Мир Психологии

Корнилов Константин Николаевич

КОРНИЛОВ КОНСТАНТИН НИКОЛАЕВИЧ

Корнилов Константин Николаевич (1879-1957) - рос. сов. психолог, создатель реактологии, ученик Г.И. Челпанова, выступивший против своего учителя и всей т.н. субъективной психологии.

В нач. 1920-х гг. предложил программу построения психологии на новой методологической основе - философии марксизма. Однако предложенный им путь создания новой психологии не имел ничего общего с последней и предполагал механический синтез интроспективной психологии сознания и «объективного» подхода в психологии в лице бихевиоризма и рефлексологии с формальным использованием марксистской терминологии. Столь же эклектичной оказалась реактология К. как вариант конкретной реализации этой программы. (Е.Е. Соколова)

Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

Корнилов Константин Николаевич (1879–1957) - российский психолог, ученик и сотрудник Г.И. Челпанова, под руководством которого в дореволюционный период провел важные экспериментальные исследования реакций у человека. Разработал концепцию реактологии (1921г.), к-рую в качестве марксистской психологии противопоставлял, с одной стороны, рефлексологии, а с другой - «идеалистической эмпирической психологии».

С 1923 по 1931г. - директор Психологического института в Москве, где пытался построить марксистскую систему психологии. В 1931г. в результате так называемой «реактологической дискуссии» К. отошел от руководства психологической наукой. Впоследствии изучал проблемы воли и характера, участвовал в создании основных учебников по психологии для вузов.

Литература

  • О природе типов простой реакции, „Труды психологического института при Московском Университете“, Т.1, В. 1, 1913.
  • Динамометрический метод исследования реакции, „Труды психологического института при Московском Университете“, Т.1, В. 1, 1913.
  • Новый метод экспериментального исследования воли, „Труды 2–го Съезда по экспериментальной педагогике“, Птрг., 1914.
  • Очерк психологии ребенка дошкольного возраста, М., 1917.
  • Конституция республики учащихся, М., 1918.
  • Основные типы трудовых процессов с точки зрения реактологии, „Вопросы труда“, N 1, 1921.
  • Учение о реакциях человека с психологической точки зрения („реактология“), М., 1921 (3–е изд., М.–Л., 1927)
  • О переходе от одного типа трудовых процессов к другим с точки зрения реактологии, „Организация труда“, N 2, 1922.
  • Психология и марксизм, „Под знаменем марксизма“, 1923, N 1.
  • Диалектический метод в психологии, „Под знаменем марксизма“, 1923, N 1, 107–113.
  • Современная психология и марксизм, Л., 1924 (2–е изд., Л., 1925)
  • Психология и марксизм, в кн.: „Психология и марксизм“. Сборник статей, под ред. К.Н. Корнилова, Л., 1925, 9–24.
  • Психология и марксизм проф. Челпанова, в кн.: „Психология и марксизм“. Сборник статей, под ред. К.Н. Корнилова, Л., 1925.
  • Наивный и диалектический материализм, в кн.: „Психология и марксизм“, Сборник статей, под ред. К.Н. Корнилова, Л., 1925.
  • Учебник психологии, изложенный с точки зрения диалектического материализма, М., 1926.
  • Современное состояние психологии в СССР, в кн.: „Проблемы современной психологии“, под ред. К.Н. Корнилова, Т.3, М.–Л., 1928, 5–25.
  • О взрывных реакциях, в кн.: „Проблемы современной психологии“, под ред. К.Н. Корнилова, Т.3, М.–Л., 1928, 37–44.
  • Сравнительная значимость методов научного исследования в области психологии и педологии с точки зрения марксизма, „Психология“, 1928, Т.1, N 1, 5–27.
  • Воззрения современных механистов на закон сохранения энергии и психику, „Психология“, 1929, Т.2, N 1, 3–15.
  • Kornilow K. Psychology in the light of dialectis matherialism, in: Psychologies of 1930, C.Murchison (Ed.), L., 1930.
  • воспитание моральных качеств, „Красная звезда“, 1941.
  • Принципы изучения личности советского человека, „Вопросы психологии“, 1957, N 5, 131–141.
  • Корнилов К.Н. Рыбников Н.А., Смирнов В.Е., Простейшие школьные психологические опыты, 2–е изд., М., 1916
  • Корнилов К.Н. Теплов Б.М., Шварц Л.М. Психология, 2–е изд., М., 1941.

назад в раздел: Известные психологи, философы мира  /  таблица

www.persev.ru

Корнилов Константин: психолог-академик, реактология

Советский психолог-академик.

В 1898-1905 годах был народным учителем в Сибири.

«О том, как Корнилов «был назначен» директором института, рассказывает один из главных психологов Советского Союза Артур Петровский: после революции из России бегут её лучшие умы... «Уезжают музыканты, композиторы, балетмейстеры, но пока психологи находятся на месте, потому что продолжается нормальная работа. А так как они, в основном, заняты эмпирической психологией, то политика, казалось бы, их вообще не должна была волновать и затрагивать.Так продолжалось до 1923 года. Именно тогда происходит первое изменение в нашей науке. В конце 1922 года была опубликована статья Ленина «О значении воинствующего материализма «. Ее, по-видимому, очень внимательно прочитали несколько психологов, и им стало понятно, что надо «перестраивать свои ряды». Первым на это откликнулся ближайший сотрудник Челпанова - Константин Николаевич Корнилов, в прошлом алтайский учитель. На первом психоневрологическом съезде в 1923 году прозвучал его доклад, который буквально оглушил слушателей. Назывался он «Психология и марксизм». В нём Корниловым была поставлена задача перестроить психологию на базе марксизма, диалектического материализма, рассматривая марксизм как единственную философскую базу для развития психологической науки. А до выступления Корнилова психологи ориентировались, в зависимости от позиции того или иного учёного, на разные философские течения: идеал-реализм, неокантианство и многие другие».

Шевцов А.А., Общая культурно-историческая психология, СПб, «Тропа Троянова»,  2007 г., с. 210.

 

Догматически усвоив азы марксизма, К.Н. Корнилов критиковал своего учителя Г.И. Челпанова и рефлексологию В.М. Бехтерева.

В 20-х годах «Споры вращались вокруг вопроса о том, как соотносятся телесное (работа организма) и внутрипсихическое (акты сознания), объективное (внешне наблюдаемое) и субъективное (в образе данного в самонаблюдении), индивидуальное (поскольку сознание неотчуждаемо от индивида) и социальное (поскольку личное сознание зависит от общественного). Эти антитезисы витали перед взором каждого, кто отважился вступить на зыбкую почву психологии, в том числе и призвавшего внедрить в неё марксизм К.Н. Корнилова. Взятое им из арсенала экспериментальной психологии понятие о реакции родилось в попытках примирить указанные антитезы под эгидой диалектического материализма. Реакция и объективна, и субъективна, и телесна, и нематериальна (хотя способность материи являть особые нематериальные свойства - это нечто рационально непостижимое). Она индивидуальна и в то же время представляет собой реакцию на социальную (точнее, классовую) среду. В таком заходе усматривалось преимущество марксистской диалектики, одним из стержневых начал которой служит принцип диалектического единства. С тех пор ссылка на диалектическое единство стала «палочкой-выручалочкой» во всех случаях, когда мысль не могла справиться с реальными трудностями выяснения связей между различными порядками явлений. Термин «единство» в лучшем случае намекал на неразлучность этих связей. Но сам по себе он не мог обеспечить приращение знаний об их динамике и логике, об их детерминационных отношениях. Смысл внедрения марксизма в психологию виделся Корнилову в том, чтобы объяснять её явления так называемыми законами диалектики: переходом количества в качество (например, качественные изменения цвета зависят от увеличения или уменьшения электромагнитных колебаний), единства и борьбы противоположностей (скажем, в соотношении процессов возбуждения и торможения), отрицания отрицания (так, инстинктивные бессознательные реакции переходят в сознательные, которые, в свою очередь, автоматизируясь, совершаются без участия сознания). Подобный квазиметодологический подход сводил объяснения к «сумме примеров», иллюстрирующих «вселенские» принципы сведениями о психологических феноменах. «Готовый» закон прилагался к «готовым» фактам. Подобный способ объяснения, в котором усматривалась сила марксистского метода, ничем не обогащал ни знания о психологических закономерностях, ни об эмпирии, которая им подвластна. Его эвристическая ценность была ничтожна».

Ярошевский М.Г., Марксизм в советской психологии ( к социальной роли российской науки), в Сб.: Репрессированная наука / Под ред. М.Г. Ярошевского, Выпуск II, СПб, «Наука», 1994 г., с. 27.

 

В 1923-1930 и 1938-1941 годах – К.Н. Корнилов директор Института психологии. 1928 по 1931 годах - редактор советского журнала «Психология».

 

 

«В результате реактологических исследований не было выявлено никаких конкретных психологических закономерностей, кроме очень незначительных сведений о скорости протекания элементарнейших реакций человека. Правда, Корнилов считал, что открыл новый закон, названный им «Законом однополюсной траты энергии», который заключался в следующем.

Чем больше энергии тратится на мыслительные процессы, тем меньше её остается для проявления движений вовне, то есть, грубо говоря, умственные и физические проявления обратно пропорциональны друг другу.

В принципе эта связь была известна очень давно, обсуждалась, кстати, тем же Сеченовым, но только Корнилов сделал отсюда сверхобобщающие выводы».

Соколова Е.Е., Тринадцать диалогов о психологии, М., «Смысл», 2003 г., с. 285.

 

vikent.ru

КОРНИЛОВ Константин Николаевич это кто такой КОРНИЛОВ Константин Николаевич — Психология.НЭС

КОРНИЛОВ КОНСТАНТИН НИКОЛАЕВИЧ

1879-1957) - рос. сов. психолог, создатель реактологии, ученик Г. И. Челпанова, выступивший против своего учителя и всей т. н. субъективной психологии. В нач. 1920-х гг. предложил программу построения психологии на новой методологической основе - философии марксизма. Однако предложенный им путь создания новой психологии не имел ничего общего с последней и предполагал механический синтез интроспективной психологии сознания и "объективного" подхода в психологии в лице бихевиоризма и рефлексологии с формальным использованием марксистской терминологии. Столь же эклектичной оказалась реактология К. как вариант конкретной реализации этой программы. (Е. Е. Соколова.)

Оцените определение:

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Корнилов Константин Николаевич

(9.03.1879 - 10.07.1957) - отечественный психолог, создатель реактологии.

Биография. С 1898 по 1905 г. был народным учителем в Сибири. В 1910 получил образование в Московском университете. После революции выступил инициатором создания педагогического факультета Московского университета, превращенного в дальнейшем в педагогический институт, где был деканом. Директор Института психологии (1923-30 и 1938-41). С 1943 г. - действительный член и вице-президент АПН РСФСР. С 1928 по 1931 г. - редактор журнала "Психология".

Исследования. На I и II Всероссийских съездах по психоневрологии, проходивших в 1923 и 1924 гг., выдвинул требование построения психологии на марксистской основе, но его собственная реализация такого подхода представляла собой лишь механическое соединение интроспективной психологии сознания и объективного, бихевиористского подхода.

Сочинения. Современная психология и марксизм. Л., 1925;

Учение о реакциях человека с психологической точки зрения. М.-Л., 1927;

Психология. М., 1941 (совм. с Б.М.Тепловым и др.)

Оцените определение:

Источник: И. Кондаков. Психологический словарь, 2000 г

КОРНИЛОВ Константин Николаевич

(1879—1957) — российский психолог, специалист в области педагогической психологии. Автор реактологической концепции. Д-р педагогических наук (1935), профессор (1921). Д. чл. АПН РСФСР (с 1943). Окончил Омскую учительскую семинарию (1898) и Московский ун-т (1910). В 1898-1905 -народный учитель в Сибири. С 1910 — научный сотрудник психологического института Московского университета, с 1916 — приват-доцент ун-та. В 1921 г. по поручению Наркомпроса организовал педагогической факультет 2-го МГУ и был назначен его деканом и профессором кафедры психологии. Его экспериментальные работы 1920-х гг. были посвящены изучению реакций (зависимости скорости и силы реакций от характера деятельности, задачи ит.д). В 1923-1930 и 1938-1941 гг. директор НИИ психологии. В 1935 г. по совокупности работ ему была присуждена степень д-ра педагогических наук. В 1944—1950 гг. К. — вице-президент АПН РСФСР. Редактор ряда педагогических и психологических журналов. На 1-м (1923) и 2-м (1924) Всероссийских съездах по психоневрологии представлял разработанную им концепцию реактологии (1921 г.), которую в качестве марксистской психологии противопоставлял, с одной стороны, рефлексологии, а с другой — идеалистической эмпирической психологии Г.И. Челпанова. В 1931 г. в результате так называемой реактологической дискуссии К. отказался от реактологии. В последние годы жизни разрабатывал принципы целостного изучения личности, проблемы воли и характера. Участвовал в создании основных учебников по психологии для вузов. Автор трудов: Современная психология и марксизм, Л., 1925; Очерк психологии ребенка дошкольного возраста, М., 1927; Учение о реакциях человека с психологической точки зрения (Реактология) , М.-Л., 1927; Учебник психологии, изложенный с точки зрения диалектического материализма, М.-Л., 1931; Психология , М., 1946. А.В. Петровский

Оцените определение:

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах/ Под. ред. Л.А. Карпенко

КОРНИЛОВ КОНСТАНТИН НИКОЛАЕВИЧ

1879 – 1957) — отечественный психолог, автор реактологического учения. В 20–х гг. выдвинул требование построения психологии на марксистской основе, но его собственная реализация такого подхода представляла собой лишь механическое соединение интроспективной психологии сознания и объективного, бихевиористского подхода.

Оцените определение:

Источник: Психология и педагогика, краткий биографический справочник

vocabulary.ru

Корнилов К.Н. | Мир Психологии

- Любой -Atsushi TajimaNishimoto Y.Reinecke W.Richard ZinbargYoshikuni Y.Абраменкова В.В.Абрамова С.Г.Аванесян М.А.Авдеева Н.Н.Аверин А.М.Аверина И.С.Авраменко В.Д.Аврамков Д.В.Агафонова А.О.Адаскина А.А.Адлер АльфредАйдарова Л.И.Айзенк ГансАйрапетян З.В.Акимова М.К.Александров И.О.Александрова Ю.В.Алемаскин М.А.Алёшичева А.В.Алиева Т.И.Аминов Н.А.Амонашвили Ш.А.Ананьев Б.Г.Ананьева К.И.Андреев А.Н.Андреева А.Д.Андронов В.П.Андрущенко Т.Ю.Анохин П.К.Антипова О.С.Антонова И.Б.Антонова Н.В.Анциферова Л.И.Апчел В.Я.АристотельАросьев Д.А.Арсеев И.И.Арсеньев А.С.Артеменков С.Л.Артемов В.А.Артемьева Е.Ю.Арушанова А.Г.Архангельский С.Н.Арцишевская Е.В.Асмолов А.Г.Асташенко А.А.Атаманова И.В.Ах НарциссАшневиц Я.А.Бадалова М.В.Байер И.В.Байтикова Ш.С.Балашова Ю.Ю.Балбасова Е.Г.Балуева О.В.Бангура М.Бандура АльбертБарабанщиков В.А.Бардин К.В.Барцалкина В.В.Басов М.Я.Бассин Ф.В.Батлуцкая Е.И.Бахромеева Г.М.Башмаков В.И.Бекбасов А.Б.Бекеши ДжорджБелова Е.С.Беловол Е.В.Белолуцкая А.К.Белопольский В.И.Беляев Б.В.Бергсон АнриБережковская Е.Л.Березин Ф.Б.Беркли ДжорджБерлянд И.Е.Берн ЭрикБернштейн Н.А.Берт ХеллингерБерцфаи Л.В.Беспалов Б.И.Бехтерев В.М.Библер В.С.Бибрих Р.Р.Бине АльфредБирюков Б.В.Бирюкова Е.Г.Битюцкая Е.В.Битянова М.Р.Благонадежина Л.В.Блейлер ЭйгенБлонский П.П.Блюменфельд Б.М.Богатырев Н.С.Богомаз С.А.Богоявленская Д.Б.Богоявленский Д.Н.Богуславская З.М.Бодалев А.А.Бодуэн Де КуртенэБожович Е.Д.Божович Л.И.Бойко Е.И.Бойко З.В.Бондаренко С.М.Борисенко Н.А.Борисова Е.М.Борисова М.Н.Боркова Т.Н.Боровский В.М.Бостанжиева Т.М.Боцманова М.Э.Бочкарников А.А.Бочкина Е.Брентано ФранцБрунер Д.С.Брушлинский А.В.Бугрименко Е.А.Будницкая И.И.Бунеев Р.Н.Бурштина Н.Е.Бухаров Я.М.Быкова М.В.Бырлиба К.М.Быстрова Ю.А.Бэкон ФрэнсисБэн АлександрБюлер КарлБюлер ШарлоттаВагнер В.А.Вайзер Г.А.Вайцзекер ВикторВаллон АнриВальгард С.Л.Васанов А.Ю.Василевский Ю.Л.Ватерман А.Вахнянская И.Л.Вебер Э.Г.Веденов А.В.Венгер А.Л.Веракса А.Н.Веракса Н.Е.Вербицкий А.А.Вереникина И.М.Вертгеймер МаксВивес Хуан ЛуисВласова М.М.Войтонис Н.В.Войтонис Н.Ю.Волжина А.Ж.Волков И.И.Волков Н.Н.Волокитина М.Н.Волокитина М.П.Воля Е.С.Воробьева В.А.Воробьева Л.И.Воронова А.А.Воронцова Н.И.Вохмянина Т.В.Вудвортс РобертВыготский Л.С.Выскочил Н.А.Высоцкая Е.В.Вяткин А.В.Гаврилова Т.П.Гавриш Н.В.Газнюк Л.М.Галахова Е.И.Галвановскис А.Я.Галль ФранцГальперин П.Я.Гальтон ФрэнсисГамезо М.В.Гартли ДэвидГаршина Н.И.Гейшерик А.М.Геллерштейн С.Г.Гельмгольц ГерманГеоргиев Ф.И.Гербарт ИоганнГильманов С.А.Гиндина Е.Д.Гиневская Т.О.Гинзбург М.Р.Глоба Н.В.Глозман Ж.М.Гоббс ТомасГобуненко Н.И.Годовикова Д.Б.Голенева Л.В.Голод В.И.Голубева Э.А.Голубкова Н.К.Голышева З.В.Гольдштейн КуртГоноболин Ф.Н.Гопфенгауз Е.Н.Горбатенко А.С.Горбов С.Ф.Горбов Ф.Д.Горбова А.В.Горбунов И.А.Гордон А.Г.Горкин А.А.Горлова Е.Л.Горская Г.Б.Горская Л.Я.Горькая Ж.В.Горяшко В.К.Гостева И.А.Граник Г.Г.Грекова Е.Н.Григоренко Е.Л.Грицук С.Ф.Громов М.Д.Громова Л.А.Громыко Ю.В.Грот Н.Я.Гудковский В.А.Гумматова М.К.Гуревич К.М.Гурова Л.Л.Гурова Р.Г.Гурьянов Е.В.Гусейнзаде Ш.Р.Гуськова Т.В.Гуткина Н.И.Давыдов В.В.Давыдова А.Д.Дадоджанов Я.Данилова Е.Е.Данилова Т.П.Данюшевская Т.И.Даунис И.Б.Декарт РенеДемидов А.А.Демокрит АбдерскийДенисенкова Н.С.Деришева Н.В.Джеймс УильямДженис И.Л.Джеральд Р. УиксДианов А.Р.Дильтей ВильгельмДоблаев Л.П.Добрынин Н.Ф.Долголенко Т.Н.Домашенко И.А.Доронова Т.Н.Доскин В.А.Драгунова Т.В.Дубов И.Г.Дубовская Е.М.Дубровина И.В.Дымерский В.Я.Дьюи ДжонДьяков Д.Г.Дьячков А.П.Дюркгейм ЭмильЕвсеева О.В.Евтешина Н.В.Евтюхина О.В.Егоров М.П.Егоров Т.Г.Егорова М.С.Елагина М.Г.Елизарова Н.В.Елисеев О.П.Елисеева И.Н.Елисеева О.О.Елпидифоров Н.Б.Еремина Е.М.Ермакова И.В.Ермолаев О.Ю.Ермолаева-Томина Л.В.Ермолова Т.В.Ефремова Ю.Э.Жадер ЖанерЖане ПьерЖарая А.И.Ждан А.Н.Жегалло А.В.Жеребцов С.Н.Жиляев А.Г.Жинкин Н.И.Жуйков С.Ф.Жуйков Ю.С.Завалишина Д.Н.Завитаев А.А.Загвоздкин В.Зададаев С.А.Зак А.З.Залесский Г.Е.Зальцман А.М.Занков Л.В.Запорожец А.В.Зарецкий В.К.Зарипов Р.Х.Зархин В.Г.Затылкина Т.В.Захаров А.Н.Захарова А.В.Захарова С.А.Зверева В.С.Зверева Н.В.Звягинцева Е.П.Зейгарник Б.В.Зиневич А.С.Зинина А.А.Зинченко В.П.Зинченко П.И.Зинченко Т.П.Знаков В.В.Зоткина Е.Ю.Зотова Е.С.Зубченко А.А.Зыкова В.И.Зырянова Н.М.Иванов М.А.Иванов С.И.Иванова А.Е.Иванова Н.А.Иванченко С.Н.Ивошина Т.Г.Игнатьев В.И.Игнатьев Е.И.Идашкин Ю.В.Изюмова С.А.Ильенков Э.В.Индик Н.К.Иоффе Р.В.Ипполитов Ф.В.Исенина Е.И.Искольдский Н.В.Ительсон Л.Б.Йеркс РобертКабанис ПьерКабанова-Меллер Е.Н.Кабардов М.К.Кавелин К.Д.Кадырбаева Д.Р.Кадыров Б.Р.Кадюкова Л.М.Казанская В.Г.Казанский Н.Калашникова Ю.А.Калинин И.В.Калинина Н.В.Калмыкова З.И.Калюгина Т.В.Каминская М.В.Кан-Калик В.А.Каневская Л.Я.Каневская М.Е.Кант ИммануилКапп ЭрнстКаптелинин В.Н.Капчеля Г.И.Карасева Е.В.Карен ХорниКарл РоджерсКарпенко Л.А.Карпенко М.П.Карпов А.Е.Касвинов С.Г.Кассирер ЭрнстКатрич Г.И.Кекчеев К.Х.Кёлер ВольфгангКеллер ЕленаКелли Джордж АКеннон УолтерКепалайте А.П.Киракосян А.Х.Клаудия СантанаКлимова С.Г.Клипинина Н.В.Клочко В.Е.Кмить Н.И.Ковалев А.Н.Ковалев Г.А.Ковалева Т.М.Коваль В.М.Ковальзон М.Я.Ковтунович М.Г.Кожухова Ю.А.Козицкая Е.И.Козлов В.И.Козлова В.Т.Козлова Н.В.Козлова О.А.Козловский С.М.Коконцева Е.В.Кокун О.М.Колбановский В.Н.Коломиец О.В.Коломинский Я.Л.Комиссар Г.А.Кондаков И.М.КондильякКондратов Р.Р.Кондратьев М.Ю.Кондратьева И.И.Конникова Т.Е.Конопкин О.А.Конрад Э.И.Концевая Л.А.Копытина М.Г.Кореляков Ю.А.Коренблит С.С.Корниенко А.Ф.Корнилов К.Н.Корнилов С.А.Корнилова Т.В.Коровяковская Е.П.Королев В.А.Королёва А.М.Королькова О.А.Корчак ЯнушКоряк Н.М.Коссов Б.Б.Костомарова Н.М.Костюк Г.С.Котельникова Н.В.Котляр И.А.Котова Е.И.Кочубей Б.И.Кочурова Э.И.Кравков С.В.Кравцова Е.Е.Кравченко Ю.Е.Краснов В.Н.Красноплахтова Л.И.Крашенинникова Е.В.Крекнина Л.В.Кристина ГрофКричевский Р.Л.Крохин И.П.Круглов Б.С.Круглова Н.Ф.Крупник Е.Н.Крутецкий В.А.Крутова Е.М.Крылов Н.И.Крюков В.В.Кувшинский Б.Э.Кудина Г.Н.Кудрявцев Т.В.Кудрявцева Е.М.Кузнецов Д.И.Кузнецов О.Н.Кузнецова Г.И.Кузнецова И.В.Кузнецова Т.И.Кузьмичева И.А.Кулагина И.Ю.Куравский Л.С.Курнешова Л.Е.Кучкаров М.Т.Кушелев Ю.Н.Кушнир Д.Г.Кюльпе ОсвальдЛабунская В.А.Лаврентьева Т.В.Ладыгина-Котс Н.Н.Лазарев В.С.Лазурский А.Ф.Ламетри ЖюльенЛанге Н.Н.Ланда Л.Н.Леви-Брюль ЛюсьенЛевин КуртЛевина Р.Е.Левит Л.З.Левитов Н.Д.Левицкий И.Н.Лейбниц ГотфридЛейтес Н.С.Леонов С.В.Леонтьев А.Н.Лигита СтрамкалеЛидская Э.В.Линькова Н.П.Липкина А.И.Лисина М.И.Лишин О.В.Лишина А.К.Лобастов Г.В.Лободинская Е.А.Лобырева О.В.Логвинов И.И.Логвинова Т.Л.Логинова Г.П.Лозоцева В.Н.Локалова Н.П.Локк ДжонЛомов Б.Ф.Лоренц КонрадЛотоцкая Ю.Ю.Лукин Н.С.Лунин Н.С.Лурия А.Р.Луция РуткаЛучиано Л`АбатЛучков В.В.Львов М.Р.Львовский В.А.Любимов П.С.Любимова Е.Д.Магкаев В.Х.Мазаева Е.С.Мак-Дугалл УильямМакаренко А.С.Максимова Н.Е.Максимова Н.Ю.Мактамкулова Г.А.Маланов С.В.Малых С.Б.Мальская О.Е.Мальцев В.Ю.Мальцева Е.А.Мальцева К.П.Мамардашвили М.К.Марголис Е.Д.Маржиня А.В.Марисол БаренкоМария ЛузинетеМаркова А.К.Мартыненко М.Н.Марцинковская Т.Д.Марченко О.П.Марютина Т.М.Маслоу А.Х.Матецкая Е.И.Матис Т.А.Матова М.А.Матюшкин А.М.Маурина И.Я.Махлах Е.С.Машбиц Е.И.Мдивани М.О.Медведев А.М.Мейерсон ИньянсМейман ЭрнстМеклер А.А.Мелик-Пашаев А.А.Менчинская Н.А.Меньщикова М.А.Меркулова О.П.Мерлин В.С.Месмер ФранцМешкова Т.А.Мещеряков Б.Г.Мещерякова С.Ю.Мигун Ю.П.Мид Джордж ГербертМилль Джон СтюартМильман В.Э.Минченков А.В.Миракян А.И.Мирошников М.П.Мирошхина Э.А.Миславский Ю.И.Митина Л.М.Митряшкина Н.В.Михайлина П.К.Михайлов Ф.Т.Михайлова Н.Н.Мишина М.М.Мнацаканян Е.В.Мовчан С.Б.Молосанов А.М.Моргун В.Ф.Морина Н.Л.Моро М.И.Морозов А.С.Морозова Н.Г.Моросанова В.И.Мотков О.И.Музылев Ф.И.Мульдаров В.К.Мурсалыева Г.М.Мухина Т.К.Мышкина М.С.Мюнстерберг ГугоНагиева М.Э.Небылицын В.Д.Неверкович С.Д.Невцева Л.Ю.Нежнов П.Г.Нежнова Т.А.Неймарк М.С.Немов (Вайсман) Р.С.Немцов А.А.Непомнящая Н.И.Нестерова Н.А.Никифорова О.И.Никифорова С.И.Николаева А.Б.Николаева Е.И.Николаева С.Н.Николаевская И.А.Новиков А.И.Новлянская З.Н.Новомейский А.С.Нюттен ЖозефОвсянникова В.В.Овчинникова Т.Н.Ольшанникова А.Е.Ольшанский В.Б.Орехова Е.В.Орлов А.Б.Орлов В.С.Орлова А.М.Осницкий А.К.Ошанин Д.А.Павлов И.П.Палагина И.В.Паничева П.О.Панкратова А.А.Панов В.И.Пантелеева Т.А.Парнасов А.В.Паршикова О.В.Пахмутова М.А.Пацявичус И.В.Пащенко А.К.Первушина О.Н.Перевощикова Г.С.Перелыгина И.А.Персиянцева С.В.Петракова Г.В.Петрищева М.В.Петровская Л.А.Петровский А.В.Петровский В.А.Петрулевич С.А.Петруня А.М.Петухова И.А.Печенков В.В.Пиаже ЖанПинский А.А.Питанова М.Е.ПлатонПлотников П.И.Погорельцева Т.С.Подлеснова Н.В.Поливанова К.Н.Поливанова Н.И.Полуянов Ю.А.Пономарев Я.А.Попова И.А.Пополитова И.В.Поротова И.П.Посикера И.Н.Потапова А.Я.Престес ЗояПринович Д.М.Приходько В.И.Прихожан А.М.Проворова И.С.Протопопов В.Н.Прохоров А.И.Прыгин Г.С.Пряхина Т.В.Птичкина Е.Л.Пускаева Т.Д.Пушкин В.Н.Пчелинцев А.А.Пчелко А.С.Пьянкова С.Д.Равич-Щербо И.В.Радзиховский Л.А.Раевский А.М.Разваляева А.Ю.Размыслов П.И.Райгородский Д.Я.Ракша Е.А.Рапопорт И.А.Растяпин А.Л.Ратанова Т.А.Резванцева М.О.Рейдерман И.И.Репкин В.В.Решетникова О.В.Ривина И.В.Рожанец Р.Б.Розова Л.П.Рубинштейн М.М.Рубинштейн С.Л.Рубцов В.В.Рудите АндерсонеРузская А.Г.Румянцев О.К.Румянцева Е.Е.Румянцева Н.Н.Русова Ю.О.Рутберг Л.Рутман Э.М.Рыбак Л.А.Рыбников Н.А.Рыжонкин Ю.Я.Рычагова Е.С.Сабирова Р.Ш.Сабурова Г.Г.Савельева Т.М.Савенкова И.И.Сагиев Р.Р.Салина И.Н.Самойлов Н.Г.Самоукина Н.В.Самохвалова А.Г.Самохвалова В.И.Самсонова А.Н.Сарториус Т.Д.Севрюгина М.А.Сельченок К.В.Семенов В.В.Семенов И.Н.Семенова И.А.Семенова М.А.Семенова Ю.А.Семилет Н.В.Сергеев В.М.Сиводедова (Пилипенко) М.Е.Симонович Н.Е.Сипачев Н.О.Сироткина И.Г.Славина Л.С.Слободчиков В.И.Смирнов А.А.Смирнов Л.М.Смирнова Е.А.Смирнова М.М.Снегирева Т.В.Снежневский П.Б.Соболева О.В.Соколов А.Н.Соколов И.М.Соколова Е.А.Соколова И.М.Соловьев И.М.Сосина В.Е.Станислав ГрофСтепанов С.Ю.Степанский В.И.Столяренко Л.Д.Стоянов Д.И.Страхов И.В.Строганова Т.А.Строгова С.Е.Стрюков Г.А.Ступницкий В.П.Суворова В.В.Суворова Г.А.Суздалева В.А.Сусоколова И.А.Сушкова Е.Ю.Сытина Т.В.Сюй-Лянь-ЦанТал Бен-ШахарТалызина Н.Ф.Тараканов В.В.Теплов Б.М.Терлецкая Л.Г.Тимошенков А.С.Титченер ЭдвардТихомиров О.К.Тихомирова И.В.Тихомирова И.М.Ткачева С.М.Толмен Эдвард ЧейсТолстых Н.Н.Топоркова А.С.Тригер Р.Д.Трубников В.И.Тунес Э.Туренко Ф.П.Туровская З.Г.Узнадзе Д.Н.Улановская И.М.Уотсон Д.Б.Усанова Г.В.Усков В.Г.Усманова А.А.Усова А.П.Ухтомский А.А.Ушакова Т.Н.Ушинский К.Д.Ушнев С.В.Фарапонова Э.А.Федоренко Л.П.Федорова Е.В.Фейдимен Д.Фетисов В.М.Фехнер Г.Т.Филиппова Е.В.Филонов Л.Б.Флегонтова Л.А.Флоренский П.А.Фомичева Л.Ф.Франкл ВикторФрейд ЗигмундФрейджер Р.Фридман Л.М.Фромм ЭрихХазанова М.А.Халимов Э.З.Халл Кларк ЛеонардХарченко В.Д.Хачатрян М.К.Хвостов А.А.Хвостов К.А.Хейманс ГерардусХименос П.Хинканина А.Л.Хлебников С.П.Холл СтенлиХомуленко Т.Б.Христиан ЭренфельсХромов А.И.Хэд ГенриЦукерман Г.А.Цыган В.Н.Цюпко Г.М.Челпанов Г.И.Черномуров И.Н.Черткова Ю.Д.Чехлова А.В.Чистякова Г.Д.Чмыхова Е.В.Чувакова О.А.Чудинова Е.В.Чудновский В.Э.Чумакова М.А.Чуприкова Н.И.Чучмарев З.И.Шавырина Г.В.Шагалова Л.Е.Шакирова Н.И.Шаранова Е.М.Шашлова Г.М.Шварц Л.А.Шварц Л.М.Шведовский Е.Ф.Швейбиш К.Швец Т.А.Швец Ф.А.Шебек Л.Р.Шеварев П.А.Шеварева В.К.Шевеленкова Т.Д.Шеманов А.Ю.Шемякин Ф.Н.Шеншев Л.В.Шеремет Э.Г.Шеррингтон ЧарльзШершнев Ю.М.Шерьязданова Х.Т.Шестаков А.Г.Шехтер М.С.Шибаровская Г.А.Шилко Р.С.Ширяева А.В.Шиян И.Б.Шиян О.А.Шлычкова А.Н.Шляхта Н.Ф.Шойгу Ю.С.Шоломий К.М.Шоломий К.Н.Шпет ГуставШпильрейн И.Н.Шпрангер ЭдуардШтейнмец А.Э.Штерн Вильям ЛуисШтумпф КарлШукова Г.В.Шулешко Е.Е.Шумилин Е.А.Шурупова Е.Ю.Щебланова Е.И.Щедровицкий Г.П.Щербак М.К.Эббингауз ГерманЭйдзи КамияЭлькин Д.Г.Эльконин Б.Д.Энгельс И.Л.ЭпикурЭриксон ЭрикЭрнандес Е.И.Юдин Э.Г.Юдина Е.Г.Юдина О.Н.Юм ДэйвидЮнг Карл ГуставЮркевич В.С.Юсим Е.Д.Ягодин Г.А.Ягункова В.П.Якиманская И.С.Якобсон П.М.Якобсон С.Г.Яковлев П.А.Яковлева Е.Л.Яковлева С.П.Якупова В.А.Ямпольский Л.Т.Янова Н.Г.Яркина О.В.Ярошевская С.В.Ярошевский М.Г.Яценко Т.С.Ячменева Н.П.

www.persev.ru

Константин Николаевич Корнилов: педагог и психолог

15 Январь 2016       admin      Главная страница » Педагогика » Опыт великих      Просмотров:   367

2016-01-15_090901Из журнала «Семья и школа», 1957 год:

10 июля 1957 года скончался выдающийся советский психолог и педагог, действительный член Академии педагогических наук, профессор Константин Николаевич Корнилов.

Почти шестьдесят лет своей трудовой жизни Константин Николаевич отдал науке и делу народного просвещения, начав свой славный путь с работы сельского учителя в далёкой сибирской деревне. Находясь в течение семи лет в самой гуще народных масс, обездоленных тяжёлым трудом, темнотой и бесправием, будущий советский учёный хорошо понял их нужды, их неуклонное стремление к свету знания.

Константин Николаевич решил продолжить свое образование, чтобы ещё лучше, плодотворнее служить трудовому народу. По окончании историко-филологического факультета Московского университета он был оставлен для научной работы при кафедре психологии, где проявил себя как талантливый исследователь. Когда началась Великая Октябрьская социалистическая революция, Константин Николаевич был одним из первых среди учёных, которые предложили свои знания и силы молодому советскому государству.

По поручению Наркомпроса Константин Николаевич организовал педагогический факультет при Втором Московском университете и был его первым деканом. Когда же на основе этого учреждения был создан Государственный педагогический институт, Константин Николаевич возглавил руководство кафедрой психологии, которой заведовал до конца своей жизни.

Огромной заслугой Константина Николаевича является его решительное выступление в 1922 году против идеалистической психологии, за перестройку этой науки на основе марксистской философии. Таким образом, его по праву можно считать первым советским психологом.

Много научных трудов Константина Николаевича посвящено изучению психологии ребёнка и пропаганде психологических и педагогических знаний среди родителей и педагогов.

Вскоре после создания Академии педагогических наук Константину Николаевичу, как вице-президенту Академии и передовому советскому учёному, Центральный Комитет Коммунистической партии Советского Союза поручил подготовить вопрос об организации журнала для педагогической пропаганды среди родителей. Константин Николаевич был назначен первым редактором журнала «Семья и школа» и руководил им на протяжении десяти лет. За это время журнал, начавший свою деятельность с тиража в 50 тысяч экземпляров, увеличил тираж в шесть раз, и стал широко известен и популярен среди родителей и педагогов.

Как редактор Константин Николаевич постоянно заботился о том, чтобы журнал в наиболее доступной и доходчивой форме нёс в массы педагогические знания и помогал бы родителям лучше воспитывать детей. Будучи сам превосходным популяризатором науки, блестящим лектором, пользовавшимся заслуженной славой в самых различных аудиториях, Константин Николаевич предъявлял высокие требования и к работникам редакции и к авторскому активу журнала. Он постоянно искал новых форм подачи научного, художественного и иллюстративного материала, которые наиболее ярко, глубоко и доступно доводили бы до сознания читателя передовые педагогические идеи.

С особой чуткостью Константин Николаевич относился к голосу читателей на конференциях, созываемых журналом, а также и к их письмам, поступающим в журнал непрерывным потоком Константин Николаевич требовал от редакции вдумчиво изучать мысли и запросы читателей, их пожелания и предложения, всемерно используя их для улучшения журнала и превращения его во всё более массовый орган педагогической пропаганды, действенно влияющий на постановку воспитания детей в семье.

Человек ясного ума, высокой идейности, принципиальности и большой любви к людям, активный советский общественный деятель, бессменный—в течение тридцати четырёх лет — депутат Московского Совета депутатов трудящихся, Константин Николаевич покорял людей, с которыми он работал или встречался, и большим личным обаянием.

Смерть Константина Николаевича Корнилова—тяжёлая утрата для советской психологии и педагогики. Его светлый образ сохранится в сердцах его многочисленных учеников и друзей. В поучительных фактах его жизни и деятельности они найдут для себя пример, достойный подражания.

Вам понравилось? Нажмите кнопочку:

    

uchitel76.ru

Корнилов, Константин Николаевич — WiKi

В 1898—1905 был народным учителем в Сибири. По его словам, с 1905 состоял в социал-демократической партии, а с 1917 — в партии социал-демократов — интернационалистов (Голос работника просвещения. 1922. № 6).

В 1910 окончил Московский университет. На I и II Всероссийских съездах по психоневрологии (1923 и 1924) обосновывал необходимость связи психологии с диалектикой. В 1926 вышло 1-е издание его «Учебника психологии». Был одним из организаторов педагогического факультета 2-го Московского университета, превращенного затем в педагогический институт, был его деканом.

С 1928 по 1930 — редактор журнала «Психология». В 1923—1930 — директор Института психологии.

В 1930 г. в ходе инспекторских и аудиторских проверок Института экспериментальной психологии РАНИОН комиссией Рабкрина была выявлена неэффективность работы этого научного учреждения и нецелевое расходование выделенных бюджетных средств[1]. В результате в ноябре 1930 г. Корнилов был отставлен от руководства институтом, институт был фундаментально реорганизован, а директором был назначен А. Б. Залкинд[2]. Всего несколько месяцев спустя, в конце зимы-весной 1931 г.[3], в реорганизованном и переименованном институте под руководством Залкинда и при активном участии Выготского, Лурии и др. прошла критическая научная дискуссия по обсуждению теоретических положений и практического применения так называемой «реактологической» концепции Корнилова (иначе: «реактологии» Корнилова)[4], в ходе которой это направление в психологии было раскритиковано и снято с повестки дня института[5]:

Когда несколько лет назад мы пришли в Психологический институт на смену Г.И. Челпанову, мы, бесспорно, все составляли единый фронт, который должен быть теперь со всей определенностью оценен как механистический. В чем была наша основная ошибка? Все сотрудники института пытались построить психологию как естественную, а не как социальную науку; именно исходя из этого основного положения мы в течение многих лет и работали. Это положение должно быть сейчас оценено как неправильное; человеческое поведение является продуктом сложного исторического развития и не может быть выражено в системе естественнонаучных понятий; в историческом развитии человека появляются качественно новые формы поведения, которые являются по своему генезу социальными и которые снимают примитивные органические формы поведения. Психология является наукой о том, как в поведении человека социальное перестраивает биологическое и как в результате исторического развития возникают новые психологические категории. Если это правильно, а я считаю, что психология человека является прежде всего наукой о тех формах поведения, которые возникают в процессе исторического развития, то, конечно, этим и определяются и место психологии в ряду наук, и ее специфическое содержание, и ее методы. Совершенно понятно, что изучение реакций не будет занимать центральное место в нашей системе психологии (из доклада Лурии)[4].

Тем не менее, после отставки очередного директора Института психологии, В. Н. Колбановского, был вторично назначен директором института в 1938, и занимал эту должность вплоть до 1941.

С 1943 — действительный член и вице-президент (до 1953) Академии педагогических наук РСФСР.

  Могила К. Н. Корнилова на Новодевичьем кладбище в Москве

ru-wiki.org

Корнилов, Константин Николаевич - это... Что такое Корнилов, Константин Николаевич?

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Корнилов.

Корнилов, Константин Николаевич (1879(1879)—1957) — советский психолог, академик АПН РСФСР (1943), значительное внимание уделявший также взаимоотношению психологии и философии.

В 1898—1905 был народным учителем в Сибири. По его словам, с 1905 состоял в социал-демократической партии, а с 1917 — в партии социал-демократов — интернационалистов (Голос работника просвещения. 1922. № 6).

В 1910 окончил Московский университет. На I и II Всероссийских съездах по психоневрологии (1923 и 1924) обосновывал необходимость связи психологии с диалектикой. В 1926 вышло 1-е издание его «Учебника психологии». Был одним из организаторов педагогического факультета Московского университета, превращенного затем в педагогический институт, был его деканом.

С 1928 по 1931 — редактор журнала «Психология». Разрабатывал концепцию реактологии, которую в качестве марксистской психологии пытался противопоставить как рефлексологии, так и идеалистической эмпирической психологии. После «реактологической дискуссии» 1931 отказался от этих взглядов на реактологию.

В 1923—1930 и 1938—1941 — директор Института психологии.

С 1943 — действительный член и вице-президент (до 1953) Академии педагогических наук РСФСР.

Сочинения

  • Учение о реакциях человека с психологической точки зрения («реактология»). М., 1921 (3-е изд. М.—Л., 1927)
  • Современная психология и марксизм // ПЗМ. 1923. № 1, 4—5;
  • Диалектический метод в психологии // ПЗМ. № 1
  • Современная психология и марксизм. Л., 1924 (2-е изд. — Л., 1925)
  • Психология и марксизм // Психология и марксизм. Сборник статей. Л., 1925
  • Современное состояние психологии в СССР // ПЗМ. 1927. № 10—11
  • Учебник психологии, изложенной с точки зрения диалектического материализма. М., 1929; Психология. [В соавт.]. 2-е изд. М., 1941.

dic.academic.ru