Станция метро «Комсомольская» на карте Москвы, график работы, выход к улицам. Комсомольская станция метро кольцевая линия


Комсомольская (Кольцевая линия). Достопримечательности — Путеводитель по Москве

Станция Кольцевой линии Московского метрополитена.

История

Первой станцией метро у Ленинградского, Ярославского и Казанского вокзалов стала станция «Комсомольская» Кировско-Фрунзенской (Сокольнической) линии, открытая в 1935 году в составе первой очереди метрополитена.

В первоначальные планы Московского метрополитена Кольцевая линия не входила. Вместо неё планировалось строительство «диаметральных» линий с пересадками в центре города. Первый проект Кольцевой линии появился в 1934 году. Тогда планировалось построить эту линию под Садовым кольцом с 17 станциями.

Изображение станции на почтовой марке 1952 года Почта СССР, С. Поманский, CC BY-SA 3.0

По проекту 1938 года планировалось построить линию значительно дальше от центра, чем построили впоследствии. Планировались станции «Усачёвская», «Калужская Застава», «Серпуховская Застава», «Завод имени Сталина», «Остапово», «Завод Серп и Молот», «Лефортово», «Спартаковская», «Красносельская», «Ржевский Вокзал», «Савеловский Вокзал», «Динамо», «Краснопресненская Застава», «Киевская».

В 1941 году проект Кольцевой линии изменили. Теперь её планировали построить ближе к центру. В 1943 году было принято решение о внеочередном строительстве Кольцевой линии по нынешней трассе с целью разгрузки пересадочного узла «Охотный ряд» — «Площадь Свердлова» — «Площадь Революции».

Кольцевая линия стала четвёртой очередью строительства. В 1947 году планировалось сдать линию четырьмя участками: «Центральный парк культуры и отдыха» — «Курская», «Курская» — «Комсомольская», «Комсомольская» — «Белорусская» (затем был объединён со вторым участком) и «Белорусская» — «Центральный парк культуры и отдыха».

Первый участок, «Парк культуры» — «Курская», был открыт 1 января 1950 года, второй, «Курская» — «Белорусская», — 30 января 1952 года, и третий, «Белорусская» — «Парк культуры», замыкающий линию в кольцо, — 14 марта 1954 года. Первоначально планировалось построить три вестибюля «Комсомольской», но был построен только один. Переход на Сокольническую линию открылся вместе со станцией.

Архитектура и оформление

Вестибюль

В северном торце станции — лестница, ведущая в небольшой купольный аванзал. В куполе свода, украшенного золотой смальтой, изображена красная пятиконечная звезда с расходящимися во все стороны золотыми лучами. Это мозаичное украшение появилось не ранее 1960-х годов. В центре аванзала подвешена массивная многорожковая люстра.

  Длинный и широкий коридор выводит из аванзала к эскалаторному тоннелю. Эскалаторный тоннель в свою очередь выводит в наземный вестибюль, общий для обеих станций узла. У этого вестибюля восьмиугольный объём под большим куполом.

Купол украшен лепниной и фигурными барельефами трубящих горнистов (автор Г. И. Мотовилов). По оси купола две подвесные люстры в виде церковных паникадил, по всем углам — большие торшеры. Стены облицованы светло-бежевым мрамором.

Вестибюль объединяет верх двух эскалаторных тоннелей двух станций, вход с Комсомольской площади, выход на площадь между Ярославским и Ленинградским вокзалами и вход из подземного вестибюля с коридорами с обоих этих вокзалов.

Павильон станции Glaue2dk, CC BY-SA 2.5

Весь этот архитектурный ансамбль находится внутри уличного павильона. Он представляет собой большое двухэтажное здание крестовой формы с двумя шестиколонными портиками со стороны Комсомольской площади и с выходом к перронам Ленинградского и Ярославского вокзалов с противоположной стороны.

Из него можно выйти также к платформе «Каланчёвская» Курского направления Московской железной дороги. С ноября 2007 года вход через фасадные двери павильона закрыт и осуществляется через подземный переход под Комсомольской площадью. Внутренний свод вестибюля выдаётся наружу большим куполом серого цвета. Увенчан этот купол высоченным шпилем с пятиконечной звездой. На звезде изображены серп и молот.

Станционные залы

 В конструкции использована сборная чугунная обделка, в качестве лотка использована монолитная плита. Длина посадочного зала 190 метров, ширина центрального нефа 11 м (вместо характерных для станций такой конструкции 8 м), высота зала 9 м (вместо характерных 5,5 м).

По последним двум показателям данная станция является самой большой из колонных станций московского метрополитена. В 1952 году, совместно с П. Д. Кориным, архитектор А. В. Щусев был посмертно удостоен Сталинской премии второй степени за 1951 год за архитектуру станции.

Станция Комсомольская Katlenburg-Lindau, German, CC BY 2.0

Архитектурно станция «Комсомольская» — апофеоз сталинского ампира, отличающегося грандиозностью, помпезностью, сочетанием элементов классицизма, ампира и московского барокко. Одна из авторов проекта, А. Ю. Заболотная, писала, что станция задумывалась как один из самых оживлённых транспортных узлов города и как своеобразные ворота Москвы. Эти «ворота» должны были формировать первые впечатления о Москве.

На станции 68 восьмигранных колонн (шаг составляет 5,6 метра). Аркады, включающиеся в себя два ряда колонн, соединены изящными арками. Они держат на себе общие антаблементы с карнизами, простирающиеся по всей длине станции. На карнизы опираются основания сводов центрального и боковых залов. Свод центрального зала в полтора раза выше боковых.

Триумф советского народа в Великой Отечественной войне — ведущая тема архитектуры интерьеров станции. Величие этой патриотической темы отражено в грандиозном размахе пространственного построения подземного зала, в богатстве декоративного убранства, в яркости её цветового и светового решения. Потолок станции украшен восемью мозаичными панно из смальты и ценных камней. Они являются визуализацией речи И. В. Сталина, произнесённой на параде 7 ноября 1941 года:

«Война, которую вы ведете, есть война освободительная, война справедливая. Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков — Александра Невского, Димитрия Донского, Кузьмы Минина, Димитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова! Пусть осенит вас победоносное знамя великого Ленина!..»

И. В. Сталин

Свод декорирован белым лепным орнаментом. У пят свода был расположен ряд позолоченных барельефных картушей на малиново-красном фоне, выполненных по моделям скульпторов С. В. Казакова и А. М. Сергеева на тему «Русское оружие», позднее заменённых мозаиками. Тогда же мозаикой был выложен и купол аванзала перед эскалаторным коридором.Это высказывание Сталина было высечено на мраморной доске, установленной при входе в перронный зал.

Павел Корин. Мозаика «Выступление В. И. Ленина на Красной Площади». Смальта, мрамор, мозаика. Zac allan, Public Domain

Шесть мозаик изображают Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьму Минина и Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова, советских солдат и офицеров у стен рейхстага. Их автор — художник П. Д. Корин. Ещё два панно, изображавшие И. В. Сталина («Парад Победы» и «Вручение гвардейского знамени»), были заменены после развенчания культа личности Сталина в 1963 году. До этого эти панно неоднократно «подправлялись» с удалением опальных вождей.

Первоначально на панно «Вручение гвардейского знамени» был изображён Сталин, передававший знамя солдату, а за его спиной — В. М. Молотов, Л. П. Берия, Л. М. Каганович. На панно «Парад Победы» были изображены те же люди на трибуне Мавзолея, у подножия которого брошенные фашистские знамёна. Новые панно изображают выступление В. И. Ленина перед красногвардейцами и Родину-мать на фоне Спасской башни Кремля. Переделывал панно сам Корин.

Потолок жёлтого цвета также украшен мозаичными вставками и лепниной. Зал освещён массивными многорожковыми люстрами, висящими между панно; платформы освещаются люстрами меньшего размера.

Колонны украшены мраморными капителями и отделаны светлым узбекским мрамором «газган», как и стены станции. Пол выложен малиново-красным кузнечнинским (каарлахтинским) гранитом. Путевые платформы отделаны красным капустинским и розово-красным клёсовским гранитом. В тупиковом торце зала установлен бюст В. И. Ленина.

Переход на Сокольническую линию

Переход начинается в середине зала. Там расположены две пары эскалаторов, ведущие вниз, в просторный зал, освещаемый небольшой люстрой и настенными бра. Затем через расположенный ниже станции длинный изогнутый коридор пассажир попадает в эскалаторный зал.

На стене — флорентийская мозаика по эскизам П. Д. Корина с изображением ордена Победы на фоне красных знамён и оружия, которые обрамляет лавровый венок, обвитый георгиевской лентой. Из зала ведёт большой четырёхленточный эскалатор. Наверху расположен подземный циркульный колонный зал с выходом в южный торец «Комсомольской» Сокольнической линии. В другой стороне циркульного колонного зала — выход к Казанскому вокзалу.

Станция в цифрах

  • Код станции — 070.
  • Пикет ПК181+74,6.
  • Глубина заложения составляет 37 метров.
  • По данным 1999 года, ежедневный пассажиропоток по вестибюлям составлял 161 440 человек, пересадочный пассажиропоток на станцию «Комсомольская» Сокольнической линии — 104 300 человек. Согласно статистическому исследованию 2002 года, пассажиропоток станции составлял: по входу — 119 000 человек, по выходу — 110 900 человек.
  • Время открытия станции для входа пассажиров — 5 часов 20 минут (выход к Казанскому вокзалу) и 5 часов 30 минут (выход к Ярославскому и Ленинградскому вокзалам), время закрытия — в 1 час ночи.
  • Таблица времени прохождения первого поезда через станцию:
Понедельник — пятница(чч:мм:сс)Суббота — воскресенье(чч:мм:сс)
По чётным числам /
по нечётным числам
По часовой стрелке05:44:0005:44:0
05:47:0005:46:00
Против часовой стрелки05:42:0005:40:00
05:42:0005:42:00
Мемориальная табличка, станция Комсомольская Mikhail (Vokabre) Shcherbakov, CC BY-SA 2.0

moscow.drugiegoroda.ru

Комсомольская (станция метро, Кольцевая линия)

Координаты: 55°46′35.35″ с. ш. 37°39′22.21″ в. д. / 55.776486° с. ш. 37.656169° в. д. (G) (O) (Я)55.776486, 37.656169

Дата открытия: Проекты переименования: Район: Округ: Тип: Глубина заложения, м.: Количество платформ: Тип платформы: Форма платформы: Длина платформы, м.: Ширина платформы, м.: Архитекторы: Архитекторы вестибюлей: Инженеры-конструкторы: Станцию возвело: Выход к улицам: Переходы на станции: Наземный транспорт: Время открытия: Время закрытия: Работающие операторысотовой связи: Код станции:

«Комсомольская»

Кольцевая линия

Московский метрополитен

30 января 1952 года

Каланчёвская (1991), Три вокзала (1992), Вокзальная (1992)

Красносельский

ЦАО

Колонная трёхсводчатая глубокого заложения

37

1

островная

прямая

190 м

10 м

А. В. ЩусевВ. Д. КокоринА. Ю. ЗаболотнаяВ. С. ВарванинО. А. Великорецкий[1]

А. В. ЩусевВ. С. ВарванинО. А. Великорецкий[1]

А. И. Семёнов[1]

Строительство N24 Мосметростроя

Комсомольская площадь, Ленинградский вокзал, Ярославский вокзал, Казанский вокзал

Комсомольская

А 40, 122; Тб 14, 41; Тм 7, 37, 50

выход к Казанскому вокзалу — 5:20, выход к Ярославскому и Ленинградскому вокзалам — 5:30

1:00

МТС, Билайн, МегаФон

070

«Комсомольская» на Викискладе

«Комсомо́льская» — станция Кольцевой линии Московского метрополитена. Расположена под Комсомольской площадью между станциями «Проспект Мира» и «Курская». Находится на территории Красносельского района Центрального административного округа Москвы.

Открыта 30 января 1952 года в составе участка «Курская» — «Белорусская». Названа по Комсомольской площади, под которой расположена. Имеет переход на станцию «Комсомольская» Сокольнической линии.

История

Первой станцией метро у Ленинградского, Ярославского и Казанского вокзалов стала станция «Комсомольская» Кировско-Фрунзенской линии, открытая в 1935 году в составе первой очереди метрополитена[2].

В первоначальные планы Московского метрополитена Кольцевая линия не входила. Вместо неё планировалось строительство «диаметральных» линий с пересадками в центре города. Первый проект Кольцевой линии появился в 1934 году. Тогда планировалось построить эту линию под Садовым кольцом с 17 станциями[3]. По проекту 1938 года планировалось построить линию значительно дальше от центра, чем построили впоследствии. Планировались станции «Усачёвская», «Калужская Застава», «Серпуховская Застава», «Завод имени Сталина», «Остапово», «Завод Серп и Молот», «Лефортово», «Спартаковская», «Красносельская», «Ржевский Вокзал», «Савеловский Вокзал», «Динамо», «Краснопресненская Застава», «Киевская»[3]. В 1941 году проект Кольцевой линии изменили. Теперь её планировали построить ближе к центру[3]. В 1943 году было принято решение о внеочередном строительстве Кольцевой линии по нынешней трассе с целью разгрузки пересадочного узла «Охотный ряд» — «Площадь Свердлова» — «Площадь Революции»[3].

Кольцевая линия стала четвёртой очередью строительства. В 1947 году планировалось сдать линию четырьмя участками: «Центральный парк культуры и отдыха» — «Курская», «Курская» — «Комсомольская», «Комсомольская» — «Белорусская» (затем был объединён со вторым участком) и «Белорусская» — «Центральный парк культуры и отдыха»[3]. Первый участок, «Парк культуры» — «Курская», был открыт 1 января 1950 года, второй, «Курская» — «Белорусская», — 30 января 1952 года, и третий, «Белорусская» — «Парк культуры», замыкающий линию в кольцо, — 14 марта 1954 года[3]. Первоначально планировалось построить три вестибюля «Комсомольской», но было построено только два[3]. Переход на Сокольническую линию открылся вместе со станцией.

В 1991 году был предложен проект смены названия станции на «Каланчёвская», а в 1992 году — на «Три вокзала», однако оба проекта не были осуществлены[1].

Архитектура и оформление

Вестибюль

Павильон станции

В северном торце станции — лестница, ведущая в небольшой купольный аванзал. В куполе свода изображена красная пятиконечная звезда с расходящимися во все стороны золотыми лучами. В центре аванзала подвешена массивная многорожковая люстра[4].

Длинный и широкий коридор выводит из аванзала к эскалаторному тоннелю. Эскалаторный тоннель в свою очередь выводит в наземный вестибюль, общий для обеих станций узла. У этого вестибюля восьмиугольный объём под большим куполом. Купол украшен лепниной и фигурными барельефами трубящих горнистов (автор Г. И. Мотовилов). По оси купола две подвесные люстры в виде церковных паникадил, по всем углам — большие торшеры[4].

Вестибюль объединяет верх двух эскалаторных тоннелей двух станций, вход с Комсомольской площади, выход на площадь между Ярославским и Ленинградским вокзалами и вход из подземного вестибюля с коридорами с обоих этих вокзалов[4].

Весь этот архитектурный ансамбль находится внутри уличного павильона. Он представляет собой большое двухэтажное здание крестовой формы с двумя шестиколонными портиками со стороны Комсомольской площади и с выходом к перронам Ленинградского и Ярославского вокзалов с противоположной стороны[4]. Из него можно выйти также к платформе «Каланчёвская» Курского направления Московской железной дороги. С ноября 2007 года вход через фасадные двери павильона закрыт и осуществляется через подземный переход под Комсомольской площадью[5]. Внутренний свод вестибюля выдаётся наружу большим куполом серого цвета. Увенчан этот купол высоченным шпилем с пятиконечной звездой. На звезде изображены серп и молот[6].

Станционные залы

Конструкция станции — колонная трёхсводчатая глубокого заложения. В конструкции использована сборная чугунная отделка, в качестве лотка использована монолитная плита. Длина посадочного зала 190 метров, ширина центрального нефа 11 м (вместо характерных для станций такой конструкции 8 м), высота зала 9 м (вместо характерных 5,5 м)[7]. По последним двум показателям данная станция является самой большой из колонных станций московского метрополитена. Архитектор А. В. Щусев был посмерно удостоен Сталинской премии за работу над станцией.

Архитектурно станция «Комсомольская» — апофеоз сталинского ампира, отличающегося грандиозностью, помпезностью, сочетанием элементов классицизма, ампира и московского барокко[8]. Одна из авторов проекта, А. Ю. Заболотная, писала, что станция задумывалась как один из самых оживлённых транспортных узлов города и как своеобразные ворота Москвы[9]. Эти «ворота» должны были формировать первые впечатления о Москве[9]. На станции 68 восьмигранных колонн (шаг составляет 5,6 метра)[8]. Аркады, включающиеся в себя два ряда колонн, соединены изящными арками. Они держат на себе общие антаблементы с карнизами, простирающиеся по всей длине станции. На карнизы опираются основания сводов центрального и боковых залов. Свод центрального зала в полтора раза выше боковых[8].

Фрагмент украшения станции

Оформление станции посвящено теме борьбы русского народа за независимость. Потолок станции украшен восемью мозаичными панно из смальты и ценных камней. Шесть из них изображают Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьму Минина и Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова, советских солдат и офицеров у стен рейхстага. Их автор — художник П. Д. Корин. Ещё два панно, изображавшие И. В. Сталина («Парад Победы» и «Вручение гвардейского знамени»), были заменены после развенчания культа личности Сталина в 1963 году. До этого эти панно неоднократно «подправлялись» с удалением опальных вождей[10]. Первоначально на панно «Вручение гвардейского знамени» был изображён Сталин, передававший знамя солдату, а за его спиной — Молотов, Берия, Каганович[11]. На панно «Парад Победы» были изображены те же люди на трибуне Мавзолея, у подножия которого брошенные фашистские знамёна[11]. Новые панно изображают выступление В. И. Ленина перед красногвардейцами и Родину-мать на фоне Спасской башни Кремля[12]. Переделывал панно сам Корин[11]. В треугольных фигурных рамах, опирающихся на основание свода и поднимающихся на четверть его дуги, изображены воинские атрибуты — знамёна и оружие (щиты, шлемы, мечи, пищали, мушкеты, палаши). Авторы этих изображений — С. М. Казаков и А. М. Сергеев[13].

Потолок жёлтого цвета также украшен мозаичными вставками и лепниной. Зал освещён массивными многорожковыми люстрами, висящими между панно; платформы освещаются люстрами меньшего размера. Колонны украшены мраморными капителями и отделаны светлым мрамором, как и стены станции. Пол выложен розовым гранитом. В тупиковом торце зала установлен бюст В. И. Ленина[1].

  • Павел Корин. Мозаика «Красноармейцы с Красным Знаменем». Смальта, мрамор, мозаика.

  • Павел Корин. Мозаика «Триумф Победы». Смальта, мрамор, мозаика.

Переход на Сокольническую линию

Переход возможен в середине зала — через малый эскалатор, затем расположенный ниже станции длинный изогнутый коридор и далее по тоннельному эскалатору вверх, в подземный циркульный колонный зал с выходом в южный торец «Комсомольской» Сокольнической линии[4]. На стене напротив эскалаторного тоннеля — флорентийская мозаика по эскизам П. Д. Корина с изображением ордена Победы на фоне красных знамён. В другой стороне циркульного колонного зала — выход к Казанскому вокзалу.

Станция в цифрах

  • Код станции — 070[1].
  • Пикет ПК181+74,6[14].
  • Глубина заложения составляет 37 метров.
  • По данным 1999 года, ежедневный пассажиропоток по вестибюлям составлял 161 440 человек, пересадочный пассажиропоток на станцию Сокольническую линию — 104 300 человек[15]. Согласно статистическому исследованию 2002 года, пассажиропоток станции составлял: по входу — 119 000 человек, по выходу — 110 900 человек[16].
  • Время открытия станции для входа пассажиров — 5 часов 20 минут (выход к Казанскому вокзалу) и 5 часов 30 минут (выход к Ярославскому и Ленинградскому вокзалам), время закрытия — в 1 час ночи[17].
  • Таблица времени прохождения первого поезда через станцию[18]:

Расположение

Станция метро «Комсомольская» Кольцевой линии расположена между станциями «Проспект Мира» и «Курская». Выход в город на Комсомольскую площадь, к Ленинградскому, Ярославскому (из северного торца) и Казанскому вокзалам (по переходам в центре зала).

Железнодорожный транспорт

Из северного вестибюля — выход к Ленинградскому и Ярославскому вокзалам. От Ленинградского вокзала начинается Октябрьская железная дорога, от Ярославского — Ярославское направление Московской железной дороги. Также поблизости находится станция «Каланчёвская» Курского направления Московской железной дороги.

По переходам в центре зала — выход к Казанскому вокзалу. От Казанского вокзала начинается Казанское направление Московской железной дороги.

Наземный общественный транспорт

Станция «Комсомольская» имеет выход к нескольким остановкам наземного общественного транспорта[19]:

  • Остановка «Комсомольская пл. — Магазин «Московский» находится на Комсомольской площади. На ней останавливаются трамваи № 7, 37, 50.
  • Остановка «Комсомольская пл. — Магазин «Московский» находится на Комсомольской площади. На ней останавливаются автобусы № 40 и 122 и троллейбусы № 14, 41.
  • Остановка «Фабрика „Большевичка“ — Комсомольская пл.» находится на Каланчёвской улице. На ней останавливаются троллейбусы № 22 и 88.

Маршруты общественного транспорта (данные на 2012 год)[20][21][22]

Маршрут Следует к станциям метро Конечный пункт 1 Конечный пункт 2
авт. № 40 «Сокольники», «Красносельская», «Комсомольская»-радиальная, «Курская»-кольцевая, «Чкаловская», «Площадь Ильича», «Римская» Ст. метро «Сокольники» Завод «Красный Путь»
авт. № 122 «Сокольники», «Красносельская» Ст. метро «Сокольники» Комсомольская площадь
трол. № 14 «ВДНХ», «Алексеевская», «Рижская», «Красносельская», «Сокольники» Платформа «Северянин» Электрозаводский мост
трол. № 22 «Первомайская», «Партизанская», «Семёновская», «Электрозаводская», «Бауманская» 16-я Парковая улица Комсомольская площадь
трол. № 41 «Щёлковская», «Черкизовская», «Преображенская площадь», «Сокольники», «Красносельская» Уссурийская улица Комсомольская площадь
трол. № 88 «Электрозаводская», «Бауманская» Проспект Будённого Комсомольская площадь
трам. № 7 «Улица Подбельского», «Преображенская площадь», «Сокольники», «Красносельская», «Проспект Мира»-кольцевая, «Проспект Мира»-радиальная, «Менделеевская», «Новослободская» Ст. метро «Улица Подбельского» Ст. метро «Новослободская»
трам. № 19 «Проспект Мира»-кольцевая, «Проспект Мира»-радиальная, «Менделеевская», «Новослободская» Каланчёвская улица Ст. метро «Новослободская»
трам. № 37 «Новогиреево», «Перово», «Шоссе Энтузиастов», «Авиамоторная», «Бауманская», «Красносельская» Новогиреево Каланчёвская улица
трам. № 50 «Авиамоторная», «Бауманская», «Красносельская» Проезд Энтузиастов Каланчёвская улица

Станция «Комсомольская» в культуре

«Комсомольская» упоминается в книге Л. И. Лагина «Старик Хоттабыч» издания 1955 года. В издании 1938 года вместо тогда ещё не существовавшей «Комсомольской» упоминается станция «Киевский вокзал».

«Они вошли в чертоги третьего дворца, блиставшего таким великолепием, что Волька ахнул:— Да ведь это вылитое метро! Ну прямо станция „Комсомольская кольцевая“!»[23]

Станция «Комсомольская» упоминается в постапокалиптическом романе Дмитрия Глуховского «Метро 2033». Согласно книге, станция входила в состав Содружества станций Кольцевой линии, чаще именуемого Ганзой. Жители этой станции, как и всего Содружества, живут за счёт торговли и взимания пошлин с торговцев[24].

Перспективы

На октябрь 2015 года запланировано открытие второго собственного вестибюля станции[25][26].

См. также

Примечания

  1. ↑ 1 2 3 4 5 6 Комсомольская. Кольцевая линия. Официальный сайт Московского метрополитена. Архивировано из первоисточника 25 июня 2012. Проверено 19 мая 2012.
  2. ↑ Комсомольская. Сокольническая линия. Официальный сайт Московского метрополитена. Архивировано из первоисточника 25 июня 2012. Проверено 14 марта 2012.
  3. ↑ 1 2 3 4 5 6 7 Лисов И. Проектирование и первые очереди строительства. metro.molot.ru. Архивировано из первоисточника 14 августа 2011. Проверено 15 ноября 2011.
  4. ↑ 1 2 3 4 5 Наумов, 2010, с. 268
  5. ↑ Чередниченко, 2010, с. 315
  6. ↑ Наумов, 2010, с. 269
  7. ↑ Ю. С. Фролов, Д. М. Голицынский, А. П. Лебедев, «Метрополитены», «Желдориздат», М., 2001, стр. 252
  8. ↑ 1 2 3 Наумов, 2010, с. 264
  9. ↑ 1 2 Чередниченко, 2010, с. 314
  10. ↑ Наумов, 2010, с. 266
  11. ↑ 1 2 3 Лавров А. Реконструкция метро: следующая станция — «Сталинская»?. Комсомольская правда (27 октября 2009). Архивировано из первоисточника 25 июня 2012. Проверено 13 июня 2012.
  12. ↑ Наумов, 2010, с. 265—266
  13. ↑ Наумов, 2010, с. 267
  14. ↑ Схема путевого развития Московского Метрополитена. trackmap.ru. Архивировано из первоисточника 28 августа 2011. Проверено 24 мая 2012.
  15. ↑ Исследования пассажирских потоков. 18 марта 1999 года. metro.ru. Архивировано из первоисточника 25 января 2012. Проверено 19 декабря 2010 года.
  16. ↑ Исследования пассажирских потоков. Март 2002 года. metro.ru. Архивировано из первоисточника 25 января 2012. Проверено 26 апреля 2012 года.
  17. ↑ Режим работы станций и вестибюлей. Официальный сайт Московского метрополитена. Архивировано из первоисточника 18 августа 2011. Проверено 14 марта 2011 года.
  18. ↑ Время отправления первых поездов. Официальный сайт Московского метрополитена. Архивировано из первоисточника 12 февраля 2012. Проверено 25 января 2012 года.
  19. ↑ Метро «Комсомольская» на Яндекс.Картах. Яндекс. Проверено 10 июня 2012.
  20. ↑ Поиск автобусного маршрута Москвы. Комсомольская. Я приеду.ру. Архивировано из первоисточника 25 июня 2012. Проверено 18 марта 2012.
  21. ↑ Поиск троллейбусного маршрута Москвы. Комсомольская. Я приеду.ру. Архивировано из первоисточника 25 июня 2012. Проверено 18 марта 2012.
  22. ↑ Поиск трамвайного маршрута Москвы. Комсомольская. Я приеду.ру. Архивировано из первоисточника 25 июня 2012. Проверено 18 марта 2012.
  23. ↑ Лагин Л. Старик Хоттабыч. — М., 1955.
  24. ↑ Глуховский Д. А. Метро 2033. — М.: Популярная литература, 2007. — 400 с. — Доп, тираж 100 000 экз. — ISBN 978-5-903396-09-2
  25. ↑ Перспективы развития. Официальный сайт Московского метрополитена. Архивировано из первоисточника 5 февраля 2012. Проверено 15 мая 2012.
  26. ↑ Об утверждении Перечня объектов перспективного строительства Московского метрополитена в 2012-2020 г. Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы (13 мая 2012). Архивировано из первоисточника 31 мая 2012.

Литература

  • Зверев В. Метро московское. — М.: Алгоритм, 2008. — 272 с. — ISBN 978-5-9265-0580-8
  • Зиновьев А. Н. Сталинское метро. Исторический путеводитель. — М., 2011. — 240 с. — ISBN 978-5-9903159-1-4
  • Наумов М. С., Кусый И. А. Московское метро. Путеводитель. — М.: Вокруг света, 2006. — 360 с. — ISBN 5-98652-061-0
  • Наумов М. С. Под семью холмами: Прошлое и настоящее московского метро. — М.: АНО ИЦ «Москвоведение»; ОАО «Московские учебники», 2010. — 448 с. — ISBN 978-5-7853-1341-5
  • Чередниченко О. Метро-2010. Путеводитель по подземному городу. — М.: Эксмо, 2010. — 352 с.

Ссылки

dic.academic.ru

Метро Комсомольская Кольцевой линии на карте Москвы

от остановки «Комсомольская площадь» (150 метров)

Авиамоторная - 14 остановок на трамвае 50 ; 16 остановок на трамвае 37

Александровский сад - 18 остановок на автобусе А

Алексеевская - 14 остановок на троллейбусе 14

Арбатская 4 - 18 остановок на автобусе А

Бауманская - 5 остановок на трамвае 50 ; 6 остановок на трамвае 37

Бульвар Рокоссовского 14 - 22 остановки на трамвае 7

Бульвар Рокоссовского 1 - 14 остановок на трамвае 13

ВДНХ - 17 остановок на троллейбусе 14

Достоевская - 12 остановок на трамвае 7

Китай-город 6 - 8 остановок на автобусе 122

Красносельская - 1 остановка на трамвае 7, 13, 50, 37

Красные ворота - 2 остановки на автобусе А

Кропоткинская - 19 остановок на автобусе А

Кузнецкий мост - 9 остановок на автобусе 122

Курская 3 - 9 остановок на автобусе 40

Менделеевская - 17 остановок на трамвае 7

Новогиреево - 31 остановка на трамвае 37

Парк Культуры 1 - 23 остановки на автобусе А

Перово - 27 остановок на трамвае 37

Площадь Ильича - 16 остановок на автобусе 40

Преображенская площадь - 8 остановок на трамвае 7, 13

Проспект Мира 5 - 6 остановок на трамвае 7 ; 7 остановок на троллейбусе 14

Пушкинская - 12 остановок на автобусе А

Рижская - 10 остановок на троллейбусе 14

Ростокино - 23 остановки на троллейбусе 14

Сокольники - 4 остановки на трамвае 7, 13

Сухаревская - 4 остановки на автобусе А

Трубная - 6 остановок на автобусе А

Фрунзенская - 26 остановок на автобусе А

Цветной бульвар - 6 остановок на автобусе А

Шоссе Энтузиастов 14 - 19 остановок на трамвае 37

Казанский вокзал - 2 остановки на автобусе 40

Курский вокзал - 9 остановок на автобусе 40

Ленинградский вокзал - 1 остановка на трамвае 7, 13, 50,  троллейбусе 14,  трамвае 37

Москва-Каланчёвская - 1 остановка на трамвае 7, 13, 50,  троллейбусе 14,  трамвае 37

Новая - 15 остановок на трамвае 50

Новогиреево - 34 остановки на трамвае 37

Рижский вокзал - 11 остановок на троллейбусе 14

Северянин - 24 остановки на троллейбусе 14

Серп и Молот - 16 остановок на автобусе 40

от остановки «Комсомольская площадь» (170 метров)

Локомотив - 14 остановок на троллейбусе 41

Черкизовская - 14 остановок на троллейбусе 41

Щелковская - 22 остановки на троллейбусе 41

от остановки «Каланчёвская улица» (430 метров)

Ярославский вокзал - 1 остановка на троллейбусе 14

от остановки «Фабрика «Большевичка»; Комсомольская площадь» (460 метров)

Измайлово - 18 остановок на троллейбусе 22,  маршрутке 322М

Партизанская - 19 остановок на троллейбусе 22,  маршрутке 322М

Первомайская - 26 остановок на троллейбусе 22,  маршрутке 322М

Семеновская - 13 остановок на троллейбусе 22,  маршрутке 322М

Электрозаводская - 11 остановок на троллейбусе 22, 88,  маршрутке 322М

Электрозаводская - 11 остановок на троллейбусе 22, 88,  маршрутке 322М

www.moscowmap.ru

Станция «Комсомольская» Кольцевой линии: russos

Станция «Комсомольская» Кольцевой линии по праву считается одной из красивейшей станций Московского метрополитена. Кроме того, она уникальна и по конструктивному решению.

С некоторыми оговорками можно сказать, что ее проект является дальнейшим развитием первых колонных станций Московского метрополитена — Маяковской и Павелецкой Замоскворецкой линии.

Перед тем как рассказывать о Комсомольской, я хочу кратко осветить историю московских и питерских колонных станций.

Первой колонной станцией глубокого заложения в Москве, в СССР и вообще в мире стала Маяковская, открытая 11 сентября 1938 года. Это был очень смелый инженерный проект. В целом, несмотря на прекрасное архитектурное решение, он получился очень сложным и трудоемким в строительстве.

Учтя все сложности возведения такой колонной станции, инженеры разработали более экономичный проект — Павелецкая Замоскворецкой линии. Но увы, началась война, и ее ход внес свои коррективы в теперешний вид станции. Она была открыта 20 ноября 1943 года в сильно упрощенном виде: без центрального зала и только с пилонной частью (по сути — небольшой распределительный зал) около выхода в город. Дело в том, что все металлоконструкции колонно-прогонного комплекса остались в захваченном немцами Днепропетровске.

И только после войны, в результате сложнейшей реконструкции, которая длилась почти 10 лет без перерыва движения поездов и пассажиров, она была из двухзальной переделана в колонную, которую мы видим сейчас. Первая очередь реконструкции была открыта 21 февраля 1953 года, а окончательно завершены все работы были только к апрелю 1959 года! А в память о первоначальном проекте нам остался старый участок около выхода в вокзалу.

Следующей колонной станцией была Курская Кольцевой линии, открытая 1 января 1950 года. Проект, стоящий особняком, оказался очень сложным и трудоемким в строительстве, и после этого такие колонные станции больше не строились.

Для первой очереди Ленинградского метрополитена было разработано два уникальных проекта колонной станции. Первый опирается на опыт уже построенных Маяковской и Павелецкой. По нему было сооружено две станции: «Технологический институт» и «Балтийская». По второму проекту была сооружена станция «Кировский завод». Что самое интересное, этот проект, скорее всего, послужил основой для разработки московской колонной станции, а питерцы в итоге пошли своим путем, разработав свой собственный тип.

Общим недостатком всех этих проектов (кроме «Курской» и «Кировского завода») является наличие в своде среднего зала распорки в том или ином виде. Необходимость ее устройства вызывается разностью распоров среднего и боковых тоннелей при существующей величине их пролетов.

Для решения этой проблемы был разработан проект станции с увеличенным пролетом среднего свода. Здесь благодаря принятому соотношению пролетов среднего и крайних тоннелей удалось достигнуть уравновешивания распоров и отказаться от верхних распорных элементов в среднем своде. По этому проекту, как вы уже догадались, была построена станция «Комсомольская» Кольцевой линии.

На этом история уникальных колонных станций, сделанных по индивидуальным проектам, закончилась. Уж больно они оказались дороги и трудоемки в строительстве.

К колонным станциям вернулись почти через 20 лет, когда был разработан и построен Китай-город. Это был прорыв в области строительства, а этот проект успешно дожил до наших дней (например, Достоевская и Трубная являются усовершенствованными станциями этого вида). Но это все выходит за рамки данного рассказа. Может, я как-нибудь расскажу историю различных конструктивных типов станций, а пока давайте вернемся к Комсомольской-кольцевой.

1. Это колонная станция глубокого заложения, построенная по индивидуальному проекту. Обделка станции выполнена из чугунных тюбингов и состоит из двух незамкнутых колец путевых тоннелей наружным диаметром 9,5 м и повышенного среднего свода кругового очертания диаметром 11,5 м. В нижней части среднего тоннеля предусмотрена мощная железобетонная распорная плита толщиной 1 м, монолитно связанная с железобетонными фундаментами под колонны. Тоннели и метрополитены / Под ред. д-ра техн. наук, проф. В.Г. Храпова. — М.: Транспорт, 1989.

2. Ширина боковых платформ (от края платформы и до оси колонны) принята 2,8 м, а пролет среднего зала между осями колонн — 11 м. Для придания большей жесткости сводам боковых тоннелей и облегчения их работы при действии возможного избыточного распора в каждом кольце обделки боковых тоннелей на уровне опорных тюбингов установлены металические распорки из двутавра № 36. Лиманов Ю.А. Метрополитены. — М.: Транспорт, 1971.

3. Увеличение пролета среднего зала и ликвидация верхних распорок позволили существенно увеличить объем и высоту среднего зала, что благоприятно повлияло на качество архитектурного офрмления станции.Всеобщая история искусств. Том 6, книга вторая. Искусство 20 века / под общей редакцией Б.В. Веймарна и Ю.Д. Колпинского. — М.: Искусство, 1966. ARTYX.RU: История искусств.

4. Металлоконструкция станции состоит из двухстенчатого верхнего прогона, колонн и башмаков. Прогоны в статическом отношении представляют собой двухконсольные балки с длиной консолей, равной половине пролета, опирающиеся на колонны коробчатого сечения с шагом 4,5 м по длине станции. Вес одной секции металлоконструкции длиной 4,5 м составляет 52,96 т, а общий вес на всю станцию около 3 300 т. На фотографии вы видите процесс разработки породы в ядре среднего зала. Учитывая объемы, на станции был смонтирован экскаватор. Так же можно увидеть весь колонно-прогонный комплекс во всей красе. А слева, на заднем плане, виден не разобранный боковой тоннель. В целом процесс сооружения ничем не отличался от этапов строительства «Маяковской».Из архива Московского метростроя.

5. Какие-то работы в среднем зале. В боковом зале хорошо видна распорка сверху.Фото А. Столяренко, журнал Советский союз. 1951 №10. За скан спасибо don_serhio.

6. По одной из легенд первоначальный проект станции был с очень толстыми колоннами после отделки. Говорят, что инженер чуть ли не с кулаками набросился на архитектора, мол, я столько времени потратил на разработку станции, чтобы колонны сделать как можно тоньше, а ты все это скрыл в облицовке. В итоге архитектор переделал проект и облицовка максимально теперь прижата к колонне..::кликабельно::.Фото А. Столяренко, журнал Советский союз. 1951 №10. За скан спасибо don_serhio.

7. Сборка мозаичного панно в мастерской.Из архива Московского метростроя.

8. А теперь несколько старых видов станции после открытия.Московский метрополитен / Ред. С. Иодлович. — М.: Искра революции, 1953.

9. Обратите внимание на табличку над эскалатором.Московский метрополитен / Ред. С. Иодлович. — М.: Искра революции, 1953.

10. Это скорее уже рисунок, чем фотография.Московский метрополитен / Ред. С. Иодлович. — М.: Искра революции, 1953.

11. Наклон без рекламы.Московский метрополитен / Ред. С. Иодлович. — М.: Искра революции, 1953.

12. Коридор без дурацких болтающихся рекламных портянок!Московский метрополитен / Ред. С. Иодлович. — М.: Искра революции, 1953.

13. Станцию не портит своим видом инфосос!Московский метрополитен / Ред. С. Иодлович. — М.: Искра революции, 1953.

14. И тут тоже нет рекламы!Московский метрополитен / Ред. С. Иодлович. — М.: Искра революции, 1953.

15. Московский метрополитен / Ред. С. Иодлович. — М.: Искра революции, 1953.

16.Московский метрополитен / Ред. С. Иодлович. — М.: Искра революции, 1953.

17.Московский метрополитен / Ред. С. Иодлович. — М.: Искра революции, 1953.

18. Наверху аванзала нет будки полиции, рекламы и вообще ничего нету. И обратите внимание на завитки над дверью! Московский метрополитен / Ред. С. Иодлович. — М.: Искра революции, 1953.

19. У меня эта станция вызывает весьма странные и противоречивые эмоции. Я считаю ее шедевром с точки зрения конструкции, но вот с архитектурной точки зрения она давит. Хотя на вкус и цвет, конечно.Обои: 1024x768 | 1280x1024 | 1280x800 | 1366x768 | 1440x900 | 1600x1200 | 1680x1050 | 1920x1080 | 1920x1200

20. Первый в Москве четырехленточный эскалаторный тоннель диаметром 11,5 метра. Обои: 1024x768 | 1280x1024 | 1280x800 | 1366x768 | 1440x900 | 1600x1200 | 1680x1050 | 1920x1080 | 1920x1200

21. Размер наклона поражает. Если не ошибаюсь, то такой же диаметр использовали при строительстве пересадки между станциями «Проспект Мира». Потом уменьшили расстояние между машинами и смогли разместить 4 ленты в тоннель диаметром 8,8 м. Обои: 1024x768 | 1280x1024 | 1280x800 | 1366x768 | 1440x900 | 1600x1200 | 1680x1050 | 1920x1080 | 1920x1200

22. Панно в торце аванзала около нижней площадки эскалатора.

23. Подходной коридор от эскалаторов к станции с идиотской рекламой.

24. Хитрая организация ходков под станционным путем. Один большой и два маленьких по бокам.

25. Оформление станции посвящено теме борьбы русского народа за независимость. Потолок станции украшен восемью мозаичными панно из смальты и ценных камней. Шесть из них изображают Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьму Минина и Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова, советских солдат и офицеров у стен рейхстага. Их автор — художник П. Д. Корин.Обои: 1024x768 | 1280x1024 | 1280x800 | 1366x768 | 1440x900 | 1600x1200 | 1680x1050 | 1920x1080 | 1920x1200

26. Но оформление станции подверглось цензуре после развенчания культа личности Сталина. Об это подробно пишет у себя moscowhite: «Тут самая занятная история. Первоначально два последних мозаичных панно, «Вручение гвардейского знамени» и «Парад Победы», выполненные великим художником Павлом Кориным, выглядели так: на первом из них изображен Сталин, передающий знамя солдату (за спиной Генералиссимуса стоят его ближайшие сподвижники: Молотов, Берия, Каганович), а на втором – те же персоны из партийной верхушки выстроились на трибуне Мавзолея, у подножия которого брошены фашистские знамена. После того, как товарищ Берия потерял доверие, а товарищ Маленков надавал ему пинков (реальный стишок тех времен, мне друг рассказывал, у которого дед работал когда-то в НКВД), на коринских панно с него бесцеремонно сняли очки. Потом пришла очередь Молотова и других верных соколов. В 1963 году настала пора глобальных перемен: вместо «Вручения гвардейского знамени» появилось «Выступление Ленина перед красногвардейцами, отправляющимися на фронт», а «Парад Победы» превратился в «Триумф Победы». Корин, которому поручили подготовить новые эскизы панно, сделал эту композицию такой, чтобы в нее вошло как можно больше фрагментов прежнего «Парада». С картины просто исчезло все сталинское Политбюро (трибуна Мавзолея теперь оказалась пустой), а на переднем плане появилась аллегорическая фигура: Родина-мать с пальмовой ветвью мира и серпом-молотом.Мозаичные панно в отдельных фотографиях: раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь и восемь.

«Как известно, мозаичные композиции Корина на Комсомольской связаны единой концепцией — они являются буквальной визуализацией речи Сталина, произнесенной 7 ноября 1941 года: «Война, которую вы ведете, есть война освободительная, война справедливая. Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков — Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова! Пусть осенит вас победоносное знамя великого Ленина!». Для тех пролетариев, кто не втыкает в художественные метафоры, речь генералиссимуса была высечена на мраморной доске, что висела справа от лестницы. Сейчас от нее остались только криво замазанные дырки».

27. В треугольных фигурных рамах, опирающихся на основание свода и поднимающихся на четверть его дуги, изображены воинские атрибуты — знамёна и оружие (щиты, шлемы, мечи, пищали, мушкеты, палаши). Авторы этих изображений — С. М. Казаков и А. М. Сергеев.Еще два орнамента: раз и два.

28. На мой взгляд, станции не повезло в том, что она находится на площади трех вокзалов, хотя она специально строилась под большой пассажиропоток. Сейчас он вырос до 110 тысяч человек и вся красота станции просто теряется на этом фоне..::кликабельно::.

29. И только ночью, когда никого нет, можно увидеть все ее великолепие..::кликабельно::.

30. Еще станцию облюбовали карманники с Кольцевой линии. Почти в открытую они тусуются кучками, потрошат кошельки и чувствуют себя совершенно безнаказанно. Полиции на станции традиционно пофиг на это..::кликабельно::.

31. Глубина заложения станции около 37 метров.Обои: 1024x768 | 1280x1024 | 1280x800 | 1366x768 | 1440x900 | 1600x1200 | 1680x1050 | 1920x1080 | 1920x1200

32. После массового отправления ночных поездов дальнего следования после часа ночи станция наконец-то начинает пустеть. Да и на вход метро уже наконец-то закрыто.Обои: 1024x768 | 1280x1024 | 1280x800 | 1366x768 | 1440x900 | 1600x1200 | 1680x1050 | 1920x1080 | 1920x1200

33. Фрагмент решетки ограждения перехода.Обои: 1024x768 | 1280x1024 | 1280x800 | 1366x768 | 1440x900 | 1600x1200 | 1680x1050 | 1920x1080 | 1920x1200

34. Осталось загадкой назначение ниш около лесенки. В правой нише висела табличка с речью Сталина. Сейчас там просто памятная табличка про станцию. А в левой, которую видно на фотографии, ничего не было.Обои: 1024x768 | 1280x1024 | 1280x800 | 1366x768 | 1440x900 | 1600x1200 | 1680x1050 | 1920x1080 | 1920x1200

35. Выход к Ленинградскому и Ярославскому вокзалу. Я считаю, что автоматы по продаже газет надо выкинуть.

36. Этот же аванзал. Слева от полицейской будки находится неприметная дверь. На ней написано, что это комната матери и ребенка. Где еще в метро у нас есть такое?

37. Здесь использован обычный трехниточный наклон.

38. Гермоворота.

39. Ожидается, что к 2015 году на станции будет построен еще один выход в город. Но пока никаких строительных работ не ведется.

40. Пересадка на Комсомольскую-радиальную и выход к Казанскому вокзалу.

41. Безусловно, оттого что убрали распорку в центральном зале, проект станции только выиграл.

42. Комсомольская стала одной из последних работ А. В. Щусева, который скончался 24 мая 1949 года, задолго до открытия станции. Проект был закончен работниками его мастерской.Обои: 1024x768 | 1280x1024 | 1280x800 | 1366x768 | 1440x900 | 1600x1200 | 1680x1050 | 1920x1080 | 1920x1200

43. За работу над станцией он посмертно получил Сталинскую премию второй степени (1952 год).Обои: 1024x768 | 1280x1024 | 1280x800 | 1366x768 | 1440x900 | 1600x1200 | 1680x1050 | 1920x1080 | 1920x1200

44. Потолок жёлтого цвета также украшен мозаичными вставками и лепниной. Зал освещён массивными многорожковыми люстрами, висящими между панно; платформы освещаются люстрами меньшего размера. Колонны украшены мраморными капителями и отделаны светлым мрамором, как и стены станции. Пол выложен розовым гранитом. В тупиковом торце зала установлен бюст В. И. Ленина..::кликабельно::.

45. К сожалению, вся эта красота скрыта днем для пассажиров — им просто нет времени на это смотреть..::кликабельно::.

46. А вот тоннели там скучные. Нет камер съездов и вообще ничего интересного.Обои: 1024x768 | 1280x1024 | 1280x800 | 1366x768 | 1440x900 | 1600x1200 | 1680x1050 | 1920x1080 | 1920x1200

47. Типичный вид перегонного тоннеля диаметром 5,6 м.Обои: 1024x768 | 1280x1024 | 1280x800 | 1366x768 | 1440x900 | 1600x1200 | 1680x1050 | 1920x1080 | 1920x1200

48. Зато было время поснимать несколько панорам в тоннеле..::кликабельно::.Другие варианты от нейтральных до вырви глаз: Вариант 1, Вариант 2, Вариант 3, Вариант 4, Вариант 5, Вариант 6.

49. Если посмотрите, то на фото запечатлен интересный момент. Во-первых, уже используются тюбинги метровой ширины, а не 0,75 м. Во-вторых, еще не отказались от клиновидных колец (такое кольцо видно правее от центра) для поворота тоннеля. Сейчас для этих целей используют клиновидные прокладки между кольцами. .::кликабельно::.

50. Тут клиновидное кольцо (левее центра) видно очень хорошо. Но такие кольца трудоемки в изготовлении и весьма скоро додумались до клиновидных прокладок..::кликабельно::.

51. И на закуску несколько нестандартных разверток для панорам..::кликабельно::.

52. Все для вашего выноса мозга..::кликабельно::.

53..::кликабельно::.

54..::кликабельно::.

Там же, в тоннелях около Комсомольской я снял это эпическо-ностальгическое видео про те времена, когда в метрополитен я лазил не всегда легально. :)

Сегодня открыли «Алма-Атинскую». Сейчас готовлю пост по ней. Так же, наконец-то, открыли второй выход с «Марьины рощи». И, по слухам, открыли ЗАГС в яйце на Живописном мосту. Но вот насчет последнего очень не уверен.

Напоминаю, что у меня есть твиттер, фейсбук, вконтакт и инстаграм!

russos.livejournal.com

Комсомольская (Кольцевая линия) | Метропедия

У этого термина существуют другие значения, см. Комсомольская.

Комсомольская (Кольцевая линия)

Открытие

30 января 1952 года

Глубина залегания, м

37

Переход на станцию

Первое описание:

«Комсомольская» — станция Кольцевой линии Московского метрополитена. В мире «Метро 2033» принадлежит Ганзе.

    Открыта 30 января 1952 года в составе участка «Курская» — «Белорусская». Названа по Комсомольской площади, под которой расположена. Имеет переход на станцию «Комсомольская» Сокольнической линии.

    В северном торце станции — лестница, ведущая в небольшой купольный аванзал. В куполе свода, украшенного золотой смальтой, изображена красная пятиконечная звезда с расходящимися во все стороны золотыми лучами. Это мозаичное украшение появилось не ранее 1960-х годов. В центре аванзала подвешена массивная многорожковая люстра.

    Длинный и широкий коридор выводит из аванзала к эскалаторному тоннелю. Эскалаторный тоннель в свою очередь выводит в наземный вестибюль, общий для обеих станций узла. У этого вестибюля восьмиугольный объём под большим куполом. Купол украшен лепниной и фигурными барельефами трубящих горнистов. По оси купола две подвесные люстры в виде церковных паникадил, по всем углам — большие торшеры. Стены облицованы светло-бежевым мрамором.

    В мире «Метро 2033» Править

    Описание Править

    Станция принадлежит Ганзе. Население живёт довольно богато.

    Особенности Править

    Иногда на путях появляется призрак девушки. Жители станции говорят, что это связано со штурмом Комсомольской Красной Линии.

    В романе «Кошки-мышки» Править

    На Комсомольскую приезжает Кошка с двумя младенцами с Октябрьской. Её приглашает к себе в палатку сталкер Никита Питерский. В гостях у сталкера Никита кормит малышей и предлагает Кошке жить с ним. Она отказывается и, пока сталкер выходит из палатки, девушка бежит на дрезину и едет на Улицу 1905 года.

    ru.metro.wikia.com

    Ст.м. Комсомольская (Кольцевая линия) - BluesMaker`s home

    Скоро нам обещают, что в Москва Сити появится самый большой пересадочный узел не только в Москве но и возможно в стране. А пока самый крупный пересадочный узел здесь, на Комсомольской площади, площади трех вокзалов. Тут помимо собственно трех загруженных вокзалов с большой проходимостью пассажиров еще и две станции метро - Комсомольская Сокольнической и Кольцевой линий. На последнюю мы и отправимся.ТТХ станции. Пустая Комсомольская на фото - это что то из области фантастики.Автором проекта станции стал не кто иной, как один из самых титулованных архитекторов - А.В. Щусев. Это был последний проект архитектора, станция была достроена уже после его смерти. За этот проект ему посмертно была вручена Сталинская премия второй степени.Строители на станции. Очень крутые каски-пробки.А вот собирают и готовят люстры центрального зала.После развенчания культа личности, все изображения Сталина (а их было немало) в метрополитене были отредактированы. Такую вот метаморфозу претерпело панно на своде Комсомольской.Уникальное фото. Перебирают мозаику.А еще в какой то момент на Комсомольской появился аналог современного ИНФОСОСа, более того тут он с телевизором. Вообще какое то чудо техники. Судя по тому, что подобные устройства не распространились, предположу, что эксперимент был признан неудачным. Собственно, скорее всего такая же участь должна постигнуть и современные ИНФОСОСы.Красивое раскрашенное ЧБ фото. Тут видно, что изначально над рядом колонн была раскрашенная лепнина. Теперь там мозаики.Какая красота. Какая интересная публика. Тут и старый олдскульный поезд. Надпись над кабиной "КОЛЬЦО", без всяких номеров маршрутов.Митинг, посвященный открытию станции. Сколько народу то!Фото с сайта РИАНовости. Хрущев на митинге, по поводу пуска нового участка Кольцевой линии 1952 год. Портрет Сталина с грустью и усталостью смотрит на улыбающегося Хрущева. Скоро портреты вождя будут снимать ото всюду.А вот это карточка Анри Картье-Брессона снятая на Комсомольской.1. Итак наземный павильон у станции один. Это совмещенный павильон обоих Комсомольских. Здание помпезное, с куполом и шпилем с красной звездой наверху. Совершенно уместная роскош, на фоне зданий Ленинградского и Ярославского вокзалов.2. Наземный вестибюль Комсомольской - это то, что приезжающие видят в первую очередь. Впечатление я думаю он производит соответствующее. Столица все ж таки. Кстати в последнее время площадь перед вокзалами существенно почистили от грязи всяких маргинальных элементов. И теперь тут даже можно прогуляться не испытывая отвращение.3. Теперь со стороны главного фасада только выход. Зато можно тут спокойно пройтись без шума и толпы.4. По обе стороны кассового зала собственно кассы.Какие красивые светильники5. Отделка окошек касс.6. Декоративные панели под ними.7. Гермозатвор и проход в эскалаторный зал.8. Эскалаторный зал. Круглый с куполообразным потолком. Отсюда уходят эскалаторы на Комсомольскую Кольцевой и Сокольнической линий. На сводах лепнина, и создается ощущение, что изначально планировалось дополнить лепнину еще и мозаиками. Пустые "рамки" выглядят странно.9. А еще в этом зале потрясные светильники. Какая красота.10. Тут всегда многолюдно. Вообще мне трудно себе представить, чтобы на Комсомольской было бы безлюдно. Люди с вокзалов, люди на вокзал, бесконечный цикл.11. Вот тут явно должно было что-то быть, какая-нибудь мозаика.12. А какие роскошные люстры.13. Переход от эскалаторов в сторону станционного зала. Подсветка в верхней части за карнизом. Модное архитектурное решение того времени.14. Туто тоже лепнина. Интересно эта вот "сеточка" в нижней части, за ней что громкоговорители или это для вентиляции?15. Из перехода попадаем в аванзал. Он служит своеобразным поворотом, так как переход подходит к платформенной части под прямым углом.16. Купол, да тут тоже купол, украшен мозаикой и лепниной. Да, еще и люстрой. Все что только можно было придумать. Как жаль, что тут напихали всякой рекламы и установили автоматы по продаже прессы.17. Поднимем голову вверх. Да, не каждый дворцовый интерьер может похвастаться такой отделкой.18. Своды выкрашены в желтый цвет. Необычно. Я вот так с ходу не могу вспомнить еще станцию Московского метро, где своды выкрашены в какой либо цвет, кроме белого.19. Естественно лепнина. Вообще обращаешь внимание на такие вещи, если никуда не спешишь. Такая красивая станция для многих всего лишь пересадка на электричку или поезд, некоторые вообще не замечают этой красоты. А ведь станция задумывалась, как самая большая, самая впечатляющая на Кольце. Это должны были быть ВОРОТА в город!20. Что интересно. Мозаика тут появилась в то же время, что и мозаика над колоннами в центральном зале. Вот мне интересно, станцию закрывали на момент реконструкции и установки мозаик?21. Сама станция интересна тем, что свод центрального зала поистине огромен, он в 1,5 раза выше сводов боковых залов. Такая высота позволила повесить огромные люстры, как будто из дворца или например из какого нибудь храма.22. Потолок украшают огромные мозаики.23. Все они в той или иной степени прославляют славу русского оружия. Вот панно с Александром Невским.24. А вот "Красноармейцы с красном знаменем" похоже на руинах рейхстага.25.Даже широкоугольник не позволяет объять необъятное.26. Еще разок задерем голову вверх.27. В середине зала переход на Сокольническую линию. Решетки ограждения богато декорированы.28. В глухом торце стоит себе такой бюст Ленина. И ни у кого не возникло идеи его демонтировать, это хорошо. Над Лениным свод с мозаикой в центре которой советский герб.29. Немного цифр. На станции 68 колонн, длинна платформы 190 метров. Высота центрального свода 9 м.30.31.32.33. Вид на центральный зал.34.

    P.S.Все архивные фото найдены на замечательном сайте ПастВью.Проспект Мира <- Комсомольская -> КурскаяПереход на ст.м. Комсомольская Сокольнической линииМОСКОВСКОЕ МЕТРО

    bluesmaker.livejournal.com

    Метро Комсомольская в Москве (коричневая)

  1. А

    Антикварные магазины по продаже антиквариата

    Организации : 1

  2. Аптеки по продаже лекарств

    Организации : 8

  3. Б

    Букинистические книжные магазины по продаже книг

    Организации : 4

  4. К

    Комиссионные магазины товаров

    Организации : 2

  5. Компании по продаже нефтегазового оборудования

    Организации : 1

  6. Компании по продаже сырья для пищевой промышленности

    Организации : 1

  7. Кондитерские магазины по продаже кондитерских изделий

    Организации : 7

  8. М

    Магазины детских, мягких, развивающих игрушек

    Организации : 8

  9. Магазины косметики и парфюмерии

    Организации : 7

  10. Магазины косметики и расходных материалов для салонов красоты

    Организации : 1

  11. Магазины по продаже CD / DVD / BD дисков

    Организации : 1

  12. Магазины по продаже аксессуаров к мобильным телефонам

    Организации : 2

  13. Магазины по продаже аудиотехники и видеотехники

    Организации : 1

  14. Магазины по продаже батареек

    Организации : 5

  15. Магазины по продаже биологически активных добавок

    Организации : 1

  16. Магазины по продаже бытовой техники и электроники

    Организации : 2

  17. Магазины по продаже бытовой химии

    Организации : 4

  18. Магазины по продаже верхней одежды

    Организации : 4

  19. Магазины по продаже головных уборов

    Организации : 3

  20. Магазины по продаже детских карнавальных костюмов

    Организации : 1

  21. Магазины по продаже детской одежды

    Организации : 5

  22. Магазины по продаже джинсовой одежды

    Организации : 3

  23. Магазины по продаже диетических и соевых продуктов

    Организации : 1

  24. Магазины по продаже для беременных и кормящих мам

    Организации : 1

  25. Магазины по продаже домофонов

    Организации : 1

  26. Магазины по продаже драгоценных ювелирных камней

    Организации : 1

  27. Магазины по продаже женской одежды

    Организации : 43

  28. Магазины по продаже запчастей для мобильных, сотовых телефонов

    Организации : 1

  29. Магазины по продаже зоотоваров / товаров для животных

    Организации : 1

  30. Магазины по продаже календарей подарков / открыток

    Организации : 1

  31. Магазины по продаже кожи, шуб из меха, дублёнок

    Организации : 2

  32. Магазины по продаже колбасных изделий

    Организации : 2

  33. Магазины по продаже кондитерского инвентаря для кондитерских изделий

    Организации : 1

  34. Магазины по продаже контактных линз для глаз / зрения

    Организации : 2

  35. Магазины по продаже медтехники / медицинской техники

    Организации : 1

  36. Магазины по продаже металлоискателей

    Организации : 1

  37. Магазины по продаже мобильных / сотовых телефонов

    Организации : 25

  38. Магазины по продаже мужской одежды

    Организации : 10

  39. Магазины по продаже настольных игр для детей и взрослых

    Организации : 1

  40. Магазины по продаже нижнего белья

    Организации : 10

  41. Магазины по продаже новогодних товаров

    Организации : 2

  42. Магазины по продаже одежды и обуви для силовых структур

    Организации : 1

  43. Магазины по продаже пакетов и плёнки

    Организации : 1

  44. Магазины по продаже подарочной упаковки

    Организации : 1

  45. Магазины по продаже постельных принадлежностей

    Организации : 3

  46. Магазины по продаже посуды

    Организации : 3

  47. Магазины по продаже программного обеспечения

    Организации : 1

  48. Магазины по продаже радиоуправляемых моделей, игрушек

    Организации : 1

  49. Магазины по продаже расходных материалов для оргтехники

    Организации : 1

  50. Магазины по продаже сейфов

    Организации : 2

  51. Магазины по продаже сигарет / табачных изделий / товаров для курения

    Организации : 1

  52. Магазины по продаже спецодежды и средств индивидуальной защиты

    Организации : 1

  53. Магазины по продаже спортивного питания

    Организации : 1

  54. Магазины по продаже спортивной одежды и обуви

    Организации : 3

  55. Магазины по продаже сувенирных и подарочные букетов

    Организации : 1

  56. Магазины по продаже сувениров и подарков

    Организации : 14

  57. Магазины по продаже сумок и кожгалантереи

    Организации : 20

  58. Магазины по продаже сыров

    Организации : 1

  59. Магазины по продаже товаров для дома

    Организации : 1

  60. Магазины по продаже товаров для художников

    Организации : 1

  61. Магазины по продаже трикотажного изделия

    Организации : 4

  62. Магазины по продаже фитопродукции

    Организации : 1

  63. Магазины по продаже хлебобулочных изделий

    Организации : 3

  64. Магазины по продаже часов и аксессуаров

    Организации : 9

  65. Магазины по продаже чая и кофе

    Организации : 1

  66. Магазины по продаже электронных сигарет и жидкостей / кальянов и табаков

    Организации : 4

  67. Магазины средств личной, интимной, детской гигиены

    Организации : 2

  68. Магазины, салоны оптики по продаже очков

    Организации : 5

  69. Магазины, салоны по продаже протезных, ортопедических товаров / средств

    Организации : 3

  70. Магазины, салоны по продаже ювелирной бижутерии и украшений

    Организации : 2

  71. Магазины, салоны по продаже ювелирных изделий и украшений

    Организации : 8

  72. Музыкальные магазины по продаже инструментов

    Организации : 1

  73. О

    Обувные магазины по продаже обуви

    Организации : 7

  74. П

    Продовольственные магазины

    Организации : 5

  75. Р

    Рыболовные магазины по продаже рыболовных товаров

    Организации : 1

  76. С

    Свадебные магазины, салоны платьев

    Организации : 1

  77. Супермаркеты

    Организации : 8

  78. Т

    Торговые / развлекательные центры

    Организации : 3

  79. Ц

    Цветочные магазины / салоны по продаже цветов

    Организации : 6

  80. metro.mwmoskva.ru