Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 2

Notice: Use of undefined constant DOCUMENT_ROOT - assumed 'DOCUMENT_ROOT' in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 5

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 5

Notice: Use of undefined constant DOCUMENT_ROOT - assumed 'DOCUMENT_ROOT' in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 11

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 11

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 28

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 28

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 28

Notice: Undefined variable: flag in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 28

Notice: Undefined variable: adsense7 in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 39

Notice: Undefined variable: adsense6 in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 40
Когда пришел рюрик на русь. Русь заповедная изначальная. Часть 3.

Откуда пришел Рюрик? Когда пришел рюрик на русь


Откуда пришёл Рюрик? | Древняя Русь

Кем был Рюрик? Ответив на этот вопрос, мы ответим и на вопрос «откуда есть пошла земля русская». Историки уже не один век ломают копья над этим вопросом, приводя различные аргументы в пользу той или иной теории.

Журнал: История от «Русской Семёрки», Альманах №3, осень 2017 годаРубрика: Тайны древней РоссииТекст: Русская Семёрка

Датчанин

Фото: князь РюрикПервая версия гласит, что «наш» Рюрик — это Рорик Ютландский, датский конунг из династии Скьёльдунгов, ведущей свою родословную от самого Одина. Упоминания о Рорике встречаются во франкских хрониках, где он называется правителем Дорестада и нескольких фризских земель в 841-873 годах. В Ксантенских анналах его также называют «язвой христианства».Первым версию о тождественности «нашего» Рюрика и датского Рорика высказал пастор X. Холлман в своей работе «Рустрингия, первоначальное отечество первого российского великого князя Рюрика и братьев его. Исторический опыт», опубликованной в 1816 году. Через 20 лет профессор Дерптского университета Фридрих Крузе также отождествил Рюрика с Рориком Ютландским.Из российских учёных первым о тождестве этих исторических фигур написал Николай Тимофеевич Беляев в работе «Рорик Ютландский и Рюрик начальной летописи», изданной в Праге в 1929 году. В качестве доказательств верности теории учёный приводит временные пробелы в фризских хрониках (863-870 годы) и соответствующие упоминания о Рюрике Новгородском в русских летописях.Также в качестве аргумента приводится близкое соответствие археологических слоёв ютландского города Рибе и Ладоги Рюрикова времени.Из современных российских учёных датскую версию происхождения Рюрика поддерживали Борис Рыбаков, Глеб Лебедев, Дмитрий Мачинский и другие.

Швед

Вторая версия: Рюрик был шведом. Эта гипотеза имеет не больше доказательств, чем предыдущая. По ней Рюрик — это шведский конунг Эйрик Эмундарсон. Его упоминает исландский скальд Снорри Стурлусон в «Круге земном». Скальд описывает тинг (всенародный сход) в 1018 году, проходивший в Упсалле. Один из его участников вспоминает об конунге Эйрике, говоря, что тот каждое лето ходил в походы и покорял разные земли: Финланд, Кирьялаланд, Эйстлайнд, Курланд и много земель в Аустрленде.В сагах Финландом называлась Финляндия, Кирьялаландом — Карелия, Эйстландом — Эстония, Курландом — Курляндия, Аустрвегом — Восточный путь («из варяг в греки»), Аустрлендом назывались земли, позже ставшие русскими.Однако, как следует из русских летописей, Рюрик был призван править, а не пришёл с завоевательным походом. Во-вторых, в «Повести временных лет» шведы не считаются варягами. «Варязи» и «свей» считаются разными народами: «Афетово бо и то колено: Варязи, Свей, Урмане, Готе, Русь…».В-третьих, Эйрик и Рюрик — это всё-таки разные имена. Они и переводятся по-разному. Эйрик (Eric, Erik) означает в переводе с древнегерманского «богатый честью», Рюрик (Ro/rik) — «славный знатностью».

Славянин

По антинорманской теории Рюрик «из наших, из славян». Есть две версии славянского происхождения родоначальника русской государственности.По первой версии, Рюрик был вождём славян-ободритов (полабские славяне), сыном Готлейба — ободритского князя, погибшего в 808 году. Эта гипотеза объясняет происхождение герба Рюрика — родовой тамги с пикирующим соколом, поскольку племенным символом славян-ободритов был именно сокол (по западнославянски «ререг/рарог»).По генеалогии Фридриха Хемница (XVII век), Рюрик и его братья также считались сыновьями уже упоминаемого Готлейба. Братьями Рюрика там названы Сивар и Тру-ар. Что показательно, память о Рюрике, сыне Готлейба, сохранялась в тех местах (северо-восток Германии) ещё долго. О князе Рюрике писал путешествующий в тех местах в середине XIX века француз Ксавье Мармье.Вторая славянская версия говорит о происхождении Рюрика с балтийского острова Руян, который сегодня называется Руген. Происхождение Рюрика отсюда может объяснить само название «Русь» (версия с ободритами этого не объясняет). У того же Меркато-ра в «Космографии» остров Руян называется не иначе как «Русция». Историк Николай Трухачёв также отмечал, что в западных источниках жители Руяна неоднократно именуются русинами или рутенами. Также типичным для острова Руян был культ белого коня, его следы сохранились в русском фольклоре, а также в традиции устанавливать на крыши изб «коньков».

Чеченец

В 2007 году в газете «Чеченское общество» вышла статья под авторством историка Муртазалиева. В ней рассказывается о том, что англосаксы, готы, норманы и русь — это один народ.Дальше «доказывается», что, поскольку русы также отождествляются с аланами, а аланы с чеченцами, значит, «русы были не кем-нибудь, а чеченцами. Выходит, что Рюрик и его дружина, если они действительно из варяжского племени русь, чистокровные чеченцы, причём из царского рода и говорившие на родном чеченском языке».Заканчивает статью Муртазалиев так: «Но всё-таки хотелось бы, чтобы чеченские учёные не останавливались на достигнутом, а развивались в этом направлении, учитывая, что «погреть руки» на чеченской истории против логики хотят многие, игнорируя все моральные преграды. Всё это отбрасывает наш народ год за годом, на десятилетия, а может, и на сотни лет назад».

Кто же он?

Вопрос о том, кем был на самом деле Рюрик (и был ли от вообще), является одним из вечных вопросов русской историографии. Научная полемика норманистов и антинорманистов продолжается, но, по мнению историка Игоря Данилевского, по большому счёту, она бессодержательна, поскольку Рюрик уже персонаж легендарный.Вплоть до конца XV века никто из русских князей не называл себя «Рюриковичем», а история научного диспута на тему установления личности Рюрика восходит уже к более позднему времени — к XVIII веку, когда немецкими историками во главе с Герардом Миллером, работавшими в России по приглашению правительства, была выдвинута так называемая норманская теория.С резкой критикой этой теории выступил тогда Михаил Ломоносов. В 1761 году он написал записку в президиум Академии наук, что никаких доказательств того, что Рюрик со своей дружиной явился из Скандинавии, а не из других близлежащих к Новгороду регионов, нет.Народ-племя русь, по мнению Ломоносова, не могло произойти из Скандинавии под влиянием экспансии викингов-норманов.В первую очередь Ломоносов выступал против тезиса об отсталости славян и их неспособности самостоятельно образовать государство.

Что такое лествичное право

Наибольшую сложность у историков вызывает составление генеалогического древа Рюриковичей. Дело не только в отдалённости эпох, но и в широте географии рода, в его социальном переплетении, в отсутствии надёжных источников.Определённые трудности в изучении династии Рюриковичей создаёт так называемое лествичное (очередное) право, существовавшее на Руси до XIII века, при котором в качестве преемника великого князя выступал не его сын, а следующий по старшинству брат. Более того, князья нередко меняли удел, переезжая из города в город, что ещё больше запутывает общую картину родословной. Правда, вплоть до правления Ярослава Мудрого (978-1054) наследование в династии шло по прямой, и только после его сыновей Святослава и Всеволода, в период феодальной раздробленности, ветви Рюриковичей начали беспрестанно множиться, распространяясь по древнерусским землям. Одна из ветвей Всеволодовичей приводит к Юрию Долгорукому (10967-1157). Именно от него свой отсчёт начинает линия, впоследствии приведшая к появлению великих князей и царей московских.

  • < Назад
  • Вперёд >

www.bagira.guru

Русь заповедная изначальная. Часть 3.: yar46

ПродолжениеПредыдущее в части 2

Откуда пришел Рюрик. Начнем историческое путешествие вместе с нашим героем. Многое о Рюрике написано. Повторяться не будем, а воспользуемся правилами грамматики. Русский язык до родной истории большой охотник.Начнем путешествие из Скандинавии.В  год (862) летописного призыва Рюрика слово НОРМАННЫ вряд ли существовало. Как известно, на русском севере, скандинавов норманнов называли практически их самоназванием - МУРМАНЫ. Помните такой город на Кольском полуострове Мурманск? К названию города даже Романовы пытались присоседиться, но не судьба.Официальная этимология слова.Основа слово «norman», в переводе со скандинавских языков означает «северный человек». Исходя из особенностей исторической замены звуков, звук «N» трансформировался в звук «M». Что касается произношения звука «О», то он в этом слове и по настоящее время, как в шведском языке, так и в норвежском произносится как мягкий «У». То есть изначально это звучало как «nur’man»[Ушаков И. Ф.Кольская земля. Мурманск, Кн. изд-во, 1972]О том что «русские» названия в Скандинавии в призывной год, согласно гидрогеологии находились под водой, мы уже говорили. Плывем дальше. Переплываем Балтийское море на юг и…

Река Rur (Рур) течет по современным территориям Бельгии, Германии, Нидерландов. В настоящее время это название имеют притоки Мааса и Рейна. В средние века и у Одера был приток Рурика. Ясно одно - родовое прозвище «Рурик» получили выходцы из поречья Рура. К тому же имя Рюрик как родовое, оказывается известно с 4-го века с начала христианизации Запада Европы. Процесс сопровождался рассеянием поречных племен, что и определило распространение родового имени по всему континенту.Источники:1. http://old-earth.narod.ru/rus/rurik/his/Rurik.htm,2. А. Г. Кузьмин, «Древнерусские имена и их параллели».[Из кн.: Откуда есть пошла Русская земля. Века VI-X. Кн. 2. М., 1986, с. 639-654, http://www.maxknow.ru/images/upload/articles69/1114.htm ]

В который раз очевидность подсказывает - не всё о чем поведали летописи и утверждают средневековые истории, могло случиться в действительности. О чем речь?В первом тысячелетии н.э. князья были лишь предводителями воинов, а реальной властью обладали жрецы. Для выполнения властных функций над народом, включая летописную  «раздачу нарядов» (ПВЛ), искать и призывать следовало жреца, а вовсе не князя. Что же касается судебных полномочий, (княжий суд по ЗАКОНУ) то в те времена существовал КОН, а судебным органом было ВЕЧЕ, и не только в Великом Новгороде. Летопись приписала нашим предкам порядки, которые в действительности установились на несколько столетий позднее.В Новгородских летописях, менее всего подвергшихся переделке, сообщается именно такое разделение полномочий. Верховная власть - Вече, нанятый князь управляет воинами, Что-то входит в полномочия главного священника, что-то в ведение посадника и тысяцкого. Князь был далеко не всемогущ даже в начальные христианские века на Руси.Закрадывается крамольная мысль, что в наших летописях говорится о чем-то или совсем не нашем и/или о чем-то из другого времени. Те же летописи сообщают, что Закон (Русская правда) был разработан Ярославом Мудрым. Вот только тогда и начали судить по Закону во всей стране. Причем Закон создавался под давлением священников новой религии, и законы от чужой культуры противоречили устоявшимся древним местным традициям. Почему и возникло существующее до сей поры понятие «судить по совести» и «судить по закону». Сие в представлении народа не всегда совпадает.Когда пришел Рюрик, то… Рюрик не мог создать династию. Русь и Рюрик как племенные имена были известны задолго до того призвания, а династия правления, сначала шла по линии жрецов, и лишь позднее – по линии князей.На сегодня исторические сведения о Рюрике, весьма противоречивы, поскольку берутся из летописей многократно редактированных в средние века. О речных племенах западноевропейских рюриков в летописях тишина.Источник.Откуда тогда у нас летописные упоминания о Рюрике?Все знают о черной кошке Конфуция. В оригинале мудрость звучит так: «Трудно искать чёрную кошку в тёмной комнате, особенно если её там нет». Это наш случай.Но как же быть с множеством материалов, подтверждающих существование Рюрика, и связанных с ним событий?Как полагаете, летописцы были «свободными художниками», или их пером кто-то управлял? Если от высокого начальства будет приказ отсутствующую кошку Конфуция сыскать, она непременно сыщется и именно там где требуется, а сколько удивительных приключений о том будет написано, и разумеется все они будут непременно достоверными.Если в летописях и не прямые легенды, то они содержат реальные события вполне реальных людей, но.Раз нужен князь и призвание значит, всё это будет. У необходимости свои законы.Как создали призванного князя?Не секрет, что наши летописи рассказывая о далеком прошлом, сами не старше 17 века. Переписывая истлевшие фолианты велик соблазн кое-что «уточнить», и конечно уточняли и далеко не «кое-что». В конце Средневековья существует государство Швеция со своей культурой и языком. А почему бы не связать что-то из современного скандинавского с древним и русским, ведь на дворе уже не 9-й век, когда случилось летописное призвание. Кто будет проверять летописные сказки, созданные по высочайшему повелению. Ну, и связали прошлое и нынешнее.Староскандинавское HróþiR означает -  слава, а ríkR - знатный, толкуемое также как изменённое заимствование из латинского – rex, в смысле король, царь.Норманнская теория так и сделала. Рю_рик, по этой теории: «Знатный Царь». Царь, разумеется, от шведов. А вот это бабушка надвое сказала.Р по-русски Рцы, Эр  по-современному. Рцы это речь как слова, а слова рекут. Вспомним евангелиста Иоанна: «Слово было Бог». Значит, в светской жизни – король, Rex  или князь Рю_рик. «Рекущий». Он говорит - все слушают. Никому и в голову не приходило перечить Рекущему т.е. светскому представителю Бога Слово. Источник.Все бы хорошо, но как всегда это но. Южное «Ю» от болгар известно в нашей Азбуке только с 11 века, а до того обходились родным «У», как и в 9-м веке, в каком описано призвание.Стандартный вариант «Рюрик» предстаёт написанием - «Рурик», что в переводе – князь или царь земли Ру, т.е. поречий Рур или Раура. (см. карту выше)Красиво, если опираться на «…рик» как иноземное и с позиций уже позднего христианского времени.Посмотрим на слово без пришлых «…rik», а по-нашему, по-русски.«Суффикс» КЪ здесь точно такой же, как в словах, например, СТАРИКЪ, КРИКЪ, ПАТРИКЪ, ИСТОРИКЪ.Удивительный русский язык., он все называет своими именами и что характерно именно по-русски.Вот, к примеру, слово СТАРИК. В современном понимании пенсионер, дед, рассказывающий сказки. Смотрим шире. Убираем «суфикс» и у англичан в остатке – СТАР, т.е. звезда. Что за фокус? Дед пенсионер оказывается звездочет и волхв. Нашу историю не спрятать даже на Британских островах!Снова убираем «суфикс» на этот раз в слове РУРик и получаем - РУР, реку.Обратим внимание на приведенную карту. Среди множества топонимов с «Ю» (нем. «Ü») видим Рур (Rur), который именно с «У», а не с «Ю». Это говорит о многом.Выходит, колдуй, крути-верти, а исток имени Рурик хоть по--ииноземному, хоть по-русски один и тот же – река центральной Европы.

Центральная Европа.Здесь в начале эры русские (славяне) занимали большие территории. И очевидно — что издавна. Если говорить о названиях племен и родов — то во времена Юлия Цезаря согласно П.Тулаеву:«на северо-востоке от Альп и далее на север, к Балтийскому морю прошло и осело племя возможно названное по реке Рур - рурики (раурики),— отсюда и родовое имя Рюрики. Но, до того как в русской Азбуке появилась буква «Ю» имя повторяло гидроним Рур, что дает очевидное, Рурик.Другая версия возможна от латинского написания Roerick по-немецки читается «Рёрик», что произносится в позднем русском с уклоном в «Рюрик», хотя явно происходит от «ререг» — по-польски «сокол», кстати, красовавшийся на гербе рода Рюриков».Будущие поляки проживали в той же Помории и их язык, конечно, отразил процесс, но с оглядкой на германцев и латынь.По источнику: Ольга Стукова, «Духовная история древних славян, глава 1», Санкт-Петербург, 2007, http://gamaiyn.narod.ru/slavyane.htm

Рассматривая слово Гардарика (часть 2 настоящей статьи), мы пришли к заключению, что грамматика данного слова нам говорит о множественном числе территорий с городами. Вот и в имени князя «…рик» свидетельство того, что рюриков было много. Имя это родовое, а не личное. «И пришел Рюрик на Русь со всем родом своим и верной дружиной», т.е. пришли на Русь все рюрики от реки Рур. Хотя «владеть нами» летописец звал одного.Что записано в летописи? «Идоша за море к варягом к руси». А что за тем последовало?Если увидеть в слове «варяг» тот самый «рик», то и произошло, что должно было произойти. Пришло племя руриков.Рюрик «пришел со своим родом и верной дружиной». Известно, что старошведские слова, обозначающие «родичи» и «дружина», попали в летопись как имена братьев Трувора и Сенеуса.В летописном сюжете братьев как явно лишних скоро «умерли». Зачем устроили пересортицу со словами?Пошли к Руси призывать, и Русь пришла на Русь со всей Русью! Чего уж понятней.Было это давно и многое в памяти смешалось. От того и целый род, а возможно и не один, называемый рюриками превратился в одного человека, с чем не согласна ни грамматика, ни генетика.С возражениями грамматики мы уже ознакомились, а вот генетика.Поддержать официальную версию с призванием одного князя генетика не в состоянии. Анализы материала от лиц, считающих себя потомками Рюрика, показали принадлежность к трем разным группам N1c1, R1a1 и I2a. И все они Рюрики? А почему бы и нет. В центральной Европе жили многие народы, и у нас нет оснований, всех их считать исключительно русами. Вот и Óдин провел целый народ от Черного моря до Скандинавии. Среди них, разумеется, были и мужчины, оставившие о себе генетическую память.Образ получается собирательный со всей Европы. Как установлено генетикой и А.Г. Кузьминым, исследовавшим имена народов с разными языками и наречиями, родá рурского и раурского поречий рассеялись по всему континенту. Все кто считает, что в его родословии есть Рюрик, вероятнее всего не врут, и не заблуждаются.

Перед нами НЕ ПРИЗВАНИЕ одного князя, а объединение двух русских родов. Часть потомков кельтской культуры стала «немцами» по всей Европе (от почитания богини Неман), а у русских родов продолжился процесс под величием бога Велеса.Однако данные процессы были остановлены христианизацией Европы.

Причина долгих заблуждений заключается в традиционном рассмотрении древних событий согласно букве, а не духу тех событий. Прошу прощения за менторский тон. Но ведь известно, что личные имена правителей часто отождествлялись с самими народами. Это видно и в трактатах средневековой истории и в текстах Библии (Чех, Рус, Магог и целый раздел Библии по генеалогии потомков Ноя). Сплошь и рядом за именами как бы личными скрыты целые народы.Сдругой стороны для родоначалия царской династии много сородичей не требуется, нужен лишь один.Вот почему целый род рюриков превратили на листах летописи в единственного князя.

Похоже, мы сочинили очередной миф! А может, неожиданно открылась реальность?Версия - «Проект Рюрик».Кандидат наук В.Н. Гайдуков выдвинул предположение:«Известно, что Рюрик жил на побережье Балтийского моря, что его войска атаковали Испанию, Италию, Византию. Рюрик и его род, были вездесущи до призыва Гостомысла. (везде сущность многих племен, прим. Yar46) Полагаю, что Рюриковичи должны были обеспечить на Севере Возрождение погибшей греческой Византийской империи и тем самым осуществить революцию элит в Европе. Однако Римская церковь в ходе христианизации в VII-VIII веках совершала активные деяния против древнейших царских родов и элит Европы, и миссия Рюриковичей оказалась тогда невыполненной. (Похоже, что и на Владимира с вопросом крещения также элементарно надавили. прим. Yar46)Впоследствии Екатерина II, создав так называемый греческий проект на основе идеи, что русские - это греки, пыталась поставить русские элиты выше европейских. В этом её поддерживал даже Вольтер».Источник: Межобластной еженедельник «Караван+Я», от 29 марта 2015, http://www.karavan.tver.ru/gazeta/2041Последний раз Российская империя всерьез собиралась стать наследницей Византии в 1916 году. Источник http://www.colta.ru/articles/specials/6771Данная идея, объясняет многовековое подозрение элит католического Запада в отношении замыслов Православной России. В ответ - с нашей стороны санкции полное неприятие латинства, хотя было время, когда Церковь Руси приняла практически всю церковную терминологию не греческую, а именно латинскую. Примечателен и факт, что Кирилл перед просвещением славян получил благословение не у Патриарха Константинополя, а у Папы Римского. Это подметил ещё Н.А. Морозов. Вот ссылка. Кому лень читать всю книгу Морозова вот моя выборка оттуда.

«Вездесущие Рюрики» это круто, но похоже реально. Однако один Рюрик всё-таки был необходим, и сплели миф из судеб реальных исторических личностей. Почему бы и нет. Ведь создали «Великого князя Кия» из прозаичной сваи (кия) понтонной переправы через Днепр. А на самом деле «адаптированная» свая-кий оказалась хазарским военачальником Куйи. Бывает. Сочинители летописных сказок на такой контроль от прекрасного Далеко не рассчитывали.То, что летописи собрание идеологических мифов легко видеть и в сюжете с летописным выбором вер. Сюжет один в один повторяет события диспута между «изобретателем письменности» Кириллом и хазарским каганом. Тогда Кирилл попутно заехал в Крым и встретился в Корсуне с русином, предъявившим «евангелие и псалтырь на русском языке». После этой встречи и состоялся диспут в Хазарии. Догадайтесь, кто победил, и какую веру выбрал каган?Данную информацию разнесли по всему свету купцы. Информация, разумеется, стала известна и летописцам Руси.Источник: из письма хазарского кагана Йосефа испанскому еврею из Кордовы по имени Хасдай ибн Шапрут, http://chassidus.ru/library/history/kandel/02.htm

Прошу прощения у читателя за отклонения от темы, но наша история разветвлена и приходится прикладывать большие усилия, чтобы удержаться в русле единой темы. Продолжим, точнее, закончим данную часть.Складывается впечатление, что Рюрика вставили в летописи вполне осознанно, уж очень это имя  к месту как царское (рик, rex). На это авторы «Киевской Руси» ответили летописной вставкой о князе Кие.Правящая династия России пожелала красивые мифы для своих властных претензий. Бригада летописных редакторов создает подходящий сюжет. В итоге мифические персонажи получают реальные имена, а историки – головную боль.Летописный Рюрик пришел, когда уже реально шло строительство государства. Взять хотя бы империю князя-купца Само в начале 7-го века. Источник: из хроники Фредегара.Начало нынешней Руси мы видим на Балтике, а продолжение последует в следующей части статьи.

Продолжение следует.

В список по теме

yar46.livejournal.com

Откуда пришел Рюрик?

Сергей Глезеров

Наследие 14 Февраля 2018

Как известно, дискуссия вокруг норманнской теории возникновения Российского государства длится уже много веков. Согласно ей, у истоков его формирования стояли норманны («северные люди») - скандинавы, приглашенные представителями славянских племен. В «Повести временных лет» звучат имена Рюрика, Синеуса и Трувора. Несколько лет назад легендарному Рюрику (и его сыну Олегу Вещему) в Старой Ладоге даже поставили памятник, отмечая как раз то самое место, куда они пришли княжить. Однако у этой теории немало противников. В их числе и наш сегодняшний собеседник - директор по научной работе Национального центра подводных исследований, научный руководитель проекта «Подводное наследие России» Андрей ЛУКОШКОВ.

Так художник Николай Рерих изобразил приход заморских гостей в северные славянские земли. Картина «Иноземные гости» (1901 г.) находится в собрании Русского музея. РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

- Андрей Васильевич, что дает вам основание усомниться в норманнской теории?

- В первую очередь работы археологов, которые фиксируют ограниченное распространение скандинавских изделий на территории Древней Руси, а древнерусских - на Скандинавском полуострове. И наоборот, широкое использование древнерусских изделий на южном побережье Балтики и южнобалтийских - в древнерусских землях.

Выводы «сухопутных» коллег подтверждают и наши собственные исследования. С 2006 года специалисты Центра подводных исследований Русского географического общества осуществляют научную программу по реконструкции древних водных торговых путей. Мы занимаемся подводными поисковыми работами, чтобы обнаружить суда, лежащие на дне рек и озер, и попытаться понять, как проходили транспортные коридоры.

Уже удалось провести аппаратурные съемки дна Невы, Волхова, Луги, Оредежа, Россони, Наровы, Великой, Ладожского озера и Финского залива в России, а также рек Суур-Эмайыги, Кале-Йоки и Чудского озера в Эстонии, рек Вента, Лиелупе, Буллипе, Даугава и Рижского залива в Латвии. В результате поисков были найдены десятки погибших судов разных эпох, что указывает на постоянное использование этих трасс. Кроме того, анализировали мы и находки древних судов, сделанные коллегами с юга России, Украины, Польши, Северной Германии, Нидерландов, Дании.

Главный вывод: среди найденных вдоль этих водных путей объектов нет характерных для скандинавов килевых судов. Найденные лодки и суда принадлежат к традиционным славянским типам.

Славяне не строили килевых мореходных судов, аналогичных скандинавским, а использовали плоскодонные, удобные для плавания по рекам, изобилующим мелями, и обширным песчаным мелководьям южного и восточного побережий Балтики. Фактически речь идет о судах типа «река - море», которые были наилучшим образом приспособлены к доставке грузов в древнерусские города, удаленные от морского побережья.

Эти корабли принципиально отличались от скандинавских судов с мощными килями и несущей обшивкой внакрой, скрепленной заклепками. Славянские суда имели каркасную схему - с долбленой основой или мощными несущими шпангоутами, на которые крепилась обшивка встык. Швы досок днища и обшивки имели пазы, их заделывали планками, которые назывались ласты (лосты). Они фиксировались в пазах с помощью металлических скобок.

Такие технологии были распространены и на территории Древней Руси, и на южном побережье Балтики, где жили южнобалтийские славяне. Кстати, они успешно использовались вплоть до середины ХХ века.

Кроме того, славянские суда не имели характерных для скандинавской традиции боковых рулей, а оснащались широкими кормовыми веслами. В Древней Руси они были известны как «стырь» (стерно), в нижненемецком - sture. Еще одним общим технологическим приемом было использование деревянных гвоздей, которые расклинивали в отверстиях, и кованых железных гвоздей, фиксировавшихся путем двойного загиба острия.

Корма и нос древней долбленой лодки, найденной подводными археологами на реке Луге. ФОТО из архива Национального центра подводных исследований

- Так откуда же тогда мог прийти легендарный Рюрик?

- По мнению многих историков, он, скорее, мог быть выходцем с территории современной Северной Германии или нынешней Калининградской области, чем со Скандинавского полуострова. Историки называют две основные версии исходного пункта, где мог проживать Рюрик. Первая: южное побережье Балтики - на землях ободритов от Ольденбурга до Ростока, стоящего на реке Варнов...

- Поясним для читателей, что ободриты - это средневековый союз славянских племен, живших в нижнем течении Эльбы (Лабы), на западе современного Мекленбурга, в восточной части земли Шлезвиг-Гольштейн и северо-восточной части современной Нижней Саксонии...

- Вторая версия - Рюрик мог прийти из территорий в устье реки Неман. На старых картах все ее нижнее течение и устье называется Руссой.

Сегодня в этом вопросе нет ясности. Но, на наш взгляд, приход Рюрика к истоку Волхова по рекам более вероятен, нежели плавание с юга Балтики через Финский залив и Ладогу к Альдейгьюборгу (так в шведских источниках называли нынешнюю Старую Ладогу) в низовьях Волхова. Впрочем, из текстов летописей следует, что после смерти Рюрика русы ушли с территории Старой Ладоги на Днепр и туда, на берега Волхова, действительно пришли скандинавы...

Вообще из русских и скандинавских письменных источников следует, что на ранних этапах своего существования и в первые столетия складывания Древней Руси Ладога (Альдейгьюборг) обладала особыми правами вплоть до автономии. И мы знаем, что в течение всего XI века во главе ладожского ярлства стояли скандинавы, подчинявшиеся власти славянских верховных князей.

Судя по сагам, скандинавы приходили в Альдейгьюборг на своих судах, затем запрашивали разрешение на продвижение в Хольмгард, под которым сегодня понимают Рюриково городище, что возле нынешнего Великого Новгорода. Получив «добро», они оставляли свои суда в Ладоге и двигались в глубь славянской территории либо по суше, либо на местных славянских судах.

И, судя по сохранившимся письменным источникам, этот путь был единственным для проникновения скандинавов в регион между Ладогой, Ильменем и Чудском озером. Ведь ни по латвийской Гауе, ни по эстонской Пярну, ни по Нарове или Луге скандинавские суда подняться вглубь не могли. Они были сильны своими мореходными качествами, но строились для плавания именно в открытом море или вдоль так называемых приглубых берегов - то есть таких, у которых сразу начинается большая глубина.

Двигаться по мелководным рекам с большим количеством порогов они попросту не имели возможности. В первую очередь из-за большой массы и массивного выступающего вниз на 40 - 50 сантиметров киля. Такой киль не давал провести суда через перекаты или маневрировать между камнями на порогах. А массивный корпус исключал возможность волока скандинавских судов мимо порога по берегу...

Еще менее, чем боевые суда, годились для плавания по русским рекам скандинавские торговые «кнорры». Ведь помимо уже сказанного они строились для плавания под парусом и имели всего три пары весел на носу для маневрирования при заходе в порт и подходе к причалу. Экипаж этих судов составляли всего несколько человек, которые физически не могли обеспечить ни долгую греблю вверх и вниз по реке, ни буксировку судна бечевой.

То же самое касается и продвижения скандинавов вверх по течению Даугавы (Западной Двины). Там конечной точкой плавания скандинавов была крепость Даумгале (сейчас это городище на левом берегу реки Даугавы в 22 км к юго-востоку от Риги. - Ред.). Она, кстати, в плане очень похожа на Старую Ладогу.

- Получается, что скандинавские суда не могли проникнуть в глубь территории Руси?

- Да, это признают даже скандинавские историки. По их мнению, скандинавы могли продвигаться туда, только используя местные славянские суда, что подтверждают и наши подводные исследования. Пока на обследованных нами акваториях не найдено ни одного судна, построенного по скандинавской конструктивной схеме. А ближайшая к территории России находка - лишь в финских водах в районе Лапури у северного берега Финского залива рядом с современной границей России и Финляндии.

Правда, в нескольких городищах были найдены скандинавские корабельные заклепки. Это может означать, что здесь, возможно, жили скандинавы, но либо короткое время, либо они быстро утратили свои скандинавские навыки.

Что же касается норманнской теории, то надо четко понимать, что это сугубо умозрительная концепция. Она возникла в XVII веке, в эпоху Великой Швеции, когда эта страна имела колонии в Америке и Африке и короткий период (в эпоху Смутного времени) владела Новгородом и создавала себе великую историю. Теория получила распространение век спустя, то есть тогда, когда еще не были введены в оборот известные сегодня арабские, персидские, древнерусские и скандинавские письменные источники, а археологических данных практически не было.

Новых данных в пользу норманнской версии уже давно не появляется, а вот против нее - все больше и больше. И изучение судов лишь одно из слагаемых общей картины. Находок скандинавских судов, повторю, в России нет (разве что в Старой Ладоге, но это, скорее всего, было скандинавское поселение), а славянских - много.

Кроме того, скандинавские источники вообще очень мало пишут о визитах на Русь. Причем известные случаи - это конец Х века и XI век. И, главное, речь идет лишь о восьми-девяти эпизодах прихода на Русь скандинавских отрядов во главе со скандинавскими «политэмигрантами»-конунгами, которые потерпели поражение в борьбе за власть и либо поступали на службу к русским князьям, либо приходили награбить продовольствия для своих дружинников. В это число входят и два случая бегства на Русь групп скандинавских христиан, спасавшихся от гонений своих языческих радикалов. При этом они задерживались на Руси ненадолго - не больше чем на три года. В одном случае - на пять. И численность таких отрядов была небольшой.

Вообще археологические находки доказывают, что импульс движения, торговли и освоения приладожских земель шел с юга, со стороны славян, а не со скандинавского северо-запада. И, без сомнения, именно славянам принадлежало господство на речных путях северо-запада России и Балтии... Исследования продолжаются - посмотрим, что еще удастся найти.

Материалы рубрики

Подпишитесь на рассылку PDF-версии газеты. Бесплатно.

spbvedomosti.ru

Откуда пришел Рюрик? - balio

По мотивам записи http://mzadornov.livejournal.com/61751.html РЮРИК (наша потерянная быль).Провела экспресс раследование.«… и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, – вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родам, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, – на Белоозере, а третий, Трувор, – в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля…»

Перечислены народы: шведы, норманы, англы, голанцы. Пришли к кому то еще. Этот кто то еще звал себя "русью", еще интересен момент, что при перемещении "всю русь" можно было взять с собой. Вы будите смеяться, у меня как то с ходу получилась Дания

1. За море из Новгорода- это за Балтийское.Достаточно четко сказано: "за море". Никаких упоминаний про то, что поиск происходил по сложной пересеченной местности, что ходили за горы, что ходили в разные места- НЕТ. Логично, что поиск идет среди прибрежных народов. Для людей, отправленных на поиск, было важно относительно быстро посмотреть максимальное количество вариантов. Для этого важна скорость передвижения, а по воде она сильно быстрее.Тут есть момент, который надо отметить. Мы сейчас говорим о географии. Название морей и территорий менялось со временем, но сами моря и территории оставались на месте. Те, сказано- за одно море, не за три моря и горы...

2. Погуляв там куда приплыли- они познакомились со шведами (Швеция), норманами (Германия), англами (Англия), голанцами (Голландия). Понятно, что плавали не первый раз. И перечисление народов живущих "там куда приплыли" может быть использована, как географическая привязка. Между Англией, Голандией, Германией и Швецией у нас находится не попавшая в перечисление Дания.Все перечисленные народы имеют примерно одну размерность, они примерно одинаково были развиты на тот исторический момент, и имели одинаковые (примерно) степени влияния. Дания мало того, что имела такую же размерность, но и была очень активна, развита и вооруженна на тот момент (ссылку на историю Дании, см ниже).Получаем уравнение Швеция+Германия+Англия+Голландия+Русь= Швеция+Германия+Англия+Голландия+ДанияВ левой части- по описанию Нестера, в правой - по исторической географии.Предположение, что под Русью в данном случае имеется в виду малоизвестно и не попавшее в летописи племя, вызывает вопросы...В перечисление нет Дании, а не заметить ее на тот момент невозможно, по историческим справкам, они лидеры военного дела.Если рассматривали малые племена, то в перечисление должны быть еще несколько малых племен, рассмотренных, но не выбранных.Да на фиг, посланникам идти знакомится с малыми племенами? Они ищут эффективных воевод- управленцев.Про логику перечисления: Допустим Вы описываете собственную дачу. Вы пишите: три яблони, две грушши, четыре сливы. Вы перечисли большие плодоносящие деревья. Вы не перечесляете поросль. Если вы посчитали важным указать- слива дала отростоки, то вы их помянете несколько.Я это к тому, что в той местности, на тот момент, однозначно было некторое количество малых племен. И если Нестор взялся их включать в перечисление, на равне с народами, то должен был помянуть не только выбранных Русь, но и остальные элементы выборки.

3. Историю Дании смотрим в Вике http://ru.wikipedia.org/wiki/История_ДанииРюрик датирован примерно 879 годом.В период 950-985 король Дании Харальд I Синезубый, включил в королевство всю Ютландию, острова Датского архипелага и Сконе (юг Скандинавии).

Что это значит, кроме всего прочего? Это значит, что в районе 900 года в Дании активно формировалось военное дело. Те, дело было так: Посланники плавали вдоль берега, регулярно высаживались, и собирали информацию. Их интересовало, кто наиболее успешен в воинском деле, в вопросах организации племен, в эффективности управления. Воевали и делали набеги тогда все. Судя по дальнейшему развитию событий- на Данию вполне могли указать, как на более перспективную и успешную, в заданном вопросе.

4 Те варяги назывались русью и взяли с собой всю русьСказано, "называли себя". Имеет смысл посмотреть, что значат слова, созвучные "русь". Если посмотреть в Датском словаре корень rus (словаря древне Датского я не найду). Смотрим современный Датский словарь. http://www.slovar.dk/tdansk/rus/Получаем:ruskinds замшевыйrusser русский, русскаяrustef: ruster, rustede, rustetI)ржаветьII)вооружатьruste sig вооружатьсяrustfri нержавеющийrustning(-en)f: rustningen, rustninger, rustningerne вооружение, подготовка к войнеБольше слов с сочетанием букв rus в словаре нет.Замшу откидываем, времена не те, и явная Д на конце.Русские- ну, понятно.Остается тема войны, вооружения и нержавеющего металла. Они называли себя Русью, хорошо ложиться на они называли себя "вооружающимися" .Это объясняет, с моей точки зрения, почему не упомянута Дания в перечеслении. Посланники имели дело с вооруженными группами людей. Какие то группы представлялись как норманы, какие то как англы. Эти представились, как вороуживщиеся, на своем языке. Те посланникам было все равно, к какому народу принадлежат попавшиеся на глаза рыбатские деревни, рыбаки у них свои были. Их интересовал вопрос, "Кто у вас тут держит границы, разруливает распри, организовывает дружины?".Это же хорошо объясняет "взял всю русь с собой", те всю воороуженную дружину.

5 Ну, я было ощутила себя умной. Сначала слазив в Гугол и словари по привычке...Потом, пройдя по предыдущем выводам по Рюрику,  http://ru.wikipedia.org/wiki/�����#.D0.A0.D0.BE.D1.80.D0.B8.D0.BA_.D0.B8.D0.B7_.D0.94.D0.B0.D0.BD.D0.B8.D0.B8 обнаружила, что версия Дании уже есть.Его ассоциируют с Рёриком Ютландским http://ru.wikipedia.org/wiki/Рёрик_Ютландский

Вот интересно, там в аргументах фигурирует хронологические летописи, где  Рёрикик пропадает, а Рюрик появляется. И схожесть культурно архиалогических слоев в Дании и на Руси (район Ладоги), на период времени после прихода Рюрика.

Моих, выше перечисленных аргументов, там не поминают.

Значит Рёрикик пропадает, а Рюрик появляется будет пятым аргументом.

 6 И шестым, не моим уже аргументом, будет схожесть культурных слоев. По данным археологов. Ну, логично, что группа вооруженных граждан в процессе разбора конфликтов и установления дисциплины и своего управления, насадила еще и свою культуру.

Из Вики:

Рёрик и Рюрик

В европейской и российской историографии с XIX века предпринимались попытки отождествить Рёрика Ютландского с известным по «Повести временных лет» варягом Рюриком, основавшим древнерусскую княжескую династию Рюриковичей. Впервые эта идея была высказана пастором Х. Холлманом, опубликовавшим в 1816 году в Бремене работу «Рустрингия, первоначальное отечество первого российского великого князя Рюрика и братьев его. Исторический опыт».[7] В 1836 году Фридрих Крузе, профессор Дерптского университета, также отождествил Рюрика с Рёриком Ютландским.[8]

В 1929 году эту гипотезу воскресил и заново аргументировал Н. Т. Беляев.[9] В пользу этой гипотезы приводят аргумент о хронологических лакунах в описании его деятельности во Фризии (в 863—870 годах упоминаний в источниках о Рёрике нет), соответствующие упоминаниям о Рюрике Новгородском в русских летописях. Более весомым аргументом можно считать близкое соответствие археологических слоёв ютландского города Рибе и Ладоги Рюрикова времени.

Среди современных российских учёных за отождествление Рюрика с Рёриком Ютландским высказывается Анатолий Кирпичников[10], на протяжении многих лет возглавлявший археологическое исследование Старой Ладоги. Данная гипотеза была поддержана также Г.С. Лебедевым, И.В. Дубовым, Д.А. Мачинским, М.Б. Свердловым, Е.В. Пчеловым и др.[11].

balio.livejournal.com