Игорь Старый. Князь игорь старый


Игорь Старый

Игорь Старый

Согласно "Повести временных лет" Игорь (ум. 945 г.) был сыном легендарного варяжского князя Рюрика. Летописи сообщают, что в 879 г., когда умер Рюрик, Игорь был ребенком, позаботиться о котором отец попросил своего родственника Олега. Вместе с Олегом Игорь перебрался в Киев, и, вплоть до кончины Олега (около 912 г.), выполнял роль помощника при своем старшем родственнике. В 903 г. Олег женил Игоря на Ольге, а в 907 г. во время похода на Царьград (Константинополь) оставил его своим наместником в Киеве. В 912 г. Игорь стал киевским князем.

 

На самом деле, историки уже давно обратили внимание на то, что в летописи присутствует разрыв почти в два поколения между Рюриком и Игорем. А, следовательно, Игорь, скорее всего, не был сыном Рюрика. Просто позднейшие летописцы, которые в начале XII в. внесли в "Повесть временных лет" легенду о призвании в Новгород Рюрика с братьями, искусственно соединили имена Рюрика и Игоря, как отца и сына. В этом отношении характерно, что в Киеве до конца XI в. о Рюрике ничего не было известно, а родоначальником киевской княжеской династии считался именно Игорь Старый (так в середине XI в. именовал Игоря митрополит Киевский Иларион в своем "Слове о Законе и Благодати").

 

В последние годы вполне обоснованную гипотезу о происхождении Игоря предложил А.Г. Кузьмин. Он считает, что Игорь, как и Олег, были выходцами с "Острова русов", который упоминается восточными авторами. Это государственное образование было создано русами-аланами на острове Сааремаа в Балтийском море и в западноэстонских провинциях Роталия и Вик в IX веке, после их переселения с Дона из пределов разгромленного хазарами и венграми Русского каганата. Скорее всего, это была так называемая Аланская Русь в Прибалтике.

 

Видимо, уже в IX веке русы-аланы в Прибалтике были славянизированы. Именно из этой Аланской Руси вышли Олег Вещий и его племянник Игорь Старый, а княжеская династия из этих русов-аланов утвердилась у славянских племен уже после смерти варяжского князя Рюрика и его братьев.

 

Само имя Игорь - это славянизированное произношение имени Ингер, известного из византийских и западных источников. Это имя связано с территориями Ингрии - области в Прибалтике ("Ижора" русских летописей). Исходный корень здесь уральский ("инг" - муж, человек). Отразился он и в этнониме "ингевоны", и во многих кельтских именах.

 

Киевским князем Игорь стал в 912 или 913 г. после смерти своего дяди Олега Вещего. Но здесь в летописях начинается путаница. Эту путаницу можно объяснить только тем, что позднее летописные тексты были отредактированы, причем летописцы-редакторы старались представить именно Игоря основателем киевской династии. Следовательно, им пришлось убирать повествование о каких-то событиях, которые могли бы опровергнуть права Игоря на киевское княжение. Именно поэтому новгородские летописцы называют Олега Вещего всего лишь воеводой Игоря и лишают Олега княжеского достоинства.

 

А.Г. Кузьмин предлагает искать разрешение путаных сообщений летописей в других источниках, а именно - в богемских хрониках, опубликованных в конце XVIII в. Христианом Фризе. По мнению А.Г. Кузьмина, здесь нужно вести речь об усобице, разразившейся в Киеве в 20-30-е гг. IX в. между Игорем и... Олегом. Но другим Олегом - сыном Олега Вещего.

 

Согласно рассказу Х. Фризе Олег Вещий был князем и имел сына - Олега Олеговича. Игорь же был племянником Олега Вещего. После смерти Олега Вещего между двоюродными братьями разразилась борьба за княжеский стол, в результате которой Игорь изгнал Олега Олеговича из Руси. Олег бежал в Моравию, которая в это время вела борьбу с вторгшимися в области Среднего Подунавья венграми. В Моравии Олег принял христианство (христианское имя его - Александр). Олег отличился в войнах с венграми и был избран королем Моравии. Случилось это, скорее всего, в 935 году.

 

Олег помирился с Игорем, попытался объединить силы Моравии, Руси и Польши ради отражения натиска венгров. Однако из Руси пришло сообщение о гибели Игоря, и союз так и не состоялся. После ряда лет борьбы с переменным успехом Олег потерпел поражение и вернулся на Русь, где был воеводой у вдовы Игоря княгини Ольги. Умер Олег Олегович в Киеве, видимо, в 962 году.

 

А.Г. Кузьмин подчеркивает, что сведения богемских хроник подтверждаются археологически - именно во второй четверти IX века отмечается волна миграции славянизированного населения, в том числе и русов, из Моравии в Приднепровье. И характерно, что эти вновь пришедшие к Днепру народы, или хотя бы часть их, уже были христианами (у них наблюдается христианский обряд погребения). Видимо, именно с этой волной вернулся в Киев и Олег Олегович. Кстати, дополнительным подтверждением верности сведений богемских хроник может служить тот факт, что в Киеве будет известна не одна, а две могилы Олегов, расположенные в разных частях города. Возможно, это были могилы Олега-отца и Олега-сына.

 

А Игорь, победив в усобице с двоюродным братом, утвердился на киевском столе. Но сразу же начал терять те территории, которые объединил под своей рукой Олег Вещий. Уже в первые годы правления (в 914 г.) ему пришлось воевать с древлянами, которые решили отделиться от русов Киева. В 915 г. Игорь заключил мир с печенегами, а в 920 г. воевал с ними. В 940 г., после долгого сопротивления, Киеву покорились уличи.

 

Согласно "Повести временных лет" в 941 и 944 годах Игорь совершил два похода на Царьград. Но историки доказали, что поход был только один - в 941 году и окончился он неудачно: ладьи русов, которых насчитывалось 10 тысяч, были в значительной части сожжены греками при помощи "греческого огня". В 944 г. князь Игорь заключил новый договор с греками. И текст этого договора свидетельствует, что в составе правящей элиты Киевской Руси произошли значительные изменения по сравнению со временем правления Олега Вещего.

 

Перечисление имен послов от Киевской Руси, заключавших договор с греками, показывает, что, помимо кельтских, фракийских, иранских, эстонских имен, которых было немало еще в договоре Олега с греками, при Игоре появляются и славянские имена - Воико, Володислав, Предслава, Синко. Даже сын Игоря носит уже славянское имя - Святослав. Этот факт может свидетельствовать о двух параллельных процессах. С одной стороны, продолжалась славянизация дружинников из "рода русского", в том числе из правящей династии. С другой стороны, сами славяне появляются в составе правящей элиты Древнерусского государства.

 

Еще одна характерная особенность: послы представляют отдельных князей, воевод, бояр и всех знатных "людей Русской земли". Отдельная группа выступает от русских купцов. Даже члены семьи князя Игоря представлены разными послами - от самого Игоря, от его сына Святослава, от его жены Ольги, от его племянников Акуна и Игоря. Из этого следует, что князь Игорь лично не мог представлять интересов не только всей Киевской Руси, но и всего "рода русского", а являлся главой своеобразного княжеского и боярского союза. Иначе говоря, пределы личной власти Игоря были довольно ограниченны.

 

И еще одно новое явление, которое зафиксировал этот договор, - среди русов появились христиане. Причем летописец подчеркивает: "Было много христиан среди варягов". Более того, у русов-христиан была и своя соборная церковь в Киеве - церковь св. Ильи. При этом в составе русов оставалось и много язычников. Впрочем, против греков и русы-христиане и русы-язычники выступали совместно, и никаких противоречий на религиозной почве внутри "рода русского" не было. Единственное различие - русы-христиане приносили клятву именем христианского Бога, а русы-язычники клялись своим богом Перуном и своим же оружием.

 

Откуда могли появиться христиане в Киеве? Скорее всего, это были те самые русы, которые в 40-х годах X века переселились в Приднепровье из Моравии. Только они могли создать большую христианскую общину в столице Киевской Руси. Именно к середине X в. относятся погребения по христианскому обряду, в массовом порядке появившиеся в Киеве и находящие аналогии только в христианских погребениях Моравии.

 

Под 945 годом "Повесть временных лет" помещает рассказ о разыгравшейся войне между древлянами и киевскими русами. Началось все с того, что дружинники Игоря потребовали от князя пойти за данью на древлян, утверждая: "И ты добудешь, и мы". При этом дружинники указывали на воеводу Игоря Свенельда, который смог обеспечить богатое содержание собственной дружины, а вот Игоревы дружинники пребывают в бедности: "А мы наги". Послушавшись дружинников, Игорь отправляется к древлянам и силой берет с них двойную дань. Однако этого Игорю показалось мало и он с небольшим отрядом вернулся к древлянам за новой данью. Возмущенные древляне убили Игоря и его "малую дружину". Смерть Игоря была страшна: его привязали к верхушкам двух деревьев, пригнутых к земле, и, отпустив деревья, разорвали надвое. Похоронен князь был близ столицы древлян города Искоростеня.

 

Рассказ о смерти Игоря, кстати, показывает специфику отношений внутри "рода русского". Вполне ясно просматривается, что личная власть князя Игоря ограничена, а сам он во многом зависит от мнения дружины. Более того, его воевода Свенельд имеет собственную дружину и собственные источники дохода, - видимо, он собирал дань отдельно от Игоря с отведенных в его владение территорий. Причем Игорь не имел права претендовать на долю в этой Свенельдовой дани.

 

Характеризует этот сюжет и отношения между киевским князем и подчиненными ему славянскими племенами, в данном случае с древлянами. Отношения эти ограничивались сбором дани, которая называлось "полюдьем". Но славяне сохраняли за собой право на вооруженное сопротивление, если размеры дани превышали разумные пределы. У славянских земель-княжений сохраняются и собственные князья, и собственное самоуправление - все главные вопросы решаются на общем вече, которое избирает и князей, и других "лучших людей". И в целом, относительное единство разных земель-княжений в пределах Киевской Руси поддерживалась практически только личностью киевского правителя.

 

Игорь был женат на Ольге, от которой имел сына Святослава, который к моменту гибели отца был еще очень мал годами.

 

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

portal-slovo.ru

Игорь Старый | Русская История Вики

Навигация по главным категориям в проекте

• • • • • • • • • •

Игорь I Рюрикович Старый — великий князь Киевский (912 - 945), князь Новгородский (до 912), сын Рюрика I. Первый русский князь, известный по византийским и западным источникам.

На начало правления Игоря приходится восстание савянских племён, целью которого было положить конец выплате дани. После подавления восстания произошли неудачные для Руси война с печенегами (920) и поход на Царьград (941). Увенчался успехом лишь поход в Византию в 944 году, когда был подписан выгодный для Руси договор.

    Ранняя жизнь Редактировать

    Отец Игоря, Рюрик, умер в 879 году, передав власть Олегу Вещему. Рюрик оставил на попечение Олега малолетнего сына Игоря. Когда в 882 году Олег захватил Киев, где правили варяги Аскольд и Дир, он приказал убить их именем Игоря. В русско-византийском договоре 911 года Олег назван «великим князем русским», то есть он считался не регентом при Игоре, а полновластным правителем. В 903 году Олег женил Игоря на Ольге, а в 907 во время похода на Царьград оставил его наместником в Киеве.

    Военные походы Редактировать

    После смерти князя Олега в 912 году Игорь вступает на Киевский престол. Получив такое известие, древляне не спешили с уплатой дани. И в 914 году усмирив племя древлян, он заставил их выплачивать очень большую дань. В 915 году воевода Свенельд двинулся на юг против уличей взял их город Пересечен. В том же году Игорь впервые встретился с печенегами, заключив с ними мир, который оказался не прочным. Таким образом в 920 году случилась Русско-печенежская война, исход которой не известен.

    Поход на Царьград 941 года Редактировать

    Первый поход на греков в 941 году окончился полной неудачей. Царь Роман был предупрежден болгарами и встретил Игоря во всеоружии: выслал свой флот на встречу русским судам и сжег их. Спасаясь от разгрома остатки дружины, высадились на берег Малой Азии и стали грабить окрестные поселения, но византийцы выдворили их и оттуда. Игорь с уцелевшей дружиной бесславно вернулся в Киев.

    Поход на Византию 944 года Редактировать

    Дружина князя Игоря

    Неудача его не остановила. Игорь стал готовиться к новому походу, который состоялся в 944 году. Собрав многих воинов: словен, кривичей, тивирцев, русь, полян, нанял печенегов, взял у них заложников, и пошел в ладьях и на конях на греков. Император Византии был опять предупрежден болгарам, и поэтому он послал к Игорю своих лучших бояр и с мольбою: "Не ходи, но возьми дань, какую брал Олег, прибавлю и еще к той дани". Царь Роман и князь Игорь вступили в переговоры и заключили новый договор в 945 году между Византией и Русью. Установили «мир вечный до тех пор, пока солнце сияет и весь мир стоит». В договоре присутствуют более благоприятные условия для торговли с Византией, чем раньше.

    Смерть Редактировать

    Борис Чориков "Смерть Игоря"

    Осенью 945 года Игорь по требованию дружины отправился за данью к древлянам. Древляне не числились в составе войска, потерпевшего разгром в Византии. Возможно поэтому Игорь решил поправить положение за их счёт. Игорь произвольно увеличил размер дани, и при её сборе дружинники творили насилие над жителями. На пути домой Игорь решил с малой дружиной вернуться назад к древлянам, а большой дружине велел вернуться в Киев. Древляне собрали совет и решили убить князя. Таким образом, как только князь въехал в город, они убили его. После смерти Игоря, Киевской Русью стала править Ольга, которая отомстила древлянам за мужа. Формально правителем Руси считался сын Игоря, Святослав, который редко бывал в Киеве и хотел создать Русь со столицей в одном из болгарских городов.

    rushist.wikia.com

    Игорь Старый | История России вики

    Портрет князя Игоря Старого

    Титул

    2-й Великий князь Киевский

    Годы правления

    912 - 945

    Предшественник

    Олег Вещий (882 - 912)

    Преемник

    Ольга Святая (945 - 962), формально Святослав I Велкикй (945 - 972)

    Вероисповедание

    русское язычество

    Дата смерти

    945 год

    Похоронен

    около Коростени

    Род

    Рюриковичи

    Супруга

    Ольга Святая

    Дети

    Святослав I Велкикий

    Игорь I Рюрикович Старый — великий князь Киевской Руси (912 - 945), князь Новгородский (до 912), сын Рюрика I. Первый русский князь, известный по византийским и западным источникам.

      Жизнь до Киевского престолаПравить

      Отец Игоря, Рюрик, умер в 879 году, передав власть Олегу Вещему. Рюрик оставил на попечение Олега малолетнего сына Игоря. Когда в 882 году Олег захватил Киев, где правили варяги Аскольд и Дир, он приказал убить их именем Игоря. В русско-византийском договоре 911 года Олег назван «великим князем русским», то есть он считался не регентом при Игоре, а полновластным правителем. В 903 году Олег женил Игоря на Ольге, а в 907 во время похода на Царьград оставил его наместником в Киеве.

      Завоевательные и усмирительные походыПравить

      После смерти князя Олега в 912 году Игорь вступает на Киевский престол. Получив такое известие, древляне не спешили с уплатой дани. И в 914 году усмирив племя древлян, он заставил их выплачивать очень большую дань. В 915 году воевода Свенельд двинулся на юг против уличей взял их город Пересечен. В том же году Игорь впервые встретился с печенегами, заключив с ними мир, который оказался не прочным. Таким образом в 920 году случилась Русско-печенежская война, исход которой не известен.

      Поход на Царьград 941 годаПравить

      Первый поход на греков в 941 году окончился полной неудачей. Царь Роман был предупрежден болгарами и встретил Игоря во всеоружии: выслал свой флот на встречу русским судам и сжег их. Спасаясь от разгрома остатки дружины, высадились на берег Малой Азии и стали грабить окрестные поселения, но византийцы выдворили их и оттуда. Игорь с уцелевшей дружиной бесславно вернулся в Киев.

      Поход на Византию 944 годаПравить

      Неудача его не остановила. Игорь стал готовиться к новому походу, который состоялся в 944 году. Собрав многих воинов: словен, кривичей, тивирцев, русь, полян, нанял печенегов, взял у них заложников, и пошел в ладьях и на конях на греков. Император Византии был опять предупрежден болгарам, и поэтому он послал к Игорю своих лучших бояр с мольбою: "Не ходи, но возьми дань, какую брал Олег, прибавлю и еще к той дани". Царь Роман и князь Игорь вступили в переговоры и заключили новый договор в 945 году между Византией и Русью. Установили «мир вечный до тех пор, пока солнце сияет и весь мир стоит». В договоре присутствуют более благоприятные условия для торговли с Византией, чем раньше.

      Смерть Игоря СтарогоПравить

      Осенью 945 года Игорь по требованию дружины отправился за данью к древлянам. Древляне не числились в составе войска, потерпевшего разгром в Византии. Возможно поэтому Игорь решил поправить положение за их счёт. Игорь произвольно увеличил размер дани, и при её сборе дружинники творили насилие над жителями. На пути домой Игорь решил с малой дружиной вернуться назад к древлянам, а большой дружине велел вернуться в Киев. Древляне собрали совет и решили убить князя. Таким образом, как только князь въехал в город, они убили его. После смерти Игоря, Киевской Русью стала править Ольга, которая отомстила древлянам за мужа. Формально правителем Руси считался сын Игоря, Святослав, который редко бывал в Киеве и хотел создать Русь со столицей в одном из болгарских городов.

      ru.hystoryofrussia.wikia.com

      История Киевской Руси в лицах и биографиях

      ИГОРЬ СТАРЫЙ - ОСНОВАТЕЛЬ ДИНАСТИИ РЮРИКОВИЧЕЙ

       

      Великокняжеская судьба второго по сче­ту правителя Киевской Руси Игоря Рюриковича сложилась совсем иначе, чем у его воспитателя князя Олега. Он стал самостоятельно править только тогда, когда ему исполнилось три с по­ловиной десятка лет, в возрасте зрелом и многообе­щающем.

      Историк Николай Михайлович Карамзин тонко подметил эту особенность нового великого князя Киевского: «Игорь в зрелом возрасте мужа принял власть опасную: ибо современники и потомство тре­буют величия от наследников Государя великого, или презирают недостойных».

      Игорь Рюрикович в отечественной истории полу­чит еще и прозвище — Игорь Старый. Его прозовут так за долгие годы державной работы, состоявшей в основном из постоянных военных походов во все сто­роны от стольного града Киева. После него в русской княжеской семье будет немало Игорей — Игорь Оль-гович, Игорь Святославич и прочие примечательные исторические личности с этим именем. Прозвище Ста­рый будет носить только один из них...

      Скорее всего, Игорь плохо помнил своего отца, приглашенного на новгородское княжение варяжского князя Рюрика. Еще совсем маленьким княжичем отец отдал его на попечение и воспитание своему племяннику Олегу. Тот, хотя и лишил подросшего Игоря за­конной великокняжеской власти на полтора, а то и больше, десятилетия, воспитал достойного преемни­ка на киевском престоле. В том заслуга великого кня­зя Олега перед Отечеством — Русью — несомненна.

      С младых ногтей Игорь будет находиться в самой гуще событий того времени на Руси — войн и вели­кокняжеской политики, направленной на установле­ние единовластной диктатуры правителя, сидевшего на киевском престоле. В этом отношении у мальчика был прекрасный воспитатель, который решительно и по­следовательно добивался поставленной цели, зачастую особо не разбираясь в средствах ее достижения. Творя единую Русь, великий князь Олег мечом и словом со­здавал в рамках той исторической эпохи великую дер­жаву для своего воспитанника и наследника.

      Княжич Игорь рано — наверное, даже чересчур рано — начал постигать жизнь князя-правителя со всей ее жестокостью и кровью. Именно его, малого возрастом, покажет Олег киевским правителям варя­гам Аскольду и Диру на днепровском берегу, подняв из ладьи и высоко вознеся над головой. И малыш ста­нет свидетелем кровавой расправы с самозванными князьями-викингами, а возможно, и с их ближней дру­жиной, состоявшей из варягов.

      Учился маленький Игорь и науке великокняжес­кой власти, прежде всего у своего воспитателя. Пер­вый такой урок княжич получил тут же, на берегу Днепра перед воротами города-крепости Киева. Олег, всегда сладкоречивый воин-мудрец, недаром прозван­ный Вещим, то есть ведающим, знающим то, что скры­то от глаз обычных людей, сумел убедить горожан принять его владычество после умерщвления Аскольда и Дира.

      Очень быстро повзрослев, Игорь становится бли­жайшим помощником и официальным преемником великого князя Олега, будет сопровождать его во мно­гих походах или оставаться за него в стольном граде как соправитель. Еще в детском возрасте Игорь прой­дет под бдительным присмотром ближних дружинни­ков-викингов всю воинскую науку и уже юношей ста­нет профессионально подготовленным воином. Ибо в то время княжить означало одно — много воевать. Другого пути жизненного у правителей древности просто быть не могло.

      Сын Рюрика сел на великокняжеский престол, чтобы единовластно править, в 913 году. По другим источникам — на год раньше, еще при жизни вели­кого князя Олега, по своей доброй воле удалившего­ся из Киева в Ладогу, на Русский Север. Можно утверждать, что воспитанник высоко чтил своего вос­питателя-родича, не помышляя о получении в свои руки отцовской власти. Такие взаимоотношения в древнерусской великокняжеской и просто княжеской семье, когда вопрос шел о власти, были не частым явлением.

      www.kievhistory.ru

      Игорь Старый

      Игорь Старый

      ИГОРЬ, по летописи сын Рюрика, основателя династии русских князей, князь Киевский (ум. 945?).

      Происхождение Игоря от Рюрика вызывает у историков определенные сомнения, прежде всего, из-за хронологии их жизни. По мнению ряда исследователей, именно Игоря (вошедшего в русскую историю с прозвищем «Старый» — т. е. «старейший») с наибольшей вероятностью следует считать подлинным родоначальником династии киевских, а затем и московских великих князей. В этом отношении показательно, что в памятниках XI века, в частности в «Слове о законе и благодати» митрополита Илариона, «Памяти и похвале князю Русскому Владимиру» Иакова мниха и Церковном уставе князя Владимира, именно Игорь, а не Рюрик, назван предком русских князей Владимира, Ярослава и их потомков. Показательно и то, что в знаменитой хронологической выкладке «Повести временных лет» под 852 годом, предваряющей летописное изложение событий по годам, также ничего не сообщается о Рюрике, а начало собственно русской истории отсчитывается от Олега и Игоря. Как полагают, эта хронологическая выкладка отражает тот этап формирования летописи, когда в ней еще отсутствовала собственно летописная, погодная «сетка», разбивка повествования по годам. Превращение Игоря в сына Рюрика, как можно думать, произошло позднее, уже на следующем этапе формирования летописного текста, и представляет собой не что иное, как искусственное построение позднейшего летописца, отвечающее основной идее русской летописи, как она выражена в «Повести временных лет», — идее единства всего княжеского рода и его исключительных прав на владение Русской землей.

      Точная дата рождения Игоря неизвестна. Никоновская летопись (составлена в XVI веке) называет 865 год; в других поздних источниках приводятся иные датировки. По утверждению авторов т. н. Воскресенской летописи (также XVI век), ко времени смерти Рюрика (879) Игорю было два года; получается, что он родился в 877 году. Известно, однако, что после своей смерти Игорь оставил малолетнего сына Святослава, т. е. умер, во всяком случае, не совсем уж преклонным старцем. Перед нами очевидное противоречие, разрешить которое можно двояким способом: либо Святослав ко времени смерти отца не был столь мал, как рассказывает об этом летопись (именно так считают некоторые историки), либо «ранние» даты биографии Игоря выведены искусственно и имеют своей целью хронологическую «привязку» Игоря к биографии его предполагаемого отца Рюрика. Последнее, между прочим, находит некоторое подтверждение при внимательном анализе источников.

      Согласно рассказу «Повести временных лет», перед самой своей смертью (879) княживший в Новгороде Рюрик отдал Игоря «на руки» своему родичу Олегу, которому и поручил «княжение», т. е. власть над всеми принадлежавшими ему землями. Политическая биография Игоря, еще ребенка, начинается, по летописи, с 882 года, когда Олегу удалось завоевать Киев, названный с того времени «матерью городам русским». Хитростью Олег сумел захватить правивших в Киеве Аскольда и Дира. «Вы неста князя, ни рода княжа, — заявил им Олег, — но аз есмь рода княжа»; и, подняв над собой Игоря, добавил: «А се есть сын Рюриков». С этого времени начинается правление Олега, продолжающееся долгие 33 года (заметим: вполне «эпическая» цифра). По летописи, всё это время Игорь номинально считался киевским князем, но во всем был послушен своему родственнику: «хожаше по Олзе и слушаша его». По версии Новгородской Первой летописи младшего извода, Олег, напротив, являлся лишь «воеводой» Игоря, однако этой версии явственно противоречит текст русско-византийского договора 911 года, в котором Олег именуется «великим князем русским», а имя Игоря, напротив, отсутствует. Отметим также, что настойчивое указание на «детскость» Игоря, пребывающего «при Олеге», многократно повторяется в летописи: в статьях 879, 882, 903 и 907 годов, то есть на протяжении почти тридцати лет!

      Под 903 годом летопись сообщает о «возмужании» Игоря и о его женитьбе на Ольге, приведенной ему «от Пскова» (по некоторым летописям, тем же Олегом), однако этот брак — с учетом малолетнего возраста сына Ольги Святослава в 40-е годы X века — может быть отнесен к более позднему времени. Тем более что и после него по-настоящему действующим лицом во всех описываемых событиях русской истории остается Олег; участие же в них Игоря никак не прослеживается. В частности, его имени нет в тексте включенных в «Повесть временных лет» русско-византийских договоров 907 и 911 годов.

      Править Русской землей Игорь начинает после смерти Олега. Согласно «Повести временных лет», это произошло в 912 году; согласно Новгородской Первой летописи младшего извода — в 922-м. Само наличие противоречивых показаний источников свидетельствует о том, что подлинная дата смерти Олега (и, соответственно, вокняжения Игоря) не была известна их авторам. Если же внимательнее приглядеться к летописному рассказу о первых десятилетиях самостоятельного княжения Игоря, то легко увидеть, что почти все описанные в нем события дублируются в дальнейшем повествовании и как бы искусственно «растянуты» во времени.

      Так, под 913 годом киевский летописец, автор «Повести временных лет», сообщает об отпадении от власти Игоря древлян, а под следующим, 914 годом — о его походе на них и установлении дани, «больше Олеговой». Подробности древлянского похода он не приводит, зато они имеются в Новгородской Первой летописи младшего извода, где сам поход — в соответствии с принятой хронологической сеткой княжения Игоря — датирован 922 годом. Оказывается, победив древлян, Игорь передал «древлянскую дань» своему воеводе Свенельду, и это вызвало явное недовольство Игоревой дружины: «Се дал единому мужу много». Дальше в Новгородской летописи — зияющий провал: следующие 17 летописных статей (до 940 года) оставлены пустыми. А под 942 годом, как будто и не прошло стольких лет, вновь сообщается о передаче всё той же древлянской дани воеводе Свенельду!

      Автор «Повести временных лет» о подоплеке древлянских событий не знает. Но под еще более поздним 945 годом он также говорит о возмущении Игоревой дружины Свенельдом, что и становится поводом для последнего похода Игоря на древлян.

      Еще более удивительна хронология войны Игоря с уличами (угличами). В «Повести временных лет» о ней ничего не сообщается. Новгородский же летописец приводит сведения о двух походах Игоря на уличей. Первый датирован тем же 922 годом, что и поход на древлян, причем уличская дань, как и древлянская, также досталась Свенельду. Большая часть уличской земли была покорена, но война затянулась: войско Игоря в течение трех лет осаждало главный город уличей Пересечен и едва сумело взять его. Затем к событиям уличской войны новгородский летописец возвращается под 940 годом, спустя восемнадцать лет. И сообщает при этом опять-таки совершенно то же, о чем рассказывал раньше: как выясняется, именно в этом, 940 году «яшася (дались. — А. К.) уличи по дань Игорю, и Пересечен взят бысть. В се же лето дасть дань на них Свенельду». Дублирование обоих известий очевидно. Одно и то же событие — война с уличами — «растянуто» на восемнадцать лет, хотя, по прямому свидетельству летописца, война продолжалась три года. И если Пересечен, осаждавшийся в течение этих трех лет, был взят лишь в 940 году, то получается, что первый уличский поход на самом деле имел место в 938 году (согласно «включенному» счету лет, принятому в древней Руси). Это обстоятельство имеет немаловажное значение для определения примерного времени вокняжения Игоря — ведь, по относительной хронологии летописца, уличская война (равно как и древлянская) началась вскоре после того, как Игорь стал полноправным киевским князем. А значит, начало его самостоятельного княжения в Киеве может быть отнесено ко времени немногим более раннему, чем 938 год

      Помимо этих известий, «Повесть временных лет» сообщает также о мире с печенегами (под 915 годом) и о войне с ними же (под 920 годом). Но и эти сюжеты находят продолжение в событиях 940-х годов, когда, по свидетельству византийских и русских источников, имел место союз Руси с печенегами. Больше того, повествуя о княжении в Киеве сына Игоря Святослава, летописец под 968 годом сообщает о том, что «придоша печенези на Русскую землю первое», — а эти слова прямо противоречат утверждению того же летописца о первом появлении половцев на Руси при Игоре в 915 году

      Конкретная политическая деятельность Игоря как правителя Русского государства становится заметной с начала 40-х годов X века, причем не только для русского летописца, но и для современников-иностранцев, упоминающих его имя.

      Летом 941 г. Игорь начал войну с Византийской империей. Не исключено, что его поход на Царьград объяснялся завершением срока действия предыдущего русско-греческого договора, заключенного Олегом.

      По сведениям византийских (Хроника Продолжателя Феофана, Хроника Иоанна Скилицы, «История» Льва Диакона и др.) и повторяющих их русских источников («Повесть временных лет»), русский флот насчитывал 10 тысяч кораблей, или «скедий», однако эта цифра представляется явно завышенной. По-видимому, ближе к истине другой хронист — современник событий итальянский (лангобардский) писатель и дипломат Лиутпранд, епископ Кремонский, по словам которого флот «короля руссов» Игоря насчитывал более тысячи судов. 11 июня 941 года в морском сражении у маяка Фарос (вероятно, близ южного выхода из Босфора в Пропонтиду —Мраморное море) русский флот потерпел поражение, причем решающую роль в победе греков сыграл так называемый «жидкий огонь» — горючая смесь на основе нефти с использованием смолы, серы и селитры, которую выбрасывали в сторону вражеских кораблей с помощью специальных бронзовых сифонов; смесь эта могла гореть на воде, что приводило русских в панический ужас. В этом сражении лично участвовал Игорь. После поражения русские укрылись близ восточного, малоазийского берега Босфора и подвергли жестокому разорению Вифинию, а также так называемый Стенон — западный, европейский берег Босфора. О зверствах руссов подробно рассказывают византийские хроники (из древнерусского перевода одной из них — Хроники Георгия Амартола — эти подробности перекочевали и в русскую летопись): «Много злодеяний совершили росы до подхода ромейского войска: предали огню побережье Стена (Стенона. — А. К.), а из пленных одних распинали на кресте, других вколачивали в землю, третьих ставили мишенями и расстреливали из луков. Пленным же из священнического сословия они связали за спиной руки и вгоняли им в головы железные гвозди. Немало они сожгли и святых храмов»; и т. д.

      Военные действия продолжались до осени. Второе сражение, в котором византийским флотом командовал патрикий Феофан, закончилось для русских полным разгромом; решающую роль вновь сыграл «жидкий», или «греческий» огонь, с которым руссы ничего не могли поделать. По свидетельству византийского хрониста X в. Льва Диакона, едва ли с десятком кораблей Игорь вернулся к Киммерийскому Боспору (Керченскому проливу), а оттуда к Киеву.

      Сразу же по возвращении домой Игорь стал готовиться к новому походу на Царьград — «хотя мстити себе», по выражению летописца. Поход состоялся в 944 году. (Отметим, что сведения о нем имеются только в русских летописях. Византийские источники ничего о нем не сообщают — и это обстоятельство дало основание историкам усомниться в том, что вторая война Игоря с греками вообще имела место, а не является домыслом летописца.) Игорь привлек к походу варягов, т. е. наемников-скандинавов; также в состав его войска вошли киевские поляне, новгородские словене, смоленские кривичи и тиверцы (жившие в Поднестровье). Кроме того, Игорь нанял печенегов. На этот раз войско князя двигалось сушей. Однако до военных действий дело не дошло. Византийцы предпочли откупиться, отправив навстречу войску посольство, которое встретило Игоря на Дунае, у границы Византийской империи. Дорогие подарки были посланы и печенегам, очевидно, с целью отвадить их от союза с Русью. После совета с дружиной Игорь согласился на мир. Он отправил печенегов воевать Болгарию (или, скорее, они сами ушли от него), а сам, приняв дары от греков («злато и паволоки, и на вся воя», то есть на все войско), вернулся в Киев.

      Итогом войны стало заключение нового договора между Византией и Русью. Договор этот развивал положения прежнего русско-греческого договора 912 г., заключенного Олегом, но имел ряд менее выгодных для Руси положений. Список договора читается в «Повести временных лет» под 945 г., однако сам договор был заключен в 944 г., не позднее декабря (16 декабря 944 г. был свергнут император Роман I Лакапин, который и заключал договор вместе со своими сыновьями-соправителями Стефаном и Константином). Согласно договору, Русь входила в число союзников Византийской империи и обязывалась оказывать ей военную помощь в случае нападения врагов. Обеспечивались и торговые интересы Руси. Договор 944 г. знаменателен еще и тем, что в нем впервые упоминаются христиане, состоявшие в княжеской дружине и пользовавшиеся равными правами с язычниками, а также киевская «соборная» церковь Святого Ильи, в которой «хрестеяная Русь» (т. е. дружинники-христиане) приносили присягу. Это свидетельствует о значительном распространении христианства в древнем Киеве при князе Игоре, а возможно, и о сочувственном в целом отношении князя к христианской вере.

      К концу княжения Игоря, а именно к 944/45 году, относится известный из восточных источников поход русов в Азербайджан, на город Бердаа, крупнейший в то время центр Восточного Закавказья. Действуя в союзе с аланами (предками нынешних осетин) и лезгинами, русы овладели городом и попытались утвердиться в нем, однако начавшаяся в их рядах эпидемия какой-то болезни (дизентерии?) заставила их вернуться восвояси. Русские источники, однако, ничего не знают об этом походе, что дает основание усомниться в причастности к нему киевского князя.

      Последним событием в жизни Игоря стало его участие в традиционном «полюдье» — сборе ежегодной дани — у древлян. Князь отправился в Древлянскую землю осенью 945 года (менее вероятна дата 944 год). В «Повести временных лет» сохранился яркий рассказ о его смерти, к которой косвенным образом оказался причастен его воевода Свенельд. Дружина Игорева, рассказывает летописец, начала жаловаться князю: «Отроци Свеньлъжи изоделися суть оружьем и порты, а мы нази; поиди, княже, с нами в дань, да и ты добудеши и мы». Собрав обычную дань (ранее, как мы помним, порученную тому же Свенельду), Игорь не успокоился и, отпустив большую часть дружины, вновь вернулся к древлянам, «желая больша именья». Однако возле города Искоростень древляне со своим князем Малом истребили остаток дружины Игоря, а самого его убили как нарушившего обычай. «Аще ся въвадить волк в овце, — говорили они будто бы между собой, — то выносить все стадо, аще не убьють его: тако и се, аще не убьем его, то вся ны погубить». По свидетельству Льва Диакона, древляне (византиец ошибочно именовал их «германцами») привязали Игоря к стволам двух склоненных к земле деревьев и разорвали его тело надвое.

      Из жен Игоря известна лишь одна — княгиня Ольга, игравшая особую роль в Киеве как при жизни Игоря (в договоре 944 г. имя ее посла упомянуто на третьем месте, после имен послов самого Игоря и его сына Святослава), так и, особенно, после его смерти, когда она становится правительницей Русского государства. Именно Ольге удалось отмстить древлянам за смерть мужа и покорить их землю. Из сыновей Игоря летописи известен лишь один — Святослав, хотя вполне возможно, что у князя имелись и другие сыновья, возможно, от других жен. (В «Истории Российской» В. Н. Татищева упомянут сын Игоря Глеб, казненный братом Святославом за покровительство христианам, но эти сведения признаются недостоверными.)

      ИСТОЧНИКИ:

      «Повесть временных лет»; Летописи: Лаврентьевская, Ипатьевская, Новгородская Первая младшего извода.

      Продолжатель Феофана. Жизнеописания византийских царей / Изд. подг. Я. Н. Любарский. СПб., 1992; Константин Багрянородный. Об управлении империей: Текст, перевод, комментарий / Под ред. Г. Г. Литаврина и А. П. Новосельцева. М., 1989; Лев Диакон. История / Пер. М. М. Копыленко; коммент. М. Я. Сюзюмова, С. А. Иванова. М., 1988; Лиутпранд Кремонский. Антаподосис; Книга об Оттоне; Отчет о посольстве в Константинополь / Перев. и коммент. И. В. Дьяконова. М., 2006.

      © Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

      portal-slovo.ru

      Игорь Старый - это... Что такое Игорь Старый?

      И́горь Рю́рикович (Игорь Ста́рый, возможно др.-исл. Ingvar, ок. 878—945 гг.) — великий князь Киевской Руси, по летописи — сын Рюрика. Первый русский князь, известный по синхронным византийским (как греч. 'Ιγγωρ) и западноевропейским источникам.

      В 879 году, согласно «Повести временных лет» (начало XII века), умирает основатель древнерусской княжеской династии Рюрик, передав власть своему родичу Олегу. Рюрик оставил на попечение Олега малолетнего сына, Игоря. Когда в 882 году Олег подошёл к Киеву, где правили варяги Аскольд и Дир, он хитростью выманил киевских князей из города и приказал убить их именем Игоря, которого летопись называет ещё младенцем: «Не князья вы и не княжеского рода, но я княжеского рода. А это сын Рюрика.»

      В русско-византийском договоре 912 года Олег назван «великим князем русским», то есть в документальном источнике он не считался регентом при Игоре, но полновластным правителем.

      В 903 году Игорю привели жену из Пскова, Ольгу, будущую княгиню киевскую. Учитывая то, что сын Игоря и Ольги Святослав родился в 942 году, дата женитьбы Игоря выглядит крайне сомнительной. Когда Олег в 907 году отправился на Византию, то оставил Игоря наместником в Киеве. После смерти Олега Игорь в 913 году стал правителем Киевской Руси. Даты смерти Олега и, соответственно, начала правления Игоря, условны; подробнее см. в статье Вещий Олег.

      В 914 году Игорь воевал с древлянами и возложил на них дань больше Олеговой.

      В 915 году Игорь заключил мир с печенегами, которые впервые появились на Руси, проходя походом на Византию. Мир с печенегами долго не продержался, в 920 Игорь воевал с ними.

      Следующее известие о деяниях Игоря летопись относит к 941 году, походу на Царьград. С этого года свидетельства об Игоре впервые появляются в византийских источниках того времени (стал первым русским князем, названным по имени в не русских источниках).

      Поход на Царьград 941—944 годов

      Древнерусские летописи в рассказе о походе 941 года восходят к переводам Продолжателя Амартола[1], но также содержат следы народного предания, едва сохранившегося ко времени написания летописей.

      Продолжатель Феофана так начинает рассказ о походе: «11 июня четырнадцатого индикта [ 941 года ] на десяти тысячах судов приплыли к Константинополю росы...».[2]Лиутпранд Кремонский, посол итальянского короля Беренгария в Византию в 949 году, замечает о более тысячи кораблей у «короля русов Ингере». [3] Поход сложился неудачно для Игоря, в морском бою русский флот был частично уничтожен греческим огнём. После набегов на византийские земли и ряда поражений Игорь в сентябре того же года вернулся домой. Русский летописец передаёт слова уцелевших воинов: «Будто молнию небесную имеют у себя греки и, пуская ее, пожгли нас; оттого и не одолели их.» О впечатлении, произведённом этим набегом на византийцев, свидетельствует следующий факт. Имя Игоря[4] стало единственным из русских имён, попавшим в византийский энциклопедический словарь X века, известного как Суда.

      В 942 году у Игоря рождается Святослав, ставший через 3 года великим князем под опекой матери.[5]

      В 943 году (летописная дата 944 год, но историки считают доказанным 943) Игорь собрал новое войско из варягов (скандинавских наёмников), руси (соплеменники Игоря), славян (поляне, словене, кривичи и тиверцы), печенегов и двинулся на Византию конницей по суше, а большей частью войска по морю. Предупреждённый заранее византийский император Роман выслал послов с богатыми дарами навстречу Игорю, который успел достичь Дуная. Одновременно Роман выслал дары печенегам. После совета с дружиной Игорь, удовлетворённый данью, повернул назад. Продолжатель Феофана сообщает о подобном событии в апреле 943 года, только противник византийцев, заключивший мир и повернувший назад без сражения, был назван как турки. Турками византийцы именовали обычно венгров, но иногда широко применяли название ко всем кочевым народам с севера (то есть под турками могли подразумеваться печенеги). Месяц апрель Константин Багрянородный упоминал в связи с началом навигации русов в Византию.

      В следующем 944 году[6], Игорь заключил военно-торговый договор с Византией. В договоре упоминаются имена племянников Игоря, его жены княгини Ольги и сына Святослава. Летописец, описывая утверждение договора в Киеве, сообщил о церкви, в которой приносили клятву варяги-христиане.

      Смерть Игоря

      Осенью 945 года Игорь по требованию дружины, недовольной своим содержанием, отправился за данью к древлянам. Древляне не числились в составе войска, потерпевшего разгром в Византии. Возможно поэтому Игорь решил поправить положение за их счёт. Игорь произвольно увеличил величину дани прежних лет, при её сборе дружинники творили насилие над жителями. На пути домой Игорь принял неожиданное решение:

      «Поразмыслив, сказал своей дружине: "Идите с данью домой, а я возвращусь и похожу еще". И отпустил дружину свою домой, а сам с малой частью дружины вернулся, желая большего богатства. Древляне же, услышав, что идет снова, держали совет с князем своим Малом: "Если повадится волк к овцам, то вынесет все стадо, пока не убьют его; так и этот: если не убьем его, то всех нас погубит" [...] и древляне, выйдя из города Искоростеня, убили Игоря и дружинников его, так как было их мало. И погребен был Игорь, и есть могила его у Искоростеня в Деревской земле и до сего времени.»[7]

      Княгиня Ольга встречает тело князя Игоря.В. Суриков, 1915

      Спустя 25 лет в письме Святославу византийский император Иоанн Цимисхий напомнил о судьбе князя Игоря, именуя его Ингером. В изложении Льва Диакона император сообщал о том, что Игорь отправился в поход на неких германцев, был захвачен ими в плен, привязан к верхушкам деревьев и разорван надвое.[8]

      По преданию, изложенному в летописи, вдова Игоря, княгиня Ольга, жестоко отомстила древлянам. Она хитростью уничтожила их старейшин, перебила много простого народа, сожгла Искоростень и возложила на них тяжёлую дань. Княгиня Ольга при поддержке дружины и бояр Игоря стала править Русью, пока подрастал маленький Святослав, сын Игоря.

      В раннем памятнике древнерусской словесности, «Слове о законе и благодати» митрополита Илариона Киевского (до 1050 г.), генеалогия русских князей прослеживается до Игоря. Всего спустя около 100 лет после гибели Игоря Иларион назвал его «древним Игорем». Игоря в ряду других прославленных князей поминает автор «Задонщины», поэтического творения конца XIV века:

      «Той бо вещий Боян, воскладая свои златыя персты на живыя струны, пояше славу русскыим князем: первому князю Рюрику, Игорю Рюриковичу и Святославу Ярославичу, Ярославу Володимеровичу...»[9]

      Историография по жизни Игоря

      Так называемая Иоакимовская летопись, достоверность которой ставится под сомнение, сообщает дополнительные сведения о Игоре. Мать его была Ефанда, урманская (норманская) княжна и любимая жена Рюрика, получившая в приданое город Ижора. По мнению В.Н.Татищева имя "Ингорь", происходит от финнского (ижорского) имени Ингер. Когда Игорь возмужал, князь Олег привёл ему жену из Изборска, из знатного рода Гостомысла. Её звали Прекраса, но Олег переименовал в Ольгу. Были у Игоря потом другие жены, но Ольгу чтил более других. У Игоря, кроме Святослава, был ещё сын Глеб, которого Святослав казнил за христианские убеждения. [10] В остальном Иоакимовская летопись следует за «Повестью временных лет». В.Н. Татищев также приводит даты рождения Игоря из различных списков: 875 в Раскольничем, 861 в Нижегородском, 865 в Оренбургском.[11]

      В начале (913/914) и конце (943/944) правления Игоря русы совершили крупные морские походы в Каспийском регионе (см. Каспийские походы русов), о которых древнерусские летописи умалчивают. Хронологически возможно, что поход в 913/914 гг. повлиял на приход Игоря к власти, так как все его участники, согласно арабским авторам, были перебиты на Волге. По хазарским свидетельствам поход Игоря на Византию был связан с походом на Каспий в 943—945 гг. (см. Набег русов на Бердаа (943)), в котором, согласно хазарскому и арабскому независимым источникам, предводитель русов погиб. Хазарский источник сообщает о гибели именно «царя русов», именуя его Хельгом. Византийское сообщение Льва Диакона о гибели Игоря от рук германцев лишь увеличивает неопределённость.

      Византийский император Константин Багрянородный в сочинении «Об управлении империей», написанном в 949 году, заметил: «Моноксилы являются одни из Немогарда, в котором сидел Сфендослав, сын Ингора, архонта Росии...» Буквально эта фраза подразумевает то, что к 949 году Игорь был ещё жив, так как по сочинению росы ежегодно по торговым делам приходили в Византию, и Константинополь был осведомлён о положении на Руси. По сведениям, изложенным Яном Стржедовским (в Sacra Moraviae Historia sive Vita SS. Cyrilli et Methudii.1710) в 949 году Игорь заключил союз с Олегом Моравским против Венгрии, но умер в том же году.

      Историки, изучающие деяния Игоря по древнерусским летописям, отмечают нестыковки и натяжки в его биографии, что даёт повод к различным реконструкциям его правления.

      Примечания

      1. ↑ Продолжатель Амартола — хроника Симеона Логофета, включённая в Хронограф Амартола
      2. ↑ Продолжатель Феофана. к. VI. Царствование Романа
      3. ↑ Лиутпранд Кремонский, Книга воздаяния («Антаподосис»), кн.5, XV
      4. ↑ Ἴγγωρ (Iggor или Ihor) — Suda: iota, 86
      5. ↑ О дате рождения сообщает Ипатьевская летопись. В Лаврентьевском списке эта информация пропущена.
      6. ↑ Повесть временных лет относит заключение договора на 945 год, но известно, что император Роман, представляющий с сыновьями византийскую сторону по договору, был свергнут в декабре 944. Дата заключения договора в его тексте не указана.
      7. ↑ «Повесть временных лет» в переводе Д.С. Лихачева
      8. ↑ Лев Диакон, «История», кн. 6.10
      9. ↑ Игорь Рюрикович в энциклопедии "Слова о полку Игореве" — цитата приведена по наиболее раннему списку (ГПБ, Кирилло-Белозерск. собр., № 9/1086, л. 122 об.). Более поздние списки несколько корректируют содержание цитаты.
      10. ↑ В.Н. Татищев, История Российская, ч.1, гл.4
      11. ↑ В.Н. Татищев, История Российская, ч.2, прим. 60

      Источники

      Wikimedia Foundation. 2010.

      dic.academic.ru

      ИГОРЬ (Ингорь) РЮРИКОВИЧ СТАРЫЙ - это... Что такое ИГОРЬ (Ингорь) РЮРИКОВИЧ СТАРЫЙ?

       ИГОРЬ (Ингорь) РЮРИКОВИЧ СТАРЫЙ (ск. ок. 944/ 945), великий русский князь. Сын новгородского князя Рюрика. Иоакимовская летопись сообщает, что его матерью была дочь «князя урманского» Ефанда, которой после рождения сына Рюрик дал в «вено» город при море «с Ижарою» (Ижорой). Летописи по-разному датируют рождение Игоря: 861, 864, 865, 875. В «Повести временных лет» сказано, что в 879, когда умирал Рюрик, Игорь был маленьким ребенком, которого отец передал на руки своему родственнику Олегу. А в Новгородской первой летописи младшего извода Игорь при захвате Киева в 882 выступает в роли взрослого зрелого правителя. По «Повести временных лет» в 903 Игорь является «подручным» вел. русского кн. Олега. Там же сообщается о женитьбе Игоря на Ольге, а под 907 говорится, что, когда Олег ходил в поход на Царьград, Игорь был его наместником в Киеве. А новгородский летописец заявляет, что поход на Византию был организован не Олегом, а Игорем. Этот спор, по-видимому, следует решать в пользу киевского, а не новгородского летописца, так как до нас дошли договоры Руси с Византией и. X в., а в них вел. русским князем назван Олег, а не Игорь. Согласно «Повести временных лет», Игорь занял великокняжеский стол в 913 после смерти Олега Вещего. В 914 он подавил восстание древлян, не пожелавших ему подчиняться. В 915 заключил мир с печенегами. В 920 вновь воевал с печенегами. Результаты этой войны не известны. В его правление (в 913 и 943) были совершены два русских военных похода на прикаспийские страны. В 940 Киеву покорились уличи, на которых была наложена дань «по черной куне от дыма». В 941 Игорь нанес удар по причерноморским владениям Византии, но русский флот подвергся воздействию «греческого жидкого огня» и понес большие потери. Впоследствии византийский имп. Иоанн Цимисхий, вспоминая это морское сражение, со злорадством писал сыну Игоря Святославу: «Полагаю, что ты не забыл о поражении отца твоего Ингоря, который, презрев клятвенный договор, приплыл к столице нашей с огромным войском на 10 тысячах судах, а к Киммерийскому Босфору (Керченскому проливу. — О. Р.) прибыл едва ли с десятком судов, став сам вестником своей беды». По сведениям В. Н. Татищева, этот поход был предпринят Игорем потому, что византийцы перестали выплачивать Руси дань, наложенную на них Олегом. Около 942/943 (по летописи — в 944) Игорь с огромным войском совершил новый морской и сухопутный поход против Византии. Его войско не дошло до пределов империи, так как испугавшиеся греки запросили мира. Был подписан русско-византийский договор (944), выгодный Киевскому государству. Византийцы вновь начали платить дань Руси. Около 944 (по летописи — в 945) Игорь был убит под городом Искоростенем восставшими древлянами во время сбора дани в полюдье. По словам Иоанна Цимисхия, «он был взят ими в плен, привязан к стволам деревьев и разорван надвое». Близ Искоростеня он и был похоронен под высоким курганом. «Повесть временных лет» отмечает жадность и алчность кн. Игоря, а автор сер. XI в. Иларион — его мужество и храбрость. О. М. РаповИсточник: Энциклопедия "Русская цивилизация"

      .

      • ИГОРЬ (в крещении Георгий) СВЯТОСЛАВИЧ (Николаевич)
      • ИГОРЬ {(Ингорь) }РЮРИКОВИЧ СТАРЫЙ

      Смотреть что такое "ИГОРЬ (Ингорь) РЮРИКОВИЧ СТАРЫЙ" в других словарях:

      • ИГОРЬ {(Ингорь) }РЮРИКОВИЧ СТАРЫЙ — (ск. ок. 944/ 945), великий русский князь. Сын новгородского князя Рюрика. Иоакимовская летопись сообщает, что его матерью была дочь «князя урманского» Ефанда, которой после рождения сына Рюрик дал в «вено» город при море «с Ижарою» (Ижорой).… …   Русская история

      • Игорь Старый — Игорь Рюрикович Князь Игорь собирает дань с древлян в 945. Художник К.В. Лебедев …   Википедия

      dic.academic.ru