Чего мы не знаем о княгине Ольге? Княгиня ольга чем знаменита


Княгиня Ольга - Известные женщины мира - Здоровье и красота: диеты, макияж. Советы врачей, психологов - LADY forever

Княгиня Ольга, в крещении Елена († 11 июля 969) — великая княгиня, правила Киевской Русью после гибели мужа, князя Игоря Рюриковича, как регент с 945 примерно до 960 года.

История не сохранила изображения первой исконно русской правительницы и можно только догадываться, какой была княгиня Ольга: маленькая или высокая, русая или тёмноволосая. Но хорошо известно, что характером она обладала твёрдым, умом незаурядным и, как отмечает летописец, была красива.

Святая Русской православной церкви, Ольга первая из русских правителей приняла христианство ещё до Крещения Руси.

Происхождение

Согласно самой ранней древнерусской летописи, «Повести Временных Лет», Ольга была родом из Псковa. Житие святой великой княгини Ольги уточняет, что родилась она в деревне Выбуты Псковской земли, в 12 км от Пскова выше по реке Великой.

Имена родителей Ольги не сохранились, по Житию они были не знатного рода, «от языка варяжска». Варяжское происхождение подтверждается её именем, имеющим соответствие в древнескандинавском как Helga.

Брак и начало правления

По "Повести Временных Лет" Вещий Олег женил Игоря Рюриковича, начавшего самостоятельно править с 912 года, на Ольге в 903 году.

Впрочем, дата эта подвергается сомнению, так как согласно тому же источнику (Ипатьевский список) их сын Святослав родился только в 942 году.

Согласно летописи, в 945 году князь Игорь погибает от рук древлян после неоднократного взимания с них дани. Наследнику престола Святославу тогда было только 3 года, поэтому фактическим правителем Киевской Руси в 945 стала Ольга.

Дружина Игоря подчинилась ей, признав Ольгу представителем законного наследника престола. Решительный образ действий княгини в отношении древлян также мог склонить дружинников в её пользу.

Месть древлянам

Древляне после убийства Игоря при сборе дани прислали к его вдове Ольге сватов звать её замуж за своего князя Мала. Княгиня последовательно расправилась со старейшинами древлян, а затем привела к покорности народ древлян.

Древнерусский летописец подробно излагает месть Ольги за смерть мужа:

1-я месть княгини Ольги: Сваты, 20 древлян, прибыли в ладье, которую киевляне отнесли и бросили в глубокую яму на дворе терема Ольги. Сватов-послов закопали живьем вместе с ладьёй.

2-я месть: Ольга попросила для уважения прислать к ней новых послов из лучших мужей, что и было с охотой исполнено древлянами. Посольство из знатных древлян сожгли в бане, пока те мылись, готовясь к встрече с княгиней.

3-я месть: Княгиня с небольшой дружиной приехала в земли древлян, чтобы по обычаю справить тризну на могиле мужа. Опоив во время тризны древлян, Ольга велела рубить их. Летопись сообщает о 5 тысячах перебитых древлян.

4-я месть: В 946 году Ольга вышла с войском в поход на древлян. По Новгородской Первой летописи киевская дружина победила древлян в бою. Ольга прошлась по древлянской земле, установила дани и налоги, после чего вернулась в Киев.

В "ПВЛ" летописец сделал врезку в текст Начального свода об осаде древлянской столицы Искоростеня. После безуспешной осады в течении лета, Ольга сожгла город с помощью птиц, к которым велела привязать зажигательные средства. Часть защитников Искоростеня были перебиты, остальные покорились.

После расправы с древлянами Ольга стала править Киевской Русью до совершеннолетия Святослава, но и после этого она оставалась фактическим правителем, так как её сын большую часть времени отсутствовал в военных походах.

Правление Ольги

Покорив древлян, Ольга в 947 году отправилась в новгородские и псковские земли, устанавливая там оброки и дани, после чего вернулась к сыну Святославу в Киев.

Ольга установила систему «погостов» — центров торговли и обмена, в которых более упорядоченно происходил сбор податей; затем по погостам стали строить храмы.

Княгиня Ольга положила начало каменному градостроительству на Руси (первые каменные здания Киева — городской дворец и загородный терем Ольги).

В 945 г. Ольга осуществила серьезные преобразования в управлении княжеством — установила точный размер взимаемой в пользу Киева дани («полюдья») — «уроков» (или «оброков») и периодичность их сбора («уставы»).

Крещение Ольги

Следующим деянием Ольги является её крещение в 955 году в византийском Константинополе. По возвращении в Киев Ольга, принявшая в крещении имя Елена, пробовала приобщить Святослава к христианству, однако «он и не думал прислушаться к этому; но если кто собирался креститься, то не запрещал, а только насмехался над тем». Более того, Святослав гневался на мать за её уговоры, опасаясь потерять уважение дружины.

Решение о принятии веры Ольга приняла заранее, хотя летописная легенда представляет это как спонтанное решение. Ничего не известно о тех людях, кто распространял христианство на Руси.

В политических летописях христианского времени Ольгу называли предвозвестницей православной земли. Она первой в русской земле сбросила, по словам летописи, греховные одежды первого человека Адама и облеклась в одежды нового Адама – Христа. Первой из русских вступила в Царство Небесное. Православная церковь впоследствии признала Ольгу Святой.

В одной из древнерусских книг говорится еще о том, что после смерти некоторое время тело княгини лежало в специальном небольшом домике, куда мог придти каждый и, заглянув в маленькое окошко, посмотреть на Ольгу. Но, как утверждал автор книги, увидеть княгиню мог только чистый и просветленный душой человек. Конечно, неизвестно, насколько это правдоподобно… Ясно одно – Ольга стала почитаемой древними русичами княгиней.

Святая Ольга

В 1547 году Ольга причислена к лику святой равноапостольной. Такой чести удостоились ещё только 5 святых женщин в христианской истории (Мария Магдалина, первомученица Фекла, мученица Апфия, царица Елена, просветительница Грузии Нина).

Такой была первая женщина, правившая на Руси в Х веке. Рано потерявшая мужа, оставшаяся одна с малолетним сыном и, возможно, вследствие именно этих обстоятельств воспитавшая в себе на всю жизнь сильный и волевой характер. Жестоко, но в честном бою мстящая врагам, подвергая их хитрому " экзамену” в виде загадок, который им так и не удалось сдать. Женщина, побывавшая во "втором Риме”. Первая русская княгиня, принявшая крещение и всерьёз заинтересовавшаяся православием. Княгиня, причисленная к лику Святых.

Память равноапостольной Ольги празднуется Православными Церквами русской традиции 11 июля по юлианскому календарю; католическими и др. западными церквами — 11 июля.

Почитается как покровительница вдов и новообращённых христиан.

lady-forever.ru

Что известно о княгине Ольге Киевской? | Культура

Но по воле судьбы в нужное время и в нужном месте рождаются неординарные люди. Княгиня Ольга Киевская как раз из таких людей. Она смогла управлять очень молодым еще государством, крайне нуждавшемся в наведении внутреннего порядка. Умело балансируя среди сильных и суровых мужчин, княгиня показала себя хорошим дипломатом и управленцем.

Рубеж первого тысячелетия в истории России — период, мало изученный по причине малого количества документальных источников. Поздние свидетельства о княгине Ольге теоретически вполне могут быть поставлены под сомнение, так как написаны уже после ее смерти. И сегодня написано немало, однако — почти одно и то же, лишь в разных вариантах пересказа. В основном, все статьи про княгиню начинаются с красивой сказки про знакомство с князем Игорем и заканчиваются подробным описанием мести Ольги древлянам за убийство мужа. Слишком давно это было и скорее всего ничего нового мы не узнаем.

Есть несколько версий происхождения княгини Ольги. Согласно Повести Временных лет (XII в.), будущая правительница родилась в окрестностях Плескова (Пскова), в деревне Выбуты, приблизительно в конце IX века. Точная дата рождения не установлена, принято считать годом рождения Ольги 890 год.

Есть предположение, что она из знатного изборского рода посадника Гостомысла. Об этом свидетельствует Иоакимовская летопись (начало XI в.), которая наиболее близка по времени к периоду жизни княгини, поэтому могла бы претендовать на некоторую достоверность, если бы сама по себе не являлась спорным источником. Также есть мнение о болгарском происхождении Ольги из-за созвучия наименований городов Плесков и Плиска, бывшей в то время столицей Болгарии.

Но есть и версия о ее простом происхождении, буквально — из народа. Иначе, теряет смысл романтическая легенда о знакомстве Ольги и князя Игоря — ее будущего мужа. Вроде бы, Игорь, будучи на охоте, захотел переправиться на другой берег и подозвал лодочника, которым и оказалась молодая девушка (Ольга). Князю она понравилась, и он хотел тут же удовлетворить свое внезапное вожделение, но Ольга смогла умными речами воззвать к чести мужчины и остановить насилие.

Когда пришла пора жениться, Игорь отверг всех претенденток и вспомнил «дивную в девицах», послал за ней и женился. Неудивительно, что он ее запомнил: вряд ли хоть раз в жизни кто-то осмелился князю отказать, да так ловко, что он и сам не понял, как это случилось. С женщинами тогда никто не церемонился, и если какая-то все-таки заставила себя уважать — такую не забудешь.

Есть еще одна версия происхождения княгини Ольги — нормандская. Будто бы она родом из варягов, возможно — Олега Вещего дочь (родственница, воспитанница). На это наталкивает имя: Олег — созвучно варяжскому Хельги, соответственно, Ольга — Хельга (Вольга). И вроде бы Олег давно этот брак запланировал. Но тогда зачем ему дочь прятать? От интриганов? Вряд ли: власти и влияния и у Олега было достаточно — смог бы семью сберечь.

Однако, логически рассуждая, это может быть так. Видимо, у Олега своего сына не было, иначе вряд ли власть досталась бы Игорю. На момент смерти Рюрика Игорь был маленьким мальчиком, а правил фактически именно Олег, для которого не составило бы никакого труда избавиться от наследника.

Только зачем, если своего сына нет? А если есть дочь, то можно воспитать ее в правильном направлении и выдать замуж за Игоря. Тогда все начинания князя-варяга не пропадут даром. В пользу этой версии говорит и тот факт, что уж очень быстро и разумно княгиня вела все дела, как будто всегда знала, как это делать. Политика Ольги была последовательна политике Олега. Он приумножал земли, она — укрепляла, наводила порядок.

Под подобные рассуждения подходит и версия о ее родстве с родом Гостомысла. Все-таки в такой семье образование получить можно хорошее и воспитание соответствующее. А на переправе Ольга могла оказаться как бы случайно, но — совсем не случайно. Возможно, и не было никакого знакомства на речке, просто выдали девушку за князя — и все.

В самом деле, откуда у простой неграмотной девицы (если верить в простое происхождение княгини) такие интеллектуальные данные, такая воля, стать княжеская, умение себя вести и подавать? Этому и за несколько лет не научиться, да и кто бы стал учить всему этому новоявленную княгиню (возможно, и не единственную жену), от которой требуется только женской половиной руководить, да наследника князю родить и вырастить до отрочества, а там все равно он на мужскую половину перейдет воинскому делу учиться. Так было принято.

А если и учил кто-то Ольгу, то кто? Зачем им с бабой возиться, если есть батька — князь? Невиданное дело. Напрашивается вывод, что Ольга уже всему наученная прибыла под венец. А как и откуда она прибыла, об этом, как говорится, история умалчивает.

Как бы то ни было, но княгиня Ольга Киевская быстро, крепко и со знанием дела взялась за государственные и административные дела — это факт, который трудно опровергнуть. Причем еще при жизни мужа — он охотно переложил на нее скучные управленческие обязанности, оставив за собой любимые занятия — охоту и сбор дани.

Произвол княжеских людей порождал хаос в еще молодом, не окрепшем государстве. Дошло до убийства самого князя Игоря. И с этим надо было что-то делать. Свирепо отомстив древлянам за убийство мужа, Ольга взялась за дело с истинно государственным размахом. Надо было передать сыну Святославу крепкое и богатое наследство. Княгиня вдовела всю жизнь, так и не связав себя узами брака повторно, но это вовсе не из любви к мужу. Ольга жила ради благополучия Святослава и страны. И многого добилась.

Мудрая княгиня поделила страну на своеобразные административные образования, которые управлялись тиунами. Определила т. н. погосты, ставшие центром сбора дани. Она не ленилась и много ездила по стране, желая лично проследить за исполнением ее приказов.

Именно Ольга ввела и установила первый в истории Руси фиксированный налог. Люди теперь знали, сколько должны, заранее и могли больше не опасаться, что, обобрав их до нитки, князь с дружиной явятся через пару недель за добавкой, и ничего против них не сделаешь. Ольга поощряла торговлю, положила начало каменному градостроительству.

И пусть до всеобщего порядка было еще далеко, однако это большой прорыв, на самом деле — первые шаги к формированию настоящего феодального государства со своим внутренним территориальным делением и законами.

Из всех княжеских жен периода Древней Руси одна Ольга запомнилась истории как самостоятельная и самодостаточная личность, а не дополнение к мужу, как остальные княгини. Ее наравне с князьями упоминали в летописях. И сегодня она канонизирована как Святая равноапостольная Русской Православной Церкви, великая княгиня Ольга Киевская.

Это тоже не случайно. Во многом именно благодаря Ольге Русь стала православной. Только она могла осмелиться пытаться поменять религию — язычество — на христианство, так как давно уже к тому моменту крепко держала в руках все бразды правления и могла позволить себе многое.

Даже сын Святослав, выросший закоренелым язычником, не стал матери ничего запрещать. Но и поддержать не захотел. Христианство — путь смирения, а такой путь не для него — этот свирепый человек жил, дышал войной. Святослав вырос среди воинов, с детства ходил в бой. Впрочем, Ольга сама была с сильным характером и сына воспитала таким же, точнее, доверила его преданным и знающим людям. В противном случае, выросший изнеженным, не знающим трудностей сын не смог бы удержать власть в своих руках.

Крестившись, если верить летописям, в Константинополе, княгиня намеревалась распространить на родине христианство, но язычники ничего не хотели слышать. Предать веру предков никому бы и в голову не пришло. Однако медленно, но верно, ряды христиан пополнялись. Подвергаясь насмешкам, иногда — гонениям и погромам, люди не отрекались от веры в Христа. Завершил дело внук Ольги — князь Владимир, императивной мерой крестивший всех подданных.

Похоронили княгиню Ольгу в 969 году по христианскому обряду — в этом Святослав не мог отказать матери, которую глубоко уважал, любил и которой был слишком многим обязан.

shkolazhizni.ru

Княгиня Ольга: мифы и факты

Факты, вымыслы, гипотезы и мифы об одной из самых почитаемых женщин в России — Великая княгиня Ольга, История нарекла ее — мудрой, церковь — святой, а простой народ — хитрой…

Что мы знаем о княгине Ольге?

Для ответа на этот вопрос достаточно открыть любой энциклопедический словарь, где прочтем:

«Ольга – (христианское имя – Елена) (около 890-969, Киев), великая княгиня киевская, жена Игоря. После убийства мужа древлянами (945) жестоко подавила их восстание. В 945-947 установила размеры даней для древлян и новгородцев, организовала административные центры – погосты.

Значительно расширила земские владения Киевского великокняжеского дома. В 955 (или 957) посетила Константинополь; приняла христианство. Правила государством в годы малолетства своего сына Святослава Игоревича и позднее, во время его походов. В 968 руководила защитой Киева от печенегов. Канонизирована русской церковью».

В более развернутом литературном изложении ее биография выглядит так:

В далеком 945 году жил-был князь Игорь. И была у него жена. Князь был дюже жадный и как-то решил дважды налоги собрать с одного юридического лица. Лицо обиделось и коварно убило сборщика налогов. Ольга узнала об этом, и история мести ее была зафиксирована в «Повести временных лет» талантливым летописцем.

Поскольку нехорошие древляне пожелали взять вдову в жены своему собственному князю, то послали к ней делегацию со свадебным предложением. Первую делегацию Ольга похоронила заживо, вторую сожгла аналогичным способом, третью коварно напоила и велела воинам поубивать.

Прямо мороз по коже от простого изложения фактов… А если еще и вспомнить заключительный акт драмы, когда княгиня сожгла дотла столицу древлян, то и вовсе не самая приятная личность встает перед нашими глазами.

И, тем не менее, Ольга была канонизирована святой церковью. Разумеется, не за свое ревностное соблюдение языческих обрядов мести, а за то, что она стала первой правительницей страны, принявшей христианство.

Художник Игорь Машков — Святая княгиня Ольга вступает в храм св.Софии. Константинополь

Официальная версия гласит, что вышеописанная месть оказалась не по силам женщине, что убиенные являлись ей в ночных кошмарах, пока один мудрый священник не посоветовал ей принять христианство, описав все плюсы обряда покаяния.

Ольга послушалась, съездила в центр тогдашнего христианства – Константинополь, что в Византии (ныне Стамбул), обрела крестного отца в лице императора Константина Багрянородного, прониклась идеями веры и стала ее явной поборницей, что успешно приблизило всеобщую христианизацию Руси в 1000 году. Очень «причесанный» персонаж получился…

Что же на самом деле известно об этой удивительной женщине?

В первую очередь – кто она по происхождению?

История противоречит сама себе, выдавая разные версии, самая распространенная из которых – что Ольга была норманнской княжной по имени Хельга и что она была воспитанницей Олега («Вещий Олег», тот самый, что погиб от укуса змеи).

В Летописях говорится, что именно Олег «привел» Ольгу в жены Игорю, своему воспитаннику, в 903 году. Доказательством этой теории можно считать тот факт, что Ольгу весьма уважали варяжские дружины, ведь не было отмечено ни одного заговора против нее внутри государства.

Возможно, она была славянкой из Пскова по имени Прекраса. Переименовалась благодаря Олегу, который (перекликаясь с предыдущей версией) привел ее к Игорю. В пользу Пскова (как и Изборска) говорит тот факт, что из всех городов русских именно они были одарены Ольгой средствами более всех других.

Историк Карамзин считает ее женщиной из простого (незнатного) русского рода. Описывает он и знакомство Ольги с Игорем:

«…В 903 году, то есть когда ей уже исполнилось 13 лет, она стала супругой великого князя Киевского Игоря. Согласно преданию, князь Игорь занимался охотой. Однажды, когда он охотился в псковских лесах, то выслеживая зверя, он вышел к берегу реки. Решив переправиться через реку, он попросил проходящую мимо на лодке Ольгу перевезти его, приняв ее сначала за юношу.

Когда они плыли, Игорь, внимательно всматриваясь в лицо гребца, увидел, что это не юноша, а девица. Девушка оказалась очень красивой, умной и чистой помыслами. Красота Ольги уязвила сердце Игоря, и он начал прельщать ее словами, склоняя к нечистому плотскому смешению.

Однако целомудренная девица, уразу­мев помыслы Игоря, разжигаемого похотью, пристыдила его мудрым увещанием. Удивился князь столь выдающемуся разуму и целомудрию юной девицы, и не стал её домогаться…»

Красивая сказка, но очень сомнительная. Первые Рюрики были настолько полны желания создать знатный род Рюриковичей, что неравный брак был не в их интересах.

Однако все легенды сходятся на одном: Ольга была «пришлой», не киевлянкой. Возможно, именно поэтому ей удалось так лихо прибрать власть к рукам – в нашей стране издавна наблюдается гораздо большее уважение к «пришлым», нежели к «своим». Вспомним хотя бы Екатерину II.

Ничего не знаем мы и о возрасте Ольги.

Когда она могла родиться? Во сколько лет могла она быть выдана за Игоря? В каком возрасте родила она своего единственного (?) сына Святослава? Одни историки считают датой ее рождения 925 год. Приятно, конечно, считать ее молодой и красивой вдовой 20-ти лет, когда в 945 году она столь жестоко мстила за погибшего мужа.

В пользу этой версии говорит и дата рождения Святослава – 942 год. Правда, тогда разница в возрасте супругов получается в районе 40 лет (дата рождения князя Игоря тоже неизвестна, но мы знаем, что он принял престол от князя Олега в 882 году, и явно уже был способен управлять государством).

Однако «Повесть Временных Лет» говорит, что князь Олег привел своему воспитаннику Игорю жену в 903 году, что автоматически увеличивает возраст Ольги на 25 лет, как минимум. Могла ли родить ребенка женщина, которой под пятьдесят? В принципе, все возможно…

В 903 году стареющий Олег, женив молодого княжича на Ольге, стал усердно приносить жертвы богам, чтобы дали Игорю наследника. За долгих девять лет много кровавых жертв идолам принёс Олег, столько людей и быков заживо спалил, ждал, что дадут славянские боги Игорю сына. Не дождался. Умер в 912 году от укуса змеи, выползшей из черепа его бывшего коня.

Языческие идолы начали разочаровывать княгиню: многолетние жертвоприношения идолам не дали ей желаемого наследника. А ну как Игорь поступит по человеческому обыкновению и возьмёт себе другую жену, третью? Гарем заведёт. Кем она тогда будет? И тогда княгиня решилась молиться христианскому Богу. И стала Ольга по ночам горячо просить у Него сына-наследника.

И вот на двадцать четвертом году совместной жизни родился у князя Игоря наследник — Святослав! Завалил князь Ольгу подарками. Она же самые дорогие отнесла в церковь Илии — для христианского Бога. Понеслись счастливые годочки. Стала задумываться Ольга над верой христианской да о выгодах от неё для страны. Только Игорь мыслей таких не разделял: его боги в битвах ни разу ему не изменяли.

Согласно летописи, в 945 году князь Игорь погибает от рук древлян после неоднократного взимания с них дани (он стал первым правителем в истории России, который погиб от народного негодования). Игоря Рюриковича казнили, в урочище, с помощью почетной «размычки». Нагнув два молодых, гибких дуба, привязали за руки и ноги, и отпустили…

Наследнику престола Святославу тогда было только 3 года, поэтому фактическим правителем Киевской Руси в 945 году стала Ольга. Дружина Игоря подчинилась ей, признав Ольгу представителем законного наследника престола.

Также ничего не известно о личной жизни княгини Ольги после смерти мужа.

Или почти ничего. Если ссылаться на единственный источник «Повесть временных лет», то становится ясно, что древляне после убийства Игоря прислали к его вдове Ольге сватов звать её замуж за своего князя Мала.

Княгиня жестоко отомстила древлянам, проявив хитрость и сильную волю. Месть Ольги древлянам описана обстоятельно и подробно в «Повести временных лет». Известны 4 ее расправы. Так, например, древляне приехали к Ольге на встречу – пока они мылись, княгиня приказала сжечь их в бане. В другой раз к ним она приехала сама – напоив древлян, Ольга приказала их рубить. В Летописи указано, что тогда было убито 5 тысяч древлян.

После расправы с древлянами Ольга стала править Киевской Русью до совершеннолетия Святослава, но и после этого она оставалась фактическим правителем, так как её сын большую часть времени отсутствовал в военных походах.

Историки отмечают успешные дипломатические отношения Ольги во внешней политике, укрепившей международные связи с Германией и Византией. А отношения с Грецией открыли Ольге, насколько христианская вера выше языческой.

Правда, рассуждать на тему, что выше — христианская вера или язычество, что лучше, а что хуже — по меньшей мере невежественно. Для каждого человека выбор его собственной веры и религии индивидуален. Но вернемся к Ольге и «Повести временных лет».

В 954 году княгиня Ольга с целью религиозного паломничества и дипломатической миссии отправилась в Царьград (Константинополь), где с почетом была принята императором Константином VII Багрянородным. Целых два года знакомилась она с основами веры христианской, посещая богослужения в Софийском соборе. Её поразило величие христианских храмов и собранных в них святынь.

(!) И только после двух лет ознакомления, Ольга принимает обряд Таинства крещения. А по возвращению в Киев, встречает неповиновение сына в выборе матери новой веры.

По возвращении в Киев Ольга, принявшая в крещении имя Елена, пробовала приобщить Святослава к христианству, однако «он и не думал прислушаться к этому; но если кто собирался креститься, то не запрещал, а только насмехался над тем». Более того, Святослав гневался на мать за её уговоры, опасаясь потерять уважение дружины. Святослав Игоревич так и остался убежденным язычником.

По возвращении из Византии Ольга ревностно несла христианское благовестие язычникам, стала воздвигать первые христианские храмы, распространяя или буквально навязывая язычникам на Руси новую веру — христианство. Однако Крещение Руси произошло аж через 31 год.

Святая княгиня Ольга скончалась в 969 году, в возрасте 80 лет и была похоронена в земле по христианскому обряду.

Ее нетленные мощи покоились в Десятинной церкви в Киеве. Её внук князь Владимир I Святославич, Креститель Руси, перенес (в 1007 году) мощи святых, включая Ольгу, в основанную им церковь Успения Пресвятой Богородицы в Киеве.

В 1547 году Ольга была причислена к лику святой равноапостольной. Такой чести удостоились ещё только 5 святых женщин в христианской истории (Мария Магдалина, первомученица Фёкла, мученица Апфия, царица Елена Равноапостольная и просветительница Грузии Нина).

Святая княгиня Ольга почитается как покровительница вдов и новообращённых христиан. Жители Пскова считают Ольгу его основательницей. В Пскове есть Ольгинская набережная, Ольгинский мост, Ольгинская часовня. Дни освобождения города от фашистских захватчиков (23 июля 1944 года) и памяти святой Ольги отмечаются в Пскове как Дни города.

Великая Ольга стала духовной матерью русского народа, через нее началось его просвещение светом Христовой веры. Языческое имя Ольги соответствует мужскому Олег (Хельги), что означает «святой». Хотя языческое понимание святости отличается от христианского, но оно предполагает в человеке особый духовный настрой, целомудрие и трезвление, ум и прозорливость.

Раскрывая духовное значение этого имени, народ Олега назвал Вещим, а Ольгу — Мудрой. Впоследствии святую Ольгу станут называть Богомудрой, подчеркивая ее главный дар, ставший основанием всей лествицы святости русских жен — премудрость.

Если подытожить, получается, что о первой знаменитой русской женщине нам известно только то, что рассказал нам киевский монах-летописец Нестор, создавший «Повесть временных лет» значительно позже описываемых им событий. Не потому ли образ княгини Ольги из года в год столь притягателен

Автор: Валентина Кайль, при участии Оксаны Добриковой

link

storyfiles.blogspot.com

Кто такая княгиня Ольга?. Кто есть кто в истории России

Кто такая княгиня Ольга?

Ольга была первой в русской история женщиной, которая правила государством.

Родилась Ольга, вероятно, около 890 года. О ее происхождении и родителях ничего не известно, кроме того, что она была родом из Пскова. В русских летописях Ольга впервые упоминается в 903 году, когда она еще совсем юной вышла замуж за князя Игоря. Много позже у них родился сын Святослав.

В 945 году, во время сбора дани, киевский князь Игорь был зверски убит древлянами. Оставшись с малолетним сыном Ольга взяла на себя управление государством. По древнему славянскому обычаю, вдовы пользовались гражданской самостоятельностью и полноправием, да и вообще положение женщины у славян было лучше, чем у других европейских народов.

Прежде всего Ольга жестоко отомстила за смерть мужа: она сожгла главный город древлян Искоростень, установила в их землях тяжелые повинности, казнила непокорных. Вся ее дальнейшая деятельность была направлена на упрочение власти киевских князей. Даже после того, как Святослав вырос, Ольга без устали занималась государственными делами, ибо воинственный сын большую часть времени проводил в походах.

Летопись называет Ольгу «мудрейши всех человек» и рассказывает о неустанных заботах княгини по «устроению земли». Действительно, во время поездок по Руси Ольга провела финансово-административную реформу: установила размеры дани, разделила земли на определенные административные единицы – погосты, во главе которых поставила особых княжеских уполномоченных.

Примерно в 955 году Ольга одной из первых на Руси приняла христианство и в крещении получила имя Елены. Она уговаривала креститься и своего сына Святослава, но тот отказался, боясь, что дружина будет над ним смеяться. Крещение Руси произошло лишь при внуке Ольги – князе Владимире.

Княгиня принимала деятельное участие в международной жизни: обменивалась послами с германским императором Оттоном I, в 957 году посетила Византию. По преданию, византийский император Константин Багрянородный с честью принял Ольгу в своем дворце и был настолько поражен ее умом и красотой, что даже хотел на ней жениться, но княгине хитростью удалось отклонить его предложение.

Ольга прожила очень долго и оставила о себе самую добрую память. Умерла эта замечательная женщина в 969 году. Русская православная церковь причислила Ольгу к лику святых.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

info.wikireading.ru

Чего мы не знаем о княгине Ольге? | Биографии

В более развернутом литературном изложении ее биография выглядит так. В далеком 945 году жил-был князь Игорь. И была у него жена. Князь был дюже жадный и как-то решил дважды налоги собрать с одного юридического лица. Лицо обиделось и коварно убило сборщика налогов. Ольга узнала об этом, и история мести ее была зафиксирована в «Повести временных лет» талантливым летописцем.

Поскольку нехорошие древляне пожелали взять вдову в жены своему собственному князю, то послали к ней делегацию со свадебным предложением. Первую делегацию Ольга похоронила заживо, вторую сожгла аналогичным способом, третью коварно напоила и велела воинам поубивать. Прямо мороз по коже от простого изложения фактов… А если еще и вспомнить заключительный акт драмы, когда княгиня сожгла дотла столицу древлян, то и вовсе не самая приятная личность встает перед нашими глазами.

И, тем не менее, Ольга была канонизирована святой церковью. Разумеется, не за свое ревностное соблюдение языческих обрядов мести, а за то, что она стала первой правительницей страны, принявшей христианство. Официальная версия гласит, что вышеописанная месть оказалась не по силам женщине, что убиенные являлись ей в ночных кошмарах, пока один мудрый священник не посоветовал ей принять христианство, описав все плюсы обряда покаяния. Ольга послушалась, съездила в центр тогдашнего христианства — Константинополь, что в Византии (ныне Стамбул), обрела крестного отца в лице императора Константина Багрянородного, прониклась идеями веры и стала ее явной поборницей, что успешно приблизило всеобщую христианизацию Руси в 1000 году. Очень «причесанный» персонаж получился… Что же на самом деле известно об этой удивительной женщине?

С. Рерих "Розы сердца. Княгиня Ольга"В первую очередь — кто она по происхождению? История противоречит сама себе, выдавая разные версии, самая распространенная из которых — что Ольга была норманнской княжной по имени Хельга и что она была воспитанницей Олега («Вещий Олег», тот самый, что погиб от укуса змеи). В Летописях говорится, что именно Олег «привел» Ольгу в жены Игорю, своему воспитаннику, в 903 году. Доказательством этой теории можно считать тот факт, что Ольгу весьма уважали варяжские дружины, ведь не было отмечено ни одного заговора против нее внутри государства.

Возможно, она была славянкой из Пскова по имени Прекраса. Переименовалась благодаря Олегу, который (перекликаясь с предыдущей версией) привел ее к Игорю. В пользу Пскова (как и Изборска) говорит тот факт, что из всех городов русских именно они были одарены Ольгой средствами более всех других.

Карамзин считает ее женщиной из простого (незнатного) русского рода. Служила она перевозчицей на реке, и однажды пассажиром ее стал сам князь Игорь. Понравилась ему девушка, да не сумел склонить ее к свиданию в кустах, за что сильно зауважал и решил немедленно жениться. Красивая сказка, но очень сомнительная. Первые Рюрики были настолько полны желания создать знатный род Рюриковичей, что неравный брак был не в их интересах.

Однако все легенды сходятся на одном: Ольга была «пришлой», не киевлянкой. Возможно, именно поэтому ей удалось так лихо прибрать власть к рукам — в нашей стране издавна наблюдается гораздо большее уважение к «пришлым», нежели к «своим». Вспомним хотя бы Екатерину II.

Икона Святой Равноапостольной княгини ОльгиНичего не знаем мы и о возрасте Ольги. Когда она могла родиться? Во сколько лет могла она быть выдана за Игоря? В каком возрасте родила она своего единственного (?) сына Святослава? Одни историки считают датой ее рождения 925 год. Приятно, конечно, считать ее молодой и красивой вдовой 20-ти лет, когда в 945 году она столь жестоко мстила за погибшего мужа. В пользу этой версии говорит и дата рождения Святослава — 942 год. Правда, тогда разница в возрасте супругов получается в районе 40 лет (дата рождения князя Игоря тоже неизвестна, но мы знаем, что он принял престол от князя Олега в 882 году, и явно уже был способен управлять государством).

Однако «Повесть Временных Лет» говорит, что князь Олег привел своему воспитаннику Игорю жену в 903 году, что автоматически увеличивает возраст Ольги на 25 лет, как минимум. Могла ли родить ребенка женщина, которой под пятьдесят? В принципе, все возможно… Тогда разница в возрасте между супругами не так велика, хотя и в этом случае эпитет «старый муж» не кажется неуместным. И душевные порывы в сторону христианства имеют более устойчивое основание. К тому же ничего не известно о личной жизни княгини Ольги после смерти мужа. Оставили бы молодую вдову в покое? А вот в 40 лет женщина считалась уже вышедшей в тираж старухой — до новых ли браков ей? Хотя история невинного флирта с императором Константином и изложена в «Повести Временных Лет», но сам император почему-то никоим образом не вспоминает о нем в своих мемуарах, хотя по версии летописца влюблен был настолько, что предложил Ольге замужество, хотя и имел вполне законную супругу на тот момент.

И.Машков "Княгиня Ольга вступает в храм Св.Софии"Хочется верить в любовь, которая связывала Ольгу и Игоря. Не хочется думать, что она начала мстить столь страшно, руководствуясь лишь политическими соображениями. Гораздо романтичнее видеть перед собой ослепленную горем женщину, которая ради любви опускается до мести. К тому же (!) Игорь жил во времена, когда многоженство было нормальным явлением — и, тем не менее, ничего неизвестно о его «гареме». Опять же надеюсь, что исключительно по романтическим соображениям он не брал себе дополнительных жен.

Получается, что о первой знаменитой русской женщине нам известно только то, что рассказал нам безымянный летописец, создавший «Повесть временных лет» значительно позже описываемых им событий. Не потому ли образ княгини Ольги столь притягателен?

shkolazhizni.ru

Ольга (княгиня) - это... Что такое Ольга (княгиня)?

Княги́ня О́льга, в крещении Еле́на († 11 июля 969) — великая княгиня, правила Киевской Русью после гибели мужа, князя Игоря Рюриковича, как регент с 945 примерно до 960 года. Святая Русской православной церкви, первая из русских правителей приняла христианство ещё до Крещения Руси.

Спустя примерно 140 лет после её смерти древнерусский летописец так выразил отношение русских людей к первому правителю Киевской Руси, принявшему крещение:[1]

Была она предвозвестницей христианской земле, как денница перед солнцем, как заря перед рассветом. Она ведь сияла, как луна в ночи; так и она светилась среди язычников, как жемчуг в грязи.

Биография

Происхождение

Согласно самой ранней древнерусской летописи, «Повести Временных Лет», Ольга была родом из Пскова.

Житие святой великой княгини Ольги уточняет, что родилась она в деревне Выбуты Псковской земли, в 12 км от Пскова выше по реке Великой[2]. Имена родителей Ольги не сохранились, по Житию они были не знатного рода, «от языка варяжска». Варяжское происхождение подтверждается её именем, имеющим соответствие в древнескандинавском как Helga[3]. Присутствие скандинавов в тех местах отмечено рядом археологических находок, датируемых 1-й половиной X века.[4]

Типографская летопись (конец XV века) и более поздний Пискаревский летописец передают слух, будто Ольга была дочерью Вещего Олега, который стал править Киевской Русью как опекун малолетнего Игоря, сына Рюрика: «Нецыи же глаголют, яко Ольгова дщери бе Ольга»[5]. Олег же поженил Игоря и Ольгу.

Так называемая Иоакимовская летопись, достоверность которой ставится историками под сомнение, сообщает о знатном славянском происхождении Ольги:

«Когда Игорь возмужал, оженил его Олег, выдал за него жену от Изборска, рода Гостомыслова, которая Прекраса звалась, а Олег переименовал её и нарек в своё имя Ольга. Были у Игоря потом другие жены, но Ольгу из-за мудрости её более других чтил».

Болгарские историки выдвигали также версию о болгарских корнях княгини Ольги, опираясь в основном на сообщение Нового Владимирского Летописца[6] («Игоря же ожени [Олег] въ Болгарехъ, поятъ же за него княжну Ольгу»[7].) и переводя летописное название Плесков не как Псков, но как Плиска — болгарская столица того времени. Названия обоих городов действительно совпадают в древнеславянской транскрипции некоторых текстов, что и послужило основанием для автора Нового Владимирского Летописца перевести сообщение «Повести временных лет» об Ольге из Пскова как об Ольге из болгар, так как написание Плесков для обозначения Пскова давно вышло из употребления.

Брак и начало правления

По «Повести временных лет» Вещий Олег женил Игоря Рюриковича, начавшего самостоятельно править с 912 года, на Ольге в 903 году. Дата эта подвергается сомнению, так как, согласно Ипатьевскому списку той же «Повести», их сын Святослав родился только в 942 году.

Возможно, чтобы разрешить это противоречие, поздние Устюжская летопись[8] и Новгородская летопись[9] по списку П. П. Дубровского сообщают о 10-летнем возрасте Ольги на момент свадьбы. Данное сообщение противоречит легенде, изложенной в Степенной книге (2-я половина XVI века), о случайной встрече с Игорем на переправе под Псковом. Князь охотился в тамошних местах. Переправляясь через реку на лодке, он заметил, что перевозчиком была юная девушка, переодетая в мужскую одежду. Игорь тотчас же «разгореся желанием» и стал приставать к ней, однако получил в ответ достойную отповедь: «Зачем смущаешь меня, княже, нескромными словами? Пусть я молода и незнатна, и одна здесь, но знай: лучше для меня броситься в реку, чем стерпеть поругание». О случайном знакомстве Игорь вспомнил, когда пришло время искать себе невесту, и послал Олега за полюбившейся девушкой, не желая никакой другой жены.

Новгородская Первая летопись младшего извода, которая содержит в наиболее неизменном виде сведения из Начального свода[10]XI века, оставляет сообщение о женитьбе Игоря на Ольге недатированным, то есть самые ранние древнерусские летописцы не имели сведений о дате свадьбы. Вполне вероятно, что 903 год в тексте ПВЛ возник в более позднее время, когда монах Нестор пытался привести начальную древнерусскую историю в хронологический порядок. После свадьбы имя Ольги упоминается в очередной раз только через 40 лет, в русско-византийском договоре 944 года.

Согласно летописи, в 945 году князь Игорь погибает от рук древлян после неоднократного взимания с них дани. Наследнику престола Святославу тогда было только 3 года, поэтому фактическим правителем Киевской Руси в 945 году стала Ольга. Дружина Игоря подчинилась ей, признав Ольгу представителем законного наследника престола. Решительный образ действий княгини в отношении древлян также мог склонить дружинников в её пользу.

Месть древлянам

Древляне после убийства Игоря прислали к его вдове Ольге сватов звать её замуж за своего князя Мала. Княгиня последовательно расправилась со старейшинами древлян, а затем привела к покорности народ древлян. Древнерусский летописец подробно излагает месть Ольги за смерть мужа:

  • 1-я месть княгини Ольги: Сваты, 20 древлян, прибыли в ладье, которую киевляне отнесли и бросили в глубокую яму на дворе терема Ольги. Сватов-послов закопали живьем вместе с ладьёй.
Ольга посмотрела на них из терема и спросила: «Довольны ли честью?» А они закричали: «Ох! Хуже нам Игоревой смерти».
  • 2-я месть: Ольга попросила для уважения прислать к ней новых послов из лучших мужей, что и было с охотой исполнено древлянами. Посольство из знатных древлян сожгли в бане, пока те мылись, готовясь к встрече с княгиней.
  • 3-я месть: Княгиня с небольшой дружиной приехала в земли древлян, чтобы по обычаю справить тризну на могиле мужа. Опоив во время тризны древлян, Ольга велела рубить их. Летопись сообщает о 5 тысячах перебитых древлян.
  • 4-я месть: В 946 году Ольга вышла с войском в поход на древлян. По Новгородской Первой летописи киевская дружина победила древлян в бою. Ольга прошлась по Древлянской земле, установила дани и налоги, после чего вернулась в Киев. В ПВЛ летописец сделал врезку в текст Начального свода об осаде древлянской столицы Искоростеня. По ПВЛ после безуспешной осады в течение лета Ольга сожгла город с помощью птиц, к которым велела привязать зажигательные средства. Часть защитников Искоростеня были перебиты, остальные покорились. Схожая легенда о сожжении города с помощью птиц излагается также Саксоном Грамматиком (XII век) в его компиляции устных датских преданий о подвигах викингов и скальдом Снорри Стурлусоном[11].

После расправы с древлянами Ольга стала править Киевской Русью до совершеннолетия Святослава, но и после этого она оставалась фактическим правителем, так как её сын большую часть времени отсутствовал в военных походах.

Правление Ольги

Архонтисса Ольга. Рисунок из старой книги.

Покорив древлян, Ольга в 947 году отправилась в новгородские и псковские земли, устанавливая там оброки и дани, после чего вернулась к сыну Святославу в Киев. Ольга установила систему «погостов» — центров торговли и обмена, в которых более упорядоченно происходил сбор податей; затем по погостам стали строить храмы. Княгиня Ольга положила начало каменному градостроительству на Руси (первые каменные здания Киева — городской дворец и загородный терем Ольги), со вниманием относилась к благоустройству подвластных Киеву земель — новгородских, псковских, расположенных вдоль реки Десна и др.

В 945 г. Ольга осуществила серьёзные преобразования в управлении княжеством — установила точный размер взимаемой в пользу Киева дани («полюдья») — «уроков» (или «оброков») и периодичность их сбора («уставы»). Подвластные Киеву земли оказались поделены на административные единицы, в каждой из которых был поставлен княжеский администратор («тиун»).

На реке Пскове, где она родилась, благоверная Ольга, по преданию, основала город Псков. На месте видения трех светоносных лучей с неба, которого в тех краях сподобилась великая княгиня, был воздвигнут храм Святой Живоначальной Троицы.

Константин Багрянородный в сочинении «Об управлении империей» (гл. 9), написанном в 949 году, упоминает, что «приходящие из внешней Росии в Константинополь моноксилы являются одни из Немогарда, в котором сидел Сфендослав, сын Ингора, архонта Росии». Из этого короткого сообщения следует, что к 949 году власть в Киеве держал Игорь, либо, что выглядит маловероятным, Ольга оставила сына представлять власть в северной части своей державы. Также возможно, что Константин имел сведения из ненадёжных или устаревших источников.

Следующим деянием Ольги, отмеченным в ПВЛ, является её крещение в 955 году в византийском Константинополе. По возвращении в Киев Ольга, принявшая в крещении имя Елена, пробовала приобщить Святослава к христианству, однако «он и не думал прислушаться к этому; но если кто собирался креститься, то не запрещал, а только насмехался над тем»[12]. Более того, Святослав гневался на мать за её уговоры, опасаясь потерять уважение дружины.

В 957 году Ольга с большим посольством нанесла официальный визит в Константинополь, известный по описанию придворных церемоний императором Константином Багрянородным в сочинении «Церемонии». Император именует Ольгу правителем (архонтиссой) Руси, имя Святослава (в перечислении свиты указаны «люди Святослава») упоминается без титула. Видимо, визит в Византию не принёс желаемых результатов, так как ПВЛ сообщает о холодном отношении Ольги к византийским послам в Киеве вскоре после визита. С другой стороны, Продолжатель Феофана в рассказе об отвоевании Крита у арабов при императоре Романе II (959—963 гг.) упомянул в составе византийского войска русов.

Точно неизвестно, когда именно Святослав начал самостоятельно править. ПВЛ сообщает о его первом военном походе в 964 году.

Западноевропейская хроника Продолжателя Регинона сообщает под 959 годом:

«Пришли к королю [ Оттону I ], — как потом оказалось, лживым образом — послы Елены королевы Ругов [Helenas reginae Rugorum], которая при константинопольском императоре Романе крещена в Константинополе, и просили посвятить для своего народа епископа и священников».

Таким образом, в 959 году Ольга (в крещении Елена) официально рассматривалась как правитель Киевской Руси.

Убеждённому язычнику Святославу исполнилось 18 лет в 960 году, и миссия, посланная Оттоном I в Киев, потерпела неудачу, как о том сообщает Продолжатель Регинона:

«962 год. В сем году возвратился назад Адальберт, поставленный в епископы Ругам, ибо не успел ни в чем том, за чем был послан, и видел свои старания напрасными; на обратном пути некоторые из его спутников были убиты, сам же он с великим трудом едва спасся».

Дата начала самостоятельного правления Святослава достаточно условна, русские летописи считают его преемником на русском престоле сразу же после смерти Игоря.

Святослав находился всё время в военных походах на соседей Киевской Руси, передоверяя матери внутреннее управление государством. Когда в 968 году печенеги впервые совершили набег на Русскую землю, Ольга с детьми Святослава заперлась в Киеве. Вернувшийся из Болгарии Святослав снял осаду, но не пожелал оставаться надолго в Киеве. Когда он в следующем году собрался уйти обратно в Переяславец, Ольга удержала его:

«Видишь — я больна; куда хочешь уйти от меня?» — ибо она уже разболелась. И сказала: «Когда похоронишь меня, — отправляйся куда захочешь». Через три дня Ольга умерла, и плакали по ней плачем великим сын её, и внуки её, и все люди, и понесли, и похоронили её на выбранном месте, Ольга же завещала не совершать по ней тризны, так как имела при себе священника — тот и похоронил блаженную Ольгу"[1].

Монах Иаков в сочинении XI века «Память и похвала князю рускому Володимеру» сообщает точную дату смерти княгини Ольги: 11 июля 969 года.

Крещение Ольги и церковное почитание

Святая княгиня Ольга. Эскиз росписи собора Св. Владимира в Киеве. М. В. Нестеров, 1892.

Княгиня Ольга стала первым правителем Киевской Руси, принявшем крещение, и, таким образом, предопределила принятие православия всем древнерусским народом.

Дата и обстоятельства крещения остаются неясными. Согласно ПВЛ это произошло в 955 году в Константинополе, Ольгу лично крестили император Константин с патриархом (Феофилакт до 956 г.): «И было наречено ей в крещении имя Елена, как и древней царице — матери Константина Великого». ПВЛ и Житие украшают обстоятельства крещения историей о том, как мудрая Ольга перехитрила византийского царя. Тот, подивившись её разуму и красоте, захотел взять Ольгу замуж, но княгиня отвергла притязания, заметив, что не подобает христианам за язычников свататься. Тогда-то и крестили её царь с патриархом. Когда царь снова стал домогаться княгини, та указала на то, что она теперь приходится крёстной дочерью царю. Тогда тот богато одарил её и отпустил домой.

Из византийских источников известно только об одном визите Ольги в Константинополь. Константин Багрянородный описал его подробно в сочинении «Церемонии», не указав года события. Зато он указал даты официальных приёмов: среда 9 сентября (по случаю прибытия Ольги) и воскресенье 18 октября. Такое сочетание соответствует 957 и 946 годам. Обращает на себя внимание длительное пребывание Ольги в Константинополе. При описании приёма называются василевс (сам Константин) и Роман — багрянородный василевс. Известно, что Роман, сын Константина, стал формальным соправителем отца в 945 году. По версии историка Г. Г. Литаврина визит, описанный Константином, состоялся на самом деле в 946 году, а крещение состоялось во время 2-го визита в Константинополь в 954 или 955 годах[13]. Упоминание на приёме детей Романа свидетельствует в пользу 957 года, который считается общепринятой датой визита Ольги и её крещения.

Однако Константин нигде не упомянул о крещении Ольги (как и о целях её визита), и более того, в свите княгини был назван некий священник Григорий[14], на основании чего некоторые историки предполагают, что Ольга посетила Константинополь уже крещённой. В таком случае возникает вопрос, почему Константин именует княгиню её языческим именем, а не Еленой, как это делал Продолжатель Регинона. Другой, более поздний византийский источник (XI века) сообщает о крещении именно в Константинополе в 950-х годах:

«И жена некогда отправившегося в плаванье против ромеев русского архонта, по имени Эльга, когда умер её муж, прибыла в Константинополь. Крещеная и открыто сделавшая выбор в пользу истинной веры, она, удостоившись великой чести по этому выбору, вернулась домой»[15].

О крещении в Константинополе говорит и процитированный выше Продолжатель Регинона, причём упоминание имени императора Романа свидетельствует в пользу крещения именно в 957 году. Свидетельство Продолжателя Регинона может считаться достоверным, поскольку под этим именем, как полагают историки, писал епископ Адальберт, возглавивший неудачную миссию в Киев в 961 году и имевший сведения из первых рук.

Согласно большинству источников княгиня Ольга приняла крещение в Константинополе осенью 957 года, и крестили её, вероятно, Роман II (сын и соправитель императора Константина), и патриарх Полиевкт. Решение о принятии веры Ольга приняла заранее, хотя летописная легенда представляет это как спонтанное решение. Ничего не известно о тех людях, кто распространял христианство на Руси. Скорее всего, это были болгарские славяне (Болгария приняла крещение в 865 году), так как в ранних древнерусских летописных текстах прослеживается влияние болгарской лексики. О проникновении христианства в Киевскую Русь свидетельствует упоминание соборной церкви Св. Ильи в Киеве в русско-византийском договоре 944 года.

В 969 году Ольга была похоронена в земле по христианскому обряду. В 1007 году её внук князь Владимир Креститель перенес мощи святых, включая Ольгу, в основанную им церковь Святой Богородицы в Киеве. По Житию и монаху Иакову тело блаженной княгини сохранилось от тлена. Её «светящееся яко солнце» тело можно было наблюдать через окошко в каменном гробу, которое приоткрывалось для любого истинно верующего христианина, и многие находили там исцеление. Все же прочие видели только гроб.

Скорее всего, в княжение Владимира княгиня Ольга начала почитаться как святая. Об этом свидетельствует перенесение её мощей в церковь и описание чудес, данное монахом Иаковом в XI веке. С того времени день памяти святой Ольги (Елены) стал отмечаться 11 июля, по крайней мере, в самой Десятинной церкви. Однако официальная канонизация (общецерковное прославление) произошла, видимо, позднее — до середины XIII века[16]. Её имя рано становится крестильным, в частности, у чехов.

В 1547 году Ольга причислена к лику святой равноапостольной. Такой чести удостоились ещё только 5 святых женщин в христианской истории (Мария Магдалина, первомученица Фекла, мученица Апфия, царица Елена и просветительница Грузии Нина).

Память равноапостольной Ольги празднуется Православными Церквами русской традиции 11 июля по юлианскому календарю; католическими и др. западными церквами — 11 июля.

Почитается как покровительница вдов и новообращённых христиан.

Историография по Ольге

Основные сведения по жизни Ольги, признанные достоверными, содержатся в «Повести временных лет», Житии из Степенной книги, агиографической работе монаха Иакова «Память и похвала князю рускому Володимеру» и сочинении Константина Багрянородного «O церемониях византийского двора». Другие источники сообщают дополнительные сведения об Ольге, но их достоверность не может быть точно определена.

Иоакимовская летопись сообщает о казни Святославом за христианские убеждения своего единственного брата Глеба во время русско-византийской войны 968—971 годов. Глеб мог быть сыном Игоря как от Ольги, так и от другой жены, поскольку та же летопись сообщает о наличии у Игоря других жён. Православная вера Глеба свидетельствует в пользу того, что он был младшим сыном Ольги.

Средневековый чешский историк Томаш Пешина в сочинении на латинском «Mars Moravicus» (1677) рассказал о неком русском князе Олеге, ставшим в 940 году последним королём Моравии и изгнанным оттуда венграми в 949 году. Согласно Томашу Пешине, этот Олег Моравский был братом Ольги.

О существовании кровного родственника Ольги, назвав его анепсием, упомянул Константин Багрянородный в перечислении её свиты во время визита в 957 году в Константинополь. Анепсий означал, чаще всего, племянника, но также и двоюродного брата.

Память о Святой Ольге

  • Житие называет Ольгу основательницей города Пскова. В Пскове есть Ольгинская набережная, Ольгинский мост, Ольгинская часовня.
  • Ордена:
  • В Киеве, Пскове и городе Коростень поставлены памятники княгине Ольге.

Литература

Княгиня Ольга на современной украинской монете
  • Антонов Александр. Роман «Княгиня Ольга».
  • Борис Васильев «Ольга, королева русов»
  • Виктор Грецков. «Княгиня Ольга — болгарская принцесса».
  • Михаил Казовский «Дочка императрицы».
  • Кайдаш-Лакшина С. Н. «Княгиня Ольга».

Кинематограф

  • «Легенда о княгине Ольге», СССР, 1983.
  • «Сага древних булгар. Сказание Ольги Святой», Россия, 2005.

Первоисточники

Примечания

  1. ↑ 1 2 «Повесть временных лет», год 969.
  2. ↑ На месте деревни Выбуты осталось селище (культурный слой) и многочисленные местные топонимы, связанные с именем Ольги. Один из них, Ольгина Гора в районе Выбут, упоминается в 1394 году в связи с конфликтом псковичей и новгородцев.
  3. ↑ Византийский император Константин Багрянородный, лично принимавший княгиню Ольгу, именует её Элга.
  4. ↑ Погребальные камеры выбутских сопок, напоминающие гробницы Бирки. Обнаружены скандинавские ланцетовидные копья и фибулы. А. А. Александров. Ольгинская топонимика, выбутские сопки и руссы в Псковской земле // Памятники средневековой культуры. Открытия и версии. СПб., 1994. С. 22-31.: [1]Статья «О княгине Ольге и основании Пскова».: датировка псковских фибул.
  5. ↑ Пискаревский летописец, Полное собрание русских летописей, т. 34, М., 1978, стр. 31
  6. ↑ Рукописный сборник «Новый Владимирский Летописец» относят к XV веку. Обнаружен архимандритом Леонидом, настоятелем Троице-Сергиевой лавры, в 1887. Является одним из поздних списков «Повести временных лет» с изменениями, внесёнными переписчиком.
  7. ↑ [2]
  8. ↑ Современные историки считают сведения Устюжской летописи, отличные от ПВЛ, следами литературного творчества XV—XVI вв. См. [3].
  9. ↑ Новгородский летописный свод XVI века. Принадлежала П. П. Дубровскому (1754—1816): [4]
  10. ↑ Начальный свод сохранился в виде фрагментов в более поздних летописях. На его основе составлялась, в том числе, «Повесть временных лет».
  11. ↑ Снорри Стурлусон, «Круг Земной», Сага о Харальде Суровом
  12. ↑ ПВЛ, год 955.
  13. ↑ Литаврин Г. Г., К вопросу об обстоятельствах, месте и времени крещения княгини Ольги
  14. ↑ Историки считают Григория выходцем из Болгарии. Как правило, в свите людей, принявших решение о крещении, присутствовало духовное лицо, которое способствовало принятию такого решения.
  15. ↑ Иоанн Скилица, 240.
  16. ↑ Память указана в Прологах XIII—XIV вв. — РГБ. Рум. № 319; РГАДА. Син. тип. № 168 : См. [5].

Ссылки

 

 

Wikimedia Foundation. 2010.

dvc.academic.ru

Великая Княгиня Ольга

Память Равноапостольной княгини, Святой Ольги почитается Церковью в июле: 24-го по новому стилю, или 11-го — по старому.

Первая правительница Руси

Великая Ольга стала первой княгиней на Руси, принявшая христианство. В древних летописях она названа предтечей земли христианской. С благоговением древние летописцы сравнивают княгиню с утренней зарей перед рассветом.

О юных годах киевской княгини нам мало что известно. И только из преданий поздних и легенд мы можем хоть что-то узнать о начале жизненного пути Ольги. Родиной будущей княгини стало селение Выбутовская весь, что находилось в северном регионе Руси. Сейчас в этих краях находится город Псков. Ольга не имела благородного происхождения. По свидетильству летописцев, женитьба киевского князя Игоря и Ольги произошла в 903 году. Из этого выходит, что будущая святая родилась в период между 80-е — начало 90-х годов в IX веке. Но есть также данные, что Игорь взял в жены Ольгу, когда ей было всего 10. Произошло это в 912 году. Ни для кого не тайна, что события в древних летописях часто записывались, как говориться, «задним числом". Так что даты нашей древней истории мы можем принимать только условно. Это касается и даты свадьбы Ольги и Игоря, и дате рождения княгини. Историки склонны считать, что Ольга родилась гораздо позже. Стоит учесть и тот факт, что Святослав, первенец княгини, появился на свет приблизительно в 942 году, то есть, на то время она была относительно молодой.

Как юный князь невесту встретил

Красивая легенда о том, как Игорь встретил Ольгу, дошло до наших дней из древних летописей. Сын первого киевского князя Рюрика Игорь был еще слишком молод и не мог взойти на престол. По этой причине правил на Руси его родич Олег. Случилось однажды так, что охотился Игорь в Псковском крае. За рекой он увидел богатые охотничьи земли. Но перебраться на тот берег он не мог, поскольку не было у него лодки. Вдруг Игорь увидел, что по реке плывет юноша в лодке. Князь позвал к себе гребца и приказал переправить себя на тот берег. Во время пути Игорь внимательнее глянул на хозяина лодки, и понял, что перед ним — прекрасная девушка, имя которой — Ольга. Красота девицы пленила сердце будущего правителя, разгорелось желание в нем, нескромные слова вырвались из его уст. Все поняла юная дева, твердо отвечала она ему, сказав, что уж лучше утонуть ей, чем стерпеть надругательство. Игорь же очень удивился таким мудрым словам и твердости, так что перестал говорить что-либо, а весь остальной путь был проделан в тишине. Вернулся юноша в Киев спустя некоторое время.

Когда же наступил час Игорю жениться, знатных красавиц приводили к нему со всей Руси. Князь не захотел брать в жены ни одну из них. Вспомнил он тогда юную гордую Ольгу, и послал за ней своих людей. Так стала благоразумная девушка из Псковского края женою княжеской, правительницей земли русской.

Деяния Игоря на престоле

Скончался Олег, согласно летописаниям, в 912 году. На престол Киевский взошёл Игорь. Он возглавил множество военных походов. Князь вступал в бой с печенегами (кочевое племя), уличами и древлянами (восточнославянские племена), два раза сражался с греками. В 941 году войско Игоря потерпело поражение. А второй поход на греков в 944 году увенчался подписанием мирного договора с Византийской империей. В этом же году осенью князь Киевский погиб в Древлянском крае, когда собирал ежегодную дань. Как говорится в летописях, смерть Игорю принесла его жадность: он захотел взять дани в два раза больше, и этим нарушил обычай. Свидетелем смерти княжеской стал древлянский город Искоростень. Расквитавшись с Игорем, древляне пожелали, чтоб овдовевшая Ольга вышла замуж за Мала, их князя. Отправили они в Киев сватов.

Как Ольга власть получила и за мужа отомстила

Когда над Киевом нависла угроза подчинения, Ольгу поддержали воеводы Асмуд и Свенельд. Она смогла сконцентрировать всю власть у себя, пока ее сын Святослав не достигнет совершеннолетия.

Из древних летописных текстов до нас дошли предания о мести Ольги за своего мужа. Когда в первый раз к ней пришли послы от древлян с требованием, чтоб она стала супругой Мала, она дала притворное согласие. Но после приказала закапать их живыми. Очередных послов умная княгиня также перехитрила: предложив древлянам сначала помыться, подпалила мыльню. Жестоко отомстила княгиня и в третий раз своим обидчикам. Древлянским старейшинам Ольга отправила послание о том, что сама к ним придет, что хочет устроить тризну у могилы мужа. С небольшим войском княгиня прибыла к могиле Игоря. Когда древляне стали спрашивать, где же бояре, которые были присланы ранее, княгиня говорила, что они в пути следом за ней. Ольга приказала своим людям прислуживать древлянам. Киевские воины перебили всех древлян, когда те уже упились. По данным летописи, пять тысяч человек нашли здесь свою гибель.

Когда наступил 946 год, согласно летописным текстам, жестокая месть Ольги продолжилась. Сильную армию княгини возглавили верные воеводы Асмуд и Свенельд. Ольга отправилась в земли древлян. Малолетний Святослав, сын погибшего Игоря, тоже поехал с матерью. Согласно обычаю, маленькому князю пришлось начать бой. В сторону врага Святослав бросил копье. И пусть оно пролетело только между ушами коня, битва была начата. Древляне понесли поражения, а выжившие укрылись в городах. Княгиня подчинила древлянский край, только Искоростень остался неподчинённый. Ведь именно там укрылись убийцы Игоря. Все лето держала княгиня вражеский город в осаде, а он так и не покорился. По этой причине Ольга решила использовать свое остроумие. Согласно ее хитрому плану, отправила она послание древлянам, что желает остановить, так как отомщен уже ее муж. Хочет она дань взять и уйти. Но не обычную дань возжелала она: потребовала по три голубя и воробья из каждого двора. Обрадовались древляне, что княгиня снисходительна, поторопились выполнить ее желание. Собранных птиц Ольга раздала воинам и сказала, чтоб к каждой из них солдаты привязали еще не погасший трут и завернули его в тряпочку. Когда же наступили сумерки, войско отпустило всех птиц на свободу. Отправилась каждая птичка в свое гнездышко: на голубятни да под крыши домов. Загорелся город. Начали люди спасаться, и убежать хотели. Но княгиня приказала воинам некого не выпускать. Выживших в огне древлян убивали солдаты, в плен брали, или же оставляли, чтоб дань платили

Последствия войны

После всех этих событий Ольга провела реформу в управлении Киевской Руси. Княгиня отменила полюдье, она упорядочила и организовала сбор дани и оброков на специальных постах.

Итак, уже в этих поступках проявился талант Ольги, ее способности как политика. В историю она вошла как один из великих государственных деятелей, за свои реформы получила она прозвище "Мудрая". Летописцы называли ее самой мудрой среди людей. Основным же событием в жизни великой княгини было принятие христианской веры. Это событие одно из ярчайших и важнейших в ее биографии. К этому шагу княгиню побудило множество причин. Прежде всего, она поняла, что приобщение Киевской Руси к христианству способно повысить ее престиж на международной арене. Таким образом, Ольга открыла много возможностей для своей родины, которых можно достичь, не прибегая к военным действиям. Автор Жития княгини киевской писал, что Ольга была избрана Господом, дабы она несла имя Его в землях Руси.

Крещение Ольги

Принять веру православную Ольга решила в Константинополе, а не в Киеве. Согласно трактату "О церемониях", автором которого является император Константин Багрянородный, осенью 957года княгиня киевская находилась в столице Византийской империи.

В Русских летописях написано красивое предание о том, как Ольга крестилась. Однажды княгиня земли русской прибыла к императору Византии Константину для важного разговора. Но Константин был в таком восторге от красоты и ума Ольги, что пожелал жениться на ней. Правительница Руси распознала намерения византийского императора. Она придумала, как перехитрить его. Смиренно обратилась она к Константину и сказала, что она язычница, для брака ей надо принять крещение. И если он хочет, чтоб Ольга крестилась, то должен сам крестить ее, иначе она останется в своей вере. Так Константин выполнил волю возлюбленной и стал ее крестным отцом. При крещении приняла она имя в честь матери Константина Великого Елены, первой царицы христиан. После того, как Ольга крестилась, император Византии стал уговаривать ее жениться на нем. Отвечала остроумная княгиня, что по закону христианском нельзя им в брак ступать, ведь сам он крестил Ольгу и крестной дочерью ее назвал. Тогда правитель земли византийской воскликнул, что перехитрила его Ольга. Тогда наградил ее богатыми дарами. После этого отправилась Ольга-христианка в родные края.

Предание это, естественно, не имеет никакого отношения к реальным событиям. Ведь стоит учесть, что на то время Константин Багрянородный, который восседал на престоле византийском, имел жену. Многие склонны считать, что родилось это предание в земле киевской после того, как княгиня вернулась в родные края. Таким образом, эта легенда объясняет, почему княгиня-язычница решила принять новую веру и перейти в христианство. Важно отметить, что переговоры Ольга с Константином проводила не только по поводу вопросов религии. Вполне вероятно, что Ольга и Константин договорились об отправке солдат-русичей в Византийскую империю. Княгиня киевская, стоит отметить, была недовольна теми условиями, которые ей предоставили во время пребывания в Византии. Ей не понравилось, в частности то, что царь не принимал ее длительное время, и княгиня была вынуждена долго ждать аудиенции. Через время Киев посетили послы императора Константина. Ольга их встретила не слишком дружелюбно. Она даже отказалась от договоренностей, заключенных ранее.

Если отталкиваться от Жития Ольги и летописных источников, княгиню киевскую благословил Полиевкт, который был патриархом в Константинополе. И обратился патриарх к ней, сказав, что свет она возлюбила, а тьму оставила, поэтому и является благословенной среди женщин Руси. Княгиня Ольга принесла в дар Полиевкту блюдо драгоценное. Впоследствии оно было поставлено в константинопольском храме Святой Софии. Патриарх же подарил Ольге животворящий Крест Господень. Через много лет в Киевском Софийском соборе был поставлен этот крест. А на нем была надпись, говорившая, что земля Русская обновилась, и будет жить теперь в Боге через крещение святое, принятое Ольгой.

Влияние крещения Ольги на государство

После того, как княгиня вернулась в Киев, стала она проповедовать веру новую. Ею были построены церкви в Киеве, Пскове и других городах. Стоит обратить внимание, что именно Псков, согласно легендам, основала великая княгиня. Благодаря иностранным источникам стала доступна информация о том, что Ольга сделала попытку предоставить христианству статус государственной религии на территории Киевской Руси уже через два года после того, как сама крестилась. Вызывает удивление тот факт, что для воплощения замысла Ольга обратилась к германскому императору (на тот момент еще королю) Оттону I, а не к греческому патриарху. Итак, направила в 959 году княгиня послов в земли германские. Просила, чтоб прислали для ее народа учителей и епископа. Этот факт наталкивает на мысль, что причиной такого поступка стали неудачи в предыдущих переговорах с Византийской империей. В 961 году Киев посетил Адальберт, монах, которого в Германии назначили епископом в землях русских. Но миссия его была провалена. Самому епископу пришлось бежать из Киева, а кто-то из спутников даже погиб.

Что же на самом деле тогда произошло в столице Руси, доподлинно не известно. Вполне вероятно, что ненависть киевлян-язычников к немцам была вызвана тем, что они уж очень упорно взялись искоренить древнюю веру Руси. Возможно, что сыграл роль и другой фактор. Ведь не все в столице земли русской поддерживали княгиню в распространении ее новой веры. Более всего, наверно, удручало княгиню то, что Святослав, ее сын, не разделял интересов матери. Летописные предания не умалчивают, что между сыном и матерью существовали противоречия. Ольга очень долго правила государством и не подпускала сына к делам политическим. А ведь время шло, и мальчик Святослав вырос в настоящего мужчину, стал решительным, волевым и сильным молодым князем.

Святослав и христианство

Как не убеждала Ольга перейти сына в новую веру, оставался Святослав верным вере языческой. Множество раз просила княгиня сына, чтоб он крестился. Слушать о вере христианской не желал даже Святослав. Продолжал он жить и поддерживать языческие традиции и суеверия. Маме своей говорил, что если примет он крещение, то дружина его станет смеяться над ним. Важно также отметить, что если кто и хотел принять христианство, Святослав не запрещал. Но людей этих он укорял и ругал. В 961 году исполнилось Святославу девятнадцать лет. Молодой князь стал вступать в свои права, что не могло не привести к распрям на религиозном поприще. Скорее всего, по этой причине немецкие миссионеры и покинули землю русскую.

Когда-то летописец, ссылаясь на Слово Божие, сказал, что тот, кто ослушается мамы или папы, примет смерть. Имел он в виду смерть Святослава. Умер же князь в 972 году. Не смотря на разногласия, Ольга горячо любила своего сына. Она постоянно молилась за него е за соотечественников. Просила она Бога, дабы просветил Он русичей крещением святым и обратил к вере истинной.

Шло время, и княгиня состарилась. Сын же ее, Святослав мало времени проводил в Киеве, в боях на чужбине пребывал он. Нанес князь поражение хазарам, покорил вятичей, воле своей подчинил. А после отправился к Дунаю. Там он завоевал Болгарское царство, подчинив множество городов. Восемьдесят городов Болгарского государства покорил Святослав. Спустя какое-то время сын Ольги развязал войну с Византийской империей. Княгиня-мать все это время находилась в Киеве. Там на ее плечи легла забота о трех маленьких внуках. Олег, Владимир и Ярополк обучались вере христианской. Ольга учила внуков своей вере, особенно Ярополка, старшего сына Святослава. Но крестить мальчиков она так и не решилась, поскольку не хотела разгневать сына.

В 969 году печенеги напали на столицу Руси. Произошло это весной. Вероятно, они проведали, что в Киеве не было князя и его войска. Взяли печенеги город в осаду, а захватить не смогли. Все киевляне затворились в городе, и никто не мог ни покинуть его, ни весточку князю Святославу послать. Наступил вскоре час, когда люди не смогли более мириться ни с жаждой, ни с голодом и уже намеревались сдать печенегам Киев. Княгине оставалось только молить Господа о спасении и надеяться на чудо. Но небеса услышали ее молитву, и Бог смилостивился.

Так совпало, что на другой стороне Днепра находилось небольшое войско русичей под началом воеводы Претича. Не знал воевода, оповестили ли жители Киева Святослава о происходящих в городе событиях. Не ведал Претич, что творилось в столице. В связи с этим он выжидал, и наблюдал дальнейшее развитие событий. Тогда киевляне решили, что если никто не может покинуть столицу и привести помощь, то на следующий день все сдадутся вражеским захватчикам. Тогда один юноша изъявил желание добраться до воеводы за реку. Знал этот парень речь печенегов, и потому смог пересечь их лагерь. Его никто не узнал. Так он добрался до реки и переплыл ее. Утро нового дня ознаменовалось военным походом Претича на Киев. Войско село в ладьи, запели трубы. Городские трубачи откликнулись. Тогда печенеги поняли, что сам Святослав со своим войском подступает к столице. Покинули печенеги свой лагерь, отпустили Киев. Но не на долго. Так появилась возможность отправить князю киевскому послание о случившейся беде. Горячо благодарила Ольга Бога за столь дивное спасение. Как только узнал Святослав об осаде Киева печенегами, сразу же вернулся в родной край. Там он собрал войско и прогнал обидчиков в степи. Наступил мирный час на Руси.

Последние дни Ольги

Время шло. Болела княгиня Ольга, как сообщает летописец. Тогда говорил Святослав матери и боярам, что более не желает оставаться в Киеве. Хочет он жить на Дунае, так как там середина земли Русской. Слезы выступили на глазах старенькой княгини. Отвечала она сыну своему, что больна она. Пускай смерть ее заберет, а там уж Святослав может отправляться, куда захочет. Единственное, о чем просила Ольга, чтоб похоронил ее сын по христианскому обычаю: чтоб тризну не устраивал и курган над могилой не делал. Желала княгиня-христианка, чтоб грешное ее тело священник предал земле. Не стал перечить матери Святослав. Пусть и не верил он в Бога, но из любви к маме обещал ей выполнить ее волю.

И при условии, что в летописях речь правдива, то через три дня после этого разговора Ольга скончалась. Чувствуя, что вскоре покинет она мир живых, приняла Ольга святое причастие и молилась она горячо Господу Богу и Деве Марии. С молитвой на устах покинула княгиня землю грешную. Произошло это событие в 969 году 11 июля. Князь и дети его, Владимир, Ярополк и Олег, и весь народ киевский оплакивали княгиню горько. Согласно завещанию блаженной Ольги, похоронена она по христианскому канону.

Как Русь христианской стала и святыню бесценную обрела

Двадцать лет прошло с тех событий. Свершилось завещание блаженной Ольги: приняла Русь Киевская веру христианскую, обратился к Богу народ славянский. Владимир Великий, сын Святослава крестил землю родную. Закончил он великое дело, начатое его бабушкой, княгиней Ольгой: утвердилась вера христианская, вытеснила язычество из княжества великого.

Еще немного времени прошло, и повелел князь Владимир перенести останки своей бабушки, равноапостольной Ольги в церковь, дабы люди имели возможность преклониться перед ней. Когда извлекли из земли мощи княгини, оказались они временем не тронутые. Словно чудо свершилось, когда невредимыми их обнаружили. Незадолго до этих событий была построена Десятинная церковь, или церковь Пресвятой Богородицы. В этом храме каменный гроб установили, в него и поместили останки святой княгини. Множество народу собралось на это событие, дабы с честью почтить память Ольги. Если ссылаться на одну из редакций жизнеописания княгини, приблизительно в 999/1000 году свершилось это событие. Таким образом свершилось в нашей истории первое обретение святых мощей. Это был беспрецедентный случай торжественного перенесения нетленных останков в новый храм. С той поры каждый прихожанин мог преклонить колени перед Ольгой.

Молва ходит о чудесах, связанных с останками княгини. Окошко было установлено в верхней части гроба каменного, где святые мощи покоились. И если кто-либо приходил с верой твердой к саркофагу, окошко это открывалось само по себе. А там тело нетленное святой Ольги светилось, как солнце ясное. Исцеляются от всевозможных болезней люди многие у этой гробницы. Так люди говорят. Но для тех, кто приходил и не имел в сердце веры, не открывалось это окошко, и только каменный гроб могли они видеть.

Осталось раскрыть дальнейшую судьбу святыни христианской, мощей Ольги. К сожалению, постигла их участь церкви Десятинной в Киеве. Когда в 1240 году случилось нашествие татар на столицу Руси, святые останки спрятали в церкви под спудом. Но в XVII веке, если верить летописям и приданиям, митрополит киевский Петр Могила, когда проводил раскопки в церкви Пресвятой Богородицы (она же Десятинная), снова открыл их. А на месте разрушенного храма он построил новый небольшой. Там и находились нетленные мощи, а в начале XVIII столетия были окончательно утеряны по неизвестной причине.

Похожие статьи:

Православие → Князь крестивший Русь

Православие → Светлый праздник Пасха

Православие → Неделя перед пасхой

Православие → О монахах и монастырях Фессалии

osampsone.ru