Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 2

Notice: Use of undefined constant DOCUMENT_ROOT - assumed 'DOCUMENT_ROOT' in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 5

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 5

Notice: Use of undefined constant DOCUMENT_ROOT - assumed 'DOCUMENT_ROOT' in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 11

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 11

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 28

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 28

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 28

Notice: Undefined variable: flag in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 28

Notice: Undefined variable: adsense7 in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 39

Notice: Undefined variable: adsense6 in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 40
Классическая музыка это. Жанры классической музыки: история и современность, описание и интересные факты

Жанры классической музыки: история и современность. Классическая музыка это


Классическая музыка - это... Что такое Классическая музыка?

Монтаж великих композиторов классической музыки. Слева направо: В верхнем ряду — Антонио Вивальди, Иоганн Себастьян Бах, Георг Гендель, Вольфганг Амадей Моцарт, Людвиг ван Бетховен; во втором ряду — Джоаккино Россини, Феликс Мендельсон, Фредерик Шопен, Рихард Вагнер, Джузеппе Верди; в третьем ряду — Иоганн Штраус, Иоганнес Брамс, Жорж Бизе, Пётр Ильич Чайковский, Антонин Дворжак; в нижнем ряду — Эдвард Григ, Эдуард Элгар, Сергей Рахманинов, Джордж Гершвин, Арам Хачатурян. Симфонический оркестр

Класси́ческая музыка — свободное от терминологической строгости понятие, употребляющееся, в зависимости от контекста, в различных значениях.

Оценочный смысл

В оценочном смысле классической называется музыка прошлого, выдержавшая испытание временем и имеющая аудиторию в современном обществе. Уже сегодня в качестве классических воспринимаются не только вершины высокого музыкального искусства, но и лучшие образцы развлекательных жанров прошлого: например, вершины французской, венской и венгерской оперетты XIX — начала XX веков, вальсы Иоганна Штрауса и т. п.

Исторический смысл

В историческом смысле под классической понимают музыку второй половины XVIII века — начала XIX века (этот период традиционно соотносят с классицизмом). Понятие классицизма не слишком широко применимо к музыке, поскольку классицизм в изобразительном искусстве и в литературе заключается в следовании античной традиции, в то время как живая музыкальная культура Древней Греции и Древнего Рима до нас практически не дошла.

Таким образом, в устойчивой характеристике Гайдна, Моцарта и Бетховена как венских классиков присутствует и немалая доля качественной оценки их творчества как фундамента для дальнейшего развития музыкальной композиции.

К системообразующим музыкальным классикам относят также таких композиторов XVII—XVIII веков, как И. С. Бах, Г. Гендель, А. Вивальди.

Типологический смысл

В типологическом смысле «классической» часто называется в разговорном и публицистическом стиле речи так называемая «академическая» музыка, находящаяся в отношении преемственности прежде всего к сформировавшимся в Европе в XVII—XIX веков музыкальным жанрам и формам (опера, симфония, соната и т. п.), мелодическим и гармоническим принципам и инструментальному составу.

Значительное влияние классическая музыка оказывает на современную рок-музыку. Тональный язык, используемый большинством различных музыкантов, был разработан в начале эпохи барокко. Кроме того, разнообразные произведения рок-музыки, как правило, прямо или косвенно связаны с частью классического репертуара, хотя на этом влиянии редко заостряют внимание публики. Тем не менее, исключительное использование классических тональностей является важной особенностью некоторых рок-групп, таких как на Oasis, с их аккордами и гармоническими прогрессиями, достойными чистейшей классической традиции. Влияние композиторов эпохи барокко (Вивальди и Баха) на творчество гитарстов хард-рока и тяжёлого металла, таких как Эдди Ван Хален и Рэнди Роадс вполне обнаруживаются на слух опытным знатоком музыки. Кроме того, классическая музыка имеет большое значение в прогрессивном роке для таких групп как Yes, Genesis и Emerson, Lake & Palmer, в группах симфонического рока. Классическая музыка также глубоко проникает в тяжёлый металл (хэви-метал), формируя разновидность этого жанра под названием симфоник-метал, представленный такими группами, как Adagio, Apocalyptica, Nightwish, Epica и многими другими.[1]

Классическая музыка также играет важную роль в популярных фильмах с музыкальными композициями, либо за счёт повторного использования уже существующих композиций, либо оказывая влияние на написание оригинальных произведений композиторов, работающих над фильмом.

Значение термина в разных языковых культурах

Путаница значений, присущая понятию «классическая музыка», характерна большинству европейских языков.

Английское словосочетание (англ.  classic music) появилось ещё в Оксфордском словаре английского языка 1836 года издания и было связано с попыткой «канонизировать» период от Баха до Бетховена как «золотой век». При этом классический период в музыке (примерно 1750—1830 годы) также именуется «classical»[2].

Подобные неоднозначные термины существуют в немецком (нем.  klassischer Musik), французском (фр.  musique classique), итальянском (итал.  Musica classica) и других языках. Они стали особенно распространены со становлением англоамериканских стандартов коммерческой классификации аудиопродукции.

В то же время, например, в польском языке сохраняется чёткое разграничение понятий классической музыки как таковой, относящейся к эпохе классицизма (польск. Muzyka klasycystyczna), и академической музыки (Muzyka poważna).

Классические музыкальные инструменты

Инструменты, используемые в классической музыке, в основном появились до середины XIX века (многие гораздо раньше). В основном они предназначены для использования в оркестре или вместе с сольными инструментами (фортепиано, клавесин, орган). Типичным для исполнения классической музыки является симфонический оркестр, включающий струнные инструменты, деревянные и медные духовые инструменты, ударные инструменты.

Электроинструменты, такие как электрогитара, используются время от времени в классической музыке XX и XXI веков. Музыканты экспериментируют в последние десятилетия с синтезаторами, инструментами из других культур, таких как гамелан. Иногда используются световые эффекты (см. Скрябин).

См. также

Примечания

  1. ↑ Cook Nicholas: Musique, une très brève introduction, p.17, ed. Allia, Paris 2005 (trad. Nathalie Getnili)
  2. ↑ см. Classical period

Ссылки

dic.academic.ru

Classic Music (Классическая музыка) | Культурный обозреватель

Понятие «классическая музыка» (англ. classic music) очень широкое и многогранное. Обычно этим термином называют музыку прошлого, которая выдержала оценку временем и имеет аудиторию слушателей в современности. Классическая музыка – это лучшие образцы музыкального искусства разных жанров. Как правило, они базируются на «академических» жанрах и формах: симфония, опера, оратория, соната, прелюдия, сюита, увертюра и др. Эти жанры сформировались в Европе в XVII-XIX века и основываются на мелодических и гармонических принципах.

Главные инструменты, которые используются в классической музыке, появились до середины XIX века. Среди них используются сольные (орган, клавесин, фортепиано) и инструменты, предназначенные для игры в оркестре. Типичным способом исполнения в классической музыке является симфонический оркестр. Он включает в себя деревянные, струнные, медные и ударные инструменты.

Вехи истории классической музыки:

Античность (до 400 лет)

Средневековье (400-1400 года)

В это время основными музыкальными деятелями были трубадуры и труверы (Адам де ла Аль (Adam de la Halle), миннезингеры (Вальтер фон дер Фогельвейде (Walter von der Vogelweide), Вольфрам фон Эшенбах (Wolfram von Eschenbach) и духовные лица. Изобретается нотный стан (бенедиктинец Гвидо (Guido d'Arezzo).

Возрождение (XV-XVII века)

Главными композиторами того времени считаются Джованни да Палестрина (Giovanni Pierluigi da Palestrina), Томас Таллис (Thomas Tallis) и Томас Луис де Виктория (Tomás Luis de Victoria). Изобретаются разные виды смычковых и клавишных инструментов.

Барокко (XVII-сер. XVIII века)

Знаменитые имена: Иоганн Себастьян Бах (Johann Sebastian Bach), Антонио Вивальди (Antonio Lucio Vivaldi), Георг Фридрих Гендель (George Frideric Handel) и Генри Перселл (Henry Purcell). Основанный формы: опера, оратория, токката, фуга, соната, сюита, увертюра, концерт. Расцвет органной музыки, щипковых, струнных и деревянных духовых инструментов.

Классицизм (сер. XVIII-сер. XIX века)

Этот период связан с блестящими музыкальными дарованиями: Моцартом (Wolfgang Amadeus Mozart), ранним Бетховеном (Ludwig van Beethoven), Франц Йозеф Гайдном (Joseph Haydn). Определили дальнейшее развитие музыкальной композиции. Стандартизируется форма симфонии. Появилась такая форма исполнения как струнный квартет.

Романтизм (сер. XIX до XX века)

Фигурируют Бетховен (Ludwig van Beethoven), Шопен (Fryderyk Chopin), Франц Шуберт (Franz Peter Schubert), Чайковский, Ференц Лист (Liszt Ferenc), Вагнер (Richard Wagner). Бурное развитие фортепианной музыки в этот период.

XX век

Известнейшие имена: Рахманинов, Стравинский, Леонард Бернстайн (Leonard Bernstein), Бенджамин Бриттен (Benjamin Britten) и Филип Гласс (Philip Glass).

Современная академическая музыка (условно с 1975 года)

Отличается синтезом элементов классической музыки с электронной музыкой. Некоторые из лучших современных композиторов: Альфред Шнитке (Alfred Schnittke), Карлхайнц Штокхаузен (Karlheinz Stockhausen), Губайдулина С.А., Лигети (Ligeti), Денисов Э.В., Джо Хисаиси (Hisaishi Joe), Николас Хупер (Nicholas Hooper), Джерри Голдсмит (Jerry Goldsmith), Ян Тирсен (Yann Tiersen), Людовико Эйнауди (Ludovico Einaudi), Дэвид Арнольд (David Arnold), Джон Барри (John Barry), Стив Яблонски (Steve Jablonsky), Джон Уильямс (John Williams), Говард Шор (Howard Leslie Shore), Ханс Циммер (Hans Florian Zimmer), Акира Ямаока (Akira Yamaoka) и другие.

Классическая музыка продолжает развиваться и в современности, влияя на другие музыкальные жанры. Например, рок-музыканты очень часто используют классическую тональность. Классика несет в себе совершенную гармонию и целостность.

www.kultoboz.ru

Жанры классической музыки: история и современность

"Классическая музыка" и "музыкальная классика" - две абсолютно равнозначные формулировки, свободные от рамок терминологии, отражающие обширный пласт музыкальной культуры, его историческое значение и перспективы дальнейшего развития. Нередко термин "классическая музыка" подменяется словосочетанием "музыка академическая".

жанры классической музыки

История появления

Независимо от терминологии, классическая музыка имеет вполне определенное историческое происхождение, связанное с поздним просветительским периодом эпохи классицизма. Поэзия того времени и драматургия основывались на произведениях античных авторов, и эта методика коснулась также музыкальной культуры. Триединство - время, действие и место, были соблюдены в жанре оперы и других музыкальных направлениях, связанных с литературными источниками. Оратории, кантаты несли на себе печать классицизма, своеобразного стандарта 17-19 веков. В оперных спектаклях доминировали либретто, написанные по мотивам периода античности.

Становление

Практически все жанры классической музыки так или иначе связаны с эпохой классицизма. Композитор Глюк был одним из наиболее ярких последователей античной культуры в музыке, ему удалось соблюсти все каноны того времени в своих произведениях. Эпоха прошлого отличалась ясной равновесной логикой, четким замыслом, стройностью и, что особенно важно, законченностью классического музыкального произведения. Вместе с тем прослеживалось разграничение жанров, когда полифония мягко, но настойчиво отвергалась, и на ее место вставало чуть ли не математически выверенное определение жанра. Со временем жанры классической музыки получили высокую степень академичности.

жанры классической музыки список

В опере солирующие партии стали заметно превалировать над аккомпанирующими голосами, тогда как ранее все участвовавшие в спектакле были равноправны. Принцип доминирования обогатил звучание, либретто приняло совершенно другую форму, и представление стало театрально-оперным. Также преобразились инструментальные ансамбли, солирующие инструменты выдвигались вперед, аккомпанирующие держались на втором плане.

В период позднего классицизма были созданы новые музыкальные "образцы". Жанры классической музыки получили широкое распространение в конце 18 века. Оркестровые, ансамблевые, сольно-вокальные и особенно симфонические коллективы следовали новым канонам в музыке, при этом импровизации были сведены к минимуму.

Какие же выделяются жанры классической музыки? Список их таков:

  • вариации;
  • симфонии;
  • опера;
  • инструментальные концерты;
  • кантаты;
  • оратории;
  • прелюдии и фуги;
  • сонаты;
  • сюиты;
  • токкаты;
  • фантазии;
  • органная музыка;
  • ноктюрны;
  • симфонии вокальные;
  • духовая музыка;
  • увертюры;
  • музыкальные мессы;
  • псалмы;
  • элегии;
  • этюды;
  • хор как музыкальная форма.

список музыкальных жанров

Развитие

К середине 18 века оркестры собирались по принципу случайности, и их состав определял творчество композитора. Автору музыки приходилось строить свое произведение под конкретные инструменты, чаще всего это были струнные и небольшое количество духовых. Позже появились оркестры на постоянной основе, достаточно унифицированные, способствующие развитию жанра симфонии и инструментальной музыки. Эти оркестры уже имели имя, постоянно совершествовались и гастролировали в пределах ближайших территорий.

В начале 19 века в список музыкальных жанров добавилось несколько новых направлений. Это были концерты для кларнета с оркестром, оргáна с оркестром и другие сочетания. Также появилась так называемая симфониетта, краткое музыкальное произведение с участием всего оркестра. Тогда же стал модным реквием.

Композиторы эпохи классицизма, Иоганн Себастьян Бах с сыновьями, Кристоф Глюк, представители итальянской и мангеймской оперы образовали венскую классическую школу, в которую также вошли Гайдн, Моцарт и Бетховен. В произведениях этих мэтров появились классические формы симфонии, сонаты, инструментальных пьес. Позже возникли камерные ансамбли, фортепианное трио, различные струнные квартеты и квинтеты.

Венская классическая музыка конца эпохи классицизма плавно перешла в следующий период, время романтизма. Многие композиторы стали сочинять в более свободной манере, их творчество то и дело выходило за рамки академических канонов прошлого. Постепенно новаторские устремления мэтров были признаны "образцовыми".

музыкальные жанры направления и стили

Проверка временем

Жанры классической музыки продолжали развиваться, и в конце концов для их определения появились оценочные критерии, по которым выводилась степень художественности произведения, его ценность на перспективу. Музыка, выдержавшая испытание временем, обязательно входила в концертный репертуар практически всех оркестров. Так было с произведениями Дмитрия Шостаковича.

В 19 веке была попытка причислить к жанрам классической музыки некоторые категории так называемой легкой музыки. Речь шла об оперетте, которую поспешили назвать "полуклассикой". Однако этот жанр вскоре стал вполне самостоятельным, и искусственная ассимиляция не понадобилась.

fb.ru

Чем по вашему отличается Классическая музыка от современной?

инструментами

классическую музыку приятно послушать, расслабиться, собраться с мыслями, отдохнуть; а от современной хочется только одеться как клоун или вообще неизвестно что, уколоться, или накуриться всякого говна и трахаться неизвестно с кем

Классическая музыка-это лучшая музыка проверенная веками, а современная-это еще "сырье",хотя и сейчас уже есть вещи, которые останутся для потомков

современная вставляет!!!

Классику будут слушать вечно. Она актуальна всегда. Что же касается современой музыки, многое зависит от музыкального направления, того, что этот стиль в себе несёт, например какие жизненные ценности

Прежде всего - в классике есть КРАСОТА, возвышенная, прекрасная, просто волшебная. Слушать её - радость и счастье. Современный "музон" - какофония, хриплые, дикие крики, истерика, грохот - в большинстве просто уродство. В опере нет безголосых звёзд - только чистые, изумительные голоса и прексрасное пение. На эстраде - голос для фанеры не нужен, главное для популярности - кривляться полуголым. Классика, романсы, оперная музыка положена на стихи Пушкина, Шекспира, Гёте. Тексты современных "песен" - мат и пошлость без границ. Классическая музыка облагораживает человека, и лечит - современное "музло" разлагает, разрушает психику. Современная музыка - это шоу-БИЗНЕС - всё ради денег. Где звенят монеты - молчат музы. Классика - прежде всего искусство. Оперные певцы не зарабатывают популярность аморальным поведением - чтобы стать звездой шоу-бизнеса, не нужны ни песни со смыслом, ни красивая мелодия, ни голос - надо быть наркоманом, алкоголиком, геем, чтоб тебя посадили в тюрьму или чтоб тебя где-то поймали без трусов и успех обеспечен. И только когда слушаешь классику, думаешь - Дарвин был неправ. Никогда потомок обезьяны такую божественную музыку не сочинит!

Меня удивляют все эти люди, которые говорят, что современная музыка - это пошлость, деградация, крики и скакать полуголым по сцене. Вы там что, кроме русского репа, попсы и тяжелого рока ничего не слышали? Знаете, сколько есть современных треков с серьезнейшими художественными оборотами и для многих это набор слов которые они не в силе понять, пока не вникнутся? Ребят, в современном репе есть множество исполнителей, затрагивающих жизненные проблемы и серьезные темы. Они не поют про деньги, шлюх, машины, наркотики, оружие и т. п. Они думают своей головой и пытаются донести до других свои мысли красиво их завуалировав...

Ответ на этот вопрос подразумевает некоторое упрощение достаточно запутанной и насыщенной ситуации, нечто вроде поляризации. Классическая/серьезная/академическая музыка и "попса" - это условные полюсы, между которыми лежат явления, которые иногда трудно однозначно причислить к той или другой области. Однако можно попытаться указать на сущностные черты того и другого, держа в уме, что это неизбежное упрощение, подразумевающее упущение из виду некоторых интересных деталей. В наиболее узком смысле слова, под классикой подразумевают достаточно обширный канон значительных произведений времен так называемой common practice - т. е. периода систематизации и стандартизации исполнительских и композиционных техник, периода, между возникновением и распадом классической тональной системы с ее тональностями, мажорами, минорами и прочими аспектами, знакомыми на слух даже совершенно далеким от музыкальной теории людям. Это произведения Баха, Бетховена, Моцарта, Гайдна и многих других великих "классиков", этот относительно условный канон включает произведения 17-19 веков, он является основой специализированного музыкального образования. Это узкое определение в свою очередь способно пролить свет на более широкое употребление понятия "классическая музыка", когда оно смыкается с понятием академической музыки и еще более неопределенным понятием "серьезной" музыки. Классическая музыка - это музыка, которая так или иначе является развитием или преодолением тенденций, относящихся к классическому канону; для классической музыки характерны, таким образом, две черты - творческое отношение к динамично и активно используемому наследию, существующему в письменной форме - в виде трактатов по музыкальной теории, эстетических манифестов, партитур - и связанная с этой чертой автономность. Несмотря на то, что классические/академические музыканты и композиторы часто хотят признания и известности, основной движущей силой их творчества являются внутренние тенденции музыкального искусства - т. е. развитие идей, законов, образов и прочего, возникающих как следствие анализа обширного теоретического и практического материала. Грубо говоря, композитор "серьезной музыки" обязан быть - в силу собственной обширной подготовки и запросов этой сферы - еще и исследователем, ученым: он обязан знать историю и современность собственного искусства, даже если собирается не утвердить существующее положение дел, а революционизировать современную ему музыку. Таким образом, классическая музыка в широком понимании - это "музыка ради музыки", относительно автономная область творческой деятельности, которая развивает свои собственные тенденции в рамках обширной письменной традиции, которая обновляется, изучается, воспроизводится обширной сетью академических институтов и специализированных учебных заведений, вроде училищ, консерваторий и так далее. Популярная музыка, несмотря на то, что понятие это также весьма аморфно, обыкновенно нацелена не на реализацию художественного замысла, являющегося частью большой истории искусства и всего связанного с ним в плане теории, художественных средств и так далее, а на то, чтобы развлечь обывателя, т. е. неспециалиста и не-энтузиаста, угодить вкусам непритязательных слушателей, которые в силу отсутствия глубокого интереса или склонностей, вряд ли готовы тратить время и силы на то, чтобы разобраться в теоретических и исторических нюансах, т. е. стать квалифицированным слушателем. Популярная музыка внятна всем в силу того, что она основывается на теоретической системе (часто интуитивно), которая тесно связана с народной музыкой и уже упомянутым каноном классики в узком смысле; она опирается на вошедший в плоть и кровь большей части современных больших культур набор художественных приемов и эстетических ориентиров: популярная музыка использует систему ...

touch.otvet.mail.ru

история и современность, описание и интересные факты :: SYL.ru

Музыка - это один из самых древних видов искусства, который со временем не только не потерял актуальность, но стал даже более востребованным и популярным. Разумеется, в нем есть огромное количество жанров, видов, направлений и школ.

Одним из наиболее крупных течений в этом искусстве является классическая музыка. Существует ее большое типовое разнообразие, которое формировалось на протяжении нескольких сотен лет.

Понятие

Прежде чем начать разговор о жанрах классической музыки, нужно разобраться с тем, что именно подразумевает под собой этот термин.

Строго говоря, он не имеет четко обозначенного смысла или определения, поэтому используется в довольно свободной форме и может иметь различные значения в зависимости от контекста.

Чаще всего он применяется в качестве синонима "академической". Это своего рода канон, от которого должно отталкиваться любое музыкальное произведение.

Жанры классической музыки: история и современность

Ее появление связано с эпохой европейского классицизма. Именно тогда сформировалось это направление в искусстве. За его основу были взяты произведения античных авторов и драматургов.

Отсюда и появились ключевые принципы классицизма, которые можно сформулировать как равновесие, логика, ясность, стройность и завершенность произведения, жанровая дифференциация. Что касается музыки, то все они могли быть реализованы только в таких жанрах, как опера, оратория и кантата.

Постепенно музыкальные направления классической музыки развивались, становились все более сложными, насыщенными и отступали от первичных канонов.

Среди наиболее выдающихся композиторов, которые специализировались на произведениях в этом жанре, можно выделить И. С. Баха, А. Вивальди, Дж. Россини, Дж. Верди, В. А. Моцарта и Л. ван Бетховена. Имена этих великих творцов известны во всем мире. У большинства людей само понятие "классическая музыка" ассоциируется именно с произведениями этих деятелей культуры.

Сегодня этот вид искусства нельзя назвать главенствующим. Но классическая музыка по-прежнему популярна и довольно востребована в узких кругах ценителей. Среди современных композиторов, которых можно смело причислить к талантливым и признанным мастерам своего дела, следует выделить Людовико Эйнауди, Филипа Гласса, Ханса Циммера, Ли Ру Ма и т. д.

Жанры классической музыки: список

За многовековую историю развития сформировалось большое количество различных жанров и поджанров. Многие из них не пользуются популярностью сегодня, но некоторые остаются на плаву и сейчас.

Давайте рассмотрим, какие есть жанры в классической музыке:

  • Опера.
  • Оперетта.
  • Кантата.
  • Оратория.
  • Симфония.
  • Соната.
  • Сюита.
  • Увертюра и т. д.

Разумеется, их намного больше. Здесь же перечислены только основные. Об особенностях и отличительных чертах каждого из них нет необходимости говорить в рамках этой статьи, но рассмотреть некоторые подробнее все-таки стоит.

Особенности жанров

В первую очередь, стоит рассмотреть оперу. Ведь это один из первых и наиболее востребованных элементов классики как таковой. Опера - это музыкально-драматическое произведение, которое формируется из текстовой составляющей, действия на сцене и музыкального сопровождения. От театрального спектакля, где музыка выступает вспомогательным средством, она отличается тем, что в ней мелодия играет ключевую роль, формируя все произведение.

Сюита - это один из ключевых элементов классической музыки. По описанию жанр обладает отличительной чертой, заключающейся в ее цикличности. Иными словами, она состоит из нескольких обособленных частей, в которых музыкальное звучание может сильно разниться и даже контрастировать между собой.

Примером классического жанра музыки также может служить соната, которая представляет собой музыкальное произведение для камерного оркестра. В ней по канону практически всегда присутствует фортепиано. Как правило, она сочиняется для сольного исполнения или дуэта, но бывают, разумеется, исключения.

Примеры известных произведений

За долгое время существования классической музыки появилось огромное количество произведений, которые известны по всему миру.

Можно вспомнить Моцарта и его знаменитые оперы "Свадьба Фигаро", "Дон Жуан" и "Волшебная флейта", которые и сегодня звучат интересно и актуально. Также у всех на слуху 9 симфоний Бетховена.

Не менее известны органные произведения Баха или оперы Верди. Никто не усомнится в их таланте и гениальности. Эти творцы по праву считаются лучшими в своем роде.

Однако среди современных композиторов тоже немало исполнителей, а произведения некоторых из них уже сейчас считаются шедевральными. К примеру, выдающийся современный композитор Ханс Циммер часто работает с фильмами мирового уровня, сочиняя для них саундтреки. Он работал над музыкой для таких картин, как "Король лев", "Спирит: Душа прерий", "Начало", "Интерстеллар", "Дюнкерк" и многие другие.

Интересные факты

Какие есть жанры в классической музыке, было рассказано выше, а теперь немного занимательных фактов.

Исследование, проведенное в 2015 году итальянскими учеными, доказало, что прослушивание композиций Моцарта стимулирует мозг к более активной деятельности. Противоположный эффект на его активность производят некоторые произведения Бетховена. Процесс увеличения активности мозга был назван "Эффектом Моцарта".

В Южной Африке был проведен другой эксперимент, целью которого ставилось выявление влияния классической музыки на растения. Как выяснилось, от прослушивания мелодий Вивальди они росли несколько быстрее, а также их здоровье немного укрепилось. Однако ученые утверждают, что благотворный эффект был достигнут, благодаря вибрациям, исходящим от музыкальных инструментов, а сами мелодии и звуки никакого воздействия не оказывают.

Многие композиторы-классики были сумасшедшими. К примеру, Э. Сати употреблял в пищу только продукты и блюда белого цвета, а для самозащиты носил с собой всегда молоток. А. Брукнер фанатично относился к вещам и постоянно все пересчитывал, известны случаи, когда он доставал из гробов черепа Шуберта и Бетховена. Моцарт тоже имел весьма серьезные отклонения в поведении: он любил вести себя, как кошка, причем даже во время репетиций.

В заключение

Все многочисленные жанры классической музыки существуют и развиваются по сей день. Среди современных композиторов практически не осталось рьяных консерваторов, которые четко следуют канонам этого вида искусства. Почти все они стремятся привнести в жанр что-то свое, сделать его лучше, адаптировать под свои нужды и современные реалии.

Разумеется, большинство людей предпочитают иные музыкальные направления, нежели классику. Поэтому она, по сути, сегодня является своего рода элитарным видом искусства, которое пользуется спросом у относительно небольшого количества людей.

www.syl.ru

Классическая музыка, классическая музыка слушать онлайн, слушать классическую музыку для души.

"Из наслаждений жизни одной любви музыка уступает; Но и любовь — мелодия". А.С. Пушкин "Каменный гость"

Классическая музыка

Классическая музыка — это....? Нет, вы не читаете учебник по истории музыки. Все здесь знают, что это такое, иначе бы вы не зашли в этот раздел с возможностью скачать классическую музыку себе на компьютер или же прямо на сайте слушать классическую музыку онлайн бесплатно.

Стереотипы о классической музыке

При упоминании слов "классические произведения" каждый из нас представит свои образы. Для кого-то красивая классическая музыка непременно ассоциируется с "Временами года" Вивальди и вступительными аккордами Первого фортепианного концерта Петра Ильича Чайковского. Для других — это каприсы Паганини или "Свадебный марш" Мендельсона. Арии и романсы, оперы и оперетты, симфонии, квартеты, и это далеко не полный перечень тех жанров, которые приходят на ум, когда мы говорим о классике.

Тем не менее большинство слушателей, участвующих в опросах по выявлению любимого вида музыки, предпочитают другие направления. Лишь небольшой процент опрошенных дадут ответ в пользу классической музыки. Исходя из этого, сложилось расхожее мнение о том, что эта музыка "элитарна" — высокая музыка, что она доступна немногим или даже так — это музыка для высоколобых интеллектуалов и снобов.

На чем основано данное мнение? На каких фактах? Или же это скорее следствие эмоциональной реакции людей не вникавших в суть дела, а всего лишь принявших мнение других как данность? Принятие стереотипов приводит к отторжению и нежеланию ближе знакомиться с этим широким и важным, пожалуй, важнейшим из всех музыкальных направлений. Все это напоминает эпизод, произошедший в ресторане, когда гость, не успев до конца распробовать заказанное блюдо, уже вызывает шеф-повара, чтобы высказать ему свои претензии.

До момента настоящего узнавания сути вещи, у нас уже сложилось свое мнение относительно неё или мы его позаимствовали. Почему люди пользуются стереотипами, ведущими к таким распространенным убеждениям о том, что классическую музыку невозможно понять, не имея специального образования, или что она скучна и что было бы лучше послушать нечто легкое и не тратить время, пытаясь понять реальные возможности музыкальной классики, какой богатейший выбор может она предложить всем и каждому, на любой вкус и для любого настроения?

Классическая музыка как основа для других стилей и направлений

Для того, чтобы понять суть, нужно всего лишь открыться музыке, отбросив предварительные умозаключения, сделанные о ней, очистить ум от воспринятых ранее идей, корней которых уже и не сыщешь и услышать то, что есть. Классическая музыка может предложить многое, ведь на протяжении столетий формировался её богатейший репертуар, состоящий из инструментальных и вокальных произведений, музыки сольной и ансамблевой, из многообразия стилей и жанров, дополненных технической и стилистической индивидуальностью различных композиторов.

Это она заложила фундамент для развития современной музыки, из нее выросли такие направления как минимализм, популярная музыка и даже электронная и многие другие. Да, а как же иначе? По-другому и быть не могло. Мы всего лишь должны проследить историческую цепочку развития музыки, и тогда все вышесказанное становится очевидным.

Всё время, пока существует классическая музыка, она оттачивала свои средства и стилистические приемы. Было бы удивительно, если бы другие музыкальные течения, более новые, появившиеся гораздо позже, не воспользовались тем арсеналом средств, которым располагает классика. Она как добрый родитель отдает всё, что есть, чтобы молодое поколение воспользовалось плодами и создавало из них нечто новое и уникальное.

Классическая музыка слушать онлайн

Слушать классическую музыку для души

К чему думать, что для прослушивания классики нужно пытаться что-то понять, прилагать какие-то усилия? Не нужны они вовсе! Музыка сама через звуки, образы и состояния откроется вам. Она только этого и ждёт, хочет быть услышанной. В разделе сайта выложен сборник классической музыки с её лучшими образцами, начиная с барочных композиций Вивальди и Баха до концертов Бетховена, а также произведений композиторов-романтиков и импрессионистов.

В этой подборке спокойная классическая музыка представлена композициями, написанными в разные эпохи и отмеченными стилистическим многообразием: философичность музыки Брамса и Бетховена соседствуют с чистой безмятежностью моцартовских фортепианных концертов или приятно расслабляющей меланхоличностью ноктюрнов Шопена, ностальгически-пространственные рахманиновские опусы напомнят живущим в дальних краях о родных просторах, а по-импрессионистски зыбкая игра красок в музыке Дебюсси откроется вам в "Лунном свете" и фортепианной прелюдии "Девушка с волосами цвета льна".

Миниатюрный, 3-х минутный шедевр Шумана "Träumerei" откроет вам дверь во Вселенную грёз и классической музыки, слушать которую можно снова и снова, отдаваясь мечтам и позволяя музыке нежно, словно пушистое облако, окутывать ваше сознание. Фея-чаровница, никогда ещё классическая музыка онлайн не была представлена выбранными тонким вкусом знатока наилучшими примерами сочинений различных исторических эпох, помогая создавать настроение и тем самым благотворно воздействовать на вашу психику.

www.oum.ru

Что такое классическая музыка? (Л. Бернстайн)

   Когда спрашивают, что такое классическая музыка, люди обычно отвечают, подумав: ну, это такая музыка, которая не похожа ни на джаз, ни на популярную песенку, ни на народную песню.    Правильный ли это ответ?    Да ведь это и не ответ вовсе... Нам объясняют, что не называется классической музыкой. А что же все-таки кроется за этими словами?    Иногда говорят: "хорошая музыка". Вы, наверно, слышали такое выражение: "Я люблю хорошую музыку". При этом имеются в виду Моцарт, Бетховен или Прокофьев... Вы понимаете людей, которые так говорят, но разве не бывает хорошего джаза или хорошей популярной песни? Правильно ли употреблять слово "хорошая" только для одного вида музыки?    Еще люди говорят: "серьезная музыка". Но опять то же самое: есть очень серьезная джазовая музыка; и что на свете серьезнее, скажем, африканских военных танцев? Нет, слово "серьезная" – тоже не совсем правильно.    Может быть, лучше говорить "симфоническая музыка"? Но тогда мы оставим за бортом всю музыку, написанную для фортепьяно соло, скрипки соло и струнных квартетов. А ведь такая музыка тоже считается "классической".    Что же нам делать? Мы перебрали все слова, и все они оказались неправильными. Не отыскивать же свое новое! А почему бы и нет?    Но для этого сначала надо выяснить, чем же отличаются между собой разные виды музыки.    Когда композитор пишет произведение, которое обычно относят к классической музыке, он указывает, какие ноты он хочет услышать, какие инструменты или голоса должны играть или петь, он обозначает даже число инструментов или голосов. Он даст самые различные пояснения, какие только может придумать, чтобы сообщить исполнителю, как играть: быстро или медленно, громко или тихо. Конечно, ни одному исполнителю не удается сыграть абсолютно то, что хотел бы услышать композитор. Никаких слов не хватит для объяснений его замысла. Но оттого работа исполнителя так увлекательна. Он читает, что композитор написал, и старается по возможности точно понять, что он хотел сказать. Поэтому каждый исполнитель играет произведение немножко по-другому.    То, что люди называют классической музыкой, не может быть изменено (если не считать особенностей исполнителя). Эта музыка постоянна и неизменна. Есть только один способ играть ее, и этот способ указан самим композитором.    Может быть, и называть ее "точной" музыкой?    Это слово указывало бы на истинное отличие такой музыки от всякой другой.    Возьмем, например, любую популярную песню. Ее можно исполнить как угодно. Ее споет и сыграет джаз-оркестр. Сыграет быстро или медленно, горячо или сентиментально, громко или тихо. Это не имеет значения. Мелодию можно сыграть один раз или повторить раз пятнадцать – и любом ключе, даже меняя аккорды. И ни один из этих способов исполнения не будет неправильным.    То же самое и с народной музыкой. Ее можно и нужно исполнять по-разному. Тем более что никакой композитор не устанавливал законов, как ее играть. Что же касается джаза, то собственные добавления исполнителя здесь, пожалуй, самое главное – музыканты импровизируют, то есть сочиняют музыку в тот момент, когда играют ее, и не докучают себе записью этих импровизаций на бумаге. Они каждый раз новые!    Итак, мы нашли лучшее слово для классической музыки: точная музыка. Быть может, оно не всем понравится, быть может, его никогда не будут употреблять. Наверно, есть какое-нибудь слово и получше. Но, во всяком случае, говорить "классическая" музыка не совсем верно.    Классическая музыка действительно существует, но это понятие не означает "серьезную" музыку вообще. Классическая музыка относится к определенному периоду истории музыки, который так и называется – классическим периодом, или периодом классицизма. "Шехерезада" Римского-Корсакова была написана не в это время, а почти сто лет спустя, она не имеет отношения к классицизму. А вот музыка Моцарта была классической, и вы сразу отличите ее от музыки Римского-Корсакова.    Давайте постараемся понять, что это такое – "классический период" в музыке. Продолжался он примерно сто лет, с 1700 года по 1800-й (строго говоря, первая половина восемнадцатого века относится к периоду барокко, или доклассическому периоду, но мы сейчас не будем говорить об этом).    Два гигантских музыкальных имени возвышаются над первой половиной этого века: Бах и Гендель. Особенно значителен Бах. Он взял все правила, с которыми экспериментировали композиторы, и довел их до такого совершенства, на какое только способен человек. А стремление к совершенству, к отточенной форме составляет суть классицизма (и не только в музыке – в архитектуре, в драме).    Например, возьмем особую музыкальную форму – фугу. До Баха сочиняли много разных фуг. Но только Бах сделал фугу классической формой, потому что придал ей совершеннейшую организацию – раз и навсегда, на все времена. После Баха фуги можно писать только но тем правилам, которые создал Бах, иначе получится не фуга, а что-то иное.    Бах умер в 1750 году. Он как бы разделил своей смертью восемнадцатый век точно на две части. Следующие пятьдесят лет были совсем другие. Все изменилось, появились новые великие композиторы – Гайдн и Моцарт. Их музыка абсолютно не похожа на музыку Баха. Это была еще классическая музыка, потому что Гайдн и Моцарт искали то же самое, что и Бах, – совершенство формы и образа. Но только не в фугах.    Как получились эти изменения: что, композиторы собрались на совещание и проголосовали – изменить стиль музыки? Вовсе нет. Это произошло само собой, потому что изменились времена, менялись люди. Композиторы – тоже люди, так что понятно, почему их музыка становилась другой.    Люди времен Гайдна и Моцарта считали Баха старомодным и скучным. Фуга? Слишком серьезно! А нельзя ли чего-нибудь новенького, пусть уж и не такого стройного и завершенного? И вот появилась музыка с прелестными мелодиями и легким аккомпанементом, элегантная, рафинированная, приятная.    Это было время утонченности, хороших манер, строгого этикета. Королевские и княжеские дворы заполняли дамы и кавалеры в шелковых одеждах с кружевными манжетами, в напудренных париках, с веерами, украшенными драгоценностями. И музыка стала красивой, элегантной. Главное в ней – мелодии. Просто, но как прекрасно! Никто не умел сочинять мелодии лучше Моцарта. И все же его музыка тоже подчиняется правилам, как фуги Баха. Только теперь появилось великое множество совсем других правил, – они делали музыку легкой и приятной.    Но можно задать такой вопрос: если главным в музыке классицизма было совершенство форм, правила и так далее, то как же такая музыка выражала чувства? Чувства не поддаются правилам! Музыка не может быть только смешной или веселой – она должна выражать печаль, или боль, или победу, или вдохновение.    Но Моцарт и Гайдн действительно заставляют нас переживать эти сложные чувства. Да, композиторы классицизма подчиняются строгим правилам и внимательно следят за пропорциями, соотношениями частей. Но каждый великий композитор, в какой бы период он ни творил, заставляет нас переживать глубокие чувства, потому что у него есть что сказать, что сообщить в музыке. Оттого-то музыка великих композиторов живет так долго. Даже если она написана сто или двести лет назад, люди и сегодня, слушая ее, по-прежнему испытывают те же самые чувства, что и первые слушатели. Быть может, слова "классическая музыка" главным образом значат вот что: эта музыка так прекрасна, что она будет жить очень долго – вечно.    Классическое – то, что живет вечно, как греческие вазы, или "Робинзон Крузо", или драмы Шекспира, или симфонии Моцарта. Во времена Моцарта жили сотни композиторов-классиков. Они писали милые вещицы и, конечно, с соблюдением всех правил. Но их музыка забыта, потому что она не дает возможности почувствовать красоту классического совершенства.    Период классицизма закончился в ХIХ веке творчеством Бетховена. Многие люди считают Бетховена величайшим композитором всех времен. Почему? Потому что он использовал классические правила Моцарта и Гайдна так, что музыка стала грандиозной. Гайдн шутит легко и мягко, словно в гостиной. Смех Бетховена потрясает мир, как ревущий шторм. Гайдн забавляет нас милыми неожиданностями. Бетховен преподносит такие сюрпризы – рот откроешь от изумления. Если Моцарт был веселым – Бетховен пьян от радости. Будто мы смотрим на классическую музыку сквозь увеличительное стекло – все гораздо значительнее. Но главное, что отличает музыку Бетховена от классической музыки, – это гораздо более сильные чувства. Его чувства ярче, и их легче понять.    Такую музыку называют романтической. Это слово означает открытое, свободное выражение чувств.    Если человека представляют девушке по имени мисс Смит и он говорит ей: "Здравствуйте, мисс Смит, я очень рад познакомиться с вами", – значит, он "классик" – он вежлив, обходителен, он подчиняется правилам этикета.    Но если он воскликнул: "Здравствуйте, мисс Смит, какие у вас, прекрасные глаза, я люблю вас!" – значит, он романтик. Он высказывает свои чувства открыто, не стесняясь. Он полон огня и страсти. Такую пылкость чувств можно увидеть в музыке польского композитора Шопена – он был настоящим романтиком! – или в музыке великого немецкого романтика Шумана.    И опять: композиторы-романтики не собирались вместе, чтобы "проголосовать" за романтизм. Вновь произошли изменения в образе жизни людей, в том, как они думали и чувствовали. Эти изменения отразились в музыке, и прежде всего в музыке великого представителя классицизма – Бетховена.    Понимаете ли, в нем одном было двое. Бетховен был последний композитор периода классицизма и первый композитор романтизма. Пожалуй, можно сказать так – это был классик, который зашел слишком далеко. Он был настолько полон чувств, что ему было невыносимо в цепях правил и установлений восемнадцатого века. И он просто разорвал эти цепи, разрушил правила и положил начало совершенно новой музыке. И это было концом классического периода музыки. Увертюра Бетховена "Эгмонт", например, самая что ни на есть классическая музыка, и в то же время она полна романтических чувств – таинственности, ожидания, радости, триумфа. Конечно, Бетховен – это лишь начало романтической музыки. Пе забывайте, что он вышел из восемнадцатого века. Его правила, хотя он и разрушает их, – это правила классицизма. И в лучшей своей музыке он приблизился к совершенству ближе, чем кто-нибудь другой, с тех пор как люди стали писать музыку.

Пересказал С. Соловейчик.

journal-shkolniku.ru