4 класс. Чтение. Летописи. Былины. Жития. Летописи. Какой веры придерживались русичи в 907 году


4 класс. Чтение. Летописи. Былины. Жития. Летописи. - Летописи. "И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда."

Комментарии преподавателя

Летописи. "И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда." 

Введение

– Кто стал княжить после смерти Рюрика? (Олег.)

– Сегодня   мы прочитаем отрывок, в котором рассказывается о походе князя Олега на Царьград.

Деятельность Олега оставила глубокий след в исторической памяти народа. К исходу своей жизни он стал властелином огромного государства. Ему покорились многочисленные славянские племена, перед ним отступили хазары; ему удалось поставить на колени сильнейшее государство того времени – Византийскую империю.

В 907 году он совершил успешный поход на её столицу – г. Константинополь, или, как его называли руссы, Царьград. Город не сумел оказать отпор войску Олега. Греки запросили мира. Важнейшим завоеванием стало право беспошлинной торговли для русских купцов.

                         

              /800/600/http/naval.testing.spb.ru/Pictures/catalog/big/142134215362038.jpg

                         Суда киевского князя Олега у стен Царьграда. 

Крупнейшим  русским  городам – Киеву,  Чернигову,  Переяславлю византийцы должны были заплатить дань. Русские купцы, которые находились в Константинополе (Царьграде), должны были получать помесячное содержание  в  виде  хлеба,  вина,  мяса,  рыбы и фруктов в течение шести месяцев.

В знак верности заключённому соглашению византийцы целовали крест.

Олег также дал клятву на верность договора. В конце церемонии Олег повесил свой щит на вратах города.

                         /800/600/http/fb.ru/misc/i/gallery/19290/627717.jpg

Таким образом, Русь продиктовала свои условия могущественной Византийской империи, и та вынуждена была принять их.

«И прозвали Олега, – пишет летописец, – Вещий».

Словарная работа.

Варяги – обитатели Скандинавского полуострова.

Словене, чудь, кривичи, меря, древляне, радимичи, поляне, северяне, вятичи, хорваты – славянские племена.

Царьград – столица Византии.

Дань –  налог, который брал победитель с побеждённого народа.

Гривна – денежная единица в Древней Руси.

Паволоки – шёлковые ткани, покрывала.

Узорочье – драгоценности, наряды.

Перун – Бог молнии, грозы, войны и оружия, главное божество восточных славян.

Чтение с комментированием

О каких важных событиях рассказывается в летописи?  (О походе князя Олега ва Царъград.) Велико ли было войско Олега? Как ты представляешь себе корабли, поставленные на колёса? Что поразило и испугало греков?  (Да. две тысячи кораблей по 40 человек- Греков поразили и испугали корабли на колесах.) О чём должен был свидетельствовать щит, повешенный Олегом на вратах Царьграда? Найди подтверждение своим мыслям в тексте.  (О победе. — Не губи города, дадим тебе дани, какой захочешь. И приказал Олег грекам дать дани на две тысячи кораблей, по двенадцати гривен на человека... И согласились на это греки, и начали они просить мира, чтобы не воевал Греческой земли.) Что получила Русь в результате победы над греками? (Мир с греками, дань)

Почему народ прозвал Олега Вещим? (Вещий, значит знающий, тот, кто предвидит будущее) 

Существовали ли  на Руси  города? (На   Руси   существовали   и   другие   города,   кроне   Киева: Чернигов, Любеч, Переяслалль, Полоцк, Ростов.)

Какой  веры придерживались русичи? (Русичи придерживались ЯЗЫЧЕСКОЙ веры. Верили в Перуна, Велеса и других богов.)  Как по-другому можно озаглавить прочитанный фрагмент летописи?  (Как князь Олег греков победил.)

Итоги

Продолжили знакомство   с литературными произведениями Древней Руси – летописями; учились понимать смысл, заключённый в летописях; отметили роль князя Олега в истории Руси.

ИСТОЧНИК

http://tak-to-ent.net/load/298-1-0-6422

https://www.youtube.com/watch?v=f8DwUi6cjc0

http://www.nado5.ru/e-book/i-povesil-oleg-zchit-svoi-na-vratakh-caregrada

http://download.myshared.ru/4RNnB9UM3xnpKvU5oR-8UA/1462115225/543228.ppt

 

 

 

www.kursoteka.ru

Древнеславянская Вера

- 12009

В настоящее время, как грибы после дождя, появляются отдельные личности-мессии, группы людей, объединенные в различные центры, течения, партийки, конгрессы всевозможных общин, общественные движения, - которые крайне озабочены бездуховностью современного общества. Пишется масса программ декларирующих первоочередные меры подъема Духовной жизни страны, которые, на взгляд создающих их, могут возродить утраченные некогда качества и достоинства Русского народа и решить всеми не любимый РУССКИЙ ВОПРОС.

Однако, мало кто серьёзно анализирует уроки исторического прошлого нашего народа! Для подавляющего большинства "общественных деятелей Российского масштаба" история Русского государства ассоциируется с появления на историческом горизонте Киевской Руси, а ещё точнее, - с процесса христианизации, явившегося точкой отсчета Духовного закабаления Русичей. Что же касается дохристианского периода, то "официальной точкой зрения" является та нелепица, что славяне, якобы, жили отдельными племенами, не зная государственности, не соблюдая никаких законов и уложений, как Бог на Душу положит, и руководствовались лишь только обычаями, сложившимися в конкретном племени. Не понятно, что же послужило стимулом для объединения столь "разношерстных" племен в такую общность как Киевская Русь?Рядовой обыватель может возразить, что для объединения нескольких племен язычников нужно немного. Достаточно, якобы, чтобы появилась "сильная рука" честолюбивого князя. Однако, для того, чтобы сложилось любое государство, кроме внешнего фактора в лице князя- государственника, способного взять под своё начало территории, на которых проживали разрозненные племена, необходим ещё и внутренний, связующий все эти племена воедино, фактор. Как правило, во все времена этим фактором является некая идеологическая система, зачастую, имеющая определенную религиозную направленность.Если поверить современным представителям официальной исторической науки, то получается, что язычество (говоря современным языком) представляет собой весьма вариабельную систему воззрений человека, племени, общины на окружающий их мир. А так как различные племена имели разных Богов и почитали разных духов, то отсюда следовал вывод, что у славян-русичей не было единого культа. Но если это так, как же произошло образование Киевской Руси? Кто выдумал, что дохристианской Верой древних славян было язычество? Откуда появилась эта нелепица?Язычниками на Руси считались либо жители иных территорий, говорящие не по-русски, либо приверженцы одной из религий - последователи искусственно созданных культов преклонения перед какой-либо силой или личностью. Не могли же сами Русичи называть себя иноверцами (язычниками)! ("Язычник" - древнейшее слово. Велесова Книга язычниками именует враждебные славянам племена, говорившие на иных языках и верившие в иных богов. "Русские Веды" комментарии, стр.287, М. 1992 г).Настоящее название Древней Славянской Веры Предков - ИНГЛИИЗМ, - известно лишь немногим русичам в силу понятных причин. "ИНГЛИЯ" - одна из рун х`Арийского письма, образом которой является нечто изначальное, первичное, Священный Огонь Творения, частица Творца, дарующая жизнь.Используемое в обыденной жизни выражение "славяне-язычники", в том или ином контексте, приобретает свой истинный смысл - "славяне-иноверцы". Но тогда встаёт следующий вопрос: "А для кого славяне были иноверцами"? Ответ ясен любому здравомыслящему человеку: "Для представителей различных религиозных конфессий: иудеев, христиан, мусульман, буддистов и т.п., то есть, в первую очередь, для представителей так называемых "мировых" религий. Но в то же самое время, сами представители этих конфессий являются язычниками (иноверцами) по отношению к славянам. Кого же именует славянами "Велесова Книга" ...Так мы шли, и не были нахлебниками, а были русскими - славянами, которые Богам славу поют и потому - суть Славяне. (III 8/2, М. 1994 г.). Следовательно, те из русичей, кто желает побольше узнать об язычестве, должен активно изучать литературу о "мировых" религиях - культах небелокожего населения Мидгард-Земли.Словарь русского языка определяет понятие "религия" как одну из форм общественного сознания, совокупность мистических представлений, основанных на вере в сверхъестественные силы и существа (боги и духи), которые являются предметами поклонения. (Словарь русского языка Ожигова). Инглиизм же есть Вера естественная, а не искусственно созданная. Краеугольный камень Инглиизма - культ Предков. На помощь приходит Велесова книга: "Боги наши - суть отцы наши, а мы - дети их"! То есть, Богами наши Предки называли своих пращуров, прадедов, праотцев, - и в этом нет ничего сверхъестественного или мистического. Славяне лишь чтут память о своих Великих Предках. И уж тем более Русичи никому не поклоняются, потому что они свободные люди, а не рабы божьи. Для своих Богов (Великих Предков) славяне являются детьми, Божьими детьми. Рабом же можно быть только у чужого бога.Инглиизм есть солнечный культ, культ - где во главу угла заложены такие понятия как Совесть и Почитание Предков. Цель Инглиизма - сохранение и передача Древней Мудрости до тех времён, пока общество не вернется к тому уровню Духовности и интеллекта, каковой был во времена заселения Мидгард-Земли нашими прапредками.В настоящее время официально признаётся, что государство на Русской Земле образовалось с появлением Киевской Руси. Если брать во внимание то, как трактует понятие "государство" словарь русского языка, то возможно это так и есть. А именно, - это политическая организация классового общества. осуществляющая его управление, охрану его экономической и социальной структуры, в классово-антагонистических обществах используется для подавления классовых противников. Следовательно, для Киевской Руси характерным стало появление антагонистических классов и классовых противников! А почему же их не было раньше? Что же было на Руси до образования Киевской Руси? Вопрос этот сложен в следствие достаточной временной отдаленности от сегодняшнего дня и недостатка информации (правдивой информации) по докиевскому периоду отечественной истории.После того как народы Расы Великой (в том числе германские Роды и славянские Роды) переселились несколькими волнами с территории Свята Расы (Беловодье или Семиречье) на земли Европейского континента, славяне занимали довольно обширную территорию. К ней относились Центральная, Южная и Восточная Европа, Причерноморье. Западную Европу занимали потомки да'Арийцев - древние германцы, кельты (галлы). Роды Расы Великой жили общинами (не путать с понятием эпохи первобытнообщинного строя). Вся жизнь славянской общины основывалась на Копном праве, на заповедях Великих Предков (Богов), оставленных своим потомкам.Утверждение современной исторической науки о том, что до образования Киевской Руси славяне жили племенами, не ведая никакой государственности, без какой-либо правовой основы, по меньшей мере, взято с потолка. Если ориентироваться на официальную историю то можно только развести руками по поводу такого реального факта, что на славянской территории стояло большое количество городов. Ещё скандинавы-викинги называли Русскую Землю - "Гардарика" - страна городов. Неплохо жили тогдашние "дикие разрозненный племена".Наличие городов уже само собой предполагает довольно высокий уровень организации общества. Город, - по определению Словаря русского языка, - населенный пункт, административный, торговый, промышленный и культурный центр. Таким образом, для города уже характерно расслоение населения хотя бы по видам трудовой деятельности. Известно, что в Рассении (земля Свята Расы, откуда шло расселение Родов) существовало кастовое расслоение общества. Имелось девять основных групп, но только антагонистических отношений между ними не было. Взаимоотношения между населением города и сельскими общинами были гармоничными. Гармония же достигалась посредством Копного Права, древнейшей формы самоуправления внутри сельских славянских общин или городов.Скептик может заметить, что важное место в государственном механизме занимает аппарат принуждения: армия, полиция и т.п., призванные в какой-то мере для осуществления государственной власти. Но для славян такой аппарат был не нужен, так как решения Копы всеми выполнялось добровольно и с большим энтузиазмом. Нарушений обычного права копы, а так же её решений никогда не наблюдалось. В то же время для отражения внешнего врага недостатка в воях-дружинниках никогда не было (как это не похоже на нынешнее положение дел с призывом новобранцев в Российскую армию). Должность князя была выборной, и не передавалась по наследству. Если князь был не угоден Копе, он прогонялся. Как видим, и до Киевской Руси на Русской Земле всегда был порядок.Почему решения Копы не нарушались? Только потому,

slawa.su

IV. Изучение нового материала — Мегаобучалка

ПЕРВОЕ ПОЛУГОДИЕ

ЛЕТОПИСИ, БЫЛИНЫ, СКАЗАНИЯ, ЖИТИЯ

Урок 1. Ознакомление с учебником. Летописи

Цели: повторить правила обращения с книгой; ознакомить с новым учебником; ввести в новую тему «Летописи»; разви­вать память, речь, мышление.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Постановка цели. Актуализация знаний

1. Чтение стихотворения.

— Ребята, наш первый урок чтения в этом учебном году мне бы хотелось начать стихотворением «Большая книжка». Послушайте его.

Взяли мы две книжки, — Папа взял и я. (Папина — большая, Тонкая — моя).

Думал я, все думал И решил сказать: — Я хочу большую Книжку почитать.

Папа улыбнулся, Возражать не стал. Взял мою он книжку, Мне свою отдал.

Долго я старался, Но прочесть не мог. «Что это за буквы?» «Формулы, сынок!»

Одень интересно, Только не понять, Попросил я снова Книжку поменять.

И сказал мне папа: «Потерпи, сынок, Я когда-то тоже Их понять не мог».

— О чем вы думали, когда я читала? Что хотел сказать автор?(Дети отвечают, что книг на свете очень много, но выби­рать их нужно по своему возрасту и увлечениям.)

2. Ознакомление с учебником.

— У вас на столах красочные новые учебники. Рассмотрите их.(Учитель дает несколько минут на рассматривание.)

—Что вам захотелось узнать в первую очередь? (Скорее все­го, ребята ответят, что их интересовали произведения, ко­торые собраны в учебнике. Учитель может поработать над содержанием.)

—Какие разделы содержит учебник? (Учащиеся перечис­ляют разделы.)

—Ребята, изменилось ли название учебника? (Нет, он на­зывается «Родная речь» и состоит из двух частей.)

—Кто автор учебника? (Л.Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М.В. Голованова.)

—Рассмотрите условные обозначения, изменились ли они? (Дети вспоминают условные обозначения.)

—Вы держите в руках новенькие, красочные учебники. Что нужно для того, чтобы другие четвероклассники после вас взяли их такими же? (Ребята вспоминают правила обра­щения с книгой.)

 

III. Физкультминутка*

IV. Изучение нового материала

1. Вступительная беседа.

—Прочитайте название первого раздела. («Летописи. Были­ны. Жития».) Рассмотрите иллюстрации к разделу.

—Как вы понимаете слово «летопись»? (Летописи — вид по­вествовательной литературы в России XI-XVII вв., состо­яли из погодных записей либо представляли собой памят­ники сложного состава — летописные своды.)

—Как вы думаете, зачем нужны летописи? Узнаем об jtom из статьи на странице 6.

2. Чтение и анализ статьи.

— Так для чего же нужны нам летописи? (Лучше понять ок­ружающий мир, объяснить много* ич происходящего в немпомогает народу его историческая память.)

— Одним из первых русских летописцев был монах Киево-Печерского монастыря Нестор, поразительно одаренныйчеловек. Он знал византийские исторические хроники, вкоторых запись событий велась по годам, старинные до­говоры, народные предания, собирал и записывал расска­зы современников. Нестор старался выяснить, «откудаесть пошла Русская земля», имена первых князей... С бо­лью и негодованием описывал Нестор княжеские распри,бедствия своего народа, набеги захватчиков. С течениемвремени во множестве больших и малых русских городовстали создавать свои летописи. Писали их сначала на пер­гаменте (специально выделанной коже), а с XV в. — набумаге. Гусиным пером тщательно выводили каждую бук­ву, раскрашивали большие заглавные буквы, украшалирисунками. Создание летописей считалось делом оченьважным: недаром каждый князь стремился иметь своеголетописца. А после образования единого Русского госу­дарства, в конце XV в., ведение летописей стало государ­ственным делом.

3. Чтение отрывка из летописи.

— Думаю, что вам захотелось уже познакомиться с ними.Давайте начнем читать.

Учитель читает отрывок.

— Все ли вам было понятно? Объясните слова, которыевстретились в рамочках.

ЯСТВА - (устар.) еда, кушанье. ГРИВНА— денежная единица в Древней Руси — се­ребряный или золотой слиток весом около 400 г. ПАВОЛОКИ — шелковые ткани, покрывала. УРОРОЧЬЕ - драгоценности, наряды.

—Какие слова еще были непонятны?

—Здесь упоминается Царьград. Знаете ли вы, что это за го­род? (Царьград — древнерусское название г. Константино­поль (ныне Стамбула).)

4. Работа по вопросам 1—4 на с. 8 учебника.VI. Итог урока

—Почему народ прозвал Олега Вещим?

—Что еще мы можем узнать из текста летописи о жизни наших предков? -

—Существовали ли на Руси города?

—Какой веры придерживались русичи?

Домашнее задание:найти материалы о создании бумаги и о том, как рождается книга.

Урок 2. «И вспомнил Олег коня своего...»

Цели: показать значение летописей для людей; учить пра­вильно читать и понимать исторические произведения.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

1. Работа с пословицами.

— Прочитайте пословицы, записанные на доске, объяснитеих смысл.

Книги не говорят, а правду сказывают.

Одна книга тысячи людей учит.

Напрасный труд — удить без крючка и учиться без

книги.

— Расскажите, что вы узнали о создании бумаги и о том, какрождается книга.

III. Физкультминутка

IV. Изучение нового материала

1.Выборочное чтение. Словарно-лексическая работа.

— Сегодня мы продолжим читать отрывки из летописи. Про­читаем отрывок «И вспомнил Олег коня своего».

После первичного чтения — объяснение непонятных слов.

— О каком веке идет речь в летописи, прочитайте запись года.(«В лето 6415» (907, Хв.), «В лето 6420» (12, X в.))

ВОЛХВЫ — у древних славян: чародеи, колдуны.

КУДЕСНИК — волхв, чародей.

СЛЫТЬ — быть известным в качестве кого-нибудь.

— Как вы поняли фразу «От сего ли черепа смерть мне при­нять?»?

2. Чтение по ролям.

— Сейчас вы прочитаете этот отрывок в лицах: автор, князь,кудесник, конюх. Попробуйте передать атмосферу тоговремени голосом, интонациями.

3. Работа над содержанием.

—Где жил и правил Олег? Проявилась ли его мудрость в том, что он жил в мире с соседними странами?

—Что напророчили князю Олегу волхвы?

—Как сбылось их предсказание? Расскажите об этом.

—Как можно озаглавить этот отрывок?

V. Итог урока

— Вспомните содержание обоих отрывков. Почему люди оп­лакивали Олега?

Домашнее задание:найти стихотворение А.С. Пушкина «Песнь

о вещем Олеге» и прочитать вместе с родителями; приготовить

выразительное чтение понравившегося отрывка.

megaobuchalka.ru

О ДРЕВНЕЙ ВЕРЕ РУСОВ | Взгляд за Грань

А могли ли древние русы вообще во что-то верить? 

Если рассматривать то, что в древности наши предки называли себя Даждьбожьими внуками, разве могли внуки Богов быть верующими в принципе? 

Нет! Внуки Богов обязаны быть Ведающими. Отсюда возникает вопрос: к какой «древности» можно отнести понятие «древняя вера»? Если ссылаться на ведические источники, Махабхарату, Бхаговат-Гиту, Авесту, Риг-Веду и другие, то мы можем определить, что так называемый Железный век, Кали-Юга или ночь Сварога наступил около 5000 лет назад, когда после битвы на Курукшетре, арийские рода разошлись по всему миру и всё дальше стали отходить от ведических традиций. Можно считать, что с тех времён стало закладываться понятие веры. Точного времени мы вряд ли сможем определить. К примеру, современной молодёжи остаётся только верить, что во времена социализма было либо хорошо, либо плохо. Например, одни «старожилы» говорят, что в СССР жилось очень неплохо. Другие, что СССР был тюрьмой народа. Кто авторитетней? И кому верить? И здесь всплывает необходимость авторитетных источников. Таковыми для разных людей будут разные. И так можно ходить по кругу до безконечности. Как же быть? 

А необходимо просто понять, что в, например, СССР было не плохо и не хорошо. Просто было! Просто жили и строили то, что казалось необходимым на тот момент. И здесь важно ЗНАТЬ, КТО И КУДА ВЁЛ наших отцов и дедов. Вера ли в светлое будущее вела их? Или кто-то ЗНАНИЯ ПОДМЕНИЛ НА ВЕРУ и заставлял поверить в обещанное светлое будущее. Или они всё-таки знали, что были массовые аресты, управление жидов, и т.д. и т.п.? А может просто не хотели ЗНАТЬ? Лучше и безопасней было ВЕРИТЬ в сказки «про белого бычка»! 

И если быть внимательным, то проявляется очевидная вещь! Вера это не есть Знание. Вера это лишь глубокая убеждённость. 

Что бы ещё лучше разобраться в данном вопросе, разберём этимологически слово «вера». «Древнеисландское varar – «договор» (Судьба), «обет». 

Индоевропейский корень uer – «расположение», «любезность», «гореть» (Огонь), «говорить» (Слово). Индоевропейские производные указанного корня – uera «вера», ueros «истинный» (Истина) – получает и дальнейшее языковое сравнение: латинское verum – «правда», «истина». Древненемецкое wara – «истина». 

В силу чрезвычайной распространённости данное понятие стало предметом спекулятивных умствований. В действительности в нём не меньше тайны, чем заезженности. Но в сложившейся путанице можно разобраться. Для этого, прежде всего, следует осознать простую очевидность – вера иррациональна, то есть она дологична, довербальна, подобно тому, как и Слово, начинается там, где заканчиваются слова. И в этом смысле она представляет собой чистое переживание, вне каких – либо концептуальных оформлений. Именно поэтому вера никак не может носить характер убеждённости, а тем более такой, которая претендует на статус абсолютной правоты. Уточняя смысловые нюансы представляемой темы, мы имеем возможность обнаружить некоторую ложь, хотя и не всегда осознаваемую, у тех, кто определяет себя в понятиях веры. Так зачастую фраза «Я верю в Бога (Богу)» подразумевает «я верю в своё представление о Боге» (в данном контексте имеем виду Рода). Но «моё представление о Боге» не есть Бог. Это всего лишь концепция, точка зрения, и получается, что исповедуется именно она» – (Эрнест Цветков «Психоактивный словарь»). 

У русичей не было ни какой веры (ВЕРА — убежденность, глубокая уверенность), а было ведание (ВЕДА — буквально Знание). Люди были веждами – буквально ведунами (ВЕДУН — человек, Знающий, ведающий), вежливцами. А не ведающие звались невеждами, не вежливыми. 

У русичей существовал культ (поклонение, почитание кого или чего-либо), культ Ра (персонификация солнца; солнце же – это лик Всевышнего), который не допускал веры, во что бы и кого бы ни было. Культ Ура — это действие по знанию, а не по вере. Верить в солнце, природу, рождение ребёнка и смерть безсмысленно, так как это ясно и очевидно. 

Много неоязычников сегодня стали называться Родноверами. Это здорово, что люди стали осознавать несостоятельность, и более того, вредность, отождествления себя с «чужими», «поганцами»! 

Однако необходимо стать ведающими людьми, как наши Предки и увидеть, что Родноверие отсылает нас к временам религиозного понимания христианства, а ещё точнее –саульства (павловства), когда верить или не верить в воскрешение Христа (что само по себе ещё остаётся для многих не очевидным), как в чудо (ЧУДО – в религиозных представлениях сверхъестественное явление, вызванное вмешательством Божественной силы. В переносном смысле – нечто поразительное, удивляющее своей необычностью. (Большой энциклопедический словарь)) нам навяливали проповедники Саула. А зачем верить в чудо воскрешения как в чудо, когда чудеса нас окружают всюду. Природа, рождение ребёнка, движение солнца и т.д. Наших древних предков не нужно было уВЕРять в возможностях Христа, как чудеса. 

Иисус продемонстрировал некоторые мисти¬ческие силы, необычайные для Запада, но хорошо известные йогам в Индии и Гоям на Руси. Например, сообщается, что Иисус ходил по воде («В древнерусской истории встречаются упоминания об умении некото¬рых жрецов ходить по водам. Об одном подобном кудеснике, намеревав¬шемся пройти через Волхов, рассказывается даже в обыкновенных учеб¬никах. К сожалению, ему не удалось показать свое искусство перед народом, так как он был предательски убит князем. Но вызов, сделанный жрецом христианству, был, тем не менее, внушителен и, надо полагать, он уже что-нибудь подобное проделывал, если решился, защищая дорогое ему язычество, выступить всенародно… Ведь если бы опыт хождения по водам не удался, его жреческий престиж был бы в глазах народа подо¬рван ..» (Битнер. Библиотека для саморазвития. С • Петербург, 1906). 

Но йоги (обратное прочтение – гой) также обладали способностью (ладхима сидхи) становиться легче воздуха и, следовательно, могли ходить по воде. Иисус умножал хлеб и рыбу так же, как йоги могли ум¬ножать свой собственный образ (камавасайита сидхи) и пере¬носить всевозможные предметы, включая хлеб и рыбу, с дале¬кого расстояния (прапти сидхи). Далее, Иисус исчез из гроба, придавленного огромным валуном, и йоги были способны уменьшаться до самых маленьких размеров (анима сидхи), чтобы спастись от демонов. Эти чудеса не были редкостью в Древней Индии и Древней Руси, и чудеса, явленные Иисусом, слишком похо¬жи на чудеса индийских йогов – Ришей (Риши = Раша = Русы), чтобы считаться совпадением. К примеру Церковь Инглингов СТАРОВЕРОВ. 

Надо признать, что Хиневич и Славянско-Арийские Веды это одно. И хоть он ссылается на некие Сантии и Харатьи, ни кто их, кроме Хиневича, не видел. Остаётся принимать выдаваемое только на веру, и полагаться на честность и порядочность самого Хиневича. В чём я бы поостерёгся, ввиду того, что не единожды был свидетелем обратного. Но какие бы доводы я не приводил, фанатикам инглингам, что-либо доказывать безполезно. Ведь, как правило, часть, если не большая часть инглингов фанатична в своей вере. И хотя они расшифровывают слово «вера», как знание Ра, знаниями там лишь попахивает. Знают они или верят в то, что прилетал на вайтмаре Перун и другие боги? Знают они или веруют, точнее, читали и видели оригиналы сантий и харатий? Знают они или веруют в то, что курить и употреблять спиртные напитки вредно (а этим «балуется» сам глава Церкви Инглингов)? И т.д. и т.п. К фанатикам инглингам, язычникам, родноверам и т.п., мы относимся так же, как фанатикам христианам. Друг от друга они отличаются в малом. Есть ВЕДЫ и есть разновидность или хотите ответвления от целостных знаний. Так вот когда взгляд целостен, тогда понимаешь утверждение наших Предков, что Род Един и Множественен. Фанатики тех или иных религий находятся лишь на второй ступени из пяти, так называемого в Ведах уровня сознания. Однако претендуют на истину в последней инстанции. В целом, если кому-то, та или иная религия помогает приблизится к Единому, как говаривали на Руси – Бог в помощь. Главное ближним (русичам – расичам) не перебить вновь друг друга во имя Христа, Рамхи, Перуна или ещё кого. Для нас ближе понятия Рода, ПриРода, Родня, Родина, Родничок и т.п.. А огонь Инглии или бог Ингл, нам неизвестен. 

Кстати, если мы Даждьбожьи внуки, так зачем разделять Предков и Богов, к примеру в инглиистическом приветствии «Слава Богам И Предкам нашим»!? Если мы Даждьбожьи внуки, так зачем ждать прилётов и приходов Перунов, Христов? Может пора пробудить в себе качества Предков и очистить Землю Предков от Нечисти и Нежити!? 

Таким образом, после нашего анализа, для себя мы сделали вывод, что русы не могли быть верующими, ибо верить в солнце или природу нет смысла. Солнце и природа ПРОСТО есть! Быть верующими их заставляла государственная политика. И всё это происходило не так давно. Во времена христианизации Руси, которая изменила Ведическую Русь на «верующую» в Христа Россию. Даже понятие «верить в Бога», не тоже, что верить Богу. Доверять Богу просто необходимо. А верить в то, что есть он или нет, это просто не знать или не признавать Его. Не знать своих (своего) родителей (родителя). А мы уже говорили о том, что русы, звали себя Даждьбожьими внуками. Внуками дающих (жизнь, знание о жизни) Богов! Можно сказать, что русы не исповедовали ни какой, ни старой, ни древней, ни какой либо ещё веры. Они были, если хотите, родотеистами, детьми Богов живущие по Законам = Ведам, данным Отцами=Богами, Родом Всевышним. От того и говорили наши предки, зная, что Род Един и одновременно множественен. И верить в это им не было необходимости. Знали простую истину, что «как потопают, так и полопают»; «на бога надейся, а сам не плошай» и т.д. И никогда мы, русские люди, не отходили от Бога. Ибо всё в нас! Он в нас! Мы в нём! Мы отошли от Вед=Знаний себя (а как было различить Кривду от Правды?). Забыли то, что мы и есть те Арии (Арии = благоРод(а)ные, живущие по Ведам; аристократия = правление благородных (ПРАВьление во благо Рода)), давшие всем народам Земли Знания. Мы есть те самые Риши, что принесли с собой Веды в Северную Индию. И пришла пора вспомнить себя, уЗнать себя, а не поверить в то или иное. Здесь «всё по вере (глубокой убеждённости) вашей»! Вера сегодня нужна лишь, как первокласснику букварь. Но времена сегодня, можно сказать «выпускные». Букварь давно прочитан. 

Принимая во внимание вышеперечисленное, мы не называем себя родноверами, хотя считаем родноверов своими единомышленниками. Себя же мы определяем, как Род Славных – Родославные! 

Разберём понятие РОДОСЛАВИЕ. 

РОД — Р. — рекучите=речет; О — ОН; Д — Добро; (надо отметить, что корень Род, в таких словах, как: Родина, Родник, Родной, Родить и т.д. присутствует только в русском языке. В других языках понятия присутствуют, но отсутствуют однокоренные слова с корнем РОД; Родом древние славяне называли всю Вселенную, включающую в себя всех Богов – и небесных, и пекельных. Род выступал в двух ипостасях: как Бог Вселенной, и как домашний Бог – Предок, Пращур. В обеих своих ипостасях он упоминается и в Велесовой книге. Род – Отец и Мать всех Богов, в сущности, – это сама Вселенная. Род редко выступал как личность, и потому славили не его, а Сварога – мужское воплощение Рода. Сварог, так же как и Род, — это небесный источник, родник, который «течёт от кроны» — кроны мирового древа. 

РОД людской — относится к теории Дарвина; 

РОД Человеческий — буквально, мыслящий во времени, речет добро; 

РОД Божественный — буквально, рекущие Добро АСЫ, живущие на Земле; 

РОД Вселенский — Господь, Абсолют, Всевышний, Брахман и т.п.; 

СЛАВА – с Лавой, огненной мощью. В семантике – мощь = мочь. Таким образом, славные те, кто имеет в себе жизни огонь и может утвердить саму жизнь на земле своих Предков. 

РОДОСЛАВИЕ — буквально, славление РОДА, через утверждение жизни на Земле. 

Святозар Сварожич, внук Дажьдьбожий. (АЗАРИЙ) 

 Источник: http://www.russobor.com/print=/publikaci-sobora/o-drevnei-vere-rusov

vzglyadzagran.ru

Враг номер один. За что древние русичи мстили «неразумным» хазарам? | История | Общество

Пушкин знает

Как ныне сбирается вещий Олег

Отмстить неразумным хазарам:

Их сёла и нивы за буйный набег

Обрёк он мечам и пожарам...

Благодаря «Песне о вещем Олеге», написанной Александром Сергеевичем Пушкиным, россияне ещё в школьном возрасте узнают о существовании такого народа, как хазары.

Но для большинства знакомство с вопросом на этом и заканчивается. Кто такие хазары, почему они «неразумные» и справедливы ли были претензии к ним со стороны князя Олега — об этом россияне осведомлены довольно смутно.

Между тем государство хазар образовалось значительно раньше, чем древнерусское, а о его влиятельности свидетельствует существование такого понятия, как «хазарский мир». Под этим термином понимается период доминирования в прикаспийско-причерноморских степях Хазарского каганата, который растянулся почти на три столетия.

Тюрки, взявшие Тбилиси

Как чаще всего бывает с древними народами, у историков существует сразу несколько версий происхождения хазар. Самая распространённая точка зрения сводится к тому, что хазары произошли от союза тюркских племён.

Вплоть до VII века хазары занимали подчинённое положение в кочевых империях, но после распада Тюркского каганата смогли сформировать своё государство — Хазарский каганат, который просуществовал более 300 лет.

Изначально территория хазар ограничивалась районами современного Дагестана к северу от Дербента, но затем она значительно расширилась, включив в себя Крым, Нижнее Поволжье, Предкавказье и Северное Причерноморье, а также степи и лесостепи Восточной Европы вплоть до Днепра. В разное время Хазарским морем называли Чёрное, Азовское и Каспийское моря.

О хазарах как об отдельной мощной военной силе летописцы упоминают в период ирано-византийской войны 602–628 годов, в ходе которой в 627 году хазарское войско вместе с византийцами штурмом взяло город Тбилиси.

Эти военные успехи наряду с ослаблением Тюркского каганата и позволили создать Хазарский каганат. Мощное войско стало залогом его благополучия.

 

Люди войны

В результате многочисленных военных сражений Хазарский каганат превратился в одну из могущественных держав эпохи. Во власти хазар оказались важнейшие торговые пути Восточной Европы: Великий Волжский путь, путь «из варяг в греки», Великий шёлковый путь из Азии в Европу. За пропуск товаров хазары брали налог, что обеспечивало устойчивый доход.

Второй основной статьёй доходов Хазарского каганата являлось получение дани с племён, покорённых в ходе регулярно осуществлявшихся набегов.

Изначально основным направлением набегов хазар было Закавказье, но затем под давлением всё более усиливающегося Арабского халифата хазары стали двигаться на север, где их набеги затронули славянские племена. Целый ряд славянских племён, позднее образовавших Древнерусское государство, вынуждены были платить дань хазарам.

В VIII веке хазары, вступив в коалицию с Византийской империей, вели войны против набирающего силу Арабского халифата. В 737 году арабский полководец Марван ибн Мухаммад во главе 150-тысячной армии полностью разгромил войско Хазарского каганата, преследуя его правителя вплоть до берегов Дона, где каган был вынужден дать обещание принять ислам. И хотя полного перехода Хазарского каганата в ислам не состоялось, это поражение серьёзно повлияло на дальнейшее развитие государства. Дагестан, где ранее находилась столица каганата город Семендер, превратился в южную окраину, а центр государства переместился в низовья Волги, где была построена новая столица — город Итиль.

Торговые пути VIII XI вв Торговые пути VIII–XI вв. Фото: wikipedia.org

Иудеи с берегов Волги

До середины VIII века хазары оставались язычниками. Однако примерно в 740 году один из видных хазарских военачальников Булан перешёл в иудаизм. Произошло это, по всей видимости, под влиянием многочисленных еврейских общин, проживавших в тот период на «исторической территории» каганата — в Дагестане.

Со временем иудаизм получил широкое распространение среди правящей элиты Хазарского каганата, однако, по мнению большинства историков, полностью в государственную религию не превратился. Более того, часть военной и торговой элиты государства противостояла правящей верхушке, что приводило к смуте и политической нестабильности.

С начала IX века в Хазарском каганате сложилось своеобразное двоевластие — номинально страну возглавляли каганы из царственного рода, но реальное управление осуществлялось от их имени «беками» из принявшего иудаизм рода Буланидов.

Каганам Хазарии трудно было позавидовать из-за своеобразных традиций, существовавших у этого народа в пору язычества. Несмотря на то, что каган считался земным воплощением бога, при вступлении на трон его душили шёлковым шнурком. Доведённый до полубессознательного состояния каган должен был назвать число лет, в течение которых он будет править. По истечении данного срока кагана убивали. Произнесение слишком большого количества лет также не спасало — кагана в любом случае убивали по достижении им 40-летия, ибо считалось, что к этому времени он начинает утрачивать свою божественную сущность.

 

Земледельцы против кочевников

Несмотря на жестокие нравы и не самую распространённую в регионе религию, принятую элитой, Хазарский каганат оставался важным игроком в международной политике.

Хазары активно взаимодействовали с Византией, участвовали в политических интригах империи, а в 732 году союзнические отношения держав были скреплены браком будущего императора Константина V с хазарской принцессой Чичак.

Особенно глубокий след хазары оставили в истории Крыма, который находился под их контролем до середины IX века, а также в Тамани, которую каганат контролировал вплоть до своего падения.

Столкновение между Древнерусским государством и Хазарским каганатом было неизбежным. Упрощённо его можно представить как противостояние между оседлыми земледельцами и захватчиками-кочевниками.

Древнерусское государство столкнулось с тем, что часть славянских племён оказалась данниками хазар, что русских князей категорически не устраивало. Кроме того, регулярные набеги хазар приводили к разрушению поселений русичей, грабежам, уводу тысяч славян в плен и последующей продаже их в рабство.

Кроме того, контроль хазар за торговыми путями мешал сообщению русичей с другими государствами, а также налаживанию взаимовыгодных торговых связей с другими странами.

Отказаться от набегов на территории славянских племён хазары не могли, поскольку грабежи и работорговля к IX веку превратились в важнейшую статью государственного дохода.

Первые борцы с «русской угрозой»

В 882 году киевским князем становится Олег. Закрепившись в Киеве, он начинает вести методичную работу по расширению территории государства. В первую очередь его интересуют славянские племена, неподконтрольные Киеву. Среди них были и те, кто являлся данниками хазар. В 884 и 885 годах северяне и радимичи, ранее платившие дань каганату, признали власть Олега. Разумеется, хазары попытались восстановить статус-кво, но сил для того, чтобы наказать Олега, у них уже было недостаточно.

Встреча Олега с кудесником. Картина В. Васнецова, 1899 Встреча Олега с кудесником. Картина В. Васнецова, 1899. Фото: Public Domain

В этот период хазары, более искушённые в дипломатии, постарались перевести «русскую угрозу» на Византию или государства Закавказья, обеспечивая беспрепятственный проход войска русичей через свои владения.

Правда, и тут не обходилось без коварства. Показателен эпизод, произошедший по возвращении русичей после одной из таких экспедиций к побережью Азербайджана. Правитель Хазарского каганата, получив ранее договорённую часть добычи, позволил своей гвардии, сформированной из мусульман, отмстить за единоверцев. В результате большинство русских воинов погибло.

Портрет князя Святослава Игоревича из Царского титулярника, XVII в Портрет князя Святослава Игоревича из Царского титулярника, XVII в. Фото: Public Domain

Борьба Древнерусского государства с Хазарским каганатом с переменным успехом продолжалась до прихода к власти князя Святослава Игоревича. Один из самых воинственных князей Древней Руси решил покончить с хазарскими набегами раз и навсегда.

Около 960 года хазарский каган Иосиф в письме к сановнику Кордовского халифата Хасдаю ибн Шафруту отметил, что ведёт с русами «упорную войну», не пуская их в море и по суше к Дербенту, иначе они, по его словам, могли бы завоевать все исламские земли до Багдада. При этом Иосиф был уверен, что способен вести борьбу ещё в течение долгого времени.

И тогда пришёл Святослав...

В 964 году в ходе похода к Оке и Волге Святослав освободил от хазарской зависимости последний союз славянских племён — вятичей. При этом стоит заметить, что и Киеву вятичи подчиняться не желали, что вылилось в растянувшуюся на долгие годы серию войн.

В 965 году Святослав с войском двинулся уже непосредственно на территорию Хазарского каганата, нанеся сокрушительное поражение войскам кагана. Вслед за этим русичи штурмом взяли построенную на берегах Дона при помощи Византии крепость Саркел. Поселение перешло под власть Древнерусского государства и получило новое название — Белая Вежа. Затем был взят город Самкерц на Таманском полуострове, превратившийся в русскую Тмутаракань.

В течение нескольких последующих лет войско Святослава захватило обе столицы Хазарского каганата — Итиль и Семендер. В истории некогда могучей державы была поставлена точка.

 

После Святослава русичи на некоторое время отступили с нижней Волги, что позволило находившемуся в изгнании кагану Хазарии вернуться в Итиль, опираясь на поддержку исламского правителя Хорезма. Платой за эту поддержку стал переход хазар в ислам, включая самого главу государства.

Впрочем, изменить ход истории это уже не могло. В 985 году русский князь Владимир снова двинулся в поход на хазар и, одержав победу, наложил на них дань.

 

С этого момента хазары появляются в исторических летописях не как представители единой державы, а как небольшие группы, действующие в качестве подданных других стран. Постепенно хазары растворились среди других, более успешных народов.

И в память о «первом противнике России» нам остались лишь исторические труды да строки Пушкина о «неразумных», коим намеревался «отмстить» вещий Олег.

P. S. Хазарская крепость Саркел, она же Белая Вежа, в 1952 году была планово затоплена при строительстве Цимлянского водохранилища.

 

www.aif.ru

Русско-византийская война (907) | Русская История Вики

Навигация по главным категориям в проекте

• • • • • • • • • •

Русско-византийская война (907) Противники Командующие
Русско-византийские войны
Легендарный победоносный поход Олега на Константинополь
Дата Место Причина Итог
907 год
Константинополь (Царьград), Византийская империя
Желание князя Олега добиться выгодного торгового договора с Виантией
Победа Киевской Руси, выгодный торговый договор
Киевская Русь Византийская империя
Олег Вещий Лев VI Философ
Русско-византийская война 907 года — легендарный победоносный поход древнерусского князя Олега на Константинополь.

Поход подробно описан в «Повести временных лет» и завершился подписанием мирного договора в 907 году. В 911 году был заключён новый русско-византийский договор.

Положение Византийской империиРедактировать

В начале X века в Византии правил император Лев VI Философ, вступивший в конфликт с церковными иерархами из-за 4-го брака. Основным врагом Византии в этот период времени были сарацины, наступавшие в Малой Азии на византийские владения и совершавшие морские набеги. Воспользовавшись слабостью империи, в 904 году болгарский царь Симеон I отнял часть земель у Византии, которая откупилась ежегодной данью, исправно выплачивая её до 913 года. В Европе в начале X века появилась новая сила, венгры. И Византийская дипломатия пыталась натравить их на Симеона I Болгарского. Позже византийские хроники отмечают победу своего флота над сарацинским в октябре 906 года. Русские летописи датируют начало враждебных отношений, приведших в данной войне, 905-906 годами.

rushist.wikia.com

Отношения Руси и Византии в IX-X веках.

"Договор мира и любви" с Византией  60-х гг. IX в.

Аскольд и Дир (Радзивилловская летопись)

"Договор мира и любви" с Византией 60-х гг. IX в.     Заключен после успешного похода русичей на    Константинополь в 860 г.     Точная дата неизвестна (25.06.860 г.?), как и    содержание договора (кроме его принятого в    летописях наименования - "договор мира и    любви"). Некоторые исследователи считают, что    одной из статей договора (кроме обычных в таких    случаях положений о перемирии и торговых    отношениях) могло стать положение о принятии    Русью христианской веры. Есть и мнение о том, что    такое крещение южной Руси состоялось именно в 60-е    гг. IX в.

Из "Окружного послания патриарха Фотия": ... Ибо так, изгнав нечестие и утвердив благочестие, питаем мы добрые надежды возвратить новооглашенный во Христа и недавно просвещенный сонм болгар к переданной им вере. Ибо не только этот народ переменил прежнее нечестие на веру во Христа, но и даже для многих многократно знаменитый и всех оставляющий позади в свирепости и кровопролитии, тот самый так называемый народ Рос - те, кто, поработив живших окрест них и оттого чрезмерно возгордившись, подняли руки на саму Ромейскую державу! Но ныне, однако, и они переменили языческую и безбожную веру, в которой пребывали прежде, на чистую и неподдельную религию христиан, сами се бя с любовью! поставив в положение подданных и гостеприимцев вместо недавнего против нас грабежа и великого дерзновения. И при этом столь воспламенило их страстное стремление и рвение к вере , что приняли они у себя епископа и пастыря и с великим усердием и старанием встречают христианские обряды. Таким вот образом по милости человеколюбивого Бога, желающего, чтобы все люди были спасены и достигли познания истины , переменяются у них старые верования и принимают они веру христианскую;...

Исходя из геополитических последствий    договора можно предполагать, что в нем были    зафиксированы следующие положения:

1) Впервые оформлял межгосударственные    отношения Руси и Византии (империи ромеев),     означал международное признание Руси.

2) Стороны устанавливали добрососедские    отношения ("мира и любви").

3) На Русь допускались христианские    миссионеры-проповедники.

4) Византия обязывалась ежегодно    уплачивать дань Руси за ее воздержание от войн.

5) Русь обязывалась доставлять военную    помощь Византии в случае необходимости.

 

Русско-византийский договор 907 года

Олег показывает маленького Игоря Аскольду и Диру.

Миниатюра из Радзивилловской летописи (XV век).

Русско-византийский договор 907 г. Русско-византийский    договор заключен после успешного похода на    Константинополь князя Олега. Основными его    положениями было восстановление мирных и    добрососедских отношений между двумя странами. Византия обязалась платить    Руси ежегодную дань в солидных размерах и    выплатить единовременную контрибуцию деньгами,     золотом, вещами, тканями и др., оговаривает размер    выкупа каждому воину и месячное содержание для    руских купцов.

В Повести временных лет  об этом договоре сказано:

Цари же Леон и Александр  заключили мир с Олегом, обязались уплачивать дань и присягали друг    другу: сами целовали крест, а Олега с мужами его    водили присягать по закону русскому, и клялись те  своим оружием и Перуном, своим богом, и Волосом,  богом скота, и утвердили мир.

 

Русско-византийский договор 911 года

Прощание Вещего Олега с конем. В. Васнецов, 1899 г.

 

Русско-византийский договор 911 г. Его общеполитическая    часть повторяла положения договоров 860 г. и 907 г. В отличие от предыдущих    договоров, где его содержание доводилось до  сведения как "императорское пожалование" русскому князю, теперь это был равноправный договор по всей форме между двумя равными    участниками переговорного процесса. Первая    статья говорила о способах рассмотрения    различных злодеяний и мерах наказания за них. Вторая - об ответственности за убийство. Третья -     об ответственности за умышленные побои.     Четвертая - об ответственности за воровство и о    соответствующих за это наказаниях. Пятая - об    ответственности за грабежи. Шестая - о порядке    помощи купцам обеих стран во время их плавания с    товарами. Седьмая - о порядке выкупа пленных. Восьмая - о союзной помощи грекам со стороны Руси    и о порядке службы русов в    императорской армии. Девятая - о практике выкупа    любых других пленников. Десятая - о порядке    возвращения бежавшей или похищенной челяди. Одиннадцатая - о практике Наследования имущества    умерших в Византии русов. Двенадцатая - о порядке    русской торговли в Византии. Тринадцатая - об ответственности за взятый долг и о наказании за неуплату долга.

В Повести временных лет об этом договоре сказано:

В год 6420 (912).     Послал Олег мужей    своих заключить мир и установить договор между    греками и русскими, говоря так: "Список с    договора, заключенного при тех же царях Льве и    Александре. Мы от рода русского - Карлы, Инегелд,     Фарлаф, Веремуд, Рулав, Гуды, Руалд, Карн, Фрелав,     Руар, Актеву, Труан, Лидул, Фост, Стемид -     посланные от Олега,     великого князя русского, и от всех, кто под рукою    его, - светлых и великих князей, и его великих    бояр, к вам, Льву, Александру и Константину,     великим в Боге самодержцам, царям греческим, для    укрепления и для удостоверения многолетней    дружбы, бывшей между христианами и русскими, по    желанию наших великих князей и по повелению, от    всех находящихся под рукою его русских. Наша    светлость, превыше всего желая в Боге укрепить и    удостоверить дружбу, существовавшую постоянно    между христианами и русскими, рассудили по    справедливости, не только на словах, но и на    письме, и клятвою твердою, клянясь оружием своим, утвердить такую дружбу и удостоверить ее по вере    и по закону нашему.

Таковы суть главы договора,     относительно которых мы себя обязали по Божьей    вере и дружбе. Первыми словами нашего договора    помиримся с вами, греки, и станем любить друг    друга от всей души и по всей доброй воле, и не    дадим произойти, поскольку это в нашей власти,     никакому обману или преступлению от сущих под    рукою наших светлых князей; но постараемся,     насколько в силах наших, сохранить с вами, греки,     в будущие годы и навсегда непревратную и    неизменную дружбу, изъявлением и преданием    письму с закреплением, клятвой удостоверяемую.     Так же и вы, греки, соблюдайте такую же    непоколебимую и неизменную дружбу к князьям    нашим светлым русским и ко всем, кто находится    под рукою нашего светлого князя всегда и во все    годы.

А о главах, касающихся возможных    злодеяний, договоримся так: те злодеяния, которые    будут явно удостоверены, пусть считаются    бесспорно совершившимися; а каким не станут    верить, пусть клянется та сторона, которая    домогается, чтобы злодеянию этому не верили; и    когда поклянется сторона та, пусть будет такое    наказание, каким окажется преступление.

Об этом: если кто убьет, - русский    христианина или христианин русского, - да умрет    на месте убийства. Если же убийца убежит, а    окажется имущим, то ту часть его имущества,     которую полагается по закону, пусть возьмет    родственник убитого, но и жена убийцы пусть    сохранит то, что полагается ей по закону. Если же    окажется неимущим бежавший убийца, то пусть    останется под судом, пока не разыщется, а тогда да    умрет.

Если ударит кто мечом или будет    бить каким-либо другим орудием, то за тот удар или    битье пусть даст 5 литр серебра по закону    русскому; если же совершивший этот проступок    неимущий, то пусть даст сколько может, так, что    пусть снимет с себя и те самые одежды, в которых    ходит, а об оставшейся неуплаченной сумме пусть    клянется по своей вере, что никто не может помочь    ему, и пусть не взыскивается с него этот остаток.

Об этом: если украдет что русский у    христианина или, напротив, христианин у русского,     и пойман будет вор пострадавшим в то самое время,     когда совершает кражу, либо если приготовится    вор красть и будет убит, то не взыщется смерть его    ни от христиан, ни от русских; но пусть    пострадавший возьмет то свое, что потерял. Если    же добровольно отдастся вор, то пусть будет взят    тем, у кого он украл, и пусть будет связан, и    отдаст то, что украл, в тройном размере.

Об этом: если кто из христиан или из    русских посредством побоев покусится (на грабеж)     и явно силою возьмет что-либо, принадлежащее    другому, то пусть вернет в тройном размере.

Если выкинута будет ладья сильным    ветром на чужую землю и будет там кто-нибудь из    нас, русских, и поможет сохранить ладью с грузом    ее и отправить вновь в Греческую землю, то    проводим ее через всякое опасное место, пока не    придет в место безопасное; если же ладья эта    бурей или на мель сев задержана и не может    возвратиться в свои места, то поможем гребцам той    ладьи мы, русские, и проводим их с товарами их    поздорову. Если же случится около Греческой    земли такая же беда с русской ладьей, то проводим    ее в Русскую землю и пусть продают товары той    ладьи, так что если можно что продать из той    ладьи, то пусть вынесем (на греческий берег) мы,     русские. И когда приходим (мы, русские) в    Греческую землю для торговли или посольством к    вашему царю, то (мы, греки) пропустим с честью    проданные товары их ладьи. Если же случится    кому-либо из нас, русских, прибывших с ладьею,     быть убиту или что-нибудь будет взято из ладьи, то    пусть будут виновники присуждены к    вышесказанному наказанию.

Об этих: если пленник той или иной    стороны насильно удерживается русскими или    греками, будучи продан в их страну, и если,     действительно, окажется русский или грек, то    пусть выкупят и возвратят выкупленное лицо в его    страну и возьмут цену его купившие, или пусть    будет предложена за него цена, полагающаяся за    челядина. Также, если и на войне взят будет он    теми греками, - все равно пусть возвратится он в    свою страну и отдана будет за него обычная цена    его, как уже сказано выше.

Если же будет набор в войско и эти     (русские) захотят почтить вашего царя, и сколько    бы ни пришло их в какое время, и захотят остаться    у вашего царя по своей воле, то пусть так будет.

Еще о русских, о пленниках.     Явившиеся из какой-либо страны (пленные    христиане) на Русь и продаваемые (русскими) назад    в Грецию или пленные христиане, приведенные на    Русь из какой-либо страны, - все эти должны    продаваться по 20 златников и возвращаться в    Греческую землю.

Об этом: если украден будет челядин    русский, либо убежит, либо насильно будет продан    и жаловаться станут русские, пусть докажут это о    своем челядине и возьмут его на Русь, но и купцы,     если потеряют челядина и обжалуют, пусть требуют    судом и, когда найдут, - возьмут его. Если же    кто-либо не позволит произвести дознание, - тем    самым не будет признан правым.

И о русских, служащих в Греческой    земле у греческого царя. Если кто умрет, не    распорядившись своим имуществом, а своих (в    Греции) у него не будет, то пусть возвратится    имущество его на Русь ближайшим младшим    родственникам. Если же сделает завещание, то    возьмет завещанное ему тот, кому написал    наследовать его имущество, и да наследует его.

О русских торгующих.

О различных людях, ходящих в    Греческую землю и остающихся в долгу. Если злодей    не возвратится на Русь, то пусть жалуются русские    греческому царству, и будет он схвачен и    возвращен насильно на Русь. То же самое пусть    сделают и русские грекам, если случится такое же.

В знак крепости и неизменности,     которая должна быть между вами, христианами, и    русскими, мирный договор этот сотворили мы    Ивановым написанием на двух хартиях - Царя вашего    и своею рукою, - скрепили его клятвою предлежащим    честным крестом и святою единосущною Троицею    единого истинного Бога вашего и дали нашим    послам. Мы же клялись царю вашему, поставленному    от Бога, как божественное создание, по вере и по    обычаю нашим, не нарушать нам и никому из страны    нашей ни одной из установленных глав мирного    договора и дружбы. И это написание дали царям    вашим на утверждение, чтобы договор этот стал    основой утверждения и удостоверения    существующего между нами мира. Месяца сентября 2,  индикта 15, в год от сотворения мира 6420".

Царь же Леон почтил русских послов  дарами - золотом, и шелками, и драгоценными    тканями - и приставил к ним своих мужей показать    им церковную красоту, золотые палаты и хранящиеся в них богатства: множество золота,     паволоки, драгоценные камни и страсти Господни - венец, гвозди, багряницу и мощи святых, уча их    вере своей и показывая им истинную веру. И так отпустил их в свою землю с великою честью. Послы    же, посланные Олегом, вернулись к нему и поведали ему все речи обоих    царей, как заключили мир и договор положили между    Греческою землею и Русскою и установили не    преступать клятвы - ни грекам, ни руси.

Русско-византийский договор 944 г.

Князь Игорь. Портрет из Царского

титулярника 17 в.

 

Русско-византийский    договор 944 г. Договор подтверждал    все ранее достигнутые положения и упорядочивал    многосторонние связи между двумя странами. В    частности, вводилась система предоставления  торговцами и официальными представителями Киева  своего рода "удостоверений личности" по    прибытии в Византию. В  противном случае властям империи давалось право    ареста прибывших лиц и извещение об этом  киевского владыки. Правда, в этот договор, в отличие от предыдущих, не было включено право  русов на беспошлинную торговлю в Византии.  Усилены были военные статьи договора. Вместо  права русичей служить при дворе и в армии  императора отныне речь шла о широкомасштабном    военном сотрудничестве. Это положение    большинство историков расценивают как факт заключения между двумя странами союзнических    отношений.

В Повести временных лет приводится примерный текст этого договора:

Договор Игоря с Греками

"Список с договора, заключенного при царях    Романе, Константине и Стефане, христолюбивых    владыках. Мы - от рода русского послы и купцы,  Ивор, посол Игоря, великого    князя русского, и общие послы: Вуефаст от Святослава, сына Игоря; Искусеви от княгини    Ольги; Слуды от Игоря, племянник Игорев; Улеб от Володислава; Каницар от    Предславы; Шихберн Сфандр от жены Улеба; Прастен    Тудоров; Либиар Фастов; Грим Сфирьков; Прастен    Акун, племянник Игорев; Кары Тудков; Каршев    Тудоров; Егри Евлисков; Воист Войков; Истр    Аминодов; Прастен Бернов; Явтяг Гунарев; Шибрид    Алдан; Кол Клеков; Стегги Етонов; Сфирка...; Алвад    Гудов; Фудри Туадов; Мутур Утин; купцы Адунь,     Адулб, Иггивлад, Улеб, Фрутан, Гомол, Куци, Емиг,     Туробид, Фуростен, Бруны, Роальд, Гунастр,     Фрастен, Игелд, Турберн, Моне, Руальд, Свень, Стир,     Алдан, Тилен, Апубексарь, Вузлев, Синко, Борич,     посланные от Игоря, великого князя русского, и от    всякого княжья, и от всех людей Русской земли. И    им поручено возобновить старый мир, нарушенный    уже много лет ненавидящим добро и враждолюбцем    дьяволом, и утвердить любовь между греками и    русскими.

Великий князь наш Игорь, и    бояре его, и люди все русские послали нас к    Роману, Константину и Стефану, к великим царям    греческим, заключить союз любви с самими царями,     со всем боярством и со всеми людьми греческими на    все годы, пока сияет солнце и весь мир стоит. А кто    с русской стороны замыслит разрушить эту любовь,     то пусть те из них, которые приняли крещение,     получат возмездие от Бога вседержителя,     осуждение на погибель в загробной жизни, а те из    них, которые не крещены, да не имеют помощи ни от    Бога, ни от Перуна, да не защитятся они    собственными щитами, и да погибнут они от мечей    своих, от стрел и от иного своего оружия, и да    будут рабами во всю свою загробную жизнь.

А великий князь русский и бояре его пусть    посылают в Греческую землю к великим царям    греческим корабли, сколько хотят, с послами и с    купцами, как это установлено для них. Раньше    приносили послы золотые печати, а купцы    серебряные; ныне же повелел князь ваш посылать    грамоты к нам, царям; те послы и гости, которые    будут посылаться ими, пусть приносят грамоту, так    написав ее: послал столько-то кораблей, чтобы из    этих грамот мы узнали, что пришли они с миром.     Если же придут без грамоты и окажутся в руках    наших, то мы будем содержать их под надзором, пока    не возвестим князю вашему. Если же не дадутся нам    и сопротивятся, то убьем их, и пусть не взыщется    смерть их от князя вашего. Если же, убежав,     вернутся в Русь, то напишем мы князю вашему, и  пусть делают что хотят, Если же русские придут не    для торговли, то пусть не берут месячины. Пусть    накажет князь своим послам и приходящим сюда    русским, чтобы не творили бесчинств в селах и в    стране нашей. И, когда придут, пусть живут у    церкви святого Мамонта, и тогда пошлем мы, цари,     чтобы переписали имена ваши, и пусть возьмут    месячину - послы посольскую, а купцы месячину,     сперва те, кто от города Киева, затем из    Чернигова, и из Переяславля, и из прочих городов.     Да входят они в город через одни только ворота в    сопровождении царева мужа без оружия, человек по     50, и торгуют сколько им нужно, и выходят назад; муж    же наш царский да охраняет их, так что если кто из    русских или греков сотворит неправо, то пусть    рассудит то дело. Когда же русские входят в город,     то пусть не творят вреда и не имеют права    покупать паволоки дороже, чем по 50 золотников; и    если кто купит тех паволок, то пусть показывает    цареву мужу, а тот наложит печати и даст им. И те    русские, которые отправляются отсюда, пусть    берут от нас все необходимое: пищу на дорогу и что    необходимо ладьям, как это было установлено    раньше, и да возвращаются в безопасности в страну    свою, а у святого Мамонта зимовать да не имеют    права.

Если убежит челядин у русских, то пусть придут    за ним в страну царства нашего, и если окажется у    святого Мамонта, то пусть возьмут его; если же не    найдется, то пусть клянутся наши русские    христиане по их вере, а нехристиане по закону    своему, и пусть тогда возьмут от нас цену свою,     как установлено было прежде, - по 2 паволоки за    челядина.

Если же кто из челядинов наших царских или    города нашего, или иных городов убежит к вам и    захватит с собой что-нибудь, то пусть опять  вернут его; а если то, что он принес, будет все    цело, то возьмут от него два золотника за поимку.

Если же кто покусится из русских взять что-либо    у наших царских людей, то тот, кто сделает это, пусть будет сурово наказан; если уже возьмет, пусть заплатит вдвойне; и если сделает то же грек    русскому, да получит то же наказание, какое    получил и тот.

Если же случится украсть что-нибудь русскому у    греков или греку у русских, то следует возвратить    не только украденное, но и цену украденного; если    же окажется, что украденное уже продано, да    вернет цену его вдвойне и будет наказан по закону    греческому и по уставу и по закону русскому.

Сколько бы пленников христиан наших подданных    ни привели русские, то за юношу или девицу добрую    пусть наши дают 10 золотников и берут их, если же    среднего возраста, то пусть дадут им 8 золотников    и возьмут его; если же будет старик или ребенок,     то пусть дадут за него 5 золотников.

Если окажутся русские в рабстве у греков, то,     если они будут пленники, пусть выкупают их    русские по 10 золотников; если же окажется, что они  куплены греком, то следует ему поклясться на    кресте и взять свою цену - сколько он дал за    пленника.

И о Корсунской стране. Да не имеет права князь    русский воевать в тех странах, во всех городах    той земли, и та страна да не покоряется вам, но    когда попросит у нас воинов князь русский, чтобы    воевать, - дам ему, сколько ему будет нужно.

И о том: если найдут русские корабль греческий,     выкинутый где-нибудь на берег, да не причинят ему    ущерба. Если же кто-нибудь возьмет из него  что-либо, или обратит кого-нибудь из него в    рабство, или убьет, то будет подлежать суду по    закону русскому и греческому.

Если же застанут русские корсунцев в устье    Днепра за ловлей рыбы, да не причинят им никакого    зла.

И да не имеют права русские зимовать в устье    Днепра, в Белобережье и у святого Елферья; но с  наступлением осени пусть отправляются по домам в  Русь.

И об этих: если придут черные болгары и станут    воевать в Корсунской стране, то приказываем  князю русскому, чтобы не пускал их, иначе    причинят ущерб и его стране.

Если же будет совершено злодеяние кем-нибудь из    греков - наших царских подданных, - да не имеете    права наказывать их, но по нашему царскому    повелению пусть получит тот наказание в меру    своего проступка.

Если убьет наш подданный русского или русский    нашего подданного, то да задержат убийцу    родственники убитого, и да убьют его.

Если же убежит убийца и скроется, а будет у него    имущество, то пусть родственники убитого возьмут    имущество его; если же убийца окажется неимущим и    также скроется, то пусть ищут его, пока не    найдется, а когда найдется, да будет убит.

Если же ударит мечом, или копьем, или иным    каким-либо оружием русский грека или грек    русского, то за то беззаконие пусть заплатит    виновный 5 литр серебра по закону русскому; если    же окажется неимущим, то пусть продадут у него    все, что только можно, так что даже и одежды, в    которых он ходит, и те пусть с него снимут, а о    недостающем пусть принесет клятву по своей вере,     что не имеет ничего, и только тогда пусть будет    отпущен.

Если же пожелаем мы, цари, у вас воинов против    наших противников, да напишем о том великому    князю вашему, и вышлет он нам столько их, сколько    пожелаем: и отсюда узнают в иных странах, какую    любовь имеют между собой греки и русские.

Мы же договор этот написали на двух хартиях, и    одна хартия хранится у нас, царей, - на ней есть    крест и имена наши написаны, а на другой - имена    послов и купцов ваших. А когда послы наши царские    выедут, - пусть проводят их к великому князю    русскому Игорю и к его    людям; и те, приняв хартию, поклянутся истинно    соблюдать то, о чем мы договорились и о чем    написали на хартии этой, на которой написаны  имена наши.

Мы же, те из нас, кто крещен, в соборной церкви    клялись церковью святого Ильи в предлежании  честного креста и хартии этой соблюдать все, что    в ней написано, и не нарушать из нее ничего; а если    нарушит это кто-либо из нашей страны - князь ли    или иной кто, крещеный или некрещеный, - да не    получит он помощи от Бога, да будет он рабом в    загробной жизни своей и да будет заклан    собственным оружием.

А некрещеные русские кладут свои щиты и    обнаженные мечи, обручи и иное оружие, чтобы  поклясться, что все, что написано в хартии этой,  будет соблюдаться Игорем, и    всеми боярами, и всеми людьми Русской страны во  все будущие годы и всегда.

Если же кто-нибудь из князей или из людей  русских, христиан или нехристиан, нарушит то, что  написано в хартии этой, - да будет достоин умереть    от своего оружия и да будет проклят от Бога и от    Перуна за то, что нарушил свою клятву.

И если на благо Игорь, великий князь, сохранит любовь эту верную, да не    нарушится она до тех пор, пока солнце сияет и весь  мир стоит, в нынешние времена и во все будущие".

 

http://www.hrono.ru/dokum/index.php#IX

 

Русско-византийский договор 971 г.

Встреча Святослава с Иоанном Цимисхием. К. Лебедев,1916 г.

 

21 июля 971 года произошло последнее сражение, которое окончилось безрезультатно, но склонило Святослава к заключению мира. В бою Святослав был ранен, однако и греки выстояли по византийской официальной версии только благодаря помощи св. великомученика Феодора Стратилата и сильному урагану, метавшему пыль прямо в лицо «скифам». Диакон так представил результат сражения: «Говорят, что в этой битве полегло пятнадцать тысяч пятьсот скифов, [на поле сражения] подобрали двадцать тысяч щитов и очень много мечей. Среди ромеев убитых было триста пятьдесят.» На следующий день Святослав отправил к императору послов с предложением мира.

Условия, предложенные русским князем, заключались в следующем: русы уходят из Болгарии на родину, а греки обеспечивают им свободу выхода и снабжают хлебом на дальнюю дорогу. Кроме того, восстанавливаются торговые отношения с Византией. Император принял все условия, после чего было заключено соглашение, текст которого сохранился в ПВЛ:

«Список с договора, заключенного при Святославе, великом князе русском, и при Свенельде, писано при Феофиле Синкеле к Иоанну, называемому Цимисхием, царю греческому, в Доростоле, месяца июля, 14 индикта, в год 6479. Я, Святослав, князь русский, как клялся, так и подтверждаю договором этим клятву мою: хочу вместе со всеми подданными мне русскими, с боярами и прочими иметь мир и истинную любовь со всеми великими царями греческими, с Василием и с Константином, и с боговдохновенными царями, и со всеми людьми вашими до конца мира. И никогда не буду замышлять на страну вашу, и не буду собирать на нее воинов, и не наведу иного народа на страну вашу, ни на ту, что находится под властью греческой, ни на Корсунскую страну и все города тамошние, ни на страну Болгарскую. И если иной кто замыслит против страны вашей, то я ему буду противником и буду воевать с ним. Как уже клялся я греческим царям, а со мною бояре и все русские, да соблюдем мы неизменным договор. Если же не соблюдем мы чего-либо из сказанного раньше, пусть я и те, кто со мною и подо мною, будем прокляты от бога, в которого веруем, — в Перуна и в Волоса, бога скота, и да будем желты, как золото, и своим оружием посечены будем. Не сомневайтесь в правде того, что мы обещали вам ныне, и написали в хартии этой и скрепили своими печатями.»

По византийским сведениям хлеб (по 20 кг) получили 22 тыс. русских воинов. Обращает на себя внимание близость этой цифры к тем 20 тыс. по русской летописи, которых Святослав назвал на запрос греков, хотя реально князь располагал 10 тыс. Выполняя условия договора, Святослав выдал пленных и отправился на Русь.

С окончанием русско-византийской войны северо-восточная Болгария была присоединена к Византии, независимость сохранили лишь болгарские земли на западе. Болгарский царь Борис II был лишён царского титула, став византийским вельможей.

Святослав с небольшой дружиной на ладьях отправился в Киев, но днепровские пороги заняли печенеги, предупреждённые по версии ПВЛ болгарами. Князь остался зимовать в устье Днепра, а весной 972 года сделал ещё одну попытку пройти пороги. Последствия кратко изложены в ПВЛ: «И напал на него Куря, князь печенежский, и убили Святослава, и взяли голову его, и сделали чашу из черепа, оковав его, и пили из него.»

Скилица подтверждает гибель Святослава, замечая, что греки послали посольство к печенегам с просьбой пропустить русов на родину, но печенеги были недовольны тем, что Святослав заключил мир с греками, и отказались.

Большая часть русского войска вернулось в Киев сухопутным путём под началом воеводы Свенельда.

Наиболее подробно русско-византийская война 970—971 описана византийскими историками Львом Диаконом, современником событий, и Иоанном Скилицей (2-я половина XI века). Современные историки предполагают, что они могли использовать единый источник, однако их изложение не дублирует, но дополняет друг друга. Более поздние византийские авторы (Зонара и Константин Манассия, XII век) кратко повторяют Диакона и Скилицу.

Армянский хронист начала XI века Степанос Асохик сообщает, что болгары выступили против Иоанна Цимисхия в союзе с русами. Асохик свёл всю войну к единственному сражению в 971 году, о котором он рассказал так:

«Когда завязался бой, Рузы [русы] обратили в бегство оба крыла греческого войска. Царь со всею армянскою пехотой оставался неподвижным посередине фронта. Отряд пехоты, называемый отрядом саларов [букв. военачальников], оказал чудеса храбрости. Он врезался в стоявших лицом к лицу с царем и шедших против него под прикрытием своих щитов и, дав работу мечу, многих положил на месте, а остальных разогнал в разные стороны; и принудил булхарский народ покориться.»[17]

Сирийский историк XI века Яхъя Антиохийский упоминает в своей хронике о походе под влиянием Византии русов против болгар.

С русской стороны поход Святослава освещён в самом раннем из дошедших до нашего времени летописных сводов, «Повести временных лет». Хотя в целом рассказ про поход выдержан в духе героической былины, в которой умалчивается о поражении Святослава, летопись содержит ряд важных сведений: о возвращении Святослава в Киев из Болгарии в 968/969 году; обстоятельства его гибели на днепровских порогах; полный текст русско-византийского мирного договора 971 года.

Некоторые дополнительные сведения изложены русским историком XVIII века В. Н. Татищевым по так называемой Иоакимовской летописи, подлинность которой ставится под сомнение, и другим источникам, оставшихся неизвестными. В изложении Татищева Святослав, покидая Болгарию в 968/969, оставил гарнизон в Переяславце. Болгары восстали против русов, вынудив русского воеводу Волка отступить на ладьях по Дунаю. Волк встретил на Днестре Святослава, который возвращался в Болгарию с войском от своего тестя, венгерского князя[18]. После захвата Переяславца Святослав посчитал Византию виновной в восстании болгар и объявил ей войну. Чтобы оправдать поражение, Святослав обвинил христиан, бывших в его войске, в том, что они прогневили языческих богов, и даже казнил единственного брата Глеба. По Иоакимовской летописи, Святослав решил вернуться в Киев с целью покарать христиан, но погиб на порогах.

Современные историки предлагают различные трактовки событий, изложенных в вышеуказанных источниках. Различия связаны главным образом с оценкой личности Святослава и взаимоотношений болгар и русов. Полный обзор версий представлен в книге А. Н. Сахарова «Дипломатия Святослава».

Список литературы:

  1. И. Скилица: «На четвертом году своего [Никифора Фоки] царствования, в месяце июне 10 индикта»
  2. Иоанн Скилица, «Обозрение историй»
  3. Константин Манассия, Летопись
  4. Лев Диакон, История, 4.6
  5. Лев Диакон, «История», 6.10
  6. ПВЛ, год 971
  7. Ceorgius Cedrenus, t. II, Bonnae, 1839, p. 378. Цитируется по хрестоматии по истории средних веков.
  8. Скилица называет невероятные 308 тыс.
  9. Совр. турец. Люле-Бургаз
  10. Лев Диакон, 6.13
  11. Точные даты восстанавливаются по упоминанию Львом Диаконом церковных праздников
  12. Лисицов. 1974
  13. Лев Диакон, 8.9
  14. В день памяти Св. Георгия по Скилице
  15. Иоанн Скилица, «Обозрение историй»
  16. Дата восстанавливается по сопоставлению разных источников. Лев Диакон назвал 23 июля, но эта дата признана ошибкой переписчика: Сюзюмов, 1974
  17. «Всеобщая история Степаноса Таронского», пер. Н. Эмина, Москва, 1864 г., стр. 128
  18. В. Н. Татищев, «История Российская», ч. 2, гл.: Великий князь Святослав

http://www.coolreferat.com/Русско-византийская_война_970_971_годов_часть=2

 

Русско-византийский союз 988 года.

Князь Владимир I

 

Василий II отчаянно нуждался в военной помощи, когда узнал о желании киевского князя Владимира принять крещение. Яхъя Антиохийский, обычно точно отражающий хронологию событий, так рассказал о русско-византийском союзе:

«Был им [Вардой Фокой] озабочен царь Василий по причине силы его войск и победы его над ним. И истощились его богатства и побудила его нужда послать к царю русов — а они его враги, — чтобы просить их помочь ему в настоящем его положении. И согласился он на это. И заключили они между собою договор о свойстве и женился царь русов на сестре царя Василия [Анне], после того, как он поставил ему условие, чтобы он крестился и весь народ его стран, а они народ великий. И не причисляли себя русы тогда ни к какому закону и не признавали никакой веры. И послал к нему царь Василий впоследствии митрополитов и епископов, и они окрестили царя и всех, кого обнимали его земли, и отправил к нему сестру свою, и она построила многие церкви в стране русов . И когда было решено между ними дело о браке, прибыли войска русов и соединились с войсками греков, которые были у царя Василия, и отправились все вместе на борьбу с Вардою Фокою морем и сушей, в Хрисополь. И победили они Фоку…»

О размере русской военной помощи Византии сообщил армянский историк Стефан Таронский, современник князя Владимира. Он назвал цифру в 6 тысяч воинов. По Яхъю соединённые силы русов и греков разгромили войска Варды Фоки под Хрисополем (на азиатском берегу Босфора) в конце 988 года, а 13 апреля 989 года союзники в сражении под Абидосом покончили с Вардой Фокой. Яхъя Антиохийский упоминает о боевых действиях русов в составе византийского войска и после, в северной Сирии в 999 году.

Таким образом, русско-византийский союз был заключён не позднее осени 988 года, после чего русский корпус воевал в составе византийской армии по крайней мере до начала XI века. Согласно восточным источникам союзу предшествовали решение князя Владимира креститься и согласие императора Василия II выдать свою сестру замуж за Владимира.

http://www.coolreferat.com/Русско-византийская_война_988_года

 

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

historicaldis.ru