Многоцелевой ударный вертолет Ка-52 «Аллигатор». Ка 52 вертолет


Вертолёт Ка 52 "Аллигатор" - Авиация России

Успешным продолжением концепции вертолёта Ка 50 с одним пилотом «Чёрная акула» по праву считается двухместная машина Ка 52, получившая прозвище «Аллигатор» и известная в классификации НАТО как Hokum-B. Этот боевой вертолёт предназначается для координации работы ударных вертолётов, ведения разведки и указания целей в ходе боя, участия в антитеррористических операциях и для прикрытия спецназа.

История создания Ка 52

Впервые прототип «Аллигатора», оснащённый ещё двигателями ТВ3-117ВМА и переделанный из одноместного Ка 50, попробовал воздух в июне 1997 года. Из-за недостаточности финансирования проекта в то время, лишь летом 2008 года 27 июня с заводского аэродрома поднялся в небо предсерийный экземпляр Ка 52. Испытательные полёты были закончены только в начале 2011 года.

ка 52 аллигатор фотоКа 52 СМ

К серийному производству завод приступил в октябре 2008 года и в 2011 году начались поставки новых вертолётов в войска. В лётные подразделения, базирующиеся на аэродроме Черниговка, первые вертолёты перегнали в мае 2011 года. По заказу МО России выпущена в серию, предназначенная для производства полётов с авианесущих кораблей, модифицированная модель «Аллигатора» со складывающимся крылом и лопастями – Ка 52К.

Краткое описание вертолёта

Ка 52 «Аллигатор» оснащён силовыми установками ВК-2500 с тягой по 2400 л.с. и кабиной на двух пилотов с размещением бок о бок. С точки зрения авионики, машина оборудована новейшими современными системами, позволяющими пилотировать вертолёт днём и ночью в любых метеорологических условиях, вести боевые действия и производить разведку, успешно управлять штатным ракетным вооружением.

Ка 52 используется ещё и как учебный вертолёт для обучения и дальнейшей тренировки лётчиков к боевым действиям на современных винтокрылых машинах.

Впервые на вертолёте этого класса была установлена оригинальная система катапультирования по самолётной схеме. Ка 52 единственная серийная машина в мире, оборудованная ракетным катапультным креслом.

В полёте при возникновении аварийной ситуации пилот тянет рычаг системы покидания на себя, автоматически срабатывают пиропатроны и отстреливаются лопасти несущего винта, одновременно включается электропитание детонационных патронов, разрушающих остекление фонаря кабины лётчиков. Вслед за этим подрываются пиропатроны, выталкивающие ракетную капсулу, влекущую за собой пилота. Капсулы уходят вверх под определённым углом, разделяя пилотов, чтобы они не попали под огненную струю двигателей катапультных капсул.

Конструкторы не забыли о сохранности жизни экипажа, вертолёт с броневой защитой, изготовленной в ОКБ Камова, не боится попадания даже 23-мм снарядов, что даёт пилоту уверенность поражать цели с небольшой дистанции, как во времена вьетнамской войны.

Тактико-технические данные Ка 52

Ка 52 фотоКа 52 фото

Лётные характеристики вертолёта Ка 52

  • Крейсерская скорость – 270 км/час.
  • Максимально-допустимая скорость – 390 км/час.
  • Перегоночная дальность – 1160 км.
  • Практическая дальность – 460 км.
  • Статический потолок – 4000 м
  • Динамический потолок – 5500 м.
  • Скороподъёмность – 600 м/мин.
  • Допустимая перегрузка – 3,5 g.

Технические данные вертолёта Ка 52

  • Длина вертолёта – 14,2 м.
  • Высота вертолёта – 5 м.
  • Диаметр винтов – 14,5 м.
  • Размах крыла – 7,3 м.
  • Максимальный взлётный вес – 12200 кг.
  • Вес топлива во внутренних баках – 1487 кг.
  • Двигатели – 2 Х ВК-2500.
  • Мощность на взлётном режиме – 2 х 2400 л.с.
  • Мощность на чрезвычайном режиме – 2 х 2700 л.с.
  • Мощность на крейсерском режиме – 2 х 1750 л.с.
  • Экипаж – 2 чел.

Вооружение вертолёта Ка 52

  • Пушечное – 1 х 30-мм 2А4А.
  • Точек подвески – 6.
  • Боевая нагрузка – 2800 кг.
  • УР «воздух-земля» — 4 х ПТУР «Штурм ВУ»
  • УР «воздух-воздух» — 2 х «Игла-В» на пилонах.
  • НУР С-8 – 4 Х 20 шт.
  • НУР С-13 – 4 Х 5 шт.

В настоящее время в войска поставлена и освоена 81 единица этих вертолётов.

Боевое применение Ка 52 «Аллигатор»

Министерство обороны приняло решение, что основным ударным вертолётом ВКС станет Ми 28Н для выполнения задач непосредственно на поле боя, которые решаются на 70% в простых метеорологических условиях. А вот для решения задач ночью и в сложных метеорологических условиях в целях поддержки спецподразделений и боевых действий против террористов следует использовать Ка 52.

Такое решение принято на основе анализа недостатков «камовской» машины. Основной недостаток Ка 52 – возможность перехлёста соосных винтов при больших кренах и малых скоростях. Так как несущих винтов два, увеличивается вероятность их поражения и это ещё один недостаток «Аллигатора», но более низкий уровень шума сосной силовой установки имеет предпочтительное значение для применения этой машины ночью и в сложных метеоусловиях.

Ка 52 и Ми 28Н в Сирии

Ка 52 «Аллигатор» и Ми 28Н «Ночной охотник» получили боевое крещение в боях против ИГИЛ в сирийской пустыне. С конца 2015 года эти вертолёты базируются в сирийской провинции Латаки на аэродроме Хмеймим и имеют практически одинаковое вооружение, состоящее из 30-мм пушки, двух типов УР «Атака»и НАР С-80. Ка 52 на борту имеет оборонный комплекс «Президент-С», с помощью которого несложно подавить ПЗРК террористов, составляющих основу ПВО.

Ка 52 принял участие в боевой операции при освобождении города Хомс в апреле этого года, а Ми 28Н весной 2016 года показал свои возможности в боях за Пальмиру.

Боевое применение вертолета Ка-52 в Сирии видео

https://www.youtube.com/watch?v=PHxG2qwolE8

The following two tabs change content below.

Рекомендуем к просмотру

comments powered by HyperComments

aviarf.ru

Ка-52 Аллигатор Боевой Ударный Российский Вертолет, Технические Характеристики (ттх), Скорость, Аэродинамика, Вооружение, Чертежи и Фото

Ка-52 или как его еще называют «Аллигатор» — это российский боевой ударный вертолет, который предназначен для уничтожения живой силы и техники противника на поле боя. По сути, Ка-52 – это модернизация Ка-50.

История создания

В 50-60 годах минувшего столетия вертолеты показали свою высокую эффективность на поле боя. Сначала в качестве транспортного средства, а затем и в качестве грозного оружия, которое может очень эффективно работать непосредственно над полем боя, бороться с партизанами и уничтожать бронетехнику противника. Опыт Корейской войны, а затем и результаты конфликтов во Вьетнаме и на Ближнем Востоке был учтен советскими военными и вскоре у СССР появился отличный ударный вертолет – Ми-24, знаменитый «крокодил».

Это прекрасный вертолет был создан не только как ударный, благодаря десантному отсеку, он также мог доставлять бойцов на поле боя. Такой себе «летающий БМП». Потом была Афганская война, да и не только она. Советские «крокодилы» участвовали в конфликтах по всей планете и везде показали себя с наилучшей стороны. Но к этому вертолету были и вопросы. Не совсем удачной оказалась сама концепция вертолета. Ми-24 почти никогда не использовали для доставки десанта, и десантный отсек был явно лишним. Советские военные поставили перед конструкторами новую задачу: построить новый полностью ударный вертолет, который бы исключительно занимался уничтожением противника на поле боя.

В это же время главный потенциальный противник США начал разработку ударного вертолета второго поколения и в середине 80-х уже имел серийно выпускаемый «Апач». Этот вертолет существенно превосходил Ми-24.

За время эксплуатации милевской машины были отмечены многие недостатки, которые можно было устранить в новой машине, был накоплен огромный опыт производства и использования вертолетов, причем часто это опыт был самым ценным – опытом использования машин в реальных боевых условиях. Произошли изменения в тактике использования винтокрылых машин. В 1973 году израильские вертолеты с помощью управляемых ракет уничтожили 90 египетских танков и без потерь вернулись на базу. Советские военные оценили этот факт. Так что одним из основных требований к новому вертолету было умение бороться с бронетехникой противника.

В конкурсе приняли участия конструкторское бюро Миля и Камова. Милевцы пошли по проторенному пути и предложили глубокую модернизацию все того же Ми-24, на нем убирали грузовой отсек, серьезно модернизировали носовую часть вертолета. Также на него установили новые системы управления и ведения боя. Было усиленно вооружение, в вертолете появилось много новой электроники, в общем, вертолет сильно напоминал американский «Апач», только стоил дешевле.

Конструкторское бюро Камова пошло по иному пути. Они представили чертежи вертолета, сделанного по соосной схеме (любимое решение камовцев), который бы управлялся одним пилотом, имел мощную броневую защиту и был бы вооружен управляемыми ракетами с дальностью поражения более десяти километров. Во многом машина Камова была революционной. Возможно, даже слишком. Более того, конструкторы предлагали изменить саму тактику использования вертолетов в бою. Один из вертолетов (более легкий и маневренный) должен был выполнять функции разведчика и наводчика-корректировщика, а сзади ударные вертолеты должны были вести огонь с недосягаемого для огня ПВО противника расстояния. Увы, эти замыслы так и не стали реальностью.

Черная акула и Аллигатор

В середине 80-х в конкурсе был объявлен победитель: им оказалось КБ Камова и его вертолет К-50 «Черная акула». Он был выполнен по традиционной для камовцев соосной схеме, управлялся одним пилотом и имел множество других революционных новшеств. Соосная схема имеет как свои преимущества, так и недостатки. Такие вертолеты сложнее и дороже классических, также дороже и их обслуживание. Но. Применение двух несущих винтов дает возможность убрать рулевой винт и тем самым серьезно повышает эффективность работы двигателя, убирает носовую балку, делает вертолет более маневренным и подвижным. Вес вертолета также меньше, по сравнению с вертолетами классической схемы. С другой стороны управлять таким вертолетом сложнее, требуется высокое мастерство пилота.

Проблема К-50 была в том, что этим вертолетом управлял один человек. Эффективно вести машину и при этом наводить оружие очень непросто, особенно на сложных режимах полета (горы, полет на малой высоте), поэтому в середине 90-х годов началась разработка новой машины – это был боевой вертолет Ка-52. По сути, эта машина является модернизацией «черной акулы» и многие узлы и агрегаты у этих вертолетов идентичны.

Рождение Аллигатора

Чертежи новой машины появились еще в начале 90-х. Впервые машину под названием Ка-52 показали журналистам в 1996 году, немного ранее этот вертолет получил грозное имя «аллигатор». А в 2008 году началось серийное производство этой машины. Военный вертолет Ка-52 очень похож на Ка-50, но отличия все же имеются. В первую очередь в глаза бросается иная, обтекаемая форма носа. Она имеет лучшие аэродинамические характеристики и менее заметна для радаров. Также на вертолет было установлено более совершенное радиоэлектронное оборудование, но самое главное – в кабине теперь было место для второго пилота.

Несколько лучше стали скоростные и маневренные характеристики. Двигатель, винты, крылья, шасси и практически весь фюзеляж полностью идентичны с Ка-50. Пилоты сидят в кабине рядом друг с другом, управление дублировано, многие приборы заменены жидкокристаллическими экранами. Отказ от рулевых винтов сделал «Аллигатор» существенно короче того же Ми-24, но второй несущий винт сделал его выше. Хотя еще очень большой вопрос – что более предпочтительно для ударного вертолета.

Характеристики вертолета

Ударный вертолет Ка-52 также создан по соосной схеме, он имеет два несущих винта и не имеет рулевого. Наиболее важные узлы самолета надежно бронированы, также защищена броней и кабина пилотов. Шасси могут убираться, что существенно улучшает аэродинамические характеристики машины. На вертолете стоят модернизированные двигатели ВК-2500, с мощностью 2400 л.с. Большой потолок машины позволяет ей эффективно выполнять боевые задачи в условиях высокогорья. Также двигатели машины снабжены специальными приспособлениями, которые рассеивают выхлоп машины и уменьшают ее заметность в инфракрасном диапазоне. В кабине машины расположены два специальных кресла, К-37-800, которые в случае необходимости могут катапультироваться. Перед катапультированием происходит отстрел несущих лопастей вертолета.

Ударный вертолет Ка-52 создан для борьбы с бронетехникой и живой силой противника, также он может бороться против вражеских вертолетов. Соответствуют этим целям системы вооружения машины и комплекс ее радиоэлектронного оборудования. При этом использовать вертолет можно в любых погодных условиях и в любое время суток.

На Ка-52 установлена ГОЭС «Самшит-Э», с помощью которой происходит прицеливание и выбор цели, она состоит из тепловизора, лазерного целеуказателя и пеленгатора лазерного луча. Машина также оборудована РЛС «Арбалет-52», один из каналов которой служит для поиска наземных целей, и позволяет вертолету маневрировать на малых высотах с большой скоростью. Второй канал обеспечивает противоракетную оборону. На вертолете установлена система радиоэлектронной защиты и средства активного противодействия.

На вооружении вертолета стоит 30 мм подвижная пушка и целый набор управляемых и неуправляемых ракет, основными из которых являются ПТУРы «Вихрь». Всего вертолет может принимать на борт 2000 килограмм различных ракет и бомб.Благодаря модернизированным двигателям с улучшенными техническими характеристиками, его скорость не уменьшилась, несмотря на возросший вес машины. Ниже, в таблице приведены ттх вертолета Ка-52.

Общие данные
Экипаж, чел2
Масса, кг:
максимальная взлётная10800
нормальная взлётная10400
Скорость, км/ч:
Максимальная310
Крейсерская250
максимальная на пикировании350
Максимальная вертикальная перегрузка3
Потолок, м3600
Дальность действия, км520
Диаметр несущих винтов, м14,5
База шасси, м4,92
Колея шасси, м3,67
Основное вооружение30-мм пушка 2А42, ПТУР «Вихрь»
Дополнительное вооружениеблоки НУРС, пушечные контейнеры, ракеты Р-73 и «Игла-В»
Максимальная перегрузка3,5
Двигатель ВК-2500
Мощность, л.с.:
чрезвычайный режим2700
взлётный режим2400
Размеры
Длина, м14,2
Ширина, м7,3
Высота, м5

В настоящее время существуют две модификации вертолета Ка-52. Это базовая версия и Ка-52К. Ка-52К – это корабельный вариант этой машины. Он отличается возможностью складывать лопасти, усиленными стойками шасси, а также повышенной антикоррозийной защитой. Планировалось, что именно эти вертолеты должны стать основным оружием вертолетоносцев типа «Мистраль», который Россия хочет закупить у Франции.

Ударный вертолет Ка-52 поражает своей маневренностью. Благодаря использованию двух несущих винтов, вертолет может исполнять маневры, недоступные для одновинтовым вертолетам. Вертолет может выполнить знаменитую «мертвую петлю», что немыслимо для обычной машины. Также машина довольно удобна для технического обслуживания.

Видео о Ка-52

militaryarms.ru

фото Ка-52 «Аллигатор», вертолёт Ка-52.

Ка-52 («Аллигатор») – двухместный вертолет, способный выполнять как ударные, так и разведывательные функции. Создан на базе одноместного Ка-50. На вооружении российской армии состоит около 80 этих машин.

Ка-52 «Аллигатор»Ка-52 «Аллигатор» Ка-52 «Аллигатор»Ка-52 «Аллигатор» Ка-52 «Аллигатор»Ка-52 «Аллигатор»

История создания и эксплуатация

Идея нового вертолета, который мог бы одновременно проводить разведку в боевых условиях, обнаруживать и уничтожать различные цели, а также поддерживать и координировать действия групп вертолетов, возникла в КБ Камова еще в начале 1980-х годов. Однако неблагоприятные условия последующих лет не позволили осуществить первоначальный проект. Основой новой машины стал уже пошедший в серию Ка-50 («Черная акула»).

Испытания прототипов Ка-52 начались в 1997 году и продолжались около десяти лет, после чего было построено несколько опытных предсерийных экземпляров для государственных испытаний, которые машина выдержала успешно. Серийное производство вертолета для вооруженных сил России началось в 2011 году, после его официального принятия на вооружение.

С 2015 года Ка-52 участвуют в военных операциях России в Сирии. Они оказывают огневую поддержку войскам, привлекаются к охране базы ВВС в Латакии и сопровождают поисково-спасательные вертолеты.

Имеются планы использовать Ка-52 на авианесущем крейсере «Адмирал Кузнецов» в качестве палубных вертолетов.

Ка-52 «Аллигатор»Ка-52 «Аллигатор» Ка-52 «Аллигатор»Ка-52 «Аллигатор» Ка-52 «Аллигатор»Ка-52 «Аллигатор» Ка-52 «Аллигатор»Ка-52 «Аллигатор» Ка-52 «Аллигатор»Ка-52 «Аллигатор» Ка-52 «Аллигатор»Ка-52 «Аллигатор»

Особенности конструкции

В отличие от своего предшественника «Черной акулы», Ка-52 - двухместная машина. Один член экипажа выполняет функции пилота, второй оператора, но предусмотрена также возможность совмещения управления и ведения огня любым из пилотов. Такое дублирование, а также взаимное расположение пилотских кресел (рядом друг с другом) делает Ка-52 очень удобной тренировочной машиной.

Носовая часть Ка-52 более сглаженная и обтекаемая, за счет чего достигнуто повышение аэродинамики вертолета и снижение его заметности для радаров обнаружения. В остальном фюзеляж и винты практически не отличаются от Ка-50.

Авионика вертолета была усовершенствована, а радиолокационная система Ка-52 оснащена двумя антеннами – для воздушных и наземных целей. 

Экипаж защищен бронированной кабиной и, в случае необходимости, может катапультироваться с любой высоты до 4000 м.

Ка-52 «Аллигатор»Ка-52 «Аллигатор» Ка-52 «Аллигатор»Ка-52 «Аллигатор» Ка-52 «Аллигатор» и бомбардировщик Ту-160 «Белый лебедь»Ка-52 «Аллигатор» и бомбардировщик Ту-160 «Белый лебедь»

Смотрите также фото бомбардировщика Ту-160 «Белый лебедь».

Вооружение

Для выбора цели используется система «Самшит», оснащенная тепловизором и лазерным целеуказанием. Общая боевая нагрузка достигает 2000 кг на первых моделях (4 точки подвески)и 2,8 т. на машинах, произведенных после 2012 года (6 точек подвески).

Ка-52 может быть вооружен 12-ю управляемыми ракетами. Для уничтожения бронетехники Ка-52 использует ПТУР «Вихрь», для борьбы с воздушными целями применяются управляемые ракеты Р-73. Есть также возможность использования высокоточных ракет Х-25.

Неуправляемые ракеты на вооружении: 80 ракет С-8 (по 20 в 4-хблоках) или же 20 ракет С-13 (по 5 в 4-х блоках). Они предназначены для ударов по наземным целям, включая цели, находящиеся в укрытиях.

Автоматическая 30-мм пушка имеет боекомплект 460 снарядов.

Ка-52 «Аллигатор»Ка-52 «Аллигатор» Ка-52 «Аллигатор»Ка-52 «Аллигатор»

Модификация Ка-52К

Разработка версии вертолета для базирования на корабельной палубе велась для предполагавшейся покупки Россией вертолетоносцев «Мистраль». Этот вариант назвали Ка-52К («Катран»). Он получил складывающиеся винты, а также значительно усиленную РЛС, позволяющую засекать цели на расстоянии 300 км. Кроме того, эта модификация должна оснащаться ракетным комплексом «Гермес», способным уничтожать бронетехнику на расстоянии до 100 км.

После отказа Франции продать «Мистрали» России, выпуск палубного варианта Ка-52 не был осуществлен в полной мере. Тем не менее, предполагается, что российский ВМФ должен получить около 40 таких вертолетов. Заинтересованность в приобретении этих машин проявил также Египет.

Ка-52 «Аллигатор»Ка-52 «Аллигатор» Ка-52 «Аллигатор»Ка-52 «Аллигатор»

komotoz.ru

Ка-52К "Катран": характеристики, фото

К палубным вертолетам всегда предъявлялись особые требования. Они эксплуатируются в тяжелых условиях: влажность, морская соль, перепады температур и ветры разрушительно действуют на силовые конструкции и агрегаты, силовую установку и бортовую электрику. Конструкторское бюро им. Камова в нашей стране накопило богатый опыт создания машин этого класса, несколько десятилетий служивших флоту. Новейший образец палубного вертолета последнего поколения Ка-52К «Катран» в настоящее время поступает на вооружение Российского ВМФ. О нем известно не так уж и много, но информация, опубликованная в открытых источниках, свидетельствует о его потрясающих характеристиках. Еще бы, он – «родной брат» «Аллигатора», не без оснований считающегося лучшим боевым вертолетом в мире.

ка 52к

«Аллигатор» и «Катран»

Что представляет собой эта машина? Как ясно уже из названия, вертолет Ка-52К является адаптированной к морским условиям и требованиям ВМФ модификацией Ка-52 «Аллигатор». По общему внешнему виду, характеристикам и вооружению между двумя этими машинами различий не так уж и много, но они есть. Обе они предназначены для нанесения ударов по поверхностным целям, но могут решать и задачи боевого противодействия воздушным угрозам. Как уже отмечалось, особые условия работы механизмов и агрегатов, а также несущих элементов фюзеляжа авиации, предназначенной для морского базирования, должны иметь соответствующее исполнение, предусматривающее антикоррозионные покрытия всех элементов конструкции, специальные средства герметизации и адаптированные условия микроклимата в пилотской кабине. Все это у Ка-52К есть, но кроме этого…

ка 52к катран

Винт

Если сравнивать обычный наземный аэродром и палубу авианосца, а в особенности вертолетную площадку крейсера или другого надводного корабля, очевидна разница отводимого для базирования техники пространства. Чем меньше места она занимает, тем больше единиц ее можно вместить, и тем легче ее обслуживать, загнав в ангар. Имеет значение в первую очередь несущий винт, который может мешать прохождению через проемы специальных лифтов, опускающих вертолет под палубу, но также и крыло, играющее в аэродинамике современных вертолетов важную роль. Идея компактно складывать лопасти не нова, она применена во многих образцах как отечественных (Ка-26), так и зарубежных. Ка-52К «Катран» оснащен механизмом, позволяющим выполнять эту операцию очень быстро, менее чем за минуту, равно как и уменьшать габариты, задаваемые консолями плоскостей. Эта опция изначально продиктована возможностью использования машин этого типа на вертолетоносцах класса «Мистраль», приобретение которых по политическим причинам не состоялось. Тем не менее потребность в палубных вертолетах остается актуальной, тем более что аналогичные корабли планируется строить в России. Таким образом, дополнительный буквенный индекс «К» означает «корабельный».

Авионика

Палубный вертолет Ка-52К «Катран» обязан своими потрясающими боевыми качествами не только инженерам КБ «Камов», но в значительной степени и специалистам КРЭТ (Концерна радиоэлектронных технологий), разработавших для него уникальную авионику. Модернизированная бортовая РЛС может работать в сантиметровом диапазоне частот, обеспечивая повышенную дальность локации цели (до двухсот километров, вдвое больше обычного радиуса). Эта машина способна выполнять боевые вылеты практически при нулевых условиях видимости и любой погоде. Система управления вооружениями и распознавания изображения «Охотник», построенная на лазерно-лучевом принципе, осуществляет целеуказание и наведение ракет по команде экипажа и исходя из информации, поступающей от внешних источников. Другой комплекс, «Арбалет», нивелирует воздействие радиопомех. Все бортовое оборудование Ка-52К произведено в России и не имеет мировых аналогов.

ка 52к характеристики

Вооружение

Огневая мощь этой машины потрясает, она скорее соответствует возможностям фронтового штурмовика, чем привычному образу палубного вертолета, традиционно решающего задачи обнаружения подлодок противника, разведки и спасения терпящих бедствие экипажей. Этот «летающий танк» (скорее эсминец) Ка-52К оснащен бортовым оборонительным комплексом «Витебск», в состав которого входит система управления 30-мм скорострельной пушкой и станции наведения ракет, размещенных под плоскостями, а именно:

- ракетами класса «воздух-земля»;

- многоцелевыми УР «Вихрь»;

- ракетами «Игла» («воздух воздух»).

Этого достаточно, чтобы оказывать эффективную поддержку наступающим десантным подразделениям, подавляя очаги сопротивления и поражая вражескую бронетехнику всех классов.

Но и это еще не все.

ка 52к фото

Противокорабельный вертолет

Есть у Ка-52К качество, которым не обладает ни один вертолет в мире. На него можно установить БРЭО, позволяющее осуществлять запуски и наведение новейших противокорабельных ракет типа Х-31 или Х-35, способных пустить на дно крупную морскую цель. Раньше такое оружие могли нести только тактические авиационные комплексы на базе фронтовых штурмовиков МиГ-29К и Су-30. Вертолет, который может атаковать неприятельский крейсер или даже авианосец, - новое слово в тактике гипотетической морских сражений. Свойство это тем более важно по причине малой заметности винтокрылых машин и их способности зависать на месте, вводя в заблуждение доплеровские локаторы, способные «видеть» только движущиеся объекты.

вертолет ка 52к катран

Характеристики

В силу ограниченности информации о некоторых параметрах полетных возможностей Ка-52К, характеристики «Катрана» можно оценивать по его «ближайшим родственникам», Ка-50 «Черной акуле» и Ка-52 «Аллигатору». Есть основания считать, что они не хуже, а вполне вероятно, и превосходят их, хотя, возможно, и незначительно. Итак, у этого флотского вертолета габариты приблизительно 14 (длина) х 5 (высота) х 7,3 (размах крыла) метра при диаметре главных винтов 14,5 метра. Скорость крейсерская - 260 км/ч, максимальная - 300 км/ч. Оперативный радиус - 460 км, взлетный вес (максимальный) - 10,8 т. Потолок практический – 5500, статический - 4000. Силовая установка состоит из двух газотурбинных двигателей ВК-2500.

вертолет ка 52к

Перспективы

По словам генерального конструктора ОАО «Камов» Сергея Михеева, фирма заключила контракт с Министерством обороны на поставку до 2020 года 146 единиц Ка-52К. Фото первых «складных» машин, начавших поступать на флот, опубликованы в прессе. 32 из них предназначались для российских «Мистралей», и не исключено, что после их приобретения Египтом вертолеты морской модификации будут поставлены этой стране, правда, в экспортном исполнении, с несколько урезанными возможностями. По крайней мере осенью 2015 года контракт на полсотни машин подписан представителями АРЕ и РФ. Кроме этого, к российскому вертолету проявляет интерес и французская сторона, хотя в свете последних обострений международной обстановки трудно прогнозировать успешное развитие военно-технического сотрудничества со странами, входящими в состав блока НАТО.

fb.ru

Разведывательно-ударный вертолет Ка-52 "Аллигатор"

Ка-52 в тренировочном полете

Ка-52 в тренировочном полете

Ударный вертолет Ка-52 «Аллигатор» (по классификации НАТО “Hokum B”) является дальнейшим развитием знаменитого вертолета Ка-50 «Черная акула». Основное отличие Ка-52 от Ка-50 – наличие второго места для оператора вооружения, что расширяет функциональность Ка-52 от чисто ударного вертолета до разведывательной и командирской машины, способной выполнять разведку, целеуказание и координацию действий группы вертолетов.

 

НЕОБХОДИМОСТЬ СОЗДАНИЯ КА-50 И КА-52

К началу 80-х гг. вооруженные силы США и НАТО рас­полагали мощной группировкой специализированных вертолетов огневой поддержки, а наш транспортно-боевой Ми-24 при всех своих достоинствах был слишком большим и тяжелым для этого. Ответом на новый американский ударный вертолет АН-PA «Апач» должен был стать Ми-28, который ви­делся Заказчику как уменьшенный Ми-24 без кабины десанта. Именно на него делало ставку Министерство обороны, и когда появился альтернативный проект, сторонников у него оказа­лось немного.

Двухместные вертолеты Ми-28 и АН-64 создавались, что­бы «утюжить» боевые порядки противника, а одноместный Ка-50 должен был атаковать с большой дальности, и наведение ракет выполняла автоматика противотанкового ракетного ком­плекса «Вихрь». Он мог уничтожать любые танки, не входя в зону огня зенитной артиллерии и зенитных ракетных комплек­сов войсковой ПВО. Четыре бортовых цифровых ЭВМ решали задачи навигации, применения оружия и защитных систем, а также контроля систем вертолета.

Новое всегда пробивает себе дорогу ценой больших тру­дов, и коллективу ОКБ им. Н.И. Камова приходилось тратить много сил не только на совершенствование своей машины, но и на преодоление сопротивления «активных скептиков», мно­гие из которых носили генеральские погоны и занимали высо­кие посты. Государственные испытания подтвердили преиму­щества Ка-50 перед Ми-28, и он был рекомендован к принятию на вооружение.

Проверка шла в условиях, максимально приближенных к боевым (и это не газетный штамп!), и показала не только до­стоинства, но и недостатки машины. Было очевидно, что про­тивник будет искать способы борьбы с Ка-50, увеличивая даль­ность боя и снижая время реакции своих систем ПВО. «Атаки» объектов, прикрытых новыми отечественными комплексами «Тунгуска», «Тор» и др., показывали, что Ка-50 хотя и имеет пре­имущество перед Ми-28, но вовсе не является неуязвимым.

Американские и израильские вертолетчики для снижения потерь ударных вертолетов выполняли разведку района атаки и целеуказание специальными вертолетами. В связке с АН-64А действовал наводчик OH-58D «Кайова». а на замену этой машине, чья история восходила к 60-м гг., консорциум «Боинг-Сикорский» проектировал новый разведывательно-ударный вертолет LHX (RAH-66). Наш вертолет-разведчик Ми-24К боль­ше подходил для корректировки огня артиллерии и ракетных систем сухопутных войск, и ОКБ им. Камова предложило со­здать небольшую маневренную машину В-60Р, однако поме­шала «перестройка». Проект реализовать не удалось...

Не все ладилось и с бортовой автоматикой, доводка ко­торой затормозилась. Хотя Ка-50 официально был запущен в серию, это отразилось на отношении к нему Минобороны, а отказ принимать и оплачивать готовые вертолеты поставил в тяжелейшее положение коллективы ОКБ и серийного завода «Прогресс» в г. Арсеньев.

Установка оптико-электронной системы ГОЭС-451 комплекса

Установка оптико-электронной системы ГОЭС-451 комплекса "Аргумент-2000" под носовой частью Ка-52

Понимая обоснованность некоторых претензий Заказчика, Генеральный конструктор С.В. Михеев нашел выход из создав­шегося положения. При невозможности освоения еще одного изделия в условиях разразившегося в начале 90-х в пос­тперестроечной России жесточайшего (не то, что нынешний!) кризиса, он предложил сделать такой вертолет на базе Ка-50, сохранив 95% общих агрегатов планера и систем. Новое обо­рудование обеспечивало решение всех боевых задач в любую погоду и ночью. В экипаж вошел оператор, выполняющий фун­кции командира группы. Внезапно появляясь над полем боя, он оценивает обстановку, выделяет цели, распределяет объекты атаки между машинами своего боевого порядка, исполь­зуя автоматизированный комплекс телекодовой связи, а также атакует сам. Подобный вариант рассматривался при проекти­ровании одноместного Ка-50, но реализован был только в 90-х гг.

В 1994 г. проект и макет были представлены Государствен­ной комиссии. Как только информация об этом была обнародо­вана, ряд экспертов поспешили объявить о «провале концеп­ции одноместного вертолета». Однако новая машина должна была не заменить, а дополнить группировку Ка-50, как аме­риканский RAH-66 дополнял основные силы АН-64. Но явно отличаясь от него по внешнему виду, тот «притягивал» бы на себя огонь ПВО, как это было во Вьетнаме: партизаны Вьетконга были проинструктированы о том, что в разнородной группе вертолетов в первую очередь надо выбивать легкие ОН-6 и ОН-58. командирские машины. Новый вертолет Ка-52 в общем строю мало отличался бы от обычных Ка-50.

Создание двухместного разведывательно-ударного вер­толета стало не отходом от принципов, положенных в осно­ву проекта Ка-50, а их творческим развитием в изменившихся условиях возможной войны или контртеррористической операции.

 

КОМПОНОВКА КА-52

В большинстве боевых вертолетов оператор вооружения и летчик располагаются друг за другом, и фюзеляж по­лучается узким. Но длинная бронекоробка увеличивает разнос масс, делая вертолет инертным. В такой кабине летчик и опе­ратор общаются через переговорное устройство, но в бою счет идет на доли секунды и все решить может простой жест (на­пример, смотри — «стингер»!) и даже просто поворот головы. В ударных самолетах F-111, А-6, Су-24 и Су-34 летчик и штур­ман размещены бок о бок, и создатели Ка-52 "Аллигатор" выбрали такую же компоновку. Мидель при этом не пострадал — его задает широкая средняя часть фюзеляжа.

Серийный Ка-52 борт 51 в испытательном полет

Серийный Ка-52 борт 51 в испытательном полете

В двухместной машине старались использовать максимум серийных узлов и агрегатов — даже лобовое стекло представ­ленного Госкомиссии макета представляло собой два бронеблока Ка-50. Но такой вариант забраковали из-за падения лет­ных качеств и неудобной компоновки кабины и оборудования. Степень унификации Ка-52 с серийным Ка-50 уменьшилась до 65%, зато большинство недостатков вертолета удалось устра­нить.

Исполняя требования Заказчика и находя новые пути со­вершенствования машины, конструкторы сделали кабину с гнутыми боковыми и верхними стеклами, что улучшило обтека­емость всего фюзеляжа. Прочность носовой части повысили, заменив боковые двери поднимающимися боковыми створка­ми. Большинство стрелочных приборов и телевизионный ин­дикатор из ЭЛТ заменили многофункциональные ЖКИ.

Но главным отличием Ка-52 стал новый комплекс оборудо­вания. В «шарике» за остеклением кабины находилась оптика обзорно-поисковой системы «Самшит», дневная телесистема для нормальной и низкой освещенности, тепловизор, лазер­ный дальномер-целеуказатель, совмещенный с пеленгатором лазерного пятна для автоматического сопровождения цели и подсвета ее при движении и вертолета, и цели. Днем в хоро­шую погоду «Самшит» позволяет обнаруживать и распознавать танк с расстояний до 15 км. Носовой обтекатель заняла боль­шая антенна РЛС «Арбалет-52», которая обнаруживает танк с дистанции 20 км, дает карту местности и предупреждает о пре­пятствиях. Над втулкой винта установили малую антенну той же станции для обнаружения воздушных целей и других объектов — эта антенна обнаруживает даже снаряды противника и атакующие ракеты.

 

 «АЛЛИГАТОР» ЗАВОЕВЫВАЕТ НЕБО

В опытный образец Ка-52 "Аллигатор" был пе­реоборудован серийный Ка-50. К декабрю 1996 г. машина была готова к ис­пытаниям, но было решено представить ее на выставке «Аэроиндий-96», и полеты были отложены. Черный вертолет с бортовым номером 061 и надписью “Alligator” привлек всеобщее внимание, но участие в авиашоу несколько задержало нача­ло испытаний. Наконец, 25 июня 1997 г. Александр Смирнов и Дмитрий Титов вы­полнили на Ка-52 первый полет.

Опытный вертолет Ка-52К

Опытный вертолет Ка-52К

Потяжелевший Ка-52 имел самую высокую нагрузку на метр ометаемой пло­щади среди всех соосных вертолетов, и некоторые его летные качества по сравнению с Ка-50 понизи­лись. Но у редуктора ВР-80 оставался запас по пропускаемой мощности, и естественным решением было заменить старые двигатели ТВЗ-117ВМА. Альтернатива им была создана сов­местно санкт-петербургским КБ им. Климова и запорожским заводом «Мотор-Сич».

Взлетная мощность форсированного ТВЗ-117ВМА Ф вырос­ла с 222S до 2500 л.с, а на чрезвычайном режиме при отказе одного из двух двигателей другой выдает до 2800 л.с. Новая электрогидравлическая система регулирования повышает приемистость, устойчивость и надежность на переходных ре­жимах и при пусках ракет. Реализован вывод из помпажа и «вращающегося срыва» компрессора, а также автоматическое восстановление режима при эаглохании. Назначенный ресурс двигателя составляет 3000 ч, а межремонтный 1500 ч, вариант ТВЗ-117ВМА-С63 (ВК-2500) имеет несколько меньшие мощнос­ти (2400 л.с. на взлете и 2700 л,с. на режиме ЧР), но расход топлива у него меньше, а ресурс больше — до первого ремон­та 3000 ч и назначенный 7500 ч.

Еще одна группа проблем была связана с прицельными системами. Обзор вниз оптики «Самшит» был недостаточным, а ее заданные характеристики подтверждены на испытаниях не были. Надвтулочная антенна РЛС «Арбалет» не работала нормально, а полный отказ от локатора ограничивал всепегодность вертолета.

Отработка БРЭО Ка-52 заняла несколько лет. но в резуль­тате был создан новый прнцельно-пилотажный и навигацион­ный комплекс «Аргумент-2000». В его состав вошли обзорно-пилотажная система, поисково-прицельная система ГОЭС-451, оптическая часть которой смонтирована в носовой части фю­зеляжа, под обтекателем РЛС. Они могут работать круглосу­точно и в туман вместе с входящим в состав этого комплекса локатором «Арбалет-52», основная антенна которого установ­лена в носовой части. Это оборудование, бортовой комплекс обороны, а также включающий три радиостанции, систему засекречивания и аппаратуру передачи данных комплекс связи БКС-50 интегрированы е единое целое бортовой сетью БЦВМ «Багет-53» с открытой архитектурой, позволяющей без замены «железа» менять состав боевых систем, инсталлируя новый «софт».

Подготовка серийного производства Ка-52 на заводе «Прогресс» началась в 1997 г.. но из-за срыва финан­сирования начало поставок задержалось. Но время не было потрачено зря, и промышленность смогла поставить серийные Ка-52 в улучшенном варианте — он получил прицельно-пило­тажный и навигационный комплекс «Аргумент-2000» и двига­тели ВК-2500.

Первые четыре Ка-52 прибыли на базу Дальневосточного командования ВВС Черниговка 24 мая 2011 г. Ранее там бази­ровался 319-й Краснознаменный ОВП им. Ленина, который был лидером в освоении Ми-24А. Полк в Черниговке планировалось полностью перевооружить Ка-52 к концу 2012 г. На практике этого не было сделано к указанному сроку, однако, вероятно, перевооружение все-таки будет произведено несколько позже. Переучивание на новую технику ведется в 334-м Центре боевой подготовки на авиабазе Торжок.

Заказ на вертолеты Ка-52 для Министерства обороны Российской Федерации уже определен и выполняется. В 2012 г. изготовлен 21 вертолет Ка-52. Из них 5 переданы в Черниговку, а 16 - должны быть переданы в Кореновск в течение весны 2013 г.

Около ста машин собирается принять на вооружение Военно-Морской Флот Рос­сии для огневой поддержки морских десантов, сопровождения палубных транспортно-десантных вертолетов, уничтожения кораблей малого и среднего водоизмещения. Морской верто­лет Ка-52К имеет систему уменьшения габаритов, усиленные шасси, коррозионная стойкость планера и систем повышена. Вооружение Ка-52К в корабельном варианте на первом этапе будет таким же, как и в армейском.

Сейчас испытания по тематике Ка-52К идут на опытном вертолете №061. Базирование Ка-52К предполагается на отечественных десантных и многоцелевых кораблях, а также на закупаемых во Франции ДВКД типа «Мистраль». Во время визита этого корабля в Петербург прошла «примерка» Ка-52, которая показала, что вертолет и корабль вполне «подходят» друг другу. Сейчас испытания машины на борту большого про­тиволодочного корабля «Вице-адмирал Кулаков» уже завер­шены.

Остро дискутируется вопрос стоимости Ка-52. Она составляет около 30 млн. долл. США за единицу. Эксперты либерального толка «предостерегают» россиян от втягивания в новую гонку вооружений. Но есть ли альтернатива поддержа­нию обороноспособности  страны на должном уровне? События в Аф­рике и на Ближнем Востоке убедительно доказывают — такой альтернативы нет.

Цена серийного Ка-52 высока, однако она определяется высокими качествами машины и значительным количеством необходимых боевых систем БРЭО на борту. Например, РЛС на серийном вертолете Ми-28Н ОКБ им. Миля пока нет, а на Ка-52 имеется. Летные характеристики Кз-52 также оцениваются специалистами очень высоко. Существенное превосходство он имеет и перед западными аналогами, в том числе лучшим американским всепогодным боевым вертолетом AH-64D «Апач», и во многом благодаря «фирменной» камовской соосной схеме.

 

ВООРУЖЕНИЕ КА-52 "АЛЛИГАТОР"

Развитие военной техники — это вечная борьба с про­тивником и во время войны, и в мирное время. Хочешь мира — готовься к войне, как говорили древние.

В 1989 году советские войска покинули Афганистан, а в 1991 г. страны Запада начали войну против Ирака, который столь неудачно пытался вернуть ранее принадлежавшие ему земли. В этих кампаниях активно применялись вертолеты, и тогда ведущие мировые эксперты единогласно утверждали, что превосходство в армейской авиации вооруженных сил США и НАТО над СССР, а затем и Россией сохранится всегда Однако с тех пор утекло много воды и ситуация поменялась, что подтверждает новая война в Афганистане

Вертолет Ка-52

Вертолет Ка-52 "Аллигатор" с серийным противотанковым комплексом "Атака"

Главным оружием боевого вертолета является противотан­ковый ракетный комплекс — ПТРК. Двухместный Ка-52 получил в наследство от Ка-50 комплекс «Вихрь». Его ракета 9А4172 с автоматизированным лазерным наведением уничтожает танк с броней, эквивалентной 900-мм плите из гомогенной стали, с дистанции до 3 км. Динамическая защита — не преграда для ее тандемной кумулятивно-осколочно-фугасной БЧ.

Сравнительные испытания на Гороховецкем полигоне вер­толетов Ка-50 с ПТРК «Вихрь» и Ми-28 с ПТРК «Атака-ВМ» в сентябре-октябре 1986 г. показали преимущество первого комплекса. Сегодня это оружие превосходит и аналогичную американскую ПТУР AGM-114A, но тульские оружейники уже создали модернизированный комплекс ударного вооружения (КУВ) «Вихрь-М» с семейством ракег 9М4172.

Комплекс одной ракетой уничтожает танк с 1000-мм бро­ней за динамической защитой с дальности от 400 м до 10 км с вероятностью 80%. Обеспечено круглосуточное поражение не только бронетехники, но и оборонительных сооружений штатной БЧ или новыми — осколочной и термобарической. Вертолет Ка-52 может накрыть серией ракет «Вихрь» четыре мишени за 30 секунд.

Противотанковый ракетный комплекс «Вихрь» эффективен, но дорог, технически очень сложен, и доводка его столкнулась с серьезными проблемами. Они не были своевременно устра­нены из-за дезорганизации и срыва финансирования оборон­ной промышленности в 90-х гг., сейчас оружейники наверсты­вают упущенное.

Открытая архитектура электроники Ка-52 "Аллигатор" позволяет при­менить ПТРК «Атака» в варианте с лазерной системой наведе­ния. Сегодня базовая ракета этого комплекса 9М120 поражает танк с 800-мм броней и динамической защитой с вероятностью не ниже 0,65 одиночным выстрелом. Испытываются модифи­кации 9М120М с увеличенной до 950 им бронепробиваемостью, «противодотовая» 9М120Ф с фугасной боевой частью и вариант воздух-воздух 9М220.

Комплекс «Атака-В» выпускается серийно для Ми-24 и Ми-28Н. Он сравнительно дешев, прост и надежен. Но современ­ные средства ПВО армий НАТО могут уничтожить вертолет с дальности до 4 км с вероятностью до 100% за 4...10 с, а тот не успеет их сам обнаружить и обезвредить с помощью это­го ПТРК. Только КУВ «Вихрь-М» вертолета Ка-52 может вести огонь за пределами радиуса досягаемости самоходных ракет­ных  комплексов «Роланд», ПЗРК «Стингер», «Мистраль» и артиллерийских комплексов «Гепард».

Вертолет Ка-52

Залп неуправляемых ракет С-8 эффективен против наступающей пехоты или бронетранспортеров

В арсенал Ка-52 введены и управляемые ракеты Х-25МЛ с тяжелой боевой частью, спроектированные для ударных само­летов. Но не только высокотехнологичные системы определя­ют облик современного боевого вертолета. Классическим его вооружением остаются неуправляемые ракеты, и Ка-52 несет 4 блока Б-8В20 по двадцать 80-мм снарядов С-8, которые поставляются в 15-ти модификациях с БЧ кумулятивно-осколочного, объемно-детонирующего или фугасно-проникающего действия, а против пехоты — со стреловидными поражающи­ми элементами и т.д. Американский АН-64 также несет 4 блока НАР, но 19-зарядных, и ракеты в них слабее — калибра 68 мм. а ведь кроме легких снарядов С-8 наш Ка-52 может взять 10 тяжелых НАР С-13 калибра 422 мм или четыре С-24 (240 мм). Традиционным вооружением российских боевых вертолетов являются свободнопадающие авиабомбы, чего не предусмотрено для АН-64. Между тем опыт Афганистана и Чечни показал, что их применение часто является лучшим вариантом по критерию «стоимость - эффективность».

Еще одним явным преимуществом вооружения Ка-52 "Аллигатор" перед аналогичными вертолетами НАТО является пушка 2А42. Зарубежные эксперты критикуют ее за большую массу, и действительно — американское орудие М-230 весит 54,4 кг, а наше — 115 (вместе с установкой НППУ-80 вертолетов Ка-50 и Ка-52). Но М-230 ве­дет огонь на дальность до 1500 м, а дальность боя нашей пушки 4000 м, и поражающее действие российских снарядов выше, чем американских М789 и М799 — на дистанции 1500 м они про­бивают 15-мм стальную броню при угле встречи 60 град. Пушка 2А42 была создана для сухопутных войск, и это облегчает снабжение боеприпасами группировки мотострелковых войск или десант­ников, которую поддерживают вертолеты Ка-50 и Ка-52. Американ­ское орудие использует специальные авиационные снаряды, и резервными типами являются боеприпасы авиапушек — ан­глийской ADEN или французской DEFA, но их баллистические данные еще ниже. Американский вертолет имеет традиционно больший боекомплект — 1200 снарядов против 470 у Ка-52, но обычно «Апач» берет лишь 320 снарядов.

Артустановки большинства вертолетов смонтированы под носовой частью it обеспечивают больший сектор обстрела, чем расположенная по правому борту в центре фюзеляжа не­съемная пушечная установка НППУ-80 вертолета Ка-52. Это дает Ми-28 и АН-64 определенные преимущества, но за них приходится платить. Расположенная в «бороде» под фюзеля­жем далеко от центра масс пушка делает вертолет инертным, отдача при стрельбе вбок мешает пилоту вести машину по на­меченной траектории и отклоняет ее от линии прицеливания. Да и целиться вбок не так-то просто. Из-за этого экипажи предпочитают вести огонь прямо вперед, целясь всем корпусом вертолета, и Ми-24П с неподвижной пушкой ГШ2-30 оказался лучше, чем Ми-24В с подвижным пулеметом ЯкБ-12,7. Разме­щение пушки вблизи центра масс на Ка-52 обращает недостат­ки такого решения в преимущества, повышая маневренность и скорость машины, а точность стрельбы получается в 4 раза выше, чем у Ми-28 и АН-64. Кроме 2А42, Ка-52 может брать два подвесных контейнера УПК 23-250 с пушками ГШ-23Л, которые весьма эффективны против легкобронированных целей и зе­нитных установок на малых дальностях.

В кабине Ка-52 установлен индикатор на фоне лобового стекла ИПС-28К. С его помощью можно стрелять не только по наземным, но и по маневрирующим воздушным целям, и уста­новка НППУ-80 здесь также весьма удобна, но камовский вер­толет имеет и управляемые ракеты «воздух-воздух».

Вертолет Ка-52 несет 4 ракеты 9М39 «Игла-В». Эта моди­фикация проверенного в бою переносного зенитного комплек­са с пассивной головкой самонаведения надежно выделяет истинную цель при темпе отстрела ловушек по одной каждые 0,3 сек при мощности их излучения, превышающей излучение самой цели.

В перспективе планируется ввести в состав вооружения  Ка-52 новую многоцелевую ракету «воздух-воздух».

 

ЛЕТНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ КА-52 "АЛЛИГАТОР". ПРЕИМУЩЕСТВА СООСНОЙ СХЕМЫ

Сегодня вооружение вертолета становится все мощнее, а электроника все изощреннее, но летные характеристики по-прежнему остаются важнейшим фактором успеха. Боевые вер­толеты отличаются от винтокрылых машин другого назначения высокой скоростью и маневренностью, и Ка-52 имеет здесь ряд существенных преимуществ.

Обычный вертолет расходует на компенсацию реактивного момента несущего ротора рулевым винтом до 10-20% мощ­ности двигателей, а при изменении режима работы силовой установки пилот должен регулировать тягу. Соосная схема таких потерь не допускает, а благодаря более высокому КПД ее энергетические характеристики выше на 6...10%. Осо­бенно важно это при разгоне с режима висения, например, при атаке из засады.

Ее аэродинамическая симметрия улучшает устойчивость и управляемость, а отсутствие перекрестных аэродинамических связей между продольным и боковым движением и независи­мость каналов управления упрощает пилотирование и делает его безопаснее. Летчик АН-64 или Ми-28 при изменении ре­жима полета должен парировать перебалансировку машины креном и скольжением, а пилот Ка-52 на это не отвлекается и не расходует тягу силовой установки. Понижено и негативное влияние воздушных потоков.

У соосного вертолета меньше моменты инерции и боль­ше управляющие моменты, что дает возможность выполнять более энергичные маневры с использованием нормальной перегрузки. Благодаря повышенной мощности продольного управления, Ка-52 «зависает» в конце маневра. Все это позволяет ему делать то, что другие не могут.

Одним из его специфических боевых маневров является плоский разворот, энергичное изменение курса без исполь­зования нормальной перегрузки. Ка-52 летает со скольжени­ем, недопустимым в схеме с РВ, и атакует обычный вертолет, просто поворачивая на него нос и не меняя курса. Он может устойчиво лететь хвостом вперед на скорости до 100 км/ч, а на скорости 230 км/ч углы скольжения достигают ±90 град. Противни­ку же, чтобы занять позицию для атаки, нужно разворачиваться «по-самолетному», тратя больше времени. Плоский разворот «носом против ветра» позволяет безопасно садиться с ма­лыми поступательными скоростями, когда аэродинамические приборы определения скорости не работают. Летчик-испыта­тель Н.П. Бездетнов разработал этот метод и доказал, что соосный вертолет может садиться на ограниченную площадку с нужного направления вне зависимости от ветра. Сравнительно небольшие габариты существенно облегчают пилотирование в стесненных условиях.

Энергетика и независимость каналов управления дают возможность Ка-52 непрерывно обстреливать цепь, постоянно перемещаясь вокруг нее с использованием маневра «ворон­ка». Он может атаковать внезапно, энергично обходя холмы по горизонтали (маневр «слалом») или огибая их вертикально ма­невром «дельфин», что позволяет уничтожать скорострельные зенитные установки, находясь в зоне их огня. Специальный режим работы РЛС «Арбалет-52» позволяет использовать эти приемы даже ночью.

Менее жесткие ограничения по угловым движениям позво­ляют Ка-52 выполнять вертикальные маневры «косая петля», «кувырок», «восходящая бочка» с кренами до 140 град. и углами тангажа 90 град. Пока их делают только испытатели, но в перспек­тиве они могут быть приняты и в войсках.

Вертолет Ка-52 "Аллигатор" превосходит всех своих конкурентов по маневренности. Скорость американского вертолета XRAH-66 несколько выше, но он на вооружение принят не был.

 

НАДЁЖНОСТЬ И ЖИВУЧЕСТЬ КА-52

Ка-52 "Аллигатор" имеет высокую живучесть благодаря бронированию, радиальной компоновке и силовой схеме, а жизненно важные системы — гидравлика, электрика и управление —дублирова­ны. Конструкция рассчитана не только на большие перегрузки и высокий ресурс, но и выдерживает боевые повреждения. Например, главный силовой элемент несущего винта представ­ляет собой двузамкнутый контур, который сохраняет несущую способность при пулевом простреле. Бронирование защища­ет экипаж от огня 12,7-мм пулеметов и высокоэнергетических осколков снарядов и ракет. Предусмотрены меры ремонта аг­регатов из композиционных материалов, которые составляют значительную долю конструкции.

Топливная система предохранена от возгорания и взрыва топлива, а также от возникновения в баках гидравлического удара при аварийной посадке. Сама соосная компоновка по­вышает выживаемость а бою. Летный эксперимент показал, что Ка-50 (и Ка-52) способен продолжать полет при полном разрушении хвостового оперения, тогда как АН-64 и Ми-28 не сохраняют управ­ляемость при выходе из строя хвостового винта.

Не допустить поражения ракетами с тепловым самонаведением помогают экранно-выхлопные устройства, сни­жающие, рассеивающие и искажающие тепловой след двигателей. Средства предупреждения об атаке ракетами, об­лучении вертолета вражескими РЛС и лазерными системами целеуказания и помеховое оборудование сведены в бор­товой комплекс обороны, управляемый компьютером.

Но опыт войн свидетельствует о том, что потери любой самой совершенной техники неизбежны, и задача конструкто­ра — обеспечить максимальные шансы выживаемости экипажа. Лучше всего, когда пилот имеет возможность выпол­нить безопасную вынужденную поездку, и чрезвычайный режим работы двигателя ВК-2500 дает резерв тяги для энергичного выхода из боя на одном двигателе, или при отказе в жару, в горах.

Если вышли из строя оба двигателя, остается авторотация. Самолет в такой ситуации планирует, вертолет использует са­мовращение ротора. Аэродинамическая симметрия и отсутс­твие перекрестных связей в управлении делают посадку на авторотации безопаснее в сравнении с обычным вертолетом.

Но авторотация возможна не всегда, и экипаж Ка-52 защи­щен от удара. Если есть время выпустить шасси, то основную часть нагрузки воспримут его амортизаторы, а дальше стойки, ломаясь, защитят фюзеляж и кабину от тяжелых разрушений. Бронированная носовая часть сопротивляется деформации, а под креслами находятся специальные сминаемые блоки, которые гасят энергию падения. Такие меры предусмотрены и на Ми-28, и на «Апаче», но летчики Ка-52 (и Ка-50) имеют еще один путь к спасению — катапультируемые кресла К-37-800М. Они разработаны специально для вертолетов с учетом спе­цифики их применения и полностью испытаны на летающей лаборатории. При катапультировании специальное устройство «разрывает» остекление кабины, а лопасти винтов отстрели­ваются.

В заключение необходимо вспомнить еще об одной осо­бенности Ка-52. Этот скоростной и маневренный вертолет по простоте пилотирования можно сравнить с легкомоторным са­молетом первоначального обучения. В роли «летающей пар­ты» он будет лучше АН-64, РАН-2 и других вертолетов НАТО. Пилотирование Ка-52 косит «инстинктивный» характер и лег­ко усваивается как курсантом, так и тем, кто давно летает на обычных вертолетах. Это качество боевого вертолета позво­лило отказаться от траты денег на выпуск специальной двух­местной учебной модификации.

 

КА-52 НА ВНЕШНЕМ РЫНКЕ

19 апреля 2000 г. Южная Корея объявила о намерении купить 40 вертолетов огневой поддержки. В тендере участвовали американские вертолеты Белл AH-1Z «Кинг Коб­ра», MDD — «Боинг» АН-64D и «Сикорски» AUH-60 «Блэк Хок», европейские «Еврокоптер Тигр» и Агуста A-129INT «Мангуста», а также российские Ми-28НЭ и Ка-52К (литера К в данном слу­чае обозначала «Корея» или «коммерческий»), отвечавшие требованиям корейской армии. Было использовано принятое в Корее оборудование производства Франции, Бельгии и Израиля, также намечалось, модернизировать и использовать уже имеющуюся в этой стране базу обслуживания гражданских Ка-52 и двигателей Т63417ВМАР.

Корейская сторона была ознакомлена с производством вертолета и комплектующих, группа петчикоа ВВС Южной Ко­реи получила возможность совершить полеты на Ка-52 с боевыми стрельбами.

В конкурсе Ка-52К показал все свои сильные стороны и уникальные возможности, недоступные конкурентам, однако в вопросах закупок вооружений южнокорейское правительство всегда огладывается на «большого брата» с другого берега Тихого океана, и контракт заключен не был. Очевидно, что ре­шение было продиктовано отнюдь не соображениям технического плана То же можно сказать и о переговорах о поставке двухместной модификации Ка-50-2 «Эрдоган» Турции. Интере­совался Ка-52 и Китай, однако он предпочитает покупать не готовую продукцию, а лицензии.

Сравнивая экспортный потенциал Ка-52, Ми-28НЭ и АН-64D, можно отметить более высокую степень доводки борто­вой электроники последнего благодаря последовательной работе в этом направлении и стабильному финансированию. Тем не менее, вооружение, эффективность которого зависит от работы БРЭО, все же мощнее у российских вертолетов. Несколько уступая в дальности, российские вертолеты лучше «апача» по скорости, маневренности и высотности, в т.ч. в жаркую погоду и в горах. В целом, если рассматривать лишь технические аспекты, то для Ка-52 более «опасным» конкурентом является Ми-28НЭ, однако есть и другие факторы — и они подчас сильнее.

Продвижение Ка-52 на внешний рынок продолжается, и стимулировать экспорт может широкая эксплуатация в рос­сийских вооруженных силах. Борьба за контракты предстоит жесткая, и не стоит ожидать джентльменского поведения от зарубежных конкурентов. Очевидно, покупателей стоит искать среди наших традиционных клиентов или стран, сохраняющих более-менее независимый курс.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Принятие на вооружение разведывательно-ударного и командирского вертолета Ка-52 "Аллигатор" обеспечивает качест­венный рост ударного потенциала армейской и морской авиа­ции за счет расширения зоны поддержки войск и обеспечения совместных боевых операций круглосуточно в любых метео­условиях. Повышение уровня автоматизации обмена боевой информацией дает возможность быстрее реагировать на из­менение обстановки. Бортовые системы и вооружение Ка-52 позволяют находить и поражать тщательно замаскированные, «тихие» неизлучающие объекты, и это крайне важно в пери­од, когда технология «стелс» активно внедряется на флоте и в сухопутных войсках. Возможность действий против наземных, морских и воздушных целей делает Ка-52 незаменимым и в наступлении, и в обороне, и в миротворческих операциях, и в борьбе с бандами боевиков. А планируемая модернизация на долгие годы гарантирует успешное применение Ка-52 как в локальных конфликтах «малой интенсивности», так и в «высо­котехнологичной войне».

(«Наука и техника»)

www.modernarmy.ru

Многоцелевой ударный вертолет Ка-52 "Аллигатор".

Многоцелевой ударный вертолет Ка-52 «Аллигатор».

Разработчик: ОКБ Камова Страна: Россия Первый полет: 1997 г.0.Ка-520.Ка-52

Еще в 1984 году, когда полным ходом шли сравнительные испытания В-80 (Ка-50 — прим. редактора) и Ми-28, ОКБ им. Н.И.Камова выступило с предложением о создании специализированного вертолетного оптико-электронного и радиолокационного комплекса, предназначенного для ведения разведки на поле боя, выдачи целеуказания и обеспечения групповых действий боевых вертолетов-штурмовиков. Носителем такого комплекса должен был стать новый вертолет В-60, который проектировался также в многоцелевом, транспортном и корабельном вариантах (в настоящее время он получил развитие в виде армейского многоцелевого вертолета Ка-60). Подобный комплекс был призван повысить эффективность применения групп боевых вертолетов, не оснащенных столь сложными и дорогими средствами разведки и наблюдения.

К сожалению, известные события в экономике страны на рубеже 1980-1990-х годов и в последующие годы значительно затормозили программу разработки нового вертолета. В связи с этим Генеральный конструктор ОКБ им Н И Камова С В Михеев принял решение о перенесении комплекса разведки и целеуказания на модификацию уже запущенного в серийное производство Ка-50, которая, с учетом сохранения на ней системы вооружения, могла бы использоваться не только для разведки, но и для ведения самостоятельных боевых действий, в частности, ночью и в ограниченно сложных метеоусловиях. Для управления комплексом оптико-электронного и радиолокационного разведывательного оборудования потребовался второй член экипажа. Его решено было разместить рядом с пилотом, а не друг за другом, как принято на большинстве армейских боевых вертолетах мира. Размещение двух членов экипажа рядом должно было облегчить их взаимодействие, особенно на таких сложных режимах, как полет на предельно малых высотах. Кроме того, исключалась необходимость дублирования ряда приборов.

Первый вариант двухместной разведывательно-ударной модификации Ка-50, представленный в сентябре 1994 года макетной комиссии, был выполнен с максимально возможным использованием агрегатов и деталей серийной машины. Так, остекление кабины собиралось из готовых элементов, применяемых на Ка-50. Широкая кабина с угловатыми очертаниями ухудшала обтекаемость вертолета и увеличивала его радиолокационную заметность. Поэтому такой вариант (его полноразмерный макет демонстрировался на МАКС-95) был отвергнут макетной комиссией, которая рекомендовала переделать переднюю часть фюзеляжа двухместного вертолета, оснастив кабину новым остеклением. Подобная компоновка была выполнена к середине 1996 года, когда на опытном производстве фирмы «Камов» началось изготовление первого образца Ка-52.

Для постройки первого Ка-52 решено было использовать серийный Ка-50 № 01-02, носивший ранее бортовой № 021. У вертолета была демонтирована, передняя часть фюзеляжа до шпангоута № 18, вместо которой в стапеле началась сборка и пристыковка новой. Работы были завершены к ноябрю 1996 года, одновременно машину оснастили сразу несколькими обзорно-прицельными системами с целью выбора наиболее рационального варианта оборудования. В таком виде Ка-52, окрашенный в черный цвет и получивший новый бортовой номер 061 («изделие 806», № 01), был впервые представлен журналистам 19 ноября 1996 года. Буквально накануне этого, пока только наземного показа, он обрел новое звучное имя «Аллигатор», которое крупными белыми буквами нанесли на левый борт фюзеляжа.

Что же представляла собой первая двухместная модификация «Черной акулы»? По заявлениям разработчиков, на 85% Ка-52 был унифицирован с серийным Ка-50. От него «Аллигатор» унаследовал силовую установку, несущую систему, крыло, оперение, шасси, среднюю и хвостовую части фюзеляжа. Главное отличие — новая передняя часть с двухместной кабиной, в которой члены экипажа размещаются рядом на катапультируемых креслах К-37-800 — таких же, как на Ка-50. В кабину они попадают через откидывающиеся вверх створки фонаря. Ручки управления вертолетом есть как на левом месте, так и на правом. Приборное оборудование кабины стало новым — большую часть традиционных электромеханических указателей заменили жидкокристаллические дисплеи. Необходимая пилотажная и прицельная информация выводится также на ИЛС летчика. В распоряжении штурмана-оператора имеется бинокуляр-перископ оптической системы с большой кратностью увеличения, визир которой расположен в сферическом обтекателе под кабиной.

Перед колонкой несущих винтов на верхней поверхности фюзеляжа смонтировали ГОЭС «Самшит-Э» в подвижном шаре диаметром 640 мм. Она включала дневную телевизионную систему, тепловизор (французского производства), лазерный дальномер-целеуказатель и пеленгатор лазерного пятна. Кроме того, на первом экземпляре Ка-52 под носовым обтекателем фюзеляжа на поворотной (в пределах +-110°) установке была размещена круглосуточная обзорно-прицельная система «Ротор» с двумя оптическими окнами, в одном из которых устанавливался датчик французского тепловизора «Виктор» В дальнейшем вместо ОПС «Ротор» в доработанном носовом обтекателе предполагалось разместить часть модулей многофункционального радиолокационного комплекса «Арбалет», включая антенну обнаружения наземных целей. Другую часть этого комплекса, предназначенную для обнаружения воздушных целей, планировалось установить в обтекателе над колонкой несущих винтов. Вооружение вертолета дополнили аналогично Ка-50Ш. Наличие в кабине второго рабочего места позволяет использовать вертолет для тренировок летчиков одноместных Ка-50.

Что касается летных характеристик двухместного варианта, то вполне понятно, что по сравнению с Ка-50 они несколько ухудшились. Оборудование рабочего места штурмана-оператора и размещение ряда новых систем привели к увеличению взлетной массы с 9800 до 10400 кг, что при сохранении прежней силовой установки повлекло, например, уменьшение статического потолка с 4000 до 3600 м, а динамического — с 5500 до 5000 м. В дальнейшем фирма «Камов» планирует повысить летные характеристики Ка-52 за счет применения более мощных двигателей ВК-2500 (ТВ3-117ВМА-СБЗ) совместной разработки санкт-петербургского «Завода им. В.Я. Климова», развивающих мощность 2500 л.с на взлетном и 2700 л.с. на кратковременном чрезвычайном режимах.

Первый экземпляр Ка-52 в декабре 1996 года, еще до начала летных испытаний, был продемонстрирован на авиационной выставке «АэроИндия-96» в городе Бангалор. После возвращения домой подготовка к первому вылету была возобновлена. 25 июня 1997 года вертолет поднял в воздух летчик-испытатель А.Смирнов. Эта машина в дальнейшем неоднократно переделывалась и поныне остается единственным двухместным аппаратом семейства.

С угасанием корейского тендера программа Ка-52К утратила для фирмы «Камов» актуальность. Тем не менее, опыт работ по ней не пропал даром, и полученные на испытаниях результаты были использованы для дальнейшего совершенствования Ка-52 для Российской армии. Опытный экземпляр вертолета снова переоснастили для отработки различных вариантов бортового оборудования. Так, на МАКС-2003 он демонстрировался в следующем варианте комплектации: радиолокационный комплекс «Арбалет» (модуль «воздух-поверхность» в носовой части фюзеляжа и модуль «воздух-воздух» над колонкой несущих винтов), система «Самшит-БМ-1» для круглосуточного обзора, обнаружения и распознавания объектов, решения прицельных задач, захвата и автосопровождения наземных целей по телевизионному и тепловизионному каналам (в сферическом обтекателе на верхней поверхности фюзеляжа за кабиной перед колонкой несущих винтов), пилотажная турельная оптико-электронная система ТОЭС на базе ГОЭС-520 для круглосуточного обзора местности, поиска и обнаружения наземных ориентиров и препятствий (в сферическом обтекателе под носовой частью фюзеляжа слева за радиопрозрачным обтекателем РЛС).

К настоящему моменту Ка-52 уже завершил этап Государственных совместных испытаний в части подтверждения летно-технических характеристик и сейчас проходит этап ГСИ по отработке комплекса нового оборудования. Серийное производство Ка-52 уже давно подготовлено на заводе «Прогресс» в Арсеньеве. В настоящее время количество закупаемых для ВВС России боевый вертолетов Ка-52 «Аллигатор» постоянно возрастает и наряду с вертолетом ОКБ им. Миля Ми-28 он составляет основу обновленной армейской авиации России.

ЛТХ:

Модификация: Ка-52Диаметр главного винта, м: 14.50Длина,м: 13.50Высота ,м: 4.90Масса, кг-пустого: 7800-нормальная взлетная: 9800-максимальная взлетная: 10400Тип двигателя: 2 ГТД Климов ТВ3-117ВМА-мощность, кВт: 2 х 1638Максимальная скорость, км/ч: 300Крейсерская скорость, км/ч: 270Практическая дальность, км: 1160Дальность действия, км: 520Скороподъемность, м/мин: 600Практический потолок, м: 5500Статический потолок, м: 3600Экипаж, чел: 2Вооружение: 1 х 30-мм пушка 2А42 с 460 патронами.Боевая нагрузка: 2000 кг на 4 узлах подвески — 4 х 3 ПТУР «Вихрь» или 4 УР «Игла-В» «воздух-воздух» или 80 80-мм НУР или 10 122-мм НУР или контейнеры с пушками или пулеметами.

1.Прототип Ка-52.1.Прототип Ка-52.

Прототип Ка-52.

1а.Ка-52 на стоянке.1а.Ка-52 на стоянке.

Ка-52 на стоянке авиасалона.

2.Ка-52 на стоянке авиасалона.2.Ка-52 на стоянке авиасалона.

Ка-52 на стоянке авиасалона.

3.Ка-52 на рулёжке.3.Ка-52 на рулёжке.

Ка-52 на рулёжке.

2а.Взлет Ка-52 ВВС России.2а.Взлет Ка-52 ВВС России.

Взлет Ка-52 ВВС России.

5б.Ка-52 ВВС России в полете.5б.Ка-52 ВВС России в полете.

Взлет Ка-52 ВВС России.

2в.Ка-52 в боевом развороте.2в.Ка-52 в боевом развороте.

Ка-52 ВВС России в полете.

3.Ка-52 ВВС России в полете.3.Ка-52 ВВС России в полете.

Ка-52 ВВС России в полете.

4.Ка-52 ВВС России в полете.4.Ка-52 ВВС России в полете.

Ка-52 ВВС России в полете.

5.Ка-52 ВВС России в полете.5.Ка-52 ВВС России в полете.

Ка-52 ВВС России в полете.

Ка-52 ВВС России в полете.

6.Пара Ка-52 ВВС России.6.Пара Ка-52 ВВС России.

Пара Ка-52 ВВС России.

6а.Ка-52 ВВС России.Пуск НУРСов.6а.Ка-52 ВВС России.Пуск НУРСов.

Ка-52 ВВС России. Пуск НУРСов.

7.Пара Ка-52 сопровождает Ми-26.7.Пара Ка-52 сопровождает Ми-26.

Пара Ка-52 сопровождает Ми-26.

Ка-52 для ВВС Египта. Июнь 2017 г.

12.Система ТОЭС-520 с ТВ-камерой и тепловизором.12.Система ТОЭС-520 с ТВ-камерой и тепловизором.

Система ТОЭС-520 с ТВ-камерой и тепловизором.

13.Пушка 2А42 на Ка-52.13.Пушка 2А42 на Ка-52.

Пушка 2А42 на Ка-52.

15а.Кабина Ка-52.15а.Кабина Ка-52.

Кабина Ка-52.

Ка-52 в сборочном цехе.

16.Ка-52. Плакат.16.Ка-52. Плакат.

17.Прототип Ка-52. Рисунок.17.Прототип Ка-52. Рисунок.

Прототип Ка-52. Рисунок.

18.Схема подвески вооружения на Ка-52.18.Схема подвески вооружения на Ка-52.

Схема подвески вооружения на Ка-52.

19.Ка-52. Схема.19.Ка-52. Схема.

Ка-52. Схема.

.

.

Список источников:Сайт ОКБ Камов. Справочник вертолетов фирмы Камов. Ка-52 «Аллигатор».Авиация и Время. Андрей Фомин. «Черная акула», «Аллигатор» и другие.Крылья Родины. Григорий Кузнецов (ведущий конструктор). От Ми-24 к всепогодному Ка-52.Крылья Родины. А.Крикуненко. От «Чёрной акулы» — к «Алигатору»: Новый боевой вертолёт Ка-52.Вестник Авиации и Космонавтики. Владимир Ильин. «Аллигатор» — брат «Черной акулы».Вестник Возушного флота. Е.Сударев. Ка-52 — новый боевой вертолет.

xn--80aafy5bs.xn--p1ai

Ка-52 "Аллигатор"

Общая информация

Боевой разведывательно-ударный вертолет нового поколения Ка-52 «Аллигатор» предназначен для уничтожения танков, бронированной и небронированной боевой техники, живой силы и вертолетов противника на переднем крае и в тактической глубине, в любых погодных условиях и в любое время суток. Ка-52 «Аллигатор» может обеспечивать разведку целей, целераспределение и аппаратурное целеуказание на взаимодействующие вертолеты и командные пункты сухопутных войск. Вертолет может обеспечивать огневую поддержку десанта, производить патрулирование и сопровождение военных колонн.

  • Ка-52 «Аллигатор» снабжен устройствами снижения заметности, системой радиоэлектронной защиты и средствами активного противодействия. Конструкция вертолета соответствует требованиям российских и международных стандартов к боевым вертолетам и их технической эксплуатации.
  • Вертолет имеет двухместную кабину и может пилотироваться любым из пилотов. Высокие летные характеристики, достигнутые, в том числе, за счет соосной схемы расположения винтов, позволяют вертолету быстро маневрировать в ограниченном пространстве для занятия выгодной атакующей позиции.
  • На Ка-52 «Аллигатор» установлены два газотурбинных двигателя ВК-2500, обеспечивающих возможность полетов на высотах свыше 5000 метров. Статический потолок равен 4000 метрам, что позволяет вертолёту осуществлять взлет и посадку в условиях жаркого климата и высокогорья. Также Ка-52 «Аллигатор» может применяться в холодном климате и в условиях обледенения.
  • Ка-52 «Аллигатор» оснащен самой современной авионикой и мощным наступательным вооружением, которое может конфигурироваться под различные боевые задачи.
  • Ка-52 «Аллигатор» имеет высокую защищенность экипажа, современные автоматизированные системы для облегчения пилотирования, а также удобен в обслуживании на земле.  

www.russianhelicopters.aero