Ударный вертолет Ка-52 «Аллигатор». К 52 вертолет


Ка52К морской алигатор-катран — самый мощным боевой корабельный вертолет в мире

Запад наглеет и уже открыто ведет системную и всестороннюю подготовку к нападению на нашу страну. На передний край активно подтягивается высокоточное оружие, танки и пехота, проводятся маневры у наших границ, строится ЕвроПРО.

В ответ на агрессивные действия НАТО Россия проводит полномасштабную модернизацию своей армии и флота. Одним из факторов усиления боевой мощи российского ВМФ стало размещение на кораблях перспективных ударных вертолетов с ракетным вооружение для подавления и противодействия кораблям противника.

Ярким представителем лучших ударный вертолетов — остается разведывательно-боевой геликоптер Ка-52К под шифром Катран. Ка-52К Катран — корабельный вариант сухопутного вертолета Ка-52 Алигатор и/или Черная Акула. Для просмотра характеристик Ка-52К кликните по любой панели представленной ниже.

Ка52К — самый мощный ударный вертолет в мире

Корабельный вертолет Ка-52К предназначен для поддержки действий морской пехоты, сбора информации и уничтожения танков и другой бронетехники противника. Он может противодействовать и подавлять корабли противника и бороться с медленно летящими воздушными целями. Вертолету приходиться действовать у береговой линии и находится на переднем крае боевых действий. Поэтому кабину пилотов бронировали, защитив их от прямого попадания пуль калибра 12,5 мм и осколков 20-мм снарядов.

На Ка-52К был изменен комплекс бортового вооружения и размещено суперсовременное навигационное оборудование. В частности, предусмотрено использование новейшей РЛС с возможностью применения противокорабельных ракет Х-35 и Х-31.

Уникальность ракеты Х-31 заключается, в том, что это фактически уменьшенная версия противокорабельной сверхзвуковой ракеты Москит, стоящей на вооружении эсминца проекта 956. Ракета доставляет к цели 100-килограммовую фугасную боевую часть и летит на сверхзвуковой скорости на высоте 3-5 метров практически над поверхностью моря (из-за чего ее нельзя обнаружить радиолокационными средствами).

Корабельный Ка-52К также отличается обновленными узлами. На вертолете установлено укороченное крыло, имеется механизм складывания лопастей несущих винтов, плюс выполнена дополнительная антикоррозионная обработка корпуса и установлена система кондиционирования воздуха для активной эксплуатации машины во влажной атмосфере в морских условиях. Как и традиционный Ка-52, корабельный вертолет оснащен комплексом бортовой обороны и гиростабилизированной оптико-электронной станцией ГОЭС-451.

Ка-52К выполнен по фирменной-соосной схеме ОКБ Камова. Вертолет двухместный и оборудован системой катапультирования экипажа (с предварительным отстрелом лопастей винтов). Вооружение размещается на 6 узлах-подвесках под крыльями.

На Ка-52К установлена 30 мм пушка (как у БМП) с переменным темпом стрельбы. Она встроена в фюзеляж, может двигаться в двух плоскостях и способна (по выбору оператора) применять различные боеприпасы. Также могут применяться пушечные контейнеры — две 23 мм пушки, размещенные в крыльях машины.

Предполагается, что Ка-52К Катран будет поставляться на экспорт. Одним из возможных покупателей этой версии вертолета может выступить Египет, купивший во Франции оба вертолетоносца Мистраль, строившихся там по российскому заказу.

ТТХ Ка-52К

Параметр Значение
Максимальная взлетная масса Ка-52К 11-12 тонн
Силовая установка 2 двигателя ВК-2500 со взлетной мощностью по 2500 л.с.
Крейсерская скорость полета 260 км/ч
Максимально допустимая скорость 350 км/ч
Максимальная дальность полета 1. С подвесными баками — 1200 км2. Боевая-практическая — 520 км
Статический потолок 4000 метров
Стрелково-пушечное вооружение 1. 30-мм автоматическая пушка 2А42 с боезапасом 500 выстрелов2. две 23 мм пушки с боезапасом 500 снарядов у каждой
Управляемое ракетное вооружение 1. Противокорабельные ракеты Х-31 и Х-35 с дальностью до 300 км2. Против воздушных целей — ракеты Игла-В3. Сверхзвуковые противотанковые ракеты Вихрь с лазерным наведением4. ПТУР 9К113У Штурм-ВУ с ракетами семейства Атака.Используются 9М120-1 с тандемной кумулятивной БЧ (против бронетехники)и 9М120Ф-1 (фугасная с объемно-детонирующей смесью)
Неуправляемой вооружение включает 1. НАР типа С-13/С-82. свободно падающие бомбы3. бомбовые кассеты по 100-500 кг.

 

Особенностью сверхзвуковых противотанковых ракет Вихрь, стоящих на вооружении Ка-52К, является то, что даже если пилоты машины визуально не видят целей, они спокойно могут стрелять, получая подсказку от морпехов, действующей на земле.

Катран способен выполнять недоступные ни американскому АН-64 Апач, ни Ми-28Н маневры: например, совершить практически на месте плоский-внезапный разворот. Этот маневр позволяет Ка-52К взлетать-садиться с ограниченных площадок при любых направлениях ветра.

Ка-52К способен стартовать из режима висения с большим ускорением, чем его одновинтовые собратья, благодаря чему достигается невиданная для них маневренность ведения боя. Кроме того, ему доступен на больших скоростях такой горизонтальный маневр, как боковой вираж или воронка, во время которой выполняется боковое перемещение вокруг цели на неизменной высоте.

Ка-52К действует в любое время суток в независимости от погодных условий и способен вести сете-центрический бой. Он может управлять группой вертолетов, становясь мозговым центром, который находит и распределяет цели для всех других участников боя.

Можно добавить, что Ка-52К, как и обычный Ка-52, оснащен высокоэффективным КАЗ Витебск, делающим Катран неуязвимыми для ракет с инфракрасными головками самонаведения. Все то, что делает Катран самым мощным боевым корабельным вертолетом в мире, разработано и произведено в России.

Аналогов Ка-52К в мире нет, а с новым набором ударного вооружения эту машину можно вообще считать уникальной. Фактически Ка-52К — это летающий танк для выполнения специальных операций, который способен топить корабли противника.

Submitted by Иван

© Копировать пост можно лишь при наличии прямой индексируемой ссылки на youinf.ru

Не надо нас пугать, бахвалиться спесиво, Не стоит нам грозить и вновь с огнём играть. Ведь, если враг рискнёт проверить нашу силу, Его мы навсегда отучим проверять.

 

youinf.ru

night-panther » Морской вертолет Ка-52К

 

 Всепогодный круглосуточный боевой вертолет / командирский вертолет армейской авиации. Разработан ОАО «Камов» (г.Люберцы), генеральный конструктор — Сергей Михеев. Серийное производство ведется ОАО ААК «Прогресс» (г.Арсеньев Приморского края). Предложения о создании специализированного вертолетного комплекса разведки, целеуказания и координирования действий групп ударных вертолетов в рамках проекта В-60 выдвинуты ОКБ «Камов» в 1984 г. В составе комплекса предполагалось применение РЛС и ОЛС. В начале 1990-х годов принято решение использовать наработки по данному комплексу на двухместной модификации вертолета Ка-50. Разработка вертолета Ка-52 на базе ударного Ка-50 начата в 1994 г. и уже в сентябре 1994 г. представлен макет нового вертолета, который впервые был показан на авиасалоне МАКС-1995.

Изготовление прототипа Ка-52 начато на опытном производстве ОКБ «Камов» в 1996 г. Прототип Ка-52 создан путем переделки серийного Ка-50 серийный №01-02 (ранее борт №021). Изготовление прототипа завершено в ноябре 1996 г. 19.11.1996 г. прототип — борт №061 — показан журналистам. Первый полет прототипа Ка-52 состоялся 25 июня 1997 г., летчик — А.Смирнов. Первый вертолет опытной заводской партии совершил первый полет в г.Арсеньев 27 июня 2008 г.

Серийное производство установочной партии Ка-52 на заводе «Прогресс» начато 29.10.2008 г. К концу 2008 г. завершен первый этап государственных испытаний вертолета и государственная комиссия приняла предварительное заключение по выпуску установочной партии Ка-52. Первые три вертолета установочной серии поставлены в ВВС России в 2009 г. Программа государственных испытания Ка-52 завершена в 2010 г. В 2011 г. начаты поставки в ВВС серийных вертолетов Ка-52. В ноябре 2011 г. успешно завершена программа государственных испытаний Ка-52 с модернизированным прицельно-навигационным комплексом — с РЛС «Арбалет». Последняя партия 2011 г. — 4 вертолета — поставлены в ВВС (Черниговка) с РЛС «Арбалет», позже планируется модернизировать ранее поставленные вертолеты.

 Конструкция — классическая соосная вертолетная схема. Топливные баки протектированые и взрывобезопасные, жизненно важные системы и агрегаты имеют дополнительную защиту или дублированы. На вертолете установлена автоматическая система пожаротушения и встроенные средства контроля состояния систем и оборудования. Кабина экипажа имеет дополнительное бронирование.

 Кабина макета Ка-52 (1994 г.) выполнена с использованием элементов конструкции кабины Ка-50 и впоследствии уже на прототипе Ка-52 была заменена на современную конструкцию. При изготовлении прототипа на базе серийного вертолета Ка-50 демонтирована носовая часть фюзеляжа до шпангоута №18 и построена заново.

 Двигатели:1) 2 х ТВД ТВ3-117ВМА / ТВ3-117ВМА-СБМ1В мощностью по 2260 л.с. разработки и производства завода им.В.Я.Климова. Двигатель ТВ3-117ВМА-СБМ1В производится на Украине, но может применяться в т.ч. на Ка-52 (годовой отчет ОАО «Вертолеты России», 2008 г.).

2) 2 х ТВД ВК-2500 / ТВ3-117ВМА-СБ3 мощностью по 2500 л.с. на взлетном и 2700 л.с. на чрезвычайном режимах. В процессе серийного производства планируется установить эти двигатели совместной разработки КБ завода им В.Я.Климова (г.Санкт-Петербург) и ОАО «Мотор-Сич» (Украина).

Вспомогательная силовая установка АИ-9В.

ТТХ вертолета:Экипаж — 2 чел

Длина общая (с винтами) — 16 м (15.9 м по др.данным)Длина фюзеляжа — 14.2 мДиаметр несущего винта — 14,5 мРазмах крыла — 7.3 мВысота — 4.9 м

Масса взлетная максимальная — 10800 кг / 11300 кг (по разным данным)Масса взлетная нормальная — 10400 кгМасса пустого — 7800 кгМасса полезной нагрузки — 2000 кг / 2800 кг (?)Масса топлива:- внутренние баки — 1487 кг- 2 ПТБ — 1732 кг

Скорость максимальная:- в горизонтальном полете — 310 км/ч- в пологои пикировании — 350 км/чСкорость крейсерская — 250 км/чСкорость минимальная применения НАР — 100 км/чСкорость полета вбок — 80 км/чСкорость полета назад — 90 км/чДальность перегоночная — 1200 / 1160 км (с ПТБ)Дальность полета практическая — 520 кмПотолок статический — 3600 мПотолок динамический — 5000 мСкороподъемность — 10 / 16 м/сМаксимальная эксплуатационная перегрузка — 3.5GДопустимый угол крена — +-70 град (?)Допустимый угол тангажа — +-60 град (?)

Продолжительность автономной эксплуатации без обслуживания в полевых условиях — до 15 сутокПродолжительность производственного цикла вертолета (2011-2012 г.г.) — 9 месяцев

Вооружение: располагается на 4 (на опытных и первых серийных) или 6 (на серийных машинах выпуска 2011 г. и позже) узлах подвески под крыльями и встроено в фюзеляж (пушка).

 

 Закупка правительством Российской Федерации французских кораблей-вертолетоносцев «Мистраль» создает ряд новых возможностей боевого применения российского вертолета Ка-52, который уже несколько лет как вышел в «серию» и выпускается заводом «Прогресс» в г. Арсеньеве (Приморский край). Недавно стало известно, что конструкторы этого проекта приступили к разработке морской модификации Ка-52, которые могут стать штатными летательными аппаратами вертолетоносца.

Боевой транспортный корабль- вертолетоносец «Мистраль»

 Корабельный расчет БТКВ «Мистраль» включает в себя 160 моряков, корабль может дополнительно вместить 450 пассажиров. Контракт о поставке в ВМФ России двух кораблей типа «Мистраль» был заключен с Францией 17 июня 2011 года. Первый такой корабль поступит в распоряжение ВМФ России в 2014 году.

Контракт на поставку в ВВС России

Первенцам модельного ряда Ка-52 «Аллигатор» — последователя концептуальной модели Ка-50, известного как «Черная акула», стал вертолет, который взлетел в июле 2008 года. В конце прошлого года закончился II этап государственных совместных летно-технических испытаний.

 История становления Ка-52

В начала 2012 года Ка-52 стал поставляться в ВВС РФ. Свыше десятка вертолетов находятся в Центре боевого применения и переучивания летного состава в Торжке, еще 8 единиц техники несут боевое дежурство на Черниговской авиационной базе в Приморье. В ходе учебных занятий вертолеты задействуются в войсковых учениях, мероприятиях по боевому взаимодействию подразделений, на занятиях по ЛТУБС отрабатывают упражнения по огневой подготовке с применением 30-мм пушек и НУРСов. В своем интервью изданию «Эксперт Online» представитель отдела общественных связей ОАО ААК «Прогресс» Алексей Суконкин сообщил, что в начале осени прошлого года представители МО РФ согласовали контракт на поставку более чем 140 вертолетов типа Ка-52 до 2020 года включительно с управляющим директором «Прогресса» Юрием Денисенко. Этот контракт получил статус официального документа.

 Перспективы внедрения Ка-52К

Корабельная модификация летательной машины, которая получила название Ка-52К, должна быть собрана, проверена и протестирована к середине 2014 года. Как раз к тому времени на ТОФ прибудут первые экземпляры «Мистралей». Кстати, в начале года главнокомандующий ВМФ РФ адмирал Владимир Высоцкий рассказал, что первые два десантно-вертолетных корабля-дока типа «Мистраль» получат наименование «Севастополь» и «Владивосток». Планируется, что на каждый «Мистраль» будет оснащен 8 вертолетами Ка-52К и 8 боевыми машинами Ка-29 (морской транспортно- боевой вертолет – достойный преемник Ка-27).

В октябре 2011 года в акватории Баренцевого моря уже проводились летно-тактические испытания «Аллигатора» с обязательной посадкой и взлетом с палубы корабля. Боевая машина удачно прошла все ЛТИ. При обработке данных упражнений использовался борт БПК «Вице-адмирал Кулаков». Предполагается, что корабельный вариант «Аллигатора» будет конструктивно доработан, при этом будут сделаны складными лопасти несущего винта и крылья. Боевая машина будет дополнительно укомплектована надувными баллонетами на случай вынужденного приводнения, системой кондиционирования воздуха в кабине. Также боевой вертолёт будет приспособлен к действиям в условиях моря, в том числе будет проведено оснащение необходимыми системами вооружения для ведения морского боя. Ожидается также перевооружение боевой машины противокорабельными ракетами.

На увеличение функционала Ка-52К повлияла достаточно удачная конструкция вертолета. В корабельной модификации боевой машины расширен спектр применения как управляемых, так и неуправляемых видов вооружения, стало возможным несение боевого дежурства в круглосуточном режиме и в любую погоду. Ка-52К, в отличие от «Черной акулы» Ка-50, уже создан в двухместном варианте, в экипаж входит летчик и оператор, которые в определенных ситуациях могут дополнять друг друга.

Как и Ка-52, корабельный вариант вертолета оборудован броневой защитой и улучшенной системой катапультирования, что выгодно выделяет его среди других боевых машин такого типа.

 

 

 Описание корабельного вертолета К-52К

Тактическое предназначение корабельного вертолета К-52К — уничтожение бронированных и небронированных наземных и надводных целей, живой силы противника и воздушных целей. Производится серийно. Экипаж вертолета состоит из 2 человек, крейсерская скорость боевой машины доходит до 250 км/ч, практическая дальность полета достигает 520 км.

Осенние испытания К-52К на СФ в качестве боевой машины корабельного базирования дали положительные результаты. Все 4 БТКВ «Мистраль» будут принимать на борт корабельные «Аллигаторы».

Боевые машины Ка-52 «Аллигатор» и Ка-29 перед размещением на «Мистраль» пройдут необходимую модернизацию и перевооружение. С учетом несения боевого дежурства на морских просторах нашей Родины у корабельного вертолета К-52К будет усилено шасси, которое при создании было рассчитано на сухопутный вариант использования боевой машины.

 

 источник    topwar.ru

night-panther.com

Боевой вертолёт Ка-52 (Россия)

Двухместный многоцелевой армейский боевой вертолёт Ка-52, обладающий сегодня наиболее совершенным и эффективным комплексом бортового оборудования и вооружения, а также рядом уникальных пилотажных и тактических возможностей, выбран в 2006 г. Министерством обороны для поставки специальным подразделениям российских Вооруженных Сил. Он создан на базе одноместного армейского вертолёта-штурмовика Ка-50, принятого на вооружение Российской Армии Указом Президента России 28 августа 1995 г., но, в силу тяжелейшего положения в экономике страны и практически полного прекращения закупок новой военной техники в 90-е гг., широкого распространения в войсках так и не получившего.

Помимо пяти опытных экземпляров, изготовленных фирмой «Камов» в 1982–1990 гг., авиазаводом «Прогресс» в Арсеньеве в 1991–1998 гг. было построено 12 серийных Ка-50 установочной партии, часть из которых поступила в Центр боевого применения и переучивания летного состава Армейской авиации в Торжке, а остальные были переданы предприятию-разработчику для дальнейшего совершенствования и создания новых модификаций. Несмотря на выданный в 1996 г. госзаказ на производство партии серийных вертолетов, в течение почти восьми лет программа Ка-50 практически не финансировалась.

Ситуацию удалось переломить только в 2005 г., когда были приняты решения о достройке в Арсеньеве нескольких Ка-50 из оставшегося с конца 90-х гг. задела, а также продолжении государственных совместных испытаний опытного Ка-52 с перспективой включения в гособоронзаказ серийных вертолетов данного типа. После возобновления финансирования в августе 2006 г. на «Прогрессе» смогли доукомплектовать и впервые поднять в воздух последнюю, 12-ю машину из первой установочной партии, а в декабре того же года – еще один серийный Ка-50. В 2008 г. завод изготовил три последних Ка-50, один из которых уже поступил в ЦБП в Торжке. Новых заказов на поставку Ка-50 нет, и производиться теперь будут только Ка-52.

К разработке двухместного варианта Ка-50, который мог бы использоваться не только как всепогодный круглосуточный вертолёт-штурмовик, но и как разведчик-целеуказатель для группы боевых вертолётов – своего рода «командирской» машины армейской авиации, – на фирме «Камов» приступили в 1994 г. В том же году был изготовлен макет и состоялось заседание макетной комиссии, по замечаниям которой головная часть машины была перепроектирована заново, и Ка-52 приобрел свои нынешнее очертания. Опытный экземпляр Ка-52, получивший бортовой №061, был изготовлен осенью 1996 г. на базе одного из первых Ка-50 установочной партии. Первое висение на нем состоялось 25 июня, а первый полет по кругу – 13 августа 1997 г. После проведения испытаний по определению летно-технических характеристик опытный экземпляр Ка-52 использовался для отработки различных вариантов комплектации обзорно-прицельного оборудования. Кроме того, в 1999 г. он участвовал в демонстрационных и ознакомительных полетах в Турции в рамках программы создания вертолета Ка-50-2 «Эрдоган» для турецкой армии, а весной 2001 г. был переоборудован в вариант Ка-52К для участия в тендере на перспективный боевой вертолёт для армии Республики Корея, объявленном в марте 2000 г.

После этого опытный экземпляр Ка-52 снова использовался для отработки различных вариантов построения комплекса бортового оборудования в интересах Российской Армии. Так, на авиасалоне МАКС-2003 вертолёт демонстрировался в следующем варианте комплектации обзорно-прицельного оборудования: радиолокационный комплекс «Арбалет» разработки ОАО «Корпорация «Фазотрон-НИИР» (модуль «воздух–поверхность» в носовой части фюзеляжа и модуль «воздух–воздух» – над колонкой несущих винтов), обзорно-прицельная гиростабилизированная оптико-электронная система «Самшит-БМ-1» разработки УОМЗ для круглосуточного обзора, обнаружения и распознавания объектов, решения прицельных задач, захвата и автосопровождения наземных целей (в сферическом обтекателе на верхней поверхности фюзеляжа за кабиной перед колонкой несущих винтов), пилотажная турельная оптико-электронная система ТОЭС-520 для круглосуточного обзора местности, поиска и обнаружения наземных ориентиров и препятствий (в сферическом обтекателе под носовой частью фюзеляжа, слева, за радиопрозрачным обтекателем РЛС).

В 2003 г. на опытном Ка-52 успешно завершился этап государственных совместных испытаний по подтверждению лётно-технических характеристик. Однако заказчик продолжал «не замечать» новую разработку «Камова» (напомним, именно в это время основным перспективным боевым вертолётом Армейской авиации России был объявлен Ми-28Н). Тем не менее, на фирме, по сути на инициативных началах, продолжалась кропотливая работа по совершенствованию машины, в первую очередь в части отработки комплекса бортового оборудования и вооружения. Наконец, в 2006 г., при очередной корректировке Гособоронзаказа, в него удалось включить пункт о проведении в полном объеме государственных совместных испытаний модернизированного двухместного многоцелевого боевого вертолёта Ка-52 и освоении его производства на заводе в Арсеньеве. Работа по подготовке к ГСИ началась во второй половине 2006 г., тогда же был разработан план необходимых мероприятий по подготовке производства Ка-52.

Первым Ка-52, выпущенным в Арсеньеве, стал второй опытный вертолёт, получивший бортовой №062 и изготовленный с использованием планера одного из недостроенных на заводе серийных одноместных Ка-50. Впервые в воздух он поднялся 27 июня 2008 г. и после дооснащения на фирме «Камов» системами комплекса бортового оборудования вскоре присоединился к программе ГСИ. Второй прототип Ка-52 стал по сути эталоном для будущих серийных машин, изготовление первых из которых в прошлом году уже велось полным ходом на «Прогрессе».

Каковы же основные особенности нынешнего Ка-52 и в чем его преимущества перед другими современными боевыми вертолетами? Во-первых, буквально несколько слов о компоновке машины. Ка-52 выполнен по «фирменной» для «Камова» схеме с соосными несущими винтами и имеет убирающееся шасси с передней опорой. Это, с одной стороны, обеспечивает ему высокие летно-технические характеристики, а с другой – облегчает условия эксплуатации. Экипаж (летчик и летчик-оператор) размещаются рядом на катапультных креслах К-37-800, что дает возможность в полной мере использовать преимущества современной эргономики кабины, упрощает взаимодействие членов экипажа, обеспечивает отличный обзор и очень высокую вероятность спасения в аварийной ситуации и боевой обстановке, а также возможность и удобство использования машины для переучивания и тренировок летчиков.

Во-вторых, комплекс бортового оборудования «Аргумент-2000». По нему Ка-52 на сегодня практически не имеет себе равных. Он построен на базе современных цифровых вычислителей и имеет открытую архитектуру. В распоряжении экипажа – четыре цветных многофункциональных жидкокристаллических индикатора, два многофункциональных пульта управления с ЖКИ, индикатор на фоне лобового стекла (у левого летчика), нашлемные системы целеуказания и индикации. Основной обзорно-прицельной системой вертолёта является многоканальная гиростабилизированная оптико-электронная система ГОЭС-451 в шаровом подвижном контейнере на нижней поверхности носовой части фюзеляжа за обтекателем РЛС. В нем на гиростабилизированной платформе размещены телевизионный канал с широким и узким полями зрения, тепловизор, лазерный дальномер-целеуказатель, обнаружитель лазерного пятна подсвета цели и лазерная система наведения ПТУР.

Слева от ГОЭС, в аналогичном шаровом контейнере, только меньшего диаметра, размещается пилотажная турельная оптико-электронная система ТОЭС-520 с телевизионным и тепловизионным каналами. Обе оптико-электронные системы разработаны УОМЗ и обеспечивают круглосуточное действие. Для расширения боевых возможностей, в т.ч. в сложных метеоусловиях, вертолёт оснащается размещенным в носовой части фюзеляжа радиолокационным комплексом «Арбалет-52» разработки корпорации «Фазотрон-НИИР». Он может использоваться для всепогодного поиска и атаки целей на удалении 15–20 км, а также для безопасного выполнения низковысотного полета. Все три обзорно-прицельные системы сопряжены друг с другом, а предварительное целеуказание им может выдаваться нашлемной системой.

В состав бортового оборудования входят также современный пилотажно-навигационный комплекс, высокоэффективный комплекс средств связи и обмена информацией, а также бортовой комплекс обороны. О последнем стоит сказать особо. Он включает в себя аппаратуру пеленгации пуска ракет, станцию радиотехнической разведки, аппаратуру обнаружения лазерного облучения, блоки выброса ложных тепловых целей, аппаратуру оптико-электронного противодействия и станцию активных радиолокационных помех. Подобный по насыщенности комплекс обороны на боевых машинах Армейской авиации еще никогда не применялся.

И в-третьих, комплекс вооружения – также наиболее мощный из применяемых на современных боевых вертолетах. Он включает в себя высокоточную ограниченно подвижную пушечную установку НППУ-80 с пушкой 2А42 калибра 30 мм селективного питания (такой же, как у Ми-28Н и боевых машин пехоты), расположенную на правом борту вертолета вблизи его центра масс, что уменьшает влияние отдачи пушки на конструкцию и обеспечивает высокую точность стрельбы, а также разнообразное управляемое и неуправляемое ракетное, бомбардировочное и дополнительное артиллерийское вооружение, закрепляемое на четырех пилонах под крылом. Скоростной прецизионный гидравлический привод пушечной установки обеспечивает ее отклонение по азимуту в диапазоне углов от -2,5 до +9° и по углу места от +3,5 до -37°. Отличная маневренность Ка-52 обеспечивает высокую точность стрельбы и из неподвижной пушки – прицеливание в этом случае осуществляется поворотом корпуса вертолета.

Боекомплект пушки состоит из 460 бронебойно-трассирующих и осколочно-фугасно-зажигательных снарядов в двух патронных ящиках. Дополнительное артиллерийское вооружение представлено пушечными контейнерами УПК-23-250, в каждом из которых размещается неподвижная пушка ГШ-23Л калибра 23 мм с боекомплектом 250 патронов. Базовый тип управляемого ракетного вооружения – противотанковые управляемые ракеты «Вихрь» разработки тульского КБ приборостроения (КБП) с автоматической лазерной лучевой системой наведения и максимальной дальностью пуска 8 км, уже принятые на вооружение в составе одноместного боевого вертолета Ка-50. Боекомплект включает 12 ракет «Вихрь» – по шесть на каждой пусковой установке в трубчатых контейнерах. Кроме того, на Ка-52 могут применяться многоцелевые ПТУР «Атака-М» конструкции коломенского КБ машиностроения (КБМ) с полуавтоматической радиокомандной системой наведения и дальностью пуска до 6 км (аналогичные ракеты используются на Ми-28Н). ПТУР «Атака» уже прошли испытания в составе вертолета Ка-52.

В дальнейшем предусмотрено включение в состав вооружения Ка-52 перспективных противотанковых управляемых ракет типа «Гермес-А» и «Хризантема». ПТУР «Гермес-А» разработана в КБП, имеет комбинированную систему наведения (инерциальное наведение на начальном этапе полета и лазерное самонаведение на конечном) и дальность пуска до 15 км. На вертолете может одновременно подвешиваться до восьми ракет «Гермес-А». Пусковая установка с четырьмя контейнерами ПТУР «Гермес-А» демонстрировалась на вертолете Ка-52 на авиасалоне МАКС-2007. Вертолетный вариант ПТУР «Хризантема» создается в КБМ на базе уже принятого на вооружение сухопутных войск и поставляемого на экспорт самоходного ПТРК «Хризантема-С». Ракета имеет двухканальную систему наведения – автоматическую радиолокационную с наведением в радиолуче и полуавтоматическую с наведением в лазерном луче. Дальность пуска ракеты – до 6 км. Для поражения воздушных целей Ка-52 может оснащаться четырьмя управляемыми ракетами «воздух–воздух» «Игла-В» с тепловыми головками самонаведения и дальностью пуска до 5 км. Неуправляемое ракетное вооружение представлено НАР калибра 80 и 122 мм в блоках по 20 и пять ракет соответственно, бомбардировочное – авиабомбами калибра 250 и 500 кг, зажигательными баками и контейнерами мелких грузов КМГУ с авиабомбами и минами малых калибров.

Первые Ка-52 оснащаются серийными двигателями ТВ3-117ВМА взлетной мощностью по 2200 л.с., но в ближайших планах разработчика – установка на вертолёт модернизированных турбовальных двигателей ВК-2500 совместной разработки санкт-петербургского ОАО «Климов» и запорожского ОАО «Мотор Сич» с повышенной мощностью на взлетном режиме до 2400 л.с. и введением дополнительного чрезвычайного режима (2700 л.с. в течение 30 минут). Оснащение Ка-52 двигателями ВК-2500 позволит сохранить лётные характеристики машины на уровне одноместного Ка-50, несмотря на установку значительного числа новых и дополнительных систем бортового оборудования и вооружения.

На заседании Госкомиссии 26 декабря 2008 г. было заявлено, что опытные Ка-52 успешно завершили очередной этап ГСИ. Это дало возможность подписать предварительное заключение с рекомендацией о выпуске установочной партии вертолётов. Торжественная церемония запуска Ка-52 в серийное производство на заводе в Арсеньеве состоялась 29 октября 2008 года. Тогда собравшимся был продемонстрирован на земле и в полете первый Ка-52 установочной партии – его лётные испытания начаты в октябре. Он стал вторым Ка-52, выпущенным заводом «Прогресс» в 2008 году.

Лётно-технические характеристики Ка-52Длина вертолета (без винтов), м 14,2Диаметр несущего винта, м 14,5Высота вертолета, м 4,9Взлетная масса, кг:- нормальная 10 400- максимальная 11 300Максимальная масса боевой нагрузки, кг 2300Скорость полета, км/ч:- максимальная 310- крейсерская 270Потолок, м:- статический 3900- практический  5300Дальность полета, км:- практическая (с 5% резервом, у земли) 520- перегоночная (с ПТБ) 1080Тип двигателей ТВ3-117ВМАВзлетная мощность, л.с. 2х2200

www.dogswar.ru

Что умеет боевой вертолет Ка-52К?

Ударный боевой вертолет Ка-52 «Аллигатор», создававшийся в сухопутной версии, сможет базироваться и на кораблях. Значительно расширены его боевые возможности.

Необходимость в создании морского варианта этой винтокрылой машины возникла после заключения контракта на постройку во Франции для ВМФ России кораблей типа «Мистраль». Закупать для этого корабля еще и вертолеты на Западе не было никакой нужды. У нас корабельные вертолеты всегда были не хуже, чем у них. Несколько лет назад «Мистраль» французских ВМС заходил в Санкт-Петербург с дружеским визитом. И тогда же на его палубу совершил пробную посадку сухопутный Ка-52. Оказалось, он идеально вписывается в габариты корабля, в том числе в его вертолетный ангар. И было принято решение создать морскую версию «Аллигатора».

Дело это, кстати, непростое. Ведь требовалось не только сделать лопасти складными, но и добиться того, чтобы все системы машины могли работать в условиях повышенной влажности и солености окружающей среды. К тому же управление вертолетом, летающим над морскими и океанскими просторами, имеет свои особенности, существенно отличающиеся от полетов над сушей. И эту задачу тоже надо было решать. Специалисты фирмы «Камов» со всеми проблемами справились. Ка-52 был существенно обновлен, и его корабельная версия уже приступила к летным испытаниям.

По традиции вертолеты корабельного базирования имеют буквенную приставку «К» к цифровому индексу. Вертолетостроители решили, что и имя у морской машины должно быть соответствующим. Поскольку «Черная акула» уже есть, Ка-52К назвали «Катраном» — тоже акула, да еще и колючая.

Ударная мощь Ка-52К стала выше, чем у сухопутного Ка-52. Ведь он должен нести ракеты, способные утопить вражеский корабль. На Ка-52К установлена лазерно-лучевая система наведения управляемого оружия и система обработки видеоизображений семейства «Охотник». Радиолокационный комплекс «Арбалет» позволяет вертолету эффективно решать боевые задачи даже при воздействии радиоэлектронных помех.

Однако, по словам гендиректора концерна «Радиоэлектронные технологии» Николая Колесова, уже сейчас можно приступать к существенной модернизации бортового оборудования. И это может сделать Ка-52К абсолютно уникальной боевой машиной.

Предлагается оснастить вертолет новой радиолокационной станцией со встроенным сантиметровым диапазоном частот. Это позволит повысить дальность обнаружения морских и воздушных целей в два раза, что составляет почти 200 км. В таком случае Ка-52К сможет использовать противокорабельные ракеты типа Х-31АД и Х-35. Сейчас они могут применяться только с самолетов Су-30 и МиГ-29К. Ракеты Х-31АД и Х-35 способны нанести серьезные повреждения даже вражеским крейсерам.

Можно добавить, что Ка-52К, как и обычный Ка-52, оснащен высокоэффективным комплексом активной защиты «Витебск», делающим наши вертолеты почти неуязвимыми для ракет с инфракрасными головками самонаведения. Все то, что делает «Катран» самым мощным боевым корабельным вертолетом в мире, разработано и произведено в России.

Еще в СССР был создан десантно-штурмовой вертолет Ка-29. Он мог десантировать на берег подразделение морских пехотинцев, а затем поддерживать высадку огнем. Значительно модернизированные Ка-29 вновь станут в строй морской пехоты. Тем более что работать они смогут под прикрытием «Катранов», обладающих ураганной огневой мощью. И Ка-29, и Ка-52К способны базироваться на всех российских боевых кораблях, где есть вертолетные площадки.

Так что если «Мистрали» и не поставят в Россию, наша страна объективно уже получила корабельные вертолеты нового поколения. С учетом того, что отечественная конструкторская мысль и раньше опережала западную во всем, что касалось морских вертолетов, в авиации ВМФ произойдет качественный скачок в усилении своей мощи.

Никто не спорит — американцы сильны во всем, что касается авианосной авиации. Зато в СССР были лучшие для своего времени вертолетоносцы. Именно в наших корабельных вертолетах впервые была реализована идея боевого управления, которая сегодня считается американской — сетецентрической. С учетом уникальных возможностей Ка-29 и Ка-52К десантные корабли приобретают совершенно новые боевые качества. Может быть, это стало одной из причин того, что французские вертолетоносцы до сих пор не встали в строй ВМФ.

Стоит сказать добрые слова в адрес Ка-29. Машина не очень-то и известна. А ведь в свое время это был настоящий прорыв. На базе небольшого

и как бы узкоспецифичного Ка-27 удалось создать вертолет, который назвали «морским казаком». Это может быть обычный пахарь неба, выполняющий поисково-спасательные работы в море. А навесь на него «боевую сбрую», и вертолет сразу превращается в десантно-штурмовую машину.

agitpro.su

Ударный вертолет Ка-52 «Аллигатор»

Всепогодная машина круглосуточного применения, созданная на базе одноместного вертолета Ка-50 («Черная акула»).

Вертолеты Ка-52 разрабатывались в 1990-е годы и изначально предполагались на роль разведывательно-ударных и командирских машин вертолетных подразделений, оснащенных Ка-50. Ка-52 должны были обеспечивать целеуказание, наведение и управление. Степень унификации обоих машин доходила до 65 процентов. Второй член экипажа (оператор) по сути выполнял роль командира вертолетной группы.

Однако машина в данный момент заказывается и серийно производится как универсальный тяжелый вертолет-штурмовик с развитым комплексом информационных средств.

Ка-52 борт № 22, авиабаза Черниговка, 2013 год. Фото: Пресс-служба ТОФ

Вертолет выполнен по фирменной схеме ОКБ Камова — соосной. Силовая установка — два турбовальных двигателя ТВ3−113ВМА мощностью по 2260 л. с., с 2016 года в серию планируется новый двигатель ВК-2500 со взлетной мощностью 2500 л. с. Вооружение размещается на шести узлах подвески под крыльями, пушка встроена в фюзеляж. Вертолет оборудован системой катапультирования экипажа с предварительным отстрелом лопастей винта.

Максимальная взлетная масса вертолета около 11 тонн, скорость полета в горизонтальном полете 300 км/ч, в пологом пикировании до 350 км/ч (это максимально допустимая скорость). Крейсерская скорость 260 км/ч. Статический потолок до 4000 метров. Перегоночная дальность с подвесными баками до 1200 км, практическая (боевая) до 520 км.

Стрелково-пушечное вооружение — 30-мм автоматическая пушка 2А42 (аналогичная штатной пушке БМП-2) с боезапасом 500 выстрелов. Пушка подвижна в двух плоскостях, имеет селективное питание (способна применять разные боеприпасы по выбору оператора) и переменный темп стрельбы.

Сборка Ка-52 в ААК «Прогресс». г. Арсеньев, 2012 год. Фото: Smit_Smitty

Управляемое ракетное вооружение включает ПТУР 9К113У «Штурм-ВУ» (на Ка-50 и прототипах — «Вихрь») с ракетами семейства «Атака». Используются 9М120−1 с тандемной кумулятивной БЧ (против бронетехники) и 9М120Ф-1 (фугасная с объемно-детонирующей смесью). Также против воздушных целей могут применяться ракеты «Игла-В».

Неуправляемой вооружение включает НАР типов С-13 и С-8, свободно падающие бомбы и бомбовые кассеты в калибрах 100−500 кг, зажигательные баки. Также могут применяться пушечные контейнеры.

В 2009 и 2011 годах ВВС России заказало заводу «Прогресс» в Арсеньеве (Приморский край) 36 и 143 вертолета Ка-52 соответственно. На январь 2015 года первый контракт выполнен, ведется реализация второго. В войсках и в Центре боевой подготовки армейской авиации сейчас находится уже свыше 70 машин.

Вертолет Ка-52. Фото: Rulexip

Одно время активно разрабатывалась палубная версия Ка-52К (по некоторым сведениям, она будет называться «Катран»). Вертолет будет оснащен складываемым лопастями винтов и консолями крыльев, а также дополнительной антикоррозийной защитой. В августе 2011 года обычный Ка-52 совершил опытную посадку на вертолетную площадку БПК «Вице-адмирал Кулаков» в Североморске. Сборка вертолетов типа Ка-52К начата в 2013 году.

Заключен контракт на поставку 32 таких вертолетов авиации флота, предполагалось, что они будут базироваться на вертолетоносцах типа «Мистраль», однако отказ Франции передавать корабли России осложнил судьбу этих машин.

defendingrussia.ru