Описание картины Исаака Левитана «Озеро. Русь». Исаак ильич левитан озеро


Анализ и описание картины Левитана "Лесное озеро" :: SYL.ru

Образ природы в живописи как лакмусовая бумажка, проявляющая все скрытое и сокровенное. Через образы природы можно не только передать свое душевное состояние, но и поразмышлять о мироздании, его проблемах и перспективах, а также о своей жизни и месте в мире. Одной из таких картин и является картина Левитана "Лесное озеро", к описанию которой мы обратимся в этой статье.

Общие сведения о картине

Удивительная картина Исаака Ильича Левитана "Лесное озеро" была написана в 1890-е годы маслом на холсте. Она имеет сравнительно небольшие размеры: 48,8 см х 80 см. Экспонируется в Ростовском областном музее изобразительных искусств. Еще одна такая работа, но выполненная маслом на бумаге на дереве, хранится в частной коллекции. Ее размеры значительно меньше предыдущей: 25 см х 17 см. Описание картины Левитана "Лесное озеро" практически не представлено в широкой публикации.

Певец русской природы

Исаак Ильич Левитан - один из прекраснейших пейзажистов, певцов русской природы, прожил недлинную жизнь, всего 40 лет. Жизнь его была тяжелой. Он перенес безденежье и бесприютность, раннюю потерю близких людей, частые гонения на евреев, постоянно высылаемых из Москвы, тяжкую болезнь. Все это не сломило дух художника. Будучи известным передвижником, он с успехом представлял свои работы на выставках, но так и не смог получить признание в художественном училище, в котором учился сначала у А. Саврасова, затем у В. Поленова. Первый, к слову, высоко ценил талант Левитана и даже рекомендовал представить его к большой серебряной медали.

Надеясь излечиться от недуга, Левитан с учениками рано стал выезжать на этюды, которые считал основным средством формирования мастерства художника. В поездке еще более простыл и уже не смог оправиться. Однако до последнего надеялся на выздоровление и говорил, что переживания последних лет привели его к пересмотру мировоззрения и видения природы, что когда поправиться, станет писать по-другому. Увы, не сложилось...

Лесное озеро: где это место?

Картина была написана И. И. Левитаном в последнее десятилетие его жизни. Этот период был связан с пребыванием художника на Волге, которая стала поэтической музой мастера. Однако место, изображенное в картине "Лесное озеро", совсем не характерно для волжской природы. Более всего оно напоминает Сайменские озера, однако известно точно, что на территории Финляндии Левитан не был. Близка к финской и карельская природа, но и на карельской земле Левитан побывать не успел. Где же то место, которое вдохновило живописца на создание этого прекрасного образа? Какое лесное озеро для картины Левитана стало прообразом?

Образ озера в живописи Левитана

Давайте попробуем поразмышлять, как же в художественных образах Левитана отразилось его душевное состояние и особенности мировоззрения. Здесь нам поможет описание картины Левитана "Лесное озеро" и трактовка символов природы, нашедших свое место в полотне мастера.

Издревле озеро имело свой символический смысл. Оно являлось местом обитания богов, символом надежды на возрождение и восстановление, очищение и исцеления, а также считалось источником жизни и жизненных сил. Потому в период тяжкой болезни этот образ становится отражением душевного настроя Левитана - его надежды на исцеление, восстановление утраченных сил, возрождение ускользающей жизни.

Гладкая как зеркало поверхность воды символизирует покой, созерцание, размышление над мироустройством, о своем месте в жизни и мироздании.

Вода всегда являлась связующей нитью между внешним и внутренним, тайной и реальностью, "внутренним глазом", видящим то, что скрыто глубоко и невидно для окружающих. Стремление постичь тайну русской природы, глубину чувств и переживаний человека как венца природы, самого себя, фальшь души и чистоту помыслов... Все это занимало мысли Левитана. Особенно в последние годы перед смертью.

Некое предвидение смертельного исхода для себя, возможно, тревожило художника. Потому озеро является как нельзя более точным образом в произведениях позднего Левитана, ведь оно - и символ смерти, и разрушения тоже.

Образ леса в творчестве Левитана

Чаще всего можно встретить трактовку образа леса как символа смерти, враждебных человеку таинственных сил. Именно от леса идет тишина и покой. Потому, густой и непроходимый темный лес был бы вполне созвучен окрашенности последних лет жизни художника. Однако на картине "Лесное озеро" мы видим стройный, почти прозрачный сосновый лес, пропускающий между высокими голыми от хвои стволами воздух и солнце. Потому мысль о смерти и тлене вряд ли связывается у зрителя с картиной. Скорее, можно обратиться к иной трактовке леса как символа исцеления, живительной силы земли. Особенно явно это читается в образе такого хвойного дерева, как сосна. А ведь лес в картине "Лесное озеро" именно сосновый.

Словно в зеркало, смотрятся стройные вечнозеленые сосны в светлую озерную гладь. Лишь вдоль берегов, изрезанных легкой волнистой линией, таится мрачноватая тень. Свет от яркого солнца разливается от центра озера к его краям, как бы разгоняя зло, нависшее над Левитаном. Чистое голубое небо как символ спокойствия и душевного равновесия как золотое солнце дает надежду на избавление и возрождение. И эта надежда - несбывшаяся надежда Исаака Ильича Левитана.

Вряд ли это описание картины Левитана "Лесное озеро" для детей может быть использовано в полном варианте. Необходимо упростить содержание за счет более простого изложения символического аспекта. К сожалению, информацию о картине найти сложно. В сети Интернет в основном представлены сочинения с описанием картины Левитана "Лесное озеро".

www.syl.ru

Левитан "Озеро. Русь" описание картины, анализ

Последнее десятилетие в жизни Исаака Левитана было особенно плодотворным. В пейзаже «Озеро. Русь» нашли отражение размышления художника о смысле жизни. Согласно некоторым данным, Левитан начал работу над этой картиной под впечатлением от пушкинской поэзии и сумел вложить в это полотно всю свою любовь к России.

Широкая гладь воды отражает облака, освещённые солнцем. На дальнем берегу, насколько видит глаз, поля, деревушки, купола церквей. Всё в картине — солнце, ветер, несущиеся облака — пронизано ощущением счастья. Трудно поверить, что это полотно писал умирающий художник. Казалось, он хотел сказать: «Это Русь, счастливая, свободная, какой она может быть и будет. Не бедность, не смирения и страдания — удел России, она вся — в будущем».

В этой картине Левитан особенно сближает идею чистого пейзажа с земной жизнью человека. Радостный, полный солнечного света, воздуха пейзаж картины с ее торжественными просторами земли и неба кажется олицетворением праздничного дня в деревне. На картине изображена белая колокольня, стоящая на высоком берегу реки. Над ней плывут мягкие облака, небо кажется особенно синим и глубоким и вместе с облаками отражается в глубокой воде озера. Здесь же сочные зелёные луга, яркие осенние деревья и желтые поля, и всё это переполнена приподнятым, одухотворенным звучанием. Глядя на эту картину, невольно испытываешь радость и чувство гордости за свой край.

Несмотря на то что это работа Левитана не закончена, полотно «Озеро. Русь» даже в таком виде, бесспорно, принадлежит к наиболее значимым произведениям художника. Безусловно, эту картину можно отнести к живописи настроения, подобные полотна наполнены самыми разными человеческими размышлениями и чувствами.

Мастер лирического пейзажа, величайший художник Исаак Левитан безоговорочно был принят своими современниками. Он сумел обогатить пейзажную живопись поэтическим восприятием, многообразием тем и эмоциональной глубиной.

Год написания картины: 1899.

Размеры картины: 208 x 149 см.

Материал: холст.

Техника написания: масло.

Жанр: пейзаж.

Стиль: реализм.

Галерея: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия.

Другие картины художника:

opisanie-kartin.ru

Описание картины "Озеро" ("Русь") Левитана: анализ, материалы для сочинения |LITERATURUS: Мир русской литературы

В литературе встречаются несколько вариантов названия этой картины: "Озеро", "Озеро. Русь", "Озеро" ("Русь").

Левитан работал над картиной "Озеро" ("Русь") в 1899-1900 гг. Картина размером 149 × 208 см выполнена маслом на холсте. Полотно хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге.

Эта картина является одним из трёх самых крупных произведений Левитана (в тройку крупнешийх работ также входят полотна "У омута" и "Над вечным покоем"). Картина впервые была выставлена в Санкт-Петербурге и Москве в 1901 году уже после смерти Левитана.

На картине "Озеро" ("Русь") Левитана изображено большое озеро в солнечный день.Озеро занимает практически всю нижнюю половину картины. На дальнем берегу озера видны желтовато-зеленые поля и дервенские постройки. Над крестьянскими избушками возвышается белая церковь. По голубому небу плывут большие белые облака, обрасывая тень на деревню и отражаясь в озере. 

Описание картины "Озеро" из книги В. Петрова "Исаак Левитан": "Главным произведением позднего Левитана стала большая картина "Озеро" (1898-1900), или, как художник называл ее для себя, - "Русь".

Начатое живописцем, по некоторым сведениям, под впечатлением от поэзии Пушкина, над иллюстрациями к которой он работал в конце 1890-х годов, и прежде всего от пейзажного мотива стихотворения "Последняя тучка рассеянной бури", это полотно стало "лебединой песнью" Левитана.

Конечно же, художник вкладывал в это полотно свою выстраданную, благословляющую любовь к жизни и стране... и именно поэтому особенно добивально монументального лиризма образа, соединения в живописной решении почти импрессионистической непосредственности ощущения свежестви и яркости солнечного дня с декоративно-монументальным началом, роднящим "Озеро" с традициями фресковой живописи."

(из книги В. Петрова "Исаак Левитан", изд-во "Белый город", 2000 г.)

Описание картины "Озеро" из книги С. Пророковой "Левитан": "В мастерской осталось недописанным самое большое левитановское полотно. Он работал над ним самозабвенно. Этой яркой, ликующей по краскам картиной художник как бы прощался с жизнью.

В ней пылкая привязанность к отчизне, преклонение перед роскошью природы и осуждение нищеты человеческой жизни. В этом полотне — весь Левитан, итог его короткой, мучительной и яркой жизни.

Для себя он назвал картину "Русью", для всех подписал: "Озеро". Но мыслилась она именно как "Русь".

Когда вы подходите к этой картине в левитановском зале Русского музея, вас ошеломляет волшебство кисти художника. Он писал ее долго, но считал незаконченной. Мы не видим усилий мастера. Ему же она казалась замученной. Он мечтал подняться после болезни и все прописать заново.

Облака, словно пена, плывут по небу и таким же легким мерцающим отражением придают воде загадочный оттенок. Если Клода Моне называли "Рафаэлем воды", то Левитана можно было с полным основанием назвать "Рафаэлем неба".

Вы ощущаете почти зримо прозрачный осенний день, когда воздух упруг и чист. Вы видите, как быстрая тень чуть касается прибрежного холма."

(из книги С. Пророковой "Левитан")

Описание картины "Озеро" из книги "Русский пейзаж":

"В последнем незавершенном полотне Левитана "Озеро. Русь" с очевидностью проявились живописные поиски художника, как бы начинающие в России пластику искусства нового века. 

Желание уловить меняющееся состояние атмосферы, переменчивость красок мира, подвижность воздуха, равно как и эскизная манера фиксации чувств и переживаний, явили собой результат иного метода осмысления мира. Былой масштаб мышления заменился зорким восприятием природных явлений, улавливанием их погодных состояний. 

В картине "Озеро. Русь" Левитан обогатил живопись взволнованной чувствительностью к меняющимся краскам, к изменчивости освещения, к вибрации цвета, отчего былой покой его картин сменился живым движением. Мазок динамичен. Кажется, он способен зафиксировать ускользающие состояния природы. 

Необычная яркость красок наводит на мысль о том, что художник пишет чистым, открытым цветом - по тем временам явное новшество. 

В конце жизни Левитан опять писал деревню. Но интерпретация ее совсем иная, чем в деревенских сюжетах начала творчества. В картинах конца 1890-х годов художник вовсе не пытался выразить деревенское бытие. Он использовал его как повод для воплощения своих настроений."

(В. Манин, книга "Русский пейзаж", изд-во "Белый город", 2004 г. )

Описание картины из книги "История русской живописи в 12 томах":

"Солнцем пронизана... последняя его картина — «Озеро» («Русь»), которую он начал писать незадолго до смерти. На ней все тот же бескрайний русский простор, но теперь он светел и радостен. Бегут по высокому небу пышные облака, озерная вода под свежим ветром рябит и сверкает на солнце. Хочется дышать этим ветром, смотреть на этот простор и надеяться, что все будет хорошо."

(Майорова Н., Скоков Г., "История русской живописи в 12 томах. 90-е годы XIX века", том 8, 2006 г.)

Это было описание картины "Озеро" ("Русь") Левитана: анализ произведения, материалы для сочинения.

www.literaturus.ru

Картина и. И. Левитана «озеро. Русь»

КАРТИНА И.И. ЛЕВИТАНА «ОЗЕРО. РУСЬ» О.С. Кораблёва, студентка 5 курса

ГОУ СПО «Выборгский педагогический колледж» Я решила написать исследовательскую работу о картине, о которой знают немногие, т.е. раскрыть что–то новое. Пока неизвестное.

Вот картина И.И. Левитана «Озеро. Русь»

От неё буквально веет тишиной и спокойствием, которого так не хватает в нашей бурной жизни. Картина создаёт чувство умиротворённости, и затягивала, манила туда на берег озера. Кажется, еще чуть–чуть и услышишь кваканье лягушек, почувствуешь лёгкие прикосновения тёплого весеннего ветерка.

Оказалось, что к этой теме обращались лишь немногие авторы: Аменский Ю., Асафьев Б., Вермель, Ростиславов А. и др. Поэтому есть основание считать творчество Левитана И.И. недостаточно изученным, что и определило тему данного исследования.

«…» Мы знаем, помним и ценим, выдающихся русских пейзажистов дочеховской и чеховской поры (все они представлены в Русском музее), без которых история пейзажной живописи невозможна: И. К. Айвазовский, А.К. Саврасов, И.И. Шишкин, Ф. А. Васильев, но Антон Павлович Чехов называл Левитана «лучшим русским пейзажистом» - и считал одной из главных вершин в русском пейзаже.

Главным произведением позднего Левитана стала большая картина «Озеро» или как художник называл её для себя, - «Русь». Начатая живописцем, по некоторым сведениям, под впечатлением от поэзии А. С. Пушкина, над иллюстрациями к которой он работал в конце 1890-х годов, и, прежде всего, от пейзажного мотива стихотворения «Последняя тучка рассеянной бури», это полотно стало «лебединой песнью» Левитана.

Неизвестное озеро… Оно предстаёт перед нами на незаконченном полотне Левитана и составляет центр экспозиции левитановского зала музея. А экспонируемые вокруг неё полтора десятка других пейзажей художника – «Золотая осень. Слободка», «Овраг», «Тишина», и другие,- кажется, расположены на пути к этому озеру.

Где же находится это озеро? В верховьях Волги ли, где художник проводил долгие часы рассветов и закатов? В Максимовке или Бабкине, что возле Нового Иерусалима, где Левитан прожил несколько лет в весёлой компании Чеховых? Может это озеро – Удомля под Вышним Волочком, где была написана картина «Над вечным покоем»?

Люди, не ищите это озеро на карте России. Его вы там просто не найдёте, потому что озера этого нет ни на одной карте мира. Его нет,… и оно есть…затерялось между лугами и негустыми рощами средней полосы России, воспетой Левитаном с такой необыкновенной силой. Оно вышло из многих озёр и прудов и отразило множество виденных художником заводей, тростниковых зарослей, поросших осокой берегов. Во время работы над картиной в мастерской художника побывал А.П. Чехов. Он сказал: «Как бы ты не назвал эту картину, это – Россия». Поражён этой картиной К. А.Тимирязев. Он с интересом осмотрел полотна, но остановился перед «Озером». Тимирязев пристально вглядывался в полотно, в далёкий берег, освещенный солнцем, в заросли тростника, волнуемого ветром, и как зритель и как естествоиспытатель покорялся силе воображения, силе поэтического восприятия природы, когда она перестаёт быть грандиозной суммой элементов, атомов, веществ, а превращается в песню, в стихотворение, в давнее, щемящее душу воспоминание…

Огромно это полотно,

Страны прекрасен вид.

Как будто в сказку здесь окно –

Все светится, горит. И кучевые облака

Торжественно плывут,

Они плывут издалека

И дальше держат путь.

Расскажут эти облака,

Что озеро здесь есть,

На берегу его дома,

И тех домов не счесть.

И колоколен дальний звон

Над озером плывет,

И свет в воде их отражен,

Как будто вижу дивный сон,

И все о счастье здесь поет. Как разноцветное стекло

То озеро горит,

Огромно это полотно,

Прекрасен этот вид.

Обильный, благодатный край –

Такой страна тогда казалась,

Ну, прямо не земля, а рай,

Куда же все это девалось?…

Не тот мы выбрали маршрут,

Путь оказался слишком крут.

Со времен Великого Петра

Идет не та, увы, игра…

14.12.02

Однажды в мастерскую Исаака Ильича зашел Антон Павлович Чехов. Он придвинул знакомое малиновое кресло, удобно погрузился него, тщательно протер пенсне и залюбовался новой вещью, которую еще не видал. Чем дольше он смотрел, тем яснее для него становилось, что вода в озере, с синей крупной рябью, дрожала, чуть колебался золотистый тростник, качались в обманчивой глубине вод пронизанные солнцем белые облака, мерцала над озером теплая бездонная синь. На берегу озера стояли березы, к воде спускались плодоносные рыхлые полосы ржи, среди них разместились ветхие, неказистые крестьянские избы, и над всем этим шел радостный летний день, полный зноя, истомы. Солнце на картине не было изображено, но невидимый источник света залил широкое, размахнувшееся во все стороны, струящееся пространство.

Каждый из русских людей где-то, когда-то видел такое озеро, любовался ослепительной зеркальностью его, хорошо и радостно думал о своей красивой, дивно разнообразной земле. Даже странно, что такую картину создал умирающий мастер.

Художник вкладывал в это полотно свою выстраданную, благословляющую любовь к жизни и стране, природа которой столь «широко по лицу земли в красе царственной развернулася» (И. С. Никитин), и именно поэтому особенно добивался монументального лиризма образа, соединяя в её живописном решении почти импрессионистической непосредственности ощущения свежести и яркости солнечного дня и – декоративно- монументального начала, роднящего «Озеро» с традициями старинной фресковой живописи. Картина «Озеро» написана широкими, большими мазками, уже знакомым нам образом обобщающими формы предметов. В картине все подчеркнуто весомо, материально ощутимо.

Левитан пытается соединить монументальность и декоративность, обобщенность образа со сложность изображения, тонкостью переходов света и цвета, психологизмом. Картина является— едва ли не самым мажорным произведением художника, она написана как бы наперекор смерти.

- Дайте мне только выздороветь,- говорил он Чехову, художнику и близкому другу Нестерову, - я совсем по – иному буду писать, вот увидите, лучше! И закончу «Русь»!..

Но в конце лета того же года картина, увитая черным крепом, уже находилась в русском отделе Всемирной выставки в Париже, она носила название «Озеро». Жизнь Исаака Ильича Левитана преждевременно оборвалась.

Существует несколько мнений о картине, каждый человек видит в ней что-то своё. А.А. Фёдоров-Давыдов считал: «картина «Озеро» принадлежит к замечательным творениям Левитана, хотя он сам и остался ею не удовлетворенным. Полотно производит на нас непосредственно большое и сильное впечатление, как могучая и прекрасная картина русской природы. Это- Россия, какой она может быть в счастливые минуты и какой она должна и достойна быть. Это - природа в своей шири и красоте, свидетельство того, что именно счастье и изобилие, а не бедность, смирение и страдания являются правдой жизни, ее нормой и естественным порядком вещей. Это то выражение в красоте природы веры в будущее, утверждение достойной человека жизни, которое мы видим в творчестве Левитана и в котором оно особенно близко и родственно творчеству его великого друга и современника А.П. Чехова. В своей «лебединой песне» Левитан вновь утвердил те идеалы, которыми было проникнуто его искусство на протяжении всей жизни». А эти строки из сочинения по картине ученика А Агазаде Шах:

«Свою большую последнюю картину художник Левитан назвал «Озеро. Русь». Художник хотел сказать: «Это Русь, счастливая, свободная, какой она, может быть, и будет. Не бедность, не смирение и страдания - удел России, она вся – в будущем».

Кроме того, известно, что существует несколько вариантов картины «Озеро», одна из которых находиться в Русском музее, и ещё две: в Государственной Третьяковской галерее, и эскиз в музее искусств Нижнего Новгорода.

Таково «Озеро», такова «Русь». Есть в этой картине что–то эпически величавое, могучее. Её можно поставить рядом с гениальной картиной Левитана «Над вечным покоем» - где нет покоя, где дуют холодные ветры тревоги. В «Озере» же силы земли, солнечный свет, ветер прозрачной и свежей осени утверждают жизнь, её продолжение, её стремление вперед. Эта душевная бодрость, эта живущая в красках надежды созвучны светлой пушкинской строки, положенной в основу избранной Левитаном темы. Тут тоже – людские судьбы, «хоть ими здесь пропитан только воздух». Использованная литература 1. Аменский Ю. Рассказы о Русском музее. – Лениздат, 1981.

2. Асафьев Б. Русская живопись. - М., 1966, с. 85

3. Вермель. Исаак Ильич Левитан и его творчество. - Санкт-Петербург, 1902, с.5.

4. Государственный Русский музей Москва «Советский художник» 1991, 368 с.

5. Ростиславов А. И.И. Левитан. - М., 1911, с. 49.

6. http://www.museum-online.ru/Peredvizhniki/Isaac_Iljich_Levitan/

7.http://referatko.ru/literatura_yazykovedenie/referat_tvorchestvo_levitana_winword_kursovaya/index-2.html

8. http://sch2262.ru/levitan/art16.html

9. http://staratel.com/pictures/ruspaint/348.htm

dereksiz.org

«Лесное озеро» картина - Исаак Ильич Левитан

Мое сочинение по этой картине.

Творчество талантливого русского художника Исаака Ильича Левитана – это ярчайшее и неповторимое явление в мировой живописи. В своих картинах он стремился раскрыть красоту, неповторимость, полноту и безграничность родной природы. Пейзажи Левитана поражают своей цветовой гаммой, насыщенностью, прозрачностью и красотой.

И одна из таких работ – "Лесное озеро", написанная 1890 году девятнадцатого столетия. В ней, как и во многих работах Левитана, передается истинная любовь к родной стороне, к ее неповторимой природе. К этой картине есть много сохранившихся набросков и эскизов.

Глядя на картину, создается такое впечатление, будто передний план растворился. Он растекся в глубоком озере, где видны отражения верхушек деревьев. А в середине холста разлилось озеро, огромным зеркалом. Привлекает внимание и задний план. Видно, как вечернее солнце окрасило густые кроны высоких сосен, растущих на берегу, в желто-золотистый цвет. В своей работе автор использует темную цветовую гамму, которая придает композиции очаровательную прозрачность и завораживающую таинственность.

Слева на полотне изображен берег, плавно переходящий в зеленую траву, обозначая тонкую грань, проходящую между светлым песком побережья и темной травой чуть далее. И кажется, что озеро сжато в кольцо, окружающими его деревьями. А берег создает впечатление скалистого отвеса над водной гладью. Сосны высокие, с голым стволом и пышными зелеными кронами не пропускают свет и отбрасывают причудливую тень в медленно угасающих лучах заходящего светила.

Противоречивое настроение обусловлено контрастом цветовой гаммы, которую использует художник. На какую-то долю секунды кажется, что стоишь на берегу и ничто не встревожит укромный уголок. Но посмотрим направо на иссиня-черные деревья и в груди необъяснимо поднимается чувство неосознанной тревоги. Это одинокая сосна, растущая на самом краю берега, придает такое ощущение тревожности.

А когда снова смотришь вперед, на солнце и свет, то тревога утихает и возвращается вера, что все будет прекрасно.

Таким образом, художник хотел обратить все внимание на главный предмет изображения, на озеро. Точность изображения лесного озера и растущего вокруг него, словно оправа драгоценного камня, леса очень точно передает любовь автора к родной природе и ее красоте, а также мастерство художника, пейзажиста Левитана.

gallerix.ru

Левитан Исаак Ильич — Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия — статья

Левита́н Исаак Ильич (18 (30) августа 1860, Кибарты, Литва — 22 июля (4 августа) 1900, Москва) — русский художник-передвижник, мастер пейзажа, заложивший в этом жанре принципы символизма и модерна; создатель жанра «пейзажа настроения», которому присущи богатство поэтических ассоциаций, мажорность («Март», 1895; «Озеро. Русь», 1900) или скорбная одухотворенность образа («Над вечным покоем», 1893-1894), обретающая в картине «Владимирка» (1892) социально-критическую окраску. И.И. Левитан показывал тончайшие состояния природы, был автором пленэрной, нюансированной живописи.

Интерьер комнаты дома в Плесе

Исаак Левитан был сыном железнодорожного служащего. В начале 1870-х годов семья Левитанов поселилась в Москве. В 1873-1885 годах Исаак учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где влияние на него оказали В.Д. Поленов и А.К. Саврасов. В очерке И.И. Левитана «По поводу смерти А.К. Саврасова» (1897) сформулировано творческое кредо художника — отказ от отношения к пейзажу «как к красивому сочетанию линий и предметов» — с целью изображать «уже не исключительно красивые места», но «те интимные, глубоко трогательные, часто печальные черты, которые так сильно чувствуются в нашем родном пейзаже и так неотразимо действуют на душу».

Над вечным покоем

Жил преимущественно в Москве. Работал также в Останкине (1880-83), в различных местах Московской и Тверской губерний; в Крыму (1886, 1899), на Волге (1887-90), в Италии, Франции, Швейцарии и Финляндии (1890-е гг.). Художник преодолел условности классицистско-романтического пейзажа, отчасти сохранившиеся и у передвижников. Левитановский «пейзаж настроения», при всей его удивительной натурной достоверности (мастер обычно бережно сохранял исходный мотив, лишь внося в него отдельные коррективы), обрел беспрецедентную психологическую насыщенность, выражая жизнь человеческой души, что вглядывается в природу как средоточие неизъяснимых тайн бытия, которые здесь видны, но невыразимы словами. Важную роль в творчестве художника играют музыкальные, поэтические, философские ассоциации (любимым его учением был пессимизм А. Шопенгауэра), а также его собственная личность — чувственная, влюбчивая, в то же время склонная к приступам черной меланхолии, остро переживающая и собственное нездоровье (он страдал врожденным пороком сердца), и весь драматизм положения евреев в царской России. Поэтому, восприняв новации импрессионизма, он никогда не отдавался чистой, радостной игре света и цвета, пребывая в кругу своих образов, овеянных мировой тоской.

Вечер. Золотой Плес

Березовая роща

Уже ранние работы художника порой напоминают маленькие лирические новеллы с открытым концом («Осенний день. Сокольники», 1879). Полного расцвета искусство Левитана как мастера пейзажа-картины, умеющего превратить простой мотив в архетипический образ России, достигает в «Березовой роще» (1885-89). Та же сила ненавязчивого обобщения возвышает произведения «волжского периода» («Вечер на Волге», 1888; «Вечер. Золотой Плес», 1889; «После дождя. Плес», 1889; а также тематически примыкающая к ним картина «Свежий ветер. Волга», 1891-1895; все — Третьяковская галерея). Поэтические реминисценции ненавязчиво, без всякой литературщины, придают многим образам — напр., картине «У омута» (1892, там же), написанной в основном в имении Берново (ныне Тверская область), связанном с поэмой А. С. Пушкина «Русалка», — особую одухотворенность.

Вечерний звон

Левитан создает классические, непревзойденные образцы «церковного пейзажа», где здания храмов вносят в природу умиротворение («Вечерний звон», 1892, Третьяковская галерея) или, напротив, тревогу, напоминая о бренности всего земного («Над вечным покоем», 1893-94, там же). Гражданская скорбь сочетается с религиозной в картине «Владимирка» (1892, там же), где на дороге, по которой гнали арестантов в Сибирь, видна лишь (в характерной для мастера манере сводить реальное человеческое присутствие к минимуму, либо вообще к нулю) одинокая фигурка странника близ придорожной иконки.

Тихая обитель

Жизнеутверждающее обаяние красок в полотнах «Март» (1895, там же) или «Весна — большая вода» (1897, там же) достигает апогея в предельно яркой и звучной картине «Золотая осень» (1895, там же). В последние годы жизни мастер отбирает все более простые мотивы, придавая им — лишь с помощью колорита, без всяких фантазий — подобие будничного чуда. Теперь его особенно влекут мотивы вечера («Летний вечер», 1900, там же), сумерек, лунной ночи. Варьируя тему «стогов сена в лунную ночь», пишет маленькое надкаминное панно с этим сюжетом для дома А. П. Чехова в Ялте (1900). Последняя, неоконченная картина Левитана («Озеро. Русь», 1900, Русский музей) является — наперекор смертельной болезни — едва ли не самым мажорным произведением художника. Оставил также виртуозные образцы акварельной и пастельной живописи.

Памятник в Плесе

Многолетняя (с 1885 года) дружба Левитана с Антоном Чеховым породила целый ряд знаменательных параллелей в их творчестве. Отдельные черты личности живописца проступают в чеховской «Попрыгунье» (где отражен роман Левитана с художницей С. П. Кувшинниковой), «Чайке» (где поступок Треплева, застрелившего чайку, воспроизводит аналогичный каприз Левитана-охотника). Художник пишет другу о его пьесе «Чайка» (в 1899 году): «От нее веет той грустью, которой веет от жизни, когда всматриваешься в нее», — и в этих словах выражается их общее лирико-мистическое чувство природы. Руководя с 1898 года пейзажным классом Московского училища живописи, ваяния и зодчества, проявил себя и как замечательный педагог.

В Плесе открыт Дом-музей Левитана.

  • И. И. Левитан: Письма. Документы. Воспоминания. М., 1956.
  • И. И. Левитан: Каталог выставки в Третьяковской галерее. М., 1960.
  • Федоров-Давыдов А. А. И. И. Левитан. Жизнь и творчество. М., 1966. Т. 1-2.

megabook.ru