ГРАБАРЬ Игорь Эммануилович – Галерея произведений (101 изображение). Игорь эммануилович грабарь


Грабарь Игорь Эммануилович (1871 - 1960)

И.Э.Грабарь - Это одно из самых известных имен в истории русской культуры XX века. Человек многогранный, проявивший себя в искусстве, науке, музейном и реставрационном деле. За свою очень долгую жизнь Грабарь много трудился, отдавая всего себя делу, которым он занимался в этот период.

И.Э. Грабарь родился в Будапеште, в русской семье. Все его многочисленные родственники активно принимали участие в освободительном движении против "мадьяризации" славян, входивших в состав Австро-Венгерской империи, куда входил в то время Будапешт. За эту деятельность судили его деда и мать. Отец был вынужден скрываться, а в 1876 г. он эмигрировал в Россию. Некоторое время спустя в Россию привезли и Игоря.

После окончания гимназии Грабарь учился в московском лицее. Он мечтал о живописи, посещал все выставки, изучал коллекцию Третьяковской гаалереи и других московских музеев.

Осенью 1889г., 18 лет от роду, без денег, Грабарь едет в Петербург. Поступает в университет, учится на двух факультетах одновременно - юридическом и историко-филологическом, и упорно готовится в Академию художеств. Зарабатывает на жизнь сочинением юмористических рассказов и рисованием иллюстраций в журналы. И Грабарь поступает в Академию художеств, блестяще учится, занимается в мастерской самого Ильи Репина.

А летом 1895 года на каникулах совершает поездку в Берлин, Париж, Венецию, Флоренцию, Рим, Неаполь. В Италии он потрясен творениями великих мастеров Возрождения, а в Париже - работами импрессионистов и постимпрессионистов.

В 1900 г. Грабарь возвращается в Россию, и тут начинается его самый "творческий период", как признавался сам художник. Он вновь влюбляется в русскую природу, ошеломлен красотой русской зимы.

Безусловно, на него оказало искусство французских импрессионистов, но он не подражает им, пишет по-своему, по-русски. Вдохновенно бросает краски на холст, передает все переливы оттенков голубого, бирюзового, розового, не скупясь на яркие, звонкие краски в изображении русской природы.

В 1910 - 1923 годах художник отходит от живописи, он увлекается архитектурой, историей искусства, музейной деятельностью, охраной памятников. Он издает шеститомное издание "Истории русского искусства", для которого пишет важнейшие разделы. 12 лет Грабарь возглавлял Третьяковскую галерею. Активно занимается охраной памятников культуры от разрушения.

С 1924 года Грабарь вновь много занимается живописью, увлекается портретом. Изображает своих близких, пишет портреты ученых и музыкантов. Пишет и сюжетные картины: "В.И.Ленин у прямого провода"(1933), "Крестьяне-ходоки на приеме у В.И.Ленина"(1938).

И снова пишет пейзажи, по-прежнему предпочитает снег, солнце и радость жизни. В основном Грабарь работал в традициях русской реалистической живописи.

"Лучший отдых есть перемена работы", - говорил сам художник. И до конца своих дней он активно работал во многих областях культуры. Смерть застала его за работой.

С.В.Герасимов говорил: "Надо считать счастьем для русского искусства, что такой человек действительно существовал."

cvetamira.ru

Игорь Грабарь картины

Игорь Грабарь биография

Игорь Эммануилович Грабарь — известный советский художник, живописец. Кроме написания картин, известен как искусствовед, музейный деятель, профессор и педагог. Являлся академиком Академии Художеств СССР и Академии Наук СССР. В 1956 году ему было присуждено звание Народного художника СССР. В 1941 году Игорь Грабарь получил Сталинскую премию первой степени.

Русский художник Игорь Грабарь родился в 1871 году в Будапеште. Семья художника переехала в Россию в 1876 году. Учился в лицее цесаревича Николая и на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета. Посещал занятия по рисованию Московского общества любителей художеств, а позже поступил в Петербургскую академию художеств. Стоит отметить, что в Академии одним из его преподавателей был великий русский художник Илья Репин. Также Игорь Грабарь обучался живописи в Париже и Мюнхене. Состоял в таких объединениях художников, как «Мир искусства» и «Союз русских художников».

Основными направлениями русского художника были пейзажи, натюрморты и портреты. Особенно известными стали его зимние пейзажи, где Грабарь мастерски передавал белоснежный иней. Иней художник писал на разные лады — в дневные, утренние и вечерние часы, при разной степени освещённости. «Немного на свете таких потрясающих по красочной полифоничности моментов, как солнечный день инея, где цветовая гамма, ежеминутно меняясь, окрашивается в самые фантастические оттенки, для которых на палитре не хватает красок», — говорил сам Игорь Грабарь.

Знаменитый русский художник умер 16 мая 1960 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Игорь Грабарь картины с названиями

Березовая аллея

 

Васильки. Групповой портрет

 

Дама у пианино

 

Зима

 

Зимой. Портрет О.И.Грабарь, дочери художника

 

Иней

 

Майский вечер

 

Мартовский снег

 

Московский дворик

 

Натюрморт

 

Портрет Валентины Михайловны Грабарь, жены художника

 

Портрет К.И.Чуковского

 

Рябинка

 

Светлана

 

Солнце поднимается

 

Февральская лазурь

 

Яблоки

Давно собираетесь остеклить и утеплить балкон своего дома? Обратите внимание, что установить пластиковые балконы можно, обратившись в компанию «ГАЗДА». Современные системы балконов от профессионалов своего дела.

art-assorty.ru

Галерея картин известного советского художника

Игорь Эммануилович ГрабарьИгорь Эммануилович ГрабарьГрабарь Игорь Эммануилович - (25. 3. 1871, Будапешт, - 16. 5. 1960, Москва), советский живописец и искусствовед, народный художник СССР (1956), действительный член АН СССР (1943) и АХ СССР (1947). Учился в петербургской АХ (1894-96) у В. Е. Савинского, Н. А. Бруни и И. Е. Репина, в Мюнхене в школе А. Ажбе (1896-98; после её преобразования в 1898 в школу А. Ажбе и Грабаря преподавал там же). Неоднократно путешествовал по странам Западной Европы, посетил США, Египет и Турцию. Работал в Петербурге (с 1889) и в Москве (с 1903). Член объединений "Mup искусства" и Союз русских художников. В ранний период испытал влияние югендстиля ("Дама с собакой", 1899, Третьяковская галерея). В 1901-08 в ходе работы Г. над жизнерадостными, пронизанными светом пейзажами, отличающимися необычайно эмоциональным восприятием русской природы, постепенно сформировалась его живописная манера, основанная на творческом освоении принципов импрессионизма ("Сентябрьский снег", 1903, "Белая зима. Грачиные гнёзда", 1904, "Февральская лазурь", 1904, "Мартовский снег", 1904, - все в Третьяковской галерее). В этот же период Г. создаёт ряд картин-натюрмортов; стремясь передать бесконечное разнообразие и изменчивую игру освещения, красоту и поэзию материального мира, окружающего человека, Г. пользуется густыми, рельефными мазками, обращается к живописным приёмам, близким к неоимпрессионизму ("Хризантемы", 1905, "Неприбранный стол", 1907, - обе в Третьяковской галерее). С 1906 в пейзажах Г. усиливается декоративное начало (серия этюдов "День инея", 1906, Ярославо-Ростовский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник). В 1905-06 Г. участвовал в издании революционных сатирических журналов "Жупел" и "Адская почта". В 1909-14 по проекту Г. была построена больница (ныне санаторий "Захарьино") под Москвой.

С начала 1890-х гг. Г. выступает с художественно-критическими статьями (с 1899 в журнале "Мир искусства"). По инициативе и под руководством Г. была издана первая научная "История русского искусства" (т. 1-6, 1909-16; редактор и автор важнейших разделов). Г. сыграл большую роль в распространении в России научных принципов искусствознания (окончательно сложившихся уже в советское время) и организации комплексного метода изучения истории искусства, при котором она рассматривается в тесной связи с общим развитием национальной культуры и общественной мысли. В дореволюционный период Г. создал ряд монографических исследований о творчестве русских художников. В 1913-25 возглавлял Третьяковскую галерею, где в 1914-15 перестроил экспозицию на научных началах и издал каталог (1917). После Великой Октябрьской социалистической революции Г. стал одним из организаторов и руководителей охраны памятников искусства и старины, одним из основоположников советского музееведения и реставрационные дела, инициатором создания Центральных реставрационных мастерских (в 1918-30 директор, с 1944 научный руководитель). С деятельностью Г. - реставратора и учёного - связано открытие и исследование многих произведений древнерусского искусства 11-14 вв. (иконы, монументальные росписи) и заложены основы его научной истории. В пейзажной живописи Г. советского времени непосредственная эмоциональность импрессионистического этюда сменяется стремлением к картине, создающей обобщённый и законченный образ родной природы ("Ясный осенний вечер", 1923, "Зимний солнечный день", 1941, - обе в Третьяковской галерее). С конца 1920-х гг. Г. работал над портретами деятелей советской культуры (портреты: Н. Д. Зелинского, 1932, С. С. Прокофьева за работой над оперой "Война и мир", 1941, - оба в Третьяковской галерее; М. В. Морозова, 1934, Курская картинная галерея; С. А. Чаплыгина, 1935, Музей-усадьба "Абрамцево"). Выполнил также историко-революционные картины "В. И. Ленин у прямого провода" (1933) и "Крестьяне-ходоки на приёме у В. И. Ленина" (1938; обе - в Центральном музее В. И. Ленина, Москва). В советское время Г. опубликовал ряд монографических исследований и статей о русском искусстве. Г. - редактор и один из авторов "Истории русского искусства" (т. 1-13, 1953-69). Директор института истории искусств АН СССР (с 1944). Преподавал в Московском университете (профессор с 1921), Московском Художественном институте (1937-43, директор), институте живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской АХ (в 1943-46 директор). Государственная премия СССР (1941). Награжден 2 орденами Ленина, 2 др. орденами, а также медалями.

pavlishak.ru

Игорь Эммануилович Грабарь. Биографическая справка

25 марта 2011 года исполняется 140 лет со дня рождения искусствоведа, народного художника СССР, академика Игоря Эммануиловича Грабаря.

25 марта 2011 года исполняется 140 лет со дня рождения искусствоведа, народного художника СССР, академика Игоря Эммануиловича Грабаря.

Художник, историк искусства и музейный деятель Игорь Эммануилович Грабарь родился 25 (13) марта 1871 г. в Будапеште (Венгрия) в семье Эммануила Ивановича и Ольги Адольфовны Грабарь. Его мать и дед по матери Адольф Иванович Добрянский принадлежали к европейскому славянофильскому движению, отец был видным общественным деятелем, депутатом Будапештского парламента.

Отец Игоря Грабаря переселился в Россию в 1876 г. под фамилией Храбров (этой фамилией художник подписывал некоторые свои ранние работы, например, иллюстрации к повестям Гоголя, изданным в 1890-е гг.).

В 1890 г. Игорь Грабарь с матерью переехали в Россию - в Егорьевск Рязанской области, где в местной гимназии преподавал его отец.

В 1882 г. Грабарь поступил в московский лицей цесаревича Николая. Во время обучения в лицее он познакомился с несколькими художниками, в том числе с Василием Поленовым. В это же время он посещал занятия по рисованию Московского общества любителей художеств.

В 1889 г. Игорь Грабарь окончил лицей с золотой медалью и поступил в Петербургский университет на юридический факультет. Параллельно он начал слушать лекции на историко-филологическом факультете. В годы учебы в университете он подрабатывал написанием юмористических рассказов, сотрудничал с журналом "Нива" (делал иллюстрации, писал биографии художников, обзоры выставок и проч.).

На первом курсе написал свой первый значительный этюд ("Крыша со снегом").

С 1892 г. он начал заниматься в академической мастерской профессора Павла Чистякова, у которого учились Василий Поленов, Илья Репин, Михаил Врубель и Валентин Серов.

В 1893 г. окончил университет, в 1894 г. поступил в Академию художеств, с 1895 г. начал заниматься в мастерской Ильи Репина.

В 1896 г. Игорь Грабарь уехал в Европу. В Мюнхене он поступил в студию Антона Ашбе. В 1898 г. они создали совместную школу. В этом же году начал выходить журнал "Мир искусства", издательством которого занимался Сергей Дягилев, и Грабарь прекратил свое сотрудничество с "Нивой" и перешел туда.

К мюнхенскому периоду творчества относятся такие работы художника, как "Дама с собакой" (1899) и "Дама у пианино" (1899).

В 1901 г. Игорь Грабарь вернулся в Россию. Он поселился в Санкт-Петербурге, продолжил свое сотрудничество с "Миром искусства" и занялся живописью. В 1902 г. он выставил несколько своих работ в "Пассаже" на Невском проспекте, однако критики отнеслись к ним неодобрительно.

В 1903 г. переехал в Москву. С этого времени неоднократно принимал участие в художественных выставках в России и за рубежом, где его работы имели успех.

Вскоре после переезда в Москву Игорь Грабарь познакомился с художником Николаем Мещериным. Он по нескольку раз в год приезжал в усадьбу Мещериных Дугино, где написал несколько ставших впоследствии известными работ: "Февральская лазурь" (1904), "Иней" (1905), "Неприбранный стол" (1907), "Дельфиниумы" (1908) и многие другие.

В 1907-1908 гг. Игорь Грабарь собирал архивные материалы и писал статьи о художниках, архитектуре и скульптуре для журнала "Старые годы", почти не занимаясь живописью. В это же время он начал сотрудничать с издателем Иосифом Кнебелем, занявшись подготовкой многотомной "Истории русского искусства" (издавалась с 1910 по 1916 гг.), в которой он был автором нескольких ключевых разделов.

В рамках этого сотрудничества также была издана серия монографий о крупнейших мастерах русского искусства, для которой Грабарь написал книги об Исааке Левитане (в соавторстве с Сергеем Глаголем, 1913) и Валентине Серове (1914).

В 1909-1914 гг. проектировал и курировал строительство мемориальной больницы в память Сергея Захарьина, сына известного врача Григория Захарьина. После окончания строительства он снова начал активно заниматься живописью.

В 1913 г. занял пост директора Третьяковской галереи и стал ее попечителем.

После революции 1917 г. Игорь Грабарь начал принимать активное участие в музейной административной деятельности. В 1918 г. по его инициативе были организованы Центральные реставрационные мастерские в Москве. В 1925 г. ради работы в них он отказался от поста директора Третьяковской галереи.

В 1920-1930 гг. Грабарь много ездил по миру - и по приглашению музеев как крупный эксперт-искусствовед в области живописи, и как представитель советских художников (организовывал выставки и проч.).

В 1928 г. был представлен к званию заслуженного деятеля искусств.

В 1930-1940 гг. Игорь Грабарь активно занимался живописью, писал портреты ("Портрет К. И. Чуковского", "Портрет композитора С. С. Прокофьева", "Портрет академика Н. Д. Зелинского" и др.), пейзажи ("Последний снег" и др.), официальные полотна ("В.И.Ленин у прямого провода", "Крестьяне-ходоки на приеме у В.И.Ленина и И.В.Сталина"). Кроме того, в этот период он написал двухтомный труд об Илье Репине, за который в 1941 г. был награжден Сталинской премией.

В 1943 г. Игорь Грабарь предложил конфисковать произведения искусства из музеев Германии и ее союзников в качестве компенсации за потери советских музеев. Он принимал участие в составлении списков лучших произведений из музеев Европы, готовил "трофейные бригады", отправлявшиеся на фронт, и принимал эшелоны с произведениями искусства.

В 1944 г. он стал научным руководителем Реставрационных мастерских, принимал участие в работе комиссий, занимавшихся изъятием произведений искусства из усадеб и монастырей.

В 1940-1950 гг. Грабарь исполнял обязанности директора Института имени В.И.Сурикова (1937-1943), Всероссийской Академии художеств (1943-1946), Института истории искусств АН СССР (с 1944 г.).

В 1956 г. ему было присвоено звание народного художника СССР.

Он умер в Москве 16 мая 1960 г., похоронен на Новодевичьем кладбище.

Игорь Грабарь с 1913 г. был женат на Валентине Михайловне Мещериной, в их семье родились двое детей - Ольга (1922 г.р.) и Мстислав (1925-2006). Через несколько лет после рождения сына его жена ушла из семьи. Впоследствии о детях заботилась ее сестра, Мария Мещерина

ria.ru

биография, картины художника с названиями, интересные факты :: SYL.ru

Этого русского живописца современники не зря называли "человеком-оркестром". Художник, реставратор, музейный деятель, искусствовед, педагог – он умел делать практически все. Многогранная личность, полностью отдававшаяся искусству, творила на протяжении более чем шестидесяти лет. Грабарь Игорь Эммануилович, специализировавшийся на портретах и пейзажах, первым в Советском Союзе получил звание Заслуженного деятеля искусств.

Увлеченный живописью

Будущий гений родился в Будапеште, в 1871 году. Уже через пять лет его семья эмигрирует в Россию. Мальчик, получающий образование в московском лицее, грезит искусством: он посещает все выставки, изучает картины Третьяковской галереи, делает копии портретов из старинных журналов. Учась на историко-филологическом и юридическом факультетах в Петербурге, юноша поступает и в Академию художеств, где его примечает сам Илья Репин. Молодой человек постоянно рисует с натуры, делает зарисовки и портреты окружающих. Он входит в узкий круг людей, занимающихся искусством, иллюстрирует издание "Нива".

Новый этап творчества

Еще будучи студентом, Грабарь Игорь Эммануилович посещает Германию, Францию и Италию. Восхищенный искусством Возрождения и работами импрессионистов, он возвращается в Россию в 1903 году с новыми идеями. Как признавался сам мастер, в его жизни наступил новый этап и самый творческий период. Его работы замечают современники в России и за границей, и каждое новое произведение получает лестные отзывы.

Восхищенный красотой природы, он не скупится на яркие краски. Как полагают исследователи, на художника оказал огромное влияние французский импрессионизм, однако он работает в исконно русском стиле. Никому не подражает, а пишет по-своему.

Многогранная личность

Начиная с 1910 года, Грабарь Игорь Эммануилович отходит от живописи. Он безмерно увлечен архитектурой и музейной деятельностью. Талантливый автор спасает разрушавшиеся на глазах памятники зодчества, пишет книги и даже создает в память о русском враче Г. Захарьине больницу-мемориал в "палладианском" стиле. Возглавивший Третьяковскую галерею, он проводит реформу экспозиции и размещает картины в исторической последовательности. Имея репутацию бунтаря, Грабарь устраивает в Лондоне выставку русских произведений и идет против воли Третьякова, завещавшего не трогать его коллекцию.

От импрессионизма к реализму

И только с 1924 года мастер вновь обращается к живописи, увлекаясь не только пейзажным, но и портретным жанром. Работающий в лучших традициях реалистической живописи, он стремится к правде жизни и изумительно передает натуру. Его работы на многочисленных выставках по достоинству оцениваются критиками, считающими, что полотна художника Грабаря Игоря Эммануиловича заслуживают отдельного внимания.

Однако сам автор не стесняется называть некоторые свои творения откровенными неудачами. Именно так он отзывался о работах "Туркестанские яблоки" и "Красные яблоки на синей скатерти". А вот зрители увидели в них контраст фактур, противопоставление холодного оттенка теплому и по достоинству оценили пластику объемов.

Живописец работает и над камерными полотнами своих родственников и коллег. Так, он создал изумительный "Портрет В. М. Грабарь, жены художника", впечатляющий "Портрет академика С. А. Чаплыгина". Отличающиеся реализмом и безукоризненной передачей света, картины Грабаря Игоря Эммануиловича всегда вызывали восхищение его преданных поклонников.

В 1937 году он создает двухтомную монографию о Репине – своем любимом авторе. Вскоре его награждают за работу Сталинской премией.

Умер художник в 1960 году в Москве.

Величие природы

Мастер мечтал, чтобы его творения в большей степени отвечали зрительским представлениям о природе. Начиная работу, он тут же вставал на место публики. Пожалуй, самым известным шедевром гениального автора является "Февральская лазурь". Грабарь Игорь Эммануилович вспоминал, как однажды он приехал погостить к друзьям на дачу в Подмосковье. Природа пробуждалась от долгой спячки и праздновала новый этап своей жизни. Засмотревшийся на красавицу-березу, автор восхитился открывшемуся ему виду. Художник, вырыв ямку в снегу у дерева и глядя только вверх, чтобы запомнить необыкновенное зрелище, на свежем воздухе сделал набросок, восхитивший зрителей и критиков. Грабарь не обращал внимания на сильные морозы, а был переполнен счастьем от увиденной красоты, которую ему захотелось передать.

Необычный эффект

Публика была в восторге, увидев сказочные переливы ярких и чистых цветов, объединенных в единое целое лазурью неба. Живописец накладывает на белоснежный холст ярко-голубые тени с темно-изумрудными и коричневатыми вкраплениями. Стволы березок, окутанные кружевным инеем, буквально купаются в сияющем солнечном свете и сверкают, словно радужные бусы.

Любопытно, что автор создал полотно, которое заставляет зрителя посмотреть в насыщенную синеву неба снизу вверх. В самом облике исконно русского деревца сказалось радостное восприятие автором природы родного края. Художник видел удивительное очарование в русском пейзаже и стремился запечатлеть его в чистых красках, передающих все градации небесной синевы.

Последний пленэрист России

Обобщенный образ русской природы в картине Игоря Эммануиловича Грабаря "Февральская лазурь" (1904 г.) понравился публике, назвавшей мастера "последним пленэристом Руси". Талантливый живописец, нашедший собственный стиль, продолжил и развил все самое лучшее, что проявилось в творчестве Серова, Левитана и других известных пейзажистов.

Он достиг предельной цветовой насыщенности, нанося густые мазки плотным слоем. А написание картины с низкой точки – необычный прием, придающий творению удивительный эффект. Автор не старается перенасытить полотно светлыми красками, а темные проталины и грязноватый снег говорят о скором приближении весны. Все цвета, которые используются мастером, сливаются в единую палитру ярких и пастельно-прозрачных оттенков. Грабарь слышит музыку весны и чувствует легкую грусть расставания с любимой порой. Притягательное полотно, раскрывающее поэтический мир русской зимы, поднимает настроение, и именно такого чувства добивается художник, рисующий родную землю.

Грабарь Игорь Эммануилович: картины с названиями

Полотно "Осень. Рябины и березы" (1906 г.) создавалось под впечатлением произведений импрессионистов. Мастер создает настоящее чудо при помощи небрежных, слегка размытых мазков желтоватого, коричневого и пурпурного оттенков. Живописец восхищается чудесной порой и заставляет сделать это зрителя. Здесь даже не конкретное изображение золотой осени, а впечатление автора от увиденного. И этот восторг передается публике, которая не проходит равнодушно мимо картины. Кажется, еще немного, и можно услышать тихий шелест листвы высоких березок, ощутить на себе последнее тепло осеннего солнышка. Мастер играет с красками, стараясь передать свежесть и прозрачность воздуха, и это ему удается.

В 1937 году появляется работа "Подсолнухи", которая подкупила зрителей своей простотой. Здесь нет особой игры света, однако гармоничное сочетание золотистых подсолнухов, светло-голубого неба, затянутого облаками, и листвы очень темного, почти сине-зеленого цвета привлекли внимание публики.

Склонившиеся под своей тяжестью головки подсолнухов и смущенно жмущиеся друг к другу тоненькие березки производят огромное впечатление.

Поэт русской зимы

На ранних полотнах Грабаря Игоря Эммануиловича, биография и творчество которого волнуют его поклонников, можно заметить густую сетку из плотных мазков разных цветов. Издали они смешиваются в единое целое, образуя реалистические произведения, наполненные светом и любовью. Автор потрясающих шедевров, обожавший снежную зиму и морозные пейзажи, признавался, что природа весной, когда снег сменяется изумрудной листвой, перестает его привлекать. "Порой на моей палитре не хватает оттенков, которые способны передать невероятную красоту морозного дня", – рассказывал мастер. А именно такая природа играла для него насыщенными красками.

Один из самых последовательных русских импрессионистов владел секретом радужного сияния красок, позволяющим посмотреть на окружающий мир с радостью. Позднее, под влиянием соцреализма, его манера писать кардинально меняется.

В произведениях Грабаря Игоря Эммануиловича, наделенного многими дарованиями, нашли отражение отголоски наследия прошлого и воплотились в жизнь самые смелые идеи живописи будущего. Автор многочисленных работ вошел в историю как поэт русской зимы, хотя писал и осень, и лето. Он открыл миру русский пейзаж и показывал необычное в обычном.

www.syl.ru

ГРАБАРЬ Игорь Эммануилович – Галерея произведений (101 изображение).

Открыть доступ

И.Э.ГРАБАРЬ

(1871 – 1960)

И.Э.Грабарь – выдающийся деятель русской культуры, известный и своими живописными полотнами, прежде всего в жанре пейзажа и натюрморта, и, в не меньшей степени, как архитектор, искусствовед, художественный критик и специалист по музейному делу и реставрации.

Он получил блестящее и всестороннее образование – сначала в Петербургском университете, потом ВХУ при Академии художеств, в 1896-1901 годах стажировался за границей, где изучал картины старых мастеров, занимался технологией живописи, и, кроме того, написал свои первые теоретические статьи, в которых исследовал современную европейскую живопись с её новаторскими подходами.

К наиболее известным работам Грабаря относятся его чудесные «снежные» пейзажи. Снег в разное время суток, при разном освещении – таков был объект внимания художника как приверженца импрессионизма.

В этих пейзажах, как и в других полотнах Грабаря, запечатлены состояния природы в целостном восприятии, они проникнуты необычайно сильным ощущением свежести, чистоты, радостного ожидания. Так же полны света и воздуха натюрморты художника, изображающие, как правило, повседневные предметы, цветы и плоды, вписанные в интерьер.

Художник строит изображение широкими плотными мазками, использует множество оттенков и рефлексов. Каждый локальный цвет включен в общую гармонию произведения. В пристальном наблюдении над изменчивостью состояний природы, в анализе воздействия освещения на предмет, в стремление передать ощущение мимолетности и зыбкости впечатлений Грабарь следует принципам французских импрессионистов.

И.Э.Грабаря всегда две сферы деятельности – живописца и исследователя истории искусств. Огромное значение для отечественного искусствоведения имеет многотомная «История русского искусства» — масштабное комплексное исследование, увенчавшее научную деятельность художника.

Огромен вклад Грабаря и в превращение Третьяковской галереи в музей мирового уровня, сокровищницу русского искусства. Художник занимал пост директора галереи в самые сложные послереволюционные годы. Неоценим вклад Грабаря в отечественную культуру и в качестве организатора и руководителя Центральных государственных реставрационных мастерских.

 

Игорь Эммануилович Грабарь родился 13 (25) марта 1871 года в Будапеште. Сын адвоката, члена венгерского парламента, затем политического эмигранта Э.И.Грабаря, в России взявшего себе фамилию Храбров. Сам художник до середины 1890-х годов тоже подписывал свои произведения Храбров, потом Грабарь-Храбров.

Первые художественные навыки получил на воскресных классах рисования при МОЛХ у В.В.Попова и В.Д.Сухова. В 1889-1893 учился на юридическом и историко-филологическом факультетах Петербургского университета. В 1892-1894 посещал частную мастерскую П.П.Чистякова, учился в ВХУ (1894-1896) в мастерской И.Репина и в Школе А.Ашбе в Мюнхене (1896-1899).

С 1897 года Грабарь был ассистентом Ашбе, а с 1899 преподавал в совместной Школе Ашбе и Грабаря. В 1897-1901 прошел курс по архитектуре у ректора Мюнхенского политехникума Ф. фон Тирша.

С 1901 года жил в С.-Петербурге, с 1903 – в Москве. Неоднократно совершал поездки по Северу России для изучения памятников древнерусской архитектуры, выезжал за границу.

Сотрудничал как художник со многими журналами, в т.ч. в 1905-1906 «Жупел» и «Адская почта», с 1899 – с журналом «Мир искусства». Член объединений: «Мир искусства» (с 1901), «Союз русских художников» (с 1903).

Один из организаторов и руководителей художественного предприятия-выставки «Современное искусство» (1902-1903). Инициатор, редактор и один из авторов многотомного издания «История русского искусства» (Издательство И.Н.Кнебеля, 1910-1915).

В 1913 Грабарь был избран действительным членом ИАХ. В 1913-1918 – попечитель Третьяковской галереи, в 1918 – 1925 директор галереи. В 1918 выступил как организатор, до 1930 – директор, в 1944-1960 – научный руководитель реставрационных мастерских ГЦХРМ (ныне ВХНРЦ), носящих теперь имя художника.

Вел преподавательскую деятельность – МГУ (реставрационное дело, 1920-1946), МГХИ (живопись, 1937-1943), вел монументальную и живописную мастерскую в ИЖСА в Ленинграде (1943-1946). Профессор, автор монографий и статей по вопросам искусства, доктор искусствоведения. Организатор и руководитель НИИ истории искусств АН СССР (1944-1960).

Действительный член АН СССР (1943) и АХ СССР (1947), народный художник СССР (1956).

 

1. Грабарь Игорь "Крыша со снегом. Этюд" 1889 Холст, масло 25х33,5 Государственная Третьяковская галерея 1. Грабарь Игорь «Крыша со снегом. Этюд» 1889 Холст, масло 25х33,5 Государственная Третьяковская галерея2. Грабарь Игорь "Няня с ребенком" 1892 Холст, масло 84х61,5 Государственная Третьяковская галерея 2. Грабарь Игорь «Няня с ребенком» 1892 Холст, масло 84х61,5 Государственная Третьяковская галерея 3. Грабарь Игорь "Иллюстрация №5 к повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством" 1893-1894 Бумага на картоне, тушь, перо, кисть, белила 17,3х12,4 Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан Казань 3. Грабарь Игорь «Иллюстрация №5 к повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством» 1893-1894 Бумага на картоне, тушь, перо, кисть, белила 17,3х12,4 Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан Казань4. Грабарь Игорь "Иллюстрация №9 к повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством" 1893-1894 Бумага на картоне, тушь, перо, кисть, белила 20,4х15 Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан Казань 4. Грабарь Игорь «Иллюстрация №9 к повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством» 1893-1894 Бумага на картоне, тушь, перо, кисть, белила 20,4х15 Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан Казань 5. Грабарь Игорь "Иллюстрация №12 к повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством" 1893-1894 Бумага на картоне, тушь, перо, кисть, белила 17,8х12,2 Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан Казань 5. Грабарь Игорь «Иллюстрация №12 к повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством» 1893-1894 Бумага на картоне, тушь, перо, кисть, белила 17,8х12,2 Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан Казань6. Грабарь Игорь "Дама с собакой" 1899 Холст, масло 150х114,5 Государственная Третьяковская галерея 6. Грабарь Игорь «Дама с собакой» 1899 Холст, масло 150х114,5 Государственная Третьяковская галерея 7. Грабарь Игорь "Луч солнца" 1901 Холст, масло 79х42,5 Государственная Третьяковская галерея 7. Грабарь Игорь «Луч солнца» 1901 Холст, масло 79х42,5 Государственная Третьяковская галерея8. Грабарь Игорь "Балюстрада" 1901 Холст, масло 54х97 Нижнетагильский музей изобразительных искусств 8. Грабарь Игорь «Балюстрада» 1901 Холст, масло 54х97 Нижнетагильский музей изобразительных искусств 9. Грабарь Игорь "Уголок усадьбы" 1901 Холст, масло Смоленский государственный музей-заповедник 9. Грабарь Игорь «Уголок усадьбы» 1901 Холст, масло Смоленский государственный музей-заповедник10. Грабарь Игорь "Сентябрьский снег" 1903 Холст, масло 79х89 Государственная Третьяковская галерея 10. Грабарь Игорь «Сентябрьский снег» 1903 Холст, масло 79х89 Государственная Третьяковская галерея 11. Грабарь Игорь "Зимний вечер" 1903 Холст, масло 54,3х74 Государственный Русский музей 11. Грабарь Игорь «Зимний вечер» 1903 Холст, масло 54,3х74 Государственный Русский музей12. Грабарь Игорь "Новая дача" 1903 Холст, масло 48,7х39,3 Частное собрание 12. Грабарь Игорь «Новая дача» 1903 Холст, масло 48,7х39,3 Частное собрание 13. Грабарь Игорь "Ямщик" 1904 Холст, масло 44х71 Государственная Третьяковская галерея 13. Грабарь Игорь «Ямщик» 1904 Холст, масло 44х71 Государственная Третьяковская галерея14. Грабарь Игорь "Белая зима. Грачиные гнезда" 1904 Холст, масло 104х49,7 Государственная Третьяковская галерея 14. Грабарь Игорь «Белая зима. Грачиные гнезда» 1904 Холст, масло 104х49,7 Государственная Третьяковская галерея 15. Грабарь Игорь "Мартовский снег" 1904 Холст, масло 80х62 Государственная Третьяковская галерея 15. Грабарь Игорь «Мартовский снег» 1904 Холст, масло 80х62 Государственная Третьяковская галерея16. Грабарь Игорь "Февральская лазурь" 1904 Холст, масло 151х84 Государственная Третьяковская галерея 16. Грабарь Игорь «Февральская лазурь» 1904 Холст, масло 151х84 Государственная Третьяковская галерея 17. Грабарь Игорь "Зима" 1904 Холст, масло 75,2х55 Государственный Русский музей 17. Грабарь Игорь «Зима» 1904 Холст, масло 75,2х55 Государственный Русский музей18. Грабарь Игорь "Иней" 1904 Картон, масло, цветной карандаш 67,7х78,3 Кировский областной художественный музей 18. Грабарь Игорь «Иней» 1904 Картон, масло, цветной карандаш 67,7х78,3 Кировский областной художественный музей 19. Грабарь Игорь "Вешний поток" 1904 Холст, масло 70х89 Государственный Русский музей 19. Грабарь Игорь «Вешний поток» 1904 Холст, масло 70х89 Государственный Русский музей20. Грабарь Игорь "Павильон в Кузьминках" 1904 Холст, масло 80,5х103 Саратовский государственный художественный музей 20. Грабарь Игорь «Павильон в Кузьминках» 1904 Холст, масло 80,5х103 Саратовский государственный художественный музей Страницы: 1 2 3 4 5

cultobzor.ru

ГРАБАРЬ ИГОРЬ ЭММАНУИЛОВИЧ

(1871-1960) русский живописец, критик и историк искусства

 

Многостороннюю деятельность Игоря Грабаря опре­делило полученное им универсальное европейское обра­зование. Он родился в Будапеште в семье учителя, актив­ного участника славянского национально-освободитель­ного движения, члена венгерского парламента. Опасность преследований со стороны австрийских властей за русо­фильские настроения обусловила переезд семьи в Россию, в имение деда. Мать будущего художника была дочерью украинского ученого Добрянского.

Начальное образование Игорь получил в Егорьевской прогимназии под Москвой, а с 1882 по 1889 год учился в Московском лицее. Подростком он увлекся живописью, стал рисовать своих товарищей и делать пейзажные за­рисовки. Однако пока он не планировал посвятить себя искусству и в 1889 году поступил в Петербургский уни­верситет. В 1893 году он закончил юридический и исто­рико-филологический факультеты. Параллельно с учебой в университете Грабарь посещал частную академическую мастерскую Павла Петровича Чистякова.

 

В 1894 г. он решил получить профессиональное худо­жественное образование и поступил в Петербургскую Академию художеств в мастерскую Ильи Репина, где обу­чался до 1896 г. Среди его учителей были также В.Е. Савинский и Н.А. Бруни. После окончания Академии в 1896 г. Грабарь поступил в Художественную школу про­фессора А. Ажбе в Мюнхене. Он проучился там два года, позже ему также довелось преподавать в этой школе. В 1901 году он закончил архитектурный политехникум в Мюнхене.

В те годы Грабарь много путешествовал по странам Западной Европы, США, посетил Египет и Турцию, ока­завшись в центре последних событий в истории европей­ского искусства, переживавшего период поисков и откры­тий, а иногда и резкую смену одной художественной шко­лы другой.

Осваивая новые тенденции, Грабарь в девяностые годы начинает выступать в популярном журнале «Нива» как критик: печатает обзоры выставок, заметки о картинах и художниках. Сблизившись с представителями общества «Мир искусства», Грабарь начинает сотрудничать и в его изданиях, становится членом этого объединения. Он так­же предлагает издателям свои рисунки, наиболее извест­ны его иллюстрации к произведениям Н.В. Гоголя.

Ранние живописные работы Грабаря скорее связаны с лирическим пейзажем XIX века, произведениями Алек­сея Саврасова и Исаака Левитана. Лучшими считаются его картины «Сентябрьский снег» (1903), «Белая зима. Грачиные гнезда» (1904), «Мартовский снег» (1904), «Февральская лазурь» (1904), «Хризантемы» (1905), «Неприбранный стол» (1907).

Передавая то или иное настроение, художник в то же время стремился отразить непосредственные впечатления от увиденного. Поэтому он использовал технику импрес­сионистов, передавая мелкими мазками бесконечное раз­нообразие оттенков и изменчивую игру освещения. «Мартовский снег» напоминает скорее этюд, чем закон­ченную картину. Последовательный переход от белого цвета к разнообразным цветовым оттенкам позволяет зри­телю самому создать образ окружающего его мира. Цве­товая гамма, использованная Грабарем, сближает его кар­тины с полотнами раннего Константина Коровина и Ва­лентина Серова.

Художник часто демонстрирует своеобразную техни­ку письма, оставляя следы кисти — удары, мазки, густые нашлепки. Он заставляет картину «вибрировать», менять­ся под разными углами зрения. Поэтому пейзажи Граба­ря некоторые считают излишне декоративными.

Он стремился разработать собственную методику организации пространства картины, выдвигая на первый план отдельные предметы и освещая их с помощью боко­вых бликов. В последующие годы в его пейзажах особую роль станет играть перспектива и сочетание нескольких планов («Березовая аллея», 1940; «Зимний пейзаж», 1954). Образы природы станут более объемными и закон­ченными, что позволит считать Грабаря одним из певцов русского пейзажа. Его картины «Ясный осенний вечер» (1923), «Зимний солнечный день» (1941) своим нетороп­ливым ритмом напоминают лирические песни. Обе они хранятся в Третьяковской галерее.

С 1908 года И. Грабарь являлся активным участником художественных выставок, отдавая предпочтение преж­де всего участию в объединениях «Мир искусства» и «Союз русских художников».

Зимой 1901-1902 года меценаты и художники-любители С. Щербатов и В. фон Мекк задумали создать нечто вроде постоянной выставки картин, мебели, ценных ар­хитектурных интерьеров и предметов прикладного искус­ства. Грабарь возглавил издаваемый ими журнал «Совре­менное искусство». За острый критический взгляд миро-искусники даже шутливо прозвали его «грабарией».

С 1903 года художник начал работать в Москве, он считал этот город близким ему по мироощущению, темпу жизни, о чем позже писал в своей «Автомонографии».

В 1909-1914 гг. Грабарь создал неоклассицистский проект больницы, который был осуществлен в Подмоско­вье. В настоящее время в здании размещается санаторий «Захарьино». Постройка отличается удивительной цель­ностью, архитектору удалось добиться гармоничной со­отнесенности всех элементов здания.

С 1907 года художник сосредотачивается на наиме­нее изученных периодах истории русского искусства, об­ращается к искусству XVIII и первой половины XIX ве­ков. Вскоре по его инициативе начинает выходить первая серия книг «История русского искусства». К сожалению, Первая мировая война помешала закончить издание. Гра­барь работает в архивах, собирает сведения о русских архитекторах, скульпторах, живописцах, обследуя ста­ринные усадьбы, стремясь попасть в самые глухие места России. Именно благодаря ему в научный обиход вошли многие неизвестные имена. По его работам широкому читателю стали известны зодчие В. Растрелли, К. Росси, Д. Жилярди.

И. Грабарь отличался научной добросовестностью, стремился не вводить недостоверные и неподтвержден­ные факты. Постепенно он создает общую методику изу­чения национальной культуры, все формы которой рас­сматривались не только сами по себе, но и как составные части единого процесса. Наиболее значительным резуль­татом его работы стало открытие древнерусской живопи­си. Грабарь впервые показал, что ее надо изучать так же, как и искусство других периодов. Он не только система­тизировал данное направление искусствоведения, но и открыл целый ряд новых памятников.

Благодаря деятельности И. Грабаря и А. Шахматова, занимавшегося публикацией рукописных памятников, русская культура вошла в мировую как ее равноправная составляющая. Об этом свидетельствовала организован­ная им в 1929 году в Германии выставка памятников древ­нерусской живописи.

Накопленные практические и теоретические знания он реализовал в конкретной практической работе. В 1913— 1925 гг. художник возглавлял Третьяковскую галерею, где перестроил экспозицию на научных началах и издал ка­талог (1917). Именно Грабарь предложил идею развесить картины так, чтобы каждому художнику посвящался от­дельный зал.

Не случайно, что после Октябрьской революции Гра­барь стал одним из организаторов и руководителей охра­ны памятников искусства и старины. Он разработал ме­тодику организации музееведения нового времени. Ему было поручено руководить Отделом по делам музеев и охране памятников искусства и старины Наркомпроса. Грабарь также явился инициатором создания Централь­ных реставрационных мастерских (ЦРМ), вначале, в 1918-1930 гг., он возглавлял их как директор, а с 1944 года стал научным руководителем. После смерти худож­ника Всероссийскому научно-реставрационному центру в Москве было присвоено его имя.

Стремясь сохранить память о художниках-современ­никах, близких ему по творческому духу, Грабарь также создал несколько монографических исследований творче­ства И. Левитана, И. Репина, В. Серова. Он также отдал должное блестящему педагогу и художнику П. Чистяко­ву, воспитавшему целую плеяду учеников. Грабарь пола­гал, что искусство нужно изучать «не на расстоянии, не через стекла, а вблизи, вплотную, на ощупь, с обстоятель­ным обследованием техники, подписи, всех особенностей данного автора...». В 1940 году ему была присуждена сте­пень доктора искусствоведения.

После войны Грабарь стал инициатором и одним из главных авторов и редакторов «Истории русского искус­ства», вышедшей в 13 томах в 1953-1969 годах. Это изда­ние можно по праву считать энциклопедическим, посколь­ку в нем рассматривались проблемы происхождения, раз­вития и специфики проявления национальных художе­ственных школ.

Свои знания Грабарь стремился передать ученикам. С 1920 года он преподавал в Московском университете, где читал лекции по теории и практике научной реставрации. В 1921 году он стал профессором по кафедре истории ис­кусств. Ученый также преподавал в ряде художественных институтов: Московском государственном художествен­ном институте (в 1937-1943 годах он был его директором), Институте живописи, скульптуры и архитектуры Всерос­сийской АХ (в 1943-1946 годах — его директор).

Несмотря на свои многочисленные общественные обя­занности, он продолжал заниматься творчеством. После большого перерыва, вызванного переломом руки, Грабарь вернулся к живописи. Появились его пейзажи Кунцева. С конца двадцатых годов он работал над портретами видных деятелей науки и культуры Н. Зелинского, М. Морозова, С. Прокофьева, С. Чаплыгина. Последний портрет был удостоен высшей награды на Парижской Всемирной выс­тавке 1938 года.

 

Всего художником было написано около ста портре­тов, вообще он считал этот жанр высшей формой искусства, стремился передать внутреннее состояние своего героя. Поэтому произведения Грабаря отличает простота композиционного решения, строгость рисунка. Он созда­ет прежде всего реалистический портрет.

Среди картин, написанных им, часто встречаются портреты его близких.

Художник был сыном своего времени, поэтому создал две тематические картины, проявив себя и в историко-революционной теме, — «Ленин у прямого провода» (1933) и «Крестьяне-ходоки на приеме у В.И. Ленина» (1938). Статичность и однозначность решения образа вож­дя восполняется фигурами других действующих лиц. Гра­барь мастерски передает их состояние.

Плодотворное и разностороннее творчество художни­ка можно объяснить не только его феноменальной рабо­тоспособностью, но и умением тщательно организовывать весь творческий процесс.

Грабарь был женат на женщине, происходившей из старинной купеческой семьи Мещериных, она родила ему двоих детей.

biography-peoples.ru