Достоевский «Идиот» краткое содержание, персонажи, фильмы. Идиот роман кто написал


Ф.М. Достоевский "Идиот": краткое содержание произведения

Федор Михайлович Достоевский создал удивительный роман «Идиот», краткое содержание которого будет изложено ниже. Мастерство слова и яркий сюжет – это то, что привлекает в романе любителей литературы со всего мира.

идиот краткое содержание

Ф.М.Достоевский «Идиот»: краткое содержание произведения

События романа начинаются с приезда князя Мышкина в Петербург. Это человек 26 лет, рано осиротевший. Он является последним представителем знатного рода. Ввиду ранней болезни нервной системы, князь был помещен в санаторий, находящийся в Швейцарии, откуда и держал свой путь. В поезде он знакомится с Рогожиным, от которого узнает о прекрасной Настасье Филипповне. Роман «Идиот», краткое содержание которого несомненно впечатлит каждого и побудит к прочтению оригинала, является изюминкой русской классической литературы.

Князь Мышкин посещает свою дальнюю родственницу, где знакомится с ее дочерьми и впервые видит портрет Настасьи Филипповны. Он производит хорошее впечатление простого чудака и становится доверенным лицом-посредником между Ганей, секретарем обольстителя Настасьи и ее жениха, и Аглаей, младшей дочерью госпожи Епанчиной, дальней родственницей Мышкина. Князь селится в квартире Гани и вечером видит ту самую Настасью, вслед за которой приходит его старый приятель Рогожин и устраивает своего рода торг за девушку: восемнадцать тысяч, сорок тысяч, мало? Сто тысяч! Краткое содержание «Идиот» (романа Достоевского) – это поверхностный пересказ сюжета великого произведения. достоевский идиот краткое содержание Поэтому для того чтобы понять всю глубину происходящих событий, нужно читать оригинал. Для сестры Гани его невеста кажется продажной женщиной. Сестра плюет брату в лицо, за что он собирается ее ударить, но за Варвару вступается князь Мышкин. Вечером он посещает ужин Настасьи и просит ее не выходить замуж за Ганю. После вновь появляется Рогожин и выкладывает сто тысяч. «Продажная женщина» принимает решение отправиться с этим баловнем судьбы, даже после признания в любви князя. Деньги она бросает в камин и предлагает бывшему жениху их достать. Там же все узнают, что князь получил богатое наследство.

Проходит полгода. До князя доходят слухи, что его возлюбленная уже несколько раз сбегала из-под венца от Рогожина (роман «Идиот», краткое содержание которого можно использовать для анализа, показывает все бытовые реалии того времени). На вокзале князь ловит чей-то взгляд. Как оказалось позже, за ним следил Рогожин. Они встречаются с купцом и обмениваются крестами. Через день у князя случается припадок, и он уезжает на дачу в Павловск, где отдыхает семья Епанчиных и, по слухам, Настастья Филипповна. На одной из прогулок вместе с генеральской семьей он встречает свою возлюбленную.

Здесь происходит и помолвка князя с Аглаей, после чего Настасья пишет ей письма, а потом и вовсе приказывает князю остаться с ней. Мышкин разрывается между женщинами, но все-таки выбирает последнюю и назначает день свадьбы. Но и тут она сбегает с Рогожиным. Через день после этого события князь едет в Петербург, где его зовет с собой Рогожин и показывает труп их любимой женщины. Мышкин окончательно становится идиотом…

краткое содержание идиот

Роман «Идиот», краткое содержание которого изложено выше, позволяет окунуться в яркий и интересный сюжет, а стиль произведения помогает прочувствовать все переживания героев.

fb.ru

Роман "Идиотка" кто написал? А кто написал роман "Идиот"?

Роман "Идиотка" кто написал? А кто написал роман "Идиот"?

  • В литературном мире есть роман quot;Идиоткаquot; и роман quot;Идиотquot;, авторы которых совершенно разные, да и по содержанию далеки друг от друга.

    Роман quot;Идиотquot; написан великим писателем, известным на весь мир ДОстоевским Ф.М. в 1867 по 1868 годах.

    Роман quot;Идиоткаquot; написана талантливой российской актрисой Еленой Кореневой в 2001 году.

  • Известный всем роман Идиот русской и мировой классики, не открою Америку, написал русский писатель Федор Михайлович Достоевский. Этот замечательный писатель прославился как автор романов quot;Преступление и наказаниеquot;, quot;Братья Карамазовыquot;, quot;Бесыquot;, quot;Записки из подпольяquot; и др.

    Но существует и роман с названием Идиотка (женский вариант названия), написанный спустя века нашей современницей, популярной актрисой Еленой Коренвой, ставшей известной после сыгранной ею роли молоденькой девушки в фильме quot;Романс о влюблнныхquot;.

    Подарили как-то мне на день рождения этот увлекательный роман-биографию известной актрисы (не с намком, конечно, а зная, как я интересуюсь кино и театром), в котором она блестяще и иронично, с известной долей юмора пишет о себе и о времени. Название романа, выбранное ею, следует понимать не только как знак солидарности с героем Ф.М. Достоевского, князем Мышкиным, но и как жизненное кредо, выстраданное Еленой Коренвой в скитаниях из страны в страну и во многих жизненных перипетиях.

  • Роман quot;Идиотquot; написал известный на весь мир русский писатель Ф.М. Достоевский.

    Я думал это все знают, ведь это классика.

    А вот так раз-таки роман quot;Идиоткаquot; я даже не разу не слышал, но в интернете написано - Елена Коренева.

  • Роман, который носит название quot;Идиотquot; изучается согласно школьной программы, его автором является Достоевский, Федор Михайлович. Главным героем его будет князь Мышкин, Лев Николаевич.

    А вот романа quot;Идиоткаquot; пока никто не написал. Есть только quot;ИдиоткИquot;, их автором является Лисицкая Тамара.

  • Роман идиот написал Федор Достоевский.Интересный однако роман.

  • Роман Идиотка принадлежит Елене Кореневой, она актриса, наша современница. Ее роман следует понимать как выстраданное жизненное кредо самой Елены Кореневой.

    Роман ,,Идиот написал Федор Михайлович Достоевский.

    После смерти Достоевского признали классиком русской литературы и лучшим романистом мирового значения.

  • Роман Идиот написал великий и известный писатель Федор Михайлович Достоевский. Достоевский известен также по роману Преступление и наказание.

    Роман Идиотка написала Елена Коренева, и это уже современное чтиво.

  • Все знают, что роман quot;Идиотquot; написал Ф.М. Достоевский. Это русская классика, которую изучают согласно школьной программы. А вот если кто и написал роман quot;Идиоткаquot; то не думаю что стоит его читать и называть имя автора, кстати говоря ее зовут Елена Коренева.

  • info-4all.ru

    Роман "Идиотка" кто написал? А кто написал роман "Идиот"? — koshkinsad.ru

    Роман "Идиотка" кто написал? А кто написал роман "Идиот"?

    • В литературном мире есть роман quot;Идиоткаquot; и роман quot;Идиотquot;, авторы которых совершенно разные, да и по содержанию далеки друг от друга.

      Роман quot;Идиотquot; написан великим писателем, известным на весь мир ДОстоевским Ф.М. в 1867 по 1868 годах.

      Роман quot;Идиоткаquot; написана талантливой российской актрисой Еленой Кореневой в 2001 году.

    • Известный всем роман Идиот русской и мировой классики, не открою Америку, написал русский писатель Федор Михайлович Достоевский. Этот замечательный писатель прославился как автор романов quot;Преступление и наказаниеquot;, quot;Братья Карамазовыquot;, quot;Бесыquot;, quot;Записки из подпольяquot; и др.

      Но существует и роман с названием Идиотка (женский вариант названия), написанный спустя века нашей современницей, популярной актрисой Еленой Коренвой, ставшей известной после сыгранной ею роли молоденькой девушки в фильме quot;Романс о влюблнныхquot;.

      Подарили как-то мне на день рождения этот увлекательный роман-биографию известной актрисы (не с намком, конечно, а зная, как я интересуюсь кино и театром), в котором она блестяще и иронично, с известной долей юмора пишет о себе и о времени. Название романа, выбранное ею, следует понимать не только как знак солидарности с героем Ф.М. Достоевского, князем Мышкиным, но и как жизненное кредо, выстраданное Еленой Коренвой в скитаниях из страны в страну и во многих жизненных перипетиях.

    • Роман quot;Идиотquot; написал известный на весь мир русский писатель Ф.М. Достоевский.

      Я думал это все знают, ведь это классика.

      А вот так раз-таки роман quot;Идиоткаquot; я даже не разу не слышал, но в интернете написано — Елена Коренева.

    • Роман, который носит название quot;Идиотquot; изучается согласно школьной программы, его автором является Достоевский, Федор Михайлович. Главным героем его будет князь Мышкин, Лев Николаевич.

      А вот романа quot;Идиоткаquot; пока никто не написал. Есть только quot;ИдиоткИquot;, их автором является Лисицкая Тамара.

    • Роман идиот написал Федор Достоевский.Интересный однако роман.

    • Роман Идиотка принадлежит Елене Кореневой, она актриса, наша современница. Ее роман следует понимать как выстраданное жизненное кредо самой Елены Кореневой.

      Роман ,,Идиот написал Федор Михайлович Достоевский.

      После смерти Достоевского признали классиком русской литературы и лучшим романистом мирового значения.

    • Роман Идиот написал великий и известный писатель Федор Михайлович Достоевский. Достоевский известен также по роману Преступление и наказание.

      Роман Идиотка написала Елена Коренева, и это уже современное чтиво.

    • Все знают, что роман quot;Идиотquot; написал Ф.М. Достоевский. Это русская классика, которую изучают согласно школьной программы. А вот если кто и написал роман quot;Идиоткаquot; то не думаю что стоит его читать и называть имя автора, кстати говоря ее зовут Елена Коренева.

    koshkinsad.ru

    Достоевский «Идиот» краткое содержание, персонажи, фильмы

    14 03 2018      Виктор Боченков       Пока нет комментариев

    Федор Михайлович Достоевский (1821 – 1881) является одним из самых популярных и признанных русских писателей в западных странах. Известный русский прозаик, как никто другой сумел заглянуть в глубину человеческой души и вскрыть её пороки. Именно поэтому он стал столь интересен публике, а его произведения и по сегодняшней день не потеряли своей актуальности.

    Эта статья открывает отдельный цикл, посвященный Ф.М. Достоевскому. Hobbibook.ru постарается вместе с вами понять и проанализировать творчество автора.

    Достоевский "Идиот" краткое содержание

    Итак, наша тема на сегодня: Ф.М. Достоевский «Идиот» — краткое содержание, история и анализ романа. Не обойдём вниманием и отечественные экранизации, выходившие в разное время.

    Прежде, чем вести речь о сюжете, необходимо упомянуть о жизненных обстоятельствах автора, тем самым кратко коснемся биографии Достоевского.

    Биография Достоевского  — кратко и самое главное

    Ф.М. Достоевский

    Ф.М. Достоевский

    Будущий гениальный писатель родился в Москве и был вторым ребенком, из восьми, в семье. Отец Михаил Андреевич Достоевский зарабатывал на жизнь медициной, а мать Мария Федоровна Нечаева принадлежала купеческому сословию.  Не смотря на то, что семья Достоевских жила скромно, Федор Михайлович получил отличное воспитание и образование и с раннего возраст привил любовь к чтению книг. В семье боготворили творчество Пушкина. В довольно раннем возрасте Достоевский познакомился с классикой мировой литературы: Гомером, Сервантесом, Гюго и др.

    Сам автор вспоминает: «мечтали мы только о поэзии и о поэтах», «а я беспрерывно в уме сочинял роман из венецианской жизни».

    Но по исполнению 16 лет в жизни писателя случается первая трагедия – чахотка (туберкулёз легких) уносит жизнь его матери.

    После чего отец семейства отправляет Федора и его старшего брата Михаила на обучение в Главное инженерное училище. Сколько бы сыновья не протестовали, отец настаивал на специальном образовании, которое в дальнейшем могло обеспечить материальное благополучие.

    В 1843 году Достоевский оканчивает училище и зачисляется полевым инженером-подпоручиком в Петербургскую инженерную команду, но через год службы подает в отставку, чтобы целиком и полностью посвятить себя литературе.

    В 1845 году издается первый серьезный роман «Бедные люди», после которого литературная общественность признает талант писателя. Начали поговаривать о «новом Гоголе».

    Вскоре на место резко обрушившейся славы на писателя надвигается очередная трагедия. В 1850 году Достоевского приговаривают к смертной казни. В самый последний момент её заменили каторгой и последующей ссылкой в Сибирь на четыре года.

    Чего же противозаконного сотворил гениальный литератор? Дело в том, что с 1846 года писатель стал водить дружбу с Патрашевским Михаилом Васильевичем, убеждённым социалистом. Он посещал так называемые «пятницы Петрашевского», где в основном обсуждалась музыка, литература и отчасти политика. Кружок выступал за отмену крепостного права и призывал к борьбе с коррупцией.

    В результате вся группа инакомыслящих по личном приказу императора Николая I* была взята под пристальное внимание, затем арестована и заключена в Петропавловскую крепость.

    Для справки

    *Николай I – император Всероссийский, правивший страной 30 лет (1825 – 1855). Престол был унаследован от старшего брата Александра I. Правление Николая I ознаменовалось возросшим числом чиновничьего аппарата. Критический взгляд на работу чиновников того времени ярко передал Н.В. Гоголь в «Ревизоре»

    Арестованных обвинили в вольнодумстве и приговорили к расстрелу.

    Но затем приговор был смягчен. Николай I добавил лично: «Объявить о помиловании лишь в ту минуту, когда всё будет готово к исполнению казни».

    изображение смертной казни — расстрел

    Инициирование приговора осуществилось 22 декабря 1849 года. После такой импровизации один из приговоренных (Григорьев) через некоторое время сошел с ума. Свое душевное потрясение Достоевский как раз и изложил в одной из глав романа «Идиот». Поэтому предлагаю переключиться на сюжет книги, но мы непременно вернемся еще к биографии писателя чуть ниже.

    Достоевский «Идиот» краткое содержание

    князь Мышкин

    Главным героем романа является молодой человек, князь Лев Николаевич Мышкин, возвращающийся после длительного лечения (от падучей болезни) из Швейцарии. В кармане, не смотря на свой княжеский титул, он не имеет ничего, а из поклажи – небольшой узелок.

    Его цель – отыскать в Петербурге свою дальнюю родственницу, генеральшу Лизавету Прокофьевну Епанчину.

    По пути в Петербурге князь знакомится с купеческим сыном Парфёном Рогожиным, который в свою очередь едет получать колоссальное наследство от своего покойного папаши. Между двумя персонажами возникает обоюдная симпатия.

    Рогожин рассказывает новому приятелю о знакомстве с необыкновенной петербургской красавицей Настасьей Филипповной, обладающей репутацией падшей женщины. На этом новоиспеченные друзья расходятся.

    Князь Мышкин прибывает в дом Епанчиных. Генерал Иван Федорович, отец семейства, сперва с неохотой принимает незваного странного гостя, но затем решается представить его семье – своей супруге и трем дочерям Александре, Аделаиде и Аглае.

    Но, перед знакомством с женщинами этого дома Мышкину выпадает возможность увидеть портрет Настасьи Филипповны. Он буквально пленяется красотой этой женщины.

    С этого момента и начинается удивительная и интригующая вереница событий вокруг главного героя романа. Приводить краткое содержание романа «Идиот», как впрочем и любого другого произведения, более развёрнуто — неуместно и несправедливо по отношению к автору. Поэтому мы в очередной раз придерживаемся своей традиции и ознакомили вас лишь с завязкой данного сюжета.

    Наибольший интерес в этом произведении, конечно же, представляют персонажи.

    Персонажи романа «Идиот»

    Князь Лев Николаевич Мышкин – ключевой персонаж романа, воплощающий смирение и добродетель. Сам Достоевский пишет Майкову А.Н. (поэт, тайный советник) о своем главном герое следующее:

     «Давно уже мучила меня одна мысль, но я боялся из нее сделать роман, потому что мысль слишком трудная и я к ней не приготовлен, хотя мысль вполне сообразительная и я люблю ее. Идея эта — изобразить вполне прекрасного человека.»

    И ставя такую задачу, Достоевский обращается к известному персонажу Сервантеса — Дон Кихоту и Диккенса – Самюэлу Пиквику. Автор наделяет князя Мышкина такой же добродетелью, но при этом придает ему оттенок серьёзности.

    Основные черты героя; «благородное простодушие и безграничная доверчивость».

    В главном действующем лице можно найти и автобиографические элементы. Писатель наделил Мышкина эпилепсией, которой сам всю жизнь страдал. И  из уст князя звучат идеи, близкие самому Достоевскому. Это и вопрос православный веры, отношение к атеизму.

    Это тема отчетливо показана в эпизоде, где Мышкин рассматривает картину Ганса Гольбейна Младшего «Мертвый Христос в гробу». Достоевский видел её лично в Базеле. По словам супруги писателя, картина произвела на Федора Михайловича шок.

    Ганс Гольбейн Младший «Мертвый Христос в гробу»

    — Да это... это копия с Ганса Гольбейна, — сказал князь, успев разглядеть картину, — и хоть я знаток небольшой, но, кажется, отличная копия. Я эту картину за границей видел и забыть не могу...— А на эту картину я люблю смотреть, — пробормотал, помолчав, Рогожин...— На эту картину! — вскричал вдруг князь, под впечатлением внезапной мысли, — на эту картину! Да от этой картины у иного еще вера может пропасть!

    Отношение к смертной казни также отражено в одном из монологов князя:

    «Убийство по приговору несоразмерно ужаснее, чем убийство разбойничье. <…> Приведите и поставьте солдата против самой пушки на сражении и стреляйте в него, он еще всё будет надеяться, но прочтите этому самому солдату приговор наверно, и он с ума сойдет или заплачет»

    «Мой знакомый стоял восьмым по очереди, стало быть, ему приходилось идти к столбам в третью очередь. Священник обошел всех с крестом. Выходило, что остается жить минут пять, не больше. Он говорил, что эти пять минут казались ему бесконечным сроком, огромным богатством; ему казалось, что в эти пять минут он проживет столько жизней, что еще сейчас нечего и думать о последнем мгновении, так что он еще распоряжения разные сделал: рассчитал время, чтобы проститься с товарищами, на это положил минуты две, потом две минуты еще положил, чтобы подумать в последний раз про себя, а потом, чтобы в последний раз кругом поглядеть»

    Парфен Рогожин – мрачный, неотесанный мужлан, который живет лишь в порывах страсти. Прочитав роман сложно понять является ли его любовь к Настасье Филипповне искренней или же это наваждение, которое перерастает в душевное расстройство. Рогожин полная противоположность Мышкина.

    Второй автор блога Hobbibook Владислав Дикарёв называет Парфёна Рогожина своим любимым персонажем в отечественной литературной классике. Почему? Он не совсем согласен с тем, что это неотёсанный мужлан. Скорее в груди Рогожина живёт душа, раздираемая противоречиями. Душа больная, лихорадочная. И во многом его мотивы диктуются маниакальным желанием обладать Настасьей Филипповной. Однако постоянное сопротивление с её стороны, ощущение, будто женщина не отвечает ему никакой взаимностью, разжигает страсть Парфёна ещё больше. А вместе с ней и ярость. Рогожин буквально сходит с ума на наших глазах, личность его рушится под тяжестью такого душевного уклада.

    Если эти два персонажа соединить в одно целое, то в принципе мы получим все достоинства и недостатки Достоевского.

    Настасья Филипповна – женщина сложной судьбы. Умная, гордая  и красивая, но ей сложно найти свое место в обществе.

    — Удивительное лицо! — ответил князь, — и я уверен, что судьба ее не из обыкновенных. — Лицо веселое, а она ведь ужасно страдала, а? Об этом глаза говорят, вот эти две косточки, две точки под глазами в начале щек. Это гордое лицо, ужасно гордое, и вот не знаю, добра ли она? Ах, кабы добра! Все было бы спасено!

    Помимо основных персонажей существует ряд других характеров.

    Семейство Епанчиных в которое входит генерал Иван Федорович, его супруга и дочери.

    Семейство Иволгиных, некогда занимавшее значительное положение в обществе, но из-за распущенности и импульсивности отца семейства, отставного генерала Иволгина, вынуждено сводить концы с концами, сдавая квартиры в своем доме.

    «Идиота», читать слета вряд ли у вас получится. На протяжении всего произведения то и дело приходится наталкиваться на шероховатости и мелочи, не отточенные автором. Элементы, которые Достоевский не успел «вылизать». На то были свои причины.

    В отличие от того же Некрасова или Тургенева, Достоевский не имел высокого дворянского происхождения и был вынужден сочинительством зарабатывать себе на хлеб.  У него существовали сроки, которые он не мог нарушать перед издателями журнала «Русский вестник». К тому же после смерти своего старшего брата Михаила, Федор Михайлович взял долговые обязательства покойного. В результате чего еще более  ухудшил свое финансовое положение. Автору начали докучать кредиторы, угрожая ему «долговой ямой».

    В такой обстановке писатель не мог работать, и Достоевский был вынужден покинуть Россию. Именно за границей был написан роман «Идиот». Но процесс написания растянулся почти на полтора года и завершился в 1869 году.

    Роман «Идиот» выходил частями в журнале «Русский вестник». Именно поэтому читая книгу, можно заметить некоторые повторы и напоминания автора о развитии сюжета. А обрывистость на острых поворотах сюжета должна была завлекать читателей журнала, на прочтение последующих глав. Примерно, как в современных телевизионных сериалах.

    Если еще немножко приоткрыть завесу сюжета, то в романе представлена сложная любовная перипетия.

    • Князь – Настасья Филипповна и Князь – Аглая
    • Гаврила Иволгин – Настасья Филипповна и Гаврила Иволгин — Аглая
    • Парфен Рогожин – Настасья Филипповна

    Тем самым автор предоставляет читателю суждения о нескольких типах любви. Это страстная и непосредственная любовь Рогожина, меркантильная любовь со стороны Гаврилы Иволгина, и христианская (из сострадания) любовь князя Мышкина.

    Роман «Идиот»  входит в состав, так называемого «Пятикнижия», вобравшего в себя все лучшие труды Федора Михайловича Достоевского. В него входят:

    1. «Преступление и наказание» (год издания 1866)
    2. «Идиот» (год издания 1868)
    3. «Бесы» (год издания 1871)
    4. «Подросток» (год издания 1875)
    5. «Братья Карамазовы» (год издания 1879)

    Конечно же все они так или иначе будут рассмотрены на нашем блоге. Поэтому подписывайтесь на свежие рассылки и следите за обновлениями Hobbibook.ru

    Ф.М. Достоевский «Идиот» — фильмы

    Стоит так же упомянуть отечественные экранизации к роману.

    Первый фильм по мотивам романа был снят в 1910 году и естественно является немой экранизацией. Режиссер картины Петр Иванович Чердынин.

    В 1958 году выходит вторая российская экранизация. Создателем картины является Иван Александрович Пырьев (также поставивший великолепную экранную версию «Братьев Карамазовых»). Картина уже имеет цвет и звук.

    фильм Идиот (1958 год)

    Роль князя Мышкина исполнил совсем ещё молодой Юрий Яковлев. Но выпущено была лишь одна серия фильма, по первой части романа. От дальнейших съемок Юрий Яковлев отказался из-за нервного срыва полученного после съемок первой серии. Брать другого актера на роль Пырьев отказался.

    Спустя 45 лет на российских экранах появился очередной фильм «Идиот». Режиссером картины стал Владимир Бортко, который собрал внушительный актерский состав: Евгений Миронов, Владимир Машков, Ольга Будина, Инна Чурикова, Олег Басилашвили и многие другие.

    Но на мой взгляд фильм 2003 года оказался не весьма удачным. Уж слишком много остается недосказанным и непоказанным, что портит всю целостность истории. Зрителю, знакомому с первоисточником, фильм покажется довольно скучным.  Таким образом есть риск, что он не досмотрит сериал до конца.

    В завершении я хотел бы привести отрывок из письма Достоевскому тому же А.Н. Майкову о том как же заканчивается сей роман:

    «Если есть читатели „Идиота“, то они, может быть, будут несколько изумлены неожиданностию окончания; но, поразмыслив, конечно согласятся, что так и следовало кончить. Вообще окончание это из удачных, то есть собственно как окончание; я не говорю про достоинство собственно романа; но когда кончу, кой-что напишу Вам как другу, что я думаю сам о нем... <...> Окончание „Идиота“ будет эффектно (не знаю, хорошо ли?)...Я понятия не имею об успехе или неуспехе романа. Впрочем, всё решит конец романа...» (А. Н. Майкову, декабрь 1868 г, из Флоренции)

    Надеюсь, мы вас заинтриговали романом Достоевского «Идиот» кратко пересказав содержание произведения и раскрыв значимые события из жизни автора. Будем рады увидеть ваше мнение в комментариях. Читайте книги – это интересно!

    Об авторе: Виктор Боченков

    Идейный вдохновитель проекта. Род деятельности: сельское хозяйство. Хобби: литература, кинематограф, спорт, вкусно покушать. Мой профиль в социальной сети ВКонтакте

    Поделитесь записью

    hobbibook.ru

    Идиот - краткое содержание

       В конце 1867 года молодой барин Мышкин Лев Николаевич переезжает из Швейцарии в Петербург. Молодой человек двадцати шести лет - последний из богатого дворянского сословия. Из-за сложного нервного заболевания, перенесенного в детские годы князь несколько лет жил в швейцарском санатории. В поездке Лев знакомится с Рогожиным - богатым купеческим сыном. Парфен рассказывает князю о своей возлюбленной - Настасьи Филипповны Барашковой, которая находится на содержании у  Тоцкого.

     

       Приезжает Лев Николаевич к дальним родственникам - Епанчиным. В семействе Епанчиных три дочки - Аглая, Аделаида и Александра. Мышкин удивляет всех своей открытостью, наивностью и детской непосредственностью. В это же время юноша общается с генеральским помощником Ганей Иволгиным. У секретаря князь впервые замечает портрет юной Настасьи Филипповны, - необыкновенно красивой и гордой женщины.

     

       Князю Мышкину становятся известны некоторые детали: Тоцкий намеревается избавиться от Барашковой и выдать ее замуж за Иволгина, а сам собирается жениться на молодой дочери генерала Епанчина. За Настасью Тоцкий готов дать в приданное семьдесят пять тысяч. Секретарь Иволгин страстно мечтает обогатиться любой ценой, хотя хотел бы взять в жены другую состоятельную даму - генеральскую младшую дочку Аглаю. Лев Николаевич становится близким другом Аглаи и выступает посредником между ней и Ганей.

     

       Молодой князь переезжает жить в усадьбу к Иволгиным. Мышкин не успевает раззнакомиться со всеми домочадцами и расположиться в предоставленном ему помещении, - происходят два интересных события. Квартиру Иволгиных посещает с визитом Настасья Филипповна и приглашает Ганю и его любимых родственников к себе в гости. Женщина шутит и смеется, выслушивает забавные истории Иволгина. Затем наведывается Рогожин и его шумная большая компания. Парфен кидает перед Барашковой восемнадцать тысяч. Далее герои начинают "торговаться", в итоге цена за Настасью поднимается до ста тысяч.

     

       Для родственниц Гани происходящее событие крайне оскорбительно. Барашкова - распутная дама, которой совсем не место в таком приличном обществе. Скандал не заставляет себя ждать: сестра Варвара плюет в глаза Гани, тот замахивается, но ударить не успевает. За женщину заступается Лев Николаевич, получая удар по щеке от разъяренного Иволгина. Затем князь молвит Настасье: «Разве вы такая, какою теперь представлялись».. Эта фраза надолго запомнится Барашковой, которая очень страдала и переживала по поводу своего непростого положения в обществе.

     

       Тем же теплым вечером Мышкин посещает усадьбу Настасьи Филипповны. Полно гостей, от Тоцкого, генерала Епанчина до вечно смеющегося Фердыщенко. Неожиданно героиня советуется с новым гостем и спрашивает, стоит ли ей выходить замуж за Иволгина. Лев Николаевич отвечает, что нет. В двенадцатом часу ночи заявляется Парфен со своими приятелями-друзьями и достает перед Настасьей сто тысяч, упакованные в газету.

     

       Князь очень переживает по поводу происходящего и признается в своих чувствах Барашковой, предлагая ей обвенчаться. Вдруг становится известным, что Мышкин имеет богатое наследство, доставшиеся ему от родственницы. Но героиня решает уйти с Рогожиным. Она выхватывает деньги и швыряет в камин, предлагая Гане забрать их. Иволгин падает без чувств, а Настасья сама вытаскивает пылающие деньги и отдает Гане в знак некой компенсации за его "страдания".

     

       Минуло полгода. Попутешествовав по стране, Мышкин возвращается в Санкт-Петербург. В светских кругах ходят странные слухи, что Барашкова не раз спешно убегала от Рогожина к Льву Николаевичу, жила с ним, но впоследствии уходила и от молодого князя. 

     

       На вокзальной площади Мышкину кажется, что за ним пристально следит кто-то . Лев приходит в гости к Рогожину. Во время сего разговора князь играет с садовым ножом, пока хозяин дома раздраженно не забирает его из рук гостя. Речь знакомых заходит о вере и висящей копии картины, на которой нарисован Спаситель. Собеседники меняются крестами, Рогожин отводит Льва к своей матушке, чтобы просить благословения, ибо теперь они как братья.

     

       Идя в гостевой дом, Мышкин видит знакомую большую фигуру и направляется следом. Сверкающий взгляд Рогожина, как на вокзале, занесенный нож... Князь падает в припадке эпилепсии. Парфен скрывается во тьме.

     

       Спустя несколько дней Лев Николаевич приезжает на лебедевскую дачу, где отдыхают Епанчины, и как говорят, Настасья. У заболевшего князя собирается очень много народа в гостях. Мышкин каждого внимательно слушает, жалеет почему-то и чувствует себя виноватым перед всеми собравшимися.

     

       Вскоре князь наведывается к Епанчиным, с женихами дочерей генерала отправляется на прогулку. По пути они встречают Настасью Филипповну в компании друзей. Девушка бестактно говорит князю Радомскому о его покойном родственнике, который потратил государственные деньги.

     

       Присутствующие негодуют от этой выходки. Друг Радомского оскорбляет Барашкову, в ответ на это она в кровь рассекает его голову, выхватив у стоящих рядом трость. Разгневанный юноша хочет ударить хлыстом Настасью, но князь не дает это сделать.

     

       Через три дня в парке Мышкин встречается с Аглаей. Она просит стать ее близким другом, молодой человек понимает, что влюблен. Далее в том же сквере князь видится с Барашковой. Стоя на коленях, девушка интересуется, насколько счастлив он с генеральской дочерью. Позже Настасья Филипповна пишет длинные письма избраннице князя, уговаривая обвенчаться с ним.

     

       Епанчины объявляют Мышкина женихом младшей дочки. У генерала собираются богатые и знатные гости, чтобы познакомиться с будущим членом семьи. Князь старается всем понравиться, чтобы не огорчить невесту, ведет интересную беседу, но в итоге падает в припадке эпилепсии.

     

       Аглая вместе с женихом встречается с Барашковой и Рогожиным. Между дамами возникает неприятный разговор, в ходе которого Епанчина просит больше не лезть в ее жизнь и жизнь будущего супруга, перестать писать письма непонятного содержания. Раздраженная таким отношением Настасья взывает к Мышкину и предлагает быть с ней, Рогожина же гонит прочь. Герой не знает, как поступить, ведь искренне любит обеих женщин. Отказаться от Настасьи Филипповны не может, душевное состояние юноши становится все хуже..

     

       Вскоре должна состояться свадьба молодого барина и Настасьи Филипповны. Эта весть разносится по всей окрестности, обрастая различными сплетнями и догадками. В день венчания Барашкова неожиданно выбегает к Парфену, стоящему среди других людей. Рогожин берет девушку на руки, запрыгивает в стоящую рядом карету и быстро уезжает.

     

       Следующим днем Лев наведывается к Рогожину, но дома его не застает. В конце дня на улице Парфен окликает Мышкина и ведет домой. В комнате он указывает на кровать, где лежит мертвое тело Настасьи, уставленное банками со ждановской смесью, чтобы нельзя было ощутить запах разложения. 

     

       Лев Николаевич вместе с Рогожиным всю ночь проводят над мертвой. Когда полиция следующим днем открывает дверь, то перед ней предстает бегающий в бреду Парфен и Мышкин, пытающийся его успокоить. Князь уже перестает узнавать людей и теряет рассудок, так как произошедшее сильно травмирует его психику.

    szhato.ru

    История создания романа "Идиот" Достоевского |Мир Достоевского

    dostoevskij-istorija-sozdanija-romana-idiot Роман "Идиот" является выдающимся произведением великого русского писателя Ф. М. Достоевского.

    История создания романа "Идиот" не менее интересна, чем само произведение, и заслуживает внимания со стороны всех поклонников таланта Достоевского.

    В этой статье представлена история создания романа "Идиот" Достоевского (цитаты из писем писателя).Смотрите: Все материалы по роману "Идиот"

    История создания романа "Идиот" Достоевского 

    В ходе сочинения романа с Достоевским произошло трагическое событие. Новорожденная дочь писателя Соня, его первый ребенок, скончалась спустя 3 месяца после рождения.

    Достоевский и его жена тяжело переносили потерю своего первого ребенка. Сам Достоевский не мог какое-то время даже писать роман. Однако писатель не мог позволить себе не работать: у него были обязательства перед журналом "Русский вестник" и он обязан был отсылать в редакцию материалы в срок.

    Чтобы уложиться в сроки, убитый горем Достоевский снова взялся за работу и писал без остановки. По-своему роман "Идиот" помог писателю пережить смерть дочери и вернуться к жизни.Почему роман "Идиот" был написан за границей? Достоевский уехал из Петербурга, чтобы спокойно работать и зарабатывать деньги в дали от кредиторов, требующих возврата денег: за Достоевским числились долги его покойного брата. Достоевскому угрожали тюрьмой ("долговой ямой").

    В такой нервной обстановке писатель не мог создать ничего достойного и коммерчески успешного. Именно поэтому Достоевский был вынужден покинуть Россию, чтобы сосредоточиться на работе и заработать деньги - в том числе для уплаты долгов брата.    Работа за границей

    Достоевский написал роман "Идиот", живя за границей (в Швейцарии, Италии и т.д.) Первые наброски к роману "Идиот" появились в сентябре 1867 г. Однако, судя по письмам, работа над романом началась раньше - в апреле-мае 1867 г. Процесс написания растянулся почти на полтора года и завершилась в январе 1869 г.

    История создания романа "Идиот" в цитатах Достоевского

    Ниже представлены цитаты из писем Достоевского, которые позволяют узнать много интересного об истории написания романа "Идиот". 1867 г.   "Денег у меня теперь раньше нового года не будет, да и то если начну новую работу, за которой сижу. А как я кончу, когда они не дают мне покою; вот почему я и уехал (с женой) за границу ... хочу здесь поправить здоровье и кончить работу. Денег я взял у Каткова вперед. Там охотно дали. Платят у них превосходно..." (А. П. Сусловой от 23 апреля (5 мая) 1867 г., из Дрездена) "Я, правда, рассчитывал тотчас же, выехав за границу, приняться немедленно за работу. Что ж оказалось? Ничего или почти ничего до сих пор не сделал и только теперь принимаюсь за работу серьезно и окончательно. Правда, насчет того, что ничего не сделал, я еще в сомнении: зато прочувствовалось и много кой-чего выдумалось; но написанного, но черного на белом еще немного, а ведь черное на белом и есть окончательное; за него только и платят... Теперь я приехал в Женеву с идеями в голове. Роман есть, и, если бог поможет, выйдет вещь большая и, может быть, недурная. Люблю я ее ужасно и писать буду с наслаждением и тревогой. ...успех может быть, то ведь при каком условии: при одном только, что всякое сочинение мое непременно будет настолько удачно, чтоб возбудить довольно сильное внимание в публике; иначе - все рушилось. Да разве это возможно, разве это может войти в арифметический расчет!.." (А. Н. Майкову, август 1867, г.  Женева) "Климат в Женеве сквернейший... Вот почему и работа и письма и всё в последнее время затянулось...Ваши 125 р. решительно нас спасли. Теперь вздохну немного и опять за роман..."(А. Н. Майкову, сентябрь 1867, Женева) "Теперь засел в Женеве и работаю; работа длинная..." "...я и не решаюсь некоторое время (до тех пор, пока кончу роман) возвратиться..." (Э. Ф. Достоевской, сентябрь 1867 г., Женева) "Я намерен на некоторое время еще остаться в Женеве. Я пишу роман и хотел бы если не окончить, то хотя бы довести его до определенной точки...   ...меня очень тревожит будущее: мне надо написать что-нибудь, что не было бы плохо..." (С. Д. Яновскому, сентябрь 1867 г., Женева) "А между тем мне надо работать и, во всяком случае, просидеть в Женеве месяцев пять. Принимаюсь серьезно за роман (который позвольте посвятить Вам, то есть Вам, Сонечке, Софье Александровне Ивановой - я это так еще прежде решил)..." "Хуже всего боюсь посредственности; по-моему, пусть лучше или очень хорошо или совсем худо. Посредственность же в тридцать печатных листов вещь непростительная...  Я, впрочем, очень рад, что у меня есть теперь работа; не было бы ее, я бы умер со скуки..." (С. А. Ивановой, сентябрь (октябрь по нов. стилю) 1867 г., Женева) "Про работу мою Вам не пишу ничего, да еще и нечего. Одно: надо сильно, очень сильно работать... <...>...Что с нами будет? - не понимаю! А меж тем роман единственное спасение. Сквернее всего, что это должен быть очень хороший роман. Не иначе; это sine qua non. А как он будет хорош при совершенно забитых болезнию способностях! Воображение-то у меня еще есть, и даже недурно: это я на днях, на романе же, испытал. Нервы тоже есть. Но памяти нет. Одним словом, бросаюсь в роман на ура! - весь с головой, всё разом на карту, что будет то будет! Ну довольно..." (А. Н. Майкову, октябрь 1867 г., Женева) "Почему я не работал? Работа не шла. Не знаю почему, но ничего не приходило мне в голову. В настоящий момент я работаю еще над первой частью, между тем как нужно, чтобы роман непременно появился в январском номере "Русского вестника". Но он и появится. Вопрос, который я должен разрешить, для меня мучителен: если я напишу плохой роман, мое положение (финансовое) сразу же рухнет. Кто в этом случае станет давать мне деньги вперед?... <...>  Таким образом, мне надо выполнить работу, которая ни в коем случае не должна быть плохой, - и это необходимо, чтобы не погибнуть. Таков первый вопрос. Как же, скажите мне, приступать к работе при такой требовательности к себе. Рука дрожит, разум мутится..." (С. Д. Яновскому, ноябрь 1867 г., Женева) "В последние месяцы много было работы и чем дальше, тем больше; работа же к сроку; через две недели, самое большее, надо будет посылать в "Русский вестник", а у меня еще ничего не переписано. Аня мне помогает как прежде.  Вот уже проходит и седьмой месяц беременности у Ани, время приближается, а у меня чем дальше, тем больше усиливается работа, и так будет продолжаться месяцев пять. Скоро Аня, по положению своему, не в состоянии будет мне помогать, а между тем от моей работы зависит и будущность и настоящие наши средства... <...>...один я вряд ли кончу работу, а в ней вся наша будущность..." (А. Н. Сниткиной, декабрь 1867 г., Женева)

    1868 г.  "Посылаю в Редакцию для напечатания в "Русском вестнике" первую часть моего романа "Идиот". Весьма сожалею (и беспокоюсь), что не мог с этою почтой выслать всю первую часть, а только пять глав, шестая и седьмая главы будут высланы на днях... <...> Всё, что посылаю теперь, заключается в 64 полулистиках почтовой бумаги малого формата..." (журналу "Русский вестник" от 24 декабря 1867 г. (5 января 1868 г.) из Женевы) "Ну-с: всё лето и всю осень я компоновал разные мысли (бывали иные презатейливые), но некоторая опытность давала мне всегда предчувствовать или фальшь, или трудность, или маловыжитость иной идеи.  Наконец я остановился на одной и начал работать, написал много, но 4-го декабря иностранного стиля бросил всё к черту. Уверяю Вас, что роман мог бы быть посредствен; но опротивел он мне до невероятности именно тем, что посредствен, а не положительно хорош. Мне этого не надо было. Ну что же мне было делать? ведь 4-ое декабря! <...> Затем (так как вся моя будущность тут сидела) я стал мучиться выдумыванием нового романа. Старый не хотел продолжать ни за что. Не мог. Я думал от 4-го до 18-го декабря нового стиля включительно. Средним числом, я думаю, выходило планов по шести (не менее) ежедневно. Голова моя обратилась в мельницу. Как я не помешался - не понимаю. Наконец 18-го декабря я сел писать новый роман, 5-го января (нового стиля) я отослал в редакцию 5 глав первой части ... <...> Теперь об романе... вещь не очень-то казистая и отнюдь не эффектная... <...> ...кто знает, может быть, в целом-то выйдет и совсем недурной роман. Но опять об романе; говорю Вам - помешался на нем..." (А. Н. Майкову, 31 декабря 1867 г. (12 января 1868 г. по нов. стилю из Женевы) "Этот роман мучает меня из ряду вон, как никакой прежний: на нем сосредоточено слишком много надежд моих. Если удастся - будут деньги и можно будет воротиться скорее, не удастся - полное бедствие. У меня убеждение, что не удастся, и я нахожусь в самом тяжелом расположении духа..." (В. М. Ивановой от 24 февраля (7 марта) 1868 г. из Женевы) "И вот идея "Идиота" почти лопнула. Если даже и есть или будет какое-нибудь достоинство, то эффекта мало, а эффект необходим для 2-го издания, на которое я еще несколько месяцев назад слепо рассчитывал и которое могло дать некоторые деньги..." (А. Н. Майкову, октябрь 1868 г, из Милана) "Если есть читатели "Идиота", то они, может быть, будут несколько изумлены неожиданностию окончания; но, поразмыслив, конечно согласятся, что так и следовало кончить. Вообще окончание это из удачных, то есть собственно как окончание; я не говорю про достоинство собственно романа; но когда кончу, кой-что напишу Вам как другу, что я думаю сам о нем... <...> Окончание "Идиота" будет эффектно (не знаю, хорошо ли?)....Я понятия не имею об успехе или неуспехе романа. Впрочем, всё решит конец романа..." (А. Н. Майкову, декабрь 1868 г, из Флоренции) 1869 г.  "Теперь кончил мою годичную работу и поневоле должен что-нибудь предпринять новое и на что-нибудь решиться; работа же отвлекала меня всего..." (Э. Ф. Достоевской, от 23 января (4 февраля) 1869, из Флоренции) "...до того меня измучила эта годичная работа, что я даже с мыслями не успел сообразиться..." "...романом я не доволен; он не выразил и 10-й доли того, что я хотел выразить, хотя все-таки я от него не отрицаюсь и люблю мою неудавшуюся мысль до сих пор. Но во всяком случае дело в том, что он для публики не эффектен, и следственно, 2-е издание если и состоится, то принесет так немного, что ничего на эту сумму не выдумаешь. Кстати, о романе я не знаю, здесь сидя, никакого мнения читающей публики в России..." (С. А. Ивановой от 25 января 1869 г. из Флоренции)

    Такова история создания романа "Идиот" Достоевского (цитаты из писем писателя).

    Смотрите: Все материалы по роману "Идиот"

    www.alldostoevsky.ru

    "Идиот" (Достоевский): смысл названия, место и время действия / Достоевский Ф.М.

    Достоевский убеждён, что носитель добра и любви, высокого и неоспоримого этического и эстетического идеала может стать спасением отдельного человека и всего человечества. Вступая в полемику с просветителями XVIII века, которые делали акцент на разумном начале в процессе обретения людьми счастья, а также с российскими радикально настроенными демократами, которые уповали на решительные акции и деяния на пути преобразования общественной жизни, Достоевский рисовал героя, который воздействовал бы на людей своим состраданием, своей безграничной любовью, верой и готовностью к сознательному «самопожертвованию всего себя в пользу всех». Идеальность центрального героя романа ощущают почти все его персонажи. Генерал Иволгин восклицает: «Князь, вы благородны как идеал! Что пред вами другие? » Патетика, свойственная этому персонажу, соединена в этом высказывании с искренним восхищением.

    «Идиот» (Достоевский): смысл названия

    Почему же произведение Достоевского оказалось названным столь странным и столь шокирующим читателя словом - «Идиот»? Последнее имеет несколько значений, учтённых писателем. Одно из них используется в быту и имеет бранный характер. В этом плане оно употребляется «другими» персонажами, часто в раздражении, в сердцах, людьми, которые не в состоянии понять его, которым кажется он чужим. Однако эти персонажи ощущают условность такого словоупотребления, обидное его звучание для человека, который по своему интеллекту стоит намного выше таких, как генерал Епанчин или Ганя Иволгин. Другое значение этого слова — народное. В этом случае оно близко таким обозначениям, как «убогий», «юродивый», «божий человек». Третье значение связано с болезнью Мышкина, тяжелой эпилепсией, нервным расстройством, невменяемостью или, напротив, возбудимостью. Болезни эти поразили юношу ещё в России, вследствие чего он вынужден был долго лечиться в швейцарской клинике. В четвертом смысле это слово «идиот» употреблялось в эпоху Возрождения и в XVII веке по отношению к физическим уродам, выполнявшим функцию шутов и шутих и нередко страдавшим слабоумием или, напротив, отличавшимся острым умом. Таковы Эль Примо, Себастьян де Морра, Дон Антонио-англичанин, особенно Франсиско Лескано и Бобо де Корка при испанском дворе, изображенные Д. Веласкесом, Трибуле при дворе Франциска I, Риголетто в опере Верди. «Вот ужас: быть шутом! Вот ужас: быть уродом!» — произносит Трибуле в драме В. Гюго «Король забавляется», зная, что придворные его считают чуждым им идиотом. В пятом значении это слово употреблялось в Средние века, когда идиотом, как это показал Р.- И. Хлодковский, прозывали человека, обделенного «книжной премудростью», но богатого мудростью сердца. Большинство из этих смыслов присутствуют в ёмком названии романа Достоевского «Идиот», и автор «играет» ими в тексте, показывая относительную неуместность подобного прозвания героя в начале романа (с чем не считаются люди, окружающие Мышкина) и трагическую оправданность этого обозначения — в финале. Читатели книги в конце концов убеждаются в ёмкости и меткости выбранного автором названия произведения.

    Место и время действия

    Своего героя, молодого князя Мышкина автор приводит из далекой горной Швейцарии в Россию, сталкивая его с «хаосом» новой действительности. Иногда писатель сознательно раздвигает место действия, вводя при помощи рассказов персонажей и собственных описаний сцены из жизни Франции (Лиона), Швейцарии, русской провинции и Москвы, но в основном события протекают в Петербурге и его пригороде — Павловске. Но это сужение места действия не мешает автору ввести в читательскую орбиту всю русскую действительность пореформенной эпохи.

    Время действия в романе «Идиот» Достоевского охватывает около семи месяцев, начавшись в конце ноября 1867-го, а завершившись летом 1868. Годы эти соответствуют времени написания Достоевским произведения, которое буквально «дышит» современностью. Эпоха 60-х годов отражена в упоминаниях о судебной реформе («здесь про суды много говорят»), о строительстве железных дорог, развитом ростовщичестве, гласности, росте уголовной преступности, в раскрытии судорожных метаний персонажей романа, в изломанности характеров, в ожидании людьми «обновления», в кричащих противоречиях поведения действующих лиц, в острой борьбе идей и мнений. «Тут у вас много разного наболело и наросло», — замечает проницательный Мышкин, едва встретив столичную жизнь. Ряд высказываний персонажей подтверждает эту суммарную характеристику. «Богатства больше, но силы меньше; связующей мысли не стало». Действительно, на одном полюсе швыряющие тысячами миллионщики Рогожины, на другом — усталость аристократов Тоцких, выпадение из привычной колеи жизни Иволгиных. Сама фраза Лебедева вызывает ассоциацию с давним свидетельством, запечатленным в «Гамлете»: «Распалась связь времен». Кризисность времени повторилась в новых исторических условиях. Генерал Епанчин охвачен страхом: «В воздухе как будто что-то носится, как будто летучая мышь, беда летает, и боюсь, боюсь!» Ясно, что это не восприятие пейзажа, а ощущение эпохи. Лизавета Прокофьевна воспринимает перемены столь же обостренно: «Всё навыворот, все кверху ногами пошло». Даже пятнадцатилетий Коля в недоумении: «И как это так всё устроилось, не понимаю. Кажется, уж как крепко стояло, а что теперь?» В обществе особую власть обрели деньги, распространились аферы, коммерческие сделки, откупы, получения богатейших наследств. «В наш век все авантюристы», — замечает один из героев романа. Общество заметно криминализировалось. В книге Достоевского отражены такие нашумевшие преступления, как убийство восемнадцатилетним гимназистом В. Горским шести человек в доме купца Жемарина; как ограбление студентом университета А. М. Даниловым ростовщика Попова и его служанки Нордман. Настасья Филипповна замечает: «Ведь теперь их всех такая жажда обуяла, так их разнимает на деньги, что они словно одурели». Поэтому нельзя не ощутить внутреннюю связь «Идиота» с романом «Преступление и наказание», хотя в первом из этих произведений убийство происходит не только из-за денег, а в «Идиоте» и вообще не из-за них. Все эти приметы времени второй половины 60-х годов запечатлены в новом романе Достоевского благодаря тому пристальному вниманию, которое писатель уделил газетной информации, благодаря щедрому проникновению в роман фактов текущей общественной жизни. Всё это сделало картину нарисованной в нём жизни исторически-конкретной. Вот почему Достоевский однажды сказал о своём произведении: «Это хорошая вещь... Тут всё есть!» В значительной мере это относилось к отраженной в романе реальной российской действительности определенной эпохи.

    Источник: Роговер Е.С. Русская литература второй половины XIX века: Учебное пособие. - СПб., Москва: САГА: ФОРУМ, 2007

    classlit.ru