Биография Крылова И. А. Жизнь и творчество знаменитого баснописца. И а крылова биография


Иван Андреевич Крылов - биография, творчество, краткое содержание

Иван Андреевич Крылов — известный поэт и публицист, родился 2 февраля 1769 года в Москве. У Ивана Крылова не было возможности получить хорошее образование, а от отца он получил только много книг и большую любовь к ним. Обеспеченные соседи мальчика разрешили ему присутствовать при уроках французского языка, которые проводились для их детей. Так Иван Андреевич Крылов сносно выучил французский.

Иван Андреевич Крылов - биография, творчество, краткое содержание 1

Мальчик очень рано стал работать, а также узнал, как это жить в нищете. Когда умер папа Ивана, то его взяли подканцеляристом в губернский магистрат Твери, где раньше работал Крылов-старший. Денег хватало только на еду, поэтому жить было очень сложно. Через 5 лет мама будущего баснописца, берет с собой детей и отправляется в Санкт-Петербург добиваться своей пенсии, а также для подготовления старшего сына к работе. Так Иван Крылов начал работать приказным служителем в казённой палате.

Молодой Крылов очень много читал, чтобы получить должное самообразование. Также известно, что в юные годы он самостоятельно научился играть на разных инструментах. В 15 лет юноша сам написал маленькую комическую оперу под названием «Кофейница». Это можно назвать первым дебютом в литературе поэта. Из-за бедности, Иван Крылов хорошо был знаком с бытом и нравами обычных людей, поэтому такой опыт в будущем стал очень полезным.

Иван Андреевич Крылов - биография, творчество, краткое содержание 2

Творчество

После переезда в Санкт-Петербург Иван Андреевич посетил новый открывшийся театр. Там он познакомился со многими артистами и с этих пор жил увлечениями этого святилища искусства. Крылов слишком сильно любил литературную деятельность, поэтому в 18-летнем возрасте он ушел в отставку с казённой службы.

Литературная деятельность поначалу была не очень удачной. Вскоре баснописец написал трагедию «Филомела», подражая классикам. Но данное произведение было посредственным, но молодой литератор не стал останавливаться.

Иван Андреевич Крылов - биография, творчество, краткое содержание 3

Через некоторое время поэт создал несколько комедий: «Проказники», «Бешеная семья», «Сочинитель в прихожей» и много других. В этот раз был заметен рост мастерства Крылова, но большинство читателей и критиков были недовольны.

Первые басни Ивана Андреевича были напечатаны без подписки. В 1788 году их можно было увидеть в журнале «Утренние часы». Три творения, называвшиеся «Новопожалованный осёл», «Судьба игроков», «Стыдливый игрок» были практически не замечены критиками и читателями. В них было много едкости, сарказма, но не умения.

В 1789 году баснописец издает журнал «Почта духов» вместе с Рахманиным. Но издание не получает желаемый успех и больше не выпускается. Крылов на этом не останавливается.

Иван Андреевич Крылов - биография, творчество, краткое содержание 5

Журнал «Почта духов»

Спустя 3 года он создает еще один журнал под названием «Зритель». Затем еще через 1 год выходит журнал «Санкт-Петербургский Меркурий». В этих изданиях Иван Андреевич Крылов публиковал некоторые свои произведения.

В 1805 году Крылов перевел две басни «Дуб и Трость» и «Разборчивая невеста». В 1809 году первое издание Ивана Крылова получает огромную популярность, оно состояло из 23 произведений. Так баснописец стает очень популярным и публика с нетерпением ждет его новых творений.

В 1810 году он вступает помощником библиотекаря в Императорскую публичную библиотеку, в которой будет работать до 1841 года.

В 1825 году в Париже граф Григорий Орлов напечатал Басни И. А. Крылова в двух томах на французском, русском и итальянском языках. Данная книга была первым зарубежным изданием басен.

Иван Андреевич Крылов - биография, творчество, краткое содержание 4

За всю свою жизнь писатель создал более 200 басен. Крылов жил достаточно долго, он был очень умным и добрым человеком. Свои произведения он создавал не только для высокообразованной интеллигенции, но и для простых людей. Умер баснописец 21 ноября 1844 года. Многие думали, что Крылов умер от заворота кишок, а на самом деле причиной смерти стало двустороннее воспаление лёгких.

Басни
  • Алкид
  • Апеллес и ослёнок
  • Безбожники
  • Бритвы
  • Булыжник и Алмаз
  • Волк и Кот
  • Стрекоза и Муравей
  • Демьянова уха
  • Листы и корни
  • Богач и Поэт
  • Ворона и Лисица
  • Вельможа
  • Свинья под Дубом
  • Бедный богач
  • Лебедь, Рак и Щука
  • Мартышка и Очки
  • Василек
  • Хозяин и Мыши
  • Волк и Ягнёнок
  • Рыбья пляска
  • Квартет
  • Разборчивая невеста
Иван Андреевич Крылов — видео

pristor.ru

Краткая биография Крылова

Крылов Иван Андреевич и его краткая биография знакома многим из детства. Большинство его знает, прежде всего, как талантливого баснописца, но кроме того, он был замечательным писателем, который создавал также трагедии и комедии. При этом он был еще и переводчиком, журналистом, и статским советником при Императорской АН.

Крылов Иван Андреевич: биография для детей самое главное

Краткая биография Крылова, которую изучают в 3 классе, начинается с рождения писателя. Случилось это в 1769 году. Его отцом был военный офицер, мать хоть и была необразованной, но от природы была наделена умом, поэтому следила за образованием сына. Семья жила не богато.

Детство и юность

Все юные годы будущий писатель проводит в постоянных переездах и после того, как отец ушел в отставку, поселяется в Твери.

Если говорить об образовании, то оно было у Крылова скудное, но это не помешало Ивану стать одним из самых просвещенных людей в своего времени. Благодаря природным способностям, любви к чтению, упорству и настойчивости, будущий писатель занимается самостоятельно и в этом ему помогает большая домашняя библиотека отца. Многие науки Крылов изучает с детьми писателя Львова, которому позже Иван покажет свои стихотворения. Тот в свою очередь даст им высокую оценку, вдохновляя писателя на творчество. Так вот, благодаря самообразованию, Крылов изучает итальянский и немецкий, арифметику, грамоту и другие науки. При этом ему очень нравится посещать народные гуляния, где он учился разговорному языку. Его автор и будет использовать в своем творчестве.

В возрасте девяти лет мальчик лишается отца. Мать в это время пытается добиться пенсии, а будущему писателю приходится подрабатывать писцом, чтобы заработать копейку.Так как в Твери мать пенсии не добилась, семья переезжает в Петербург, где пытается добиться пенсии там, но также безуспешно. Однако здесь Ивану удается получить место в Казенной палате. С этого момента он работает на должности канцеляриста.

Литературное творчество

Как раз в Санкт-Петербурге Крылов и стал увлекаться литературой и театром. Здесь же впервые он написал либретто. Ему тогда было 16 лет. Позже он напишет первые трагедии и комедии. Теперь имя писателя на слуху.

В 23 года Иван - владелец типографии, где издает журнал Зритель. Там пишет свои работы. Через год, из-за давления властей, журнал закроется.

Далее биография Крылова наполнена путешествиями писателя. Познакомившись с Голицыным, он работает у него секретарем и учит детей князя.

С 1805 года Крылов переводит басни Лафонтена, после чего Крылов пробует написать свои басни и тут писатель понимает, что именно жанр басни ему больше всего по душе. С этого момента он начинает увлекаться написанием басен, став известным баснописцем. В работах он высмеивает все пороки и недостатки людей.

Краткая биография Крылова

В 1809 году выходит первая книга басен, которая принесла автору славу и известность. Вообще за свою жизнь писатель напишет более двухсот басен.

С 1810 года и до выхода в 1841 году Крылов работает в Публичной Императорской библиотеке.

В 1844 году прерывается биография Крылова, ведь баснописца настигает смерть. Умирает он от воспаления легких.

Интересные факты

Если говорить об интересных фактах из жизни Крылова, то хочется сказать, что басни нравилось писать Ивану Крылову больше всего, что он и делал, издав девять сборников.Говоря о личной жизни, то она не удалась у писателя. Он так и не создал семьи, не имел детей. Хотя, говорят, у писателя был роман с кухаркой, была и внебрачная дочь. Как свидетельство этому был факт принятия в свою семью девочки после того, как кухарка умерла. А позже писатель оставляет все свое состояние и право на издание своих произведений мужу этой самой Александры.

Краткая биография Крылова

А какую оценку поставите вы?
На этой странице искали :
  • биография крылова 3 класс
  • краткая биография крылова
  • краткая биография крылова для детей 4 класса
  • крылов

sochinyshka.ru

биография, творчество, фотографии, личная жизнь баснописца.

«Конечно, ни один француз не осмелится кого бы то ни было поставить выше Лафонтена, но мы, кажется, можем предпочитать ему Крылова. Оба они вечно останутся любимцами своих единоземцев» (Александр Пушкин).

Иван Андреевич Крылов родился в Москве в 1769 году, но еще ребенком покинул Первопрестольную. Во времена пугачевщины его отец, Андрей Прохорович Крылов, служил комендантом Яицкой крепости. Спасаясь от бунтовщиков, мальчик вместе с матерью выехал в Оренбург, однако город вскоре был осажден. Воспоминания баснописца об этих страшных событиях остались в записках Пушкина:

«На их двор упало несколько ядер, он помнит голод и то, что за куль муки заплачено было его матерью (и то тихонько) 25 р.! Так как чин капитана в Яицкой крепости был заметен, то найдено было в бумагах Пугачева в расписании, кого на какой улице повесить, и имя Крыловой с ее сыном».

Когда Андрей Прохорович вышел в отставку, семья переехала в Тверь, где Крылова-старшего назначили председателем магистрата. Спокойная жизнь длилась недолго, после смерти отца семья оказывается в тяжелом положении. Бедность не позволила Ивану Андреевичу получить полноценное образование, и грамоту он постигал по отцовским книгам, а французский язык — благодаря занятиям в семьях состоятельных соседей.

Первая известная нам проба пера состоялась в 1784 году. Тогда Крылов написал оперное либретто «Кофейница». Далее были трагедии «Клеопатра» и «Филомела», мало чем отличавшиеся от других «классических» трагедий той эпохи, а также комическая опера «Бешеная семья».

Орел и Паук. Гравюра Кулыбина с рисунка И. Иванова(по эскизу А. Оленина) к «Басням» И. Крылова. 1815

В 1787–1788 годах Крылов пишет едкую комедию «Проказники», где высмеивает и знаменитого драматурга того времени Якова Княжина (Рифмокрад), его жену, дочь Сумарокова, Екатерину Александровну (Таратора), а также поэта-архаиста Петра Карабанова (Тянислов).

Сатирический дар автора развивается, и в 1789 году Крылов выпускает журнал «Почта духов», составленный как переписка гномов с волшебником Маликульмульком. Автор жестко критикует общественные пороки, но прикрывает эту критику фантастическим сюжетом. Журнал просуществовал всего восемь месяцев, а спустя несколько лет ему на смену пришел «Зритель» (позже переименованный в «Санкт-Петербургский Меркурий»).

«Зритель» оказался одним из самых сильных оппонентов «Московского журнала», редактируемого Николаем Карамзиным. Именно здесь были опубликованы «Ода на заключение мира со Швецией», памфлеты «Похвальная речь в память моему дедушке», «Речь, говоренная повесою в собрании дураков», «Мысли философа по моде» и наиболее крупные пьесы Крылова. Едкая сатира «Зрителя» («Меркурия») не нравилась ни власти, ни высшим кругам общества, этот журнал тоже просуществовал недолго и закрылся уже через год, после чего автор пропал из литературных кругов.

В личной жизни Крылова есть несколько «темных» периодов. Так, биографам до сих пор точно неизвестно, чем он занимался с 1794 по 1796 год, а также с 1803 по 1805-й. Известно, что литератор увлекался карточной игрой, за что ему однажды даже запретили появляться в обеих столицах.

Некоторое время Иван Крылов служил в имении Зубриловка князя Сергея Федоровича Голицына в качестве секретаря и воспитателя его детей. Там была написана шуточная трагедия «Подщипа», напечатанная сначала за границей. Воспоминания о пребывании Крылова в Зубриловке сохранились в мемуарах Филиппа Вигеля.

«Он находился у нас в качестве приятного собеседника и весьма умного человека, а о сочинениях его никто, даже он сам, никогда не говорил. Мне это доселе еще непонятно. Оттого ли сие происходило, что он не был иностранный писатель? Оттого ли, что в это время у нас дорожили одною только воинскою славой? Как бы то ни было, но я не подозревал, что каждый день вижу человека, коего творения печатаются, играются на сцене и читаются всеми просвещенными людьми в России; если бы знал это, то, конечно, смотрел бы на него совсем иными глазами».

Современники говорили об Иване Андреевиче Крылове как о человеке, наделенном множеством талантов. Тот же Вигель называл его и поэтом, и хорошим музыкантом, и математиком. Крылов не переставал учиться даже в очень преклонном возрасте, когда освоил древнегреческий язык. В творчестве же, пройдя разные этапы литературной работы, он нашел свое призвание лишь в 36 лет.

В 1805 году Крылов показал Ивану Ивановичу Дмитриеву, известному баснописцу той эпохи, свои переводы двух басен Лафонтена. Дмитриев даже обрадовался появлению конкурента, сказав, что тот наконец-то нашел «истинный род» занятий.

Начинал Иван Андреевич действительно лишь с переводов, однако позже появились и тексты на оригинальные сюжеты. Всего он написал 236 басен, которые вошли в девять пожизненных сборников. Предметом сатиры его текстов были и политические события («Волк на псарне», «Обоз», «Ворона и Курица» — о войне с Наполеоном), и разлагающиеся «устои» общественной жизни («Водолазы», «Сочинитель и Разбойник»). Крылов смеялся над чванством («Гуси»), над увлечением иностранцами («Обезьяны»), над уродливым воспитанием («Воспитание Льва»), мотовством, непрактичностью и многим другим.

Однако, несмотря на жгучую сатиру его басен, именно он оказался едва ли не самым любимым автором своего времени. Ему удалось избежать опалы сразу при трех самодержцах, в эпоху правления которых он жил, и удивить весь Петербург празднованием 50-летнего юбилея писательской деятельности.

Умер Иван Андреевич 21 ноября 1844 года, в день похорон друзья и знакомые получили по экземпляру изданных им басен. На траурно-черной обложке было написано: «Приношение на память об Иване Андреевиче, по его желанию».

«Его никто не назовет лучшим, первейшим нашим поэтом; но, конечно, он долго останется известнейшим, любимейшим из них».

Фронтиспис и титульный лист к «Басням» И. Крылова. Гравюра М. Иванова с рисунка И. Иванова. 1815

www.culture.ru

Иван Крылов: краткая биография баснописца

Ни для кого не секрет, что биография Крылова, краткое содержание басен этого великого писателя сопровождают нас с самого детства.Басни Крылова часто называют сказками, и они всегда были интересны широкому кругу читателей – не только взрослым, но и детям. Краткая биография Крылова для детей также является актуальной на сегодняшней день. В статье мы расскажем об основных моментах жизни писателя. Крылов, краткая биография которого включает несколько частей: детство, юность и взрослая жизнь писателя, является известнейшим баснописцем.крылов краткая биография

Детство

Маленький Иван родился 13 февраля в 1769 году в городе Москва. Учился писатель, будучи ребенком, не слишком усердно и в школу ходил бессистемно, в основном образованием занимался отец – привил ему любовь к чтению, обучил письму и математике. Когда Крылову было 10 лет, он лишился отца, из-за чего мальчику пришлось рано повзрослеть. Уже с годами Крылов восполнял недостатки такого образования – он постоянно расширял свой кругозор, выучился игре на скрипке и итальянскому языку. Таким был Крылов, краткая биография которого описывается в статье.

Юность

Когда писателю было четырнадцать лет он переехал в культурную столицу – Петербург, куда его мама отправиласькраткая биография крылова для детейхлопотать о том, чтобы ей назначили хорошую пенсию. После этого он был переведен служить в казенную палату. Несмотря на занимаемую должность, на первом месте у Крылова всегда оставались литературные увлечения и посещение театральных постановок. Эти увлечения остались при нем и после того, как в 17 лет его мать скончалась, и он стал заботится о младшем брате. Таким было отрочество Ивана Андреевича Крылова, краткая биография его, к сожалению, не раскрывает всех событий жизни писателя, наложивших отпечаток на его творчество.

Литературная жизнь

С 1790 по 1808 год Крылов писал пьесы для театра, среди которых либретто сатирической оперы "Кофейница", трагедии "Клеопатра", многие из них заслужили популярность и приобрели широкую известность, в частности "Модная лавка"и "Илья Богатырь". Но постепенно Крылов, краткая биография биография крылова краткое содержаниекоторого так известна баснями, перестал писать для театра и много внимания уделил именно написанию басен. А в 1808 году было издано более семнадцати басен Ивана Андреевича, среди которых и самая популярная среди читателей «Слон и Моська». В светских изданиях, журналах появляется все больше новых произведений Крылова. В 1809 публикуется дебютный сборник басен, который за короткое время приобретает широкую популярность и приносит известность автору. Далее сборники его басен начинают выходить большими тиражами, общая численность которых при жизни писателя уже превысила 75 тысяч экземпляров. В течение этого времени басни Крылова перевели на десять языков, а в настоящее время - уже на 50 языков.

До конца своей жизни Крылов, краткая биография которого заканчивается информацией о том, что он написал больше двухсот басен, продолжал творить. Последнее издание басен родственники и друзья писателя получили в 1844 году, уже с извещением о кончине Крылова от воспаления легких.

fb.ru

Биография И.А.Крылова

Иван Андреевич Крылов родился 2 февраля 1769 г. Отец его, Андрей Прохорович, бедный армейский офицер, не имел своих поместий, не обладал влиятельными связями: ему пришлось тринадцать лет провести в солдатах, прежде чем получить первый офицерский чин. Жизнь в столице была ему не по средствам, и он перевелся в провинцию; восстание Пугачева застало его в Яицком городке в рядах усмирителей. "Пугачев скрежетал, – говорит Пушкин в "Истории Пугачева", – он клялся повесить не только Симонова и Крылова, но и все семейство последнего, находившееся в то время в Оренбурге. Таким образом, обречен был смерти и четырехлетний ребенок, впоследствии славный Крылов".

Однако по окончании войны А. П. Крылова забыли, не представили к награде и обошли чином; А. П. Крылов подал в отставку и переехал в Тверь, где поступил в гражданскую службу. Там он и умер в 1778 г., оставив семью в суровой бедности.

Будущему баснописцу шел в то время девятый год. Мальчик-Крылов должен был думать о заработке. Он был "записан" в службу – подканцеляристом в Калязинский нижний земский суд. Через два-три года он уже занял свое место за канцелярским столом.

Отец Крылова не имел образования, хотя и был любителем чтения, мать была почти неграмотной. В наследство сыну остался сундук с книгами – это была первая школа молодого Крылова. Он рано пристрастился к чтению, отвлекаясь за книгой от повседневных забот. Крылов был вхож в дом видного тверского чиновника Львова и даже занимался некоторое время французским языком вместе с его детьми у приглашенного учителя; здесь он получил начатки знания, развитые затем самостоятельным изучением.

Провинциальная чиновничья среда должна была удручающе действовать на развитого не по летам подростка. Он ищет других впечатлений, близко знакомится с жизнью народа и жадно присматривается к ней. Сохранился рассказ о том, что Крылов в годы своего пребывания в Твери с особенным удовольствием посещал народные сборища, торговые площади, кулачные бои, по целым часам сиживал на берегу Волги, прислушиваясь к разговорам прачек, присматриваясь к народу, схватывая и впитывая живое русское слово. Он любил затем передавать товарищам запоминавшиеся ему поговорки, случаи, анекдоты. В сущности, по своему сословному положению Крылов был гораздо ближе именно к этой среде "простолюдинов", чем к кругу тверского дворянского общества. Дворянство считалось ему по чину отца, оно было выслуженным, а не родовым.

В тверских канцеляриях Крылову рано пришлось увидеть бюрократическую систему в ее неприглядной наготе. Мысли о социальном неравенстве также давно должны были его тревожить.

В 1782 г. четырнадцатилетний Крылов, вместе с матерью и младшим братом Львом, переезжает в Петербург, где в сентябре 1783 г. поступает на службу в Казенную палату. К тому же 1783 г. относится и литературный дебют Крылова – его комическая опера "Кофейница". Сатира в пьесах Крылова была настолько резка, что они не могли появиться на сцене и застревали в цензуре. В печати они появились в 1793 и 1794 гг. – уже после смерти Княжнина ("Российский феатр", XXXIX, XL и XLI).

В личной жизни Крылов ведет себя также смело и вызывающе. За первые годы петербургской жизни Крылов входит в литературно-театральную среду, сближается с И. А. Дмитревским, выполняет ряд поручений театральной дирекции (например переводит оперу "L’infante de Zamora"), отдает для постановки свою оперу "Американцы". Выдвижение Крылова в театре проводил вначале директор его, П. А. Соймонов, руководивший одновременно и Горной экспедицией. В эту экспедицию поступил на службу в мае 1787 г. Крылов, полугодом ранее оставивший свое место в Казенной палате.

Однако через год он расходится с Соймоновым, прекращает с ним всякие отношения и пишет письмо-памфлет на Соймонова с крайне резкими и недвусмысленными выпадами против знатного вельможи. Этот конфликт окончательно закрывает Крылову дорогу в театр. Убедившись в этом, Крылов оставляет драматургию. С 1788 по 1801 г. он нигде не служит и переходит на положение профессионального литератора, издателя журналов и совладельца типографии.

Сотрудничать в журналах Крылов начал в 1786 г., когда он поместил в довольно бесцветном издании Ф. Туманского "Лекарство от скуки и забот" несколько своих стихотворений и эпиграмм. В 1788–1789 гг. Крылов принимал участие в журнале И. Г. Рахманинова "Утренние часы", где за полной подписью поместил оду "Утро"; там же появились его первые басни. Сближение с Рахманиновым имело для Крылова большое значение. Завзятый поклонник Вольтера, переводчик его произведений на русский язык, Рахманинов был человеком радикальных и смелых взглядов. Жизненный опыт, незаурядные знания, литературные вкусы (Вольтер, Мерсье) делали его заметной фигурой в литературных кругах. Закончив издание "Утренних часов", Рахманинов помог Крылову в начатом им издании журнала "Почта духов".

Журнал "Почта духов" выходил помесячно в течение 1789 г. и не собрал большого числа подписчиков – всего их было 80. В конце концов Крылову, вероятно, дали понять, что чересчур резкий и злой тон его нападок может вызвать ответную реакцию со стороны правительства. Этим можно объяснить появление в последних номерах на ряду с разоблачительным материалом более или менее "благонамеренных" мотивов. Но, видимо, этого было уже недостаточно. По окончании года Крылов не возобновил более журнала, прервав его на последнем месяце и не доведя до конца начатых линий повествования.

Политическая обстановка в самом деле не благоприятствовала продолжению журнальной деятельности. Последние годы царствования Екатерины проходили под знаком усиливающейся реакции. Из Франции шли вести о новых этапах революции; вести эти служили грозным предупреждением русской монархии и заставляли ее принимать предупредительные меры. Вольные типографии были закрыты, цензура свирепствовала. Крылов уходит из литературы на несколько лет, и эти годы остаются неясным моментом его биографии. Что он делал в это время, мы точно не знаем. Сохранились отрывочные сведения о том, что Крылов скитался по России, вел большую карточную игру. В 1797 г. он появляется в доме кн. С. Ф. Голицына и вскоре становится его личным секретарем. Вместе с опальным вельможей Крылов живет в его поместьях, дает детям уроки русского языка.

В 1800 г., живя в имении Голицына Казацком, Крылов написал «шутотрагедию» "Подщипа", которая ставилась тогда же любительской домашней труппой, но впервые напечатана была лишь в 1859 г. в заграничном бесцензурном издании. В пьесе видели – и вполне основательно – сатирическое изображение павловского царствования, что и делало ее запретным произведением. Но "Подщипа" была широко известна в рукописи и пользовалась большой популярностью.

В 1805 г. Крылов появляется в Москве, а в следующем году переезжает в Петербург и вновь входит в литературно-театральный мир. Он пишет басни, много работает для театра. Крылов вновь возвращается к темам дворянской галломании и мотовства, столь часто появлявшимся на страницах его журналов. Новую силу и резонанс придает его нападкам атмосфера патриотического подъема в годы войны с Наполеоном. В комедии "Модная лавка" (1806) Крылов выводит на сцену провинциальную помещицу Сумбурову, увлеченную французскими модами, и мужа ее, сохраняющего верность всему русскому. Торговцы-французы представлены опасными обманщиками. Крылов не избегает шаржа, но значительно смягчает его по сравнению с ранними пьесами. Комический талант Крылова сделал многие сцены истинно смешными, придал комедии легкость и живость, но сатирическое содержание здесь значительно ослаблено по сравнению с той же темой в "Почте духов" (письмо XLII), где «модные лавки» изображались как дома свиданий, что было, как видно из текста письма, бытовым явлением. В комедии все гораздо невиннее; больше всего осмеяна щеголиха и модница Сумбурова. Современники с неудовольствием отмечали, что "порок" в комедии не наказан, но в комедии нет в сущности и порока. Комедия имела в общем шумный успех, которому способствовала отличная игра актеров петербургской сцены. "Модная лавка" надолго закрепилась в репертуаре.

В начале литературной деятельности, вместе с первой серией комедий, Крылов пишет свои первые басни и анонимно печатает их в "Утренних часах" Рахманинова (1788). Это были басни "Стыдливый игрок", "Судьба игроков", "Павлин и соловей", "Недовольный гостьми стихотворец"; в собрания своих басен Крылов их не включал. Затем – перерыв в 17 лет до 1805 г., когда Крылов переводит из Лафонтена басни "Дуб и трость", "Разборчивая невеста", "Трое молодых"; в 1806 г. они печатаются в журнале Шаликова "Московский зритель"; в 1807 г. написаны "Ворона и Лисица", "Ларчик" и ряд других басен, напечатанных в 1808 г. в журнале Шаховского и Д. Языкова "Драматический вестник". В это же время, в 1806–1807 гг., написаны комедии "Модная лавка" и "Урок дочкам" (а также опера "Илья Богатырь"). Но это были последние попытки закрепиться на драматургическом пути. В 1809 г. вышел первый сборник басен. Крылов сосредоточивается на басне, как на основном для него и в известном смысле универсальном жанре.

hallenna.narod.ru

Биография Крылова И. А. Жизнь и творчество знаменитого баснописца

Биография Крылова И. А. началась в шумной и суетливой Москве, где будущий писатель-баснописец появился на свет 2 (13) февраля 1769 г.

Детские годы Крылова

Родители Ивана Андреевича вынуждены были часто переезжать с одного места на другое. В разгар крестьянского восстания под предводительством Емельяна Пугачёва Крылов с матерью находились в Оренбурге, а отец будущего писателя был капитаном в самом Яицком городке. Имя Андрея Крылова даже было упомянуто в пугачёвском списке на повешение, но, к счастью для семейства, до этого не дошло. Впрочем, спустя некоторое время Андрей Крылов умирает, и семья остаётся практически без денег. Мать Ивана вынуждена подрабатывать в домах богатых людей. Сам Крылов начал работать в очень раннем возрасте - с девяти лет. Ему позволили за небольшое жалованье переписывать деловые бумаги.

Далее мальчик получал образование в доме Н. А. Львова, известного писателя. Иван учился вместе с детьми хозяина, встречался с художниками и литераторами, которые часто приходили в гости к Львову, слушал их беседы.

Из-за некоторой отрывочности образования впоследствии писатель столкнулся с многими трудностями. Однако со временем ему удалось научиться грамотно писать, существенно расширить свой кругозор и даже овладеть итальянским языком.

Первые пробы пера

Новый этап начался в жизни будущего баснописца с момента переезда семьи в Петербург. Биография Крылова И. А. в этот период особенно интересна, ведь именно на это время пришлись его первые шаги на литературной стезе. В северную столицу мать баснописца направилась, чтобы решить вопрос с пенсией, но её старания не увенчались успехом.

биография крылова и аСам Крылов, не теряя времени попусту, устраивается работать в канцелярию Казённой палаты. Однако служебные дела не слишком волнуют его. Практически всё свободное время он тратит на литературные занятия, посещения театров, начинает тесно общаться с талантливыми известными актёрами, а также с П. А. Соймоновым, директором театров.

Даже после смерти матери увлечения Ивана остаются прежними. Хотя теперь будущему баснописцу сложнее: он должен следить за младшим братом, который остался на его попечении.

Биография Крылова И. А. в 80-е гг. - это постоянное сотрудничество с миром театра. За этот период из-под его руки выходят либретто для опер “Кофейница”, “Бешеная семья”, “Клеопатра”, а также комедия, получившая название “Сочинитель в прихожей”. Ни славы, ни огромных гонораров они, разумеется, не принесли. Но зато позволили Крылову влиться в круг общения литераторов Петербурга.

Молодого человека берёт под своё покровительство популярный драматург Княжин и стремится помочь Крылову более успешно продвигать свои произведения. Однако сам Иван Андреевич не только отказывается от этой помощи, но и прекращает любые отношения с Княжиным, после чего пишет комедию “Проказники”, в которой всячески высмеивает самого драматурга и его супругу. Совсем не странно, что сама комедия была запрещена к постановке, а автор испортил отношения и с литераторами, и с театральной дирекцией, благодаря которой сочинения ставились на сцене.

В конце десятилетия Крылов изъявляет желание попробовать свои силы в сфере журналистики. В журнале “Утренние часы” в 1788 году публикуются его песни, однако они тоже остаются незамеченными. После этого Иван Андреевич решает заниматься изданием своего журнала (“Почта духов”), который выходит в течение восьми месяцев 1789 г. “Почта духов” имеет форму переписки сказочных персонажей - гномов и волшебника. В ней автор представляет карикатурное изображние общества того времени. Однако вскоре журнал закрывает цензура, объясняя это тем, что издание имело всего 80 подписчиков.

С 1790 г. Крылов уходит в отставку, после чего полностью посвящает себя литературной деятельности. В это время биография Крылова И. А. тесно переплетается с жизненными путями приятелей автора - А. Клушина, П. Плавильщикова и И. Дмитриева. Иван Андреевич заправляет типографией и вместе с друзьями начинает выпускать журнал “Зритель” (позже - “Санкт-Петербургский Меркурий”). В 1793 году журнал был окончательно закрыт, и Крылов на несколько лет покидает столицу.

На службе у князя Голицына

До 1797 г. Крылов живёт в Москве, а затем начинает путешествовать по стране, останавливаясь в домах и поместьях своих приятелей. Баснописец постоянно искал источники дохода, и в течение некоторого времени находил желаемое в карточных играх. К слову, Крылов слыл очень удачливым игроком, на грани шулерства.

Князь Сергей Фёдорович Голицын, познакомившись с Иваном Андреевичем, предложил тому стать его домашним учителем и личным секретарём. Крылов живёт в имении князя на территории Киевской губернии и занимается словесностью и языками с сыновьями аристократа. Тут же он пишет пьесы для постановки в домашнем театре, а также осваивает мастерство игры на разных музыкальных инструментах.

В 1801 г. на престол взошёл Александр I, который питал большое доверие к Голицыну и назначил его лифляндским генерал-губернатором. Крылову, в свою очередь, дают место правителя канцелярии. До 1803 г. баснописец трудится в Риге, а затем переезжает к своему брату в Серпухов.

Творческая слава

творчество и биография крылова

Творчество и биография Крылова становятся особо интересными, начиная с этого времени. Ведь в этот период впервые пьеса Крылова (“Пирог”) завоёвывает сердца зрителей и приносит автору долгожданный успех. Он принимает решение продолжать свою литературную деятельность и возвращается в Петербург.

В 1805 г. Иван Андреевич демонстрирует И. Дмитриеву, талантливому поэту, свои первые переводы басен. Становится ясно, что писатель нашёл своё истинное призвание. Но Крылов, тем не менее, публикует лишь три басни и вновь возвращается к драматургии. Следующие несколько лет были особо плодотворными в этом плане. Крылова знают и любят ценители театрального искусства, а пьеса “Модная лавка” была показана даже при дворе.

Однако сам Крылов всё больше отдаляется от театра и всрьёз увлекается переводом и сочинением своих собственных басен. В 1809 г. на прилавках появляется его первый сборник. Постепенно количество произведений растёт, выпускаются новые сборники, и к 1830 г. уже набралось 8 томов басен Крылова.

В 1811 г. Иван Андреевич стал членом Российской Академии, а через двенадцать лет получил от неё золотую медаль за достижения в литературе. В 1841 г. Крылова назначают академиком отделения русского языка и словесности. С 1812 г. писатель исполняет обязанности библиотекаря в Императорской публичной библиотеке. Также Крылов получает пенсию за заслуги в российской словесности, а после выхода восьмитомника в свет Николай I увеличивает пенсию в два раза и назначает писателя статским советником.

Зимой 1838 г. Петербург с уважением и торжественностью поддержал празднование пятидесятилетнего творческого юбилея автора. К этому времени Крылова уже ставили в один ряд с классиками русской литературы - Пушкиным, Державиным, Грибоедовым. Последние басни Ивана Андреевича были переведены более чем на 50 языков.

Последние годы

В 1841 г. Крылов уходит в отставку и селится на Васильевском острове, чтобы жить в спокойствии, в своё удовольствие. Писатель всегда был не прочь вкусно поесть и поваляться на диване, из-за чего некоторые называли его обжорой и лентяем.

Однако до последних дней Крылов трудился над новым сборником сочинений. Умер он 9 (21) ноября 1844 г. в Санкт-Петербурге от двухстороннего воспаления лёгких.

Любопытные факты о писателе

интересные факты из биографии крыловаСуществуют интересные факты из биографии Крылова, которые стоит упомянуть в этой статье. К примеру, практически никогда баснописец не стеснялся и не упускал возможности подшутить над недостатками окружающих.

Как-то раз он шёл по набережной Фонтанки. Увидев массивную фигуру незнакомого старика, отдыхавшие студенты начали смеяться, мол, “туча идёт”. Проходя мимо них, Крылов спокойно ответил: “...И лягушки заквакали”.

Ещё один интересный случай произошёл с Иваном Андреевичем в театре. Сосед его оказался очень шумным: топал ногами в такт музыке, даже подпевал. Достаточно громко Крылов произнёс: “Безобразие!” Сосед писателя оскорблённо спросил, относится ли это к нему, на что Крылов иронично ответил, что сказал это “тому господину на сцене, который мешает мне слушать вас [соседа]”.

Показательным был случай, произошедший уже после смерти автора. Отдавая дань Крылову, граф Орлов, бывший вторым человеком после императора, лично нёс гроб баснописца с простыми студентами, до самой погребальной повозки.

fb.ru

Иван Андреевич Крылов: биография и творчество баснописца / Крылов И.А.

В жизни Ивана Андреевича Крылова (1769-1844) было много событий, которые можно истолковать по-разному: и карточным шулером якобы он был, и баснями своими пытался пробить себе дорогу к богатству и власти, не очень-то при этом разбираясь в средствах… Недоброжелатели баснописца (а таковых было немало, многих нещадно высмеял он в своих совершенных по форме баснях) распространяли о нем разные слухи, но, как это ни странно, репутацию Крылова эти слухи не подрывали, скорее, наоборот, упрочивали мнение о том, что Иван Андреевич Крылов, биографию и творчество которого мы рассмотрим, является великим русским баснописцем.

Он родился в 1769-м году в Москве, однако детство его прошло в Твери, где, в возрасте десяти лет, Крылов начал служить "подканцеляристом" в губернском магистрате. В 1782-м году семья переезжает в Москву, а в следующем году Крылов становится канцеляристом Петербургской казенной палаты и... автором комической оперы в стихах "Кофейница", вслед за которой был создан ряд комедий и трагедий, так и не увидевших сцены.

С 1788-го года Иван Крылов сотрудничает в журнале "Утренние часы", где, наряду со статьями и стихотворениями, он анонимно опубликовал и первые свои басни. А в следующем году уже сам Крылов становится издателем сатирического журнала "Почта духов", занявшего заметное место в периодике своего времени. Иван Андреевич продолжал сатирические традиции Фонвизина и Новикова, однако он значительно расширил круг явлений, которые подвергались сатирическому осмеянию как вредящие утверждению передовых идей в России, можно сказать, что мимо его острого пера не проходило ни одно мало-мальски заметное негативное явление, на которые он откликался остросатирическими "письмами", обличая недостатки с помощью "эзоповского языка". Именно это привело к закрытию журнала в августе 1789-го года. После этого Крылов еще дважды пытался издавать журналы ("Зритель", 1792-й год, Москва; "Санкт-Петербургский Меркурий", 1793-й год).

В 1792-м году писатель создает остросатирическую "восточную повесть" "Каиб", в которой высмеивает правление Екатерины II, в этом же году он пишет произведение "Мысли философа по моде...", где высмеиваются пороки худшей части дворянства. Журналистская деятельность Крылова вынудила его уехать на несколько лет в провинцию, подальше от "сиятельных глаз" (именно в эти годы он якобы зарабатывал себе на жизнь шулерством...), в 1800-м году он пишет "шутотрагедию" "Подщипа", которая была поставлена в Казацком - имении князя Голицына в Киевской губернии, где жил тогда ее автор. После смерти Павла I Крылов, "при Голицыне", уехал в Ригу, а вскоре вышел в отставку и поселился в Москве, где в январском номере журнала "Московский зритель" за 1806-й год были напечатаны его первые басни. В начале этого же года писатель окончательно возвращается в Петербург, где посвящает себя созданию басен и службе в Публичной Библиотеке, принимает активное участие в литературной жизни, становится одним из самых известных русских литераторов.

Помимо басен, в 1806-07-м годах он пишет комедии "Урок дочкам" и "Модная лавка", комическую оперу "Илья-Богатырь", пользовавшиеся большим успехом у зрителей, в 1808-м году принимает участие в журнале "Театральный вестник". Драматургия этих лет стала заметным литературным явлением, но главным для него все же оставались басни, первая книга которых вышла в 1809-м году.

Война 1812-го года нашла отражение в творчестве Крылова, он создал ряд актуальных басен ("Волк на псарне", "Ворона и Курица", "Щука и Кот"), в которых его патриотизм нашёл выражение в оригинальных басенных сюжетах и художественных образах. После войны басенное творчество Крылова развивалось в русле откликов баснописца на те события, которые его затрагивали, и очень многие его современники "прославились" тем, что в иносказательной форме стали героями его басен.

В 1838-м году Крылова чествовали в связи с 50-летнем его литературной деятельности, к этому времени его басни были известны в России и за рубежом, он получил неофициальный титул "дедушка Крылов" и достиг вершин славы: всенародного признания. В 1843-м году Иван Андреевич подготовил к печати полное собрание своих басен, и это стало его последней литературной работой.

Крылов, биографию и творчество которого мы рассмотрели, вошел в русскую литературу как крупнейший русский баснописец, ему удалось создать русскую басню с присущим ей национальным колоритом, с отражением в ней всех сторон русской жизни, с блестящим "эзоповым языком", благодаря которому он мог донести до читателя свой взгляд на Россию и ее народ, высмеять тех людей и те явления, которые считал достойными осмеяния. Однако главным достоинством басен Крылова является их общечеловеческий нравственный пафос, который, вместе с их высокими художественными достоинствами, обусловил их вневременное значение, позволил им пережить своё время и стать одной из важнейших частей культурной и духовной жизни русского народа, без которой сейчас просто невозможно вообразить русскую литературу.

Источник: Гладышев В.В. Краткий справочник по литературе. - М.: ФЛИНТА, 2014

classlit.ru