Грабарь, Игорь Эммануилович. Грабарь игорь эммануилович


Грабарь Игорь Эммануилович Википедия

Имя при рождении Дата рождения Место рождения Дата смерти Место смерти Страна Жанр Учёба Стиль Награды Звания Премии
Игорь Грабарь
портрет работы Кустодиева
Игорь Эммануилович Грабарь
13 (25) марта 1871[1]
Будапешт, Австро-Венгрия
16 мая 1960(1960-05-16)[2][3][…](89 лет)
Москва, СССР
  •  Австро-Венгрия
  •  Российская империя
  •  СССР
живопись, реставрация, история искусства
ИАХ
импрессионизм, социалистический реализм

ru-wiki.ru

Грабарь, Игорь Эммануилович - это... Что такое Грабарь, Игорь Эммануилович?

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Грабарь.

И́горь Эммануи́лович Граба́рь (25 марта 1871(18710325) (русин. Грабарь Iгор Iманулϊлович, Будапешт, Австро-Венгрия — 16 мая 1960, Москва, СССР) — русский советский художник, искусствовед, просветитель, музейный деятель.

Народный художник СССР (1956). Лауреат Сталинской премии первой степени (1941).

Биография

Родился в семье Э. И. Грабаря, галицко-русского общественного деятеля, депутата австрийского парламента. Окрещён он был православным священником сербского происхождения, а восприемником стал Константин Кустодиев, дядя художника Б. М. Кустодиева[1]. Дедом Грабаря по материнской линии был Адольф Добрянский, выдающийся деятель галицко-русского движения, а матерью Ольга Грабарь, также занимавшаяся русской просветительской деятельностью в Галиции.

В 1876 году семья переехала в Российскую империю. С 1880 по 1882 жил с семьей в городе Егорьевске Рязанской губернии, учился в местной прогимназии и посещал занятия Житовой Варвары Николаевны сводной сестры Тургенева Ивана Сергеевича, русского писателя и поэта. С 1882 по 1889 Игорь Грабарь учился в Москве в лицее цесаревича Николая (лицей М. Н. Каткова), затем — на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета, который окончил в 1893 году.

В отличие от старшего брата, Владимира (1865—1956), ставшего известным юристом, Игорь предпочёл карьеру художника и в 1894 году поступил в петербургскую Академию Художеств, где его руководителем некоторое время был Илья Репин. Академию он окончил в 1898 году, а затем учился в Париже и Мюнхене[2]. Участвовал в работе творческих объединений «Мир искусства» и «Союз русских художников».

Выставки

С 1902 года Грабарь принимает участие в выставках «Мира Искусства» в «Салоне» и «Союзе»; его работы выставляются и за границей — в Мюнхене, в Париже, в Salon d’Automne, в 1906 году на выставке русского искусства, устроенной С. П. Дягилевым, в Риме на международной выставке в 1909 году и др.

После Октябрьской революции Грабарь также активно занимается живописью, создавая как пейзажи, так и официальные, «придворные» композиции.

Искусствоведческая работа

Помимо создания картин важную роль в жизни художника занимает исследовательская и просветительская работа. Грабарь много писал об искусстве в журналах — в «Мире искусства», «Весах», «Старых годах», «Аполлоне», «Ниве» и др. Его перу принадлежит текст в издании «Картины современных художников в красках», редактором которого он также состоял; он же является редактором и крупнейшим сотрудником предпринятого И. Н. Кнебелем издания «История русского искусства», а также серии монографий «Русские художники». В начале 1913 года московская городская дума избирает Грабаря попечителем Третьяковской галереи. Он оставался на этой должности вплоть до 1925 года.

Грабарь был ключевой фигурой художественной жизни советской России. Он дружил с женой Л. Д. Троцкого Натальей Седовой, с которой познакомился во время совместной работы в музейном отделе Наркомпроса. В самом начале сталинских чисток Грабарь ушел со всех своих ответственных постов и возвратился к живописи. Он написал портрет девочки по имени Светлана, который вдруг стал невероятно популярен. Секрет объясняется так: дочь Сталина, которую многие не видели вживую, тоже звали Светлана, и все решили, что на портрете изображена именно она[3].

Кроме того, Грабарь в 1918—1930 годах руководил Центральными реставрационными мастерскими в Москве, а с 1944 года работал научным руководителем мастерских и возглавил многочисленные комиссии, занимавшиеся изъятием, что чаще было формой спасения от неизбежного уничтожения[источник не указан 670 дней], картин из усадеб и икон из монастырей. Принимал непосредственное участие в реставрации иконы А.Рублёва «Троица». Нынешний Всероссийский художественный научно-реставрационный центр, выросший из созданных И. Э. Грабарём Центральных реставрационных мастерских, носит его имя.

Был консультантом Ученого совета по реставрационным работам в Троице-Сергиевой Лавре, научным руководителем и главным архитектором которых был назначен И. В. Трофимов.

В начале 1943 года Грабарь выдвинул идею компенсации потерь советских музеев за счет конфискации произведений из музеев Германии и ее союзников. Он возглавил Бюро экспертов, которое составляло списки лучших произведений из музеев Европы, готовил «трофейные бригады», отправлявшиеся на фронт, и принимал эшелоны с произведениями искусства. Примечательно, что в начале войны нацисты проводили конфискацию произведений завоёванных ими территорий в рамках проекта «Линц» и немалая часть была конфискована с территории СССР.

Действительный член АН СССР (1943). Действительный член Академии художеств СССР (1947).

Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 8)[4].

Ученики

Награды

Галерея

Пейзажи и натюрморты

«Балюстрада»
  • «Балюстрада» (1901, Нижнетагильский художественный музей ИЗО),
  • «Сентябрьский снег» (1903, ГТГ),
  • «Белая зима. Грачиные гнезда» (1904),
  • «Февральская лазурь» (1904, ГТГ),
  • «Мартовский снег» (1904, ГТГ),
  • «Хризантемы» (1905, ГТГ),
  • «Неприбранный стол» (1907, ГТГ)
  • «Груши на синей скатерти» (1915, Русский музей),
  • «Разъяснивает» (1928)
  • «Последний снег» (1931),
  • «Берёзовая аллея» (1940),
  • «Зимний пейзаж» (1954)

Жанровые сцены

  • «В. И. Ленин у прямого провода»,
  • «Крестьяне-ходоки на приёме у В. И. Ленина»

Примечания

Литература

  • Грабарь И. Э. Репин — М.: 1933. — 264 с. — 50 000 экз. ЖЗЛ
  • Подобедова О. И. И. Э. Грабарь. — М.: 1964. — 338 с.: ил.
  • Грабарь И. Э. Письма, тт. 1-3. — М.: 1974—1983.
  • Грабарь И. Э. Моя жизнь. Автомонография. Этюды о художниках. Сост., вступит.ст. и комментарий В. М. Володарского. — М.: Республика, 2001. — 495 с — ISBN 5-250-01789-4.
  • Игорь Эммануилович Грабарь / вступит. статья А. А. Сидорова, библиогр. сост. Н. М. Нестерова ; Акад. Наук СССР. — М. : АН СССР, 1951. — 83 с. : портр. — (Академия наук СССР. Материалы к биобиблиографии ученых СССР. Серия искусства. Вып. 1).

Ссылки

dic.academic.ru

Грабарь, Игорь Эммануилович | Наука

  • Страница 0 - энциклопедическая статья
  • Страница: 0 , 1 , 2 , 3 , 4 , 5 - разное
  • Искажения :
В Науке есть статьи о других людях с фамилией Грабарь.

И́горь Эммануи́лович Граба́рь (25 марта 1871(18710325), Будапешт, Австро-Венгрия — 16 мая 1960, Москва, СССР) — русский советский художник-живописец, реставратор, искусствовед, просветитель, музейный деятель, педагог. Народный художник СССР (1956). Лауреат Сталинской премии первой степени (1941).

    Родился в семье Эммануила Грабаря, галицко-русского общественного деятеля, депутата австрийского парламента. Крещён православным священником сербского происхождения, восприемником был Константин Кустодиев, дядя художника Бориса Кустодиева[1]. Дедом Грабаря по материнской линии был Адольф Добрянский, выдающийся деятель галицко-русского движения, а матерью — Ольга Грабарь, также занимавшаяся русской просветительской деятельностью в Галиции. Вскоре после рождения сына, отец с семьёй был вынужден бежать из Венгрии в Италию, где устроился в качестве домашнего преподавателя детей миллионера П. П. Демидова, а спустя около трёх лет переехал с ними в Париж[1].

    В 1876 году семья переехала в Российскую империю. С 1880 по 1882 жил с семьей в Егорьевске Рязанской губернии, где в местной гимназии преподавал его отец; учился в прогимназии и посещал занятия Варвары Житовой, сводной сестры писателя Ивана Тургенева. С 1882 по 1889 годы Игорь Грабарь учился в Москве — в лицее цесаревича Николая (окончил в 1889 году с золотой медалью), затем — на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета, который окончил в 1893 году.

    В отличие от старшего брата, Владимира, ставшего известным юристом, Игорь предпочёл карьеру художника. Ещё в Москве он посещал занятия по рисованию Московского общества любителей художеств и в 1894 году поступил в Петербургскую академию художеств, где его руководителем некоторое время был И. Е. Репин. Академию он окончил в 1898 году, а затем учился в Париже и Мюнхене[2]. Участвовал в работе творческих объединений «Мир искусства» и «Союз русских художников».

    В 1903 году он переехал в Москву. С этого времени Грабарь принимал участие в выставках «Мира искусства» в «Салоне» и «Союзе»; его работы выставлялись и за границей — в Мюнхене, в Париже, в Salon d’Automne, в 1906 году на выставке русского искусства, устроенной Сергеем Дягилевым, в Риме на международной выставке в 1909 году и др. В 1910-х годах с И. В. Рыльским и И. В. Жолтовским входил в городское жюри, которое проводило в Москве «конкурсы красоты фасадов»[3] .

    Вскоре после переезда в Москву Игорь Грабарь познакомился с художником Николаем Мещериным; неоднократно посещал усадьбу Мещериных Дугино (ныне — посёлок Мещерино в Ленинском районе Московской области).

    После Октябрьской революции Грабарь также активно занимался живописью, создавая как пейзажи, так и официальные, «придворные» композиции.

    Искусствоведческая работа Править

    Помимо создания картин важную роль в жизни художника занимала исследовательская и просветительская работа. И. Э. Грабарь много писал об искусстве в журналах — в «Мире искусства», «Весах», «Старых годах», «Аполлоне», «Ниве» и др. Его перу принадлежит текст в издании «Картины современных художников в красках», редактором которого он также состоял; он же был редактором и крупнейшим сотрудником предпринятого И. Н. Кнебелем издания «История русского искусства», а также серии монографий «Русские художники». В начале 1913 года московская городская дума избрала Грабаря попечителем Третьяковской галереи— он оставался на этой должности вплоть до 1925 года.

    Грабарь был ключевой фигурой художественной жизни советской России. Он дружил с женой Льва Троцкого Натальей Седовой, с которой познакомился во время совместной работы в музейном отделе Наркомпроса. В самом начале сталинских чисток Грабарь ушёл со всех своих ответственных постов и возвратился к живописи. Он написал портрет девочки по имени Светлана, который вдруг стал невероятно популярен[4].

    Кроме того, Грабарь в 1918—1930 годах руководил Центральными реставрационными мастерскими в Москве, а с 1944 года работал научным руководителем мастерских и возглавил многочисленные комиссии, занимавшиеся изъятием, что чаще было формой спасения от неизбежного уничтожения[источник не указан 2766 дней], картин из усадеб и икон из монастырей. Принимал непосредственное участие в реставрации иконы Андрея Рублёва «Троица». Современный Всероссийский художественный научно-реставрационный центр, выросший из созданных Грабарём Центральных реставрационных мастерских, носит его имя.

    Был консультантом Ученого совета по реставрационным работам в Троице-Сергиевой лавре, научным руководителем и главным архитектором которых был назначен Игнатий Трофимов.

    В начале 1943 года Грабарь выдвинул идею компенсации потерь советских музеев за счет конфискации произведений из музеев Германии и ее союзников. Он возглавил Бюро экспертов, которое составляло списки лучших произведений из музеев Европы, готовил «трофейные бригады», отправлявшиеся на фронт, и принимал эшелоны с произведениями искусства. Примечательно, что в начале войны нацисты проводили конфискацию произведений завоёванных ими территорий в рамках проекта «Линц» и немалая часть была конфискована с территории СССР.

    Действительный член Императорской Академии Художеств (1913). Действительный член АН СССР (1943). Действительный член Академии художеств СССР (1947).

    Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 8)[5].

    Жены: Валентина Михайловна Мещерина (1892—1959)[6]

    Дети: Ольга (род. 1922) и Мстислав (род. 1925)[7]

    Пейзажи и натюрморты Править

    Файл:Grabar balustrade.jpg
    • «Балюстрада» (1901, Нижнетагильский художественный музей ИЗО),
    • «Сентябрьский снег» (1903, ГТГ),
    • «Белая зима. Грачиные гнезда» (1904),
    • «Февральская лазурь» (1904, ГТГ),
    • «Мартовский снег» (1904, ГТГ),
    • «Хризантемы» (1905, ГТГ),
    • «Неприбранный стол» (1907, ГТГ)
    • «Груши на синей скатерти» (1915, Русский музей),
    • «Разъяснивает» (1928)
    • «Последний снег» (1931),
    • «Берёзовая аллея» (1940),
    • «Зимний пейзаж» (1954)

    Жанровые сцены Править

    • «В. И. Ленин у прямого провода»,
    • «Крестьяне-ходоки на приёме у В. И. Ленина»
    1. ↑ 1,01,1И. Э. Грабарь. Автобиография.
    2. ↑ Посещал частную художественную школу Антона Ажбе.
    3. ↑ Борисова Е. А., Каждан Т. П. Русская архитектура конца XIX — начала XX века. — М.: Наука, 1971. — С. 229. — 239 с.
    4. ↑ Причиной популярности могло быть то, что дочь Сталина, которую многие не видели вживую, тоже звали Светлана, и все решили, что на портрете изображена именно она. — см. Григорий Козлов «Покушение на искусство», Москва, 2009, с. 196
    5. ↑ Новодевичье кладбище. Игорь Эммануилович Грабарь. Художник, искусствовед.
    6. ↑ Через несколько лет после рождения сына жена ушла из семьи и о детях заботилась её сестра, Мария Мещерина — см. Биографическую справку
    7. ↑ Ольга стала биохимиком, Мстислав — математиком.
    8. ↑ за выдающиеся заслуги в области истории и развития изобразительного искусства и подготовки кадров советских художников, в связи с 75-летием со дня рождения
    • Грабарь И. Э. Репин — М.: 1933. — 264 с. — 50 000 экз. ЖЗЛ
    • Подобедова О. И. И. Э. Грабарь. — М.: 1964. — 338 с.: ил.
    • Грабарь И. Э. Письма, тт. 1-3. — М.: 1974—1983.
    • Грабарь И. Э. Моя жизнь. Автомонография. Этюды о художниках. Сост., вступит.ст. и комментарий В. М. Володарского. — М.: Республика, 2001. — 495 с — ISBN 5-250-01789-4.
    • Игорь Эммануилович Грабарь / вступит. статья А. А. Сидорова, библиогр. сост. Н. М. Нестерова ; Акад. Наук СССР. — М. : АН СССР, 1951. — 83 с. : портр. — (Академия наук СССР. Материалы к биобиблиографии ученых СССР. Серия искусства. Вып. 1).
    • Страница 0 - краткая статья
    • Страница 1 - энциклопедическая статья
    • Разное - на страницах: 2 , 3 , 4 , 5
    • Прошу вносить вашу информацию в «Грабарь, Игорь Эммануилович 1», чтобы сохранить ее

    ru.science.wikia.com

    Грабарь, Игорь Эммануилович - это... Что такое Грабарь, Игорь Эммануилович?

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Грабарь.

    И́горь Эммануи́лович Граба́рь (25 марта 1871(18710325) (русин. Грабарь Iгор Iманулϊлович, Будапешт, Австро-Венгрия — 16 мая 1960, Москва, СССР) — русский советский художник, искусствовед, просветитель, музейный деятель.

    Народный художник СССР (1956). Лауреат Сталинской премии первой степени (1941).

    Биография

    Родился в семье Э. И. Грабаря, галицко-русского общественного деятеля, депутата австрийского парламента. Окрещён он был православным священником сербского происхождения, а восприемником стал Константин Кустодиев, дядя художника Б. М. Кустодиева[1]. Дедом Грабаря по материнской линии был Адольф Добрянский, выдающийся деятель галицко-русского движения, а матерью Ольга Грабарь, также занимавшаяся русской просветительской деятельностью в Галиции.

    В 1876 году семья переехала в Российскую империю. С 1880 по 1882 жил с семьей в городе Егорьевске Рязанской губернии, учился в местной прогимназии и посещал занятия Житовой Варвары Николаевны сводной сестры Тургенева Ивана Сергеевича, русского писателя и поэта. С 1882 по 1889 Игорь Грабарь учился в Москве в лицее цесаревича Николая (лицей М. Н. Каткова), затем — на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета, который окончил в 1893 году.

    В отличие от старшего брата, Владимира (1865—1956), ставшего известным юристом, Игорь предпочёл карьеру художника и в 1894 году поступил в петербургскую Академию Художеств, где его руководителем некоторое время был Илья Репин. Академию он окончил в 1898 году, а затем учился в Париже и Мюнхене[2]. Участвовал в работе творческих объединений «Мир искусства» и «Союз русских художников».

    Выставки

    С 1902 года Грабарь принимает участие в выставках «Мира Искусства» в «Салоне» и «Союзе»; его работы выставляются и за границей — в Мюнхене, в Париже, в Salon d’Automne, в 1906 году на выставке русского искусства, устроенной С. П. Дягилевым, в Риме на международной выставке в 1909 году и др.

    После Октябрьской революции Грабарь также активно занимается живописью, создавая как пейзажи, так и официальные, «придворные» композиции.

    Искусствоведческая работа

    Помимо создания картин важную роль в жизни художника занимает исследовательская и просветительская работа. Грабарь много писал об искусстве в журналах — в «Мире искусства», «Весах», «Старых годах», «Аполлоне», «Ниве» и др. Его перу принадлежит текст в издании «Картины современных художников в красках», редактором которого он также состоял; он же является редактором и крупнейшим сотрудником предпринятого И. Н. Кнебелем издания «История русского искусства», а также серии монографий «Русские художники». В начале 1913 года московская городская дума избирает Грабаря попечителем Третьяковской галереи. Он оставался на этой должности вплоть до 1925 года.

    Грабарь был ключевой фигурой художественной жизни советской России. Он дружил с женой Л. Д. Троцкого Натальей Седовой, с которой познакомился во время совместной работы в музейном отделе Наркомпроса. В самом начале сталинских чисток Грабарь ушел со всех своих ответственных постов и возвратился к живописи. Он написал портрет девочки по имени Светлана, который вдруг стал невероятно популярен. Секрет объясняется так: дочь Сталина, которую многие не видели вживую, тоже звали Светлана, и все решили, что на портрете изображена именно она[3].

    Кроме того, Грабарь в 1918—1930 годах руководил Центральными реставрационными мастерскими в Москве, а с 1944 года работал научным руководителем мастерских и возглавил многочисленные комиссии, занимавшиеся изъятием, что чаще было формой спасения от неизбежного уничтожения[источник не указан 670 дней], картин из усадеб и икон из монастырей. Принимал непосредственное участие в реставрации иконы А.Рублёва «Троица». Нынешний Всероссийский художественный научно-реставрационный центр, выросший из созданных И. Э. Грабарём Центральных реставрационных мастерских, носит его имя.

    Был консультантом Ученого совета по реставрационным работам в Троице-Сергиевой Лавре, научным руководителем и главным архитектором которых был назначен И. В. Трофимов.

    В начале 1943 года Грабарь выдвинул идею компенсации потерь советских музеев за счет конфискации произведений из музеев Германии и ее союзников. Он возглавил Бюро экспертов, которое составляло списки лучших произведений из музеев Европы, готовил «трофейные бригады», отправлявшиеся на фронт, и принимал эшелоны с произведениями искусства. Примечательно, что в начале войны нацисты проводили конфискацию произведений завоёванных ими территорий в рамках проекта «Линц» и немалая часть была конфискована с территории СССР.

    Действительный член АН СССР (1943). Действительный член Академии художеств СССР (1947).

    Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 8)[4].

    Ученики

    Награды

    Галерея

    Пейзажи и натюрморты

    «Балюстрада»
    • «Балюстрада» (1901, Нижнетагильский художественный музей ИЗО),
    • «Сентябрьский снег» (1903, ГТГ),
    • «Белая зима. Грачиные гнезда» (1904),
    • «Февральская лазурь» (1904, ГТГ),
    • «Мартовский снег» (1904, ГТГ),
    • «Хризантемы» (1905, ГТГ),
    • «Неприбранный стол» (1907, ГТГ)
    • «Груши на синей скатерти» (1915, Русский музей),
    • «Разъяснивает» (1928)
    • «Последний снег» (1931),
    • «Берёзовая аллея» (1940),
    • «Зимний пейзаж» (1954)

    Жанровые сцены

    • «В. И. Ленин у прямого провода»,
    • «Крестьяне-ходоки на приёме у В. И. Ленина»

    Примечания

    Литература

    • Грабарь И. Э. Репин — М.: 1933. — 264 с. — 50 000 экз. ЖЗЛ
    • Подобедова О. И. И. Э. Грабарь. — М.: 1964. — 338 с.: ил.
    • Грабарь И. Э. Письма, тт. 1-3. — М.: 1974—1983.
    • Грабарь И. Э. Моя жизнь. Автомонография. Этюды о художниках. Сост., вступит.ст. и комментарий В. М. Володарского. — М.: Республика, 2001. — 495 с — ISBN 5-250-01789-4.
    • Игорь Эммануилович Грабарь / вступит. статья А. А. Сидорова, библиогр. сост. Н. М. Нестерова ; Акад. Наук СССР. — М. : АН СССР, 1951. — 83 с. : портр. — (Академия наук СССР. Материалы к биобиблиографии ученых СССР. Серия искусства. Вып. 1).

    Ссылки

    biograf.academic.ru

    Грабарь, Игорь Эммануилович - это... Что такое Грабарь, Игорь Эммануилович?

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Грабарь.

    И́горь Эммануи́лович Граба́рь (25 марта 1871(18710325) (русин. Грабарь Iгор Iманулϊлович, Будапешт, Австро-Венгрия — 16 мая 1960, Москва, СССР) — русский советский художник, искусствовед, просветитель, музейный деятель.

    Народный художник СССР (1956). Лауреат Сталинской премии первой степени (1941).

    Биография

    Родился в семье Э. И. Грабаря, галицко-русского общественного деятеля, депутата австрийского парламента. Окрещён он был православным священником сербского происхождения, а восприемником стал Константин Кустодиев, дядя художника Б. М. Кустодиева[1]. Дедом Грабаря по материнской линии был Адольф Добрянский, выдающийся деятель галицко-русского движения, а матерью Ольга Грабарь, также занимавшаяся русской просветительской деятельностью в Галиции.

    В 1876 году семья переехала в Российскую империю. С 1880 по 1882 жил с семьей в городе Егорьевске Рязанской губернии, учился в местной прогимназии и посещал занятия Житовой Варвары Николаевны сводной сестры Тургенева Ивана Сергеевича, русского писателя и поэта. С 1882 по 1889 Игорь Грабарь учился в Москве в лицее цесаревича Николая (лицей М. Н. Каткова), затем — на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета, который окончил в 1893 году.

    В отличие от старшего брата, Владимира (1865—1956), ставшего известным юристом, Игорь предпочёл карьеру художника и в 1894 году поступил в петербургскую Академию Художеств, где его руководителем некоторое время был Илья Репин. Академию он окончил в 1898 году, а затем учился в Париже и Мюнхене[2]. Участвовал в работе творческих объединений «Мир искусства» и «Союз русских художников».

    Выставки

    С 1902 года Грабарь принимает участие в выставках «Мира Искусства» в «Салоне» и «Союзе»; его работы выставляются и за границей — в Мюнхене, в Париже, в Salon d’Automne, в 1906 году на выставке русского искусства, устроенной С. П. Дягилевым, в Риме на международной выставке в 1909 году и др.

    После Октябрьской революции Грабарь также активно занимается живописью, создавая как пейзажи, так и официальные, «придворные» композиции.

    Искусствоведческая работа

    Помимо создания картин важную роль в жизни художника занимает исследовательская и просветительская работа. Грабарь много писал об искусстве в журналах — в «Мире искусства», «Весах», «Старых годах», «Аполлоне», «Ниве» и др. Его перу принадлежит текст в издании «Картины современных художников в красках», редактором которого он также состоял; он же является редактором и крупнейшим сотрудником предпринятого И. Н. Кнебелем издания «История русского искусства», а также серии монографий «Русские художники». В начале 1913 года московская городская дума избирает Грабаря попечителем Третьяковской галереи. Он оставался на этой должности вплоть до 1925 года.

    Грабарь был ключевой фигурой художественной жизни советской России. Он дружил с женой Л. Д. Троцкого Натальей Седовой, с которой познакомился во время совместной работы в музейном отделе Наркомпроса. В самом начале сталинских чисток Грабарь ушел со всех своих ответственных постов и возвратился к живописи. Он написал портрет девочки по имени Светлана, который вдруг стал невероятно популярен. Секрет объясняется так: дочь Сталина, которую многие не видели вживую, тоже звали Светлана, и все решили, что на портрете изображена именно она[3].

    Кроме того, Грабарь в 1918—1930 годах руководил Центральными реставрационными мастерскими в Москве, а с 1944 года работал научным руководителем мастерских и возглавил многочисленные комиссии, занимавшиеся изъятием, что чаще было формой спасения от неизбежного уничтожения[источник не указан 670 дней], картин из усадеб и икон из монастырей. Принимал непосредственное участие в реставрации иконы А.Рублёва «Троица». Нынешний Всероссийский художественный научно-реставрационный центр, выросший из созданных И. Э. Грабарём Центральных реставрационных мастерских, носит его имя.

    Был консультантом Ученого совета по реставрационным работам в Троице-Сергиевой Лавре, научным руководителем и главным архитектором которых был назначен И. В. Трофимов.

    В начале 1943 года Грабарь выдвинул идею компенсации потерь советских музеев за счет конфискации произведений из музеев Германии и ее союзников. Он возглавил Бюро экспертов, которое составляло списки лучших произведений из музеев Европы, готовил «трофейные бригады», отправлявшиеся на фронт, и принимал эшелоны с произведениями искусства. Примечательно, что в начале войны нацисты проводили конфискацию произведений завоёванных ими территорий в рамках проекта «Линц» и немалая часть была конфискована с территории СССР.

    Действительный член АН СССР (1943). Действительный член Академии художеств СССР (1947).

    Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 8)[4].

    Ученики

    Награды

    Галерея

    Пейзажи и натюрморты

    «Балюстрада»
    • «Балюстрада» (1901, Нижнетагильский художественный музей ИЗО),
    • «Сентябрьский снег» (1903, ГТГ),
    • «Белая зима. Грачиные гнезда» (1904),
    • «Февральская лазурь» (1904, ГТГ),
    • «Мартовский снег» (1904, ГТГ),
    • «Хризантемы» (1905, ГТГ),
    • «Неприбранный стол» (1907, ГТГ)
    • «Груши на синей скатерти» (1915, Русский музей),
    • «Разъяснивает» (1928)
    • «Последний снег» (1931),
    • «Берёзовая аллея» (1940),
    • «Зимний пейзаж» (1954)

    Жанровые сцены

    • «В. И. Ленин у прямого провода»,
    • «Крестьяне-ходоки на приёме у В. И. Ленина»

    Примечания

    Литература

    • Грабарь И. Э. Репин — М.: 1933. — 264 с. — 50 000 экз. ЖЗЛ
    • Подобедова О. И. И. Э. Грабарь. — М.: 1964. — 338 с.: ил.
    • Грабарь И. Э. Письма, тт. 1-3. — М.: 1974—1983.
    • Грабарь И. Э. Моя жизнь. Автомонография. Этюды о художниках. Сост., вступит.ст. и комментарий В. М. Володарского. — М.: Республика, 2001. — 495 с — ISBN 5-250-01789-4.
    • Игорь Эммануилович Грабарь / вступит. статья А. А. Сидорова, библиогр. сост. Н. М. Нестерова ; Акад. Наук СССР. — М. : АН СССР, 1951. — 83 с. : портр. — (Академия наук СССР. Материалы к биобиблиографии ученых СССР. Серия искусства. Вып. 1).

    Ссылки

    dikc.academic.ru

    Грабарь, Игорь Эммануилович - это... Что такое Грабарь, Игорь Эммануилович?

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Грабарь.

    И́горь Эммануи́лович Граба́рь (25 марта 1871(18710325) (русин. Грабарь Iгор Iманулϊлович, Будапешт, Австро-Венгрия — 16 мая 1960, Москва, СССР) — русский советский художник, искусствовед, просветитель, музейный деятель.

    Народный художник СССР (1956). Лауреат Сталинской премии первой степени (1941).

    Биография

    Родился в семье Э. И. Грабаря, галицко-русского общественного деятеля, депутата австрийского парламента. Окрещён он был православным священником сербского происхождения, а восприемником стал Константин Кустодиев, дядя художника Б. М. Кустодиева[1]. Дедом Грабаря по материнской линии был Адольф Добрянский, выдающийся деятель галицко-русского движения, а матерью Ольга Грабарь, также занимавшаяся русской просветительской деятельностью в Галиции.

    В 1876 году семья переехала в Российскую империю. С 1880 по 1882 жил с семьей в городе Егорьевске Рязанской губернии, учился в местной прогимназии и посещал занятия Житовой Варвары Николаевны сводной сестры Тургенева Ивана Сергеевича, русского писателя и поэта. С 1882 по 1889 Игорь Грабарь учился в Москве в лицее цесаревича Николая (лицей М. Н. Каткова), затем — на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета, который окончил в 1893 году.

    В отличие от старшего брата, Владимира (1865—1956), ставшего известным юристом, Игорь предпочёл карьеру художника и в 1894 году поступил в петербургскую Академию Художеств, где его руководителем некоторое время был Илья Репин. Академию он окончил в 1898 году, а затем учился в Париже и Мюнхене[2]. Участвовал в работе творческих объединений «Мир искусства» и «Союз русских художников».

    Выставки

    С 1902 года Грабарь принимает участие в выставках «Мира Искусства» в «Салоне» и «Союзе»; его работы выставляются и за границей — в Мюнхене, в Париже, в Salon d’Automne, в 1906 году на выставке русского искусства, устроенной С. П. Дягилевым, в Риме на международной выставке в 1909 году и др.

    После Октябрьской революции Грабарь также активно занимается живописью, создавая как пейзажи, так и официальные, «придворные» композиции.

    Искусствоведческая работа

    Помимо создания картин важную роль в жизни художника занимает исследовательская и просветительская работа. Грабарь много писал об искусстве в журналах — в «Мире искусства», «Весах», «Старых годах», «Аполлоне», «Ниве» и др. Его перу принадлежит текст в издании «Картины современных художников в красках», редактором которого он также состоял; он же является редактором и крупнейшим сотрудником предпринятого И. Н. Кнебелем издания «История русского искусства», а также серии монографий «Русские художники». В начале 1913 года московская городская дума избирает Грабаря попечителем Третьяковской галереи. Он оставался на этой должности вплоть до 1925 года.

    Грабарь был ключевой фигурой художественной жизни советской России. Он дружил с женой Л. Д. Троцкого Натальей Седовой, с которой познакомился во время совместной работы в музейном отделе Наркомпроса. В самом начале сталинских чисток Грабарь ушел со всех своих ответственных постов и возвратился к живописи. Он написал портрет девочки по имени Светлана, который вдруг стал невероятно популярен. Секрет объясняется так: дочь Сталина, которую многие не видели вживую, тоже звали Светлана, и все решили, что на портрете изображена именно она[3].

    Кроме того, Грабарь в 1918—1930 годах руководил Центральными реставрационными мастерскими в Москве, а с 1944 года работал научным руководителем мастерских и возглавил многочисленные комиссии, занимавшиеся изъятием, что чаще было формой спасения от неизбежного уничтожения[источник не указан 670 дней], картин из усадеб и икон из монастырей. Принимал непосредственное участие в реставрации иконы А.Рублёва «Троица». Нынешний Всероссийский художественный научно-реставрационный центр, выросший из созданных И. Э. Грабарём Центральных реставрационных мастерских, носит его имя.

    Был консультантом Ученого совета по реставрационным работам в Троице-Сергиевой Лавре, научным руководителем и главным архитектором которых был назначен И. В. Трофимов.

    В начале 1943 года Грабарь выдвинул идею компенсации потерь советских музеев за счет конфискации произведений из музеев Германии и ее союзников. Он возглавил Бюро экспертов, которое составляло списки лучших произведений из музеев Европы, готовил «трофейные бригады», отправлявшиеся на фронт, и принимал эшелоны с произведениями искусства. Примечательно, что в начале войны нацисты проводили конфискацию произведений завоёванных ими территорий в рамках проекта «Линц» и немалая часть была конфискована с территории СССР.

    Действительный член АН СССР (1943). Действительный член Академии художеств СССР (1947).

    Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 8)[4].

    Ученики

    Награды

    Галерея

    Пейзажи и натюрморты

    «Балюстрада»
    • «Балюстрада» (1901, Нижнетагильский художественный музей ИЗО),
    • «Сентябрьский снег» (1903, ГТГ),
    • «Белая зима. Грачиные гнезда» (1904),
    • «Февральская лазурь» (1904, ГТГ),
    • «Мартовский снег» (1904, ГТГ),
    • «Хризантемы» (1905, ГТГ),
    • «Неприбранный стол» (1907, ГТГ)
    • «Груши на синей скатерти» (1915, Русский музей),
    • «Разъяснивает» (1928)
    • «Последний снег» (1931),
    • «Берёзовая аллея» (1940),
    • «Зимний пейзаж» (1954)

    Жанровые сцены

    • «В. И. Ленин у прямого провода»,
    • «Крестьяне-ходоки на приёме у В. И. Ленина»

    Примечания

    Литература

    • Грабарь И. Э. Репин — М.: 1933. — 264 с. — 50 000 экз. ЖЗЛ
    • Подобедова О. И. И. Э. Грабарь. — М.: 1964. — 338 с.: ил.
    • Грабарь И. Э. Письма, тт. 1-3. — М.: 1974—1983.
    • Грабарь И. Э. Моя жизнь. Автомонография. Этюды о художниках. Сост., вступит.ст. и комментарий В. М. Володарского. — М.: Республика, 2001. — 495 с — ISBN 5-250-01789-4.
    • Игорь Эммануилович Грабарь / вступит. статья А. А. Сидорова, библиогр. сост. Н. М. Нестерова ; Акад. Наук СССР. — М. : АН СССР, 1951. — 83 с. : портр. — (Академия наук СССР. Материалы к биобиблиографии ученых СССР. Серия искусства. Вып. 1).

    Ссылки

    dal.academic.ru

    Грабарь, Игорь Эммануилович - это... Что такое Грабарь, Игорь Эммануилович?

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Грабарь.

    И́горь Эммануи́лович Граба́рь (25 марта 1871(18710325) (русин. Грабарь Iгор Iманулϊлович, Будапешт, Австро-Венгрия — 16 мая 1960, Москва, СССР) — русский советский художник, искусствовед, просветитель, музейный деятель.

    Народный художник СССР (1956). Лауреат Сталинской премии первой степени (1941).

    Биография

    Родился в семье Э. И. Грабаря, галицко-русского общественного деятеля, депутата австрийского парламента. Окрещён он был православным священником сербского происхождения, а восприемником стал Константин Кустодиев, дядя художника Б. М. Кустодиева[1]. Дедом Грабаря по материнской линии был Адольф Добрянский, выдающийся деятель галицко-русского движения, а матерью Ольга Грабарь, также занимавшаяся русской просветительской деятельностью в Галиции.

    В 1876 году семья переехала в Российскую империю. С 1880 по 1882 жил с семьей в городе Егорьевске Рязанской губернии, учился в местной прогимназии и посещал занятия Житовой Варвары Николаевны сводной сестры Тургенева Ивана Сергеевича, русского писателя и поэта. С 1882 по 1889 Игорь Грабарь учился в Москве в лицее цесаревича Николая (лицей М. Н. Каткова), затем — на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета, который окончил в 1893 году.

    В отличие от старшего брата, Владимира (1865—1956), ставшего известным юристом, Игорь предпочёл карьеру художника и в 1894 году поступил в петербургскую Академию Художеств, где его руководителем некоторое время был Илья Репин. Академию он окончил в 1898 году, а затем учился в Париже и Мюнхене[2]. Участвовал в работе творческих объединений «Мир искусства» и «Союз русских художников».

    Выставки

    С 1902 года Грабарь принимает участие в выставках «Мира Искусства» в «Салоне» и «Союзе»; его работы выставляются и за границей — в Мюнхене, в Париже, в Salon d’Automne, в 1906 году на выставке русского искусства, устроенной С. П. Дягилевым, в Риме на международной выставке в 1909 году и др.

    После Октябрьской революции Грабарь также активно занимается живописью, создавая как пейзажи, так и официальные, «придворные» композиции.

    Искусствоведческая работа

    Помимо создания картин важную роль в жизни художника занимает исследовательская и просветительская работа. Грабарь много писал об искусстве в журналах — в «Мире искусства», «Весах», «Старых годах», «Аполлоне», «Ниве» и др. Его перу принадлежит текст в издании «Картины современных художников в красках», редактором которого он также состоял; он же является редактором и крупнейшим сотрудником предпринятого И. Н. Кнебелем издания «История русского искусства», а также серии монографий «Русские художники». В начале 1913 года московская городская дума избирает Грабаря попечителем Третьяковской галереи. Он оставался на этой должности вплоть до 1925 года.

    Грабарь был ключевой фигурой художественной жизни советской России. Он дружил с женой Л. Д. Троцкого Натальей Седовой, с которой познакомился во время совместной работы в музейном отделе Наркомпроса. В самом начале сталинских чисток Грабарь ушел со всех своих ответственных постов и возвратился к живописи. Он написал портрет девочки по имени Светлана, который вдруг стал невероятно популярен. Секрет объясняется так: дочь Сталина, которую многие не видели вживую, тоже звали Светлана, и все решили, что на портрете изображена именно она[3].

    Кроме того, Грабарь в 1918—1930 годах руководил Центральными реставрационными мастерскими в Москве, а с 1944 года работал научным руководителем мастерских и возглавил многочисленные комиссии, занимавшиеся изъятием, что чаще было формой спасения от неизбежного уничтожения[источник не указан 670 дней], картин из усадеб и икон из монастырей. Принимал непосредственное участие в реставрации иконы А.Рублёва «Троица». Нынешний Всероссийский художественный научно-реставрационный центр, выросший из созданных И. Э. Грабарём Центральных реставрационных мастерских, носит его имя.

    Был консультантом Ученого совета по реставрационным работам в Троице-Сергиевой Лавре, научным руководителем и главным архитектором которых был назначен И. В. Трофимов.

    В начале 1943 года Грабарь выдвинул идею компенсации потерь советских музеев за счет конфискации произведений из музеев Германии и ее союзников. Он возглавил Бюро экспертов, которое составляло списки лучших произведений из музеев Европы, готовил «трофейные бригады», отправлявшиеся на фронт, и принимал эшелоны с произведениями искусства. Примечательно, что в начале войны нацисты проводили конфискацию произведений завоёванных ими территорий в рамках проекта «Линц» и немалая часть была конфискована с территории СССР.

    Действительный член АН СССР (1943). Действительный член Академии художеств СССР (1947).

    Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 8)[4].

    Ученики

    Награды

    Галерея

    Пейзажи и натюрморты

    «Балюстрада»
    • «Балюстрада» (1901, Нижнетагильский художественный музей ИЗО),
    • «Сентябрьский снег» (1903, ГТГ),
    • «Белая зима. Грачиные гнезда» (1904),
    • «Февральская лазурь» (1904, ГТГ),
    • «Мартовский снег» (1904, ГТГ),
    • «Хризантемы» (1905, ГТГ),
    • «Неприбранный стол» (1907, ГТГ)
    • «Груши на синей скатерти» (1915, Русский музей),
    • «Разъяснивает» (1928)
    • «Последний снег» (1931),
    • «Берёзовая аллея» (1940),
    • «Зимний пейзаж» (1954)

    Жанровые сцены

    • «В. И. Ленин у прямого провода»,
    • «Крестьяне-ходоки на приёме у В. И. Ленина»

    Примечания

    Литература

    • Грабарь И. Э. Репин — М.: 1933. — 264 с. — 50 000 экз. ЖЗЛ
    • Подобедова О. И. И. Э. Грабарь. — М.: 1964. — 338 с.: ил.
    • Грабарь И. Э. Письма, тт. 1-3. — М.: 1974—1983.
    • Грабарь И. Э. Моя жизнь. Автомонография. Этюды о художниках. Сост., вступит.ст. и комментарий В. М. Володарского. — М.: Республика, 2001. — 495 с — ISBN 5-250-01789-4.
    • Игорь Эммануилович Грабарь / вступит. статья А. А. Сидорова, библиогр. сост. Н. М. Нестерова ; Акад. Наук СССР. — М. : АН СССР, 1951. — 83 с. : портр. — (Академия наук СССР. Материалы к биобиблиографии ученых СССР. Серия искусства. Вып. 1).

    Ссылки

    med.academic.ru