Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 2

Notice: Use of undefined constant DOCUMENT_ROOT - assumed 'DOCUMENT_ROOT' in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 5

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 5

Notice: Use of undefined constant DOCUMENT_ROOT - assumed 'DOCUMENT_ROOT' in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 11

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 11

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 28

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 28

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 28

Notice: Undefined variable: flag in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 28

Notice: Undefined variable: adsense7 in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 39

Notice: Undefined variable: adsense6 in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 40
Государство российское. ВНИМАНИЕ! Вы находитесь на старой версии сайта.Новая версия находится здесь.

Российское государство vs. Russian state. Государство российское


Государство Российское - это... Что такое Государство Российское?

Госуда́рство Росси́йское — государство, образованное в пределах бывшей Российской республики в результате государственного переворота в Омске 18 ноября 1918 года, свержения Всероссийского Временного правительства и провозглашения адмирала А. В. Колчака Верховным правителем России.

Государственная символика и аттрибутика

Гимн

19 ноября 1918 г. Совет министров принял постановление (по предложению министра иностранных дел Ю. В. Ключникова считать национальным гимном России старейший духовный гимн Российской империи «Коль славен наш Господь в Сионе» (слова М. М. Хераскова, музыка Д. С. Бортнянского). Правила исполнения гимна повторяли порядок исполнения гимна «Боже, Царя храни!»[2].

Герб

Основная статья: Герб Государства Российского

В январе — апреле 1919 г. в Омске прошли конкурсы на новый текст государственного гимна и новый государственный герб. Конкурсы проходили по инициативе Общества художников и любителей изящных искусств Степного края. По условиям конкурса государственный герб, «сохраняя изображение двуглавого орла, должен быть скомпанован в более художественных формах, в основанах древнерусского стиля, и должен соответствовать современному пониманию декоративности», «вместо снятых эмблем царской эпохи (короны, скипетра и державы) Герб должен быть украшен эмблемами, характерными для новой возрождающейся государственности»[3].

Конкурсы вызвали большую активность. Было предложено 210 вариантов текста гимна, 97 проектов государственного герба. Наиболее вероятным претендентом на победу считался проект, созданный художником из Казани Г. А. Ильиным. Это был двуглавый орёл, над которым возвышался крест с девизом «Сим победиши!». С крыльев орла были сняты областные гербы Империи, но остался Московский герб на груди, также исчезли короны, но осталась держава, а скипетр заменил меч. Хотя проект герба не был окончательно утверждён жюри, проект Ильина часто встречался на канцелярских печатях, денежных знаках и на страницах сибирской прессы[3].

На некоторых других проектах двуглавый орёл имел на груди равноконечный крест, герб Сибири, был осенён лучами «всевидящего ока», окружён гербами Оренбурга, Уфы, Челябинска, Омска, Екатеринбурга, Перми, держава заменялась сердцем с крестом, но неизменным оставался меч, как символ воинской доблести[3].

9 мая 1919 г. постановлением Совета министров Российского правительства была утверждена символика Верховного правителя — флаг и брейд-вымпел с двуглавым орлом, но без знаков «царской» власти[2].

Государственные награды

Одновременно с конкурсами на новые гимн и герб был проведён конкурс на новые государственные ордена — «Возрождения России» и «Освобождения Сибири». Предоставленные проекты орена «Возрождения России» не получили одобрения жюри. Был утверждён лишь проект ордена «Освобождения Сибири», автором которого был всё тот же Г. А. Ильин[3].

Главной причиной отсутствия результатов конкурсов считалась «идеологическая несвоевременность» подобных мероприятий. Как вспоминал член жюри писатель Сергей Ауслендер, главным содержанием подавляющего большинства проектов была идея «Русь в походе», что, конечно же, не соответствовало поставленной задаче — создать державную символику обновлённого Российского государства. В жюри также высказывались сомнения по поводу отсутствия монархической символики в предоставленных проектах, что шло вразрез с принципом «непредрешения», декларировавшегося белой властью[2].

Государственно-политическое устройство

Стркутура органов государственного управления состояла из временных органов государственной власти. Эти органы власти ограничивались сроком действия на период военного времени и восстановления в стране полного порядка.

Органы государственного управления

Верховный правитель — единоличный глава государства, обладающий всей полнотой верховной законодательной, исполнительной и судебной власти. По должности являлся Верховным Главнокомандующим всеми сухопутными и морскими вооруженными силами России. Титул, единственным обладателем которого являлся адмирал Александр Васильевич Колчак.

Совет министров — высший законодательный и исполнительный орган государственной власти Государства Российского. Неофициальное название — Российское правительство. Являлся гарантом верховной власти главы государства.

Состав:

  • Председатель Совета министров
  • Министр внутренних дел
  • Военный министр
  • Министр иностранных дел
  • Министр колонизации и земледелия
  • Морской министр
  • Министр народного просвещения
  • Министр продовольствия и снабжения
  • Министр путей сообщения
  • Министр торговли и промышленности
  • Министр труда
  • Министр финансов
  • Министр юстиции
  • Государственный контролер Верховного правителя
  • Управляющий делами Верховного правителя и Совета министров.

Совет Верховного правителя — совещательный и консультативный орган по важнейшим государственным вопросам при Верховном правителе Государства Российского.

Состав:

  • Верховный правитель — возглавляет по должности
  • Председатель Совета министров — по должности
  • Министр финансов — по должности
  • Министр внутренних дел — по должности
  • Министр иностранных дел — по должности
  • Управляющий делами Верховного правителя и Совета министров
  • Советник Верховного правителя — любое лицо, назначенное по усмотрению Верхвного правителя.

Чрезвычайное государственное экономическое совещание — консультативный орган по экономическим вопросам при Совете министров. Выполнял функции «промышленно-кооперативного» представительства. Существовал в первоначальном составе до 2 мая 1919 года.

Состав:

  • Председатель Чрезвычайного государственного экономического совещания — Федосьев С. Г.
  • Министр финансов
  • Военный министр
  • Министр продовольствия и снабжения
  • Министр торговли и промышленности
  • Министр путей сообщения
  • Государственный контролер Верховного правителя
  • 3 представителя правлений частных и кооперативных банков
  • 5 представителей Всероссийского Совета Съездов торговли и промышленности
  • 3 представителя Совета Кооперативных Съездов.

Государственное экономическое Совещание — особый консультативный орган по важнейшим экономическим вопросам при Совете министров, созданный 2 мая 1919 года путем преобразования Чрезвычайного государственного экономического совещания. Разрабатывал проекты для усовершенствования экономической политики, представляемые впоследствии Верховному правителю для ознакомления, одобрения и утверждения.

Состав:

  • Председатель Государственного экономического Совещания — Гинс Г. К.
  • министры
  • представители правлений частных и кооперативных банков
  • представители Всероссийского Совета Съездов торговли и промышленности
  • представители земских собраний и городских дум
  • представители казачих войск.

Комитет Совета министров по соблюдению законности и порядка в управлении — контрольный и совещательный орган Совета министров, выполняющий контрольные функции в управленческой сфере по соблюдению законодательства и норм порядка.

Канцелярия Верховного Правителя — государственный орган, выполняющий функции в целях обеспечения деятельности Верховного правителя как главы государства по осуществлению им верховной государственной власти.

  • Директор Канцелярии Верховного правителя — генерал-майор Мартынов.

Экономическая сфера

Экономическое положение Государства Российского было не очень выгодным. Сибирские города не имели никаких возможностей и приспособлений для основания оружейных заводов. Экономически важен и выгоден был Урал, который впоследствии перешел под руку большевиков. Транссибирская железнодорожная магистраль являлась единственным стратегическим экономически важным объектом.

Вооруженные силы

Международное признание

Государство Российское было признано на международном уровне де-юре только одним государством — Королевством Сербов, Хорватов и Словенцев. В конце июня 1919 г. в Омск прибыл поверенный в делах югославского МИДа Й. Миланкович. Посланником в Белграде был утверждён В. Н. Штрандман[4].

Де-факто Государство Российское было признано странами Антанты (союзницами России по Первой мировой войне) и странами, возникшими после крушения европейских империй — Чехословакией, Финляндией, Польшей, лимитрофными государствами Прибалтики[4].

Примечания

  1. ↑ Цветков, 2009, с. Глава 2, Российское правительство — правовой статус и полномочия.«Конституция 18 ноября 1918 г.», ее особенности. с. 29 — 41
  2. ↑ 1 2 3 Цветков, 2009, с. 38
  3. ↑ 1 2 3 4 Цветков, 2009, с. 39
  4. ↑ 1 2 Цветков, 2009, с. 364—455

Литература

  • Цветков В. Ж. Белое дело в России. 1919 г. (формирование и эволюция политических структур Белого движения в России) — 1-е. — Москва: Посев, 2009. — 636 с. — 250 экз. — ISBN 978-5-85824-184-3.

Ссылки

 Полужирным шрифтом выделены государственные образования, оказавшиеся стабильными и пережившие указанный период. В случаях отсутствия установленного наименования территорий даются названия контролировавших их органов власти.

dic.academic.ru

Российское государство (КМВ) | Альтернативная История

Российское Государство - государство в Евразии, созданное в результате принятых Вторым Учредительным собранием (октябрь - ноябрь 1932) решений. Российское Государство было самым первым солидаристским государством в мире, во многом указавшем путь для сторонников идеологии солидаризма по всему миру. В историографии этой страны принято выделять следующие периоды:

  • Довоенная диктатура Врангеля (1932 - 1940)
  • Великая Отечественная война (1940 - 1947)
  • Поствоенная диктатура Врангеля (1947 - 1958)
  • Правление его преемника, Ивана Даниловича Черняховского. (1958 - 1975)
  • Реставрация (1975), которой и завершается история Российского Государства.

Многие авторитетные историки-специалисты считают, что также разумно было бы включать в описание РГ те года, когда Врангель являлся формально президентом РДФР (1929 - 1932), так как по своему существу они куда ближе к авторитарному строю Государства, чем к расхлябанности и беспорядку Республики .

    Государственное устройство

    Список правителей России 

    История по периодам

    Конец Республики 

    1929 - 1932 

    Сразу после совершения военного переворота, Петр Николаевич озаботился обретением легитимности в глазах собственного населения и мирового сообщества, в первую очередь возможного союзника - Франции. Было опубликовано заявление Керенского, в котором тот объявил о том, что сложил полномочия добровольно в пользу генерала на "переходной период"; сам же барон объявил о готовности подчиниться любому требованию парламента, не сомневаясь, впрочем, в итоге голосования по своим полномочиям. Депутаты от народных социалистов были с позором изгнаны из зала заседаний: за ними последовали коммунисты и "воители", а остальные были или лояльны к перевороту, или слишком слабы и запуганы для оказания сопротивления. Последний созыв в истории I-й Республики принял три решения: подтвердил преемственность власти, утвердив Врангеля на посту главы страны, постановил созвать II-е Учредительное Собрание и самораспустился, давая в руки Петра Николаевича, как минимум на время, всю полноту власти в стране. Формальности были соблюдены, последовало признание режима иностранными дипломатами. 

    Петр Николаевич, будучи человеком сугубо военным, нуждался в толковых советниках-управленцах, в то же время не претендующих на славу "вождей" и готовых оставаться в относительной тени. По идеологии ему ближе всех была "Партия русского народа", возглавляемая бывшими черносотенцами и нынешними националистами: оттуда происходит большинство его министров и заместителей. Однако возглавлять кабинет было поручено Борису Савинкову - лидеру российского солидаризма, яростному антибольшевику и старинному, еще со времен "Безумного года",  приятелю Врангеля. В остальном среди главных лиц его кабинета стоит упомянуть:
    • Антона Деникина - боевого генерала, назначенного теперь военным министром.
    • Александра Колчака - боевого адмирала и военного министра, отвечавшего за связь Врангеля с флотом. 
    • Анатолия Савенко - известного своей украинофобией политика-националиста, которому было поручено заведовать реформированным Министерством национальностей. Вскоре после его смерти пост займет Анастасий Вонсяцкий. 
    • Александра Коновалова - известный и богатый предприниматель-патерналист стал министром финансов. 
    • Василия Шульгина - этот политик-консерватор не занимал значительных постов, но оставался достаточно влиятелен, чтобы быть избранным в председатели последовавшего вскорости Второго Учредительного Собрания. Потом он будет вплоть до своей кончины возглавлять Сенат РГ. 
    • Феликса Юсупова - богатейший российский аристократ стал министром культуры. 

    Бойцы женского ударного батальона Читы.

    В первую очередь новое правительство озаботилось вопросом наведения порядка на вверенной ему территории. Пользуясь тяжелым экономическим кризисом, некогда разгромленные группки большевиков, последние стали снова поднимать головы. Партия, в которую после "Безумного года" объединились большевики и прочие леворадикалы, "Объединенная левая", была достаточно влиятельна в крупных промышленных центрах и районах с самым бедственным положением крестьянства. Ошибочно приняв военный переворот в Москве за проявление слабости всей центральной власти, местные комитеты ОЛ решили выступить против нового российского руководства, считая, что победа более чем вероятна. Формальный же лидер Бухарин уже только и мог, что беспомощно на все это взирать: сказывалась проведенная с его же подачи "демократизация партии", после которой контроль над ее местными филиалами оказался уж очень условным. 

    В январе-феврале 1930-го происходили боестолкновения между регулярной армией, во всем поддержавшей Петра Николаевича, и крестьянами Поморья и Поволжья, где земельный вопрос все еще стоял крайне болезненно. Однако эти мятежи были стихийными и не организованными, они подавлялись малой кровью и небольшими усилиями. Пожалуй, куда большую угрозу для Врангеля представил собой "Бунт Читы", когда власть в указанном городе перешла к "Читинскому совету рабочих депутатов", которые были в шаге от провозглашения "Сибирской Народной Республики". На руку восставшим играло плохое состояние Транссиба, которое мешало быстро перебросить к мятежному городу подкрепления. Здесь инициативу проявили местные крестьяне, сформировавшие отряды в поддержку законной власти и окружившие Читу своими силами. Существование "Сибирской народной республики" продлилось  с 26 января по 2 февраля: более никаких вооруженных выступлений против власти Врангеля в России не будет. 

    Андрей Вышинский зачитывает обвинительное заключение на процессе.

    Параллельно с боями на окраинах, в самом сердце Москвы шел процесс над руководителями как "Объединенной левой", так и "Русского Воинства", которых обвиняли в заговоре против республиканского строя и провоцировании классовой/этнической вражды. В промежуток с 29 декабря по 6 января были арестованы все значимые лидеры вышеназванных политических партий: Николай Бухарин, Алексей Рыков, Михаил Томский, Лев Каменев ("Левая") и Павел Горуглов, Роман фон Унгерн-Штенберг с Николаем Марковым были приговорены 26 февраля 1930 к смертной казни через повешение, которая и была осуществлена уже 1 марта. Гибель самых ярких лидеров лишила радикалов как "боевых знамен". так и грамотного руководства, способного организовать хоть сколько-то эффективную подпольную борьбу с режимом. Оставшись без предводителей, ультралевые и ультраправые не смогли продолжить сопротивление и были вынуждены разойтись по домам, отказавшись от какого-либо деятельного противоборства. Побочным результатом "Московского процесса" становится стремительно начавшееся  возвышение Андрея Вышинского, который вовремя предложил свои услуги в качестве председателя судебной коллегии и смог максимально цивильно обставить происходящее. 
    Глядя, с какой неподдельной радостью этот эсдек [Вышинский] рубит головы другим социалистам, я понял, что он - наш со всеми его потрошками. (Борис Савинков)

    Но постоянно "ломать черепа" своим врагам Петр Врангель не считал для себя возможным - по крайней мере, не в первый год своей власти. В то же время было очевидно, что надо что-то делать с обилием так называемой "красной интеллигенции" в России - людей, занятых на умственной работе, и поддерживающих те или иные левые политические партии. Убивать их всех было слишком чревато, а оставлять на свободе в родной стране - решительно невозможно, так как это противоречило самой сути нового строя, который Врангель и Савинков будут стараться возвести в государстве. Ситуация казалась сперва патовой. 

    "Красный поезд", увозящий мигрантов из России.

    Потом же Василий Шульгин предложил довольно изящный выход: выслать за границу всех лиц, которые, по мнению Министерства внутренних дел, будут мешать возрождению России. Президенту РДФР такая мысль пришлась по душе и, хотя Борис Савинков настаивал на принятии более жесткого плана действий, подразумевавшем, в частности, массовую ссылку неугодных в Сибирь, Врангель согласился со своим "министром без портфеля", коим первое время и был Шульгин. Наконец, специальный состав отправился из Москвы в Вену 19 ноября, увозя подальше от обновленной России более 70 человек, которых "Славное правительство" посчитало наиболее опасными для себя. Отдельного упоминания заслуживают такие деятели как: ... .... ... .. .. Лариса Рейснер ... ... .... . 

    Руководству также надо было решить до конца земельный вопрос. За свое правление ПСР смогла приступить к его решению и дать землю многим крестьянам, но проблема, а следовательно, и напряженность в обществе, оставались. К тому же безработица оставила за бортом жизни многих рабочих низкой квалификации, некогда связанных с землей и желавших больше всего вернуться к сельской жизни и труду на самих себя. Остававшиеся еще помещики не желали делиться своей землей, а не прислушаться к их мнению Врангель, которого они во многом спонсировали, не мог. И здесь было найдено достаточно элегантное решение: начать колонизацию неосвоенных земель Казахстана и лучшей части Туркестана. В конце февраля 1930 под эгидой Министерства национальностей создается "Русская переселенческая комиссия", которая заведовала распределением участков земли между навербованными колонистами. На призыв, раздававшийся со всех плакатов и громогласно звучавший почти изо всех печатных изданий, в первую очередь откликнулись сбившиеся с жизненной дороги люди, которым уже нечего было терять. Но когда в "Большую Россию" начали приходить первые радостные письма переселенцев, поток колонистов заметно вырос, а скепсис к плану, который изначально был достаточно широк, мгновенно пошел на спад. Помимо решения проблемы с землей, России удалось увеличить доходы от продажи резко пошедших в гору зерновых и пополнить, хотя бы отчасти, бюджет. Также именно там, в Казахстане, оказался сосредоточен самый верный, самый любящий генерала электорат - еще бы, ведь он им, по сути, дал вторую жизнь в момент, когда они уже отчаялись и сложили руки, прекратив борьбу. Но, кроме самих переселенцев, выгоду от них почувствовали и те, кто никуда не уезжал с насиженных мест - на рынках и в магазинах снова появился в изобилии хлеб, а потом стали возвращаться и иные хлебобулочные изделия. 

    Как известно, впрочем, у практически любого поступка в большой политике, как и у медалей, есть две стороны. Оборот политики колонизации оказался кровавым, полным человеческих слез и человеческой же боли. Переселенцы получали не совсем пустые территории - чаще всего там проживали местные туземные племена или даже более-мене цивилизованные села. Даже события "Безумного года", хоть и проредили поголовье местного населения, не покончили с ним до конца. Время пришло только весной 1930: колонисты приходили и выгоняли казахов, опираясь на действовавших в регионе казаков, давно имевших счеты к туземцам, и другие элитные части российской армии. Восстания местного населения случались часто, но, обезоруженное после волнений прошлых лет и слишком разрозненное, оно не могло ничего противопоставить централизованным действиям боевой армии и решительности колонистов, дорвавшихся до земли и не желавших ею поступаться. В то же время в Казахстан допускались исключительно лояльные властям журналисты надежных газет, составлявшие репортажи в нужном Москве духе. Был установлен жесткий контроль за выездом с территорий, подвергнутых колонизации: особенно жесткими были условия для казахов, старавшихся хоть как-то убежать от неизбежной смерти. В окончании рассказа лучше всего привести цифры: из примерно 3,5 миллиона казахов, бывших в России на момент 1925 года, согласно переписи 1939 осталось только 0,6 миллиона. Кто не погиб - эмигрировал в Китай, где и остался, пользуясь хаосом, творящимся на его территории. 

    Во внешней политике Врангель определил два приоритетных направления. Во-первых, он начал переговоры с Вашингтоном, намереваясь получить от последнего помощь в воплощении в жизнь крайне амбициозного проекта индустриализации страны. Во-вторых, посол РДФР в Четвертой Республике начал устанавливать контакты с местным правительством, прощупывая почву для восстановления традиционного франко-русского союза. 

    (Раздел будет дописываться) 

    Второе Учредительное Собрание

    В феврале 1930 года было объявлено о создании партии "Солидарности", которая провозгласила себя "объединением патриотов, озабоченных судьбой России и верящих в ее великую и исключительную судьбу". Идеология партии заключалась в патернализме, воинствующем патриотизме, отчасти синдикализме и фашизме. В нее поспешило вступить большинство замененных чиновников на местах, быстро сообразивших, как можно сделать карьеру в новых условиях: о своей приверженности курсу нового главы государства публично заявили лидеры большинства политических партий, а многие из них поспешили перейти из своих организаций в "Солидарность". Но это были отнюдь не все причины ее большой популярности. За десятилетие, что существовала РДФР, демократия успела разочаровать российский народ: она теперь прочно ассоциировалась с экономическими и политическими кризисами, с коррупционными скандалами, с постоянной сменой властей, разгулом преступности, "Безумным годом", наконец. Кроме этого, кровавые события 1923 года привели к появлению в обществе сильного антикоммунистического тренда: никто не хотел повторения прошлого, а ведь, по мнению значительной части населения, будь тогда сразу сильная рука, все бы кончилось быстрее и лучше. Избиратель разочаровался в традиционных для себя политических силах: и как нельзя вовремя появился Врангель и его движение. Сама фигура Петра Николаевича вызывала воспоминания о победах над большевиками и басмачами, он внушал доверие и симпатию большинству избирателей как раз потому, что не был "системным" или "привычным" политиком, а появился будто бы из неоткуда ради спасения Родины. А "Солидарность", помимо поддержки административным ресурсом и талантливой агитации, смогла предложить привлекшую людей повестку, что позволило ей получить абсолютное большинство и исправить Конституцию в угоду новым правителям России.

    Отдельно стоит отметить происшествие, которым активная деятельность Учредительного Собрания завершилась. После удачного для исполнительной власти разрешения главных, первостепенных вопросов, группа радикальных монархистов в декабре того же года подняла вопрос о возможном разрешении возврата в страну представителей беглой династии и, возможно, даже реставрации павшей тринадцать лет назад монархии. Вопрос вызвал множество споров и кривотолков, в зале Собрания начались постоянные перепалки и драки. Настоятельная рекомендация П. Врангеля депутатам разойтись не возымела действия - они вошли во вкус постоянных заседаний и не намеревались так быстро возвращаться по домам. Все эти обсуждения подрывали легитимность режима и разрушали внутреннее единство правящей партии, которое было достигнуто тяжким трудом. Помимо прочего, постоянность заседаний и их "привычность" значительно ослабели бдительность охранников, несших долгую и довольно-таки утомительную службу. Словом, 17 декабря, когда многие депутаты как от партии власти так и от оппозиции собрались на решающее заседание, в зале грянул ужасающий взрыв, унесший жизни множества людей. После такой атаки депутаты не стали возражать, когда через три дня Врангель объявил 2УС распущенным. 

    1. ↑ Предшественником был сам как президент РДФР
    2. ↑ Скончался во время пребывания на посту
    3. ↑ С сентября 1930
    4. ↑ Сложил полномочия перед военными
    5. ↑ Коронация Алексея II Романова

    ru.althistory.wikia.com

    Российское государство vs. Russian state

    Олег НеменскийГосударственность России — это то, что можно назвать своего рода национальной идеей. Она всегда определяла рамки нашего самосознания. С XV в. русские (точнее, москвичи) пытались восстановить старое государство — «вотчину Рюриковичей», вскоре увлеклись идеей Царства, к нему со временем добавилась и Империя. Когда в XIX в. в интеллектуальную моду вошло написание «народных историй», то есть появились описания прошлого, в которых главным субъектом действий выступали не государства в лице их правителей, а «народы», в России решили писать этнографическую историю территории государства, то есть опять же сохраняли государственный подход. И это при том, что со времени монгольских нашествий русские никогда в едином государстве не жили: так, на Западной Руси пришлось сочинять свои особые «народные» истории. Вот и в наши дни, хотя историческая Россия и распалась на много маленьких частей, а русские стали одним из самых больших разделённых народов мира, можно открыть любое пособие и увидеть описание истории, ограниченное лишь историей государственности. Кажется, что у нас не народ имеет свою государственность, а государственность формирует народ — так было всегда, так остаётся и по сей день. И именно поэтому заграничный статус «Матери городов русских» никак не нарушает «территориальную целостность России», а опасность отпадения чеченских гор — нарушает. Есть факт актуальной государственности, и только она — священна.

    Однако при всём при этом можно сказать, что история самого этого феномена — российской государственности — так до сих пор и не написана. Есть разве что понятие о высшей светской власти, пространстве её распространения и некоторых формах её преемственности. Не так давно мы одарили мир понятием «государства-продолжателя» (новая правовая категория, введённая в международное право Россией в первой половине 1990-х гг. и закреплённая в законе № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» от 15.07.1995 и ряде двусторонних договоров), чтобы хоть как-то связать различные формы государства, существовавшие на нашей территории и совпадавшие друг с другом по крайней мере в центральных областях. Это помогло обойти проблему отсутствия символической преемственности между Российской империей, РСФСР, СССР и Российской Федерацией. Прежние линии преемства (старая Русь — Московское княжество — Царство — Империя) наследовали друг другу по династической и церковной линии, неотделимой тогда от государства, но для ХХ в. это оказалось неактуальным. Тем не менее, хотя уже и не являясь полноправным преемником предыдущей формы государственности (разве что став её частичным «правопреемником» наряду с другими «республиками бывшего СССР»), РФ её «продолжает», причём сразу все — и Советский Союз, и Российскую империю. Собственно, именно этот статус «продолжателя» и наделяет современную Россию некоторой видимостью историчности.

    При этом мы до сих пор не можем ответить на вопрос, что же такое собственно «государство», «государственность». Есть старая попытка видеть в «государстве» общечеловеческий феномен, некоторую внекультурную данность определённой стадии развития человеческих обществ. Попытка, ставшая господствующей традицией и отражённая во многих теориях и любых учебниках по «истории государства и права». Да, возможно, что-то такое есть, и сам по себе взгляд на человечество как на скопище однотипных «социальных единиц» имеет свой смысл. Однако такой подход не даёт увидеть гораздо более важное и исторически значимое: принципиальные различия между «вроде как государствами» в разных культурах и в разных эпохах, да и основан более всего на вере в универсальность тех форм социальной жизни, которые попросту привычны.Обложка конституции РСФСР , 1918 г.

    Государство — специфически местное понятие, отражающее именно русский исторический опыт и никакой другой. Однако изучение его своеобразия толком не проведено: мы с полным правом можем утверждать, что нам неизвестно, что такое государство. В основе этого понятия лежит титул «государя» («господаря» в более старой форме), однако, при довольно обширной литературе об истории и значении титулов (великого) князя и царя, титул государя остался наименее изученным. Возможно, это связано именно с его своеобразием: для прочих русских титулов были найдены западные параллели (правда, условность и даже неадекватность этих аналогий не раз подчёркивалась в научной литературе), но для «государя» соответствия не нашлось. Мы плохо знаем, когда и кто начали называть себя государями, какова была история этого титула, что составляло «государство». Науке до сих пор неизвестно даже происхождение корня этого слова. По наиболее распространённой версии, оно двуосновное, и первая часть восходит к индоевропейскому корню «gost’» (имеющемуся в русском языке ещё в слове «гость» и всех производных от него, а также в заимствованных словах с латинской основой — «госпиталь», «отель» и др.), вторая же часть — к индоевропейскому «pod’», то есть «хозяин», «глава дома» и т.д. Однако эта версия спорна.

    Тем не менее именно титул «господаря» имел в древнерусский период центральное значение для описания как власти, так и её системы. Современная же наука его замечать не любит. Примечательно, что такое важное событие русской истории, как принятие Иваном Великим титула «Государя Всея Руси», в наших учебниках часто даже не упоминается, зато такое несравнимо менее значимое событие, как принятие Петром Великим императорского титула, оказалось в них важнейшим сюжетом. И это понятно: титул, не имеющий своего места в русской традиции, и фактически просто дублирующий титул царя, но актуальный в своём звучании для Запада, представляется важным именно в контексте общей концепции русской истории как истории «европеизации». Между тем, речь идёт не просто о титулах, но о характере тех сообществ, которые эти титулы определяют.

    В историческом же опыте Западной Европы «государственности» вообще нет. В античной латинской традиции единого понятия не было, а то, что мы сейчас называем государством, выражалось через слова civitas, respublica, regnum, imperium и др. в зависимости от конкретных форм. То, что мы называем «государственным», передавалось словом «publicus », то есть дословно «публичный». Ещё большее разнообразие в терминах принесло Средневековье. А понятие, господствующее в современных западноевропейских языках (stato, state, Staat, état, estado и т.д.) и довольно неадекватно переводимое на русский язык как «государство», было введено только Николо Макиавелли и постепенно стало входить в языки лишь с конца XVI—XVII вв. В работе, которую Макиавелли сам назвал «De principatibus» («О принципатах », в русской традиции перевода опять же «Государь») он ввёл понятие «stato», обозначив им новое, особое видение государственности как «состояния». Stato — от лат. sto, stāre — стоять, покоиться, держаться, отсюда же status — состояние, положение. Корень, кстати, частично заимствованный и в русском языке («статус», «статуя», «статичный» и т.д.), но отсылающий к индоевропейскому корню, в русском языке также присутствующему («стоять», «постоянный», «стать» и т.д.).

    Это новое понятие о государственности пробивало себе путь в европейские языки по мере деперсонализации власти и утверждения представительских систем, в которых сама власть определяется через «общество», снизу. То есть это то, чего русская история почти не знает. Интересно, что наиболее близкая к такой форме Новгородская феодальная республика сама себя осмысливала всё же через «государственность», символически возводя в персону государя сам город («Господин Великий Новгород»). Нам не потребовалось вводить слово «стат» в русский язык, разве что через его немецкое произношение мы определяем несамостоятельные единицы некоторых федеративных государств («штаты»). Интересно, что некоторые славянские языки всё же осуществили такое заимствование: это прямо касается чешского и словацкого, макиавеллиевское слово калькировано в болгарском («състояние»). Но в настоящем тексте всё же придётся это слово заимствовать — «стат» — без цели ввода его в язык, но лишь для лучшего изложения смысла данной статьи. Итак, стат vs. государство.

    Иван III Васильевич (Великий)

    Становление системы статов на Западе привело к утверждению формы nation-state — системы национальных государств, как у нас это принято называть. Ход истории показал, что стат может быть полноценно реализован только через «нацию», и потому утверждение новых форм прошло через «век национализма», по-настоящему начавшийся только с позапрошлого столетия и по сей день не закончившийся. Нация как политически, социально-экономически и культурно унифицированное сообщество равноправных граждан, на одинаковых основаниях участвующих во власти и являющихся как целое её единственным формальным источником, стала воплощением всего того, что заложено в понятие стата. Принцип нация-стат абсолютно господствующий и, более того, признаётся единственно легитимным с точки зрения общепризнанных норм международного права (имеющих, как известно, западное происхождение).

    Многонациональное государство, каким является РФ, постоянно испытывает прессинг критики за свою многонациональность, так как в ней видится нарушение «прав народов» и, соответственно, «прав человека». Даже такая всемирная структура, как Организация Объединённых Наций, названа через понятие «nation» как нормирующее — притом что нигде, кроме Запада, наций в строгом смысле слова до сих пор нет.

    С историей «государственности» как специфически русской формы общественного устройства всё сложнее, так как не выведено в особую теорию. Наверное, не может быть собственно «государства» без «государя», то есть без того, кто его определяет и вокруг кого оно формируется. При этом вряд ли можно утверждать, что само по себе наличие государя полностью определяет сущность этого явления: система управления «государевой вотчины» может развиваться во что-то, имеющее более самостоятельное по отношению к государю значение. Мы видим Россию Нового времени, которая продолжает считать себя «государством», но при этом уже не помнит, что это такое, ища определения этого понятия через аналоги в западных языках. Аналоги, надо сказать, недостоверные. Конечно, формирование нецентрированной на государя системы власти отчасти заменяет государство на структуру иного рода. Что-то подобное мы можем видеть в России по крайней мере со времён Александра I, и всё же Российская империя до своего конца не была тем, что мы называем «государством» в западном смысле слова, то есть статом. Её последний самодержец, Николай II, с 1898 г. официально именовал себя «Хозяином земли Русской», что, при всей оригинальности понятия, должно было свидетельствовать о невозможности в России западных форм стата.

    Кредитный билет, 1905 г.Не менее сложно обстоит дело и с теми системами власти, которые создавали здесь большевики. Однако и это были не «состояния», а структуры, образуемые вполне конкретной субъектной силой: условными «революционным классом», «советской властью» (очень своеобразная модель власти, отменённая, правда, ещё в 1936 г.), «партией» или даже «вождём». Ликвидация коммунистами традиционных форм государственности на Русской земле не обернулась установлением здесь форм типично западных. Советский Союз был ещё более странным для западного восприятия образованием, чем Российская империя. В американской советологии ещё с 1970-х гг. не раз подчёркивалось, что внутренняя система СССР просто неописуема западным политологическим языком. Действительно, в Союзе сохранялись в сильно искажённом виде некоторые специфически местные формы, уходящие корнями в русский исторический опыт, но также были созданы ещё малоосмысленные в своём своеобразии оригинальные системы.

    Однако, несмотря на такую, казалось бы, чуждость Западу, Советский Союз был гигантским вестернизационным механизмом, и проводившаяся в нём силовая модернизация во многом была направлена именно на приведение местного быта в соответствие с западными образцами. И в первую очередь это касается национального принципа. Наравне с декларируемым «интернационализмом», важнейшей целью, реализуемой Союзом всё время его существования, было переформатирование на всём пространстве бывшей Российской империи общественной жизни по национальному принципу. СССР был своего рода националистической фабрикой: отбросив те два народа, которые уже в Империи созрели до национальных форм жизни (поляков и финнов), зато вобрав в себя огромное, поначалу бесформенное скопище разнообразного «этнического материала», Советский Союз за несколько десятков лет создал на его основе максимальное количество вполне западного типа наций. Нынешние проблемы постсоветских республик свидетельствуют о том, что «инкубатор» развалился раньше времени — им приходится «дозревать» самостоятельно, однако его распад был предрешён логикой действия самого механизма: создание нации неизбежно приводит к постановке вопроса о её суверенитете и независимости. Только добившись их, нация реализует себя, оформляется как полноценный nation-state.

    При этом у Советского Союза как у системы была ещё одна цель. Опасность преобладания гигантского русского народа и тем самым срыв через его политику национальных проектов «малых наций» была осознана ещё В. Лениным и побудила его сформулировать своего рода доктрину сдерживания «старшего брата», «великодержавный шовинизм» которого был признан «в 1000 раз опаснее буржуазного национализма» других народов страны. От русских отделили этнографические массы населения западных регионов для реализации нерусских национальных проектов Украины и Белоруссии, а великороссов оставили именно на положении «населения»: им единственным было отказано в создании своей национальной республики. Центральная союзная республика — РСФСР — была лишь вторым этажом СССР, не являясь, в отличие от всех других, национальным формированием. Так, при торжестве националистической мысли в масштабах всего Союза был найден способ не допустить создания единственно русской нации как несоразмерно большой и традиционно воспринимаемой как вечно опасной для цивилизованного мира.

    Экс-РСФСР, современная Российская Федерация, представляет собой ровно ту же систему национальной политики, что была и в СССР — она её в прямом смысле слова «продолжает». С отпадением вроде как дозревших до самостоятельной жизни наций в ней остались старые «автономии», в которых процессы нациообразования ещё идут и, хотя и развиваются по нарастающей, всё же далеки до завершения. Русские по-прежнему не имеют каких-либо своих органов самоуправления даже на уровне культурной жизни, благодаря чему создание их нации просто невозможно — по крайней мере до той поры, пока все малые народы РФ не созреют до отделения от «матки». В результате Российская Федерация представляет собой довольно странный политический организм: исторический огрызок Империи, она является государством и не архаичным, и не ненациональным, а потому и попрежнему неописуемым ни языком западной политологии, ни понятиями старой русской культуры.

    То, что нынешняя РФ — не стат, хорошо видно просто из того, что у неё нет единого общества, функцией которого она бы была (разве что его пытаются смоделировать в языке через словечко «россияне»). Но и государством её можно назвать только в силу слабо отрефлексированной языковой традиции. Носителем какого-либо домодерного проекта она также не является: к Царству, к Империи современная Россия имеет отношение только через формально установленное «продолжение». РФ не имеет своей идентичности, разве что воспринимает себя как результат сложной линии исторических «преемств» и «продолжений» прежних «государственностей». Она не имеет и никакого принципа своих границ: начерченные большевиками границы РСФСР сами по себе ни для кого не священны, а какой-либо объективной неполитической данности они не соответствуют. При этом все соседи РФ воспринимают её как потенциальную угрозу, из-за чего её геополитическое поле нестабильно. Это не удивительно: внутренняя структура РФ не вписывается в господствующие международные нормы (и не nation-state, и не федерация наций), а внешние формы ничем не определены, по сути случайны, и потому могут как угодно изменяться в зависимости от политической линии, проводимой центральной властью. При этом сама логика развития такого государства предполагает в будущем распад, тождественный советскому, что представляет опять же серьёзную опасность дестабилизации для всех смежных регионов.

    Илья Глазунов. Вечная Россия. 1988 г.

    Субъективно постсоветский проект России терпит крах, так как в существующую систему международных отношений он не вписывается, а основная цель всей политики постсоветского геополитического пространства — интеграция в западное сообщество — для него оказалась блокирована. Но объективно этот проект ещё работает, и работает весьма эффективно, продолжая дело прежнего СССР по формированию в Евразии новых наций, а также блокируя любые процессы нациообразования у русских. При этом сама государственность РФ как бы отделена от населения: россияне в массе своей нелояльны, но не потому, что у них силён протестный потенциал, а просто потому что отсутствуют какие-либо механизмы установления лояльности. Старые социальные и символические системы, которые были актуальны ещё сто лет назад, давно распались и забыты, а новых нет. На Западе взамен старых были созданы новые — это та самая технология nation-state, ставшая всеобщим стандартом и теоретически обеспечивающая лояльность каждого гражданина. Однако в России она недоступна.

    По сути, вопрос развития современной российской государственности состоит в альтернативе государства и стата. «Государство» предстаёт как понятие, настолько утратившее свои смыслы, что воспринимается только как наследие истории, как «продолжение» прежде бывшего (а потому в целом как раз адекватное нашим современным реалиям) — современное российское государство учреждается положением «так сложилось исторически» и ничем более. Стат же определяет актуальное состояние общества, соответствующего модерным формам.

    Если приглядеться ко многим идущим в современной России политическим дискуссиям, то мы увидим за ними именно это противостояние: я бы его сформулировал как спор «государственников» и «этатистов» (если воспользоваться ещё одним случаем заимствования в русском языке этого корня — в данном случае через французское посредство). Думаю, здесь нет спора о статусе «продолжателя»: учреждение государственности (в значении «стата») через общество («нацию») не отменяет старые линии исторической преемственности и юридического продолжения. Однако меняет основы системы: на место исторического фатума ставится народ. Не стоит здесь видеть и альтернативу между «почвенническим» и «западническим» подходами. Со стороны «этатистов» обыкновенно актуализируется необходимость использования старой, имеющей глубокие исторические корни русской идентичности. А «государственниками» часто заявляется необходимость изобретения новой «государственной» идентичности, нивелирующей «раскалывающую общество» национальную русскую. Всё это делает такой спор структурно сложнее и содержательно богаче. Поиск формы общественной жизни неизбежно упирается в вопрос о её субъекте, превращаясь в столь привычные для русской культуры поиски себя.

    socratonline.ru

    Российская Федерация | Гуманитарная энциклопедия

    Государство и показатели его развития

    Основные сведения

    Государственный строй

    Политическая система:
    Административная система:

    Показатели развития

    Флаг: Российская Федерация

    Российская Федерация — государство, расположенное в Евразии — в восточной части Европы и северной части Азии. Имеет государственные границы с шестнадцатью странами: на северо-западе с Норвегией и Финляндией, на западе с Эстонией, Латвией, Литвой, Польшей, Белоруссией, Украиной, на юге с Грузией, Азербайджаном, Казахстаном, Монголией, Китаем, на востоке с Северной Кореей и Японией (по морю), на северо-востоке с Соединёнными Штатами Америки (по морю), а также на юге с двумя непризнанными Организацией Объединённых Наций государственными образованиями: Абхазией и Южной Осетией. Занимает первое место в мире по размеру территории и протяжённости сухопутных и морских границ.

    Содер­жа­ние:
    Наиме­нова­ние: Российская Федерация
    Столица: Москва.
    Регион: Евразия
    Терри­тория: 17,125,191 км²
    Населе­ние: 146,500,000 человек — 9 место среди 223 стран мира (Федеральная служба государст­венной статистики, 2016).
    Дата осно­вания: 862 год.
    Офи­циаль­ный язык: Русский.
    Админи­стра­тивное деле­ние: 85 субъектов федерации, в том числе 22 республики, 9 краёв, 46 областей, 1 автономная область, 4 автономных округа, 3 города федерального значения.
    Госу­дарст­венное управ­ление: Президентская республика.
    Глава государ­ства: Президент.
    Высший законо­датель­ный орган: Двухпалатный парламент (Совет Федерации и Государст­венная Дума), срок полномочий которого 5 лет.
    Высший испол­нитель­ный орган: Правительство.
    Денеж­ная еди­ница: Российский Рубль (RUR).
    Код ISO: RUS
    Интер­нет-домен: .ru .рф
    Теле­фон­ный код: +7
    Нацио­наль­ная статис­тика: Федеральная служба государственной статистики

    Государственное устройство и политическая система Российской Федерации — демократическое государство с республиканской (президентской) формой правления и федеративным государственным устройством. В стране действует Конституция, принятая на всенародном референдуме 12 декабря 1993 года. Конституция Российской Федерации — высший нормативно-правовой акт государства, в котором закреплены основы государственного устройства, образование представительных, исполнительных, судебных органов власти и системы местного самоуправления, принципы правового государства, разделения властей и судопроизводства, а также основные права и свободы граждан.

    Руководителем государства в Российской Федерации является президент, избираемый путём всеобщего прямого народного голосования сроком на 6 лет. При этом Конституция оговаривает, что одно и то же лицо не может занимать должность президента страны более двух сроков подряд. Президент занимает центральное место в системе институтов российской власти. По Конституции он определяет основные направления внутренней и внешней политики страны, возглавляет Совет безопасности и является Верховным главнокомандующим Вооружёнными силами. Ему принадлежит ведущая роль в назначении высших должностных лиц страны. В ряде случаев президент может выполнять функции, которые обычно осуществляются законодательными и судебными органами власти, например обладает правом издания указов, обязательных для исполнения на всей территории страны.

    Высшим органом представительной и законодательной власти Российской Федерации является парламент — Федеральное Собрание, состоящее из двух палат: нижней — Государственной Думы и верхней — Совета Федерации. Государственная Дума, избираемая всеобщим народным голосованием сроком на 5 лет, состоит из 450 депутатов. Её основная функция — принятие законов Российской Федерации. Совет Федерации представляет интересы регионов (субъектов) Российской Федерации и является постоянно действующим органом. В него входят по два представителя от каждого субъекта Федерации (по одному от законодательного и исполнительного органов государственной власти). Совет Федерации в обязательном порядке рассматривает принятые Государственной Думой законы по вопросам федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, кредитного, таможенного регулирования, ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации с другими государствами, статуса и защиты Государственной границы, войны и мира. К исключительной компетенции Совета Федерации относятся: утверждение границ между субъектами Федерации, утверждение указов президента о введении военного и чрезвычайного положения на территории страны, решение вопроса о возможности использования Вооружённых сил страны за пределами её территории, назначение выборов президента Российской Федерации, отрешение (в особых случаях) президента от должности, назначения на должность генерального прокурора Российской Федерации, судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного судов Российской Федерации, заместителя председателя и половины аудиторов Счётной палаты. В сфере законотворчества Совет Федерации занимает по отношению к Государственной Думе подчинённую роль. Любые законы сначала вносятся в Государственную Думу, и лишь после их одобрения нижней палатой поступают на рассмотрение Совета Федерации. При рассмотрении принятых Государственной Думой законов Совет Федерации не имеет права внесения поправок, а может либо одобрить, либо отклонить закон в целом.

    Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации. При этом в Конституции прямо не говорится, что Правительство является высшим органом исполнительной власти в стране. Это обусловлено тем, что наиболее важные функции федеральной исполнительной власти осуществляет президент. Правительство назначается президентом и слагает полномочия перед вновь избранным руководителем государства. Правительство Российской Федерации состоит из председателя, заместителей председателя и федеральных министров. Главой Правительства является его председатель (иногда используется термин «премьер-министр»), который назначается на должность президентом и утверждается Государственной Думой. Председатель Правительства вносит на утверждение президента Российской Федерации предложения о структуре исполнительной власти и составе Правительства.

    Административная система Российской Федерации включает 85 субъектов Федерации, в том числе 22 республики, 9 краёв, 46 областей, 1 автономную область, 4 автономных округа, 3 города федерального значения:

    1. Республики:
      • Адыгея;
      • Алтай;
      • Башкортостан;
      • Бурятия;
      • Дагестан;
      • Ингушетия;
      • Кабардино-Балкария;
      • Калмыкия;
      • Карачаево-Черкесия;
      • Карелия;
      • Коми;
      • Крым;
      • Марий Эл;
      • Мордовия;
      • Саха — Якутия;
      • Северная Осетия — Алания;
      • Татарстан;
      • Тыва;
      • Удмуртия;
      • Хакасия;
      • Чечня;
      • Чувашия.
    2. Края:
      • Алтайский край;
      • Забайкальский край;
      • Камчатский край;
      • Краснодарский край;
      • Красноярский край;
      • Пермский край;
      • Приморский край;
      • Ставропольский край;
      • Хабаровский край.
    3. Области:
      • Амурская область;
      • Архангельская область;
      • Астраханская область;
      • Белгородская область;
      • Брянская область;
      • Владимирская область;
      • Волгоградская область;
      • Вологодская область;
      • Воронежская область;
      • Ивановская область;
      • Иркутская область;
      • Калининградская область;
      • Калужская область;
      • Кемеровская область;
      • Кировская область;
      • Костромская область;
      • Курганская область;
      • Курская область;
      • Ленинградская область;
      • Липецкая область;
      • Магаданская область;
      • Московская область;
      • Мурманская область;
      • Нижегородская область;
      • Новгородская область;
      • Новосибирская область;
      • Омская область;
      • Оренбургская область;
      • Орловская область;
      • Пензенская область;
      • Псковская область;
      • Ростовская область;
      • Рязанская область;
      • Самарская область;
      • Саратовская область;
      • Сахалинская область;
      • Свердловская область;
      • Смоленская область;
      • Тамбовская область;
      • Тверская область;
      • Томская область;
      • Тульская область;
      • Тюменская область;
      • Ульяновская область;
      • Челябинская область;
      • Ярославская область.
    4. Автономные области:
      • Еврейская Автономная область.
    5. Автономные округа:
      • Ненецкий Автономный округ;
      • Ханты-Мансийский Автономный округ — Югра;
      • Чукотский Автономный округ;
      • Ямало-Ненецкий Автономный округ.
    6. Города федерального значения:
      • Москва;
      • Санкт-Петербург;
      • Севастополь.

    Все субъекты Российской Федерации имеют собственное административно-территориальное деление. Основными административно-территориальными единицами в составе субъекта Федерации являются районы и города (областного, республиканского, краевого, окружного значения). Каждый субъект Федерации представлен высшим должностным лицом (губернатором), имеет собственную исполнительную, законодательную и судебную власти, а также собственное законодательство, принимаемое региональными парламентами.

    Согласно Конституции все субъекты Федерации равноправны. В то же время Конституция фиксирует и некоторые различия в их правовом положении. Так, национальные республики в составе Российской Федерации имеют собственные Конституции, а все прочие субъекты — уставы. Республикам также предоставлено право устанавливать свои государственные языки, которые в государственных учреждениях используются наряду с русским языком. Все национальные республики в современной России созданы на основе бывших политических и административных автономий, которые в советский период (1917–1991) были предоставлены крупным нерусским этносам на территории их исторического проживания.

    В 2000 году в России был создан институт федеральных округов во главе с полномочными представителями президента Российской Федерации (федеральными инспекторами), курирующими работу органов власти в субъектах Федерации. Первоначально были образованы 7 федеральных округов, впоследствии их число менялось от 7 до 9. В настоящее время в Российской Федерации существует 8 федеральных округов:

    1. Центральный округ;
    2. Северо-Западный округ;
    3. Приволжский округ;
    4. Южный округ;
    5. Северо-Кавказский округ;
    6. Уральский округ;
    7. Сибирский округ;
    8. Дальневосточный округ.

    Институт федеральных округов не затрагивает административно-территориального деления страны, а служит исключительно целям укрепления государственной власти на федеральном уровне.

    Обзор основных показателей развития государства и его общественных институтов в ключевых сферах содержит актуальные данные наиболее авторитетных исследовательских проектов, осуществляемых на регулярной основе международными организациями, научно-исследовательскими институтами и ведущими аналитическими центрами мира. Описания показателей и связанных с ними рейтингов, индексов и других сравнительных исследований представлены в разделе Исследования стран и регионов.

    gtmarket.ru

    Российская Империя - Российское государство

    Условия объединения страны

    К концу XV в. сложились условия для перехода объединительного процесса в завершающую стадию — формирование единого Российского государства.

    Продолжение...
     
    Завершение объединения русских земель и свержение монголо-татарского ига

    Завершающий этап объединительного процесса занял примерно 50 лет — во время великого княжения Ивана III Васильевича (1462 — 1505 гг.) и первых лет княжения его преемника Василия III Ивановича (1505 — 1533 гг.).

    Продолжение...
     
    Политический строй Российского государства в конце XV — начале XVI в.

    Объединенное вокруг Москвы государство представляло собой качественно новый этап развития государственности. — Огромное по территории, в шесть раз большее бывшего Московского великого княжества, Российское государство имело гораздо более сложную структуру господствующего класса и его правящих учреждений.

    Продолжение...
     
    Внутриполитическая борьба. Церковь и государство

    Правление Ивана III проходило в обстановке напряженной борьбы за укрепление великокняжеской власти. Во второй половине 70-х годов XV в. осложнились отношения с церковью.

    Продолжение...
     
    Международное положение и внешняя политика

    По словам К. Маркса, «изумленная Европа, в начале царствования Ивана едва замечавшая существование Московии, зажатой между татарами и литовцами, была огорошена внезапным появлением колоссальной империи на ее восточных границах. Сам султан Баязет, перед которым трепетала Европа, впервые услышал высокомерные речи московита».

    Продолжение...
     
    Социально-экономическое и политическое развитие России в XVI в.

    На протяжении XVI столетия, после того как присоединением Рязанской земли завершилось объединение русских княжеств времени феодальной раздробленности (без Украины и Белоруссии), продолжался рост терри-тории Российского государства.

    Продолжение...
     
    Развитие феодально-крепостнических отношений

    Состояние сельского хозяйства в разных районах страны было далеко не одинаковым. Центральные районы, так называемый «Замосковный край» (территория исторического центра Руси — Владимирского, Суздальского, Ростовского, Переяславльского княжеств), Рязанская земля были областями высокоразвитого пашенного земледелия с устойчивой трехпольной системой, а также продуктивного скотоводства.

    Продолжение...
     
    Ремесло, торговля, города

    Развитие ремесла, товарного производства, торговли и тесно связанной с ними городской жизни происходило в обстановке усиливающегося крепостничества. В крупных городах, таких, как Москва, Новгород, Псков, Тверь и некоторых других, а также в крупных феодальных вотчинах ремесленное производство было развитым.

    Продолжение...
     
    Борьба за укрепление централизованной власти

    «Живые следы прежней автономии» постоянно давали себя знать в острых политических конфликтах, заполнявших историю России того времени. После смерти Василия III в 1533 г. вспыхнула борьба между феодальными группировками.

    Продолжение...
     
    Реформы 50-х годов XVI в.

    Выражением компромисса между разными слоями господствующего класса в начале правления Ивана IV была так называемая «Избранная рада» — небольшой круг приближенных к царю лиц, точный состав которого не вполне ясен. Само выражение «избранная рада» было употреблено бывшим ее участником князем А. М. Курбским в одном из его посланий к Грозному.

    Продолжение...
     
    Вхождение Поволжья в состав Российского государства

    Укрепление самодержавной власти в Российском государстве и создание более мощной военной организации создали условия для активизации внешней политики. Первоочередной задачей в этом отношении была ликвидация постоянной угрозы вторжений со стороны Казанского ханства.

    Продолжение...
     
    Внутреннее положение и внешняя политика Российского государства в 50 — 80-х годах XVI в.

    Внутреннее положение Российского государства оставалось непрочным, потому что княжеско-боярская оппозиция не хотела мириться с установлением самодержавия в стране и претендовала на сохранение своих привилегий.

    Продолжение...
     
    Народы Сибири в XV — XVI вв. Вхождение Сибири в состав Российского государства

    На обширных просторах сибирской тундры и тайги, лесостепи и черноземных просторах расселилось население, едва ли превышавшее 200 тыс. человек ко времени прихода русских.

    Продолжение...
     
    Обострение внутреннего и международного положения в конце XVI в.

    Острые внутренние кризисы и длительные войны с внешними врагами в XVI в. были порождены в первую очередь незавершенностью процесса государственной централизации, отсутствием условий для нормального развития страны. Кризисное положение обострилось к концу XVI в. и вылилось в небывалое обострение классовой, внутриклассовой и международной борьбы.

    Продолжение...
     
    Начало массового народного движения. Авантюра Лжедмитрия I

    Вступая на престол, Борис Годунов освободил заключенных, сложил надоимки по налогам и податям, дал некоторые льготы служилым и посадским людям. Но события ближайших лет показали, что никакими мерами предотвратить народные выступления было нельзя.

    Продолжение...
     
    Крестьянсная война под предводительством И. И. Болотникова

    На юго-западной Украине, в районе Путивля, скопилась масса населения, бежавшего в недавние годы из центральных и северо-западных районов страны. Атмосфера ненависти к угнетателям была здесь господствующей, а отдаленность от центра, слабость правительственной администрации, наличие организованной военной силы в лице казачества создавали благоприятные условия для того, чтобы именно здесь, на окраине, началось огромное народное движение.

    Продолжение...
     
    Польско-литовская и шведская интервенция

    Положение правительства Шуйского было по-прежнему очень неустойчивым ввиду продолжавшейся борьбы между различными слоями феодального класса, в которую активно вторгались иноземные силы. Польско-литовские магнаты и шляхта, а также католическая церковь не оставляли надежд воспользоваться обострением противоречий в России.

    Продолжение...
     
    Подъем народного освободительного движения. Освобождение Москвы. Конец интервенции

    В этой тяжелой обстановке в стране поднимались патриотические силы, бравшие в свои руки дело освобождения ее от иностранных интервентов и замены правительства бояр-изменников другим правительством.

    Продолжение...
     
    Русская культура конца XV — XVI вв.

    В конце XV—XVI столетий завершилось формирование русской (великорусской) народности.

    Продолжение...
     
    Великое княжество Литовское, Украина, Белоруссия

    Верховным собственником земли в Литве считался великий князь, но фактически большая часть земли находилась во владении светских феодалов, особенно из числа нетитулованных панов-литовцев.

    Продолжение...
     

    После столетнего владычества монголо-татар молдавские земли были захвачены венгерскими феодалами. Но уже в 1359 г. в результате народного восстания во главе с Богданом образовалось самостоятельное государство Молдова со столицей сначала в Бане, затем в Сучаве, а со второй половины XVI в. — в Яссах.

    Продолжение...
     
    Северный Кавказ

    Феодальные отношения на Северном Кавказе в XVI в. развивались медленно. При отсутствии в горах условий для ведения крупного зернового хозяйства местные феодалы старались сосредоточить в своих руках право пользования пастбищами путем защиты скотоводческой общины и взимания натуральной подати с членов общины.

    Продолжение...
     

    Образовавшееся в начале XVI в. на территории южного Азербайджана и Ирана Сефевидское государство в основном опиралось на азербайджанские племена. Сефевиды объявили государственной религией ислам в шиитской его разновидности. Власть в государстве Сефевидов находилась в руках азербайджанской кочевой феодальной знати. С конца XVI в. Сефевиды стали опираться на курдскую, туркменскую и частично на иранскую знать.

    Продолжение...
     
    Средняя Азия и Казахстан в XVI в.

    Узбекские феодалы во главе с Шейбани-ханом сумели овладеть в первые годы XVI в. почти всей Средней Азией (Мавераннахр, Хорезм и районы за Аму-Дарьей).

    Продолжение...
     
    Социально-экономическое развитие России в XVII в. Начало нового периода русской истории

    На протяжении XVII в. территория Российского государства продолжала расширяться. Территории, потерянные в начале столетия в результате интервенции, в ходе напряженной борьбы были возвращены, за исключением прибалтийских и карельских земель, оставшихся под властью Швеции.

    Продолжение...
     
    Дальнейшее развитие феодально-крепостнической системы

    События начала XVII в. привели к громадному разорению и опустошению значительной части страны.

    Продолжение...
     
    Ремесло, товарное производство, мануфактура

    В области ремесленного производства на протяжении XVII в. произошли значительные сдвиги. Как и прежде, повсюду существовали крестьянские домашние промыслы, производившие холсты, канаты, сермяжные сукна, обувь, одежду, посуду, рогожу, деготь, смолу и другие предметы потребления. Аналогичное производство было и в феодальных вотчинах. Продукция этих промыслов, подчиненная натурально-хозяйственной экономике, отчасти уже выходила на рынок.

    Продолжение...
     
    Город. Торговля. Начало складывания всероссийского рынка

    Торговля приобрела по сравнению с прошлым более значительные масштабы. Образовалось несколько крупных торговых центров («областных рынков»), среди которых выделялась Москва с ее громадным торгом в 120 специализированных рядов, становившаяся главным торговым центром страны.

    Продолжение...
     
    Социальные противоречия и внутренняя политика в первой половине XVII в.

    Поражение Крестьянской войны под руководством Болотникова не привело к прекращению антифеодальной борьбы народных масс в Русском государстве. Наличие разнородных социальных сил во втором ополчении не означало установления классового мира в стране.

    Продолжение...
     
    Городские восстания середины XVII в.

    Обострение классовых противоречий к середине XVII в. с особенной силой выявилось в городах. Сосредоточение в городах значительных масс населения, наличие известной организации посадского населения в виде слобод и сотен создавали благоприятные предпосылки для массовых выступлений.

    Продолжение...
     

    www.rusempire.ru

    Российское государство Википедия

    Реклама

    Росси́я (греч. Ῥωσία) — греко-византийское наименование Руси.

    Государство

    См. также:

    Строения

    • «Россия» — планируемый к постройке небоскрёб в Москве и в итоге отменённый.

    Гостиницы

    Кинотеатры, киноконцертные залы

    • «Россия» — кинотеатр в Махачкале.
    • «Россия» — театр в Москве (в 1997—2012 гг. — кинотеатр «Пушкинский»).
    • «Россия» — кинотеатр в Севастополе.

    Компании, предприятия, организации

    • «Россия» — шоколадная фабрика в Самаре.
    • «Россия» — российская страховая компания.
    • «Россия» — российское страховое общество (1881—1919)
    • «Россия» — акционерный банк (АО).
    • «Россия» — государственный центральный концертный зал (ГЦКЗ) в Москве.
    • «Россия» — колхоз в селе Большая Ольшанка Саратовской области, созданный во время Великой Отечественной войны.
    • «Россия» — российская авиакомпания, выполняющая полёты из Санкт-Петербурга.
    • «Россия» — специальный лётный отряд, обеспечивающий перевозку воздушным транспортом высших должностных лиц Российской Федерации.
    • Завод «Россия» — бывш. завод «Промет»; предприятие в Ленинграде—Санкт-Петербурге (до 2005 г.).

    Транспорт

    • «Россия» — фрегат Балтийского флота России 1728 года постройки.
    • «Россия» — броненосный крейсер российского императорского и советского флотов.
    • «Россия» — российский атомный ледокол типа «Арктика».
    • «Россия» — советский морской круизный пассажирский дизель-электроход.
    • «Россия» — проект 785, тип советских речных пассажирских дизель-электроходов.
    • «Россия» — проект 1877, тип советских речных пассажирских теплоходов класса люкс.
    • «Россия» — проект 301 «Владимир Ильич», тип советских речных пассажирских теплоходов класса люкс.
    • «Россия» — российская государственная авиакомпания (см. также ФГУАП «Пулково»).
    • «Россия» — скорый фирменный поезд № 002М/001М сообщением Владивосток — Москва — Владивосток
    • «Россия» — автомобильная дорога федерального значения Москва — Тверь — Великий Новгород — Санкт-Петербург (М10, E 105; см. также: Ленинградское шоссе).

    СМИ

    • «Россия» — ежедневная газета, выходившая в 1899—1902 годах в Петербурге; редактор Г. Сазонов.
    • «Россия» — ежедневная газета, выходила в 1905—1914 годах в Петербурге. Сначала издавалась как частная газета, но с 1906 г. по инициативе П.Столыпина, формально сохраняя прежний статус, стала правительственным официозом; редакторы С. Н. Сыромятников и И. Я. Гурлянд — чиновник министерства внутренних дел.
    • «Россия», «Новая Россия» — общественно-политический и литературно-художественный журнал. Выходил с перерывами с марта 1922 по март 1926 в Петрограде, в Москве
    • «Россия» — газета, выходившая в 1918—1919 годах в разных городах южной части России, первоначально как орган Добровольческой армии; редактировал В. В. Шульгин.

    Телевизионные каналы

    • «Россия» — старое название телеканала «Россия-1» в период с 1 сентября 2002 по 31 декабря 2009 года.
    • «Россия-2» — бывший общероссийский спортивно-познавательно-развлекательный телеканал.
    • «Россия-24» — общероссийский информационный телеканал.
    • «Россия К» — общероссийский телеканал «Культура».
    • «Vh2 Россия» — бывший музыкально-развлекательный телеканал.

    Другое

    См. также

    Политические организации

    Реклама

    CC© wikiredia.ru   cookies police  

    wikiredia.ru

    Российское государство - Википедия

    Материал из Википедии — свободной энциклопедии

    (перенаправлено с «»)

    Росси́я (греч. Ῥωσία) — греко-византийское наименование Руси.

    Государство[ | ]

    См. также:

    Строения[ | ]

    • «Россия» — планируемый к постройке небоскрёб в Москве и в итоге отменённый.

    Гостиницы[ | ]

    Кинотеатры, киноконцертные залы[ | ]

    • «Россия» — театр в Москве (в 1997—2012 гг. — кинотеатр «Пушкинский»).
    • «Россия» — кинотеатр в Севастополе.

    Компании, предприятия, организации[ | ]

    • «Россия» — шоколадная фабрика в Самаре.
    • «Россия» — российская страховая компания.
    • «Россия» — российское страховое общество (1881—1919)
    • «Россия» — акционерный банк (АО).
    • «Россия» — государственный центральный концертный зал (ГЦКЗ) в Москве.
    • «Россия» — колхоз в селе Большая Ольшанка Саратовской области, созданный во время Великой Отечественной войны.
    • «Россия» — российская авиакомпания, выполняющая полёты из Санкт-Петербурга.
    • «Россия» — специальный лётный отряд, обеспечивающий перевозку воздушным транспортом высших должностных лиц Российской Федерации.
    •  — бывш. завод «Промет»; предприятие в Ленинграде—Санкт-Петербурге (до 2005 г.).

    Транспорт[ | ]

    • «Россия» — российский атомный ледокол типа «Арктика».
    • «Россия» — советский морской круизный пассажирский дизель-электроход.
    • «Россия» — проект 785, тип советских речных пассажирских дизель-электроходов.
    •  — проект 1877, тип советских речных пассажирских теплоходов класса люкс.
    •  — проект 301 «Владимир Ильич», тип советских речных пассажирских теплоходов класса люкс.
    • «Россия» — российская государственная авиакомпания (см. также ФГУАП «Пулково»).
    • «Россия» — скорый фирменный поезд № 002М/001М сообщением Владивосток — Москва — Владивосток
    • «Россия» — автомобильная дорога федерального значения Москва — Тверь — Великий Новгород — Санкт-Петербург (М10, E 105; см. также: Ленинградское шоссе).
    • «Россия» — броненосный крейсер российского императорского и советского флотов.

    СМИ[ | ]

    • «Россия» — ежедневная газета, выходившая в 1899—1902 годах в Петербурге; редактор Г. Сазонов.
    • «» — ежедневная газета, выходила в 1905—1914 годах в Петербурге. Сначала издавалась как частная газета, но с 1906 г. по инициативе П.Столыпина, формально сохраняя прежний статус, стала правительственным официозом; редакторы С. Н. Сыромятников и И. Я. Гурлянд — чиновник министерства внутренних дел.
    • «Россия», «Новая Россия» — общественно-политический и литературно-художественный журнал. Выходил с перерывами с марта 1922 по март 1926 в Петрограде, в Москве
    •  — газета, выходившая в 1918—1919 годах в разных городах южной части России, первоначально как орган Добровольческой армии; редактировал В. В. Шульгин.

    Телевизионные каналы[ | ]

    • «Россия» — старое название телеканала «Россия-1» в период с 1 сентября 2002 по 31 декабря 2009 года.
    • «Россия-2» — бывший общероссийский спортивно-познавательно-развлекательный телеканал.
    • «Россия-24» — общероссийский информационный телеканал.
    • «Россия К» — общероссийский телеканал «Культура».
    • «Vh2 Россия» — бывший музыкально-развлекательный телеканал.

    Другое[ | ]

    См. также[ | ]

    Политические организации

    Скрытые категории:

    encyclopaedia.bid