Китеж-град. Легенда о русской Атлантиде. Город китеж


Китеж-град. Легенда о русской Атлантиде | Наука

Легенды гласят, что во время монголо-татарского нашествия под воду озера Светлояр ушел целый город Китеж — весь, вместе с его защитниками, вместе со стариками и детьми. Считается, что божественное вмешательство скрыло его от глаз неприятеля на сотни, а может быть, и тысячи лет. Если верить легенде, рано или поздно в Нижегородской области появится еще один населенный пункт — древний город Китеж.

Помните сказание об Атлантиде? О материке, который погрузился в океан, наказанный богами за то, что жители его погрязли в грехах. Подобная легенда есть и на Руси — правда, к грехам она не имеет никакого отношения. Скорее даже напротив — причины затопления этого города следует искать в духовной чистоте его жителей.

Только праведники и святые могут увидеть этот город. Только истинно верующий достоин слышать перезвон его колоколов. Град Китеж. Город-легенда. До сих пор множество православных христиан собирается, чтобы совершить паломничество на озеро, в глубинах которого якобы покоится легендарный город. Прошли столетия, но люди все равно стремятся сюда. Они верят в то, что Китеж стоит на дне озера, и вера их непоколебима.

Так почему же так популярна легенда о граде Китеже? Почему люди не могут забыть об этом месте?

Китеж в представлении Ивана Билибина

Единственные намеки на реальное существование Китежа можно найти в книге «Китежский летописец». По мнению ученых, эта книга была написана в конце 17 века.

Если верить ей, град Китеж построил великий русский Князь Юрий Всеволодович Владимирский в конце 12 века. Согласно легенде князь, возвращаясь из путешествия в Новгород, по пути остановился возле озера Светлояр — отдохнуть. Но толком отдохнуть ему не удалось: князь был пленен красотой тех мест. Сразу же повелел он построить на берегу озера град Большой Китеж.

Юрий Всеволодович, основатель Китежа, изображён на входе в Нижегородский Кремль

За дело принялись немедленно. Длина построенного города составила 200 саженей (прямая сажень — расстояние между концами пальцев, раскинутых в разные стороны рук, приблизительно 1,6 метра), ширина — 100. Соорудили также несколько церквей, а по случаю лучшие мастера принялись «писать образа».

Церквей много, икон тоже — что еще нужно простому русскому человеку? Город не замедлили прозвать «святым», и народ потянулся к озеру Светлый Яр.

Светлояр

Озеро Светлояр находится в Нижегородской области. Оно расположено близ села Владимирского Воскресенского района, в бассейне Люнды, притока реки Ветлуги. Длина озера — 210 метров, ширина — 175 метров, а общая площадь водного зеркала — около 12 гектаров.

До сих пор нет единого мнения, как возникло озеро. Кто-то настаивает на ледниковой теории происхождении, кто-то отстаивает карстовую гипотезу. Есть версия, что озеро возникло после падения метеорита. Само слово «Светлояр» можно перевести как «Светлое озеро».

То были времена далеко не мирные и не идиллические. Раздоры между княжествами, набеги татар и болгар, лесные хищники — за городские стены редкий человек решался выбраться без оружия. А в 1237 году на Русь вторглись монголо-татары под руководством хана Батыя.

Теперь забудем на время о легенде и вспомним историю.

Диорама «Героическая оборона Старой Рязани»

Первыми нападению подверглись рязанские князья. Они пытались обратиться за помощью к князю Юрию Владимирскому, но получили отказ. Татары разорили Рязань без труда; затем двинулись на Владимирское княжество. Посланный Юрием сын Всеволод был разбит у Коломны и бежал во Владимир. Татары захватили Москву и взяли в плен другого сына Юрия — князя Владимира.

Князь Юрий, когда узнал об этом, оставил столицу на сыновей Мстислава и Всеволода. Отправился собирать войска. Он разбил лагерь неподалеку от Ростова на реке Сить и стал ждать своих братьев Ярослава и Святослава. В отсутствие великого князя 3-7 февраля были взяты и разорены Владимир и Суздаль, в огне пожара погибла семья Юрия Всеволодовича.

Князь успел узнать о гибели семьи. Дальнейшая его судьба была еще более незавидной: Юрий погиб 4 марта 1238 года в битве с войсками Батыя на реке Сить. Ростовский епископ Кирилл отыскал на поле битвы обезглавленное тело князя и увез его в Ростов. Позже отыскали и присоединили к телу голову.

Гибель Юрия Всеволодовича

Здесь заканчиваются факты, которые подтверждены учеными. Вернемся к легенде.

Батый якобы услыхал о богатствах, что хранились в граде Китеже, и послал часть войска на святой город. Отряд был небольшой — Батый не ожидал сопротивления. Войска шли на Китеж через лес, а по пути прорубали просеку. Вел татар предатель Гришка Кутерьма. Его взяли в соседнем городе, Малом Китеже (нынешний Городец). Гришка не выдержал пыток и согласился указать путь к святому Граду. Увы, Сусанина из Кутерьмы не получилось: Гришка привел татар к Китежу.

В тот страшный день неподалеку от города несли дозор три китежских богатыря. Они первыми увидели врагов. Перед битвой один из воинов сказал сыну, чтоб он бежал в Китеж и предупредил горожан. Мальчик кинулся к городским воротам, но злая стрела татарина догнала его. Однако смелый парнишка не упал. Со стрелой в спине добежал он до стен и успел крикнуть: «Враги!», и только потом упал замертво.

Богатыри тем временем пытались сдержать ханское воинство. Не выжил никто. По преданию, на том месте, где погибли три богатыря, появился святой ключ Кибелек — он бьет до сих пор.

Вариант легенды гласит, что сам Георгий Победоносец спустился на землю, чтобы помочь защитникам Китежа. Но конь Георгия споткнулся. Понял тогда святой, что спасение Китежа — не его задача. И отступил. А в том месте, куда провалилось копыто коня, и забил святой источник Кибелек.

Василий Максимов «Монголы у стен Владимира»

Монголо-татары осадили город. Горожане понимали, что шансов нет. Горстка народа против хорошо вооруженной и организованной армии Батыя — это верная гибель. Тем не менее без боя горожане сдаваться не собирались. Они вышли на стены, с оружием, а также иконами и крестами в руках. Люди молились с вечера и всю ночь напролет. Татары же ожидали утра, чтобы начать атаку.

И свершилось чудо: зазвонили вдруг церковные колокола, затряслась земля, и на глазах изумленных татар Китеж стал погружаться в воды озера Светлояр.

И сей град Большой Китеж невидим стал и оберегаем рукою божиею, — так под конец века нашего многомятежного и слез достойного покрыл господь тот град дланию своею.

«Повесть и взыскание о граде сокровенном Китеже»

К. Горбатов. «Невидимый град Китеж»

Легенда неоднозначна. И люди трактуют ее по-разному. Кто-то утверждает, что Китеж ушел под воду, кто-то — что он погрузился в землю. Есть приверженцы теории, будто город от татар закрыли горы. Другие считают, что он поднялся в небо. Но самая интересная теория гласит, что Китеж попросту стал невидимым. Непонятно, правда, почему тогда на город до сих пор никто не натолкнулся случайно.

Пораженные мощью «русского чуда», татары бросились бежать кто куда. Но божий гнев настиг их: кого звери пожрали, кто в лесу заблудился или просто пропал без вести, уведенный таинственной силой.

Город же исчез. Согласно легенде, он должен «проявиться» в день Страшного Суда. В тот день, когда мертвые восстанут из могил, поднимется из воды и Китеж. Но увидеть его и даже достичь можно уже сейчас. Человек, в котором нет греха, различит отражение церковных маковок и белокаменных стен в водах озера Светлояр.

Перенесемся теперь во времена, близкие к нашему веку.

Легенда о граде Китеже взволновала умы интеллигенции. Прежде всего, литераторов, музыкантов и художников. Писатель 19 века Павел Мельников-Печерский, вдохновленный озером Светлояр, рассказал его легенду в романе «В лесах», а также в повести «Гриша». Озеро посещали Максим Горький (очерк «Бугров»), Владимир Короленко (очерковый цикл «В пустынных местах»), Михаил Пришвин (очерк «Светлое озеро»).

О загадочном городе написал оперу «Сказание о невидимом граде Китеже» Николай Римский-Корсаков. Озеро рисовали художники Николай Ромадин, Илья Глазунов и многие другие. Поэты Ахматова и Цветаева упоминают в своем творчестве град Китеж.

Декорации Ивана Билибина к опере Римского-Корсакова

В наши дни легендой о Китеже заинтересовались фантасты и особенно авторы фэнтези. Понятно, почему: образ потаенного города романтичен и как нельзя лучше вписывается в фантастическое произведение. Из произведений подобного толка можно назвать, например, рассказ «Молоты Китежа» Ника Перумова и «Красное смещение» Евгения Гуляковского.

В советском телефильме «Чародеи», который был снят по мотивам романа Стругацких «Понедельник начинается в субботу», работник фабрики музыкальных инструментов едет в вымышленный Китежград. Он хочет спасти от злых чар невесту, и оказывается в царстве добрых и злых волшебников.

Озеро Светлояр в наши дни

Естественно, не обошли вниманием загадку Китежа и ученые. На озеро Светлояр отправлялись экспедиции, причем не раз. Бурение у берегов озера ничего не дало. Ничем окончились и поиски археологов. На подступах к озеру следов загадочного города не было. В 70-х годах прошлого века экспедицию снаряжала «Литературная газета»: на дно спускались подготовленные водолазы. Работа их была непростой, так как глубина озера больше 30 метров. На дне много коряг и затонувших деревьев.

Неопровержимых доказательств существования города, к сожалению, они не нашли. Для верующих этот факт, конечно, ничего не значит. Известно, что нечестивцам Китеж не откроет своих тайн.

Появились гипотезы, что Китеж находился вовсе не на озере Светлояр. Сразу же возникли другие предполагаемые места «обитания» святого града. Поговаривали даже о Китае, якобы Китеж и легендарная Шамбала — одно и то же место.

Николай Рерих «Песнь о Шамбале»

В наши времена ученые забыли о Китеже — не до того стало. Зато легендой одно время спекулировали бизнесмены, которые надеялись превратить сказания в источник самофинансирования.

В настоящее время территория озера охраняется государством. Озеро и окрестности входят в состав заповедника, который находится под защитой ЮНЕСКО. Ежегодно 6 июля в день Владимирской иконы Божией Матери православные верующие совершают крестный ход от Владимирского храма в селе Владимирском до часовни во имя Казанской иконы Божией Матери. Часовня была построена неподалеку от озера Светлояр в конце 1990-х годов.

Православные молятся на берегу озера. Кто-то тайком разглядывает свое отражение в озере — не мелькнет ли Китеж? Некоторые верят, что земля, собранная в святом месте, лечит недуги. Они берут ее на могилах «убиенных богатырей», а затем относят домой вместе с пластиковыми бутылками, в которых плещется вода из святого источника. Существует поверье, что вода из Светлояра не испортится, даже если простоит в бутыли несколько лет.

Часовня Казанской Божьей матери на берегу Светлояра

Град Китеж — символ чего-то недоступного, но желанного. Это райское место, куда праведники могут бежать от невзгод жестокого мира. Неважно, существовал ли Китеж — красивая легенда дает надежду отчаявшимся. И в прошлом на поиски благодатной земли бежали крестьяне-лапотники, и сейчас находятся фанатики, которые уходят в нижегородские леса, где прячутся от современной жизни.

Китеж — это русская утопия. Это место, где в кисельных берегах текут молочные реки. Для многих — это страна Фантазия, сказочное государство, в котором правят добро и справедливость. Самое важное в Китежской утопии то, что людям в любом случае нужен такой город. И если б не было этой легенды, они бы выдумали другую. Людям необходима вера в то, что можно убежать из этого, полного боли и отчаянья, мира. Люди нуждаются в месте, куда можно бежать. Хотя бы в мыслях. И этим местом стал священный русский град Китеж.

Константин Горбатов «Потонувший город»

Беловодье

Многие средневековые легенды повествуют о царствах Добра и Справедливости, наподобие Китежа. В этих «сокровенных местах» будто бы можно спрятаться, спастись от происков зла. Одно из таких мест — волшебная страна Беловодье. Это сказочный край, где живут мудрецы, которые даруют вечную жизнь и сокровенные знания прошлого. Согласно преданиям, страна находится где-то на Алтае.

После введения в России крепостного права многие крестьяне уходили на восток. В 17 веке на Алтай двинулись российские переселенцы. Причиной тому была не только «теснота» Центральной России и бедность, но и надежда отыскать Беловодье. Примерно в конце 18 — начале 19 века был создан «Путешественник Марка Топозерского», в котором описывалась дорога на Беловодье. «Путешественник» указывал путь через Красноярск и Китай в «Опоньское» (Японское) царство, которое лежит посреди «окиян-моря» Беловодья.

В России существуют реальные «Китежи» — города и деревни, затопленные при строительстве водохранилищ. На фото — Крохино в Вологодской области

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

www.mirf.ru

Китеж Град. Город, которого нет — Славянская культура

Китеж Град

Китеж (Китеж-град, Кидиш) — мифический чудесный город, который согласно русским легендам, спасся от войск Батыя во время татаро-монгольского нашествия в XIII веке благодаря чудесному свойству быть невидимым. При приближении войск город, якобы, исчез из глаз изумленного неприятеля и опустился на дно озера Светлояр. В последующих веках легенда преобразовалась, старообрядцы описывали Китеж уже как убежище последователей старой веры.

Кидиш

В XVIII-XIX веках Китеж представляли как город праведников, город социальной справедливости, куда мог отправиться каждый честный россиянин. Аналогичными свойствами народ наделял и некоторые другие фантастические общества, такие как царство пресвитера Иоанна, церкви "древнего благочестия" в далеком Опоньском (Японском?) море, острова блаженных, земной рай, Беловодье, "Город Игната" и т.д. В России того времени были распространены рассказы о людях, давших обед уйти в Китеж, и впоследствии присылавших оттуда письма. Многочисленные очевидцы описывали колокольный звон, который они слышали, якобы, из-под воды.

Озеро в Нижегородском Заволжье примерно в 100 км к востоку-северо-востоку от областного центра и в 1—1,5 км западнее села Владимирское Воскресенского района, памятник природы федерального значения.Озеро имеет форму овала с размерами 500 х 350 м, отличается большой глубиной, достигающей 40 м. Взгляд на происхождение озера с момента его изучения менялся и до сих пор не решен однозначно. Впервые вулканическое происхождение его было предположено в начале XX века писателем В. Короленко. Различными исследователями в разное время высказывались гипотезы о ледниковом, карстововом, старичном, вулканическом, неотектоническом, солянокупольном и космическом — метеоритном происхождении озера. В 2009 году опубликованы результаты полевых исследований, подтверждающих гипотезу о метеоритном происхождении озера.

До сих пор в науке идет спор о реальности Китежа и о возможном месторасположении "затонувшего" града. Наиболее привлекательной выглядит версия о том, что легенда повествует о каком-то месте, обладающем сверхъестественными свойствами. Что это за место (параллельный мир, астрал, какая-то пространственная яма) — спорить сейчас об этом бесполезно, т.к. слишком много неясного в легенде. Впрочем, предпринимались и предпринимаются попытки отыскать реальный затонувший город. Чаще всего такие поиски осуществлялись в районе жигулевского изгиба Волги, где до сих пор над Волгой иногда наблюдается мираж — встающий из-под воды большой древнерусский город.

древнерусский город

Когда войска хана Батыя дошли до Владимиро-Суздальского княжества, русичи встретили их возле Малого Китежа (сейчас это Городец). В битве полегла большая часть дружины, а князь Георгий Всеволодович с уцелевшими воинами укрылся в лесах и построил город Китеж Большой на берегу озера Светлояр. Батый узнал, где укрылся князь, и убил его. А жители собрались в храме и обратились к Богу с молитвой не допустить к ним захватчиков. Бог внял молитве, из-под земли хлынули потоки воды, которые, не причиняя вреда жителям, залили город по маковки церквей. Но и они вскоре скрылись. А на месте города разлилось озеро. С тех пор это место стали почитать святым...Такова легенда, в которую многие верят. И не сомневаются, что небольшое лесное озеро Светлояр в Нижегородской области и есть то самое, в котором утонул Китеж. Православные приезжают сюда молиться. Рассказывают, что горсть местной земли лечит недуги. Вода, набранная из озера, стоит в бутылках несколько лет, не портясь, как освященная. И если обойти озеро трижды по часовой стрелке, то исполнятся все заветные желания. А версия, что озеро Светлояр имеет отношение к таинственной Шамбале, привлекает сюда тысячи паломников со всего мира. Однако единственные реальные намеки на существование города-легенды можно найти в книге «Китежский летописец» (конец XVII века).

Околонаучные мистики полагают, что на Светлояре существует и проход в другое временное измерение. И в доказательство приводят истории, рассказанные жителями близлежащего села Владимирское. Они якобы частенько встречают странных коробейников в одеждах, которые носили еще их прадеды, а за купленные товары — в основном хлеб, бублики, пряники — сдачу от них получают медяками и серебряными монетами. — Для нас, — продолжает Волков, — главным открытием стало подтверждение гипотезы о существовании вблизи Светлояра невидимых глазу плазменных субстанций, которые обладают логикой поведения, то есть проявляют себя как живые существа. Особенно много их появляется вокруг группы молящихся людей — как будто изучают. Мы их запечатлели на видео- и фотоаппаратуру. Эти плазменные образования в свое время зафиксировали в лабораторных условиях ученые из Института земного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн (ИЗМИРАН). Их эксперименты свидетельствовали о том, что в воздухе в электромагнитном диапазоне носятся миллионы плазменных сгустков. Тогда это наводило атеистов на мысль о том, что потусторонний мир все-таки существует. Нынешнее изучение Светлояра показало, что эта гипотеза не лишена здравого смысла.

Но куда же подевался город? Нет ли в основе мифа какого-то реального природного события?

Китеж

На самом же деле, едва приступив к исследованию любой легенды, мифа или подобного произведения устного народного творчества, мы обнаруживаем следы фактически имевших место событий, — говорил на одном из своих выступлений выдающийся российский археолог и историк академик Борис Рыбаков (умер в 2001 году. — Ред.). — Геологам хорошо известно, что центральные области европейской части России лежат на фундаменте из очень прочных горных пород. Но он рассечен глубинными разломами, которые идут в различных направлениях, нередко пересекаясь друг с другом. И геолог Владимир Никитин выяснил, что озеро Светлояр лежит как раз в узле пересечения двух глубинных разломов. В таком месте даже крупный водоем мог образоваться на изумление быстро — хоть на глазах у хана Батыя.

Могилы великанов Кибилёк — так называется местечко примерно в пяти километрах от озера Светлояр. Здесь родник якобы с «живой» водой (анализы показывают, что у нее нулевая кислотность). А рядом — в дремучем Кержинском лесу — расположены три безымянные могилы. Они древние и необычные. Во-первых, кому в голову пришло захоронить кого-то вдали от населенных пунктов? Во-вторых, могилы в несколько раз превышают размеры традиционных христианских захоронений. Рассказывают, будто бы там захоронены великаны. А именно скелеты древних лемурийцев — жителей таинственной страны Лемурия, которая, по легендам, существовала где-то в этом районе сотни тысяч лет назад. Современная наука не подтверждает, но и не пытается опровергать такую версию происхождения странных захоронений. Раскопать их никто не пытался. Да и грешно это. Нижегородские эзотерики приходят на могилы ночью, чтобы поклониться «неизвестности». А многие православные, напротив, считают, что место тут нечистое. Несмотря на родник. Наберут воды и быстро уходят.

Похожие статьи:

История → Дата Куликовской битвы

История → Задонщина

История → Быль про «инока» Пересвета или как церковь к русскому подвигу примазалась

Русское дело → А нас Рать

История → Битва на реке Сити

Рейтинг

последние 5

slavyanskaya-kultura.ru

Легендарный российский город-призрак Китеж

В истории прошлого существует множество упоминаний об уникальных цивилизациях и легендарных затерянных городах, таких, например, как Атлантида. Однако история о ней не является единственной в своём роде. В других культурах также есть похожие истории об исчезнувших городах-призраках. Некоторые из них опустились на дно моря, а другие были засыпаны песками пустынь. Большинство так и не были найдены.

Легенда о Китеже

В Центральной России есть озеро Светлояр, являющееся украшением русской природы. Очень часто его называют «русской Атлантидой». История появления озера овеяна мистическими событиями. Согласно легенде, озеро находится в чаще леса, «его воды днём и ночью остаются застывшими. Только иногда лёгкий ветерок маленькой рябью скользит по ним. Иногда до берегов озера доносится колокольный звон».

Ещё до вторжения татаро-монгол, русский князь Георгий Всеволодович построил на Волге город под названием Малый Китеж. Затем за рекой нашёл место, которое ему приглянулось, и построил другой город – Большой Китеж-град с несколькими златоглавыми церквями.

Хан Батый после начала завоевания русских земель услышал о красоте Китежа и захотел завладеть ним. Придя с ордой к Малому Китежу, Батый убил брата князя, а сам князь с остатками дружины добрался до Китеж-града. Один из воинов, попавший в плен к хану, не выдержал пытки и раскрыл секретные проходы к лесному городу. Огромное войско татар окружило город и попыталось его захватить. Однако когда они подошли ближе к стенам, то сильно удивились: никаких укреплений вокруг города не было, никто не думал защищаться. Все жители города горячо и громко молились.

Когда татары ринулись в атаку, неожиданно вокруг города забили сильные водные источники. Вода всё прибывала и покрывала город. Татары, объятые страхом, в панике отступили. Когда водная преграда, защищавшая Китеж, опустилась — его уже никто не видел. На месте города появилось озеро, а в самой середине блестел одинокий крест верхушки собора, да и тот медленно погружался под воду.

С тех пор город больше никто не видел, однако легенда гласит, что он стал невидимым и находится под водой. Китеж остался целым – татары его не разграбили. К озеру есть проход, который в народе называется тропой Батыя. По ней может пройти только чистый душой человек и разглядеть на глубине мерцающие огни домов и церквей. А рано утром на берегу можно слышать сладкий колокольный звон соборов Китеж-града.

Истоки легенды о священном Китеже

Согласно легенде, город Китеж исчез во время первого нашествия татаро-монгол на территорию России, в период между 1236 – 1242 гг. Мистическое озеро Светлояр, накрывшее своими водами святой город Китеж, располагается на территории Поволжья и известно с древних времён, как центр языческого верования. Когда-то возле озера жили берендеи, потомки которых сохранили поверье, что Китеж являлся крупнейшим религиозным сердцем культа бога Ярилы. Поэтому озеро всегда почиталось русскими князьями и было для них священным.

После крещения Руси языческий Китеж-град превратился в центр православия, однако для князей это ничего не изменило. Они продолжали посещать его.

По мнению некоторых учёных, Озеро Светлояр, поглотившее легендарный город, отличается сильной положительной энергетикой. И хотя боги берендеев заменились именами православных святых, само место поклонения является особенным для верующих, и обладает волшебной энергией, которая способна исцелять. Поэтому сегодня с этим легендарным местом связано много загадочных историй и чудесных примеров исцеления.

История Китежа в христианских летописях

В христианских летописях говорится, что Китеж основал правитель Юрий Всеволодович — сын Всеволода «Большое гнездо». В великом городе было построено множество соборов и церквей. Весь Китеж был возведён из белого камня, что говорило о чистоте и могуществе города. Хан Батый мечтал о мировом господстве и хотел вести орду к Средиземному морю, однако боялся, что в тылу остался непобеждённый русский князь. Именно поэтому Батый приказал всячески пытать пленных воинов с целью выведать секретные проходы к Китежу. Молчали все, ведь осознавали: если выдать местоположение города, это приведёт к полному уничтожению последних русских. Но один из воинов — Гришка Кутерьма, не выдержал изощрённых издевательств, дав согласие провести врага тайными тропами к святому городу.

Орда шла через непроходимые болота и лесные чащи, но предатель знал все тропы, поэтому вывел войско хана Батыя к Китежу. Когда жители города увидели надвигающуюся орду, они собрались вместе и стали горячо молиться Богу о спасении. Молитва была услышана и враги в страхе наблюдали, как священный Китеж опускался под воду. Так легендарный город не достался беспощадным татарам, желающим разграбить и обесчестить его.

Духовная ценность Китеж-града

Как отмечают историки, некоторые обстоятельства в легенде о священном городе вызывают сомнения. Ведь дружина князя, а вернее её остатки, никакой опасности для Батыя с его многочисленной ордой не представляла. Зачем хану нужно было вести армию через болотистую местность к городу, который даже тогда считался мифическим? Дело в том, что величавый город имел для Руси особую ценность, так как являлся её духовной основой. В исторических летописях о Китеже есть сведения, что практически вся территория города была в постройках церквей и храмов, а это говорило о самом огромном объединении православной веры.

Историки выдвинули версию, что Китеж представлял собой не политическую основу русских, а духовную. Именно поэтому Батый решил стереть с лица земли православие, а также лишить русских надежды на будущее восстановление веры. Но священный город не достался врагу.

Экспедиция на озеро и загадки для учёных

Легенда о Китеж-граде живёт по сегодняшний день. Люди, проживающие недалеко от озера, рассказывают загадочные истории о странно одетых людях, которые возникают внезапно в разных местах. Также из уст местных жителей можно услышать истории о загадочных исчезновениях людей, приехавших отыскать славный город.

Озеро Светлояр давно заинтересовало геологов и археологов, включая экспертов, самостоятельно исследующих загадку утонувшего города. Многие объясняют исчезновение Китежа физическими законами, а некоторые верят в сверхъестественную природу вещей.

Добраться до озера совсем несложно. Оно расположено в 100 километрах от Нижнего Новгорода и всего в 2-х километрах от селения Владимирское. Само озеро имеет правильную овальную форму — 500 х 350 метров. Однако глубина достигает 40 метров. Поэтому купание в озере запрещено.

Для учёных озеро задаёт много загадок, на которые ещё не смогли найти ответы. Как оно появилось? И как могло поглотить Китеж-град? К единому мнению специалисты так и не пришли. Выдвигается несколько возможных вариантов. По версии одних – озеро имеет вулканическое происхождение, другие уверяют, что его оставил растаявший ледник, а третьи винят во всём карстовые пустоты. Недавно проводились исследования, показывающие, что озеро могло появиться на месте падения метеорита.

Благодаря подводным исследованиям выяснилось, что дно озера имеет сложный рельеф, и последнее погружение земной поверхности произошло примерно 800 лет назад вместе с вторжением Батыя на территорию России. Совпадение? Однако город Китеж на дне не обнаружен. Куда же тогда делся такой величественный град?

Среди выдвигаемых версий рассматривается также мистическая сторона. При определённых обстоятельствах и в определённый промежуток времени разные измерения могли соприкоснуться. В результате общей искренней молитвы горожан в экстремальных условиях могло произойти смещение пластов реальности. Вспомним, что Китеж считался святым местом для поклонения. Кроме того, время молитвы местные жители также выбрали не случайно. День, в который проходила молитва, был необычным. Планеты и небесные светила заняли определённое положение, при котором произошло соприкосновение других измерений. Поэтому учёные даже предположили, что священный город Китеж перенёсся в параллельный мир.

Несмотря на легенды и мифы, а также русский фольклор, учёные смогли обнаружить и следы реальных событий возникновения озера. Геологи определили, что вся Центральная часть России лежит на плите твёрдой скальной породы. Однако вся её поверхность прорезана глубокими, пересекающимися впадинами. Именно на этом факте геологи основывают появление такого глубокого озера. Поэтому Китеж мог провалиться в этот огромный водный резервуар.

Аквалангисты вместе с учёными проверили озеро эхолотом и обнаружили, что оно аномальной формы. На дне под многометровым осадочным слоем грязи, отражённые сигналы обнаружили нечто такое, что не пропускало звук вглубь. Когда специалисты нарисовали карты данного участка, согласно сканированию, то получили странный узор, напоминавший город, окружённый набережными. Не удивительно, что Китеж существовал, но потом в результате тектонической активности просто ушёл под воду.

Учёные-геофизики в исследованиях озера использовали гидрофон, сделанный по принципу преобразования звука в электрический сигнал. В ходе экспериментов в некоторых местах вода «кричала», а в некоторых был зафиксирован звук, очень напоминающий звон колокола. Химический состав воды озера также поражает учёных высоким содержанием гидрокарбоната и кальция.

Рассказ о Китеже, который был скрыт водами озера от врага, является одним из самых известных в истории. На сегодняшний день город так и не найден, однако работы по его поиску не прекращаются. Озеро Светлояр, куда по легенде опустился Китеж, преподносит учёным всё больше загадок, ответы на которые мы можем никогда и не узнать.

No related links found

tainy.net

Китеж-град. Легенды. Исследования

Китеж-град

Китеж

Что такое Китеж-град

Китеж (Китеж-град) – в преданиях мистический город, который якобы стал невидим и опустился на дно озера Светлояр, во время монголо-татарского нашествия XIII столетия. Также, считалось, что Китеж населен только одними праведниками, а нечестивцы туда не допускаются. Согласно легенде, он находился, в северной части Нижегородской обл., неподалеку от села Владимирского, на берегах озера Светлояр у реки Люнда.

В течении многих лет пытаются решить археологи-подводники загадку озера Светлояр, где, как говорится в народных преданиях, погребен волшебный град Китеж.

Легенды о Китеже

• Согласно легенде , на берегах Светлояра князь Юрий Всеволодович построил город Большой Китеж. Особый упор делается на то, что город был построен всего лишь за 3 года — с 1165-го по 1168-й — и сразу каменный, что для лесной Руси той эпохи было немыслимым подвигом. Когда полчища Батыя вторглись на Русь, ими был захвачен и разорен город Малый Китеж (или Городец) и, спасаясь от монгольского войска, князь Юрий укрылся в Большом Китеже, затерянном среди заволжских лесных чащ.

Но Батый узнал дорогу к Большому Китежу и осадил его. Его жители неустанно молились Богородице, чтобы она встала на их защиту. Насмерть стояли защитники города, в бою был убит князь Юрий. Однако силы были слишком неравные. Вот-вот враги должны были ворваться в Китеж-град, как вдруг произошло чудо. Город начал исчезать на глазах Батыя — под водой скрылись китежские церкви, строения… Устрашенный свершившимся чудом, враг бежал.

Время от времени, согласно легендам, со дна озера Светлояр и из-под холмов доносится звон колоколов, появляются временами и китежские старички, купят хлеб у крестьян, поговорят, а после снова исчезают. Праведный же человек может не только «узреть видение» Китежа, но и сам попасть в зачарованный город и остаться там навеки…

• Сказание о невидимом Китеж-граде на протяжении долгого времени существовало в устной форме, передаваясь из поколения в поколение. В XVII веке в лесах Заволжья начали появляться раскольничьи скиты — тайные поселения приверженцев старой веры, не признаваемой официальной церковью. Именно раскольники в XVIII веке впервые записали сказание о Китеже в сочинении «Книга, глаголемая Летописец». В их изложении легенда приобрела ярко выраженный религиозный характер. Согласно их представлению, подводный город — это монастырь, в котором живут праведные старцы, а видеть Китеж и слышать китежские звоны, как уже было сказано выше, могут только люди, истинно верующие.

«Туман рассеялся, и над озером неземным светом засияли купола Китежа. Небесный град праведников явился во всем своем великолепии. Главные врата града раскрылись, и из них показался лучезарный старец. Он приглашал войти в чудо-град и остаться в нем навсегда». Так описала свое свидание с легендарным городом паломница, трижды на коленях проползшая вокруг озера Светлояр. В награду за ее духовный подвиг небесный град предстал пред ней, а жители Китежа пригласили старушку к себе. Но она, испугавшись, отказалась входить в обитель праведников.

Китеж

• Вера в реальность существования Китежа сохранялась в окрестностях Светлояра и в более поздний период. 1982 год — фольклористами был записан рассказ местной жительницы: «Люди говорят, что где-то на середине озера есть дырка — не очень уж большая — ну будто бы как с ковш будет. Только найти ее очень трудно. В зимнее время лед на Светлояре бывает чистый-чистый. Так надо прийти, разгрести снег, и можно посмотреть, что там, на дне, происходит. А там, рассказывают, всякие чудеса: дома белокаменные стоят, деревья растут, колокольни, церкви, рубленные терема, люди живые ходят… Только не всякому покажется, не всякий эту дырку найти сможет».

• Местные говорят, им известны случаи, когда китежане оказывали помощь людям в самых обыденных делах. «Мне, еще мальцу, бабушка говорила про то, что жил тут в деревне у озера старичок один. Отправился тот старик однажды в лес за грибами. Ходил-ходил, и все напрасно. Устав, сел на пенек… Тут и подумалось ему: «Хоть бы старички китежские помогли». Не успело подуматься, как дремота на него напала. Спустя некоторое время проснулся старик, открыл глаза, посмотрел в корзину — и глазам своим не верит: в ней до краев грибы. Да еще какие — один к одному, да все белые!»

• Рассказывали, что один заблудившийся пастух даже ужинал в граде Китеже и хотел было в другой раз туда пробраться, но уже не смог найти туда дороги.

1843 год — журнал «Москвитянин» ознакомил русский народ с этой красивой легендой. Она обратила на себя внимание ученых, вдохновляла поэтов и писателей. Римским-Корсаком была написана опера, посвященная Китеж-граду, ушедшему под воду. И уже сотню лет назад появилась мысль о поисках легендарного города на дне озера Светлояр.

Светлояр

Озеро Светлояр

Исследования

Однако о подводной археологии в те времена даже не мечтали. Поисками занялись лишь в наши дни. Вначале археологами был раскопан Малый Китеж, то есть Городец. Там были обнаружены следы мощного пожара, который уничтожил город в первой половине XIII столетия. Стало понятным, что это было сделано войском Батыя. Это может означать, что легенда права в той части, когда говорит, что Малый Китеж был сожжен татаро-монголами. Ну, а Большой Китеж, ушедший на дно озера Светлояр? 1959 год — к озеру отправилась первая экспедиция археологов-подводников. Успехов она не смогла добиться. Но, возможно, надо вести более основательные поиски?

1968 год — отделом науки «Литературной газеты» была организована на озеро Светлояр комплексная экспедиция. В ее составе были фольклористы, археолог, историк, геолог, озеровед, гидролог и группа аквалангистов. Целью экспедиции было выяснить, какова же связь с действительностью, с озером Светлояр легенды о Китеж-граде, ставшем символом веры в неумирающую Россию, в нетленность русской культуры, в конечную победу над всеми бедствиями. Мог ли действительно уйти город на дно озера?

Исследования археологов-подводников

Геолог В.И. Никишин пришел к выводу, что Светлояр — это «провал» земной коры, заполнившийся водой и ставший озером. Опустившись на его дно, аквалангисты и гидролог Д.А. Козловский смогли установить, что береговой склон Светлояра уходит под воду тремя уступами до глубины в 30 метров.

Первая терраса, с пологим уклоном, находится на глубине в 8–9 метров. Вторая, отделенная крутым склоном, — на глубине в 22–23 метра и, в конце концов, «последнее дно», глубоководная часть озера, погружена на глубину до 30 метров. Как считает Козловский, глубоководная часть озера образовалась приблизительно полторы тысячи лет назад. Потом 700–800 лет назад произошел новый «провал», и появилась терраса на глубине 22–23 метра. И уже, 350–400 лет назад образовалась последняя, мелководная терраса.

Китеж-1

Возможно, на одной из террас стоял некогда град Китеж? Ведь время образования второй террасы удивительно совпадает с датой его гибели, о которой говорится в легендах… Археологи-подводники принялись детально изучать дно озера. «Мелководную» террасу исследовали при помощи специального водоскопа. Это конус из листовой стали с дном из оргстекла. Диаметр его 60 см. На узкой части конуса водоскопа закрепили резиновую часть маски, и «просмотр» начался. Вода в Светлояре очень чистая и прозрачная, видимость в ней отличная.

В юго-западной части озера, на мелководье, археологами были найдены остатки свай. Град Китеж? Нет. Местные жители рассказывают, что в XIX столетии тут стояла купальня, построенная местным помещиком. Ничего не смогли обнаружить и на второй террасе. Аквалангисты А. Гогешвили и Г. Назаров опустились под воду и прошли все озеро с севера на юг. Однако Китеж-града с крепостными стенами и золочеными церковными куполами на дне Светлояра нет!

Правда, дно это покрывает толстый многометровой слой ила. На мелководной террасе, в 50-ти метров от берега, на глубине 6–8 метров аквалангисты находили остатки деревьев. Верхушку одного из них спилили и отправили на анализ в Геологический институт Академии наук СССР. Радиоуглеродный анализ показал: дерево погибло 350–400 лет назад. А это соответствует временному периоду образования мелководной террасы, вычисленному Д.А. Козловским!

Значит, одна из террас в действительности образовалась в результате «провала»? И если датировки, которые были предложены Козловским, точны, то второй «провал» произошел в эпоху монгольского нашествия — во времена, связанные с гибелью легендарного Китеж-града!

На следующий год археологи-подводники прибыли на озеро Светлояр вместе с группой ленинградских ученых, вооруженных геолокатором. Прибор ЗГЛ водрузили на рыбацкую лодку. 62 эхолотных галса было проделано на Светлояре, озеро было вдоль и поперек иссечено«профилями», дававшими возможность проникнуть сквозь многометровый слой ила. В северной части Светлояра, на террасе «батыевских» времен, звуковой гидролокатор показал некое образование овальной формы. Следы огороженного сооружения? Однако у этого образования может быть и естественное происхождение.

«Спустя еще год на середине озера геологами-разведчиками было сделано 5 пробных бурений по нашим указаниям, — писал руководитель экспедиции Марк Баринов. — Ими были извлечены из-под 10-ти метрового слоя ила кусочки дерева, на котором криминалисты-эксперты в Москве обнаружили следы деятельности людей. Так закончилась наша разведка на озере Светлояр. Нашли ли мы Китеж? На этот вопрос ответа пока нет. Слово за археологами, вооруженными мощной современной техникой».

 

 

 

ред. shtorm777.ru

ПОХОЖИЕ ЗАПИСИ

shtorm777.ru

Китеж - это... Что такое Китеж?

Ки́теж (Ки́теж-град, град Ки́теж, Большо́й Ки́теж, Ки́диш) — мессианистический город, находившийся, по легенде, в северной части Нижегородской области, около села Владимирского, на берегах озера Светлояр у реки Люнда.

Основой для светлоярского культа послужил «Китежский летописец» («Книга, глаголемая летописец…»)[1], памятник, созданный, предположительно, в среде старообрядцев-бегунов в 80-90-е годы XVIII века[2]. Другим важным памятником является «Повесть и взыскание о граде сокровенном Китеже»[3]. Легенда стала известной в образованных кругах России благодаря роману-эпопее «В лесах» П. И. Мельникова-Печёрского. Она послужила основой многим произведениям искусства — в частности, опере Н. А. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии».

Легенда

Согласно легенде, князь Юрий Всеволодович «пристал к берегу у Малого Китежа, что на берегу Волги стоит, и отстроил его»[1].

Позднее князь пересёк реки Узолу, Санду и Керженец и нашёл красивое место на берегах озера Светлояра, где он решил построить город Большой Китеж. «Китежский летописец» сообщает, что князь

<…> приехал к озеру, именем Светлояру. И увидел место то, необычайно прекрасное и многолюдное. И по умолению его жителей повелел благоверный князь Георгий Всеволодович строить на берегу озера того Светлояра город, именем Большой Китеж, ибо место то было необычайно прекрасно, а на другом берегу озера того была дубовая роща[1].

При желании в тумане над озером на рассвете можно увидеть очертания города Ангельский покров над Светлоозером

«И город тот, Большой Китеж, на сто сажен в длину и ширину был, и была эта первая мера мала. И повелел благоверный князь Георгий ещё сто сажен прибавить в длину, и стала мера граду тому в длину — двести сажен, а в ширину — сто сажен. А начали город тот каменный строить в год 6673 (1165), месяца мая в первый день, на память святого пророка Иеремии и иже с ним. И строился город тот три года, и построили его в год 6676 (1168), месяца сентября в тридцатый день, на память святого священномученика Григория, епископа Великой Армении»[2].

Мельников-Печёрский излагает легенду так:

А еще ниже, за Камой, степи раскинулись, народ там другой: хоть русский, но не таков, как в Верховье. Там новое заселение, а в заволжском Верховье Русь исстари уселась по лесам и болотам. Судя по людскому наречному говору - новгородцы в давние Рюриковы времена там поселились. Преданья о Батыевом разгроме там свежи. Укажут и "тропу Батыеву" и место невидимого града Китежа на озере Светлом Яре. Цел тот город до сих пор - с белокаменными стенами, златоверхими церквами, с честными монастырями, с княженецкими узорчатыми теремами, с боярскими каменными палатами, с рубленными из кондового, негниющего леса домами. Цел град, но невидим. Не видать грешным людям славного Китежа. Скрылся он чудесно, божьим повеленьем, когда безбожный царь Батый, разорив Русь Суздальскую, пошел воевать Русь Китежскую. Подошел татарский царь ко граду Великому Китежу, восхотел дома огнем спалить, мужей избить либо в полон угнать, жен и девиц в наложницы взять. Не допустил господь басурманского поруганья над святыней христианскою. Десять дней, десять ночей Батыевы полчища искали града Китежа и не могли сыскать, ослепленные. И досель тот град невидим стоит,- откроется перед страшным Христовым судилищем. А на озере Светлом Яре, тихим летним вечером, виднеются отраженные в воде стены, церкви, монастыри, терема княженецкие, хоромы боярские, дворы посадских людей. И слышится по ночам глухой, заунывный звон колоколов китежских.

Предполагается, что название города произошло от княжеского села Кидекши[4]. (от древнерус. «покинутое место») (около Суздаля), уничтоженного татаро-монгольской ордой в 1237 году.

Завоевав некоторые русские княжества, хан Батый узнал о Китеже и приказал захватить его. Монголы скоро захватили Малый Китеж, вынудив Юрия отступить в леса к Большому Китежу. Один из пленников рассказал монголам о тайных тропах к озеру Светлояру. Орда преследовала Юрия и вскоре достигла стен города. К удивлению монголов, у города совсем не было никаких укреплений. Его жители даже не собирались защищаться и только молились. Увидев это, монголы атаковали город, но тут им пришлось остановиться. Внезапно из-под земли хлынули фонтаны воды и стали затапливать город и самих захватчиков. Нападавшим пришлось отступить, и они только могли видеть, как город погружался в озеро. Последнее, что они видели, был крест на куполе собора. И вскоре на месте города остались только волны.

Эта легенда родила многочисленные невероятные слухи, которые дошли до наших дней. Говорится, что только те, кто чист сердцем и душой, найдут путь в Китеж[3]. Также говорится, что в тихую погоду можно иногда слышать колокольный звон и пение людей, слышимое из-под вод озера Светлояра[5]. Озеро Светлояр иногда называют «Русской Атлантидой»[6].

Образ в искусстве

Музыка

Классическая Современная

Изобразительное искусство

  • М. В. Нестеров создал картину «Град Китеж (В лесах)» в 1917—1922.
  • К. И. Горбатов создал несколько картин по мотивам легенды о граде Китеже: «Невидимый град Китеж» (1913), «Потонувший город (Китеж?)» (1933).

Литература

  • Действие повести Аркадия и Бориса Стругацких «Сказка о тройке» (варианте, изданном в журнале «Смена») происходит в городе Китежград, а в повести «Понедельник начинается в субботу» упоминается «Китежградский завод маготехники».
  • Советский писатель М. Зуев-Ордынец является автором романа «Сказание о граде Ново-Китяже». Действие повести Сергея Абрамова «Неформашки» происходит в городе Краснокитежск.
  • Константин Арбенин. Стихотворение «Телепасха» — автор использует образ «Китеж без китежан».
  • Поэт Сергей Городецкий обращается к образу Китежа в стихотворениях 1907 г. «Озеро» и «Под озером», которые объединены им в одно целое названием «Алый Китеж».
  • Поэт Виктор Соснора включил стихотворение «Сказание о Граде Китеже» в книгу 1969 г. «Всадники».
  • Писатель Михаил Успенский в романе "Там, где нас нет" описывает "Нестьград", город добрых адамычей, в котором угадывается Китеж (также описанный как Утопия)
  • Олег Юрьев в романе 2007 г. «Винета» увязывает легенду о Китеже с историей западнославянского города Винета.

Кинематограф

Библиография

Источники и публикации

  • Китежский летописец; Повесть и взыскание о граде сокровенном Китеже // Памятники литературы Древней Руси: XIII век. М., 1981.
  • Легенда о граде Китеже / Подг. текста, пер. и комм. Н. В. Понырко //Библиотека литературы Древней Руси / Под ред. Д. С. Лихачева, Л. А. Дмитриева, А. А. Алексеева, Н. В. Понырко. — Т. 5: XIII век. — СПб.: Наука, 1997. — («Книга, глаголемая летописец…»; «Повесть и взыскание о граде сокровенном Китеже».)
  • Град Китеж. Горький, 1985.

Исследования

Легенда
  • Комарович В. Л. Китежская легенда (Опыт изучения местных легенд). — М.; Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1936. — (На сайте частично, в приложении к бумажной версии даны летописные предания о Китеже).
  • Криничная Н. А. Легенды о невидимом граде Китеже: мифологема взыскания сокровенного града в фольклорной и литературной прозе // Евангельский текст в русской литературе XVIII—XX веков. — Вып. 4. — Петрозаводск, 2005. — С. 53-66.
  • Кулагина А. В. Легенда о граде Китеже в свете экспедиционных записей XX — начала XXI века // Народные культуры Русского Севера. Фольклорный энтитет этноса. Архангельск, 2004. Вып. 2. С. 131—141.
  • Легенды и предания Волги-реки. Н. Новгород, 1998.
  • Легенды и предания земли Нижегородской. Н. Новгород, 2001.
  • Меледин С. П. Китеж на озере Светлояр. // Москвитянин. 1843. Ч. 6. № 12. С. 507—511. — Первая печатная публикация о Китеже.
  • Шестаков В. П. Эсхатологические мотивы в легенде о граде Китеже // Шестаков В. П. Эсхатология и утопия: Очерки русской философии и культуры. М., 1995.
Искусство

Художественные произведения

  • Ахматова А. А. «Уложила сыночка кудрявого…» // Собр. соч.: В 6 т. М., 1998—2002. Т. 1.
  • Ахматова А. А. Путем всея земли // Собр. соч. Т. 3.
  • Бехтеев C. Китеж; Китежане // Бехтеев C. Песни русской скорби и слез. М., 1996.
  • Бетаки В. Китеж // Бетаки В. Европа — остров. Париж, 1981.
  • Блохин Н. Глубь-трясина. М., 1999.
  • Волошин М. А. Китеж // Волошин М. А. Молюсь за тех и за других. М., 2001.
  • Есенин С. А. Инония // Полн. собр. соч.: В 7 т. Т. 2. М., 1997.
  • Горький М. В людях // Собр. соч.: В 30 т. М., 1949—1955. Т. 13. С. 266. (Духовный стих о Китеже).
  • Клюев Н. А. Красная песня; «Уму — республика, а сердцу — матерь-Русь…»; Русь-Китеж; «Я — посол от медведя…»; Красный Адам; Песнь о Великой Матери; Мать-Суббота // Клюев Н. А. Сердце Единорога. — СПб., 1999.
  • Крусанов П. В. Укус ангела: Роман. СПб., 2001.
  • Майков А. Н. Странник // Собр. соч.: В 2 т. М., 1984. Т. 2.
  • Мельников П. И. (Андрей Печерский). Гриша // Собр. соч.: В 6 т. М., 1963. Т. 1.
  • Мельников П. И. (Андрей Печерский). В лесах // Собр. соч.: В 6 т. М., 1963. Т. 2-3.
  • Мережковский Д. С. Петр и Алексей // Собр. соч.: В 4 т. М., 1990. Т. 2.
  • Пришвин М. М. У стен града невидимого (Светлое озеро).
  • Столяров А. М. «Мы, народ…» // Нева № 5, 2011.
  • Стругацкие А. и Б. «Сказка о тройке».
  • Тендряков В. Ф. Чистые воды Китежа // Собр. соч.: В 5 т. М., 1989. Т.5.
  • Садов С. «Рыцарь ордена».

Публицистика

  • Бунин И. А. Инония и Китеж // Бунин И. А. Публицистика 1918—1953 годов. М., 2000.
  • Гиппиус З. Н. Светлое озеро. 1904.
  • Дурылин С. Н. «Начальник тишины». Сергиев Посад, «Религиозно-филос. б-ка», 1916. 31 стр. PDF
  • Дурылин С. Н. «Сказание о невидимом Граде-Китеже» М., «Проталинка». 1916 стр. 32 PDF
  • Ильин И. А. О России // Собр. соч.: В 10 т. М., 1996. Т. 6. Кн. II.
  • Короленко В. Г. В пустынных местах // Собр. соч.: В 10 т. М., 1954. Т. 3.
  • Шмелев И. С. Душа Родины; Москва в позоре // Собр. соч.: В 5 т. М., 1998—2000. Т. 2.

Примечания

Ссылки

dic.academic.ru

Китеж град | Легенда | Интересные факты

С озером Светлояр связано несколько легенд о затонувшем городе - Китеж-граде. Между ними много общего, но разделяет пропасть времён. Рассмотрим самые известные предания, при помощи современных знаний и логических рассуждений представим события, повлекшие их образование, а также, их дальнейшую трансформацию вплоть до наших дней.

Заметка

Озеро Светлояр находится в 130 км от областного центра Нижний Новгород около села Владимирское Воскресенского района. Возраст - 10 000 лет. Происхождение не известно. Размер озера: 500 на 300 метров. Глубина более 30 метров. Многочисленные наземные и подводные экспедиции не подтвердили существования Китеж-града и любых других прибрежных поселений. Есть только легенды...

Наше рассмотрение легенд мы начнем с ближайших к нам по времени и постепенно погрузимся в глубь эпох и сделаем смелое предположение.

Легенда первая - христианская

Основание Китеж-града: Князь Юрий Всеволодович любил путешествовать. Однажды, в 1164 году (6672 год от С.М.), он плыл по Волге, увидел хорошее место, пристал к берегу и основал там град Малый Китеж (предположительно Городец) И продолжил свое путешествии по сухой земле. Прошел он леса, реки и вышел на берег озера Светлояр. Поразила князя красота и гармония этого места. И приказал Юрий Всеволодович основать в этом месте большой Китеж - легендарный Китеж-град. Основание города произошло предположительно в 1165 году.

Город был построен за три года. Его размер 200 саженей в длину и 100 в ширину (~300 на 160 метров). Много было там церквей златоглавых и богочестивых людей.

Заметка

Великий князь Георгий Всеволодович родился в 1187 году, участвовал во многочисленных военных походах против окружающих княжеств. Для удержания захваченных чувашских и мордовских земель основал в 1221 году Нижний Новгород (Нов Град) и ряд других крепостей. Считал, что от татар легче защищаться в одиночку. В результате последующих боев с татаро-монгольскими захватчиками потерял семью и погиб сам в 1238 году. Принимал активное участие в распространении и укреплении христианской веры. Построил множество церквей в Древней Руси. За дела свои богоугодные и муки перенесенные православной церковью причислен к лику святых в 1645 году как Святой Благоверный Князь Георгий Всеволодович.

Окрестности Светлояра 1238 год

Разбив одиноких рязанцев, пришли татаро-монголы во Владимир-град. Не прошенным гостям Юрий Всеволодович был не рад, платить дань отказался. Начались боевые действия.

Пал Суздаль, пал Владимир, где погибла вся семья Великого князя. Сам князь отступил к малому Китежу, опять собрал войска и продолжил борьбу за свободу Земли Русской. Под Городцом был разбит и взят в плен. Но не сдался, не пал духом. Ночью бежал через леса и реки в Великий Китеж.

На утро узнал Хан о побеге князя - разозлился, казнил виновных ротозеев и стал пытать оставшихся пленных о месте пребывания Юрия Всеволодовича. Все молчали, только один предатель нашёлся. Это был бражник Гришка Кутерьма. Он рассказал и провел врага к прекрасному Китеж-граду.

Вышел князь с новой дружиной защищать город и героически сложил свою буйную головушку на поле брани. В той битве бились и три богатыря. Силы были не равны, и они тоже полегли. На месте их гибели начал бить ключик Кибелёк, рядом с которым находятся их могилы - могилы трех святых. До конца не известно: были святые богатырями или богатыри были причислены к лику святых?

Увидел безжалостный хан, что город остался без защиты и хотел предать его огню и мечу. Вдруг раздался колокольный звон со всех колоколен, а верующие начали дружно молится и петь красивые молитвы.

Услышала Пресвятая Богородица плачь и мольбы о спасении и сотворила чудо: спасла весь город и всех его жителей от надругания и не минуемой гибели. Был город и пропал, растаял, перестал существовать, исчез у всех на глазах.

Заметка

Значение слов "пропал", "исчез" не всегда означает благоприятный исход для пропавшего.

Дальше легенды расходятся. По одной версии Китеж-град погрузился в озеро Светлояр, как Атлантида, правда там все погибли, а у нас, к счастью, наоборот - спаслись. Чистым душой в тихую погоду видны купола церквей в глубине и слышен звон колоколов.

По второй версии город провалился под землю. Доказательством являются свидетельства крестьян. Когда они пахали землю, то иногда цепляли плугом за верхушки крестов. По третей версии: город стал невидимым. Также увидеть и попасть в него могут только чистые душой люди.

В этой легенде есть явные противоречия: не всё сходится с датами жизни основателя и основания Малого и Большого Китежа, месте гибели князя и т.д., да и само татаро-монгольское нашествие под большим вопросом.

Найдены ли какие-либо следы многочисленного татаро-монгольского войска на берегах озера Светлояр? Хоть что-нибудь принадлежащее безжалостным захватчикам? Эти вопросы мы задали сотруднику историко-художественного музея "Китеж" села Владимирское Нижегородской области и получили исчерпывающий ответ. Подтверждение есть: найдены две бусинки предположительно татарского происхождения. Выводы делайте сами.

Красивая и замечательная легенда о силе и чистоте русской души.

Древнеславянский вариант легенды

Следующая легенда, связанная с Китеж-градом и озером Светлояр переносит на 3000 лет от Великого Князя Юрия Всеволодовича, в те стародавние времена, которые у нас сейчас на Руси вспоминать не принято, назад приблизительно в 2358 год до нашей эры.

Сказания о той поре сохранились в легендах народов, населяющих эти земли - мордвы, марийцев, чувашей. В свое время они были записаны и дожили до наших дней.

Краткое содержание легенды: Два друга - бог Велес Суреевич и бог грома и молний - Перун полюбили красавицу Диву-Додолу - дочь бога туч.

Заметка

Велес – славянский бог, мудрец, покровитель искусств, владыка чародейства и т.д.

И стали друзья врагами. Красавица выбрала Перуна и вышла за него замуж.

Бог Велес с этим не смирился и прибёг к магии. Достал он уникальный цветок Ландыш. Понюхавший него сразу полюбит первого кого увидит после этого.

Зашел в гости к Додоле, как раз Перун был в длительной командировке. И сообщил, между делом, что её муж в дальних краях не скучает... Дива разозлилась и погналась на своем чудо-коне за обидчиком, громы молнии метала. Где ударил этот конь копытом по земле - там озеро образовалось. Велес быстро превратился в речку Люнду, а волшебный цветок воткнул на берегу. Увидела красавица удивительный цветок, не удержалась, сорвала и понюхала, а Велес тут как тут, и полюбила его Додола пуще жизни. Через положенное время родился у них сын Ярило, а озеро это назвали Светлояром.

Затем призвал Велес бога-строителя построить им на берегах озера чудо град. Что тот и сделал. Назвал этот город - Китеж-град.

Владыка города Велес Суреевич обладал перстнем с волшебным рубином. Он мог перенести в другой мир целые города. Как-то, не дружественные боги пустили в Велеса Суреевича молнию. Она попала в волшебный рубин и отразилась в город Китеж-град. После чего город исчез. Расстроился Велес Суреевич, закручинился, и ушел в Белозерье. Там прославился и стал нам известен под именем Деда Мороза.

Есть и другая концовка этой лирической истории: Перун вернулся после длительного отсутствия и то, что он увидел ему сильно не понравилось. Решил Перун наказать вероломного Велеса. Бились они три дня и три ночи. В результате Велес был изгнан со славянского Олимпа.

Легенда о разгневанной богине и коне гиганте.

Существует ещё одна короткая легенда о Китеж-граде и озере Светлояр. В далекие времена было много различных богов. Почитали их люди и приносили дары. Одно маленькое, но гордое племя по неизвестной причине перестало поклонятся богине лесов и зверей. Звали эту богиню Девка-Турка. Сильно разозлилась богиня, и направила на грубиянов своего огромного и безжалостного коня. Ударил конь по селению людей копытом, провалилась земля и заполнился провал водой. Так пропало селение лесных людей и образовалось озеро Светлояр. А доказательством тому служит форма озера, похожая на конское копыто.

Неожиданное продолжение...

При написании этой статьи я ознакомился с работами А.Колтыпина, П. Олексеенко о ядерных и термоядерных конфликтах в прошлом, тектитах. Их работы перекликаются и дополняются материалами Алексея Артемьева о круглых озерах. Эта информация неожиданно помогла представить жизнеспособную картину происходившего на древней Земле и найти в ней место для легенд о Китеж-граде и сказаний о озере Светлояр.

Воронка Светлояр. Ядерные войны на Земле уже были

В древних источниках различных народов описываются многочисленные конфликты богов с применением оружия огромной разрушительной силы, способного стирать в пыль целые города. Если такие конфликты были в действительности, то должны остаться их следы на поверхности Земли, например, в виде воронок.

Современные люди также обладают оружием огромной разрушительной силы. Оно способно уничтожать города, что наглядно доказали на практике США в 1945 году. После его применения на поверхности земли остаются огромные воронки почти круглой формы, иногда заполненные водой.

На первом фото не большое озеро на месте взрыва первой атомной бомбы на полигоне в Семипалатинске, на втором - следы дальнейшего совершенствования ядерного оружия в СССР. На третьем снимке лунный ландшафт в штате Невада (США).

Все эти воронки объединяет одинаковая круглая форма и обязательное образование тектитов.

Заметка

Тектиты - расплавленные образования, возникшие при кратковременном воздействии высоких температур около 2000 градусов и давлений ~ 400 000 атм.

При рассмотрении поверхности Земли на всех континентах можно обнаружить озера круглой формы и кратеры различного размера.

Одна часть из них произошла от столкновения астероидов (метеоритов) с поверхностью планеты. Их образование подтверждается обязательным обнаружением фрагментов метеорита, а также отсутствием тектитов.

Другая часть имеет туманное происхождение, отсутствие метеоритной пыли и присутствие тектитов, а значит высоких температур и давлений при образовании, т.е. имеют все признаки применения ядерного оружия на этом месте в прошлом. Официальная наука не видит этих совпадений и информацию не комментирует.

Воронки на фотографиях: озеро Лонар (Индия) – место, “где звезда упала на Землю”, Озеро Чухломское (Костромская обл.), озеро Светлояр Нижегородская область (РФ), торфяные озера Пензенская область (РФ), кратер Жаманшин (Казахстан).

Китеж-град - возникновение легенды

Из вышеизложенного можно предположить, что в глубокой древности в местах расположения озер и кратеров круглой формы при наличии тектитов произошли ядерные взрывы. Так как число таких мест велико, то имел место обмен ядерными ударами - глобальная ядерная война. Ближайшая к нашему времени большая группа таких кратеров имеет возраст 10 - 12 тыс. лет.

Возраст озера Светлояр как раз 10 тыс. лет. Происхождение - не известно, удобно-метеоритно-карстовое. Так считает современная наука. Оно имеет почти идеальную круглую форму. Фрагментов метеорита, даже пыли, на берегах и в окрестностях найдено не было. А найти должны были. Поиски тектитов или не производились или находки скрыты, чтобы не портить привычную картину Мира.

Поэтому, я предположил, что около 12 - 10 тыс. лет назад в этом месте находился какой-то населенный пункт, городок, воинская часть, или любой другой объект, заслуживавший нанесения по нему ядерного удара небольшой мощности. Удар был нанесен, город (объект) перестал существовать.

Выжившие люди из соседних поселений рассказывали подрастающему поколению, что рядом был город и был уничтожен. Попросту исчез. Массовый обмен ядерными ударами между враждующими сторонами привел к экологической катастрофе, похолоданию, уничтожению технологий и знаний. Развитие общества было откинуто назад на тысячи лет.

Легенда о исчезнувшем городе сохранялась в памяти людей, но уровень развития стал ниже и в старинном предании появились боги: Велес, Перун и т.д. Не всемирный ядерный конфликт между двумя сверх державами, предположительно Ариями и Атлантами, а соперничество богов за красавицу. Это было более понятно людям, и они передавали это из поколения в поколение.

Прошли тысячи лет, началась эра христианства.

Американский писатель фантаст Роберт Хайнлайн, прочитав работы К.Э. Циолковского, написал один из лучших своих романов: "Пасынки во Вселенной". Только сейчас понимаю, что мы и есть герои его романа, мы все, люди на планете Земля.

Читая о легендах и преданиях о Китеж-граде, о Светлояре неожиданно коснулись серьезных тем. Истинная история человечества лежит за семью печатями, она скрыта под шелухой мистификаций, налетом вымыслов. Но Правда жива, ее огонек теплится в сказаниях и легендах, в молве, в отголосках, в отражении на воде...

Я не обладаю данными о тектитах из районов озер круглой формы, находящихся на территории РФ, но предполагаю, что они были найдены, как и в аналогичных местах за рубежом. Буду признателен, если кто-то поделится имеющейся информацией.

Автор
Михаил Х.
Твоя жизнь всегда движется в сторону твоей самой сильной мысли.

touristiktales.com

Китеж град - невидимый город

В России есть много мест таинственных и необычных, о которых издревле ходят легенды и слухи. Одно из них —  невидимый город Китеж-град, который многие называют русской Атлантидой.

Где находится Китеж град

В Нижегородской области есть красивейшее озеро Светлояр, похожее на гигантское зеркало. Именно его темные безмятежные воды уже много столетий скрывают древний город, о котором существует столько легенд и домыслов, а вот фактических сведений – практически нет. Говорят, что этот город открывает двери для того, кто чист сердцем. Именно такому человеку Китеж-град явит все свои тайные чудеса. Может быть, повезет именно вам?

По легенде Китеж-град находился в северной части Нижегородской области, около села Владимирского, на берегах озера Светлояр у реки Линда. Город упоминается в исторических источниках – «Китежский летописец» и «Повесть и взыскание о граде сокровенном Китеже». В широких кругах эта романтичная легенда стала известной благодаря роману-эп пее «В лесах» П. И. Мельникова-Печёрского. Вот цитата из этой книги:

«Цел тот город до сих пор – с белокаменными стенами, златоверхими церквами, с честными монастырями, с княженецкими узорчатыми теремами, с боярскими каменными палатами, с рубленными из кондового, негниющего леса домами. Цел град, но невидим. Не видать грешным людям славного Китежа».

А многие заинтересовались легендой и отправились на поиски таинственного невидимого города благодаря знаменитой опере Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». Большинство исследователей сходятся во мнении, что название города произошло от княжеского села Кидекши (от мерянск. «каменистый залив») около Суздаля, уничтоженного татаро-монгольской ордой в 1237 году.

Сказание о Китеж граде

Почему однажды так случилось, что красивый белокаменный город ушел под воду на века? Рассказывают, что дело было так: хан Батый узнал о Китеже и приказал захватить его. О чудесном городе рассказал хану один из пленных – он же тайными тропами и провел войско к берегам озера Светлояр. Монголов очень удивило то обстоятельство, что у такого прекрасного города не было защиты. Его жители остались абсолютно безмятежными перед лицом верной смерти. Они даже не пытались оказать сопротивление – просто тихо молились. Естественно, монголы воспользовались такой удачей и атаковали город. Вот тут и начались странности. Из-под земли вдруг хлынула вода – много воды, целый потоп. Непонятно откуда взявшиеся потоки начали быстро затапливать и войско, и сам город. Захватчикам пришлось быстро отступать. Им оставалось только растерянно наблюдать за тем, как город погружался в озеро. Говорят, последним, что они увидели, был сверкнувший на солнце крест на куполе главного собора.

Вот как об этом событии рассказывает Мельников-Печёрский:

«Скрылся он чудесно, Божьим повеленьем, когда безбожный царь Батый, разорив Русь Суздальскую, пошел воевать Русь Китежскую. Подошел татарский царь ко граду Великому Китежу, восхотел дома огнём спалить, мужей избить либо в полон угнать, жен и девиц в наложницы взять. Не допустил Господь басурманского поруганья над святыней христианскою. Десять дней, десять ночей Батыевы полчища искали града Китежа и не могли сыскать, ослепленные. И досель тот град невидим стоит, — откроется перед страшным Христовым судилищем. А на озере Светлом Яре, тихим летним вечером, виднеются отраженные в воде стены, церкви, монастыри, терема княженецкие, хоромы боярские, дворы посадских людей. И слышится по ночам глухой, заунывный звон колоколов китежских.»

Между прочим, и местные жители, и многие туристы рассказывают, что и до сих пор из-под темных вод озера иногда доносится колокольный звон. А в тихую погоду можно услышать и пение людей, тоже доносящееся из-под воды. Некоторые путешественники рассказывают и о том, что им удавалось увидеть в воде купола церквей.

 К берегам озера Светлояр стоит отправиться, чтобы соприкоснуться с чудом. Есть поверье, что если обойти озеро три раза по часовой стрелке, то исполнится ваше самое заветное желание. Говорят, что вода, взятая из Светлояра, долгое время не портится. Естественно, ученые не раз исследовали озеро вдоль и поперек. И нашли на его дне очень много загадочных предметов. Например, подводные террасы – берега уходят под воду как бы лестницей. На дне озера найдено очень много старинных предметов, большая часть которых относится к тринадцатому веку.

 Как добраться до озера Светлояр где по легенде находился Китеж град

kitej grad marshrut

  • На автобусе. Нам нужен маршрут «Нижний Новгород – Воскресенское» с автостанции Канавинская. Не доезжая до Воскресенского, необходимо выйти у села Владимирское. Дальше любой местный подскажет вам дорогу. Время в пути до Владимирского – 2-2,5 часа.
  • На пригородном поезде. Нижний Новгород – Семенов» или «Нижний Новгород – Урень» до Семенова, затем на автобусе Семенов – Воскресенское до села Владимирское. Далее – пешком через село Владимирское, мимо большой автостоянки, по березовой аллее, до озера (1 км).
  • На автомобиле. По Кировской трассе. Проехать Семенов, доехать до станции Боковая, далее – правый поворот по указателю на Владимирское и Воскресенское, доехать до села Владимирское (поворот направо), проехать через село до большой автостоянки. Далее – по березовой аллее пешком. Расстояние от Нижнего Новгорода – 130 км.

vedmochka.net