Китеж. Город китеж википедия


Китеж — Википедия

Ки́теж (Ки́теж-град, град Ки́теж, Большо́й Ки́теж, Ки́диш) — мессианистический город, находившийся, по легенде, в северной части Нижегородской области, около села Владимирского, на берегах озера Светлояр у реки Люнда.

Основой для светлоярского культа послужил «Китежский летописец» («Книга, глаголемая летописец…»)[1], памятник, созданный, предположительно, в среде старообрядцев-бегунов в 80—90-е годы XVIII века[2]. Другим важным памятником является «Повесть и взыскание о граде сокровенном Китеже»[3]. Легенда стала известной в образованных кругах России благодаря роману-эпопее «В лесах» П. И. Мельникова-Печёрского. Она послужила основой многим произведениям искусства — в частности, опере Н. А. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии».

Предания

При желании в тумане над озером на рассвете можно увидеть очертания города Ангельский покров над Светлоозером

Согласно преданию, князь Георгий Всеволодович «пристал к берегу у Малого Китежа, что на берегу Волги стоит, и отстроил его». Позднее князь пересёк реки Узолу, Санду и Керженец и нашёл красивое место на берегах озера Светлояра, где он решил построить город Большой Китеж. «Китежский летописец» сообщает, что князь

<…> приехал к озеру, именем Светлояру. И увидел место то, необычайно прекрасное и многолюдное. И по умолению его жителей повелел благоверный князь Георгий Всеволодович строить на берегу озера того Светлояра город, именем Большой Китеж, ибо место то было необычайно прекрасно, а на другом берегу озера того была дубовая роща.<…>

<…>И город тот, Большой Китеж, на сто сажен в длину и ширину был, и была эта первая мера мала. И повелел благоверный князь Георгий ещё сто сажен прибавить в длину, и стала мера граду тому в длину — двести сажен, а в ширину — сто сажен. А начали город тот каменный строить в год 6673 (1165), месяца мая в первый день, на память святого пророка Иеремии и иже с ним. И строился город тот три года, и построили его в год 6676 (1168), месяца сентября в тридцатый день<…>[4]

Мельников-Печёрский излагает предание так:

А ещё ниже, за Камой, степи раскинулись, народ там другой: хоть русский, но не таков, как в Верховье. Там новое заселение, а в заволжском Верховье Русь исстари уселась по лесам и болотам. Судя по людскому наречному говору — новгородцы в давние Рюриковы времена там поселились. Преданья о Батыевом разгроме там свежи. Укажут и «тропу Батыеву» и место невидимого града Китежа на озере Светлом Яре. Цел тот город до сих пор — с белокаменными стенами, златоверхими церквами, с честными монастырями, с княженецкими узорчатыми теремами, с боярскими каменными палатами, с рубленными из кондового, негниющего леса домами. Цел град, но невидим. Не видать грешным людям славного Китежа. Скрылся он чудесно, Божьим повеленьем, когда безбожный царь Батый, разорив Русь Суздальскую, пошел воевать Русь Китежскую. Подошел татарский царь ко граду Великому Китежу, восхотел дома огнём спалить, мужей избить либо в полон угнать, жен и девиц в наложницы взять. Не допустил Господь басурманского поруганья над святыней христианскою. Десять дней, десять ночей Батыевы полчища искали града Китежа и не могли сыскать, ослепленные. И досель тот град невидим стоит, — откроется перед страшным Христовым судилищем. А на озере Светлом Яре, тихим летним вечером, виднеются отраженные в воде стены, церкви, монастыри, терема княженецкие, хоромы боярские, дворы посадских людей. И слышится по ночам глухой, заунывный звон колоколов китежских.

Предполагается, что название города произошло от княжеского села Кидекши (от мерянск. «каменистый залив») около Суздаля, уничтоженного татаро-монгольской ордой в 1237 году.[5].

Завоевав некоторые русские княжества, хан Батый узнал о Китеже и приказал захватить его. Монголы скоро захватили Малый Китеж, вынудив Юрия отступить в леса к Большому Китежу. Один из пленников рассказал монголам о тайных тропах к озеру Светлояру. Орда преследовала Юрия и вскоре достигла стен города. К удивлению монголов, у города совсем не было никаких укреплений. Его жители даже не собирались защищаться и только молились. Увидев это, монголы атаковали город, но тут им пришлось остановиться. Внезапно из-под земли хлынули фонтаны воды и стали затапливать город и самих захватчиков. Нападавшим пришлось отступить, и они только могли видеть, как город погружался в озеро. Последнее, что они видели, был крест на куполе собора. И вскоре на месте города остались только волны.

Это предание породило многочисленные невероятные слухи, которые дошли до наших дней. Говорится, что только те, кто чист сердцем и душой, найдут путь в Китеж[3]. Также говорится, что в тихую погоду можно иногда слышать колокольный звон и пение людей, слышимое из-под вод озера Светлояра[6]. Озеро Светлояр иногда называют «Русской Атлантидой»[7].

Видео по теме

Образ в искусстве

Музыка

КлассическаяСовременная

Изобразительное искусство

  • М. В. Нестеров создал картину «Град Китеж (В лесах)» в 1917—1922.
  • К. И. Горбатов создал несколько картин по мотивам легенды о граде Китеже: «Невидимый град Китеж» (1913), «Потонувший город (Китеж?)» (1933).

Литература

  • Действие повести Аркадия и Бориса Стругацких «Сказка о тройке» (варианте, изданном в журнале «Смена») происходит в городе Китежград, а в повести «Понедельник начинается в субботу» упоминается «Китежградский завод маготехники».
  • Советский писатель М. Зуев-Ордынец является автором романа «Сказание о граде Ново-Китяже». Действие повести Сергея Абрамова «Неформашки» происходит в городе Краснокитежск.
  • Константин Арбенин. Стихотворение «Телепасха» — автор использует образ «Китеж без китежан».
  • Поэт Сергей Городецкий обращается к образу Китежа в стихотворениях 1907 г. «Озеро» и «Под озером», которые объединены им в одно целое названием «Алый Китеж».
  • Поэт Виктор Соснора включил стихотворение «Сказание о Граде Китеже» в книгу 1969 г. «Всадники».
  • Писатель Михаил Успенский в романе «Там, где нас нет» описывает «Нестьград», город добрых адамычей, в котором угадывается Китеж (также описанный как Утопия).
  • Олег Юрьев в романе 2007 г. «Винета» увязывает легенду о Китеже с историей западнославянского города Винета.
  • Писатель Евгений Гуляковский развернул основное действие фантастического романа «Красное смещение» в Китеж-граде и его окрестностях.
  • В фантастической трилогии Сергея Садова «Рыцарь Ордена» Китеж является столицей одной из главных стран параллельного мира.
  • В фантастической книге Владимира Данихнова «Девочка и мертвецы» упоминается миф о Китеже.

Кинематограф

  • В 1971 Юрий Норштейн и Иван Иванов-Вано сняли мультфильм «Сеча при Керженце» по мотивам оперы Римского-Корсакова.
  • Действие фильма «Чародеи» (1982) происходит в городе Китежград.
  • Современным искателям Китежа посвящена часть документального фильма Вернера Херцога «Колокола из глубины» (1993).
  • В фильме 2011 года «Жила-была одна баба» используется образ города Китежа.
  • в фильме «Нечистая сила» сотрудник Института леса Иван Денисов в лесу на Чёртовом болоте встречает старушку, которая сообщает, что живёт здесь очень давно — с тех пор, как тут был город, который ушёл под воду. В качестве доказательства она показывает Ивану маковки церквей, торчащие из воды.

Компьютерные игры

  • В компьютерной игре «Rise of the Tomb Raider», вышедшей в конце 2015 года, Лара Крофт отправляется на поиски затерянного города Китежа, который находится почему-то в Сибири.
  • В компьютерной игре «The Sims 2» в меню городов можно выбрать город Китежград, в котором происходят загадочные события.
  • В компьютерной игре «TimeZero», в постъядерном мире, есть частный город под названием Китеж.

Библиография

Источники и публикации

  • Китежский летописец; Повесть и взыскание о граде сокровенном Китеже // Памятники литературы Древней Руси: XIII век. М., 1981.
  • Легенда о граде Китеже / Подг. текста, пер. и комм. Н. В. Понырко //Библиотека литературы Древней Руси / Под ред. Д. С. Лихачева, Л. А. Дмитриева, А. А. Алексеева, Н. В. Понырко. — Т. 5: XIII век. — СПб.: Наука, 1997. — («Книга, глаголемая летописец…»; «Повесть и взыскание о граде сокровенном Китеже».)
  • Град Китеж. Горький, 1985.

Исследования

Легенда
  • Китежская легенда // Киреев — Конго. — М. : Большая российская энциклопедия, 2009. — С. 185. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 14). — ISBN 978-5-85270-345-3.
  • Комарович В. Л. Китежская легенда (Опыт изучения местных легенд). — М.; Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1936. — (На сайте частично, в приложении к бумажной версии даны летописные предания о Китеже).
  • Криничная Н. А. Легенды о невидимом граде Китеже: мифологема взыскания сокровенного града в фольклорной и литературной прозе // Евангельский текст в русской литературе XVIII—XX веков. — Вып. 4. — Петрозаводск, 2005. — С. 53-66.
  • Кулагина А. В. Легенда о граде Китеже в свете экспедиционных записей XX — начала XXI века // Народные культуры Русского Севера. Фольклорный энтитет этноса. Архангельск, 2004. Вып. 2. С. 131—141.
  • Легенды и предания Волги-реки. Н. Новгород, 1998.
  • Легенды и предания земли Нижегородской. Н. Новгород, 2001.
  • Меледин С. П. Китеж на озере Светлояр. // Москвитянин. 1843. Ч. 6. № 12. С. 507—511. — Первая печатная публикация о Китеже.
  • Шестаков В. П. Эсхатологические мотивы в легенде о граде Китеже // Шестаков В. П. Эсхатология и утопия: Очерки русской философии и культуры. М., 1995.
Искусство

Художественные произведения

  • Ахматова А. А. «Уложила сыночка кудрявого…» // Собр. соч.: В 6 т. М., 1998—2002. Т. 1.
  • Ахматова А. А. Путём всея земли // Собр. соч. Т. 3.
  • Бехтеев C. Китеж; Китежане // Бехтеев C. Песни русской скорби и слез. М., 1996.
  • Бетаки В. Китеж // Бетаки В. Европа — остров. Париж, 1981.
  • Блохин Н. Глубь-трясина. М., 1999.
  • Волошин М. А. Китеж // Волошин М. А. Молюсь за тех и за других. М., 2001.
  • Есенин С. А. Инония // Полн. собр. соч.: В 7 т. Т. 2. М., 1997.
  • Горький М. В людях // Собр. соч.: В 30 т. М., 1949—1955. Т. 13. С. 266. (Духовный стих о Китеже).
  • Димитриев Д. Китеж-Град // В сборнике Наследие 2014 г. или на поэтическом сайте Стихи.ру под номером:/2005/07/13-588
  • Клюев Н. А. Красная песня; «Уму — республика, а сердцу — матерь-Русь…»; Русь-Китеж; «Я — посол от медведя…»; Красный Адам; Песнь о Великой Матери; Мать-Суббота // Клюев Н. А. Сердце Единорога. — СПб., 1999.
  • Крусанов П. В. Укус ангела: Роман. СПб., 2001.
  • Майков А. Н. Странник // Собр. соч.: В 2 т. М., 1984. Т. 2.
  • Мельников П. И. (Андрей Печерский). Гриша // Собр. соч.: В 6 т. М., 1963. Т. 1.
  • Мельников П. И. (Андрей Печерский). В лесах // Собр. соч.: В 6 т. М., 1963. Т. 2-3.
  • Мережковский Д. С. Петр и Алексей // Собр. соч.: В 4 т. М., 1990. Т. 2.
  • Пришвин М. М. У стен града невидимого (Светлое озеро).
  • Столяров А. М. «Мы, народ…» // Нева № 5, 2011.
  • Стругацкие А. и Б. «Сказка о тройке».
  • Тендряков В. Ф. Чистые воды Китежа // Собр. соч.: В 5 т. М., 1989. Т.5.
  • Садов С. «Рыцарь ордена».

Публицистика

  • Бунин И. А. Инония и Китеж // Бунин И. А. Публицистика 1918—1953 годов. М., 2000.
  • Гиппиус З. Н. Светлое озеро. 1904.
  • Дурылин С. Н. «Начальник тишины». Сергиев Посад, «Религиозно-филос. б-ка», 1916. 31 стр. PDF (недоступная ссылка)
  • Дурылин С. Н. «Сказание о невидимом Граде-Китеже» М., «Проталинка». 1916 стр. 32 PDF (недоступная ссылка)
  • Ильин И. А. О России // Собр. соч.: В 10 т. М., 1996. Т. 6. Кн. II.
  • Короленко В. Г. В пустынных местах // Собр. соч.: В 10 т. М., 1954. Т. 3.
  • Шмелев И. С. Душа Родины; Москва в позоре // Собр. соч.: В 5 т. М., 1998—2000. Т. 2.

Примечания

Ссылки

www.wikipedia.green

Китеж — википедия фото

Ки́теж (Ки́теж-град, град Ки́теж, Большо́й Ки́теж, Ки́диш) — мессианистический город, находившийся, по легенде, в северной части Нижегородской области, около села Владимирского, на берегах озера Светлояр у реки Люнда.

Основой для светлоярского культа послужил «Китежский летописец» («Книга, глаголемая летописец…»)[1], памятник, созданный, предположительно, в среде старообрядцев-бегунов в 80-90-е годы XVIII века[2]. Другим важным памятником является «Повесть и взыскание о граде сокровенном Китеже»[3]. Легенда стала известной в образованных кругах России благодаря роману-эпопее «В лесах» П. И. Мельникова-Печёрского. Она послужила основой многим произведениям искусства — в частности, опере Н. А. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии».

  При желании в тумане над озером на рассвете можно увидеть очертания города  Ангельский покров над Светлоозером

Согласно преданию, князь Георгий Всеволодович «пристал к берегу у Малого Китежа, что на берегу Волги стоит, и отстроил его». Позднее князь пересёк реки Узолу, Санду и Керженец и нашёл красивое место на берегах озера Светлояра, где он решил построить город Большой Китеж. «Китежский летописец» сообщает, что князь

<…> приехал к озеру, именем Светлояру. И увидел место то, необычайно прекрасное и многолюдное. И по умолению его жителей повелел благоверный князь Георгий Всеволодович строить на берегу озера того Светлояра город, именем Большой Китеж, ибо место то было необычайно прекрасно, а на другом берегу озера того была дубовая роща.<…>

<…>И город тот, Большой Китеж, на сто сажен в длину и ширину был, и была эта первая мера мала. И повелел благоверный князь Георгий ещё сто сажен прибавить в длину, и стала мера граду тому в длину — двести сажен, а в ширину — сто сажен. А начали город тот каменный строить в год 6673 (1165), месяца мая в первый день, на память святого пророка Иеремии и иже с ним. И строился город тот три года, и построили его в год 6676 (1168), месяца сентября в тридцатый день<…>[4]

Мельников-Печёрский излагает предание так:

А ещё ниже, за Камой, степи раскинулись, народ там другой: хоть русский, но не таков, как в Верховье. Там новое заселение, а в заволжском Верховье Русь исстари уселась по лесам и болотам. Судя по людскому наречному говору — новгородцы в давние Рюриковы времена там поселились. Преданья о Батыевом разгроме там свежи. Укажут и «тропу Батыеву» и место невидимого града Китежа на озере Светлом Яре. Цел тот город до сих пор — с белокаменными стенами, златоверхими церквами, с честными монастырями, с княженецкими узорчатыми теремами, с боярскими каменными палатами, с рубленными из кондового, негниющего леса домами. Цел град, но невидим. Не видать грешным людям славного Китежа. Скрылся он чудесно, Божьим повеленьем, когда безбожный царь Батый, разорив Русь Суздальскую, пошел воевать Русь Китежскую. Подошел татарский царь ко граду Великому Китежу, восхотел дома огнём спалить, мужей избить либо в полон угнать, жен и девиц в наложницы взять. Не допустил Господь басурманского поруганья над святыней христианскою. Десять дней, десять ночей Батыевы полчища искали града Китежа и не могли сыскать, ослепленные. И досель тот град невидим стоит, — откроется перед страшным Христовым судилищем. А на озере Светлом Яре, тихим летним вечером, виднеются отраженные в воде стены, церкви, монастыри, терема княженецкие, хоромы боярские, дворы посадских людей. И слышится по ночам глухой, заунывный звон колоколов китежских.

Предполагается, что название города произошло от княжеского села Кидекши (от мерянск. «каменистый залив») около Суздаля, уничтоженного татаро-монгольской ордой в 1237 году.[5].

Завоевав некоторые русские княжества, хан Батый узнал о Китеже и приказал захватить его. Монголы скоро захватили Малый Китеж, вынудив Юрия отступить в леса к Большому Китежу. Один из пленников рассказал монголам о тайных тропах к озеру Светлояру. Орда преследовала Юрия и вскоре достигла стен города. К удивлению монголов, у города совсем не было никаких укреплений. Его жители даже не собирались защищаться и только молились. Увидев это, монголы атаковали город, но тут им пришлось остановиться. Внезапно из-под земли хлынули фонтаны воды и стали затапливать город и самих захватчиков. Нападавшим пришлось отступить, и они только могли видеть, как город погружался в озеро. Последнее, что они видели, был крест на куполе собора. И вскоре на месте города остались только волны.

Это предание породило многочисленные невероятные слухи, которые дошли до наших дней. Говорится, что только те, кто чист сердцем и душой, найдут путь в Китеж[3]. Также говорится, что в тихую погоду можно иногда слышать колокольный звон и пение людей, слышимое из-под вод озера Светлояра[6]. Озеро Светлояр иногда называют «Русской Атлантидой»[7].

org-wikipediya.ru

Китеж Вики

Ки́теж (Ки́теж-град, град Ки́теж, Большо́й Ки́теж, Ки́диш) — мессианистический город, находившийся, по легенде, в северной части Нижегородской области, около села Владимирского, на берегах озера Светлояр у реки Люнда.

Основой для светлоярского культа послужил «Китежский летописец» («Книга, глаголемая летописец…»)[1], памятник, созданный, предположительно, в среде старообрядцев-бегунов в 80—90-е годы XVIII века[2]. Другим важным памятником является «Повесть и взыскание о граде сокровенном Китеже»[3]. Легенда стала известной в образованных кругах России благодаря роману-эпопее «В лесах» П. И. Мельникова-Печёрского. Она послужила основой многим произведениям искусства — в частности, опере Н. А. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии».

Предания[ | код]

При желании в тумане над озером на рассвете можно увидеть очертания города Ангельский покров над Светлоозером

Согласно преданию, князь Георгий Всеволодович «пристал к берегу у Малого Китежа, что на берегу Волги стоит, и отстроил его». Позднее князь пересёк реки Узолу, Санду и Керженец и нашёл красивое место на берегах озера Светлояра, где он решил построить город Большой Китеж. «Китежский летописец» сообщает, что князь

<…> приехал к озеру, именем Светлояру. И увидел место то, необычайно прекрасное и многолюдное. И по умолению его жителей повелел благоверный князь Георгий Всеволодович строить на берегу озера того Светлояра город, именем Большой Китеж, ибо место то было необычайно прекрасно, а на другом берегу озера того была дубовая роща.<…>

<…> И город тот, Большой Китеж, на сто сажен в длину и ширину был, и была эта первая мера мала. И повелел благоверный князь Георгий ещё сто сажен прибавить в длину, и стала мера граду тому в длину — двести сажен, а в ширину — сто сажен. А начали город тот каменный строить в год 6673 (1165), месяца мая в первый день, на память святого пророка Иеремии и иже с ним. И строился город тот три года, и построили его в год 6676 (1168), месяца сентября в тридцатый день<…>[4]

Мельников-Печёрский излагает предание так:

А ещё ниже, за Камой, степи раскинулись, народ там другой: хоть русский, но не таков, как в Верховье. Там новое заселение, а в заволжском Верховье Русь исстари уселась по лесам и болотам. Судя по людскому наречному говору — новгородцы в давние Рюриковы времена там поселились. Преданья о Батыевом разгроме там свежи. Укажут и «тропу Батыеву» и место невидимого града Китежа на озере Светлом Яре. Цел тот город до сих пор — с белокаменными стенами, златоверхими церквами, с честными монастырями, с княженецкими узорчатыми теремами, с боярскими каменными палатами, с рубленными из кондового, негниющего леса домами. Цел град, но невидим. Не видать грешным людям славного Китежа. Скрылся он чудесно, Божьим повеленьем, когда безбожный царь Батый, разорив Русь Суздальскую, пошёл воевать Русь Китежскую. Подошёл татарский царь ко граду Великому Китежу, восхотел дома огнём спалить, мужей избить либо в полон угнать, жён и девиц в наложницы взять. Не допустил Господь басурманского поруганья над святыней христианскою. Десять дней, десять ночей Батыевы полчища искали града Китежа и не могли сыскать, ослеплённые. И досель тот град невидим стоит, — откроется перед страшным Христовым судилищем. А на озере Светлом Яре, тихим летним вечером, виднеются отражённые в воде стены, церкви, монастыри, терема княженецкие, хоромы боярские, дворы посадских людей. И слышится по ночам глухой, заунывный звон колоколов китежских.

Предполагается, что название города произошло от княжеского села Кидекши (от мерянск. «каменистый залив») около Суздаля, уничтоженного татаро-монгольской ордой в 1237 году.[5].

Завоевав некоторые русские княжества, хан Батый узнал о Китеже и приказал захватить его. Монголы скоро захватили Малый Китеж, вынудив Юрия отступить в леса к Большому Китежу. Один из пленников рассказал монголам о тайных тропах к озеру Светлояру. Орда преследовала Юрия и вскоре достигла стен города. К удивлению монголов, у города совсем не было никаких укреплений. Его жители даже не собирались защищаться и только молились. Увидев это, монголы атаковали город, но тут им пришлось остановиться. Внезапно из-под земли хлынули фонтаны воды и стали затапливать город и самих захватчиков. Нападавшим пришлось отступить, и они только могли видеть, как город погружался в озеро. Последнее, что они видели, был крест на куполе собора. И вскоре на месте города остались только волны.

Это предание породило многочисленные невероятные слухи, которые дошли до наших дней. Говорится, что только те, кто чист сердцем и душой, найдут путь в Китеж[3]. Также говорится, что в тихую погоду можно иногда слышать колокольный звон и пение людей, слышимое из-под вод озера Светлояра[6]. Озеро Светлояр иногда называют «Русской Атлантидой»[7].

Образ в искусстве[ | код]

Музыка[ | код]

КлассическаяСовременная

Изобразительное искусство[ | код]

  • М. В. Нестеров создал картину «Град Китеж (В лесах)» в 1917—1922.
  • К. И. Горбатов создал несколько картин по мотивам легенды о граде Китеже: «Невидимый град Китеж» (1913), «Потонувший город (Китеж?)» (1933).

Литература[ | код]

  • Действие повести Аркадия и Бориса Стругацких «Сказка о тройке» (варианте, изданном в журнале «Смена») происходит в городе Китежград, а в повести «Понедельник начинается в субботу» упоминается «Китежградский завод маготехники».
  • Советский писатель М. Зуев-Ордынец является автором романа «Сказание о граде Ново-Китяже». Действие повести Сергея Абрамова «Неформашки» происходит в городе Краснокитежск.
  • Константин Арбенин. Стихотворение «Телепасха» — автор использует образ «Китеж без китежан».
  • Поэт Сергей Городецкий обращается к образу Китежа в стихотворениях 1907 г. «Озеро» и «Под озером», которые объединены им в одно целое названием «Алый Китеж».
  • Поэт Виктор Соснора включил стихотворение «Сказание о Граде Китеже» в книгу 1969 г. «Всадники».
  • Писатель Михаил Успенский в романе «Там, где нас нет» описывает «Нестьград», город добрых адамычей, в котором угадывается Китеж (также описанный как Утопия).
  • Олег Юрьев в романе 2007 г. «Винета» увязывает легенду о Китеже с историей западнославянского города Винета.
  • Писатель Евгений Гуляковский развернул основное действие фантастического романа «Красное смещение» в Китеж-граде и его окрестностях.
  • В фантастической трилогии Сергея Садова «Рыцарь Ордена» Китеж является столицей одной из главных стран параллельного мира.
  • В фантастической книге Владимира Данихнова «Девочка и мертвецы» упоминается миф о Китеже.

Кинематограф[ | код]

  • В 1971 Юрий Норштейн и Иван Иванов-Вано сняли мультфильм «Сеча при Керженце» по мотивам оперы Римского-Корсакова.
  • Действие фильма «Чародеи» (1982) происходит в городе Китежград.
  • Современным искателям Китежа посвящена часть документального фильма Вернера Херцога «Колокола из глубины» (1993).
  • В фильме 2011 года «Жила-была одна баба» используется образ города Китежа.
  • в фильме «Нечистая сила» сотрудник Института леса Иван Денисов в лесу на Чёртовом болоте встречает старушку, которая сообщает, что живёт здесь очень давно — с тех пор, как тут был город, который ушёл под воду. В качестве доказательства она показывает Ивану маковки церквей, торчащие из воды.

Компьютерные игры[ | код]

  • В компьютерной игре «Rise of the Tomb Raider», вышедшей в конце 2015 года, Лара Крофт отправляется на поиски затерянного города Китежа, который находится почему-то в Сибири.
  • В компьютерной игре «The Sims 2» в меню городов можно выбрать город Китежград, в котором происходят загадочные события.
  • В компьютерной игре «TimeZero», в постъядерном мире, есть частный город под названием Китеж.

Библиография[ | код]

Источники и публикации[ | код]

  • Китежский летописец; Повесть и взыскание о граде сокровенном Китеже // Памятники литературы Древней Руси: XIII век. М., 1981.
  • Легенда о граде Китеже / Подг. текста, пер. и комм. Н. В. Понырко //Библиотека литературы Древней Руси / Под ред. Д. С. Лихачёва, Л. А. Дмитриева, А. А. Алексеева, Н. В. Понырко. — Т. 5: XIII век. — СПб.: Наука, 1997. — («Книга, глаголемая летописец…»; «Повесть и взыскание о граде сокровенном Китеже».)
  • Град Китеж. Горький, 1985.

Исследования[ | код]

Легенда
  • Китежская легенда // Киреев — Конго. — М. : Большая российская энциклопедия, 2009. — С. 185. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 14). — ISBN 978-5-85270-345-3.
  • Комарович В. Л. Китежская легенда (Опыт изучения местных легенд). — М.; Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1936. — (На сайте частично, в приложении к бумажной версии даны летописные предания о Китеже).
  • Криничная Н. А. Легенды о невидимом граде Китеже: мифологема взыскания сокровенного града в фольклорной и литературной прозе // Евангельский текст в русской литературе XVIII—XX веков. — Вып. 4. — Петрозаводск, 2005. — С. 53—66.
  • Кулагина А. В. Легенда о граде Китеже в свете экспедиционных записей XX — начала XXI века // Народные культуры Русского Севера. Фольклорный энтитет этноса. Вып. 2. — Архангельск, 2004. — С. 131—141.
  • Легенды и предания Волги-реки. Н. Новгород, 1998.
  • Легенды и предания земли Нижегородской. Н. Новгород, 2001.
  • Меледин С. П. Китеж на озере Светлояр. // Москвитянин. 1843. Ч. 6. № 12. С. 507—511. — Первая печатная публикация о Китеже.
  • Шестаков В. П. Эсхатологические мотивы в легенде о граде Китеже // Шестаков В. П. Эсхатология и утопия: Очерки русской философии и культуры. М., 1995.
Искусство

Художественные произведения[ | код]

  • Ахматова А. А. «Уложила сыночка кудрявого…» // Собр. соч.: В 6 т. М., 1998—2002. Т. 1.
  • Ахматова А. А. Путём всея земли // Собр. соч. Т. 3.
  • Бехтеев C. Китеж; Китежане // Бехтеев C. Песни русской скорби и слез. М., 1996.
  • Бетаки В. Китеж // Бетаки В. Европа — остров. Париж, 1981.
  • Блохин Н. Глубь-трясина. М., 1999.
  • Волошин М. А. Китеж // Волошин М. А. Молюсь за тех и за других. М., 2001.
  • Есенин С. А. Инония // Полн. собр. соч.: В 7 т. Т. 2. М., 1997.
  • Горький М. В людях // Собр. соч.: В 30 т. М., 1949—1955. Т. 13. С. 266. (Духовный стих о Китеже).
  • Димитриев Д. Китеж-Град // В сборнике Наследие 2014 г. или на поэтическом сайте Стихи.ру под номером:/2005/07/13-588
  • Клюев Н. А. Красная песня; «Уму — республика, а сердцу — матерь-Русь…»; Русь-Китеж; «Я — посол от медведя…»; Красный Адам; Песнь о Великой Матери; Мать-Суббота // Клюев Н. А. Сердце Единорога. — СПб., 1999.
  • Крусанов П. В. Укус ангела: Роман. СПб., 2001.
  • Майков А. Н. Странник // Собр. соч.: В 2 т. М., 1984. Т. 2.
  • Мельников П. И. (Андрей Печерский). Гриша // Собр. соч.: В 6 т. М., 1963. Т. 1.
  • Мельников П. И. (Андрей Печерский). В лесах // Собр. соч.: В 6 т. М., 1963. Т. 2-3.
  • Мережковский Д. С. Пётр и Алексей // Собр. соч.: В 4 т. М., 1990. Т. 2.
  • Пришвин М. М. У стен града невидимого (Светлое озеро).
  • Столяров А. М. «Мы, народ…» // Нева, 2011. № 5.
  • Стругацкие А. и Б. «Сказка о тройке».
  • Тендряков В. Ф. Чистые воды Китежа // Собр. соч.: В 5 т. М., 1989. Т.5.
  • Садов С. «Рыцарь ордена».

Публицистика[ | код]

  • Бунин И. А. Инония и Китеж // Бунин И. А. Публицистика 1918—1953 годов. М., 2000.
  • Гиппиус З. Н. Светлое озеро. 1904.
  • Дурылин С. Н. «Начальник тишины». Сергиев Посад, «Религиозно-филос. б-ка», 1916. 31 стр. PDF (недоступная ссылка)
  • Дурылин С. Н. «Сказание о невидимом Граде-Китеже» М., «Проталинка». 1916 стр. 32 PDF (недоступная ссылка)
  • Ильин И. А. О России // Собр. соч.: В 10 т. М., 1996. Т. 6. Кн. II.
  • Короленко В. Г. В пустынных местах // Собр. соч.: В 10 т. М., 1954. Т. 3.
  • Шмелёв И. С. Душа Родины; Москва в позоре // Собр. соч.: В 5 т. М., 1998—2000. Т. 2.

Примечания[ | код]

Ссылки[ | код]

ru.wikibedia.ru

Китеж - Википедия

Ки́теж (Ки́теж-град, град Ки́теж, Большо́й Ки́теж, Ки́диш) — мессианистический город, находившийся, по легенде, в северной части Нижегородской области, около села Владимирского, на берегах озера Светлояр у реки Люнда.

Основой для светлоярского культа послужил «Китежский летописец» («Книга, глаголемая летописец…»)[1], памятник, созданный, предположительно, в среде старообрядцев-бегунов в 80-90-е годы XVIII века[2]. Другим важным памятником является «Повесть и взыскание о граде сокровенном Китеже»[3]. Легенда стала известной в образованных кругах России благодаря роману-эпопее «» П. И. Мельникова-Печёрского. Она послужила основой многим произведениям искусства — в частности, опере Н. А. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии».

Предания[ | ]

При желании в тумане над озером на рассвете можно увидеть очертания города Ангельский покров над Светлоозером

Согласно преданию, князь Георгий Всеволодович «пристал к берегу у Малого Китежа, что на берегу Волги стоит, и отстроил его». Позднее князь пересёк реки Узолу, Санду и Керженец и нашёл красивое место на берегах озера Светлояра, где он решил построить город Большой Китеж. «Китежский летописец» сообщает, что князь

<…> приехал к озеру, именем Светлояру. И увидел место то, необычайно прекрасное и многолюдное. И по умолению его жителей повелел благоверный князь Георгий Всеволодович строить на берегу озера того Светлояра город, именем Большой Китеж, ибо место то было необычайно прекрасно, а на другом берегу озера того была дубовая роща.<…>

<…>И город тот, Большой Китеж, на сто сажен в длину и ширину был, и была эта первая мера мала. И повелел благоверный князь Георгий ещё сто сажен прибавить в длину, и стала мера граду тому в длину — двести сажен, а в ширину — сто сажен. А начали город тот каменный строить в год 6673 (1165), месяца мая в первый день, на память святого пророка Иеремии и иже с ним. И строился город тот три года, и построили его в год 6676 (1168), месяца сентября в тридцатый день<…>[4]

Мельников-Печёрский излагает предание так:

А ещё ниже, за Камой, степи раскинулись, народ там другой: хоть русский, но не таков, как в Верховье. Там новое заселение, а в заволжском Верховье Русь исстари уселась по лесам и болотам. Судя по людскому наречному говору — новгородцы в давние Рюриковы времена там поселились. Преданья о Батыевом разгроме там свежи. Укажут и «тропу Батыеву» и место невидимого града Китежа на озере Светлом Яре. Цел тот город до сих пор — с белокаменными стенами, златоверхими церквами, с честными монастырями, с княженецкими узорчатыми теремами, с боярскими каменными палатами, с рубленными из кондового, негниющего леса домами. Цел град, но невидим. Не видать грешным людям славного Китежа. Скрылся он чудесно, Божьим повеленьем, когда безбожный царь Батый, разорив Русь Суздальскую, пошел воевать Русь Китежскую. Подошел татарский царь ко граду Великому Китежу, восхотел дома огнём спалить, мужей избить либо в полон угнать, жен и девиц в наложницы взять. Не допустил Господь басурманского поруганья над святыней христианскою. Десять дней, десять ночей Батыевы полчища искали града Китежа и не могли сыскать, ослепленные. И досель тот град невидим стоит, — откроется перед страшным Христовым судилищем. А на озере Светлом Яре, тихим летним вечером, виднеются отраженные в воде стены, церкви, монастыри, терема княженецкие, хоромы боярские, дворы посадских людей. И слышится по ночам глухой, заунывный звон колоколов китежских.

Предполагается, что название города произошло от княжеского села Кидекши (от мерянск. «каменистый залив») около Суздаля, уничтоженного татаро-монгольской ордой в 1237 году.[5].

Завоевав некоторые русские княжества, хан Батый узнал о Китеже и приказал захватить его. Монголы скоро захватили Малый Китеж, вынудив Юрия отступить в леса к Большому Китежу. Один из пленников рассказал монголам о тайных тропах к озеру Светлояру. Орда преследовала Юрия и вскоре достигла стен города. К удивлению монголов, у города совсем не было никаких укреплений. Его жители даже не собирались защищаться и только молились. Увидев это, монголы атаковали город, но тут им пришлось остановиться. Внезапно из-под земли хлынули фонтаны воды и стали затапливать город и самих захватчиков. Нападавшим пришлось отступить, и они только могли видеть, как город погружался в озеро. Последнее, что они видели, был крест на куполе собора. И вскоре на месте города остались только волны.

Это предание породило многочисленные невероятные слухи, которые дошли до наших дней. Говорится, что только те, кто чист сердцем и душой, найдут путь в Китеж[3]. Также говорится, что в тихую погоду можно иногда слышать колокольный звон и пение людей, слышимое из-под вод озера Светлояра[6]. Озеро Светлояр иногда называют «Русской Атлантидой»[7].

Образ в искусстве[ | ]

Музыка[ | ]

Классическая Современная

Изобразительное искусство[ | ]

  • М. В. Нестеров создал картину «Град Китеж (В лесах)» в 1917—1922.
  • К. И. Горбатов создал несколько картин по мотивам легенды о граде Китеже: «Невидимый град Китеж» (1913), «Потонувший город (Китеж?)» (1933).

Литература[ | ]

  • Действие повести Аркадия и Бориса Стругацких «Сказка о тройке» (варианте, изданном в журнале «Смена») происходит в городе Китежград, а в повести «Понедельник начинается в субботу» упоминается «Китежградский завод маготехники».
  • Советский писатель М. Зуев-Ордынец является автором романа «Сказание о граде Ново-Китяже». Действие повести Сергея Абрамова «Неформашки» происходит в городе Краснокитежск.
  • Константин Арбенин. Стихотворение «Телепасха» — автор использует образ «Китеж без китежан».
  • Поэт Сергей Городецкий обращается к образу Китежа в стихотворениях 1907 г. «Озеро» и «Под озером», которые объединены им в одно целое названием «Алый Китеж».
  • Поэт Виктор Соснора включил стихотворение «Сказание о Граде Китеже» в книгу 1969 г. «Всадники».
  • Писатель Михаил Успенский в романе описывает «Нестьград», город добрых адамычей, в котором угадывается Китеж (также описанный как Утопия).
  • Олег Юрьев в романе 2007 г. «Винета» увязывает легенду о Китеже с историей западнославянского города Винета.
  • Писатель Евгений Гуляковский развернул основное действие фантастического романа «Красное смещение» в Китеж-граде и его окрестностях.
  • В трилогии Сергея Садова «Рыцарь Ордена» Китеж является столицей одной из главных стран мира.
  • Частично действия книги Екатерины Неволинной «Город-невидимка» происходят в Китеже.
  • В фантастической книге Владимира Данихнова «Девочка и мертвецы» упоминается миф о Китеже.
  • Стихотворение Е.Лукина «Баллада о невидимом райцентре» использует тот же сюжет.

Кинематограф[ | ]

  • В 1971 Юрий Норштейн и Иван Иванов-Вано сняли мультфильм «Сеча при Керженце» по мотивам оперы Римского-Корсакова.
  • Действие фильма «Чародеи» (1982) происходит в городе Китежград.
  • Упоминается в сериале 2004 года «»
  • В фильме 2011 года «Жила-была одна баба» используется образ города Китежа.
  • в фильме "Нечистая сила" сотрудник Института леса Иван Денисов в лесу на Чёртовом болоте встречает старушку, которая  сообщает, что живёт здесь очень давно — с тех пор, как тут был город, который ушёл под воду. В качестве доказательства она показывает Ивану маковки церквей, торчащие из воды.

Компьютерные игры[ | ]

  • В компьютерной игре «Rise of the Tomb Raider», вышедшей в конце 2015 года, Лара Крофт отправляется на поиски затерянного города Китежа, который находится почему-то в Сибири.
  • В компьютерной игре «The Sims 2» в меню городов можно выбрать город Китежград, в котором происходят загадочные события.
  • В компьютерной игре "TimeZero", в постъядерном мире, есть частный город под названием Китеж.

Библиография[ | ]

Источники и публикации[ | ]

  • Китежский летописец; Повесть и взыскание о граде сокровенном Китеже // Памятники литературы Древней Руси: XIII век. М., 1981.
  • Легенда о граде Китеже / Подг. текста, пер. и комм. Н. В. Понырко //Библиотека литературы Древней Руси / Под ред. Д. С. Лихачева, Л. А. Дмитриева, А. А. Алексеева, Н. В. Понырко. — Т. 5: XIII век. — СПб.: Наука, 1997. — («Книга, глаголемая летописец…»; «Повесть и взыскание о граде сокровенном Китеже».)
  • Град Китеж. Горький, 1985.

Исследования[ | ]

Легенда
  • Комарович В. Л. Китежская легенда (Опыт изучения местных легенд). — М.; Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1936. — (На сайте частично, в приложении к бумажной версии даны летописные предания о Китеже).
  • Криничная Н. А. Легенды о невидимом граде Китеже: мифологема взыскания сокровенного града в фольклорной и литературной прозе // Евангельский текст в русской литературе XVIII—XX веков. — Вып. 4. — Петрозаводск, 2005. — С. 53-66.
  • Кулагина А. В. Легенда о граде Китеже в свете экспедиционных записей XX — начала XXI века // Народные культуры Русского Севера. Фольклорный энтитет этноса. Архангельск, 2004. Вып. 2. С. 131—141.
  • Легенды и предания Волги-реки. Н. Новгород, 1998.
  • Легенды и предания земли Нижегородской. Н. Новгород, 2001.
  • Меледин С. П. Китеж на озере Светлояр. // Москвитянин. 1843. Ч. 6. № 12. С. 507—511. — Первая печатная публикация о Китеже.
  • Шестаков В. П. Эсхатологические мотивы в легенде о граде Китеже // Шестаков В. П. Эсхатология и утопия: Очерки русской философии и культуры. М., 1995.
Искусство

Художественные произведения[ | ]

  • Ахматова А. А. «Уложила сыночка кудрявого…» // Собр. соч.: В 6 т. М., 1998—2002. Т. 1.
  • Ахматова А. А. Путём всея земли // Собр. соч. Т. 3.
  • Бехтеев C. Китеж; Китежане // Бехтеев C. Песни русской скорби и слез. М., 1996.
  • Бетаки В. Китеж // Бетаки В. Европа — остров. Париж, 1981.
  • Блохин Н. Глубь-трясина. М., 1999.
  • Волошин М. А. Китеж // Волошин М. А. Молюсь за тех и за других. М., 2001.
  • Есенин С. А. Инония // Полн. собр. соч.: В 7 т. Т. 2. М., 1997.
  • Горький М. В людях // Собр. соч.: В 30 т. М., 1949—1955. Т. 13. С. 266. (Духовный стих о Китеже).
  • Димитриев Д. Китеж-Град // В сборнике Наследие 2014 г. или на поэтическом сайте Стихи.ру под номером:/2005/07/13-588
  • Клюев Н. А. Красная песня; «Уму — республика, а сердцу — матерь-Русь…»; Русь-Китеж; «Я — посол от медведя…»; Красный Адам; Песнь о Великой Матери; Мать-Суббота // Клюев Н. А. Сердце Единорога. — СПб., 1999.
  • Крусанов П. В. Укус ангела: Роман. СПб., 2001.
  • Майков А. Н. Странник // Собр. соч.: В 2 т. М., 1984. Т. 2.
  • Мельников П. И. (Андрей Печерский). Гриша // Собр. соч.: В 6 т. М., 1963. Т. 1.
  • Мельников П. И. (Андрей Печерский). В лесах // Собр. соч.: В 6 т. М., 1963. Т. 2-3.
  • Мережковский Д. С. Петр и Алексей // Собр. соч.: В 4 т. М., 1990. Т. 2.
  • Пришвин М. М. У стен града невидимого (Светлое озеро).
  • Столяров А. М. «Мы, народ…» // Нева № 5, 2011.
  • Стругацкие А. и Б. «Сказка о тройке».
  • Тендряков В. Ф. Чистые воды Китежа // Собр. соч.: В 5 т. М., 1989. Т.5.
  • Садов С. «Рыцарь ордена».

Публицистика[ | ]

  • Бунин И. А. Инония и Китеж // Бунин И. А. Публицистика 1918—1953 годов. М., 2000.
  • Гиппиус З. Н. Светлое озеро. 1904.
  • Дурылин С. Н. «Начальник тишины». Сергиев Посад, «Религиозно-филос. б-ка», 1916. 31 стр. PDF
  • Дурылин С. Н. «Сказание о невидимом Граде-Китеже» М., «Проталинка». 1916 стр. 32 PDF
  • Ильин И. А. О России // Собр. соч.: В 10 т. М., 1996. Т. 6. Кн. II.
  • Короленко В. Г. В пустынных местах // Собр. соч.: В 10 т. М., 1954. Т. 3.
  • Шмелев И. С. Душа Родины; Москва в позоре // Собр. соч.: В 5 т. М., 1998—2000. Т. 2.

Примечания[ | ]

Ссылки[ | ]

encyclopaedia.bid

Китеж Википедия

Ки́теж (Ки́теж-град, град Ки́теж, Большо́й Ки́теж, Ки́диш) — мессианистический город, находившийся, по легенде, в северной части Нижегородской области, около села Владимирского, на берегах озера Светлояр у реки Люнда.

Основой для светлоярского культа послужил «Китежский летописец» («Книга, глаголемая летописец…»)[1], памятник, созданный, предположительно, в среде старообрядцев-бегунов в 80—90-е годы XVIII века[2]. Другим важным памятником является «Повесть и взыскание о граде сокровенном Китеже»[3]. Легенда стала известной в образованных кругах России благодаря роману-эпопее «В лесах» П. И. Мельникова-Печёрского. Она послужила основой многим произведениям искусства — в частности, опере Н. А. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии».

При желании в тумане над озером на рассвете можно увидеть очертания города Ангельский покров над Светлоозером

Согласно преданию, князь Георгий Всеволодович «пристал к берегу у Малого Китежа, что на берегу Волги стоит, и отстроил его». Позднее князь пересёк реки Узолу, Санду и Керженец и нашёл красивое место на берегах озера Светлояра, где он решил построить город Большой Китеж. «Китежский летописец» сообщает, что князь

<…> приехал к озеру, именем Светлояру. И увидел место то, необычайно прекрасное и многолюдное. И по умолению его жителей повелел благоверный князь Георгий Всеволодович строить на берегу озера того Светлояра город, именем Большой Китеж, ибо место то было необычайно прекрасно, а на другом берегу озера того была дубовая роща.<…>

<…> И город тот, Большой Китеж, на сто сажен в длину и ширину был, и была эта первая мера мала. И повелел благоверный князь Георгий ещё сто сажен прибавить в длину, и стала мера граду тому в длину — двести сажен, а в ширину — сто сажен. А начали город тот каменный строить в год 6673 (1165), месяца мая в первый день, на память святого пророка Иеремии и иже с ним. И строился город тот три года, и построили его в год 6676 (1168), месяца сентября в тридцатый день<…>[4]

Мельников-Печёрский излагает предание так:

А ещё ниже, за Камой, степи раскинулись, народ там другой: хоть русский, но не таков, как в Верховье. Там новое заселение, а в заволжском Верховье Русь исстари уселась по лесам и болотам. Судя по людскому наречному говору — новгородцы в давние Рюриковы времена там поселились. Преданья о Батыевом разгроме там свежи. Укажут и «тропу Батыеву» и место невидимого града Китежа на озере Светлом Яре. Цел тот город до сих пор — с белокаменными стенами, златоверхими церквами, с честными монастырями, с княженецкими узорчатыми теремами, с боярскими каменными палатами, с рубленными из кондового, негниющего леса домами. Цел град, но невидим. Не видать грешным людям славного Китежа. Скрылся он чудесно, Божьим повеленьем, когда безбожный царь Батый, разорив Русь Суздальскую, пошёл воевать Русь Китежскую. Подошёл татарский царь ко граду Великому Китежу, восхотел дома огнём спалить, мужей избить либо в полон угнать, жён и девиц в наложницы взять. Не допустил Господь басурманского поруганья над святыней христианскою. Десять дней, десять ночей Батыевы полчища искали града Китежа и не могли сыскать, ослеплённые. И досель тот град невидим стоит, — откроется перед страшным Христовым судилищем. А на озере Светлом Яре, тихим летним вечером, виднеются отражённые в воде стены, церкви, монастыри, терема княженецкие, хоромы боярские, дворы посадских

ruwikiorg.ru

Китеж - это... Что такое Китеж?

Ки́теж (Ки́теж-град, град Ки́теж, Большо́й Ки́теж, Ки́диш) — мессианистический город, находившийся, по легенде, в северной части Нижегородской области, около села Владимирского, на берегах озера Светлояр у реки Люнда.

Основой для светлоярского культа послужил «Китежский летописец» («Книга, глаголемая летописец…»)[1], памятник, созданный, предположительно, в среде старообрядцев-бегунов в 80-90-е годы XVIII века[2]. Другим важным памятником является «Повесть и взыскание о граде сокровенном Китеже»[3]. Легенда стала известной в образованных кругах России благодаря роману-эпопее «В лесах» П. И. Мельникова-Печёрского. Она послужила основой многим произведениям искусства — в частности, опере Н. А. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии».

Легенда

Согласно легенде, князь Юрий Всеволодович «пристал к берегу у Малого Китежа, что на берегу Волги стоит, и отстроил его»[1].

Позднее князь пересёк реки Узолу, Санду и Керженец и нашёл красивое место на берегах озера Светлояра, где он решил построить город Большой Китеж. «Китежский летописец» сообщает, что князь

<…> приехал к озеру, именем Светлояру. И увидел место то, необычайно прекрасное и многолюдное. И по умолению его жителей повелел благоверный князь Георгий Всеволодович строить на берегу озера того Светлояра город, именем Большой Китеж, ибо место то было необычайно прекрасно, а на другом берегу озера того была дубовая роща[1].

При желании в тумане над озером на рассвете можно увидеть очертания города Ангельский покров над Светлоозером

«И город тот, Большой Китеж, на сто сажен в длину и ширину был, и была эта первая мера мала. И повелел благоверный князь Георгий ещё сто сажен прибавить в длину, и стала мера граду тому в длину — двести сажен, а в ширину — сто сажен. А начали город тот каменный строить в год 6673 (1165), месяца мая в первый день, на память святого пророка Иеремии и иже с ним. И строился город тот три года, и построили его в год 6676 (1168), месяца сентября в тридцатый день, на память святого священномученика Григория, епископа Великой Армении»[2].

Мельников-Печёрский излагает легенду так:

А еще ниже, за Камой, степи раскинулись, народ там другой: хоть русский, но не таков, как в Верховье. Там новое заселение, а в заволжском Верховье Русь исстари уселась по лесам и болотам. Судя по людскому наречному говору - новгородцы в давние Рюриковы времена там поселились. Преданья о Батыевом разгроме там свежи. Укажут и "тропу Батыеву" и место невидимого града Китежа на озере Светлом Яре. Цел тот город до сих пор - с белокаменными стенами, златоверхими церквами, с честными монастырями, с княженецкими узорчатыми теремами, с боярскими каменными палатами, с рубленными из кондового, негниющего леса домами. Цел град, но невидим. Не видать грешным людям славного Китежа. Скрылся он чудесно, божьим повеленьем, когда безбожный царь Батый, разорив Русь Суздальскую, пошел воевать Русь Китежскую. Подошел татарский царь ко граду Великому Китежу, восхотел дома огнем спалить, мужей избить либо в полон угнать, жен и девиц в наложницы взять. Не допустил господь басурманского поруганья над святыней христианскою. Десять дней, десять ночей Батыевы полчища искали града Китежа и не могли сыскать, ослепленные. И досель тот град невидим стоит,- откроется перед страшным Христовым судилищем. А на озере Светлом Яре, тихим летним вечером, виднеются отраженные в воде стены, церкви, монастыри, терема княженецкие, хоромы боярские, дворы посадских людей. И слышится по ночам глухой, заунывный звон колоколов китежских.

Предполагается, что название города произошло от княжеского села Кидекши[4]. (от древнерус. «покинутое место») (около Суздаля), уничтоженного татаро-монгольской ордой в 1237 году.

Завоевав некоторые русские княжества, хан Батый узнал о Китеже и приказал захватить его. Монголы скоро захватили Малый Китеж, вынудив Юрия отступить в леса к Большому Китежу. Один из пленников рассказал монголам о тайных тропах к озеру Светлояру. Орда преследовала Юрия и вскоре достигла стен города. К удивлению монголов, у города совсем не было никаких укреплений. Его жители даже не собирались защищаться и только молились. Увидев это, монголы атаковали город, но тут им пришлось остановиться. Внезапно из-под земли хлынули фонтаны воды и стали затапливать город и самих захватчиков. Нападавшим пришлось отступить, и они только могли видеть, как город погружался в озеро. Последнее, что они видели, был крест на куполе собора. И вскоре на месте города остались только волны.

Эта легенда родила многочисленные невероятные слухи, которые дошли до наших дней. Говорится, что только те, кто чист сердцем и душой, найдут путь в Китеж[3]. Также говорится, что в тихую погоду можно иногда слышать колокольный звон и пение людей, слышимое из-под вод озера Светлояра[5]. Озеро Светлояр иногда называют «Русской Атлантидой»[6].

Образ в искусстве

Музыка

Классическая Современная

Изобразительное искусство

  • М. В. Нестеров создал картину «Град Китеж (В лесах)» в 1917—1922.
  • К. И. Горбатов создал несколько картин по мотивам легенды о граде Китеже: «Невидимый град Китеж» (1913), «Потонувший город (Китеж?)» (1933).

Литература

  • Действие повести Аркадия и Бориса Стругацких «Сказка о тройке» (варианте, изданном в журнале «Смена») происходит в городе Китежград, а в повести «Понедельник начинается в субботу» упоминается «Китежградский завод маготехники».
  • Советский писатель М. Зуев-Ордынец является автором романа «Сказание о граде Ново-Китяже». Действие повести Сергея Абрамова «Неформашки» происходит в городе Краснокитежск.
  • Константин Арбенин. Стихотворение «Телепасха» — автор использует образ «Китеж без китежан».
  • Поэт Сергей Городецкий обращается к образу Китежа в стихотворениях 1907 г. «Озеро» и «Под озером», которые объединены им в одно целое названием «Алый Китеж».
  • Поэт Виктор Соснора включил стихотворение «Сказание о Граде Китеже» в книгу 1969 г. «Всадники».
  • Писатель Михаил Успенский в романе "Там, где нас нет" описывает "Нестьград", город добрых адамычей, в котором угадывается Китеж (также описанный как Утопия)
  • Олег Юрьев в романе 2007 г. «Винета» увязывает легенду о Китеже с историей западнославянского города Винета.

Кинематограф

Библиография

Источники и публикации

  • Китежский летописец; Повесть и взыскание о граде сокровенном Китеже // Памятники литературы Древней Руси: XIII век. М., 1981.
  • Легенда о граде Китеже / Подг. текста, пер. и комм. Н. В. Понырко //Библиотека литературы Древней Руси / Под ред. Д. С. Лихачева, Л. А. Дмитриева, А. А. Алексеева, Н. В. Понырко. — Т. 5: XIII век. — СПб.: Наука, 1997. — («Книга, глаголемая летописец…»; «Повесть и взыскание о граде сокровенном Китеже».)
  • Град Китеж. Горький, 1985.

Исследования

Легенда
  • Комарович В. Л. Китежская легенда (Опыт изучения местных легенд). — М.; Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1936. — (На сайте частично, в приложении к бумажной версии даны летописные предания о Китеже).
  • Криничная Н. А. Легенды о невидимом граде Китеже: мифологема взыскания сокровенного града в фольклорной и литературной прозе // Евангельский текст в русской литературе XVIII—XX веков. — Вып. 4. — Петрозаводск, 2005. — С. 53-66.
  • Кулагина А. В. Легенда о граде Китеже в свете экспедиционных записей XX — начала XXI века // Народные культуры Русского Севера. Фольклорный энтитет этноса. Архангельск, 2004. Вып. 2. С. 131—141.
  • Легенды и предания Волги-реки. Н. Новгород, 1998.
  • Легенды и предания земли Нижегородской. Н. Новгород, 2001.
  • Меледин С. П. Китеж на озере Светлояр. // Москвитянин. 1843. Ч. 6. № 12. С. 507—511. — Первая печатная публикация о Китеже.
  • Шестаков В. П. Эсхатологические мотивы в легенде о граде Китеже // Шестаков В. П. Эсхатология и утопия: Очерки русской философии и культуры. М., 1995.
Искусство

Художественные произведения

  • Ахматова А. А. «Уложила сыночка кудрявого…» // Собр. соч.: В 6 т. М., 1998—2002. Т. 1.
  • Ахматова А. А. Путем всея земли // Собр. соч. Т. 3.
  • Бехтеев C. Китеж; Китежане // Бехтеев C. Песни русской скорби и слез. М., 1996.
  • Бетаки В. Китеж // Бетаки В. Европа — остров. Париж, 1981.
  • Блохин Н. Глубь-трясина. М., 1999.
  • Волошин М. А. Китеж // Волошин М. А. Молюсь за тех и за других. М., 2001.
  • Есенин С. А. Инония // Полн. собр. соч.: В 7 т. Т. 2. М., 1997.
  • Горький М. В людях // Собр. соч.: В 30 т. М., 1949—1955. Т. 13. С. 266. (Духовный стих о Китеже).
  • Клюев Н. А. Красная песня; «Уму — республика, а сердцу — матерь-Русь…»; Русь-Китеж; «Я — посол от медведя…»; Красный Адам; Песнь о Великой Матери; Мать-Суббота // Клюев Н. А. Сердце Единорога. — СПб., 1999.
  • Крусанов П. В. Укус ангела: Роман. СПб., 2001.
  • Майков А. Н. Странник // Собр. соч.: В 2 т. М., 1984. Т. 2.
  • Мельников П. И. (Андрей Печерский). Гриша // Собр. соч.: В 6 т. М., 1963. Т. 1.
  • Мельников П. И. (Андрей Печерский). В лесах // Собр. соч.: В 6 т. М., 1963. Т. 2-3.
  • Мережковский Д. С. Петр и Алексей // Собр. соч.: В 4 т. М., 1990. Т. 2.
  • Пришвин М. М. У стен града невидимого (Светлое озеро).
  • Столяров А. М. «Мы, народ…» // Нева № 5, 2011.
  • Стругацкие А. и Б. «Сказка о тройке».
  • Тендряков В. Ф. Чистые воды Китежа // Собр. соч.: В 5 т. М., 1989. Т.5.
  • Садов С. «Рыцарь ордена».

Публицистика

  • Бунин И. А. Инония и Китеж // Бунин И. А. Публицистика 1918—1953 годов. М., 2000.
  • Гиппиус З. Н. Светлое озеро. 1904.
  • Дурылин С. Н. «Начальник тишины». Сергиев Посад, «Религиозно-филос. б-ка», 1916. 31 стр. PDF
  • Дурылин С. Н. «Сказание о невидимом Граде-Китеже» М., «Проталинка». 1916 стр. 32 PDF
  • Ильин И. А. О России // Собр. соч.: В 10 т. М., 1996. Т. 6. Кн. II.
  • Короленко В. Г. В пустынных местах // Собр. соч.: В 10 т. М., 1954. Т. 3.
  • Шмелев И. С. Душа Родины; Москва в позоре // Собр. соч.: В 5 т. М., 1998—2000. Т. 2.

Примечания

Ссылки

dikc.academic.ru

Китеж Википедия

Ки́теж (Ки́теж-град, град Ки́теж, Большо́й Ки́теж, Ки́диш) — мессианистический город, находившийся, по легенде, в северной части Нижегородской области, около села Владимирского, на берегах озера Светлояр у реки Люнда.

Основой для светлоярского культа послужил «Китежский летописец» («Книга, глаголемая летописец…»)[1], памятник, созданный, предположительно, в среде старообрядцев-бегунов в 80—90-е годы XVIII века[2]. Другим важным памятником является «Повесть и взыскание о граде сокровенном Китеже»[3]. Легенда стала известной в образованных кругах России благодаря роману-эпопее «В лесах» П. И. Мельникова-Печёрского. Она послужила основой многим произведениям искусства — в частности, опере Н. А. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии».

При желании в тумане над озером на рассвете можно увидеть очертания города Ангельский покров над Светлоозером

Согласно преданию, князь Георгий Всеволодович «пристал к берегу у Малого Китежа, что на берегу Волги стоит, и отстроил его». Позднее князь пересёк реки Узолу, Санду и Керженец и нашёл красивое место на берегах озера Светлояра, где он решил построить город Большой Китеж. «Китежский летописец» сообщает, что князь

<…> приехал к озеру, именем Светлояру. И увидел место то, необычайно прекрасное и многолюдное. И по умолению его жителей повелел благоверный князь Георгий Всеволодович строить на берегу озера того Светлояра город, именем Большой Китеж, ибо место то было необычайно прекрасно, а на другом берегу озера того была дубовая роща.<…>

<…> И город тот, Большой Китеж, на сто сажен в длину и ширину был, и была эта первая мера мала. И повелел благоверный князь Георгий ещё сто сажен прибавить в длину, и стала мера граду тому в длину — двести сажен, а в ширину — сто сажен. А начали город тот каменный строить в год 6673 (1165), месяца мая в первый день, на память святого пророка Иеремии и иже с ним. И строился город тот три года, и построили его в год 6676 (1168), месяца сентября в тридцатый день<…>[4]

Мельников-Печёрский излагает предание так:

А ещё ниже, за Камой, степи раскинулись, народ там другой: хоть русский, но не таков, как в Верховье. Там новое заселение, а в заволжском Верховье Русь исстари уселась по лесам и болотам. Судя по людскому наречному говору — новгородцы в давние Рюриковы времена там поселились. Преданья о Батыевом разгроме там свежи. Укажут и «тропу Батыеву» и место невидимого града Китежа на озере Светлом Яре. Цел тот город до сих пор — с белокаменными стенами, златоверхими церквами, с честными монастырями, с княженецкими узорчатыми теремами, с боярскими каменными палатами, с рубленными из кондового, негниющего леса домами. Цел град, но невидим. Не видать грешным людям славного Китежа. Скрылся он чудесно, Божьим повеленьем, когда безбожный царь Батый, разорив Русь Суздальскую, пошёл воевать Рус

ruwikiorg.ru