Столичная «лепота». Где снимали фильм «Иван Васильевич меняет профессию»? Где снимали иван васильевич меняет профессию


Фильм Иван Васильевич меняет профессию

Классическая советская комедия Леонида Гайдая с Юрием Яковлевым, Александром Демьяненко, Леонидом Куравлевым, Савелием Крамаровым, Натальей Селезневой, Натальей Крачковской, Владимиром Этушем и Михаилом Пуговкиным в главных ролях, экранизация пьесы Михаила Булгакова "Иван Васильевич".

Сюжет фильма Иван Васильевич меняет профессию

Действие фильма "Иван Васильевич меняет профессию" начинается в Москве в начале 1970-х годов. Изобретатель Александр Тимофеев (Александр Демьяненко) у себя дома конструирует устройство для путешествий во времени и пространстве. Во время пробного запуска аппарат взрывается, а его создатель, сбитый с ног взрывной волной, падает и теряет сознание.

Когда Тимофеев пришел в себя, он узнает от вернувшейся со съемок своей жены-актрисы Зины (Наталья Селезнева), что она уходит от него к режиссеру Якину (Михаил Пуговкин). Забрав свои вещи, ветреная Зиночка уходит, оставив мужа одного в задымленной квартире.

Тем временем известный вор-домушник Жорж Милославский (Леонид Куравлев) проникает в квартиру соседа Александра — стоматолога Шпака (Владимир Этуш) и начинает обчищать ее, прибирая к рукам ценности, деньги и дефицитные вещи.

На шум от взрыва в квартиру Тимофеевых приходит управдом Иван Васильевич Бунша (Юрий Яковлев) и отчитывает горе-изобретателя за то, что он в ходе своих экспериментов чуть не уничтожил дом и сжег пробки во всем подъезде. В ответ на это Александр заявляет, что его изобретение гораздо важнее, чем какие-то пробки, и демонстрирует Бунше возможности своей машины. Запустив аппарат на половину его мощности, он ликвидирует стену дома, разделяющую его квартиру и жильем Шпака.

Исчезновением стены был удивлен не только Бунша, но и находившийся за ней Милославский, который беспрепятственно проходит через образовавшийся проем к инженеру и управдому. Заподозрившему неладное Бунше Жорж представляется приятелем Шпака, а Тимофееву предлагает еще раз включить его чудо-устройство.

Тот поддается на уговоры, и вновь запускает машину времени, в результате чего образовывается пространственно-временной портал, ведущий в царские палаты XVI века, где находятся царь Иван Грозный (Юрий Яковлев) и дьяк Феофан (Савелий Крамаров). В ходе суматохи, вызванной произошедшим, Бунша и Милославский оказываются в прошлом, а царь Иван — в Москве XX века.

Поначалу пришельцев из будущего современники Ивана Грозного приняли за демонов, но затем опытный ловкач Жорж, используя внешнее сходство своего спутника с самодержцем, убеждает придворных и стрельцов, что Бунша и есть царь.

Настоящий же Иван Грозный, перенесенный против своей воли в будущее, требует от Тимофеева вернуть его поскорее в свое время, переживая за то, что страна осталась без присмотра.

Его опасения оказались не напрасными, так как занявший благодаря хитрости Милославского российский престол простофиля Бунша, ничего не понимающий в государственных делах, начал свое «правление» с того, что пообещал шведскому послу отдать Кемскую волость...

История создания фильма Иван Васильевич меняет профессию

Комедия Иван Васильевич меняет профессию вышла на экраны советских кинотеатров 21 сентября 1973 года.

Новый фильм Гайдая, уже широко известного благодаря таким лентам, как "Операция «Ы» и другие приключения Шурика", "Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика", "Бриллиантовая рука" и "12 стульев", стал одним из лидеров проката: комедию «Иван Васильевич меняет профессию» посмотрели 60,7 миллиона зрителей.

Мысль поставить фильм по произведению Михаила Афанасьевича Булгакова у Леонида Гайдая появилась еще в 1960-х, когда он собирался экранизировать драму "Бег". Но этим планам не суждено было осуществиться, и булгаковскую пьесу в 1970 году воплотили на экране режиссеры Александр Алов и Владимир Наумов.

В 1971 году Гайдай вернулся к своим прежним замыслам, но теперь он собирался снять киноверсию комедийной пьесы Булгакова "Иван Васильевич", постановку которой он увидел на сцене Театра киноактера.

Ради работы над этим проектом Гайдай отказался от заманчивого предложения Эльдара Рязанова возглавить вместо него съемки совместной советско-итальянской картины "Невероятные приключения итальянцев в России".

Съемки картины "Иван Васильевич меняет профессию", проходившие в Москве, Ростове Великом и в Ялте, начались 26 августа 1972 года и завершились 15 января 1973 года.

О том, как снимался эпизод погони на территории недавно отреставрированного Ростовского кремля, Леонид Гайдай вспоминал:

«Часть съемок проходила в старинном русском городе Ростове-Ярославском. Наша киногруппа работала около музея, расположенного в древнем Кремле. Снимали мы сцену «Проезд конницы Ивана Грозного». А тут как раз приехали в музей иностранные туристы. И вдруг поблизости от них промчались всадники в древнерусских кафтанах с бердышами в руках. Затем промчались еще раз. Это живописное зрелище вызвало у гостей бурный восторг. По-своему отреагировали на происшедшее работники музея. Когда мы окончили съемку в Ростове-Ярославском, они обратились к нам с просьбой подарить им два красных кафтана и пару топориков-бердышей. Дело в том, что каждую группу иностранных туристов при входе встречают по русскому обычаю хлебом-солью. Их преподносят гостям на расшитом полотенце. Теперь работники музея проводят этот ритуал, предварительно облачившись в одежды, подаренные "Мосфильмом"...»

Интересные факты о фильме Иван Васильевич меняет профессию

— Декорация лестничной площадки в подъезде Тимофеева в то же самое время, что снимался фильм "Иван Васильевич меняет профессию", использовалась для съемок комедии "Большая перемена". — По словам Натальи Селезневой, создавать царские облачения для фильма "Иван Васильевич меняет профессию" помогала художник по костюмам, работавшая с Сергеем Эйзенштейном над его картиной "Иван Грозный". Для героини же самой Селезневой шил костюмы молодой, но уже известный Вячеслав Зайцев. — На роль Ивана Васильевича пробовались Юрий Никулин, Георгий Вицин, Евгений Лебедев и Евгений Евстигнеев. — Роль Жоржа Милославского могли сыграть Андрей Миронов, Георгий Юматов, Сергей Никоненко, Георгий Бурков или Вячеслав Невинный. — 22 и 23 марта 1973 года из-за брака пленки пришлось переснимать в Ялте эпизод с песней "С любовью встретиться". — По требованию цензуры некоторые реплики героев фильма "Иван Васильевич меняет профессию" были переозвучены. На вопрос Бунши о  царском банкете: «Кто оплачивать будет?» Милославский отвечает: «Ну, во всяком случае, не мы», тогда как первоначально было: «Народ, народ, батюшка». На допросе Ивана Грозного милиционерами царь на вопрос: «Где живете?» отвечает: «В палатах», вместо: «Москва, Кремль», как было в исходном варианте. Приветствие Бунши: «Гитлер капут!», обращенное к шведскому послу, заменило реплику: «Мир, Труд, Май!» (по другой версии — «Мир, Дружба!»).

Съемочная группа фильма Иван Васильевич меняет профессию

Режиссер фильма Иван Васильевич меняет профессию: Леонид ГайдайАвторы сценария фильма Иван Васильевич меняет профессию: Владлен Бахнов, Леонид Гайдай, Михаил Булгаков (пьеса)В ролях: Александр Демьяненко, Юрий Яковлев, Леонид Куравлев, Наталья Крачковская, Савелий Крамаров, Наталья Селезнева, Владимир Этуш, Михаил Пуговкин, Сергей Филиппов, Наталья Кустинская и другиеОператоры: Виталий Абрамов, Сергей ПолуяновКомпозитор: Александр Зацепин

www.vokrug.tv

Столичная «лепота». Где снимали фильм «Иван Васильевич меняет профессию»?

Столичная «лепота». Где снимали фильм «Иван Васильевич меняет профессию»?

В картине Леонида Гайдая глазами царя Ивана Васильевича, стоящего на балконе Шурика, мы видим прекрасную московскую панораму. Перед зрителем набережная Тараса Шевченко, гостиница «Украина», проспект Калинина, Кутузовский проспект...

За что пострадал «Иван Васильевич»? 

— Основой для картины режиссёра Леонида Гайдая стала пьеса Михаила Булгакова «Иван Васильевич», — объясняет москвовед Татьяна Воронцова. — Писатель работал над ней с 1934 по 1936 г., к постановке приступил Театр сатиры (Б. Гнездниковский пер., д. 10 (1). Ныне Театр сатиры находится на Триумфальной пл., д. 2.). Театр сатиры тогда располагался в подвале одного из первых московских «тучерезов» 1912 г., созданного по проекту знаменитого архитектораНирнзее. Жилой 10-этажный дом около 40 м высотой был экзотикой и казался москвичам настоящим американским небоскрёбом.

По сюжету, московский управдом Бунша попадает в XVI век, а царь Иоанн Грозный — в XX век, что порождает массу смешных ситуаций и нелепостей. Весной 1936 г. на генеральной репетиции в Большом Гнездниковском присутствовали руководители ЦК ВКП(б). После просмотра спектакль закрыли, пьесу запретили. Во времена, когда ещё отлавливали скрытых белогвардейцев и монархистов, постановка, где инженер Тимофеев в свою квартиру «живого царя вызвал», была путёвкой в тюрьму. Напечатали пьесу «Иван Васильевич» только после смерти Булгакова в 1965 г. А Гайдаю в его желании поставить комедию «Иван Васильевич меняет профессию» препятствий уже никто не чинил: он в сценарии определённые вещи подкорректировал. Например, у Булгакова машина времени являлась радиоприёмником, а в фильме инженер-изобретатель Шурик (Александр Демьяненко) создаёт настоящий агрегат, переносящий героев в разные века.

 

 

 

 

 

В каком доме жил Шурик?

Снималась картина на «Мосфильме» (Мосфильмовская ул., д. 1) (2). Там были сооружены декорации квартиры Шурика, его соседа Шпака (Владимир Этуш), лестничных пролётов, царских палат и др.

В пьесе и в фильме дело происходит в Москве. Но старую Москву Гайдай снимает в Ростове Великом, который у многих ассоциируется со старинными русскими городами. А вот Москва новая, ­1970-х гг., где обитает Шурик и куда попадает царь Иван Грозный (Юрий Яковлев), снята действительно в столице. Дом, в котором живёт наш изобретатель, находится на Новокузнецкой ул., д. 17, посередине между станциями метро «Новокузнецкая» и «Павелецкая» (3). Это необычная позднесоветская постройка с очень узнаваемым зигзагообразным фасадом. Дом из розового московского кирпича — материала, который выпускали именно в столице. Сюда, на Новокузнецкую улицу, переносится царь из XVI века и проникновенно слушает песни Владимира Высоцкого, отсюда же управдом Иван Васильевич Бунша и квартирный вор-рецидивист Жорж Милославский (Леонид Куравлёв) «улетают» в прошлое. 

Когда Шурик носится в поисках электротоваров по Москве, на самом деле он... «спускается» на первый этаж своего же дома. Магазин располагался в том же самом здании. И там же на улице Новокузнецкой стоит телефонная будка, из которой звонит друзьям посплетничать режиссёрская любовница (Наталья Кустинская). Из этого же телефона-автомата звонит жена Бунши Ульяна Андреевна (Наталья Крачковская) — в «скорую». Все, конечно, помнят эту сцену: «И тебя вылечат... И меня вылечат...»

Кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию», 1973 год

Кадр из фильма

Почему выставка кошек шла в церкви?

Когда царь Иван Васильевич выходит на балкон дома Шурика и бросает взгляд на город, на заднем плане виден красивый храм — церковь Климента папы Римского (Климентовский пер., д. 7) (4). Уникальная, необычная для русского храмового зодчества архитектура. Помпезный, статный, высокий красно-белый храм с элементами барокко, крупные купола, меленькие маковки. А потом царь поворачивает голову и видит с балкона... Моск­ву-реку, начало Кутузовского проспекта, прос­пект Калинина (ныне Новый Арбат) (5). Как он мог всё это разглядеть с Новокузнецкой улицы, загадка. И тут звучит знаменитая фраза Ивана Васильевича, поражённого красотой города: «Лепота-а-а!»

 

 

В популярной картине режиссёра Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию» глазами царя Ивана Васильевича (Юрий Яковлев), стоящего на балконе Шурика (Александр Демьяненко), мы видим прекрасную московскую панораму. Перед зрителем набережная Тараса Шевченко, гостиница «Украина», проспект Калинина (ныне Новый Арбат), Кутузовский проспект...

Фото: Кадр из фильма; АиФ / Эдуард Кудрявицкий

Новый Арбат и Кутузовский проспект фигурируют и в проездах по городу, когда режиссёр Якин (Михаил Пуговкин) катается со своей пассией-актрисой. Нам показывают прекрасную церковь Симеона Столпника (ул. Воровского, ныне ул. Поварская, 5) (6). Храм попадает в кадр в эпизодах, когда милиция и «скорая помощь» едут на вызов. Машины выезжают с ул. Воровского и несутся по Новому Арбату в область. После чего заезжают на Бородинский мост. Как вы понимаете, такое передвижение по Москве возможно только в кино!

Кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию», 1973 год

Кадр из фильма

Интересно, что церковь Симеона Столпника чудом уцелела, когда прокладывали проспект Калинина. Посмотрите, Поварская улица сегодня по нечётной стороне начинается с дома № 5 — это как раз церковь Симеона Столпника. А с чётной стороны первый дом — № 8. Домов с меньшей нумерацией не существует. Они все «ушли» под Новый Арбат. Домом № 3 была школа. Её снесли. А церковь отстояли архитекторы! Для советских времён это редкий случай. Храм в хрущёвское время отреставрировали. В ­1970-е гг., когда проходят съёмки фильма «Иван Васильевич меняет профессию», в церкви размещался выставочный зал Общества охраны природы. В кадр попадают афиши, на которых написано «выставка» и изображён котёночек, свернувшийся клубочком. То есть там «показывали» кошек!

Кстати, церковь Симеона Столпника снята и в картинах «Мимино», «Белорусский вокзал», «Конец операции «Резидент» и др. Это действительно прекрасное творение в стиле русского узорочья, построенное в 1676-1679 гг. по указу царя Фёдора Алексеевича. Известно, что прихожанином этой церкви был Николай Васильевич Гоголь, проживший последние свои годы на Никитском бульваре.

Когда картина Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию» вышла на экраны в 1973 г., она сразу стала лидером советского кинопроката: её посмотрели свыше 60 млн зрителей. «Я уверена: если бы не Гайдай, не было бы ни Саши Демьяненко, ни Наташи Варлей, ни меня, ни многих других, — рассказала «АиФ» Наталья Селезнёва, исполнительница роли Зины, жены Шурика. — Гайдай, конечно, ­гений...»

Поделиться​​ новостью:

Читайте так же на "ПРАВДАРУС":

- Нанотолий - Количество госслужащих бьет рекорды - Степан Демура — доллары будут вывозить вагонами - На широкую ногу. Как обувь влияет на здоровье? - Граждане Германии недовольны канцлером - Россия готова сама полностью финансировать достройку «Северный поток-2» в случае санкций США - Бурная молодость "кремлевского ресторатора" - Трамп: Я оставлю, наконец, Путина без нефтедолларов - Крупнейшим компаниям предложили вложиться в проект возможной дочери Путина - Какими будут новые номерные знаки с 2019 года?

08:51Апрель, 30 2018 2560

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

ru24ru.net

Столичная «лепота». Где снимали фильм «Иван Васильевич меняет профессию»?

За что пострадал «Иван Васильевич»? 

— Основой для картины режиссёра Леонида Гайдая стала пьесаМихаила Булгакова «Иван Васильевич», — объясняет москвовед Татьяна Воронцова. — Писатель работал над ней с 1934 по 1936 г., к постановке приступил Театр сатиры (Б. Гнездниковский пер., д. 10(1). Ныне Театр сатиры находится на Триумфальной пл., д. 2.). Театр сатиры тогда располагался в подвале одного из первых московских «тучерезов» 1912 г., созданного по проекту знаменитого архитектораНирнзее. Жилой 10-этажный дом около 40 м высотой был экзотикой и казался москвичам настоящим американским небоскрёбом.

По сюжету, московский управдом Бунша попадает в XVI век, а царь Иоанн Грозный — в XX век, что порождает массу смешных ситуаций и нелепостей. Весной 1936 г. на генеральной репетиции в Большом Гнездниковском присутствовали руководители ЦК ВКП(б). После просмотра спектакль закрыли, пьесу запретили. Во времена, когда ещё отлавливали скрытых белогвардейцев и монархистов, постановка, где инженер Тимофеев в свою квартиру «живого царя вызвал», была путёвкой в тюрьму. Напечатали пьесу «Иван Васильевич» только после смерти Булгакова в 1965 г. А Гайдаю в его желании поставить комедию «Иван Васильевич меняет профессию» препятствий уже никто не чинил: он в сценарии определённые вещи подкорректировал. Например, у Булгакова машина времени являлась радиоприёмником, а в фильме инженер-изобретатель Шурик (Александр Демьяненко) создаёт настоящий агрегат, переносящий героев в разные века.

 

 

В каком доме жил Шурик?

Снималась картина на «Мосфильме» (Мосфильмовская ул., д. 1) (2). Там были сооружены декорации квартиры Шурика, его соседа Шпака (Владимир Этуш), лестничных пролётов, царских палат и др.

 

В пьесе и в фильме дело происходит в Москве. Но старую Москву Гайдай снимает в Ростове Великом, который у многих ассоциируется со старинными русскими городами. А вот Москва новая, ­1970-х гг., где обитает Шурик и куда попадает царь Иван Грозный (Юрий Яковлев), снята действительно в столице. Дом, в котором живёт наш изобретатель, находится на Новокузнецкой ул., д. 17, посередине между станциями метро «Новокузнецкая» и «Павелецкая» (3). Это необычная позднесоветская постройка с очень узнаваемым зигзагообразным фасадом. Дом из розового московского кирпича — материала, который выпускали именно в столице. Сюда, на Новокузнецкую улицу, переносится царь из XVI века и проникновенно слушает песни Владимира Высоцкого, отсюда же управдом Иван Васильевич Бунша и квартирный вор-рецидивист Жорж Милославский (Леонид Куравлёв) «улетают» в прошлое. 

 

Когда Шурик носится в поисках электротоваров по Москве, на самом деле он... «спускается» на первый этаж своего же дома. Магазин располагался в том же самом здании. И там же на улице Новокузнецкой стоит телефонная будка, из которой звонит друзьям посплетничать режиссёрская любовница (Наталья Кустинская). Из этого же телефона-автомата звонит жена Бунши Ульяна Андреевна (Наталья Крачковская) — в «скорую». Все, конечно, помнят эту сцену: «И тебя вылечат... И меня вылечат...»

Кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию», 1973 год Кадр из фильма

Почему выставка кошек шла в церкви?

Когда царь Иван Васильевич выходит на балкон дома Шурика и бросает взгляд на город, на заднем плане виден красивый храм — церковь Климента папы Римского (Климентовский пер., д. 7) (4). Уникальная, необычная для русского храмового зодчества архитектура. Помпезный, статный, высокий красно-белый храм с элементами барокко, крупные купола, меленькие маковки. А потом царь поворачивает голову и видит с балкона... Моск­ву-реку, начало Кутузовского проспекта, прос­пект Калинина (ныне Новый Арбат) (5). Как он мог всё это разглядеть с Новокузнецкой улицы, загадка. И тут звучит знаменитая фраза Ивана Васильевича, поражённого красотой города: «Лепота-а-а!»

 

 

В популярной картине режиссёра Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию» глазами царя Ивана Васильевича (Юрий Яковлев), стоящего на балконе Шурика (Александр Демьяненко), мы видим прекрасную московскую панораму. Перед зрителем набережная Тараса Шевченко, гостиница «Украина», проспект Калинина (ныне Новый Арбат), Кутузовский проспект...

Фото: Кадр из фильма; АиФ / Эдуард Кудрявицкий

Новый Арбат и Кутузовский проспект фигурируют и в проездах по городу, когда режиссёр Якин (Михаил Пуговкин) катается со своей пассией-актрисой. Нам показывают прекрасную церковь Симеона Столпника (ул. Воровского, ныне ул. Поварская, 5) (6). Храм попадает в кадр в эпизодах, когда милиция и «скорая помощь» едут на вызов. Машины выезжают с ул. Воровского и несутся по Новому Арбату в область. После чего заезжают на Бородинский мост. Как вы понимаете, такое передвижение по Москве возможно только в кино!

Кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию», 1973 год Кадр из фильма

Интересно, что церковь Симеона Столпника чудом уцелела, когда прокладывали проспект Калинина. Посмотрите, Поварская улица сегодня по нечётной стороне начинается с дома № 5 — это как раз церковь Симеона Столпника. А с чётной стороны первый дом — № 8. Домов с меньшей нумерацией не существует. Они все «ушли» под Новый Арбат. Домом № 3 была школа. Её снесли. А церковь отстояли архитекторы! Для советских времён это редкий случай. Храм в хрущёвское время отреставрировали. В ­1970-е гг., когда проходят съёмки фильма «Иван Васильевич меняет профессию», в церкви размещался выставочный зал Общества охраны природы. В кадр попадают афиши, на которых написано «выставка» и изображён котёночек, свернувшийся клубочком. То есть там «показывали» кошек!

Кстати, церковь Симеона Столпника снята и в картинах «Мимино», «Белорусский вокзал», «Конец операции «Резидент» и др. Это действительно прекрасное творение в стиле русского узорочья, построенное в 1676-1679 гг. по указу царя Фёдора Алексеевича. Известно, что прихожанином этой церкви был Николай Васильевич Гоголь, проживший последние свои годы на Никитском бульваре.

 

Когда картина Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию» вышла на экраны в 1973 г., она сразу стала лидером советского кинопроката: её посмотрели свыше 60 млн зрителей. «Я уверена: если бы не Гайдай, не было бы ни Саши Демьяненко, ни Наташи Варлей, ни меня, ни многих других, — рассказала «АиФ» Наталья Селезнёва, исполнительница роли Зины, жены Шурика. — Гайдай, конечно, ­гений...»

www.anothercity.ru

КАК СНИМАЛИ ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ МЕНЯЕТ ПРОФЕССИЮ... советские фильмы | Не ври

По требованию цензуры некоторые реплики героев фильма «Иван Васильевич меняет профессию» были переозвучены. Декорация лестничной площадки в подъезде Тимофеева в то же самое время, что снимался фильм «Иван Васильевич меняет профессию», использовалась для съемок комедии «Большая перемена». Иван Васильевич Грозный не успевает вернуться — его задерживает милиция.

В присутствии управдома Ивана Васильевича Бунши Шурик испытывает машину на небольшой мощности, и стена между квартирами Шурика и Шпака исчезает. На троне сидит Иван Грозный, рядом дьяк Феофан.

Где снимали фильм «Иван Васильевич меняет профессию». ФОТО

Спасаясь от стражи, Милославский замечает внешнее сходство Бунши и Ивана Грозного и заставляет управдома переодеться в найденную царскую одежду. Иван Грозный остаётся в квартире, учится пользоваться современными бытовыми приборами и оказывается вовлечённым в столкновения с разными героями современного времени. Воспользовавшись суматохой, Иван Грозный выбегает из машины «Скорой помощи» и бежит в квартиру к Шурику, который снова запускает свою машину.

Не было бы счастья…

Комичный образ царя-самозванца был воспринят, как издевательство над Иваном Грозным, и поэтому из фильма был исключён эпизод, где царь жарит котлеты на кухне у Тимофеева. Так, в сцене допроса Ивана Грозного сотрудниками милиции на вопрос «Где живёте?» тот отвечает: «В палатах» (цензурный вариант), по замыслу Леонида Гайдая: «Москва, Кремль».

Запрету подвергся и эпизод, где Зина, заботясь об Иване Грозном в квартире Шурика, произносит: «Мало ли что могут подумать!», но по губам читается: «Вас здесь могут увидеть!».

В пьесе упоминается, что Иван Васильевич Бунша был сыном князя, но сам Бунша опровергает это, ссылаясь на то, что на самом деле его биологический отец — кучер Пантелей. В фильме этот эпизод опущен, как явный анахронизм.

В пьесе Тимофеев предлагает Ивану Грозному вместо анисовой водки выпить 40-градусный напиток «Горный Дубняк», относящийся к классу горьких настоек. В фильме же Шурик угощает царя водкой «Столичная». Кемская волость была разорена шведами в 1590 году, уже после смерти Ивана Грозного. Иван Грозный. — М.: Московский рабочий, 1989. — С. 140. — ISBN 5-239-00266-5. Настоящий же Иван Грозный, перенесенный против своей воли в будущее, требует от Тимофеева вернуть его поскорее в свое время, переживая за то, что страна осталась без присмотра.

https://youtu.be/lllb0A5IQ8g

Никулин — вылитый Грозный

В 1971 году Гайдай вернулся к своим прежним замыслам, но теперь он собирался снять киноверсию комедийной пьесы Булгакова «Иван Васильевич», постановку которой он увидел на сцене Театра киноактера. На роль Ивана Васильевича пробовались Юрий Никулин, Георгий Вицин, Евгений Лебедев и Евгений Евстигнеев. Обратим внимание на царя Ивана Васильевича, который ожидая Шурика из магазина радиодеталей, выходит на балкон шуриковской квартиры.

Фильм начинается как чёрно-белый. Удивлённый Жорж Милославский входит в квартиру Шурика, интересуясь машиной, которая может убирать стены. Шурик увеличивает мощность, и через стену открываются царские палаты. Увидев пришельцев и приняв их за демонов, Феофан убегает за стражей, а Иван Грозный пугается чёрной кошки Шурика и убегает в его квартиру. В XX веке Шурик объясняет царю, что случилось, и просит подождать его, пока он сбегает в магазин за новыми транзисторами.

В эпилоге фильм снова становится чёрно-белым. Вскоре Зина приходит с работы, Шурик спрашивает её о поездке в Гагры и связи с Якиным. Все внутренние интерьеры: подъезд дома Шурика, лифт, лестничные площадки, квартиры Шпака и Шурика, а также царские палаты — всё это снималось в одной и той же декорации на киностудии. Однако этот вариант (из-за её серьёзной и проникновенной манеры исполнения) не подошёл для комедийного жанра фильма. Кроме того, песня была записана в низкой тональности, и голос Ротару совершенно не гармонировал с высоким голосом Натальи Селезнёвой.

Николай? Нет, Шурик!

После внесения всех изменений хронометраж фильма уменьшился на 10 минут. В результате в сценарий были внесены некоторые изменения, отображающие современные на тот момент реалии. В пьесе квартира у Тимофеева и Шпака была общая (коммунальная).

Также в боксе были включены факсимиле разных киноплакатов к фильму и входного премьерного билета в к/т «Россия»

В фильме, в фешенебельном доме, в котором происходило действие, об этом не упоминалось. Эта последняя характеристика в фильме не прозвучала, так как у Натальи Селезнёвой, исполнявшей роль Зины, — стройная фигура. Бунша в диалог не вмешивается, и в результате волость отдают шведам. В фильме этого эпизода нет — исполняющий обязанности царя не принял татарского князя, так как Милославский объявил обеденный перерыв.

Следует учесть, что фильм является комедией, причём, как написано в начальных титрах, он «ненаучно-фантастический, не совсем реалистический и не строго исторический». Некоторые из них даже нельзя квалифицировать как ошибки, поскольку они могли быть допущены создателями фильма сознательно. Царь клялся, что даже не успел осуществить с ней брачные отношения из-за нездоровья новобрачной — это явно не соответствует цветущему виду царицы в фильме.

Было изменено имя Тимофеева: в пьесе — Николай Иванович, а в фильме — Александр Сергеевич. Снова через секунду в кадре появляется довольное лицо Ивана Васильевича с коронной фразой «Лепота-а-а!» — то есть нам показали Москву его глазами. Снимали мы сцену «Проезд конницы Ивана Грозного».

Похожие материалы:

velnosty.ru

Столичная «лепота». Где снимали фильм «Иван Васильевич меняет профессию»? | Кино | Культура

За что пострадал «Иван Васильевич»? 

— Основой для картины режиссёра Леонида Гайдая стала пьеса Михаила Булгакова «Иван Васильевич», — объясняет москвовед Татьяна Воронцова. — Писатель работал над ней с 1934 по 1936 г., к постановке приступил Театр сатиры (Б. Гнездниковский пер., д. 10 (1). Ныне Театр сатиры находится на Триумфальной пл., д. 2.). Театр сатиры тогда располагался в подвале одного из первых московских «тучерезов» 1912 г., созданного по проекту знаменитого архитектора Нирнзее. Жилой 10-этажный дом около 40 м высотой был экзотикой и казался москвичам настоящим американским небоскрёбом.

По сюжету, московский управдом Бунша попадает в XVI век, а царь Иоанн Грозный — в XX век, что порождает массу смешных ситуаций и нелепостей. Весной 1936 г. на генеральной репетиции в Большом Гнездниковском присутствовали руководители ЦК ВКП(б). После просмотра спектакль закрыли, пьесу запретили. Во времена, когда ещё отлавливали скрытых белогвардейцев и монархистов, постановка, где инженер Тимофеев в свою квартиру «живого царя вызвал», была путёвкой в тюрьму. Напечатали пьесу «Иван Васильевич» только после смерти Булгакова в 1965 г. А Гайдаю в его желании поставить комедию «Иван Васильевич меняет профессию» препятствий уже никто не чинил: он в сценарии определённые вещи подкорректировал. Например, у Булгакова машина времени являлась радиоприёмником, а в фильме инженер-изобретатель Шурик (Александр Демьяненко) создаёт настоящий агрегат, переносящий героев в разные века.

В каком доме жил Шурик?

Снималась картина на «Мосфильме» (Мосфильмовская ул., д. 1) (2). Там были сооружены декорации квартиры Шурика, его соседа Шпака (Владимир Этуш), лестничных пролётов, царских палат и др.

В пьесе и в фильме дело происходит в Москве. Но старую Москву Гайдай снимает в Ростове Великом, который у многих ассоциируется со старинными русскими городами. А вот Москва новая, ­1970-х гг., где обитает Шурик и куда попадает царь Иван Грозный (Юрий Яковлев), снята действительно в столице. Дом, в котором живёт наш изобретатель, находится на Новокузнецкой ул., д. 17, посередине между станциями метро «Новокузнецкая» и «Павелецкая» (3). Это необычная позднесоветская постройка с очень узнаваемым зигзагообразным фасадом. Дом из розового московского кирпича — материала, который выпускали именно в столице. Сюда, на Новокузнецкую улицу, переносится царь из XVI века и проникновенно слушает песни Владимира Высоцкого, отсюда же управдом Иван Васильевич Бунша и квартирный вор-рецидивист Жорж Милославский (Леонид Куравлёв) «улетают» в прошлое. 

Когда Шурик носится в поисках электротоваров по Москве, на самом деле он... «спускается» на первый этаж своего же дома. Магазин располагался в том же самом здании. И там же на улице Новокузнецкой стоит телефонная будка, из которой звонит друзьям посплетничать режиссёрская любовница (Наталья Кустинская). Из этого же телефона-автомата звонит жена Бунши Ульяна Андреевна (Наталья Крачковская) — в «скорую». Все, конечно, помнят эту сцену: «И тебя вылечат... И меня вылечат...»

Кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию», 1973 год Кадр из фильма

Почему выставка кошек шла в церкви?

Когда царь Иван Васильевич выходит на балкон дома Шурика и бросает взгляд на город, на заднем плане виден красивый храм — церковь Климента папы Римского (Климентовский пер., д. 7) (4). Уникальная, необычная для русского храмового зодчества архитектура. Помпезный, статный, высокий красно-белый храм с элементами барокко, крупные купола, меленькие маковки. А потом царь поворачивает голову и видит с балкона... Моск­ву-реку, начало Кутузовского проспекта, прос­пект Калинина (ныне Новый Арбат) (5). Как он мог всё это разглядеть с Новокузнецкой улицы, загадка. И тут звучит знаменитая фраза Ивана Васильевича, поражённого красотой города: «Лепота-а-а!»

В популярной картине режиссёра Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию» глазами царя Ивана Васильевича (Юрий Яковлев), стоящего на балконе Шурика (Александр Демьяненко), мы видим прекрасную московскую панораму. Перед зрителем набережная Тараса Шевченко, гостиница «Украина», проспект Калинина (ныне Новый Арбат), Кутузовский проспект...

Фото: Кадр из фильма; АиФ / Эдуард Кудрявицкий

Новый Арбат и Кутузовский проспект фигурируют и в проездах по городу, когда режиссёр Якин (Михаил Пуговкин) катается со своей пассией-актрисой. Нам показывают прекрасную церковь Симеона Столпника (ул. Воровского, ныне ул. Поварская, 5) (6). Храм попадает в кадр в эпизодах, когда милиция и «скорая помощь» едут на вызов. Машины выезжают с ул. Воровского и несутся по Новому Арбату в область. После чего заезжают на Бородинский мост. Как вы понимаете, такое передвижение по Москве возможно только в кино!

Кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию», 1973 год Кадр из фильма

Интересно, что церковь Симеона Столпника чудом уцелела, когда прокладывали проспект Калинина. Посмотрите, Поварская улица сегодня по нечётной стороне начинается с дома № 5 — это как раз церковь Симеона Столпника. А с чётной стороны первый дом — № 8. Домов с меньшей нумерацией не существует. Они все «ушли» под Новый Арбат. Домом № 3 была школа. Её снесли. А церковь отстояли архитекторы! Для советских времён это редкий случай. Храм в хрущёвское время отреставрировали. В ­1970-е гг., когда проходят съёмки фильма «Иван Васильевич меняет профессию», в церкви размещался выставочный зал Общества охраны природы. В кадр попадают афиши, на которых написано «выставка» и изображён котёночек, свернувшийся клубочком. То есть там «показывали» кошек!

Кстати, церковь Симеона Столпника снята и в картинах «Мимино», «Белорусский вокзал», «Конец операции «Резидент» и др. Это действительно прекрасное творение в стиле русского узорочья, построенное в 1676-1679 гг. по указу царя Фёдора Алексеевича. Известно, что прихожанином этой церкви был Николай Васильевич Гоголь, проживший последние свои годы на Никитском бульваре.

Когда картина Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию» вышла на экраны в 1973 г., она сразу стала лидером советского кинопроката: её посмотрели свыше 60 млн зрителей. «Я уверена: если бы не Гайдай, не было бы ни Саши Демьяненко, ни Наташи Варлей, ни меня, ни многих других, — рассказала «АиФ» Наталья Селезнёва, исполнительница роли Зины, жены Шурика. — Гайдай, конечно, ­гений...»

Читайте также: От «Студентов» к Театру сатиры. Наталья Селезнёва рассказала о своей Москве

www.aif.ru

Иван Васильевич меняет профессию — Где Снимали Кино

Дом Шурика, Бунши и Шпака находится по адресу Новокузнецкая улица, 13с1, что недалеко от станций метро Новокузнецкая, Третьяковская и Павелецкая. Сегодня мы посмотрим, как выглядит этот дом в наши дни, а также узнаем некоторые киношные трюки, которые применил Леонид Гайдай при съемке фильма.

Эти кадры сняты во дворе дома. На заднем плане хорошо видна колокольня церкви Николая Чудотворца в Кузнецах, новое название: Храм святителя Николая Мирликийского в Кузнецкой Слободе. На карте справа показаны место расположения и угол обзора камеры.

Забавный факт: надпись, которую пытался стереть Бунша, теперь замазывают нынешние коммунальные службы.

gdesnimalikino.wordpress.com

Где и как снимали фильм «Иван Васильевич меняет профессию» :: фотообзор :: Леонид Гайдай (Leonid Gaiday)

Московская часть действия фильма происходит в характерном зигзагообразном доме из розового, т.н. «московского» кирпича. Дом этот находится на Новокузнецкой улице, примерно посередине между станциями метро «Новокузнецкая» и «Павелецкая».

Кадр из фильма

Где и как снимали фильм «Иван Васильевич меняет профессию»

А так этот дом выглядит сейчас

Где и как снимали фильм «Иван Васильевич меняет профессию»

Но по ходу визуального ряда фильма нам показывают, что находится он совсем в другой стороне, в районе Кутузовского проспекта. Обратите внимание, как Якин едет к Шурику со своей новой подружкой – он сворачивает на Калининский проспект с Поварской улицы и направляется к реке. Забавно, что тем же маршрутом едет и «скорая помощь» в конце фильма, видимо киностудия и больница находятся рядом, где-то в районе Патриарших прудов.

Машина киностудии с Якиным поворачивает на Калининский проспект

Где и как снимали фильм «Иван Васильевич меняет профессию»

Туда же едет и «скорая»

Где и как снимали фильм «Иван Васильевич меняет профессию»

Обратим внимание на царя Ивана Васильевича, который ожидая Шурика из магазина радиодеталей, выходит на балкон шуриковской квартиры. Выходит он на балкон именно дома на Новокузнецкой, на заднем плане видна церковь в районе станции метро «Третьяковская». Но через секунду нам показывают панораму… Москвы-реки и начала Кутузовского проспекта, снятую с крайнего высотного дома на Калининском, причем этажа так с 27-го. Снова через секунду в кадре появляется довольное лицо Ивана Васильевича с коронной фразой «Лепота-а-а!» – то есть нам показали Москву его глазами.

Лепота на Новокузнецкой

Где и как снимали фильм «Иван Васильевич меняет профессию»

Панорама Москвы, снятая с высотки на Калининском

Где и как снимали фильм «Иван Васильевич меняет профессию»

Нельзя не заглянуть в подъезд дома. Подъезд в фильме – первый с левого края. Это видно в кадре, когда в него заходят врачи «скорой». Правда сейчас он несколько отличается по внешнему виду:

Врачи входят в подъезд

Где и как снимали фильм «Иван Васильевич меняет профессию»

Так выглядит первый подъезд сейчас

Где и как снимали фильм «Иван Васильевич меняет профессию»

Появились решетки на окнах, дополнительная вытяжка у окна справа, на дверях – кодовый замок. Кадр из фильма с подъездом изнутри мы видели не раз, и он разительно отличается от увиденного на месте.

Вид подъезда в фильме

Где и как снимали фильм «Иван Васильевич меняет профессию»

А так он выглядит сейчас

Где и как снимали фильм «Иван Васильевич меняет профессию»

Кадр из фильма

Где и как снимали фильм «Иван Васильевич меняет профессию»

Лестница сейчас

Где и как снимали фильм «Иван Васильевич меняет профессию»Мало того, что он покрыт плиткой, но у него еще и конфигурация совершенно не та! Не может же быть, чтобы подъезд полностью перестроили за это время. Возможно, что съемки внутри дома – частично павильонные.

Сцены с погоней снимались в Кремле Ростова Великого (есть и другие мнения).

Вот здесь они и убегали

Где и как снимали фильм «Иван Васильевич меняет профессию»

Ростов – районный центр в Ярославской области, лежащий на западном берегу озера Неро.

Кадр из фильма

Где и как снимали фильм «Иван Васильевич меняет профессию»

В наши дни

Где и как снимали фильм «Иван Васильевич меняет профессию»

Основная достопримечательность города – кремль, один из красивейших в России.

Где и как снимали фильм «Иван Васильевич меняет профессию»

Кадр из фильма

Где и как снимали фильм «Иван Васильевич меняет профессию»

Внутри кремля сегодня

Где и как снимали фильм «Иван Васильевич меняет профессию»

lichnosti.net