Николай Францевич Гастелло. Подвиг героя. Гастелло николай францевич подвиг


Николай Францевич Гастелло. Подвиг героя

Знаменитый советский летчик Николай Францевич Гастелло на своем неисправном в результате фашистской атаке самолете врезался в колонну военных автомобилей и танков вражеской армии. За это он получил звание Героя Советского Союза. К нашему большому сожалению, посмертно.

Выдающийся красноармеец

Николай Францевич Гастелло. Подвиг героя

Призвали Гастелло в 1932 году. Его направили учиться на пилота в город Луганск. Там он обучался вплоть до последнего месяца 1933 года. Затем отправился служить в город Ростов-на-Дону в тяжелобомбардировочной эскадрилье. Около года он являлся правым летчиком на одном из видов советских бомбардировщиков, затем сам стал основным пилотом.

В 1938 году военная часть, где служил Гастелло, была реорганизована и пилот попал в первый тяжелобомбардировочный авиаполк. Через год отличный летчик уже возглавлял звено, еще спустя год и пару месяцев – замещал командира эскадрильи. В 1939 году Николай Гастелло сражался на бомбардировщике в битвах на реке Халхин-Гол против японцев. Также он успел проявить себя в Советско-финской войне. В тот же год, во второй его половине, его воинская часть переехала под Смоленск. Тогда же Гастелло получил звание капитана.

Николай Францевич Гастелло. Подвиг героя

В начале 1941 года капитан Гастелло прошел обучающие курсы и мог теперь управлять самолетом ДБ-3ф. В этом же году Николай Францевич был назначен командиром эскадрильи, сначала одной, потом другой в этой же военной части. В конце июня при помощи пулеметного огня, даже не взлетев, умудрился подбить фашистский самолет «Юнкерс-88».

26 июня 1941 года Николай Гастелло осуществил свой последний героический полет. Это было в Белоруссии. Боевое звено состояло из двух самолетов. Первым управлял сам капитан Гастелло, вторым командовал Федор Воробьев, штурманом был Анатолий Рыбас (имена еще двоих коллег-пилотов из этого экипажа не сохранились).

Николай Францевич Гастелло. Подвиг героя

Когда тяжелый бомбардировщик, управляемый капитаном Гастелло, обстреливал колонну, состоящую их фашистских машин и танков, враги смогли подбить наш летательный аппарат. Как потом указали в своих отчетах о происшедшем летчики из экипажа второго самолета Воробьев и Рыбас, объятый пламенем бомбардировщик Гастелло пошел в лобовую атаку на скопление техники противника. Под покровом темноты жители села, которое располагалось невдалеке, вытащили тела погибших пилотов, и завернув останки в полотнища парашютов, упокоили рядом с разбившимся самолетом.

Об этом выдающемся военном достижении Николая Францевича Гастелло много писали в советских СМИ. В начале июля 1941 года о подвиге капитана сообщили в сводке Советского информбюро.

Николай Францевич Гастелло. Подвиг героя

В этой сводке кратко рассказали, что зенитный снаряд пробил бензобак тяжелого бомбардировщика, которым управлял Гастелло.

Николай Францевич Гастелло. Подвиг героя

Отважный летчик, не думая о смерти, направил летательный аппарат прямо туда, где находились цистерны с бензином, принадлежащие гитлеровцам, и множество другой военной техники. Герой забрал с собой на тот свет значительное число фашистов и десятки единиц их военной техники.

Николай Францевич Гастелло. Подвиг героя

aeslib.ru

Гастелло, Николай Францевич - Подвиг Гастелло: версии и факты

22 января 2011

Оглавление:1. Гастелло, Николай Францевич2. Подвиг Гастелло: версии и факты3. Память

Почтовая марка, посвящённая подвигу Н. Ф. Гастелло. Обычная почта, 30 коп.

Официальная версия

26 июня 1941 года на боевой вылет в район Радошковичи — Молодечно вылетело звено под командованием капитана Н. Ф. Гастелло, состоящее из двух тяжёлых бомбардировщиков ДБ-3ф. Вторым самолётом управлял старший лейтенант Фёдор Воробьёв, в качестве штурмана с ним летел лейтенант Анатолий Рыбас. Во время атаки скопления немецкой техники самолёт Гастелло был подбит. Согласно рапортам Воробьева и Рыбаса, горящий самолёт Гастелло совершил таран механизированной колонны вражеской техники. Ночью крестьяне из близлежащей деревни Декшняны извлекли трупы лётчиков из самолета и, обернув тела в парашюты, похоронили их рядом с местом падения бомбардировщика.

Вскоре подвиг Гастелло получил широкое освещение в прессе. 5 июля 1941 года в вечерней сводке Советского информбюро впервые был упомянут подвиг Н. Ф. Гастелло:

« Героический подвиг совершил командир эскадрильи капитан Гастело. Снаряд вражеской зенитки попал в бензиновый бак его самолёта. Бесстрашный командир направил охваченный пламенем самолёт на скопление автомашин и бензиновых цистерн противника. Десятки германских машин и цистерн взорвались вместе с самолётом героя. »

На основе сообщения Совинформбюро корреспондентами П. Павленко, П. Крыловым был написан очерк «Капитан Гастелло», который был опубликован в газете «Правда» 10 июля 1941 года.

« На рассвете 6 июля на разных участках фронта лётчики собрались у репродукторов. Говорила московская радиостанция, диктор по голосу был старым знакомым — сразу повеяло домом, Москвой. Передавалась сводка Информбюро. Диктор прочёл краткое сообщение о героическом подвиге капитана Гастелло. Сотни людей — на разных участках фронта — повторили это имя...

Ещё задолго до войны, когда он вместе с отцом работал на одном из московских заводов, о нём говорили: «Куда ни поставь, всюду — пример». Это был человек, упорно воспитывающий себя на трудностях, человек, копивший силы на большое дело. Чувствовалось, Николай Гастелло — стоящий человек.

Когда он стал военным лётчиком, это сразу же подтвердилось. Он не был знаменит, но быстро шёл к известности. В 1939 году он бомбил белофинские военные заводы, мосты и доты, в Бессарабии выбрасывал наши парашютные десанты, чтобы удержать румынских бояр от грабежа страны. С первого же дня Великой Отечественной войны капитан Гастелло во главе своей эскадрильи громил фашистские танковые колонны, разносил в пух и прах военные объекты, в щепу ломал мосты. О капитане Гастелло уже шла слава в лётных частях. Люди воздуха быстро узнают друг друга.

Последний подвиг капитана Гастелло не забудется никогда. 3 июля во главе своей эскадрильи капитан Гастелло сражался в воздухе. Далеко внизу, на земле, тоже шел бой. Моторизованные части противника прорывались на советскую землю. Огонь нашей артиллерии и авиация сдерживали и останавливали их движение. Ведя свой бой, Гастелло не упускал из виду и бой наземный.

Чёрные пятна танковых скоплений, сгрудившиеся бензиновые цистерны говорили о заминке в боевых действиях врага. И бесстрашный Гастелло продолжал свое дело в воздухе. Но вот снаряд вражеской зенитки разбивает бензиновый бак его самолёта.

Машина в огне. Выхода нет.

Что же, так и закончить на этом свой путь? Скользнуть, пока не поздно, на парашюте и, оказавшись на территории, занятой врагом, сдаться в постыдный плен?

Нет, это не выход.

И капитан Гастелло не отстёгивает наплечных ремней, не оставляет пылающей машины. Вниз, к земле, к сгрудившимся цистернам противника мчит он огненный комок своего самолета. Огонь уже возле летчика. Но земля близка. Глаза Гастелло, мучимые огнем, ещё видят, опалённые руки тверды. Умирающий самолёт ещё слушается руки умирающего пилота.

Так вот закончится сейчас жизнь — не аварией, не пленом — подвигом!

Машина Гастелло врезается в «толпу» цистерн и машин — и оглушительный взрыв долгими раскатами сотрясает воздух сражения: взрываются вражеские цистерны.

Мы помним имя героя — капитан Николай Францевич Гастелло. Его семья потеряла сына и мужа, Родина приобрела героя.

В памяти навсегда останется подвиг человека, рассчитавшего свою смерть как бесстрашный удар по врагу.

»

Памятник Н. Ф. Гастелло в сквере около вечернего факультета Уфимского авиационного университета при ОАО «УМПО» в г. Уфа

Обращает на себя внимание дата подвига Гастелло, указанная в статье, — 3 июля. Вероятно, авторы очерка, уточнив правильное написание фамилии героя и факты его биографии, вывод о дате гибели Гастелло сделали исходя из даты сообщения Совинформбюро. Статья в «Правде» имела широкий резонанс, подвиг Гастелло широко использовался советской пропагандой.

25 июля 1941 года командиром 207-го ДБАП капитаном Лобановым и полковым комиссаром Кузнецовым Н. Ф. Гастелло был представлен к званию Героя Советского Союза. В наградном листе сказано:

« …26 июня капитан Гастелло с экипажем: Бурденюк, Скоробогатый и Калинин — повёл звено ДБ-3 бомбить зарвавшихся фашистов. По дороге Молодечно — Радошковичи у Радошковичи показалась вереница танков противника. Звено Гастелло, сбросив бомбы на груду скопившихся на заправку горючим танков и расстреливая из пулемёта экипажи фашистских машин, стало уходить от цели. В это время фашистский снаряд догнал машину капитана Гастелло. Получив прямое попадание, объятый пламенем, самолёт не мог уйти на свою базу, но в этот тяжёлый момент капитан Гастелло и его мужественный экипаж были заняты мыслью не допустить врага на родную землю. По наблюдению старшего лейтенанта Воробьёва и лейтенанта Рыбаса, они видели, как капитан Гастелло развернулся на горящем самолёте и повёл его в самую гущу танков. Столб огня объял пламенем танки и фашистские экипажи. Такой дорогой ценой заплатили немецкие фашисты за смерть лётчика капитана Гастелло и смерть героического экипажа… »

Уже на следующий день после представления капитану Гастелло Николаю Францевичу было присвоено звание Героя Советского Союза. Приказом министра обороны СССР капитан Гастелло Н. Ф. навечно зачислен в списки одного из авиационных полков.

«Огненный таран» Гастелло стал одним из самых известных примеров героизма в истории Великой Отечественной войны и использовался для военно-патриотической пропаганды и воспитания молодёжи как в ходе войны, так и в послевоенный период, вплоть до распада СССР. Альтернативные версии событий близ д. Декшняны и попытки расследования гибели Гастелло и Маслова пресекались либо засекречивались. Члены экипажа Гастелло — Г. Н. Скоробогатый, А. А. Калинин, А. А. Бурденюк — остались в тени подвига командира. Только в 1958 году они были награждены орденами Отечественной войны I степени.

«Гастелловцы»

Усилиями советской пропаганды подвиг Н. Ф. Гастелло стал одним из самых известных в истории Великой Отечественной войны, а сама фамилия Гастелло — нарицательной. «Гастелловцами» стали называть лётчиков, совершивших «огненный таран». Всего за период Великой Отечественной войны было совершено 595 «классических» воздушных таранов, 506 таранов самолётом наземной цели, 16 морских таранов и 160 танковых таранов. Нужно отметить, что в источниках имеется определённый разнобой по поводу количества таранных атак. Например, в статье «Побратимы Николая Гастелло» говорится лишь о 14 морских и только 52 танковых таранах, 506 таранах самолётом наземной цели, но зато о 600 воздушных таранах. Генерал-майор авиации А. Д. Зайцев в своей книге «Оружие сильных духом» оценивает количество воздушных таранов в более чем 620. При этом историки авиации пишут: «в документах противника отмечено более двадцати таранов, совершённых советскими летчиками, которые до сих пор неидентифицированы». Нет единства и в оценке количества собственно «огненных таранов». Например, Юрий Иванов, в своей работе «Камикадзе: пилоты-смертники» оценивает число таких таранов, совершённых советскими летчиками в 1941—1945 гг. величиной «около 350». В завершение этого пункта следует также отметить, что ряд советских пилотов таранили врага не один раз: 34 лётчика применяли воздушный таран дважды, четверо — Леонид Иванович Борисов, Владимир Иванович Матвеев, Николай Васильевич Терёхин, Алексей Степанович Хлобыстов — трижды, а Борис Иванович Ковзан — четырежды.

Эксгумация предполагаемой могилы Гастелло

В 1951 году в канун десятилетия знаменитого «огненного тарана» для последующего торжественного захоронения была произведена эксгумация останков из предполагаемой могилы Гастелло. Его вещей в могиле не оказалось, но были найдены личные вещи сослуживцев Гастелло — командира 1-й эскадрильи 207-го ДБАП капитана Александра Спиридоновича Маслова и стрелка-радиста Григория Васильевича Реутова. Экипаж Маслова считался пропавшим без вести в тот же день, в который Гастелло, как утверждается, совершил свой подвиг. Руководивший перезахоронением подполковник Котельников с санкции партийных органов провёл секретное расследование, в результате которого выяснилось, что на месте предполагаемого тарана Гастелло потерпел крушение самолёт Маслова. Экипаж Маслова без огласки перезахоронили на кладбище Радошковичей, фрагменты бомбардировщика Маслова — отправлены в музеи страны как останки самолёта Гастелло, на месте гибели экипажа Маслова был установлен памятник-монумент, посвященный подвигу экипажа Н. Ф. Гастелло. Данные об эксгумации предполагаемой могилы Гастелло не были обнародованы вплоть до эпохи гласности, когда они впервые проникли в СМИ.

Альтернативная версия

В 1990-е годы в СМИ появилась иная версия событий около деревни Декшняны. Были обнародованы данные об эксгумации предполагаемой могилы Гастелло в 1951 году. В связи с тем, что там были обнаружены останки экипажа Маслова, было выдвинуто предположение, что именно Маслов является автором приписываемого Гастелло «огненного тарана». В 1996 году указом президента Ельцина Маслов и все члены его экипажа были награждены званием Героя Российской Федерации.

Памятник экипажу Н. Ф. Гастелло на месте гибели бомбардировщика А. С. Маслова

Достоверность рапортов Воробьёва и Рыбаса поставлена под сомнение. Во-первых, возникло предположение, что непосредственно сам таран самолётом Гастелло улетавшие от места боя лётчики не видели, связав падение бомбардировщика Гастелло и столб дыма, поднимавшийся возле дороги. Во-вторых, выдвигалось предположение, что рапорты могли быть переделаны в ходе кампании по героизации Гастелло в июле—августе 1941 года. В-третьих, самих рапортов Воробьёва и Рыбаса не сохранилось, есть только ссылающиеся на них документы. В-четвёртых, Воробьёв и Рыбас служили в 96-м ДБАП, который располагался на том же аэродроме, что и 207-й ДБАП, в котором воевали Маслов и Гастелло. По предположению сторонников альтернативной версии, экипажи из разных полков не могли лететь на задание в одном звене.

После появились сообщения, что обломки подлинного самолета Гастелло находились недалеко от места гибели Маслова, в Мацковском болоте близ села Мацки. Самолёт около Мацки упал, согласно показаниям местных жителей, 26 июня 1941 года. Ими был найден обгоревший труп, в кармане гимнастёрки которого находилось письмо на имя Скоробогатой,, а также медальон с инициалами А. А. К.. Но главное — здесь был найден обломок, однозначно идентифицируемый как часть самолёта именно Н. Ф. Гастелло — бирка от двигателя М-87Б с серийным № 87844.

Согласно свидетельским показаниям местных жителей села Мацки, один человек из предполагаемого подлинного самолёта Гастелло выбросился с парашютом с крыла падающего самолёта и был захвачен немцами. Показания местного жителя подтверждаются документом «Список безвозвратных потерь начальствующего и рядового состава 42-й авиадивизии с 22.06 по 28.06.41 г.» за подписью начальника отдела строевой части старшины Бокова. В конце перечисленных поимённо членов экипажа Гастелло приписка: «Один человек из этого экипажа выпрыгнул с парашютом, кто — неизвестно». В то же время не ясно, откуда появилась эта информация, ведь в рапорте Воробьёва и Рыбаса этот момент не отражён, а жители села Мацки были уже на оккупированной территории. Конструктивной особенностью бомбардировщика ДБ-3ф является то, что с крыла прыгать может только пилот. Это дало сторонникам альтернативной версии повод утверждать, что Гастелло бросил гибнущий борт и экипаж ради собственного спасения. Однако, строго говоря, не вполне ясно даже, из какого самолёта выпрыгнул парашютист, о котором идёт речь в документе, подписанном Боковым — из машины, принятой впоследствии за машину Гастелло или действительно из самолёта Гастелло. Стоит также отметить, что Гастелло, по-видимому, действительно пытался направить свой самолет на расположение врага — иначе трудно объяснить, зачем его ДБ-3ф совершил разворот обратно на д. Мацки.

Высказывается предположение, что из двух одинаково вероятных в тот момент кандидатов на подвиг был выбран именно Гастелло по нескольким соображениям:

  • он был этническим белорусом;
  • его экипаж был интернациональным: Бурденюк — украинец, Калинин — ненец, Скоробогатый — русский;
  • на его счету уже был сбитый «Юнкерс-88»;
  • во время боёв на реке Халхин-Гол в 1939 году он служил в одном полку вместе с батальонным комиссаром М. А. Ююкиным, который впервые в авиации совершил таран наземной цели; по некоторым сведениям, Н. Ф. Гастелло был штурманом на бомбардировщике Ююкина во время тарана.

Впрочем, версия о том, что осуществлялся некий «выбор» между Гастелло и Масловым на роль «героя», маловероятна: героическая гибель Гастелло была отражена в рапортах Воробьёва и Рыбаса, в то время как свидетельств крушения самолёта Маслова не было, он считался «пропавшим без вести».

Критика альтернативной версии

Ряд исследователей подвергают сомнению факты, на которых построена альтернативная версия и отвергают её как полностью несостоятельную. По их мнению:

  • показания Воробьева и Рыбаса являются главным и неопровержимым свидетельством подвига Гастелло;
  • доказательства того, что упавший в Мацковском болоте самолёт пилотировался Гастелло, несостоятельны;
  • обнаруженные останки Маслова и его экипажа свидетельствуют о том, что его самолёт не совершал таран, а врезался в землю на «бреющем» полёте
  • отсутствие останков Гастелло свидетельствует о том, что он действительно совершил «огненный таран»; в результате взрыва колонны с горючим и боеприпасами ни самолёт, ни останки экипажа невозможно идентифицировать.

Факты

В истории подвига Гастелло достоверными фактами можно считать следующие:

  • самолёты Гастелло и Маслова потерпели крушение во время выполнения боевого задания 26 июня 1941 года;
  • место крушения самолёта у села Декшняны, которое считалось местом тарана Н. Ф. Гастелло, на самом деле — место гибели самолёта Маслова.

Установление истины осложняется тем, что свидетели тарана Гастелло — старший лейтенант Воробьёв и лейтенант Рыбас погибли в 1941 году, 207-й ДБАП в сентябре 1941 года расформирован, многие документы утрачены как в ходе Великой Отечественной войны, так и в послевоенное время.

Так изображался знаменитый «огненный таран»: Николай Гастелло таранит танки и автоцистерны с горючим в одиночку и на истребителе

Мифы о подвиге Гастелло

Как в ходе Великой Отечественной войны, так в послевоенное время советской пропагандой подвиг Гастелло выделялся из числа множества подобных, служил примером героизма и самопожертвования. В связи с этим в общественном сознании сложилось несколько устойчивых заблуждений о Н. Ф. Гастелло и уникальности его подвига:

  • Гастелло совершил первый в истории таран наземной цели.

Первый таран самолётом наземной цели совершил советский лётчик Михаил Анисимович Ююкин 5 августа 1939 года во время боев на реке Халхин-Гол.

  • Гастелло совершил первый таран в истории Великой Отечественной войны.

Первый таран в истории Великой Отечественной войны совершил советский лётчик Д. В. Кокорев 22 июня 1941 года приблизительно в 4 часа 15 минут.

  • Гастелло совершил первый таран наземной цели в истории Великой Отечественной войны.

Первый в истории Великой Отечественной войны таран наземной цели совершил советский лётчик П. С. Чиркин 22 июня 1941 года.

  • Гастелло таранил не танковую колонну, а зенитную батарею.

Это заблуждение сформировалось из-за того, что место крушения самолёта около д. Декшняны, официально считавшееся местом подвига Гастелло, находится примерно в 180 метрах от дороги. Была и другая версия: Гастелло таранил механизированную колонну, которая заправлялась в стороне от дороги.

  • Гастелло совершил свой подвиг в одиночку.

Данное заблуждение сформировалось из-за того, что при рассказе о подвиге Н. Ф. Гастелло члены его экипажа, как правило, не упоминались.

  • Гастелло совершил таран, управляя истребителем.

Данное заблуждение возникло из-за того, что в послевоенной художественной литературе главными героями авиации были лётчики-истребители. Был создан ряд произведений, в которых Н. Ф. Гастелло совершил свой подвиг на истребителе.

  • Гастелло был штурманом в экипаже М. А. Ююкина, совершившего первый в истории таран наземной цели 5 августа 1939 года во время событий на реке Халхин-Гол.

Данное заблуждение поддерживало преемственность героических «таранных традиций», Ююкина называли «наставником» Гастелло. В действительности, точно известно имя и фамилия штурмана М. А. Ююкина — Александр Морковкин. Гастелло был однополчанином Ююкина.

Просмотров: 2033

www.vonovke.ru

Персональный сайт - Гастелло Николай Францевич

"Навечно в строю"

Гастелло Николай Францевич

 Родился в 1908 году в Москве. Белорус. Член КПСС с 1928 года. Герой Советского Союза (26.7.1941). Награжден орденом Ленина.

Николай Гастелло вырос в семье рабочего, выходца из белорусских крестьян. Его детские годы прошли в Москве в рабочей среде. Здесь начал формироваться твердый, недюжинный характер будущего летчика-героя. Первым учителем Николая, его главным наставником был отец – мастер литейного цеха.

Николай с детства мечтал стать летчиком. В 1932 году исполнилось его страстное желание: по партийной путевке Гастелло был направлен в Луганскую военную школу летчиков, которую успешно закончил в 1933 году. После выпуска молодого летчика послали служить в бомбардировочную авиацию. Здесь он быстро прошел путь от командира экипажа тяжелого воздушного корабля до командира эскадрильи.

Хорошую боевую практику и закалку Николай Гастелло прошел в 1939 году в Монголии, в сражениях с японскими милитаристами на реке Халхин-Гол и в боях в период советско-финляндской войны 1939–1940 года.

...Весной 1941 года капитана Гастелло назначили командиром эскадрильи 207-го дальнебомбардировочного авиационного полка 42-й бомбардировочной авиационной дивизии 3-го бомбардировочного авиационного корпуса дальнебомбардировочной авиации.

Для капитана Гастелло война началась 22 июня 1941 года в пять часов утра. Взлетев со своего аэродрома в районе Смоленска, самолеты пошли на запад на бомбежку гитлеровских войск.

Но на третий день войны, когда экипажи на стоянках самолетов изучали боевое задание, над аэродромом появился немецкий разведчик Ю-88. Выпустив шасси, будто собираясь сесть, он промчался на малой высоте и обстрелял наши бомбардировщики. Уверенный в своей безнаказанности, фашист решил повторить заход. Но просчитался. Николай Гастелло под пулями бросился в кабину своего самолета и метким огнем из турельного пулемета подбил гитлеровца. Перепуганный экипаж совершил вынужденную посадку неподалеку от аэродрома и был взят в плен.

26 июня полку было приказано бомбардировать мотомеханизированные колонны врага в районе Молодечно, Радошковичи – северо-западнее Минска. Из-за больших потерь самолетов в полку осталось мало. Поэтому на задание двумя группами вылетело всего четыре бомбардировщика, как и прежде без истребительного прикрытия. Одну из групп возглавил командир эскадрильи капитан Гастелло, ведомым у него шел заместитель старший лейтенант Воробьев. В экипаже Гастелло – штурман-лейтенант Анатолий Бурденюк, стрелок-радист младший сержант Алексей Калинин и стрелок лейтенант Григорий Скоробогатый, взятый на задание после настойчивых просьб.

В районе Радошковичей, в деревне Декшанцы, группа Гастелло обнаружила сотни танков, цистерны с горючим, колонны автомашин с пехотой. По команде ведущего оба наших бомбардировщика пошли на цель. Чтобы эффективнее выполнить боевое задание и нанести врагу наибольший урон, бомбили с высоты 400–500 метров, рискуя быть сбитыми зенитным огнем. С такой высоты все бомбы попали в цель: вспыхнули цистерны с бензином, загорелись танки, автомашины, в панике разбегалась пехота. Удачно совершив и повторный заход, самолеты легли на обратный курс. Но тут, еще не успев набрать высоту, они попали под ураганный огонь зенитных орудий и пулеметов.

Один из снарядов попал в бензобак самолета Гастелло. Машина вспыхнула. Летчик пытался сбить пламя стремительными маневрами. Огонь, охватив почти весь самолет, подбирался к кабине. Экипаж мог спастись, лишь выпрыгнув с парашютами. Но это означало плен. Гастелло и его экипаж приняли иное решение.

Члены экипажа старшего лейтенанта Воробьева стали свидетелями бессмертного подвига своих боевых товарищей. Они видели, как горящий самолет командира эскадрильи, все более теряя высоту, развернулся обратно и вновь оказался над вражеской колонной. Минуя разбитую технику и опустевшие автомашины, Гастелло из последних сил рвался к голове колонны, где у бензозаправщиков скопились танки. Добравшись до них почти на бреющем полете, летчик бросил пылающую машину в скопление вражеской боевой техники. Оглушительный взрыв потряс землю. Море огня взметнулось над колонной. Рвались снаряды, полыхали автомобили и цистерны...

Николай Гастелло повторил подвиг военкома 150-го скоростного бомбардировочного авиаполка М. А. Ююкина, совершенный на глазах Николая Францевича в Монголии в августе 1939-го. В годы Великой Отечественной войны этот подвиг – огненный таран наземных целей – повторили свыше 500 советских летчиков.

На месте подвига экипажа Гастелло близ Радошковичей на шоссе Минск – Вильнюс героическому экипажу установлен памятник-мемориал. В Москве, в поселке городского типа Радошковичи Молодечненского района Минской области и на территории Ворошиловградского высшего военного авиационного училища штурманов, имя Гастелло также увековечено памятниками. Во многих других городах нашей страны, так как в Москве и Муроме, его именем названы пионерские отряды и дружины, школы и улицы, морские и речные суда, колхозы, совхозы, фабрики, заводы, городски поселки, шахта в городе Кизел Пермской области, теплоход. На северо-западной окраине Ростова на здании одной из улиц установлена мемориальная доска с надписью: «В 1934–1939 годы в Ростовской авиационной бригаде служил летчик Герой Советского Союза Николай Францевич Гастелло. В период службы он проживал в этом доме».

Приказом министра обороны Союза ССР имя капитана Гастелло занесено навечно в списки части, в которой он служил.

Литература:

Герои огненных лет. М., 1975. Кн. 1. С. 113–120.

Криворучко М. Г., Мишин П. И., Смирнов И. Г. Москва – героям Великой Отечественной. М., 1981. С. 250–252.

Орлов Ф. Н. Огненные рейсы голубой «двойки». Чебоксары, 1975. С. 82

geroykursk.narod.ru