Байки из дзота. Кто такие панфиловцы, от чего умер Гастелло и как звали Матросова. Гастелло летчик


Герой – посмертно, слава – навсегда: подвиг Гастелло

26 июня 1941 года в возрасте 34 лет в бою погиб советский военный летчик Николай Францевич Гастелло. В этот день экипаж под командованием капитана Гастелло вылетел для нанесения бомбового удара по немецкой механизированной колонне. Однако вражеский снаряд повредил топливный бак самолета Гастелло, и он совершил огненный таран — направил горящую машину на механизированную колонну врага. Самолет врезался во вражескую «толпу» цистерн и машин и воздух сражения сотрясся оглушительным взрывом. Все члены экипажа погибли.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26.07.1941 Гастелло был посмертно удостоен звания «Герой Советского Союза» с вручением медали «Золотая звезда» и ордена Ленина.

Представляем вам некоторые интересные факты, критику и альтернативную версию подвига Николая Францевича Гастелло.

Фотография Николая Францевича Гастелло

Подвиг Гастелло получил широкое освещение в прессе. 5 июля 1941 года в вечерней сводке Советского информбюро он впервые был упомянут: «Героический подвиг совершил командир эскадрильи капитан Гастелло. Снаряд вражеской зенитки попал в бензиновый бак его самолёта. Бесстрашный командир направил охваченный пламенем самолёт на скопление автомашин и бензиновых цистерн противника. Десятки германских машин и цистерн взорвались вместе с самолётом героя».

Почтовая марка (1944 год), посвящённая подвигу Гастелло

Корреспондентский очерк «Капитал Гостелло», сделанный 10 июля 1941 года в «Правде» после сообщения Советского инфорбюро:

«На рассвете 26 июня на разных участках фронта лётчики собрались у репродукторов. Говорила московская радиостанция, диктор по голосу был старым знакомым — сразу повеяло домом, Москвой. Передавалась сводка Информбюро. Диктор прочёл краткое сообщение о героическом подвиге капитана Гастелло. Сотни людей — на разных участках фронта — повторили это имя…

Ещё задолго до войны, когда он вместе с отцом работал на одном из московских заводов, о нём говорили: «Куда ни поставь, всюду — пример». Это был человек, упорно воспитывающий себя на трудностях, человек, копивший силы на большое дело. Чувствовалось, Николай Гастелло — стоящий человек.

Когда он стал военным лётчиком, это сразу же подтвердилось. Он не был знаменит, но быстро шёл к известности. В 1939 году он бомбил белофинские военные заводы, мосты и доты, в Бессарабии выбрасывал наши парашютные десанты, чтобы удержать румынских бояр от грабежа страны. С первого же дня Великой Отечественной войны капитан Гастелло во главе своей эскадрильи громил фашистские танковые колонны, разносил в пух и прах военные объекты, в щепу ломал мосты. О капитане Гастелло уже шла слава в лётных частях. Люди воздуха быстро узнают друг друга.

Последний подвиг капитана Гастелло не забудется никогда. 26 июня во главе своей эскадрильи капитан Гастелло сражался в воздухе. Далеко внизу, на земле, тоже шёл бой. Моторизованные части противника прорывались на советскую землю. Огонь нашей артиллерии и авиация сдерживали и останавливали их движение. Ведя свой бой, Гастелло не упускал из виду и бой наземный.

Чёрные пятна танковых скоплений, сгрудившиеся бензиновые цистерны говорили о заминке в боевых действиях врага. И бесстрашный Гастелло продолжал своё дело в воздухе. Но вот снаряд вражеской зенитки разбивает бензиновый бак его самолёта.

Машина в огне. Выхода нет.

Что же, так и закончить на этом свой путь? Скользнуть, пока не поздно, на парашюте и, оказавшись на территории, занятой врагом, сдаться в постыдный плен?

Нет, это не выход.

И капитан Гастелло не отстёгивает наплечных ремней, не оставляет пылающей машины. Вниз, к земле, к сгрудившимся цистернам противника мчит он огненный комок своего самолёта. Огонь уже возле лётчика. Но земля близка. Глаза Гастелло, мучимые огнём, ещё видят, опалённые руки твёрды. Умирающий самолёт ещё слушается руки умирающего пилота.

Так вот закончится сейчас жизнь — не аварией, не пленом — подвигом!

Машина Гастелло врезается в «толпу» цистерн и машин — и оглушительный взрыв долгими раскатами сотрясает воздух сражения: взрываются вражеские цистерны.

Мы помним имя героя — капитан Николай Францевич Гастелло. Его семья потеряла сына и мужа, Родина приобрела героя.

В памяти навсегда останется подвиг человека, рассчитавшего свою смерть как бесстрашный удар по врагу».

П. Павленко, П. Крылов

Эта статья имела широкий резонанс, подвиг Гастелло широко использовался советской пропагандой.

Николай Гастелло

Усилиями советской пропаганды подвиг Гастелло стал одним из самых известных в истории Великой Отечественной войны, а фамилия Гастелло — нарицательной. «Гастелловцами» стали называть лётчиков, совершивших «огненный таран». Всего за период Великой Отечественной войны было совершено 595 «классических» воздушных таранов, 506 таранов самолётом наземной цели, 16 морских таранов и 160 танковых таранов.

В 1990-е годы в СМИ появилась иная версия событий (её автором стал майор в отставке Эдуард Харитонов). Были обнародованы данные об эксгумации предполагаемой могилы Гастелло в 1951 году. В связи с тем, что там были обнаружены останки экипажа Маслова Александра Спиридоновича, было выдвинуто предположение, что именно Маслов является автором приписываемого Гастелло «огненного тарана». В 1996 году указом президента Ельцина Маслов и все члены его экипажа были награждены званием Героя Российской Федерации (посмертно).

Маслов Александр Спиридонович

Ряд исследователей (прежде всего, сын Н.Ф. Гастелло — полковник в отставке Виктор Гастелло) подвергают сомнению факты, на которых построена альтернативная версия и отвергают её как полностью несостоятельную.

Так изображался знаменитый «огненный таран»: Николай Гастелло таранит танки и автоцистерны с горючим в одиночку и на истребителе

Установление истины и подвиге Гастелло осложняется тем, что свидетели его тарана погибли в 1941 году, авиаполк, где он был командиром, расформирован в сентябре 1941 года, а многие документы были утрачены как в ходе Великой Отечественной войны, так и в послевоенное время.

Рекомендовано вам

diletant.media

Подвиг Гастелло / Назад в СССР / Back in USSR

26 июня 1941 года в возрасте 34 лет в бою погиб советский военный летчик Николай Францевич Гастелло. В этот день экипаж под командованием капитана Гастелло вылетел для нанесения бомбового удара по немецкой механизированной колонне. Однако вражеский снаряд повредил топливный бак самолета Гастелло, и он совершил огненный таран — направил горящую машину на механизированную колонну врага. Самолет врезался во вражескую «толпу» цистерн и машин и воздух сражения сотрясся оглушительным взрывом. Все члены экипажа погибли. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26.07.1941 Гастелло был посмертно удостоен звания «Герой Советского Союза» с вручением медали «Золотая звезда» и ордена Ленина. Представляем вам некоторые интересные факты, критику и альтернативную версию подвига Николая Францевича Гастелло.Подвиг Гастелло получил широкое освещение в прессе. 5 июля 1941 года в вечерней сводке Советского информбюро он впервые был упомянут: «Героический подвиг совершил командир эскадрильи капитан Гастелло. Снаряд вражеской зенитки попал в бензиновый бак его самолёта. Бесстрашный командир направил охваченный пламенем самолёт на скопление автомашин и бензиновых цистерн противника. Десятки германских машин и цистерн взорвались вместе с самолётом героя».Корреспондентский очерк «Капитал Гостелло», сделанный 10 июля 1941 года в «Правде» после сообщения Советского инфорбюро: «На рассвете 26 июня на разных участках фронта лётчики собрались у репродукторов. Говорила московская радиостанция, диктор по голосу был старым знакомым — сразу повеяло домом, Москвой. Передавалась сводка Информбюро. Диктор прочёл краткое сообщение о героическом подвиге капитана Гастелло. Сотни людей — на разных участках фронта — повторили это имя… Ещё задолго до войны, когда он вместе с отцом работал на одном из московских заводов, о нём говорили: «Куда ни поставь, всюду — пример». Это был человек, упорно воспитывающий себя на трудностях, человек, копивший силы на большое дело. Чувствовалось, Николай Гастелло — стоящий человек. Когда он стал военным лётчиком, это сразу же подтвердилось. Он не был знаменит, но быстро шёл к известности. В 1939 году он бомбил белофинские военные заводы, мосты и доты, в Бессарабии выбрасывал наши парашютные десанты, чтобы удержать румынских бояр от грабежа страны. С первого же дня Великой Отечественной войны капитан Гастелло во главе своей эскадрильи громил фашистские танковые колонны, разносил в пух и прах военные объекты, в щепу ломал мосты. О капитане Гастелло уже шла слава в лётных частях. Люди воздуха быстро узнают друг друга. Последний подвиг капитана Гастелло не забудется никогда. 26 июня во главе своей эскадрильи капитан Гастелло сражался в воздухе. Далеко внизу, на земле, тоже шёл бой. Моторизованные части противника прорывались на советскую землю. Огонь нашей артиллерии и авиация сдерживали и останавливали их движение. Ведя свой бой, Гастелло не упускал из виду и бой наземный. Чёрные пятна танковых скоплений, сгрудившиеся бензиновые цистерны говорили о заминке в боевых действиях врага. И бесстрашный Гастелло продолжал своё дело в воздухе. Но вот снаряд вражеской зенитки разбивает бензиновый бак его самолёта. Машина в огне. Выхода нет. Что же, так и закончить на этом свой путь? Скользнуть, пока не поздно, на парашюте и, оказавшись на территории, занятой врагом, сдаться в постыдный плен? Нет, это не выход. И капитан Гастелло не отстёгивает наплечных ремней, не оставляет пылающей машины. Вниз, к земле, к сгрудившимся цистернам противника мчит он огненный комок своего самолёта. Огонь уже возле лётчика. Но земля близка. Глаза Гастелло, мучимые огнём, ещё видят, опалённые руки твёрды. Умирающий самолёт ещё слушается руки умирающего пилота. Так вот закончится сейчас жизнь — не аварией, не пленом — подвигом! Машина Гастелло врезается в «толпу» цистерн и машин — и оглушительный взрыв долгими раскатами сотрясает воздух сражения: взрываются вражеские цистерны. Мы помним имя героя — капитан Николай Францевич Гастелло. Его семья потеряла сына и мужа, Родина приобрела героя. В памяти навсегда останется подвиг человека, рассчитавшего свою смерть как бесстрашный удар по врагу». П. Павленко, П. Крылов Эта статья имела широкий резонанс, подвиг Гастелло широко использовался советской пропагандой. Усилиями советской пропаганды подвиг Гастелло стал одним из самых известных в истории Великой Отечественной войны, а фамилия Гастелло — нарицательной. «Гастелловцами» стали называть лётчиков, совершивших «огненный таран». Всего за период Великой Отечественной войны было совершено 595 «классических» воздушных таранов, 506 таранов самолётом наземной цели, 16 морских таранов и 160 танковых таранов.В 1990-е годы в СМИ появилась иная версия событий (её автором стал майор в отставке Эдуард Харитонов). Были обнародованы данные об эксгумации предполагаемой могилы Гастелло в 1951 году. В связи с тем, что там были обнаружены останки экипажа Маслова Александра Спиридоновича, было выдвинуто предположение, что именно Маслов является автором приписываемого Гастелло «огненного тарана». В 1996 году указом президента Ельцина Маслов и все члены его экипажа были награждены званием Героя Российской Федерации (посмертно).Ряд исследователей (прежде всего, сын Н.Ф. Гастелло — полковник в отставке Виктор Гастелло) подвергают сомнению факты, на которых построена альтернативная версия и отвергают её как полностью несостоятельную. Установление истины и подвиге Гастелло осложняется тем, что свидетели его тарана погибли в 1941 году, авиаполк, где он был командиром, расформирован в сентябре 1941 года, а многие документы были утрачены как в ходе Великой Отечественной войны, так и в послевоенное время.

back-in-ussr.com

Байки из дзота. Кто такие панфиловцы, от чего умер Гастелло и как звали Матросова

Герои нашего детства

Герои — это ценное движимое имущество любой идеологии. Но с реальными героями много хлопот — то они говорят что-то провокационное, то напиваются, то вообще — эмигрируют. Поэтому власть всегда предпочитала героев мертвых. А еще лучше — тех, которые никогда и не были живыми.

Мифы о героях Великой Отечественной

Гастелло, Матросов, 28 панфиловцев — эти образы знакомы с детства всем. Даже если мы ими и не гордились, то испытывали к ним определенное уважение — как к серьезным экстремалам. И что же? Оказалось, многие из этих доблестных защитников нашего отечества вышли из страны сказок и фантазий — точь-в-точь как и другие любимые герои: Чебурашка, кот Леопольд...

«Огненный комок самолета»

Газета «Правда» от 10 июля 1941 года. Авторы — военные корреспонденты П. Павленко и П. Крылов:«И бесстрашный Гастелло продолжал свое дело в воздухе. Но вот снаряд вражеской зенитки разбивает бензиновый бак его самолета. Машина в огне. Выхода нет. Что же, так и закончить на этом свой путь? Скользнуть, пока не поздно, на парашюте и, оказавшись на территории, занятой врагом, сдаться в постыдный плен? Нет, это не выход. И капитан Гастелло не отстегивает наплечных ремней, не оставляет пылающей машины. Вниз, к земле, к сгрудившимся цистернам противника мчит он огненный комок своего самолета. Огонь уже возле летчика. Но земля близка. Глаза Гастелло, мучимые огнем, еще видят, опаленные руки тверды. Умирающий самолет еще слушается руки умирающего пилота. Так вот закончится сейчас жизнь — не аварией, не пленом — подвигом! Машина Гастелло врезается в «толпу» цистерн и машин — и оглушительный взрыв долгими раскатами сотрясает воздух сражения: взрываются вражеские цистерны. Мы помним имя героя — капитан Николай Францевич Гастелло. Его семья потеряла сына и мужа, Родина приобрела героя».

«На гробах летаем»

Николай Гастелло

На это людоедское произведение журналистского искусства народ среагировал, как на эротический триллер. Этому способствовали и прекрасная итальянская фамилия крылатого воина, и его красота (парень был очень хорош собой) и описание его смерти, возбуждающее садомазохистские струнки... Хотя, на самом деле, с реальностью этот эпос-опус контактирует очень слабо. Необычная фамилия Гастелло не имеет к Италии никакого отношения. Отец Николая, Франц Гастыло, приехал в Москву из Белоруссии, устроился работать на литейный завод и поменял свою фамилию на более благозвучную — Гастелло. Будущий герой родился 26 апреля 1907 года. Учился в Сокольническом мужском училище, работал учеником столяра, затем слесарем на паровозоремонтном заводе, вступил в ВКП(б) — классическая для этих лет пролетарская биография. В 1932 году партия направляет Гастелло в 11-е Луганское летное училище, откуда через полтора года он выходит летчиком самолета ДБ-3Ф. Боевое крещение получил в боях под Халхин-Голом в 1939 году, затем участвовал в войне с Финляндией.

В первые же дни войны советская авиация понесла тяжелейшие потери. Большинство истребителей были уничтожены, даже не успев подняться в воздух. Этим объясняется то, что 26 июня эскадрилья бомбардировщиков ДБ-3Ф, которой командовал Гастелло, была брошена против прорвавшегося противника на участке Молодечно-Радошковичи. Самолеты ДБ-3Ф были предназначены для совершенно других целей. Это дальние бомбардировщики, созданные для полетов в глубокий тыл противника, обладающие значительной грузоподъемностью, но легко уязвимые. Их задача — ковровые бомбардировки с большой высоты, где их не могла бы достать артиллерия врага. Так, 8 августа 1941 года, когда наши войска беспорядочно отступали по всем фронтам, эскадрилья из 15 ДБ-3Ф под командованием полковника Преображенского нанесла бомбовый удар по Берлину. На борту каждого самолета находилось по 800 килограмм авиабомб. Но для прицельной бомбардировки колонн бронетехники ДБ-3Ф приходилось спускаться как можно ниже, и большие самолеты становились легкой мишенью для артиллерийского огня с земли. В одном из сражений под Радошковичами было уничтожено 15 советских боевых машин! Потери были огромны. В отношении участия ДБ-3Ф в бомбардировках наступающих немецких частей оправдались слова наркома ВВС Павла Рычагова, сказанные им Сталину: «На гробах летаем!»

Бомбардировщик ДБ-3Ф

Неувязки

Экипаж самолета, которым командовал Гастелло, состоял из четырех человек. Кроме командира, в него входили стрелки-бомбардиры лейтенант Бурденюк и лейтенант Скоробогатый и стрелок-радист младший сержант Калинин. Через много лет после войны кинодокументалист Анатолий Алай обнаружил в архивах список потерь 42-й авиадивизии, в составе которой находился экипаж Гастелло. В этом списке к перечню погибших членов экипажа было сделано примечание: «Один человек из состава экипажа выпрыгнул с парашютом из горящего самолета. Кто — неизвестно». Но, по мнению экспертов, конструкция ТБ-3Ф такова, что первым из него может выпрыгнуть только сам командир. Это был большой знак вопроса, возникший в истории Николая Гастелло.

Подвиг Гастелло

В 1951 году, в ознаменование 10-летия подвига, в Белоруссии на самых высоких этажах власти было принято решение расконсервировать братскую могилу, где был похоронен герой, с целью перезахоронения. Однако никакого капитана Гастелло в могиле не оказалось. Вместо него были найдены останки старшего лейтенанта Григория Реутова, стрелка-радиста из экипажа другого ДБ-3Ф, пропавшего без вести в тот же день, 26 июня 1941 года, когда погиб Гастелло. Этим самолетом командовал капитан Александр Маслов, друг Гастелло. Его машина была подбита в том же бою. Удалось найти свидетелей, видевших, что Маслов действительно пытался совершить таран на охваченном пламенем бомбардировщике, но не дотянул до шоссе около 200 метров. Из этой неудавшейся попытки, вероятно, и возникла легенда о таране, который был приписан командиру эскадрильи Гастелло. В 50-е годы именем Гастелло уже были названы сотни улиц, колхозов и пионерских дружин. Переписывать историю было поздно, поэтому о том, что в могиле Гастелло лежит вовсе не он, никто не узнал. Более того, в 1976 году на месте гибели самолета Александра Маслова был установлен величественный памятник Николаю Гастелло.

Где же Гастелло?

Самолет Гастелло в конце концов все-таки нашли. В 25 километрах от Радошковичей находится деревня Мацки, окруженная непроходимыми болотами. 26 июня 1941 года в огород одного из домов приземлился на парашюте летчик из подбитого самолета. Сам бомбардировщик рухнул в болото. Жители деревни, в чей огород приземлился парашютист, запомнили, что очень быстро подъехала немецкая штабная машина, парашютиста схватили и увезли. Больше о нем ничего не известно. Но в найденных в болоте обломках самолета обнаружили медальон Калинина и письмо с подписью Скоробогатого — членов экипажа Гастелло. Так что есть основания полагать, что взятым в плен парашютистом был не кто иной, как сам герой Советского Союза Николай Гастелло.

Легенда и быль

Итак, Николай Гастелло не совершал своего знаменитого тарана, не погиб смертью храбрых, а, скорее всего, оказался в немецком плену. (Кстати, лично мы не видим в этом оснований для того, чтобы не считать его героем.) Нет никаких шансов узнать, как сложилась судьба Гастелло. Но если он не умер в лагере для военнопленных, то, возможно, перенес все тяготы неволи и, догадываясь об участи, ожидавшей побывавших в плену на родине, вполне мог предпочесть, как многие, не возвращаться после войны в Россию. Так или иначе, военные корреспонденты, авторы легенды о героическом самопожертвовании летчика Гастелло, трудились не напрасно: уже 28 августа 1941 года его подвиг был повторен экипажем младшего лейтенанта И. Т. Вдовенко, а 2 ноября 1941 года экипажем капитана Н. Т. Хрусталева. Всего до конца войны подвиг, которого не было, был повторен советскими камикадзе 503 раза!

140 панфиловцев

О том, что подвиг 28 героев-панфиловцев от начала до конца выдуман сотрудником газеты «Красная звезда» Александром Кривицким, известно уже, наверное, многим. (Жаль, что он не дожил до нынешних дней — мы бы немедленно взяли его в редакцию.) Ему же принадлежат слова легендарного политрука Клочкова: «Велика Россия, но отступать некуда…» и т.д. Но сам-то политрук Клочков действительно был, как были и солдаты 4-й роты 2-го батальона 1075-го стрелкового полка дивизии Панфилова, сражавшиеся 16 ноября 1941 года у разъезда Дубосеково под Волоколамском и почти все в этом бою погибшие. Их было около 140 человек. На весь полк было 4 противотанковых ружья, то есть основным оружием для поражения танков, которым располагали солдаты, были гранаты и бутылки с зажигательной смесью.

Утром 16 ноября немцы перешли в наступление силами двух танковых и двух пехотных дивизий. Основной удар пришелся в стык между дивизией Панфилова и кавалерийским корпусом генерала Доватора. К позиции 1075-го стрелкового полка немцы вышли в 11 часов. Первую атаку полк отбил, уничтожив 6 танков. К 4 часам дня, после ожесточенного боя, противник смял позиции 2-го батальона и вклинился в оборону дивизии Панфилова. От 4-й роты к вечеру осталось 25 человек. Советские части вынуждены были отойти на новый рубеж. За два дня боев 1075-й стрелковый полк потерял около 400 человек убитыми, 100 человек ранеными и 600 пропавшими без вести. За отступление и высокие потери командир полка Капров и военком Мухомедьяров были отстранены от занимаемых должностей. 16 ноября силами всего полка было уничтожено 15 немецких танков. Впоследствии эти танки были отнесены на счет 28 героических панфиловцев, выдуманных Кривицким.

Командир дивизии Панфилов (справа)

Возникновение легенды

Почему именно 28? Почему не 36 или 54 панфиловца? Что помешало Кривицкому назвать большую и немного более реалистичную цифру бойцов, якобы остановивших 54 танка противника? Дело в том, что эта цифра придумана не им. Она — плод совместного творчества главного редактора «Красной звезды» Ортенберга и журналиста Коротеева, первым сообщившего о бое возле Дубосеково. Последнему рассказал об этом событии комиссар дивизии Панфилова Егоров, сам на месте боя не присутствовавший, а узнавший о нем от комиссара 1075 полка. Тот, впрочем, тоже боя не видел, но тем не менее доложил о героической роте бойцов, «стоявших насмерть» и погибших, не отступив ни на шаг. Нашлось, правда, два предателя, попытавшихся сдаться в плен и убитых на месте своими. Ортенберг спросил у Коротеева, сколько бойцов могло быть в потрепанной боями роте, и тот ответил навскидку — человек 30. За вычетом предателей осталось 28. Уже в декабре 1941 года, когда дивизия Панфилова находилась на переформировании, взявшийся за эту тему Кривицкий спрашивал у восстановленного к тому времени в должности командира полка Капрова имена 28 героев боя под Дубосеково. Но тот ответил, что ни о каком подвиге 28 панфиловцев никогда не слышал. Имена 28 солдат 4-й роты назвал Кривицкому командир 4-й роты капитан Гундилович, перечислив бойцов, отличившихся в ноябрьских боях. Всем им было 21 июля 1942 года посмертно присвоено звание Героев Советского Союза.

Подвиг панфиловцев

Неожиданное продолжение

«Сложили головы все 28. Погибли, но не пропустили врага», — так заканчивалась передовица Кривицкого в «Красной звезде» от 28 ноября 1941 года. А через два с половиной года после окончания войны в Белоруссии за пособничество немцам в годы оккупации был арестован Добробабин Иван Евстафьевич, тот самый сержант Добробабин, который командовал взводом погибших героев-панфиловцев. Допрошенный следователем Военной прокуратуры, он сообщил, что действительно участвовал в бою у разъезда Дубосеково, был легко ранен и попал в плен. Никаких подвигов он в этом бою не совершал, но с интересом прочел о своем героизме в книге Кривицкого. Находясь на оккупированной немцами территории, работал помощником старосты в селе Перекоп на Украине.

Справка-доклад главного военного прокурора Н. Афанасьева "О 28 панфиловцах" Государственный архив РФ

Еще раньше Добробабина объявился другой герой, Даниил Кужабергенов, о котором в «Красной звезде» говорилось: «Прямо под дуло вражеского пулемета идет, скрестив на груди руки, Кужабергенов и падает замертво». Он был арестован в мае 1942 года по обвинению в добровольной сдаче в плен. Он также сказал на следствии, что о своем подвиге под Дубосеково знает лишь из газетных сообщений, к которым ему нечего добавить. После войны один за другим стали возникать из небытия и другие панфиловцы. Всего осталось в живых пятеро. У троих из них хватило наглости начать добиваться выдачи наград, присвоенных им посмертно. В результате этих назойливых явлений с того света Главная военная прокуратура СССР предприняла в 1948 году расследование боя у разъезда Дубосеково. Были допрошены журналисты и писатели, имевшие отношение к возникновению мифа, а также оставшиеся в живых непосредственные участники событий. Естественно, очень скоро правда выплыла наружу. О результатах расследования Генеральный прокурор СССР Сафонов докладывал самому Жданову. Таким образом, о том, что подвиг 28 панфиловцев — художественный вымысел, было известно на самых верхних этажах власти. Но к тому моменту пропаганда этого мифа усилиями Кривицкого и множества его коллег по журналистскому цеху уже приобрела такие масштабы, что повернуть процесс вспять нельзя было без грандиозного скандала. Очевидно, в первые послевоенные годы, когда перед истерзанной страной стояла задача восстановления хозяйства, власти сочли такой скандал излишним. Неизвестно, кто конкретно принимал решение о том, чтобы не давать ходу результатам расследования, но книги, статьи и брошюры о 28 панфиловцах продолжали выходить, как ни в чем не бывало. Претензии живых мертвецов было решено оставить без внимания, а факт их существования — по возможности игнорировать.

Шакирьян Матросов

Из всех героических мифов, возникших во время Великой Отечественной войны, ближе других к тому, что было на самом деле, вероятно, история Александра Матросова. Он действительно погиб в феврале 1943 года (правда, не 23-го, в день рождения Советской Армии, а 27-го.) при штурме деревни Чернушки в окрестностях Пскова, сумев ценой жизни обезвредить на время неприятельский дзот. Конечно, грудью на амбразуру он не бросался, потому что это было совершенно бессмысленно: пулеметная очередь, разбивающая в щепы толстую доску, вмиг превратила бы человеческое тело в кровавый фарш и отбросила бы от амбразуры.

Александр Матросов (Шакирьян Мухамедьянов)

Кроме того, звали героя не Александр Матросов, а Шакирьян Мухамедьянов. Он был башкир, родившийся в 1924 году в деревне Кунакбаево и сам присвоивший себе русское имя, когда беспризорником попал в детприемник. У беспризорников были свои неписаные законы, согласно которым «националы» вытеснялись из русской среды. Шакирьян был неравнодушен к флоту, носил матроску и бескозырку, что, видимо, повлияло на выбор фамилии. В Ивановской режимной колонии его называли Шурик-Шакирьян, Шурик-Матрогон и Шурик-Машинист. Последнюю кличку он получил не то за страсть к побегам, не то за то, что его самого часто посылали на вокзалы ловить сбежавших колонистов — на эту тему существуют различные версии. Башкирские историки, открывшие в Мухамедьянове нового национального героя, собрали множество сведений о нем. Так, в памяти кого-то из бывших обитателей колонии сохранилось, что он здорово играл на гитаре и лихо отбивал чечетку. После окончания школы в колонии его отправили в Куйбышев на вагоноремонтный завод, но работа в цеху была ему не по нраву, и Матросов сбегает оттуда. В 1940 году его привлекли к суду за беспаспортное проживание в Саратове и впаяли два года. Срок Шакирьян отмотал от звонка до звонка в Уфимской исправительно-трудовой колонии. Оттуда он попал в Краснохолмское военно-пехотное училище, а по его окончании — в 91-ю Тихоокеанскую морскую бригаду имени Сталина. (А не в штрафбат, как утверждает альтернативная официальной народная легенда. Блатной налет придавал обаяние образу героя.) Уже через 2 дня после зачисления Матросова в морскую бригаду состоялся бой за Чернушки, в котором он совершил свой знаменитый подвиг.

Подвиг Матросова

Подвиг Мухамедьянова

Существует несколько версий того, каким образом Шакирьяну удалось заставить немецкий дзот прекратить огонь на время, понадобившееся другим солдатам, чтобы преодолеть простреливаемое пространство. Его видели на крыше дзота, а затем труп Матросова был найден на снегу перед ним. Возможно, он попытался с крыши через вентиляционное отверстие перестрелять немцев, но был убит. Тем не менее, он отвлек на себя внимание находившихся в дзоте врагов. По другой версии, он мог сверху навалиться телом на ствол пулемета и прижать его к земле, не давая немцам вести огонь. Наконец, тело убитого при неудачной попытке взорвать дзот солдата могло упасть на некотором расстоянии от амбразуры таким образом, что полностью или частично закрыло пулеметчику сектор обстрела. Но для пропаганды подвига был выбран наименее реалистичный, зато наиболее эффектный вариант: герой, презрев смерть, закрыл амбразуру грудью. Это не удивительно — пропагандисты на передовую не рвались и плохо представляли себе тамошнюю реальность.

Легенда воплощается в жизнь

19 июня 1943 года Матросову было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза, а 8 сентября 1943 года Сталин подписал указ № 269, где говорилось: «Великий подвиг товарища Матросова должен служить примером воинской доблести и героизма для всех воинов Красной Армии». С этого момента всеми доступными сталинской пропаганде средствами начинается «популяризация в массах» подвига Матросова, преподносимого, как и все прочие героические деяния, в качестве образца для подражания. Очень скоро «популяризация» приносит ожидаемые плоды: до конца 1943 года грудью на вражеские пулеметы бросаются еще 38 солдат, в 1944 году — 87, и в 1945-м — 46. Последним пожертвовал собой Архип Манита, закрывший своим телом огневую точку на одной из улиц Берлина за несколько дней до победы. Вдохновляемые подвигом Матросова, бойцы идут в лобовые атаки на огневые точки противника, которые не удается подавить артиллерией, и буквально заваливают их грудами мертвых тел.

Выдуманное пропагандистами невозможное героическое деяние повторяется десятками и сотнями солдат. Например, во время штурма Зееловских высот в период Берлинской операции. Атакуя один-единственный немецкий дзот, командир батальона потерял всех командиров рот и почти всех командиров взводов. Из более чем семисот человек в последнюю атаку поднялось менее ста! Внезапно вражеский пулемет стих. Ворвавшиеся в дзот солдаты закололи второго номера. А первый номер, как оказалось, прекратил стрелять потому, что сошел с ума, не выдержав зрелища громоздящейся перед ним горы трупов. Во время Великой Отечественной не было недостатка в самопожертвовании. И дело даже не в том, что для подбадривания героев в тылу атакующих войск были расставлены пулеметы для расстрела пытавшихся сбежать с поля боя. И даже не в том, что в атаку наши солдаты шли, будучи пьяными (что такое пятьдесят граммов водки, когда кругом рвутся снаряды?). Просто никогда еще жизнь человеческая не стоила так дешево и так мало не ценилась самими ее обладателями. По подсчетам некоторых экспертов, наши и немецкие потери соотносятся в количестве едва ли не 10 к 1. Тысячи солдат заслужили право быть прославленными на всю страну, как Гастелло или Матросов. Но легендарным героям помимо памяти и славы выпала сомнительная честь стать символами, побуждающими других идти на смерть. Увы, часто бессмысленную.

www.maximonline.ru

Смертельный Таран. Правда О Николае Гастелло (Россия) 2008 год смотреть онлайн в хорошем качестве

Режиссер: Андрей ГрачевАвтор сценария: Евгений Рябинин

В фильме принимает участие сын Николая Гастелло Виктор.Во время перезахоронения в братской могиле были обнаружены документы совсем других пилотов, которые никогда не летали вместе с Гастелло. Так кто же тогда совершил подвиг, известный всему миру?

Кто же тогда совершил подвиг, который весь мир знает как "подвиг Гастелло"?  В этом пытаются разобраться авторы документального фильма "Смертельный таран. Правда о Николае Гастелло". Как случилось, что летчиков Гастелло и Маслова, летавших в одном полку, перепутали? Как погиб экипаж самолета, которым командовал именно Гастелло? И в чем действительный подвиг экипажей обоих самолетов?

В 1951 году, спустя 10 лет после огненного тарана Николая Гастелло, в ЦК компартии Белоруссии было принято решение торжественно перезахоронить героев и поставить им памятник в белорусском поселке Радошковичи. Всеми мероприятиями по перезахоронению руководил местный райвоенком подполковник Котельников. 26 июня, возле деревни Декшняны, при большом скоплении народа, вскрыли братскую могилу и обнаружили планшетку пилота с документами на имя капитана Александра Спиридоновича Маслова, и медальон стрелка-радиста Григория Реутова. На тот момент военком Котельников не знал, что ни Маслов, ни Реутов никогда не летали в экипаже Гастелло.

26 июня 1941 года на боевой вылет в район Радошковичи — Молодечно вылетело звено под командованием капитана Н. Ф. Гастелло, состоящее из двух тяжёлых бомбардировщиков ДБ-3ф. Вторым самолётом управлял старший лейтенант Фёдор Воробьёв, в качестве штурмана с ним летел лейтенант Анатолий Рыбас (имена ещё двух членов экипажа Воробьёва не сохранились). Во время атаки скопления немецкой техники самолёт Гастелло был подбит. Согласно рапортам Воробьева и Рыбаса, горящий самолёт Гастелло совершил таран механизированной колонны вражеской техники. Ночью крестьяне из близлежащей деревни Декшняны извлекли трупы лётчиков из самолёта и, обернув тела в парашюты, похоронили их рядом с местом падения бомбардировщика.

В истории подвига Гастелло достоверными фактами можно считать следующие:

Самолёты Гастелло и Маслова потерпели крушение во время выполнения боевого задания 26 июня 1941 года;место крушения самолёта у села Декшняны, которое считалось местом тарана Н. Ф. Гастелло, на самом деле является местом гибели самолёта Маслова.

Установление истины осложняется тем, что свидетели тарана Гастелло — старший лейтенант Воробьёв и лейтенант Рыбас погибли в 1941 году, 207-й ДБАП в сентябре 1941 года расформирован, многие документы авиаполка были утрачены как в ходе Великой Отечественной войны, так и в послевоенное время.

voenhronika.ru

Энциклопедия. Г.... Гастелло Николай Францевич, Герой Советского Союза, капитан, лётчик

Гастелло Николай Францевич

Николай Францевич Гастелло родился 23 апреля (6 мая) 1908 года в Москве в семье рабочего. Белорус.

  • Трудовая биография началась осенью 1925 года в Муроме на паровозоремонтном заводе, куда был переведен на работу его отец.
  • Весной 1932 года на цеховом партийном бюро ему дали рекомендацию для поступления в лётную школу.
  • По прибытии в Луганск Николай стал курсантом вновь образованной 11й Школы военных пилотов имени Пролетариата Донбасса. Будущие летчики или пока в палатках и сами строили аэродром. Теоретические занятия проходили на открытом воздухе.
  • 24 сентября 1932 года Гастелло впервые поднялся в небо вместе с инструктором на самолете У2. Через несколько месяцев он уже самостоятельно летал и на других типах боевых самолетов – Р1 и И5.
  • В 1934-39 годах служил в бомбардировочной авиационной бригаде в Ростове-на-Дону.
  • Воевал на Халхин-Голе в составе 150-го скоростного бомбардировочного авиационного полка. Участник советско-финляндской войны 1939-1940 годов. В мае 1941 года капитан Гастелло назначен командиром 4-й эскадрильи 207-го дальнебомбардировочного авиационного полка (42-я дальнебомбардировочная авиационная дивизия, 3-й бомбардировочный авиационный корпус, ДБА).
  • Участник Великой Отечественной войны с первого дня. Первый свой боевой вылет совершил 22 июня 1941 года в 5.00 часов. В первые дни войны полк понёс большие потери. Оставшиеся лётчики и самолёты 24 июня были сведены в две эскадрильи. Капитан Гастелло стал командиром 2-й эскадрильи.
  • 26 июня 1941 года экипаж под командованием капитана Гастелло в составе лейтенанта А. А. Бурденюка, лейтенанта Г. Н. Скоробогатого и старшего сержанта А. А. Калинина на самолёте ДБ-3Ф вылетел на бомбёжку немецкой мотоколонны на дороге Молодечно — Радошковичи в составе звена из двух бомбардировщиков. Огнём зенитной артиллерии самолёт Гастелло был подбит. Вражеский снаряд повредил топливный бак. По старой официальной версии Гастелло совершил огненный таран — направил горящую машину на механизированную колонну немцев, все члены экипажа погибли (согласно новым иследованиям колонну поразил подбитый самолёт Александра Маслова).
  • Звание Героя Советского Союза присвоено посмертно Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июля 1941 года за наземный таран.
  • Правда о гибели:
  • До сих пор идут споры, совершил ли таран именно самолёт Маслова.
  • Но неоспоримы следующие факты:
    • самолёты Гастелло и Маслова потерпели крушение во время выполнения боевого задания 26 июня 1941 года;
    • место крушения самолёта у села Декшняны, которое считалось местом тарана Н. Ф. Гастелло, на самом деле является местом гибели самолёта Маслова.
    • Гастелло не совершил приписываемого ему подвига, так как его самолет разбился в Мацковском болоте близ села Мацки
Награждён орденом Ленина.

Память:

  • Мемориальная доска Гастелло установлена в Ростове-на-Дону
  • Гастелло был навечно зачислен в списки второй эскадрильи 194-го отдельного

xn----8sbeyfccd4aauifcm.xn--p1ai

где правда, а где вымысел?

75 лет назад в этот день 26 июня под Минском свой знаменитый огненный таран совершил Николай Гастелло. Сейчас историки геройский поступок летчика называют мифом и даже ставят его под сомнение. Сам же подвиг вообще присуждают совсем другому пилоту бомбардировщика. Что в этой истории вымысел, а что правда? Корреспондент телеканала «МИР 24» Дмитрий Забрудский разбирался в фактах.

Вся жизнь летчика Николая Гастелло уместилась в небольшом школьном музее, в родном поселке Хлебниково. В Подмосковье. Здесь собраны все факты о капитане. Есть даже копия рапорта очевидцев, которые видели, как бомбардировщик пошел на таран.

«Подвиг был совершен на пятый день войны. Его видели однополчане, и они прилетели, вот вернулись и рассказали об этом подвиге», - указала руководитель школьного музея им. Н.Ф.Гастелло Лариса Козырь.

26 июня летчики получили приказ остановить продвижение немецких войск на Минск. Тяжелые и медленные бомбардировщики на боевое задание отправили без прикрытия с земли и воздуха. Экипаж понимал - это полет в один конец. Поэтому когда самолет подбили, Гастелло принял решение направить горящую машину в колонну немецких танков.

Бомбардировщик дальней авиации ДБ-3, позже переименованный в Ил-4, был самым массовым в Советском Союзе. Именно на такой машине и совершил свой подвиг Николай Гастелло. Одним из самых уязвимых мест в этом самолете была его незащищенность снизу. Это решили устранить путем установки дополнительного пулемета. Турель поставили в хвостовой части. Соответственно увеличился и экипаж- с трех до четырех человек. В первом мире таране на тяжелом бомбардировщике вместе с капитаном Гастелло погибли лейтенанты Скоробогатый, Бурденюк и старший сержант Калинин.

В начале войны целые армии гибли в считанные дни. Авиаполк Николая Гастелло был полностью уничтожен за неделю.

«Дело в том, что в том районе в том месте погибло 13 наших самолетов. То есть удачно отбомбились утром экипажи, погибли. И поскольку не знали, как останавливать всеми силами, все бросали, что было. И вот дальняя авиация полетела бомбить без прикрытия, без истребителей они полетели бомбить пробку из военной техники», - говорит внук Н.Ф.Гастелло Николай Гастелло.

После войны в 1951 году власти решили перезахоронить останки Гастелло. Но при эксгумации нашли вещи другого экипажа, капитаном которого был Александр Маслов. Это и породило разговоры о том, что героического подвига Гастелло не было.

«Такой общеизвестный штамп, как 28 панфиловцев, то же самое. Когда начали разбираться, когда опубликовали материалы расследования, которые еще во время войны проводились, оказалось, что не все было так, как преподносилось пропагандой», - отметил военный историк Леонид Спаткай.

Судьбы двух капитанов пересеклись еще до войны. Летчики были ровесниками, оба родом из Подмосковья. Более того Гастелло и Маслов были близкими друзьями.

«Они еще накануне 21 вечером собирались на рыбалку. Но рыбалка должна была быть утром 22 июня. Ночью пришел посыльный и передал приказ явиться на командный пункт», - поделилась подробностями учитель истории и обществознания Проводниковской общеобразовательной школы им. А.С. Маслова Светлана Бунеева.

Пытаясь развеять миф о подвиге Гастелло, эксперты наткнулись в военных архивах на уникальные документы. Оказалось, два друга-летчика погибли в один день при выполнении одного и того же боевого задания. С разницей в несколько часов.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Герои войны в названиях улиц: от Жукова до Поливановой (ФОТО)

«Здесь вы видите фотографии членов экипажа Александра Спиридоновича Маслова: штурмана Владимира Балашова, радиста Григория Реутова и Байтураза Беиксбаева», - говорит Бунеева.

Так легендарный подвиг неожиданно оброс новыми подробностями. 26 июня 1941 года огненные тараны совершили сразу два бомбардировщика.

Правда, Героя Советского Союза дали только Николаю Гастелло. В экипаже Маслова заслуженных золотых звезд удостоились все четверо. Правда, лишь спустя 50 лет после гибели.

Всего за годы войны советскими летчиками было совершено свыше 500 таранов. Однако самым знаменитым остается подвиг пилота-бомбардировщика Николая Гастелло. До сих пор почти в каждом крупном городе СНГ сохранились улицы названные в честь знаменитого капитана.

mir24.tv

Что мы знаем о летчике Николае Гастелло? | Культура

Разразившаяся Первая мировая война и революция привели к тому, что семья Гастелло, для того чтобы прокормиться, перебралась в город Муром. Случилось это в год смерти Ленина — в 1924 году. Здесь Франц Гастелло поступил работать на паровозостроительный завод, куда после окончания школы № 33 пришел освоить профессию слесаря и повзрослевший Николай.

Он был очень энергичный, не мог ни минуты сидеть без дела, стал заводилой для заводской молодежи. И не случайно спустя некоторое время Гастелло-младшего избрали сначала комсоргом цеха, а потом и кандидатом в ВКП (б). Молодой коммунист решил вернуться на свою малую родину, приехал в Москву и устроился на Государственный механический завод строительных машин имени Первого Мая.

Отсюда и был призван в армию в мае 1932 года и направлен в Луганскую военную авиационную школу лётчиков, которую окончил годом позже. А спустя пять лет полк, в котором служил Гастелло, принимал участия в боях на реке Халхин-Гол, где Николай Францевич набрался боевого опыта. Еще позже он отправился на свою вторую войну, на этот раз на советско-финляндскую. Одним словом, к началу Великой Отечественной войны капитан Гастелло был отнюдь не новичком. В мае 1941 года его назначили командиром 4-й авиационной эскадрильи 42-й дальнебомбардировочной авиационной дивизии.

Уже значительно позже, в начале 70-х, исследователь огненных таранов Б. Васильев обнаружил в архивах подписанное Жуковым представление к высшей награде воинов, отличившихся в боях против японцев на Халхин-Голе. Значилась здесь и фамилия военкома бомбардировочного полка Михаила Ююкина, который, как оказалось, был первым «воздушным наставником» Гастелло. Попав в заградительный огонь, самолет мгновенно загорелся. Командир приказал экипажу покинуть машину, а сам, тяжело раненный, протаранил японский дзот. Но звания Героя Советского Союза Ююкин так и не получил даже посмертно. Дело в том, что члены его экипажа, среди которых был и Николай Гастелло, приземлились на парашютах на территорию, занятую врагом. Они сумели пробиться к своим, но факт остается фактом. То есть, у Николая Францевича был образец для подражания.

Свой первый боевой вылет экипаж Гастелло совершил уже в 5 часов утра 22 июня 1941 года. Но в первые три дня авиационный полк понес значительные потери, и 24 июня решено было из остатков самолетов собрать две эскадрильи, одну из которых и возглавил Николай Гастелло.

День 26 июня 1941 года сложился для полка трагически. Уже с утра первая эскадрилья была поднята в воздух для того, чтобы помешать продвижению немецких танковых колонн к Минску. Из этого задания не вернулись несколько экипажей, в том числе и командирский, капитана Маслова, который был подбит в районе Радошковичей, а потом уже врезался во вражескую колонну.

Именно останки его экипажа были обнаружены в братской могиле пос. Радошковичи, которая почиталась, как место захоронения экипажа Николая Гастелло. Случилось это спустя 10 лет после огненного тарана, когда было дано указание тщательно исследовать место подвига Гастелло и собрать все вещественные доказательства, которые к тому времени сохранились.

Для тех, кто проводил эксгумацию — это было шоком. Если здесь собраны останки экипажа Маслова, а кроме него в самолете находились лейтенант Владимир Балашов, старший сержант Григорий Реутов и младший сержант Бахтурас Бейскабаев, то где искать то, что осталось от самолета командира второй эскадрильи?

Куда же подевался Николай Гастелло со своим экипажем? Как свидетельствуют документы, он вылетел на задание спустя полтора часа после гибели экипажа Маслова, был подбит немецкими зенитками примерно на этом же маршруте, и ушел на бреющем полете к другой деревне, надеясь напоследок нанести как можно больший урон гитлеровцам. Скорее всего, самолет Гастелло рухнул в 25 км от Радошковичей, в деревне Мацки, которая находилась среди непроходимых болот. Несмотря на это, немцы с земли определили место гибели и бросились на поиски, потому что от самолета отделился парашют — кто-то из экипажа успел выпрыгнуть. Парашютист приземлился на огороде одного из селян, а самолет рухнул в болото. Немцы оказались проворны — летчик не успел даже застрелиться. Но кто это был? Сейчас установить сложно…

Косвенным доказательством этой версии служит тот факт, что в окрестностях мацковских болот были обнаружены обрывки посмертного письма одного из членов экипажа Гастелло к жене, а также медальон еще одного из них. Но здесь-то спрятана нестыковка. Если самолет рухнул в болото, то каким образом письмо из нагрудного кармана, а медальон с шеи могли оказаться на поверхности? Как может сохраниться разборчивый почерк на клочке бумаги, которая долгое время была подвержена разрушению во влажном климате болота?

… Но вернемся к бою. Самолет Гастелло загорается после попадания снарядов и уходит на бреющем полете за лес, пытаясь сбить пламя. Минуту спустя в эпицентре событий в районе Радошковичей появляются самолеты ведомых Гастелло. Они видят, как горит вражеская техника внизу, вокруг разбросаны останки советского бомбардировщика, чернеет огромная воронка от взрыва. И что они могли подумать? Только то, что их комэска совершил подвиг, направив самолет в скопление вражеской техники.

По возвращении на родной аэродром, два лейтенанта доложили об этом подвиге начальству, те направили свой рапорт. И уже 26 июля 1941 года Николаю Гастелло было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Конечно, многие детали выяснились спустя некоторое время. Возможно, оба пилота могли бы больше рассказать о том, что они видели. Но они погибли спустя несколько дней. К тому же не стоит забывать, что события разворачивались на территории, оккупированной гитлеровцами, и проверить, кто и как погиб, было просто невозможно. И потом из 27 бомбардировщиков, вылетавших бомбить вражескую бронетехнику летом 1941 года, в район Радошковичей вернулся только один! И в этот конкретный день, 26 июня 1941 года, только над Радошковичами было сбито 15 советских бомбардировщиков. А из 148 членов экипажей 207-го авиаполка установлены места гибели только 12!

Стране нужны были герои, которые выполнили свой воинский долг до конца, не щадя жизни! И особой разницы, кто это: Гастелло, Маслов или кто-то другой, для советских воинов не было! Дело-то не в фамилии. Летчики, в большей своей части, были героями!

Справедливость восторжествовала 55 лет спустя после подвига. Указом Президента Р Ф Бориса Ельцина, всему экипажу капитана Маслова посмертно присвоено звание Героя России. А президент Назарбаев присвоил еще и звание Героя Казахстана своему земляку Бейскабаеву.

Вот такая история…

shkolazhizni.ru