Фридрих, Каспар Давид (1774 – 1840). Картины художников. Фридрих каспар давид


Каспар Давид Фридрих. Художник-философ - Дневник живописи

Каспар Давид Фридрих. Автопортрет. 1800 г. Национальная галерея Дании, Копенгаген.

В небольшом портовом городке на севере Германии, 5 сентября 1774 года родился Каспар Давид Фридрих. Чьи пейзажи в стиле романтизма являются одними из самых узнаваемых в мире.

Его отец изготавливал свечи и варил мыло, но на продолжении родительской династии сыном он не настаивал. Семья Каспара Давида была протестантской, жили они аскетично.

Кроме Каспара в семье было еще 9 детей. В возрасте семи лет Каспар лишился матери – она умерла от чахотки. А через шесть лет погибает его старший брат.

В смерти брата будущий художник винит себя, потому что тот спас Каспара, провалившегося под лед. Но сам выбраться не смог…

Становление художника

Череда смертей и протестантское воспитание наложили неизгладимый отпечаток на характер Каспара. Став художником, он напишет немало кладбищ и могил. Не удивительно, что ещё при жизни он заслужит репутацию мрачного и меланхоличного художника.

Каспар Давид Фридрих. Аббатство в дубовом лесу. 1809-1810 гг. Старая национальная галерея в Берлине. Wikiart.org

В 20 лет Фридрих самостоятельно поступил в Датскую королевскую Академию художеств в Копенгагене.

Не обошлось без трудностей: в этом учебном заведении большое внимание уделялось анатомическому рисованию. Каспару изображение человека давалось с трудом, он с юности отдавал предпочтение пейзажной живописи.

Недаром все персонажи его картин изображены довольно специфично. Со спины или в мелком масштабе.

Каспар Фридрих. На паруснике. 1818-1820 гг. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Wikipedia.org

До 30 лет Фридрих был “карандашным” художником. Он как бы пробует себя и оттачивает свое мастерство в технике штифта и сепии. Именно в этой технике создан его первый автопортрет (в начале статьи).

Лишь после путешествия по Балтийскому побережью он осторожно экспериментирует с маслом.

Признание

После окончания Академии и путешествий по северу Европы, Фридрих обосновался в Дрездене. В те годы там был сосредоточен центр немецкого романтизма.

Знаменательным для автора стал 1805 год. В ежегодном творческом конкурсе, учредителем которого выступал знаменитый немецкий поэт Вольфганг Гете, Фридрих стал победителем. Две его работы, выполненные сепией, получили высшую оценку жюри.

Узнав о победе, Фридрих на радостях презентовал обе работы учредителю, Гете. Так завязалась многолетняя дружба поэта и художника.

Окрыленный успехом, Фридрих в 1807 году всерьез берется за масляную живопись. Ему на тот момент уже было почти 40 лет.

Именно в это время он создают один из первых своих шедевров “Крест в горах”.

Каспар Давид Фридрих. Крест на горе. 1807-1808 гг. Галерея старых мастеров в Дрездене. The-athenaeum.com

Картина “Крест в горах” была неоднозначно воспринята его коллегами. Они язвительно говорили, что Фридрих “пытается протащить свое искусство на алтарь”. Несмотря на критику, работы Фридриха пользовались популярностью.

Самый его известный шедевр “Монах у моря” приобрел король Пруссии Фридрих Вильгельм третий. А сам Фридрих по праву стал членом Берлинской Академии.

Каспар Давид Фридрих. Монах у моря. 1808-1810 гг. Старая национальная галерея в Берлине. Theartnewspaper.ru

Композия у картины крайне необычная. Почти все пространство занимает небо. Узкая полоска моря. Такая же узкая полоска земли. И очень маленькая фигурка монаха.

Со смыслом здесь все понятно. Человек – лишь песчинка по сравнению с необъятным миром.

Индивидуальный стиль

Каспар Фридрих долго искал свой стиль. И по одному элементу он очень узнаваем.

На его картинах часто присутствуют наблюдатели. Они обращены спиной к зрителю, и как будто вместе с ним рассматривают открывшийся их взору пейзаж.

Каспар Давид Фридрих. Странник над морем тумана. 1818 г. Гамбургский кунстхалле, Германия. Arthistory.ru

Пейзажи Фридриха наполнены мистическим смыслом, упоительной красотой. Воздушность и туманность придает им еще большую загадочность. А присутствие наблюдателя помогает художнику соединить конечное с бесконечным.

Почему же Фридрих считается одним из самых выдающихся представителем романтизма?

Главные сюжеты в духе романтизма – противопоставление всесильной природы и слабого, но героически стойкого человека. В русской живописи главным представителем романтизма считается Айвазовский и его культовая работа “Девятый вал”.

У Фридриха тоже немало работ, на которой стихия безжалостна к человеку. Например, в картине “Северный Ледовитый океан”.

Каспар Давид Фридрих. Северный Ледовитый океан (Крушение надежды). 1824 г. Старая галерея в Берлине. altertuemliches.at

Правда в отличие от оптимистичного Айвазовского, у Фридриха все более печально. Людям не спастись. Лёд поглотил корабль. Недаром второе название картины – “Крушение надежд”.

Личная жизнь

В 1818 году, на 43 году своей жизни, Фридрих женился. Его женитьба стала настоящим удивлением для друзей художника, так как он обычно не проявлял внимания женскому полу и вообще считался мизантропом.

Открытием женитьба стала и для самого художника. “Я счастлив, – писал он в письме своему другу Ф.Керстингу, – мой дом теперь милый и уютный, и я не могу не нарадоваться этому”.

Каролина была на 20 лет моложе Фридриха, и часто выступала в качестве его модели и музы. В семье Фридриха родилось трое детей.

Каспар Давид Фридрих. Женщина у окна (Каролина Фридрих в дрезденской мастерской). 1822 г. Старая галерея в Берлине. Artchive.ru

Последний этап жизни

Пик популярности художника пришелся на 20-ые годы XIX столетия. Он все так же рисовал свои мрачноватые пейзажи с религиозным уклоном и преподавал в Академии художеств Дрездена.

В 1825 году Фридрих пережил первый инсульт. Оправившись от удара в физическом плане, он не смог оправиться душевно: близкие все чаще стали замечать странности в поведении художника.

Тем не менее именно в этот период он создаёт ещё один свой шедевр “Этапы жизни”.

Каспар Давид Фридрих. Этапы жизни. 1835 г. Музей изобразительных искусств в Лейпциге. Wikipedia.org

5 людей разных возрастов. 5 кораблей в разной удалённости от берега. Рассвет. Конечность жизни. Бесконечная сменяемость поколений.

Фридрих любил философствовать в своих картинах. Заставляя и зрителей задумываться о вечных вопросах. Об одиночестве. О быстротечности жизни. О человеческой душе.

В июне 1835 года Фридрих пережил второй инсульт, после которого он забросил масляную живопись. И вернулся к сепии и карандашу, с которых когда-то начинал.

Каспар Давид Фридрих. Лодка на берегу при восходе луны. 1839 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Умер мастер 7 мая 1840 года.

Каспар Фридрих в России

Более десятка замечательных работ Фридриха хранятся в Эрмитаже в Санкт-Петербурге.

Многие из них типичны для художника. Поэтому вы сполна сможете насладиться прекрасными пейзажами. Рассветами и сумерками. Развалинами древних строений.

А ещё помечтать и подумать о жизни вместе с героями его картин.

Каспар Давид Фридрих. Мечтатель (ворота монастыря Ойнби). 1836 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Wikipedia.org

Для тех, кто не хочет пропустить самое интересное о художниках и картинах. Оставьте свой e-mail (в форме под текстом), и Вы первыми будете узнавать о новых статьях в моем блоге.

Facebook

Twitter

Мой мир

Вконтакте

Одноклассники

Google+

Pinterest

Похожее

arts-dnevnik.ru

Каспар Давид Фридрих | Artifex.ru

Каспар Давид Фридрих (Caspar David Friedrich) – немецкий художник, сумевший воплотить на холсте удивительные по красоте сцены, которые казались одновременно и недосягаемыми, и пугающе близкими. При взгляде на его работы создаётся ощущение, что достаточно протянуть руку, чтобы окунуться в параллельный мир, призрачный и притягательный. Но что же скрывается за этими полотнами и какова была судьба их автора?

 

Каспар Фридрих родился в Грайфсвальде и был сыном мыловара. Рисовать он начал в юношеском возрасте. Когда ему было 16, он предпринял первые попытки развития в данной сфере творчества, а ещё через четыре года стал обучаться в Датской королевской академии изящных искусств в Копенгагене. Затем последовала череда небольших путешествий в поисках места, к которому бы лежало его сердце. Фридрих остановил свой выбор на Дрездене, где вскоре познакомился с талантливыми людьми, склонными к размышлениям и новаторству. Среди его новых знакомых оказались Г.фон Клейст, Рунге, Гёте, Тик, Новалис и даже Василий Андреевич Жуковский. В таком кругу нельзя было оставаться безразличным к романтическим веяниям и убеждениям, а потому неудивительно, что Фридрих стал представителем романтизма.

Каспар Давид Фридрих активно искал себя, свой неповторимый стиль и интересные объекты для картин. Он не мог удовлетвориться тем, что уже было рядом. Художника влекли новые места, неизведанные красоты и восхитительные виды, отличные друг от друга. Он много путешествовал: ездил в Швейцарию и к Балтийскому морю, заглядывал в родной город. На своих полотнах художник переходил с сепии и штифта на масляные краски, и в 1810 году к нему в дверь постучалась настоящая известность.

На картинах живописца можно проследить идею о тяге человека к светлой истине, сокрытой правде и, в конце концов, к осознанию ценностей жизни. Например, в работе «Двое, созерцающие луну» изображёны два стоящих спиной к зрителю человека, взгляды которых устремлены в небо, озаренное сиянием луны.

  

Их окружает множество «говорящих» деталей: засохшее дерево символизирует увядание и конец, луна – возрождение, а дорогу можно истолковать как жизненный путь. Люди, застывшие под луной, осознают, что над ними есть некая сила, объединяющая живое, мёртвое и весь ход бытия.

Пейзажи Каспара Фридриха потрясают своей величественностью. Картина «Крушение надежды», являвшаяся откликом на реальное трагическое событие, наполнена смыслом и символами. Ледяные глыбы, сковавшие судно, одновременно становятся и памятником мужеству человека.

  

От полотна веет пронзительным холодом и одиночеством. Картина выражает превосходство природы над человеком, её силу и мощь.

К более позднему периоду творчества Каспара относится полотно "Этапы жизни", написанное в 1835 году. Как и многие другие произведения художника, оно наполнено аллегорическим смыслом и ярко выраженной символикой.

Каспар Давид Фридрих стал крупнейшим представителем романтического пейзажа в Германии. Его работы – это нечто большее, чем запечатление картин окружающего мира. Они живут, дышат, что не может не вызывать у зрителей живого эмоционального отклика.

artifex.ru

Каспар Давид Фридрих картины

Каспар Давид Фридрих (Caspar David Friedrich) — великий немецкий художник. Является одним из самых ярких художников в стилистике «романтизм» в Германии.

 Каспар Давид Фридрих родился в городе Грайфсвальд 5 сентября 1774 года. Обучался изобразительным искусствам в Датской королевской академии изящных искусств в Копенгагене. Прославился своими картинами в стилистике романтического пейзажа. Живописные горы Германии, захватывающие дух побережья — всё это так сильно вдохновляло художника, что особое внимание он уделял именно пейзажам. Фигуры людей, дома, сооружения, корабли и так далее являются лишь дополнением к могуществу и красоте природы. Характерным для его творчества является и особое освещение, туманная дымка, мерцающий и рассеянный свет солнца или луны — такой подход добавлял к его пейзажам немного мистичности и загадочности. Каспар Давид Фридрих говорил своими работами, что в мире всегда будет место красоте и сказке, загадке и желанию раскрыть самые секретные тайны природы. Кроме атмосферы картин, его работы также известны и своим профессионализмом. Все пейзажи очень точные, а линии, формы и перспектива просчитаны и выверены. Такой реализм, в сочетании с романтизмом композиции и мистическим настроением его работ, вызывает особые ощущения у зрителя. Они не просто красивые и восхитительные, они вызывают особые эмоции.

К. Д. Фридрих стал видным представителем романтизма. Оказал влияние на многих художников своего времени и до сих пор является художником-учителем и художником дарующим вдохновение для современных мастеров. Великий немецкий художник умер 7 мая 1840 года в Дрездене. В настоящее время его картины находятся в самых крупных музеях мира, в том числе и в Санкт-Петербургском Эрмитаже.

Каспар Давид Фридрих автопортрет

 

Гибель во льдах

 

Гора Вацман

 

Двое, созерцающие луну

 

Женщина у окна

 

Кораблекрушение во льдах

 

Мечтатель

 

На паруснике

 

Песчаные горы на Эльбе

 

Побережье в Вике

 

Скалы на острове Рюген

 

Странник над морем тумана

 

Утро

 

Хижина в горах

 

Вам необходимо красивое оформление картины, рисунка, фотографии или зеркала? В этом вам сможет помочь багетная мастерская Real-Master. Огромный выбор багета и услуги профессионального дизайнера.

art-assorty.ru

Каспар Давид Фридрих: жизнь и творчество художника

Каспар Давид Фридрих (1774 — 1840) – немецкий пейзажист, художник романтичного направления в живописи.

Содержание

Биография Каспара Давида Фридриха

Творчество Каспара Давида Фридриха

Работы художника

Картины Каспара Давида Фридриха

Библиография

Биография Каспара Давида Фридриха

Каспар Давид Фридрих родился в семье мыловара. В молодости лишился большинства родственников — в 1781 г. умерла мать художника, затем скончались его две сестры и брат.

В 1790 г. получил первые уроки рисования. С 1794 по 1798 г. Фридрих учился изобразительному искусству в Датской королевской академии изящных искусств в Копенгагене.

После возвращения из Дании путешествовал по различным городам Германии, пока не обосновался в Дрездене.

Сблизился с кружком романтиков, включавшим Л.Тика, Новалиса, Г.фон Клейста, а также Ф. О. Рунге; в 1810 познакомился с И. В. Гёте, а в 1821 — с В. А. Жуковским; был дружен и с натурфилософом и художником К. Г. Карусом.

Находился в близких отношения с норвежским художником Юханом Далем, оказал большое влияние на его творчество.

Творчество Каспара Давида Фридриха

Каспар Давид Фридрих представлял собой художника-пейзажиста романтического направления. По его словам, его пейзажи

« … не были точными изображениями воздуха, воды, скал и деревьев….но отражением души и эмоционального наполнения этих объектов».

Меланхолия, символические композиции Фридриха были исключительным, выдающимся выражением смысла пейзажа.

Он использовал необычные, часто зловещие, мрачные, световые эффекты, объединяющие по духу все работы художника. Лишь единицы людей были приближенными к художнику, а влияние Фридриха, как художника, было небольшим.

С 1824 был профессором дрезденской Академии художеств. Оставил афоризмы и наблюдения об искусстве, подчеркивающие необходимость сочетания верности натуре («душе природы») с внутренней духовной интуицией, которую считал «божественным глаголом» в сердце.

В 1835 г. художника разбил паралич, и с тех пор он больше не работал масляными красками, ограничиваясь небольшими рисунками сепией.

Художник скончался в бедности 7 мая 1840 г. в Дрездене.

На определенный период забытое, искусство Фридриха вновь привлекло внимание в 20 в., начиная с эпохи сюрреализма.

The-stages-of-life

Такие картины Фридриха, как «Capuchin Friar by the Sea», «Man and Woman Gazing at the Moon» (обе в Берлине), «Two Men Contemplating the Moon» (1830, музей Метрополитен, Нью-Йорк) являются характерными для художника, показывают мистическое, пантеистическое отношение к природе.

Работы художника

  • «Пейзаж с радугой», 1809, Государственное художественное собрание, Веймар;
  • «Возрасты», около 1815, Музей изобразительных искусств, Лейпциг;
  • «Парусник», 1815, Kunstsammlungen, Хемниц;
The wanderer above the sea of fog The wanderer above the sea of fog Man and Woman Man and Woman On board of a Sailing Ship On board of a Sailing Ship
  • «Мужчина и женщина, созерцающие луну», около 1824, Национальная галерея, Берлин.
  • «Месса в готической руине», 1819, Национальная галерея, Берлин;
  • «Монастырское кладбище под снегом»,
  • «Гибель „Надежды“ во льдах».

Библиография

  • Азадовский К. М., Пейзаж в творчестве К. Д. Фридриха, в сборнике: Проблемы романтизма, вып. 2, М., 1971;
  • Sumowski W., Caspar David Friedrich-Studien, Wiesbaden, 1970;
  • Werner Busch: Caspar David Friedrich. Ästhetik und Religion. CH Beck, München 2003, ISBN 3-406-50308-X

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: all-biography.ru, ru.wikipedia.org

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес [email protected], мы и наши читатели будем вам очень благодарны.

Каспар Давид Фридрих: картины художника

Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Каспар Давид Фридрих: жизнь и творчество художника

Проголосуйте

allpainters.ru

Каспар Давид Фридрих: картины, биография

"У него всегда было мало почитателей, потому что он показывает то, чего большинство людей старается избегать — одиночество". "Картина с ее двумя-тремя таинственными предметами глядит на тебя как Апокалипсис, как будто она полна ночных мыслей Юнга"... Уже современники Фридриха (которым принадлежат эти слова) чувствовали в его картинах наличие иного, таинственного смысла. Позднейшие интерпретации его творчества, подчас противореча друг другу, едины в представлении о главном: эти картины говорят с нами философским языком — о бытии, Боге, бесконечности, смерти, надежде.

Но ведь речь идет о художнике-пейзажисте! Причем о пейзажисте, отказавшемся ехать за "возвышенными" сюжетами в Италию и всю жизнь писавшем виды окружавшей его северной природы. Если проанализировать одни его альбомы с зарисовками деревень, лесов, полей, разных пород деревьев и растений, может сложиться уверенность, что у него никогда не было иной цели, кроме верной, внимательной, прочувствованной передачи каждого понравившегося ему уголка, дерева, травинки, ветки... Этот реализм не пропадает при переходе от графического эскиза к большому живописному произведению, но здесь вещи приобретают какое-то иное освещение, встают в такое соотношение, при котором их содержание становится в высшей степени волнующим и глубоким. "Я убежден, что при его таланте можно изобразить какую-нибудь квадратную милю бранденбургского песка с барбарисовым кустом, на котором одиноко нахохлилась ворона, и эта картина произведет поистине оссиановский или козегартеновский эффект", — писал Генрих фон Клейст.

Фридрих родился на севере Германии в Грейфсвальде и первоначальное художественное обучение прошел у университетского преподавателя рисования И. Г. Квисторпа, обладателя значительной художественной коллекции и друга Г. Л. Козегартена, писателя и теолога, блистательно угаданного Клейстом в "художественной генеалогии" Фридриха. В 1794 году Фридрих уехал в Копенгаген, где в то время была одна из самых либеральных художественных академий; многие художники немецкого севера предпочитали учиться именно там. Вернувшись из Копенгагена, он не остался в родном городе, а сразу же и навсегда поселился в Дрездене, где на протяжении нескольких лет сосредоточенного и замкнутого труда выработался его индивидуальный стиль. В это время художник работал преимущественно сепией, не приступая к масляной живописи; выставляя свои работы на веймарских выставках, он обратил на себя внимание Гете.

Надо думать, что в Дрезден Фридриха привлекли не только богатейшие художественные коллекции или известные своей красотой окрестности, но и духовная атмосфера этого города, благоприятствовавшая тому, что он стал одним из важнейших центров раннего романтизма в Германии. Искусство Фридриха росло именно из этих духовных устремлений эпохи, которые придали ему решимость отступить от профессиональной традиции и создать как бы совсем новое искусство пейзажа.

Романтизм "вторгся" в представление о самих основах бытия. Романтическая философия полагала мироздание как бесконечное духовное начало, а всю материальную природу понимала как воплощение духа. Именно через природу изобразительное искусство может проникнуть в тайные откровения духа, "зашифрованные" в ее видимых формах. Шеллинг, в 1807 году посвятивший этому вопросу целую большую лекцию, проникнутую романтическим энтузиазмом, невольно произвел переворот во взглядах на искусство — отодвинул из центра внимания образ человека, являвшийся в классике "мерой всех вещей"; природа, ландшафт очевидно должны были занять это место.

Примерно через год в Дрездене разразилась ожесточенная художественная полемика. Предметом споров была картина Фридриха — заказанный ему графом Тун-Гогенштейном алтарь для домашней капеллы замка Тетшен. В раме готических очертаний, выполненной по рисунку самого художника и несущей символы плоти и крови Христа, помещался... пейзаж. На вершине громоздящихся к небу скал, поросших высокими елями, в лучах заходящего солнца виднелся силуэт креста. Эффект был необычным и рационально необъяснимым. Крест в горах невозможно было истолковать как условное изображение Голгофы — слишком уж несомненно реален был пейзаж с северными елями и разбегающимися по небу облаками; он как бы призывал вглядеться в природу как она есть, вне привычных условностей живописи и в ней самой ощутить духовный смысл и религиозное переживание. Особенно выразителен в картине простор неба, преображенного светом и оживленного динамичным движением облаков, как будто взывающий к эмоциональному отклику.

Одушевленная природа и душа человека в романтических представлениях были едины и близки — однако и фатально разъединены тем "сном бессознательности", в который погружена природа. Тем не менее ее виды могут передавать человеку определенные настроения, мысли и чувства, подобно тому как одна струна рождает отзвук в другой (эта метафора принадлежит К. Г. Карусу, ученику и последователю Фридриха). И Фридрих в своих пейзажах как будто делает эту бессознательную "речь" природы более слышной. Мы отчетливо воспринимаем идеи и осознаем чувства, идущие от пейзажа, — иногда не отдавая себе ясного отчета о том, как это получается, иногда же почти "читая" зашифрованную в природе мысль. Так, кладбище в картинах художника несомненно означает смерть; корабль — судьбу человека, его странствие; гавань — конец земного странствия; сияющий силуэт города на горизонте воспринимается как символ надежды. Небо же в картинах Фридриха было самым совершенным и важным выражением духовного начала; когда он писал небо, никому не разрешалось входить в комнату, где он работал. Он больше не выполнял религиозных алтарей, но в пантеистически-духовном строе его пейзажей религиозные символы (крест и всё его напоминающее, например мачты корабля; готическая церковь, руина) составляют важный уровень смысла.

Духовное общение с природой как с живым существом не было для него лишь художественным мифом. Среди воспоминаний о художнике, человеке замкнутом и сдержанном, поражает рассказ о том, как рыбаки острова Рюген боялись за его жизнь, видя его взбирающимся на недоступные скалы. "Во время свирепствующей бури, когда волны с шапками пены бросались на скалы, он стоял радостный, весь мокрый от брызг или неожиданного шквала дождя и выдерживал буйство стихий, как будто ему было все недостаточно. Когда он видел шторм, обрушившийся на скалистый берег, он спешил туда, как будто могучая стихия была ему другом..."

Фридрих уезжал из Дрездена для того, чтобы видеть море и горы. В его живописи это стихии, которые в своей неизмеримости как бы дают зримое свидетельство о бесконечном. Но для романтического сознания дух воплощен в природе целиком, он присутствует равно и в большом и в малом — и поэтому каждый мельчайший объект природы, вплоть до растения у ног, воспроизводится у Фридриха с внимательной конкретностью и большой внутренней значительностью, чему способствовали уже упомянутые альбомы тончайших реалистических зарисовок.

Фигуры людей в пейзажах Фридриха, изображаемые, как правило, на переднем плане спиной к зрителю, отличаются по своей функции от традиционного стаффажа. Это не объект, а субъект восприятия, alter ego художника, часто в скрытой форме его автопортрет. Он не проходит дальше переднего плана, не участвует в жизни природы, которая сама по себе пустынна и безлюдна, но как бы из другого пространства ведет с ней таинственный безмолвный диалог. Чувство одиночества в картинах Фридриха, о котором говорил его современник, художник В. фон Кюгельген, есть одиночество человека перед лицом пустынной и молчащей природы, прежнее наивное единство с которой в романтическом мировоззрении было утеряно, обратившись жаждой духовного воссоединения. Естественный и неотвратимый путь этого воссоединения для человека — смерть. Известная устремленность к смерти у Фридриха присутствует и там, где нет явных ее символов: недаром Клейст ощутил близость поэзии Юнга и Апокалипсису одной из ранних картин, в которой был изображен монах, идущий по берегу моря. Смерть в романтическом сознании художника — благо, она связана с мыслью о грядущем возрождении, с надеждой на иную возможную жизнь. Между ветвей корявых высохших деревьев на кладбище видно, как светлеет небо — занимается утро; светило восходит над морем, проводя по краю неба сияющую светлую полосу... Переходные состояния природы — от тьмы к свету, от света к сумеркам, находившие в творчестве Фридриха тончайшее живописное разрешение, несомненно имели для него символический смысл.

Не только эта нота меланхолии была причиной тому, что после кратковременного периода успеха у Фридриха действительно было мало почитателей, но и то, что его картины требовали от зрителя ассоциативного усилия. Тем не менее известно, что многие выдающиеся люди того времени были покорены его картинами. Известный дрезденский естествоиспытатель и врач К. Г. Карус под влиянием Фридриха развил свою дилетантскую предрасположенность к искусству до того, что, подражая ему, сам стал прекрасным пейзажистом. Знакомство с Фридрихом вдохновило заняться рисунком и В. А. Жуковского, который коллекционировал его работы и способствовал их приобретению русским двором. Благодаря энтузиазму поэта собрание первоклассных картин и рисунков Фридриха находится ныне в Эрмитаже.

Комментарии пользователей Facebook и ВКонтакте. Выскажи мнение.

www.artcontext.info

Фридрих, Каспар Давид (1774 – 1840). Картины художников — Журнал по дизайну и культуре

На паруснике. 1818-1820 гг. К.Д.Фридрих.

На паруснике. 1818-1820 гг. К.Д.Фридрих.

Каспар Давид Фридрих родился 5 сентября 1774 года в Грейфсвальде, маленьком портовом городке на побережье Балтики. Отец художника, Адольф Фридрих, владел мастерской, изготовлявшей мыло и свечи, однако его семья жила очень скромно. Родители Каспара были ортодоксальными протестантами, и их десятеро детей выросли в атмосфере религиозного аскетизма. Когда Каспару исполнилось семь лет, умерла его мать, а через шесть лет погиб один из его братьев (спасая самого Каспара, провалившегося под лед во время катания на коньках). Эту потерю он воспринял очень болезненно, считая себя повинным в смерти брата. Рисовать, в особенности местные пейзажи, Фридрих начал еще в детстве. В 1790 году он стал брать уроки живописи у Иоганна Готфрида Квисторпа, преподававшего рисунок в местном университете. Большое влияние на начинающего художника оказал один из друзей Квисторпа, пастор Людвиг Козегартен, серьезно занимавшийся поэтическим творчеством. Будущий художник на всю жизнь сохранил воспринятый от Козегартена взгляд на природу как на исполненное высшего, потаенного смысла создание Творца.

Воспоминания об Исполиновых горах. 1835 г. К.Д.Фридрих.

Воспоминания об Исполиновых горах. 1835 г. К.Д.Фридрих.

В 1794 году Фридрих поступил в копенгагенскую Академию художеств, считавшуюся одним из лучших учебных заведений во всей северной Европе. Но, здесь, как и в большинстве других художественных академий, основное внимание уделялось изучению человеческой фигуры, что создавало определенные трудности для Каспара, с ранней юности решившего посвятить себя пейзажной живописи. И все же, годы обучения в Копенгагене принесли Фридриху немалую пользу. Здесь, в столице Дании, он смог регулярно посещать Королевскую картинную галерею, которая славилась своей прекрасной коллекцией работ голландских художников-пейзажистов, и, кроме того, познакомился с одним из лучших датских живописцев своего времени Йенсом Юэлем (17451802 гг.). Окончив курс в копенгагенской Академии, Фридрих переехал в Дрезден, где именно в те годы культурная жизнь переживала период расцвета. Саксонская столица была центром зарождавшегося немецкого романтизма. Здесь Фридрих смог познакомиться с ведущими представителями этого направления Людвигом Тиком, Новалисом, Фридрихом Шлегелем и Генрихом фон Клейстом. В этот период, он уже зарабатывал на жизнь живописью продавал свои ранние пейзажи, выполненные акварелью или пером и тушью в традиционной манере. Одновременно, чувствуя себя еще недостаточно овладевшим техникой живописи, художник брал уроки у преподавателей дрезденской Академии художеств Иоганна Вейта и Адриана Цинга.

Восход луны над морем. 1820-1826 гг. К.Д.Фридрих.

Восход луны над морем. 1820-1826 гг. К.Д.Фридрих.

В 1801 году Фридрих посетил свою родину, Грейфсвальд.

Всю весну он прожил у родственников, а затем совершил длительную поездку по окрестностям, во время которой сделал множество набросков к своим будущим картинам. Любимым местом художника стал живописный остров Рюген. В том же году художник познакомился с Филиппом Отто Рунге (1777 — 1810 гг.), одним из лидеров немецкого романтизма. Достоверно неизвестно насколько близкими друзьями были два живописца, но несомненно, что идеи Рунге оказали решающее влияние на формирование живописной манеры Фридриха. 1805 год стал знаменательным. Художник представил две выполненные сепией работы на ежегодный творческий конкурс в Веймаре (эти конкурсы проводились по инициативе Иоганна Вольфганга Гете (1749 — 1832 гг.)), и победил. Узнав об этом, он пришел в такой восторг, что подарил обе работы учредителю. С этого момента между Фридрихом и Гете установились дружественные отношения. Спустя несколько лет поэт посетил дрезденскую мастерскую художника.

Крест в горах (Тетченский алтарь). 1808 г. К.Д.Фридрих.

Крест в горах (Тетченский алтарь). 1808 г. К.Д.Фридрих.

Успех вдохновил Фридриха, и в 1807 году он решил попробовать свои силы в масляной живописи.

Первую картину маслом «Крест в горах» художник, вероятно, писал на заказ. Публика восприняла работу неоднозначно: одни восторгались ею, другие высказывали скептические замечания. Самой серьезной критике картина «Крест в горах» подверглась со стороны приверженцев неоклассицизма, назвавших Фридриха пейзажистом, который стремится протащить свое искусство в алтарь. Как бы там ни было, именно в этом произведении впервые проявились три главные составляющие будущего стиля Фридриха: пейзаж, религиозность и аллегория. Следующие картины художника «Аббатство в дубовом лесу» и «Монах у моря» показали, сколь востребованной была подобная живопись: обе работы приобрел Фридрих Вильгельм III, король Пруссии, а сам Фридрих был избран членом берлинской Академии.

Аббатство в дубовом лесу. 1809-1810 гг. К.Д.Фридрих.

Аббатство в дубовом лесу. 1809-1810 гг. К.Д.Фридрих.

Вскоре, Фридриха захватила новая тема, несколько потеснившая религиозный мистицизм. Большая часть Германии находилась в то время под оккупацией — шли наполеоновские войны. Непосредственного участия в войне за освобождение Германии художник не принимал, но основным мотивом в его творчестве становится в этот период любовь к родине. Патриотические взгляды Фридриха способствовали укреплению его популярности, и в 1816 году его избрали членом дрезденской Академии художеств. Членство в академии гарантировало художнику достаточный доход, и, возможно, именно это явилось стимулом к переменам в его личной жизни. В 1818 году он женился, что стало полной неожиданностью для тех, кто его близко знал. Художник всегда отличался замкнутым характером и уединенным образом жизни. Брак, тем не менее, оказался удачным.

Утро в горах, 18221823 гг. К.Д.Фридрих.

Утро в горах, 18221823 гг. К.Д.Фридрих.

Популярность живописи Фридриха еще более окрепла в начале 1820-х годов, когда у него появился целый ряд последователей.

Среди ни были: Карл-Густав Карус, Эрнст Эме, известный норвежский пейзажист Юхан Кристиан Даль и др. Но, к концу 1820-х годов художник начал выходить из моды. В 1825 году он перенес инсульт, после чего стал совершать странные поступки и проявлять признаки умственного расстройства. Едва оправившись после инсульта, Фридрих сразу же принялся за работу.

Ступени жизни. К.Д.Фридрих.

Ступени жизни. К.Д.Фридрих.

В эти годы художник создал едва ли не лучшие свои картины. Среди них особенно выделяется полотно Ступени жизни, которое многие считают вершиной творчества художника. В июне 1835 года у него случился второй инсульт; работать после этого он уже не мог. Художник скончался 7 мая 1840 года в полной безвестности. О творчестве мастера никто не вспоминал до начала XX века, когда к его картинам возник интерес со стороны основателей сюрреализма.

Особенности стилистики работ Фридриха

Странник над морем тумана. 1817—1818 гг. К.Д.Фридрих.

Странник над морем тумана. 1817—1818 гг. К.Д.Фридрих.

Каспар Давид Фридрих считается лидером немецкой романтической живописи, а картины художника — классическими образцами этого художественного направления. Его пейзажи несут на себе печать меланхолии. Наполненные неземным светом, они кажутся мистическими, нереальными, хотя писал он их, главным образом, опираясь на натурные впечатления. Их уникальность в сочетании непосредственного наблюдения природы с духовным и мистическим переживанием увиденного.

Дуб под снегом. 1829 г. К.Д.Фридрих.

Дуб под снегом. 1829 г. К.Д.Фридрих.

Источником вдохновения для мастера служили идеи романтизма и религия. В Германии романтизм был преимущественно литературным течением. Он зародился в 1770-х годах, благодаря творчеству писателей группы «Буря и натиск», которые отвергали рациональную философию эпохи Просвещения, выступая за эмоциональное, чувственное восприятие мира. В то же время, философы романтизма были сторонниками страстного мистицизма и пытались совместить его с ортодоксальным религиозным мировоззрением.

Кораблекрушение в Арктике. 1824 г. К.Д.Фридрих.

Кораблекрушение в Арктике. 1824 г. К.Д.Фридрих.

Пейзажная живопись Фридриха имеет символический подтекст.

Как правило, художник преобразовывал исходный материал таким образом, чтобы законченная сцена выглядела нереальной. В отдельных случаях, Фридрих изображал места или события предельно натуралистично. К работам такого рода относится драматичная картина «Кораблекрушение в Арктике», 1824 г., сюжетом для которой послужила, по всей вероятности, полярная экспедиция сэра Уильяма Парри. Но и в ней, за натурализмом сцены угадывается мысль о бренности и тщете человеческих амбиций. Эти новые идеи предполагали новый подход к изучению природы и, следовательно, не могли не затронуть и пейзажную живопись. Художники-романтики с пантеистическими воззрениями смотрели на природу как на нечто одухотворенное, несущее на себе печать замыслов Творца. Именно так воспринимал природу и Фридрих, сказавший однажды своему другу во время прогулки за городом: Бог вокруг нас, он во всем, в каждой песчинке. Сейчас я ощущаю его присутствие вот в этих камышах. Распознать сакральный смысл природы и выразить его живописными средствами такой была главная задача, которая ставилась романтиками. Художник писал в наставлении одному из своих учеников: Постарайся закрыть свое телесное зрение, чтобы, прежде всего, увидеть будущую картину духовным взором, а затем освети ее внутренним светом, который поможет тебе видеть в темноте и отделить суть предмета от его внешних проявлений. Говоря словами Новалиса, художник обязан расшифровать таинственные послания, рассыпанные повсюду в облаках, снежинках, кристаллах и камнях, в текущей и замерзшей воде и передать их в виде символов. Новалису возражал Гете, утверждавший: Смертному человеку не дано постичь божественную истину, он может ощутить ее только в отраженном виде.

В древнем погребении под снегом. 1807 г. К.Д.Фридрих.

В древнем погребении под снегом. 1807 г. К.Д.Фридрих.

Во многих случаях, пейзажная живопись Фридриха строится по принятому в романтизме принципу примирения противоположностей.

В работах часто встречаются: сухие мертвые дубы в окружении вечнозеленых елей и сосен, мрачная, тяжелая земля с разлитым над ней прозрачным небесным светом, символизирующие неизбежное окончание земной, и обещание вечной загробной жизни. Иногда, подобные контрасты Фридрих иллюстрировал, создавая парные картины, такие, как «Монах у моря» (1810 г) и «Аббатство в дубовом лесу» (1809 — 10 гг.). Но, гораздо чаще, противоположные символы художник помещал в рамках одного полотна. Например, на картине «Двое, созерцающие Луну» (1819 г.) каменистая дорожка служит границей между двумя различными представлениями о смерти. В других случаях, Фридрих устанавливал в своих работах барьер, отделяющий земное от небесного. Этот барьер мог принимать форму стены, как в случае с «Зимним пейзажем» (1811 г.), или ворот примером тому Памяти Иоганна Бремера. Фигуры, изображенные на картинах, также решены в рамках философии романтизма. Если художники классического периода стремились передать гармонию природы и человека, то у художников-романтиков на первый план выходят величие и сила стихии. Очень часто люди изображались едва заметными на фоне величественной панорамы или представлялись беспомощными игрушками в руках природы. Фридрих усвоил идеалы романтической живописи и дополнил их своим собственным, глубоко религиозным, восприятием мира.

Зимний пейзаж. 1811 г. К.Д.Фридрих.

Зимний пейзаж. 1811 г. К.Д.Фридрих.

Практически, все пейзажи Фридриха наполнены символами.

Фазы луны, время суток, архитектурные формы и, конечно, деревья приобретали символическое значение в его работах. Конечность и кратковременность человеческого бытия художник часто передавал с помощью засохших деревьев и сломанных ветвей как, например, в Пейзаже с засохшим деревом, ок. 1798 г, в котором силуэт погибшего дерева перекликается с руинами на заднем плане. В Древнем погребении под снегом, ок. 1807 г. засохшие деревья окружают древнюю могилу. Мертвые деревья на картинах часто соседствуют с молодой зеленью, что символизирует христианскую веру в жизнь вечную. Следует отметить, что крест на полотнах художника всегда окружен вечнозелеными растениями (Крест в горах или Зимний пейзаж). Переплетенные ветви деревьев символизируют сближение человеческих душ. Так, например, в Меловых скалах на Рюгене 1818 — 1819 гг., склонившиеся друг к другу деревья символизируют союз художника с его женой.

Меловые скалы на острове Рюген. 1818-1819 гг. К.Д.Фридрих.

Меловые скалы на острове Рюген. 1818-1819 гг. К.Д.Фридрих.

Долгое время Фридриха считали угрюмым, болезненным художником. Отчасти, это было связано с его замкнутым характером и аскетическим образом жизни. Но более всего такую репутацию Фридрих заслужил своими картинами, многие из которых действительно посвящены теме символизирующей окончания земной жизни. За всю свою жизнь он написал большое количество могил, от современных христианских погребений до древних языческих дольменов. Иногда, художник выполнял подобные  на заказ. В этих случаях, центром композиции почти всегда становились кладбищенские ворота символический барьер, отделяющий мир живых от мира умерших. Такова картина «Кладбище», 1821 г., в которой потусторонний, кладбищенский мир представлен прекрасным пейзажем, залитым мягким неземным светом, обещающим вечный покой. Часто, мрачный, тяжелый земной мир противопоставлялся миру небесному, представленному освещенным ярким светом пейзажем, видимым на горизонте. В поздних работах, посвященных этой теме, появляется сова символ ночной темноты и смерти. Этот образ присутствует в одном из последних произведений художника Сова на могиле, 1836 — 37 гг.

Комментарии к работам Фридриха

Двое, Созерцающие луну. 1819 г. К.Д.Фридрих.

Двое, Созерцающие луну. 1819 г. К.Д.Фридрих.

Живопись картины «Двое, Созерцающие луну» можно назвать аллегорической. Два человека стоят на каменистой дорожке (жизненном пути) и всматриваются вдаль. Возле них большой валун (камень веры) и ель (символ вечной жизни). Луна (символ воскресения и Христа) помещена в центре композиции и отделяет живую половину картины с валуном и зеленой елью от мертвой с засохшим деревом.

Ущелье. 1823 г. К.Д.Фридрих.

Ущелье. 1823 г. К.Д.Фридрих.

Художник впервые увидел горы в молодости, в 1810 г. С тех пор, они стали частым мотивом его пейзажей, символом высот познания и духовной жизни. Несколько сосен на скалистых вершинах напоминают о вечной жизни. Но, на пути к ней нужно преодолеть ущелье с клубящимся туманом — бездну греха, в которую человек рискует упасть каждую минуту своего земного пути.

Пашня близ Дрездена. 1824 г. К.Д.Фридрих.

Пашня близ Дрездена. 1824 г. К.Д.Фридрих.

К середине 1820-х годов живопись Фридриха стала выходить из моды. И хотя он оставался профессором в дрезденской Академии художеств, о нем начинали постепенно забывать. Писать то, что хотела видеть публика, Фридрих не хотел, говоря, что это значило бы для него пойти против природы. И он не изменил себе. Пашня близ Дрездена — один из последних пейзажей художника. Вскопанная плугом земля, несколько еще не зацветших яблонь, светлое небо все создает ощущение ожидания чуда. А туманный силуэт Дрездена на фоне золотых облаков выглядит почти Градом Вечным.

При подготовке публикации были использованы материалы из открытых источников.

Читайте также:

www.5arts.info

Художник Каспар Давид Фридрих (Caspar David Friedrich)

. Это цитата

Он считал себя лишь соавтором вечной Природы..... Художник Каспар Давид Фридрих (Caspar David Friedrich)

Музыка… дыхание статуй.Быть может, молчанье картин.Ты говоришь то, что бессилен сказать язык.Ты - время, что вертикально стоит на пути уходящих сердец.

Чувства - к кому? О ты, преображение чувств –во что? - в звучащий пейзаж....

Эти удивительные строчки Райнер Мария Рильке из его стихотворения "К музыке". Музыка – это особая, сокровенная тишина картин, та, которой полны картины Каспара Давида Фридриха, которая есть их собственное и внутреннее - то, что они передают и чему дают явиться.

Скалы у берега моря

Кому посчастливилось видеть работы Каспара Давида Фридриха - этого удивительного и одинокого гения, шедшего своим, во многом тайным и до сих пор не разгаданным путем – понимают, что художник меньше всего был пейзажным живописцем. Все свои работы он практически писал в своей мастерской, а не с натуры.

Но при этом он не был автором фантастических и сочиненных пейзажей. Фридрих вполне сознательно работал "леонардовским методом" активного воображения, о чем свидетельствуют не только его собственные высказывания, но также и все направление его поисков."Художник должен рисовать не только то, что он видит перед собой,но и то, что он видит внутри себя."Его пейзажи не были точными изображениями воздуха, воды, скал и деревьев… но отражением души и эмоционального наполнения.Будете в Петербурге, зайдите в Эрмитаж – там есть его замечательные работы.

Утро в горах. (Центральное хранилище музейных фондов, Павловск)

(кликабельно)

 

Каспар Давид Фридрих (нем. Caspar David Friedrich) родился 5 сентября 1774 г. в Грейфсвальде в семье мыловара. В молодости лишился большинства родственников — в 1781 году умерла мать художника, затем скончались его две сестры и брат. В 1790 году получил первые уроки рисования. С 1794 по 1798 год учился изобразительному искусству в Академии художеств в Копенгагене. Работал исключительно в технике рисунка (преимущественно штифтом или сепией), затем обратился и к масляной живописи. В 1810 году к живописцу пришёл публичный успех. Каспар Давид Фридрих принципиально не подписывал своих работ и не датировал их: он считал себя лишь соавтором вечной Природы.

автопортрет за столом (кликабельно)

Поздний автопортрет (кликабельно)

С 1824 года был профессором дрезденской Академии художеств. Оставил афоризмы и наблюдения об искусстве, подчеркивающие необходимость сочетания верности "душе природы" с внутренней духовной интуицией, которую считал "божественным глаголом" в сердце.

В 1835 году художника разбил паралич, и с тех пор он больше не работал масляными красками, ограничиваясь небольшими рисунками сепией. Каспар Давид Фридрих кончил свои дни в нищете, несчастным и одиноким, разбитым параличом человеком.

Anges en adoration

Художник скончался в 7 мая 1840 года в Дрездене. Он был открыт заново только в двадцатом веке, но по-настоящему не увиден и не понят и поныне. Задумчивая, по-своему мистическая атмосфера его искусства: загадочно-молчаливая природа и символы сверхреального бытия, история — и древнеязыческая, и средневековая — проступает в виде меланхолических мотивов, подчеркивающих скорее трагические разрывы, нежели связь времен. Сила красок, достаточно звучных, умеряется туманами и закатной либо рассветной дымкой. Все это делает не беспроблемное восприятие для зрителя, но очень притягательное.

Этапы жизни

(кликабельно)

Мечтания

Сосны у водопада

Ранний снег

Странник над морем тумана

Вид гавани

"Море льда" или "Крушение "Надежды"

Источником вдохновения для картины была полярная экспедиция Уильяма Эдварда Парри с 1819 по 1820 г. в поисках Северо-западного прохода. Но работа была встречена публикой с непониманием и неприятием. Художник проникся темой с непревзойденной драматической интенсивностью. Особенностью этой работы является то, что драма уже произошла. Смелая попытка человека покорить природу -  заканчивается смертью.

Когда Фридриху было 13 лет произошла трагедия, что, возможно, подсознательно формирует тематику его многих работ. Во время катания на коньках он провалился под лед и был спасен младшим братом, но сам Кристоф утонул в ледяной воде на его глазах. Картину Фридриха следует рассматривать и в связи с этим трагическим опытом.

Гора Вацман. 1825 г. Старая галерея, Берлин  (кликабельно)

Утренний туман в горах

Равнинный пейзаж. Вечер на Остзее. 1830 г.  Шванфурт,Собрание Георга Шефера  (кликабельно)

Морской пляж с рыбаком

Лебеди в камышах. Коллекция Эрмитажа.  (кликабельно)

Женщина перед восходящим солнцем. (кликабельно)

В 1818 году, в возрасте 44 лет, Фридрих женился на Кэролайн Brommer, веселой 25 летней саксонской девушке. Кэролайн оказывала положительное влияние на художника. Она была моделью для женской фигуры для этой работы. Обращенная к свету, как в ранней христианской молитве, или как неразрывность общения природы и человека. С другой стороны, атмосфера в работе, как путь в сумерках, который заканчивается так же внезапно, как сообщение о смерти, а валуны, разбросанных вдоль пути как символы веры.

Меловые скалы на Рюген. (кликабельно)

Это полотно было написано Фридрихом в воспоминании о медовом месяце художника.Вид на море с двумя парусными лодками выглядит как пропасть, которая открылась перед людьми, обрамленная скалами и переплетающихся вершин деревьев. Художнику удалось сделать визуальное сочетание двух крайностей: погружающийся овраг с его видом на море и в то же время на бесконечный горизонт.

Двое мужчин, созерцающих Луну. (кликабельно)

На борту парусника

Это работа, с его смелой композицией, была, вероятно, приобретена для будущего царя Николая I в 1820 году. Наши глаза направлены на нос лодки, где сидит пара. Они держатся за руки и смотрят на далекий город впереди, церковные шпили и здания возникающие смутно из тумана. Фридрих, возможно, говорит здесь о мотиве корабля жизни, к понятию жизни как путешествия из этого мира в другой.

Восход Луны на море.

Вечер и Восход луны.... Природа подчиняет человечество своим законам. Вода, корабли, луна и небо открывают мир мечты. Расстояние - ничто между тоской и меланхолией, между ближним и дальним, между этим миром и Вселенной.

Eldena. (кликабельно)

Дерево и вороны

Ущелье

Зимний пейзаж с церквью. (кликабельно)

В этой работе Фридрих впервые вводит в пейзаж готическую церковь, как монументальное видение возникающее из тумана. Ближе к зрителю, человек прислонившись к валуну смотрит на распятие перед скоплением молодых елей. Он демонстративно далеко отбросил от себя костыли в снег. Это сочетание мотивов было истолковано как указание на безопасность христианина в его вере.

Cross and church in the mountains

(кликабельно)

Гробницы борцов за свободу.

Берег моря в лунном свете

Музыка: Клод Дебюсси - Греза

kolybanov.livejournal.com