Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 2

Notice: Use of undefined constant DOCUMENT_ROOT - assumed 'DOCUMENT_ROOT' in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 5

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 5

Notice: Use of undefined constant DOCUMENT_ROOT - assumed 'DOCUMENT_ROOT' in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 11

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 11

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 28

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 28

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 28

Notice: Undefined variable: flag in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 28

Notice: Undefined variable: adsense7 in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 39

Notice: Undefined variable: adsense6 in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 40
Ф и шаляпин. Шаляпин Фёдор Иванович

Ф. И. Шаляпин. Ф и шаляпин


Ф. И. Шаляпин - это... Что такое Ф. И. Шаляпин?

Фёдор Ива́нович Шаля́пин (13 февраля 1873, Казань — 12 апреля 1938) — великий русский оперный певец (бас).

Биография

Фёдор Шаляпин родился 1 (13) февраля 1873 года в Казани.

Сын крестьянина Вятской губернии Ивана Яковлевича Шаляпина (1837—1901), представителя древнего вятского рода Шаляпиных (Шелепиных).

В детстве Шаляпин был певчим. Получил начальное образование.

Начало карьеры

Началом своей артистической карьеры сам Шаляпин считал 1889 год, когда он поступил в драматическую труппу В. Б. Серебрякова. Вначале на должность статиста.

29 марта 1890 года состоялось первое сольное выступление Шаляпина — партия Зарецкого в опере «Евгений Онегин», в постановке Казанского общества любителей сценического искусства. Весь май и начало июня 1890 года Шаляпин — хорист опереточной антрепризы В. Б. Серебрякова.

В сентябре 1890 года Шаляпин прибывает из Казани в Уфу и начинает работать в хоре опереточной труппы под руководством С. Я. Семёнова-Самарского.

Совершенно случайно пришлось из хориста преобразиться в солиста, заменив в опере Монюшко «Галька» заболевшего артиста.

Этот дебют выдвинул 17-летнего Шаляпина, которому изредка стали поручать небольшие оперные партии, например Фернандо в «Трубадуре». В следующем году Шаляпин выступил в партии Неизвестного в «Аскольдовой могиле» Верстовского. Ему было предложено место в уфимском земстве, но в Уфу приехала малороссийская труппа Дергача, к которой и примкнул Шаляпин. Странствования с ней привели его в Тифлис, где ему впервые удалось серьёзно заняться своим голосом, благодаря певцу Д. А. Усатову. Усатов не только одобрил голос Шаляпина, но, ввиду отсутствия у последнего материальных средств, стал бесплатно давать ему уроки пения и вообще принял в нём большое участие. Он же устроил Шаляпина в тифлисскую оперу Форкатти и Любимова. Шаляпин прожил в Тифлисе целый год, исполняя в опере первые басовые партии.

В 1893 году он перебрался в Москву, а в 1894 году — в Санкт-Петербург, где пел в «Аркадии» в оперной труппе Лентовского, а зимой 1894/5 г — в оперном товариществе в Панаевском театре, в труппе Зазулина. Прекрасный голос начинающего артиста и в особенности выразительная музыкальная декламация в связи с правдивой игрой обратили на него внимание критики и публики. В 1895 году Шаляпин был принят дирекцией Санкт-Петербургских Императорских театров в состав оперной труппы: он поступил на сцену Мариинского театра и с успехом пел партии Мефистофеля («Фауст») и Руслана («Руслан и Людмила»). Разнообразное дарование Шаляпина выразилось и в комической опере «Тайный брак» Д. Чимароза, но все же не получило должной оценки. Сообщают, что в сезон 1895—1896 гг. он «появлялся довольно редко и притом в мало подходящих для него партиях». Известный меценат С. И. Мамонтов, державший в то время оперный театр в Москве, первый заметив в Шаляпине дарование из ряда вон выходящее, уговорил его перейти в свою частную труппу. Здесь в 1896—1899 гг. Шаляпин развился в художественном смысле и развернул свой сценический талант, выступив в целом ряде ролей. Благодаря его тонкому пониманию русской музыки вообще и новейшей в частности, он совершенно индивидуально, но вместе с тем глубоко правдиво создал целый ряд образов в русских операх:

В то же время он много работал и над ролями в иностранных операх; так, например, роль Мефистофеля в «Фаусте» Гуно в его передаче получила поразительно яркое, сильное и своеобразное освещение. За эти годы Шаляпин приобрёл громкую известность.

Карикатура П. Робера на Ф. И. Шаляпина 1903 года

Расцвет

С 1899 года он снова на службе в Императорской русской опере в Москве (Большой театр), где пользовался громадным успехом. Он был высоко оценен в Милане, где выступил в театре «La Scala» в заглавной роли Мефистофеля А. Бойто (1901, 10 представлений). Гастроли Шаляпина в Петербурге на Мариинской сцене составляли своего рода события в петербургском музыкальном мире.

В революцию 1905 года примкнул к прогрессивным кругам, жертвовал сборы от своих выступлений революционерам. Его выступления с народными песнями («Дубинушка» и др.) порой превращались в политические демонстрации.

С 1914 года выступает в частных оперных антрепризах С. И. Зимина (Москва), А. Р. Аксарина (Петроград).

В 1915 году состоялся дебют в кино, главная роль (царь Иоанн Грозный) в исторической кинодраме «Царь Иван Васильевич Грозный» (по драме Льва Мея «Псковитянка»).

С 1918 года — художественный руководитель Мариинского театра. Получил звание Народного артиста Республики.

С 1921 («Энц. словарь», 1955) или 1922 («Театр. энц.», 1967) года — на гастролях за границей.

Долгое отсутствие Шаляпина вызывало подозрения и отрицательное отношение в Советской России; так, в 1926 году Маяковский писал в «Письме к Горькому»:

«Или жить вам, / как живёт Шаляпин, / раздушенными аплодисментами / оляпан? / Вернись / теперь / такой артист / назад / на русские рублики — / я первый крикну: / — Обратно катись, / народный артист Республики!»

В 1927 году сборы от одного из концертов Шаляпин пожертвовал детям эмигрантов, что было истолковано и представлено как поддержка белогвардейцам. В августе 1927 года постановлением СНК РСФСР он был лишён звания Народного артиста и права возвращаться в СССР; обосновывалось это тем, что он не желал «вернуться в Россию и обслужить тот народ, звание артиста которого было ему присвоено» или, согласно другим источникам, тем, что он якобы жертвовал деньги эмигрантам-монархистам.

В конце лета 1932 года исполняет главную роль в кинофильме «Дон-Кихот» австрийского кинорежиссёра Георга Пабста по одноимённому роману Сервантеса. Фильм был снят сразу на двух языках — английском и французском, с двумя составами актёров, музыку к фильму написал Жак Ибер. Натурные съемки кинофильма проходили близ г. Ницца.

Весной 1937 года у него обнаружили лейкоз, а 12 апреля 1938 он скончался на руках жены. Похоронен на парижском кладбище Батиньоль.

В 1956 году ЦК КПСС и Верховный Совет РСФСР рассматривали «предложения о восстановлении Ф. И. Шаляпину посмертно звания Народного артиста Республики», но они не были приняты. Постановление 1927 года было отменено Советом Министров РСФСР лишь 10 июня 1991 года.

29 октября 1984 года в Москве на Новодевичьем кладбище состоялась церемония перезахоронения праха Ф. И. Шаляпина.

31 октября 1986 года состоялось открытие надгробного памятника великому русскому певцу Ф. И. Шаляпину (скульптор А. Елецкий, архитектор Ю. Воскресенский).

29 августа 1999 года в Казани у колокольни церкви Богоявления установлен памятник Ф. И. Шаляпину (скульптор И. Башмаков). 2 февраля 1873 года в церкви Богоявления был крещён Ф. И. Шаляпин.

К сожалению, оставшиеся граммофонные записи певца весьма низкого качества, поэтому судить о его творчестве можно в основном по воспоминаниям современников. Голос певца — высокий бас (возможно, бас-баритон) светлого тембра, с весьма выраженной тремоляцией. Современники отмечают превосходную дикцию певца, полётный голос, слышный даже в самых удалённых от сцены местах. Согласно распространённой точки зрения, свою популярность Шаляпин снискал не столько как певец, сколько как выдающийся артист, мастер перевоплощения и художественного слова. Высокий, статный, с резко выраженными демоническими чертами лица, с пронзительным взглядом, Шаляпин производил неизгладимое впечатление в своих лучших трагических ролях (Мельник, Борис Годунов, Мефистофель, Дон Кихот). Шаляпин потрясал зрителей неистовым темпераментом, его пение казалось громогласным, ошеломляющим, хотя судя по сохранившимся записям, физически голос Шаляпина не был чересчур большой громкости. Шаляпин выпевал каждую ноту, находил очень точные и искренние интонации для каждого слова песни, был абсолютно органичен и достоверен на сцене. Артистический талант Шаляпина не ограничивался музыкальной и актёрской деятельностью. Шаляпин хорошо рисовал маслом и лепил, проявлял большие литературные способности, демонстрируя в своих письменных произведениях большой и сметливый природный ум, незаурядное чувство юмора, цепкую наблюдательность.

Адреса в Санкт-Петербурге — Петрограде

  • 1894—1895 — гостиница «Пале Ройяль» — Пушкинская улица, 20;
  • 1899 год — Колокольная улица, 5;
  • 1901 — конец 1911 года — меблированные комнаты О. Н. Мухиной — Большая Морская улица, 16;
  • конец 1911 — весна 1912 года — доходный дом — Литейный проспект, 45;
  • лето 1912 — осень 1914 года — Никольская площадь, 4, кв. 2;
  • осень 1914 — 22.06.1922 года — Пермская улица, 2, кв. 3.

Книги

  • Страницы моей жизни (совместно с Максимом Горьким)
  • Маска и Душа. Мои сорок лет на театрах (автобиография)
  • Виктор Петелин «Восхождение, или Жизнь Шаляпина»

Источники

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Шаляпин Фёдор Иванович : wiki : Факты о России

Шаля́пин Фёдор Ива́нович (13 февраля 1873, Казань — 12 апреля 1938, Париж) — русский оперный и камерный певец (высокий бас), в разное время солист Большого и Мариинского театров, а также театра Метрополитен Опера, первый народный артист Республики (1918), в 1918—1921 годах — художественный руководитель Мариинского театра. Имеет репутацию артиста, соединившего в своём творчестве «прирожденную музыкальность, яркие вокальные данные, необыкновенное актерское мастерство». Занимался также живописью, графикой и скульптурой. Оказал большое влияние на мировое оперное искусство.

Биография

Федор Иванович Шаляпин родился в феврале 1873 г. в Казани. Его отец, мелкий чиновник, служил архивариусом в уездной земской управе. Детство Шаляпина было бедным и голодным. Образование он получил самое непритязательное — закончил (да и то с трудом) местное приходское училище. Отец устроил его писцом вначале в уездную земскую управу, затем к ростовщику и наконец — в судебную палату. Однако ни в одном из этих мест Шаляпин не держался. К тому же писарское дело ему не нравилось. Призвание свое он шел совсем в другом. Сосед научил его азам нотной грамоты. После этого Шаляпин, обладавший от природы красивым дискантом, начал петь в церковном слободском хоре. Его заметили, стали приглашать в другие церкви, петь на свадьбах и похоронах, потом взяли в архиерейский хор в Спасском монастыре. Когда голос стал ломаться, пение пришлось оставить. Некоторое время Шаляпин работал писцом в консистории, а в 1890 г. ему удалось устроиться в уфимскую оперную труппу Семенова-Самаринского (к этому времени голос же вернулся, но только не дискант, а баритон).

Однажды, когда Шаляпин был уже знаменит, в одном из кабаков во время выступления оркестра балалаечников он негромко начал подпевать солисту: «Степь да степь кругом...» И тут из-за соседнего стола некий господин сделал ему замечание. В итоге неловкость испытали оба. Незнакомцу тут же подсказали, кому он сделал замечание. Шаляпин был сконфужен не меньше, ведь впервые в жизни его попросили прекратить петь.Как певец он был фактически самоучкой. Но случай свел его с известным педагогом, преподавателем пения, бывшим артистом Императорских театров Усатовым. Произошло это в Тифлисе, где Шаляпин останавливался во время скитаний в поисках заработка. Как вспоминал затем сам певец, Усатов начал прослушивание словами: «Ну, что? Давайте покричим». Шаляпин пел, профессор аккомпанировал ему. Наконец, не стерпев, Шаляпин спросил: «Что же? Можно мне учиться петь?» Усатов ответил: «Должно! Оставайтесь здесь, учитесь у меня. Денег я с вас не возьму». «Был я тогда обтрепан и грязноват, имел одну рубаху, которую стирал сам в Куре» – пишет певец в своих воспоминаниях. Вскоре Усатов снабдил его бельем и кое-какой одеждой.Там же, в сентябре 1893 г. состоялось первое выступление Шаляпина на сцене Тифлисского оперного театра. Через год он пел уже весь репертуар, предназначенный для его голоса. Именно в Тифлисе к нему пришло признание, правда, тогда еще достаточно локальное. Впрочем, оперное сообщество в столице уже знало о талантливом басе.

5 апреля 1895 г. Шаляпин дебютировал в петербургском Мариинском театре, а в 1896 г. – в московской частной Русской опере Саввы Мамонтова, где музыкальное и актерское дарования певца раскрылись уже в полной мере. В спектаклях мамонтовской оперы, игранных вначале на Нижегородской ярмарке, а затем в Москве, Шаляпин спел свои лучшие партии. Дебют Шаляпина в Москве состоялся в конце сентября 1896 г. Он исполнял партию Сусанина в опере Глинки. Пресса сразу отметила его недюжинное дарование. Через несколько дней он исполнял в «Фаусте» партию Мефистофеля и заслужил громкий успех. Через два месяца его имя уже было на устах у всех московских театралов. Но подлинная слава пришла к Шаляпину в конце года, когда Мамонтов поставил «Псковитянку» Римского-Корсакова. Шаляпин впервые выступал здесь в партии Ивана Грозного.

В 1899 г. его приглашают в Большой театр с правом выбора и постановки спектаклей. Первое же появление его на сцене Большого было встречено фантастической овацией. Оно превратилось в сплошной триумф, какого, по словам современников, давно не видели стены этого театра. Критики писали о том, что явление Шаляпина огромно по своему значению, поскольку символизирует собой завершение длительного и сложного процесса создания русской национальной оперы. И это на самом деле было так. C приходом Шаляпина начинается обновление репертуара театра операми русских композиторов, которые Шаляпин всегда считал шедеврами мировой музыкальной классики. Любовь к отечественной оперной и камерной музыке была творческим кредо певца. В репертуар вводились те произведения, в которых Шаляпин добивался наибольшего успеха. В 1901 г. в Большом поставили «Бориса Годунова», «Псковитянку», «Моцарта и Сальери» – все те вещи, которые прежде высокомерно отвергались казенной сценой. После того как в них блеснул Шаляпин, они уже казались признанной классикой, ни в чем не уступавшей европейским оперным шедеврам.

К тому времени он уже был мегазвездой. Как-то Шаляпин ехал на извозчике, который был под хмельком и всю дорогу горланил песни. «Ты чего это распелся?» – спросил Шаляпин. «А я всегда пою, когда пьян», – ответил извозчик. «Ишь ты, – сказал Шаляпин, – а вот когда я пьян, так за меня Власов поет». Степан Григорьевич Власов был солистом Большого театра и часто дублировал Шаляпина…

С 1899 года он снова на службе в Императорской русской опере в Москве (Большой театр), где пользовался громадным успехом. Он был высоко оценен в Милане, где выступил в театре «La Scala» в заглавной роли Мефистофеля.

В революцию 1905 года примкнул к прогрессивным кругам, жертвовал сборы от своих выступлений революционерам.

С 1914 года выступает в частных оперных антрепризах С. И. Зимина (Москва), А. Р. Аксарина (Петроград).

С 1918 года - художественный руководитель Мариинского театра. Получил звание Народного артиста Республики.

В 1927 году сборы от одного из концертов Шаляпин пожертвовал детям эмигрантов, что было истолковано и представлено как поддержка белогвардейцам. В 1928 году постановлением СНК РСФСР он был лишён звания Народного артиста и права возвращаться в СССР.

В конце лета 1932 года исполняет главную роль в кинофильме «Дон-Кихот» австрийского кинорежиссёра Георга Пабста.

Весной 1937 года у него обнаружили лейкемию, а 12 апреля 1938 он скончался на руках жены. Похоронен на парижском кладбище Батиньоль.

В 1956 году ЦК КПСС и Верховный Совет РСФСР рассматривали «предложения о восстановлении Ф. И. Шаляпину посмертно звания Народного артиста Республики», но они не были приняты. Постановление 1928 года было отменено Советом Министров РСФСР лишь 10 июня 1991 года.

29 октября 1984 года в Москве на Новодевичьем кладбище состоялась церемония перезахоронения праха Ф. И. Шаляпина.

31 октября 1986 года состоялось открытие надгробного памятника великому русскому певцу Ф. И. Шаляпину.

Шаляпин и его время

Время, когда жил и творил Федор Иванович Шаляпин смело можно назвать Золотым веком русского искусства.

Его современниками и партнерами по сцене были: Э. Карузо, Т. Руффо, Л. Собинов, А. Нежданова. Начинал Шаляпин свою деятельность на Императорской сцене под руководством Э.Направника, а стал знаменитым певцом в Частной опере С.И. Мамонтова, где познакомился и подружился с такими художниками как К. Коровин, В. Серов, И. Левитан, братья В. и А. Васнецовы. Картины этих художников, как и прежде, можно увидеть в шаляпинском доме. О дружбе Шаляпина с известными деятелями театра, художниками, музыкантами познакомит посетителей экспозиция второго этажа Мемориального особняка. Об этом можно услышать и в абонементных циклах, проходящих в музее.

Ф.И. Шаляпин начал сниматься на заре зарождения фотографии. Первые снимки относятся к концу XIX века, последние сделаны в последние годы жизни, в середине 30-х годов ХХ века. Первые снимки были сделаны только в России, последние ? зарубежом. Но где бы не снимался великий русский певец, делал он это с большим удовольствием, поэтому, практически все его фотографии ? довольно удачные.

Ф.И. Шаляпин и его семья

У Ф.И. Шаляпина было два брака. От первого брака с итальянской балериной Иолой Торнаги у него было 6 детей, старший из которых Игорь умер в раннем возрасте. От второго брака с Марией Валентиновной Питцольд было три дочери. Он усыновил также двоих детей от первого брака его жены.

Ф.И. Шаляпин на оперной сцене

Роли в оперных спектаклях, созданные Ф.И. Шаляпиным всегда были неподражаемы. Он был очень требователен к выбору своих ролей. Одной из лучших партий в русском репертуаре была партия Бориса Годунова в одноименной опере М.П. Мусоргского.

В зарубежном репертуаре, пожалуй, можно назвать четыре партии, которые прошли с ним весь его творческий путь. Это два Мефистофеля в одноименной опере А. Бойто и опере Ш. Гуно «Фауст», Дон Базилио в «Севильском цирюльнике» Дж. Россини и Дон Кихот в опере Ж. Массне.

Ф.И. Шаляпин в кино

Шаляпин оставил потомкам, как документальные кинокадры, так и две роли в фильмах. Это Иван Грозный в фильме «Царь Иван Васильевич Грозный» 1915 года режиссера Иванова-Гая и Дон Кихот в одноименном фильме Георга Пабста 1932 года.

Ф.И. Шаляпин и художники

Будучи очень одаренным человеком, Шаляпин был талантлив во всех областях искусства. Он был прекрасным драматическим актером, скульптором, художником.

Но как идеальный артист и талантливый художник, он вызывал неизменный интерес и у художников, которые стремились запечатлеть его в жизни и на сцене. Правда, не у всех это получалась, т.к. Шаляпин создавал такие художественные полотна на сцене, что не каждый художник мог их повторить.

Смотрите также

Ссылки

rufact.org

Шаляпин Фёдор Иванович как актёр: VIKENT.RU

Русский певец-бас.

«Открыл» Ф.И. Шаляпина В.В. Стасов, предсказав ему славу первого русского певца. В феврале 1898 г., увидев его в роли Ивана Грозного («Псковитянка» Н.А. Римского-Корсакова), потрясённый В.В. Стасов написал статью «Радость безмерная», которая заканчивалась словами: «Боже, какой великий, великий талант! И такому-то человеку - всего 25 лет! Самому себе не веришь... Восхищение, энтузиазм, трепет, радость... - были громадны».

Зорилова Л.С., Поиск духовных идеалов личности в науке, культуре и музыкальном искусстве, М., «Альма-Матер»; «Академический проект», 2008 г., с. 128.

«Мамонтов дал молодому Шаляпину театр и сказал: «Вот театр, делай в нём всё, что ты хочешь...» Вот почему Москва, сердце России, по праву оспаривала у Петербурга великого русского артиста. Почти все свои замечательные партии Шаляпин создал в Москве, в Частной опере Мамонтова (теперь в этом здании - филиал Большого театра). Из девятнадцати ролей, сыгранных в Москве, пятнадцать были роли русского репертуара».

Никулин Л., Фёдор Шаляпин. Очерк жизни и творчества, М., «Искусство», 1951 г., с. 21.

 

1905 год: «До какого хамства может дойти актёр. Например, Шаляпин. Сцена на генеральной репетиции гречаниновской оперы с гуслями: ругался, остановил оркестр. Заявление всему хору: я вас кормлю. Умышленное опаздывание на репетиции на полтора-два часа. Это для того, чтобы изводить дирекцию. При чём же бедные неповинные режиссёры, артисты, хор, оркестр? Как он выругался, когда режиссёр намекнул на то, что, может быть, он не получил вовремя повестки. Когда Шаляпин является на репетицию, ему хамы-товарищи аплодируют».

Станиславский К.С., Записные книжки, М., «Вагриус», 2001 г., с. 74.

Федор Шаляпин отмечал свой актёрский приём: «Когда я пою, воплощаемый образ предо мною всегда на смотру. Я пою и слушаю, действую и наблюдаю. Я никогда не бываю на сцене один... На сцене два Шаляпина. Один играет, другой контролирует. «Помни, что плачешь не ты, а плачет персонаж. Убавь слезу». Или же: «Мало, суховато. Прибавь»... Я ни на минуту не расстаюсь с моим сознанием на сцене. Ни на секунду не теряю способности и привычки контролировать гармонию действия».

Шаляпин Ф.И., Литературное наследство в 2-х томах, Том 1, М., «Искусство», 1957 г., с. 303.

 

В 1918 году ему первому в стране было присвоено звание Народного артиста Республики.

 

Ф.И. Шаляпин любил деньги… В 1924 году М. Горький получил от него письмо, где были такие строки: «...езжу по Америке вдоль и поперек. Отвратительно! Вот и теперь поеду снова. Ой-ой, как не хочется! Тяжёлая страна! а вот видишь, еду - не люблю её, а еду - свинья! За деньгами, за золотом. Продаю душу за доллары - выругал бы себя покрепче, да что-то жалко становится. Люблю себя-то, скотину, люблю бесстыдника!»

Никулин Л., Фёдор Шаляпин. Очерк жизни и творчества, М., «Искусство», 1951 г., с. 160.

 

Певец С.Я. Лемешев писал о Ф.И. Шаляпине: «Гений неповторим, но он открывает новые широкие дороги последующим поколениям. После Шаляпина уже нельзя было петь так, как пели до него. Великий певец открыл новые возможности выразительно спетого слова и могущественные силы, таящиеся в романсе, в песне, в оперном образе, показал всему миру величие русской музыки».

Лемешев С.Я., Путь к искусству, М., «Искусство», 1982 г., с. 41.

 

 

 

 

«...Я искренне думал и думаю, - пишет Шаляпин, - что мой талант, так великодушно признанный современниками, я наполовину зарыл в землю, что отпущено мне многое, а сделал я мало. Я хорошо пел, но где мой театр?» «В России думал я иногда о своём театре...» - писал Горькому Шаляпин. Он даже предпринимал некоторые шаги, чтобы осуществить эту мечту. Беседовал с миллионером Терещенко. В 1915 году у некоторых дельцов-антрепренёров явилась мысль взять в аренду цирк Чинизелли в Петрограде, сломать старое здание и построить на его месте Народный дом имени Шаляпина. Но ни предприниматели, ни меценаты, разумеется, не могли осуществить мечту артиста. Он хотел построить в море, на острове «Шильонский замок искусства», создать в Крыму театр, чтобы сюда со всех концов мира приезжали ученики, почитатели истинного искусства. «Мне мечталась такая обитель, где, окружённый даровитыми и серьёзными молодыми людьми, я мог бы практически сообщить им весь мой художественный опыт и жар мой к благородному делу театра».

Никулин Л., Фёдор Шаляпин. Очерк жизни и творчества, М., «Искусство», 1951 г., с. 100.

Мечта певца осталась неосуществлённой...

 

И.В. Сталин неоднократно передавал Ф.И. Шаляпину предложение вернуться на родину… В.И. Немирович-Данченко во время гастролей за границей просил: «Скажите Фёдору Ивановичу, что я решительно советую ему ехать в Москву... Здесь его всячески оценят», - умолял Немирович антрепренёра Л. Леонидова и передавал слова Сталина: «Пусть приезжает. Дом дадим, дачу дадим, в десять раз лучше, чем у него были!». Показательно, Сталин повышает ставку в десять раз - примет ли её Шаляпин? Как вспоминал современник, Шаляпин взорвался: «Дом отдадите? Дачу отдадите? А душу? Душу можете отдать?» Но такие категории вождям были неведомы и непонятны. В России у Шаляпина жили заложники - дочь, первая жена, это обязывало к осторожности. Тем не менее он писал дочери: «Я у вас там слыву отчаянным преступником... Пошлют на Соловки... Я стар для таких прогулок…»

Дмитриевский В.Н., Мифы и маски Фёдора Шаляпина, в Сб.: Люди и судьбы. ХХ век: книга очерков, М., «ОГИ», 2002 г., с. 29.

 

 

vikent.ru

Шаляпин Ф. И. - это... Что такое Шаляпин Ф. И.?

Фёдор Ива́нович Шаля́пин (13 февраля 1873, Казань — 12 апреля 1938) — великий русский оперный певец (бас).

Биография

Фёдор Шаляпин родился 1 (13) февраля 1873 года в Казани.

Сын крестьянина Вятской губернии Ивана Яковлевича Шаляпина (1837—1901), представителя древнего вятского рода Шаляпиных (Шелепиных).

В детстве Шаляпин был певчим. Получил начальное образование.

Начало карьеры

Началом своей артистической карьеры сам Шаляпин считал 1889 год, когда он поступил в драматическую труппу В. Б. Серебрякова. Вначале на должность статиста.

29 марта 1890 года состоялось первое сольное выступление Шаляпина — партия Зарецкого в опере «Евгений Онегин», в постановке Казанского общества любителей сценического искусства. Весь май и начало июня 1890 года Шаляпин — хорист опереточной антрепризы В. Б. Серебрякова.

В сентябре 1890 года Шаляпин прибывает из Казани в Уфу и начинает работать в хоре опереточной труппы под руководством С. Я. Семёнова-Самарского.

Совершенно случайно пришлось из хориста преобразиться в солиста, заменив в опере Монюшко «Галька» заболевшего артиста.

Этот дебют выдвинул 17-летнего Шаляпина, которому изредка стали поручать небольшие оперные партии, например Фернандо в «Трубадуре». В следующем году Шаляпин выступил в партии Неизвестного в «Аскольдовой могиле» Верстовского. Ему было предложено место в уфимском земстве, но в Уфу приехала малороссийская труппа Дергача, к которой и примкнул Шаляпин. Странствования с ней привели его в Тифлис, где ему впервые удалось серьёзно заняться своим голосом, благодаря певцу Д. А. Усатову. Усатов не только одобрил голос Шаляпина, но, ввиду отсутствия у последнего материальных средств, стал бесплатно давать ему уроки пения и вообще принял в нём большое участие. Он же устроил Шаляпина в тифлисскую оперу Форкатти и Любимова. Шаляпин прожил в Тифлисе целый год, исполняя в опере первые басовые партии.

В 1893 году он перебрался в Москву, а в 1894 году — в Санкт-Петербург, где пел в «Аркадии» в оперной труппе Лентовского, а зимой 1894/5 г — в оперном товариществе в Панаевском театре, в труппе Зазулина. Прекрасный голос начинающего артиста и в особенности выразительная музыкальная декламация в связи с правдивой игрой обратили на него внимание критики и публики. В 1895 году Шаляпин был принят дирекцией Санкт-Петербургских Императорских театров в состав оперной труппы: он поступил на сцену Мариинского театра и с успехом пел партии Мефистофеля («Фауст») и Руслана («Руслан и Людмила»). Разнообразное дарование Шаляпина выразилось и в комической опере «Тайный брак» Д. Чимароза, но все же не получило должной оценки. Сообщают, что в сезон 1895—1896 гг. он «появлялся довольно редко и притом в мало подходящих для него партиях». Известный меценат С. И. Мамонтов, державший в то время оперный театр в Москве, первый заметив в Шаляпине дарование из ряда вон выходящее, уговорил его перейти в свою частную труппу. Здесь в 1896—1899 гг. Шаляпин развился в художественном смысле и развернул свой сценический талант, выступив в целом ряде ролей. Благодаря его тонкому пониманию русской музыки вообще и новейшей в частности, он совершенно индивидуально, но вместе с тем глубоко правдиво создал целый ряд образов в русских операх:

В то же время он много работал и над ролями в иностранных операх; так, например, роль Мефистофеля в «Фаусте» Гуно в его передаче получила поразительно яркое, сильное и своеобразное освещение. За эти годы Шаляпин приобрёл громкую известность.

Карикатура П. Робера на Ф. И. Шаляпина 1903 года

Расцвет

С 1899 года он снова на службе в Императорской русской опере в Москве (Большой театр), где пользовался громадным успехом. Он был высоко оценен в Милане, где выступил в театре «La Scala» в заглавной роли Мефистофеля А. Бойто (1901, 10 представлений). Гастроли Шаляпина в Петербурге на Мариинской сцене составляли своего рода события в петербургском музыкальном мире.

В революцию 1905 года примкнул к прогрессивным кругам, жертвовал сборы от своих выступлений революционерам. Его выступления с народными песнями («Дубинушка» и др.) порой превращались в политические демонстрации.

С 1914 года выступает в частных оперных антрепризах С. И. Зимина (Москва), А. Р. Аксарина (Петроград).

В 1915 году состоялся дебют в кино, главная роль (царь Иоанн Грозный) в исторической кинодраме «Царь Иван Васильевич Грозный» (по драме Льва Мея «Псковитянка»).

С 1918 года — художественный руководитель Мариинского театра. Получил звание Народного артиста Республики.

С 1921 («Энц. словарь», 1955) или 1922 («Театр. энц.», 1967) года — на гастролях за границей.

Долгое отсутствие Шаляпина вызывало подозрения и отрицательное отношение в Советской России; так, в 1926 году Маяковский писал в «Письме к Горькому»:

«Или жить вам, / как живёт Шаляпин, / раздушенными аплодисментами / оляпан? / Вернись / теперь / такой артист / назад / на русские рублики — / я первый крикну: / — Обратно катись, / народный артист Республики!»

В 1927 году сборы от одного из концертов Шаляпин пожертвовал детям эмигрантов, что было истолковано и представлено как поддержка белогвардейцам. В августе 1927 года постановлением СНК РСФСР он был лишён звания Народного артиста и права возвращаться в СССР; обосновывалось это тем, что он не желал «вернуться в Россию и обслужить тот народ, звание артиста которого было ему присвоено» или, согласно другим источникам, тем, что он якобы жертвовал деньги эмигрантам-монархистам.

В конце лета 1932 года исполняет главную роль в кинофильме «Дон-Кихот» австрийского кинорежиссёра Георга Пабста по одноимённому роману Сервантеса. Фильм был снят сразу на двух языках — английском и французском, с двумя составами актёров, музыку к фильму написал Жак Ибер. Натурные съемки кинофильма проходили близ г. Ницца.

Весной 1937 года у него обнаружили лейкоз, а 12 апреля 1938 он скончался на руках жены. Похоронен на парижском кладбище Батиньоль.

В 1956 году ЦК КПСС и Верховный Совет РСФСР рассматривали «предложения о восстановлении Ф. И. Шаляпину посмертно звания Народного артиста Республики», но они не были приняты. Постановление 1927 года было отменено Советом Министров РСФСР лишь 10 июня 1991 года.

29 октября 1984 года в Москве на Новодевичьем кладбище состоялась церемония перезахоронения праха Ф. И. Шаляпина.

31 октября 1986 года состоялось открытие надгробного памятника великому русскому певцу Ф. И. Шаляпину (скульптор А. Елецкий, архитектор Ю. Воскресенский).

29 августа 1999 года в Казани у колокольни церкви Богоявления установлен памятник Ф. И. Шаляпину (скульптор И. Башмаков). 2 февраля 1873 года в церкви Богоявления был крещён Ф. И. Шаляпин.

К сожалению, оставшиеся граммофонные записи певца весьма низкого качества, поэтому судить о его творчестве можно в основном по воспоминаниям современников. Голос певца — высокий бас (возможно, бас-баритон) светлого тембра, с весьма выраженной тремоляцией. Современники отмечают превосходную дикцию певца, полётный голос, слышный даже в самых удалённых от сцены местах. Согласно распространённой точки зрения, свою популярность Шаляпин снискал не столько как певец, сколько как выдающийся артист, мастер перевоплощения и художественного слова. Высокий, статный, с резко выраженными демоническими чертами лица, с пронзительным взглядом, Шаляпин производил неизгладимое впечатление в своих лучших трагических ролях (Мельник, Борис Годунов, Мефистофель, Дон Кихот). Шаляпин потрясал зрителей неистовым темпераментом, его пение казалось громогласным, ошеломляющим, хотя судя по сохранившимся записям, физически голос Шаляпина не был чересчур большой громкости. Шаляпин выпевал каждую ноту, находил очень точные и искренние интонации для каждого слова песни, был абсолютно органичен и достоверен на сцене. Артистический талант Шаляпина не ограничивался музыкальной и актёрской деятельностью. Шаляпин хорошо рисовал маслом и лепил, проявлял большие литературные способности, демонстрируя в своих письменных произведениях большой и сметливый природный ум, незаурядное чувство юмора, цепкую наблюдательность.

Адреса в Санкт-Петербурге — Петрограде

  • 1894—1895 — гостиница «Пале Ройяль» — Пушкинская улица, 20;
  • 1899 год — Колокольная улица, 5;
  • 1901 — конец 1911 года — меблированные комнаты О. Н. Мухиной — Большая Морская улица, 16;
  • конец 1911 — весна 1912 года — доходный дом — Литейный проспект, 45;
  • лето 1912 — осень 1914 года — Никольская площадь, 4, кв. 2;
  • осень 1914 — 22.06.1922 года — Пермская улица, 2, кв. 3.

Книги

  • Страницы моей жизни (совместно с Максимом Горьким)
  • Маска и Душа. Мои сорок лет на театрах (автобиография)
  • Виктор Петелин «Восхождение, или Жизнь Шаляпина»

Источники

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

ШАЛЯПИН Ф.И. - это... Что такое ШАЛЯПИН Ф.И.?

  • Шаляпин в Плёсе — О пребывании Ф. И. Шаляпина в г. Плёсе. О пребывании Ф. И. Шаляпина в г. Плёсе написано уже достаточно много, но до сих пор исследователи не пришли к единому мнению, каким образом Шаляпин попал в Плёс, когда и как продолжительно бывал здесь. Ушло …   Википедия

  • ШАЛЯПИН — Фёдор Иванович (1873 1938), певец (бас), народный артист Республики (1918). Большинство партий впервые исполнил на сцене Московской частной русской оперы С. И. Мамонтова (1896 99), пел в Большом и Мариинском театрах. Участвовал в Русских сезонах… …   Русская история

  • Шаляпин мл. — Шаляпин мл., Фёдор Фёдор Шаляпин мл. Feodor Chaliapin, Jr …   Википедия

  • Шаляпин — Шаляпин, Анатолий Константинович  советский и российский актёр Шаляпин, Борис Фёдорович  художник, сын Ф. И. Шаляпина Шаляпин, Фёдор Иванович  русский оперный певец (бас) Шаляпин, Фёдор Фёдорович  американский актёр …   Википедия

  • Шаляпин — Одна из самых загадочных фамилий, ее никогда и никто даже не пытался растолковать. Таких слов, как шаляпить, шаляпый в русском языке нет. Может быть, следует обратить внимание на старинное слово шеляпа: так во владимирских краях называли железный …   Русские фамилии

  • Шаляпин — (Федор Иванович знаменитый русский певец бас. Род. в 1873г., сын крестьянина Вятской губ. В детстве Ш. был певчим. В 1890 г. онпоступил в Уфе в хор труппы Семенова Самарского. Совершенно случайно Ш.пришлось из хориста преобразиться в солиста,… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • Шаляпин Ф. И. — Фёдор Иванович Шаляпин Дата рождения 13 февраля 1873 Место рождения …   Википедия

  • Шаляпин Ф. — Фёдор Иванович Шаляпин Дата рождения 13 февраля 1873 Место рождения …   Википедия

  • Шаляпин Ф. И. —         Фёдор Иванович (1 (13) II 1873, Казань 12 IV 1938, Париж) рус. певец (бас). Нар. арт. Республики (1918). Род. в бедной семье выходца из крестьян Вятской губ., писца казанской земской управы. Окончил 2 классное гор. уч ще. Уже в детском… …   Музыкальная энциклопедия

  • Шаляпин —         Федор Иванович [1(13).2.1873, Казань, 12. 4. 1938, Париж], русский певец (бас), народный артист Республики (1918). Родился в семье мелкого канцелярского служащего. Работал учеником сапожника, токаря, переписчиком. Одновременно пел в… …   Большая советская энциклопедия

  • lingvostranovedcheskiy.academic.ru

    Биография Ф.И.Шаляпина

    В 2009 году Решением Совета директоров МОО Российская Диабетическая Ассоциация (РДА) известный российский певец Федор Шаляпин был номинирован к присвоению звания «Почетный член РДА» посмертно за «творческие успехи и пример социальной адаптации, несмотря на наличие болезни». 

    В нашей статье мы приводим биографию Ф. И. Шаляпина, взятую из свободных источников интернета. 

    Фёдор Шаляпин родился 1 (13) февраля 1873 года в Казани.

    Сын крестьянина Вятской губернии Ивана Яковлевича Шаляпина (1837—1901), представителя древнего вятского рода Шаляпиных (Шелепиных). В детстве Шаляпин был певчим. Получил начальное образование.

    Началом своей артистической карьеры сам Шаляпин считал 1889 год, когда он поступил в драматическую труппу В. Б. Серебрякова. Вначале на должность статиста.

    29 марта 1890 года состоялось первое сольное выступление Шаляпина — партия Зарецкого в опере «Евгений Онегин», в постановке Казанского общества любителей сценического искусства. Весь май и начало июня 1890 года Шаляпин — хорист опереточной антрепризы В. Б. Серебрякова.

    В сентябре 1890 года Шаляпин прибывает из Казани в Уфу и начинает работать в хоре опереточной труппы под руководством С. Я. Семёнова-Самарского.

    Совершенно случайно пришлось из хориста преобразиться в солиста, заменив в опере Монюшко «Галька» заболевшего артиста.

    Этот дебют выдвинул 17-летнего Шаляпина, которому изредка стали поручать небольшие оперные партии, например Фернандо в «Трубадуре». В следующем году Шаляпин выступил в партии Неизвестного в «Аскольдовой могиле» Верстовского. Ему было предложено место в уфимском земстве, но в Уфу приехала малороссийская труппа Дергача, к которой и примкнул Шаляпин. Странствования с ней привели его в Тифлис, где ему впервые удалось серьёзно заняться своим голосом, благодаря певцу Д. А. Усатову. Усатов не только одобрил голос Шаляпина, но, ввиду отсутствия у последнего материальных средств, стал бесплатно давать ему уроки пения и вообще принял в нём большое участие. Он же устроил Шаляпина в тифлисскую оперу Людвиговa-Форкатти и Любимова. Шаляпин прожил в Тифлисе целый год, исполняя в опере первые басовые партии.

    В 1893 году он перебрался в Москву, а в 1894 году — в Санкт-Петербург, где пел в «Аркадии» в оперной труппе Лентовского, а зимой 1894-1895 гг. — в оперном товариществе в Панаевском театре, в труппе Зазулина. Прекрасный голос начинающего артиста и в особенности выразительная музыкальная декламация в связи с правдивой игрой обратили на него внимание критики и публики. В 1895 году Шаляпин был принят дирекцией Санкт-Петербургских Императорских театров в состав оперной труппы: он поступил на сцену Мариинского театра и с успехом пел партии Мефистофеля («Фауст») и Руслана («Руслан и Людмила»). Разнообразное дарование Шаляпина выразилось и в комической опере «Тайный брак» Д. Чимароза, но все же не получило должной оценки. Сообщают, что в сезон 1895—1896 гг. он «появлялся довольно редко и притом в мало подходящих для него партиях». Известный меценат С. И. Мамонтов, державший в то время оперный театр в Москве, первый заметив в Шаляпине дарование из ряда вон выходящее, уговорил его перейти в свою частную труппу. Здесь в 1896—1899 гг. Шаляпин развился в художественном смысле и развернул свой сценический талант, выступив в целом ряде ролей. Благодаря его тонкому пониманию русской музыки вообще и новейшей в частности, он совершенно индивидуально, но вместе с тем глубоко правдиво создал целый ряд образов в русских операх:

    • Хан Кончак в «Князе Игоре» А. П. Бородина; 

    • Иоанн Грозный в «Псковитянке» Н. А. Римского-Корсакова; 

    • Варяжский гость в его же «Садко»; 

    • Сальери в его же «Моцарте и Сальери»; 

    • Мельник в «Русалке» А. С. Даргомыжского; 

    • Иван Сусанин в «Жизни за царя» М. И. Глинки; 

    • Борис Годунов в одноименной опере М. П. Мусоргского 

    • и во многих других операх. 

    В то же время он много работал и над ролями в иностранных операх; так, например, роль Мефистофеля в «Фаусте» Гуно в его передаче получила поразительно яркое, сильное и своеобразное освещение. За эти годы Шаляпин приобрёл громкую известность.

    Расцвет творчества

    С 1899 года он снова на службе в Императорской русской опере в Москве (Большой театр), где пользовался громадным успехом. Он был высоко оценен в Милане, где выступил в театре «La Scala» в заглавной роли Мефистофеля А. Бойто (1901, 10 представлений). Гастроли Шаляпина в Петербурге на Мариинской сцене составляли своего рода события в петербургском музыкальном мире.

    В революцию 1905 года примкнул к прогрессивным кругам, жертвовал сборы от своих выступлений революционерам. Его выступления с народными песнями («Дубинушка» и др.) порой превращались в политические демонстрации.

    С 1914 года выступает в частных оперных антрепризах С. И. Зимина (Москва), А. Р. Аксарина (Петроград).

    В 1915 году состоялся дебют в кино, главная роль (царь Иоанн Грозный) в исторической кинодраме «Царь Иван Васильевич Грозный» (по драме Льва Мея «Псковитянка»).

    С 1918 года — художественный руководитель Мариинского театра. Получил звание Народного артиста Республики.

    С 1921 («Энц. словарь», 1955) или 1922 («Театр. энц.», 1967) года — на гастролях за границей, в частности в США, где его американским импресарио был Соломон Юрок. С этих гастролей Шаляпин больше на родину не возвращается. Певец уехал туда вместе со второй женой — Марией Валентиновной.

    Долгое отсутствие Шаляпина вызывало подозрения и отрицательное отношение в Советской России.

    В 1927 году сборы от одного из концертов Шаляпин пожертвовал детям эмигрантов, что было истолковано и представлено как поддержка белогвардейцам. В августе 1927 года постановлением СНК РСФСР он был лишён звания Народного артиста и права возвращаться в СССР; обосновывалось это тем, что он не желал «вернуться в Россию и обслужить тот народ, звание артиста которого было ему присвоено» или, согласно другим источникам, тем, что он якобы жертвовал деньги эмигрантам-монархистам.

    В конце лета 1932 года исполняет главную роль в кинофильме «Дон-Кихот» австрийского кинорежиссёра Георга Пабста по одноимённому роману Сервантеса. Фильм был снят сразу на двух языках — английском и французском, с двумя составами актёров, музыку к фильму написал Жак Ибер. Натурные съемки кинофильма проходили близ г. Ницца.

    Партнерами в разные годы были: А.М. Давыдов, Т. Даль Монте, Д. де Лука, Н. Ермоленко-Южина, И. Ершов, E. Збруева, Э. Карузо, В. Касторский, E. Куза, Н.М. Ланская, Л. Липковская, Ф. Литвин, Е. Мравина, В. Петров, Т. Руффо, Н. Салина, Т. Скипа, П. Словцов, Д. Смирнов, Л. Собинов, Р. Сторкьо, М. Черкасская, В. Эберле, Л. Яковлев.

    Памятник Шаляпину в Казани возле одноимённого отеля

    Весной 1937 года у него обнаружили лейкоз, а 12 апреля 1938 он скончался на руках жены. Похоронен на парижском кладбище Батиньоль.

    В 1956 году ЦК КПСС и Верховный Совет РСФСР рассматривали «предложения о восстановлении Ф. И. Шаляпину посмертно звания Народного артиста Республики», но они не были приняты. Постановление 1927 года было отменено Советом Министров РСФСР лишь 10 июня 1991 года.

    29 октября 1984 года в Москве на Новодевичьем кладбище состоялась церемония перезахоронения праха Ф. И. Шаляпина.

    31 октября 1986 года состоялось открытие надгробного памятника великому русскому певцу Ф. И. Шаляпину (скульптор А. Елецкий, архитектор Ю. Воскресенский).

    29 августа 1999 года в Казани у колокольни церкви Богоявления установлен памятник Ф. И. Шаляпину (скульптор И. Башмаков). Памятник стоит во внутреннем дворе отеля «Шаляпин», который находится рядом с колокольней в старом отреставрированном особняке. В феврале 1873 года в церкви Богоявления был крещён Ф. И. Шаляпин.

    К сожалению, оставшиеся граммофонные записи певца весьма низкого качества, поэтому судить о его творчестве можно в основном по воспоминаниям современников. Голос певца — высокий бас (возможно, бас-баритон) светлого тембра, с весьма выраженной тремоляцией. Современники отмечают превосходную дикцию певца, полётный голос, слышный даже в самых удалённых от сцены местах. Согласно распространённой точке зрения, свою популярность Шаляпин снискал не столько как певец, сколько как выдающийся артист, мастер перевоплощения и художественного слова. Высокий, статный, с резко выраженными демоническими чертами лица, с пронзительным взглядом, Шаляпин производил неизгладимое впечатление в своих лучших трагических ролях (Мельник, Борис Годунов, Мефистофель, Дон Кихот). Шаляпин потрясал зрителей неистовым темпераментом, его пение казалось громогласным, ошеломляющим, хотя судя по сохранившимся записям, физически голос Шаляпина не был чересчур большой громкости. Шаляпин выпевал каждую ноту, находил очень точные и искренние интонации для каждого слова песни, был абсолютно органичен и достоверен на сцене.

    Артистический талант Шаляпина не ограничивался музыкальной и актёрской деятельностью. Шаляпин хорошо писал маслом и лепил, проявлял большие литературные способности, демонстрируя в своих письменных произведениях большой и сметливый природный ум, незаурядное чувство юмора, цепкую наблюдательность.

    Личная жизнь

    Шаляпин был дважды женат и от обоих браков у него было рождено 9 детей (один умер в раннем возрасте).

    Со своей первой женой Фёдор Шаляпин познакомился в Нижнем Новгороде и они поженились в 1896 году. Это была молодая итальянская актриса Иола Торнаги (Иола Игнатьевна Торнаги, скончалась в 1965 году в возрасте 92 лет), родившаяся в городе Монца (недалеко от Милана). Всего у Шаляпина в этом браке родилось шестеро детей: Игорь (умер в возрасте 4 лет), Борис, Фёдор, Татьяна, Ирина, Лидия. Фёдор и Татьяна были близнецами. Иола Торнаги долгое время жила в России и только в конце 1950-х годов, по приглашению сына Фёдора, переехала в Рим.

    Имея уже семью, Фёдор Иванович Шаляпин сближается с Марией Валентиновной Петцольд (урождённая Элухен, в первом браке — Петцольд, 1882—1964), у которой было двое своих детей от первого брака. У них рождаются трое дочерей: Марфа (1910—2003), Марина (1912—2009) и Дасия (1921—1977). Дочь Шаляпина Марина (Марина Фёдоровна Шаляпина-Фредди), прожила больше всех его детей и скончалась на 98-ом году жизни.

    Фактически у Шаляпина появилась вторая семья. Первый брак не был расторгнут, а второй не зарегистрирован и считался недействительным. Получилось, что у Шаляпина в старой столице была одна семья, а в новой — другая: одна семья не ездила в Петербург, а другая в Москву. Официально брак Марии Валентиновны с Шаляпиным был оформлен в 1927 году уже в Париже.

    Скончался в Париже 12 апреля 1938 года. Похоронен на кладбище Батиньоль. В 1984 году его сын Фёдор Шаляпин мл. добился перезахоронения его праха в Москве на Новодевичьем кладбище.

    Ф.Шаляпин и М.Горький

    • 1894—1895 — гостиница «Пале Ройяль» — Пушкинская улица, 20; 

    • 1899 — Колокольная улица, 5; 

    • 1901 — конец 1911 — меблированные комнаты О. Н. Мухиной — Большая Морская улица, 16; 

    • конец 1911 — весна 1912 — доходный дом — Литейный проспект, 45; 

    • лето 1912 — осень 1914  — Никольская площадь, 4, кв. 2; 

    • осень 1914 — 22.06.1922 — Пермская улица, 2, кв. 3. 

    Книги

    • Страницы моей жизни (совместно с Максимом Горьким). 

    • Маска и Душа. Мои сорок лет на театрах (автобиография). 

    • Виктор Петелин «Восхождение, или Жизнь Шаляпина». 

    • "Этот гений-Фёдор Шаляпин. Воспоминания и статьи", ГЦММК им. М.И. Глинки, дом-музей Ф.И. Шаляпина, фортепианная школа "Клавир". Москва, 1995 год. 

     

    www.diabetes.org.ru

    Шаляпин Ф. И. - это... Что такое Шаляпин Ф. И.?

    Фёдор Ива́нович Шаля́пин (13 февраля 1873, Казань — 12 апреля 1938) — великий русский оперный певец (бас).

    Биография

    Фёдор Шаляпин родился 1 (13) февраля 1873 года в Казани.

    Сын крестьянина Вятской губернии Ивана Яковлевича Шаляпина (1837—1901), представителя древнего вятского рода Шаляпиных (Шелепиных).

    В детстве Шаляпин был певчим. Получил начальное образование.

    Начало карьеры

    Началом своей артистической карьеры сам Шаляпин считал 1889 год, когда он поступил в драматическую труппу В. Б. Серебрякова. Вначале на должность статиста.

    29 марта 1890 года состоялось первое сольное выступление Шаляпина — партия Зарецкого в опере «Евгений Онегин», в постановке Казанского общества любителей сценического искусства. Весь май и начало июня 1890 года Шаляпин — хорист опереточной антрепризы В. Б. Серебрякова.

    В сентябре 1890 года Шаляпин прибывает из Казани в Уфу и начинает работать в хоре опереточной труппы под руководством С. Я. Семёнова-Самарского.

    Совершенно случайно пришлось из хориста преобразиться в солиста, заменив в опере Монюшко «Галька» заболевшего артиста.

    Этот дебют выдвинул 17-летнего Шаляпина, которому изредка стали поручать небольшие оперные партии, например Фернандо в «Трубадуре». В следующем году Шаляпин выступил в партии Неизвестного в «Аскольдовой могиле» Верстовского. Ему было предложено место в уфимском земстве, но в Уфу приехала малороссийская труппа Дергача, к которой и примкнул Шаляпин. Странствования с ней привели его в Тифлис, где ему впервые удалось серьёзно заняться своим голосом, благодаря певцу Д. А. Усатову. Усатов не только одобрил голос Шаляпина, но, ввиду отсутствия у последнего материальных средств, стал бесплатно давать ему уроки пения и вообще принял в нём большое участие. Он же устроил Шаляпина в тифлисскую оперу Форкатти и Любимова. Шаляпин прожил в Тифлисе целый год, исполняя в опере первые басовые партии.

    В 1893 году он перебрался в Москву, а в 1894 году — в Санкт-Петербург, где пел в «Аркадии» в оперной труппе Лентовского, а зимой 1894/5 г — в оперном товариществе в Панаевском театре, в труппе Зазулина. Прекрасный голос начинающего артиста и в особенности выразительная музыкальная декламация в связи с правдивой игрой обратили на него внимание критики и публики. В 1895 году Шаляпин был принят дирекцией Санкт-Петербургских Императорских театров в состав оперной труппы: он поступил на сцену Мариинского театра и с успехом пел партии Мефистофеля («Фауст») и Руслана («Руслан и Людмила»). Разнообразное дарование Шаляпина выразилось и в комической опере «Тайный брак» Д. Чимароза, но все же не получило должной оценки. Сообщают, что в сезон 1895—1896 гг. он «появлялся довольно редко и притом в мало подходящих для него партиях». Известный меценат С. И. Мамонтов, державший в то время оперный театр в Москве, первый заметив в Шаляпине дарование из ряда вон выходящее, уговорил его перейти в свою частную труппу. Здесь в 1896—1899 гг. Шаляпин развился в художественном смысле и развернул свой сценический талант, выступив в целом ряде ролей. Благодаря его тонкому пониманию русской музыки вообще и новейшей в частности, он совершенно индивидуально, но вместе с тем глубоко правдиво создал целый ряд образов в русских операх:

    В то же время он много работал и над ролями в иностранных операх; так, например, роль Мефистофеля в «Фаусте» Гуно в его передаче получила поразительно яркое, сильное и своеобразное освещение. За эти годы Шаляпин приобрёл громкую известность.

    Карикатура П. Робера на Ф. И. Шаляпина 1903 года

    Расцвет

    С 1899 года он снова на службе в Императорской русской опере в Москве (Большой театр), где пользовался громадным успехом. Он был высоко оценен в Милане, где выступил в театре «La Scala» в заглавной роли Мефистофеля А. Бойто (1901, 10 представлений). Гастроли Шаляпина в Петербурге на Мариинской сцене составляли своего рода события в петербургском музыкальном мире.

    В революцию 1905 года примкнул к прогрессивным кругам, жертвовал сборы от своих выступлений революционерам. Его выступления с народными песнями («Дубинушка» и др.) порой превращались в политические демонстрации.

    С 1914 года выступает в частных оперных антрепризах С. И. Зимина (Москва), А. Р. Аксарина (Петроград).

    В 1915 году состоялся дебют в кино, главная роль (царь Иоанн Грозный) в исторической кинодраме «Царь Иван Васильевич Грозный» (по драме Льва Мея «Псковитянка»).

    С 1918 года — художественный руководитель Мариинского театра. Получил звание Народного артиста Республики.

    С 1921 («Энц. словарь», 1955) или 1922 («Театр. энц.», 1967) года — на гастролях за границей.

    Долгое отсутствие Шаляпина вызывало подозрения и отрицательное отношение в Советской России; так, в 1926 году Маяковский писал в «Письме к Горькому»:

    «Или жить вам, / как живёт Шаляпин, / раздушенными аплодисментами / оляпан? / Вернись / теперь / такой артист / назад / на русские рублики — / я первый крикну: / — Обратно катись, / народный артист Республики!»

    В 1927 году сборы от одного из концертов Шаляпин пожертвовал детям эмигрантов, что было истолковано и представлено как поддержка белогвардейцам. В августе 1927 года постановлением СНК РСФСР он был лишён звания Народного артиста и права возвращаться в СССР; обосновывалось это тем, что он не желал «вернуться в Россию и обслужить тот народ, звание артиста которого было ему присвоено» или, согласно другим источникам, тем, что он якобы жертвовал деньги эмигрантам-монархистам.

    В конце лета 1932 года исполняет главную роль в кинофильме «Дон-Кихот» австрийского кинорежиссёра Георга Пабста по одноимённому роману Сервантеса. Фильм был снят сразу на двух языках — английском и французском, с двумя составами актёров, музыку к фильму написал Жак Ибер. Натурные съемки кинофильма проходили близ г. Ницца.

    Весной 1937 года у него обнаружили лейкоз, а 12 апреля 1938 он скончался на руках жены. Похоронен на парижском кладбище Батиньоль.

    В 1956 году ЦК КПСС и Верховный Совет РСФСР рассматривали «предложения о восстановлении Ф. И. Шаляпину посмертно звания Народного артиста Республики», но они не были приняты. Постановление 1927 года было отменено Советом Министров РСФСР лишь 10 июня 1991 года.

    29 октября 1984 года в Москве на Новодевичьем кладбище состоялась церемония перезахоронения праха Ф. И. Шаляпина.

    31 октября 1986 года состоялось открытие надгробного памятника великому русскому певцу Ф. И. Шаляпину (скульптор А. Елецкий, архитектор Ю. Воскресенский).

    29 августа 1999 года в Казани у колокольни церкви Богоявления установлен памятник Ф. И. Шаляпину (скульптор И. Башмаков). 2 февраля 1873 года в церкви Богоявления был крещён Ф. И. Шаляпин.

    К сожалению, оставшиеся граммофонные записи певца весьма низкого качества, поэтому судить о его творчестве можно в основном по воспоминаниям современников. Голос певца — высокий бас (возможно, бас-баритон) светлого тембра, с весьма выраженной тремоляцией. Современники отмечают превосходную дикцию певца, полётный голос, слышный даже в самых удалённых от сцены местах. Согласно распространённой точки зрения, свою популярность Шаляпин снискал не столько как певец, сколько как выдающийся артист, мастер перевоплощения и художественного слова. Высокий, статный, с резко выраженными демоническими чертами лица, с пронзительным взглядом, Шаляпин производил неизгладимое впечатление в своих лучших трагических ролях (Мельник, Борис Годунов, Мефистофель, Дон Кихот). Шаляпин потрясал зрителей неистовым темпераментом, его пение казалось громогласным, ошеломляющим, хотя судя по сохранившимся записям, физически голос Шаляпина не был чересчур большой громкости. Шаляпин выпевал каждую ноту, находил очень точные и искренние интонации для каждого слова песни, был абсолютно органичен и достоверен на сцене. Артистический талант Шаляпина не ограничивался музыкальной и актёрской деятельностью. Шаляпин хорошо рисовал маслом и лепил, проявлял большие литературные способности, демонстрируя в своих письменных произведениях большой и сметливый природный ум, незаурядное чувство юмора, цепкую наблюдательность.

    Адреса в Санкт-Петербурге — Петрограде

    • 1894—1895 — гостиница «Пале Ройяль» — Пушкинская улица, 20;
    • 1899 год — Колокольная улица, 5;
    • 1901 — конец 1911 года — меблированные комнаты О. Н. Мухиной — Большая Морская улица, 16;
    • конец 1911 — весна 1912 года — доходный дом — Литейный проспект, 45;
    • лето 1912 — осень 1914 года — Никольская площадь, 4, кв. 2;
    • осень 1914 — 22.06.1922 года — Пермская улица, 2, кв. 3.

    Книги

    • Страницы моей жизни (совместно с Максимом Горьким)
    • Маска и Душа. Мои сорок лет на театрах (автобиография)
    • Виктор Петелин «Восхождение, или Жизнь Шаляпина»

    Источники

    Ссылки

    Wikimedia Foundation. 2010.

    dik.academic.ru