Евпатий Коловрат из Рязани — воин Христов. Евпатия коловрата


Воины Духа земли русской. Евпатий Коловрат

П.Рыженко. Евпатий Коловрат

Сначала – историческая канва. Когда в конце 1237 года орды Батыя приближались к Рязани, воевода Евпатий Коловрат с небольшим отрядом отправился в Чернигов – просить помощи против монголов. Но, узнав о том, что Батый уже стоит под стенами Рязани, он поспешил в родной город… Но – опоздал. Рязань он застал разрушенной. Кровь и пепелища предстали Евпатию. Батый уже оставил город, монгольская орда двигалась дальше на Запад. С полуторатысячным отрядом Евпатий бросился в погоню. К его отряду присоединились и другие рязанские воины – раненые и те, кто во время битвы находился в отъезде. Евпатий настиг врага на Суздальской земле. Напал на монгольский арьергард – и почти полностью его уничтожил. Батый послал против Евпатия богатыря Хостоврула, брата своей жены, а с ним сильные полки. Хостоврул обещал Батыю привести искусного русского воеводу живым, но погиб в поединке с Коловратом.

Воины Духа земли русской. Евпатий Коловрат

В.Чернега Евпатий Коловрат. Поединок

Несмотря на огромный численный перевес кочевников, в новой ожесточённой битве Евпатий Коловрат, как говорит летопись, «стал сечь силу татарскую, и многих тут знаменитых богатырей Батыевых побил». Посол Батыя, отправленный на переговоры, спросил у Евпатия: «Чего вы хотите?». И получил ответ — «Только умереть!». Монголам удалось уничтожить отряд Евпатия только с помощью камнемётных орудий, предназначенных для разрушения укреплений: «И навадиша на него множество пороков, и нача бити по нем ис тмочисленых пороков, и едва убиша его». Поражённый отчаянной смелостью, мужеством и воинским искусством рязанского богатыря, Батый, сказав «О, Евпатий! Если б ты у меня служил, я держал тебя у самого сердца!», отдал тело убитого Евпатия Коловрата оставшимся в живых русским воинам и, в знак уважения к их мужеству, повелел отпустить их…

Воины Духа земли русской. Евпатий Коловрат

Литвинский П.П. Коловрат

Рассказы о подвигах Коловрата поддерживали боевой дух русского народа в самые трудные годы. О Евпатии сложено немало преданий. О нем подробно рассказано в древнерусской повести о разорении Рязани Батыем. Народ не забыл своего героя!

Воины Духа земли русской. Евпатий Коловрат

Б.Пашков, Д. Вороноцов. Иллюстрация к книге«Сказание о Евпатии Коловрате». М.: Об-во сохранения лит. наследия; Студия "Диафильм". 2003

Почему тысячелетняя русская история так ухабиста и скорбна? Ведь на всем ее протяжении не найдется ни одного совершенно мирного и спокойного периода протяженностью более десяти лет. Поразительно! Ответить на эту историческую загадку невозможно, не учитывая второго, духовного, плана русской судьбы. Промыслом Божиим народу Третьего Рима не попускалось расслабляться и дремать, как немыслимо заснуть в русской телеге, трясущейся по родной проселочной дороге. С другой стороны, именно эта вековечная турбулентность рождала и будет до конца времен рождать блистательных богатырей тела и духа, воинов Христовых, коими, как верстовыми столбами, отмечена наша удивительная история.

Воины Духа земли русской. Евпатий Коловрат

Б.Пашков. Евпатий Коловрат (диафильм)

Одной из самых поразительных фигур в этом сакральном ряду нельзя не признать Евпатия Коловрата. Боярин по происхождению и воин по призванию, он совершил, пожалуй, самый беспримерный, самый отчаянный и для современного сознания совершенно нелогичный подвиг. Когда по возвращении домой Евпатий нашел свою родную Рязань опустошенной и сожженной войском татаро-монгольского хана Батыя, он с небольшой дружиной смело бросился вдогонку врагам и неожиданно напал на них.

Воины Духа земли русской. Евпатий Коловрат

Битва была от начала и до конца безнадежной: против каждого русского стояло более сотни ордынцев. Тем не менее, захваченные врасплох агрессоры понесли столь серьезный урон, так были поражены бесстрашием и мастерством русских храбрецов, что сам хан повелел не убивать его, а пригласить на службу. Евпатий отказался и с оставшимися дружинниками пал на поле боя и был похоронен с почестями ошеломленными и восхищенными монголами.

Воины Духа земли русской. Евпатий Коловрат

«Последний бой Евпатия Коловрата», художник С. Бабюк

Что двигало героем? Ненависть к жестоким завоевателям? В какой-то мере – да. Но одной только ненавистью нельзя объяснить масштаб и величие его подвига. Кто, как не он, умудренный жизнью и схватками с ордынцами, знал объективные достоинства иноземных орд? Последние имели лучшее для того периода вооружение, прежде всего, легкие и скорострельные луки, превосходившие все европейские аналоги. Кочевники всю жизнь проводили в седле, обходились самой скудной (сушеная козлятина) пищей, обозов не держали. Имели жесточайшую воинскую дисциплину. Например, еще со времен Чингисхана, если с поля бежало десять воинов – казнили сотню, в которую они входили. Но это был страх, не более того. Орда до поры не имела собственной религии и поэтому, может быть, с определенным уважением относилась к чужеземной духовной и светской культуре. Это, с одной стороны, позволило Святой Руси сохранить храмы и православную веру, а с другой – накапливать ту феноменальную духовную мощь, которая и проявилась сначала в Александре Невском, а затем – и в сотнях других известных и неизвестных русских героях, к числу коих относился Евпатий Коловрат.

Воины Духа земли русской. Евпатий Коловрат

Дружина Евпатия Коловрата Иеромонах Рафаил (Сергей Симаков)

Именно вера и помощь Божья, а не просто страх и ненависть, оказались тем неизвестным и непонятным для ордынцев оружием, тем победным мотивом, который властно побудил горстку храбрецов броситься в погоню за несокрушимым воинством Батыя вместо того, чтобы «разумно» отсидеться в глуши, накопить силы и подождать удобного для мести случая. Да, Евпатий пал в том бою. Но его поступок, его дерзновение пред Богом и людьми, его отказ пойти на поклон ко всемогущему хану дивным образом просияли в сердцах разобщенных, ограбленных и униженных русских людей. Сам Господь через праведного боярина Евпатия послал благодать Духа Своего в помощь избранному народу. Так по капле, по шажку, от поражения к поражению, от подвига к подвигу собиралась, мужала и крепла для будущих побед Святая Русь. Евпатий и его дружина бились насмерть не за себя и даже не за сожженную Рязань. Она пали «за други своя», за весь народ, выполнив главную заповедь Спасителя, гласящую, что нет большей любви, как ежели кто положит душу свою за други своя…

Воины Духа земли русской. Евпатий Коловрат

Памятник Евпатию Коловрату с. Инякино Рязанской области

Евпатий не причислен к лику святых земли Русской, но его славное имя навеки вписано в скрижали русской святости. И на рязанской и коломенской земле он по достоинству почитается как месточтимый святой. Да и если просто задуматься: почему имена одних людей – царей, полководцев, вельмож – безвозвратно уходят во тьму прошлого, а другие, не столь даже знатные, как бриллианты на солнце, сияют на все времена? И здесь мы не найдем, при всем старании, другого ответа, кроме незримого им мощного действия силы Божьей, которая восемь веков назад избрала Евпатия Коловрата мучеником за Родину и веру, поставив его имя в ряд с величайшими героями земли Русской.

Александр Нотин, Арсений Замостьянов

likorg.ru

Каким был настоящий Евпатий Коловрат

Новый боевик «Легенда о Коловрате» Джаника Файзиева и Ивана Шурховецкого вызвал неоднозначную реакцию и у кинокритиков, и у зрителей. Хотя создатели картины не претендуют на соблюдение исторических канонов, характеризуя жанр «Легенды…» как фэнтези, их не преминули «уличить» в недостаточной фактурности главного героя и многочисленных неточностях. Впрочем, Евпатий Коловрат – фигура настолько загадочная, что даже у историков в отношении него больше вопросов, чем ответов. Так каким же был знаменитый русский герой, да и вообще – существовал ли он? Попробуем разобраться.

Боярин и воевода

Иллюстрация к «Повести о разорении Рязани Батыем». wikipediaИллюстрация к «Повести о разорении Рязани Батыем». wikipedia

Большинство историков считает, что, в отличие от многих героев эпоса, богатырь Евпатий Коловрат, скорее всего, существовал на самом деле. Об обладавшем недюжинной силой и невероятной смелостью жителе рязанского княжества с таким именем мы знаем из древних летописей, былин, «Повести о разорении Рязани Батыем» и других литературных произведений. Подвигами героя вдохновлялись разные поэты, включая Николая Языкова и Сергея Есенина.

Согласно преданиям, родился Евпатий в небольшом селе в Шиловской волости (на территории современного Шиловского района Рязанской области), предположительно – в самом начале XIII века (по одним данным в 1200 году, по другим – на 2-5 лет раньше). То есть на момент вторжения Батыя Коловрату, которого в фильме сыграл 27-летний Илья Малаков, было не менее 35 лет (а то и все 40)– он был далеко не юн и находился уже не в самом расцвете физической силы по меркам того времени. А вот кем он был, знатным боярином или воеводой, как утверждают разные источники, доподлинно не известно (вполне возможно, что одно не мешало другому).

Да и Коловрат – не факт, что фамилия, как решили многие после просмотра фильма. Как считают многие историки, это второе имя или прозвище. По отцу, как указывается в некоторых источниках, Евпатий был Львович, но в XIII веке фамилии на Руси только начинали появляться, причем даже многие знатные люди ходили «бесфамильными» еще пару-тройку веков.

Кстати: Первой экранизацией жизни и подвигов древнерусского героя стал «Сказ о Евпатии Коловрате», мультфильм, вышедший в 1985 году.

Кадр из трейлера к фильму «Легенда о Кооврате». В главной роли – Илья МалаковКадр из трейлера к фильму «Легенда о Кооврате». В главной роли – Илья Малаков

Хитрый партизан

По «Повести о разорении Рязани Батыем», монгольское вторжение 1237 года застало Евпатия Львовича в Чернигове – по одним источникам, там он узнал о падении Рязани, разорении рязанского княжества и смерти его предводителя Юрия Игоревича, после чего с дружиной, которую смог собрать, спешно выдвинулся на место. По другой версии, Коловрат узнал о вторжении, собрал дружину, рванул на помощь рязанцам – но опоздал.

Так или иначе, на месте города он увидел пепелище – и, собрав уцелевших воинов (согласно «Повести о разорении Рязани Батыем», их нашлось 1700 человек), двинулся в погоню за монголами. Русичи настигли многотысячную армию врага на суздальской земле – и тут Евпатий Коловрат с дружиной проявил недюжинную смекалку. Понимая, что силы не равны, они начали вести партизанскую войну. Настолько хитрую и успешную, что запаниковавшие воины Батыя даже решили, что имеют дело с мстящими им за убиенных лесными духами.

Последний бой

Хан Батый. Средневековая миниатюра. wikipediaХан Батый. Средневековая миниатюра. wikipedia

В январе 1238 года, тем не менее, отряду Коловрата пришлось вступить в открытую битву с войском Золотой Орды. В источниках встречается множество ее описаний, во всех них подчеркивается смелость и мужество Евпатия Львовича и его соратников. Предания рассказывают, что он порубил мечом десятки воинов. Среди них были главные богатыри монгольского княжества, включая ближайшего родственника Батыя – непобедимого Хостоврула, ранее вызвавшегося привезти хану плененного русского богатыря.

Именно благодаря этой битве и возникла слава Коловрата как могучего богатыря и человека огромной силы. «Евпатий рассек Хостоврула… до седла», - говорится в «Повести о разорении Рязани Батыем».

Но силы были неравны. На поле боя в итоге пал и Евпатий, и большинство его воинов. Согласно преданиям, ордынцы смогли одержать победу только после того, как пустили в ход камнеметные орудия. Закончилось все, как и положено легенде. Пораженный мужеством русичей Батый отпустил оставшихся в живых дружинников – и отдал им тело погибшего Коловрата, чтобы тот был похоронен со всеми почестями.

Согласно некоторым вариантам неоднократно дописывавшейся и переписывавшейся «Повести о разорении Рязани Батыем», похоронен был Евпатий Львович в Рязанском соборе, называется и дата – 11 января 1238 года.

Имя его неизвестно, подвиг – бессмертен

Старинная гравюра с изображением Евпатия Коловрата. wikipediaСтаринная гравюра с изображением Евпатия Коловрата. wikipedia

Личность Коловрата волнует исследователей начиная с XVI века – с момента публикации «Повести…». Историки пытались выяснить более точную его биографию, уточнить возраст – но даже примерную дату рождения установить не удалось. Некоторые считают, что на самом деле звали его Ипатий, на Русь имя пришло из греческого и было очень распространенным, так как связано с почитаемым священномучеником, епископом Ипатием Гангрским.

Второе имя (или прозвище) вызывает еще больше вопросов. Некоторые считают, что это прямое «указание» на то, что древний герой был язычником (коловрат в языческой мифологии – символ Солнца).

В те времена на Руси были в ходу самострельные коловраты, зубчатые приспособления для взведения орудий-самострелов – может герой получил свое прозвище от них? Также есть версия, что Коловратом Евпатия Львовича прозвали за его умение вести бой одновременно двумя клинками, быстро поворачиваясь в разные стороны. И еще одна гипотеза – что он был стражником и стоял около ворот – около врат, отсюда и прозвище.

Высказывается также предположение, что Коловрат был скандинавом – осевшим на Рязанщине наемником из варягов, но летописцам было «выгодно» сделать его славянином.

Есть и версия о том, что на самом деле Евпатий Коловрат – образ собирательный, олицетворяющий силу духа русских воинов тех времен. Отсюда и большое количество нестыковок и гипербол в сказаниях о его подвигах. У многих, в частности, возникают сомнения, что монголы брали в тот поход катапульты, удивление историков вызывает и численность дружины Евпатия Львовича – если мужское население было мобилизовано, почти всех мужчин в Рязани и окрестностях захватчики убили (описания этого также сохранились), то откуда могло взяться почти 2000 мужиков, способных сражаться? Кстати, в фильме «Легенда о Коловрате» количество дружинников совсем иное, да и одеты что они, что монголы, мягко говоря, совсем не по моде того периода – но это далеко не единственные вольности, которые позволили себе создатели картины.

Так или иначе, но имя богатыря все равно навсегда вписано в историю. Отмечены подвиги Коловрата и памятниками. Один из них стоит в селе Шилово (по некоторым данным, именно там он родился), другой – в центре Рязани.

Памятник Евпатию Коловрату на Почтовой площади в Рязани. wikipediaПамятник Евпатию Коловрату на Почтовой площади в Рязани. wikipedia

www.eg.ru

Евпатий Коловрат — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Евпа́тий Коловра́т (около 1200 — до 11 января 1238[1]) — рязанский боярин, воевода и русский богатырь, герой рязанского народного сказания XIII века, времён нашествия Батыя (издано во «Временнике Московского общества истории и древности», книга XV и Срезневским, «Сведения и заметки», 1867). О подвиге Евпатия рассказано в древнерусской «Повести о разорении Рязани Батыем».

Предполагаемая биография

Коржев И. Евпатий Коловрат, 2009. Литьевой камень, тонировка под бронзу, чёрный металл, 83х90х67см

Родился в Старорязанском стане княжества. Рязанскими историками это место называлось Урсовский городок. Располагался на территории Воинского уезда княжества. Находясь в Чернигове (согласно «Повести о разорении Рязани Батыем» с рязанским князем Ингварем Ингваревичем), по одной из версий[2], с посольством с просьбой о помощи Рязанскому княжеству против монголов и узнав об их вторжении в Рязанское княжество, Евпатий Коловрат с «малою дружиною» спешно двинулся в Рязань (Старую). Но застал город уже разорённым «…государей убитых и множество народу полёгшего: одни убиты и посечены, другие сожжёны, а иные потоплены». Тут к нему присоединились уцелевшие «…коих Бог сохранил вне города», и с отрядом в 1 700[3] человек Евпатий пустился в погоню за монголами. Настигнув их в Суздальских землях, внезапной атакой полностью истребил их арьергард. «И бил их Евпатий так нещадно, что и мечи притуплялись, и брал он мечи татарские и сёк ими». Изумлённый Батый послал против Евпатия богатыря Хостоврула, брата своей жены, «…а с ним сильные полки татарские». Хостоврул обещал Батыю привести Евпатия Коловрата живым, но погиб в поединке с ним. Несмотря на огромный численный перевес татар, в ходе ожесточённой битвы Евпатий Коловрат «…стал сечь силу татарскую, и многих тут знаменитых богатырей Батыевых побил…».

Есть предание, что посланец Батыя, отправленный на переговоры, спросил у Евпатия: «Чего вы хотите?». И получил ответ — «Только умереть!». Согласно некоторым преданиям, монголам удалось уничтожить отряд Евпатия только с помощью камнемётных орудий, предназначенных для разрушения укреплений: «И навадиша на него множество по́роков, и нача бити по нём ис тмочисленых по́роков, и едва убиша его». Поражённый отчаянной смелостью, мужеством и воинским искусством рязанского богатыря, Батый, сказав «О, Евпатий! Если б ты у меня служил, я держал тебя у самого сердца!», отдал тело убитого Евпатия Коловрата оставшимся в живых рязанским воинам и, в знак уважения к их мужеству, повелел отпустить их, не причиняя им никакого вреда.

В некоторых редакциях «Повести» указывается отчество Евпатия — Львович и рассказывается о торжественных его похоронах в Рязанском соборе 11 января 1238 года[4]. При этом точные дата и место сражения Коловрата с монголами неизвестны. Согласно «Повести», Коловрат нагнал монголов в пределах земли Суздальской. Последним городом Рязанской земли на пути монголов была Коломна, под которой монголы были, по разным оценкам, 1 января (Храпачевский Р. П.) или 10 января (Каргалов В. В.) 1238 года. При этом, по версии Каргалова В. В., Коловрат сражался с монголами ещё на пути между Рязанью и Коломной. Первым же городом Суздальской земли на пути монголов стала Москва, осаждённая 15 января и взятая 20 января 1238 года[5].

Былинные отклики и параллели к сказанию приведёны у М. Г. Халанского, «Великорусские былины киевского цикла», 1885.

Видео по теме

Евпатий Коловрат в культуре

поэзия и литератураМультипликацияКиноМузыка
  • Группа «Иван Царевич» — песня «Коловрат» (2016)[13]
  • Группа «Киборг» — песня «Евпатий Коловрат» (2007)[15]
  • Кантата в пяти частях «Евпатий Коловрат» (музыка Виктора Викторова, стихи Геннадия Попова) (2010)[16]
  • Группа «Моя Дерзкая Правда» — песня «Евпатий Коловрат»
  • Группа «Возвращение» — песня «Коловрат»
  • Группа «Путь Солнца» — песня «Ни шагу назад»
  • Группа «GjeldRune» — песня «Коловрат» (2014)[17]
  • Группа «Прохожий» — песня «Евпатий Коловрат» (2018)[18]
Компьютерные игры

Памятники

В настоящее время в России существуют три памятника русскому богатырю, все они располагаются на территории Рязанской области:

  • Первый из них был установлен в 1995 году в посёлке городского типа Шилово, так как именно в Шиловский район вошли основные земли Старорязанского стана, где согласно некоторым источникам, находился Урсовский городок Коловрата.

Место это расположено на стыке двух речек Заполья (приток р.Непложи) и речки Урсулы, и относится к Воинскому уезду Рязанского княжества.

  • Второй памятник работы Олега Седова был открыт 18 октября 2007 года в центре Рязани на Почтовой площади, располагающейся неподалёку от Кремля. Монумент представляет собой богатыря на лошади, стоящей на красном гранитном пьедестале. Цвет пьедестала символизирует собой обагрённую кровью рязанскую землю, защитником которой и выступил Евпатий Коловрат. До 2014 года мэрия Рязани планирует завершить архитектурную группу памятника, украсив его топиарными цветниками, каскадным фонтаном и декоративными камнями, с высеченными на них отрывками из «Повести временных лет»[19].
  • Третий установлен на выезде из деревни Фролово (Шиловский район Рязанской области), в сторону деревни Ряссы.
  • Памятник Евпатию Коловрату в Шилово

  • Памятник Евпатию Коловрату на Почтовой площади в Рязани

  • Памятник Евпатию Коловрату в деревне Фролово

См. также

Примечания

  1. ↑ Евпатий Коловрат // Гражданская война в США — Йокота / [под общ. ред. Н. В. Огаркова]. — М. : Военное изд-во М-ва обороны СССР, 1979. — С. 282. — (Советская военная энциклопедия : [в 8 т.] ; 1976—1980, т. 3).
  2. ↑ «Мир истории. Русские земли в XIII—XV веках», Греков И. Б., Шахмагонов Ф. Ф., «Молодая Гвардия», М., 1988
  3. ↑ Повесть о разорении Рязани Батыем
  4. ↑ Евпатий Коловрат // Советская военная энциклопедия. — М.: Военное издательство Министерства обороны СССР, 1977. — Т. 3. — С. 282.
  5. ↑ Храпачевский Р.П. Великий западный поход чингизидов на Булгар, Русь и Центральную Европу
  6. ↑ «Песня про боярина Евпатия Коловрата»
  7. ↑ s:Песнь о Евпатии Коловрате (Есенин)
  8. ↑ s:Сказание о Евпатии Коловрате (Есенин)
  9. ↑ Кончаловская Н. П. Наша древняя столица (издание 1972 г. с ил. Владимира Фаворского) (маленькая вставная поэма о Евпатии Коловрате — в главе о татарском нашествии, озаглавленной: «Разоряя города, шла монгольская орда»).
  10. ↑ Евпатий Коловрат (поэма)
  11. ↑ Исторические рассказы в стихах. Рисунки И. Архипова. М.: Детская литература, 1976 (глава «Евпатий Коловрат», с. 32-39).
  12. ↑ Венжер Н. Я. Роман Давыдов : альбом // Наши мультфильмы : Лица, кадры, эскизы, герои, воспоминания, интервью, статьи, эссе / Cост. И. Марголина, Н. Лозинская; авт. предисл. Н. Изволов. — М.: Интеррос, 2006. — С. 70—71, 72, 73, 74—75. — 352 с. — ISBN 5-91105-007-2.
  13. ↑ Звезда Руси — Иван Царевич (рус.). Проверено 8 марта 2018.
  14. ↑ Красавин А. В. «Евпатий Коловрат». Россыпи. Часть 2. Угорь-Звезда. music.lib.ru (2003). Проверено 7 сентября 2016.
  15. ↑  Киборг — «Евпатий Коловрат» (2007)
  16. ↑ Попов Г. Евпатий Коловрат : (Кантата в пяти частях) // Роман-журнал XXI век. — 2010. — № 10. — С. 14—15.
  17. ↑  GjeldRune — «Коловрат (Kolovrat)» (2014)
  18. ↑ Рок-группа Прохожий. Группа Прохожий. Евпатий Коловрат (17 января 2018). Проверено 1 февраля 2018.
  19. ↑ Рязанские власти пообещали в следующем году заняться благоустройством у памятника Коловрату

Литература

Научная

Художественная

Ссылки

wikipedia.green

Кто на самом деле был Евпатий Коловрат?

eCSY1g56Kt0В прошлой статье был опубликован материал о неоязычниках и их стремлении исказить исторические данные (данные основанные на письменных источниках и подтвержденные современными научными деятелями). В этой заметке мы коснемся памяти известного исторического персонажа — Евпатия Коловрата. Именно его неоязычники считают образцом языческого мужчины. Но так ли это? Ведь были попытки убедить в том что даже Сергий Радонежский был на самом деле язычником). Давайте посмотрим на то, что говорит об Евпатии история и наука.

Напомним, что о подвиге Евпатия рассказывается в древнерусском литературном памятнике «Повесть о разорении Рязани Батыем». Евпатий Коловрат – рязанский воевода, с небольшой дружиной воинов нагнавший войско Батыя после разорения Рязани. В неравной схватке с монголо-татарами Евпатий победил множество лучших вражеских воинов. Татарам удалось одолеть отряд Коловрата только после того, как они применили против него «пороки» – осадные камнеметательные орудия. По приказу Батыя тело Евпатия отдали оставшимся в живых русским воинам, а самих их отпустили, не причинив никакого вреда.

Идею о язычестве Евпатия Коловрата активно продвигают сразу несколько неоязыческих писателей, в основном специализирующихся в жанре «фэнтези» и «альтернативной истории». Их основными аргументами в пользу языческого вероисповедания Евпатия являются следующие тезисы:

1. имени Евпатий нет в христианских святцах;

2. «коловрат» – это разновидность языческой свастики;

3. отвага и самоотверженность, которыми обладал Евпатий, характерны, по мнению данных авторов, исключительно для язычников.

Фото памятника

Евпатий Коловрат — памятник в Рязани

Коловра́т (также известен как «солнцеворот») — символ, используемый частью современных русских националистов (движение «Русское национальное единство» и др.) и неоязычников.

По утверждениям неоязычников, является исконно русским названием свастики как солярного символа, хотя, по словам историка и религиоведа Романа Багдасарова, неизвестно ни одного исторического источника, где свастику (имевшую на Руси множество имён) называли бы «коловратом». Изображение коловрата (польск. słoneczko) на надгробии можно видеть на гравюре польского художника Станислава Якубовского 1923 года.

1. На самом деле Евпатий – это видоизмененное греческое имя Ипатий. В Древней Руси это имя было достаточно широко распространено, так как весьма почитаемым святым был священномученик Ипатий Гангрский, в честь которого в Костроме даже был основан один из старейших русских монастырей. Небольшие изменения в произношении и написании связаны с особенностями языковой традиции и не являются чем-то необычным. Достаточно привести в пример греческое имя Георгий, которое в славянской традиции видоизменилось в два различных имени – Егор и Юрий, также ставших общеупотребительными. Кроме того, в некоторых редакциях «Повести о разорении Рязани Батыем» указывается христианское отчество Евпатия – Львович, а также говорится о его торжественных похоронах в Рязанском соборе. Да и сами воины полка Евпатия, согласно «Повести о разорении Рязани Батыем», свидетельствуют о своем вероисповедании: «И едва поймали татары из полка Евпатьева пять человек воинских, изнемогших от великих ран. И привели их к царю Батыю, а царь Батый стал их спрашивать: “Какой вы веры, и какой земли, и зачем мне много зла творите?” Они же отвечали: “Веры мы христианской, а от полка мы Евпатия Коловрата”».

«Коловратами самострельными» называли разновидность арбалета.

2. Слова «коловрат» в значении «разновидность свастики» историческая наука не знает, в таком значении оно стало употребляться только в современной неоязыческой среде. Данное слово состоит из двух корней: «коло», что по-древнерусски означало круг, и «врат», то есть вращение. Во времена Евпатия «коловратами самострельными» называли разновидность арбалета, для взведения которого использовался вращательный механизм в виде круга с рукояткой. Поэтому Коловрат – это обычное воинское прозвище умелого арбалетчика. Возможно также, что Коловратом Евпатия прозвали за особое воинское мастерство – ведение боя двумя мечами; в любом случае никакого языческого смысла это прозвище не несет.

3. Совсем безосновательным является утверждение о том, что подвиг Коловрата вообще несвойственен для христианина, поскольку является по сути самоубийством, которое христианам запрещено. Здесь хотелось бы напомнить, что одной из важнейших евангельских заповедей являются слова Христа: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15: 13). Следуя ей, христианские воины отличались особой храбростью, стойкостью, нередко ценою своей жизни спасали соратников. Это считалось нормой и правильным исповеданием христианской веры. Поэтому подвиг Евпатия не уникален в истории христианских воителей. Как пример можно привести прославленного Церковью в лике святых последнего императора Византии Константина XI Палеолога, который во время осады Константинополя турками в одиночку вышел против огромного воинства. История сохранила его последние слова: «Город пал, а я еще жив». Императора нашли бездыханным под грудой вражеских тел.

Материал подготовлен по статье «Язык их — враг их» Максима Кузнецова (Pravoslavie.ru).

luka.rpcb.ru

Евпатий Коловрат

Евпатий Коловрат. Кем он был на самом деле по вере. В этой заметке мы коснемся памяти известного исторического персонажа — Евпатия Коловрата. Именно его неоязычники считают образцом языческого мужчины. Но так ли это? Ведь были попытки убедить в том что даже Сергий Радонежский был на самом деле язычником). Давайте посмотрим на то, что говорит об Евпатии история и наука. Напомним, что о подвиге Евпатия рассказывается в древнерусском литературном памятнике «Повесть о разорении Рязани Батыем». Евпатий Коловрат – рязанский воевода, с небольшой дружиной воинов нагнавший войско Батыя после разорения Рязани. В неравной схватке с монголо-татарами Евпатий победил множество лучших вражеских воинов. Татарам удалось одолеть отряд Коловрата только после того, как они применили против него «пороки» – осадные камнеметательные орудия. По приказу Батыя тело Евпатия отдали оставшимся в живых русским воинам, а самих их отпустили, не причинив никакого вреда. Идею о язычестве Евпатия Коловрата активно продвигают сразу несколько неоязыческих писателей, в основном специализирующихся в жанре «фэнтези» и «альтернативной истории». Их основными аргументами в пользу языческого вероисповедания Евпатия являются следующие тезисы: 1. имени Евпатий нет в христианских святцах; 2. «коловрат» – это разновидность языческой свастики; 3. отвага и самоотверженность, которыми обладал Евпатий, характерны, по мнению данных авторов, исключительно для язычников. Коловра́т (также известен как «солнцеворот») — символ, используемый частью современных русских националистов (движение «Русское национальное единство» и др.) и неоязычников. По утверждениям неоязычников, является исконно русским названием свастики как солярного символа, хотя, по словам историка и религиоведа Романа Багдасарова, неизвестно ни одного исторического источника, где свастику (имевшую на Руси множество имён) называли бы «коловратом». Изображение коловрата (польск. słoneczko) на надгробии можно видеть на гравюре польского художника Станислава Якубовского 1923 года. 1. На самом деле Евпатий – это видоизмененное греческое имя Ипатий. В Древней Руси это имя было достаточно широко распространено, так как весьма почитаемым святым был священномученик Ипатий Гангрский, в честь которого в Костроме даже был основан один из старейших русских монастырей. Небольшие изменения в произношении и написании связаны с особенностями языковой традиции и не являются чем-то необычным. Достаточно привести в пример греческое имя Георгий, которое в славянской традиции видоизменилось в два различных имени – Егор и Юрий, также ставших общеупотребительными. Кроме того, в некоторых редакциях «Повести о разорении Рязани Батыем» указывается христианское отчество Евпатия – Львович, а также говорится о его торжественных похоронах в Рязанском соборе. Да и сами воины полка Евпатия, согласно «Повести о разорении Рязани Батыем», свидетельствуют о своем вероисповедании: «И едва поймали татары из полка Евпатьева пять человек воинских, изнемогших от великих ран. И привели их к царю Батыю, а царь Батый стал их спрашивать: “Какой вы веры, и какой земли, и зачем мне много зла творите?” Они же отвечали: “Веры мы христианской, а от полка мы Евпатия Коловрата”». «Коловратами самострельными» называли разновидность арбалета. 2. Слова «коловрат» в значении «разновидность свастики» историческая наука не знает, в таком значении оно стало употребляться только в современной неоязыческой среде. Данное слово состоит из двух корней: «коло», что по-древнерусски означало круг, и «врат», то есть вращение. Во времена Евпатия «коловратами самострельными» называли разновидность арбалета, для взведения которого использовался вращательный механизм в виде круга с рукояткой. Поэтому Коловрат – это обычное воинское прозвище умелого арбалетчика. Возможно также, что Коловратом Евпатия прозвали за особое воинское мастерство – ведение боя двумя мечами; в любом случае никакого языческого смысла это прозвище не несет. 3. Совсем безосновательным является утверждение о том, что подвиг Коловрата вообще несвойственен для христианина, поскольку является по сути самоубийством, которое христианам запрещено. Здесь хотелось бы напомнить, что одной из важнейших евангельских заповедей являются слова Христа: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15: 13). Следуя ей, христианские воины отличались особой храбростью, стойкостью, нередко ценою своей жизни спасали соратников. Это считалось нормой и правильным исповеданием христианской веры. Поэтому подвиг Евпатия не уникален в истории христианских воителей. Как пример можно привести прославленного Церковью в лике святых последнего императора Византии Константина XI Палеолога, который во время осады Константинополя турками в одиночку вышел против огромного воинства. История сохранила его последние слова: «Город пал, а я еще жив». Императора нашли бездыханным под грудой вражеских тел. Материал подготовлен по статье «Язык их — враг их» Максима Кузнецова. Комментировать66 Поделиться23 Класс76

rusichi.info

Евпатий Коловрат - это... Что такое Евпатий Коловрат?

Евпатий Коловрат на гравюре

Евпа́тий Коловра́т (1200 — 11 января 1238[1]) — рязанский боярин, воевода и русский богатырь, герой рязанского народного сказания XIII века, времён нашествия Батыя (издано во «Временнике Московского общества истории и древности», книга XV и Срезневским, «Сведения и заметки», 1867). Былинные отклики и параллели к сказанию у Халанского, «Великорусские былины киевского цикла», 1885. О подвиге Евпатия рассказано в древнерусской «Повести о разорении Рязани Батыем».

История

Коржев И. Евпатий Коловрат, 2009, литьевой камень тонировка под бронзу черный металл, 83х90х67см

Родился, по преданию, в селе Фролово Шиловской волости. Находясь в Чернигове (согласно «Повести о разорении Рязани Батыем» с рязанским князем Ингварем Ингваревичем), по одной из версий[2], с посольством с просьбой о помощи Рязанскому княжеству против монголов и узнав об их вторжении в Рязанское княжество, Евпатий Коловрат с «малою дружиною» спешно двинулся в Рязань. Но застал город уже разорённым «…государей убитых и множество народу полёгшего: одни убиты и посечены, другие сожжены, а иные потоплены» . Тут к нему присоединились уцелевшие «…коих Бог сохранил вне города», и с отрядом в 1700[3] человек Евпатий пустился в погоню за монголами. Настигнув их в Суздальских землях, внезапной атакой полностью истребил их арьергард. «И бил их Евпатий так нещадно, что и мечи притуплялись, и брал он мечи татарские и сёк ими». Изумлённый Батый послал против Евпатия богатыря Хостоврула, «…а с ним сильные полки татарские», который обещал Батыю привести Евпатия Коловрата живым, но погиб в поединке с ним. Несмотря на огромный численный перевес татар, в ходе ожесточённой битвы Евпатий Коловрат «…стал сечь силу татарскую, и многих тут знаменитых богатырей Батыевых побил…». Есть предание, что посланец Батыя, отправленный на переговоры, спросил у Евпатия — «Что вы хотите?» И получил ответ — «Умереть!». Согласно некоторым преданиям, монголам удалось уничтожить отряд Евпатия только с помощью камнемётных орудий, предназначенных для разрушения укреплений: И навадиша на него множество пороков, и нача бити по нем ис тмочисленых пороков, и едва убиша его. Главным в этой притче является то, что, поражённый отчаянной смелостью, мужеством и воинским искусством рязанского богатыря, Батый отдал тело убитого Евпатия Коловрата оставшимся в живых русским воинам и, в знак уважения к их мужеству, повелел отпустить их, не причиняя им никакого вреда.

В некоторых древних источниках Евпатий Коловрат именуется Евпатий Неистовый.

В некоторых редакциях «Повести» указывается отчество Евпатия — Львович и рассказывается о торжественных его похоронах в Рязанском соборе 11 января 1238 года. Первый город Суздальской земли, лежавший на пути монголов после битвы у Коломны — Москва — был взят 20 января 1238 года после 6-дневной осады.

Евпатий Коловрат в литературе

(маленькая вставная поэма о Евпатии Коловрате — в главе о татарском нашествии, озаглавленной: «Разоряя города, шла монгольская орда»).
  • Вронский Ю. П. Злой город. Исторические рассказы в стихах. Рисунки И. Архипова. М.: Детская литература, 1976 (глава «Евпатий Коловрат», с. 32-39).
  • Василий Ряховский, «Евпатий Коловрат»
  • Прозоров Лев Рудольфович (Озар Ворон), «Евпатий Коловрат»

Евпатий Коловрат в массовой культуре

Памятники

Памятник Евпатию Коловрату на Почтовой площади в Рязани. Скульптор Олег Седов

В настоящее время в России существуют два памятника русскому богатырю, оба располагающиеся на территории Рязанской области. Первый из них был установлен в городе Шилово, так этот именно этот город, согласно некоторым источникам является родиной Коловрата.

Второй памятник работы Олега Седова был открыт 18 октября 2007 года в центре Рязани на Почтовой площади, располагающейся неподалёку от Кремля. Монумент представляет собой богатыря на лошади, стоящей на красном гранитном пьедестале. Цвет пьедестала символизирует собой обагрённую кровью рязанскую землю, защитником которой и выступил Евпатий Коловрат. До 2014 года мэрия Рязани планирует завершить архитектурную группу памятника, украсив его топиарными цветниками, каскадным фонтаном и декоративными камнями, с высеченными на них отрывками из «Повести временных лет». [5]

См. также

Примечания

Литература

  • Евпатий Коловрат // Советская военная энциклопедия / под ред. Н. В. Огаркова. — М.: Воениздат, 1979. — Т. 3. — 678 с. — (в 8-ми т). — 105 000 экз.
  • Брохин В. С. «За русскую землю. Исторический очерк о борьбе рязанцев с Батыем, о русском богатыре Евпатии Коловрате и его брате Ковале Фатьяне.» Рязань, 1954;
  • Воинские повести Древней Руси. М.—Л., 1949.
  • Л. Прозоров. Евпатий Коловрат. М.: Яуза, Эксмо, 2011. 256 с., Серия «Арийская Русь», 3000 экз., ISBN 978-5-699-48052-4
  • В. Ян «Чингисхан», «Батый»

Ссылки

dic.academic.ru

Евпатий Коловрат Википедия

Евпа́тий Коловра́т (около 1200 — до 11 января 1238[1]) — рязанский боярин, воевода и русский богатырь, герой рязанского народного сказания XIII века, времён нашествия Батыя (издано во «Временнике Московского общества истории и древности», книга XV и Срезневским, «Сведения и заметки», 1867). О подвиге Евпатия рассказано в древнерусской «Повести о разорении Рязани Батыем».

Предполагаемая биография

Коржев И. Евпатий Коловрат, 2009. Литьевой камень, тонировка под бронзу, чёрный металл, 83х90х67см

Родился в Старорязанском стане княжества. Рязанскими историками это место называлось Урсовский городок. Располагался на территории Воинского уезда княжества. Находясь в Чернигове (согласно «Повести о разорении Рязани Батыем» с рязанским князем Ингварем Ингваревичем), по одной из версий[2], с посольством с просьбой о помощи Рязанскому княжеству против монголов и узнав об их вторжении в Рязанское княжество, Евпатий Коловрат с «малою дружиною» спешно двинулся в Рязань (Старую). Но застал город уже разорённым «…государей убитых и множество народу полёгшего: одни убиты и посечены, другие сожжёны, а иные потоплены». Тут к нему присоединились уцелевшие «…коих Бог сохранил вне города», и с отрядом в 1 700[3] человек Евпатий пустился в погоню за монголами. Настигнув их в Суздальских землях, внезапной атакой полностью истребил их арьергард. «И бил их Евпатий так нещадно, что и мечи притуплялись, и брал он мечи татарские и сёк ими». Изумлённый Батый послал против Евпатия богатыря Хостоврула, брата своей жены, «…а с ним сильные полки татарские». Хостоврул обещал Батыю привести Евпатия Коловрата живым, но погиб в поединке с ним. Несмотря на огромный численный перевес татар, в ходе ожесточённой битвы Евпатий Коловрат «…стал сечь силу татарскую, и многих тут знаменитых богатырей Батыевых побил…».

Есть предание, что посланец Батыя, отправленный на переговоры, спросил у Евпатия: «Чего вы хотите?». И получил ответ — «Только умереть!». Согласно некоторым преданиям, монголам удалось уничтожить отряд Евпатия только с помощью камнемётных орудий, предназначенных для разрушения укреплений: «И навадиша на него множество по́роков, и нача бити по нём ис тмочисленых по́роков, и едва убиша его». Поражённый отчаянной смелостью, мужеством и воинским искусством рязанского богатыря, Батый, сказав «О, Евпатий! Если б ты у меня служил, я держал тебя у самого сердца!», отдал тело убитого Евпатия Коловрата оставшимся в живых рязанским воинам и, в знак уважения к их мужеству, повелел отпустить их, не причиняя им никакого вреда.

Максимильян Пресняков. Евпатий Коловрат (2009)

В некоторых редакциях «Повести» указывается отчество Евпатия — Львович и рассказывается о торжественных его похоронах в Рязанском соборе 11 января 1238 года[4]. При этом точные дата и место сражения Коловрата с монголами неизвестны. Согласно «Повести», Коловрат нагнал монголов в пределах земли Суздальской. Последним городом Рязанской земли на пути монголов была Коломна, под которой монголы были, по разным оценкам, 1 января (Храпачевский Р. П.) или 10 января (Каргалов В. В.) 1238 года. При этом, по версии Каргалова В. В., Коловрат сражался с монголами ещё на пути между Рязанью и Коломной. Первым же городом Суздальской земли на пути монголов стала Москва, осаждённая 15 января и взятая 20 января 1238 года[5].

Былинные отклики и параллели к сказанию приведёны у М. Г. Халанского, «Великорусские былины киевского цикла», 1885.

Евпатий Коловрат в культуре

поэзия и литератураМультипликацияКиноМузыка
  • Группа «Иван Царевич» — песня «Коловрат» (2016)[13]
  • Группа «Киборг» — песня «Евпатий Коловрат» (2007)[15]
  • Кантата в пяти частях «Евпатий Коловрат» (музыка Виктора Викторова, стихи Геннадия Попова) (2010)[16]
  • Группа «Моя Дерзкая Правда» — песня «Евпатий Коловрат»
  • Группа «Возвращение» — песня «Коловрат»
  • Группа «Путь Солнца» — песня «Ни шагу назад»
  • Группа «GjeldRune» — песня «Коловрат» (2014)[17]
  • Группа «Прохожий» — песня «Евпатий Коловрат» (2018)[18]
Компьютерные игры

Памятники

В настоящее время в России существуют три памятника русскому богатырю, все они располагаются на территории Рязанской области:

  • Первый из них был установлен в 1995 году в посёлке городского типа Шилово, так как именно в Шиловский район вошли основные земли Старорязанского стана, где согласно некоторым источникам, находился Урсовский городок Коловрата.

Место это расположено на стыке двух речек Заполья (приток р.Непложи) и речки Урсулы, и относится к Воинскому уезду Рязанского княжества.

  • Второй памятник работы Олега Седова был открыт 18 октября 2007 года в центре Рязани на Почтовой площади, располагающейся неподалёку от Кремля. Монумент представляет собой богатыря на лошади, стоящей на красном гранитном пьедестале. Цвет пьедестала символизирует собой обагрённую кровью рязанскую землю, защитником которой и выступил Евпатий Коловрат. До 2014 года мэрия Рязани планирует завершить архитектурную группу памятника, украсив его топиарными цветниками, каскадным фонтаном и декоративными камнями, с высеченными на них отрывками из «Повести временных лет»[19].
  • Третий установлен на выезде из деревни Фролово (Шиловский район Рязанской области), в сторону деревни Ряссы.
  • Памятник Евпатию Коловрату в Шилово

  • Памятник Евпатию Коловрату на Почтовой площади в Рязани

  • Памятник Евпатию Коловрату в деревне Фролово

См. также

Примечания

  1. ↑ Евпатий Коловрат // Гражданская война в США — Йокота / [под общ. ред. Н. В. Огаркова]. — М. : Военное изд-во М-ва обороны СССР, 1979. — С. 282. — (Советская военная энциклопедия : [в 8 т.] ; 1976—1980, т. 3).
  2. ↑ «Мир истории. Русские земли в XIII—XV веках», Греков И. Б., Шахмагонов Ф. Ф., «Молодая Гвардия», М., 1988
  3. ↑ Повесть о разорении Рязани Батыем
  4. ↑ Евпатий Коловрат // Советская военная энциклопедия. — М.: Военное издательство Министерства обороны СССР, 1977. — Т. 3. — С. 282.
  5. ↑ Храпачевский Р.П. Великий западный поход чингизидов на Булгар, Русь и Центральную Европу
  6. ↑ «Песня про боярина Евпатия Коловрата»
  7. ↑ s:Песнь о Евпатии Коловрате (Есенин)
  8. ↑ s:Сказание о Евпатии Коловрате (Есенин)
  9. ↑ Кончаловская Н. П. Наша древняя столица (издание 1972 г. с ил. Владимира Фаворского) (маленькая вставная поэма о Евпатии Коловрате — в главе о татарском нашествии, озаглавленной: «Разоряя города, шла монгольская орда»).
  10. ↑ Евпатий Коловрат (поэма)
  11. ↑ Исторические рассказы в стихах. Рисунки И. Архипова. М.: Детская литература, 1976 (глава «Евпатий Коловрат», с. 32-39).
  12. ↑ Венжер Н. Я. Роман Давыдов : альбом // Наши мультфильмы : Лица, кадры, эскизы, герои, воспоминания, интервью, статьи, эссе / Cост. И. Марголина, Н. Лозинская; авт. предисл. Н. Изволов. — М.: Интеррос, 2006. — С. 70—71, 72, 73, 74—75. — 352 с. — ISBN 5-91105-007-2.
  13. ↑ Звезда Руси — Иван Царевич (рус.). Проверено 8 марта 2018.
  14. ↑ Красавин А. В. «Евпатий Коловрат». Россыпи. Часть 2. Угорь-Звезда. music.lib.ru (2003). Проверено 7 сентября 2016.
  15. ↑  Киборг — «Евпатий Коловрат» (2007)
  16. ↑ Попов Г. Евпатий Коловрат : (Кантата в пяти частях) // Роман-журнал XXI век. — 2010. — № 10. — С. 14—15.
  17. ↑  GjeldRune — «Коловрат (Kolovrat)» (2014)
  18. ↑ Рок-группа Прохожий. Группа Прохожий. Евпатий Коловрат (17 января 2018). Проверено 1 февраля 2018.
  19. ↑ Рязанские власти пообещали в следующем году заняться благоустройством у памятника Коловрату

Литература

Научная

Художественная

Ссылки

wikiredia.ru