Храм великомученика Георгия Победоносца. Евхаристия что это такое


Евхаристия

(18 голосов: 4.61 из 5)

См. раздел ТАИНСТВО ПРИЧАЩЕНИЯ (ЕВХАРИСТИИ)

 

Евхари́стия (греч. — благодарение, от  εὖ — добро, благо и χάρις — почитание, честь) есть Таинство, в котором верующему под видом хлеба и вина преподается истинное Тело и истинная Кровь Господа нашего Иисуса Христа. Благодарение Бога составляет главное содержание молитв этого богослужения. 

Учение о Евхаристии называется Евхаристологией.

Евхаристия – главное Таинство Церкви, в нём осуществляется то, к чему призван христианин – единению с Господом, Богообщению. Евхаристия есть приобщение к любви Божией, ведь любовь выражается в жертве (Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. Ин.15:13), а Жертву за грехи всех людей принёс Сам Господь Иисус Христос.

Совершение Евхаристии составляет основу главного Церковного богослужения – Божественной Литургии. Евхаристией на Литургии знаменуются все церковные праздники.

«Евхаристия соединяет и века, и людей, и смыслы. На Евхаристии ты не только в Сионской горнице – ты и в 4 веке, когда сложены гимны, и в 6, 8, 12 веке, потому, что воспоминаются святые этих времён. Ты и в 17 веке, потому что с этого времени богослужебный чин претерпел изменения. Ты в 18 веке, потому что находишься в храме, который построен в это время. Ты в 19 веке, потому что в это время была обновлена роспись. И ты в 20 веке, потому что слышишь церковное пение своего времени. Вот такая сквозная шахта, по которой происходит не только общение земли и неба, но и вообще объединяется вся земная история». Мария Красовицкая

Какими видит нас Бог

протоиерей Владимир Хулап

Почему главное христианское Таинство называется Евхаристия, то есть Благодарение?

– Нередко человек вспоминает о Боге только во время болезни, несчастья, серьезных проблем – одним словом, когда его система ценностей, да и сама жизнь оказываются под вопросом. В такие моменты и молитва становится особенно горячей. Однако даже очень усердная молитва прошения все же является лишь одной из первых ступеней молитвенной лестницы, на вершине которой находятся славословие и благодарение Бога – а они, к сожалению, намного реже наполняют наши сердца.

Греческое наименование главного христианского Таинства – «Евхаристия» – переводится как «благодарение». Его важнейшая часть – не столь любимое прихожанами чтение на ектении записок о здравии и упокоении, а евхаристическая молитва. В ней Церковь благодарит Бога за всю историю спасения: за творение мира, пришествие Христа, дар будущего Царства, за радость литургического собрания. Это благодарение охватывает прошлое, настоящее и будущее. Епископ или священник от лица всей собравшейся общины благодарит за «все, что мы знаем и чего не знаем, явные и неявные благодеяния, бывшие на нас». Это благодарность за то, что каждая литургия – предвосхищение радостного брачного пира Агнца (см. Откр.19:6-9), на который каждый из нас получил приглашение в момент своего крещения.

На Тайной вечере Христос, устанавливая таинство Евхаристии, благодарит (см. Лк.22:19), тем самым включая в категорию благодарности не только отдельные радостные события, но всю совокупность Своей и нашей жизни, в том числе и Крест, без которого не может быть Воскресения. «За все благодарите» (1Сол.5:18) – по-настоящему исполнить эту заповедь можно, только становясь причастным жертвенному дару Христа. Хлеб и вино – природные дары Бога, которые Церковь в благодарном ответе возносит к Нему и вновь принимает уже в совершенно ином качестве – как Тело и Кровь Христа. Предлагая нам эти Дары, она одновременно задает вопрос: насколько мы готовы свободно и благодарно подарить Богу всю нашу жизнь с ее скорбями и радостями – или, говоря словами Евангелия, потерять ее (с точки зрения окружающего мира), чтобы обрести ее истинную глубину см. Мф.16:25).

В древности каждый верующий приносил на Евхаристию свои дары, из них выбирались самые лучшие хлеб и вино, которые полагались на престол. После евхаристической молитвы предстоятель читал молитву благодарения и над остальными дарами, которые диаконы после службы раздавали нуждающимся и относили домой больным членам общины. Тем самым евхаристическое благодарение обретало и социальное измерение.

Человек, получивший дар от Бога и по-настоящему осознавший его ценность, обязательно благодарно поделится им с другими. Поэтому евхаристическое благодарение – это выход за узкие рамки нашего эгоистического бытия, открытие нового горизонта реальной встречи с живым Богом. Он всегда протягивает нам Свою руку любви и верности. По-детски доверительно опереться на нее или вбить в нее еще один голгофский гвоздь – для христианина, в конечном счете, это именно выбор благодарности или неблагодарности. Любой грех всегда является неблагодарностью, забвением о даре Бога, самоубийственным замыканием в себе, а евхаристическое благодарение, высшая точка которого – соединение со Христом в причащении Его Тела и Крови, становится восстановлением нашей целостности, напоминанием о том, какими видит нас Бог.

***

игумен Пётр (Мещеринов):Евангелие благовествует нам слова Христа: Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком . Я есмъ путь и истина и жизнь . Господь, желая приобщить нас Себе, дать нам эту «жизнь с избытком», избрал для этого не какой-нибудь мыслительно-интеллектуальный или эстетически-культурный способ, а способ наипростейший, наиестественнейший для человека – через вкушение. Как пища входит в нас и растворяется в нас, проникает до последней клеточки нашего организма, так и Господь захотел до самой нашей последней молекулы проникнуть нас, соединиться с нами, приобщиться нам, чтобы и мы до конца приобщились Ему. Ум человеческий отказывается и не в силах понять страшную глубину этого действия Божия; воистину, это любовь Христова, которая превосходит всякое разумение .

***

священник Александр Торик:Необходимо отметить, что в отдельных случаях, обычно за маловерие священника или молящихся, Господь допускает совершиться чуду – хлебу и вину стать реальными человеческими плотью и кровью (подобные случаи даже предусмотрены в священническом «Служебнике» в инструкции для священников, называемой «Известие учительное», в разделе о непредвиденных случаях).Обычно, по прошествии некоторого времени, плоть и кровь вновь приобретают вид хлеба и вина, но известно исключение: в Италии в городе Ланчано уже много веков хранятся обладающие чудесными свойствами Плоть и Кровь, в которые преложились хлеб и вино на Божественной Литургии (см. на сайте).

***

митрополит Сурожский Антоний:…Мы называем это «Евхаристией», от греческого слова, которое означает одновременно «дар» и «благодарение». И действительно, это причастие Телу и Крови Христовым, это невероятное приобщение, в которое Он нас принимает, является самым большим даром, который Господь может нам дать: Он делает нас собратьями и равными Себе, сотрудниками Богу, и через невероятное, непостижимое действие и силу Духа (ибо этот хлеб – больше не хлеб только, и это вино – не только вино, они стали Телом и Кровью Дающего) мы становимся зачаточно, а постепенно все больше, участниками Божественной природы, богами по приобщению, так, что вместе с Тем, Кто есть воплощенный Сын Божий, мы становимся единым откровением Божиего присутствия, “всецелым Христом”, о Котором говорил святой Игнатий Антиохийский. И даже больше этого, выше и глубже этого: в этом приобщении к природе и жизни Единородного Сына Божия, по слову святого Иринея Лионского, действительно мы становимся – по отношению к Самому Богу – единородными сынами Божиими.    Это – дар; но в чем благодарение? Что мы можем принести Господу? Хлеб и вино? Они и так принадлежат Ему. Самих себя? Но не Господни ли мы? Он призвал нас из небытия и одарил нас жизнью; Он наделил нас всем, что мы есть и что у нас есть. Что же мы можем принести, что было бы действительно наше? Святой Максим Исповедник говорит, что Бог может сделать все, кроме одной вещи: самую малую из Своих тварей Он не может принудить полюбить Его, потому что любовь – наивысшее проявление свободы. Единственный дар, который мы можем принести Богу, это любовь доверчивого, верного сердца.    Но почему благодарением называется именно эта таинственная евхаристическая трапеза скорее, чем любое другое богослужение или любое другое наше действие? Что можем мы подарить Богу? За столетия до того, как пришел на землю Христос и открыл нам Свою Божественную любовь, этот вопрос ставил себе псалмопевец Давид, и ответ, который он дает, такой не-ожиданный, такой подлинный, верный. Он говорит: Что я воздам Господу за все Его благодеяния ко мне? – Чашу спасения приму, и имя Господне призову, и молитвы мои воздам Господу… (Пс.115:3-5). Наивысшее выражение благодарности не в том, чтобы отдарить человеку обратно, потому что если кто получит дар и отдарит за него, то он как бы расквитался и тем упразднил дар: дающий и получающий сравнялись, оба стали дарителями, но ответный дар в каком-то смысле разрушил радость обоих.    Если же мы способны принять дар всем сердцем, мы этим выражаем наше полное доверие, нашу уверенность, что любовь дающего совершенна, и принимая дар всем сердцем и во всей простоте сердца, мы приносим радость и тому, кто дал от всего сердца. Это верно и в наших человеческих взаимоотношениях: мы стремимся отплатить за дар, чтобы только избавиться от благодарности и как бы порабощения, когда получаем дар от кого-то, кто нас недостаточно любит, чтобы одарить нас от всего сердца, и кого мы сами любим недостаточно, чтобы принять от всего сердца.    Вот почему Евхаристия – величайшее благодарение Церкви и величайшее благодарение всей земли. Люди, которые верят любви Божией открытым сердцем и безо всякой мысли “расквитаться” за дар, а только радуясь той любви, которую дар выражает, получают от Бога не только то, что Он может дать, но также и то, чем Он Сам является, и участие в Его жизни, в Его природе, Его вечности, Его Божественной любви. Только если мы способны принять дар с совершенной благодарностью и совершенной радостью, наше участие в Евхаристии будет подлинным; только тогда Евхаристия становится наивысшим выражением нашей благодарности.    Но благодарность трудна, потому что она от нас требует надежды, любящего сердца, способного радоваться дару, и совершенного доверия к дающему и веры в его любовь, в то, что этот дар не унизит нас и не поработит. Вот почему изо дня в день мы должны врастать в эту способность любить и быть любимым, способность быть благодарным и радоваться; и только тогда Тайная Вечеря Господня станет совершенным даром Божиим и совершенным ответом на нее всей земли. Аминь.

azbyka.ru

Евхаристия - это... Что такое Евхаристия?

В Таинстве Евхаристии христиане обретают возможность реального Богообщения посредством участия в бескровной Жертве Господа Христа, которую они совершают по Его заповеди. Вкушая под видом хлеба и вина истинное Тело и истинную Кровь Христа, в которых Он незримо, но реально присутствует во всей полноте Своего Божества и Человечества, верующие приобщаются Ему, укрепляя свой союз с Ним. Таким образом, Евхаристия представляет собой завершающий этап христианского посвящения, который, тем не менее, продолжается на протяжении всей дальнейшей жизни христианина в Церкви – в силу повторяемости Евхаристической Жертвы, которую Господь призвал верующих в Него совершать постоянно в память о Нем.

Таинство Евхаристии совершается прежде всего во время Божественной Литургии (Мессы), важнейшим элементом которой является освящение Даров – хлеба и вина, которые становятся Телом и Кровью Христа. Освящение осуществляется при произнесении тайносовершительной формулы, представляющей собой Установительные (или Тайноустановительные) слова Господа Иисуса Христа на Тайной Вечере: Над хлебом: Примите и вкусите от него все: ибо это есть Тело Моё, которое за вас будет предано. Над чашей: Примите и пейте из нее все: ибо это есть чаша Крови Моей, Нового и вечного Завета, которая за вас и за многих прольётся во отпущение грехов. Это совершайте в память обо Мне.

Другим важным элементом Таинства Евхаристии является Причастие (или Причащение) – принятие Тела и Крови Христа, которое может происходить как на Божественной Литургии, так и вне ее. (Словом Причастие обозначается как принятие Святых Даров – т.е. евхаристических Тела и Крови Христа [или даже одного названных евхаристических видов], – так и сами Святые Дары; Святые Дары именуются также Святыми Тайнами).

Когда идет речь о Причащении, применительно к служителю используется глагол преподавать [Святые Дары] или глагол причащать (тот же, кто принимает Святые Дары – причащается: его называют причастником).

Пресный Евхаристический хлеб, используемый при совершении Божественной Литургии в западных обрядах (в частности, латинском), именуется также гостией. Гостия бывает освящённой и неосвящённой, существует большая гостия (которую священник возносит над алтарем при освящении и которой причащается сам) и малые гостии (которыми он причащает мирян).

(Не следует, однако, называть гостии “облатками”. Слово облатка можно использовать применительно к несакраментальному рождественскому хлебу, преломляемого и вкушаемого в некоторых католических странах по случаю Рождества).

Евхаристический Хлеб (будь то малая гостия или части большой гостии), преподаваемый причастнику, называется частицей, или коммуникантом. В свою очередь, частица может быть как освящённой, так и неосвящённой.

Евхаристический Хлеб, сохраняемый для Причащения вне Мессы называется запасными Дарами.

Как уже говорилось, одним из важнейших элементов Таинства Евхаристии является Причащение.

Причащающийся принимает (вкушает) Тело Христово; он также принимает (пьет) Кровь Христову. (И то, и другое может быть выражено глаголом “причащаться”, притом как с родительным, так и с дательным падежом: “причащается Тела Христова” или (реже) “причащается Телу Христову”.

В контексте Причащения речь идет о принятии евхаристических видов (Тела и Крови Господа: евхаристического Хлеба и евхаристического Вина, освященного Хлеба и освященного вина). В древней Церкви, следуя заповеди Спасителя (“пейте из нее все”), все христиане – и духовенство, и миряне – причащались под двумя видами, т.е. принимали и Тело и Кровь Христа. Однако в Средние века в Западной Церкви произошли существенные изменения в евхаристической практике: под двумя видами стали причащаться только служащие священники, а все остальные – под одним видом, только Тела Христова. Подобное положение вещей оставалось в Католической Церкви до последних десятилетий, а в наиболее консервативных общинах сохраняется поныне. Конечно, даже под одним из двух евхаристических видов верующие принимают всецелого Христа и истинное Таинство; поэтому тот, кто причащается только под одним видом, обретает плоды этого Таинства и никоим образом не лишается благодати, необходимой для спасения. Однако после II Ватиканского Собора Католическая Церковь пришла к осознанию необходимости возродить древнюю практику Причащения под двумя видами, поскольку именно таким образом Евхаристия наиболее полно осуществляет свое значение Трапезы (не стоит забывать, что одно из названий Евхаристии – Трапеза Господня), предваряющей пир Царства Божия, и яснее выражается Божественная воля, чтобы Новый и Вечный Завет был утвержден в Крови Господа. Поэтому во многих общинах постепенно начинает вводиться Причащение мирян под двумя видами. В ряде регионов оно уже стало среди католиков всеобщим. Тем не менее в этом вопросе Церковь стремится особенно чутко относиться к традиционному благочестию как клириков, так и мирян; она никому этого не навязывает, и поэтому во многих приходах, где Причастие преподается под двумя видам, находится немало верующих, причащающихся по-прежнему только под одним видом – Тела Христова.

Преподать причастнику Тело Христово можно двумя способами. До недавнего времени практиковался только один из них, традиционный, хотя довольно позднего происхождения, – в уста. С недавних пор возрожден наиболее древний способ – в руки, так что затем причастник из своих рук вкушает Тело Христово. В большинстве регионов право выбора способа причащения Тела Христова остается за верующими (однако предоставление верным этого права находится в компетенции Епископской Конференции каждой страны, и в наиболее консервативных регионах иерархия по-прежнему отказывается разрешить преподавать мирянам Тело Христово в руки).

Существует несколько способов Причащения под двумя видами (их различие касается в основном способа принятия Крови Христовой). Наиболее распространенным (и наиболее древним) является Причащение Крови Господней непосредственно из Чаши . Один из служителей (священник, диакон или даже мирянин), именуемый “служителем Чаши”, держит Чашу и подает ее тем мирянам, которые уже вкусили Тела Христова. Приняв Чашу из рук служителя, причастник отпивает из нее немного Крови Христовой.

Другой способ Причащения под двумя видами, наиболее удобный технически, – через погружение Тела Христова в Кровь Христову. Священник погружает край частицы освященного Хлеба в Чашу и кладет ее в уста причастнику.

В некоторых регионах возрождены еще два способа Причащения из Чаши, известных литургической практике древней Церкви: при помощи трубочки (для этого подготавливаются серебряные трубочки по числу причастников, которые по очереди отпивают из Чаши через такую трубочку) и при помощи ложки (ею священник преподает Кровь Господню каждому верующему).

Если после Причащения духовенства и мирян остались освященные частицы (гостии), священник добавляет их к запасным Дарам. Однако в священных сосудах зачастую остаются крошки освященного Хлеба, а в чаше – небольшое количество (хотя бы и несколько капель) Крови Христовой. Эти остатки Святых Даров не перестают быть святыней. Поэтому в конце Мессы обязательно происходит потребление Святых Даров. Священник или иной служитель (диакон или даже мирянин) потребляет Святые Дары, то есть собирает и вкушает все остатки евхаристических видов в богослужебных сосудах (и за их пределами, если по какой-то причине они там оказались), а затем совершает очищение евхаристических сосудов, омывая чашу вином (или водой), которое затем выпивает, и тщательно отирая сосуды пурификатором (специальным платом).

Почитание Таинства Евхаристии в традиционном католическом благочестии не всегда напрямую связано с Мессой и с Причащением. Поскольку в Святых Дарах всегда во всей полноте присутствует живой Христос, существуют различные формы поклонения Господу, пребывающему в Святых Дарах. Поклонение Святым Дарам может происходит как индивидуально, так и в виде общественного богослужения, как в благоговейном молчании, так и со сложными и пышными обрядами. Для этого Поклонения принято совершать выставление Святых Даров: это может быть либо простое выставление Святых Даров в дарохранительнице (когда открывается дверца дарохранительницы и киворий – сосуд, в котором находятся запасные Святые Дары, – предстает взорам верующих), либо торжественное выставление Святых Даров в дароносице (когда в дароносице, установленной на видном возвышенном месте, помещается большая гостия, так что ее видно через стеклянное окошечко дароносицы). При Поклонении Святым Дарам нередко совершается Благословение Святыми Дарами, когда священник благословляет верных дароносицей или киворием.

Существует также обычай устраивать на торжество Пресвятого Тела и Крови Христа крестный ход со Святыми Дарами – в храме или за его пределами.

Католическая энциклопедия. EdwART. 2011.

dic.academic.ru

Что такое евхаристия? Что это за таинство?

Причащением, Евхаристией, что в переводе с греческого языка означает «благодарение», называют Таинство, во время которого человек не только символически, но на самом деле приходит к единению с Богом в той мере, в которой он приготовлен к этому единению.Евхаристия совершается во момент Литургии, в которой, по вере христиан, Господь находится с ними всецело — не только духом, но Телом своим, Кровью, воплощёнными в хлебе и вине. Евхаристическое Таинство — центральное в православном учении о Спасении.

К нему бывают допущены все участники Православной Церкви, прошедшие пост и покаяние. Младенцы при участии в Таинстве причащаются одной только Пречистой Кровью.

Первую Евхаристию совершил в Сионской горнице сам Иисус Христос, во время Тайной Вечери. Она и стала основой, корнем Литургии.

Подготовка к Евхаристии — пост

Когда человек желает причаститься, он должен предварительно очиститься постом. Пост имеет телесную и духовную части. В части телесной необходимо изменить и качество, и количество потребляемой физической пищи, не есть скоромного (продуктов от животных) от трёх дней до недели. Длительность поста вам подскажет священник, однако общее правило таково: чем реже вы причащаетесь, тем дольше длится ваш пост.В части телесной следует оградить себя от веселия, не посещать театров, кино, не смотреть увеселительных программ, а посвятить время чтению духовных, религиозных книг, осознанию и признанию своих грехов, обдумыванию будущей жизни.

Другие этапы подготовки

Перед Евхаристией, с 24.00 ночи, необходимо совершенно отказаться от приёмов пищи и питья, а также курения (для тех, кто курит). Очень хорошо, если перед Евхаристией вы побываете на вечерней храмовой службе, а дома прочтёте Правило ко Причащению: найти его можно в каждом православном сборнике молитв.

Перед Причащением нужно в обязательном порядке исповедоваться. Сделать это можно и вечером, на вечерней службе, и утром, непосредственно перед Литургией. Что важно? Важно найти в душе примирение со всеми, оградить и удержать себя и от осуждения, и от враждебных, непотребных мыслей, и от раздражения. Важно обрести мир.С этой целью и совершается пост физический: отказ от тяжёлой, жирной и мясной пищи, от плотского пищевого удовольствия помогает человеку сосредоточиться на внутреннем мире, менее реагировать на внешние раздражители, очищает не только тело, но и мысли.

К Причащению не допускают мужа и жену, имевших близкое общение в пост пред Евхаристией, и женщины, которые очищаются в этот момент.

Душевнобольные люди причащаются одинаково со всеми.

Как вести себя во время Евхаристии — Причащения?

Во время Евхаристии причастники подходят к Святой Чаше смиренно, повторяют молитвы, что произносит священнослужитель.

Перед приступлением к Чаше необходимо земно поклониться Господу и подобно кресту сложить на груди руки, разместив правую поверх левой.

Как только вы приняли Святые Тайны, съешьте их тотчас, а после поцелуйте нижний край Чаши как образ ребра Христова. Целовать руку священнослужителя не следует.

Затем отступите от Чаши, поклонитесь (не земно) и запейте Дары теплотой. За принятием Даров следуют благодарственные молитвы. Вдруг случится, что в церкви их не прочли или вы не смогли их дослушать, прочитать молитвы, положенные «по святом Причащении», обязательно нужно дома.

Как часто нужно совершать Евхаристию — Причащение?

Этот вопрос решается каждым христианином индивидуально, в совете со священником. Сложившаяся в современном церковном мире необязательная, неофициальная практика — причащаться один раз в месяц или две-три недели.Думать, что чем долее вы готовитесь, тем более достойны прикоснуться к Святым Дарам, — слишком самонадеянно и горделиво. Куда угоднее Господу, если вы придёте к Нему в осознании собственного несовершенства, греховности, считая себя недостойным Причащения.

www.mnogo-otvetov.ru

ЕВХАРИСТИЯ - это... Что такое ЕВХАРИСТИЯ?

  • Евхаристия — (Сандро Боттичелли, 1495 год) Евхаристия (греч …   Википедия

  • ЕВХАРИСТИЯ — (греч. eucharistia, от eu хорошо, и charis милость). Таинство св. причащения. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ЕВХАРИСТИЯ [гр. eucharistia] у христиан: причащение, одно из семи таинств. См. САКРАМЕНТ …   Словарь иностранных слов русского языка

  • евхаристия — причащение, приобщение, благодарение, причастие, литургия Словарь русских синонимов. евхаристия сущ., кол во синонимов: 7 • благодарение (2) • …   Словарь синонимов

  • евхаристия —     ЕВХАРИСТИЯ, причастие, причащение …   Словарь-тезаурус синонимов русской речи

  • ЕВХАРИСТИЯ — (греческое eucharistia), 1) то же, что причащение. 2) Одно из названий Божественной литургии …   Современная энциклопедия

  • ЕВХАРИСТИЯ — (греч. eucharistia) то же, что причащение …   Большой Энциклопедический словарь

  • ЕВХАРИСТИЯ — (греч. evcharistia благодарение) главный обряд христианского богослужения, месса, обедня. Семантика обряда обретение единения со Всевышним, святое причастие. Иисус во время последней трапезы угощал учеников вином и хлебом, претворяя последние в… …   Новейший философский словарь

  • ЕВХАРИСТИЯ — ЕВХАРИСТИЯ, евхаристии, мн. нет, жен. (греч. eucharistia, букв. благодарение) (церк.). То же, что причащение. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • ЕВХАРИСТИЯ — ЕВХАРИСТИЯ, и, жен. То же, что причащение. | прил. евхаристический, ая, ое. Евхаристическая молитва. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • ЕВХАРИСТИЯ — жен., греч., ·переводн. благодать. Таинство Св. Причащения. Евхарастический, к нему относящийся Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 …   Толковый словарь Даля

  • Евхаристия — название одного из главнейших таинств церкви,признаваемого всеми христианскими вероисповеданиями. Совершение егосоставляет главное христианское богослужение литургию. По учениюцерквей православной, католической и армяногригорианской, в Е. хлеб… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • dic.academic.ru

    Таинство Причащения. Что это такое? Что необходимо? : Храм великомученика Георгия Победоносца

    Таинство Причащения. Что это такое? Что необходимо?

    1.       Что такое Причащение?
    2.       Установление Таинства Причащения.
    3.       Смысл Таинства Причащения.
    4.       Подготовка к Таинству Причащения.

     

    1. Что такое Причащение?

    чаша«Причащение есть Таинство, в котором верующий под видом хлеба и вина вкушает (причащается) Самого Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа во оставление грехов и в Жизнь Вечную» [Православный Катехизис].  Также Причащение называется «Евхаристией», что в переводе с греческого означает «благодарение». Причащение — это «Таинство Таинств», сердце Церкви, корень Церкви, без которого немыслимо вселенское собрание верных. Путем участия в Таинстве Крещения человек становится гражданином Небесного Царства, рождается для новой жизни во Христе Иисусе и дружбы с Богом. Далее, принимая Миропомазание, новокрещаемый принимает благодать, укрепляющую его в этой самой новой жизни. Но, как физический организм не может расти и развиваться, и жить вообще без пищи и воды, так и организм духовный не может обходиться без Святых Даров, подаваемых в Причащении.

    Для этого Таинства используются квасной хлеб и красное вино, которые в процессе Божественной Литургии по вере священнослужителей и мирян, молящихся в храме, пресуществляются (становятся) Телом и Кровью Спасителя Господа Иисуса. Свою веру в это христиане черпают из Священного Писания, где впервые говорится об установлении этого Таинства.

    2. Установление Таинства Причащения (Евхаристии).

    Впервые о Таинстве Евхаристии в Священном Писании Нового Завета упоминается в Евангелии от Иоанна. В шестой главе Господь ведет беседу с иудеями и Своими учениками о «хлебе жизни» в контексте чуда насыщения пяти тысяч человек пятью хлебами. Слова Христа «Я – хлеб живый, сшедший с небес: ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» (Ин. 6:51), иудеи поняли буквально и недоумевали, каким образом  Господь Иисус может дать им Себя в пищу? Далее Христос говорит, что тот, кто не будет принимать в пищу Его Плоть и Кровь, не наследует жизни вечной. Апостолы, слушая сии слова, недоумевали, подобно иудеям, ибо, подобно последним, так же понимали это выражение буквально. Но Господь имел в виду вечную жизнь не в физическом, а в духовном смысле. Соответственно, и употребление и Плоти Его, и Крови не будет исполняться, подобно употреблению людоедов. Вторым аспектом этого изречения является указание на будущую жертву за грехи мира.

    о. Сергий причастиеЭто становится понятным на Тайной Вечере, накануне страданий Христовых, когда Сам Господь и апостолы собрались для участия в первой в мире Евхаристии. Данное событие упоминается у трех синоптических евангелистов – Матфея, Марка и Луки, а также в письме апостола Павла коринфским христианам. «И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте от нее все; ибо это есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26:26-28). У апостола и евангелиста Луки, ко всему приведенному у св. Матфея, имеется фраза: «Сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22:19). Сама по себе Тайная Вечеря внешне вполне напоминает иудейские пасхальные собрания, на которых обязаны были присутствовать все члены каждой еврейской фамилии. Но тем и отличался ужин Христа и апостолов от иудейской Пасхи, что Господь и ученики не имели кровного родства. Следовательно, в момент слов Иисуса «приимите, ядите…» рождалась та семья, которая потом вырастет в Церковь, и помимо агнца был Он Сам, приносящий Себя в жертву «как непорочного и чистого Агнца, предназначенного еще прежде создания мира» для спасения людей (1 Пет. 1:19-20)».

    Впоследствии, после Вознесения Господа нашего Иисуса Христа и начала деятельности Церкви Евхаристия стала неотъемлемой частью духовной жизни первых христиан. В книге Деяний и в посланиях св. апостола Павла неоднократно упоминается о «преломлении хлеба» (так у первых христиан называлось Причащение) в среде верующих. Со временем развития церковной жизни происходит и развитие Причащения. Ранее оно совершалось на так называемых агапах – вечерях любви – прототипе современных богослужений, где христиане слушали поучения старейшин общин, молились, пели псалмы, пересказывали изречения Господа и апостолов, совершали совместную трапезу. Венцом этого действа служило Причащение. Начиная со IIвека Причащение постепенно отделяется от агап и совершается на Божественной Литургии (греч.«Общее дело»).Сама Божественная Литургия в первое тысячелетие н.э. имело множество чинопоследований (как правило, в каждой местности имелся свой чин, названный либо по населенному пункту (Брагский чин), либо по имени святого, чей вклад в создание текста Литургии был значительным или полностью принадлежал его авторству (Амвросианский чин)). В настоящее время в Русской Православной Церкви используется три чинопоследования Божественной Литургии, из которых наибольшее распространение получила Литургия святителя Иоанна Златоуста. Реже (десять раз в году) служится Литургия святителя Василия Великого, являющаяся прямым предтечей вышеупомянутого чина Златоуста. И в течение Великого Поста по средам и пятницам служится Литургия святителя Римского Григория Двоеслова, иначе называемая Литургия Преждеосвященных Даров, названная так из-за отсутствия Евхаристического канона и, как следствие, использования на ней Тела и Крови Христа, освященных ранее на одной из «евхаристических» литургий (как правило, это чин свт.Василия Великого).  Но самыми главными элементами, объединяющими все чины, всегда служили молитвы о всем мире, поучение в Священном Писании, святое лобзание между членами общины и, самое главное – преломление хлеба (собственно, ради чего и собирались христиане).

    3. Смысл Таинства Причащения.

    Вкушая Плоть и Кровь Христовы, верующий становится единым организмом с Господом, тем самым исцеляя свою природу, свою душу от греха и смерти; попаляя страсти, мы наследуем жизнь вечную. В Священной Евхаристии верующим подается священное «лекарство бессмертия», как говорил священномученик Игнатий Богоносец, «противоядие, чтобы не умирать». Бог сделал человека существом материальным. Вот почему Он использует такие материальные вещи, как хлеб и вино, чтобы вложить в нас новую жизнь.Редкое участие в Евхаристии – явление не вполне здоровое. Это, скорее, следствие ослабления духовной жизни, чем правило. Многие пытаются объяснить такую практику тем, что они не всегда достойны Причастия. Но, не думаю, что частота участия в Таинствах делает кого-то более или менее достойным. К сожалению, такая тенденция, вводимая еще в дореволюционное время, сохраняется и теперь. Безусловно, тщательная подготовка к евхаристической встрече со Христом необходима. В частности, об этом говорит святитель Геннадий Константинопольский: «Тот, кто приглашает императора в свой дом, сначала вычищает свой дом; так и ты, если хочешь принять Бога в свой телесный дом, должен сначала освятить свое тело постом». Св. прав. Иоанн Кронштадтский причащался ежедневно, призывая к этому и свою паству. «Причащайтесь чаще и не говорите, что недостойны. Если ты так будешь говорить, то никогда не будешь причащаться, потому что никогда не будешь достоин. Вы думаете, что на земле есть хотя бы один человек, достойный причащения Святых Таин? Никто этого не достоин, а если мы все-таки причащаемся, то лишь по особому милосердию Божию. Не мы созданы для причастия, а причастие для нас. Именно мы, грешные, недостойные, слабые, более чем кто-либо нуждаемся в этом спасительном источнике» (св. прав.Алексий Мечев).

    4. Подготовка к Таинству Причащения.

    К Таинству Святого Причащения необходимо себя подготовить молитвою, постом и покаянием. Кроме того, очень важно помнить, что подготовкой к Причащению должно явиться не только исполнение определённых предписаний, но вся наша жизнь, построенная на евангельских принципах. Необходимо не просто соблюсти дисциплинарные предписания, но возжаждать Христа, всеми силами души желать соединения с Ним.

    Существует молитва домашняя и церковная. Желающий причаститься Святых Христовых Тайн должен молитвенно подготовить себя к этому: больше и усерднее молиться дома, посещать церковные богослужения. Накануне причастия принято посещать вечернее храмовое Богослужение. Для молитвенной подготовки ко Святому Причащению накануне причастия нужно прочитать:

    — Последование ко Святому Причащению;

    — канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу;

    — канон молебный ко Пресвятой Богородице;

    — канон Ангелу – хранителю (все вышеперечисленные молитвенные правила находятся в любом православном молитвослове).

    Перед Причастием положен литургический пост.Благочестивой является практика говения (поста) в течение семи дней перед Причащением. Сейчас некоторые священники по немощи телесной благословляют приступать к Таинству Евхаристии и по истечении хотя бы трехдневного поста. Пост, кроме ограничений в пище, также состоит в том, чтобы есть и пить меньше обыкновенного, а также воздержаться от посещения театра, просмотра развлекательных фильмов и передач, прослушивания светской музыки. Нужно соблюдать телесную и душевную чистоту. Супругам должно в день до и после причастия воздерживаться от телесного общения. Накануне причастия с 12 часов ночи начинается строгий пост – полное воздержание от питья и еды (утром, отправляясь в храм на причастие, не разрешается что-либо есть, пить; страдающие табакозависимостью также должны воздержаться от своей страсти).

    Готовящийся ко Святому Причащению должен примириться со всеми и беречь себя от чувства злобы и раздражения, удерживаться от осуждения и всяких непотребных мыслей, разговоров, проводя время, насколько это возможно, в уединении, в чтении Слова Божия (Евангелия) и книг духовного содержания.

    Желающий причаститься должен накануне, до или после вечернего Богослужения, устно исповедаться Богу в своих грехах в присутствии свидетеля — священника, чистосердечно раскрыв свою душу и не утаивая ни одного содеянного греха и иметь искреннее намерение исправиться. Перед исповедью нужно непременно примириться как с обидчиками, так и с обиженными, смиренно испросив у всех прощения. Задача подготовки к исповеди — найти конкретные качества своей души, свойств характера, поступки, события или состояния, нарушающие Заповеди Божии, препятствующие богообщению. Во время исповеди лучше не дожидаться вопросов священника, а высказать ему всё, что тяготит душу, ни в чем себя не оправдывая и не перелагая вины на других. Правильнее исповедаться накануне причастия вечером, чтобы утром участвовать в литургии. В крайнем случае, можно исповедаться и утром, до начала литургии.Приходить на исповедь, когда литургия уже началась, это крайнее небрежение к Таинству. Исповедавшись, необходимо принять твёрдое решение не повторять вновь своих прежних грехов. Без исповеди никто не может быть допущен ко Святому Причащению, кроме детей до 7 лет и случаев смертельной опасности.

    Ещё до открытия царских врат и выноса Св. Даров, лучше всего вскоре после пения «Отче наш», нужно приблизиться к алтарю и ожидать выноса Св. Даров при возгласе «Со страхом Божием и верою приступите». При этом надо пропустить вперёд детей, которые причащаются первыми, раньше взрослых. Подходя к Чаше, нужно ещё заблаговременно, издали сделать поклон и сложить крестообразно руки на груди (правая поверх левой). Перед Св. Чашей не нужно креститься, дабы нечаянно не толкнуть её. Подойдя к Чаше нужно внятно произнести своё полное христианское имя, широко открыть уста (рот) и благоговейно, с полным сознанием святости великого Таинства, принять Тело и Кровь Христову и тотчас же проглотить.

     

    чаша

    Приняв Св. Тайны, не крестясь поцеловав край Чаши и тотчас же отойти к столику, чтобы вкусить частицу антидора и запить теплотой. До целования напрестольного креста в руках священника из церкви уходить не принято. После этого нужно выслушать благодарственные молитвы (или прочесть их, придя домой). В день Св. Причащения — вести себя благоговейно и благочинно, дабы «честно соблюсти в себе Христа принятого».

    (4374)

    brinkov.cerkov.ru

    что такое таинство Причастия в Церкви

    Евхаристия в Церкви

    Евхаристия - таинство Церкви

    Евхаристия или Таинство причащения есть главное таинство Церкви. Без этого таинства нет и Церкви. Господь Иисус Христос так возлюбил людей, что принес Тело и Кровь Свою в жертву за нас и этим победил всякий грех, всякую немощь и даже смерть.

    Этой любовью существует Церковь и эту любовь принимаем мы в себя, когда причащаемся Святых Тайн. Господь, принеся Себя в жертву на кресте, не умер навсегда, а воскрес, и причащаясь, мы соединяемся с Воскресшим Господом, который есть сама Жизнь и Любовь.

    Это величайшее Таинство Церкви установил Сам Христос накануне Своих крестных страданий (Мф. 26, 26-28) и завещал всем апостолам, а через них — всем их преемникам-епископам и пастырям Церкви: «Сие Творите в Мое воспоминание» (Лк. 22, 19). Таинство Евхаристии совершается за Божественной литургией.

    Что такое евхаристия

    В Таинстве Евхаристии (Причащения) верующие христиане под видом хлеба и вина приобщаются Божественной субстанции Тела и Крови Христовой, сообщающей человеку свойства нетления и соделываюшей его причастником вечной жизни.

    В Православной Церкви миряне причащаются так же, как и священнослужители, младенцы же и дети до 7 лет причащаются без исповеди. Таинство Причастия, безусловно, является духовным средоточием в жизни православного христианина. Непременным условием Причастия являются покаяние (исповедь) и пост.

    Священник в алтаре колеблет «воздух» над Святыми Дарами, молясь о ниспослании Святого Духа на них. По окончании пения Символа Веры начинается Евхаристический Канон, то есть порядок самого пресуществления Святых Даров. Священник в алтаре снимает «воздух» со Святых Даров, целует его и кладет в сторону.

    Евхаристия

    Диакон, войдя в алтарь, веет над Дарами рипидой. Хор поет «Достойно и праведно поклонятися Отцу, и Сыну, и Святаго Духу, Троице Единосущен и Нераздельной»; все молящиеся в это время земно кланяются. Во время пения «Достойно» священник начинает читать тайную евхаристическую молитву; последние слова молитвы он произносит вслух: «Победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще». Хор подхватывает слова молитвы, продолжая ее: «Свят, свят, свят Господь Саваоф, исполнь Небо и земля славы Твоея...» Продолжая про себя читать евхаристическую молитву, священник произносит вслух евангельские слова Христа: «Приимите, ядите, сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов». После ответа хора: «Аминь» священник продолжает: «Пиите от нея вси, сия есть Кровь Моя Нового Завета, яже за вы и за многие изливаемая во оставление грехов». Хор вновь ответствует: «Аминь».

    Далее следует молитва, называемая «Эпиклесис» (призывание Святого Духа), которую читает священник, после чего благословляет Святые Дары, которые уже пресуществились (таинственно преобразились) в Тело и Кровь Христову. Все молящиеся в храме совершают в этот момент земной поклон.

    Сразу же после пресуществления Святых Даров священник поминает всех, за кого было совершено Таинство Евхаристии. Евхаристический канон заканчивается молитвой о единодушии и мире всей Церкви и благословением всех молящихся в храме.

    Далее следует приготовление исповедников к принятию Святых Тайн Христовых, то есть к причащению. После просительной ектений, возглашаемой диаконом, верующие все вместе поют «Отче наш» («Молитву Господню»).

    Священник, стоя у престола, поднимает с дискоса Святой Агнец и возглашает: «Святая — Святым!». Под этим подразумевается, что Святое Тело Христово должно преподаваться только святым; верующие призваны стремиться к святости, к достойному причащению.

    Как проходит причастие в таинстве Евхаристии

    Священнослужители причащаются в алтаре, хор поет в это время так называемый «запричастный стих». Затем Царские врата распахиваются, и Святая Чаша выносится на солею со словами: «Со страхом Божиим и верою приступите». Все молящиеся в храме совершают земной поклон, как бы увидев Самого Господа. Причащение мирян происходит по древнему обычаю, установленному свя тителем Иоанном Златоустом, патриархом Константинопольским. Причастники приступают ко Святому Причастию, сложив благоговейно руки на груди. Их причашают сразу Тела и Крови Христовых лжицей из чаши, после особой «Молитвы перед причастием»: «Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога Живаго...», в которой причастники исповедуют свою веру в Святое Таинство Евхаристии.

    Подходя к Святой Чаше, каждый причастник называет свое имя. Священник причашает его, говоря: «Причащается раб Божий (имя) Честнаго и Святаго Тела и Крове Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, во оставление грехов своих и в жизнь вечную». Отойдя от Чаши, причастники запивают Святое Причастие теплотой (водой с вином).

    таинство евхаристии

    После благодарственных молитв священник благословляет верующих на выход из храма, напоминая о том, что они должны сохранять в душе мир Христов: «С миром изыдем...»

    После заамвонной молитвы, которую священник совершает, сойдя с амвона и став посреди народа, хор трижды поет: «Буди Имя Господне благословенно отныне и до века».

    Литургия завершается благословением народа, когда молящиеся подходят к священнику и целуют крест. При этом происходит раздача остатков просфор, то есть освященного хлеба (антидора), из которого вынута на проскомидии часть, называемая Агнцем. Раздав антидор, священник совершает отпуст литургии и благословляет народ словами: «Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матери... и всех Святых помилует нас, яко благ и человеколюбец». Осеняя себя крестным знамением, верующие выходят из храма.

    palchevskiy.by

    Евхаристия - это... Что такое Евхаристия?

  • Евхаристия — (Сандро Боттичелли, 1495 год) Евхаристия (греч …   Википедия

  • ЕВХАРИСТИЯ — (греч. eucharistia, от eu хорошо, и charis милость). Таинство св. причащения. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ЕВХАРИСТИЯ [гр. eucharistia] у христиан: причащение, одно из семи таинств. См. САКРАМЕНТ …   Словарь иностранных слов русского языка

  • евхаристия — причащение, приобщение, благодарение, причастие, литургия Словарь русских синонимов. евхаристия сущ., кол во синонимов: 7 • благодарение (2) • …   Словарь синонимов

  • евхаристия —     ЕВХАРИСТИЯ, причастие, причащение …   Словарь-тезаурус синонимов русской речи

  • ЕВХАРИСТИЯ — (греческое eucharistia), 1) то же, что причащение. 2) Одно из названий Божественной литургии …   Современная энциклопедия

  • ЕВХАРИСТИЯ — (греч. eucharistia) то же, что причащение …   Большой Энциклопедический словарь

  • ЕВХАРИСТИЯ — (греч. evcharistia благодарение) главный обряд христианского богослужения, месса, обедня. Семантика обряда обретение единения со Всевышним, святое причастие. Иисус во время последней трапезы угощал учеников вином и хлебом, претворяя последние в… …   Новейший философский словарь

  • ЕВХАРИСТИЯ — ЕВХАРИСТИЯ, евхаристии, мн. нет, жен. (греч. eucharistia, букв. благодарение) (церк.). То же, что причащение. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • ЕВХАРИСТИЯ — ЕВХАРИСТИЯ, и, жен. То же, что причащение. | прил. евхаристический, ая, ое. Евхаристическая молитва. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • ЕВХАРИСТИЯ — жен., греч., ·переводн. благодать. Таинство Св. Причащения. Евхарастический, к нему относящийся Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 …   Толковый словарь Даля

  • Евхаристия — название одного из главнейших таинств церкви,признаваемого всеми христианскими вероисповеданиями. Совершение егосоставляет главное христианское богослужение литургию. По учениюцерквей православной, католической и армяногригорианской, в Е. хлеб… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • theological_encyclopedia.academic.ru